Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционная педагогическая культура народов Севера Бугаева Алла Львовна

Традиционная педагогическая культура народов Севера
<
Традиционная педагогическая культура народов Севера Традиционная педагогическая культура народов Севера Традиционная педагогическая культура народов Севера Традиционная педагогическая культура народов Севера Традиционная педагогическая культура народов Севера Традиционная педагогическая культура народов Севера Традиционная педагогическая культура народов Севера Традиционная педагогическая культура народов Севера Традиционная педагогическая культура народов Севера
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бугаева Алла Львовна. Традиционная педагогическая культура народов Севера : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : Москва, 1996 380 c. РГБ ОД, 71:98-13/89-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Традиционная педагогическая культура как социально-педагогический феномен

1. Состояние разработанности исследуемой проблемы .23

2. Сущностные характеристики традиционной педагогической культуры 62

3. Факторы и средства народной педагогики - основа традиционной педагогической культуры

Глава II. Особенности традиционной педагогической культуры народов Севера

1. Социально - этническая характеристика народов Севера 126

2. Этническая картина мира, ее отражение в традиционной культуре воспитания северян 14 8

3. Перманентность и комбинированность воспитательного воздействия на ребенка 179

4. Традиционная педагогическая культура в процессе формирования национального самосознания северян 20 4

Глава III. Содержание и формы функционирования традиционной педагогической культуры

1. Этническое самосознание северян как результат воздействия системы традиционного воспитания 237

2. Концентрирование и ретрансляция опыта народной педагогики как одна из функций шаманства 260

3. Педагогические идеи, идеалы северян в творчестве народных просветителей 280

4. Традиционная педагогическая культура в современной системе воспитания и образования 296

Заключение 336

Приложение 1 346

Приложение 2 345

Список использованной литературы 353

Введение к работе

Ак_ту^і1ьно_сть исследования. В условиях глубочайшего

социально-экономического кризиса, переживаемого в настоящее время Россией, исследования этнопедагогических проблем, призванные выявить закономерности возникновения, становления, развития и функционирования традиционной педагогической культуры любого из народов, приобретают особенно актуальное значение.

Это зависит от целого ряда обстоятельств, связанных с отдельными аспектами социальной, этнической и духовной истории народов. Для подтверждения этого достаточно обратиться к "Золотому правилу" этнопедагогики (Г.Н.Волков), приобретающему особенный символический смысл именно в острые кризисные, быть может, даже трагические периоды человеческой истории. Это правило в общем виде формулируется следующим образом: без исторической памяти - нет традиций, без традиций

- нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания

нет духовности, без духовности - нет личности, а без личности - нет народа как исторической личности.

Эта целостная, взаимосвязанная картина важнейших социальных
макроструктур особенным образом подчеркивает актуальность
исследования традиционной культуры воспитания, народной
педагогики, народной педагогической культуры с ее

бессмертными фольклорными, бытовыми, религиозными и другими духовно-этическими традициями, определяющими в конечном счете судьбу каждого и любого народа. При этом нельзя не признать, что решающим звеном в этом взаимодействии - память - традиция

- культура воспитания - духовность - личность - народ -
оказывается именно воспитание - центральное звено,

относительно которого предыдущие и последующие структурные элементы являются не только симметричными, но и подчиненными: они как бы оказываются стянутыми именно к центру -воспитанию.

В детальном рассмотрении каждого из составляющих формулы,
выражающей "Золотое правило", нетрудно усмотреть многократное
подтверждение чрезвычайной актуальности исследуемой проблемы.
Вечность воспитания как наиболее устойчивой социальной
категории подтверждается всем ходом исторического развития и
человечества и каждого из народов. С одной стороны, без
воспитания немыслимо сохранение народом исторической памяти,
с другой стороны, исторические события, сведения о которых
сохраняются в народной памяти, являются эффективнейшим из
факторов воспитательного воздействия на подрастающее

поколение, что служит дополнительным подтверждением

актуальности настоящего исследования и его научной
самоценности - независимо от быстротекущих социальных
изменений. Благодаря исторической памяти реализуется

универсальная социально-культурологическая и педагогическая идея преемственности как основы связи настоящего, прошлого и будущего в развитии культурного процесса. Суть этого процесса в том, что при переходе от одних этапов развития культуры к последующим происходит сохранение, закрепление и формирование "исторической предопределенности возникновения культурного выбора тех или иных ' феноменов, отдельных сторон, характеристик"1 культурного процесса в целом.

1 Культурология. Краткий словарь Под ред. Й.Ф.Кефели. Изд. второе, доп. и переработ.- СПб. ,* Петрополис, 1995. - С. 27.

Развитие культуры, формирование духовности, воспитание личности, в том числе особенно личностей-символов, в свою очередь, еще более актуализирует проблему и тему настоящего исследования.

Традиционная народная культура воспитания делает основную
ставку на формирование духовности, характеризуемой

бескорыстием, свободой, эмпатией, взаимной поддержкой,
солидарными действиями, добротой, эмоциональностью, т.е.
всеми теми качествами личности, которые возвышают ее над
собственными индивидуально-эгоистическими, прежде всего
биологическими потребностями. Духовность связывается с
традиционной народной этикой, выражающейся, прежде всего, в
ненасилии, во внутренней чистоте, умиротворенности,

скромности и послушании. Все это наилучшим образом представлено у народов Севера, что, быть может, и является в этом чуждом и жестоком им мире одной из причин их трагической судьбы: они, принципиально отказавшиеся от насилия, будучи в то же время неспособными к сопротивлению, к борьбе за свои естественные права, оказались совершенно незащищенными и все более превращаются в жертву.

Однако, что бы ни было, при любых условиях и обстоятельствах народная педагогика для любого этноса судьбоносна, спасительна. Это доказывается и тем, что 24 депортированных народа России и десятки этнических групп, подвергшиеся жесточайшей дискриминации," сохранили себя именно благодаря своей национальной, народной системе воспитания. Есть еще один аспект актуальности исследования- Традиционная культура воспитания любого этноса представляет собой безусловный интерес и для других народов, причем не только как историко-

культурный опыт, но и духовное сокровище, по которому можно судить о народе. Чтобы узнать духовно-нравственный мир любого народа, надо изучать его традиционную педагогическую культуру. Проникновение во внутренний мир народа и его представителей возможно только на основе традиционной педагогической культуры. Следовательно, актуальность ее исследования выражается и в том, что его результатами можно воспользоваться и при регулировании межэтнических отношений.

В настоящее время технические и социальные достижения
выглядят эфемерными в мире с деградирующей природной средой,
растущей отчужденностью между людьми различных

национальностей, несогласием между ними. Происходит смена
ценностных ориентации у одних наших современников и утрата
моральных ценностей у других. Особенно заметным

противоречием в нравственном самоопределении личности стал национальный аспект, когда на смену классовой или государственной пришла этническая характеристика как важнейшая, влияющая на весь жизненный путь человека. Игнорирование этнического фактора в общественном процессе чревато многими непредсказуемыми тяжелыми последствиями.

В этой связи особую актуальность приобретает комплексный анализ потенциала воспитательных средств, формирующих этническое сознание граждан России, и прежде всего, духовно-нравственных ресурсов традиционной педагогической культуры.

Социологические обследования, проведенные среди народов Севера, выявляют, что большинство анкетированных отдают предпочтение не кровно-генетическим признакам национальной принадлежности, а прежде всего воспитанию и образу жизни в духе национальных традиций, владению национальным языком,

национальными обычаями. Наши исследования подводят к выводу о том, что практическому разрешению противоречий, преодолению кризисов в области национального самосознания личности способствуют, в первую очередь, семья с ее нравственной традицией, ближайшее социальное окружение, социальные институты, среди которых следует особо выделить систему народного образования. Большое значение в формировании нравственно-этической позиции этноса в сфере национального имеет культурный и образовательный уровень населения, вовлеченность его в общественные уклады доиндустриального типа и исторический опыт каждого этноса.

Малочисленными народами Севера создана уникальная

материальная и духовная культура, ориентированная на
конструктивные взаимоотношения с окружающим миром.

Практические уроки из опыта жизни этих этносов, которые в течение тысячелетий сохраняли стабильность в экстремальных условиях природного окружения, их знания о природе на фоне мирового экологического кризиса приобретают особую ценность.

При этом важно подчеркнуть, что в своих самооценках человек Севера никогда не считал себя "венцом" природы, но чувствовал себя ее неотъемлемой частью. Для него основной заповедью жизни было: "Оставь землю потомкам такой, какой ты увидел ее в детстве". И в таком отсутствии гордыни видится "великий шанс" для всего человечества сохранить оптимальные формы отношения природы и человека. Знания, которыми обладали северные народы, их верования и обряды, являются бесценным результатом непростого противоречивого опыта предков, за который заплачена непомерная цена и который не должен быть утерян ни в коем случае. Этот опыт необходимо сберечь для

подрастающего поколения, для выявления новых приоритетов в мировой педагогической науке и практике воспитания. Правомерно отношение к традиционной педагогической культуре северян как общечеловеческому бесценному духовному сокровищу. Поэтому право на самобытность должно быть признано не только в качестве юридического, философского или политического принципа. Это право имеет универсальный смысл и является краеугольным камнем, определяющим богатую палитру жизни на планете. Исчезновение уникальнейшей северной цивилизации явилось бы невосполнимой утратой для всего человечества.

Процессы обучения и воспитания подрастающего поколения в современных условиях требуют изучения всех социальных факторов, влияющих на человека. Общественное сознание, взгляды, убеждения людей формируются не только социально-экономическими условиями современной жизни, на них влияют традиции, обычаи, идеи, понятия, идеалы, которые выработаны человечеством в прошлом. Они значимы для крупных этносов, педагогическая мысль которых задавала целя образованию и воспитанию народов, входящих в то или иное государственное целое. Но сегодня особое внимание должно быть уделено традиционной педагогической культуре малочисленных народов, потенциал которой не только не востребован, но и не в полной мере осознан.

Опыт сохранения жизненных устоев в экстремальных условиях все в большей степени привлекает внимание исследователей к духовному миру народов Севера, проживающих на территории как России, так и других стран - США, Канады, Норвегии, Швеции, Финляндии, Китая.

Стремительное освоение районов Сибири и Дальнего Востока -

создание крупного нефтегазового комплекса на Тюменском

Севере, строительство промышленных предприятий, развитие

новых отраслей народного хозяйства, интенсивное внедрение

новой техники, строительство Байкало-Амурской магистрали - не

...»

могло не сказаться на судьбе малочисленных народов, ставя под
угрозу не только их исконные отрасли хозяйства:

оленеводство, звероводство, охоту, рыболовство, но и само существование этих народов.

Трагическое положение северян констатируется независимыми
экспертами "... народы Сибири и Севера СССР исчезали в
результате "варварской" эксплуатации природных ресурсов, и
территории, на которой жили их предки, превращаются в
реальные пустыни, перерезанные газопроводами, залитые нефтью
и теряющие всякую экономическую ценность"1 Традиционное
воспитание, которое по своим целям, методам, содержанию и
направленности воздействия было гармоничным и жизненно
необходимым для молодого поколения северян, полностью
игнорировалось. В результате этого происходит разрушение
национального самосознания, утрата национальной культуры,
национальных ремесел, деградация исконной хозяйственной
деятельности, сопровождающаяся, по свидетельству В.М.Санги, и
определенными материальными издержками: абсолютное

большинство аборигенов живут за чертой бедности, отмечается высокая заболеваемость и смертность среди населения. Средняя продолжительность жизни коренного населения Севера на 15-2 0

1 Questions Siberiennes. Paris, 1980, N 1, p. 5. Центр по изучению Сибири. Институт Советского мира в Париже.

лет ниже, чем в России в целом. Утрата традиционного образа
жизни, специфической этнической картины мира, сформированных
активным взаимодействием с природой, окружающей

действительностью, повлекли за собой особое, деформированное
(мутантное) состояние сознания: нет ясной, представленной в
науке, искусстве, культуре, сохраненной в народном

менталитете картины будущего.

В то же время, современная наука и общественное сознание
считают этнос креативным фактором, способным в исторически
короткий срок устранить губительные последствия

политехнических и экономических решений, возродить культурно-
историческое наследие этих народов. Для этого, в первую
очередь, следует компенсировать нарушения в природно-
социальных закономерностях образа жизни этносов. При этом
компенсатором, причем самым надежным, является постепенное
восстановление потенциала традиционной педагогики с

ее историческим опытом воспитания подрастающего поколения.

Принципиальным является признание приоритетности возрождения
традиционной педагогической культуры народов Севера,

разработки методологических принципов, научно-теоретических позиций, методических и организационных мер по преобразованию национальной школы на Севере. При этом, нельзя не иметь в виду, что возрождение национальной культуры невозможно без восстановления традиционной культуры воспитания, ибо именно педагогическая культура представляет собой ядро и стержень всякой культуры.

д Санги в.к. Аборигены имеют право. "Российская газеча'Л, 1992, № 59395, 13 марта.

Многовековой опыт традиционного воспитания в известной мере получил отражение в отечественной научной и популярной литературе-

Изучение языков народов Севера ведется в национальных школах с 19 30 г., что позволило создать учебную и методическую литературу, накопить определенный положительный опыт по данной проблеме. Этнографы и лингвисты собрали и обработали интересные образцы устного народного творчества народов Севера, которые частично используются в учебно-воспитательной работе с учащимися.

Фольклор народов Севера, собранный В.А.Аврориным,

В.В.Антроповой, А.Ф.Анисимовым, Л.В.Беликовым, В.Г.Богоразом,
Г.М.Василевич, М.Г.Воскобойниковым, А.П.Дульзоном,

М.А.Каплан, З.Н.Куприяновой, Ж.К.Лебедевой, Г.А.Меновщиковым,
С.К.Паткановым, Е.С.Рубцовой, В. W. Чернецовым, не только

содержит информационно-познавательный материал, но и

знакомит параллельно с приемами воспитательного воздействия
на молодое поколение традиционной педагогической культуры.
Однако в трудах лингвистов и фольклористов традиционная

педагогическая культура представлена разрозненно,

фрагментарно, противоречиво и не дает целостного

представления о ее потенциальных возможностях,

универсальности* и эффективности влияния на образовательный и воспитательный процесс подрастающего поколения народов Севера.

Еще одна печальная участь, которая постигла духовную культуру, в том числе и педагогическую, народов Севера, богатые многовековые традиции этих народов не были востребованы отечественной историей, теорией и практикой

педагогики, они считались примитивно-архаичными, устаревшими. Но для народов же Севера оказались неприемлемыми многие новейшие, хваленые модели воспитания, в том числе и интернатная система, которая, несмотря на некоторые позитивные показатели, способствовала деформации структуры самосознания личности, т.е. дала отрицательный результат: подрастающее поколение, не прошедшее "северной школы", становилось неспособным к усвоению традиционных ценностей. У него развиваются комплексы национальной неполноценности, маргинальности, проявляющиеся в массовой пассивности и безынициативности, а также в агрессивном национализме отдельных представителей, тем не менее проявляющемся по сути в форме адекватной реакции жертвы.

Поэтому актуальным становится проведение исследований для создания не только правильного представления у самих народов Севера об их системе воспитания в прошлом, но и осмысление его потенциальных возможностей и жизненности в целях обучения и воспитания не только детей и подростков северных этносов, но и других народов, проживающих в этих регионах России. Традиционная педагогическая культура этих народностей имеет много общих черт, обусловленных сходным образом жизни, родом занятий и природными условиями, в которых они обитают.

В то же время следует отметить, что народная педагогика каждой из народностей Севера имеет национальное своеобразие и может быть предметом специального научного исследования.

Объект исследования - совокупный историко-этнический и педагогический опыт северян, представленный в фольклоре, трудовых традициях, играх и обрядах, и его преломление в обыденной культуре воспитания народов Севера.

Предмет исследования - традиционная педагогическая культура народов Севера, ее сущностные характеристики, а также организационные формы, факторы и средства народного воспитания.

Цель исследования - на основе многоаспектного анализа
идей и опыта народного воспитания, их инветаризации и
систематизации, полидисциплинарного изучения

этнопедагогического наследия народов Севера раскрыть процесс становления, развития и современного функционирования традиционной педагогической культуры северян для ее творческого использования в практике образования и воспитания.

Гипотеза исследования состоит в том, что традиционная
педагогическая культура народов Севера будет иметь решающее
значение в обогащении практики обучения и воспитания на
началах демократизма и гуманизма, в становлении этнического
самосознания, сохранении этнической общности, возрождении и
развитии ее самобытности, если она будет рассматриваться и
восприниматься педагогами как целостная этнически

целесообразная система воспитания, обладающая сущностными свойствами.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:

раскрыть феноменологию традиционной педагогической культуры, ее сущностные характеристики, факторы и средства;

выявить ключевые идеи и обобщить опыт традиционной педагогической культуры северян как этнически целесообразной

системы воспитания, раскрыть ее особенности, отобразить уникальную социокультурную функцию в плане единого перманентного воспитательного процесса;

- раскрыть содержание и формы функционирования традиционной
педагогической культуры северян;

показать преемственность педагогических традиций и демократических идей выдающихся деятелей культуры Севера;

- определить основные условия и перспективы использования
народного педагогического опыта в практике обучения и
воспитания подрастающего поколения в современных условиях.

Основные положения, выносимые на защиту, могут быть сформулированы в следующем виде.

1. Традиционная педагогическая культура народов Севера
является непреходящим позитивным опытом, целостной этнически
целесообразной системой воспитания, которая сложилась под
воздействием экстремальных жизненных условий Севера в течение
тысячелетий.

2. Народная педагогика способствует становлению
национального самосознания детей народов Севера, сближению их
с этнической средой и одновременно приобщению к

общечеловеческим ценностям.

3. Эффективность овладения детьми национальными ценностями

определяется углубленным изучением школьниками родного языка, фольклора, а также приобщением их к национальным праздникам, играм, исконным видам трудовой деятельности и усвоению традиционного стиля межличностных отношений.

4. Оптимальная этнопедагогизация школы на Севере состоит в
том, что идеи и опыт традиционной педагогической культуры

определяют содержание и методы воспитания учащихся народов Севера в общей системе учебно-воспитательного процесса не только в современных учебных заведениях, но и в семьях.

5. Традиционная педагогическая культура северных этносов располагает потенциальными возможностями и выступает как фактор совершенствования современного образовательного и воспитательного процесса подрастающего поколения не только народов Севера, но и других народов, проживающих в России -

Методологической основой послужили труды отечественных и зарубежных исследователей о "социальном наследовании"' психических свойств и способностей, об активном "присвоении" индивидуумом материальной и духовной культуры, созданной человечеством, о бережном обращении с культурным наследием предшествующих поколений и изучении народного опыта воспитания.

В процессе работы автор руководствовался педагогическим
наследием известных мыслителей-гуманистов Я.А.Коменского,
Д.Локка, Р.Оуэна, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, педагогическими
идеями и взглядами на народное воспитание В.Г.Белинского,
А.И.Герцена, Н.А.Добролюбова, А.Н.Радищева, Л.Н.Толстого,
К.Д.Упгинского, Н.Г.Чернышевского, педагогическими воззрениями
виднейших советских педагогов Н.К.Крупской, А.С.Макаренко,
В .А.Сухомлинского и др. При разработке теоретических основ
традиционной культуры народов Севера учитывались

педагогические и психологические концепции В.Д.Афанасьева,
Г.С.Виноградова, Г.Н.Волкова, И.С.Кона, В.М.Коротова,

В.Т.Лихачева, М.Мид, В.С.Мухиной и научные труды по истории, теории и практике педагогики народов бывшего СССР А.К.Алиева, В.Ф.Афанасьева, Г.Н.Волкова, А-Ш.Гажимова, А.Э.Измайлова,

H.Кушенбаева, Ш.А.Мирзоева, З.Миртурсунова, Ю.К.Намитокова, К.Пирлиева, С.М.Саитбаева, М.Сайфуллаевой, М.И.Стельмаховича, Я.И.Ханбикова, А.Ф.Хинтибидзе, М.ПІабаева, В.И-Элашвили.

В процессе исследования в соответствии с целями использовались методы:

теоретические - логико-исторический педагогический анализ различных аспектов исследуемой проблемы; теоретическое обобщение результатов исследования с учетом новых факторов и конкретных условий;

метод получения ретроспективной информации: теоретический анализ и обобщение литературных, педагогических, этнографических, исторических источников, документов и архивных материалов по традиционной педагогической культуре народов Севера;

метод сбора текущей информации: тестирование,

педагогический анализ и оценка; научно-педагогические
экспедиции, наблюдение, педагогические интервью,

сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение фактического материала, опыта работы школ, средних специальных учебных заведений, средних профессиональных учебных заведений, вузов; изучение учебной документации, беседы с учащимися и воспитателями;

- методы математической обработки экспериментальных данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования
состоят в том, что на основе полидисциплинарного подхода
научно-обоснован концепт "Традиционная педагогическая

культура", определен его статус в понятийно-терминолгической системе современной педагогики. Теоретически обоснованы особенности традиционной педагогической культуры, как

социально-педагогического феномена, выявлены ее сущностные характеристики, факторы и средства, раскрыта специфика целостного педагогического воздействия на подрастающее поколение северян.

На фактическом материале конкретизировано этническое
содержание системообразующих элементов традиционной

педагогической культуры: средств, методов, приемов

воспитания, раскрыты содержание и формы ее функционирования;
доказано, что нравственные ориентации народов Севера
представляют ценность как для отечественной, так и мировой
теории и практики образования и воспитания. Выявлены
организационно-педагогические условия эффективного

использования традиционной педагогической культуры в практике воспитания.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в пополнении отечественной и зарубежной теории и практики современной педагогики новым фактическим материалом, составляющим богатую палитру самобытной системы воспитания северян.

На основе анализа проведен для использования в педагогической работе отбор продуктивного материала, основу которого составляют традиционные средства воспитания.

Результаты настоящего исследования могут быть использованы учителями, воспитателями, руководителями школ, а также в учебных заведениях, готовящих учителей и повышающих их квалификацию.

Автором созданы учебные пособия для педагогических училищ по традиционной педагогической культуре хантов и манси, а также коми; разработан спецкурс по народной педагогике для институтов повышения квалификации работников образования, созданы возможности для подготовки обобщающего учебного

пособия по традиционной педагогической культуре народов Севера.

Результаты исследования окажут помощь научным работникам в области теории и истории педагогики, эгнопедагогики, этноистории, этнопсихологии, фольклористики.

Надежность и достоверность данных, полученных в работе на основе использования комплекса исследовательских методик, обеспечивается путем содержательного сравнительного анализа фактов и зависимостей, выявленных на достаточной репрезентативной выборке детей школьного возраста.

Достоверность исследования подтверждается внедрением в практику разработанных автором учебно-методических пособий, научно-методических, методических рекомендаций и программно-нормативных изданий и их положительной оценкой преподавателями вузов, учебных заведений Севера.

Апробация работы и внедрение результатов исследований.

Основные положения исследования неоднократно обсуждались на Всесоюзных научно-практических конференциях (Магадан, 19 83 г.; Хабаровск, 1984 г.; Сыктывкар, 1984 г.; Красноярск, 1985 г.; Новосибирск, 1987 г.; Москва, 1994 г.), на Всероссийской конференции авторов учебников по родным, русскому языкам и литературе (Ленинград, 1987 г.), совещании авторов программ по национальной культуре (Казань, 1989 г.). Концептуальные идеи и результаты исследования апробировались на Всероссийском научно-методическом Координационном совете по национальным проблемам обучения и воспитания (Чебоксары, 1989 г.; Махачкала, 1990 г.). Автор неоднократно выступала с докладами на научно-методических семинарах, совещаниях, проводимых Министерством народного образования Российской

Федерации, областными, краевыми органами народного

образования, на коллегиях Министерства образования Российской
Федерации, участвовала в работах Центрального, Московского,
Хабаровского, Тюменского, Чукотского, Ханты-Мансийского

институтов повышения квалификации педагогических кадров.

Результаты исследований автора по развитию народного образования малых народов и народностей районов Крайнего Севера в советский период были доложены участникам 3 8-й сессии Международной конференции ЮНЕСКО (Женева, 19S1 г. ) и симпозиума народов Севера в Канаде (Фробишербей, Икалуит, 1987 г.), на котором обсуждались пути совершенствования учебников и программ по родным языкам народов Севера.

Внедрение результатов исследований осуществлялось в форме методических писем, приказов, решений Коллегии МП РСФСР об улучшении содержания учебников по родным, русскому языкам и литературе народов Севера; учебных планов, материалов научно-практических конференций по традиционной культуре воспитания.

В помощь учителям школ народов Крайнего Севера автором подготовлен сборник "Просвещение на Крайнем Севере" {й^ изд. "Просвещение"); разработаны концепции экспериментальной программы базисного учебного плана, учебно-методических пособий для угро-финской Саранпаульской гимназии Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа.

Для подготовки и повышения квалификации педагогических кадров созданы учебные пособия: "Традиционная педагогическая культура хантов и манси", "Традиционная педагогика в современном образовании Республики Коми", программа спецкурса по народной педагогике для студентов педвузов, для институтов повышения квалификации, Программы по национальной культуре

для учителей хантыйских и мансийских школ, Программы для учащихся 1-3 классов русскоязычных школ "Национальная культура хантов и манси", материалы для учителей начальной школы к урокам внеклассного чтения по использованию фольклора народов Севера.

Исследование осуществлялось с 1975 по 1996 гг. и включало следующие эта_пы:

Первый этап (197 5-1985 гг.) - период изучения И анализа
философской, социологической, этнографической,

этнопедагогической, этнопсихологической, лингвистической,

фольклорной и художественной литературы по традиционной дедагогической и духовной культуре народов Севера. Одновременно определялась система взглядов на прошлый опыт воспитания подрастающего поколения, выявлялся уровень разработанности проблемы, были также сформулированы цель, задачи, гипотеза исследования и его методика. Проводились экспедиции в места компактного проживания северных этносов с целью сбора материала по теме исследования.

Второй этап (1985-1989 гг.) - анализировалась и обобщалась литература, исторические и архивные документы, отражающие традиционное воспитание народов Севера. Продолжались полевые экспедиции, исследования в местах компактного проживания северных этносов.

Всего в исследовании участвовало 495 эвенов, 392 ненца, 377 чукчей, 162 ханта, 138 манси.

Исследование проводилось в Анадырском, Беринговском районах
Чукотского автономного округа Магаданской области

(Канчаланской, Усть-Еельской средних школах, Анадырской,
Билибинской школах-интернатах, КепєрвсУїмской начальной

школе); в Илимпийском, Байкитском районах Эвенкийского
автономного округа Красноярского края (Туринской и

Тутончанской средних школах, Туринской школе-интернате,
Экондинской начальной школе); в Ямальском, Тазовском,
Надымском районах Ямало-Ненецкого автономного округа
(Новопортовской, Антипаютинской средних школах, Тазовской
школе-интернате, средней школе-интернате № 2 г.Салехарда). В
нем принимали участие учителя Эвенкийского автономного округа
В.И.Хутокогир, А.М.Комбагир, Е.Г.Каплина, Р.И.Забоенкова,
В.К.Монго (п.Эконда и Надым Илимпииского района),

И.Д.Лихоманова (п.Тутончаны Илимпииского района),

Е.А.Куреиская, Н.А.Каянович, А.Т.Лапуко (п.Тура Илимпииского
района), Г.И.Харючи (п.Новый порт Ямальского района Ямало-
Ненецкого автономного округа), Е.В.Неркаги (п.Кутопьюган
Надымского района), Н.В.Окотэтто (п.Панаевск Ямальского
района), Л.В.Яр (п.Антипаюта Тазовского района),

С.М.Медведева (п.Усть-Бельский Анадырского района Чукотского
автономного округа), Н.Т.Оймкэ (п.Катырка Анадырского

района), Р.Ф.Пчик (п.Канчалан Анадырского района). Учителям-
энтузиастам, оказывающим бескорыстную помощь автору
исследования в воссоздании целостного облика традиционной
педагогической культуры северян, выражается глубокая
благодарность.

Кроме того, были опрошены 286 учителей, 163 воспитателя, 14 5 директоров школ и их заместителей, 24 библиотекаря, 435 родителей.

Третий этап (1989-1996 гг.) - продолжение теоретического и
практического осмысления традиционной педагогической культуры
народов Севера. Результаты исследования позволили

систематизировать, обосновать и определить наиболее эффективные пути реализации этого уникального наследия в теории и практике современного процесса воспитания в национальных школах Севера. Одновременно исследования внедрялись в практику работы учебных заведений Севера: разрабатывались научно-методические, методические рекомендации, пособия, учебно-методические пособия, предметно-нормативные материалы для учителей северных школ, школ-интернатов, преподавателей педагогических училищ, родителей по использованию традиционных факторов, средств, приемов воспитания народов Севера в современном воспитательном процессе.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Состояние разработанности исследуемой проблемы

Исследуемая проблема охватывает широкий спектр жизни народов Севера, нашедший свое отражение в философской, экономической, этнографической, художественной литературе, фольклорных материалах, характеризующих экономическое и социальное развитие этих народов, ах материальную и духовную культуру.

Литературу, отражающую состояние исследования проблемы, можно подразделить на две группы. Первую из них составляют работы, которые так или иначе раскрывают общие характеристки в развитии материальной и духовной культуры народов Севера. Вторую - исследования, отражающие более или менее сходнее основные черты традиционной педагогической культуры э тих народов, а также те стороны культуры, которые непосредственно связаны с процессом современного воспитания подрастающего поколения народов Севера на основе их педагогических традиций.

Проблемы развития материальной и духовной культуры народов Севера получили отражение в работах ведущих этнографов, историков-североведов и фольклористов. Именно эти труды составляют первую группу в принятой нами классификации. Следует подчеркнуть, что первые исследования материальной и духовной культуры северных народов относятся к началу ХУШ в. Характерно, что в публиковавшихся с этого времени исследованиях внимание авторов концентрировалось на описании материальной культуры какого-либо одного из северных народов.

Одним из первых таких сочинений была вышедшая в 1715 г. книга Г.Новицкого1. Постепенно количество исследований расширялось, появлялись не только книги, но и статьи в журналах. В вышедшей, например, в 182 2 г. статье Г.И.Спасского2 представлены описания быта и культуры забайкальских тунгусов, что позволяет косвенным образом судить и о традициях воспитания.

Большой интерес представляют описания путешественников дореволюционной России,таких как Ф.П.Врангель3, В.И.Иохельсон4. К середине XIX в. относится и первый опыт перевода остяцкой грамматики с кратким словарем М.А-Кастрена5-. Со второй половины XIX в. наметился определенный качественный сдвиг в описании культуры народов Севера, заключающийся в постепенном расширении географического бреала объекта исследования. Продолжая сбор фактографического материала по быту, обычаям-, обрядам, одежде отдельных народов Севера6, этнографы и фольклористы переходили к региональный исследованиям. Такие авторы, как А.Мордвинов1, П.И.Третьяков2, М.А.Кастрен3, А.Я.Максимов4, И.Надаровв, С.Леонтович6, В.И.Вербицкий7, Н.М.Ядринцев3, С.В.Керцелли9, В.Л.Комаров10, А.А.Дунин-Горкавич11 предпринимали попытки описания отдельных элементов материальной и духовной культуры народов различных северных регионов с определенной долей внимания и к этнопедагогическим аспектам. Это был первый опыт сравнительного описания культуры северных народов. Эмпирический характер этих работ делает их особенно ценными для уяснения общих вопросов материальной и духовной культуры северных народов.

Подлинный взрыв, своеобразный бум интереса к народам Севера наблюдается в самом конце XIX - начале XX в. Он был во многом подготовлен политическими ссыльными, в первую очередь народниками12, а затем эсерами и социал-демократами, которые

Сущностные характеристики традиционной педагогической культуры

Системный подход к исследованию сущности традиционной педагогической культуры направлен на изучение специфических характеристик сложноорганизовавных объектов-систем. Поэтому он, как методологический прием, может быть эффективным- За последнее десятилетие в прямой постановке этот подход встречается не часто, но фактически в этом направлении ведутся многие исследования, посвященные как фундаментальным теоретическим концепциям, так и отдельным проблемам культуры, изучению различных ее сфер.1

Применительно к теории культуры системный подход, по мнению Г-Г. Котожекова2, предполагает: выявление системообразующих признаков изучаемого объекта, {т.е., в нашем исследовании, определение понятия традиционной педагогической культуры); анализ структуры; определение законов развития этой системы; построение на этой основе теоретической модели необходимого состояния системы; сравнение необходимого (должного) состояния с реальной действительностью; и, наконец, выработку практических рекомендаций (использование традиционной педагогической культуры в современной национальной системе образования). Системный подход предоставляет достаточный спектр аналитических средств для исследования, однако связан со многими трудностями и прежде всего с выбором определения культуры, выявлением законов ее развития, т.е. с построением историко-культурной типологии. В построении ТИПОЛОГИИ той ИЛИ иной культуры важнейшая роль принадлежит исторической антропологии, одна из главных задач которой, по мнению А-Я. Гуревича, видится "в воссоздании картин мира, присущих разным эпохам и культурным традициям, и тем самым в реконструкции субъективной реальности, которая была содержанием сознания людей данной эпохи и культуры".

Выделение особенностей видения "картины мира" (образа мира) различными народами служит инструментарием в познании и традиционной педагогической культуры каждого из них.

Анализ сущностных характеристик традиционной педагогической культуры прежде всего требует соотнесения и, по возможности, разграничения таких понятий как "культура", "традиционная культура", "традиционная культура воспитания" или, что почти то же самое, "традиционная педагогическая культура", "народная педагогика".

Понятие "культура" (в общепринятом его определении, приводимом в различных справочных изданиях) включает в себя множество смысловых оттенков, что в известной степени объясняется широтой использования этого термина при изучении феномена культуры в различных областях жизнедеятельности человека. Многозначность этого понятия отражается и в повседневной жизни в употреблении таких словосочетаний, как "культура ума", "культура" чувств", "культура поведения", "физическая культура", "математическая культура", "музыкальная культура", "культура речи", "культура голоса" у певцов и т.д. Оно также служит и оценочным понятием таких черт личности, как образованность, воспитанность, которые точнее было бы назвать культурностью. Например, в трудах Цицерона (45 г. до н.э.) употребляется расширительное выражение "cultura"), что переводится как "обработка", "совершенствование души". В романской филологии слово "культура" используется и в значении "воспитание", "образование, "умение", "почитание", "развитие".

Аналогичные определения наличествуют в рамках не только европейской традиции. Н.К. Рерих, глубоко изучивший культуру Тибета и Индии, а также подготовивший Пакт о культуре, призывающий к сохранению культурных ценностей всех народов, пришел к следующему выводу: "Если мы соберем все определения Культуры, так найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты".1

По мнению СП. Мамонтова, "... культура - понятие, по крайней мере, - семизначное, семиаспектное: это и результат, и процесс, и деятельность, и способ, и отношения, и норма, и система, главным единственным и преимущественным объектом которой является сам человек" Он усваивает культуру, выступает в культурной среде как носитель и выразитель культурных ценностей и одновременно как создатель культуры, будучи субъектом культурного творчества.

Социально - этническая характеристика народов Севера

Культура всегда выступает в определенной национально- исторической форме. Национальная культура является существенным фактором жизнеспособности народа, так как способствует становлению и развитию самосознания определенной этнической группы. "Чувствовать себя гражданином Вселенной совсем не означает потери национального чувства и национального гражданства. К космической Вселенской жизни человек приобщается через жизнь национальную".1 Не бывает не национальной и педагогики, есть фундаментальные закономерности развития личности, они инвариантны, что же касается педагогической "технологии", она всегда национальна2. Изучение индивидуальных особенностей народов чрезвычайно важно потому, что и национальное самосознание и национальное достоинство характеризуются прежде всего именно индивидуальностью каждого народа как исторической личности, в процессе взаимодействия и взаимообогащения различных культур индивидуальное является той ценной составляющей, которая помогает проследить национальные особенности этноса. Диалог культур может возникнуть только на основе этнических различий и особенностей.

Этносы (этнические общности) различаются не столько географическим расположением или политическим устройством, сколько своими культурно-психологическими особенностями, которые оказывают сопротивляемость ассимиляции и чужеродным влияниям. Несмотря на утрату экономической и политической независимости малые этносы сохранялись и возрождались благодаря верности своей культуре, психологическому складу, образу жизни, нравам, обычаям, вере и т.п. Таким образом, культура не только выполняет функцию разграничения и интеграции этнических общностей, но и способствует процессам их взаимного обогащения.

Рассмотрение особенностей традиционной педагогической культуры народов Севера, которые расселены на огромной территории тундры и тайги, простирающейся от Кольского полуострова на запад до Камчатки и Чукотки на востоке, показывает, насколько высок уровень духовности этих народов. Общая численность коренных жителей Сибири по переписи 1989г. составляет более 180 тыс. человек. Из них 51,5% проживают в семи автономных округах - Ненецком, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском, Эвенкийском, Таймырском, Чукотском и Корякском, почти 13,5% живут в республике Саха (Якутия), а остальные 35% не имеют своих автономий и расселены в различных областях и краях Российской Федерации и за рубежом (см. табл. 1).

Народы Севера были выделены в особую общность на основе малой численности, особого характера традиционных занятий (оленеводство, охота, рыболовство, морской зверобойный промысел), образа жизни, связанного с ведением кочевого, полукочевого, полуоседлого хозяйства и низкого уровня социально-экономического развития. Такое выделение должно было, с учетом специфики ведения хозяйства, образа жизни и культуры, способствовать их дальнейшему развитию.

Несмотря на сходство в образе жизни, народы Севера различались своей хозяйственной деятельностью: например, охотники-оленеводы - эвенки, рыболовы, охотники, оленеводы ханты; оленеводы - ненцы, оленные чукчи и коряки, охотники на морского зверя - приморские чукчи и коряки; скотоводы эвенки и коряки. Хозяйство народов Севера в цепом было комплексным. Так, звероловы-эвенки одновременно были оленеводами и рыболовами. Рыболовы-ханты занимались и охотой, а северные ханты и оленеводством. Несмотря на существенные различия в хозяйственной деятельности, социальная организация всех народов Севера до Октябрьской революции находилась на стадии развития доклассового общества. Б ХУТ-ХУШ вв. у большинства этих народов существовал патриархально-родовой строй на различных ступенях его развития. В конце XIX - начале XX вв. первобытно-общинный строй уже распадался: родовые единицы дробились на более мелкие патриархальные семьи, шла имущественная дифференциация, развивалось патриархальное рабство.Среди бедного в целом населения выделялись богатые люди - оленеводы и скотоводы, имевшие по несколько тысяч голов оленей или скота, жесточайшим образом эксплуатировавшие своих соплеменников. Казалось бы, в социальных оценках употребляется старая терминология, тем не менее, она отражает реалии непростой неоднозначной действительности.

Суровый климат и специфический уклад жизни формировали особые качества характера этих народов.

Этническое самосознание северян как результат воздействия системы традиционного воспитания

Устойчивость и жизнеспособность культуры во многом определяется степенью развития ее структур, их единством и целостностью. Имеются в виду структуры и механизмы, при помощи которых достигается слитность многомерных разнородных, разноуровневых составляющих культуры. Целостность культуры предполагает также наличие единообразных для всех представителей этноса правил поведения, общность исторической памяти и воззрений на картину мира. Именно на эти (интегрирующие и стабилизирующие) аспекты функционирования культуры направлено действие традиционной педагогики.

Собственно проявление культуры начинается с того, что на поведение представителей этноса накладываются некоторые дополнительные ограничения, немотивированные ни физическими, ни биологическими факторами, т.е. намечаются критерии социального поведения. Анализ подходов к этой проблеме, позволяет предположить следующую схему происхождения этих ограничений.

В результате интенсификации влияния человека на окружающую среду (особенно усилившегося после так называемой неолитической революции), накопления и переработки первичной информации с помощью знаковых средств происходит своеобразное "удвоение" мира: появляется образ (модель) мира, который находит свое воплощение в самых различных фактах поведения и результатах деятельности человека. Другими словами, наряду с естественной природой начинает формироваться искусственная, сверхприродная, социальная среда. Суть этого удвоения (во всяком случае на начальном этапе формирования культуры) не в уподоблении, а в расподоблении биологического и социального, природы и культуры. Сценарий жизни человека перестает совпадать с биологической схемой его жизни. Образ мира становится одновременно и программой социального поведения, ограничивающей и регулирующей "естественные" действия и поступки. Таким образом, происхождение этих ограничений связано с возникновением искусственной (социальной) программы поведения, делающей поступки людей единообразными и контролируемыми.

В основе такой модели поведения лежат не правила, как в современной культуре, а образы, идеалы, модели. Очевидно, они имеют целостный, нерасчлененный характер и усваиваются в культуре нерефлексивно. Именно поэтому не возникает вопроса: "Почему так, а не иначе " Если же такой вопрос возникает, на него дается ответ: "Так делали всегда" или "Так делали наши предки". И дело не в том, что ответ утерян: его никогда не было, поскольку данный тип культуры и не предполагал возникновения подобного вопроса.

Принцип единства мира, неотторжимость его составляющих является для культуры рассматриваемого типа основополагающим. Граница между миром и его образом, между сакральным и профаническим, строго говоря, несомненная, размывается воплощенной в деятельности идеей цельности жизни и неразрывности мира во всех проявлениях. Такая системность различных аспектов жизни приводит к тому, что сфера профанического, быт, оказываются не просто насыщенными, но буквально пропитанными символикой, истинное значение которой лежит в области сакрального. Точно также обстоит дело и с сакральным: сфера сакрального не просто, так сказать, приземлена, профанирована, в смысле ее растворенности в сфере бытового, сакральное само предстает как "сакрализованнай" быт.

Адекватная и эффективная социализация в культурах данного типа могла быть осуществлена и реализована лишь в контексте традиционной педагогики - специфической для данного этноса форме социализации.

Описание опыта народной педагогики северян возможно на материалах анализа практики шамана как своеобразного посредника между сакральным и бытовым, такой материал последует позднее в специальном разделе. Сейчас же отметим, что нарушение функционирования народной педагогики, выступающей, как было показано выше, в качестве одной из интегрируемых сфер культуры, приводит не только к дезинтеграции и разрушению культуры как целого, но и к разрушению этнического сознания и самосознания представителей конкретного этноса. Эта, казалось бы, простая мыслв имеет весьма трагический оттенок не только из-за того, что навсегда утраченной может оказаться богатейшая культура народов Севера, но и потому, что тысячи представителей коренных народов Севера оказались маргиналами, не способными к заполнению глубинно-психологических - архитипнческих, по выражению К.Г. Юнга, - матриц сознания содержанием ни своей, родной, ни чужой, привнесенной культуры.

Похожие диссертации на Традиционная педагогическая культура народов Севера