Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнопедагогическое содержание традиций физической культуры чувашского народа Пьянзина Надежда Николаевна

Этнопедагогическое содержание традиций физической культуры чувашского народа
<
Этнопедагогическое содержание традиций физической культуры чувашского народа Этнопедагогическое содержание традиций физической культуры чувашского народа Этнопедагогическое содержание традиций физической культуры чувашского народа Этнопедагогическое содержание традиций физической культуры чувашского народа Этнопедагогическое содержание традиций физической культуры чувашского народа Этнопедагогическое содержание традиций физической культуры чувашского народа Этнопедагогическое содержание традиций физической культуры чувашского народа Этнопедагогическое содержание традиций физической культуры чувашского народа Этнопедагогическое содержание традиций физической культуры чувашского народа
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Пьянзина Надежда Николаевна. Этнопедагогическое содержание традиций физической культуры чувашского народа : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Чебоксары, 2002 171 c. РГБ ОД, 61:02-13/1743-2

Содержание к диссертации

  1. Физическая культура как необходимое условие развития общей национальной

культуры 10

    1. Единство семейного, трудового и физического воспитания как основа педагогического процесса (из опыта работы симбирской чувашской школы) ...47

    Введение к работе

    Актуальность исследовании. Основная цель политики государства в области физической культуры и спорта - эффективное использование их возможностей в оздоровлении нации, воспитании молодёжи, формировании здорового образа жизни населения.

    В настоящее время физической культурой и спортом в стране занимается всего 8-10% населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40-60%.

    Недостаточное количество регулярно занимающихся физической культурой и спортом в значительной степени обусловлено практически полным отсутствием пропаганды здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта в средствах массовой информации, особенно на телевидении.

    При сложившейся социально-экономической ситуации всё более очевидной становится необходимость оздоровления людей и, в первую очередь, подрастающего поколения. Снижение двигательной активности, ухудшение экологической среды, стрессовые состояния привели к нарушению биологического баланса и генетической программы человека. Физическая культура в этих условиях рассматривается как главный источник развития и укрепления здоровья человека, обеспечения его профессиональной работоспособности, повышения функционального состояния организма.

    Формирование здорового образа жизни человека сегодня является одной из приоритетных задач физического воспитания. Современная динамика социально-экономических процессов, определяющая темпы и формы развития физической культуры, опережает процесс осмысления тенденций и закономерностей этого развития. Поэтому изучение исторических аспектов развития физической культуры позволит выявить её резервы. Изучение педагогического опыта предшествующих поколений связано с объективной потребностью сохранения и использования всего того, что добыто в педагогической науке и практике и не утратило своей актуальности.

    Объективная оценка многовековой истории приводит к подтверждению справедливости положения о том, что решающая роль в развитии всех сторон

    экономической и общественной жизни, а также в области воспитания, принадлежит народу. Можно без преувеличения утверждать, что народ - первый и великий педагог, а народная педагогика - результат коллективных творческих усилий многих поколений. Чем богаче духовная и материальная культура народа, тем богаче его педагогическое наследие.

    За последние годы появились "поколения, не знающие родного языка, обычаев, истории и культуры своего народа, укрепилась тенденция отхода молодёжи от традиционного образа жизни, происходит утрата сформированных веками нравственно-этических понятий, духовных ценностей народа, что приводит к деформации сознания наций" [40].

    Одну из серьёзных причин бедственного состояния отечественной культуры, распространения бездуховности, моральной деградации, ухудше-

    ния межнациональных отношений учёные разных отраслей науки, в том числе социологи, этнологи, психологи и педагоги, связывают с игнорированием традиционной культуры воспитания, этого неиссякаемого родника духовности, аккумулятора нравственного опыта прошлых поколений. Из этого закономерно вытекает необходимость обращения в школах и семьях к народному опыту воспитания и возрождения этнических традиций. Именно национальная культура, содержащая в себе надёжно проверенные временем традиции этноса, должна служить сегодня мощным фактором духовного и физического развития подрастающего поколения.

    В последние годы значительно активизирован процесс изучения проблем национально-этнических педагогических культур, в частности, физического воспитания и образования народов, населяющих пространство бывше-

    го СССР, как необходимый фактор развития современной этнопедагогиче- ской системы (Ш.М.-Х. Арсалиев, Х.Х. Баймурзин, Г.Н. Волков, Э.Х. Галеев, А.Щ. Гашимов, А.Г. Гмырин, А.А. Григорьева, Е.П. Жирков, В.Н. Иванов,

    1. Д. Мукаева, Х.Д.Н. Ооржак, Э.И. Сокольникова, Я.И. Ханбиков, А.Ф. Хин- тибидзе и др.).

    Ретроспективный анализ социально-педагогических условий становления и развития физического воспитания в Чувашии позволит определить пути использования накопленного этнопедагогического опыта на современном этапе.

    Обзор историко-педагогической и научной литературы даёт основание утверждать, что этнопедагогический потенциал физической культуры в Чувашии до сих пор не был предметом специальных исследований. Таким образом, имеет место противоречие между выявлением этнопедагогического потенциала физической культуры с целью трансформации его в современную воспитательную практику и недостаточной разработанностью его историко- методологического и содержательного аспектов. Это противоречие обусловило выбор темы нашего исследования и определило его проблему: каковы этнопедагогическое содержание традиций физической культуры чувашей и пути их использования в современной воспитательно-образовательной практике? Решение этой проблемы составляет цель исследования.

    Объект исследования: этнопедагогика физической культуры чувашей.

    Предмет исследования: содержание этнопедагогических традиций физической культуры чувашского народа.

    Гипотеза исследования заключается в следующем: изучение и обобщение исторического опыта традиционной физической культуры чувашского народа, раскрытие её этнопедагогического содержания могут сыграть важную роль в сохранении народных традиций и совершенствовании современной системы физического воспитания.

    Обозначенные выше проблема, цель, объект и предмет исследования определили ряд взаимосвязанных задач:

      1. Определить место традиционной физической культуры чувашского народа в структуре общей культуры.

      2. Показать взаимосвязь семейного, трудового и физического воспитания в педагогическом процессе Симбирской чу вайю кой школы.

      3. Определить функции, раскрыть содержание традиционной физической культуры чувашского народа и классифицировать её средства.

      4. Рассмотреть пути использования опыта и реализации идей традиционной физической культуры, накопленных в чувашской народной педагогике, в современных условиях.

      Теоретико-методологическую основу исследования составили основные принципы диалектики: причинность и обусловленность явлений; единство логического и исторического; научность и объективность; системный подход к исследованиям историко-педагогических явлений и фактов. В процессе исследования мы опирались на научные труды учёных различных профилей по следующим основным направлениям:

      По теории культуры (А.И. Арнольдов, С.А. Арутюнов, Э.А. Баллер, Н.С. Злобин, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, Г.Г. Котожеков, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев, В.А. Разумный и др.);

      По теории физической культуры (В.А. Агеевец, В,К. Бальсевич, И.М. Бы- ховская, Н.Н. Визитей, М.Я. Виленский, В.М. Выдрин, П.Ф. Лесгафт, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев, О.А. Мильштейн, Ю.М. Николаев, Н.А. Пономарёв, Н.И. Пономарёв, В.В, Столбов, В.И. Столяров и др.);

      По педагогике и этнопедагогике (В.И. Андреев, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, Б.З. Вульфов, Э.Х. Галиев, Б.Т. Лихачёв, Х.Д.Н. Ооржак, Т.Н. Петроба, И.С. Портнягин, В.А. Сластёнин, Ю.П. Сокольников, Э.И. Сокольникова, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Я.И, Ханбиков, М.Г. Харитонов, Е.Л. Христова, Э.А. Элашвили, И,Я. Яковлев и др.).

      Система методов исследования. Для решения поставленных задач был применён комплекс методов историко-педагогического исследования: теоретический анализ и систематизация философской, социологической, этнографической, культурологической и психолого-педагогической лигерату- ры, историко-логический анализ архивных документов и материалов периодической печати; полевое наблюдение и описание реально действующего педагогического опыта чувашского народа; системный анализ, учитывающий социально-экономические, этнокультурные и другие факторы жизни чувашского народа; конструирование работы по применению народных средств физической культуры в национальной системе образования.

      Исследовательская работа проводилась в три этапа.

      На первом этапе (1998-1999 гг.) были определены цель, предмет и объект исследования; изучалась история проблемы; составлялась программа исследования; собирались архивные и фактические (в том числе, полевые) материалы.

      На втором этапе (1999-2001 гг.) осуществлялся глубокий системно- структурный анализ собранного материала и его оценка. Продолжалось изучение библиографических источников.

      На третьем этапе (2001-2002 гг.) проводилось обобщение и систематизация материалов, апробация результатов и литературное оформление диссертации.

      Научная новизна и теоретическая значимость состоят в том, что: выявлены исторические условия возникновения и развития традиционной физической культуры чувашского народа, раскрыто её этнопедагогическое содержание; обобщён опыт системного использования семейного, трудового и физического воспитания в педагогическом процессе Симбирской чувашской школы с перспективой его использования на современном этапе развития национального образования; впервые дан целостный социально- педагогический анализ средств традиционной физической культуры чувашского народа, произведена их классификация; отражена связь традиционной физической культуры с философией, народной педагогикой, социальной жизнью с педагогической точки зрения; показана степень отражения традиционной физической кулЕ»туры в устном народном творчестве, искусстве и литературе; определены пути использования народных средств физической культуры в системе образования Чувашской Республики в современных условиях. Теоретическое значение работы заключается в целостном осмыслении социально-педагогического содержания традиционной физической культуры чувашского народа, в интерпретации её как национального этнокультурного, педагогического явления в историческом аспекте и современном её состоянии с учетом возможностей дальнейшего развития. Теоретический анализ традиционных средств физической культуры чувашского народа свидетельствует о больших потенциальных педагогических возможностях использования их в совершенствовании современной системы физического воспитания детей и молодёжи.

      Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволяют осуществить дальнейшее совершенствование современной теории и практики физической культуры всех возрастных групп. Полученные в диссертации научные данные могут быть использованы в процессе семейного, дошкольного, школьного, внешкольного и вузовского физического воспитания с опорой на народные средства физической культуры.

      Материалы исследования обогащают историко-педагогическую науку новыми именами, фактами и идеями. Содержание работы может служить дополнительным материалом для спецкурса "Этнопедагогика".

      Достоверность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных параметров исследования, адекватностью его задач, логики и методики, представительной источниковой базой, сочетанием теоретического и историко-педагогического анализа.

      Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством обсуждения их на всероссийских и региональных научно- практических конференциях, ежегодных итоговых научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева, на заседаниях кафедры истории образования, этнопедагогики и яковлевоведения, кафедры физического воспитания ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.

      Основные положения диссертационного исследования нашли свое отражение в процессе разработки и внедрения спецкурса "Этнопедагогика" в учебный процесс факультета физической культуры ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, в содержании теоретических и практических занятий по физической культуре на ряде факультетов педуниверситета. Основные материалы исследования отражены в опубликованных научных работах.

      На защиту выносятся следующие основные положения:

      1. Традиционная физическая культура чувашского народа имеет положительный опыт системы воспитания, которая формировалась на протяжении многих веков в соответствии с условиями жизни и способствовала жизнедеятельности чувашского народа как этноса.

      2. Содержание физической культуры чувашского народа связано со спецификой его менталитета и включает: двигательные действия, отражающие в первую очередь трудовые, бытовые, религиозные традиции; праздники и обряды, отвечающие национальным особенностям этноса, его философии; семейное, трудовое и физическое воспитание представляют собой единый воспитательный, образовательный и оздоровительный процесс.

      3. Этнопедагогическую основу содержания традиций физической культуры чувашского народа составляют система физических упражнений (игры, состязания, национальные виды спорта, гимнастические упражнения), народные средства закаливания и гигиены, способствующие духовному, интеллектуальному и физическому развитию детей.

      4. Физическая культура играет существенную роль в стратегии развития культуры, образования народов, населяющих территорию Чувашской Республики. Поэтому в республике необходимо проведение комплексного исследования, раскрывающего содержание взаимоотношений человека и культуры (физической культуры) в конкретных социально-этнических ас
        пектах. Этнопедагогика физической культуры чувашского народа располагает определёнными возможностями для эффективного решения многих задач современной педагогики.

      *

      Структура диссертации отражает содержание исследования, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

      Похожие диссертации на Этнопедагогическое содержание традиций физической культуры чувашского народа