Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению Дарамаева Анисия Анатольевна

Формирование творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению
<
Формирование творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению Формирование творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению Формирование творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению Формирование творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению Формирование творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению Формирование творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению Формирование творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению Формирование творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению Формирование творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению Формирование творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению Формирование творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению Формирование творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дарамаева Анисия Анатольевна. Формирование творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Дарамаева Анисия Анатольевна; [Место защиты: Якут. гос. ун-т им. М.К. Аммосова].- Якутск, 2010.- 182 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/663

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические аспекты формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению 11

1.1 . Сущность формирования творческой активности учащихся в философских, психолого-педагогических исследованиях 11

1.2. История проведения первых олимпиад по черчению в Республике Саха (Якутия) 31

1.3. Педагогическая модель формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению 56

Выводы по первой главе 76

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению 79

2.1. Исследование деятельности учителей-предметников по формированию творческой активности учащихся в общеобразовательных школах Республики Саха (Якутия) 79

2.2. Организационно-педагогические особенности формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки учащихся к олимпиадам по черчению 103

2.3. Обоснование результатов формирующего эксперимента по формированию творческой активности школьников в процессе подготовки к олимпиадам 113

Выводы по второй главе 139

Заключение 142

Библиография 145

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования. В связи с повышением потребности современного общества в активной личности и модернизацией образования проблема формирования творческой активности учащихся становится особенно актуальной. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной Правительством РФ (распоряжение № 1662-р от 17 ноября 2008 г.), сказано: «Развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования» [120]. В этой связи очевидна необходимость поиска и внедрения образовательных моделей, ориентированных на развитие творческой активности личности путем проведения предметных олимпиад.

Организация и проведение предметных олимпиад направлены на выявление и развитие у школьников творческих способностей и интереса к научной деятельности, на пропаганду научных знаний и на создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, а также на реализацию целей и задач приоритетного национального проекта «Образование» в направлении «Государственная поддержка талантливой молодежи». Современное общество ставит перед школой как основным социальным институтом задачу развития творческой личности, важным интегральным качеством которой является творческая активность.

Олимпиада позволяет интегрировать продуктивный опыт учащихся в различных видах деятельности, прежде всего, в проектной и конструкторской, сформировать у них ценностное отношение к творчеству, раскрыть созидательные ресурсы, позволяющие эффективно решать стандартные и нестандартные задачи по черчению.

На современном этапе педагогическая наука и практика решают проблемы совершенствования методов и форм олимпиадной подготовки, разработки педагогических технологий, направленных на реализацию личностного подхода

4 в обучении. В контексте этого выявляется несомненный приоритет формирования творческой активности школьника, способного к самореализации, самовыражению и саморазвитию.

Анализ имеющихся публикаций по исследуемой теме свидетельствует, что она получила развитие преимущественно в определении критериев оценки продуктов творчества, при этом методика исследования самого качества изучены Е.Е. Туник [193], В.П. Опутниковой [194], А.Н. Ворониным [65] и др. Проблема организации творческой деятельности через проблемные ситуации отражена в работах И.Я. Лернера [129], Т.В. Кудрявцева [123], М.И. Махмутова [145] и других авторов.

Глубокие теоретические обобщения проблем развития творчества учащихся освещены в работах П.Р. Атутова [21], М.М. Зиновкиной [100], П.С. Лернера [129], М.Н. Скаткина [181], Ю.С. Столярова [189], М.Б. Павловой [157] и др.

Раскрытию методов и технологий организации творческой деятельности учащегося посвящены исследования Г.С. Альтшуллера [7], М.М. Зиновкиной [100], Л.И. Шрагиной [212] и др.

Однако процесс формирования творческой активности личности учащегося в политехническом образовании с учетом возможностей самой личности как субъекта творческого саморазвития и системы личностно ориентированного образования не рассматривался.

В отечественной педагогике проблемы создания педагогических условий развития творческих способностей учащихся отражены в известных трудах В.А. Сухомлинского [190], Л.Н. Толстого [192], К.Д. Ушинского [197] и др.

Творческая развивающая среда как условие развития личности рассматривалась в исследованиях Е.В. Бондаревской [46], В.И. Загвязинского [95], А.В. Мудрика [148], В.И. Слободчикова [184], В.В. Серикова [180] и др.

Указанные исследования составляют серьезный научно-теоретический базис для разработки темы настоящего исследования. В то же время, очевидно, что педагогический потенциал формирования творческой активности учащихся

5 в процессе подготовки к олимпиадам по черчению в современных условиях не получил полной реализации, и значение предметной олимпиады как фактора их творческой самореализации исследовано недостаточно. Несмотря на наличие серьезных исследований в области педагогической науки, проблема формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению не получила теоретической и практической завершенности.

Анализ научных публикаций и практика проведения предметной олимпиады по черчению позволяют констатировать наличие неразрешенных педагогических противоречий между: необходимостью обеспечения высокого уровня творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению и недостаточной разработанностью педагогических условий ее формирования у школьников; имеющимся творчески-развивающим потенциалом в образовательной системе общеобразовательной школы и недостаточной научно-педагогической обоснованностью процесса формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению.

Необходимость разрешения указанных противоречий обусловила определение проблемы настоящего исследования: каковы педагогические условия формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению?

Таким образом, стремление определить способы разрешения указанных противоречий обусловило проблему и выбор темы диссертационного исследования «Формирование творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению».

Объект исследования — процесс формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению;

Предмет исследования - формирование творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению.

Цель исследования - выявить педагогические условия проведения и возможности олимпиад по черчению, экспериментально установить их влияние на эффективность формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению.

Гипотеза исследования основана на предположении, согласно которому формирование творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению будет эффективным, если: определена сущностная характеристика творческой активности учащихся как интегративного качества личности, подлежащего формированию в процессе подготовки к олимпиадам по черчению; используются возможности процесса подготовки к олимпиадам по черчению для целенаправленного поэтапного повышения творческой активности учащихся; определены педагогические условия эффективного функционирования педагогической модели формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению.

На основании цели и гипотезы определены задачи исследования:

Раскрыть основные философские и психолого-педагогические аспекты сущности понятия «творческая активность».

Разработать и апробировать опытным путем педагогическую модель формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению.

Выявить педагогические условия, способствующие повышению творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению.

Определить критерии и доказать эффективность разработанной педагогической модели при формировании творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению.

Методологической основой исследования являются философские и психолого-педагогические подходы к проблеме творческой активности личности; положения психологии и педагогики формирования творческой активности учащихся; концептуальные идеи педагогических технологий, развивающие

7 творческую активность учащихся как методологическая основа исследования.

Теоретической основой исследования являются работы отечественных ученых: философские концепции творчества (Г.С. Батищев, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев и др.); философия образования и методология педагогики (СИ. Гессен, В.В. Краевский и др.); психология о развитии личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И.Божович и др.); концептуальные идеи психологии творчества (Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Б.М. Теплов и др.); теории творческого развития и саморазвития участников образовательного процесса (A.M. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Л.Н.Седова, Е.Л. Яковлева); педагогика творчества (В.И. Андреев, П.К. Энгельмейер и др.); педагогические технологии, развивающие творческую активность учащихся (Г.С. Альтшуллер, Г.К. Селевко, И.С. Якиманская и др.); концепции политехнического образования (П.Р. Атутов, В.П. Беспалько, И.Я. Лернер и др.) и зарубежных исследователей (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.). В ходе исследования использовались деятельностный (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский и др.), личностно-ориентированный (В.В. Сериков, А.А. Леонтьев, И.С. Якиманская и др.), средовой (В.В. Рубцов, Н.Л. Селиванова, В.А. Ясвин и др.) и антропологический (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, Н.А. Бердяев, Е.Н. Кабано-ва-Меллер, К.Д. Ушинский и др.) подходы к формированию творческой активности учащихся.

Методы исследования включали: теоретический и эмпирический анализ научных публикаций; моделирование; опрос с использованием различных видов анкетирования, бесед, интервью; наблюдение; анализ деятельности студентов; педагогический естественный эксперимент; статистическая обработка экспериментальных данных.

Научная новизна исследования: - выявлены основные философские и психолого-педагогические аспекты ..сущности понятия «творческая активность», раскрывающие влияние процесса подготовки учащихся к олимпиадам по черчению на формирование их творческой активности; установлены педагогические условия формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению (моделирование проблемных ситуаций; внедрение педагогической технологии формирования творческой активности учащихся в условиях творческой среды, обеспечивающей сопровождение индивидуального саморазвития учащихся в условиях личностно-ориентированного образования); составлена педагогическая модель формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению, включающая теоретико-методологический, педагогический и процессуально-технологический блоки; определены критерии (мотивационный, операциональный и регулятивный) и уровни (аккумулятивный, конструктивный и интеллектуальный) сформированное творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам.

Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании педагогических условий эффективного внедрения педагогической модели формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные и экспериментально проверенные теоретические положения, выводы и рекомендации могут найти применение в процессе подготовки школьников к участию в олимпиадах по черчению, способствуя формированию их творческой активности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологической аргументированностью исходных и теоретических данных; логикой научного исследования и применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных цели, гипотезе и задачам исследования, сочетанием количественных и качественных методов анализа; разносторонней проверкой и внедрением результатов исследования в практику образовательных учреждений.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедр педагогики и инженерной графики Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова; на межвузовской научно-практической конференции «Инновационное обеспечение образовательной деятельности вуза» (г. Якутск, 2008г.), I всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы строительства и жизнеобеспечения: безопасность, качество, энерго-и ресурсосбережение» (г. Якутск, 2008г.), межрегиональной научно-методической конференции «Инновационные технологии в современном образовательном процессе в ВУЗе» (г. Иркутск, 2009 г.); на республиканских курсах повышении квалификации учителей черчения, в научных публикациях, среди которых три публикации в издании из реестра ВАКа Министерства образования и науки Российской Федерации. Основные идеи исследования содержатся в практических рекомендациях по организации и подготовке учащихся к олимпиадам по черчению. На основе материалов научного исследования разработаны учебно-методические рекомендации для повышения уровня графической подготовки учащихся общеобразовательных школ Республики Саха (Якутия).

Базой исследования явились Республиканский лицей-интернат, СОШ № 2, 14, 21, 23, 29 и Физико-технический лицей г. Якутска. В опытно-экспериментальной работе участвовали 250 учащихся, 100 учителей и 40 экспертов.

Исследование проводилось в три этапа:

I этап (2004-2005 гг.) - поисково-теоретический. Изучались и анализи ровались научная литература по проблеме, опыт проведения республиканских олимпиад по черчению. Разрабатывалась гипотеза, методика выявления уровня сформированности творческой активности, обобщался опыт работы учителей по подготовке школьников к участию в,олимпиадах по черчению.

II этап (2006-2007 гг.) - опытно-экспериментальный, связанный с педа гогическим экспериментом, разработкой и апробацией педагогической модели формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению, выявлением педагогических условий организации и

10 проведения олимпиады в контексте ее обновления и совершенствования.

III этап (2008-2009 гг.) - обобщающий. Проводился контрольный срез по изучению сформированности творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось диссертационное исследование.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущностная характеристика творческой активности учащихся, которая рассматривается как системное интегративное качество личности растущего человека, включающая в себя взаимообусловленные и взаимосвязанные аспек ты, представленные содержательными и функциональными составляющими, обеспечивающими формирование творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению.

2. Педагогическая модель формирования творческой активности уча щихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению, учитывающая воз можности предмета «Черчение», построенная на принципах гуманизма, демо кратизма, выбора и творчества и включающая взаимосвязанные и взаимообу словленные блоки: теоретико-методологический, педагогический (как обеспе чивающий), педагогический (как системообразующий), технологический (как критериально-оценочный, результативный).

3. Педагогические условия эффективного функционирования педагогиче ской модели формирования творческой активности учащихся в процессе под готовки к олимпиадам по черчению, включающие в себя: моделирование про блемных ситуаций в системе личностно-ориентированных заданий; создание творческой среды, стимулирующей творческое отношение учащихся к процес су подготовки к олимпиадам; внедрение педагогической технологии формиро вания творческой активности учащихся в условиях творческой среды, обеспе чивающей сопровождение индивидуального творческого саморазвития уча щихся.

Структура диссертации отражает общую логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Сущность формирования творческой активности учащихся в философских, психолого-педагогических исследованиях

В процессе подготовки к олимпиадам создаются максимально благоприятные условия для развития у учащихся способности к самообразованию, самоопределению и самореализации. При этом личность учащегося общеобразовательной школы выдвигается в педагогическом процессе на первый план, что способствует переходу к системе личностно ориентированного образования.

Для успешного педагогического руководства процессом формирования творческой активности учащихся требуется, прежде всего, анализ самого понятия «творческая активность», определение ее структуры, содержания, критериев ее сформированности. Анализ множества научных работ [7, 14, 27, 28, 34, 38, 40, 58, 67, 78 и др.], посвященных изучению творческой активности, свидетельствует о том, что в педагогической науке нет единого определения данного понятия. Это объясняется, во-первых, сложным характером явления творческой активности, ее многоплановостью, противоречивостью, специфичностью ее проявления в разных видах деятельности у учащихся различных возрастов, во-вторых, тем, что творческая активность личности воспринимается как интегральное качество.

В науке понятие творческой активности, в основном, рассматривалось в двух направлениях: 1) в аспекте определения педагогической концепции воспитания творческой личности в целом [26, 56, 58, 82]; 2) в аспекте психологических основ формирования социальных свойств индивида [12, 67, 126, 173]. Таким образом, для того чтобы определить концептуальный подход к изучаемой проблеме, представляется необходимым выявить составляющие предмета исследования и охарактеризовать их. Составляющими «творческой активности» являются следующие понятия — творчество, активность, творческая активность.

Определение «творческая активность» включает две категории: активность и творчество, которые рассматривались еще в философских работах Лейбница [125], Гегеля [71] и др. В качестве философской категории активность понимается большинством ученых как всеобщее свойство материи, ее атрибут.

Н.А. Бердяев в книге «Смысл творчества» (2002 г.) пишет, что творчество человека представляет «сложную, неразрывно развивающуюся систему». По его мнению, системообразующими факторами можно считать «элемент свободы, элемент дара и связанного с ним назначения и элемент сотворенного мира, в котором и совершается творческий акт и в котором он берет себе материалы». «Цель человека не спасение, а творчество», — считает Бердяев, но тут же смягчает свою мысль тем, что признает, что все же «для творческого восхождения нужно спасение от зла и греха». «Не творчество должны мы оправдывать, -пишет Бердяев, - а наоборот - творчеством должны мы оправдывать жизнь» [34, с. 129].

По мнению ученых-философов, высшей формой познавательной активности является творчество, в процессе которого создаются объективные материальные и духовные ценности. В философской энциклопедии дается следующее определение: «Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее» [199, с. 624]. В античной философии творчество связывается со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия. Творчество при этом выступает в двух формах: а) как божественное — акт рождения (творения) космоса; б) как человеческое (искусство, ремесло).

Следовательно, творчество — это свобода, свободное познание нового, новой деятельности человека. Ранние греческие мыслители не выделяли искусство из общего комплекса созидающей деятельности (ремесла, культивирования растений и пр.). В учениях Платона об эросе божественное творчество является плодом мироздания. Аналогично этому и человеческое творчество есть только момент в достижении высшего, доступного человеку «умного» созерцания.

Иное понимание творчества возникает в христианской философии средних веков, в которой перекрещиваются две тенденции: 1) теистическая, идущая от древнееврейской религии; 2) пантеистическая - от античной философии [222, с. 154]. Творчество есть вызывание бытия из небытия посредством волевого акта божественной личности.

Представитель средневековой схоластики Фома Аквинский [104, с. 218] в вопросе творчества подходит ближе к античной традиции. Бог - это добро в его завершенности, это вечный, созерцающий самое себя разум, это «...совершеннейшая природа, нежели воля, сама себя делающая совершенной» [59, с. 373].

Однако независимо от преобладания у христианских философов той или иной тенденции человеческое творчество оценивается ими совершенно иначе, чем оно оценивалось античной философией. Оно выступает в христианстве, прежде всего, как «творчество истории».

В эпоху Возрождения возникает интерес к самому акту творчества, а вместе с тем и к личности художника, возникает та рефлексия по поводу творческого процесса, которая незнакома ни древности, ни Средневековью, но столь характерна именно для Нового времени. Если для раннего средневекового миросозерцания история есть результат совместного творчества бога и человека, а потому смысл истории есть нечто трансцендентное, то, начиная с конца XV-XVI вв. все явственнее выступает тенденция рассматривать историю как продукт человеческого творчества и искать ее смысл и законы ее развития в ней самой.

В противоположность Возрождению Реформация понимает творчество не как творческое содержание, а как действие. Лютеранство, а в еще большей степени кальвинизм с их суровой, ригористической этикой ставили акцент на предметно-практической, в том числе и хозяйственной деятельности. Изобретательность и сметливость в ведении дел освящались религией и тем самым перенимали на себя всю нагрузку нравственно-религиозного деяния.

Понимание творчества в Новое время несет на себе следы обеих тенденций. Пантеистическая традиция в философии Нового времени, начиная с Бруно [104, с. 67], а в еще большей степени у Спинозы [185, с. 43], воспроизводит античное отношение к творчеству как к чему-то менее существенному по сравнению с познанием, которое, в конечном счете, есть созерцание вечного бога-природы. Напротив, философия, формирующаяся под влиянием протестантизма, склонна трактовать творчество как удачную - но в значительной мере случайную - комбинацию уже существующих элементов: в этом отношении характерна теория познания Бэкона [56, с. 288], а еще более Т. Гоббса [77, с. 112], Дж. Локка [132, с. 420] и Юма [218, с. 78]. Творчество, в сущности, есть нечто родственное изобретательству.

Завершенная концепция творчества в XVIII в. создается И. Кантом [108, с. 67], который специально анализирует творческую деятельность под названием продуктивной способности воображения. Кант наследует протестантскую идею о творчестве как предметно-преобразовательной деятельности, изменяющей облик мира, создающей как бы новый, ранее не существовавший, «очеловеченный» мир. Кант анализирует структуру творческого процесса как один из важнейших моментов структуры сознания. Творчество лежит в самой основе познания — таков вывод Канта, противоположный Платоновскому. Кан-товское учение о воображении было продолжено Шеллингом. По Шеллингу [211, с. 320], творческая способность воображения есть единство сознательной и бессознательной деятельностей, потому что, кто наиболее одарен этой способностью - гений — творит как бы в состоянии наития, бессознательно, подобно тому, как творит природа, с той разницей, что этот объективный, то есть бессознательный характер процесса протекает все же в субъективности человека и, стало быть, опосредован его свободой. Согласно Шеллингу и романтикам, творчество и, прежде всего, творчество художника и философа, - высшая форма человеческой жизнедеятельности.

Такое понимание творчества во многом обусловило новую трактовку античного и средневекового понимания деятельности. Понимание творчества в немецкой классической философии как деятельности, рождающей мир, оказало существенное влияние на марксистскую концепцию творчества. Творчество К. Маркс [140, с. 125] рассматривает как предметно-практическую деятельность, как «производство», преобразующее природный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества.

История проведения первых олимпиад по черчению в Республике Саха (Якутия)

Анализ итогов республиканских олимпиад по черчению был направлен на выявление общего количества участников данных олимпиад, основных требований, предъявляемых к предметным олимпиадам, на определение влияния участия в олимпиадах по черчению на выбор вуза и формирование творчески активной личности учащихся.

Изучение опыта преподавания черчения проводилось с целью определения уровня преподавания данной дисциплины в различных сельских и городских школах. В ходе анализа изучался опыт работы учителей, воспитанники которых добились высоких результатов в республиканских олимпиадах по черчению. Данные исследования проводились для выявления общих закономерностей, характеризующих педагогическую и воспитательную деятельность, а также личностных качеств учителей, позволяющих им стимулировать творческую активность учащихся. Приоритетными направлениями деятельности учителей черчения является развитие навыков графической культуры как одного из путей активизации мыслительной деятельности, воспитание устойчивого интереса и творческих способностей учащихся. Основной задачей является формирование технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений.

Изучение работ учащихся последних трех лет было проведено с целью оценки изменения в динамике уровня графических ЗУН участников олимпиад, определения их способностей, сформированности графических умений и навыков, уровня развития творческих возможностей, исследования индивидуальных достижений учащихся, их отношения к олимпиадам, которые характеризуют формирующуюся творческую активность учащихся.

В 1962 г. в Якутии впервые была проведена олимпиада по черчению. Инициатором проведения первой городской олимпиады по черчению, организатором и энтузиастом проведения в последующем всех республиканских олимпиад является кандидат педагогических наук, член-корреспондент Российской инженерной академии, советник Российской академии естествознания, лауреат Государственной премии Республики Саха (Якутия) в области науки и техники, профессор кафедры инженерной графики инженерно-технического факультета ЯГУ, заслуженный учитель PC (Я), Отличник народного просвещения РСФСР, Отличник образования PC (Я) Николай Спиридонович Николаев [152].

Проведению олимпиады предшествовала публикация отдельных статей и заметок на страницах республиканских газет и в сборниках трудов Якутского республиканского института усовершенствования учителей (ЯРИИУ), касающихся вопросов преподавания черчения в школах республики. Якутское книжное издательство выпустило первую брошюру по черчению «Как читать чертежи». В 1963 г. ЯРИУУ были организованы двухнедельные курсы повышения квалификации учителей черчения республики. В том же году по республиканским школам было разослано «Методическое письмо о преподавании черчения в восьмилетних школах Якутской АССР».

Все это способствовало улучшению преподавания черчения в школах и подготовило почву для организации и проведения первой республиканской олимпиады по черчению среди учащихся школ республики. Особенно большую роль в организации и проведении данной олимпиады сыграли городская олимпиада 1962 г. и курсы 1963 г. Городская олимпиада дала опыт организации и проведения олимпиад по черчению, а курсы пополнили знания учителей. Многие из них стали активно участвовать в пропаганде передовых методов обуче 33 ния черчению. К таким учителям можно отнести И.В. Капитонова (восьмилетняя школа № 20, г. Якутск) и А.С. Осадчего (средняя школа № 9, г. Якутск).

Значимость первой республиканской олимпиады по черчению, состоявшейся в 1965 г., сложно переоценить, так как она положила начало широкомасштабному движению по всей республике, вовлекая в него с каждым годом все большее и большее количество участников, привлекая внимание и интерес учащихся к изучению этой дисциплины.

Первая республиканская олимпиада по черчению среди учащихся 8-11 классов состояла из трех туров. Первый тур олимпиады проводился среди общеобразовательных школ во время весенних, а в некоторых школах во время зимних каникул. Задачи первого тура с учетом конкретных условий разрабатывались силами самих школ. Такая самостоятельность давала возможность изучить, с одной стороны, состояние преподавания черчения, уровень требований по данной дисциплине, и, с другой стороны, создать комфортные условия для учащихся, не отпугнув их сразу сложным уровнем задач. Этим учителя добивались более массового и активного участия учащихся в первом туре олимпиады, что, в свою очередь, поднимало уровень преподавания черчения по всей школе и, в конечном итоге, по всей республике. Одновременно с этим каждая школа в силу своих возможностей готовилась ко второму туру олимпиады.

Инициатива Н.С. Николаева [152] по проведению олимпиады по черчению была поддержана в Министерстве просвещения и в обкоме комсомола республики. В подготовке и проведении олимпиад по черчению с самого начала непосредственное участие принимали преподаватели Якутского государственного университета. Все это свидетельствует о серьезной постановке вопроса, о заинтересованности в еще более широкой пропаганде черчения как предмета, в совершенствовании форм его преподавания. Информационная поддержка олимпиады была обеспечена на республиканском уровне. Положение олимпиады в ноябре 1964 г. было разослано по республиканским школам.

Якутская телестудия 4 марта 1965 г. подготовила двадцатиминутную пе 34 редачу «Готовьтесь к олимпиаде по черчению». Библиотеки городов Якутска, Алдана, Мирного и многих районных центров организовали выставки книг по черчению для участников олимпиады. В те годы во многих районах республики не хватало учебников по черчению, а учебные пособия почти отсутствовали, что сдерживало массовость участия в предстоящей олимпиаде. Для решения этой проблемы Министерство просвещения Якутской АССР выпустило в свет «Раздаточный материал по черчению», подготовленный Н.С. Николаевым, с методическим руководством для преподавателей. В процессе подготовки к олимпиаде это пособие, несомненно, сыграло свою положительную роль. Кроме этого, в рамках подготовки к олимпиаде проводились семинары для учителей черчения в г. Якутске и пос. Нюрбе Ленинского района, встречи и беседы работников Министерства просвещения ЯАССР и Якутского обкома ВЛКСМ с отдельными учителями и коллективами школ районов и городов.

Исследование деятельности учителей-предметников по формированию творческой активности учащихся в общеобразовательных школах Республики Саха (Якутия)

Исследование проводилось поэтапно с 2004 по 2009 гг. на базе Республиканского лицея-интерната, СОШ № 2, 14, 21, 23, 29 г. Якутска и Физико-технического лицея. В опытно-экспериментальной работе участвовали 250 учащихся, 100 учителей и 40 экспертов Республики Саха (Якутия).

Исходя из вышеизложенного теоретического обоснования проблемы, мы представляем процесс подготовки учащихся к олимпиадам по черчению в двух направлениях. Первое направление ориентировано на выявление формирования у школьников творческой активности и интереса к черчению и на создание необходимых условий для подготовки к олимпиаде. Второе направление ориентировано на повышение заинтересованности и стимулирование учащихся к участию в олимпиадах по черчению.

При исследовании отношения учителей предметников к олимпиадам по черчению нами был проведен констатирующий эксперимент. На этом этапе исследования использовались методы, широко применяемые в педагогических исследованиях, в частности, мы прибегли к методу педагогического наблюдения, который применялся при оценке творческой активности учащихся во время подготовки к олимпиадам. Это дало возможность оценить степень подготовленности учащихся к участию в олимпиаде, а также их отношение к данному процессу.

Для обеспечения компетентности и полноты информации в качестве экспертов были задействованы педагоги, имеющие педагогический стаж не менее 5 лет и опыт работы по подготовке учащихся к олимпиадам разного уровня по черчению.

В рамках школы опытные учителя устраивают занятия-консультации, разборы заданий сложных графических задач. Внеклассная работа по предмету - это, как правило, работа в непринужденной обстановке, в атмосфере равенства, увлеченности, эмоционально-психологического комфорта и заинтересованности. Все это дает школьникам возможность преодолеть условности, ограничивающие их на уроке, и в полной мере раскрыть свои личностные качества и творческие способности. Как показывает практика внеклассной работы по черчению, она не только обеспечивает формирование чувства успешности и удовлетворенности, что столь важно и актуально в настоящее время в воспитательной работе с детьми, но и благотворно сказывается на результатах участия в олимпиадах.

Черчение как предмет формирует, развивает и систематизирует пространственные представления школьников в процессе изучения трехмерных объектов и дает графические знания о методах и правилах отображения информации. Целью курса «Черчение» в общеобразовательной школе является обучение учащихся графической грамоте. Следовательно, главная задача учителя черчения - научить ученика соразмерять свои возможности с поставленными целями, находить ресурсы, умело сочетать учебную и исследовательскую деятельность.

Основной целью проведения олимпиады по черчению является популяризация графических знаний и стимулирование массового интереса, развитие познавательного интереса и творческих возможностей школьников по черчению. Также олимпиада дает возможность развивать познавательный потенциал личности ученика. Современные образовательные технологии, проектная деятельность создают условия для организации научной работы практической и теоретической направленности. Не следует забывать, что использование различных по форме и содержанию олимпиадных заданий позволяет не только выявить уровень знаний и умений учащихся по предмету, но и серьезно стимулировать заинтересованность педагогов в повышении качества образовательного процесса.

Учителя большое внимание уделяют организационно-методической стороне проведения олимпиады и разработке олимпиадных заданий. Разрабатывая задание для конкурсантов, учителя стремятся к тому, чтобы графическая деятельность учащихся на олимпиаде не отделялась от их логического, абстрактного и творческого мышления. Для этого мы использовали задачник В.А. Гер-вера «Творческие задачи по черчению» [73], внеся некоторые изменения в графическое изображение задания и текст его условия.

В.А. Гервер в данном пособии [73] и программе по черчению пишет, что творческие задачи подразделяются на два вида: 1) пропедевтические, не имеющие проектного содержания; 2) с элементами проектной деятельности. На улусной олимпиаде по черчению мы использовали творческие задания первого вида. По условию разработанного нами задания школьникам, принимавшим участие в олимпиаде, необходимо было: 1) вначале мысленно смоделировать форму предмета по заданной половине фронтального разреза и заданным габаритам вида сверху, выполнить предварительные эскиз и технический рисунок, предмет обязательно должен содержать один или несколько элементов цилиндрической формы; 2) затем на чертежной бумаге формата A3 выполнить чертеж смоделированного предмета, состоящий из трех изображений: выполнить соединения половины (или части) вида спереди с половиной (или частью) соответствующего фронтального разреза; начертить вид сверху; выполнить соединения половины (или части) вида слева с поло-виной (или частью) соответствующего профильного разреза; нанести на изображениях предмета необходимые размеры; выполнить аксонометрическую проекцию предмета с вырезом 1/4 части без нанесения размеров.

Организационно-педагогические особенности формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки учащихся к олимпиадам по черчению

Формирование творческой активности учащихся в процессе подготовки к предметным олимпиадам - одна из главных идей перспективной системы образования. Олимпиада ориентирована на развитие интеллектуальных способностей учащихся, интереса к познанию себя и окружающего мира и способствует интеллектуальному воспитанию. Для педагогической науки это обусловливает актуальность проблемы формирования гармонично развитой творческой личности. В связи с этим яркое звучание приобретает сегодня проблема формирования творческой активности качественно новой формации подрастающего человека, обладающего широкой культурой, богатым личностно-творческим потенциалом. В связи с этим формирование творческой активности учащихся является сегодня одной из важнейших задач общеобразовательной школы и требует разработки организационно-педагогических условий совершенствования подготовки к олимпиадам по черчению.

Организационно-педагогические особенности формирования творческой активности развиваются по двум направлениям:

1. Включение учащихся в реализацию образовательно-развивающих программ, которые позволяют им освоить ориентировочные схемы технологической деятельности, конкретные технологические действия и операции, приобрести технологическую компетентность в конкретной деятельности (в нашем случае технической творческой деятельности), а также технологии творческой деятельности. Для повышения технологической компетентности в учебные программы введены дидактические модули, позволяющие учащимся овладевать навыками и умениями рационализаторской и предпринимательской деятельности.

Организация технологического образования построена так, что учащийся имеет возможность, кроме технологической подготовки на базе школы (базовый уровень технологической компетентности), участвовать в кружковой работе в центре технического творчества, в проектной деятельности в молодежном научно-техническом производственном центре (продвинутый уровень технологической компетентности).

Основные методы, применяемые педагогом: тренинги, решение творческих задач, выполнение графических заданий, консультирование, знакомство с инновационными методиками развития творческого мышления, проектная деятельность учащихся.

2. Организация самостоятельной работы учащихся по творческому саморазвитию предполагает консультирование педагога и компьютерное обеспечение, включающее информационный банк по проблемам развития технического творчества, конструированию и проектированию, а также разработанные авторские учебно-методические рекомендации, сборники творческих заданий, в информативном блоке которых рассматриваются основы творческой деятельности, особенности конструкторского творчества и рационализаторской деятельности. В развивающий блок включены: инструментарий, позволяющий учащемуся самостоятельно диагностировать творческий потенциал, отдельные свойства творческой личности; структура творческих проектов, программы творческого саморазвития и комплекс упражнений, обеспечивающий развитие творческого мышления и творческих качеств личности.

Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что при организации и проведении олимпиады по черчению необходимо определить: - место олимпиады в системе повышения качества образовательной деятельности в общеобразовательной школе; - концептуальные положения, цели и задачи при организации и проведении олимпиады по черчению; - технологии проведения олимпиады; - принципы формирования критериев для оценки работ учащихся; - особенности подготовки и проведения олимпиады по черчению. Творчество - прерогатива свободной, способной к саморазвитию личности. Творчество - способ «личностного» существования. Творческая личность — это свободная личность, личность, способная быть самой собой, слышать свое «Я». На основании анализа научных подходов мы отмечаем, что творческий потенциал человека характеризуется рядом особенностей личности: 1) способность личности формулировать альтернативы; 2) подвергать сомнению на первый взгляд очевидное; 3) избегать поверхностных формулировок; 4) умение вникнуть в проблему и увидеть перспективу; 5) способность отказаться от ориентации на авторитеты; 6) способность к быстрому и свободному переключению мыслей; 7) способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации; 8) способность к оценочным суждениям и критичности мышления; 9) способность к переносу решений; 10) овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность знаний и др.

Следовательно, ученик строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: - анализирует ситуацию; - проектирует результат в соответствии с исходными данными; - анализирует имеющиеся средства, необходимые для проверки предположения и достижения искомого результата; - оценивает полученные данные; - формулирует новые задачи. Таким образом, творческая деятельность ученика складывается из следующих этапов: 1) возникновение замысла; 2) разработка замысла; 3) преобразование замысла в идею — гипотезу; 4) поиск способа воплощения замысла и идеи.

Но без специальной подготовки и знаний по черчению успешное творчество невозможно. Только имеющий специальную подготовку ученик на основе анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые пути и способы ее решения.

Формирование творческой активности учащихся - целенаправленная реализация индивидуальности ученика в процессе овладения творческим компонентом учебной деятельности, педагогического общения на основе целого комплекса организационно-педагогических условий и эффективных дидактических технологий.

Творческая активность — важная психолого-педагогическая проблема. Изучение формирования творческой активности личности позволит углубить знания о феномене творчества, раскрыть преобразовательные возможности личности, а также выработать научно обоснованные рекомендации по обеспечению необходимых организационно-педагогических условий творческого развития личности ученика.

В контексте нашего исследования педагогические условия мы рассматриваем как систему, в которой возникает и протекает данный процесс и достигается цель исследования. Формирование творческой активности — это часть общей проблемы воспитывающего обучения. Поэтому мы считаем необходимым учитывать условия реализации воспитывающего характера обучения.

По дидактической концепции содержания базового образования [10, 121, 122, 128], творчество имеет четырехкомпонентную структуру (знание; умение и навыки; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к миру), обеспечивающую смежность обучения, воспитания и развития. Овладение опытом творческой деятельности в ходе изучения графических дисциплин мы считаем значимым условием процесса формирования творческой активности учащихся. Опыт творческой деятельности нельзя передать, рассказывая о нем. Овладение им происходит путем включения учащихся непосредственно в процесс творческой деятельности с помощью системы творческих заданий.

Похожие диссертации на Формирование творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению