Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Карачаевский этикет как средство воспитания и социализации детей в семье Аргуянова Асият Борисовна

Карачаевский этикет как средство воспитания и социализации детей в семье
<
Карачаевский этикет как средство воспитания и социализации детей в семье Карачаевский этикет как средство воспитания и социализации детей в семье Карачаевский этикет как средство воспитания и социализации детей в семье Карачаевский этикет как средство воспитания и социализации детей в семье Карачаевский этикет как средство воспитания и социализации детей в семье Карачаевский этикет как средство воспитания и социализации детей в семье Карачаевский этикет как средство воспитания и социализации детей в семье Карачаевский этикет как средство воспитания и социализации детей в семье Карачаевский этикет как средство воспитания и социализации детей в семье
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Аргуянова Асият Борисовна. Карачаевский этикет как средство воспитания и социализации детей в семье : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Карачаевск, 2004 162 c. РГБ ОД, 61:05-13/753

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАРАЧАЕВСКОЙ ЭТИКИ КАК НРАВСТВЕННЫЙ ОПЫТ НАРОДА 10

1.1 Сущность этики и состояние разработанности проблемы в историческом и современном аспектах 10

1.2 Семья как воспитательная среда 24

1.3 Нормы карачаевской этики как средство нравственного воспитания детей в семье 36

1.4 Особенности дифференцированного воспитания детей в карачаевской народной педагогике 55

Выводы по первой главе 76

ГЛАВА 2. КАРАЧАЕВСКИЙ ЭТИКЕТ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ 85

2.1 Воспитание детей с учетом этических национальных особенностей 85

2.2 Основные направления нравственного воспитания на основе карачаевской этики 92

2.3 Устное народное творчество как фактор нравственного воспитания 107

2.4 Социализация детей в семье 121

Выводы по второй главе 140

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 146

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 151

Введение к работе

Происходящие в России позитивные изменения в экономике отражаются в духовной жизни общества. Следовательно, меняется социальный заказ общества, требуя коррекции средств и методов воспитания молодого поколения. Переосмысление истории Отечества, переоценка общечеловеческих ценностей привели к падению нравственности молодежи, которая оказывает негативное воздействие на формирование личности в целом.

Закон РФ «Об образовании» (1996) создал такую модель национальной школы, которая позволит интегрировать личность школьников в этнокультурную (национальную), общероссийскую (гражданскую) и мировую среду. Реализация этого вопроса проходит с некоторым трением. Определение национальной самобытности сопряжено с национализмом и недооценкой роли традиций народа в нравственном воспитании молодого поколения.

В последние годы резко возрос интерес к истории и культуре, в том числе и этноэтикету. Изучая традиции и обычаи, с точки зрения, ретроспективного анализа можно понять причины их нынешнего состояния. Использование воспитательного потенциала народной педагогики поможет найти новые грани традиций и обычаев, с тем, чтобы вернуться к ним на новом витке спирали.

Карачаево-Черкесия, также как и другие регионы России переживает кризис, поэтому актуальным становится обращение к опыту наших предков. Современная школа может использовать педагогическое наследие народа для возрождения традиционной педагогической культуры и введения ее в современную воспитательную практику.

Карачаевская этика в современных условиях испытывает трудности, некоторые нормы ее начинают исчезать, а другие трансформируются и видоизменяются. Эти изменения усиливают интерес к самой этике, о чем свидетельствуют введение в некоторых учебных заведениях, например,

Карачаево-Черкеский государственный университет, в качестве предмета обучения «Горского этикета».

Рассмотрение различных точек зрения и мнений, тех оценок и описаний, которые предлагают многие из авторов, приводит к выводу о недостаточном исследовании воспитательного значения карачаевской этики.

Научно-теоретические основы исследования были разработаны классиками русской народной педагогики и представителями народной педагогики Северного Кавказа.

В исследовании мы использовали гуманистические идеи народной педагогики северокавказских горцев, положения и концепции о народности в воспитании классиков педагогической мысли Коменского Я.А., Пирогова Н.И., Сухомлинского В.А., Толстого Л.Н., Ушинского К.Д. и других, а также идеи и положения о нравственно-этическом воспитании подрастающих поколений содержащиеся в общепедагогических работах Волкова Г.Н., Кукушина B.C., Лихачева Б.Т., Сластенина В.А. и др.

В работе дореволюционный период характеризуется накоплением определенных эмпирических материалов, которые отражают различные аспекты быта и культуры карачаевцев. Среди исследователей следует назвать иностранных этнографов и ученых Д. Белла, Ж. Де Бесса, Г. Коха, Д. Лонгворда, а также русских ученых-кавказоведов Буткова П.Г., Данилевского Н., Дубровина Н.Ф., Ковалевского М.М., Леонтовича Ф.И., Миллера В.Ф. и других.

К изучению традиционной культуры своих народов обращались и многие дореволюционные северокавказские авторы: Ахриев Ч., Кануков И.Д., Кешев А.-Г., Ногмов Ш.Б., Хан-Гирей С, Хетагуров К.Л. и др.; в их произведениях содержится много ценных высказываний о семейно-бытовых обрядах и этикете горцев.

Сведения об этикете и воспитании народов Северного Кавказа имеются в некоторых работах, изданных после 1917 года (Марков Е., Пчелина Е.) и в послевоенное время (Кобычев В.П., Косвен М.О., Лавров Л.И., Смирнова Я.С, Студенецкая Е.П. и др.). Вопросы этикета, обычаев и традиций северокавказских народов рассмотрены в работах Гарданова В.К., Гостиева К.И., Каирова В.М., Калоева Б.А., Магометова А.Х., Мамбетова Г.Х., Мамхеговой P.M., Мусукаева А.И., Чибирова Л.А. и др.

В настоящем исследовании мы учитывали, что многие проблемы этнопедагогики и этнопсихологии были освещены в трудах Бгажнокова Б.Х., Волкова Г.Н., Загазежева М.Г., Кочисова В.К., Солдатовой Г.У., Стефаненко Т.Г, Столяренко Л.Д., Хадикова Х.Х., Хатаева Е.Е., Цаллаговой З.Б., Шорова И.А.

Этнопедагогической проблематикой активно занимаются современные ученые Северного Кавказа: Арабов И.А., Батчаева Х.Х-М., Гасанов З.Т., Голев А.Г., Гуртуева М.Б., Кимов Ю.С., Мукаев О.Д., Саидов Т.Г., Семенов К.Б., Узденова СБ. и др. В диссертациях Бираговой И.И., Дадова И.А., Джашакуева В.М., Карабашевой Р.Б., Кечеруковой П.К., Койчуевой А.С рассмотрены различные аспекты традиционной системы воспитания горских народов. Однако особенности этики карачаевцев в воспитательном аспекте и возможности использования поведенческих норм и правил в современной воспитательной практике не были предметом специального исследования. Это обусловило актуальность темы диссертационной работы. Актуальность исследования также усиливается следующими противоречиями:

- новыми требованиями жизни и действующей системой нравственного воспитания;

- системой этической подготовки в школе и семье, и требованиями современных общепринятых норм и правил поведения.

Исходя из актуальности, с учетом выявленных противоречий нами сформулирована проблема исследования: каковы научно-педагогические

основы карачаевской этики и его роль в нравственном воспитании детей.

Учитывая актуальность проблемы, мы определили тему диссертационного исследования - «Карачаевский этикет как средство воспитания и социализации детей в семье».

Решение указанной проблемы является целью исследования. Объект исследования - педагогические идеи и воспитательный опыт карачаевского народа.

Предмет исследования - карачаевский этикет как средство воспитания и социализации детей в семье. Задачи исследования:

- охарактеризовать карачаевскую этику как один из компонентов содержания нравственного воспитания детей;

- проанализировать семейно-родовые, общественные воспитательные праздники карачаевцев и обязательные требования карачаевской этики;

- показать этические национальные особенности карачаевского этикета и основные направления нравственного воспитания детей;

- выявить организационно-педагогические условия социализации детей в условиях семьи, с учетом этикетных норм карачаевцев.

Методологическая основа исследования. Автор руководствовался философскими идеями о единстве общего, особенного и единичного в социальных процессах; о взаимосвязи объективного и субъективного, логического и исторического, опирался на общие законы развития деятельности и сознания, диалектической взаимосвязи личности и общества. Анализ и обобщение педагогических фактов. Явлений, концепций осуществлялся нами с позиций аксиологического, культурологического и системного подходов.

Теоретической основой исследования явились работы, посвященные, педагогике и психологии этноса (М.М.Бахтин, Ю.В.Бромлей, В.С.Библер, Г.Н.Волков, Л.Н.Гумилев, Н.И.Конрад и др.); изучению творческого наследия прошлого (В.Г.Белинский, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.); теории социализации личности (Л.С.Выготский, И.Б.Котова, А.В.Мудрик, В.А.Петровский, Е.Н.Шиянов и др.); проблеме нравственного воспитания (Ю.П.Азаров, О.С.Богданова, Н.И.Болдырев, Е.В.Бондаревская, Л.И.Божович, В.А.Крутецкий, И.С.Марьенко, И.Ф.Харламов и др.); регионализации образования (И.А.Арабов, Г.Н.Волков, М.А.Кузьмин, В.В.Макаев, Л.Л.Супрунова, В.К.Шаповалов, Е.Е.Хатаев и др.); культуре и быту народов Северного Кавказа (А.И.Караева, Я.С.Смирнова, А.И.Мусукаев, К.М.Текеев, И.М.Шаманов и др.).

Методы исследования: изучение первоисточников, сравнительно-исторический и ретроспективный анализ, обобщение и систематизация полученных результатов, наблюдение, беседы, изучение и обобщение опыта традиционного воспитания народа.

Этапы исследования.

Первый этап (2001-2002гг.) - определение темы исследования и изучение научной литературы по проблеме.

Второй этап (2002-2003гг.) - сбор, изучение и анализ материалов, разработка теоретико-методологических подходов к исследованию.

Третий этап(2003-2004гг.) - осмысление и обобщение полученных результатов, проводилась их апробация, оформлялся текст диссертационной работы.

Научная новизна заключается в следующем:

- выявлены воспитательные возможности карачаевской этики, способствующие регулированию человеческих взаимоотношений;

- рассмотрено содержание этикетных норм, с целью воспитания у детей положительного отношения к освоению нравственного опыта народа;

- показаны педагогические условия социализации детей в семье с учетом требований этикетных норм;

- обоснована возможность применения положений карачаевской этики в воспитательной работе учителей и родителей.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- конкретизированы сущность, структура и основные характеристики карачаевской этики, как воспитательного инструментария;

- показано, что этикетные нормы, выработанные карачаевским народом, представляют собой совокупность понятий и идей способных влиять на формирование нравственности детей;

- определено, что данные, полученные в ходе историко-педагогического исследования, способны обогатить теоретические представления о содержании, средствах и методах нравственного воспитания и социализации детей в условиях семьи.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования ее основных положений при подготовке общих и специальных курсов по этнопедагогике и этике, культурологи, методических материалов по традиционной педагогической культуре карачаевцев, а также в современной национальной школе и в вузе, в курсах «Основы семейного воспитания у народов Карачаево-Черкесии», «Горский этикет». Разработанные рекомендации позволят педагогам национальной (карачаевской) школы и родителям повысить эффективность освоения детьми этикетных норм национальной педагогики в учебной и во внеучебной деятельности. Результаты исследования могут найти применение в разработке спецкурсов по этой проблематике для студентов педагогических вузов и колледжей, а также могут быть использованы в работе институтов повышения квалификации работников образования национальных республик.

Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций обеспечивается всесторонним изучением проблем, методологической обоснованностью исходных параметров, использованием комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования, апробацией результатов и внедрением их в практику учебно-воспитательной работы ряда учебных заведений, достаточной источниковой базой, многоплановым характером исследования.

На защиту выносятся следующие положения: - карачаевская этика имеет значительный воспитательный потенциал, способный оказывать весьма эффективное педагогическое воздействие на процесс нравственного воспитания детей; обязательные требования карачаевской этики представляют собой совокупность формул, рожденных практикой жизнедеятельности народа и закрепленных в этикетном кодексе, который выполняет функцию эталона нравственного поведения;

- национальные особенности карачаевской этики представляют большую педагогическую ценность, они обогащают содержание нравственного воспитания детей, влияют на процессы социализации, делая их самобытными по форме и содержанию, и имеют общечеловеческую значимость.

Апробация и внедрение полученных результатов. Апробация результатов исследования проводилась в образовательно-воспитательном процессе Карачаево-Черкесского и Кабардино-Балкарского государственных университетов. Результаты исследования представлены на конференциях в гг. Пятигорске (2004), Майкопе (2003,2004), Карачаевске (2004). Опубликованные материалы использовались членами кафедр педагогики Кабардино-Балкарского и Карачаево-Черкесского государственных университетов на занятиях по дисциплинам педагогического цикла, при выполнении студентами учебной и научно-исследовательской работы.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы.

Сущность этики и состояние разработанности проблемы в историческом и современном аспектах

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; так, в одном из фрагментов Гераклита говорится, что этос человека есть его божество. Такое изменение смысла поучительно: оно выражает связь между кругом общения человека и его характером. Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Они отличаются, с одной стороны, от аффектов как свойств тела и, с другой стороны, от дианоэтических добродетелей как свойств ума. К примеру, страх - природный аффект, память -свойство ума, а умеренность, мужество, щедрость - свойства характера. Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика»[111, С. 633].

Для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого языка на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» (mores - мн. число) - латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке н.э. в латинском языке появляется термин «rnoralitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика».

Оба этих слова, одно греческого, другое латинского происхождения, входят в новоевропейские языки. Наряду с ними в ряде языков возникают свои собственные слова, обозначающие ту же самую реальность, которая обобщается в терминах «этика» и «мораль». Это - в русском языке «нравственность», в немецком языке «Sitlichkeit». Они, насколько можно судить, повторяют историю возникновения терминов «этика» и «мораль»: от слова «нрав» (Sitte) образуется прилагательное «нравственный» (sittlich) и от него уже - новое, существительное «нравственность» [32, С. 12].

В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» -разные слова, но один термин. Со временем ситуация меняется. В процессе развития культуры, в частности, по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственностью) - изучаемый ею предмет. Существуют также различные попытки разведения понятий морали и нравственности. Согласно наиболее распространенной из них, восходящей к Гегелю, под моралью понимается субъективный аспект соответствующих поступков, а под нравственностью - сами поступки в их объективно развернутой полноте: мораль - то, какими видятся поступки индивиду в его субъективных оценках, умыслах, переживаниях вины, а нравственность - то, какими на самом деле являются поступки человека в реальном опыте жизни семьи, народа, государства.

Семья как воспитательная среда

Семья, основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений. Как социальное явление семья претерпевает изменения в связи с развитием общества; однако прогресс форм семьи обладает относительной самостоятельностью.

На ранних этапах существования человечества - в рамках родо-племенных отношений - семьи не существовало. Отношения людей строились по принципу полигамии, т.е. свободного выбора и смены половых партнёров, а также совместного воспитания детей всеми членами рода. По мере совершенствования социальных отношений и накопления материального богатства оформилась моногамная семья как союз супругов, ведущих совместное хозяйство и воспитывающих собственных детей. Таким образом, семья явилась одним из наиболее ранних социальных институтов, призванных регулировать человеческие отношения в связи с зарождением первоначальных форм частной собственности. Самой ранней формой семьи, сохранившейся до настоящего времени, была патриархальная семья, в которой объединялись родственники нескольких поколений при главенстве старшего мужчины - собственника средств к существованию. Отношения в патриархальной семье авторитарны, при ведущей роли старшего поколения. Экономическая взаимозависимость в патриархальной семье была настолько велика, что обособление отдельных её членов было практически невозможно.

В 20 в. по мере роста благосостояния населения развитых промышленных стран получила распространение нуклеарная семья, объединяющая лишь супругов и их несовершеннолетних детей. В массовом масштабе появились неполные семьи, состоящие лишь из одного родителя с детьми. Нуклеарная семья, предоставляя своим членам большую, по сравнению с патриархальной, экономическую и психологическую независимость, породила в то же время ряд проблем, связанных с утратой преемственности поколений. Однако отсутствие возрастной иерархии нескольких поколений привело к демократизации внутрисемейных отношений и стиля воспитания[122, С. 103].

В современных условиях существуют семьи разных типов - и патриархально-авторитарные, и нуклеарно-демократические, а также семьи смешанных форм, когда, например, совместное проживание нескольких поколений уже не связано со строгой семейной иерархией. Экономические функции семьи отступили на второй план; современная семья поддерживается не столько необходимостью совместного выживания, сколько психолгическими мотивами.

Семья как направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. Семья -первый коллектив, который даёт человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. В семье юный гражданин получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и поучения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого.

Воспитание детей с учетом этических национальных особенностей

Философ И. А. Ильин предсказывал: «Мир переменится, и истоками нравственности станут религия и народные традиции» [40, С. 127].

Суть этого выражения в том, что, сколько бы ни подменялись истинные ценности, выработанные народным опытом, сколь бы усердно ни ослепляли людей сиюминутными интересами, все равно у каждого человека есть родина, нация, язык, обычаи, в которых он воспитывается. Ценность уникальных традиций, выработанных дедами, прадедами, подразумевает бережное отношение к родному очагу, к родителям, к своим истокам - и это является самой важной из всех нравственных реликвий. Человек испокон веков несет свой опыт, предостерегая детей от зла, обучая их добру. Отход от простейших истин, которые несет человеческий опыт из поколения в поколение, ведет к нравственному тупику. Размытыми становятся понятия достоинства, чести, совести, веры и духовности, и в неблагополучное время перемен, которое выпало на нашу долю, особенно трудно детям.

Сегодня важнейшей задачей как школы, так и общества становится передача векового опыта в его национальной форме. Именно так понимали задачи национальной школы М. В. Ломоносов, К. Д. Ушинский, И. А. Ильин. Академик Д. С. Лихачев также доказывал необходимость воспитания на примерах народного патриотизма, убеждая всех, что духовное начало человека идет от исторических глубин.

В чем же трагедия культуры, которая развивается на принципах абстрактной «всеобщности»? Наверное, в оторванности от народа, от опыта, накопленного веками, когда потеряны ценность и единств дикого самоопределения и становления. Серьезное и ответственное отношение к памяти предков, к жизни, к будущему подрастающего поколения должно быть на первом плане ради полноценного и целенаправленного восстановления национального наследия. Культура карачаевского народа, основанная на многовековом опыте, эстетике труда, быта, поведения, общения, отношения к природе, выросшая из особенностей географии и истории народа, должна быть первичным и необходимым предметом познания для карачаевских детей и подростков.

Современная публицистика утверждает: в условиях реформ многое в разумной организации воспитания, связанного с возрождением лучших этических норм народной педагогики в обществе, зависит от понимания этих проблем группой людей, избранных на руководящие посты. Жизнь подтверждает такой вывод. Необходимы обучение, обдуманная расстановка кадров, имеющих организаторские и творческие способности, выдвижение мыслящих молодых людей. На повестке дня выработка государственной программы возрождения культуры народа, всех ее артефактов (фольклор, язык, культурные обычаи и традиции), во имя сохранения на земле карачаевского этноса. Эти и многие другие вопросы ждут своего решения. От каждого сознательного гражданина требуются не только слова, но и поступки.

За многолетний период воспитания поколений в советский период происходил постепенный отход народов от этнических, культурно-исторических, языковых традиций, что приводило к нивелированию, стиранию накопленных ранее духовно-нравственных ценностей. Идеологизация, политизация общества, сохраняющиеся во многом и сегодня, присутствовали в основе любых научных взглядов не только в сфере гуманитарных наук, но даже в агрономии, информатике, биологии, а также оказывали влияние на литературу, форму культурно-развлекательных мероприятий, на эстетические вкусы, манеру одеваться, круг чтения и общения. Историки констатируют неизмеримый урон, нанесенный культуре многонациональной страны за десятилетия се пребывания в шорах сознательной и несознательной лжи. А социологи подчеркивают гибельность идеологизации для науки: она превратила ученых в обслуживающий персонал, работающий по указке политизированного тоталитарного государства и его идеологии, при которой исчезало национальное разнообразие литературы и искусства.

«Чувство единого дома со множеством квартир подменялось навязыванием дома одинакового, где хозяином становится тот, кто уверен, что все понимает, обо всем может судить. Эстетическая самоуверенность не может не претить эстетически воспитанному человеку: всякая земля существует единственно для того, чтобы ее любили, чтобы свои любили ее как свою, а приходящие - с некоторым смиренным ощущением, что делают это с позволения хозяев, потому что не только грубая нелюбовь, но и любовь может быть фамильярной бестактной» [50, С. 124].

Игнорирование национальной культуры привело к отрыву народа от их главной роли - транслировать традиции, быть основным источником сохранения и рождения преданий. Именно в живой связи поколений ощутимо правильное течение реки жизни.

Похожие диссертации на Карачаевский этикет как средство воспитания и социализации детей в семье