Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетическое воспитание студентов педагогического вуза средствами поморских народных музыкальных традиций Трудкова Елена Глебовна

Эстетическое воспитание студентов педагогического вуза средствами поморских народных музыкальных традиций
<
Эстетическое воспитание студентов педагогического вуза средствами поморских народных музыкальных традиций Эстетическое воспитание студентов педагогического вуза средствами поморских народных музыкальных традиций Эстетическое воспитание студентов педагогического вуза средствами поморских народных музыкальных традиций Эстетическое воспитание студентов педагогического вуза средствами поморских народных музыкальных традиций Эстетическое воспитание студентов педагогического вуза средствами поморских народных музыкальных традиций Эстетическое воспитание студентов педагогического вуза средствами поморских народных музыкальных традиций Эстетическое воспитание студентов педагогического вуза средствами поморских народных музыкальных традиций Эстетическое воспитание студентов педагогического вуза средствами поморских народных музыкальных традиций Эстетическое воспитание студентов педагогического вуза средствами поморских народных музыкальных традиций
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Трудкова Елена Глебовна. Эстетическое воспитание студентов педагогического вуза средствами поморских народных музыкальных традиций : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Мурманск, 1998 167 с. РГБ ОД, 61:98-13/1097-X

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки эстетического воспитания студентов 10

1.1. Проблема целей эстетического воспитания в истории педагогической мысли , 10

1.2. Эстетическое воспитание в контексте гуманизации и гуманитаризации педагогического образования 24

1.3. Понятие и сущность эстетической воспитанности студентов 41

ГЛАВА 2. Народный опыт, музыкально-эстетического воспитания в поморской этнопедагогике 53

2.1. Поморская педагогика как эмпирическая инновация ., 53

2.2. Музыкально-эстетическая характеристика поморских народных традиций (этномузыкологический аспект) 69

2.3. Педагогические возможности поморских народных музыкальных традиций . 85

ГЛАВА 3. Развитие эстетической воспитанности студентов средствами поморских народных музыкальных традиций .. , 101

3.1. Определение уровней эстетической воспитанности студентов 101

3.2.Педагогические условия эффективного формирования эстетической воспитанности студентов на основе поморских народных музыкальных традиций , 120

3,3. Динамика развития эстетической воспитанности студентов средствами поморских народных музыкальных традиций 140

Выводы , 146

Библиография 150

Введение к работе

В условиях глубоких общественных преобразований в нашей стране, смены мировоззренческих парадигм пристальный интерес философов, психологов, педагогов вызывает вопрос о сохранении самобытного липа России. Развитие духовности человека невозможно, если он не ощущает себя частью своего народа и его культуры.

В этой связи видится гфинхтяпиально важной проблема эстетического воспитания будущих учителей и воспитателей средствами народного искусства, которым предстоит обеспечить трансляцию культуры от поколения к поколению в контексте становления личности. Выдающиеся педагоги и музыканты неоднократно указывали на большую роль народной музыки в эстетическом воспитании детей и юношества (Б.ВАсафьев (18), В.Г.Белинский (29). М.В.Ломоносов (130), К.Д.Уншнский (203); Д.Б.Кабалевскйй (90), А.С.Макаренко (132), В.А.Сухомлинский (192), СТ. и В.Я.Шацкие (218) и др.).

Обращение студентов к поморским музыкальным традициям в определенной степени высвечивает самобытность Русского Севера, особенности менталитета и -архетипы этнической психологии поморов. Актуальность проблемы усиливается н концепцией Д.С.Лихачева (128) о сохранении для потомков историко-культурного богатства Русского Севера.

Народные педагогические традиции и обычаи (в том числе и музыкальные) - две взаимосвязанные формы институциональных воздействий на детей, подростков, юношество. Любая педагогическая инновация возникает только в недрах укоренившейся традиции. В то же время эмпирическое изучение массового педагогического опыта Мурманской области по использованию поморского музыкального творчества в детском саду и общеобразовательной школе установило, что даже опытные музыкальные руководители и учителя музыки используют поморский фольклор лишь эпизодически, кроме специализированных классов, центров эстетического развития и педагогов-новаторов, апробирующих авторские музыкально-фольклорные программы (Е.В.Ковальчук, А.В.Кириллова, Л.П.Рогатых и др.), в то время как новые образовательные программы и педагогические технологии ориентируют на введение регионального компонента в творческую лабораторию педагога-музыканта.

Эстетически воспитывать.формирующуюся личность может лишь тот педагог, который сам испытывает интерес к народному искусству. Однако, результаты констатирующего эксперимента показали, что 48% студентов специальностей «дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «музыка» и «педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью «музыка» не сопрягают будущую музыкально-эстетическую деятельность с воспитанием средствами народного искусства. Анализ вузовских программ по дисциплинам музыкально-эстетического цикла также убеждает в необходимости пересмотра содержания и методов приобщения студентов к региональному народному музыкальному творчеству.

Актуальность проблемы объясняется и ее недостаточной разработанностью в научной литературе. Несмотря на широкий спектр педагогических исследований по использованию народного творчества-в. эстетическом воспитании студентов, наименее изучена проблема целостного включения музыкального фольклора в логику учебно-воспитательного процесса вуза. Не получили должного освещения вопросы эстетического воспитания студентов средствами поморской этнопедагогики (к настоящему времени выполнено лишь одно диссертационное исследование ИСТ/ОрИКО-педагогического характера С.СЩекиной) (224). Практически отсутствуют фундаментальные работы по педагогическому осмыслению поморских музыкальных традиций.

С учетом рассмотренных факторов был сделан выбор темы диссертационного исследования: «Эстетическое воспитание студентов педагогического вуза средствами поморских народных музыкальных традиций».

В этой связи необходим специальный анализ путей разрешения: сложившегося противоречия между требованиями общества к эстетическому воспитанию педагогических кадров средствами поморских музьпсальных традиций и реальным состоянием вузовской подготовки, что и определило проблему исследования.

Проблема исследования заключается в раскрытии, научной разработке и экспериментальной проверке наиболее рациональных условий эстетического воспитания студентов педагогического вуза средствами поморских народных музыкальных традиций.

Решение данной проблемы определило цель исследования: выявление особенностей и функций поморских музыкальных традиций в эстетическом становлении будущих педагогов; разработка педагогической технологии развития эстетической воспитанности студентов.

Объект исследования - эстетическая воспитанность студентов. Предмет исследования - процесс эстетического воспитания студентов средствами поморских народных музыкальных традиций.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что формирование эстетической воспитанности студентов будет эффективным, если: педагогическая технология эстетического воспитания системно включена в содержание вузовской подготовки, адекватна педагогическим идеям поморских музыкальных традиции и способствует творческой саморефлексии студентов и самоанализу будущих перспектив музыкально-фольклорной деятельности; соблюдается интеграция учебных курсов, устанавливается система межпредметных и межцикловых связей; учитываются уровни эстетического развития студентов.

Для доказательства гипотезы предполагалось разрешить следующие і задачи: | 1. Выявить сущность, критерии и уровни эстетической воспитанности І студентов.

If, 2. Охарактеризоцать особенности поморской этнопедагогики. |^ 3. Изучить педагогические возможности поморских музыкальных традиций. j 4. Разработать и апробировать педагогическую технологию эстетического воспитания студентов средствами поморских музыкальных ( традиций.

Методологическую основу исследования составляют философские концепции эстетического воспитания; идеи историко-цивилизационного

, подхода к педагогическим явлениям и процессам; идея гуманизации и !; гуманитаризации высшей школы; сущность феномена «этнопедагогнка» в антропологическом, культурологическом, этнопсихологическом, і аксиологическом и герменевтическом подходах; искусствоведческая концепция об интонационной сущности музыки. г В процессе работы были использованы следующие методы: историко- р сравнительный и причинно-следственный анализ философской, психолого- педагогической и искусствоведческой литературы; анализ вузовских 1 программ по дисциплинам эстетического цикла; опытно-экспериментальная работа, включающая в себя звуковую анкету ранжирования, метод «недоиисанного тезиса» (Н.Е.Щуркова), методику «выбора конверта» | * (Г.И.Щукина), контент-анализ текстов поморских песен, серию диагностических заданий (написание мини-сочинении, подбор музыкальных иллюстраций, конкурсное исполнение поморского фольклора, составление сценариев концертных программ праздников, участие в этнографическом театре).

Опытно-экспериментальная база исследования - Мурманский государственный педагогический институт. Исследованием было охвачено 124 студента музыкальных отделений факультета дошкольного воспитания и факультета педагогики и методики начального обучения, из которых 46 человек составили экспериментальную группу. Сопутствующее опытно-экспериментальное исследование проводилось в ясли-садах №№122, 125, 131 и 132 города Мурманска, № 47 города Североморска.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап - поисково-теоретический (1991-1993 гг.) характеризуется выявлением современного состояния проблемы, разработкой теоретико-методологической основы концепции исследования.

Второй этап - опытно-экспериментальный (1993-1997 гг.), в ходе которого осуществлялся целенаправленный педагогический эксперимент, были определены критерии и уровни эстетической воспитанности студентов, обоснованы педагогические условия эффективного формирования музыкально-эстетической культуры личности будущего педагога-музыканта средствами поморского музыкального фольклора, разработана методика опытно-экспериментальной работы.

Третий этап - обобщающий (с 1997 г. - по настоящее время). Систематизированы и обобщены результаты, скорректированы и уточнены теоретические и методические положения; проверены выводы, полученные на предыдущих этапах эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Поморские музыкальные традиции могут и способны быть эффективным средством формирования эстетической воспитанности педагога-музыканта, ориентированного на деятельность в условиях Русского Севера.

2. Эффективность процесса формирования эстетической воспитанности обеспечивается путем вовлечения студентов в активное усвоение народных музыкальных традиций и в коллективное музыкально-художественное сотворчество.

Научная новизна и теоретическая значимость. Впервые в педагогической науке рассмотрена этнопедагогика субэтноса поморов в контексте музыкально-эстетического воспитания. Опора на поморские музыкальные традиции как эмпирическую инновацию придает педагогическому процессу в вузе новые динамичные черты. Определены критерии отбора образцов фольклорного материала, способствующих эффективному формированию эстетической воспитанности студентов. Разработана педагогическая технология эстетического воспитания студентов, направленная на формирование ценностных ориентации студентов по отношению к поморскому музыкальному фольклору на основе логики учебной и внеучебной сотворческой деятельности.

Практическая значимость исследования. Предложенная технология эстетического воспитания может быть использована в деятельности гуманитарных факультетов педвузов, а также колледжей, училищ искусств, музыкальных училищ. Теоретические выводы и практические материалы исследования могут служить основой для проведения спецкурсов и спецсеминаров; для подготовки разделов учебных пособий по теории истории педагогики, методики музыкального воспитания, этномузыкологии; написания курсовых и дипломных работ; подготовки фонохрестоматий.

Достоверность полученных результатов обеспечивается единством философских, искусствоведческих и психолого-педагогических подходов к обоснованию ведущих идей исследования; использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, адекватных поставленным в работе цели и задачам исследования; организацией опытно-экспериментальной работы в условиях реальной деятельности преподавателя кафедры музыкального образования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы в ясли-садах: № 47 г.Североморска, №№ 122, 125, 131, 132 г.Мурманска; в докладах на областных научно-практических конференциях и на конференциях МГПИ: «Региональный компонент в системе непрерывного образования» (1994), «Повышение роли психолого-педагогической науки в системе непрерывного образования» (1995), «Вопросы музыкального образования» (1996), «Воспитание и обучение в условиях Бареннрегиона» (1997), «Вопросы музыкальной педагогики» (1998). Материалы исследования нашли отражение б 12 публикациях, из которых научных статей - 5, тезисов научных докладов - 7.

Цель и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, выводов, библиографии.

Проблема целей эстетического воспитания в истории педагогической мысли

Подготовка современного учителя к инновационной деятельности в области эстетического воспитания ставит в повестку дня вопрос об эволюции самобытных педагогических традиций, перспективах их развития в новых исторических условиях. Теоретическую целостность видения мирового историко-дедагогического процесса обеспечит цивилизационный подход ((Р.Б.Вендровская (55), Б.И.Додонов (76), Г.Б.Корнетов (108), Л.Н.Литвин (89), М.Г.Плохова (207), Ф.А.Фрадкин (207) и др.), антропоцентричность и культуроспособность которого «формируют особый взгляд, обращенный к проблеме реализации сущностных сил человека в многообразии форм его социального бытия» (108, с.29).

В логике диалога культур (М.М.Бахтин (26), В.С.Библер (39)) представляется уместным рассмотреть эволюцию цели эстетического воспитания, мерилом которой является человек, возможности его саморазвития и самовыражения.

Эстетические воззрения древнего мира зарождались в русле мифологии. Музыка наделялась могущественной демонической силой, способной подчинить себе не только психику человека, но и весь мир; рассматривалась как изначальный образец, по которому структурировалась Вселенная. «Звук есть высшее лоно. Звук - причина всего... Звук есть сущность мира» (Матанга, «Брихаддеши») (142, с.103). В этой связи философы древности активно занимались проблемами воздействия музыки на нравы и обычаи народа, ее использования при управлении государством и в целях воспитания человека.

В Древнем Китае эстетическое воспитание не было самоцелью: являлось средством укрепления государственной власти. Конфуций в трактате «Лунь-юй» («Беседы и рассуждения») изложил сущность своего учения, где высоко оценивал воспитательную роль музыки. Главные категории музыкального воспитания - «жень» (гуманность) - высший этический закон и «ли» (ритуал) - норма поведения. Будучи выражением норм поведения, музыка должна быть направлена на укрепление власти благородных над простолюдинами. Для Конфуция музыка - главное условие для достижения социальной гармонии: «В музыке вникают в единое, чтобы установить гармонию. Таким образом, устанавливается единство и согласие между ... господином и подчиненными...» (197, с.14).

В период расцвета греко-римской цивилизации оформилась важная философская мысль, развитая в более поздние общественно-исторические эпохи: цель и содержание эстетического воспитания определяются ценностным отношением общества к человеческой личности и заинтересованностью в ее самостоятельном разностороннем развитии (Пифагор, Платон, Аристотель).

По Пифагору (63), автору оригинальной педагогической утопии -перевоспитания всех греков при помощи математики, - математические закономерности проявляются в движении звездного неба, которое а свою очередь, аналогично духовному миру человека, а сама математика наиболее полно реализуется в музьпсе. Отражая «мировую гармонию», музыка обеспечивает внутреннюю гармонию человека, помогает выработать эвритмию - верный ритм в игре, танце, речи, жестах, поступках, мыслях.

Целью эстетического воспитания в Элладе было достижение калокагатии (kalos - прекрасный, agathos - добрый) - внешней и внутренней гармонии человека путем соразмерного умственного, нравственного;, эстетического и физического развития. По мнению греков, музыка вела кратчайшим путем к калокагатии. Плутарх (63) в трактате «Пир семи мудрецов» провозглашал, что целью музыки являются не авлос и кифара. Они и музыка, исполняемая на них, - лишь средствам для воспитания нравов и укрощения страстей. Согласно Платону («Государство»), занятие гимнастикой в отрыве от музыки делает человека мужественным и храбрым однако оставляет его душу слабой и ограниченной. А такая душа неспособна указать правильный путь в жизни. Только в соединении с музыкой гимнастика дает положительный результат (63, с. 16).

Аристотель в «Политике», вслед за Платоном, акцентировал внимание на музыке как главном средстве эстетического воспитания, предпочитая ее изобразительному искусству. Выдающийся представитель эстетико-педагогической мысли внес существенный вклад в учение об этосе, обосновал принцип гедонистического эффекта в приобщении к музыке (15).

Примечательно, что термин «образованный» был синонимом «мусическому», то есть воспитанному при помощи искусств. Триединство поэзии, танца и музыки обеспечивало глубокий воспитательный эффект. Сказанное иллюстрирует афоризм Платона: «Неумеюший водить хоровод не может считаться по настоящему воспитанным» («Законы», її, 54 а-в). В данном случае хоровод - олицетворение всех мусических жанров.

Направленность эстетического воспитания на формирование человеческой личности характерна для эпохи эллинизма - вторая половина IV в. до н.э. - VB. Н.Э. Для эллинизма или поздней античности присуще триумфальное распространение греческой культуры и языка на территории от Сицилии до Индии. В силу изменения социально-идеологической ориентации общества главным средством эстетического воспитания стало литературно-риторическое. Это повлекло распад синкретической педагогики античности, а в период средневековья танцевальное и театральное искусство оказались под официальным запретом.

Эстетика средневековья (Фома Аквинский, Аврелий Августин, Боэций, Гвидо д Ареццо и др.) развивалась в русле религиозного идеала, принципиальным постулатом которого являлось требование прославлять Бога в явлениях природы и произведениях искусства. Христианский аскетизм детерминировал цель эстетического воспитания - религиозно-нравственное воздействие на личность. Художественная символика средневековья отдавала приоритет готической архитектуре, иконописи. Музыка приобрела атрибутивный характер:, усилила эмоционально-нравственный эффект при богослужении. В схоластической системе образования, в ряду «семи свободных искусств», музыка так же занимала низший разряд.

Поморская педагогика как эмпирическая инновация

Современные педагогические инновации невозможны без анализа социокультурного, жизнедеятельностного контекста. Д.С.Лихачев отмечал, что «культурная среда ... необходима для его (человека) духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности» (128,с.124).

Уроки национальной истории настоятельно диктуют обратиться к осмыслению собственных культурных оснований, в частности, к духовным ценностям северного субэтноса - поморов. Еще К.Д.Ушинский рекомендовал воспитывать молодое поколение в соответствии с идеалом человека, который народ создал в процессе своего исторического развития (203).

Идея народности воспитания, пронизывающая педагогическое наследие Ф.В.Коржавина, В.Ф.Одоевского, Л.Н.Толстого и других русских просветителей, выступает в качестве одного из ведущих педагогических принципов В.Н. и С.Т.Шацких, осуществлявших развитие эмоциональной культуры школьников через раскрытие поэтического богатства народного творчества, внедрявших в художественную жизнь воспитанников произведения народного искусства (218).

Педагогические модификации народных культурных традиций присущи новаторским начинаниям А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского, призывавших учителей и воспитателей к творческому осмыслению и включению в воспитательный процесс арсенала идей народной педагогики.

Многогранная сущность феномена «поморская этнопедагогика» проявляет себя в контексте метапринцинов к ее рассмотрению антропологического, этнопсихологического, аксиологического, культурологического, герменевтического.

Антропологический подход позволяет проследить генезис субэтноса «поморы» как творца и творение культуры в филогенетическом и онтогенетическом планах (Т.А.Бернштам (34), Ю.В.Бромлей (45), Т.С.Буторина (47), В.В.Дранипшиков (77), А.А.Киселев (95), Л.Т.Пантелеева (159), И.Ф.Ушаков (202), С.СЩекина (224) и др.).

Рассмотрение явлений и процессов поморской народной педагогики сквозь призму этнопсихологии высвечивает психический склад поморов -характер, темперамент, обычаи и традиции, этническую общность и стереотипы поведения (И;С.Кон (105) и др.).

Изучение этнопедагогики в свете культурологии сопряжено с развитием идеи народности воспитания в педагогическом наследии В.ИБелинского, Н. А. Добролюбова, К.Д.Углинского, А. С.Макаренко, В.А.Сухомлинского; с анализом современных философских концепций народности (Д.С.Лихачев (127) и др.). Экологическая защищенность народной культуры (Д.С.Лихачев (128), обращение к традициям и обрядам помогают сохранить самобытное лицо России, особенности ее менталитета и национального генотипа мышления. Культурологический подход способствует выделению существенных признаков обрядов и традиций изучению эволюции педагогических традиций поморов за два-три столетия, доказательству того, что социализация личности средствами народной педагогики является феноменом педагогического новаторства (М.М.Бахтин (27), И.В.Суханов (191), Д.М.Угринович(201)и др.).

Сравнительно-сопоставительный анализ педагогической инновационной деятельности и поморской этнопедагогики позволяет утвердиться в родстве и взаимосвязи теоретической интерпретации инноваций и их эмпирического воспроизводства. Особое значение имеет рассмотрение вопроса о соотнесении инноваций и традиций, которые находятся в постоянном диалоге и являются взаимонеобходимыми факторами развития инновационной педагогики и народных педагогических воззрений.

Традиции - исторически сложившиеся и наиболее обобщенные нормы поведения и принципьі общественных отношений, передающиеся из поколения в поколение с помощью механизма преемственности (В.В.Ануфриев (11), Б.М.Бернштейн (37), ИВ.Суханов (191) и др.). Инновация - вновь созданная посредством творческой деятельности духовная реальность, основное содержание которой находится в противоречии с существующей традицией. Любая инновация может возникнуть только в недрах хорошо укорененной традиции (182, с.28).

Аксиологический подход к анализу приоритетных педагогических ценностей ( З.П.Васильцова (53), А.Н.Малюков (137) и др.) показывает специфику общечеловеческих ценностей у поморов и процесс иерархизации этих ценностей. Согласно теории Б.Г.Ананьева (7), Л.С.Выготского (60), А.Н.Леонтьева (121) освоение культурного наследия выступает как процесс восхождения развивающейся личности к вершинам духовных ценностей, что осуществляется через систему эталонов (образцов) и осваивается в активной созидательной деятельности. Наследование и преемственность социально-этнического опыта происходит на основе традиций семейного воспитания, которые раскрывают народные педагогические воззрения.

Герменевтический метатфинцин способствует анализу средств поморской этнопедатогики - обрядов, фольклора - как знаковой системы, в которой закодированы социально значимые ценности субэтноса (Б.В. Асафьев (17), В.ЕГусев (69), В.В.Медушевский (140), В Л.Пропп (169) и ДР-)

В свете вышесказанного необходимо утвердиться в исходных категориях поморской этнопедагогики. Сущность и особенности феномена «этнопедагогика» раскрываются в работах Г.Н.Волкова (57), Ю.А.Рудя (173) и других. Вслед за Г.Н.Волковым, мы понимаем этнопедагогику как науку об изучении педагогики этнической общности, в которой народная педагогика выступает в качестве объекта научного исследования и предмета данной науки. Г.Н.Волков отмечает, что «народная педагогика - это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх, игрушках и т.д. Народная педагогика предполагает исследование педагогической культуры народных масс, выработанной тысячелетиями опытом человечества и бытующей в народе до наших дней» (57, с.7).

Главная задача этнопедагогики заключается в раскрытии характерных для каждого этноса закономерностей процесса социализации личности средствами народных педагогических традиций. Под социализацией понимается процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Формами этнических институциональных воздействий на детей, подростков и юношество являются традиции и обычаи.

Педагогические возможности поморских народных музыкальных традиций

В системе поморской этнопедагогики особую роль занимали музыкальные традиции. Полный жизненный цикл человека проходил на фоне философии песенного воспитания. Афоризм НВ.Гоголя - «Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек» - созвучен народной музыкальной модели, жизни.

Поморская музыкальная педагогика являла собой следующие разделы:

і. «Материнскую школу» пестования (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки).

2. Музыкальную субкультуру детства и отрочества.

3. Народный опыт музыкального воспитания молодежи.

4. События-интегранты как народную педагогику музыкального сотрудничества.

Названные разделы адекватны этапам социализации личности в процессе онтогенеза. По В.А.Ядову, это: освоение предметной деятельности в семье; освоение общения в различных малых группах; освоение профессиональной деятельности; освоение культурных ценностей общества посредством включения в ценностную систему общественных отношений (54, с.72).

В период раннего детства доминировала «материнская школа» пестования. Поморские колыбельные песни - байки - представляют собой «микрокосмос»: отражают стройную систему представлений о мире и о человеке в нем. Эмоциональный настрой песен закладывает основы для будущего общения ребенка с миром, его мировосприятия.

Жанр колыбельных, по мнению Л.В.Шаминой, опосредован бытовыми, педагогическими надобностями: «вызвать у ребенка спокойный сон как условие его быстрого роста и правильного развития» (216, с. 147) («Спи, Маришекька, подольше, накопи ума побольше», «Спи покрепче по ночам, будут кудри по плечам»).

Воспитание ребенка в большой поморской семье начинается с «кулубели», сидя около которой, женщина легонько подталкивает ее: вверх-вниз, вверх-вниз, и в ритме этого равномерного покачивания негромко, вполголоса совершается таинство вхождения малыша в мир, где его воспитывают, учат «уму-разуму», а он и не подозревает об этом. В колыбельной песне выражаются надежды и заветные желания матери видеть ребенка заботливым сыном и отцом, воином и тружеником, честным, сильным, гордым и храбрым. В колыбельной, обращенной к дочери, воспевается доброта, верность, домовитость, гордость, красота («Спи, ягода-малинка, нарисована картинка»).

Колыбельные - первые песни, которые слышит ребенок и которые он нередко пытается воспроизвести, подпевая пестуньям. Отсюда столь большое воспитательное значение баек: в них ребенка приучают к мысли о том, что труд - необходимая обязанность каждого и что ценность человека в обществе во многом зависит от его умения трудиться, от качества его работы. Выразительным примером этому является поэтический текст байки в пору сенокоса: Сегодня деничек среда - сенокосная беда,

Баю-бай, баю-бай.

Сенокосная беда, недосуг качать тебя,

Люли-лю, люли-лю.

Когда сена накошу, тогда за люлькой посижу,

Баю-бай, баю-бай...(Карельское Поморье). Б.М.Ефименкова отмечает: «...байки, эти спутницы первых лет жизни маленького человека, воздействуют прежде всего своим художественным совершенством, пробуждая и воспитывая понимание и потребность прекрасного» (80, с.7). Байки несли энергию мирочувствования предков, выраженную в типичных поморских интонациях.

Поморские колыбельные отличаются разнообразной воспитательной тематикой: увещеванием, обещанием подарков, мечтой о будущем, описанием семейного уклада, семейных забот. Встречаются и антипедагогические сюжеты, например, запугивание «букой», «угомоном». Подчеркивается, что младенец должен наследовать лучшие качества своего рода: «В отца-матку не издайся, ты издайся в того, кто работает добро, ты издайся еще в тех, кто в природе лучше всех».

Исполнение баек способствовало общению разных поколений, трансмиссии культуры, утверждению менталитета данного сообщества. Ребенок, к которому обращена песня, впитывал интонации родных напевов, которые впоследствии будут дифференцироваться, обогащаться и разрастаться в его сознании. Для пестуньи, девочки 7-12 лет, главными были слова байки как школа художественного жизненного опыта. В устах пожилой певицы сюжет песни углублялся, напев богато варьировался чертами локальной песенности. Появлялись мотивы, связанные с личной судьбой исполнительницы, иногда оценкой качеств родителей ребенка. Малыш начинал подсознательно впитывать, воспринимать и запоминать словесные образы, д. затем и воспроизводить их:

Ходит сон по лавочке в голубой рубашечке... А сониха по другой, сарафанец голубой... По мере того, как подрастал малыш, изменялась и усложнялась поэзия пестования. Поморский коллективный разум адресовал для младенцев пестушки, ориентированные на физический уход за малышом, развитие координации движений, формирование гуканья, потребности в эмоциональном общении. Пестушки пелись детям с 3-х месяцев. Народная медицина рекомендовала гармонично сочетать движения ребенка и рифмованную речь во время купания и пеленания, например, ребенка брали заручки и разводили ими:

Утки, утки! Полетели, полетели! (Машут руками) На головушку сели.(Ручкн наголовку) Поплыли, поплыли... (Ручками «гребем») Или ребенка на руках подкидывали вверх и напевали: Кыши, кыши, кьпци, кыши! Расти, дитятко, повыше. Ты повыше плечом, Покрасивее лицом, В воспитании детей второго и третьего года жизни имели место потешки, сочетающие развлекательный и дидактический материал; прибаутки - первые опыты умственного развития малыша; небылицы-перевертыши, пробуждающие интерес к азам смеховой культуры. Особой популярностью пользовалась прибаутка «Утушка моховая», имеющая множество вариантов на Белом море:

Утушка моховая, Где ты ночесь ночевала? Там, там, на болоте, У Кузимы-Демияна, У святой Варвары.

Определение уровней эстетической воспитанности студентов

Выявление критериев эстетической воспитанности студентов и изучение педагогических возможностей поморского музыкального искусства дослужили основанием для проведения констатирующего эксперимента.

Цель констатирующего эксперимента - определение уровней эстетической воспитанности студентов - предполагала решение ряда исследовательских задач:

1. Изучить эмоциональную отзывчивость студентов к произведениям поморского фольклора.

2. Выявить информированность будущих учителей и воспитателей о музыкальном народном творчестве как явлении и процессе.

3. Определить особенности эстетической оценки студентами образцов поморского народного музыкального искусства.

4. Изучить эстетическую направленность деятельности студентов: их готовность к воспитательной работе средствами поморских музыкальных традиций.

В эксперименте участвовало 124 студента Мурманского государственного педагогического института;, обучающихся на факультетах дошкольного воспитания, педагогики и методики начального обучения с дополнительной специальностью «музыка». В соответствии с темой исследования поморский фольклорный материал был «вмонтирован» в логику опытной работы.

Изучение эмоциональной отзывчивости студентов осуществлялось посредством двух диагностических заданий. Непосредственный эмоциональный отклик (эмоциональная реакция) студентов Ї -II курсов исследовался с помощью звуковой анкеты-ранжирования. Были выделены следующие реакции: звучащий: материал раздражает. Совсем не нравится. Реакция оценивается коэффициентом - 2;

музыка воспринимается как скучная, хочется заснуть или прослушать другое произведение. Коэффициент - 1;

произведение оставляет равнодушным, но создает фон для другой деятельности. Коэффициент 1;

музыка нравится, повышает тонус, отвлекает от неприятностей. Коэффициент 2;

сочинение волнует, заставляет переживать, вызывает ответные чувства. Коэффициент 3.

В звуковой анкете образцы аутентичного поморского фольклора чередовались с обработками русских и украинских песен в классическом и эстрадном вариантах. Название произведений студентам не сообщалось. Испытуемые фиксировали, какая мелодия оказывает на них определенное эмоциональное воздействие.

Звуковая анкета.

і. Русская народная песня «По Дону гуляет» в исполнении Ж.Бииевской.

2. М.И.Глинка. Камаринская.

3. Н.Д.Леонтович. Дударик.

4. Поморская песня «Уж ты, звездка моя».

5. Н.А.Римский-Корсаков «Ай, во поле липенька» из оперы «Снегурочка».

6. Поморская песня «Как у бабушки козел».

7. Русская народная песня «Выйду ль на улицу» в исполнении Н.Кадыптевой.

8. С.Н.Василенко. «Отставала лебедушка».

Обработка данных эксперимента по соответствующим коэффициентам представлена в таблице 2.

Обработка данных указывает на персонифицированность эталонного значения музыкальных произведений. Эмоциональные реакции студентов коренятся в степени осведомленности о том или ином классе музыкальных явлений. Содержательно-образная сфера звучащей музыкальной ткани и ее стилистические особенности не всегда вызывают адекватный эмоциональный отклик у реципиентов. Отрицательное отношение к образцам поморского фольклора объясняется отсутствием слухового опыта в сфере аутентичной манеры исполнения народных песен.

Следующее задание было направлено на изучение эмоционально-вербальной реакции (художественной наблюдательности). Испытуемые писали мини-сочинения, навеянные непосредственным восприятием поморской песни. Оценивались широтац глубина и образность эмоционально-вербальной реакции.

После прослушивания фонограммы «Песни Терского берега Белого моря» в исполнении народного хора села Варзуги студентам предложили написать отзыв «Я слушаю песню поморов». Для иллюстрации приведем некоторые работы.

Ульяна X. ... Я слушаю поморский народный хор - и перед глазами встает красавица Варзуга, серая и строгая в осеннюю непогодь, лазурная и радостная в короткое северное лето, белая, как снежный сугроб, зимой.

Звучит поморская лирическая песня «Я ли то вечор друоюка милого». Охватывает щемящая тоска и гордость за мастерство певцов...

В работе чувствуется сопричастность автора, но она выражена в спокойном повествовании. Отсутствует образное видение музыкального содержания и языка. Недостатком творческого опыта является и отсутствие личностного отношения к песне.

Василиса 3. ...Я слушаю свадебную поморскую песню «По горницы столовой». В величальной песне в честь жениха и невесты поэтизируется радость будущего материнства. Размер 6/4. Фактура гомофонно-гармоническая. Мелодический рисунок словно вселяет надеэюду и уверенность в будущем прибавлении семейства...

Студентка отличается наблюдательностью, которая проявляется в умении заметить идею и характер песни, проследить воплощение художественного образа. Однако отсутствует взволнованная передача услышанного.

Юлия Л. ...Я слушаю свадебную песню «Золото с золотом свивалось» и представляю время, когда на Терском берегу играли свадьбу - многочастный уникальный обряд. Песня, под которую везли венчаться жениха и невесту, напоминает древний гимн. Это не «Свадебный марш» Мендельсона, не свадебный хор из оперы Вагнера «Лоэнгрин» - это поморское музыкальное благословление родными и друзьями на долгую эюизнь.

Певцы поют величаво, но без форсирования звука. Динамика от piano до mezzo forte: соблюдается кодекс северного пения. Круа/сево мелодии плетется и основными голосами и подголосками. Третий голос свободно варьирует то первый, то второй октавой ниже. Песня соткана из интонаций глубоких человеческих помыслов.

Как хочется очутиться на месте невесты! Очень жаль, что прожив 20 лет в Мурманске, я впервые слышу это чудо...

Отзыв характеризуется целостным восприятием песни, широким и глубоким охватом музыкально-эстетических явлений. Работа отличается повышенной эмоциональностью, проявляющейся в реминисценциях, в своеобразной взволнованной передаче услышанной музыки, окрашенной личным отношением. Подкупает стремление сказать о песне просто, но в то же время поэтично, по-своему. Правда, пространственно-временная структура песни не осмысливается полностью, но по сравнению с предыдущими работами воплощает параметры эмоциональной отзывчивости на прекрасное - широту, глубину и образность эмоционально-вербальной реакции.

Похожие диссертации на Эстетическое воспитание студентов педагогического вуза средствами поморских народных музыкальных традиций