Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Исторические условия развития современного гражданского образования в Российской Федерации Суколенова Галина Тухтасиновна

Исторические условия развития современного гражданского образования в Российской Федерации
<
Исторические условия развития современного гражданского образования в Российской Федерации Исторические условия развития современного гражданского образования в Российской Федерации Исторические условия развития современного гражданского образования в Российской Федерации Исторические условия развития современного гражданского образования в Российской Федерации Исторические условия развития современного гражданского образования в Российской Федерации Исторические условия развития современного гражданского образования в Российской Федерации Исторические условия развития современного гражданского образования в Российской Федерации Исторические условия развития современного гражданского образования в Российской Федерации Исторические условия развития современного гражданского образования в Российской Федерации
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Суколенова Галина Тухтасиновна. Исторические условия развития современного гражданского образования в Российской Федерации : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 1997 130 c. РГБ ОД, 61:98-13/25-7

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Историография проблемы развития гражданского образования 17

1.1. Анализ отечественных педагогических исследований до XX века

1.2. Развитие идеи гражданского образования за рубежом 25

ГЛАВА II. Ведущие тенденции развития гражданского образования в России 63

2.1. Российские и международные стандарты гражданского образования

2.2. Формирование основных идей концепции гражданского образования в современных условиях 79

2.3. Формирование гражданина - главная задача современной системы образования

Заключение

Список используемой литературы

Введение к работе

Проблема становления российского общества сегодня, как никогда ранее, в значительной степени зависит от его нравственного совершенствования. Динамичные социальные процессы, протекающие в нем: переход к рыночным отношениям в экономике, стремление к демократизации всех сторон общественной жизни, активизация мер по созданию правового государства, поляризация мнений и общественных движений- существенно влияют на решение проблем образования и воспитания. Новые социально-экономические отношения требуют, с одной стороны, воспитание мыслящей, деятельной, ответственной личности, а с другой, создают предпосылки для проявления личности в качестве субъекта социальных действий и отношений.

В этих непростых условиях современного развития российского общества общеобразовательная школа, как основной институт социализации подрастающего поколения, как известно, должна воспитывать учащихся с устойчивой социальной ориентацией. Данная ориентация может быть определена как гражданская, согласуемая с утверждением общечеловеческих ценностей, которые выступают мерилом продвижения общества по пути прогресса, в деле воспитания подрастающего поколения. В этой связи усиливается потребность решения проблем гражданского образования школьников, уровень которых определяют актуальность данного исследования:

- во-первых, происходящими в социально-экономической, политической и духовной сферах российского общества изменениями;

- во-вторых, объективной потребностью воспитания личности как социального субъекта;

- в-третьих, возрастанием значимости в жизни человека общечеловеческих и этнокультурных ценностей.

Актуальность исследования усиливается также новым этапом в педагогической науке, связанным с объективно-исторической переоценкой взглядов, сложившихся в истории педагогики на проблему гражданского об разования и воспитания, пересмотром педагогических знании на междисциплинарной основе и выходом поисков истинности теорий на историко-педагогический уровень.

В реальной жизни, в практике учебно-воспитательной работы в школе гражданское образование и воспитание не всегда оцениваются адекватно их жизненной значимости.

Мы считаем, что в ряду проблем гражданского воспитания и образования учащихся важными являются:

1. Научить школьников гражданской ответственности, знанию прав человека и умению применять их.

2. Научить школьников думать критически, общаться, разрешить конфликты, чтобы таким образом воспитывать информированных и активных граждан.

3. Научить школьников опыту гражданского поведения, развивать основанную на добровольном выборе вовлеченность их в общественную жизнь.

Перечисленные положения дают, на наш взгляд, возможность сформулировать цель гражданского образования и воспитания гражданина, то есть человека, который знает свои права, уважает права другого человека и в этом видящего залог прогрессивного развития свой страны.

Анализ свидетельствует о том, что современная школа не располагает в достаточной мере рекомендациями для эффективного использования воспитательного потенциала гражданского образования в формировании личности учащегося. Практика убеждает в том, что воспитание гражданственности, то есть систематическое целенаправленное формирование личности школьника как гражданина, его сознания, чувств и поведения- это сложный, неоднозначный процесс, требующий глубокого теоретического осмысления. Поэтому проблема гражданского образования настойчиво требует своего решения в контексте с многочисленными философскими, психологическими, юридическими, педагогическими и методическими проблемами воспи тания личности, поскольку гражданское образование подразумевает не только политическую, трудовую, но и моральную, правовую характеристики личности, ее мировоззренческие позиции.

Необходимость обращения к проблеме гражданского образования связана с недостаточной ее разработанностью, так как в имеющихся исследованиях многие аспекты не получили исчерпывающего развития. Это затрудняет решение данной проблемы в теории и практике работы современных учебных заведений.

Философский аспект формирования гражданственности достаточно полно раскрывается в работах ряда философов и социологов: Л.М. Архангельского / 8/, Л.П. Буевой /18/, Р.Г. Гуровой /37;38/, И.С. Кона /65/, Г.Л. Смирнова /137/ и других.

Осознание личностью целесообразности нормативной регуляции поведения, как условие формирования гражданственности рассматривают в работах психологи Л.С. Выготский /25/, А.В. Петровский /116/, С.Л. Рубинштейн /130/, на работы которых мы опирались в нашем исследовании.

При этом мы использовали и общетеоретические работы О.С. Богдановой /16/, З.И. Васильевой /19/, Л.Ю. Гордина /31/, Б.Т. Лихачева /73/, И.А. Невского /97/, В.И. Петровой /115/, Ю.П. Сокольникова /142/ и других педагогов, в которых раскрываются педагогические основы идейно-нравственного и правового воспитания учащихся, сформированы цели и задачи, принципы и методы, пути и средства воспитания необходимых личностных качеств гражданина.

Представляют также значительный интерес, на наш взгляд, исследования, посвященные развитию теории гражданского воспитания в отечественной педагогике в отдельные исторические периоды Л.В. Кузнецовой /69/ и Д.С.Яковлевой/184/.

Непосредственно по проблемам гражданского воспитания учащихся нами изучен ряд педагогических исследований, где раскрываются опыт воспитания гражданственности в истории советской школы /70/, содержание

воспитания гражданской зрелости и особенности формирования этого качества у учащихся в системе классных и внеклассных занятий /134; 170/, педагогические условия формирования гражданской сознательности и активности /183/, критерии гражданской воспитанности выпускников общеобразовательной школы /95;68;83/.

Более частные проблемы формирования гражданственности, по нашему мнению, связанные с механизмом осознания учащимися общеобразовательных школ норм морали и праваг вопросами воспитания гражданской сознательности и активности, а также гражданской зрелости нашли, отражение в работах Г.А. Кузнецова / 71/, В.И. Кожокаря / 63/, Т.И. Шингирей /176/, Н.И. Шевченко /172/.

Нам представляется более полным и значительным в плане теоретического изучения проблемы гражданского воспитания работа Е.В. Известно-вой /53/. В ней предпринята попытка анализа развития теории гражданского воспитания в истории педагогики. Однако из-за ограниченности привлеченных источников, иллюстрированности и описательности изложения, недостаточного использования методов историко-педагогических исследований автор лишь наметил пути определения истоков теории и движущего противоречия. Сущность, закономерность и другие компоненты, составляющие теорию гражданского воспитания, разработки пока не получили.

Интересна работа О.И. Волжиной / 24/. В ней раскрываются особенности трансформаций идеи гражданского воспитания в русской педагогике и уточняются знания об ее эволюции. На основе полученных исследовательских материалов автор проводит сравнительный анализ различных отражений идеи гражданского воспитания в педагогике, выявляет факторы, определяющие развитие ее в педагогических теориях, а также закономерности и тенденции этого развития, устанавливает сущность идеи, даются возможные подходы к определению понятия «гражданское воспитание» в педагогике.

Историко-правовые, философские и педагогические предпосылки разработки концепции преподавания в средней школе курса по правам человека

в своей исследовании обосновывает И.Ф. Ахметова /11/. В работе дан анализ основополагающих международных и региональных документов, теоретических и методических исследований, учебных материалов, отражающих основные направления концепции преподавания прав человека и тенденции в разработке конкретных целей и их реализации в содержании курса по правам человека. Автор раскрывает характеристику педагогических стратегий преподавания прав человека, включающих наиболее оптимальные методы и формы преподавания данного курса в опыте зарубежной педагогики, а также основные пути интеграции проблем, связанных с правами человека, в содержание школьных базисных дисциплин. И.Ф. Ахметова обозначила также формы и методы подготовки и переподготовки педагогических кадров для преподавания прав человека в средних школах зарубежных стран.

Большой интерес представляет обращение к историографическим и методологическим проблемам изучения отечественной и зарубежной педагогики, изложенным в систематизированных библиографических указателях, составленных А.И. Пискуновым /117 / и Э.Д. Днепровым /45;117/.

Советская историко-педагогическая литература располагает ценными разработками по истории идей. Это работа Ф.Ф. Королева «Развитие основных идей советской педагогики» /67/, И.Ф. Харламова «Теория нравственного воспитания /историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи» /163/, сборник под редакцией И.Н. Трофимова «Гармоничный человек; из истории о гармоничном развитии личности» /151/. Идея же гражданского воспитания не нашла специального историко-педагогического анализа, а имеется лишь частичное ее описание в работе И.Ф. Харламова, где классифицирована как буржуазная идея воспитания, автором которой является Г. Кершенштейнер /163, 110-115/.

В книге «Методика преподавания основ Советского государства и права», авторы отмечали: «Общий подход был определен уже самим его названием- изучение не только права, но и государства, поскольку содержание правового образования и воспитания учащихся нельзя ограничить рамками

одних норм права. В.И. Ленин подчеркивал, что «право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права». Безусловно, закон и право неотделимы от государства, т.к. являются специфическим инструментом выражения его воли. Школьникам необходимо было указывать, что источник воли Советского государства- подавляющее большинство трудящихся. На этой основе формировалось их правовое сознание» /92, 5/.

Таким образом, государство рассматривается как сила принуждающая, под воспитанием понимается формирование убеждения в страхе перед карательной силой государства, а под правом понимаются не права человека, а свод советских законов. Этот подход лег в основу учебника, предусматривавшего последовательное ознакомление учащихся с основными отраслями советского права: «Трудовое право», «Колхозное право», «Семейное право», «Административное право», «Уголовное право» и т.д. Несколько параграфов посвящались Конституционному праву, в которых раскрывалось не только национально-государственное устройство СССР, но и основные права и обязанности граждан. Примечательна при этом сама трактовка прав человека, рассматриваемых одновременно и как обязательность.

Так, например, целями и задачами урока «Право на труд», по мнению авторов учебника, являются следующие: «Показать объективную необходимость труда для жизни общества; ознакомить учащихся с содержанием права на труд и обязанности трудиться; содействовать воспитанию коммунистического отношения к труду, глубокому пониманию тесной взаимосвязи права на труд с обязанностью каждого добросовестно трудиться» /93, 99/.

В то же время в школьных программах социалистического периода не предусматривалось хотя бы ознакомление школьников с фундаментальными правами человека, закрепленными во Всеобщей Декларации прав человека, принятой в 1948 году и подписанной Советским правительством.

Изменение положения в сфере гражданского образования началось в конце восьмидесятых годов и было связано с началом разрушения Советского государства. Именно тогда появляется ряд статей известных советских

философов и юристов /Э.Ю. Соловьев, В.М. Межуев, А.П. Бутенко, И.И. Карпец и многие другие/, выстраивающих иную правовую парадигму и тем самым обнаруживающих иные подходы к самому понятию «гражданин». Они говорили о необходимости ориентирования права на человека и через идею свободы осмысливать все правовые проблемы.

Изменение понимания статуса личности в государстве, а также появление потребности в человеке- носителе демократической культуры привело к поискам новых форм и методов воспитания школьников, переориентации системы правового воспитания, что определило содержание деятельности научно-педагогической общественности в настоящее время. Ей предстоит найти адекватные способы разрешения ряда проблем как специфически российских, так и общезначимых. И если такие проблемы, как усиление асоциальных тенденций в молодежной среде, проявляющихся в росте преступности, наркомании, падении интереса к политике или, наоборот, гипертрофировании болезненных проблем, таких как национальная и расовая нетерпимость, критика правительственной политики без позитивных предложений и так далее знакомы в международной практике, то ряд проблем имеют специфически российский характер. К ним относится:

- патерналистское сознание;

- иждивенческая психология;

- отсутствие в культуре демократических традиций.

Все это побуждает к поиску нестандартных путей в сфере гражданского образования.

К началу 90-х годов в педагогической литературе появился ряд локальных публикаций, затрагивающих отдельные аспекты гражданского воспитания детей и молодежи /26;98;138;139;174/. Среди них особый интерес представляет работа В.М. Шепеля. В ней автор намечает пути анализа результатов гражданского воспитания на уровне гражданского неповиновения /174/. Работа В.Г. Смольникова и Б.И. Бачкова анализирует гражданское воспитание, как продукт многовековой духовной культуры /138/.

На наш взгляд интересны научные работы, учебники и учебные пособия, посвященные проблемам гражданского образования Я.В. Соколова, А.Ф. Никитина, Е.С. Корольковой, А.С. Прутченкова, Г.М. Миньковского, В.В. Бермана, Н.Г. Суворовой и др., в которых раскрывается цель, задачи, содержание гражданского образования, создан современный методический аппарат граждановедения /34;35;36;97;98;99;100;101;102/.

Итак, изучение проблем гражданского образования показало, что они не получили полной разработки, так как сам состав педагогической теории представлен неполно. Проведенный анализ научной и педагогической литературы свидетельствует о концентрации внимания большинства исследователей на процесс воспитания граждан. Однако без знания истории гражданского образования, его сути, места в системе образования вообще, без понимания его специфики в тех или иных социальных условиях, результаты использования этой идеи не могут быть эффективными.

В целом, уровень разработанности отдельных педагогических и исто-рико-педагогических аспектов развития проблемы гражданского образования создает основательную базу для изучения исторического аспекта развития идеи гражданского образования, поскольку появляется возможность охватить рамками одного исследования эволюцию идеи в истории педагогики не только при помощи изучения первоисточников, но и введением в ретроспективный анализ выводов и положений, полученных другими исследователями в работах по истории педагогики и теории воспитания.

Вместе с тем, теоретическая разработка проблемы гражданского образования подрастающего поколения, осложняется существованием многочисленных суждений, формулировок, определений понятия «гражданское образование», встречающихся в исследованиях и публикациях.

Неоднозначность понимания основных характеристик гражданского образования привели на практике к недооценке данной идеи в образовании и воспитании, к ее забвению или неполному использованию в педагогической теории и в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ.

.

Недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической теории, необходимость осуществления гражданского образования в современных условиях и обусловили выбор темы настоящего исследования: «Исторические условия развития современного гражданского образования в Российской Федерации».

Объект исследования- эволюция идеи гражданского образования в истории педагогики.

Предмет исследования- исторические условия развития проблемы гражданского образования в отечественной и зарубежной педагогике.

Цель исследования связана с анализом процесса возникновения основных концептуальных положений идеи гражданского образования в педагогической науке, выявлением и обоснованием исторических условий развития гражданского образования в Российской Федерации в современных условиях.

В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования.

1. Осуществить историко-педагогический анализ и выявить истоки идеи гражданского образования.

2. Определить признаки идеи гражданского образования и их особенности в истории зарубежной и отечественной педагогики.

3. Установить исторические условия и ведущие факторы становления и развития гражданского образования в современной системе образования России.

4. Охарактеризовать особенности отражения гражданского образования в современной педагогической теории и практике.

Гипотеза исследования. В исследовании мы исходили из предположения о том, что конкретно-исторический процесс развития идеи гражданского образования характеризуется историческими условиями, определяющими необходимость регулирования отношений между человеком, общест вом и государством посредством целенаправленного и последовательного обучения и воспитания.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили известные положения ученых о сущности личности, социальной и этнокультурной обусловленности ее формирования, деятельностной природе воспитания и развития личности, а также реализация принципов диалектического развития, единства логического и исторического, социальной детерминированности педагогических явлений и учение о социальных функциях обучения и воспитания подрастающего поколения.

Цель и задачи исследования определили следующие подходы к выбору источников:

а) изучение научных, педагогических трудов представителей различ

ных направлений и течений в педагогике, в которых идея гражданского об

разования находила свое отражение;

б) анализ трудов авторов, представляющих наиболее типичные пози

ции в истории стран Европы и Америки по данной проблеме;

в) использование материалов и выводов об историческом развитии

проблем гражданского образования, полученных другими исследователями;

г) использование результатов работ по сравнительной педагогике,

дающих возможность не вводить значительного количества источников, в

частности, официальных документов, материалов, зарубежной научно педагогической литературы, а опираться на научно обоснованные выводы

компаративистов, с учетом специфики нашего исследования.

Источниками исследования являются прежде всего педагогические сочинения, связанные с проблемами обучения и воспитания подрастающего поколения и принадлежащие видным общественным деятелям и педагогам различных стран, написанные в различные исторические периоды.

Нами также привлекались материалы по теории педагогики и воспитательной практики, опубликованные в педагогических журналах «Вопросы воспитания», «Вестник воспитания», «На путях к новой школе», «Народный

учитель», «Свободное воспитание», «Советская педагогика», «Школа», «Частная школа» и другие.

При проведении нашего исследования использовались и историографические обзоры, библиографические указатели, антологии педагогической

мысли.

При этом мы, естественно, не ставили сверхзадачу- дать исчерпывающий анализ развития педагогических учений. Предметом изучения являлась эволюция педагогических знаний об этой идее. Следовательно, в качестве источников избран тот круг авторов и их сочинений, в которых идея обучения и воспитания гражданина нашла свое отражение. Привлечение их для исследования способствовало выявлению идеи, систематизации, обобщению знаний связанных с ней и ее развитие.

В ходе исследования был использован комплекс взаимосвязанных ме тодов.

1. Самая значительная роль среди них принадлежала различным видам анализа: историческому, аналитическому, сравнительному. Это продиктовано необходимостью проследить за развитием и использованием идеи гражданского образования в разных странах в различные исторические периоды, выявить ее теоретическое оформление и проявление, критически разобраться в существующих характеристиках гражданского образования.

2. Существенная роль отводилась методам систематизации, обобщения, интерпретации, экстраполяции. Они применялись для получения знаний об эволюции идеи, работы над научной информацией, связанной с различными аспектами гражданского образования и воспитания, изложенной в других исследованиях.

3. Использовались противопоставление и контрастирующее сравнение для выявления отличительных признаков явлений.

4. Применялась методика сравнительного анализа, развернутая через описание фактов, их объяснение, сопоставление, сравнение и вывод доминанты.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит прежде всего в том, что была изучена эволюция идеи гражданского образования в нашей стране и за рубежом, определены концептуальные положения теории гражданского образования, выявлены его истоки, сущность, особенности теоретико-педагогических разработок идеи гражданского образования в отечественной и зарубежной педагогике, факторы, влияющие на развитие идеи, закономерности и тенденции ее эволюции. При этом были выявлены и обоснованы исторические условия развития идеи гражданского образования в современной отечественной педагогике.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались исходными методологическими позициями авторов, обоснованностью избранных методов исследования, разнообразием привлеченных источников, использованием научных результатов ранее проведенных в диссертационных исследований.

Практическая значимость исследования усиливается в связи с пересмотром идеологических критериев в современных условиях России и выбором целей образовательной и воспитательной деятельности в различных общественных институтах воспитания.

Выявленные в результате исследования основные концептуальные положения теории гражданского образования представляют собой базу для дальнейшей разработки целостной теории и методики гражданского образо вания.

Материалы и выводы исследования могут быть использованы при чтении курсов лекций по теории, истории педагогики, составлении учебных пособий непосредственно учителями-практиками, руководителями школ, студентами педагогических вузов и др.

Апробация осуществлялась в выступлениях диссертанта на заседаниях лаборатории исторического образования и обществознания института Общего образования МОПО РФ. По результатам исследования были подготовлены материалы для курса лекций и проведения практических занятий со слушателями в Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования Московской области в 1996-1997 гг.

Внедрение результатов в, практику осуществлялось путем подготовки публикаций научно-теоретической и научно- публицистической направленности, материалы исследования были внедрены в. практику проведения уроков истории в лингвистической гимназии № 1513 и учебно-воспитательном комплексе № 1832 г. Москвы. По теме исследования опубликовано 4 работы.

На защиту вынесены следующие положения исследования.

L Сущность идеи гражданского образования состоит в необходимости целенаправленного воспитания личности в интересах общества и

государства.

2. Воздействие на развитие гражданского образования в обществе оказывают исторические условия, в основе которых лежат объективные факторы / государство,, как орган политической власти; общественные ценности и интересы; общественный идеал человека/ и еубъек-тивные факторы / система мировоззренческих взглядов; социальное положение носителей идеи, признаваемой ими воспитательный идеал лидности/.

3. Гражданское с?бразованне учащихся в новых социальных условиях является сложным интегральным процессом и включает в себя политическое развитие личности демократического типа с базовым уровнем политической культуры, с активной жизненной позицией.

4. Актуальными социальными задачами, составляющими цель гражданского образования подрастающего поколения, являются положительное отношение человека к своей стране, гуманизму и демокра тии, как общественным принципам, ответственности и социальной активности, как общественным нормам поведения, процессу совершенствования всех сторон общественной жизни, уважительному отношению к закону, своим правам и обязанностям. 5. Основными социальными условиями успешной реализации задач гражданского образования являются: гуманистический характер государственной власга, наличие условий для проявления социальной активности молодых людей, возможности для получения образования и выбора сферы трудовой деятельности, разумная организация досуга. Этапы исследования:

На первом этапе /1994- 1995 гг./ были определены исходные позиции исследования: проблема, цель, методология, предмет, методы и задачи; выявлялись ведущие тенденции деятельности школы по гражданскому образованию учащихся.

Второй этап /1995-1996 гг./ носил коцстатирующе- поисковый характер. Осуществлялся теоретический анализ и изучение педагогической литературы по интересущщеадробдеме.

Третий этап /1996-1997 гг./- завершающий, состоял в интерпретации полученных материалов, выявлении теоретических и практических результатов исследования. Материалы диссертационного исследования дополнялись и по мере необходимости перерабатывались, оформлялось исследование,

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. 

Анализ отечественных педагогических исследований до XX века

Ретроспективный анализ развития идеи гражданского образования и воспитания за рубежом показывает, что определяющее воздействие на ее изменения оказывают социально-политические процессы в том или ином обществе, поэтому йсторико-педагогическое исследование в данном разделе строится в соответствии с основами социально-политическими событиями в истории России.

Особенность нашего подхода заключается в системном исследовании эволюции изучаемой идеи, ее теоретических разработок, в привлечении ранее полученных результатов изучения проблем гражданского образования и воспитания наряду с введением новых источников, ранее не востребованных историко-педагогической наукой.

Еще Петр I на представленном ему докладе «О нетрудовом воспитании и обучении российских младых детей, чтоб оные в малое время в совершенство поставить» /1718 г./ положил следующую резолюцию: «Сделать академию, а ныне приискать из русских^ кто учен и к тому склонность имеет, также начать переводить книги юриспруденции».

Позднее Екатерина II в своем «Наказе» /1767 г./ писала о распространении в народе сведений о действующем законодательстве /47, 53-54/. Праву учили исключительно представителей имущих классов. Стремились это сделать в пределах, которые позволяли бы формировать должную благонамеренность учащихся.

Отметим, что в русском обществе второй половины XVIII века не было единого мнения о целях и задачах гражданского образования и воспитания подрастающего поколения. Интерес к этому вопросу проявляли как представители официального, так и общественного направления в педагогике, но разрабатывали его по-разному, в зависимости от своих общественно-политических взглядов.

Например, после общественно-политического движения под предводительством Е.И. Пугачева правительство перестало прикрывать свои планы в области гражданского воспитания подрастающего поколения либеральными фразами и проектами. Перед гражданским воспитанием ставилась комплексная цель- подготовка «истинного сына Отечества». Содержание этого понятия раскрывалось в книге «О должностях человека и гражданина...» : «Подданные, кои... о благосостоянии отечества радуются, преимущества оного и добриє учреждения признают... и по возможности своей оные сохранять и исполнять стараются, называются истинными сынами отечества» /106, 153/.

Таким образом, «истинными сынами Отечества» официальная педагогика признавала только того гражданина, который не имел собственных мыслей и суждений, а слепо повиновался воле правителя и законам. Необходимо отметить, что в крепостническом государстве называться «сыном Отечества» имели право только представители привилегированных слоев общества, а остальные члены общества именовались «рабами отечества».

Абсолютно с других позиций подходили к определению цели гражданского воспитания представители общественного направления в педагогике. Так, М.В. Ломоносов считал, что изменить положение народа можно лишь путем распространения просвещения среди различных слоев общества. Следовательно, он ставил перед гражданским образованием и воспитанием цель- подготовку «истинных сынов отечества», способных развивать науку и распространять научные знания среди народа /113, 65/.

Что касается осознанного отношения человека к своему положению и роли в обществе, то М.В. Ломоносов писал, что труд и «...всяческое беззаветное служение на благо и силу Отечества должно быть мерилом жизненного смысла» /78, 42/.

В ранг обязанностей гражданина он возводил стремление к получению знаний, считая, что, овладев ими, человек сможет глубже понимать окружающий его мир, потребности государства, разумно найти свое место в труде /78,13, 192-193/.

Следовательно, в основе педагогических взглядов М.В. Ломоносова о воспитании и образовании молодежи лежала идея воспитания гражданина. Она придавала педагогическим новациям великого ученого и просветителя социальную направленность.

С этих же позиций рассматривал проблему воспитания гражданина основатель русской революционной педагогики А.В. Радищев. Он поднялся до понимания того, что воспитание тесно связано с общественно-политическим строем страны. Поэтому, по его мнению, подлинное гражданское воспитание возможно лишь с уничтожением самодержавия и крепостного права. Для этой цели каждый человек должен быть подготовлен как «истинный сын Отечества», то есть обладать всеми данными для разумной жизни в обществе.

Говоря о необходимости следования правилам общежития /закону и морали/, А.В. Радищев указывал, что в обществе, основанном на неравенстве, мораль и закон часто противоречат друг другу. «И от того трудно становится исполнение должности человека и гражданина, ибо нередко они находятся в совершенной противоположности» /124,100/.

В рамках исследования было важным определить, что подразумевал А.В. Радищев под словом «гражданин» и как понимал воспитание гражданина. Как и у М.В. Ломоносова, у А.В. Радищева наблюдается определенное сходство в понимании слов «гражданин» и «патриот». Они оба используют их ддя указания на человека, живущего в России, любящего свою Отчизну и народ.

Необходимо отметить, что в такую форму понимания идея гражданского воспитания вылилась впервые. Ибо ранее мыслителями и философами различных стран велась речь о воспитании положительного отношения граждан к государству.

Наглядный пример отношения русской мысли конца XVIII века к идее воспитания гражданина находим в трудах Н.М. Карамзина. В своей работе «Рассуждение философа, историка и гражданина» автор изменил мысли людей разного рода занятий о самых насущных проблемах, выделяя понимание ими своих обязанностей. По мнению Н.М. Карамзина, гражданину чужда философия, его не волнует история, он практик, твердо верующий, что призван в своем земном существовании исполнять возложенный на него долг.

«Служить Отечеству любезному- быть нежным сыном, супругом, отцом; хранить, приумножать стараниями и трудами наследие родительское есть священный долг моего сердца, есть слава моя и добродетель»,- говорит гражданин» /59, т. II, 217/. Н.М. Карамзин показал, что дело философов и историков- угадывать и объяснять пути развития человечества и своей страны. Долг гражданина- быть полезным, работать, служить Отечеству и быть хорошим семьянином /59, т. II, 219/.

Развитие идеи гражданского образования за рубежом

Исследовательский материал излагается нами в соответствии с общепринятым делением человеческого общества по социально-экономическим и временным признакам. При этом мы не стремились охватить все имеющиеся источники, а исходили из того, что уровень теоретической разработки идеи гражданского образования и воспитания определяется условиями общественного развития.

Анализ развития идеи гражданского образования и воспитания был начат с рабовладельческого общества. С возникновением государства воспитание гражданина становится политико-правовой проблемой и связано с той ролью, которую выполняет человек., принадлежа по своему происхождению к тому или иному слою общества. В связи с этим определяется две тенденции воспитания гражданина: людей, способных стоять у власти, управлять людей, которые своим трудом и смирением поддерживают благосостояние государства.

Права и обязанности их различны. Это закреплено законами государства, они считаются главной силой в воспитании преданного государству гражданина. Интересные мысли по этому поводу содержатся в высказываниях древне -греческих философов, считающие лучшим государством такое, в котором «граждане слушаются законов более, нежели ораторов» /56 ,215- считаются нужны были сильные граждане участвующие в общественно-экономической жизни государства, умеющие как словом, так и оружием защитить интересы полиса, поэтому один из законов древне -греческого философа и законодателя Соломона /638-559 гг. до н. э. /, достаточно демократичных для своего времени, гласил: «Кто во время смуты в государстве не станет с оружием в руках ни за тех, ни за других, тот предается бесчестию и лишается гражданских прав» /5, 439/. Однако, такие гражданские качества прививались только «свободным людям» и с определенной дифференциацией. Рабы, составляющие значительную часть населения, гражданскими правами, в том числе, правом защиты родины, не пользовались /72, 86/.

Со своей концепцией государства и воспитания достойных граждан выступал Цицерон /106 -43 гг. до н. э. /, знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель. Обязанности идеального гражданина, согласно Цицерону, обусловлены необходимостью следования таким добродетелям, как познание истины, справедливости, величие духа и благопристойности. Гражданин не только не должен сам вредить другим, нарушать чужую собственность или совершать другие несправедливости, но, кроме того, обязан оказывать помощь потерпевшим несправедливость и трудиться для общего блага. Всемерно восхваляя полную активность граждан, Цицерон говорит о «... защите свободы граждан- не частных лиц» /167, 46/. Среди важнейших обязанностей гражданина Цицерон называет обязанности перед государством, в том числе, и долг защищать отечество в качестве воина. При этом, разумеется, имелись в виду свободные граждане Римской республики, но не рабы, которые вообще остаются вне цицероновской конституции государства.

Таким образом, содержание гражданского правосознания, гражданских прав и обязанностей, зависит от социального положения людей, от роли, какую им отводит государство.

Считаем необходимым дополнить результаты исследования многих авторов тезисом о влиянии политической формы правления на понимание воспитания гражданина. Например, в олигархической Спарте, сохранившей пережитки родового строя, воспитание имело целью подготовку защитников земельной аристократии - воинов, в демократических Афинах оно было нацелено на гармоничное развитие личности, которая могла бы «достойно проявлять себя через участие во власти и суде» /6, 441/. Другими словами, интересы государственной власти оказывали влияние на направленность воспитания граждан.

Итак, истоки идеи гражданского образования и воспитания кроются в социальных отношениях, именно их развитие до уровня образования государственности поставило проблему взаимоотношения человека с обществом и государством. В зависимости от уровня развития социальных отношений и их отражения в идеологической сфере жизни общества изменялось понимание идеи воспитания гражданина.

Зарождение, развитие и разложение феодализма в странах Западной Европы /V - сер. XVII в.в./ привели, как известно, к углублению социально-экономических противоречий, к упадку интереса к государственным делам. Идеологической опорой стала церковь, утвердилась аскетическая доктрина равнодушного отношения к земной жизни. Все это свелось к тому, что к светской задаче воспитания гражданина религия отнеслась безразлично; в обществе утвердился идеал личности как средневекового созерцателя /53, 40-49/.

Проблеме развития педагогической мысли в средние века в Западной Европе посвящено диссертационное исследование М.М. Боришанской. Мы разделяем мнение автора указанной работы в том, что существенные социально-политические и экономические изменения в странах средневекового периода: развитие ремесла, торговли, городов - обозначили потребность в подготовке грамотного, свободного и предприимчивого молодого поколения /53, 80-98/.

В рамках интересующей нас проблемы нельзя относиться к средневековью как консервативному периоду во всех областях общественной жизни. Борьба городов за независимость, распространение еретического движения, формирование централизованных государств, развитие общественных, политических структур, политических взглядов, признание общественной сути человека - это способствовало становлению чувств патриотизма, рационального самосознания и появлению к концу средних веков отношения к человеку как к гражданину.

Подтверждение последнего можно найти в трактатах М. Падуанского, который рассуждает о «гражданском счастье человека, живущего в государстве» /55, т.2, 211-216/, вкладывая в это понятие положительные ощущения человека: удовлетворение от выполняемой работы, и пользы приносимой как своей стране в целом, так и государству. В его мыслях, связанных с проблемой отношения человека к обществу, находим не только указание на обязанности гражданина по отношению к государству, но и обязанности государства перед гражданами своей страны, причем основным «государственным делом» является обеспечение правового порядка в обществе и согласование функций всех органов власти /55, т.2, 318-370/.

Российские и международные стандарты гражданского образования

Трудно переоценить роль гражданского образования в становлении подрастающего поколения. Значение его особенно возрастает для детей и молодежи России в период реформирования общества и, в частности, системы образования.

Гражданское образование представляет собой процесс овладения правилами и нормами общепринятых между индивидом и обществом отношений. С его помощью, на наш взгляд, можно способствовать преодолению кризисных процессов в становлении гражданского общества в России, его возрождению на основе принципов и ценностей конституционной демократии, традиций отечественной духовности, нравственности, приобщению к содружеству высокоразвитых стран.

Что же на сегодняшний день представляет из себя гражданское образование в России?

Необходимо отметить, что здесь наблюдается довольно хаотичная картина, при этом условно можно выделить два направления.

Одно из них представлено родоначальником гражданского образования в России Я.В. Соколовым и характерно тем, что в нем четко осознана общемировая практика, где приоритетное внимание уделяется таким методам преподавания, которые обеспечивают социализацию молодежи. Курс предполагает формирование способности личности подняться над условиями, окружающими ее, дать представление о гражданских правах и ответственности, демократии и верховенстве закона в условиях формирования гражданского общества.

Целью курса, по мнению его автора, является социализация подрастающего поколения, подготовка юношества к жизни в сообществе своих сограждан, а это значит, что гражданин это: -не просто законопослушный человек, а комплексное явление; -человек, живущий в ладу с сообществом людей, выполняющий не только законы государства, но и требования морали, предъявляемые обществом к своим членам; -активный творец своей жизни и жизни своего сообщества. Определяются основные задачи курса граждановедения:

1. Ознакомить школьников с ведущими смыслообразующими понятиями: «гражданин», «общество», «государство», «мораль», «права человека».

2. Используя эффективные формы обучения /ролевые игры, дискуссии, проблемные вопросы и задания и т.д./, помочь школьникам осознать необходимость соблюдать нормы морали, права и следовать им, а также занять активную жизненную позицию.

Замысел автора предполагает отход от традиционной практики учебных курсов, ибо концепцией здесь не предусмотрено изучение проблем морали, права, государства с сугубо научных позиций, считая это излишней наукообразностью. В данном случае интересно проследить, как происходит ознакомление учащихся со столь сложными проблемами. Рассмотрим их по темам, которых в пособии тридцать три, а по частям это выглядит так:

І. В первой части пособия рассматриваются следующие вопросы: 1. Урок мира; 2.Гражданин и обыватель; 3. Познавать самого себя; 4. Человек в обществе; 5. Власть и порядок; 6. Реформы в обществе; 7. Многонациональное государство; 8. Проблемы нашей Федерации; 9. Национализм и экстремизм; 10. Добро и зло; 11. Новые морали /34/. П. Во второй части: 12. Честь и совесть; 13. Жизнь дается один раз; 14. Семья; 15. Родители и дети; 16. Что такое закон; 17. Государство. Гимн. Герб. Флаг; 18. Правила дорожного движения; 19. Конфликты в мире; 20. Права человека; 21. Ответственность; 22. Защита мира /35/.

III. В третьей части: 23. Экономика и развитие общества; 24. Экономика и развитие нашей страны; 25. Защита Отечества; 26. Армия; 27. Правила для нашей безопасности; 28. Экология и порядок в нашем доме; 29. Природу- под охрану закона; 30. Что такое культурный человек; 31. Сохранение культурных богатств; 32. Забота о здоровье; 33. Что мешает укреплению здоровья /36/. Данные темы раскрываются достаточно нетрадиционным способом: сначала идет текст, включающий изучаемую информацию или, как справедливо отмечает автор, «контуры, абрис проблемы», которую предстоит усвоить учащимся. Текст состоит из 2-3-х разделов, дающих представление о содержании и структуре самой проблемы. Между собой разделы имеют тесную смысловую взаимосвязь, хотя педагог имеет право варьировать изучение разделов внутри темы.

Например, тема «Человек и совесть», состоит из двух разделов: а) «Высшее достоинство человека»; б) «Высший закон и судья».

Учитель может сначала дать информацию о Высшем законе /имеется ввиду- совесть/, а потом поговорить с учащимися о чести. Точно также и по другим темам. Ознакомление с проблемами, поднимаемыми в учебной книге, может происходить иначе: например, о чести поговорить в V классе, а в VI классе- о совести.

Другой особенностью является то, что учитель вообще может по-своему варьировать изучение не только отдельных разделов, но и курса в целом. Так, темы можно скомпоновать, исходя из интересов и потребностей класса, школы и так далее. Например, учитель может использовать линейный принцип, когда курс с V класса преподается в строгой тематической последовательности, определенной программой и пособием. Но здесь опять-таки учитель имеет возможность планировать любое количество часов на любую из учебных тем. Такая возможность обусловлена тем, что автор ушел от поурочного методического планирования, так как предполагаемая методика приведет к шаблону и помешает творческому поиску учителя.

Помимо текста-абриса темы автор предполагает разнообразный методический материал. Так, часть вопросов и заданий вплетена в ткань текста, а другие вопросы вынесены за его границы. Здесь же мы обнаружим материал, освещающий историю вопроса, даваемый в основном тексте, который помещен под заголовком «Прочитайте и подумайте». Учащимся также предлагается материал, озаглавленный «В мире мудрых мыслей», где приводятся высказывания по разбираемому вопросу различных мыслителей. Этот материал учитель может использовать как дискуссионный, равно как и материал под заголовком «Попытайтесь поспорить». Здесь чаще всего приводятся пословицы и поговорки, которые весьма неоднозначно комментируют разбираемый вопрос. Например, по теме «Что такое закон» в качестве спорных высказываний приведены следующие: «Лучше жить по совести, чем по закону» или «Дураку закон не писан». Помогут в работе над темой и предлагаемые автором темы сочинений, словарь, тексты, призванные помочь учащемуся определить свое отношение к изучаемому вопросу. Эти тексты так и называются: «Познай самого себя».

Формирование основных идей концепции гражданского образования в современных условиях

В разработках российских ученых отмечается, что важнейшей чертой означенного процесса воспитания является то, что он всегда должен рассматриваться не как односторонняя механическая «передача воздействия» от воспитателя к воспитуемому, а как двусторонний процесс взаимодействия между ними, где активную роль в выработке желаемых качеств играют обе стороны и где без деятельного участия воспитуемого никакой результат формирования личности невозможен.

Поэтому в процессе воспитания чрезвычайно важно пробуждать и направлять активную деятельность самого воспитуемого, процесс самовоспитания. Кроме целенаправленности, воспитание должно обладать и качеством систематичности: разовые блистательные мероприятия не способны создать устойчивые качества личности.

Но понятие «воспитание» применяется еще и в более узком, специальном значении слова, когда выделяют из целенаправленного процесса формирования личности лишь становление коммуникативных качеств, выражающих взаимоотношения между людьми, их общения, то есть нравственные убеждения, культуру поведения, интересы и так далее. Когда мы говорим о целенаправленном воспитательном процессе в более широком смысле, мы охватываем при этом наряду с формированием качеств общения и формирование также определенных умений.

В более узком смысле воспитание направлено на формирование лишь устойчивых социально-коммуникативных качеств: убеждений, социальных потребностей и интересов, ценностных ориентации и установок поведения. При этом важно подчеркнуть, что обучение и воспитание во всей деятельности школы должны всегда взаимопроникать.

Исходя из общих задач и определения понятия «гражданин», целями или целью гражданского воспитания соответственно будет формирование гражданина, то есть человека, осознающего себя свободным и равноправным членом определенного сообщества, человек, понимающий свою сопри- частность всем общественным и государственным проблемам, активно и добровольно участвующий в общественной и политической жизни страны и наделенный совокупностью прав, которые никто никогда не отнимет. То есть в данном случае гражданское воспитание подразумевает формирование таких качеств личности, как уверенность в своих человеческих правах, включающих в себя всю сферу гражданских прав; социальных, политических, юридических и так далее. Отсюда — независимость и свободомыслие -— отсюда знание правовых норм, законов — отсюда активная жизненная позиция, как условие сохранения и развития гражданских прав.

Все эти черты личности, или мы говорим, гражданское воспитание, осуществляется на базе общих принципов воспитания: научности /как с точки зрения содержания воспитания, так и с точки зрения отбора методов воспитательной работы/, связи с жизнью.

Гражданское воспитание при том, что принципы его не расходятся с принципами других форм воспитания, имеет свою обусловленную специфику, свои особые черты. Эта специфика обусловлена особенностями предмета и выражена в особых целях и задачах. Специфика гражданского воспитания обусловлена прежде всего кричащей потребностью общества в гражданине. Особенно сейчас важен активный гражданин, осознающий необходимость своего участия в государственном управлении, которое можно осуществлять в разных формах: участие в выборах, референдумах, митингах, пикетировании, участие в создании общественных наблюдательных советов, осуществляющих в доступной степени контроль за действием всех органов власти и управления и тому подобное. Тем самым можно констатировать, что гражданская деятельность, доказанная существованием демократических обществ порождает необходимость формирования гражданского сознания, которое в основе имеет понимание значения и сущности гражданских прав, их обусловленную имманентную связь с обязанностями, соблюдением закона / права- знание и соблюдение закона- активная жизненная позиция/.

Разумеется, на практике гражданское сознание теснейшим образом связано с политикой, моралью, трудовой деятельностью, социально-бытовыми условиями, уровнем культуры. Поэтому воздействуя на гражданское сознание, педагог должен оказывать влияние на политические взгляды /даже если он намеренно отказывается от пропаганды каких-либо идей/, нравственные качества, социально-бытовые и иные представления людей, то есть на различные формы сознания. Одновременно и гражданское сознание формируется под влиянием политического, нравственного, трудового и других видов воспитания. Этим обусловлен комплексный характер воздействия на личность подростка, младшего школьника, старшеклассника. Означенный комплексный характер воспитания и достижения целей формирования гражданских качеств личности предполагает не слияние, а взаимодействие различных элементов воспитательной деятельности. Так, при всей близости гражданского и нравственного воспитания мы можем выделить элементы, присущие каждой из этих форм.

Сначала о нравственном воспитании, которое является непременным условием гражданского воспитания и включает в себя такие категории, как добро, благо, зло, милосердие, любовь, ненависть. В гражданском воспитании эти категории необходимо увязывать с общими целями формирования гражданского сознания. То есть они будут выступать как абстрактные единицы и должны быть увязаны с общим направлением гражданского воспитания. Речь идет об увязке целей гражданского воспитания с целями нравственного воспитания. На наш взгляд, необходимо учитывать, что задачи нравственного воспитания реализуются во множестве других курсов: литературе, истории, иностранного и русского языков, географии и т.п. Здесь же мы говорим о гражданской нравственности и в этом смысле общие нормы нравственности наполняются гражданским содержанием.

Таким образом, в данном случае добро рассматривается как гражданские права, зло как несоблюдение гражданских гарантий. Нарушение норм гражданского права одновременно и правовое, и нравственное зло и наоборот.

Гражданское воспитание воздействует не только на сознание, но и на поведение. Здесь, как и в любой сфере воспитания, мы ведем речь о триаде: знание- сознание- деятельность, поскольку именно в реальных делах и поступках возможно констатировать наличие или отсутствие гражданского сознания. Иначе сформированное гражданское сознание проявляется, по нашему мнению, исключительно в деятельности личности, поскольку если отсутствует последняя, то задача решена будет только в первой части- понимание; «Я понимаю, что важны гражданские права, но активно участвовать в жизни общества и государства не хочу». Следовательно, функция сознания в части его активности- не сформирована.

Таким образом, предметом гражданского воспитания выступает не только собственно сознание, но и поведение, поскольку в нормальных социальных условиях поведение зависит от уровня, степени осознания, интеллектуального и эмоционального развития человека. Более того и само сознание формируется в деятельности, поэтому, если мы ведем речь о гражданском воспитании, то здесь недостаточно только методов убеждения. Необходима методика, предусматривающая активные формы. Например, в настоящее время в этих целях используются ролевые игры, привлечение школьников к участию в жизни первичных коллективов /класса, школы/, а также привлечение на доступном им уровне к участию в общественной жизни. Все это: понимание, сознание, деятельность позволяет говорить о едином понятии гражданской культуры, человеческих отношений.

Воспитание человека-гражданина имеет важное значение для создания и укрепления правового государства, гражданского общества.

Похожие диссертации на Исторические условия развития современного гражданского образования в Российской Федерации