Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Экологический потенциал адыгского эпоса "Нартхэр" и его познавательно-воспитательное значение в национальной системе образования Афашагова Аминет Амербиевна

Экологический потенциал адыгского эпоса "Нартхэр" и его познавательно-воспитательное значение в национальной системе образования
<
Экологический потенциал адыгского эпоса "Нартхэр" и его познавательно-воспитательное значение в национальной системе образования Экологический потенциал адыгского эпоса "Нартхэр" и его познавательно-воспитательное значение в национальной системе образования Экологический потенциал адыгского эпоса "Нартхэр" и его познавательно-воспитательное значение в национальной системе образования Экологический потенциал адыгского эпоса "Нартхэр" и его познавательно-воспитательное значение в национальной системе образования Экологический потенциал адыгского эпоса "Нартхэр" и его познавательно-воспитательное значение в национальной системе образования Экологический потенциал адыгского эпоса "Нартхэр" и его познавательно-воспитательное значение в национальной системе образования Экологический потенциал адыгского эпоса "Нартхэр" и его познавательно-воспитательное значение в национальной системе образования Экологический потенциал адыгского эпоса "Нартхэр" и его познавательно-воспитательное значение в национальной системе образования Экологический потенциал адыгского эпоса "Нартхэр" и его познавательно-воспитательное значение в национальной системе образования
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Афашагова Аминет Амербиевна. Экологический потенциал адыгского эпоса "Нартхэр" и его познавательно-воспитательное значение в национальной системе образования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Майкоп, 1999 152 c. РГБ ОД, 61:00-13/836-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы экологического образования -этноэкологический аспект 11

1.1. Этноэкологический аспект как компонент экологического образования 11

1.2. Современные тенденции развития экологической культуры 21

Выводы по первой главе 40

Глава 2. Познавательно-воспитательное значение адыгского эпоса «Нартхэр» в экологическом образовании студентов 42

2.1. Основные аспекты культуры адыгского этноса в эпосе «Нартхэр» 42

2.2. Экологический потенциал адыгского эпоса «Нартхэр» и его познавательно-воспитательное значение в развитии экологической культуры студентов 84

Выводы по второй главе 107

Заключение 109

Список литературы 111

Приложения 122

Введение к работе

Актуальность проблемы. Вселенная, Галактика, Земля, Природа - это не просто совокупность субстанций разного уровня, а глобальная экологическая система закономерных связей, целостности и гармонии, подчиняющая себе жизненные процессы и явления в биосфере.

Человечество находилось в состоянии равновесия с природой, пока цивилизация в своем развитии не достигла НТР, не стала «мощным геологическим фактором», уже не учитывающим законы саморегуляции в биосфере,

«Каждый человек живет в природе, зависит от нее и ее законов, если им хорошо изучена природа, ее силы, ее явления, ее законы и он разумно сочетает свои действия и жизнь с ними, природа благоприятствует человеку, покоряется и награждает его тем, что дарит здоровье и богатство, это два устоя счастья. В противном случае, если человек не ведает в вопросах природоведения, противопоставляет себя ее законам и нарушает их, тогда он наказывается природой более беспощадно и жестоко, чем преступник от государства»

(4).

Новое историческое состояние человечества в его развитии, характеризуется проявлением экологического кризиса как результата отчуждения человека от природы и потери нравственно - разумного диалога в системе природа -человек - социум. Биосфера как единственная среда существования человека на Земле, теряет функции естественной саморегуляции.

Остановить этот процесс возможно путем формирования экологической культуры личности, через освоение человеком целостной системы экологических знаний в динамике, доказывающей коэволюцию природы, человека и со-

циума. Только такое отношение человека к природе приведет к позитивным переменам в судьбе человечества.

Одним из обязательных средств изменения отношений между обществом и природой является экологическое образование, которое официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. В принятом в 1992 году Законе об охране окружающей природной среды устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации. 1.

В научной школе экологического образования выполнены ряд фундаментальных исследований, посвященных теории и практике данного вопроса: (А.Г. Асмолов, А.А. Брудный, А.А. Вербицкий, Н.Ф. Виноградова, A.M. Га-леева, С.Д. Дерябо, Ж. Дорст, А.Н. ЗахлебныЙ, И.Д. Зверев, Д.Н. Кавтарадзе, Б.Т. Лихачев, Ю.П. Одум, И.Т. Суравегина, A.M. Федотова, Г.А. Ягодин).

В последние годы осуществлен ряд исследований, предметом которых являются различные проблемы взаимосвязи общего образования и экологического воспитания (К.И. Бузаров, В.А. Вронский, ТА. Козлова, В.И. Кормили-цын, И.С Кон. С.Д. Лихачев, П.Г. Саморукова, Е.Ф. Терентьева, И.А. Шоров и др.).

Разработке теории и практике экологического воспитания в рамках высшего образования посвятили свои труды многие ученые (В.А. Вронский* С.Д. Дерябо, Е.И. Захаров, А.И. ЗахлебныЙ, И.Д. Зверев, Т.В. Кучер, Е.М. Кудрявцева, Б.Т. Лихачев, А.В, Лосев, И.А. Лызь, Н.М. Мамедов, З.К. Меретукова и

Др-)-

1. Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к закону России. М.: Республика, 1993, С. 161.

Данная проблема в контексте этнической экологии исследована следующими учеными: (Н.Ш. Блягоз, К.И. Бузаров, Г.Н. Волков, A.M. Гадагатль, Г.А. Гуртуева, А.Х. Зафесов, Х.М. Казанов, М.В. Кантария, Н.Г. Ловпаче, С.К. Мафедзев, З.М. Налоев, Ш.Б. Ногмов, Г.Н. Тхагушев, К.Х. Унежев, А.Ю. Шадже, И.А, Шоров, А.Т. Шортанов, А.А. Шхалахов и др.).

Целью экологического образования и воспитания личности является формирование ее экологической культуры. Теоретические изыскания по выявлению сущности экологической культуры, ведущие ее признаки, пути формирования раскрываются в трудах ученых-педагогов Н.Ш. Блягоз, А.Н. Захлебно-го, С.Н. Николаевой, К.М. Петрова, И.В. Цветковой. Значительный вклад в научное осмысление данного вопроса вносят ученые С.Д. Дерябо, Л.П. Печко и др.

Анализ действующих программ по педагогике в республиканском педагогическом колледже, АГУ, учебных программ, учебников, пособий; состояние экологического образования и воспитания студентов, школьников, дошкольников, беседы с преподавателями, анкетирование студентов показали:

несмотря на проводимые мероприятия по экологическому образованию в республике Адыгея, обозначенная проблема не получила достаточного своего разрешения;

дошкольные образовательные учреждения не обеспечиваются программами по экологическому воспитанию;

подготовка студентов по экологическому образованию на факультете национальной школы АГУ осуществляется неэффективно:

- хотя на дошкольном отделении выделено достаточное количество часов, но экологическое образование делится на два самостоятельных учебных предмета: «Экология» и «Теория и методика экологического образования». Более того, нецелесообразно то, что с первого курса изучается «Теория и методика экологического образования», а «Экология», формирующая экологические знания, изучается со второго курса;

- аналогичная ситуация наблюдается и на отделении начального обуче
ния, которая еще более усугубляется выделением недостаточного количества
часов на изучение этих предметов.

Парадоксальным является тот факт, что на факультете национальной школы АГУ даже вариативная часть учебного плана, представленная национально-региональным компонентом, не включает этноэкологический аспект в экологическом образовании студентов.

Между тем, материалы устного народного творчества адыгов (пословицы, поговорки, приметы, метеорологические, агрономические знания и др.) содержат большой экологический материал, исследованный Н.Ш. Блягоз.

Бесценным памятником устного народного творчества адыгов является эпос «Нартхэр», анализ которого нам позволил определить заложенный в нем экологический потенциал, не нашедший своего достойного места в системе экологического образования студентов факультета национальной школы АГУ.

Таким образом, такие противоречия как:

- несоответствие между требованиями, предъявляемыми к экологиче
скому образованию студентов факультета национальной школы АТУ и отсут
ствием этноэкологического аспекта в его реализации;

- наличием экологического потенциала в адыгском эпосе «Нартхэр» и не использованием его как одного из средств экологического образования студентов факультета национальной школы АГУ - побудили нас обратиться к следующей теме исследования: «Экологический потенциал адыгского эпоса «Нартхэр» («Нарты») и его познавательно-воспитательное значение в национальной системе образования».

С учетом вышеизложенного определены объект, предмет, цель и гипотеза исследования.

Объект исследования: процесс экологического образования студентов.

Предмет исследования: экологический потенциал адыгского эпоса «Нартхэр» как возможный этноэкологический компонент экологического образования.

Цель исследования: выявить экологический потенциал эпоса «Нартхэр» и обосновать его познавательно-воспитательное значение в национальной системе образования.

Гипотеза исследования: экологическое образование становится оптимально действенным в национальной системе образования и способствует развитию экологической культуры студентов при включении этноэкологиче-ского аспекта в ее реализации.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме;

  2. Изучить современное состояние экологического образования в национальной системе образования;

  1. Выявить современные тенденции процесса формирования экологической культуры;

  2. Определить экологический потенциал адыгского эпоса «Нартхэр» («Нарты»);

  3. Разработать спецкурс: "Экологический потенциал адыгского эпоса «Нартхэр».

Для реализации задач исследования применялись следующие методы: теоретический анализ специальной литературы, анализ и систематизация полевого материала, анкетный опрос студентов, воспитателей, преподавателей школ и вуза.

Теоретико-методологическую основу исследования составили концепция системного подхода к экологическому образованию; положения философии экологического кризиса (Н.Н. Моисеев, Н.Ф. Реймерс, B.C. Степин, В Хесле и др.); методологические принципы экологического образования (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Б.Т. Лихачев, И.Т. Суравегина, Г.А. Ягодин); при разработке концептуального замысла диссертации были также использованы научные труды (A.M. Гадагатль, И.А. Шоров, А.А. Шхалахов, П. Остряков и др.).

В качестве конкретных методологических принципов исследования явились аксиологический подход в соответствии с которым человек является высшей ценностью общественного развития; культурологический подход, на основании которого эпос рассматривается как отражение педагогической культуры народа; идеи гуманизации образования, частью которых является овладение духовно-ценностным опытом предшествующих поколений, развивающим экологическую культуру народа.

Этапы исследования.

1. Теоретико-поисковый (1990- 1994 г.г.), включавший изучение научной литературы по теме исследования и практического педагогического опыта, определение рабочего названия диссертационного исследования по материалам эпоса «Нартхэр», уточнение задач исследования, определение рабочей гипотезы, разработку понятийного аппарата, а также методов, необходимых для реализации задач исследования (теоретического анализа и синтеза, наблюдения, бесед и др.).

2.Практического моделирования и апробации (1995 - 1998 г.г.), в ходе которого осуществлялась разработка программы курсов «Экология» и «Теория и методика экологического образования» с применением методов анкетирова-

ния, тестирования, моделирования. Подготовка и издание научных статей по исследуемой проблеме.

3. Оформление результатов исследования {1998 - 1999 г.г.), включавшего в основном публикацию статей и представление результатов исследования в виде текста диссертации.

База исследования факультет национальной школы Адыгейского государственного университета.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в выявлении экологического потенциала эпоса «Нартхэр» («Нарты») и его познавательно-воспитательного значения в национальной системе образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработан и апробирован спецкурс: «Экологический потенциал адыгского эпоса «Нартхэр». Методические рекомендации, разработанные по материалам исследования* могут использоваться в системе подготовки учителей, воспитателей и повышения их квалификации, а также в работе общеобразовательных школ и других образовательно-воспитательных учреждений.

Положения^выносимые на защиту:

  1. Этноэкологический аспект как важнейший компонент национальной системы образования;

  2. Познавательно-воспитательное значение адыгского эпоса «Нартхэр» в развитии экологической культуры студентов;

  3. Спецкурс «Экологический потенциал адыгского эпоса «Нартхэр» как

средство развития экологической культуры студентов факультета национальной школы.

Структура и объем работы. Диссертационная работа объемом в 121 страницу состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (152), приложений (4).

Этноэкологический аспект как компонент экологического образования

В поисках определения понятия «экологический потенциал» мы обратились к научным значениям терминов «экология» и «потенциал».

Понятие «экология» и его производные активно вошли в научную и повседневную речь лишь за последние годы. Как наука экология сформировалась в середине XIX века, впервые термин введен и дано определение науке (1866 г.) немецким естество-испытателем дарвинистом Эрнестом Геккелем.

Термин «экология» происходит от двух греческих слов: «oicos» - дом, родина, место обитания и «logos» - учение, наука, разум, разумение. Долгое время он использовался только в зоологии и был малоизвестен даже среди ученых биологических специальностей. Со второй половины XX века в связи с усугублением экологического кризиса смысл экологии усложняется, что и отражается в ее определениях.

Экология - наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и окружающей средой (11,22,90).

Экология - исследование положения человека как вида и общества в экосфере планеты, его связей с экологическими системами и меры воздействия на них.

Экология — наука о способах ограничения потребления ресурсов биосферы для удовлетворения потребительских нужд хозяйственной деятельности человека, или, иными словами, наука ограничительных прогнозов в хозяйственной деятельности человека на Земле (55).

Экология - не только система наук, а нечто невообразимо большее - это мировоззрение, где ядром является система понятий и законов, составляющих основу биологической экологии (34,95).

Понятие «потенциал» (от лат. potentia — сила) имеет значения: «источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели» (11).

Исходя из вышеизложенного, под экологическим потенциалом мы подразумеваем:

- возможности, заложенные в опыте взаимодействия человек — природа, человек - человек, которые могут быть использованы для формирования экологически культурной личности.

Следует рассматривать отношения природы и человека как отношения двух культур, каждая из которых по-своему «социальна», общежительна, обладает своими «правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. Обе культуры - плод исторического развития, причем развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна (с тех пор как существует человечество), а развитие природы с ее многомиллионнолетним существованием - сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры. Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может. Но все же в течении многих минувших веков между природой и человеком существовало равновесие.

К сожалению, это равновесие ныне нарушено вследствие отлучения человека от природы и культуры. И самое страшное, к чему может привести эта дисгармония - исчезновение духовности. А без нее человек не может стать человеком (64).

Нарушение гармонии между природой и человеком, природой и развитием общества изменило не только мир, но и место, и роль самого человека в мире.

Человек - единственный вид в биосфере, который определяет ее судьбу в исторически малом отрезке времени. А сознание меняется медленно. Ошибки современного человека по своей природе те же, что и три тысячи лет назад, однако по масштабам своих последствий, а значит и риску, превышает ошибки предшественников на много порядков. Поэтому многие современные исследователи приходят к выводу: экологический кризис, порожденный антропогенной деятельностью и заключающийся в утрате естественных способностей природы к самовосстановлению — это философско-идеологический, мировоззренческий кризис.

По утверждению исследователей, экологический кризис обусловлен «стрелками» (133), направляющими развитие духовности к конкретным ценностям и категориям, без корректировки которых невозможны радикальные изменения, ведущие к предотвращению экологической катастрофы, заключающейся в потере биосферой своей функции естественной и автоматической саморегуляции. Стала очевидностью, общепризнанной важнейшая роль экологической культуры каждого человека, в качестве первого и основного «рычага», который способствует переводу этих «стрелок» к общечеловеческим ценностям, изменению существующего мировоззрения (67).

Современные тенденции развития экологической культуры

Наука «экология», как и экологическое образование, переживают в настоящее время период быстрого роста, обретая свое законное место как в исследовательских лабораториях, так и в системе институтов всех форм образования. Наука становится многопрофильной, идет экологизация учебных дисциплин. Это важно, потому что без всеобщего экологического образования нельзя решить важные задачи: перестройка мышления человека, перелом его сознания, приобщение к духовным ценностям, возврат его в лоно культуры, природы в смысле чувствования, понимания единства с ней.

Кризисная экологическая ситуация, осознание того, что сегодня от разума и мудрости человечества зависит сохранение генетического разнообразия Земли, того, что наша планета не столь велика и не так богата, чтобы можно было не считать и не экономить ее запасы, стимулирует интеграцию научных исследований, приводит к активности ученых, интеллигенции, прогрессивной мировой общественности.

Создаются международные, региональные общественные организации: «Гринпис», общество «зеленых», «Кедр» и др. Одним из первых заговорил «Римский клуб», созданный в 1968 г. по инициативе итальянского экономиста Аурелио Печчеи. В настоящее время членами данного клуба являются около 100 ведущих специалистов из разных стран и разного профиля, среди которых немало лауреатов Нобелевской премии. Их деятельность направлена на разработку стратегии разрешения глобальных экологических проблем. «Римский клуб» одним из первых забил тревогу об истощении невозобновимых природных ресурсов.

Стратегическое решение вопросов экологического образования и воспитания, охраны природы, координация усилий различных стран в этой сфере осуществляется с 60-х годов XX века на уровне мирового сообщества.

Остановимся на наиболее существенных этапах развития экологического образования в мире в рамках действий ООН.

На Межправительственной конференции ЮНЕСКО по рациональному использованию и охране ресурсов биосферы (Париж, 1968), принявшей обширную программу действий, названной «Человек и биосфера», впервые был отмечен глобальный, общечеловеческий характер экологического образования.

1-я Европейская рабочая конференция по природоохранительному просвещению (Швейцария, 1971) - понятия «охрана окружающей природной среды» и «охрана природы» были определены как синонимы.

Межправительственная конференция, созванная ЮНЕСКО совместно с ЮНЕП («Программа ООН по окружающей среде»), (Тбилиси, 1977) приняла всеобъемлющую стратегию развития образования в области окружающей среды на национальном уровне, а также выработала более 40 конкретных рекомендаций по совершенствованию экологического (природоохранительного) просвещения применительно к разным стадиям образования и разным категориям населения.

Международное сотрудничество в области экологического образования было продолжено на конференциях в Найроби (1982), Москве (1987,1994), Тбилиси (1992), Майкопе (1994,1997), Краснодаре (1999) и др.

В целом, стратегической задачей ЮНЕСКО считает создание глобальной сети экологического образования, в рамках которого исследователями выделены основные его тенденции:

1. Разработка дисциплины «Экология» и введение в содержание образования на различных уровнях.

2. Экологизация всех учебных предметов.

3. Сочетание выше обозначенных тенденций.

На наш взгляд, в современных условиях катастрофического нарастания негативных явлений непродуманной технизированной антропогенной деятельности актуализируется третья тенденция.

В России традиции экологического образования закладывались с середины XYIII века. Они связаны с программой освоения природных ресурсов правительством Екатерины II и рассматривались в рамках изучения естествознания.

Значительный вклад в этот процесс внесли: известный методист А.Я. Герд, который эффективно разрабатывал проблему формирования мировоззрения в процессе изучения мира природы. Растения и животные впервые рассматривались в связи с их приспособленностью к среде, т.е. в экологическом аспекте; программа изучения природы, составленная Д.Н. Каигородовым в начале XX века, предусматривает изучение природы по «общежитиям» - лес, сад, луг, река и т.д., его важной заслугой было то, что он ставил воспитательную цель: «раскрытие закона изумительной целесообразности в природе» (34).

Основные аспекты культуры адыгского этноса в эпосе «Нартхэр»

Каждый народ создает свой стиль жизни, свои национально-экономические, этнокультурные, этнопедагогические, духовно-нравственные и другие ценности, исходя из особенностей и специфики тех условий, в которых он проживает, под воздействием тех особых сложностей и противоречий, которыми бывает полна окружающая его социоприродная микро- и макросреда.

Знание исторических традиций культуры взаимоотношения любого этноса с окружающей средой дает человеку возможность приобщаться к духовному опыту старших поколений, осмысление своего места и роли в обществе, сохранение в процессе трансляции культурных традиций от поколения к поколению, так как этнические особенности человека, этнической группы складываются историко-эволюционно.

«На рубеже П-го и Ш-го тысячелетий, - пишет Е.И. Салов, - человечество предпринимает еще одну попытку соединения великого прошлого с идеалами будущего. Вопрос о том, чтобы энергия знания, исторической памяти распространилась от интеллектуальной элиты в широкую народную среду, пронизала ее токами достоверной созидающей информации. Под элитой здесь понимается не только высокообразованная, по признаку университетского или академического диплома, часть народа. Ее определение охватывает всех, кто впитал знание о прошлом и уважение к его памяти, независимо от источника, будь то академический труд ученого, статья энтузиаста-краеведа, сочинение писателя-патриота, фольклорное предание, поведанное аульским или станичным старожилом» (93).

СИ. Гессен такую идею назвал «чудом истории»: «История — непреходящее прошлое, т.е. прошлое, которое передается от поколения к поколению, как неотъемлемое достояние. Она есть «традиция» или, называя прекрасным русским словом, предание. Такое предание невозможно там, где нет задания, т.е. тех неисчерпаемых целей, которые в своей совокупности составляют культуру» (30).

Глобальная концепция формирования и развития этносов в их неразрывной связи с природой разработана последователем традиции русского космизма Л.Н, Гумилевым. Он, исследуя проблему этногенеза, усматривал прямую зависимость его от географической среды. По его мнению, возникновение и дальнейшее развитие этносов зависит от многих природных, в том числе и космических факторов. Историческая традиция составляет основное отличие членов одного этноса от другого. Ландшафт влияет на стереотип поведения этноса, потому, что он является частью этнической системы (32).

Историческая традиция взаимодействия с природой каждого этноса имеет ценности планетарного значения. Так, например, он может способствовать выживанию человечества в современных экологических ситуациях.

У каждой этнической общины свои обычаи, своя народная мудрость по отношению к окружающей среде. Например, традиционный образ жизни адыгов включал в себя деятельное отношение к родной земле, экологически сбалансированный способ ведения хозяйства. Это - бережное отношение к природе, кровная привязанность к родной земле, насаждение садов, изготовление традиционной одежды и предметов быта, элементы почитания земледельческих и скотоводческих божеств в мифологии и т.д. (140).

Известно, что многие европейские авторы, описывая экологические аспекты традиционной хозяйственной культуры адыгов, восхищались их трудолюбием, искусством по огородничеству, коневодству и т.д. Например, отмечая искусство черкесов как агрономов, Эдмунд Спенсер писал: «Представления, сделанные русскими путешественниками, что «большинство жителей Кавказа не занимается никакой сельскохозяйственной работой, завися от грабежа для существования», являются преднамеренно ошибочными. Опровергая это, он замечает, что «из какой бы страны вы не вошли в Черкесию, приятно поражаетесь значительным улучшением в облике населения, сельского хозяйства и красотой их стад» (112).

Исторические традиции взаимоотношения адыгов с социальной и природной средой прослеживаются в эпосе «Нартхэр» («Нарты»). Героический эпос «Нартхэр», древний монументальный эпос зихо-меото-адыгов, стал вершиной деятельности адыгских фольклористов по сбору и систематизации народного устно-поэтического творчества. Фундаментальный материал «Нартхэр», который был собран, систематизирован и подготовлен к печати профессором A.M. Гадагатлем, издан в 7-ми томах на языке оригинала и снабжен аннотацией на русском, английском и французском языках. Таким образом, устно-поэтическое творчество аборигенов Северного Кавказа стало достоянием не только мировой культуры, но и поставило, по словам кавказоведа француза Жоржа Дюмезиля: «... адыгскую нартологию на свое законное место» (24).

Наличие гениальных образов-символов, идеалов, выражение идей, чувств, взглядов народа, обилие сюжетов и мотивов, совершенство поэтических форм и богатство языка позволяют поставить адыгский народный эпос «Нартхэр» в один ряд таких шедевров, как греческие «Илиада» и «Одиссея», русские былины, киргизский «Манас», армянский «Давид Сасунский», карело-финский «Калевала», грузинский «Амираниани», якутский «Олонхо» и др.

Похожие диссертации на Экологический потенциал адыгского эпоса "Нартхэр" и его познавательно-воспитательное значение в национальной системе образования