Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана Ганиева Гульчачак Рафисовна

Педагогические условия приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана
<
Педагогические условия приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана Педагогические условия приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана Педагогические условия приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана Педагогические условия приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана Педагогические условия приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана Педагогические условия приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана Педагогические условия приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана Педагогические условия приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана Педагогические условия приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ганиева Гульчачак Рафисовна. Педагогические условия приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.01 Набережные Челны, 2007 244 с. РГБ ОД, 61:07-13/1908

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы проблемы приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов своего региона 19

1.1. Теория и практика приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов своего региона 19

1.2. Тенденции развития национальной культуры и просвещения в историческом опыте татарского народа 73

1.3. Организационно-педагогические условия интеграции компонентов культуры народов Татарстана в учебно-воспитательный процесс младших школьников национальной школы 90

Выводы по первой главе 107

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по приобщению младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана 109

2.1. Характеристика исходного уровня сформированности знаний младших школьников национальной школы о культуре народов Татарстана 109

2.2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по приобщению младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана 128

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 170

Выводы по второй главе 195

Заключение 197

Библиографический список использованной литературы 205

Приложения 222

Введение к работе

Актуальность проблемы и темы исследования. Усиливающиеся интеграционные процессы межкультурного взаимодействия стран и народов, увеличение количества конфликтов на этнической и религиозной почве определяют актуальность приобщения подрастающего поколения к культуре народов ближайшего окружения и в целом всей страны. Наиболее актуальна двуединая задача воспитания национального самосознания и межэтнической толерантности в многонациональных регионах России, каковым является и Республика Татарстан, основу населения которой по данным переписи населения (2003) составляют два наиболее многочисленных (татары - 50,9% , русские - 41,6%) и множество других народов. Такая полиэтническая структура общества, следовательно, и подрастающего поколения, создает специфические условия этнического воспитания, требует оригинальных методов и подходов к воспитанию личности. Возникает социальная потребность в организации целенаправленной работы по межнациональному воспитанию детей, молодежи, взрослого населения. Предметом решения данной проблемы в значительной мере выступают национальные культуры, несущие в себе ценности и традиции. В обеспечении здорового взаимодействия и самих национальных культур, и всех, кто связан с ними на генетическом уровне, особая роль принадлежит образованию.

На социально-педагогическом уровне актуальность вопросов сохранения и развития культуры каждого народа определяется многоэтничностью российских регионов. Близкое общение людей разных национальностей в многонациональных коллективах, увеличение интернациональных семей способствует тесному взаимодействию народов, создают условия для уважения их национальных культур. Особое значение приобретает поиск эффективных путей воспитания уважительного отношения к людям независимо от их национальной принадлежности в современных условиях обучения в национальной школе. В Российской Федерации в соответствии с законом «Об образовании» (1992г.) реализуются меры, направленные на возрождение и

развитие национальной культуры, исходя из приоритета общечеловеческих ценостей. В учебные дисциплины внедряется национально-региональный компонент, с тем чтобы связать обучение и воспитание с потребностями регионально-этнической среды, в частности, через использование традиций народной педагогики.

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования по приобщению детей к культуре народов своего региона исходит из неразработанности проблемы реализации межнационального воспитания в национальной школе, недостаточной научной обоснованности педагогических условий формирования представлений о культуре разных народов.

На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с тем, что наблюдается недостаточная научная разработанность системы приобщения детей к культуре разных народов в условиях обучения в национальной школе, несмотря на то, что в последние годы проблема возрождения и развития национальной школы стала предметом пристального изучения, что обусловлено общей тенденцией развития современного российского образования в направлении углубления его регионализации. В исследовании З.Т. Шарафутдинова [198] изучалась проблема исторической преемственности национального образования татарского народа, А.Б. Григорян [74], обобщая педагогический опыт работы национальных школ, раскрывает средства и методы формирования нравственного сознания и поведения у подростков на народных традициях хантов и манси. Н.А. Содоноков [157] посвятил исследование этнокультурным традициям воспитания в алтайской национальной школе. Р.А. Сахипова [151] на материалах национальных школ и гимназий освещает работу по воспитанию заботливого отношения к людям у школьников. В диссертации М.Х. Гатауллиной [64] рассматриваются ведущие тенденции развития татарской национальной школы. Эти работы помогли нам раскрыть общие и конкретные вопросы обновления и возрождения национальной школы, национальной культуры, этнопедагогизации воспитательного процесса. В них освещается научное обоснование воспитания

детей средствами народной педагогики, рассматривается история развития национальной школы, даются педагогические рекомендации по использованию народных традиций в национальной школе.

Культурологический и аксиологический подходы к воспитанию, ставшие приоритетными в современных условиях, актуализируют проблемы изучения народной педагогики. Опыт народного воспитания подрастающего поколения привлекал внимание многих отечественных и зарубежных педагогов прошлого. В педагогическом наследии Я.А. Коменского [100; 101], А.С. Макаренко [113; 114], К. Насыри [130; 131], И.Г. Песталоцци [142], В.А. Сухомлинского [161; 162], К.Д. Ушинского [173; 174] содержатся ценные мысли о значимости национального и межнационального воспитания детей.

Важное значение для нашего исследования имеют работы К.Д. Ушинского, в которых заложены общие научно-педагогические основы приобщения детей к народной культуре. Идеи народности воспитания личности в процессе освоения национальной культуры, межнационального взаимодействия также нашли отражение в фундаментальных работах по педагогике, этнопедагогике современных отечественных ученых: М.И. Богомоловой [28; 29; 31; 32], Г.Н. Волкова [45; 47], З.Г. Нигматова [134], Я.И. Ханбикова [179; 180], Ф.Ф. Харисова [183; 184] и других. Они охарактеризовали значение народных традиций, наметили пути возрождения и развития прогрессивных народных традиций, определили их роль в формировании человеческих взаимоотношений.

Проблема приобщения детей к культуре разных народов изучается многими исследователями. Часть авторов занимается проблемой знакомства детей дошкольного возраста с культурой разных народов (Т.Ф. Бабынина, М.И. Богомолова, Н.В. Кагуй, Э.К. Суслова); другие разрабатывают вопросы приобщения к национальной культуре младших школьников (Ф.Г. Газизова, Н.А. Лызлова, Р.Ш. Маликов, Г.М. Синдикова, Р.И. Шаяхметова, С.А. Харитонова, З.М. Явгильдина); отдельные исследования посвящены национальному и межнациональному воспитанию учащихся средних и старших

классов (Г.Ж. Даутова, Г.В. Мухаметзянова, Р.Н. Сафина, А.В. Шафикова, Ф.Ф. Харисов); некоторые исследователи посвятили работы межнациональному воспитанию студентов (Г.А. Арсланова, Е.В. Махова), преемственности в межнациональном воспитании между общеобразовательной школой и вузом (Е.М. Галишникова). Имеются исследования в области национального воспитания детей в условиях семьи (В.Г. Закирова, Э.И. Сокольникова, А.Е. Хузина). Все эти труды раскрывают сущность и особенности национального и межнационального воспитания, показывают значимость проблемы преемственности между образовательными ступенями в вопросах обучения и воспитания. Исследования упомянутых авторов помогли нам глубже вникнуть в вопросы народной педагогики в деле национального и межнационального воспитания, помогли раскрыть индивидуальные и возрастные особенности детей, позволили подойти к проблеме с оценки значимости педагогического наследия народов.

К настоящему времени исследованы этнопедагогические традиции многих народов: русских (Г.В. Виноградов), татар (Р.Ш. Маликов, З.Г. Нигматов, Р.А. Низамов, Р.А. Сахипова Я.И. Ханбиков), чувашей (Г.Н. Волков, Э.И. Сокольникова), якутов (В.Ф. Афанасьев, Е.П. Жирков), киргизов (А.Э. Измаилов), башкир (Х.Х. Баймурзин, В.И. Баймурзина), алтайцев (Р.К. Санабасова, Н.А. Содоноков), мордвы (Т.Г. Тимошина), узбеков (Г.Д. Баубекова), дагестагнцев (З.Т. Гасанов, З.М. Магомедова), хантов и манси (А.Б. Григорян). В них освещаются педагогические воззрения народов, дается анализ народных традиций, обычаев, фольклора, накладывающих отпечаток на формирование личности ребенка, взаимоотношения между людьми.

Заметно возрос интерес к национальным и региональным компонентам образования и национальным традициям воспитания. Для реализации национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта Российской Федерации необходима ориентация образования на этнокультурные потребности и образовательные интересы разных национальностей. Многие национальные школы осуществляют эту работу, но

работают практически на интуитивном уровне. Это указывает на необходимость изменения подхода к проблеме национального и межнационального воспитания детей.

Наметившаяся в последнее время тенденция этнопедагогизации учебно-педагогического процесса, разработка и создание национально-региональных образовательных концепций способствуют широкому использованию положительного педагогического опыта народа, сохранению и развитию национальной культуры и его традиций, с одной стороны; с другой, отсутствие системы целенаправленной работы по приобщению детей к культуре народов своего региона в условиях школы и семьи требует вооружения национальных школ современными учебными программами, пособиями, знакомящими с богатствами народной педагогики разных народов, разработанными научно-методическими основами.

Таким образом, обнаруживаются противоречия:

- между потребностью социального заказа общества в исследовании
проблемы национального, межнационального воспитания и приобщения
младших школьников национальной школы к культуре народов своего
многонационального региона и отсутствием необходимых материальных и
педагогических условий в современной системе начального образования,
недостаточностью современных исследований, закладывающих теоретические
основы формирования национальной и межнациональной культуры у детей
младшего школьного возраста;

- между необходимостью практического решения проблемы приобщения
младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана как
важного аспекта национального и межнационального воспитания детей,
выработки толерантного отношения к разным народам своего региона и страны
и недостаточным научно-методическим обеспечением данного процесса;

Указанные противоречия обозначили проблему исследования: каковы педагогические условия приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов своего региона?

Особое значение в процессе национального и межнационального воспитания имеет младший школьный возраст, так как начальная школа является первоначальным этапом в обучении подрастающего поколения. Она закладывает основы формирования личности ребенка, его морального облика. Именно на этом этапе на основе единства обучения и воспитания прививается детям умение понимать красоту и богатство родного края, закладываются такие высоконравственные черты личности, как милосердие, доброта, порядочность, преданность интересам народа, уважение к представителям других национальностей.

На основании обозначенных противоречий и проблемы была сформулирована тема исследования: «Педагогические условия приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана».

Цель исследования - определить и обосновать педагогические условия приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана.

Объект исследования - процесс приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов своего региона.

Предмет исследования - педагогические условия приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана.

Гипотеза исследования заключается в следующем:

1. У детей младшего школьного возраста возможно сформировать
первоначальные знания об истории и культуре своего народа и народов
ближайшего национального окружения, этому может способствовать
постепенное, целенаправленное введение детей в мир национальных культур
народов своего региона.

2. Мы предположили, что условиями, обеспечивающими эффективность
процесса приобщения младших школьников национальной школы к культуре
народов Татарстана, выступают:

выявление и осмысление этапов исторического развития национального воспитания:

I - зарождение в опыте народного воспитания первоначальных предпосылок (VI - XVI вв., Волжская Булгария, Золотая Орда, Казанское ханство);

- II - становление нового политического и этнонационального
самосознания татарского народа (XVI - вторая половина XIX века);

- III -упадок национальной культуры и просвещения (1917 - 1990 гг.);

- IV - возрождение и развитие национальной культуры и просвещения
(1990г. - по настоящее время);

- наличие в образовательном процессе целостной модели приобщения
младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана,
включающей в себя системообразующие звенья: цель, задачи, содержание,
деятельность и прогнозируемый результат.

обоснование и внедрение авторской программы приобщения младших школьников рациональной школы к культуре народов Татарстана «Путешествие в мир национальных культур»;

разработка и внедрение перспективного плана совместной деятельности семьи и школы по национальному и межнациональному воспитанию детей.

В соответствии с объектом, предметом и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ философской, историко-
педагогической, этнографической, психологической и научно-методической
литературы по проблеме исследования; выявить и определить этапы развития
национальной культуры и просвещения татарского народа в разные
исторические периоды, способствующие накоплению положительного опыта
национального воспитания.

2. Теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель
процесса приобщения младших школьников национальной школы к культуре
народов Татарстана.

3. Определить педагогические условия приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана и разработать программу

* «Путешествие в мир национальных культур», перспективный план совместной

деятельности семьи и школы по национальному и межнациональному воспитанию детей для создания этих условий.

4. Выявить критерии и показатели уровней сформированности знаний младших школьников о культуре народов Татарстана.

Методологическую основу исследования составляют философские идеи о сущности гуманизма, морали, культуры, сохраняющихся в обществе как элементы социально-культурного наследия народов в течение длительного времени; современные философские представления об общественных отношениях и общественном сознании; социологические теории обусловленности развития личности социальными факторами, характером деятельности и общения.

В ходе работы мы опирались на философско-психологические положения о социальной сущности личности (Ю.В. Бромлей, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев), этнопедагогические труды по проблеме преемственности народных традиций (М.И. Богомолова, Т.Н. Волков, Э.И. Сокольникова, З.Т. Шарафутдинов), концептуальные идеи историко-педагогических исследований по педагогике (Я.А. Коменский, К. Насыри, В.А. Сухомлинскй, К.Д. Ушинский, Я.И. Ханбиков), научные идеи о влиянии национальной культуры на становление личности, формирование национального самосознания личности и ее мировоззрения (Н.М. Гизатуллина, В.Н. Минсабирова, З.Т. Нигматов, Ф.Ф. Харисов, И.З. Хабибуллина), научно-теоретические положения о гуманизации воспитательного процесса на основе приоритета общечеловеческих ценностей (Законы РФ и Республики Татарстан «Об образовании»). Основу исследования составляет аксиологический подход, согласно которому человек

, рассматривается как высшая ценность общества и цель общественного

развития. В основу конкретной методологии исследования положены принципы единства исторического и логического в педагогическом познании,

диалектического единства национального и общечеловеческого как философских категорий «особенное» и «общее».

Теоретическую основу исследования составляют научно-теоретические принципы и положения:

о нравственности и нравственном воспитании (А.Р. Батыршина, Ф.Г. Газизова, А.Б. Григорян, К. Насыри, Ш.Ш. Залялиев);

о роли эмоционального фактора в формировании личности ребенка младшего школьного возраста; о влиянии социальной среды на формирование личности (Т.Г. Тимошина, А.Б. Хузина, А.Н. Хузиахметов);

- о развитии национального самосознания и межнационального восприятия
у детей различных возрастных категорий (Н.М. Гизатуллина, В.Н.
Минсабирова, И.З. Хабибулина, Ф.Ф. Харисов, Г.Ф. Хасанова);

- о гармонии национального, межнационального и общечеловеческого в
этнопедагогике (Г.А. Арсланова, М.И. Богомолова, Р.Ш. Маликов, К.И.
Султанбаева, С.А. Харитонова);

- современные исследования в области поликультурного образования (Т.Н. Волков, З.Т. Гасанов, Г.Ж. Даутова, Н.В. Кагуй, Е.В. Махова, Г.В. Палаткина, Р.Н. Сафина, Э.К. Суслова, А.В. Шафикова).

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применен комплекс методов исследования: методы теоретического анализа философской, историко-педагогической, психологической, этнографической, научно-методической литературы по исследуемой проблеме; сравнительно-сопоставительный анализ фактов, программных документов Российской Федерации, Республики Татарстан в области образования; анализ учебных планов, программ, учебников для национальных школ и гимназий; обобщение педагогического опыта.

Из числа эмпирических методов использовались педагогическое наблюдение, моделирование, педагогический мониторинг, опросно-диагностические методы (анкетирование, беседа, изучение продуктов деятельности детей). В нашем исследовании широко использовался метод

педагогического эксперимента, который включает в себя констатирующий, формирующий, контрольный этапы и анализ его результатов.

Эмпирическая база и основные этапы исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в национальных школах города Набережные Челны Республики Татарстан (национальная школа № 4, национальная гимназия № 2 им. М. Вахитова). Исследованием были охвачены 300 учащихся 1-4 классов, их родители, 50 учителей.

Исследование проводилось в четыре этапа. Первый этап (2002 - 2003 гг.) - изучение и анализ философской, исторической, педагогической, социолого-психологической, этнографической литературы по проблеме исследования; изучение состояния проблемы в практике национальных школ в республике Татарстан (экспертная оценка учебников, учебных программ, планов воспитательной работы); определение объекта, предмета, цели исследования, формулирование гипотезы.

Второй этап (2003 - 2004 гг.) - поисковый - моделирование образовательного процесса приобщения младших школьников к культуре народов Татарстана; разработка и опытно-экспериментальная проверка содержания учебно-воспитательных программ для младших школьников национальной школы. На данном этапе проходила первичная апробация и внедрение положительных результатов посредством участия аспиранта в международных, всероссийских научно-практических конференциях, проводились занятия для младших школьников, консультации для учителей школы и родителей.

Третий этап (2004 - 2006 гг.) - оценка эффективности разработанной модели образовательного процесса по приобщению младших школьников к культуре народов своего ближайшего окружения; осуществление наблюдения за детьми в процессе разнообразной деятельности и объективное выявление их знаний о культуре народов своей республики, уровня сформированности взаимопонимания, толерантности и дружелюбного отношения к людям разных

национальностей; проведение анализа и математической обработки полученных данных.

Четвертый этап (2006 - 2007 гг.) - обобщающий - систематизация и обобщение полученных результатов экспериментального исследования, их эффективности; уточнение теоретических и практических выводов, оформление диссертационного исследования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов достигаются методологической обоснованностью, исходными теоретическими положениями, комплексным применением методов теоретического и эмпирического исследования, всесторонним анализом данных различных этапов опытно-экспериментальной работы, сочетанием количественного и качественного анализа в обработке результатов эксперимента.

Обоснованность выводов обеспечивается также адекватностью цели, объекта и предмета исследования, подтверждением гипотезы исследования результатами, выразившимися в позитивных изменениях в поведении детей, их взаимоотношениях, в дружелюбном расположении к детям и взрослым других национальностей, продуктах творческой деятельности.

Научная новизна исследования заключается в следующем: - выявлены этапы осмысления процесса национального воспитания, важным из которых является возрождение и развитие национальной культуры и просвещения, что дает возможность создания национальной школы нового типа, обеспечивающей формирование у подрастающего поколения знаний о национальной культуре своего народа, обогащение его культурой народов совместного проживания, приобщение к ценностям мировой культуры;

спроектирована модель приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана, включающая в себя целевой, организационно-педагогический, содержательно-деятельностный компоненты;

- определены оптимальные педагогические условия приобщения младших школьников к национальным культурам, общечеловеческим ценностям: отбор

содержания и включение взаимосвязанных компонентов национальных культур
в педагогический процесс; целенаправленное руководство изучением истории
» и культуры народов своего края; осуществление системы воспитательных

воздействий в процессе познавательной, развлекательно-познавательной, практической и творческой деятельности в области национальной культуры; создание татарско-русской языковой среды; организация эффективных форм непосредственного и опосредованного общения учащихся с детьми других национальностей; вовлечение родителей в активные формы совместной деятельности с детьми;

- определены критерии и показатели уровней сформированности знаний младших школьников о культуре народов Татарстана;

- доказана возможность и необходимость приобщения младших
школьников национальной школы к культуре народов ближайшего
национального окружения путем создания специальных педагогических
условий, разработки и внедрения программы «Путешествие в мир
национальных культур» и перспективного плана совместной деятельности
семьи и школы по национальному и межнациональному воспитанию.

Теоретическая значимость исследования:

разработаны научно-теоретические основы национального и межнационального воспитания детей младшего школьного возраста в условиях обучения в национальной школе;

определены этапы развития национальной культуры и просвещения татарского народа в разные исторические периоды; I - зарождение, эволюция (VI - XVI вв., Волжская Булгария, Золотая Орда, Казанское ханство); II -становление нового политического и этнонационального самосознания татарского народа (XVI - вторая половина XIX века); III - упадок (1917 - 1990 гг.); IV- возрождение и развитие (1990г. - по настоящее время).

дана авторская интерпретация понятий «национальная культура», «приобщение учащихся к национальной культуре» (применительно к младшим школьникам).

Практическая значимость исследования:

апробирована модель приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана, построенная на основе взаимодействия эффективных средств национального воспитания: искусства, устного народного творчества, музыкального фольклора, народных игр;

внедрена в школьную практику программа «Путешествие в мир национальных культур», направленная на становление национального самосознания детей младшего школьного возраста и формирование знаний о культуре татарского, русского, чувашского, марийского, башкирского, удмуртского народов, уважения, толерантности, дружелюбия по отношению к людям разных национальностей, и план совместной деятельности семьи и школы по национальному и межнациональному воспитанию детей младшего школьного возраста, предусматривающий использование воспитательного потенциала культуры народов родного края в условиях семьи;

обоснованы педагогические условия приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана, являющиеся реальной предпосылкой для воспитания нравственных качеств личности каждого ребенка: дружелюбия, уважения, межнациональной толерантности;

теоретические положения и выводы, научно-методический материал и предложенные рекомендации способствуют обогащению лекционных, семинарских и практических занятий по этнопедагогике, специальных курсов.

Апробация результатов исследования осуществлялась параллельно с его ходом на всех этапах опытно-экспериментальной работы. Теоретические положения, рекомендации, изложенные в диссертации, докладывались на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях: «Стимулирование мотивации творческого саморазвития личности: психолого-педагогические аспекты» (Набережные Челны, 2004г.), «Реалии и перспективы образования и развития детей в XXI веке» (Ульяновск, 2005г.), «Проблемы дошкольного образования на современном этапе»,

«Перспективы и реалии дошкольного образования», «Проблемы дошкольного образования на современном этапе» (Тольятти, 2005г., 2006г.),

Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе проведения опытно-экспериментальной работы в национальных школах № 4 и в национальной гимназии № 2 им. М. Вахитова города Набережные Челны Республики Татарстан.

Результаты и итоги исследования отражены в 7 публикациях общим объемом 3,2 печатного листа. Разработанная нами программа по национальному и межнациональному воспитанию детей младшего школьного возраста «Путешествие в мир национальных культур» внедрена в школьную практику.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Теоретические результаты этапов осмысления татарской культуры и просвещения: I - зарождение, эволюция (VI - XVI вв., Волжская Булгария, Золотая Орда, Казанское ханство); II - становление нового политического и этнонационального самосознания татарского народа (XVI - вторая половина XIX века); III - упадок национальной культуры и просвещения (1917 - 1990 гг.); IV - возрождение и развитие национальной культуры и просвещения (1990г. - по настоящее время).

  2. Модель процесса приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана, включающая: целевой компонент (приобщение к национальной культуре народов родного края), организационно-педагогический компонент (создание организационно-педагогических условий, разработка программы «Путешествие в мир национальных культур» и плана совместной деятельности семьи и школы по национальному и межнациональному воспитанию), содержательно-деятельностный компонент (внедрение компонентов национальной культуры народов родного края в программное содержание учебных предметов; этнопедагогизация внеклассной деятельности через организацию познавательного, развлекательно-познавательного, практического и творческого видов деятельности детей в

области национальной культуры; этнопедагогизация семейного воспитания путем педагогического просвещения родителей по национальному и межнациональному воспитанию и организации семейных мероприятий в разных областях национальной культуры) и прогнозируемый результат (сформированность целостного представления о национальной культуре своего и других народов Татарстана; уважение к человеку независимо от национальной принадлежности; толерантное отношение к представителям разных культур; дружелюбное поведение по отношению к представителям других культур).

3. Педагогические условия приобщения младших школьников
национальной школы к культуре народов Татарстана: отбор содержания
взаимосвязанных компонентов национальных культур и включение его в
педагогический процесс; целенаправленное руководство изучением истории и
культуры народов своего края, осуществление системы воспитательного
воздействия в процессе познавательной, развлекательно-познавательной,
практической и творческой деятельности в области национальной культуры;
создание татарско-русской языковой среды; организация эффективных форм
непосредственного и опосредованного общения учащихся с детьми других
национальностей; вовлечение родителей в активные формы совместной
деятельности с детьми.

4. Критерии (полнота представлений у детей о жизни своего и других
народов, наличие интереса к их трудовым традициям и культуре;
сформированность эмоционально-ценностного отношения к представителям
своей и других национальностей; поступки учащихся в соответствии с
приобретенными знаниями, их отношение к детям других национальностей) и
соответствующие им показатели, позволяющие определить уровни
сформированности знаний младших школьников о культуре народов
Татарстана.

Структура и объем исследовательской работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы,

содержащего 205 наименования и приложений. Общий объем диссертации -221 страница, в том числе 22 таблицы, 2 рисунка.

Теория и практика приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов своего региона

Ни одно поколение людей не может решить задачу воспитания подрастающего поколения без учета и использования всего положительного и ценного, что накоплено предыдущими системами образования. Жизненный опыт предыдущих поколений, как правило, аккумулируется в национальных культурах. В них отражается исторический, созидательный и творческий опыт, особенности материальной и духовной жизни народа, нормы и принципы общественного поведения людей. Но происходящие изменения в экономике, политике, социальных отношениях оказывают влияние и на культуру - как на поверхностные, так и на глубинные ее структуры. Это значит, что культура так или иначе меняется, как и прежде менялась, в частности, под воздействием других культур, с которыми она находилась в контакте. Очевидно и другое: культура не только меняется, но и сохраняется, а сохраняясь, передается, транслируется. Этносы по-прежнему отличаются друг от друга главным образом культурой. Культура - душа и лицо народа.

В настоящее время в научной литературе существует множество определений культуры и подходов к сущности ее понимания.

Одни ученые рассматривают ее как исторически развивающуюся систему созданных человеком материальных и духовных ценностей (Ю.В. Бромлей), другие - как способ человеческой деятельности (С.Н. Артановский, М.С. Каган, Э.С. Маркарян). Тогда, человек есть мера культуры, без человеческой преобразующей деятельности культура не существует. Следовательно, культура есть критерий гуманизации общества и человека. Ю.В. Бромлей под культурой в широком смысле этого слова понимает «все то, что создано и создается человечеством, от орудий труда до предметов обихода, от привычек, обычаев, самого образа жизни людей до науки и искусства, религии или атеизма, морали и философии» [36, с. 13].

С.Н. Артановский рассматривает культуру в историко-социологическом и феноменологическом аспектах, подчеркивая, что в историко-социологическом аспекте культура - продукт и результат социальной жизнедеятельности, а также совокупность общественных форм. В феноменологическом - она совокупность социально обусловленных, функциональных явлений и духовное наполнение человеческой жизни. Говоря об этнической культуре, С.Н. Артановский, отмечает, что в это понятие входит «все, что принадлежит народу как своеобразному историческому и антропологическому образованию, которое изменяется на протяжении истории, и вместе с тем сохраняет в этих формах постоянные характеристики» [6, с. 14].

Исследователь М.С. Каган также понимает культуру как специфический способ человеческой деятельности, имеющий тенденцию к постоянному совершенствованию и восхождению. Рассматривая культуру как социальное явление, он выделяет следующие основные ее аспекты: генетический, мировоззренческий, аксиологический, гуманистический, нормативный и социологический. В генетическом аспекте она предстает как продукт общества; в мировоззренческом - как продукт сознания; в аксиологическом - как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком; в гуманистическом - как фактор развития и активизации личности; в нормативном - как условие ориентации человека в мире; в социологическом -как деятельность исторически конкретного социального субъекта - общества [97, с.58].

Общее понимание культуры в философском энциклопедическом словаре отмечается как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда в системе социальных норм и учреждений [175, с.293]. Такая трактовка позволяет в нашем исследовании говорить о своеобразии культурного развития этносов, выраженном функционированием и непрерывным эволюционированием национальных обычаев и традиций. В свое время Г.Н. Волковым было показано, что народная педагогика тесно связана с национальной культурой. Национальная культура содержит многообразие человеческих взаимоотношений, детерминирующих гуманный характер воспитания детей. В достижении гармонии национально-специфического и общечеловеческого, по мнению ученого, ведущими являются общечеловеческие закономерности.

Общечеловеческая и национальная культура неотделимы друг от друга, как нерасчленимы эти начала в реальной жизни. Общечеловеческое проявляется в национальном, самобытном, а национальная специфика является конкретным и своеобразным выражением интернационального. Национальная культура - явление исторически развивающееся, оно эволюционирует, обновляется, как обновляется жизнь народа. В этой связи Э.С. Маркарян рассматривает этнические, национальные культуры как эмпирические фиксируемые разновидности и модификации общей культуры. По его мнению, «локальные культуры» образуют как бы первичный уровень, на котором воспроизводятся особенности жизни отдельных народов, специфика их культурных традиций. «Локальная культура» характеризуется не как единичное явление, а как особая ступень общечеловеческой культуры [118, с.55]. Понятие «национальная культура» выступает родовым понятием по отношению ко всем историческим типам обществ и является результатом индивидуализации культур различных исторических, этнических общностей людей. Национальную культуру можно интерпретировать и как понятие, теоретически выражающее элементарную варьируемую единицу индивидуального разнообразия культуры. Давая определение этносу, Ю.В. Бромлей подчеркивает, что «каждый из народов мира - это грандиозное испытание особого образа жизни, слагающегося из привычек и обычаев, из законов и морали, из искусства и всего того, что мы называем национальная культура» [35, с.13]. Б.Т. Лихачев считает, что национальная культура является общечеловеческим достоянием и богатством. «Она есть яркая форма проявления в искусстве, традициях, обычаях, сущности народа - его таланта, организации общественной жизни, труда и быта» [109, с.51].

Основываясь на разнообразии палитры определений национальной культуры, Ф.Ф. Харисов рассматривает роль и влияние национальной культуры на формирование личности и адаптирует ее к учебно-воспитательному процессу. По его мнению, национальная культура - это созданные конкретным народом материальные и духовные ценности, заложенные в них традиции трудового, нравственного, эстетического, конфессионального, интеллектуального характера, свидетельствующие о богатстве исторического опыта и наследуемые из поколения в поколение своей жизненной необходимостью, востребованностью [183, с.23]. Для наиболее полного понимания категории «национальная культура» он считает целесообразным принять во внимание следующие моменты:

Тенденции развития национальной культуры и просвещения в историческом опыте татарского народа

Возрождение и развитие прогрессивного народного опыта тесно связано с многовековой историей всей духовной культуры и является доминирующим. Этот процесс прошел длительный и сложный путь, испытывал на себе все сложные повороты судьбы, которые выпали на долю народа в течение столетий. В современном мире в связи с фундаментальным переосмыслением всей духовной культуры одним из наиболее принципиальных вопросов в истории педагогической мысли является объективное изучение становления и развития, а точнее возрождения национальных культур в татарской национальной школе в современных условиях. Тщательное изучение историографии просвещения татар и народов совместного проживания в дооктябрьский и советский периоды развития наталкивает на мысль о том, что современный период развития татарской национальной школы остро нуждается в специальном изучении с привлечением самых различных источников.

На протяжении столетий на территории современного Татарстана контактировали различные цивилизации, прежде всего славяно-православная и тюрко-мусульманская. В результате Татарстан всегда являлся местом взаимосвязи различных цивилизаций и культур. Торгово-культурные связи народов прослеживаются с древности. С давних времен берут начало интегративные процессы как взаимообогащения обмена, так и закрепления этнической специфики, верований, традиций. Несомненно, прослеживается родственная связь татарской, русской, чувашской, марийской, удмуртской культур.

Географическое положение Татарстана определило расположенность культур городов к синтезу различных цивилизаций: с одной стороны, ислам как духовная доминанта татар, башкир; с другой - православие (русские, украинцы, чуваши и другие народы). Своеобразным и уникальным порождением сплава культур и этносов представляется этнографическая группа бесермян, живущая среди северных удмуртов. У этого народа наблюдаются чувашские параллели в этнонимах, языке, элементах традиционной одежды. На материальную культуру бесермян оказало влияние общее и длительное соседство с русскими.

Важным каналом развития и обогащения культур был фольклор. Фольклорные произведения, странствуя по земле, могут быть усвоены любым народом, даже не теряя своей национальной специфики. Географические и исторические особенности республики предопределили разнообразие этногенеза народов и их культур.

Процессы развития славяно-русской и тюрко-татарской культур прослеживаются в развитии языков, формировании национального характера.

Республика Татарстан - родина для многих народов. Сегодня Татарстан можно считать уникальной лабораторией поиска и приобретения не только способа согласия многих народов, но и их дружеского развития. Взаимодействия в области культуры, порой не бесконфликтные и неравномерные в различные периоды истории, являются тем не менее отличительной чертой богатой и сложной истории Татарстана.

Культурологический подход Ф.Ф. Харисова к истории развития национальной культуры предполагает безусловный приоритет духовного потенциала этнической общности, взятой в целостности, включая ее ментальность, духовно-политические отношения, семейный уклад, образ жизни, все виды социального и культурного взаимодействия и все многообразие деятельности этноса. Культурное развитие этноса - это развитие духовного потенциала народа. Потенциал складывается из показателей места, роли, которую играет духовное творчество народа в культуре, распространенности ценностей национальной культуры и ее интенсивности в духовно-политической жизни народа, богатейшего пласта культурного наследия, накопленного прежними поколениями. Культурное развитие народов самобытно. Своеобразен способ и механизм формирования, развития, функционирования и обогащения национальных ценностей и традиций [183].

Татарская национальная культура и просветительство имеют многовековую историю. Изучение и анализ историко-педагогической, этнографической литературы дает возможность выделить в развитии татарской национальной культуры и образования несколько этапов.

Первый этап - VI - XVI век - этап зарождения и эволюции. Этап характеризуется постепенным развитием письменности. Предки татар -древние тюрки - имели свою письменность, читали и писали ещё в VI веке. Татарское просвещение достигло высоких результатов в Булгарский период развития общества, где имелась письменность на основе арабской графики. В IX веке в Волжской Булгарии открывались национальные мектебе и медресе, в которых обучение и воспитание велось на национальном языке. Если считать, что при каждой мечети имелись духовные школы, то в 1742 году их число достигает 536. В 1537 году в Казанской губернии действовали 430 татарских школ, а в Оренбургской губернии - 418. По свидетельству архивных документов на татарском и других языках, грамотность в этих школах была на высоком уровне. Тогда татарское письмо служило средством общения между тюркскими народами [198].

Основу воспитания подрастающего поколения в Волжской Булгарии составляли народная педагогика, этнопедагогика семьи, семейное и общественное воспитание. Здесь процесс воспитания осуществлялся через труд и опыт семейного воспитания, игрушки и игры, систему поощрений и наказаний, народные традиции. Воспитательное воздействие родителей на своих детей коренилось в авторитете, личном примере взрослых. Основой авторитета родителей был богатый жизненный опыт, который они передавали своим детям. Любовь родителей к своим детям отразилась во многих пословицах и поговорках татарского народа, которые уходят своими корнями к булгарскому периоду, обогащая возможности национального образования татарского народа.

Расцвет национальных традиций наблюдается в Золотой Орде и Казанском ханстве. Светские традиции письменно-литературной культуры уступили место богословско-религиозной литературе, усилилась исламизация культуры. Изображения животных, людей заменяются орнаментальными, чаще растительными или астральными знаками. Высокого уровня достигли ювелирное искусство, черная и цветная металлургия, гончарное, кожевенное производства, резьба по камню. Для периода Золотой Орды характерно формирование собственной архитектурной школы, высшим достижением которой является развитие мозаичной архитектуры. Принятие ислама дало сильный импульс развитию духовной культуры и прежде всего просвещения. Это способствовало распространению в Золотой Орде богатейший восточной поэзии, среди которой были произведения Низами, Омара Хайяма, Фирдоуси и Других.

Характеристика исходного уровня сформированности знаний младших школьников национальной школы о культуре народов Татарстана

Успешная реализация целевой установки изучения педагогических условий приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана в значительной степени зависит от изучения достигнутого положительного опыта педагогов в этой области и устранения выявленных недостатков. Для выяснения того, насколько широко используются воспитательные возможности национальной культуры в учебно-воспитательном процессе младших школьников современной национальной школы, какова степень осведомленности учащихся, родителей, учителей о культуре народов родного края, мы разработали диагностику констатирующего эксперимента, направленную на решение следующих задач: 1.изучить состояние работы по обозначенной проблеме в практике национальных школ; 2. выяснить отношение учителей и родителей к проблеме национального и межнационального воспитания; 3. диагностировать начальный уровень сформированности знаний младших школьников национальной школы о культуре народов Татарстана. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы проводился в татарской национальной школе № 4, национальной гимназии № 2 им. М. Вахитова города Набережные Челны. Чтобы выяснить степень готовности педагогов к работе по национальному и межнациональному воспитанию, мы провели анкетирование учителей начальной школы вышеназванных образовательных учреждений. Анкета состояла из 8 вопросов, которые были направлены на выявление степени использования учителями эффективных средств национального и межнационального воспитания в учебно-воспитательном процессе младших школьников национальной школы. Учителям было предложено ответить на следующие вопросы: 1. Что Вы понимаете под национальной культурой? 2. Как Вы относитесь к национальной культуре других народов? 3. Используете ли Вы средства народной педагогики в учебной и внеучебной деятельности? 4. Используют ли в Вашей школе национальные традиции? 5. Как Вы используете в работе с детьми компоненты культуры народов Татарстана? 6. Какие народные традиции Вам кажутся особенно ценными? 7. Какое влияние оказывает использование идей народной педагогики на нравственное воспитание школьников? 8. Какие условия необходимы для улучшения работы по воспитанию детей на положительных народных традициях? Было опрошено 50 учителей, из них с педагогическим стажем до 10 лет -16, от 10 до 20 - 19 и свыше 20-15 человек. Понятие «национальная культура» 32 педагога (64 %) определили как народные традиции, обычаи, обряды, ритуалы. 7 (14%) учителей под национальной культурой понимают богатый исторический опыт народа, наследуемый из поколения в поколение и 5 учителей (10%) национальную культуру определили как материальные и духовные ценности конкретного народа, 6 учителей (12%) затруднились ответить. 23 (46%) учителя к национальной культуре других народов относятся положительно, 18 (36%) - равнодушно, 9 (18%) вообще не признают культуру других народов, ссылаясь на то, что они отрицательно влияют на культуру своего народа. На вопрос «Используете ли Вы средства народной педагогики в учебной и внеучебной деятельности?» 13%) учителей ответили, что не используют, 2% учителей не знают, что относится к средствам народной педагогики, 85% опрошенных учителей ответили, что на уроках используют лишь такие средства устного народного творчества, как загадки, пословицы, поговорки, сказки, а во внеучебное время - национальные праздники. При этом систематически работу проводят только 16% учителей, остальные 69% проводят работу случайно и отдельными мероприятиями; 15% учителей вообще не используют средства народной педагогики как в учебной; так и во внеучебной деятельности. На вопрос «Используют ли в Вашей школе национальные традиции?» 39% учителей ответили, что воспитание учащихся на национальных традициях предусматривает организацию и проведение народных праздников, 28% педагогов обращаются к историческому прошлому народа, 18%) учителей ответили, что для воспитания учащихся на национальных традициях используют декоративно-прикладное и изобразительное искусство. 15% опрошенных учителей затруднились ответить. Компоненты культуры народов своей республики (кроме компонентов культуры татарского народа) в воспитательной практике используют лишь 19% опрошенных учителей, среди которых 7% учителей обращаются к культуре и традициям других народов систематически, а остальные 12% учителей используют культуру других народов родного края эпизодически. 33% учителей знают культуру народов ближайшего национального окружения, но не используют в воспитании учащихся. У 48%) учителей знания о культуре народов Татарстана нечеткие, поверхностные. Отвечая на вопрос «Какие народные традиции вам кажутся особенно ценными?», учителя перечислили трудовые традиции, традиции проведения праздников, но не назвали традиции гостеприимства, взаимопомощи, взаимоподдержки, 42 (84%) учителей считают, что идеи народной педагогики влияют положительно на нравственное воспитание школьников, 8 (16%) из них затруднились ответить. Необходимым условием для улучшения работы по воспитанию детей на положительных традициях 42% учителей считают соблюдение народных традиций, 38% - проведение встреч, бесед с людьми старшего поколения; 20% педагогов думают, что учителя сами должны хорошо знать эти традиции. Анализ результатов анкетирования показал, что учителя владеют поверхностными знаниями о национальной культуре. Многие учителя хорошо знакомы лишь с культурой татарского народа (традиции, праздники, музыка, устное народное творчество), о культуре других народов они знают очень мало (некоторые праздники, декоративно-прикладное искусство). Следовательно, приобщение детей к культуре народов родного края носит непоследовательный, фрагментарный характер (таблица 6).

Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по приобщению младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана

На формирующем этапе предусматривалась решение следующих задач: - организация и проведение приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана по программе «Путешествие в мир национальных культур»; - педагогическое просвещение учителей и родителей по национальному и межнациональному воспитанию детей; - организация и проведение семейных мероприятий в области национальной культуры. Формирующий этап исследования по приобщению младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана проводился с 2003 по 2006гг. в национальной гимназии № 2 им. М. Вахитова с учащимися первого класса в количестве 75 человек, обучавшимися в 1А, 1Б, 1В классах. В состав контрольной группы также вошли 75 учащихся 1А, 1Б, 1В классов национальной школы № 4 города Набережные Челны. Требования к определению экспериментальной и контрольной группы были идентичные: одинаковый национальный состав (дети обеих групп по национальности татары), возраст, примерно одинаковый уровень воспитанности.

В начале опытно-экспериментальной работы были изучены особенности учащихся всех классов экспериментальной и контрольной групп. Особое внимание уделялось изучению нравственных качеств школьников, эмоционально-ценностных отношений детей к окружающим людям, проявления интереса к национальной культуре.

В 1А классе экспериментальной группы обучаются 24 учащихся (12 мальчиков, 16 девочек). У большинства детей этого класса не проявляются такие нравственные качества, как ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь, заботливость. Лишь отдельные дети с симпатией и доверием относятся к окружающим людям, всегда готовы оказать помощь другим детям. Учащиеся этого класса проявляют неустойчивый интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству, устному народному творчеству, народным традициям.

В состав 1Б класса экспериментальной группы входят 26 учащихся (12 мальчиков, 14 девочек). В классе многие учащиеся характеризуются сформированностью таких нравственных качеств, как доброта, отзывчивость, сострадание, заботливость, уважение к старшим, но и у них межличностные отношения не вполне устойчивые, так как дети не всегда проявляют чуткость и внимание к сверстникам. Интерес к искусству, устному народному творчеству, народным традициям проявляют лишь некоторые дети.

Количественный состав 1В класса экспериментальной группы 25 учащихся (15 мальчиков и 10 девочек). Большинство учащихся этого класса, особенно мальчики, отличается невнимательностью к окружающим людям. У этих детей не сформированы такие нравственные качества, как взаимопомощь, заботливость, отзывчивость по отношению к окружающим людям, они дружеское отношение проявляют лишь к нескольким сверстникам своего класса. В классе лишь несколько детей с симпатией и доверием относятся к окружающим людям, всегда готовы оказать помощь сверстникам, в том числе из других классов и школ. Некоторые учащиеся проявляют интерес к устному народному творчеству, традициям.

В состав 1А класса контрольной группы входят 25 учащихся (8 мальчиков, 17 девочек). Многие дети этого класса невнимательны, не проявляют заботу по отношению к окружающим людям. Круг общения у них ограничивается лишь одноклассниками, родными и близкими. У отдельных учащихся проявляются такие нравственные качества, как ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь, заботливость. Они общаются не только со сверстниками своего класса, но и с детьми из других классов и школ. Проявление интереса большинства детей к устному народному творчеству, искусству, традициям неустойчивое. Отдельные дети интересуются устным народным творчеством, традициями.

В 1Б классе контрольной группы обучаются 25 учащихся (13 мальчиков, 12 девочек). Большинство учащихся не проявляет внимание, чуткость к окружающим людям, не оказывает помощь сверстникам без просьбы. Все учащиеся дружеское отношение проявляют лишь к отдельным сверстникам своего класса. Интерес к искусству, устному народному творчеству, народным традициям проявляют лишь некоторые дети.

Количественный состав 1В класса контрольной группы - 25учащихся (10 мальчиков, 15 девочек). У многих детей этого класса не проявляются такие нравственные качества, как ответственность за поступки, взаимопомощь, заботливость, отзывчивость по отношению к окружающим людям. Лишь отдельные дети с уважением и доверием относятся к окружающим людям, всегда готовы оказать помощь другим детям. Школьники проявляют неустойчивый интерес к устному народному творчеству, традициям.1 У многих детей круг общения ограничивается лишь одноклассниками, родными, близкими.

Таким образом, в обеих группах устойчивый интерес к национальной культуре, традициям проявляют лишь отдельные дети. Большинство учащихся, как экспериментальной, так и контрольной группы, не готовы действовать позитивно как по отношению к близким, так и по отношению ко всем окружающим, в том числе и к представителям других национальностей.

Организация и проведение приобщения младших школьников экспериментальной группы к культуре народов Татарстана в национальной гимназии № 2 им. М. Вахитова осуществлялось нами на основе специально созданных педагогических условий: - приобщения к культуре народов Татарстана по программе «Путешествие в мир национальных культур»; - реализации плана совместной деятельности семьи и школы по национальному и межнациональному воспитанию детей, которая включает: а) педагогическое просвещение родителей б) организацию и проведение семейных мероприятий в области национальной культуры. Работа с учащимися контрольной группы заключалась в проведении бесед и анкетирования в конце каждого учебного года в течение четырех лет, в изучении и анализа продуктов деятельности детей (детских рисунков, лепки, вышивок, макетов, альбомов, стенгазет), в наблюдении за детьми во внеурочной деятельности.

В программе «Путешествие в мир национальных культур» предусматривалось использование большого многообразия форм, приемов и методов национального и межнационального воспитания. Традиционные методы (беседа, рассказ, объяснение, упражнение) были использованы для ознакомления детей с разными народами своей республики и страны, их жизнью, трудом, бытом, традициями и культурой, помогали им в освоений устного и музыкального фольклора. Нетрадиционные формы, методы и приемы (национальные праздники, игры, конкурсы, экскурсии, встречи, организация выставок, практические и творческие занятия) использовались для того, чтобы младшие школьники почувствовали своеобразие каждой национальной культуры, познали богатство дружеских взаимосвязей людей разных национальностей.

Похожие диссертации на Педагогические условия приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана