Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Использование эстетико-педагогического наследия татарских просветителей в национальной школе Аминов Марат Тауфикович

Использование эстетико-педагогического наследия татарских просветителей в национальной школе
<
Использование эстетико-педагогического наследия татарских просветителей в национальной школе Использование эстетико-педагогического наследия татарских просветителей в национальной школе Использование эстетико-педагогического наследия татарских просветителей в национальной школе Использование эстетико-педагогического наследия татарских просветителей в национальной школе Использование эстетико-педагогического наследия татарских просветителей в национальной школе Использование эстетико-педагогического наследия татарских просветителей в национальной школе Использование эстетико-педагогического наследия татарских просветителей в национальной школе Использование эстетико-педагогического наследия татарских просветителей в национальной школе Использование эстетико-педагогического наследия татарских просветителей в национальной школе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Аминов Марат Тауфикович. Использование эстетико-педагогического наследия татарских просветителей в национальной школе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Казань, 1999 176 c. РГБ ОД, 61:99-13/346-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Эстетико-педагогические взгляды татарских педагогов и просветителей конца Х1Х-начала XX веков 10

1.1. Идеи эстетического воспитания молодежи в трудах Каюма Насыри 12

1.2. Проблемы эстетического воспитания в наследии Габдуллы Тукая . 32

1.3. Мысли Фатиха Амирхана об эстетическом воспитании... 47

1.4. Вопросы эстетического воспитания в трудах Гафура Кулахметова 61

1.5. Галимджан Ибрагимов об эстетическом воспитании 71

Выводы 89

Глава II Этнопедагогика татарского народа в современной национальной школе 93

2.1. Место татарской национальной музыкальной культуры в эстетическом воспитании школьников 93

2.2. Национальная литература и поэзия как средство эстетического воспитания школьников 102

2.3. Методы и формы использования в современной школьной практике наследия татарских педагогов и просветителей конца Х1Х-начала XX вв 109

2.4. Значение наследия татарских педагогов и просветителей конца Х1Х-начала XX вв. для дальнейшего развития педагогической мысли. 124

Выводы 133

Заключение . 135

Бийшография. 142

Приложение 158

Введение к работе

Сохранение многовековых ценностей национальной культуры, создание необходимых условий для ее дальнейшего развития являются важной частью решения многих социально-экономических проблем современного мира. Это требует, в частности, критического осмысления накопленного предшествующими поколениями педагогического опыта с использованием современных методов научного анализа и творческого применения всего прогрессивного в практике обучения и воспитания подрастающего поколения. Гуманистическое и демократическое обновление учебно-воспитательной работы в школе, повышение роли родного языка, национальных культур и традиций составляют основу концепции воспитания подлинных интернационалистов и патриотов своей Родины.

В свете вышесказанного большое значение имеют воссоздание и анализ исторической картины становления и развития татарской национальной школы и системы эстетического воспитания в . конце XIX - начале XX вв., что необходимо для последующей актуализации теоретического и практического наследия прошлых лет, предупреждения возможных методических и практических ошибок и прогноза дальнейшего развития национальной школы.

При этом необходимо, в первую очередь, вычленить из опыта предыдущих поколений те непреходящие человеческие ценности и базирующиеся на них законы и закономерности, которые могут быть взяты на вооружение для решения сегодняшних и завтрашних задач, стоящих перед педагогической наукой и практикой. История педагогики призвана хранить и воспроизводить все то, что дорого людям и служит интересам всего общества. Как справедливо отметил известный историк педагогики, академик Ф.Ф.Королев, "...многие материальные и духовные ценности, созданные в прошлом в области воспитания, образования и обучения, служат настоящему. Без освоения невозможно движение вперед, ... настоящие педагоги . находят в прошлом ответы на многие вопросы современности" (87,92).

Действительно, для глубокого осмысления и эффективного решения современных задач педагогики необходимо критическое изучение и творческое усвоение педагогического наследия прошлого. Выявление художественно-эстетических ценностей и идей в культурном наследии прошлого для использования в современной шко-ле, забота об эстетическом воспитании подрастающего поколения на лучших образцах мировой и национальной культуры остается актуальной задачей всей цивилизации.

В этом плане для.татарской национальной школы большой интерес представляет изучение литературно-педагогического наследия известных татарских деятелей культуры и просвещения К.На-сыри, Г.Тукая, Ф.Амирхана, Г.Кулахметова, Г.Ибрагимова и др.

В апреле 1996 году прогрессивная общественность широко отметила 110-ую годовщину со дня рождения Г. Тукая. Литературно-художественное наследие Тукая - не только достояние татарского народа, оно принадлежит всему человечеству. Поэтому 100-летний юбилей поэта по решению ЮНЕСКО отмечался во всемирном масштабе.

Через год общественность Татарстана и России отдала дань уважения, по случаю 110-ой годовщины со дня рождения татарскому писателю-демократу, ученому и общественно-политическому деятелю Галимджану Ибрагимову, обогатившему своими высокохудожественными произведениями татарский литературный язык. Ему принадлежит также целый ряд трудов по татарской филологии и лингвистике. В 1932 году Г.Ибрагимову было присвоено звание Героя Труда.

История любой национальной литературы тесно и многосто -5-ронне связана с окружающей общественно-исторической действительностью и восходит - непосредственно или через региональную литературу - к мировой литературе, подчиняясь логике литературного процесса в целом. Закономерности той или иной литературы не могут быть поняты вне рассмотрения ее взаимодействия с наиболее развитыми литературами мира. Вышеизложенное особенно актуально для татарской литературы дотукаевского периода. По нашему глубокому убеждению, ее нельзя понять и оценить по-настоящему без.учета восточного фактора, вне контекста восточной классики, поскольку татарско-восточные литературные связи составляют один из важнейших аспектов в системе межлитературных отношений татар с другими народами.

Изучение творчества просветителей способствует более полному освещению идейно-эстетических и художественных особенностей их наследия, отношения первопроходцев современной татарской педагогики науки к реальной действительности, фольклору, языку и народным традициям. К изучению и научному анализу литературной и просветительской деятельности татарской интеллигенции на рубеже двух веков обращались многие советские ученые: В.М.Горохов, Я.И.Ханбиков, Ю.А.Туишев, М.Х.Гаинуллин, М.З.Ту-таев, Р.И.Нафигов, Ш.Ш.Залялиев, Ф.Ф.Исламов, З.Т.Шарафутди-нов, Х.Х.Хакимов и др. Проделана большая работа и по проблеме взаимоотношений между татарской и русской культурами. Немалый вклад в исследование татарской музыкальной культуры внесли М.Н.Нигметзянов, З.Н.Сайдашева, Р.А.Исхакова-Вамба, С.И.Раи-мова, Р.Ф.Халитов.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - эстетико-педагогические взгляды и деятельность татарских просветителей конца ХГХ - начала XX вв. и методы использования их позитивных идей в современной школе.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - анализ эстетико-педагогического наследия татарских просветителей конца XIX - начала XX вв., обоснование методов и форм использования их идей в современной национальной школе.

В соответствии с этой целью были определены следующие ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Выявить и охарактеризовать историко-теоретические основы становления и развития эстетико-педагогических воззрений среди татар, показать противоречия между возникшими эстетическими воззрениями, с одной стороны, устаревшими и религиозными с другой.

2. Изучить педагогическую деятельность и наследие прогрессивных татарских педагогов и просветителей конца XIX - начала XX вв. в этой области.

3. Разработать методы и формы использования позитивных идей татарских деятелей просвещения в современной татарской школе.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ данного исследования стали труды отечественных мыслителей о культурном наследии, о литературе и искусстве, законы и категории диалектико-материа-листической философии, методологические и теоретические основы и принципы педагогической науки. Были использованы также труды и высказьшания основоположников научного социализма о сущности общественного воспитания, об отношении к культурному наследию, эстетическом воспитании и роли.искусства в духовном обогащении народа, о связи воспитания и образования, а также теория педагогического прогнозирования, монографии и статьи по теории и истории педагогики.

Исходя из диалектического метода анализа взаимосвязи и обусловленности явлений общественной жизни были выявлены особенности развития педагогической теории и практики среди татар в условиях российской действительности конца XIX - начала XX вв.

В нашем исследовании мы руководствовались положением о том, что содержание воспитания и образования определяется социальными условиями, а эстетическое воспитание и образование тесно взаимосвязаны. Для выявления и обобщения всего ценного по вопросам эстетического воспитания, в процессе изучения педагогического наследия татарских педагогов-просветителей широко применялся принцип историзма.

ИСТОЧНИКАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ послужили научные, публицистические и литературные труды татарских просветителей конца ХГХ - начала XX вв., работы прогрессивных деятелей по рассматриваемым проблемам, архивные документы ЦГА РТ, циркуляры и постановления дореволюционного и советского периодов, материалы периодической печати того времени на русском и татарском языках.

Большой вклад в развитие теории эстетического воспитания внесли работы А.С.Макаренко, Н.К.Крупской, В.А.Сухомлинско-го, ВХСкатерщикова, Г.В.Лябунской, Н.Л.Гродзенской, В.Н.Шацкой, О.А.Апраксиной и др.

Труды по методологии и истории педагогики, касающиеся рассматриваемых в диссертации проблем, принадлежащие крупным ученым Н.К.Гончарову, Н.И.Болдыреву, М.А.Данилову, Н.А.Константинову, Е.Н.Медынскому, А.И.Пискунову, В.Н.Столетову, М.Ф.Шабаевой, Я.И.Ханбикову, работы В.А.Караковского, Ф.Ф.Королева, А.Т.Куракина, Л.И.Новиковой об использовании системного подхода при анализе целостного опыта учебно-воспитательного процесса, а также современная психолого-педагогическая литература, способствовали теоретическому осмыслению основных вопросов нашей темы.

Источниковедческой базой диссертации также явились работы Б.Т.Лихачева, Е.В.Квятковского, Ю.У.Фохт-Бабушкина, А.В.Неверова и др. В своем исследовании мы опирались на положения концепции эстетического воспитания учащейся молодежи (Ю.Б.Алиев, А.И.Буров, Л.А.Волович, Г.В.Мухаметзянова» Г.А.Петрова и др.), которые обосновали и раскрыли важнейшие элементы системы эстетического воспитания, всесторонне рассмотрев роль искусства, труда, природы, общественной среды и т.д. в эстетическом воспитании, а также вопросы прогнозирования художественного образования в средней школе.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА работы заключается в том, что в ней выявлены актуальные эстетико-педагогические идеи татарских деятелей культуры и просвещения конца XIX - начала XX вв. В области эстетического воспитания определены ведущие направления образования как системы внедрения научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей в образовательно-воспитательном процессе.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в том, что полученные результаты расширяют современные представления о системе воспитательной работы со школьниками дают возможность творчески использовать педагогическое наследие татарских просветителей конца XIX - начала XX вв. в воспитании всесторонне и гармонически развитой личности. В современных условиях материалы исследования могут быть использованы в вузовских курсах педагогики и истории, а также в процессе школьного воспитания.

На защиту выносятся:

1. Характеристика историко-педагогических предпосылок становления и развития эстетико-педагогических воззрений среди татар конца XIX - начала XX вв.

2. Методы и формы эстетического воспитания, вьщвинутые татарскими просветителями, деятелями культуры и просвещения конца XIX - начала XX вв., актуальные для современной школьной практики. 

3. Обоснование преемственности традиций и идей татарских деятелей культуры и просвещения в области эстетического воспитания и их применение в современной школьной практике.

Основные положения диссертации опубликованы в 11 статьях общим объемом 7 печатных листов и апробированы на ежегод- Шежоговых научных конференциях преподавателей КГПУ, ВГПИ, НГПиГйй йрнференциях молодых ученых (1983-87 гг.), на научно-трактическойХконференции "Совершенствование учебно-воспитательного процесса в начальных классах" (Бугульма, 1986 г.), на Тукаевских чтениях в дни столетия со дня рождения поэта (Казань, 1986 г.) и на научных конференциях, посвященных столетию со дня рождения Ф. Амирхана, Г.Ибрагимова, I-VTII научных конференциях преподавателей НГГШ и др., в практике работы учителей музыки и пения татарских школ г.Казани, средних школ NN 21,24,35,45 г.Набережные Челны, школы N5 г.Нижнекамска, Биклянской средней школы Тукаевского района РТ и др.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, содержание которых изложено на страницах печатного текста, приложения и списка использованной литературы.  

Идеи эстетического воспитания молодежи в трудах Каюма Насыри

Зародившееся в конце XIX века татарское просветительство возглавил Каюм Насырй (1825-1902). Он был одним из первых татарских мыслителей, обративших внимание на традиции дружбы и сотрудничества между народами, имеющими прочные общие корни в прошлом. Его трезвый взгляд не мог пройти мимо той закономерности общественного развития, согласно которой ни один народ не может нормально существовать, не входя в деловые и экономические связи с другими, которые неизбежно ведут к близкому знакомству, языковому и культурному сближению народов. К.Насыри видел дальнейшее развитие своего народа в тесном сближении с русским народом и другими народами и, несмотря на злобное противодействие религиозных ретроградов, делал все, что было в его силах, для приобщения татар к достижениям в области экономики, культуры и науки. Он решительно, более чем кто-либо из его предшественников-татар, стоял на позициях демократического интерна-. ционализма и отвергал любые "доводы", отчуждающие один народ от другого: "Если с кем-либо придется беседовать, то не думай о том, какую религию он исповедует, а обрати внимание на его ум,-учил он.- Ибо его ре лития, нужна только ему, а его ум - и тебе, и ему" (123.23).

Известное ленинское определение царской России как "тюрьмы народов", кроме всего прочего, воспринимаемого негативно, говорит и о единстве судьбы россиян независимо от национального происхождения, о необходимости совместной борьбы за лучшую долю. И не случайно В.И.Ленин писал: "Русский народ не может завоевать себе свободу, не борясь за свободу других народов" (95.171).

Эта истина была хорошо понята русской демократической общественностью, которая сочувственно относилась к борьбе других народов за национальное освобождение. Патриотические чувства К.Насыри как россиянина проявляются в его сочинениях,.посвященных истории России: он был первым, кто издал на татарском языке "Краткую историю России". Будучи энциклопедистом, он хорошо знал и традиции восточной культуры, и достижения европейской научно-философской мысли. Но успехи российской науки и культуры были ему особенно близки. Насыри боролся со всеми, кто умалял честь и достоинство России. "Не к лицу все ожидать только из-за границы..."-писал он (129.99-100). К.Насыри выступал также и против методов обучения только на заграничный лад: "Зачем идти с поклоном в другие страны? Нам достаточно того, что имеется в России" (152.209).

. Педагог-просветитель К.Насыри неутомимо пропагандировал необходимость изучения русского языка и овладения с его помощью достижениями русского и европейского искусства и литературы, передовыми научно-педагогическими знаниями. Он создал специальные пособия для татар, изучающих русский язык, и для русских, изучающих татарский: "Нэху китабы" (учебное пособие по синтаксису татарского и русского языков, 1880), "Русская хрестоматия" (учебное пособие для самостоятельно изучающих русский язык, 1889), "Нэмунэ яки энмузэж," (образец русско-татарской грамматики по методу арабской грамматики, 1891), а также "Русско-татарский словарь" (1875) и "Полный русско-татарский словарь с дополнением иностранных слов, употребляемых в русском языке как научные термины, 1892).

Проецируя деятельность К.Насыри на современную действительность, необходимо отметить, что мысли и думы вождя татарских просветителей созвучны с проблемами отношения к национальным языкам, к родному языку в условиях двуязычия в наши дни. Родной язык - это кровное достояние каждого человека, утрата которого все дальше и дальше уводит его от родного кода памяти -исконных народных дум, пословиц, поговорок и присказок, сказок и былей, от народных обычаев. С потерей национальных корней высыхают и источники существования самой нации, уходит из-под ног почва, на которой зиждется национальная история.

К.Насыри утверждал, что народы одной страны - русские и татары - неразрывно связаны между собой, они могут плодотворно развиваться лишь в условиях добровольного взаимного влияния и духовного обогащения друг друга. Для ознакомления русских с лучшими произведениями татарского фольклора К.Насыри издал на русском языке (в "Известиях Общества археологии, истории и эт- нографии"), "Образцы народной литературы казанских татар" и "Сказки казанских татар в сопоставлении их со сказками других народов". В "Записках русского географического общества" были напечатаны "Поверья и обряды казанских татар".

В рукописях К.Насыри обнаружены любопытные данные: среди его многочисленных учеников, оказывается, были и русские -А.Некрасов, П. и Н.Арнольдовы (180, лл.6, обр. 12). Подготовленный им Н.Арнольдов поступил в университет и стал врачом (112.791).

Проблемы эстетического воспитания в наследии Габдуллы Тукая

Среди татарских педагогов и просветителей конца XIX - начала XX веков, внесших значительный вклад в решение проблем педагогического и эстетического воспитания, видное место занимает и великий поэт татарского народа Габдулла Тукай.

Жизнь народа, его духовные и нравственные идеалы явились основанием и отправной точкой стремительного творческого взлета, совершенного всенародно любимым поэтом, публицистом, педагогом, просветителем и общественным деятелем за те считанные годы, которые предоставила ему судьба. Жизнь и деятельность Г. Ту- . кая являются вдохновляющим примером служения народу. Очевидно, и сам понимая это в душе и выражая стремление быть полезным своему народу, он писал:

Близок сердцу дух народный, я мечтаю, край родной, Жить с тобой одной печалью или радостью одной. О любви к тебе писал я, и за то, народ родной, Будешь звать меня ты другом, верю в это всей душой!

(162.69). Мысли Тукая об искусстве и поэзии, его эстетические идеалы , по своей демократичности и глубине содержания занимают одно из ведущих мест в теории литературы народов нашей страны. Следует признать; что его творчество и эстетические воззрения подпитыва-лись не только из вечно живого и невысыхающего родника народных дум и чаяний,- значительное влияние на них оказали и гениальные творения великих русских писателей - Пушкина, .Лермонтова, Толстого, Горького. Они вдохновляли поэта, представляясь ему борцами за народные идеалы, способствовали его эстетическому и духовному развитию. Следуя передовым идейно-художественным традициям русской литературы, Тукай отстаивал в поэзии эстетические идеалы борьбы за благо и счастье людей, свободу и вольность. Поэту ненавистна буржуазно-мещанская мораль, ориентированная на беспечное прожигание жизни. С особенной теплотой отзывается он о передовой демократической молодежи, живущей ин- . тересами людей труда, в ней,он видит будущее нации. Это наніло отражение в стихотворении "Еще одно воспоминание" (1912 г.), посвященном первому татарскому революционеру ХЯмашеву.

Мечтая о расцвете татарской литературы, Тукай писал: "Наша нация нуждается в Пушкиных, Толстых и Лермонтовых ... в новых национальных поэтах, музыкантах и др.,-которые способствовали бы, как у других народов, прогрессу" (154). В стихотворении "Пушкину" (1906 г.) он воссоздал образ великого русского поэта, выражая при этом и свои представления об отношении поэзии к жизни: Мощный, светлый-дух твой, Пушкин,

весь в жемчужинах-словах, Что, как памятник чудесный, будет выситься в веках. Я стихи твои и прозу как святыню берегу И тебемоей святыне, не молиться не смогу!

(162.122). . Говоря о влиянии Пупщина и Лермонтова на становление народного характера творчества поэта, необходимо отметить, что Тукай в послесловии к первому изданию поэмы "Шурале" сделал та-кое примечание: "Я эту сказку... написал, пользуясь примером Пушкина и Лермонтова, которые создавали свои прекрасные произведения на основе фантастических сказок народа" (160.333).

Собственно, эстетические воззрения и практическая деятельность писателей всех народов Российской империи в той или иной степени развивались в русле русской классической эстетики. Под влиянием прогрессивных реалистических традиций русской литературы проходило и все творчество татарского классика Габдуллы Тукая. Он считал, что истинный поэт создает свои образы на основе впечатлений от реальной жизни, которую он должен изображать правдиво. Правдивое искусство учит людей правильному пониманию действительности.

Место татарской национальной музыкальной культуры в эстетическом воспитании школьников

Национальная музыкальная культура, как и другие виды искусства, является отражением духовной жизни того народа, который взлелеял ее на протяжении многих веков и бережно донес до наших дней. Музыка, идущая из глубин души народа, языком художественно-музыкальных образов передает именно те чувства, переживаемые ее носителями, которые зачастую не удается выразить в литературе в словесной оболочке. Отражая действительность в звуковых образах, музыка с особой яркостью раскрывает внутренний мир1 человека и его отношение к жизни, его раздумья мечты и сомнения, она способна передавать движение чувств и мыслей в тончайших оттенках.

Сильное эмоциональное воздействие музыки, особенно пения,. определяет ее роль в формировании психологического склада и характера детей, утверждал зачинатель татарского просветительства Каюм Насыри: "В прекрасных мелодиях... есть особая сила для успокаивания и убаюкивания детей". И вообще: "Вокальная Музыка сопутствует природе человека,... поэтому она оказывает влияние на настроение, состояние..." (120.440-443).

Национальная музыка - это еще и своеобразная художественно-поэтическая, образно-символическая звуковая история татарского народа. Тесно переплетаясь со всеми жанрами устного народного , творчества - дастанами, байтами, хикметами, сказаниями - она отразила многие события в ее многострадальной судьбе.

Еще на ранних этапах развития мусульманских государств на Востоке бурно расцветала музыка и художественная литература, Ни в Коране, ни в хадисах нет прямого запрета на музьпсу и тем более . пение, утверждает Ш.Марджани, ссылаясь при этом на высокоразвитую музыкальную культуру таких центров исламской цивилизации, как Багдадский и Андалузский халифаты.

Поволжская Булгария не была исключением в плане развития культуры, в том числе и музыки, ни до, ни после вхождения в состав империи Чингиз-хана, о чем свидетельствуют сохранившиеся образцы высокохудожественных произведений первых придворных и светских поэтов древности, которые и поныне еще принято читать не иначе, как в оригинальном музыкальном оформлении.

Однако после колонизации Поволжья во второй половине XVI века Московским государством для дальнейшего развития татарского музыкального искусства сложились чрезвычайно трудные условия. С одной стороны, колонизаторы безжалостно уничтожали не только памятники истории и культуры местного населения., но и преследовали всякое проявление духовной жизни народа. С другой стороны, круто изменилось и отношение мусульманского духовенства к литературе и искусству, особенно к музыке, которая беспощадно изгонялась из жизни народа (113.5). Тот же Ш.Марджани писал: "Муллы нашего времени, закрыв глаза на все положительные стороны музыки и поэзии, запретили их именем религии и не позволяют пользоваться народу. В результате музыка оказалась изгнанной в дома терпимости. Но музыка отплатила обществу за свое изгнание, так как потянула за собой в дома терпимости мусульман, девяносто процентов которых ходят туда ради слушания музыки и песен" (118.564-565), (119.639), (116.148). Ту же мысль весьма образно выразил позже и Г.Ибрагимов.

Таким образом, эстетические взгляды татарских просветителей складывались в борьбе против реакционного духовенства, которое препятствовало развитию театра, музыки, танцевального и изобразительного искусства и служило тормозом на пути развития художественной культуры. Вот образчик реакционных доводов того времени. А.Баязитов, имам Петербургской мечети, писал: "В наш век... повсюду и везде встречаешь проповедь соблазна и расширения почвы чувственной любви. Художество выбирает для своих сюжетов фантастические соблазнительные позы красавиц, обнаженных с головы до ног... В самой литературе царит порнография. Таким образом, не ищем ли мы духовно-нравственное воспитание там, где его совсем нет?" (25.74-75).

Похожие диссертации на Использование эстетико-педагогического наследия татарских просветителей в национальной школе