Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия формирования социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности Милованова Наталия Викторовна

Педагогические условия формирования социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности
<
Педагогические условия формирования социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности Педагогические условия формирования социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности Педагогические условия формирования социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности Педагогические условия формирования социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности Педагогические условия формирования социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности Педагогические условия формирования социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности Педагогические условия формирования социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности Педагогические условия формирования социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности Педагогические условия формирования социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности Педагогические условия формирования социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности Педагогические условия формирования социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности Педагогические условия формирования социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Милованова Наталия Викторовна. Педагогические условия формирования социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Милованова Наталия Викторовна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2010.- 208 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1335

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основания формирования социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности 19

1.1. Социальная активность личности как педагогическая проблема 19

1.2. Музыкально-краеведческая деятельность как фактор формирования социальной активности подростков 42

1.3. Педагогические условия формирования социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности 71

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности 90

2.1. Определение содержательного компонента опытно-экспериментальной работы 90

2.2. Опытно-экспериментальная организация музыкально-краеведческой деятельности подростков в целях формирования их социальной активности 107

2.3. Анализ результатов формирования социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности 125

Заключение 157

Библиография 167

Приложения 184

Введение к работе


Актуальность исследования.
Проблема формирования социальной активности подрастающего поколения является особо значимой для современной педагогической науки и неизменно находится в центре внимания общества и государства. Период длительной дестабилизации жизни в России привел к потере воспитательных идеалов, и, как следствие, к существенному снижению уровня воспитанности и социальной активности молодежи, обострив такие проблемы, как рост числа социально пассивных, индифферентных, инфантильных, с одной стороны, и асоциальных, активность которых направлена во вред обществу и окружающим людям, с другой стороны, подростков, которые постепенно сознательно исключают себя из нормальной жизни общества. Именно социальная активность является одним из важнейших качеств личности, которое формируется в деятельности, отличающейся общественно-значимыми мотивами и дающей общественно ценный результат. «Как бы ни была богата и роскошна внутренняя жизнь человека, каким бы горячим ключом ни била она вовне, - она не полна, если не усвоит в свое содержание интересов внешнего ей мира, общества и человечества», - писал русский мыслитель В.Г. Белинский.

Социальная активность подростков является результатом плодотворного взаимодействия процессов развития общества и развития личности при условии, что общество предоставляет благоприятные педагогические условия для становления личности. Поэтому формирование социальной активности подростков становится приоритетной задачей педагогической науки.

Подростковый возраст представляет собой наиболее сензитивный период в плане формирования социальной активности, так как именно в этот период личностного развития возрастающая познавательная активность влечет за собой расширение спектра деятельности. О наличии социальной активности личности можно судить по содержанию и видам деятельности, в которых занята личность, по интенсивности участия в ней, проявлению ответственности, инициативности, самостоятельности, организованности и другим показателям. Однако современный подросток в связи с особенностями развития социума ограничен в выборе и мало ориентирован на активное участие в социально значимой деятельности.

В настоящее время Россия переживает кризисный период, когда прежние ценностные ориентации уже ушли в прошлое, а новые еще находятся на стадии становления. За короткий период перестройки российского общества были утрачены богатейшие традиции воспитания с опорой на художественно-эстетическое культурное наследие предшествующих поколений, содержащее бесценный воспитательный потенциал. Воспитание средствами музыки и музыкального наследия края растворилось в новых интересах молодежи или в их отсутствии. Активная пропаганда в средствах массовой информации зачастую низкопробной музыкальной культуры оказывает крайне негативное воздействие на музыкальные вкусы и взгляды подрастающего поколения. В силу возрастных особенностей такому негативному воздействию особенно подвержены подростки. Отсутствие у преобладающего большинства этой возрастной группы интереса к классическому наследию прошлого, и регионального в том числе, объясняется недостаточной разработанностью в образовательном процессе педагогических условий и отсутствием технологического сопровождения организации социально значимой музыкально-краеведческой деятельности подростков.

Регионализация образования прочно утвердилась в качестве стратегического направления реформирования общеобразовательной школы. На федеральном и региональном уровнях внедряется идея адаптации музыкально-краеведческого образования ввиду его весомой педагогической значимости к конкретным условиям того или иного региона. Но в современной педагогической науке до сих пор не сложилось целостного представления о воспитательном потенциале музыкального наследия прошлого по причине еще далеко не полного раскрытия его материалов, недостаточной актуализации исторически сложившихся методов и форм и педагогического осмысления современных возможностей организации музыкально-краеведческой деятельности.

Музыкально-краеведческая деятельность как организованный педагогический процесс предоставляет большие возможности для проявления качественных и динамических характеристик социальной активности подростков и является фактором ее формирования. Между тем, с подобной деятельностью подросток практически не знаком, что понижает не только его социальную активность, но и уровень общей культуры в целом.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что необходимо пересмотреть взгляды и подходы к музыкальному краеведению и вычленить в учебно-воспитательном процессе как одно из направлений, - организацию социально значимой музыкально-краеведческой деятельности подростков, способствующей формированию социальной активности, духовно-нравственных качеств, максимальному раскрытию творческих способностей, созданию атмосферы сопричастности, ответственности за судьбу страны и Тамбовского края.

Анализ научной литературы показывает, что проблеме социальной активности личности уделялось пристальное внимание в трудах Е.А.Ануфриева, Л.П.Буевой, Т.П.Богдановой, А.А.Бодалева, Е.В.Бондаревской, А.В.Зосимовского, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, Л.И. Мищенко, И.П. Подласого, Л.С.Рубинштейна, В.А.Сластенина, В.А.Сухомлинского, Т.И. Шамовой, П.М.Якобсона и других исследователей.

В последние годы выполнен ряд диссертационных исследований, касающихся факторов формирования социальной активности личности, в том числе подростков: М.О. Антонова (2004 г.), Л.А. Герасимова (2003 г.), Т.Г. Емельянова (2006 г.), С.С. Керкис (2008 г.), Л.П. Конвисарева (2006 г.), Н.Н. Криволапова (2004 г.), А.А. Смирнова ( 2006 г.), Т.А. Турбина ( 2007 г.), А.С. Шарудилова (2008 г.) и другие.

В современной науке обозначены направления разработки педагогического аспекта музыкального краеведения и организации музыкально-краеведческой деятельности школьников. Исследование этих вопросов проводится в научных трудах О.А.Апраксиной, Е.В. Бондаревской, Ю.Н. Кулюткина, В.И.Муцмахера, А.С.Петелина, В.И. Шацкой и других ученых.

Проблеме организации музыкальной и краеведческой деятельности школьников посвящены диссертационные исследования С.П. Ахтырского (2003 г.), М.Ю. Долгушиной (2001 г.), С.М. Завьяловой (2002 г.), М.Н. Зайковской (2002 г.), Е.О. Казьминой (2000 г.), М.В.Сайфулиной (2002), Е.В. Самохваловой (2006 г.) и др.

В настоящее время, как выявлено в ходе изучения психолого-педагогической литературы и исходя из опыта педагогической работы в школе, проблема формирования социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности обусловлена несколькими противоречиями:

- между потребностью общества в социально активной личности и недостаточной вовлеченностью молодежи в социально значимые виды деятельности, в том числе, музыкально-краеведческую;

- между наличием учебных, воспитательных и общекультурных возможностей материалов музыкального краеведения и музыкально-краеведческой деятельности в формировании социальной активности подростков и недостаточностью научного обоснования их использования в педагогической практике;

Выявленные противоречия определили проблему исследования: каковы возможности музыкально-краеведческой деятельности в формировании социальной активности подростков и педагогические условия их эффективной реализации в воспитательной работе с подростками?

Цель исследования: определить возможности музыкально- краеведческой деятельности в формировании социальной активности подростков; выявить и обосновать педагогические условия формирования социальной активности подростков в процессе музыкально- краеведческой деятельности.

Объект исследования – процесс формирования социальной активности подростков в условиях общеобразовательной школы.

Предмет исследования – педагогические условия формирования социальной активности подростков в процессе организации их музыкально-краеведческой деятельности.

Гипотеза исследования строится на предположении о том, что формирование социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности будет эффективнее, если:

1) научно уточнено и конкретизировано содержание понятия «социальная активность»;

2) теоретически обоснованы и практически выявлены возможности музыкально-краеведческой деятельности как фактора формирования социальной активности подростков;

3) определен комплекс педагогических условий формирования социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности, включающий:

- учет выраженности активности подростков в социально значимой деятельности;

- ориентацию учебно-воспитательного процесса школы на музыкальное краеведение;

- подготовку педагога к организации музыкально-краеведческой деятельности подростков;

- систематизацию материалов музыкального краеведения Тамбовщины;

- разработку технологического сопровождения музыкально-краеведческой деятельности подростков в целях формирования их социальной активности.

Для достижения поставленной цели и доказательства гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:

1. Уточнить и конкретизировать содержание понятия «социальная активность подростков», проанализировать факторы ее формирования.

2. Теоретически обосновать музыкально-краеведческую деятельность как фактор формирования социальной активности подростков, определить ее функции, особенности организации и возможности для проявления и совершенствования качеств социальной активности подростков.

3. Разработать критериально- диагностический аппарат оценки уровня сформированности социальной активности подростков в социально значимой музыкально-краеведческой деятельности.

4. Определить, теоретически обосновать и опытно-экспериментально проверить комплекс педагогических условий формирования социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности.

5. Разработать модель формирования социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные положения о социальной обусловленности воспитания и сущности личности; социальной активности как движущей силы развития общества и личности; ведущей роли деятельности человека в его личностном саморазвитии; психологические и педагогические концепции, раскрывающие сущность и содержание механизмов формирования социальной активности личности, специфику становления социально значимых качеств личности подростков; положения о роли музыкального краеведения и возможностях музыкально-краеведческой деятельности в формировании социальной активности подростков.

Методологическую функцию в исследовании реализуют общенаучный системный подход к познанию и преобразованию действительности, деятельностный, культурологический, личностно- ориентированный подходы к воспитанию.

Теоретическую основу исследования составляют:

- теоретические положения философии и педагогики по проблеме формирования социальной активности личности (П.К.Анохин, Е.А.Ануфриев, В.П.Беспалько, Е.В.Бондаревская, Л.П.Буева, Т.П.Богданова, А.В.Зосимовский, Б.Т.Лихачев, Л.И. Мищенко, К.К. Платонов, В.А.Сластенин, В.А.Сухомлинский и др.);

- ведущие теоретические положения о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности (К.А. Абульханова- Славская, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, M. Boden, N. Rogers и др.);

- идеи системного подхода (И.В. Блауберг, Э.Г.Юдин и др.), который обеспечивает возможность рассмотрения объекта и предмета исследования в историко-современном ракурсе с учетом данных исследований широкого спектра наук о человеке и его развитии; деятельностного подхода (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, И.А. Зимняя, В.А. Сластенин и др.), положенного в основу разработки технологического сопровождения музыкально- краеведческой деятельности подростков, ориентированного на формирование их социальной активности; культурологического подхода (Е.В.Бондаревская, И.Ф.Исаев, А.В.Мудрик и др.), являющегося обоснованием значимости музыкально-краеведческой деятельности в формировании социально активной личности; личностно-ориентированного подхода (И.А.Зимняя, В.А.Сластенин, И.С. Якиманская и др.), обеспечивающего возможность видения конечного результата исследования – социально активную личность высокого уровня культуры;

- исследования, дающие теоретическое обоснование воспитательного потенциала музыкального наследия (Б.В.Асафьев, Е.И.Белоусова, С.М.Завьялова, Д.Б.Кабалевский, И.К.Кучмаева, Т.Ю.Куперт, А Л.П.Прессман, В.Сохор, Л.А.Тарасова и др.) и музыкально-краеведческой деятельности как фактора формирования личности (О.А.Апраксина, Г.А.Гришина, Н.К.Карпова, Д.С.Лихачев, Г.М. Цыпин, Е. Gaston, D. Michef , M. Priestly, C. E. Seashore и др.);

- исследования ученых-краеведов (А.М. Белкин, К.Э. Вебер, И.И.Дубасов, Н.Н. Емельянова, О.А. Казьмин, В.В. Козляков, Г.П. Пирожков, В.И. Попков, Н.М. Сухоруков, А.А. Соболева и др.) и опыт организации музыкально-краеведческой деятельности школьников в других регионах России (Л.Г.Арчажникова, О.А.Апраксина, И.В.Большакова, Г.П.Борисов, Л.А.Тарасова и др.).

В качестве методов исследования использовались:

- теоретические – анализ, синтез, обобщение при изучении философской, социологической, педагогической и методической литературы, выполненных ранее диссертационных исследований; педагогическое моделирование;

- эмпирические - наблюдение, анкетирование, опрос, интервьюирование, экспертная оценка, анализ документации и результатов деятельности подростка, обобщение практического опыта, опытно-экспериментальная работа;

- методы математической статистики - уровневое и интервальное шкалирование, вычисление средних арифметических значений результатов испытуемых, определение статистической достоверности результатов исследования при помощи 2- критерия и путем расчета коэффициента корреляции К. Пирсона.

Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось на базе МОУ СОШ № 17 г. Мичуринска. Опытно-экспериментальной работой было охвачено 12 педагогов и 8 старшеклассников, а также 100 обучающихся из школ № 1, 2, 17 и их структурных подразделений города Мичуринска.

Исследование проводилось с 2006 по 2010 гг. и включало 4 этапа: организационно-констатирующий (2006-2007гг.), теоретико-содержательный (2007-2008 гг.), формирующий (2008-2009 гг.) и обобщающий (2009-2010 гг.), где каждый следующий этап базировался на результатах предыдущего, являясь очередной ступенью осмысления возможностей формирования социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности.

В ходе организационно-констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы осуществлялось формулирование проблемы и темы исследования, определение его цели, задач, объекта и предмета, проводился теоретический анализ проблемы, определялись методологические подходы к ее разработке, уточнялся критериально-диагностический аппарат исследования, изучался опыт организации музыкально-краеведческой деятельности, ее возможности в формировании социальной активности подростков, был проведен констатирующий этап опытно-экспериментальной работы, включающий выявление начального уровня сформированности социальной активности подростков в социально значимой музыкально-краеведческой деятельности.

На теоретико-содержательном этапе проводился сбор материалов по истории музыкальной жизни Тамбовского края второй половины ХIХ и первой половины ХХ веков. Материалы систематизировались и обобщались в аспектах истории и современности и были приняты в качестве содержательного компонента спецкурса, разработанного для педагогов и подростков. Разрабатывалась модель и педагогические условия формирования социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности. Этап завершился теоретическим обоснованием сформулированных нами педагогических условий.

В ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы была подвергнута проверке гипотеза исследования, освоена модель формирования социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности, позволившая оценить эффективность разработанных критериев и показателей оценки уровня сформированности социальной активности подростков в социально- значимой музыкально-краеведческой деятельности, а также обоснованного комплекса педагогических условий формирования социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности. На данном этапе исследования разрабатывалось авторское технологического сопровождение музыкально-краеведческой деятельности подростков в школе в целях формирования их социальной активности в рамках объединения подростков – любителей музыки прошлого нашего края «Краевед».

Обобщающий этап был посвящен анализу результатов опытно-экспериментальной работы, уточнению основных теоретических выводов, литературному оформлению диссертации.

Объективность и достоверность результатов исследования обеспечивалась обоснованностью исходных методологических и теоретических позиций, использованием системного, личностно-ориентированного, культурологического и деятельностного подходов, применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, задачам и логике исследования, его проведением в единстве теории и практики, многоэтапностью опытно-экспериментальной работы, сочетанием количественного и качественного анализа при обработке результатов исследования; использованием процедур математически-статистической обработки ее результатов и их воспроизводимостью.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- уточнено и конкретизировано содержание понятия «социальная активность подростков» как интегрального качества личности, определяющего степень интенсивности проявления личности в значимой для общества деятельности, выраженной организованностью, самостоятельностью, инициативностью, ответственностью; выявлены объективные и субъективные факторы формирования социальной активности подростков;

- обоснована музыкально-краеведческая деятельность как фактор формирования социальной активности подростков, определены ее функции, особенности организации и педагогические возможности содержания, методов, исторически сложившихся и современных форм музыкально-краеведческой деятельности, освоение и реализация которых способствует проявлению и совершенствованию качеств социальной активности подростков;

- разработан критериально - диагностический аппарат оценки уровня сформированности социальной активности подростков в социально значимой музыкально- краеведческой деятельности;

- определен и обоснован комплекс педагогических условий формирования социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности, включающий учет выраженности активности подростка в социально-значимой деятельности, ориентацию учебно-воспитательного процесса школы на музыкальное краеведение, подготовку педагога к организации музыкально-краеведческой деятельности подростков, систематизацию материалов музыкального краеведения Тамбовщины, разработку технологического сопровождения музыкально-краеведческой деятельности подростков в целях формирования их социальной активности;

- разработана и практически использована в условиях общеобразовательной школы модель формирования социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности, определяющая последовательность и взаимосвязь следующих компонентов: этапов, педагогических условий, форм и методов организации, а также результатов музыкально-краеведческой деятельности подростков, направленных на формирование их социальной активности.

Теоретическая значимость исследования состоит в научном обосновании общетеоретических представлений о целесообразности создания в образовательном процессе комплекса педагогических условий формирования социальной активности подростков в процессе музыкально- краеведческой деятельности. Исследование уточняет научные представления о содержании понятия «социальная активность», ее факторах, определяет критерии и показатели оценки уровня сформированности социальной активности подростков в социально значимой музыкально-краеведческой деятельности.

Теоретически обоснована музыкально-краеведческая деятельность как фактор формирования социальной активности подростков, выявлены ее функции, особенности организации и возможности для проявления и совершенствования качеств социальной активности. Определены комплекс педагогических условий и разработана модель формирования социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в выявлении педагогических условий формирования социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности; уровня сформированности социальной активности подростков в социально значимой музыкально-краеведческой деятельности, в проверке возможностей проявления сформированных компонентов социальной активности в других видах социально значимой деятельности подростков; в разработке и апробации в МОУ СОШ № 17 г. Мичуринска спецкурсов для педагогов и подростков «История музыкальной культуры родного края», «Основы музыкально-краеведческой деятельности», авторского технологического сопровождения музыкально-краеведческой деятельности подростков в целях формирования их социальной активности – музыкально-краеведческой экспедиции в рамках объединения подростков – любителей музыки прошлого нашего края «Краевед», которые могут быть использованы в учебной и внеучебной работе в средних общеобразовательных школах, в учреждениях дополнительного образования, а также в процессе подготовки и повышении квалификации педагогических кадров.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Социальная активность подростка представляет собой интегральное качество, определяющее степень интенсивности проявления личности в значимой для общества деятельности, выраженной организованностью, самостоятельностью, инициативностью, ответственностью и формируемой при наличии объективных (условия жизни в обществе; социально-экономическая система; социальные общности; система социально значимых отношений и социально активной деятельности, заданная в обществе; система образования; фактор сензитивности и другие) и субъективных (личностные психические свойства в их качественных и динамических характеристиках с позиций действенности, уровень образованности личности и другие) факторов, способствующих организации социально значимой музыкально- краеведческой деятельности.

3. Музыкально-краеведческая деятельность как фактор формирования социальной активности подростков представляет собой сложную многофункциональную (патриотическая, духовно-нравственная, познавательная, коммуникативно-информативная, адаптационная, аксиологическая, этнообразующая, музейная и другие, при ведущей воспитательной функции) социально значимую деятельность по освоению и распространению музыкального наследия прошлого, которая при условии ее организации с учетом педагогических условий формирования социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности обеспечивает широкие возможности для проявления и совершенствования качеств социальной активности.

2. Критериально-диагностический аппарат оценки уровня сформированности социальной активности подростков в социально значимой музыкально- краеведческой деятельности включает следующие критерии: наличие у подростков специальных знаний о социальной активности, проявляющиеся в таких показателях, как: знания о значении социальной активности, о структуре социально активной деятельности, о способах социально активной деятельности; наличие у подростков мотивированной потребности в социально значимой деятельности, показателями которой являются осознанное стремления к социально значимой деятельности, наличие познавательного интереса, стремление к социально значимому результату деятельности; активное участие подростков в социально значимой деятельности, показателями которого выступают проявление самостоятельности в организации личного участия в социально значимой деятельности, проявление инициативности в социально значимой деятельности, проявление ответственности в достижении и презентации результатов социально значимой деятельности.

4. Комплекс педагогических условий формирования социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности включает:

- учет выраженности активности подростка в социально значимой деятельности;

- ориентацию учебно-воспитательного процесса школы на музыкальное краеведение;

- подготовку педагога к организации музыкально-краеведческой деятельности подростков;

- систематизацию материалов музыкального краеведения Тамбовщины;

-разработку технологического сопровождения музыкально-краеведческой деятельности подростков в целях формирования социальной активности.

5. Модель формирования социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности представляет собой системное образование, определяющее последовательность и взаимосвязь следующих компонентов: этапов, педагогических условий, форм и методов организации, а также результатов музыкально-краеведческой деятельности подростков, направленных на формирование их социальной активности и проявление качеств социальной активности - организованности, самостоятельности, инициативности и ответственности,- в других видах социально значимой деятельности: учебной, общественной и досуговой.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования отражены в статьях, а также докладывались и обсуждались на всероссийских и региональных научно-практических конференциях: «Преподавание предметов эстетического цикла в современных условиях» (Мичуринск, 2007), «Психолого-педагогическая поддержка муниципального образования» (Мичуринск, 2008), «Личностное и профессиональное становление будущего специалиста» (Тамбов, 2009), «Преподаватель высшей школы» (Тамбов, 2009), «Актуальные проблемы образовательного процесса в школе и вузе» (Мичуринск, 2010), «Повышение профессиональной компетентности работников образования: актуальные проблемы и перспективные решения» (Москва, 2010), Державинские Чтения (Тамбов, 2010), на страницах журналов «Гаудеамус» и «Вестник Тамбовского университета» (Тамбов, 2009, 2010), а также в докладах на научно-практических семинарах преподавателей и аспирантов Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина и Мичуринского государственного педагогического института, выступлениях на методологических семинарах вузов, в отчетах о результатах исследования на кафедре общей педагогики и образовательных технологий ТГУ им. Г.Р.Державина. Основные материалы исследования, изложенные в публикациях, используются учителями школ г. Мичуринска.

Структура диссертации определена задачами исследования, логикой раскрытия темы и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

В приложении представлены программы спецкурсов, обобщенные и систематизированные в содержательный компонент спецкурсов материалы музыкально-краеведческой деятельности подростков, анкеты, тексты опросников, сводные таблицы результатов опытно-экспериментальной работы.

Социальная активность личности как педагогическая проблема

Проблема формирования социальной активности подрастающего поколения является особо значимой для современной педагогической науки и неизменно находится в центре внимания общества и государства. Период длительной дестабилизации жизни в России привел к потере воспитательных идеалов, и, как следствие, к существенному снижению уровня воспитанности и социальной активности молодежи. Но, вместе с тем, социальная активность является одним из важнейших качеств личности на современном этапе развития общества, обеспечивающая возможность для сознательной, созидательной, плодотворной деятельности на благо общества и личности.

Социальная активность подростков является результатом плодотворного взаимодействия процессов развития общества и развития личности при условии, что процесс развития общества предоставляет благоприятные педагогические условия для ее становления, поэтому формирование социальной активности подростков является приоритетной задачей педагогической науки.

Заметим, что перед современной педагогической наукой стоит также важная задача поиска путей и условий формирования активной, творческой личности, способной плодотворно трудиться на личное и общественное благо. В рамках проекта Федерального образовательного стандарта общего образования разработана Примерная программа воспитания и социализации школьников. На основе национального воспитательного идеала определены основные задачи воспитания школьников, направленные на формирование качеств личности, которые входят в состав социальной активности. А.Г. Асмолов, А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков подчеркивают, что именно ослабление внимания к ним привело к существенному снижению качества образования [17, 56].

Проблема формирования социальной активности личности в различной ее структурной и функциональной интерпретации рассматривается в области философии, социологии, психологии и педагогики на протяжении всей истории развития научной мысли. Так, зависимость проявления социальной активности от ролевых установок и ценностных приоритетов индивида замечал Конфуций. Сократ считал ее составной частью внутреннего самосовершенствования. Практическое применение социальной активности в деятельности Марк Аврелий Антоний ставил в зависимость от степени общественной сущности человека. Гуманистическое направление развития научной мысли рассматривало социальную активность как одно из основных способов реализации заложенных в ней безграничных возможностей, как торжество гармонии личности и свободного общества [10].

Идеи определения социальной активности как формы самореализации личности, проявления ее свободы и ориентации на интенсивную конструктивную деятельность звучали в трудах И. Канта, Г. Гегеля, Л. Фейербаха. Философы видели в социальной активности необходимое условие сохранения человеческого общежития, отождествляли социальную активность со способностью социального субъекта к сложному взаимодействию с природой и обществом, к творческому осмыслению действительности. В трудах Н. Бердяева, В. Соловьева, С. Булгакова, П. Флоренского развивалась концепция вселенской активности личности, то есть - разумной и нравственной деятельности человека на благо общества, где активность личности основана на реализации творчества и свободы. Данные положения предопределили многогранность современного толкования сущности и структуры социальной активности личности.

Термин «социальная активность» широко используется в современной психолого- педагогической литературе, но его толкование постоянно изменяется в соответствии с требованиями общества к личности. Традиционно используется определение социальной активности личности как меры проявления социальной дееспособности человека, его стержневой характеристики, как субъекта общественных отношений [12, 50, 58, 64, 69, 73 и др.]. В состав понятия «социальная активность» входят два компонента: «социальная» - направленность на общество, «активность» - ярко выраженная, интенсивная, созидательная деятельность. Обоснованием понятия «социальная активность» в качестве теоретического конструкта является дифференцирование составляющих понятий выделенного качества. Уточнение понятия «активность» в философии привело к выявлению ряда направлений, где оно приобретает различные смысловые оттенки: как мера деятельности; как уровень протекания процесса; как степень возможности субъекта к взаимодействию; действие субъекта, опосредованное внутренними противоречиями, обусловленные средовым влиянием.

«Активность» традиционно обозначает одну из ведущих характеристик высшей нервной деятельности в аспекте динамического свойства личности. Активность свойственна каждому человеку в его индивидуальной, субъективной интенсивности. Активность служит условием для возникновения субъект-ности, а субъектность задает специфику активности, определяя высший уровень саморегуляции личности и выступает средством отделения субъектной активности от других ее видов [1,38, 172 и др.].

Исследователи проблемы Б.М. Бим-Бад, А.В. Зосимовский, В.З. Коган, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнова рассматривают «активность» как единство способности личности к деятельности и ее реализации в ней [30, 73, 96, 115, 184]. Активность считается атрибутивным свойством материи и применяется к социальной форме движения. Ее можно определить как способность человека воздействовать на окружающую действительность, изменяя и преобразуя ее. Активность личности включает активность сознания, мотивации, отношения, действенность человека в обществе в соответствии с его социальной ролью. Социальная активность личности является продуктом общества, и, одновременно, объектом социально-педагогического воздействия, субъектом социальной практики. В этико-философской и психолого-педагогической литературе 50-80-х годов XX века вопросам трактовки понятия «социальная активность», его структуры, природы ее функциональной направленности и поиску путей формирования уделялось по достоинству серьезное внимание. Сложились общеметодологические подходы, которые заслуженно используются в современных исследованиях проблемы как базовые.

Музыкально-краеведческая деятельность как фактор формирования социальной активности подростков

Демократизация общества, стремление к социально-экономической самостоятельности различных субъектов Федерации привели к изменениям в сфере образования и культуры в плане тенденции к регионализации. Условия нового социального заказа общества способствовали дальнейшему расширению педагогических возможностей музыкального краеведения. Нормативные документы Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, Министерства народного образования, статья 29 Закона «Об образовании» предусматривают введение регионального компонента государственного образовательного стандарта в ВУЗах, регионального компонента базисного плана в школах.

Согласно «Концепции государственной региональной политики Российской Федерации в области высшего и среднего профессионального образования», нормативным документам, молодежной политике важным аспектом регионализации образования является развитие региональных программ по освоению краеведческого материала. В силу ряда причин социально-культурного, педагогического и экономического характера его реализация в системе образования практически законсервирована. В целях ускорения названного процесса на основе изменений в нормативных документах четко обозначается необходимость разработки региональных программ активизации краеведения, музыкального в том числе, в целях повышения уровня культуры и социальной активности подрастающего поколения. Однако их реализация затруднена нехваткой учебно-методических пособий, хрестоматий, наглядно-методических материалов, отражающих национально-региональную специфику, недостаточной разработанностью педагогических технологий краеведения, малочисленностью подготовленных специалистов педагогов-краеведов.

В период перестройки нашего общества в последней четверти XX века, за столь короткий срок, акцентируя внимание на научно-техническом и экономическом аспектах человеческой культуры, удалось утратить традиции ориентации на художественно-эстетическое культурное наследие предшествующих поколений, содержащее огромный воспитательный потенциал. Если содержание музыкального наследия как артефакт истории хотя и не пополнялось, но было сохранено, то процесс целенаправленного воспитания молодежи его средствами в результате множества попыток реформирования образования был утрачен, растворившись в новых интересах общества и молодежи или в их отсутствии.

Исследование возможностей содержания музыкального наследия как интегрирующего начала в общественной жизни и деятельности позволяет судить о пределах его воздействия на качественное своеобразие общественных отношений в современных динамичных условиях, на становление личностных характеристик. В системах межличностных отношений в процессе самой деятельности по изучению культурного наследия прошлого изменяется личность, воспринимающая многогранный потенциал содержания, форм, методов и самого духа общения с собственной историей. В сложных условиях современности остро возникла проблема организации процесса наследования культуры прошлого. Поиск решения следует начать с истории.

Влияние музыкального наследия на развитие личности было замечено в глубокой древности. Оно рассматривалось как благотворное на многие сферы деятельности человека. Так, еще древние мыслители заметили способность музыкального искусства влиять на нравы людей. В IV веке до н.э. Платон писал: «...не в мусическом ли искусстве заключено самое значительное воспитательное средство, так как ритм и гармония больше всего проникают в глубину души и сильнее всего захватывают ее» [10, с. 211]. Эту мысль развил Аристотель. «Музыка - необходимый душевный атрибут человеческого существования, она способна оказать известное воздействие на этическую сторону души», писал философ [10, с. 221].

Музыкальное воспитание в школах древней Греции занимало одно из центральных мест. Научную разработку теории эстетического воспитания средствами музыки связывают с именем Пифагора из Самоса (VI-V вв. до н.э.). До нас не дошли сочинения Пифагора, но, по сведениям Платона, Плутарха и других античных авторов, Пифагор не только разработал теорию музыки как основную часть учения о космическом порядке, но и объявил музыку философией и даже средством врачевания [10, с.7]. Платон высказывает традиционную для античной эстетики мысль, утверждая, что «тот, кто не упражнялся в хороводах, человек невоспитанный, а кто достаточно в них упражнялся, тот воспитан» [10, с. 102]. Греки, безусловно, считали музыкальное искусство сферой внутреннего достоинства и духовного выражения. Их мысль о гармонически развитом человеке претворялась в следующем понимании: если физические упражнения развивают тело, то музыка развивает, упорядочивает и обновляет человеческую душу. В своем проекте идеального государства Платон, стремясь воспитать в гражданах суровую простоту и мужество, требует самого жесткого контроля над музыкой. Он исключает такие лады, которые способствуют, по его мнению, изнеженности и чувственности и разрешает в своем государстве употребление только двух ладов, который «надлежащим образом воспроизводит звуки и ударения человека мужественного в военном и всяком ратном деле», и который может быть использован в мирное время: он настраивает человека действовать при всех обстоятельствах мудро и уверенно» [10, с. 129]. В целях воспитания Платон допускал употребление в городе только лиры и кифары, а в деревне - свирели на основе убеждения в том, что музыка может оказывать как высоконравственное, так и развращающее влияние.

Аристотель выделил следующие музыкальные лады: этические, действующие на моральные свойства человека; практические, вызывающие волю к действиям; энтузиастические, приводящие в восторженное состояние. Он также указывал, в каких случаях какими ладами надлежит пользоваться. Музыке, как средству воздействия, Аристотель отдавал предпочтение перед всеми остальными объектами чувственного восприятия [10].

Экскурс в историю позволяет заметить, что ни одно общество, социальная группа или личность не обходились без музыки, которая сопровождала их во всех жизненных ситуациях, помогала решать сложные проблемы. Но только будучи объективно представленной и субъективно интерпретированной она влияет на них. Процесс восприятия музыкального воздействия должен быть педагогически целенаправленно организован. Музыкально-краеведческая деятельность направлена на то, чтобы извлечь воспитательный потенциал музыки прошлого и реализовать его в современной системе воспитания.

В современном обществе и системе образования теоретически осознана необходимость решения задач воспитания подрастающего поколения средствами краеведения. Д.С. Лихачев придавал огромное значение краеведению. В своей работе «Память истории священна» он писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи -задача первостепенной важности» [123, с.82]. Он подчеркивал, что «истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других, обогащаясь сам духовно...» [123, с. 69] силами традиций народа и других особенностей музыкальной культуры края, без сохранения которых любой народ, теряя свою самобытность, обречен на постепенное вымирание.

Определение содержательного компонента опытно-экспериментальной работы

Содержательным компонентом для опытно-экспериментальной организации музыкально-краеведческой деятельности подростков в целях формирования их социальной активности в нашем исследовании определены материалы музыкального наследия Тамбовского края второй половины XIX - начала XX века как наиболее яркого и продуктивного для музыкального краеведения этапа. Воспитательный потенциал музыкального наследия заключается в смысловом содержании музыкальных произведений, формах их освоения и методах приобщения подростков к музыке в культурно-историческом контексте их создания, что открывает возможности для проявления и совершенствования качеств социальной активности личности подростка.

История регионов России, Тамбовского края в том числе, свидетельствует о том, что культурная жизнь и составляющая ее музыкальная культура постепенно развивалась как в отношении содержательного, так и процессуального ее компонентов [40, 41, 45, 46, 49, 63, 65, 78, 80, 85, 87, 185 и др.]. На рубеже XIX и XX в. систематически стали появляться в центральной и местной печати отдельные упоминания о музыкальной культуре Тамбова, что свидетельствует о ее значимости. Из специальной литературы известно, что в последующие десятилетия проводилось большое количество исследований по музыкальной культуре различных регионов, Тамбовского в том числе, систематизировалось содержание, развивалась методология и теория музыкального краеведения [4, 36, 54, 55, 69, 92, 108, 127, 157, 178, 203 и др.]. Внимание исследователей А.Б. Алиева, Г.П. Борисова, Л.И. Гольдина, Ю.В. Давыдовой, СМ. Завьяловой, Н.К. Карповой, Т.Ю. Куперта, P.P. Лоскутовой, В.И. Петрушина, Е.В. Самохваловой, И.А. Хвостовой и других, как правило, привлекали яркие имена известных музыкантов, сведения о творчестве и деятельности которых пополняли содержание музыкального краеведения. Если содержание музыкального краеведения и расширялось, то процесс приобщения к нему молодежи по-прежнему не отличается интенсивностью ввиду недостаточной разработанности педагогических технологий.

Содержание материалов музыкального наследия Тамбовского края, которое в нашем исследовании представляет собой содержательный компонент модели формирования социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности подлежит систематизации, глубокому осмыслению, освоению и распространению, что является одной из задач нашего исследования.

Содержание музыкального краеведения представляет собой огромный объем постоянно пополняющейся вследствие научных изысканий информации. «Всеобщая история музыкальной культуры страны еще не написана» [213, с. 3]. Эта справедливая мысль, высказанная Б.С. Штейнпрёссом более сорока лет назад в работе, посвященной музыкальной жизни региональных центров России, актуальна и сегодня. И в настоящее время остаются преданными незаслуженному забвению целые плеяды талантливых музыкантов, богатейшее наследие которых мало изучено, не систематизировано и не используется в связи с этим его огромный образовательно-воспитательный потенциал. Огромная часть культурного наследия в силу множества обстоятельств оказывается вычеркнутой из истории Тамбовского края. Причины забвения различны, но результат однозначен - не реализуются его воспитательные возможности.

В Тамбовском крае до сих пор слабо развито музыкальное краеведение. В нашем исследовании была организована группа подростков. Их силами под руководством педагогов содержание материалов музыкального наследия раскрывалось, исследовалось и доводилось до широких слоев населения. В Приложении 3 размещен содержательный компонент мультимедийного учебного пособия, в которое входят материалы музыкальных презентаций, подготовленных совместно педагогами и подростками в процессе занятий в объединении подростков-любителей музыки прошлого нашего края «Краевед». В него вошли интересные факты о малоизвестных представителях музыкальной интеллигенции наиболее яркого периода становления музыкальной культуры Тамбовщины конца XIX- первой половины XX века. Для организации социально значимой музыкально-краеведческой деятельности подростков неоценимым вкладом является изученное педагогами и подростками краеведами многообразие исторических форм организации музыкальной жизни, существовавших в те далекие времена. Многие из этих форм были освоены и актуализированы в процессе опытно-экспериментальной организации музыкально-краеведческой деятельности подростков с целью формирования их социальной активности. В связи с этим считаем необходимым рассмотреть их в кратком изложении.

Факты истории свидетельствуют, что тамбовчанам есть чем гордиться в своем музыкальном прошлом и настоящем [22, 41, 61, 65, 66, 80, 85, 88, 90 и другие]. В целях определения содержательного компонента музыкально-краеведческой деятельности подростков нами привлекались материалы, собранные и систематизированные тамбовскими краеведами A.M. Белкиным, Н.Н. Емельяновой, О.А. Казьминым, Е.О. Казьминой, В.В. Козляковым и другими [см. тамже].

В процессе изучения материалов музыкального краеведения Тамбовщины нами уделялось внимание поиску утраченных форм организации приобщения молодежи к музыке родного края. Материалы музыкального краеведения пополнены благодаря исследованию В. П. Прокунина, уроженца села Соснов-ка, композитора, собирателя фольклора. Он, автор романсов на стихи русских классиков, создал труд «Собрание русских народных лирических песен». Систематизацией материалов музыкального краеведения Тамбовского края активно занимался поэт, композитор, педагог А.В.Анохин. Он записал более 500 народных песен, а также создал поэму «Хан Эрлик», ораторию «Талалай Хан». Неоценимы заслуги уроженца села Шульгино, композитора, педагога-вокалиста, дирижёра, В.И.Садовникова; А. Ф. Пащенко - помощника редактора журнала «Баян», автора 17 опер, 15 симфоний, а также ораторий и концертов. Деятельность перечисленных музыкантов была направлена на выявление, систематизацию и презентацию музыкальных материалов прошлого, то есть являлась музыкально-краеведческой.

Источник пополнения содержания материалов музыкального краеведения Тамбовского края неисчерпаем. В подборе материалов музыкального краеведения мы учитывали положение о том, что наибольшим воспитательным потенциалом располагают музыкальные произведения любой культурной разновидности, обладающие выраженным образно - художественным содержанием. А так же, что искусство может духовно и эмоционально воздействовать на личность при условии заинтересованности самого человека, его активности, инициативности, настойчивости и организованности в деятельности по его освоению. Поэтому подростков мы тщательно готовили к восприятию музыкального наследия, вовлекая их непосредственно в музыкально-краеведческую деятельность.

Опытно-экспериментальная организация музыкально-краеведческой деятельности подростков в целях формирования их социальной активности

Опытно-экспериментальная работа по формированию социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности организационно осуществлялась с помощью реализации модели формирования социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности. Педагогические условия формирования социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности являются ее основой, порядок осуществления которых продиктован логикой опытно-экспериментальной работы.

Констатирующий и формирующий этапы опытно-экспериментальной работы проводились с участием 100 подростков из школ № 1, 2, 17 и их структурных подразделений на базе общеобразовательной школы № 17 г. Мичуринска в рамках школы воскресного дня. Для выявления интереса к музыкально-краеведческой деятельности у подростков применялась методика «Карта интересов», адаптированная к исследованию [171, с. 360]. Использование данной методики позволило предварительно проанализировать интересы подростков, близкие к тому или иному виду деятельности.

Методика выявила 126 подростков, у которых было желание рационально использовать свободно время и имеющих интерес к музыке прошлого края. Небольшая часть из них затем отсеялась, некоторые посещали занятия нерегулярно. Стабильно посещающих занятия оказалось 100 человек. С музыкально-краеведческой деятельностью большинство подростков не были знакомы. В школах были проведены занятия с администрацией, учителями-предметниками, классными руководителями с целью активизации национально-регионального компонента учебного плана, что позволило реализовать педагогическое условие - ориентацию учебно-воспитательного процесса школы на музыкальное краеведение и послужило дополнительной базой для формирования когнитивного и мотивационного компонентов социально значимой музыкально-краеведческой деятельности подростков.

Формирование социальной активности подростков в процессе освоения музыкального наследия Тамбовского края возможно при условии активной деятельности заинтересованного педагога. Лишь его целенаправленными усилиями могут быть адаптированы к современной ситуации разнообразные формы приобщения молодежи к музыке, созданы новые. В одном из своих интервью Д.С. Лихачев отметил: «Где есть хороший учитель, там растут хорошие дети. Они хотят знать историю не только своей страны и города, но и историю каждого дома» [123, с. 111].

Выбор адекватных средств активизации музыкально-краеведческой деятельности подростков осуществлялся нами согласно следующим правилам: 1) в целях возбуждения интереса и желания освоить музыкально-краеведческий материал педагог в процессе объяснения приводит яркие жизненные примеры, активизирующие мотивационную сферу подростков; 2) в целях осознания подростками значимости музыкального краеведения педагог систематически обращает внимание на практическое использование форм презентации музыкального наследия в различные периоды истории; 3) в целях активизации музыкально-краеведческой деятельности под ростков музыкальное наследие представлялось как средство анализа социаль ных явлений, понимания других людей; 4) в целях получения удовлетворения от музыкально краеведческой деятельности обеспечивалось максимальное участие подрост ков в выявлении, систематизации и презентации материалов музыкального краеведения, достижение каждым участником эффективных результатов, при знанных коллективом, одобренных педагогами, родителями, друзьями. Необходимым этапом организации музыкально-краеведческой деятельности подростков стала подготовка заинтересованных педагогов и старшеклассников к музыкально-краеведческой деятельности в рамках спецкурсов (см. Приложение 1). Цель занятий - обеспечение повышения теоретического и методического уровней готовности педагогов и старшеклассников к организации и участию в этой деятельности, к анализу и обработке результатов диагностирования подростков. Итогом явилось понимание сущности и значения музыкального краеведения, положительная мотивация социально активной деятельности по музыкальному краеведению, ознакомление со способами музыкально-краеведческой деятельности, методиками оценки уровня сформиро-ванности социальной активности подростков и выраженности музыкально-краеведческой деятельности.

На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы с помощью различных эмпирических методов исследования, например, таких как педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование, интервью, беседа, тестирование экспертная группа дала начальную оценку уровню сформированности социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности. Результаты диагностики показаны в 2.3 исследования.

Основой формирующего этапа опытно-экспериментальной работы стало разработанное авторское технологическое сопровождение организации музыкально-краеведческой деятельности подростков в целях формирования социальной активности. Подросткам была предложена форма музыкально краеведческой экспедиции по десяти станциям. Цель экспедиции - создать условия для проявления и совершенствования качеств социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности.

Был предложен следующий маршрут музыкально-краеведческой экспедиции: 1. «Школа краеведения». В рамках спецкурса с подростками проводились занятия в дискуссионных и практических формах по обучению основам соци ально активной краеведческой деятельности, где подростки проявляли ответ ственное отношение, организованность, самостоятельность. 2. «Моя малая музыкальная родина». Цель - определение маршрута. Подростки группой из десяти человек выбирали направление исследования (композитор, исполнитель, жанр, формы организации музыкальной жизни), задание, проявляли активность в инициативном, самостоятельном планировании своей деятельности, распределении обязанностей. 3. «Я - краевед». Подростки осуществляли сбор материалов музыкального краеведения, работая с источниками информации в библиотеке по специально подготовленным тематическим подборкам, использовали дополнительные источники самостоятельно, проявляя организованность, настойчивость, инициативность и ответственность. 4. «Встреча с музыкальным прошлым края». Поездка в Ивановку, экскурсия в дом-музей СВ. Рахманинова, продуктивный отдых на природе. Подростки активно участвовали в дискуссии по материалам экскурсии, проявляя инициативность и самостоятельность в суждениях.

Похожие диссертации на Педагогические условия формирования социальной активности подростков в процессе музыкально-краеведческой деятельности