Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эколого-эстетическое воспитание студентов технического вуза средствами изобразительного искусства Шайхутдинов Тагир Флоресович

Эколого-эстетическое воспитание студентов технического вуза средствами изобразительного искусства
<
Эколого-эстетическое воспитание студентов технического вуза средствами изобразительного искусства Эколого-эстетическое воспитание студентов технического вуза средствами изобразительного искусства Эколого-эстетическое воспитание студентов технического вуза средствами изобразительного искусства Эколого-эстетическое воспитание студентов технического вуза средствами изобразительного искусства Эколого-эстетическое воспитание студентов технического вуза средствами изобразительного искусства Эколого-эстетическое воспитание студентов технического вуза средствами изобразительного искусства Эколого-эстетическое воспитание студентов технического вуза средствами изобразительного искусства Эколого-эстетическое воспитание студентов технического вуза средствами изобразительного искусства Эколого-эстетическое воспитание студентов технического вуза средствами изобразительного искусства Эколого-эстетическое воспитание студентов технического вуза средствами изобразительного искусства Эколого-эстетическое воспитание студентов технического вуза средствами изобразительного искусства Эколого-эстетическое воспитание студентов технического вуза средствами изобразительного искусства
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шайхутдинов Тагир Флоресович. Эколого-эстетическое воспитание студентов технического вуза средствами изобразительного искусства : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Шайхутдинов Тагир Флоресович; [Место защиты: ГОУВПО "Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет"].- Казань, 2010.- 206 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические предпосылки формирования эколого-эстетической воспитанности студентов технического вуза средствами изо бразительного искусства 14

1.1. История становления эколого-эстетического воспитания учащейся молодежи 14

1.2. Психолого-педагогические основания взаимосвязи экологического и эстетического воспитания студентов технического вуза 55

1.3. Возможности содержания учебных дисциплин в эколого-эстетическом воспитании студентов технического вуза 74

Выводы по первой главе 96

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по эколого-эстетическому воспитанию студентов технического вуза средствами изобразительного искусства 99

2.1. Модель формирования эколого-эстетической воспитанности студентов и условия ее реализации в техническом вузе средствами изобразительного искусства 99

2.2. Организация и результаты опытно-экспериментального исследования по формированию эколого-эстетической воспитанности студентов технического вуза 144

Выводы по второй главе 169

Заключение 172

Библиография 177

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования. Состояние среды обитания человека в немалой степени определяется уровнем его духовной культуры. Природное окружение будет испытывать гораздо меньшее отрицательное воздействие, если уровень культуры человека возрастет в целом. Культура отношения к окружающей среде предполагает гармоничные связи человека с природой. Экологические проблемы являются своеобразным отражением уровня духовной культуры человека, включающей и эстетическую культуру. Современная экологическая ситуация диктует свои требования к подготовке специалистов, которые могли бы самостоятельно и ответственно принимать технические, экономические и социальные решения, не нарушающие гармонию окружающей природной среды. Профессионал в любой отрасли знаний должен обладать эколого-эстетическим сознанием в противовес антропоцентрическому, которое в немалой степени способствует формированию экологического кризиса как проявления глобального кризиса цивилизации.

В традиционной модели эколого-эстетической подготовки будущих инженеров, дизайнеров; архитекторов предусматривается, главным образом, развитие профессиональных знаний, умений и навыков, направленных на выполнение определенных нормативных требований. Между тем это не обеспечивает глубокого проникновения в экологические проблемы, и их изучение носит формальный характер. В соответствии с новыми государственными образовательными стандартами развитие эколого-эстетической подготовленности студентов, будущих специалистов, в структуре профессиональной компетентности является актуальной проблемой.

Направленность содержания образования на личность обучающихся, становление и развитие их ценностных ориентации требуют в настоящий момент обеспечения эколого-профессионального роста личности студента посредством создания условий для саморазвития эколого-нравственного самосознания. Не-

зависимая и ответственная реализация собственного потенциала позволит лучше понимать закономерности эволюции общества, природы, техносферы. Знание и понимание законов функционирования окружающего мира, интуиция приведут будущего профессионала к возможности планирования и предвидения дальнейшей перспективы жизнедеятельности и сохранения биоразнообразия.

Экологическое образование выполняет важную функцию воспитания экологической культуры, нравственно-эстетического отношения к окружающей среде как универсальной ценности.

К сожалению, снижение уровня духовности, нравственности стали показателем нашего времени. Выход из сложившейся ситуации возможен в процессе формирования эколого-эстетической культуры личности, нравственно-эстетического отношения к окружающей среде. Этот вывод делается во многих исследованиях.

Общие вопросы развития экологического образования и воспитания уча
щейся молодежи рассматривают И.Т.Гайсин, С.И.Глазачев, И.Д.Зверев,
А.И.Захлебный, Н.М.Мамедов, А.В.Миронов, Л.В.Моисеева, Т.З.Мухутдинова,
И.Т.Суравегина, и др. Формирование экологических, эстетических и изобрази
тельных знаний и организацию практической природоохранной деятельности в
рамках учебных предметов исследовали С.В.Алексеев, Я.И.Кабаев, Т.В.Кучер,
В.И.Наденшина, Е.Ю.Шепокеня, С.В.Тихонов, В.Г.Демьянов, В.Б.Подрезков и
др. Исследования роли природной среды в развитии личности и ее возможно
стей для нравственного и эстетического воспитания проведены Т.В.Даниловой,
Б.Т.Лихачевым, А.П.Печко, З.А.Хусаиновым и др. Разработка теории эстетиче
ской культуры личности нашла отражение в трудах А.И.Бурова, Л.А.Воловича,
Е.М.Галишниковой, М.С.Когана, Н.И.Кнященко, Г.А.Петровой,

Т.В.Шуртаковой и др. Проблемы эстетического воспитания современной молодежи рассматриваются в трудах С.А.Герасимова, М.Г.Габитова, С.Г.Додоновой, С.П.Жуковской, Г.А.Мустафиной и др.

Вопросы экологического и эстетического воспитания учащейся молодежи средствами изобразительного искусства освещены в педагогической литературе, но исследований, посвященных роли изобразительного искусства в экологическом и эстетическом воспитании учащейся молодежи, еще недостаточно. Между тем, как показывает анализ психолого-педагогической литературы, изобразительное искусство может быть мощным средством формирования эколо-го-эстетической воспитанности студентов.

Таким образом, обнаружены объективные противоречия между:

задачей формирования эколого-эстетической воспитанности будущего специалиста средствами изобразительного искусства в процессе его профессионального становления и существующим дискретным характером профессиональной подготовки в вузе;

необходимостью и возможностью использования изобразительного искусства в целях эколого-эстетического воспитания студентов технического вуза и отсутствием педагогических технологий формирования у них эколого-эстетических качеств средствами изобразительного искусства.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы содержание, формы и методы формирования эколого-эстетической воспитанности студентов технического вуза средствами изобразительного искусства?

Актуальность, недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической науке и практике, выявленные противоречия послужили основанием для определения темы исследования: «Эколого-эстетическое воспитание студентов технического вуза средствами изобразительного искусства».

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить модель формирования у студентов технического вуза эколого-эстетической воспитанности средствами изобразительного искусства.

Объектом исследования является педагогический процесс эколого-эстетического воспитания студентов в техническом вузе.

Предметом исследования является модель формирования эколого-эстетической воспитанности студентов технического вуза средствами изобразительного искусства.

Гипотеза исследования: эффективность работы по эколого-эстетическому воспитанию средствами изобразительного искусства повысится, если будет разработана и внедрена целостная педагогическая модель, включающая:

педагогические условия (интеграция экологического и эстетического воспитания студентов; соответствующий отбор и применение в учебно-воспитательном процессе информационно-дидактических материалов по изобразительному искусству; использование эффективных форм и методов эколо-го-эстетического воспитания средствами изобразительного искусства способствующих формированию у студентов интегрированных эколого-эстетических качеств);

содержательную (эколого-эстетический потенциал общепрофессиональных и специальных дисциплин), процессуальную (методы, средства и формы организации учебной и внеаудиторной деятельности студентов) составляющие;

разработанные критерии оценки, определения уровней сформированно-сти эколого-эстетической воспитанности у студентов технического вуза.

В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Разработать, теоретически обосновать и проверить в опытно-экспериментальной работе, эффективность модели формирования эколого-эстетической воспитанности студентов технического вуза средствами изобразительного искусства.

  2. Определить содержание, структуру, сущностные характеристики процесса воспитания студентов технического вуза средствами изобразительного искусства в эколого-эстетическом аспекте.

  3. Выявить педагогические условия формирования эколого-эстетической воспитанности студентов.

4. Определить критерии оценки и уровни эколого-эстетической воспитанности у студентов технического вуза.

Методологической основой исследования являются философские положения о единстве природы и человека, всеобщей взаимосвязи и целостности явлений (В.И.Вернадский, В.И.Данилов-Данилян, Н.Ф.Реймерс, А.Д.Урсул и др.); концепции эстетического воспитания учащейся молодежи (Ю.А.Алексеев, А.И.Буров, Л.А.Волович, Е.М.Галишникова, Б.Т.Лихачев, Ю.С.Мануйлов, Г.А.Петрова, Л.Н.Столович, В.И.Толстых, С.М.Темерин, Т.В.Шуртакова и др.); концепции экологического образования и воспитания учащейся молодежи (И.Т.Гайсин, С.Н.Глазачев, Э.В.Гирусов, А.И.Захлебный, И.Д.Зверев, Н.М.Мамедов, А.В.Миронов, Л.ППечко, И.Т.Суравегина, З.А.Хусаинов и др.); теория содержания образования и воспитания (Ю.К.Бабанский, В.Л.Леонычева, Б.Т.Лихачев, А.К.Маркова, З.Г.Нигматов, А.И.Хузиахметов и др.); теория педагогической интеграции (Ю.А.Кустов, В.Н.Максимова, Г.А.Ягодин и др.); технологический подход (А.А.Андреев, В.И.Андреев, В.С.Бурухова, Д.В.Вилькеев, Г.И.Ибрагимов, М.И.Махмутов и др.); методология и методика исследования процессов интеграции в педагогических системах (В.Е.Безрукова, М.Н.Берулава, В.Н.Максимов, Н.К.Чапаев и др.); методика преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях (Э.И.Кубышкина, В.С.Кузин, Т.С.Комарова, Б.М.Неменский, Е.Е.Рожкова, Н.Н.Ростовцев, Л.В.Савенкова, Н.М.Сокольникова, А.В.Хворостов, Е.В.Шорохов, Н.К.Шабанов, Т.Я.Шпикалова и др.).

В исследовании применялись теоретические и эмпирические методы: изучение и анализ философских, психологических, педагогических, экологических, методических, научно-литературных источников по проблеме формирования эколого-эстетической воспитанности; проектирование методики исследовательской деятельности с использованием сравнения, анализа, обобщения, моделирования; изучение и обобщение педагогического опыта работы; педагогический эксперимент: наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование; ме-

тоды обработки экспериментальных данных — математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.

Опытно-экспериментальной базой исследования явилось ГОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет». Всего в эксперименте участвовало 217 студентов (108 — в экспериментальных, 109 — в контрольных группах).

Этапы исследования:

На поисково-теоретическом этапе (1999-2002 гг.) осуществлялся подбор и теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования. Определена тема исследования, её актуальность, предварительная научная новизна и практическая значимость, обозначены цель, задачи, объект, предмет и гипотеза исследования; осуществлялась выборка для проведения диагностики на этапе констатирующего эксперимента.

На опытно-экспериментальном этапе (2003-2008 гг.) обобщался теоретический и эмпирический материал, уточнялись педагогические условия, определялись методики проведения эксперимента, теоретически обоснована модель формирования эколого-эстетической воспитанности студентов технического вуза. Проводилась экспериментальная работа, разрабатывалось содержание курсов по выбору и их апробация.

На обобщаюгцем этапе (2008-2009 гг.) был проведен итоговый контрольный срез в экспериментальных и контрольных- группах с последующим анализом его результатов, их сопоставление с задачами исследования; обобщались и систематизировались результаты исследования, уточнялись теоретические и эмпирические выводы, оформлялся окончательный вариант содержания диссертации.

Научная новизна исследования:

раскрыто содержание понятия «эколого-эстетическая воспитанность студентов технического вуза» средствами изобразительного искусства с учетом специфики профессиональной подготовки студентов — будущих дизайнеров, архитекторов, под которым мы понимаем интегрированное качество, приобретаемое в процессе изучения изобразительных дисциплин и проявляющееся в знаниях, умениях, поступках, общении, профессиональной деятельности, чувствах, взглядах, убеждениях, обуславливающих отношение к прекрасному в окружающей природной среде, что означает эмоционально-ценностное отношение к миру, к деятельности с точки зрения художественной красоты и гармонии;

выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эф
фективную работу по формированию эколого-эстетической воспитанности сту
дентов технического вуза: интеграция экологического и эстетического воспи
тания студентов; соответствующий отбор и применение в учебно-
воспитательном процессе информационно-дидактических материалов по изо
бразительному искусству; использование эффективных форм и методов эколо-
го-эстетического воспитания средствами изобразительного искусства способст
вующих формированию у студентов интегрированных эколого-эстетических
качеств;

разработана и экспериментально апробирована педагогическая модель формирования эколого-эстетической воспитанности у студентов технического вуза средствами изобразительного искусства, состоящая из трех основных блоков: методологического, содержательного и процессуального;

определены критерии измерения и уровни эколого-эстетической воспи
танности у студентов технического вуза (интеллектуально-образовательный,
потребностно-мотивационный, творческо-деятельностный), позволяющие ди
агностировать уровни (высокий, средний, низкий).

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «эколого-эстетическая воспитанность студентов технического вуза» средствами изобразительного искусства, в разработке теоретической модели формирования эколого-эстетической воспитанности студентов технического вуза, в определении критериев измерения и уровней сформированности эколого-эстетической воспитанности, в расширении и углублении имеющихся представлений о роли изобразительного искусства в формировании у студента эколого-эстетической воспитанности.

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования преподавателями вузов, колледжей и общеобразовательных школ для решения организационно-педагогических и содержательных вопросов в процессе формирования эколого-эстетической воспитанности средствами изобразительного искусства. Разработаны, апробированы и внедрены в практику преподавания учебно-методические пособия: «Формирование эколого-эстетического мировоззрения студентов вузов», «Эколого-эстетическое образование студентов технических вузов средствами изобразительного искусства»; интегрированные курсы по выбору: «Эколого-эстетическое образование студентов технических вузов», «Развитие эколого-эстетического отношения студентов к окружающей среде средствами скульптуры и живописи». Материалы исследования включены в содержание практических занятий на кафедре изобразительного искусства Казанского государственного архитектурно-строительного университета. Предложенная модель формирования эколого-эстетической воспитанности студентов средствами изобразительного искусства дополняет и уточняет имеющиеся в педагогике высшей школы знания о способах формирования и развития эколого-эстетической культуры будущих специалистов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр педагогики, экономической географии и методики обучения географии Татарского государственного гуманитар-

но-педагогического университета и на кафедре ИЗО Казанского государственного архитектурно-строительного университета (2001-2009 г); докладывались на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава КГ АСУ, ТГГПУ (1999-2009 гг.), Всероссийских, региональных, республиканских научно-практических конференциях «Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе в школе и вузе» (Казань, 2007); «Самосовершенствование, самореализация личности: психолого-педагогические аспекты» (Наб. Челны, 2007); «Совершенствование целостного педагогического процесса в сельской школе» (Казань, 2007); «Природно-ресурсный потенциал Республики Татарстан и сопредельных территорий» (Казань, 2007); «Проблемы естественнонаучного образования в школе и вузе» (Казань, 2007); «Современные проблемы географии населения и рынка труда» (Казань, 2006), «Естественно-географическое образование в школе и вузе» (Казань, 2009), «Проблемы архитектуры и строительства (Казань, 2009) и т.д.

Результаты исследования внедрены в практику педагогической работы в ГОУ ВПО: «Казанский архитектурно-строительный университет», «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет».

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается целостным подходом к анализу проблемы, методологической и теоретической обоснованностью исходных позиций, разнообразием использованных источников и адекватностью методов исследования его целям и задачам, апробацией важнейших идей, гипотетических утверждений и выводов; количественным анализом фактического материала, данными статистической обработки, полученными в ходе опытно-экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Понятие эколого-эстетическая воспитанность студентов технического вуза как интегрированное качество, приобретаемое в процессе изучения предметов художественно-эстетического цикла и проявляющееся в знаниях, умениях,

поступках, общении, чувствах, взглядах, убеждениях, профессиональной деятельности, обусловливает понимание прекрасного в окружающей природной среде. Эколого-эстетическая воспитанность студентов технического вуза предполагает эмоционально-ценностное и творческое отношение к учебной деятельности студентов с точки зрения понимания художественной красоты и гармонии, в которой в качестве основных ценностей выступают окружающая природа и произведения искусства.

  1. Разработанные в ходе исследования педагогические условия формирования эколого-эстетической воспитанности студентов технического вуза средствами изобразительного искусства (интеграция экологического и эстетического воспитания студентов; соответствующий отбор и применение в учебно-воспитательном процессе информационно-дидактических материалов по изобразительному искусству; использование эффективных форм и методов эколо-го-эстетического воспитания средствами изобразительного искусства способствующих формированию у студентов интегрированных эколого-эстетических качеств) позволяют повысить эффективность этого процесса.

  2. Модель формирования эколого-эстетической воспитанности у студентов технического вуза средствами изобразительного искусства, включающая в себя цель, задачи, принципы, педагогические условия и взаимосвязанную деятельность обучающего и учащегося, предполагающая организацию учебной и внеаудиторной деятельности студентов, представляет собой целостную технологическую систему эколого-эстетического воспитания студентов вуза.

  3. Критерии определения эколого-эстетической воспитанности студентов технического вуза (интеллектуально-образовательный - знания студентов о роли природной и социальной среды в развитии человека, о взаимосвязях экологических и эстетических проблем современности; потребностно-мотивационный - наличие у студентов определенной потребности в общении с природой, убежденность в необходимости сохранения природных, материальных и духовных ценностей; творческо-деятельностный - творческая самореа-

лизация, отражающая зависимость формирования творческих способностей от степени развития профессиональной свободы и ответственности личности за свои действия) раскрывают потенциал изобразительного искусства в эколого-эстетической деятельности, являются эффективными квалиметрическими показателями.

Объем и структура диссертации Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (171 источник), 6 приложений, 3 рисунков, 10 таблиц. Общий объем диссертации — 209 стр.

История становления эколого-эстетического воспитания учащейся молодежи

Эколого-эстетическое воспитание в современных условиях образования призвано выполнять функцию воспитания эколого-нравственного сознания, экологической культуры, эстетического отношения к природе как универсальной ценности. В контексте нашего исследования воспитательные воздействия на личность осуществляются через экологическое, нравственно-эстетическое воспитание в техническом вузе средствами изобразительного искусства. В нашем исследовании мы последовательно рассмотрели историю экологического и эстетического воспитания, а так же их современное состояние для того, чтобы определилась полная картина развития эколого-эстетического воспитания. В буквальном смысле слово экология означает науку о доме (от греч. «oikos» жилище). Термин предложен немецким зоологом Геккелем, но как наука «экология» получила общественную известность в 1960-е годы, в связи с широко распространённым беспокойством за состояние окружающей среды. А слово эстетика - от греческого «aisthetikos» (чувствующий, чувственный) - наука о природе и закономерностях эстетического освоения действительности, о природе творчества по законам красоты. Две науки имеют много общего, так как способствуют эколого-эстетическому воспитанию, способствуют формированию эколого-эстетических взглядов, убеждений, научного мировоззрения и культуры человека.

Усиливающийся экологический кризис обостряет проблему взаимодействия и совместного развития человека, созданной им искусственной среды (техносферы), общества и природы. Кризис носит глобальный характер и поражает все стороны человеческой деятельности, в том числе социальную, экономическую, культурную. Чрезвычайно сложные ситуации природного и техногенного характера, отсутствие адекватной реакции профессионалов и общества по поводу создавшейся ситуации дали основание ученым называть современное общество катастрофическим.

Образование в целом и непрерывное экологическое образование, в частности, выступают как один из существенных факторов снижения этих рисков, как важное средство обеспечения культурного сдвига, обусловливающего становление экологически ориентированного мышления, которое является необходимой предпосылкой перехода к природосообразной практике. Отсюда вытекает необходимость серьезного пересмотра методологических подходов к процессу становления экологической культуры будущего специалиста, особенно в рамках высшей технической школы.

Как известно, важное место в решении экологических проблем страны занимает высокий уровень экологического образования, которое является частью единой триады: «экологическое воспитание — экологическое просвещение - экологическое образование». Все эти части тесно взаимосвязаны, представляя собой основу формирования экологического мировоззрения, которое базируется на осознании необходимости сохранения оптимальной для жизни населения среды обитания человека на глобальном, региональном и локальном уровнях. Следовательно, такое восприятие места человека в окружающей среде предполагает, что он начнет рассматривать свою деятельность под углом форм и интенсивности воздействия на природу и ее ответных реакциях на это воздействие [93, 95].

Экология изучает организацию и функционирование популяций, видов, биоценозов (сообществ), экосистем, биогеоценозов и биосферы. Другими словами — это наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Сам предмет этой науки не отличается новизной. Изучением животных и растений в естественных условиях обитания ранее занимались "естественная история" и "биономия". В течение многих лет экология ос тавалась сугубо специальной научной дисциплиной, мало известной широкой публике.

Состояние среды обитания стало волновать общественное мнение в мире, в России, в регионах России с 60-х годов XX в. Природоохранные и государственные организации начали обращаться к экологам за помощью в решении проблем, вызванных загрязнением воды и воздуха или бездумным применением гербицидов и пестицидов. В условиях надвигающейся экологической катастрофы особое значение приобретает экологическое образование человека всех возрастов и профессий.

Экологическое образование по предложению ЮНЕСКО и Программой ООН по охране окружающей среды было переведено в разряд «первоочередных». Стокгольмская конференция по охране окружающей среды (1972г.) приняла рекомендацию о создании международной программы по образованию в области окружающей среды. Такая программа была разработана к началу 1975г. ЮНЕСКО совместно с комиссией ООН ЮНЕП.

Принятая в 1980 году Всемирная стратегия сохранения природы (ВССП) впервые определила устойчивое развитие как совокупность двух направлений практических действий в достижении экологического равновесия: - развитие, определяемое как изменение биосферы, и использова ние человеческих, финансовых, живых и неживых ресурсов для удовлетворе ния потребностей человека и улучшения качества жизни; - сохранение природы, определяемое как управление использованием человеком биосферы таким образом, чтобы оно могло принести наибольший устойчивый выход для нынешних поколений и поддерживать его потенциал для удовлетворения потребностей и устремлений будущих поколений [136].

В 1987 году Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию при ООН призвала создать новый документ (Хартию, Декларацию), в котором сформулированы фундаментальные принципы устойчивого развития. Процесс разработки текста Декларации Земли был завершен в 2000 году в Париже в ЮНЕСКО. Новый этап работы над Декларацией Земли начался с официальной церемонии запуска проекта во Дворце Мира в Гааге 29 июня 2000 года. «Основной целью этой инициативы являлось формирование прочной этической основы для устанавливающегося глобального общества, а также помощь в создании устойчивого мира, основанного на уважении к природе, общим правам человека, экономической справедливости и культуре мира» [144, с. 12].

К числу значимых международных документов следует отнести решения конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992г.), в частности, программу «Повестка дня XXI век», принятую представителями 179 государств, которая представляет собой глобальную программу экономического и социального развития человечества на основе концепции устойчивого развития. Всемирная конференция на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (2002г.) продемонстрировала единое мнение человечества о необходимости перехода к устойчивому развитию.

В России были приняты ряд законодательных документов: законы, Постановления Правительства и др., направленные на развитие экологического образования в учебных заведениях и просвещения населения. В 1985 году было принято постановление Верховного Совета СССР «О соблюдении требований законодательства об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов». В 1988 году вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 32 от 7.01.1988 года «О коренной перестройке дела охраны природы в стране», признавшее необходимость образования Государственного комитета СССР по охране природы. В Постановлении указывалось, что Государственный комитет СССР по охране природы является центральным органом государственного управления в области охраны природы и использования природных ресурсов и несет всю ответственность за охрану природы, организацию рационального использования и воспроизводства природных ресурсов в стране. Аналогичные комитеты были созданы также во всех субъектах страны.

Психолого-педагогические основания взаимосвязи экологического и эстетического воспитания студентов технического вуза

Экологические проблемы нашей эпохи становятся все более глобальными и важными для человечества. События настоящего времени приводят к необходимости формирования нового типа экологического образования, которое предполагает обучение бережному и ответственному взаимодействию человека с окружающим его миром и вместе с тем совершенствованию внутреннего мира самого человека.

По мнению Ю.В. Симонова, целью экологического образования является формирование личности экоцентрического типа и экологического сознания. Экологическое образование должно решать три задачи: 1. Формирование научнообоснованных адекватных экологических знаний о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе. 2. Формирование отношения к природе. 3. Формирование системы умений, навыков и стратегии взаимодействия с природой [125].

Далее он отмечает, что понятие «формирование» имеет двоякий смысл: во-первых, означает развитие личности, процесс и результат этого развития, а во-вторых, - целенаправленное воспитание ...» [125 с. 19]. Развитие понимается как процесс непрерывно-поступательного, прогрессивного изменения человека и личностного образования, протекающий скачкообразно и ступенчато, в рамках чего происходит качественный переход и содержательное обогащение от низших, простых форм к «высшим и более сложным формам» [125]. Следовательно, развитие подразумевает наличие процесса формирования при соблюдении принципов преемственности экологического образования и воспитания.

Экологическое образование рассматривается как идеальный образовательный процесс в целом, при этом естественной целью становится формирование «экологического мировоззрения». Трактовка «экологическое мировоз зрение» как цели всей системы образования подробно описана в картине природы и может быть определена следующими качественными характеристиками: - экологические методы научного познания; - экологические критерии оценки знаний и практического опыта; - осознание и утверждение приоритета всех форм жизни на Земле; - обогащение мирового научного и практического опыта человека в соци-оприодной среде; - ответственное отношение личности и общества к природе, материальным, социальным и духовным ценностям.

Экологическое образование студента, приобретаемое в высшем учебном заведении, обусловливает формирование экологического стиля мышления — целостной методологической системы, качественно отличающейся от других систем и представляющей сущностную характеристику мышления современной эпохи. Важнейшими характеристиками данного стиля мышления является его гуманитарная направленность, диалогичность, рефлексивность, природосооб-разность. Стиль мышления не существует вне деятельности, он проявляется в любой трудовой или познавательной деятельности, влияя на ее протекание и результат, он представляет такой уровень культуры и профессиональной деятельности педагога, который нереально достичь без целенаправленной, специально организованной работы по формированию во всех звеньях учебного и воспитательного процесса в высшем учебном заведении.

Оптимально решать проблемы взаимоотношений природы и общества может только образованный человек, способный анализировать факты, выявлять причинно-следственные связи, оценивать научно и обоснованно прогнозировать сохранение природного равновесия. Поэтому в настоящий момент на первый план выходят поиски таких форм и методов работы, которые способствовали бы формированию и развитию экологического сознания у учащейся молодежи на основе активной жизненной позиции. С.Д.Дерябо считает, что природная среда выступает по отношению к личности как целостная, нравственная система, обеспечивающая жизнедеятельность человека как биологического вида. «Мир природы» - как совокупность конкретных природных обществ и природных комплексов, взятых в их субъективной единичности и неповторимости. Если «природа как среда» функционирует объективно, вне зависимости от взаимодействующего с ней субъекта, существует в сфере материального, то «мир природы» концентрируется самой личностью, существует в сфере идеального, как бы «надстраивается» над природой как таковой [44 с. 12].

В своей работе С.Д.Дерябо дает следующее определение понятия «экологическое сознание»: «Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических представлений существующего субъективного отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней» [44 с. 11]. Следовательно, личность объективно включена в сложную систему взаимоотношений с различными объектами и явлениями мира. В данной работе мы рассматриваем проблемы экологического и эстетического отношения личности к окружающей природной среде.

По мнению многих ученых, взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности [18, 20, 23, 44, 45, 46, 167, 169].

Экологическое воспитание является важной составляющей частью экологической культуры общества, одним из направлений формирования всесторонне развитой личности, гармонизации взаимоотношений общества и природы. Экологическое воспитание дает наибольший эффект при опоре на непосредственное общение с природой, при умелом исследовании ее великого эстетического и нравственного потенциала — «Искать и находить в природе прекрасные стороны души человеческой» [106 с.290]. Экологическое образование и воспитание нельзя отделять от эстетического. Становление экологически образованной личности предполагает сочетание познавательной деятельности с эмоциональным восприятием природы, т.е. знание о природе должны вызывать эстетические переживания.

Модель формирования эколого-эстетической воспитанности студентов и условия ее реализации в техническом вузе средствами изобразительного искусства

В настоящее время эколого-эстетическое воспитание в вузах предусматривает формирование способности к оценке своей профессиональной деятельности с точки зрения сохранения окружающей природной среды, подготовку специалиста, готового в процессе принятия новейших технических решений на любом уровне исключить или свести к минимуму возможный ущерб окружающей природной среде, здоровью населения, биосфере в целом. Работа по охране окружающей среды невозможна без тесного взаимодействия с наукой и использования ее результатов в природоохранительной практике.

Эколого-эстетическое образование и воспитание должно быть непрерывным и включать экологическое и эстетическое воспитание в семье, в дошкольных образовательных учреждениях, в общеобразовательных школах, гимназиях и в учебных заведениях начального, среднего, высшего профессионального образования. Как известно, в настоящее время в мире известно три модели школьного и вузовского экологического образования: однопредметная, многопредметная и смешанная. Наиболее эффективной является смешанная модель, предполагающая изучение эколого-эстетических вопросов не только в рамках традиционных дисциплин, но и в рамках специальных курсов эколого-эстетического содержания.

В научно-педагогической литературе все чаще начали использовать такие понятия, как «модель», «моделирование». Как известно, моделирование является ведущим методом системного исследования. Теоретической основой разработки метода моделирования является понятие «модель». Первоначальное значение модели было связано со строительным искусством, и почти во всех европейских языках она употреблялась для обозначения образа или вещи, сходной в каком-то отношении с другой вещью. Сегодня модель употребляется в качестве научного понятия в естественных, технических и социальных науках, в искусстве, архитектуре, кибернетике и т.п. [17].

В «Словаре иностранных слов и выражений» даются следующие определения понятия модель. Модель — это: 1) образец (эталон, стандарт) для массового изготовления какого-либо изделия или конструкции; 2) изделие из легкого обрабатываемого материала, с которого снимается форма для воспроизведения; 3) позирующий художнику натурщик или изображаемые предметы; 4) человек, на котором модельер, визажист и т.п. демонстрирует свое искусство; 5) устройство, воспроизводящее, имитирующее строение и действие моделируемого объекта; 6) в широком смысле - любой образ, аналог (изображение, описание, схема, чертеж, график) какого-либо объекта, процесса или явления (оригинала), используемый в качестве его «представителя» [126].

По Н.Ф. Реймерсу, модель — устройство (может быть воображаемым, логическим), воспроизводящее (имитирующее) строение и действие (функционирование моделируемого объекта) [114].

В своей работе Е.Е. Румянцева дает следующее определение «Модель - в системном анализе абстракция, описание взаимосвязи между элементами системы и её внешней средой, концентрирующееся на существенных аспектах при игнорировании деталей, не оказывающих прямого влияния на понимание рассматриваемого явления» [120, с. 329].

Таким образом, модель представляет собой некоторое множество связей, объединяющих цели, стратегии и состояния объекта и внешней среды.

В психолого-педагогической практике изучение модели дает ответы на многие вопросы об объекте. Модель также определяет действия, подобные действиям с объектом, поэтому равные сведения, полученные при изучении модели, позволяют делать представления о состоянии объекта.

Следовательно, понятие «модель» в психолого-педагогической литературе трактуется по-разному. Модель рассматривается и как теория, поскольку абстрагируется от всех частностей, от несущественного, и как практика, поскольку должна практически функционировать. Модель является не только отражением некоторого состояния дел, но и предполагаемой формой деятельности, характерной для отражаемой ею практики, аккумулирует предшествующий опыт, полученный в сходных ситуациях. Следовательно, она является обобщенным отражением объекта, результатом абстрактного практического опыта, а не непосредственным результатом эксперимента. Как известно, модель дает компактное отображение конструируемого объекта, его свойств, структуры, взаимосвязей и отношений между элементами.

«Моделирование — один из методов познания и преобразования мира, обусловленный созданием новых типов моделей, раскрывающих новые функции самого метода. Моделирование в качестве универсальной формы познания применяется при исследовании и преобразовании явлений в любой сфере деятельности» [105, с.322]. В Российской педагогической энциклопедии дается следующее определение «Моделирование - 1) метод исследования объектов на их моделях - аналогах определенного фрагмента природной или социальной реальности; 2) построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов» [118, с. 580].

Моделирование - это метод исследования систем путем построения и изучения их на основе моделей. Моделирование - это описательный метод, когда создается модель процесса и проводятся эксперименты с этой моделью, для того чтобы оценить её работу в различных условиях. Моделирование позволяет разработчикам проверить их собственное решение на модели, которая достаточно полно воспроизводит реальный процесс. По мнению Е.Е.Румянцевой, для всех типов моделирования существует определение «общие этапы построения моделей: а) определение проблемы и постановка цели и задачи модели; б) построение имитационной модели; в) проверка модели с целью правильности воспроизведения изучаемой системы; г) разработка условий одного или нескольких экспериментов (различных условий, в которых будет проверяться модель); д) запуск процесса моделирования и оценка результатов; е) повторение до тех пор, пока результаты не станут удовлетворительными для разработчиков» [120, с.328]. В научно-педагогической литературе в настоящее время принята следующая классификация моделирования систем: физическое, математическое, аналитическое, компьютерное, численное, имитационное, статистическое [105, 118, 120].

Организация и результаты опытно-экспериментального исследования по формированию эколого-эстетической воспитанности студентов технического вуза

Оценочно-результативный компонент нашел отражение в опытно-эксперементальной работе, что явилось основной целью экспериментальной работы, которая проводилась на базе Казанского государственного архитектурно-строительного университета. Как показало специальное исследование по формированию эколого-эстетической воспитанности студентов технического вуза средствами изобразительного искусства, преподаваемые дисциплины обладают богатыми возможностями, способствующими решению этой задачи, в то же время определено противоречие недостаточного использования преподавателями данного потенциала.

Для проверки эффективности и практической значимости предложенных педагогических условий формирования эколого-эстетической воспитанности студентов технического вуза средствами изобразительного искусства была организована и проведена опытно-экспериментальная работа со студентами 1-5 курсов, обучающихся по специальностям: «Архитектура», «Дизайн архитектурной среды», «Искусство интерьера», «Проектирование зданий» в институте архитектуры и дизайна Казанского государственного архитектурно-строительного университета.

Целью констатирующего эксперимента явилось определение и проверка исходного уровня сформированности эколого-эстетической воспитанности студентов технического вуза средствами изобразительного искусства. В ходе эксперимента были поставлены задачи на определение уровня овладения эколого-эстетическими знаниями, оценочными умениями, сформированности взглядов, убеждений.

В данном эксперименте приняли участие 217 студентов, в том числе 108 человек в экспериментальных и 109 человек в контрольных группах. В течение 1999-2002 гг. был проведен констатирующий эксперимент для выявления современного состояния изучаемого вопроса. Возникла необходимость изучения исходного уровня экологической и эстетической образованности и воспитанности студентов и типичных ошибок в их эколого-эстетических знаниях. Основной формой контроля во время проведения срезов явились письменные работы студентов, ответы во время бесед, анкетирование, тестирование.

Между студентами экспериментальных и контрольных групп констатирующего эксперимента не было существенной разницы в уровнях развития, грамотности и воспитанности, что было подтверждено полученными данными результатов статистической обработки. Студентам были заданы следующие вопросы: 1. Как вы понимаете понятия «экология» и «эстетика»? 2. Как вы понимаете понятие «экологическое образование»? 3. Как вы понимаете понятия «эколого-эстетическое образование и воспитание»? 4. Считаете ли вы экологическую обстановку в крупных городах Республики Татарстан благоприятной? Если нет, укажите причины. 5. Как вы понимаете понятие «эколого-эстетическая культура»? 6. Как вы понимаете взаимосвязь экологического и эстетического воспитания? 7. Перечислите области и республики Приволжского федерального округа, в которых, на ваш взгляд, неблагоприятная эколого-эстетическая обстановка?

Анализ констатирующего эксперимента показал, что многие студенты затрудняются и не могут дать правильного, развернутого ответа по знанию таких понятий, как «экология» и «эстетика» - (65%), «экологическое образование» -(59,2%), «эколого-эстетическое образование» - (60,3%), «экологическая культура» - (57,6%). На вопрос о понимании взаимосвязи экологического и эстетического воспитания не дают ответа - 66,5%. Студенты не знают областей и республик Приволжского федерального округа, где неблагоприятная эколого-эстетическая обстановка - 65%. Не дали определения «эколого-эстетическое мышление» - 54%), «эстетическое развитие» - 54,1%, 68,4% студентов считают экологическую обстановку в крупных городах благоприятной и называют причины - (26,1%).

Результаты исследования показали, что у студентов факультета общей архитектурно-художественной подготовки, в отличие от факультета дизайна, по общепрофессиональным и специальным дисциплинам имеются определенные пробелы и ошибки, например, в определении экологических и эстетических терминов и понятий, наблюдаются поверхностные знания по экологии, эстетике и изобразительному искусству. Студенты факультета архитектуры затрудняются в определении понятий: «экология», «экологическое мышление», «эстетическая грамотность», «эколого-эстетическое мышление» и «рациональное природопользование». Студенты общей архитектурно-художественной подготовки и факультета дизайна на эти же вопросы отвечают с меньшим затруднением. Но, однако, они дают неполные ответы на вопросы, связанные со знаниями экологического и эколого-эстетического характера.

Полученные результаты анкет позволяют сделать вывод о том, что исходный уровень экологической образованности и воспитанности студентов на старших курсах значительно выше, чем на первом и втором. Студенты старших курсов владеют системными знаниями об экологических взаимодействиях природы и человека, лучше раскрывают содержание об эколого-эстетических проблемах современности и способах их решения, подходят к ответам творчески, раскрывают и причинно-следственные связи, наблюдается более активное стремление к практической природоохранной деятельности. Однако студенты с первого по третий курс имеют определенные затруднения в решении проблем, связанных с раскрытием терминов и понятий эколого-эстетического содержания. Поэтому общий уровень эколого-эстетической воспитанности, включающий знания и умения, требует постоянной, систематической работы над его повышением.

Анализируя данные результатов констатирующего эксперимента, мы видим несколько причин низкого уровня сформированности эколого-эстетической воспитанности. Прежде всего это связано с трудностями, возникающими у педагогов в решении этого сложного вопроса, отсутствие четких целей и последовательного логического плана формирования эколого-эстетической воспитанности, нет специальных методических разработок, посвященных этой проблеме.

Формирующий эксперимент проводился с 2003 по 2008 годы. При разработке эксперимента мы исходили из необходимости четкой последовательности иерархии целей. Основная цель - проверка на практике действенности разработанной модели формирования эколого-эстетической воспитанности. Исходя из анализа монографических исследований, теоретического анализа проблемы, были поставлены следующие задачи: —необходимость овладения эколого-эстетическими знаниями, умениями как основой формирования эколого-эстетической воспитанности; — использование уникального потенциала преподаваемых дисциплин в КГАСУ с комплексным применением педагогических условий; - всем учебно-воспитательным процессом способствовать формированию эколого-эстетической воспитанности как составной части научного мировоз зрения и культуры.

Похожие диссертации на Эколого-эстетическое воспитание студентов технического вуза средствами изобразительного искусства