Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование социального опыта сельского школьника в процессе музыкально-художественной деятельности Протасова Любовь Анатольевна

Формирование социального опыта сельского школьника в процессе музыкально-художественной деятельности
<
Формирование социального опыта сельского школьника в процессе музыкально-художественной деятельности Формирование социального опыта сельского школьника в процессе музыкально-художественной деятельности Формирование социального опыта сельского школьника в процессе музыкально-художественной деятельности Формирование социального опыта сельского школьника в процессе музыкально-художественной деятельности Формирование социального опыта сельского школьника в процессе музыкально-художественной деятельности
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Протасова Любовь Анатольевна. Формирование социального опыта сельского школьника в процессе музыкально-художественной деятельности : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Протасова Любовь Анатольевна; [Место защиты: Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского]. - Вологда, 2008. - 201 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-13/931

Введение к работе

Актуальность исследования. Подготовка подрастающего поколения к самостоятельной, социально значимой жизни есть важнейшая задача общества, государства. В связи с преобразованиями, происходящими в современной России, осложнилось полноценное вхождение молодежи в самостоятельную жизнь. Это явление сопровождается конфликтом между степенью интеграции человека с обществом и степенью его обособления в нем. Баланс между двумя составляющими конфликта обеспечивает наиболее эффективную социализацию; его нарушение порождает «жертву».

Серьезные трудности для социализации подрастающего поколения создают массовая культура, телевидение, радио, кино, реклама, которые, по мнению социологов, зачастую не способствуют сохранению психического здоровья юношества (В.С.Собкин).

О неудачах в адаптации молодежи, в том числе сельской, к новым социально-экономическим условиям говорят такие негативные тенденции, как рост преступности, наркомании, алкоголизма, бездомности, безработицы, проституции. У многих молодых людей в этой связи наблюдаются проявления тревоги, безразличия, отчаяния.

Философскому осмыслению проблемы социализации личности
посвящены работы Э.Н.Гусинского, В.В.Краевского, К.В.Рубчевского,
Е.Н.Князевой и др.; психолого-педагогические аспекты социализации как
процесса и результата усвоения индивидом социального опыта, его разви
тия и саморазвития в общении и деятельности раскрыты в работах
А.Г.Асмолова, В.Г.Бочаровой, Н.Ф.Головановой, И.С.Кона,

В.Г.Максимова, А.В.Мудрика, А.А.Реана, С.И.Розума и других.

Ученые-педагоги В.А.Караковский, В.В.Краевский,

В.А.Сластенин, С.А.Смирнов, Е.Н.Шиянов и другие ставят «социализацию» в ряд основных понятий общей педагогики. Н.Д.Никандров, поднимая вопрос о рисках и возможностях социализации молодежи в современной России, считает, что «школа жизни по своему влиянию сильнее собственно школы», поэтому необходимо включение школьников «в дело, в специально организованную систему дел, которые воспитывают».

В истории педагогики существенный вклад в воспитание сельских детей и подростков в свое время внесли А.С.Макаренко, С.А.Рачинский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, СТ. и В.Н. Шацкие; в наши дни исследования в этой области осуществляют Г.М.Андреева, Л.В.Байбородова, В.М.Басова, Е.В.Бондаревская, Ф.Г.Газизова, О.Р.Голованов, Р.Г.Гурова, Т.И.Добровольская, В.В.Копусова, И.Ю.Кривдина, А.А.Огарков, Н.В. Сотникова, И.Г.Швецова и др.

Исследователи в области социальной педагогики и её методики (В.Г.Бочарова, Б.В.Вульфов, Ф.И.Кевля, Т.В.Лодкина, А.В.Мудрик, М.М.Плоткин, М.И.Рожков и др.) формирование социального опыта школьника связывают с адаптационными процессами в социуме, с целесообразным приобретением социального опыта, раскрывающего способности и потенциальные возможности детей.

Социально-экономические, социально-психологические, культурные и природные условия жизни села обусловливают специфику формирования социального опыта сельского школьника. У многих выпускников сельских школ есть мечта, но недостаточная их подготовка к реализации себя в самостоятельной жизни мешает сбыться задуманному.

Конкретизируя понятие «социализация» в индивидуальном плане, ученые используют термин «социальный опыт». Теория, методика и технология формирования социального опыта школьников рассматриваются в работах Н.Ф.Головановой, Б.В.Куприянова, Е.П.Поповой, В.В.Рогачева, Л.С.Савиновой, А.Н.Хузиахметова, В.Р.Ясницкой и др. В этих исследованиях также подчеркивается мысль о том, что формирование социального опыта сельской молодежи протекает при недостатке социальных взаимодействий, необходимых молодому человеку для более успешной ориентации в окружающей действительности.

Важной особенностью социального опыта молодежи являются актуализация самопознания и наличие социальных качеств, сформированных в школьные годы, таких как самостоятельность (стремление доводить начатое дело до конца, ответственность за свои поступки); патриотизм (интерес к истории Родины, гордость за нее, любовь к родному селу, природе); гуманность (доброта, любовь ко всему живому) и др.

Эти черты личности находят свое эмпирическое выражение в готовности молодых людей к профессиональному самоопределению, что, в свою очередь, проявляется в формировании у них социально активной жизненной позиции, духовно-нравственного досуга, содержательного общения и т.п.

Формирование социальных умений сельских школьников происходит во многих видах деятельности (трудовая, учебная, игровая, музыкально-художественная и др.). Возможность свободного выбора привлекательных видов деятельности школьники получают в дополнительном образовании, которое реализуется в различных видах внеклассной работы в образовательных учреждениях, учреждениях культуры, общественных объединениях и т.п. По сравнению со школьным образовательным стандартом здесь нет жесткой регламентации целей, содержания и условий образовательной деятельности, а сама атмосфера, внешняя обстановка становятся факторами формирования социального опыта школьника. Ана-

лиз внеурочной деятельности средних общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования показывает, что для формирования социального опыта сельского школьника ресурсы эстетического воспитания, и в частности музыкально-художественной деятельности (МХД), используются недостаточно.

Представители отечественной педагогики И.И.Бецкой, В.И. Водовозов, В.П. Остро горский, В.Н.Татищев в содержание эстетического воспитания предлагали включать танцы, музыку, пение, игру на музыкальных инструментах.

После Октябрьской революции 1917 года новой тенденцией отечественной педагогики стало привлечение детей к внеурочной деятельности для развития творческих способностей. Музыкально-художественной деятельности воспитанников уделяли большое внимание П.П.Блонский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий.

На современном этапе полноценное развитие личности невозможно без музыкального воспитания. Ему посвящены труды Ю.Б.Алиева, О.А. Апраксиной, Б.В. Асафьева, О.А. Блоха, Д.Б. Кабалевского, Л.А.Кузьмичева, М.С. Осенневой, Н.А. Терентьевой, П.В. Халабузарь, Л.В. Школяр и др. Однако специальных работ, в которых сосредоточено внимание на особенностях формирования социального опыта сельского школьника средствами музыкально-художественной деятельности, нет. Возможности вовлечения учащихся сельских школ в МХД для более целесообразного приобретения ими социального опыта изучены недостаточно.

Анализ теоретических источников и состояния педагогической практики свидетельствует о том, что в процессе формирования социального опыта сельского школьника средствами музыкально-художественной деятельности возникает ряд противоречий: между потребностью общества в самостоятельной, социально активной личности выпускника школы и трудностями адаптации сельского школьника к современным, быстро меняющимся условиям жизни; между имеющимся воспитательным потенциалом музыкально-художественной деятельности и неумением его реализовать в целях формирования положительного социального опыта сельского школьника; между необходимостью организованного, педагогически целесообразного использования музыкально-художественной деятельности для формирования социального опыта сельского школьника и отсутствием теоретического и технологического обеспечения этого процесса.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость, а вместе с тем недостаточная разработанность проблемы формирования социального опыта сельского школьника в современных условиях, признание незадействованного потенциала музыкально-художественной деятельно-

сти в этом процессе обусловили выбор темы исследования: «Формирование социального опыта сельского школьника в процессе музыкально-художественной деятельности», проблема которого состоит в следующем: при каких педагогических условиях музыкально-художественная деятельность становится наиболее эффективным средством формирования социального опыта сельского школьника?

Цель исследования: выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия организации музыкально-художественной деятельности как средства формирования социального опыта сельского школьника.

Объект исследования: процесс формирования социального опыта сельского школьника в музыкально-художественной деятельности.

Предмет исследования: педагогические условия формирования социального опыта сельского школьника в процессе музыкально-художественной деятельности.

Гипотеза исследования. Формирование социального опыта сельского школьника в процессе музыкально-художественной деятельности будет осуществляться наиболее эффективно, если актуализирована субъектная позиция школьника как представителя сельского социума; создана формирующая среда как благоприятное социальное и культурное окружение сельского школьника, включенного в различные виды музыкально-художественной деятельности (вокально-хоровая, инструментальная, движение под музыку) и формы (сольное исполнение, ансамбль, хор, оркестр); реализовано субъект-субъектное взаимодействие педагога и школьника в музыкально-художественном сотворчестве на основе диалога и доверительных отношений.

В соответствии с целью, объектом и предметом поставлены задачи исследования:

1.Определить сущность и структуру социального опыта сельского школьника в процессе музыкально-художественной деятельности.

2.Разработать модель формирования социального опыта сельского школьника в процессе музыкально-художественной деятельности.

3.Раскрыть воспитательный потенциал МХД, содержание и формы, определить критерии и показатели сформированности социального опыта сельского школьника в изучаемом процессе.

4.Выявить педагогические условия, способствующие наиболее эффективному формированию социального опыта сельского школьника в процессе музыкально-художественной деятельности; подготовить научно-методические рекомендации по их использованию.

Методологическую базу исследования составляют культурологический (Е.В.Бондаревская, О.С.Газман, Н.Е.Щуркова, С.В.Кульневич и

др.) и средовой (Б.З.Вульфов, Ю.С.Мануйлов, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова и др.) подходы, предполагающие эффективное овладение культурой общества через организацию среды с целью оптимального её влияния на личность ребенка, личностно-деятелъностный подход (Л.В.Байбородова, Ф.И.Кевля, М.И. Рожков, В.В.Сериков, Т.И.Шамова, И.С.Якиманская), на основе которого в центре педагогического процесса находится личность сельского школьника, сама осуществляющая выбор адекватных ей видов и форм деятельности для удовлетворения потребностей своего развития.

Теоретической основой исследования являются идеи и концепции философов (Аристотель, И.Кант, Платон, К.Ясперс), социологов, психологов, педагогов (Э.Н.Гусинский, И.С.Кон, В.В.Краевский, К.В.Рубчевский, К.Г.Юнг), определяющие наиболее общие цели воспитания; историко-педагогические основы эстетического воспитания (И.И.Бецкой, В.И.Водовозов, В.П. Остро горский, В.Н.Татищев); теории развития личности (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Маслоу, Л.С.Рубинштейн); теория становления личности в различных видах деятельности (К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев); теория целостного педагогического процесса (Б.Т. Лихачев, И.П.Подласый, В.А. Сластенин); концепция системного построения процесса воспитания (В.А.Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л.Селиванова); теория воспитания в контексте социализации личности (Л.В.Байбородова, Л.И.Новикова, А.В.Мудрик, М.И.Рожков); концепция музыкально-художественного воспитания (Ю.Б.Алиев, О.А. Апраксина, Б.В.Асафьев, Д.Б.Кабалевский, М.С.Осеннева, Н.А. Терентьева, Л.В. Школяр); принципы целесообразности, открытости, системности дополнительного образования.

В работе использована совокупность теоретических и эмпирических методов исследования. К теоретическим методам относятся анализ философской, социологической, психолого-педагогической, музыкально-педагогической литературы по проблеме, моделирование, анализ и синтез полученных данных. Эмпирические методы: констатирующий эксперимент, обобщение массового опыта и ретроспективный анализ авторского педагогического опыта, коллективная экспертная оценка, метод компетентных оценок, включенное и монографическое наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, социометрия, изучение школьной документации и продуктов ученического творчества (сочинений) учащихся.

База исследования - общеобразовательные школы Кичменгско-Городецкого района Вологодской области: Кичменгско-Городецкая (930 учащихся), Первомайская (565), поселка Югский (150), с. Сараево (112), с. Косково (146), с. Шонга (145), с. Нижний Енангск (171); учреждения куль-

туры и дополнительного образования с. Кичменгский Городок: Дом детского творчества, детская школа искусств, районный Дом культуры, Центр традиционной культуры, Заречный клуб.

Организация исследования. Исследование проводилось с 2003 по 2007 гг. в три этапа.

На первом этапе (2003-2004гг.) осуществлялся выбор проблемы и теоретическое осмысление актуальности, объекта, предмета, гипотезы исследования, его цели, задач; анализ философских, социологических, психолого-педагогических и музыкально-художественных литературных источников, обобщение опыта работы автора и педагогов-музыкантов Кичменгско-Городецкого района Вологодской области; составление программы эксперимента.

На втором этапе (2004-2006 гг.) были сформулированы теоретико-методологические подходы к проблеме исследования; организована и осуществлена опытно-экспериментальная работа: выявлены и экспериментальным путем проверены педагогические условия использования музыкально-художественной деятельности для наиболее эффективного формирования социального опыта сельского школьника; в устных выступлениях и в печати опубликованы результаты исследования.

На третьем этапе (2006-2007гг.) подводились итоги опытно-экспериментальной работы, анализировались и обобщались результаты исследования, было организовано оформление диссертации и научно-методических рекомендаций.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

уточнены сущность и структура социального опыта сельского школьника в музыкально-художественной деятельности;

разработана модель формирования социального опыта сельского школьника в музыкально-художественной деятельности;

установлена тенденция: активное участие сельского школьника в музыкально-художественной деятельности создает дополнительные условия для приобретения целесообразного социального опыта, способствует формированию социальных качеств (физическое и эстетическое здоровье, самостоятельность, уверенность в себе), ценностных ориентации (патриотизм, гуманность, трудолюбие) и социальных умений (общение, инициативность, ответственность), которые позволяют ему более успешно самореализоваться в обществе;

выявлены педагогические условия (актуализация субъектной позиции школьника как представителя сельского социума; создание формирующей среды как благоприятного социального и культурного окружения сельского школьника, включенного в различные виды и формы музыкально-художественной деятельности; реализация субъект-субъектного

взаимодействия педагога и школьника в музыкально-художественном сотворчестве на основе диалога и доверительных отношений) формирования социального опыта сельского школьника в музыкально-художественной деятельности.

Теоретическая значимость исследования:

теория эстетического воспитания дополнена понятием «формирование социального опыта сельского школьника в музыкально-художественной деятельности»;

обоснована совокупность методологических подходов (культурологического, средового и личностно-деятельностного) изучаемого процесса;

выявлен воспитательный потенциал (содержание, виды и формы) музыкально-художественной деятельности в формировании социального опыта сельского школьника;

определены критерии и показатели сформированности социального опыта сельского школьника в музыкально-художественной деятельности.

Практическая значимость исследования:

обобщен многолетний социально значимый опыт организации музыкально-художественной деятельности в отдаленном сельском регионе РФ (Кичменгско-Городецкий район Вологодской области);

разработаны спецкурс и методическое обеспечение исследуемого процесса для студентов и преподавателей музыкально-педагогического факультета, для слушателей системы повышения квалификации;

экспериментально проверены и предложены для внедрения во внеклассную работу общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования научно-методические рекомендации по формированию социального опыта сельского школьника средствами музыкально-художественной деятельности.

Личный вклад автора в исследование состоит в уточнении сущности и структуры понятия «социальный опыт сельского школьника в музыкально-художественной деятельности»; в разработке модели формирования социального опыта сельского школьника в процессе музыкально-художественной деятельности; в обобщении опыта работы коллективов музыкально-художественной деятельности Кичменгско-Городецкого района Вологодской области; в ретроспективном анализе авторского опыта; в разработке педагогических условий, содержания, форм, критериев и показателей сформированности социального опыта сельского школьника в музыкально-художественной деятельности.

Достоверность и обоснованность выводов исследования определяется методологической обоснованностью концептуальных позиций, аргументированностью теоретических положений исследования проблемы формирования социального опыта сельского школьника средствами музыкально-художественной деятельности, полнотой рассмотрения проблемы, использованием теоретических и эмпирических методов, соответствующих предмету и цели исследования как на теоретико-методологическом, так и на практическом уровнях, широтой опытно-экспериментальной работы, непротиворечивостью выводов и их сравнимостью с массовой практикой.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Социальный опыт сельского школьника (подростка, юноши) в музыкально-художественной деятельности - это постепенно формирующееся индивидуально-возрастное новообразование, существенными признаками которого являются социально значимые качества (физическое и эстетическое здоровье, самостоятельность, уверенность в себе), ценностные ориентации (патриотизм, гуманность, трудолюбие) и социальные умения (общение, инициативность, ответственность), приобретенные в условиях сельского социума при активном участии в целесообразно организованной музыкально-художественной деятельности. Мы утверждаем, что сформированность социального опыта выпускника сельской школы в процессе деятельности, в частности, музыкально-художественной, позволит ему в дальнейшем более успешно адаптироваться и достойно самореализоваться в обществе.

  2. Модель формирования социального опыта сельского школьника в процессе музыкально-художественной деятельности содержит 3 блока: целевой, организационно-содержательный и оценочно-результативный, каждый из которых выполняет свои функции. Целевой блок определяет методологию, цель и задачи исследования; организационно-содержательный блок включает условия, содержание, виды и формы музыкально-художественной деятельности; оценочно-результативный -раскрьшает критерии и показатели сформированности социального опыта сельского школьника в процессе музыкально-художественной деятельности.

  1. Педагогическими условиями, обеспечивающими наиболее эффективное формирование социального опыта сельского школьника в процессе музыкально-художественной деятельности, являются: актуализация субъектной позиции школьника как представителя сельского социума; создание формирующей среды как благоприятного социального и культурного окружения сельского школьника, включенного в различные виды (вокально-хоровая, инструментальная, движение под музыку) и формы

(сольное исполнение, ансамбль, хор, оркестр) МХД; организация субъект-субъектного взаимодействия педагога и школьника в музыкально-художественном сотворчестве на основе диалога и доверительных отношений.

4. Критериями сформированное социального опыта у сельского школьника в процессе музыкально-художественной деятельности являются усвоение опыта самопознания, усвоение опыта нравственных отношений, усвоение опыта музыкально-художественной деятельности и общения. Показателями сформированности социального опыта сельского школьника в музыкально-художественной деятельности являются уровень развития социальных качеств, ценностных ориентации и социальных умений, проявляемых в музыкально-художественной деятельности и общении.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики ВГПУ, на педагогических советах детской школы искусств села Кичменг-ский Городок Вологодской области, были представлены в содержании специального курса «Музыкально-художественная деятельность как средство социализации сельского школьника» для студентов 3 курса музыкально-педагогического факультета ВГПУ.

Результаты исследования освещались на межрегиональной научно-практической конференции «Непрерывное профессиональное образование: развитие самостоятельности будущего педагога» (Вологда, 2004); II Все-российской научно-практической конференции «Эгнодидактика народов России: природосообразные модели, системы, технологии» (Нижнекамск, 2004); V региональной межвузовской конференции «Проблемы сущности человека и типа личности» (Челябинск, 2005); Всероссийской научно-практической конференции «Становление профессиональной культуры будущего педагога» (Барнаул, 2005); VII Международной научно-практической конференции «Проблемы образования в современной России на постсоветском пространстве» (Пенза, 2006); научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание студентов и школьников» (Вологда, 2006); Всероссийской научной заочной конференции «Образование в XXI веке» (Тверь, 2006); Всероссийской конференции «Сельская школа России: история и современность» (Ярославль, 2006); в журнале «Вестник Поморского университета» (2006, №3).

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, содержащего 267 наименований, приложений.

Похожие диссертации на Формирование социального опыта сельского школьника в процессе музыкально-художественной деятельности