Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия приобщения младших школьников к семейным традициям Маркова Татьяна Анатольевна

Педагогические условия приобщения младших школьников к семейным традициям
<
Педагогические условия приобщения младших школьников к семейным традициям Педагогические условия приобщения младших школьников к семейным традициям Педагогические условия приобщения младших школьников к семейным традициям Педагогические условия приобщения младших школьников к семейным традициям Педагогические условия приобщения младших школьников к семейным традициям
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Маркова Татьяна Анатольевна. Педагогические условия приобщения младших школьников к семейным традициям : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Маркова Татьяна Анатольевна; [Место защиты: Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского].- Ярославль, 2007.- 179 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/2453

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Приобщение младших школьников к семейным традициям как актуальная педагогическая проблема 11

1.1. Теоретические основы приобщения младших школьников к семейным традициям 11

1.2. Семейные традиции как объект исследования и составляющая характеристика семейного уклада 30

1.3. Сущность понятий «традиция» и «семейная традиция» 48

1.4. Модель приобщения младших школьников к семейным традициям .64

Глава II. Характеристика педагогических условий приобщения младших школьников к семейным традициям 80

2.1. Диагностика процесса приобщения младших школьников к семейным традициям 80

2.2. Преемственность традиций в воспитании младших школьников в современной семье 97

2.3. Личный пример родителей в сохранении и развитии семейных традиций в воспитании младших школьников 117

Заключение 132

Библиографический список 135

Введение к работе

Актуальность исследования. Становление демократического общества -это медленный, противоречивый процесс, где одним из основных связующих звеньев между личностью, семьей и государством являются традиции. Сегодня особенно остро стоят вопросы взаимоотношения поколений, преемственности, возрождения, сохранения и развития семейных традиций.

Семья как уникальный социальный институт транслирует культурные ценности из поколения в поколение, так как именно здесь у ребенка формируется первое целостное представление о мире, закладывается фундамент человеческой личности. Однако в современных условиях социально-экономической нестабильности в обществе семья испытывает существенное напряжение по ряду причин: растет число разводов; падает рождаемость, утрачена престижность материнства; разрушается традиционная структура семьи; изменяются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений и представления о содержании семейных ролей; наблюдается неудовлетворенность супругов эмоционально-психологическим климатом семьи; происходит забвение традиций, ослабевает межпоколенное общение; снижается уровень психолого-педагогической культуры семьи, что отражается на ее воспитательном потенциале.

Вопросы предназначения семьи, ее культурные традиции, идеалы и ценности семейной жизни, методологические основы, связанные с изучением брака, семьи в современной социологии и демографии, отношением семьи и государства, культуры семейных отношений выявлены А.И. Антоновым, Н.С. Арсеньевым, Э.К. Васильевой, СИ. Голодом, И.А. Ильиным, М.С. Мацковским, B.C. Соловьевым, А.Г. Харчевым, Е.М. Черняк и др.

Типология семьи, ее специфика, роль семейного уклада в воспитании детей, психолого-педагогическое просвещение родителей освящены в трудах Ю.П. Азарова, И.В. Гребенникова, М.И. Демкова, П.Ф. Каптерева, И.В. Крупиной, Н.К. Крупской, Т. А. Куликовой, П.Ф. Лесгафта, Т.В. Лодкиной, А.С. Макаренко, А.Н. Острогорского, В.Я. Стоюнина, В.А. Сухомлинского и др.

Общие теоретические подходы к воспитанию в педагогике разработаны Л.В. Байбородовой, Б.З. Вульфовым, Б.Т. Лихачевым, М.И. Рожковым, В.А. Сластениным и др.

Феномен традиции в историко-философском ключе рассматривается М.И. Долгушиным, П.Н. Савицким, Н.С. Трубецким, Е. Шацким и др.; в этнокультурном и педагогическом аспектах P.M. Абакаровой, З.П. Васильцовой, Г.Н. Волковым, М.С. Каганом, А.Г. Козловой, Т.Ю. Купач, В.А. Разумным, И.В. Сухановым и др.

Анализ специальной литературы по данной проблеме позволил выявить противоречия между:

признанием богатства традиций и ценностей, накопленных народом, и отсутствием системных исследований семейных традиций, отражающих их развитие;

нарушением семейных традиций, вызванных снижением роли семьи,

позитивного, целенаправленного влияния ее уклада жизни на воспитание детей и необходимостью сохранения традиций для успешного воспитания подрастающего поколения;

- потребностью родителей в знаниях по вопросам воспитания и
недостаточной методической подготовленностью педагогов к работе с ними.

Названные противоречия обусловили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: при каких педагогических условиях приобщение младших школьников к семейным традициям будет эффективно?

Объект исследования: процесс приобщения младших школьников к семейным традициям.

Предмет исследования: педагогические условия приобщения младших школьников к семейным традициям.

Цель исследования: выявление педагогических условий приобщения младших школьников к семейным традициям.

Гипотеза исследования. Приобщение младших школьников к семейным традициям осуществляется при соблюдении следующих условий:

сформировано мотивационно-ценностное отношение младших школьников и их родителей к семейным традициям как составляющей характеристике семейного уклада;

идет передача социокультурных ценностей на основе принципа преемственности традиций, обеспечивающего взаимосвязь поколений;

сохранение и развитие семейных традиций осуществляется на личном примере и авторитете родителей с учетом возрастных особенностей младших школьников;

организация психолого-педагогического просвещения родителей способствует гуманизации детско-родительских отношений, повышению ответственности за воспитание детей и переходу родителей, педагогов от стихийно-эмпирического знания о традициях к научно-педагогическому. Задачи исследования:

  1. Раскрыть теоретические основы приобщения младших школьников к семейным традициям.

  2. Определить категориальный статус понятия «семейная традиция» как составляющей характеристики семейного уклада.

  3. Разработать модель приобщения младших школьников к семейным традициям.

  4. Обосновать и проверить в ходе опытно-экспериментальной работы педагогические условия приобщения младших школьников к семейным традициям.

Методологическую основу исследования составили: системный (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.А. Ганзен, Ф.Ф. Королев, Т.В. Лодкина, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин и др.), культурологический (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, В.А. Разумный, B.C. Соловьев и др.), гуманистический (А. Маслоу, К. Роджерс, В.А. Ситаров и др.), субъектно-деятельностный (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Рожков, Д.Б. Эльконин и др.), этнопедагогический (Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков,

А.Г. Козлова, К.Д. Ушинский и др.) и средовой (Т.С. Буторина, Б.З. Вульфов, Б.Т. Лихачев и др.) подходы; идеи о социальной ценности изучения семьи и семейного воспитания (А.И. Антонов, Л.В. Байбородова, Т.С. Буторина, А.Я. Коменский и др.).

Теоретической основой исследования являются концепции: воспитания жизнеспособных поколений российской молодежи И.М. Ильинского, П.И. Бабочкина, воспитания как педагогического компонента социализации ребенка Л.В. Байбородовой, О.С. Гребенюк, М.А. Ковальчук, С.Л. Паладьева, М.И. Рожкова, В.Б. Успенского, социологии семьи А.И. Антонова, семейного уклада и психолого-педагогической культуры Т.В. Лодкиной; подходы к воспитанию родителей и психолого-педагогической помощи семье И.В. Гребенникова, психолого-педагогического сопровождения семьи Л.М. Митиной; к пониманию сущности традиций и их роли в жизнедеятельности общества С.К. Бондыревой, Д.В. Колесова.

Для решения поставленных задач в работе применялись теоретические и эмпирические методы исследования: теоретический анализ научной литературы, анкетирование, моделирование, наблюдение, беседы, обобщение передового опыта, ретроспективный анализ биографий семей, контент-анализ, методика незаконченного предложения, опытно-экспериментальная работа, анализ творческих работ детей.

База исследования: МОУ средние общеобразовательные школы № 5 г. Вологды, № 12 г. Череповца, №№ 15, 17 г. Красавино Велико-устюгского района, с. Тарногский Городок Вологодской области; ГОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет»; НОУ ВПО «Вологодский институт бизнеса»; ГОУ СПО «Вологодский строительный колледж».

Всего исследованием было охвачено 803 испытуемых (366 младших школьников, 315 родителей, 122 студента из трех образовательных учреждений Вологодского региона).

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (2003 - 2004 гг.) - определение поля исследования; теоретический анализ научной литературы; уточнение методологических подходов и категориального аппарата; постановка цели, задач, гипотезы исследования.

Второй этап (2004 - 2006 гг.) - диагностика учащихся и их семей; проведение констатирующей и формирующей частей опытно-экспериментальной работы, в ходе которых проверялась выдвинутая гипотеза.

Третий этап (2006 - 2007 гг.) - обработка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы; уточнение теоретических положений; внедрение результатов исследования в практику; оформление диссертации.

Основные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна:

- педагогическая теория обогащена разработкой проблемы приобщения
детей к семейным традициям;

- установлена логическая взаимосвязь между теоретическими положениями
учения о традиции и процессами сохранения и развития традиций;

- семейные традиции рассмотрены как составляющая характеристика уклада
жизни семьи;

обоснован воспитательный потенциал семейных традиций, раскрывающихся через педагогические функции;

определены критерии и показатели, уровни приобщения младших школьников к семейным традициям;

выявлены и экспериментально апробированы педагогические условия приобщения младших школьников к семейным традициям.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что

- систематизация исторических и современных семейных традиций
позволила раскрыть их ценностные основы и выделить их педагогические
функции;

обнаружена взаимосвязь между традициями и формированием потребности к воспитанию детей у учащихся младшего школьного возраста: богатство и многообразие личного примера и авторитета родителей, выполнение определенных поручений воспитывающего характера усиливают подготовку детей к роли воспитателей в условиях семьи;

- средствами приобщения младших школьников к семейным традициям
выступают труд, фольклор, праздники, игра, общение и другие;

обозначена зависимость поступательного развития традиций от социально-экономических условий и уклада жизни семьи;

на основе системного подхода теоретически разработана и апробирована модель приобщения младших школьников к семейным традициям.

Практическая значимость исследования заключается в том, что

- разработан и внедрен в учебный процесс вуза спецкурс «Семьеведение»,
который может быть использован в деятельности других образовательных
учреждений;

- отдельные аспекты исследования могут применяться при чтении
теоретических курсов, спецкурсов в системе повышения квалификации
различных категорий педагогических работников;

- выработаны методические рекомендации и советы родителям, учителям,
классным руководителям по приобщению младших школьников к семейным
традициям.

Достоверность результатов исследования обеспечиваются

использованием комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования, его методологической базе; апробацией исследовательских методик и конкретностью их применения; подтверждается данными опытно-экспериментальной работы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Семейный уклад является воспитательным пространством, в котором из поколения в поколение передаются, сохраняются и развиваются традиции, способствующие непосредственному формированию личности ребенка, умению жить семьей. Семейные традиции - это составляющая характеристика уклада жизни семьи, характеризующаяся устойчивыми пространственно-временными отношениями, нравами и нормами поведения, ценностями семьи, накопленным опытом прежних поколений.

  1. Модель приобщения детей младшего школьного возраста дает представление о формировании мотивационно-ценностного отношения младших школьников и их родителей к семейным традициям, о механизме передачи социокультурных ценностей на основе принципа преемственности традиций с учетом возрастных особенностей детей и о педагогических функциях традиций. Педагогические функции традиций заключаются в стереотипных требованиях к личности и ее поведению в обществе, в силе личного примера; использовании положительного опыта воспитания детей предшествующих поколений.

  2. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса приобщения младших школьников к семейным традициям, включают в себя следующее: сформированно мотивационно-ценностное отношение младших школьников и их родителей к семейным традициям как составляющей характеристике семейного уклада; идет передача социокультурных ценностей на основе принципа преемственности традиций, обеспечивающего взаимосвязь поколений; сохранение и развитие семейных традиций осуществляется на личном примере и авторитете родителей с учетом возрастных особенностей младших школьников; организация психолого-педагогического просвещения родителей способствует гуманизации детско-родительских отношений, повышению ответственности за воспитание детей и переходу родителей, педагогов от стихийно-эмпирического знания о традициях к научно-педагогическому .

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и результаты исследования обсуждались и докладывались на всероссийских научно-практических конференциях: «Философия и практика ненасилия» (Санкт-Петербург, 2005 г.), «Молодые исследователи - регионам» (Вологда, 2006 г.); межрегиональных научно-практических конференциях и семинарах: «Исследовательская культура: теория и практика» (Вологда, 2005, 2006 гг.), «Исследовательская культура: методы, приемы, процедуры» (Санкт-Петербург, 2006 г.), «Ценностное отношение молодого преподавателя вуза к профессионально-педагогической деятельности в условиях изменяющейся России» (Архангельск, 2006 г.), «Роль семьи в жизненном самоопределении студентов» (Вологда, 2007 г.), «Традиции русской семьи» (Вологда, 2007 г.), Первом форуме матерей земли Вологодской (Вологда, 2007 г.), «Дети и молодежь - будущее России» (Вологда, 2007 г.), методологических семинарах, заседаниях кафедры педагогики Вологодского государственного педагогического университета, заседаниях кафедры педагогики, психологии и профессионального обучения Архангельского государственного технического университета, а также в публикациях автора.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Текст иллюстрирован таблицами, рисунками и гистограммами, отражающими основные положения и результаты исследования.

Семейные традиции как объект исследования и составляющая характеристика семейного уклада

В.А. Сластенин так же определяет сущность системного подхода в том, что «относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Системный подход позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов» [216,с.83].

Институт семьи является результатом исторического взаимодействия общества и культуры, в связи с этим в нашем исследовании необходимо рассмотреть культурологический подход, истоки которого можно видеть в идеях русской философии XIX - XX веков (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, B.C. Соловьев и другие). Обращение к этому подходу оправдано еще и потому, что семья оказывает огромное влияние на культурное развитие личности. Семейное воспитание - это путь овладения культурой, одна из его задач -помочь ребенку найти свое место в культуре (выборе ценностей, среды жизнедеятельности и способов культурной самореализации в ней).

Необходимость включения в методологическую базу нашего исследования культурологического подхода вызвана также тем, что традиции являются компонентом общей культуры человека [30; 107; 219].

Ведя речь о семье и семейном воспитании, нельзя не обратиться к гуманистическому подходу в педагогике (А. Маслоу, К. Роджерс, М.И. Рожков, В.А. Ситаров и другие) [159; 194; 195; 214]. Гуманизм как философская категория представляет собой систему взглядов, признающих ценность человека как личности. Критериями гуманизма считаются уважительное отношение к человеку, его достоинству и возможностям, утверждение права на свободу и развитие личности. Гуманизация семейного воспитания - это реализация в процессе построения отношений между родителями и ребенком принципов мировоззрения, в основе которого - уважение к людям, забота о них; постановка в центр педагогического внимания интересов и проблем ребенка; исходная вера в его положительные возможности. Суть гуманной педагогики состоит в том, что ее средства направлены не на прямое воздействие на человека, а на стимулирование его собственной активности. Гуманистический подход тесно перекликается с субъектно-деятельностным.

Сущность субъектно-деятельностного подхода, раскрытого Б.Г. Ананьевым, Л.В. Байбородовой, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Т.В. Лодкиной, М.И. Рожковым, Д.Б. Элькониным и др., заключается в том, что становление, развитие личности как целостного психологического явления происходит в процессе жизни человека на основе усвоения общественных форм деятельности, сознания и поведения. Рассмотрение ребенка как активного субъекта деятельности в наибольшей степени осуществляется в семье, где процесс воспитания глубоко индивидуален, основан на гуманных взаимоотношениях, признании ребенка личностью. В семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности - интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения [7; 19; 69; 142; 147; 195; 267].

Этнопедагогическому подходу посвящены работы А.Ю. Аксеновой, В.М. Бызовой, Г.Н. Волкова, А.Э. Измайлова, П.Ф. Каптерева, Л.И. Краевой, Б.Т. Лихачева, К.Д. Ушинского, З.Б. Цаллаговой и др. Суть данного подхода состоит в том, что воспитание подрастающих поколений осуществляется с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, каноны, ритуалы, привычки. Система семейного воспитания в этнопедагогике ставила своей целью вырастить здорового, стойкого и смелого человека. Важнейшими моментами этнопедагогичекого подхода являются: во-первых, уважительное, доброе и ответственное отношение к пожилым и старшим; во-вторых, умение изучать и ценить родословную и считаться с мнением родителей и взрослых; в-третьих, развитие идей гуманизации и сотрудничества в семейно-бытовой и социокультурной среде; в-четвертых, восстановление утраченных нравственных традиций, обычаев, обрядов и других ценностей; в-пятых, умение оценивать, воспитывать, корректировать, развивать, контролировать себя и собственную семью [4; 51; 62; 105; 114; 131; 145; 245; 258].

Значительное место в данном исследовании занимает средовой подход. В Большом Российском энциклопедическом словаре термин «среда» раскрывается как «окружающие человека общественно-материальные и духовные условия его существования и деятельности. В узком смысле среда (микросреда) означает непосредственное окружение человека, трудовой, ученический и другие коллективы и группы. Она оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности» [39, с. 1271]. В ряде исследований среда рассматривается как категория, определяющая условия развития человека как природно-психо-социокосмического существа в совокупности своих сущностных сил во вселенной культуре (Е.П. Белозерцев, Т.С. Буторина, И.В. Крупина, Б.Т. Лихачев, Т.В. Лодкина и др.) [28; 50; 132; 145; 147].

По мнению Е.П. Белозерцева, культурно-образовательная среда -философско-педагогический феномен. Целостность культуры и образования соотносится с культурно-образовательной средой как отдельное и общее, часть и целое, и выступает в лаборатории духовного, социального и профессионального опыта человека. Педагогический потенциал культурно-образовательной среды определяется традиционными ценностями, характерными для каждого города, прилегающих деревень и образовательных учреждений, реализация которых происходит через прояснение, переживание, присвоение, создание ценностей, что в концентрированном виде выражается в образе жизни и семейном укладе. Средовой педагогический потенциал может быть увеличен за счет возрастания ресурсов путем изменений в структуре и взаимодействия между элементами системы [28, с.32].

Особенности региональной среды раскрыты в трудах Т.С. Буториной, которая дает следующее определение: «региональная среда есть совокупность культурных, социальных, природных компонентов, влияющих на формирование и функционирование человека в определенном регионе, предметная обстановка развития личности» [50, с. 13].

Т.В. Лодкина пишет: «Социальная среда включает макро- и микросреду. Соотношение макро- и микросреды - одно из проявлений диалектики общего и особенного. Сущностью макросреды являются господствующие в обществе производственные отношения, а так же элементы общественной надстройки, которые выступают в отношении к формирующейся личности как объективное, не зависящее от его воли и сознания. Микросреда (микросоциум) - это непосредственное окружение человека, повседневно воздействующее на его сознание и поведение; фактор, ускоряющий или сдерживающий процесс самореализации личности. Характеристика конкретного общества формирует ту социальную среду, в которой существует семья. Избежать влияния среды на индивида невозможно» [147, с.27].

Модель приобщения младших школьников к семейным традициям

Обратившись к специальной литературе, видим, что в качестве традиции могут выступать определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.п.

Тем не менее, следует заметить, что понятие «традиция» многозначно и является предметом исследования ряда наук: этнографии, этики, лингвистики, социологии, правоведения, философии, педагогики и т.д. К изучению феномена традиции ученые подходят с разных точек зрения: системного, аксиологического, культурологического, деятельностного, средового и других подходов, что свидетельствует о масштабности и многоплановости данного явления.

Сущность понятия «традиция» раскрывается М.И. Долгушиным, П.Н. Савицким, Н.С. Трубецким, Е. Шацким и др.

М.И. Долгушин предлагает рассматривать категорию традиции в трех основных аспектах: традиция как порядок, процесс, полная система существования той или иной общности.

По его мнению, традицию можно определить как порядок наследования, обеспечивающий посредством определенных правил, обязанностей, мер точное воспроизведение сущности наследуемого, его содержания. Традиция выполняет в культуре функцию инстинкта самосохранения, выступает как принцип и способность сопротивляемости разложению смысла. Поэтому традиция не может быть сведена к частному мнению. Традиция в этом понимании не является чем-то абстрактным, неуловимым, она всегда есть конкретный порядок: модель, образец, ценностный, духовно-эмоциональный, символический «стереотип» [91, с. 11]. Характеризуя традицию как процесс, М.И. Долгушин настаивает на том, что «традиция есть форма социокультурного наследования, организованная таким образом, чтобы обеспечить адекватное возобновление вложенного в нее содержания; кроме того, традицией называют и сам процесс организованного таким образом наследования».

Однако, наряду с традицией существует и другая форма наследования -инновация (или преобразование). Инновация представляет собой такой порядок наследования, при котором наследуемое несет в себе новый смысл и служит другому предназначению. Цель инновации не в возобновлении старого, а в порождении нового содержания [91, с. 14].

Переходя к третьему аспекту традиции, М.И. Долгушин говорит о ее максимальном, полном масштабе, когда она соответствует не символам, образам, ритуалам, а равносильна всей несущей ее исторической общности, всей культуре. Полная традиция включает в себя, помимо собственно традиции (как ее внутреннего принципа, то есть упорядоченного наследования), разработанную систему моделей наследования, осуществляющую надлежащую сохранность каждой входящей в нее модели; мировоззрение, то есть систему представлений, поддерживающих традицию интеллектуально, в том числе идеологически; институты и организации, обеспечивающие последовательный и правильный процесс наследования, как то: систему воспитания и систему образования восприемников традиции.

Согласно теории М.И. Долгушина, полная традиция выступает как сам дух исторической общности, как само человеческое отношение к вещам, как хранение образа жизни, деятельности, поведения. В таком случае традиция заботится о тех, кто будет впоследствии заботиться о ней [91, с. 15].

Мы разделяем точку зрения М.И. Долгушина в том, что традиция выполняет функцию сохранения накопленного знания, опыта и является формой социокультурного наследования, имеет историко-культурный потенциал, который можно использовать в качестве эффективного средства решения современных проблем. Традиции обеспечивают определенную прочность нынешнему состоянию вещей и оказываются фактором веры, которая позволяет людям ориентироваться в мире.

В связи с этим, представляет интерес точка зрения П.Н. Савицкого, который уделяет большое внимание вопросу культурной преемственности. Он отмечает, что «утрачивающий традиции скатывается вниз. Но горе тому, кто ограничивается только охранением традиций. Если поступать так, это означает, что традиции, которую охраняют, недолго осталось жить» [201, с.36]. По его мнению, традиция должна постоянно достигать наиболее совершенных, актуальных форм и находить свои новые формы «с усилием», а замыкание на ценностях прошлого недопустимо.

Заслуживает внимания позиция Н.С. Трубецкого на данную проблему. Он неоднократно подчеркивал значимость данного феномена для русского общественного сознания в концепции «органической традиции». В работе «Европа и человечество» (1920) Н.С. Трубецкой пишет, что «запас культурных ценностей, иначе говоря, инвентарь культуры, для успешного дальнейшего развития должен передаваться путем традиции, то есть всякое молодое поколение должно усваивать путем подражания старшим культуру, в которой выросло предшествующее поколение, и которую это поколение, в свою очередь, получило от своих предшественников» [239, с.66]. Для каждого поколения культура является исходной точкой дальнейших открытий, и это обстоятельство является одним из непременных условий непрерывности и органичности развития культуры. Н.С. Трубецкой считает важным, чтобы культурные ценности и их элементы в сознании общества и в сознании изобретателя были расположены приблизительно одинаково, чтобы их взаимоотношения в том и другом сознании были те же самые, а это достижимо лишь при условии одной традиции. Кроме того, ученый касается вопроса о культурных зависимостях и влияниях. Концепция «органической традиции» зарождается у него именно в контексте заимствования традиции, которая подвержена воздействиям из другой традиции. На примере двух народов, А и В, где каждый из них имеет свою культуру, он показывает, что органическая традиция воспринимается и усваивается с детства, в семье. «Чужая» традиция может усваиваться на первых порах только через «искусственные коллективы» - школу, армию, производство и т.д. В результате такого внедрения инородной традиции получается «традиция смеси», существующая в бесконечно дробящемся и неустойчивом состоянии. Приобщения к чужой культуре не происходит, так как не происходит «антропологического смешения» [239, с.69].

Идеал органической традиции совпадает у Н.С. Трубецкого с идеалом культурной самобытности и духовного самопознания как народа в целом, так и составляющих его коллективных и индивидуальных личностей. Народы и культуры имеют долг воспринять духовную традицию самобытно и адекватно своей специфике, соединить христианскую истину со своей национальной стихией, национальной психологией, бытовой и природной обстановкой. Таким образом, «органическая традиция» предстает у Н.С. Трубецкого как одно из необходимых условий естественного здорового становления культуры -она есть воспроизведение гармонии и сбалансированности всех социально-культурных начал общества.

Небезынтересна, на наш взгляд, точка зрения Е. Шацкого на категорию традиции. Он выделил три понятийных уровня традиции: 1) функциональный уровень, где в центре внимания оказывается функция передачи из поколения в поколение тех или иных ценностей данной общности; 2) объектный уровень характеризуется тем, что интерес исследователя переключается с того, как эти ценности передаются на то, каковы эти ценности, т.е. что именно подлежит передаче; 3) субъектный уровень, на котором на первом плане находится отношение данного поколения к прошлому, его согласие на наследование или же протест против этого [262, с.284].

Преемственность традиций в воспитании младших школьников в современной семье

Анкетирование позволило выявить знания и представления респондентов о семейных традициях. Было подготовлено два варианта анкет: для учащихся и для родителей (см. Приложения 1, 2, 3). Анкеты составлялись с учетом необходимости наиболее полного выяснения интересующих вопросов, сведя к минимуму элементы субъективности в ходе исследования. Перед началом анкетирования проводился инструктаж, сообщалась цель и задачи исследования.

Первая серия вопросов касалась сведений о семье, вторая часть содержала вопросы о семейных традициях, праздниках, реликвиях и т.д.

Выявление знаний младших школьников о своей семье, своих родителях представляет для нас особый интерес. Всем респондентам был задан вопрос о возрасте родителей.

Ответы младших школьников показывают, что возраст матерей составляет в среднем от 25 до 35 лет, возраст отцов - от 31 до 40 лет. К сожалению, по результатам опроса приходится констатировать, что из общего числа школьников не знают возраст одного или обоих родителей в Вологде - более трети, Череповце и Красавино - одна треть, Тарногском Городке - 13,3% респондентов. Таким образом, исходя из приведенных данных, можем заключить, что в Тарногском Городке школьники более информированы о возрасте своих родителей, чем их сверстники в Вологде.

Нас также интересовало, знают ли младшие школьники образование своих родителей. Полученные результаты свидетельствуют, что две трети матерей имеют среднее специальное или высшее образование. Уровень образования отцов различается в зависимости от места жительства, так в Вологде и Череповце более половины отцов имеет высшее образование, в Красавино и Тарногском Городке - среднее или среднее специальное. Полученные ответы также демонстрируют, что более трети учащихся в Вологде и Череповце не имеют точного представления об уровне образованности своих родителей.

Ответы младших школьников на вопрос: «Где и кем работают Ваши родители?» позволили сделать вывод о том, что подавляющее большинство детей (86,9%) знают место работы своих родителей, но представления о социальном статусе, т.е. кем работают родители, носят фрагментарный характер (16,1%).

Сведения, полученные на вопрос о составе семьи, дают основание утверждать, что преобладающим типом семьи является нуклеарная семья (64,0%), трехпоколенные семьи составляют 17,6%, неполные - 12,0%.

Вызывает интерес и вопрос о количестве детей в современной семье. Результаты анкетирования показывают, что преобладающее большинство (94,2%) семей воспитывают одного или двух детей. Многодетные семьи встречаются довольно редко. Сложившаяся ситуация позволяет предположить, что из современной семьи постепенно уходит традиция многодетности, ослабевает связь между братьями и сестрами, утрачивается опыт взаимопомощи старших детей младшим, что ведет к смещению ценностных ориентации семьи.

Важное место в нашем исследовании занимает изучение ценностных ориентации семьи. Если обратиться к сути понятия «ценностные ориентации», то в «Философском энциклопедическом словаре» (М., 1999) эта категория описана следующим образом: «Ценностные ориентации, важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентации образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов» [249, с.764]. Итак, ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим мотивацию личности. В связи с этим, дня нас определенный интерес представляют установки, убеждения, предпочтения и избирательное отношение подрастающего поколения к ценностям, оценить которые позволили ответы младших школьников и их родителей на вопрос: «Какие из перечисленных ценностей Вы считаете самыми главными?». Приоритеты в ценностных ориентирах детей и родителей совпали по двум позициям: на первом месте - «здоровье», на втором - «семья» (см. таблицу 1).

Данные таблицы 1 показывают, что здоровье и семья в структуре жизненных ценностей респондентов занимает одно из доминирующих положений. В среднем 84,6% опрошенных школьников и 93,2% отцов и матерей относят здоровье к приоритетной ценности. Семью выбирают в среднем 71,6% учащихся и 83,6%о их родителей. На третье место по степени важности 32,4% младших школьников и 38,8% отцов и матерей ставят любовь. Далее по шкале выбираемых ценностей распределяются деньги, их подчеркивают 24,1% учащихся и 26,7% родителей; образование в качестве ценности отмечают 24,3% школьников и 22,8% отцов и матерей. По остальным критериям: знания, дружба и работа, мнения детей и взрослых различаются. Учащиеся знания и дружбу ставят выше работы, а родители, в свою очередь, больше ценят работу.

Таким образом, опираясь на полученные результаты, можем констатировать, что ценностные ориентиры подрастающего поколения: здоровье, семья, любовь остаются на одном из первых мест. Деньги в качестве ценности, оказавшиеся на четвертом месте, по общему числу выборов респондентов, свидетельствуют о некотором снижении значимости духовно-нравственных ценностей у детей и взрослых. Большой интерес для нас представлял вопрос: «Кто принимает важные решения в семье?».

Половина опрошенных школьников в Вологде считают, что все важные решения в их семье принимаются сообща. В Череповце и в Тарногском Городке более половины младших школьников, в Красавино половина учащихся отмечают, что все решают в семье только родители без их участия. Заслуживает внимания и тот факт, что все респонденты ведущую роль в принятии семейных решений отводят матери. Одна треть вологодских, череповецких, красавинских и тарногских школьников утверждают, что важные решения принимает в семье мать. Главенство отца признают только 1,8% опрошенных в Вологде, 14,5% - в Череповце, 9,1% - в Красавино, 4,5% - в Тарногском Городке.

Что касается родителей, то их ответы не многим отличаются от ответов детей. Около половины респондентов утверждают, что важные решения принимают только родители. Около трети опрошенных отцов и матерей отдают предпочтение в принятии решений матери: в Вологде - 26,9%, в Череповце -18,1%, в Красавино - 26,1%, в Тарногском Городке - 17,8%. Полученные данные дают основание утверждать, что мужчина, традиционно выполнявший роль добытчика, защитника, главы семейства, устраняется от этой роли.

Личный пример родителей в сохранении и развитии семейных традиций в воспитании младших школьников

Таким образом, деятельность родителей заключалась в приобщении детей к социальному опыту семьи, к кругу нравственных ценностей через освоение культурных семейных традиций, в совершенствовании семейного уклада, в создании воспитывающей среды через повышение психолого-педагогической культуры.

Специфика работы с педагогами по приобщению младших школьников к семейным традициям заключалась в обобщении передового педагогического опыта (семинары, конференции), разработке методического обеспечения (комплекс развивающих заданий для детей, сценариев праздников, игр, консультаций для родителей и т.д.), вхождение в контакт с членами семьи, диагностику семей и отслеживание результатов опытно-экспериментальной работы. Деятельность педагогов в рамках данной программы предусматривала организацию совместной деятельности детей и взрослых, в результате которой у детей повышался интерес к традициям и истории своей семьи.

Результатом программы опытно-экспериментальной работы по приобщению младших школьников к семейным традициям явилось создание благополучного эмоционально-психологического климата в семье, совершенствование семейного уклада, способствующего сплочению семьи и укреплению ее поколенных связей. Решению этих задач способствовали различные дела, участниками которых стали младшие школьники, их родители, бабушки и дедушки, братья и сестры.

Определяющим условием развития личности являются отношения, которые складываются во взаимодействии детей и родителей, отражающиеся в семейном укладе. Жизнь взрослых членов семьи накладывает свои отпечатки в сознании детей гораздо раньше, чем они начинают отдавать себе отчет, что у них уже сложились привычки, потребности, вкусы, готовые представления и т.д. Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, которая складывается намеренно или ненамеренно. В связи с этим личный пример родителей по применению традиций в воспитании можно характеризовать как одно из педагогических условий приобщения детей к семейным традициям. Пример собственного поведения родителей - самый мощный способ воздействия на ребенка. Как пишет А.С. Макаренко, «воспитательный процесс есть процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон создается собственной жизнью и собственным поведением родителей». В поведении родителей, включая всю отцовскую и материнскую жизнь - работу, мысль, привычки, чувства, стремления, находятся корни авторитета, который должен заключаться в самих родителях, независимо от их отношения к детям [154, с. 161].

В младшем школьном возрасте это особенно актуально, поскольку родители значимы для ребенка как образцы для подражания. Каждая семья несет ответственность за воспитание своих детей, и какие качества характера она им прививает. Наша реальная жизнь показывает, что необходимо осознать и переосмыслить те глубинные деформации в психологии многих взрослых, которые росли в атмосфере дефицита семейного счастья и материнского тепла. Равнодушие и холодность отцов и матерей по отношению к детям объясняет недостаток внимания к их нуждам и запросам. Решению данной проблемы может способствовать только психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах воспитания детей.

С целью определения результатов опытно-экспериментальной работы, а также условий эффективного использования семейных традиций в воспитании младшего школьника мы провели повторную диагностику школьников и их родителей на основе выделенных критериев и показателей, методом сравнения и обработки данных.

Повторно было опрошено 366 младших школьников и 318 семей: в Вологде - 104 младших школьника, 75 семей; в Череповце - 82 младших школьника, 73 семьи; в Красавино - 93 младших школьника, 91 семья; в Тарногском Городке -87 младших школьников, 79 семей.

Как показывают данные таблицы 4, на начальном этапе опытно-экспериментальной работы семью как основную ценность рассматривали 78,2% младших школьников в Вологде, 52,0% учащихся в Череповце, 78,7% респондентов в Красавино и 77,6% детей в Тарногском Городке. По завершении эксперимента количество учащихся, ставящих семью на первое место, увеличилось в Вологде на 4,3%, в Череповце на 15,1%, в Красавино на 6,2%, в Тарногском Городке на 5,2%. Сравнительные оценки ценностных характеристик наглядно демонстрируют, что семья в приоритетах младших школьников переходит на первое место. Представления учащихся о здоровье остаются на достаточно высоком уровне: в Вологде - 84,5% и 81,7%; в

Череповце - 85,5% и 79,3%; в Красавино - 83,8% и 82,8%; в Тарногском Городке - 84,7% и 81,6%. Наблюдается переосмысление детьми таких категорий как дружба, любовь. Данные свидетельствуют об изменившихся представлениях детей о материальных ценностях, так, значимость денег в представлениях младших школьников снизилась в Вологде на 13,4%), в Череповце на 5,7%, в Красавино на 6,2%, в Тарногском Городке на 5,8%. Остальные показатели не претерпели существенных изменений.

Результаты опроса о ценностных ориентирах учащихся позволили выявить, что участие родителей, учителей школ в процессе приобщения младших школьников к семейным традициям способствует росту показателей их ценностной ориентации.

Составной частью опытно-экспериментальной работы было повышение психолого-педагогической культуры родителей. Для определения эффективности этой работы мы провели повторную диагностику родителей, которая показала, что в современных семьях применяются следующие методы воспитания: формирования сознания личности (беседа, пример), организации деятельности и формирования опыта поведения (приучение, требование), стимулирования и мотивации деятельности и поведения (эмоциональное воздействие, поощрение) (см. таблицу 5).

Похожие диссертации на Педагогические условия приобщения младших школьников к семейным традициям