Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование здоровьесберегающих ценностных ориентаций педагога Башмакова Елена Анатольевна

Формирование здоровьесберегающих ценностных ориентаций педагога
<
Формирование здоровьесберегающих ценностных ориентаций педагога Формирование здоровьесберегающих ценностных ориентаций педагога Формирование здоровьесберегающих ценностных ориентаций педагога Формирование здоровьесберегающих ценностных ориентаций педагога Формирование здоровьесберегающих ценностных ориентаций педагога Формирование здоровьесберегающих ценностных ориентаций педагога Формирование здоровьесберегающих ценностных ориентаций педагога Формирование здоровьесберегающих ценностных ориентаций педагога Формирование здоровьесберегающих ценностных ориентаций педагога
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Башмакова Елена Анатольевна. Формирование здоровьесберегающих ценностных ориентаций педагога : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.01 Москва, 2007 181 с. РГБ ОД, 61:07-13/1335

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические проблемы изучения здорового образа жизни и ценностных ориентации личности 13

1.1. Историографический обзор литературы о здоровом образе жизни 13

1.2. Ценностные ориентации как компонент самосознания личности 51

Глава 2. Факторы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентации педагога 89

2.1. Содержание и структура здоровьесберегающих ценностных ориентации педагога 89

2.2. Составляющие процесса формирования здоровьесберегающих ценностных ориентации педагога 104

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию здоровьесберегающих ценностных ориентации педагога 128

3.1. Подготовка учебных программ по здоровьесбережению педагога и опыт их прикладной реализации 128

3.2. Разработка методических рекомендаций по актуализации ответственного отношения педагога к личному здоровью... 149

Заключение 160

Библиография 163

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Модернизация российского

образования призвана способствовать развитию системы образования. Важнейшие ее цели определены в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». В данном документе обращается внимание на то, что развивающемуся обществу нужны «современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью и динамизмом, конкурентоспособностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» (74).

Решить такие общественно значимые задачи способны педагоги, личностные и профессиональные качества которых позволяют воспитывать молодежь в соответствии с требованием времени. Невозможно педагогу передать воспитаннику то, чем он сам не обладает. Выдающийся педагог и гуманист А. Дистервег писал: «...невозможно дать другому того, чего не имеешь сам, и невозможно развивать, воспитывать и образовывать других, не будучи самому развитым, воспитанным и образованным» (57; 96).

Для решения поставленных сложных задач по

совершенствованию учебно-воспитательного процесса представляется актуальной проблема сохранения здоровья современного педагога как основы его работоспособности, позитивного настроя на жизнь, на общение с людьми. К сожалению, личному здоровью учителя не уделяется должного внимания ни в нормативных документах, ни в педагогической практике.

В настоящее время возрастает значение обучения педагогов знаниям и умениям поддержания своего здоровья, повышения собственного жизненного ресурса. Однако данные знания и умения не будут востребованы самим учителем без сформированных в его самосознании

здоровьесберегающих ценностных ориентации. Без устойчивой мотивации
учителя на здоровьесбережение невозможно решить проблему его
творческого долголетия, успешного самообучения,

самосовершенствования. Подготовленность современного педагога к здоровьесбережению следует рассматривать как важнейшую составляющую его профессиональной компетентности.

Современный учитель работает в условиях постоянного нервно-психического напряжения и хронического стресса. По данным социологических исследований, у трети учителей (более 30%) показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами (107; 116). Конфликтогенность социальной среды увеличивает возможность возникновения у педагога социально-психологической дезадаптации. Кроме того, профессия педагога предполагает повышенные эмоциональные нагрузки. Именно поэтому учителю необходимо владеть средствами самодиагностики, самопомощи, самоподдержки и самокоррекции как элементами здоровьесбережения.

Особый интерес для педагогических исследований представляет проблема разработки здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности педагога, формирование его здорового образа жизни.

Исследований по данной проблеме крайне мало. С учетом вышеизложенного есть все основания полагать актуальным исследование по теоретическому обоснованию научно-практической полезности формирования здоровьесберегающих ценностных ориентации педагога.

Научная разработанность проблемы.

Среди российских исследователей, впервые обративших внимание на подготовку учителей в области самосбережения здоровья, были К.Д.Ушинский и Ф.Ф. Эрисман. К.Д. Ушинский подчеркивал важность обучения учителей наукам о здоровье и его сбережении (179). Заслугой Ф.Ф. Эрисмана явилась не только актуализация и обоснование данной

проблемы, но и поиск некоторых путей ее решения с учетом психического здоровья педагога (202).

Существенный вклад в разработку проблемы здоровьесбережения внес
выдающийся русский ученый И.И. Мечников, показавший значение
активной позиции личности в отношении собственного здоровья. Его учение
об ортобиозе как здоровом образе жизни легло в основу нашего
исследования (103, 104). Учение И.И. Мечникова творчески развил в своих
работах доктор философских наук В.М. Шепель, разработавший
методологические основы технологии самосбережения здоровья

(ортобиотики)(193, 194).

Русский ученый В.М. Бехтерев рассматривал здоровье как мировоззренческую проблему. Им была предложена концепция здоровья человека, основанная на идее его личностного развития. Конкретные рекомендации по формированию здорового образа жизни были разработаны в первые годы советской власти И.Г. Назаровым. Вклад в решение проблемы здоровьесбережения педагогов внесли валеологи И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, Г.К.Зайцев и др. (33, 34,61).

Здоровье учителей и учащихся всегда было предметом внимания классиков как зарубежной, так и отечественной педагогики. Н.И. Пирогов и П.Ф. Лесгафт подчеркивали связь между образом жизни человека и состоянием его здоровья. И.Г. Песталоцци называл условием жизненного успеха личности согласованность между его физическим и душевным здоровьем. П.Ф. Каптерев указывал на значение психологического и нравственного оздоровления людей, что воплотилось в его системе «нравственного закаливания». В.А. Сухомлинский считал, что забота о здоровье и сохранении жизни является высшей ценностью и приоритетной составляющей деятельности педагога.

Сегодня изучение проблемы здоровьесбережения носит междисциплинарный характер. Феномены здоровья и здорового образа жизни изучаются не только медициной, но и философией, социологией,

психологией, педагогикой и созданными на стыке наук такими дисциплинами, как акмеология, валеология, ортобиотика.

Образ жизни человека определяется его мировоззрением и, прежде всего, его ценностями и ценностными ориентациями. Проблема ценностей имеет глубокую историко-философскую традицию. Впервые она поднимается в учениях Платона, Аристотеля, развивается в работах Монтеня, Паскаля, Декарта, Канта. Во второй половине XIX в. возникает наука аксиология, исследующая категорию «ценность».

Одним из первых в начале XX в. вопрос о ценностном процессе поднял М. Хайдеггер, справедливо утверждавший, что ценности должны быть «рождены», выстраданы человеком в результате личного опыта. Вопросы структуры, содержания и условий формирования ценностей и ценностных ориентации отражены в трудах В.П. Тугаринова, А.Г. Здравомыслова, В. А. Ядова, Е.А. Подольской, Ю.Р. Саарнита (173,62,208,209,133,150). В современной педагогической науке проблемы ценностей, формирования ценностных ориентации касаются российские ученые Г.Н. Игонина, И.Г. Казакина, А.П. Капаева, О.Н. Никитина, Н.М.Полетаева, С.Н. Чистякова, Н.Е. Щуркова и др. (66,68,71,112,134, 200,201). В течение последних лет была обоснована актуальность формирования ценностного отношения педагога к своему здоровью (В.А. Магин, В.Н. Максимова, Н.М. Полетаева, Л.Н.Овчинникова и др.), определена структура ценностных ориентации педагогов и студентов педагогического ВУЗа (Н.С. Лапханова, Н.А.Попованова, И.Л. Федотенко и др.), выявлены пути формирования мотивации здорового образа жизни будущего учителя (Л.И. Алешина) и значение мотивации в формировании ценностной ориентации педагога, определено значение внутренней мотивации в процессе обучения взрослых и важность рефлексии в формировании ценностных ориентации учителя (И.В.Муштивинская, Ю.П. Кулюткин, Е.Г.Слободнюк и др.), разработана модель учителя как субъекта школы валеологического типа (Н.А. Пастушенко).

Несмотря на постоянное внимание к изучаемой проблеме и развитие

философской, педагогической, психологической, социологической мысли в области здоровьесбережения в предшествующий период, проблема

формирования здоровьесберегающих ценностных ориентации педагога является недостаточно изученной. Это обусловило выбор темы данного исследования.

Цель исследования: теоретико-прикладное обоснование процесса формирования здоровьесберегающих ценностных ориентации педагога.

Объект исследования: процесс формирования здоровьесберегающих ценностных ориентации педагога.

Предмет исследования: содержание, структура

здоровьесберегающих ценностных ориентации педагога и факторы их

формирования.

Гипотеза исследования: здоровьесберегающие ценностные ориентации педагога будут сформированы:

если раскрыть сущность и содержание здоровьесберегающих ценностных ориентации педагога;

если выявить структуру здоровьесберегающих ценностных ориентации педагога;

если обосновать факторы, определяющие процесс формирования здоровьесберегающих ценностных ориентации педагога.

Исходя из цели и гипотезы исследования, ставятся следующие задачи:

разработать понятийный аппарат по проблеме исследования; определить содержание и выявить структуру здоровьесберегающих ценностных ориентации педагога;

определить факторы формирования и показатели сформированности здоровьесберегающих ценностных ориентации педагога;

разработать учебные программы и методические рекомендации по формированию здоровьесберегающих ценностных ориентации педагога, внедрить их в систему дополнительного профессионального образования.

Теоретико-методологической основой исследования явились философские, социально-психологические и педагогические концепции

отечественных и зарубежных авторов, составившие гносеологическое ядро диссертационного исследования, позволившее обосновать феномен ценностных ориентации на здоровьесбережение у учителей и условия их формирования:

теория ценностей и ценностных ориентации, разработанная А.Г.Здравомысловым, В.П. Тугариновым, В.А. Ядовым;

концепция самосбережения здоровья И.И. Мечникова; В.М. Бехтерева; концепция ортобиотики В.М. Шепеля; идеи антропоориентации педагогического процесса, изложенные в трудах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Н.И. Пирогова, П.Ф. Каптерева;

идеи гуманизации образования В.А. Сухомлинского, М.И. Мухина, Л.В. Тодорова, Г.Ф. Кумариной, Н.Е. Щурковой;

концепция активных методов обучения как средств формирования и развития личности Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, П.Ф. Лесгафта, В.А.Сухомлинского;

концепция личностно ориентированного подхода в педагогике Д.А.Белухина, Е.В. Бондаревской, М.А. Вакулиной, Ю.Н. Кулюткина;

концепция рефлексивно-гуманистической психологии и педагогики
сотворчества Н.М. Амосова, Л.М. Митиной, В.А. Сластенина,

А.Б.Орлова, К. Роджерса;

положения системного подхода, изложенные в трудах

Н.П.Абаскаловой, Б.Г. Ананьева, П.К Анохина, Л.И. Анцыферовой, Н.В. Кузьминой, В.И. Садовского;

принципы деятельностного подхода, раскрытые в работах Л.С. Выготского, А.Л. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова;

концепция валеологического образования И.И. Брехмана, Э.Н. Вайнера, Г.К. Зайцева и др.;

идеи психогигиены труда учителя Ф.Ф. Эрисмана.

В процессе исследования применялись следующие методы^ контент- анализ научной и научно-методической литературы по здоровому образу жизни, наблюдение, анкетирование, интервью, ролевые игры, мониторинг «Состояние здоровья педагогов Московской области», обучающий эксперимент.

Эмпирическую базу исследования составляют материалы

социологических исследований, опросов и анкетирования, проведенных
автором на кафедре человековедческих технологий Педагогической
Академии последипломного образования Московской области за период
1998-2007 гг. В исследовании приняли участие 630 человек, из них 503
педагога различных возрастных категорий, 108 руководителей

образовательных учреждений, 19 сотрудников муниципальных управлений образования.

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 8 лет, в его организации можно выделить три этапа:

На первом этапе (1998-2001гг.) осуществлялось научно-теоретическое, историографическое изучение и аналитика проблемы исследования.

На втором этапе (2001-2003 гг.) проводилось исследование здоровьесберегающих ценностных ориентации педагога, корректировка целей и задач исследования, выбор методов диагностики.

На третьем этапе (2003- 2007 гг.) в процессе обучения педагогов на кафедре человековедческих технологий Педагогической Академии последипломного образования осуществлялась апробация образовательных программ, ориентированных на формирование у педагогов здоровьесберегающих ценностных ориентации, подводились итоги исследования.

Научная новизна исследования:

представлено гносеологическое обоснование здоровьесберегающих ценностных ориентации педагога;

определено содержание и выявлена структура здоровьесберегающих ценностных ориентации педагога;

обоснованы и экспериментально подтверждены приоритетные факторы направленного формирования здоровьесберегающих ценностных ориентации педагога.

Теоретическая значимость исследования:

Обоснована необходимость формирования в самосознании педагога здоровьесберегающих ценностных ориентации, определена структура и содержание здоровьесберегающих ценностных ориентации, выявлены факторы их направленного формирования, определены показатели и уровни сформированности здоровьесберегающих ценностных ориентации педагога.

Практическая значимость исследования:

представлены методические рекомендации по формированию осознанного отношения педагога к личному здоровью; разработан и внедрен в учебную деятельность Педагогической академии последипломного образования комплекс учебных программ по здоровьесбережению педагога.

Основные положения, выносимые на защиту:

обоснование сущности здоровьесберегающих ценностных ориентации педагога как компонентов структуры личности, сформированных на базе ценностных представлений о здоровье человека, имеющих эмоциональную значимость и детерминирующих здоровьесберегающее поведение личности;

обоснование содержания здоровьесберегающих ценностных ориентации педагога как единства трех ценностных ориентации на сбережение физического, психического и духовно-нравственного здоровья, раскрытие структуры каждой из них;

теоретико-прикладное обоснование факторов направленного формирования здоровьесберегающих ценностных ориентации педагога, включающих осознание педагогом здоровья как единства физического, психического и духовно-нравственного компонентов, актуализацию мотивов к здоровьесбережению, инициирование рефлексивной позиции педагога по отношению к личному здоровью, использование в этих целях научно-прикладного потенциала человековедческих технологий.

Апробация исследования. Теоретические положения и фактические результаты исследования прошли апробацию в рамках работы с разными категориями педагогических работников в образовательных учреждениях Подмосковья, на кафедре человековедческих технологий Педагогической академии последипломного образования, при проведении групповых и индивидуальных консультаций по проблеме исследования, обсуждались на научно-практических конференциях, методических семинарах, круглых столах: научно-практический семинар для руководителей образовательных учреждений «Опыт реализации человековедческих технологий в практике школ» (март 2001 г., г.Железнодорожный); творческая встреча «Здоровый образ жизни как условие развития личности ребенка» (апрель 2001 г., г.Бронницы); научно-практическая конференция «Упреждение конфликтов как элемент здоровьесберегающих технологий» (апрель 2006 г., г.Сергиев Посад); научно-практический семинар «Создание здоровьесберегающей среды в начальной школе)» (октябрь 2006 г., г.Серпухов); участие в работе Межведомственного Совета при Министерстве образования Московской области по проблемам профилактики злоупотребления психоактивных веществ и формированию здорового образа жизни детей и подростков (в течение 2004-2006 гг.)

Достоверность результатов исследования обеспечивается

количеством и разнообразием научной литературы, привлеченной для историографического обзора проблемы исследования, проверкой

теоретических и эмпирических данных, полученных в ходе исследования. Достоверность эмпирической информации определяется достаточной выборкой опрашиваемых, объективностью критериев составления вопросов анкеты, использованием комплекса методов и методик.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии. Работа содержит 5 таблиц, 7 диаграмм и приложения.

Историографический обзор литературы о здоровом образе жизни

Проблемы выживания человека и образа его жизни, способствующего этому выживанию, возникли с появлением человеческого сознания. Первобытным людям приходилось решать вопросы продолжения рода, приспособления к окружающей среде. Человечество всегда в той или иной форме задумывалось над тем, как жить, чтобы сохранять потомство и продлевать род задолго до того, как стала осознаваться ценность индивидуальной человеческой жизни. Люди веками передавали накопленный опыт выживания посредством обрядов, запретов (табу), религиозных предписаний, практических навыков, передающихся непосредственно от старейшин, целителей к их преемникам.

Поисками путей оздоровления и продления жизни человека богата история Древнего Востока, особенно Индии и Китая. Уже в VI-V веках до нашей эры в этих странах сложились оздоровительные системы, доступные небольшому числу «посвященных». В основе древневосточной культуры здоровья лежит сохраняющая свою актуальность поныне концепция единого организма, в котором неразрывны духовное, душевное и телесное. Как показывает практика, эта идея особенно актуальна сегодня. Единство трех составляющих здоровья лежит в основе многих современных оздоровительных систем. В Древнем Китае эта концепция развивалась в рамках системы целительного ДАО (предполагающей обучение человека образу жизни, соответствующему природе) и боевых искусств. В Древней Индии была изложена в рамках самого древнего Священного писания -Ведах под названием Аюрведы. Восточная концепция оздоровления исходила из представлений о человеке как единой энергетической системе, и здоровье рассматривалось как результат баланса энергий в теле человека. Забота о здоровье представляла собой процесс гармонизации всех энергетических потоков.

Принцип восточной медицины - следование природе, в том числе природе человека, - в настоящее время обретает особый смысл, так как все достижения медицины не могут восполнить потери человеком его разобщения с окружающей средой. По этой причине традиции оздоровительной культуры Древнего Востока оказывают большое влияние на современную западную культуру здоровья. В социуме все более растет понимание того, что только в согласии с природой человек может сохранить себя как биологический вид, сохранить в себе человеческое начало.

Мыслители и философы Древней Греции придавали большое значение культуре здоровья. Так, Платон считал, что врачевание должно опираться на знание о двух началах в человеке: здоровом и больном. Он внес в проблему здоровья и болезни оценочно-нормативный акцент, говоря, что здоровье - это «благо», к которому надо стремиться и которое надо беречь, болезнь же благом не является, и ее следует избегать. Таким образом, здоровье человека Платон определил как ценность; следовательно, его можно считать одним из родоначальников ценностного подхода к здоровью (184).

Другой древнегреческий философ Пифагор придавал большое значение общей гигиене. Он полагал, что человек должен во всем придерживаться умеренности, употреблять простую пищу, пить чистую воду, соблюдать режим дня, держать в чистоте тело, регулярно заниматься физическими упражнениями.

Демокрит рассматривал душу человека как совокупность особых огненных атомов и говорил, прежде всего, о душевном здоровье. Он представлял душевное здоровье как состояние, в котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не волнуется и не страшится.

Аристотель, большое внимание уделявший воспитанию как необходимому условию формирования личности, также полагал, что физические упражнения и закаливание важны для укрепления здоровья детей.

Традиционно «отцом» западной медицины считают Гиппократа. Он рассматривал здоровье как некую гармонию, внутреннее состояние человека, к которому следует стремиться, соблюдая ряд профилактических мероприятий. Он отслеживал влияние на здоровье человека таких факторов, как перепады температуры воздуха и изменения погоды. Гиппократ изучал влияние особенностей почвы и воды на здоровье людей, проживающих на определенной территории. Он установил связь между заболеваниями человека и проникновением в его организм инфекции, поэтому уделял большое внимание чистоте тела, пищи, жилища.

В целом, в Древнем мире интерес к здоровью и сохранению жизни человека был достаточно высок. Необходимо отметить: несмотря на различие в философских и медицинских подходах к проблеме здорового образа жизни и здоровья, мыслители и врачеватели древности признавали необходимость гармонии трех начал в человеке - тела, души и духа, то есть физического, душевного и духовного здоровья. Это положение особо ценно в рамках данного диссертационного исследования, так как в нем предполагается исходить из триединства здоровья.

В средневековой Европе, в сравнении с Древним миром, произошел упадок культуры здоровья. Это объясняется особенностями средневекового мировоззрения, определявшегося христианством. Представление о теле как «темнице души», «пище для червей» обусловили пренебрежение к физическому здоровью. Большое внимание в этот период уделяется душевному здоровью, так как на это была направлена вся деятельность церкви. Но дисбаланс и дисгармония между телесным и духовным началом не могли не сказаться на социуме. Следствием этого стали опустошительные эпидемии, во время которых погибала большая часть населения.

В Эпоху Возрождения начинает формироваться новое направление общественной мысли - гуманизм. Для него было характерно признание ценности человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, представление о благе человека как о критерии оценки социальных институтов, о принципах равенства, справедливости и человечности как желаемой нормы отношений между людьми.

Ценностные ориентации как компонент самосознания личности

Образ жизни человека определяется его мировоззрением и, прежде всего, его ценностями и ценностными ориентациями. Проблема изучения ценностей и ценностных ориентации человека имеет глубокую историко-философскую традицию. Вопрос о ценностях был и остается непременной составной частью любой философской, социальной, психологической и педагогической концепции.

Данная проблема сохраняет свою актуальность, поскольку ценности выступают мотивом человеческой деятельности. В связи с этим представляет научный интерес содержание механизма реализации ценности в деятельности человека. Определив характер действия данного механизма, возможно направленно формировать ценностные ориентации личности, создавая человеку соответствующие условия.

Щей о ценностях появляются ещё в античности. Лексически понятие «ценность», «ценимый» происходит от слова «цена». К этому понятию обращались Аристотель, Зенон, Платон. Аристотель считал, что сравниваемая ценность того или иного «блага» соотносится с категорией цели: ценнее то благо, которое приближает к цели. Из двух благ наиболее ценно то, которое ценно не только для данного человека, но и имеет «всеобщее» значение. В «Законах» Платон различал ценности первого и второго порядков. Ценности первого порядка - душевные, телесные, внешние, а ценности второго порядка - «метаценности», которые обусловливают ценность самого ценного.

В дальнейшем по мере развития человеческой мысли многие философы, ученые рассматривали понятие «ценность». Так, например, Монтень указывал на субъективную природу ценностей. Декарт придавал особое значение разуму в установлении подлинной ценности. Для Декарта ценность соотносилась с миром субъекта, с его нравственностью. Паскаль различал среди человеческих достоинств условные, связанные с социальным статусом, и естественные, относящиеся к душе и телу. Паскаль, в частности, обратил внимание на то, что «логика сердца» подчиняется своим законам. «Третья сила» в человеке, а именно, человеческая душа, выражающаяся в разуме сердца, способна определять ценности наряду с разумом головы и волей. «Мы познаем истину не только разумом, но и сердцем. Именно сердцем мы познаем начальные понятия, и тщетно рассудок, к этому непричастный, пытается их оспорить» (122; 122). По мнению Б. Паскаля, именно на знания, добытые сердцем, а не на инстинкты должен опираться разум, строить свои рассуждения человек. Эта мысль Паскаля представляет интерес для данного диссертационного исследования, поскольку из этих представлений следует, что при определении ценности человек руководствуется не только ориентациями общества и «здравым смыслом», но и собственным «чутьем».

Значительный вклад в теорию ценностей внес И. Кант. Он определил ценностный мир как таковой, творимый автономно действующим субъектом. Ценностное сознание и ценностное творчество возможно благодаря чистому «практическому разуму». Из этого можно заключить, что человек может разумно, осознанно выстраивать свою систему ценностей. Данное положение важно для нас, так как показывает путь, следуя которому возможно формировать ценностные ориентации, опираясь на разум, осознанный подход к своим потребностям. Кант различал иерархию цены вещей, аффективную цену душевных качеств и внутреннюю ценность самой свободной и автономной личности. Следовательно, личность сама может и должна ответственно относиться к своей жизни.

Со второй половины XIX века проблема ценностей становится одной из приоритетных в европейской философии. К этому периоду относится возникновение науки аксиологии, хотя сам термин был введен в научный оборот в 1902 году французским философом П. Лапи. Аксиология -философская дисциплина, исследующая категорию «ценность», характеристики, структуру и иерархию ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений» (184).

В развитии аксиологии выделяют три периода: предклассический, классический и постклассический. Предклассический период развития аксиологии связан с именем Рудольфа Германа Лотце. Восприняв отдельные идеи Платона, Канта, Гегеля, Лотце пытался соединить традиции немецкого идеализма с естественнонаучным мировоззрением. Им различалось бытие логическое, реальное (подчиненное каузальным законам) и трансцендентное. В соответствии с тремя видами бытия, по мнению Лотце, существует и три мира: истины, действительности и ценности. Эти три мира отделены друг от друга и в человеческом мышлении, и в реальности. В теории познания Лотце толкует являющийся субъекту мир как осуществление самого себя в субъективности и как осуществление ценности. Таким образом, мир личности таков, какова его система ценностей. Начиная с Лотце, понятие ценностей эстетических, моральных, религиозных становится общезначимым в философской лексике. Следовательно, мы можем говорить о ценностях различной направленности, в том числе о ценностях здоровья, самосохранения человека как личности.

К первому периоду развития аксиологии относится также и философия Фридриха Ницше. Рассматривая современные ему ценности западной культуры, Ницше считал, что они должны быть пересмотрены, поскольку эти ценности пренебрегают посюсторонним миром, обесценивают жизнь, рассматривая ее лишь как преддверие другой, потусторонней жизни. Он полагал, что эти ценности мешают самораскрытию личности, ее развитию, порабощают ее. Ницше писал об эпохе мирового нигилизма - отхода человечества от общепринятых ценностей - и предсказывал наступление вслед за этой эпохой новой всемирной эпохи переоценки ценностей. Мир, по Ницше, нуждается в другом порядке ценностей, в утверждении их новой иерархии.

Сегодня мы наблюдаем такой пересмотр ценностей как во всем мире, так и в нашей стране. Обеспокоенный собственным выживанием, человек вновь поворачивается лицом к природе, в том числе к своей собственной, используя при этом все достижения современной науки. В числе приоритетных ценностей сегодня вновь звучат здоровье, здоровый образ жизни, поскольку они являются залогом жизненного успеха. И данную тенденцию необходимо углублять, чтобы сбережение своего здоровья становилось одной из приоритетных задач личности.

Классический период развития аксиологии (1890-1920 гг.) в философии рассматривается как единство формальной аксиологии, материальной аксиологии, онтологии и гносеологии. Формальная аксиология изучает предельно общие законы, заключенные в ценностных отношениях. Материальная - изучает структуру и иерархию наличных «эмпирических» ценностей. Онтология исследует вопрос объективности и субъективности ценностей, их бытийную локализацию и их соотношение с существованием. Гносеология рассматривает вопросы соотношения ценностей и познания. Эти четыре области знания и составляют, в сущности, фундаментальную теорию ценностей.

Содержание и структура здоровьесберегающих ценностных ориентации педагога

Ценностные ориентации являются одной из ведущих характеристик личности и выражают направленность личности на определенные ценности. Ценностные ориентации образуют содержательную сторону направленности личности, отражают ценностное отношение этой личности к действительности и продуктам человеческой деятельности. Таким образом, ценностные ориентации можно рассматривать как конкретные формы проявления направленности личности в процессе социализации.

Как и в направленности личности, в ценностной ориентации ряд ученых выделяет познавательный (когнитивный), эмоциональный и поведенческий компоненты (62, 63, 68, 133, 150, 205, 206) в соответствии с аксиологической триадой: ценностное знание, ценностное отношение, ценностное поведение. В задачу нашего исследования входит раскрытие сущности и содержательной структуры здоровьесбрегающих ценностных ориентации.

В познавательном компоненте ценностной ориентации главным образом действует принцип, согласно которому знания стремятся к логической и психологической согласованности. М.Г. Казакина этот компонент называет «знание-осознание» объективной ценности. Познавательный компонент здоровьесберегающих ценностных ориентации заключается в наличии у педагога целостного представления о предмете ценности, а именно о здоровье и способах его поддержания. Педагоги должны получить совокупность знаний о здоровье и способах его укрепления как посредством получения информации извне (преподаватели, литература, СМИ, Интернет и т.п.), так и путем рефлексии, анализа собственного опыта, опыта других людей. Резюмируя полученную информацию, сопоставляя факты, устанавливая причинно-следственные связи между явлениями, делая выводы, педагог приходит к представлению о предмете ценности.

Вторая составляющая ценностной ориентации - эмоциональная. Ценности и ценностные ориентации связаны с потребностями. И процессы поиска путей их удовлетворения, и само удовлетворение потребностей сопровождается соответствующими эмоциями. В.А. Ядов отмечает, что эмоциональные аспекты «характеризуются свойствами напряженности или центрированности в отношении ведущих потребностей личности» (205; 111). Кроме того, ценностные ориентации связаны с актом оценки личностью значимости для нее той или иной ценности. Оценка же является интеллектуальным и эмоциональным актом. М.Г. Казакина указывает, что если эмоции, сопровождающие процесс познания, не являются его опорной базой, то «для ценностного сознания они играют роль именно опорной базы»( 68; 8).

Третья составляющая ценностной ориентации - поведенческая, то есть готовность субъекта к поведению, направленному на реализацию соответствующей ценности в своей жизнедеятельности. Поведенческая готовность формируется в соответствии с уровнем деятельности. На более низком уровне - это способность действовать в соответствии с наличной ситуацией, на более сложном - поведенческие планы, на высших уровнях -поведенческие программы. Поведение личности в целом, ее деятельность регулируется поведенческими программами, поступки - поведенческими планами, а отдельные поведенческие акты - поведенческой готовностью (205). Для того чтобы сформировалась эта составляющая ценностной ориентации, ценность должна обрести не декларативный, а личностно-значимый, субъективный смысл.

Все три составляющих ценностной ориентации не функционируют отдельно. Знания имеют, как правило, эмоциональную окрашенность, поведенческие акты, опираясь на определенные знания, вызывают те или иные эмоции и т.д. Взаимодействие и взаимопроникновение компонентов ценностной ориентации зависит также от индивидуальных особенностей конкретной личности.

В своей работе мы исходим из представления о триединстве физического, психического и духовно-нравственного здоровья. Все три аспекта находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Такое понимание здоровья педагогами является одним из факторов формирования у них здоровьесберегающих ценностных ориентации.

Таким образом, исходя из триединства здоровья и ставя цель формирование здоровьесберегающих ценностных ориентации, - можно условно выделить три ценностные ориентации: ценностная ориентация на сбережение физического здоровья, ценностная ориентация на сбережение психического здоровья и ценностная ориентация на сбережение духовно нравственного здоровья. Как было обосновано выше, каждая из перечисленных ценностных ориентации имеет познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Обобщая позиции и мнения ряда известных ученых - философов, социологов, педагогов, психологов (Н.П. Абаскаловой, Г.П. Аксенова, А.Г. Асмолова, В.М. Бехтерева, Б.С. Братуся, В.И. Вернадского, А. Дистервега, Е.Р. Калитеевской, П.Ф. Каптерева, А.Ф. Лазурского, П.Ф. Лесгафта, И.И. Мечникова, Л.М. Митиной, И.Г. Назарова, Б. Паскаля, И.Г. Песталоцци, Н.И. Пирогова, Н.М. Полетаевой, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сухомлинского, Э. Фромма, К.Э.Циолковского, В.Э. Чудновского, В.М. Шепеля и др.) мы определили содержание каждой из трех здоровьесберегающих ценностных ориентации в соответствии с составляющими ее компонентами.

Физическое здоровье - признаваемый всеми исследователями в области здоровьесбережения аспект здоровья. Большинство ученых при разработке здоровьесберегающих технологий делают акцент именно на этом аспекте, как на наиболее доступном и «осязаемом», легко отслеживаемом и контролируемом.

Познавательный компонент ценностной ориентации на сбережение физического здоровья включает совокупность знаний о строении и функционировании человеческого организма, о влиянии различных природных факторов на организм и основных подходов к отбору психофизических упражнений для регулярных занятий. Данные знания направлены на то, чтобы сформировать у педагога представление о способах поддержания работоспособности своего тела с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Формирование эмоционального компонента данной ценностной ориентации, как правило, затруднено. Идея регулярных занятий физкультурой, спортом, выполнение утренней гимнастики обычно не вызывает у педагогов энтузиазма. Поэтому целесообразно активизировать включение педагогов в соответствующие занятия в процессе их обучения здоровьесбережению. Практически выполняя психофизические упражнения, учителя на практике убеждаются в их позитивном, оздоровляющем эффекте. Тогда достигнутое состояние «мышечной радости», субъективное ощущение повышения жизненного тонуса, улучшение настроения можно рассматривать как эмоциональный компонент ценностной ориентации на физическое здоровье педагога.

Поведенческий компонент заключается в сформированной привычке к регулярным рекреационным нагрузкам, в постоянной заботе о развитии физического ресурса организма (отслеживание питания, соблюдение режима труда и отдыха, закаливание, профилактические мероприятия и др.), в ответственном отношении к медицинским обследованиям. Реализация этого компонента должна пронизывать всю жизнедеятельность учителя.

Подготовка учебных программ по здоровьесбережению педагога и опыт их прикладной реализации

В процессе проведения многолетней опытно - экспериментальной работы были разработаны и неоднократно уточнены программы, ориентированные на практическое оздоровление педагогов, формирование у них здоровьесберегающих ценностных ориентации.

В экспериментальной работе приняли участие 630 человек. Из них 503 педагога различных возрастных категорий, 108 руководителей образовательных учреждений, 19 сотрудников муниципальных управлений образования, проходящих курсы повышения квалификации на кафедре человековедческих технологий Педагогической академии последипломного образования Московской области. Все участвующие в эксперименте педагоги - женщины.

Масштабные социологические исследования женского населения России (60) выявили следующее: состояние своего здоровья как хорошее оценивают 26,2% россиянок, как удовлетворительное - 60,2%, плохое -13,6%. Среди причин, по которым жизнь считают неустроенной, проблемы здоровья обозначены на пятом месте (после проблем, связанных с неудовлетворительным материальным положением; проблем, связанных с жильем, с семьей, с работой). Важнейшими качествами идеальной женщины только 11,4% женщин назвали здоровье и физическую силу. Более важными осознанными факторами оказались привлекательность, внешность, уверенность в себе, сексуальность и развитый интеллект. Между тем, потеря здоровья среди страхов, тяготящих российских женщин, стоит на первом месте (57,3%), отодвигая страхи нищеты, войны, террактов, одиночества и прочие на задний план. Причем беспокойство о своем здоровье и здоровье членов семьи с возрастом женщины возрастает с 6,6% в 17-18 лет до 32,2% в 41-50 лет.

Опросы женщин-педагогов, проведенные на кафедре человековедческих технологий Педагогической академии последипломного образования Московской области, дали следующие результаты: состояние здоровья как «хорошее» оценили 24,9 % человек, «удовлетворительное» -60%, а «плохое» - 15,1%.

То есть процент женщин, оценивших свое здоровье как «плохое» выше, чем в среднем по стране, что также указывает на актуальность рассматриваемой проблемы. Среди причин неустроенности по исследованиям, проведенным на кафедре, на первое место вышли проблемы самореализации - 37,5%, далее - проблемы с семьей, материальным положением, и только на четвертом месте проблемы со здоровьем. Возможно, такая динамика сопряжена с интеллектуальным уровнем опрашиваемого контингента женщин.

В плане важнейших качеств идеальной женщины в исследованиях, проведенных на кафедре, на первое место вышли здоровье и выносливость, затем уверенность в себе, профессиональная компетентность, развитый интеллект, внешняя привлекательность, сексуальность, домовитость и финансовая независимость. Таким образом, среди опрошенных педагогов значимость здоровья высока. Эта значимость могла быть детерминирована фактом обучения опрашиваемого контингента по программам кафедры, ориентированным на создание здорового образа жизни, самореализацию и раскрытие личностного потенциала педагога. Осознавая себя, свои потребности, педагоги начинают осознавать и важность здоровья. Кроме того, ценность здоровья у педагогов может быть значима в силу осознания социальной ситуации, в которой они находятся: лечение подчас дорого для учителя. Также надо отметить, что в силу повышенной ответственности педагоги часто игнорируют собственное недомогание. Болезнь воспринимается как препятствие эффективной работе.

Среди страхов, тяготящих педагогов, потеря здоровья близких и потеря своего собственного здоровья посредством ранжирования определились на 2-ой и 3-ей позиции, после страха возможности войны. Эти результаты могут быть объяснены уже указывавшимися причинами, а также, возможно, являются показателями высокой сознательности педагогов, грамотности в понимании масштабности мировых процессов, а также альтруистическим настроем.

Признавая исключительное значение здоровья для жизни человека, учителя одновременно признают, что уровень реализации этой ценности в жизни среди педагогов остается низким. По данным проведенного исследования, степень осведомленности своих коллег в области здоровьесбережения оценивают как «среднюю» 38% педагогов, «ниже средней» - 40%, «низкую» - 14%, и только 8% как «выше средней». На «высокую» степень не указал ни один педагог. Оценивая своих руководителей, представителей администрации, степень осведомленности в вопросах здоровьесбережения как «высокую» определили 4% учителей, «выше средней» - 14%, «среднюю» - 33%, «ниже средней» - 24%, «низкую» -25%. Следует отметить, что в данном случае можно наблюдать больший «разброс» мнений. Часть педагогов высоко оценили своих руководителей по данному показателю (18%), но также и значительно большее число педагогов определило степень осведомленности в вопросах здоровьесбережения своих руководителей как низкую (по сравнению с оценкой своих коллег).

Как видно из приведенных данных, сами педагоги в целом оценивают степень осведомленности в вопросах здоровьесбережения своих коллег и администрации как среднюю или ниже средней, что свидетельствует об объективно существующей потребности в повышении степени осведомленности педагогов в этом вопросе.

При организации опытно-экспериментальной работы основной задачей на первом этапе было стимулирование развития интереса педагогов к здоровьесбережению, опираясь на осознание значимости здоровья для жизни, личностной и профессиональной самореализации, а также на мотив к здоровьесбережению. В задачи первого этапа входило также формирование у педагогов образа здорового учителя не просто как выносливого человека, а как гармонично развитой личности. Необходимо было, опираясь на практику, убедить педагогов, что занятия здоровьем не только полезны для реализации удаленной во времени цели, но увлекательны и приятны в настоящее время. В ходе опытной работы все актуальней становились следующие задачи: развить у педагогов способность к рефлексии в отношении ценности здоровья; актуализировать потребность в его сбережении. На заключительном этапе возросла значимость задачи самостоятельного творческого проектирования педагогами личного ортобиоза (личной программы оздоровления).

Педагоги, поступившие учиться на курсы «Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма», в значительной степени уже мотивированы на саморазвитие, и у них можно констатировать интерес к своему здоровью, поскольку данный курс в рамках системы повышения квалификации входит в число курсов «по выбору». В процессе экспериментальной работы нами были использованы такие методы, как опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, ведение дневника. При поступлении педагогов на курсы и по их окончании были замерены несколько показателей: - место ценности здоровья в системе ценностных ориентации личности педагога; - мотивация, позволившая учителю выбрать именно данный курс; - уровень сформированности здоровьесберегающих ценностных ориентации по ряду показателей.

Похожие диссертации на Формирование здоровьесберегающих ценностных ориентаций педагога