Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование основ этнической культуры у младших школьников в учебном процессе Гумерова Фарида Фатхулловна

Формирование основ этнической культуры у младших школьников в учебном процессе
<
Формирование основ этнической культуры у младших школьников в учебном процессе Формирование основ этнической культуры у младших школьников в учебном процессе Формирование основ этнической культуры у младших школьников в учебном процессе Формирование основ этнической культуры у младших школьников в учебном процессе Формирование основ этнической культуры у младших школьников в учебном процессе Формирование основ этнической культуры у младших школьников в учебном процессе Формирование основ этнической культуры у младших школьников в учебном процессе Формирование основ этнической культуры у младших школьников в учебном процессе Формирование основ этнической культуры у младших школьников в учебном процессе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гумерова Фарида Фатхулловна. Формирование основ этнической культуры у младших школьников в учебном процессе : 13.00.01 Гумерова, Фарида Фатхулловна Формирование основ этнической культуры у младших школьников в учебном процессе (На примере башкирских школ) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Уфа, 2005 211 с. РГБ ОД, 61:05-13/2644

Содержание к диссертации

Введение 3

Глава I. Теоретические основы формирования этнической культуры у младших школьников в учебном процессе

1.1. Сущность понятия «этническая культура» и педагогический потенциал учебных программ начальных классов в формировании у учащихся основ этнической культуры 13

1.2. Показатели сформированное™ основ этнической культуры у учащихся начальных классов в контексте их психофизиологических особенностей 51

Выводы по первой главе 68

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ этнической культуры у младших школьников в учебном процессе

2.1. Система формирования основ этнической культуры у младших школьников в учебном процессе 72

2.2. Программа опытно-экспериментальной работы по формированию основ этнической культуры у младших школьников в учебном процессе 118

2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию

основ этнической культуры у младших школьников в учебном процессе 155

Выводы по второй главе 163

Заключение 167

Библиография 171

Приложения 186 

Введение к работе

Культура в целом и национальная культура в частности являются органической частью культурного наследия человечества. Новый курс российской образовательной политики, направленный на демократизацию и гуманизацию процесса обучения и воспитания, учитывает особенности функционирования и развития различных культур. Взаимодействие людей в обществе, в многонациональных коллективах в особенности, связано с толерантностью человека к той или иной культуре и сферой ее распространения. Важной сферой распространения культуры является образование.

Проблема удовлетворения этнокультурных запросов учащихся в образовании отражается в таких важнейших правовых актах, как «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей», «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» и других.

В контексте рассматриваемой нами проблемы актуальными являются статьи 28-30 «Конвенции о правах ребенка», в которых отмечено, что образование должно быть направлено на воспитание уважения к культуре, самобытности, языку и национальным ценностям страны, в которой проживает ребенок и, в то же время, к культуре и языку других народов и мировой цивилизации в целом. В части d статьи 29 цель любой школы определяется как подготовка ребенка «к сознательной жизни в современном обществе в духе терпимости и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения» [107, 96]. Статья 30 «Конвенции о правах ребенка» фиксирует право ребенка, принадлежащего к этническим языковым меньшинствам или коренному населению, пользоваться своей культурой.и языком. Это предполагает и приобретение образования, основанного на

национальной культуре. Эта же статья прямо предусматривает создание национальной школы, в которой ребенок мог бы совместно с другими членами своей группы обучаться на родном языке, изучать национальную историю и культуру. Организация соответствующих курсов и предметов должна гарантировать получение знаний о культуре различных народов.

В утвержденной Министерством образования «Программе развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы» подчеркивается, что «принципы государственной политики в области образования как совокупность концептуальных идей и установок предоставили возможность самим педагогическим коллективам моделировать воспитательные системы, адекватные природе детства, национальным и культурным традициям региона» [148, 23].

Задачами, определенными данной программой, являются «повышение культуры межнациональных, межэтнических отношений» и «формирование региональных, муниципальных и других систем воспитания на основе учета территориальных, социокультурных и национальных особенностей» [148, 23].

И, наконец, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится, что обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества [4, 114].

Таким образом, в настоящее время изменение содержания образования ориентировано на удовлетворение этнических потребностей сохранения и передачи культурного наследия подрастающим поколениям.

Культурологическая подготовка призвана готовить учащихся к ориентации в современном научно-техническом мире, к осмыслению его как совокупности культурных достижений человеческого общества, способствовать взаимопониманию и продуктивному общению представителей различных культур.

В данное время идет активный поиск учителями - новаторами, учеными оптимальных путей передачи учащимся культурологических знаний, способов включения знаний этнокультурного направления в содержание образования, моделей воспитательных систем, построенных с учетом социокультурных и национальных особенностей.

Необходимо отметить, что данная проблема активно рассматривалась в педагогической науке. Диалектика соотношения общечеловеческого и национального раскрывалась в трудах зарубежных педагогов Я.А. Коменского, А. Дистервега, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и других. Значимость народной культуры и народной педагогики традиционно подчеркивалась и в отечественной науке. Так, еще в 19 веке С.А. Рачинский, К.Д. Ушинский считали детерминацией воспитания этнически направленную культурную среду.

Различные аспекты формирования национального сознания, одной из сторон которого является овладение национальной культурой, занимали значительное место в трудах философов и историков Н.А. Бердяева, Н.М. Карамзина, B.C. Соловьева, указывающих . на необходимость учета диалектики соотношения национального и общечеловеческого.

Основополагающее значение для теоретико-методологического и практического решения проблемы усвоения национальной культуры и исторических ценностей имеют труды русских педагогов: А.Н. Радищева, отмечавшего единство общечеловеческого и национального начала; М.В. Ломоносова, внесшего вклад в развитие отечественной науки; К.Д. Ушинского, впервые в русской педагогике предложившего

последовательность национального воспитания; Н.А. Добролюбова, выдвинувшего идею народности в литературе. На необходимость использования в воспитании национальных особенностей указывала и Н.К. Крупская.

Педагогический потенциал народной культуры раскрывают в своих книгах и статьях И.В. Бестужев-Лада, Н.В. Бромлей, М.М. Громыко.

Существует значительное количество исследований, рассматривающих народную культуру как средство формирования нравственных качеств личности (М.М. Бахтин, Н.В. Бромлей, З.И. Васнльцова, Д.С. Лихачев, Ю.М Лотман).

В начале 60-х годов академик РАО Г.Н. Волков впервые в педагогической литературе ввел термин «этнопедагогика», положив начало научному подходу к изучению эмпирического опыта народов в сфере воспитания молодого поколения. В 2002 году его ученик Ф.Г. Ялалов выдвигает термин «этнодидактика», который понимает как народные способы обучения.

В современной педагогике все сильнее актуализируется тезис о важности культуросообразности образования и взгляд на школу как на открытый социокультурный институт (Е.В. Бондаревская, Е.В. Ильенков, Е.Н. Ильин, М.С. Коган, И.Б Котова). Ведутся исследования по внедрению в учебно-воспитательный процесс этнокультурного наследия народов (Т.И. Березина, Л.В. Кузнецова, Т.Н. Петрова, З.П.Тюменцева, С.Г. Цакаева, В.К. Шаповалов и др).

Те или иные аспекты проблемы этнопсихологии изучали B.C. Мухина, Т.Г. Стефаненко.

Ученые республики Башкортостан внесли определенный вклад в развитие этнопедагогики как науки. Становление и развитие башкирской народной педагогики исследовано в трудах В.И. Баймурзиной, эстетическое воспитание средствами башкирской народной педагогики рассмотрено в исследованиях З.Ж. Киекбаевой, нравственное воспитание - в работах С.А. Мухамедьянова, подготовка молодежи к семейной жизни - в трудах Р.Т. Умергалина, тюркская народная педагогика физического воспитания - в исследованиях Х.Х. Баймурзина и др. В их трудах выявлены прогрессивные

традиции народной педагогики, разработаны пути их использования в учебно-воспитательном процессе школы. В своих исследованиях они опираются на труды просветителей Мирсалиха Бикчурина, Мухаметсалима Уметбаева, Мифтахетдина Акмуллы, Ризаитдина Фахретдинова и современных ученых Д.Ж. Валеева, А.З. Валиди, СП. Кунафина, Ф.А. Надршиной, Р.А. Султангареевой, М.А. Сулейманова, А.Н. Усманова и др., посвященные истории, культуре и национальным традициям башкирского народа.

В этих работах, в основном, освещаются вопросы воспитания школьников, но недостаточно разработана проблема использования прогрессивных традиций народной педагогики непосредственно в обучении младших школьников, т.е. этнодидактический аспект.

Таким образом, возникло противоречие между необходимостью воспитания порастающего поколения, основываясь на родную культуру, изменения содержания образования обогащая его этнокультурным материалом и и недостаточной разработанностью научно и методически обоснованных путей по формированию основ этнической культуры у младших школьников.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы формы, методы, средства и педагогические условия формирования основ этнической культуры у младших школьников в учебном процессе?

Целью исследования является научно-экспериментальное обоснование процесса формирования основ этнической культуры у младших школьников в учебной деятельности.

Объект исследования: учебный процесс в начальных классах общеобразовательной школы.

Предмет исследования: процесс формирования основ этнической культуры у учащихся младших классов в башкирской школе.

Гипотеза исследования: формирование основ этнической культуры у младших школьников в учебном процессе будет успешным, если:

- раскрыт педагогический потенциал учебных программ начальных классов в формировании у учащихся основ этнической культуры;

- определены основные показатели уровней сформированное™ у младших школьников основ этнической культуры с учетом их психофизиологических особенностей;

- разработаны методы, формы и средства формирования основ этнической культуры у младших школьников в учебном процессе башкирских школ;

- выявлены и реализованы педагогические условия совершенствования процесса формирования основ этнической культуры у младших школьников в учебном процессе башкирских школ.

Цель и гипотеза исследования обуславливают решение следующих взаимосвязанных задач:

1. Рассмотреть сущность и содержание понятия «этническая культура» и выявить педагогический потенциал учебных программ начальных классов в формировании у учащихся основ этнической культуры.

2. Определить основные показатели сформированности у младших школьников основ этнической культуры в соответствии с их психофизиологическими особенностями.

3. Разработать систему формирования основ этнической культуры у младших школьников в учебном процессе башкирских школ.

4. Выявить педагогические условия реализации экспериментальной программы по формированию основ этнической культуры у младших школьников в процессе обучения.

Методологической основой проблемы этнокультурного аспекта обучения выступают системный, культурологический, аксиологический подходы. Системный подход позволяет видеть исследуемый процесс формирование основ этнической культуры учащихся, как единую педагогическую систему. Культурологический подход рассматривает образование как важнейший компонент культуры и основной канал ее трансляции. Он дает основание видеть в образовании не только средство формирования у учащихся знаний, умений, навыков, но и путь достижения более высокой цели - становление личности растущего человека как носителя и творца культуры. Аксиологический подход позволяет изучать образование как социокультурный феномен с точки зрения имеющихся в нем возможностей удовлетворения потребностей людей и этнических сообществ, сохранения их культурных ценностей.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

-теоретические (анализ и синтез содержания научно-литературных источников, полученных фактов по данной проблеме);

-эмпирические (анкетирование, социальный опрос, беседа, самооценка, экспертная оценка, психологическое тестирование и ранжирование, изучение результатов деятельности преподавателей и других);

- экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента).

Исследование было осуществлено в три этапа:

На первом этапе (1999 - 2000 гг.) была осуществлена поисковая работа: определена проблема, обоснована и выбрана тема исследования; проанализирована литература по проблеме исследования; рассмотрены концептуальные подходы к исследованию проблемы; сформулированы проблемы и рабочая гипотеза; определены предмет, объект и задачи исследования; проведен констатирующий этап эксперимента.

На втором этапе (2000 - 2004 гг.) проводился формирующий этап эксперимента; были определены сущность, структура и содержание этнокультурного аспекта обучения младших школьников.

На третьем, контрольно-оценочном, этапе (2004-2005гг.) обобщены результаты исследования, внесены уточнения, осуществлено оформление полученных результатов в виде диссертации.

Базой исследования явились: муниципальная начальная общеобразовательная школа № 3 г. Сибая Республики Башкортостан, муниципальные средние общеобразовательные школы с. Иткулово, дер. Баимово, дер. Нигаматово Баймакского района Республики Башкортостан. • Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

- на примере башкирской народной педагогики определены содержание, принципы, методы, формы и средства формирования основ этнической культуры у младших школьников;

- определены критерии и уровни сформированности основ этнической культуры у младших школьников;

- выявлены и обоснованы педагогические условия, способствующие эффективной организации процесса формирования основ этнической культуры у младших школьников.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты вносят дополняют существующие теории формирования личности ученика. Результаты исследования расширяют научные представления о возможности использования процесса овладения учебными предметами для формирования у них основ этнической культуры.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что использование его результатов способствует совершенствованию процесса формирования основ этнической культуры у учащихся младших классов; содержащиеся в нем дополнения этнокультурного характера способствуют повышению уровня нравственной воспитанности школьников, развитию их творческих способностей и активизации познавательной деятельности.

Достоверность полученных результатов исследования

обеспечивается его методологической обоснованностью, использованием комплекса методов исследования, адекватных его целям и задачам; последовательным проведением этапов педагогического эксперимента; объективностью и результативностью полученных экспериментальных данных; многолетним опытом работы соискателя в качестве учителя начальных классов общеобразовательной школы. Положения, выносимые на защиту:

1. Этническая культура как совокупность материальных, духовных, эстетических ценностей, созданных этносом в процессе своего исторического развития, раскрывающая специфику творчества, особенности миропонимания и мировоззрения, выражающая общечеловеческую сущность жизнедеятельности этноса и его отношение к социально-историческим процессам, включенная в учебные программы начальных классов, играет важную роль в формировании личности младшего школьника.

2. Совершенствованию работы школы по формированию у младших школьников основ этнической культуры в учебном процессе способствуют разработка и внедрение научно обоснованной системы, которая состоит из таких компонентов, как цель, задачи, принципы построения данной системы, содержание, формы организации обучения младших школьников и методы формирования у них основ этнической культуры. Системообразующим элементом являются разработанные дополнения к учебным программам, формы и методы реализации которых способствуют совершенствованию процесса формирования основ этнической культуры у учащихся начальных классов.

3. Совершенствованию процесса формирования основ этнической культуры у младших школьников способствуют следующие педагогические условия:

- научно-методическая разработанность системы формирования основ этнической культуры у младших школьников;

- профессиональная компетентность учителей начальных классов;

- наличие в классе положительного эмоционального фона обучения, атмосферы эмоционального подъема и ощущения успеха;

- определенный уровень сформированное™ у учащихся младших классов интереса к изучению основ этнической культуры;

- систематическая активизация самостоятельной познавательной деятельности обучаемых по приобретению ими основ этнической культуры;

- включение учащихся в творческую деятельность и развитие на базе этнокультурного материала их творческих способностей.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные теоретические и практические положения отражены в публикациях автора. Ход исследования и его результаты обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Башкирского государственного университета, на научно-практических международных, российских, региональных конференциях (Уфа, Тамбов, Сибай, 2000-2005 гг.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Похожие диссертации на Формирование основ этнической культуры у младших школьников в учебном процессе