Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Историко-педагогические аспекты национально-регионального компонента в музыкально-эстетическом образовании (На материале Республики Бурятия) Алешина Эржена Стальевна

Историко-педагогические аспекты национально-регионального компонента в музыкально-эстетическом образовании (На материале Республики Бурятия)
<
Историко-педагогические аспекты национально-регионального компонента в музыкально-эстетическом образовании (На материале Республики Бурятия) Историко-педагогические аспекты национально-регионального компонента в музыкально-эстетическом образовании (На материале Республики Бурятия) Историко-педагогические аспекты национально-регионального компонента в музыкально-эстетическом образовании (На материале Республики Бурятия) Историко-педагогические аспекты национально-регионального компонента в музыкально-эстетическом образовании (На материале Республики Бурятия) Историко-педагогические аспекты национально-регионального компонента в музыкально-эстетическом образовании (На материале Республики Бурятия) Историко-педагогические аспекты национально-регионального компонента в музыкально-эстетическом образовании (На материале Республики Бурятия) Историко-педагогические аспекты национально-регионального компонента в музыкально-эстетическом образовании (На материале Республики Бурятия) Историко-педагогические аспекты национально-регионального компонента в музыкально-эстетическом образовании (На материале Республики Бурятия) Историко-педагогические аспекты национально-регионального компонента в музыкально-эстетическом образовании (На материале Республики Бурятия)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Алешина Эржена Стальевна. Историко-педагогические аспекты национально-регионального компонента в музыкально-эстетическом образовании (На материале Республики Бурятия) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2002 170 c. РГБ ОД, 61:02-13/1569-3

Содержание к диссертации

Введение

I ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1.1 Национально-региональное образование как социально-историческая проблема 13

1.2 Национально-региональный компонент в музыкально-эстетическом образовании 39

1.3 Этнопедагогические предпосылки формирования национально-регионального компонента музыкально-эстетического образования в Бурятии 60

II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

III СТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ БУРЯТИИ.

2.1 Национально-региональная система музыкально-эстетического образования в Бурятии: специфика организации 87

2.2 Диагностика проблем функционирования музыкального национально-регионального компонента в педагогической деятельности 112

2.3 Организационно-педагогическое обоснование профессионального совершенствования педагогов-музыкантов как условия регионализации музыкально-эстетического образования Бурятии 130

Заключение 146

Библиография 151

Введение к работе

Актуальность исследования. Современный этап развития российского государства характеризуется глубокими экономическими, социальными и культурными изменениями в различных сферах общественной жизни. Данные объективные факторы отражаются в тенденциях и перспективах развития государственной образовательной политики. Ее характерной чертой становится пристальное внимание к национальному образованию, проблемы которого не являются новыми, они исторически и социально обусловлены.

Вопросам национального воспитания и обучения уделяли вни
мание виднейшие ученые, педагоги, писатели В.Г.Белинский,
И.А.Ильин, П.Ф.Каптерев, Я.А.Коменский, М.В.Ломоносов,
А.С.Макаренко, Ж.Парижский, В.А.Рачинский, В.А.Сухомлинский,
В.Я.Стоюнин, Л.Н.Толстой, С.П.Шацкий, Н.Г.Чернышевский,
К.Д.Ушинскнй и др. К прогрессивным идеям и опыту этнической
педагогики обращались Г.Н.Волков, Е.П.Жирков, С.Д.Намсараев,
Ю.А.Рудь, А.В.Салихов, М.Г.Тайчинов, Р.Е.Тимофеева,

Е.Я.Христова и др.

Музыкально-эстетическое образование представляет собой
элемент единой образовательной системы. Истоки его регионально
го развития связаны с вопросами соотношения национального и ин
тернационального в области музыкальной культуры (Дж.Вико,
Г.Гердер, Г,Гегель, П.Я.Чаадаев, Н,Я.Данилевский,

А.Н.Веселовский и др.).

На важность национальной специфики в музыкально-эстетическом воспитании человека указывали выдающиеся педагоги-музыканты и композиторы Б.Асафьев, М.Балакирев, М.Глинка,

4 Н. Римский-Корсаков, А. Рубинштейн и Н. Рубинштейн,

Д.Кабалевский, З.Кодай, К.Орф и др. В последнее время идеи му
зыкального национально-регионального образования получают свое
дальнейшее развитие в исследованиях ученых автономий и регио
нов России, стран бывших союзных республик (И.А.Богданов,
Е.В.Бузина-Аккерман, Т.В.Еманова, Н.Ф.Зайнетдинова,

Л.В.Кузнецова, А.Г.Ларионова, А.М.Петров, С.В.Сизикова Т.К.Солодухина,, Н.В. Строкова, В.И. Юцкевич, З.М. Явгильдина, О.Г. Яковлева, О.Н.Яшмолкина и др.)

Сложившаяся в обществе новая социокультурная ситуация диктует необходимость разработки многих новых аспектов в музыкально-эстетическом образовании регионов, в том числе Республики Бурятия. Как известно, в 1992 году Законом Российской Федерации «Об образовании» были учреждены государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и национально-региональный (НРК) компоненты.

Содержание и объем НРК школьного музыкально-эстетического образования реализуется в Бурятии в рамках образовательного пространства «Бурятоведение», утвержденного Постановлением Правительства Бурятии от 21.05.96г. № 163. Оно обусловлено «природно-географическим, социально-экономическим, национально-духовным и историко-культурным единством республики» (с.2) В этой связи, в республике значительно активизировалась работа по созданию инновационных национальных образовательных учреждений (авторских школ, лицеев, гимназий, колледжей, современных образовательных центров и пр.). На качественно новый уровень переходит преподавание учебного предмета «Музы-

5 ка». Разработан и утвержден национально-региональный компонент

музыкально-эстетического образования республики.

Однако, анализ теоретико-музыковедческих и педагогических
исследований свидетельствует об отсутствии системного подхода к
национально-региональному музыкально-эстетическому образова
нию Бурятии. Несмотря на то, что рядом авторов (Д.М. Бурхино-
вым, Б.Ш.Молоновым, Л.А.Халтаевой, О. А.Русиновой,

Н.Ц.Цыбудеевой и др.) затрагивались отдельные вопросы по истории музыкального искусства Бурятии, разбирались специальные проблемы народного музыкального творчества, профессиональной бурятской музыки и специального музыкального образования, система музыкально-эстетического образования Бурятии, с точки зрения ее историко-педагогического аспекта, не освещалась.

Вместе с тем, анализ теории и практики преподавания национального музыкального искусства в школах региона показывает, что его существующий уровень пока не соответствует современным требованиям к обучению и воспитанию детей. Наблюдается недостаточное использование этнопедагогического потенциала национальной музыки в системе общего среднего образования. Слабая подготовленность педагогов к реализации национально-регионального компонента государственного стандарта образования делает ее малоэффективной.

В условиях становления региональной системы музыкально-эстетического образования возникают трудности, связанные с противоречием между необходимостью внедрения НРК и неразработанностью механизма данного процесса.

Обозначенное противоречие делает актуальной проблему исследования, которая состоит в историко-теоретическом анализе этнопедагогических особенностей музыкально-эстетического образования в Бурятии и его ведущих тенденций с целью разработки механизма развития музыкального национально-регионального ком-понента.

Социальная значимость проблемы и ее недостаточная разрабо
танность обусловили выбор темы диссертационного исследова
ния;
«Историко-педагогические аспекты национально-
регионального компонента и музыкально-эстетическом образо
вании (на материале Республики Бурятия)»..

Объект исследования - музыкально-эстетическое образование
в Республике Бурятия.
- Предмет исследования — историко-педагогические аспекты

становления национально-регионального компонента музыкально-эстетического образования в Бурятии.

Цель диссертации - исследовать процесс становления музыкально-эстетического образования в Бурятии для разработки механизма реализации его национально-регионального компонента.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение, что для осуществления регионального музыкально-эстетического образования в Бурятии необходимо исследование ис-торико-педагогических аспектов, а также этнопедагогических предпосылок формирования его национально-регионального компонента, что позволяет:

выявить организационно-педагогические условия прогнозирующие процесс внедрения национально-регионального компонента музы кально-эстетического образования;

разработать организационные основы данной образовательной системы;

обосновать необходимость профессионального совершенствования педагогов-музыкантов как главного условия обеспечения содержания НРК.

Для достижения поставленной цели и проверки положений гипотезы были сформулированы и решались следующие научно-исследовательские задачи:

1. Анализ национально-регионального образования как соци
ально-исторической проблемы.
2. Определение истоков национально-регионального компо-

нента музыкально-эстетического образования.

  1. Изучение этнопедагогических предпосылок формирования НРК бурятского региона.

  2. Анализ специфики развития региональной системы музыкально-эстетического образования в Бурятии.

  3. Выявление организационно-педагогических условий, необходимых для реализации музыкального национально-регионального компонента в Бурятии.

Георетико-методологическую основу исследования составили работы по теории и истории регионалистики, основные положения психолого-педагогической, музыковедческой науки, целостный подход к современным социомузыкальным и педагогическим явлениям.

Источниками исследования явились труды в области философии, педагогики, музыкального образования, музыковедения, фольклористики, официальные документы в области народного образования в России и в Республике Бурятия; архивные материалы; материалы периодической печати.

Методы исследования:

теоретические - анализ философской, историко-этнографической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; моделирование механизма реализации музыкального НРК;

эмпирические - изучение условий использования этнокультурных и этнопедагогических традиций в системе музыкально-эстетического образования республики; анкетирование, тестирование и интервьюирование педагогов-музыкантов; изучение документов, учебных планов и программ.

Этапы и процедура исследования:

Первый этап (1997-1998 гг.) был посвящен теоретическому изучению проблемы национально-регионального образования в России, разрабатывался научный аппарат исследования, выявлялась и конкретизировалась его сущность и структурные компоненты.

На втором этапе (1998-2000 гг.) исследовался исторический, практический и научно-теоретический опыт в области музыкально-эстетического образования Бурятии с позиции национальных особенностей, этнокультурных и этнопедагогических традиций. Проводилось диагностическое исследование проблем функционирования национально-регионального компонента музы кально-эстетического образования. Определялись организационно-педагогические уело-

9 вия его реализации, создавались организационные основы национального музыкально-эстетического образования, разрабатывалось обоснование профессионального совершенствования педагогов-музыкантов как главное условие обеспечения содержания НРК.

На третьем этапе (2001 год) систематизировались и обобщались результаты исследования, осуществлялось оформление диссертации в целом, формулировались выводы и рекомендации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:

впервые осуществлен историко-теоретический анализ становления и развития музыкально-эстетического образования в Республике Бурятия;

раскрыт этнопедагогический потенциал бурятской музыкальной культуры как источник формирования образовательного национально-регионального компонента;

выявлены организационно-педагогические условия, прогнозирующие процесс развития регионального музыкально-эстетического образования;

разработаны основы перспективного развития системы музыкально-эстетического образования в Бурятии;

обоснована необходимость профессионального роста педагогов-музыкантов, связанного с реализацией содержания национально-регионального компонента музыкально-эстетического образования Бурятии,

Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования направлены на совершенствование музыкально-

10 эстетического образования в Республике Бурятия. Практическую

ценность составляют выявленные в диссертации позитивные аспекты применения бурятской национальной музыки, ее педагогической целесообразности в определении национально-регионального компонента и в корректировке содержания музыкально-эстетического образования в Бурятии. Теоретическое обоснование процесса профессионального совершенствования педагогов-музыкантов имеет значение для осуществления их подготовки к реализации содержания музыкально-регионального компонента.

Материалы исследования могут быть использованы в практике работы базовых педагогических учебных заведений и учреждений повышения квалификации: при чтении специализированного курса «Методика музыкального воспитания», при организации спецсеминаров и практических занятий по истории и теории педагогики. Выводы исследования имеют значение для научной разработки исто-рико-теоретических проблем музыкально-эстетического образования.

Достоверность и обоснованность научных результатов, полученных в исследовании, обеспечиваются анализом и осмыслением работ по философии, педагогике, психологии, истории бурятской музыкальной культуры; соответствием научного аппарата объекту, предмету, задачам исследования, применением совокупности методов изучения проблемы, адекватных исследовательским задачам.

Положения, выносимые на защиту:

1. Историко-теоретический анализ проблемы национально-регионального образования позволяет выделить ряд характерных черт его развития в музыкально-эстетической области: установле-

ниє роли музыкально-эстетического развития школьников в системе национально-регионального образования; исследование этнопедаго-гического потенциала и народных традиций музыкального образования; выявление проблем, предваряющих разработку НРК; изучение теории и практики создания национально-региональной системы образования; осознание тенденций и перспектив внедрения НРК.

2. Главным источником формирования национально-
регионального компонента музыкально-эстетического образования
являются этнопедагогические традиции Бурятии. Реализация их
воспитательной направленности в новых социокультурных условиях
может осуществляться на основе специально разработанного меха
низма.

3. Механизм реализации музыкального национально-
регионального компонента опирается на:

прогнозирование процесса регионализации музыкально-эстетического образования, выявлении необходимых для этого организационно-педагогических условий;

организационные основы музыкально-эстетической системы Бурятии, включающие в себя определение его сущности, образовательных задач, функций НРК, его объективных предпосылок и ожидаемых результатов;

обоснование необходимости профессионального совершенствования педагогов-музыкантов как главного условия обеспечения содержания национально-регионального компонента.

Апробация и внедрение результатов исследования. Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось в процессе повышения квалификации педагогов-музыкантов Бурятии, вы-

12 ступлений автора на научных конференциях РАО в 1996-1999 гг.,

путем подготовки публикаций в сборники научно-теоретической и публицистической направленности. Материалы исследования обсуждались на конференциях и семинарах в Бурятском ИПК и ПРО, на заседаниях лаборатории музыкального искусства Института художественного образования РАО и кафедры художественного образования АПК и ПРО.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (233 наименования), 4 таблиц, 1 схемы, 1 диаграммы.

Национально-региональное образование как социально-историческая проблема

В 1992 году в образовательном лексиконе России появилось новое понятие «национально-региональный компонент». Это случилось в связи с введением государственных образовательных стандартов, учрежденных Законом Российской Федерации «Об образовании».

В нем впервые предложена принципиально новая двухкомпо-нентная схема структурирования содержания образования, постулирующая защиту и развитие национальных культур, и одновременно обеспечивающая единство федерального культурного и образовательного пространств В данную схему входят федеральный (инвариантный) и национально-региональный (вариативный) компоненты, с разнесением их в раздельную компетенцию центра и субъектов Федерации. В основе разработки вариативной части лежит учет в содержании образования социокультурных особенностей и традиций, отражающих национальное и региональное своеобразие культуры (исторических, социально-культурных, национальных, этнических факторов и особенностей региона).

Особенностью национально-регионального компонента является то, что он носит междисциплинарный характер. В его содержание входит четыре сферы: научная, ценностная, нормативная, дея-тельностная. Научная сфера представляет ведущие идеи, теории и концепции, характеризующие обитание человека в конкретной окружающей среде; ценностная -— ориентации человека на различных этапах развития общества; нормативная — систему нравственных и правовых принципов, норм и правил; деятельностная — умения и навыки, приобретаемые в ходе практической деятельности. Данные сферы определяют тенденции развития национально-регионального образования. Они заключаются в переосмыслении целей и задач национальной школы, поиске оптимального сочетания образовательных интересов государства и отдельного его региона, конкретной школы и каждого человека в соответствии с радикально изменившимися социально-экономическими, социокультурными и политическими условиями развития России в конце XX - начале XXI века.

В процессе становления настоящих тенденций существует опасность национальной ограниченности и претворения в жизнь узконациональных интересов, которые не способствуют развитию, и закрывают путь к общемировым ценностям. В условиях неразвитых демократических отношений формирование национально-регионального образования может привести к закреплению и консервации сложившихся региональных структур, к замкнутому регионализму, сепаратизму, нарастанию иерархической жесткости государственно-бюрократических отношений власти, противопоставлению национально-регионального и мирового опыта.

В этой связи, необходимо помнить, что только некоторые национальные достижения в силу тех или иных социально-педагогических обстоятельств, становятся приоритетными при определении целей и задач образования в регионе. «Общечеловеческое значение чаще всего приобретают те национальные ценностные приоритеты образования, которым менее присущи национальный эгоизм и ограниченность, зависимость от господствующих в обществе политико-идеологических догматов и директив» [158, 6].

Национально-региональное образование как социально-историческая проблема характеризуется рядом базовых понятий, требующих, на наш взгляд, специального рассмотрения.

Известно, что при всех модификациях и переменах в национальном образовании, актуальным и неизменным остается изначально заложенное в них животворное ядро (народное, национальное), содержание которого тесно связано с демократическими и гуманистическими традициями школы и педагогики конкретного региона [158, 1-7],

Данное положение свидетельствует об исторических и социальных корнях, являющихся истоками национально-регионального образования. Поэтому, прежде чем перейти к современным тенденциям развития, следует, на наш взгляд, остановиться на понятиях, отражающих эти истоки: «психология этносов», «национальные традиции воспитания» и «этнопедагогика».

Коротко остановимся на каждом из них: Психология этносов. Известно, что человек формируется под влиянием общественных отношений и связей. Становление его личности во многом зависит от способов ее социализации. Ученые выявили, что на социализацию субъекта влияют специфика и направление хозяйственной деятельности человека, а ее содержание определяется социальными и природно-климатическими условиями существования людей.

Организационно-педагогические основы

В предыдущем разделе диссертации была рассмотрена одна из особенностей национально-регионального компонента - этнокультурные традиции музыкального образования. Данная особенность (как одна из главных в НРК) освещалась с точки зрения понимания ее ценности для развития нации.

Национальное искусство, представляющее собой особую форму отражения действительности, является своеобразным выражением этнической педагогики, национальных традиций музыкально-эстетического воспитания.

Остановимся подробно на музыкальных народных традициях Бурятии, которые являются источником формирования национально-регионального компонента ее современного образования.

В этой связи наиболее существенными вопросами следует, на наш взгляд, считать:

бурятский народный эпос как отражение национального характера;

проявление воспитательного потенциала в музыкальных жанрах бурятского фольклора;

своеобразные черты музыкального фольклора бурят.

Курятский народный эпос как отражение национального характера

Музыкальная педагогика бурят берет начало в традициях народного воспитания и уходит своими корнями в глубину веков, Она всегда была связана с реальной практической деятельностью, со специфическими особенностями среды обитания. Истоками музыкально-эстетического образования как определенной формы передачи социального и культурного опыта является далекое прошлое народа, его национальное музыкальное искусство.

Еще в начале XX века буряты и многие народы Сибири находились на стадии патриархально-родового и феодального строя. В основном они вели кочевой образ жизни и были изолированы от европейской цивилизации, Поэтому, с точки зрения европейских критериев Бурятия не имела системы классического музыкального искусства. Оно было представлено, в основном, народными фольклорными традициями, а также, музыкантами-профессионалами, выходцами из народа - улигершинами.

Исторический анализ показывает, что с конца XVIII века бурятское искусство испытывало на себе влияние буддизма. Культово-религиозная практика оказала определенное воздействие на различные сферы жизни бурят. Буддизм в огромной мере способствовал формированию специфических элементов общественного сознания, укреплению и развитию тех черт духовной культуры, эстетических представлений, которые потенциально существовали в искусстве добуддистского периода.

Весомый вклад в развитие музыкально-эстетического образования бурятского населения внесла педагогическая деятельность дацанских школ . Вместе с индо-тибетской системой школьного образования пришли такие дисциплины, как буддийская философия, логика, риторика, астрономия, астрология и другие, среди которых можно встретить и предметы по теории искусства и поэзии. Музыкально-эстетическое образование учеников дацанов — хувараков включало обучение пению молитв, игру на несложных музыкальных инструментах (бубнах, литаврах и трубе и др.), используемых в культово-религиозных обрядах.

Основы музыкально-эстетического воспитания детей формировались под действием национальных традиций, выраженных в музыкальном фольклоре и устном народном творчестве. В передаваемых из поколения в поколение эпосах, легендах, песнях, инструментальном исполнительстве, танцах нашло отражение богатство музыкально-педагогической культуры народа.

Одним из древнейших жанров бурятского народного творчества являются улигеры — народные эпические сказания, повествующие о событиях прошлого, о жизни и быте народа его героях - ба-торах. Тексты улигеров насчитывают от 5-20 тысяч стихов и более. В них преломились мифологические представления и тысячелетняя история, борьба предков современных бурят за этническое единство, их взаимоотношения с окружающими племенами и народами.

Образцы фольклорного творчества бурят впервые привлекли внимание участников экспедиций XV1I1 века - П.С.Палласа, С.Г.Гмелина, И.Г.Георги, Г.Ф.Миллера и др. [225, 121-122].

Исследованием эпосов занимались М.П.Хомонов, С.Ш.Чагдуров, Е.Н.Кузьмина, М.И.Тулохонов, Д.А.Бургина, Д.Д.Гомбоин, М.Н.Намжилова, Р.А.Шерзхунаева и др. Начало систематического собирания эпических произведений бурят относится к концу XIX века и связана с именами Г.Н.Потанина и М.Н.Хангалова [152; 206]. Они стали первыми планомерно записывать улигеры.

Улигеры записывали писатели Д.Д.Хилтухин, Н.Г.Балдано, А.И.Шадаев, ученые-фольклористы И.Н.Мадасон, А.И.Уланов, М.П.Хомонов, Н.О.Шаракшинова и др.

Национально-региональная система музыкально-эстетического образования в Бурятии: специфика организации

Прежде чем раскрывать суть данного раздела, отметим, что Постановлением Правительства Республики Бурятия от 21.05.96 г. № 163 утверждена Концепция бурятского национально-регионального компонента государственного стандарта образования. Данная Концепция рассматривает содержание НРК в контексте образовательного пространства, которое получило название «Буря-товедение».

Содержательные аспекты не являются специальным предметом нашего исследования, которое направлено на изучение процесса становления музыкально-эстетического образования в Бурятии для разработки механизма реализации его национально-регионального компонента.

В связи с этим, задача данного раздела состоит в выявлении специфических черт организации национально-региональной системы музыкально-эстетического образования Бурятии. Рассмотрим эту проблему в двух аспектах: ретроспективном и перспективном, которые включают в себя анализ исторической ретроспективы и современных тенденций, а также определение специфики организации данной образовательной системы.

Историческая ретроспектива развития музыкального образования Бурятии, Анализ развития Бурятии показывает, что формирование ос новных направлений образования связано прежде всего с созданием национальной автономии и эволюцией национальной музыкальной культуры. В начале 20-х годов прошлого века, после образования Бурят-монгольской АССР (1923) начался усиленный рост бурятско го профессионального музыкального искусства и образования. Впервые вопросы развития культурно-просветительной работы, ис кусства и образования рассматривались на состоявшейся в марте 1923 года республиканской конференции ВКП(б). Они положили начало основным направлениям развития музыкально- эстетического образования республики.

Первые шаги его становления были предопределены историческими условиями, в которых находилось молодое советское государство: политическими, социально-экономическими, культурными и другими. В этот период в Бурятии развертывалась систематическая и углубленная работа музыкально-образовательного характера, задачей которой была подготовка народных масс к восприятию новой жизни, новых форм музыкального искусства, что во многом носило агитационный, классовый характер.

В первые годы советской власти были созданы учебные заведения, преследующие своей целью подготовку специалистов в области музыкального просветительства, музыкантов-профессионалов и педагогов в сфере музыкально-эстетического образования.

В 1928 году Б.Сальмонт организовал двухгодичный музыкальный практикум, на котором слушатели изучали современную нотную систему, овладевали реконструированными народными инструментами. Выпускники практикума составили первый ансамбль бурятских инструментов, исполнявший обработки народных песен и переложения классической музыки. Они готовились, прежде всего, руководить художественной самодеятельностью, зарождавшейся в те годы в городе и на селе. При клубах и избах-читальнях создавались кружки баянистов, балалаечников, хорового пения. В традицию вошли смотры и конкурсы. Так, например, в феврале 1928 года при Турунтаевской избе-читальне проводился конкурс на лучшего гармониста, балалаечника, плясуна. Значительное место занимала музыка в самодеятельных спектаклях, в которых по ходу действия исполнялись народные песни и инструментальные наигрыши.

Для управления самодеятельностью был открыт Дом народного творчества, при котором создана народная музыкальная мастерская. Помощь самодеятельности оказывал педагогический техникум.

Огромную роль в становлении музыкального искусства Бурятии сыграли профессиональные музыканты из Москвы, Ленинграда и других центральных городов России, отдававших бурятскому искусству свой талант, знания и творческие силы. Осознав единство целей и задач музыкально-эстетического образования, сподвижники из братских республик и талантливые представители бурятского народа стали организаторами первых музыкальных образовательных учреждений Бурятии, многочисленных музыкально-драматических кружков, массовых концертов, участниками которых были взрослые и дети.

Похожие диссертации на Историко-педагогические аспекты национально-регионального компонента в музыкально-эстетическом образовании (На материале Республики Бурятия)