Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственные аспекты социализации детей дошкольного возраста в алжирской семье Хуария Белуафи

Нравственные аспекты социализации детей дошкольного возраста в алжирской семье
<
Нравственные аспекты социализации детей дошкольного возраста в алжирской семье Нравственные аспекты социализации детей дошкольного возраста в алжирской семье Нравственные аспекты социализации детей дошкольного возраста в алжирской семье Нравственные аспекты социализации детей дошкольного возраста в алжирской семье Нравственные аспекты социализации детей дошкольного возраста в алжирской семье Нравственные аспекты социализации детей дошкольного возраста в алжирской семье Нравственные аспекты социализации детей дошкольного возраста в алжирской семье Нравственные аспекты социализации детей дошкольного возраста в алжирской семье Нравственные аспекты социализации детей дошкольного возраста в алжирской семье
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Хуария Белуафи. Нравственные аспекты социализации детей дошкольного возраста в алжирской семье : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Санкт-Петербург, 2003 142 c. РГБ ОД, 61:04-13/1593

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Процессы социализации ребенка дошкольного возраста в алжирской семье как предмет теоретического анализа С. 14

1.1. Современная семья как среда социализации ребенка С.14

1.2 .Традиции и инновации, характеризующие процессы социализации ребенка в семье

1.3. Специфика процессов социализации ребенка младшего возраста С. 49

ГЛАВА II. Процессы социализации ребенка дошкольного возраста в алжирской семье как предмет экспериментального анализа С 70

2.1. Программа исследования современного состояния алжирской семьи как среды социализации ребенка дошкольного возраста С 70

2.2. Супружеские отношения в современной алжирской семье, обеспечивающие среду социализации ребенка . С 77

2.3. Детско-родительские отношения в современной алжирской семье, определяющие направление социализации ребенка С 83

Заключение с120

Библиография с123

Приложение с130

Введение к работе

Актуальность исследования проблемы: «Нравственные аспекты социализации детей младшего возраста в алжирской семье» определяется рядом обстоятельств. Среди них наиболее значимыми выступают следующие.

Современная социальная ситуация в мире характеризуется широким развитием процессов интеграции стран с разным жизненным укладом, формированием единого экономического, культурного, образовательного, информационного пространства. Глобальные процессы интеграции затрагивают все стороны жизни общества, оказывают существенное влияние на его социальные институты, к числу которых принадлежит семья. Под влиянием этих процессов происходят изменения в структуре семейных отношений, что не может не сказаться на процессах воспитания ребенка и, соответственно, на процессах его социализации.

Современная культурная ситуация конкретной страны формируется в условиях диалога культур, имеющих разную (религиозную и светскую) направленность. Возникает потребность в усилении процессов согласования ценностных позиций и ориентации, формирования толерантных отношений, понимания друг друга. Процессы эти, характеризующие новое направление социализации, имеют своим основанием отношения в семье, базируются на новых подходах к воспитанию ребенка.

Современная научная ситуация характеризуется пристальным интересом к проблемам семьи и семейного воспитания. По мнению ряда авторов, только в России этой проблеме посвящено более тысяч научных исследовании. Однако вопрос о роли семьи в процессах социализации ребенка в условиях меняющегося мира остается открытым и требует своей дальнейшей разработки. Особенно это касается сравнительных исследований, пытающихся уяснить специфику взаимодействия личностей, принадлежащих разным культурам.

Проблемам семьи в современной литературе уделено значительное внимание. Прослежено изменение семьи как особого социального института (М.С. Бедный, И.В. Гребеников, Д.И. Валентей и др.), охарактеризованы признаки гармоничной и дисгармоничной семьи как малой группы и ее функции ( П.А. Лебедев и др.), уделено большое внимание типологии семейных структур, рассмотрены стили семейных отношений. Широко исследуется педагогика семьи, которая рассматривается как главный институт воспитания (Дж. Л. Мельсен, А.В. Мудрик и др.), прослежены позиции родителей и ребенка в системе семейных отношений ( П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт И ДР.), качественное своеобразие в воспитании старших и младших детей (Л. Адлер, В.И. Коротов и др.). Значительное внимание уделено поддержке семьи, исследованы возможные виды и типы консультирования родителей и оказания помощи им.

Однако теоретический пласт исследований, проведенных на основе изучения жизни европейской семьи, мало известен общественности восточных стран, равно как и исследования современной восточной семьи еще не имеют большого распространения в европейских странах. Российская общественность мало знакома со спецификой отношений в алжирской семье. Между тем наши страны активно интегрируются и, следовательно, возникает необходимость во взаимном узнаватш и понимании друг друга. Это соображение послужило основанием для выбора темы исследования, ее объекта, предмета, гипотезы, целей и задач исследования.

Тама диссертационного исследования: нравственная социализация ребенка в алжирской семье.

Формулируя тему, мы имели в віщу соображения ряда современных ученых, которые подчеркивают в своих исследованиях, что социализация как включение ребенка в значимые отношения базируется на некоторых культурных основаниях, что качество отношений зависит от духовного потенциала отношений (Л.Д. Ионии, L. Aslaoui, A. Bouamar и др.). По сути дела понять процессы социализации ребенка в алжирской семье возможно лишь в том случае, если мы уясним себе духовное содержание основных положений исламской религии, на которую ориентируются родители в воспитании ребенка. Нравственные основания социализации ребенка в алжирской семье покоятся на духовных основаниях восточной культуры.

Цель диссертационного исследования: Осуществить анализ отношений в алжирской семье для выявления особенностей нравственной социализации детей дошкольного возраста. Задачи исследования:

Выявить историко-культурные особенности развития алжирской семьи и современное состояние отношений в ней.

Раскрыть специфику воспитания и социализации ребенка младшего возраста в алжирской семье, развивающейся под влиянием интеграции западной и восточной культур.

Охарактеризовать традиции и инновации в области воспитания ребенка, характеризующие современную алжирскую семью и влияющие на процессы социализации детей.

Сравнить отношение к ребенку младшего возраста в алжирской и российской семье и найти общее и особенное в этих отношениях.

Проанализировать отношение алжирских родителей к возможности воспитания и социализации ребенка в детских учреждениях.

Объект исследования - современная развивающаяся алжирская семья, обеспечивающая процессы воспитания и социализации ребенка младшего возраста, адекватные потребностям формирующегося общества.

Предмет исследования - воспитание в современной развивающейся алжирской семье как фактор социализации ребенка дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: В процессе работы над проблемой были выдвинуты три группы предположений.

Первая группа предположений к5асалась характера развития современной семьи. Мы предположили, что современная семья в целом развивается в сторону актуализации нуклеарных характеристик, уменьшения значимости кровнородственных связей и усиления значимости брачных отношений, усиления процессов доминирования женщины в системе внутрисемейных отношений; преодоления замкнутости семьи и усиления процессов открытости новым веяниям.

Вторая группа предположений касалась анализа влияния процессов развития современной семьи на процессы воспитания и социализации ребенка. Мы предположили, что направление, в котором развивается совреметгая семья, оказывает известное влияние на постановку процессов воспитания, которое в большей степени, чем это было раньше, ориентировано на инновации, обеспечивающие новое направление социализации.

Третья группа предположений касалась сравнительного анализа современного состояния процессов воспитания и социализации ребенка в алжирской и российской семье. Мы предположили, что существуют некоторые различия в воспитании ребенка в алжирской и российской семье, связанные с опорой на религиозные и светские традиции, и вместе с тем эти различия сглажены на уровне отношения к ребенку младшего возраста, поскольку главным механизмом воспитания и в той, и в другой семье выступает родительская любовь и забота.

Теоретико-методологической базой исследования выступили исторические и современные труды по проблемам культурологии, ориеїтірованньїе на осмысления образа жизни семьи в зависимости от ориентации на религиозные и светские ценности, современные труды европейских, российских, восточных авторов по проблемам семьи, ориентированные на осмысление процессов воспитания ребенка на основе традиционных и инновационных подходов, современные работы, ориентированные на глубокий анализ возрастных характеристик ребенка и процессов социализацті в зависимости от типа семейных отношений.

Методы исследования. Проверка гипотетических предположений и решение поставленных задач потребовали привлечения различных методов исследования. Преимущество отдавалось методу сравнения положения ребенка в системе детско-родительских отношений в двух странах: в Росси и в Алжире. При этом мы опирались на положения российского культуролога М.М. Бахтина, который высказал мысль о том, что диалог позволяет лучше познать не только культуру «другого», но и культуру собственную. В нашем исследовании российская (точнее санкт-петербургская) семья выступала как образ европейской семьи, как некоторый эталон, сопоставление с которым позволяло глубже уяснить тенденции развития алжирской семьи, социализирующей детей в новых исторических условиях интеграции стран Запада и Востока.

При анализе теоретического и «жизненного» материала использовались методы: - историко-генетический метод дал возможность вписать идеи, связанные с развитием семьи, в более широкое поле современной социальной сіпуации, показать, что алжирская семья как социальный институт меняется под воздействием тех интеграционных процессов, которые характеризуют мировое сообщество; - сравнительно-аналитический метод позволил сопоставлять между собой процессы развития российской и алжирской семьи увидеть, как соотносятся между собой традиционные и инновационные подходы к процессу воспитания ребенка в обеих семьях; При анализе экспериментального материала использовалась - анкета, содержащая вопросы для родителей по проблемам качественной характеристики современной семьи, воспитания и социализации ребенка; - рисуночные тесты детей младшего возраста двух стран, отражающие их представления о семье.

База исследования - 100 алжирских и 100 российских семьей, имеющих детей младшего (дошкольного) возраста, высказывающих суждения о перспективах развития семьи и о специфике процессов воспитания в семье, определяющей процессы социализации ребенка, адекватно формирующимся общественным потребностям в интеграции стран.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в два этапа.

На первом этапе обучения в магистратуре возник интерес к проблеме воспитания и социализации ребенка в современной развивающейся семье, проведено ознакомление с литературой по проблеме, написана магистерская диссертация, отражающая тенденции развития современной семьи и их влияния на процессы воспитания и социализации ребенка. (1999-2000 г.);

На втором этапе поступления в аспирантуру разрабатывалась структура диссертационного исследования, оформлялась логика его осуществления, производилось ознакомлсігис с исторической литературой по проблеме исследования, отрабатывались варианты структурирования исследовательского материала, собирались экспериментальные материалы, отражающие суждения родителей о процессах, характеризующих развитие семьи, и влиянии их на становление ребенка личностью.

На защиту выносятся положения:

Современная алжирская семья развивается в стороігу актуализации нуклеарных характеристик, уменьшения значимости кровнородственных связей и усиления значимости брачных отношений, снижения уровня доминирования мужчины и усиления процессов доминировашія женщины в системе внутрисемейных отношений, преодоления замкнутости семьи и усиления процессов открытости новым веяниям.

В современной алжирской семье религиозная традиция воспитания, предполагающая подчинение ребенка родителям и концентрацию внимания на нравственном воспитании, сопрягается с инновационными процессами, ориентирующими родителей на усиление процессов умственного развития ребенка.

Современная алжирская семья, образ жизни которой базируется на религиозных идеях, толерантно относится к идеям светского воспитания, связанным с умственным развитием ребенка.

Существуют различия в воспитании ребенка в алжирской и российской семье, связанные с опорой на религиозные и светские традиции. Эти различия сглажены на уровне отношения к ребенку младшего возраста, поскольку главным механизмом воспитания и в той, и в другой семье выступает родительская любовь и забота.

Сглаживание различий происходит так же и потому, что алжирская семья, базирующаяся на идеях Ислама, толерантно относится к идеям светского воспитания, российская семья, базирующаяся на идеях светской культуры, толерантна по отношению к религиозному направлению воспитания.

Современная российская семья ориентирована на уменьшение количества времени, проводимого ребенком в дошкольном учреждении, алжирская семья ориентирована на увеличение количества времени, проводимого ребенком в дошкольном учреждении. Различие во взглядах на проблему связано с уровнем образованности матерей и их уверенностью в возможности - невозможности развития умственных способностей ребенка в домашних условиях.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены выработкой методологических позиций, выбором методов исторического, теоретического и экспериментального анализа проблемы, адекватных поставленным исследовательским задачам. Теоретическая значимость исследования: - дана характеристика современной алжирской семьи, двигающейся в своем развитии к усилению признаков нуклеарности, к переориентации с кровнородственных на брачные отношения, к паритетности мужского и женского доминирования в системе отношений; проанализирована нравственная основа детско-родительских отношений, базирующихся на идеях исламской религии, определяющих статус отца, матери и ребенка в системе семейных отношений, характеризующихся высоким уровнем ответственности родителей за нравственность ребенка перед Всевышним, перед общиной и собой; раскрыта специфика семейного воспитания, базирующегося на религиозных традициях ислама, ориентированного на освоение ребенком религиозных идей на уровне миропонимания и следования им в поведении; доказано, что алжирская семья, следующая в воспитании за религиозными традициями ислама, относится толерантно к идеям светской культуры воспитания и ищет пути сопряжения религиозных традиций, связанных с нравственным воспитанием, и светских инноваций, связанных с умственным развитием ребенка; раскрыто положительное отношение алжирских родителей к формирующейся системе общественного воспитания, обладающей значительными возможностями в деле умственного развития ребенка; осуществлен сравнительный анализ положения ребенка в системе детско-родительских отношений в российской и алжирской семье, базирующихся на светских и религиозных традициях и предоставляющих ребенку разные степени свободы в действиях и поступках, влияющие на процессы социализации; доказано, что в условиях возрастания занятости женщины-матери на производстве алжирская семья положительно относится к воспитанию ребенка в системе дошкольных учреждений, что алжирская женщина- мать, стремящаяся к профессиональной деятельности, оставляя за собой функции нравственного воспитания, возлагает надежды на умственное развитие ребенка на учреждение.

Научная новизна исследования: - охарактеризована связь процессов традиционного воспитания и социализации ребенка в алжирской семье, базирующаяся на религиозных идеях подчинения его воле родителей, несущих ответственность за поступки ребенка. раскрыто соотношение традиционных и инновационных процессов в развитии алжирской семьи, связанных с переориентацией с кровнородственных на брачные отношения, с изменением статуса женщины в системе доминирования, изменяющих процессы традиционного воспитания и социализации ребенка; обогащен понятийный аппарат проблемы нравственной социализации ребенка в алжирской семье, ориентирующейся на религиозное воспитание в духе исламской традиции и толерантно относящейся к инновациям, связанным, главным образом, с умственным развитием ребенка; выявлены различия в подходах к воспитанию ребенка в российской и алжирской семье, базирующиеся на разных представлениях о природе ребенка и возможности предоставления ему свободы в действиях и поступках, обеспечивающие качественное своеобразие процессов социализации.

Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы при разработке учебных пособий для воспитателей, родителей и студентов педвузов, выходящих на практику в дошкольные учреждения. Материал исследования может быть использован в лекциях, спецкурсах и спецсеминарах, посвященных проблеме социализации ребенка, в системе повышения квалификации воспитателей и консультирования родителей.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены выработкой методологических позиций, выбором методов исторического, теоретического и экспериментального анализа проблемы, адекватных поставленным исследовательским задачам.

Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация результатов исследования осуществлялась через обсуждение основных положений диссертации на заседаниях кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, на межвузовских и международных конференциях, посвященных проблемам семьи и семейного воспитания, в процессе прохождения ассистентской и доцентской практики. Результаты исследования нашли отражение в публикациях автора.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены выработкой методологических позиций, выбором методов исторического, теоретического и экспериментального анализа проблемы, адекватных поставленным исследовательским задачам.

Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация результатов исследования осуществлялась через обсуждение основных положений диссертации на заседаниях кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, на межвузовских и международных конференциях, посвященных проблемам семьи и семейного воспитания, в процессе прохождения ассистентской и доцентской практики. Результаты исследования нашли отражение в публикациях автора.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Современная семья как среда социализации ребенка

В этом параграфе отражен материал, раскрывающий ответы на интересующие нас вопросы по исследуемой проблеме воспитания и социализации ребенка в условиях современной алжирской семьи. Предварительное ознакомление с разными источниками по проблеме семьи и семейных отношений позволило выделить вопросы, под углом зрения которых исследовалась литература. Свою цель мы видели в том, чтобы: раскрыть понятийный аппарат исследуемой проблемы социализации ребенка дошкольного возраста в семье; дать общую междисциплинарную характеристику семья как социального института и малой группы. Обратимся к решению первой задачи - анализу понятийного аппарата исследуемой проблемы. В русле нашего исследования особую значимость приобретали понятия: социум, культура, семья, традиции, инновации, социализация, воспитание. Анализ источников позволил выделить из множества определений данных понятий те, которые были взяты как основополагающие при анализе проблем семьи и семейной социализации. Социум рассматривается в науке как «область социально-практических отношений и действий, характеризующих жизнь общества, направленных на достижение материально ощутимых результатов, общественных изменений, преобразований» [И.В. Кондаков, с. 14]. В педагогике социум рассматривается как область жизнедеятельности ребенка, в которой осуществляются процессы целенаправленной и стихийной социализации, имеющие результатом тот или иной вариант социального развития. Анализируя понятие социума, авторы рассматривают семью как его важнейший структурный элемент, обеспечивающий процессы первичной социализации человека (П. Бергер, Т. Лукман и др.). Культура рассматривается в науке как «вся ценностно-смысловая сфера общества», определяющая духовную сторону отношений, механизм социальной регуляции отношений [И.В. Кондаков, с. 14]. В настоящее время существует множество определений культуры. Нас заинтересовали те из них, которые ориентированы на включение в понятие культуры компонентов традиций и обычаев. Описательные определения культуры восходят в своей основе к концепции основоположника культурной антропологии Э. Тейлора, согласно которому культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; сокровищница всего созданного людьми. Она включает в себя язык, обычаи, систему этики, религию. Исторические определения культуры подчеркивают роль традиций и социального наследия, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития человечества (Б.С. Ерасов). Психологические определения подчеркивают специфику механизмов усвоения содержания культуры. Педагогические определения ориентированы на выявление возможностей постижения культуры через включение ребенка в целенаправленные процессы воспитания и обучения. Согласно представлениям современных авторов, культура организует общественную жизнь, определяя образ мысли и действий людей и характер их социальных связей, она формирует общественные ценностно-нормативные и личностные ценностно-смысловые критерии, в соответствии с которыми ребенок включается в сложную сетку социальных отношений. Культура в форме общественных ценностно-нормативных критериев задает, как пишут современные социальные психологи, «нормативный канон человека», в соответствии с которым выстраивается деятельность социальных институтов, которые в свою очередь определяют особенности социализации. От этого канона зависит, «будет ли поддерживаться различными ее институтами активность или пассивность подрастающего человека, его стремление к индивидуальному успеху, или ориентация на коллективные достижения, множественность или структурная собранность Я-концепции» [Е.П. Белинская, О.Л. Тихомандрицкая, с.34-35]. Под идеальным образцом или «каноном» понимается определяемая обществом мера свободы ребенка в выборе направления социализации, сегодня она может иметь достаточно широкий диапазон. Соответственно и семья, укорененная в культуре общества, ориентируясь в историческом процессе на идеальные образцы и практически участвуя в процессах их разработки и обновления, определяет меру свободы членов семьи, формирует подходы, методы, направляющие процессы социализации ребенка в заданном культурой направлении. Культура в качестве личностного ценностно-смыслового критерия выступает некоторым основанием, в соответствии с которым формируется избирательность человека (ребенка), опосредствуются процессы выбора отношений, коммуникативных контактов, видов деятельности, существующих в виде образцов, норм. Тем самым она выстраивает процессы социализации в выбранном личностью направлении. Вместе с тем, культура рассматривается не только с позиции нормы и образца. Окультуривание предполагает качественное преобразование процесса взаимодействия, всех его компонентов, такое его конструирование, которое предоставляет ребенку возможность выходить на уровень социокультурного творчества, быть самодостаточным в такой мере, чтобы опираться «на внутреннюю природу, свой потенциал и способности, таланты и скрытые ресурсы, творческие импульсы и потребность в познании себя» [А. Маслоу, с.40]. Традиция: это понятие, рассматриваемое в диссертации как основополагающее, имеет множество определений. Среди них были выделены те, которые связывают понятие традиции с понятием культуры. Под традицией подразумеваются элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в жизнедеятельности социальных групп в течение длительного времени. Традиции распространяются на широкую область социальных и культурных явлений. В своем исследовании мы взяли за основу положение о том, что «длительность существования традиции сама по себе не определяет ее современное значение, жизнеспособность традиции коренится в ее дальнейшем развитии последующими поколениями в новых исторических условиях (БСЭ, т.26, с.393) .

Специфика процессов социализации ребенка младшего возраста

В этом параграфе поставлены задачи: - раскрыть современные подходы к понятиям «социализация» и «воспитание» и выявить связь между этими понятиями; - раскрыть возрастной аспект социализации; - проанализировать основы семейного воспитания как процесса, обеспечивающего вхождение ребенка в мир социальных отношений и направленного на процессы социализации, - охарактеризовать влияние на процессы социализации взаимосвязей, существующих между семьей и образовательным учреждением.. Обратимся к решению первой задачи к анализу понятий «социализация» и «воспитание и выявлению связей между ними. Термин социализация появился в научной литературе в начале XX века. В середине XX века это понятие анализировалось, главным образом, в социологической и социально-психологической литературе. В конце XX в. началось глубокое переосмысление понятия социализации. Оно стало приобретать междисциплинарный характер. Сегодня им активно пользуются практически все науки, входящие в состав человекознания. В современной научной литературе можно выделить несколько направлений исследования процесса социализации. Адаптивная концепция рассматривает процессы социализации как приспособление личности к существующему образу жизни, к господствующим в обществе экономическим, идеологическим и нравственным нормам и принципам, как подготовка к выполнению социальных ролей в соответствии с принадлежностью к определенному классу и социальной группе. Теоретики этого направления (Д. Дьюи, Т. Парсонс, и др.) исследуют социализирующие возможности семьи, школы, неформальных групп. Ролевая концепция рассматривает процессы социализации как интеграцию молодого поколения в систему социальных ролей через интериоризацию норм своей референтной группы. Теоретики этого направления (Р. Дарендорф, Ф. Тенбрук, К. Лэнгтон и др.) исследуют социализацию как процесс усвоения системы отношений и моделей поведения соответствующей социальной группы и общества, как процесс усвоения ценностей, обычаев и образа жизни своего общества, как процесс подготовки к выполнению определенной социальной роли в соответствии с тем социальным положением, которое занимает данная личность в обществе. Критическая теория рассматривает процесс социализации в тесной связи с формированием осознанного, критического отношения к существующим общественным порядкам, с развитием у ребенка стремления к самоутверждению в обществе, с формированием потребности критического отношения к миру и способности к переоценке сложившихся норм жизни. Теоретики этого направления (К. Рождерс, Л. Маслоу и др.) полагают, что поведение человека всегда следует рассматривать как внешнее проявление его целостного внутреннего мира, как самоопределение личности с ее системой ценностей, убеждений, надежд, устремлений и отношений. Аргументируя эти положения, теоретики критической концепции социализации пишут: - К. Роджерс: «Человек в течение долгого времени ощущал себя в жизни марионеткой. Но он последовательно выдвигает новую декларацию независимости. Он отказывается от неудобства несвободы. Он выбирает себя, пытается ...стать самим собой,- не куклой, не роботом, не машиной, а уникальным, индивидуальным „Я"» (Роджерс К. К науке о личности// История зарубежной психологии: Тексты / Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М.: Изд-во МГУ.1986. -с.228). - А. Маслоу: «Человек не может сделать хороший жизненный выбор, пока он не начнет прислушиваться к самому себе, к собственному "Я", в каждый момент своей жизни...» ( Маслоу А. Самоактуализация//Психология личности: Тексты/ Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузыря. М.:Изд-во МГУ,1982.-с.ИЗ). Концепция социального научения в качестве механизмов социализации рассматривает процессы идентификации, подражания, внушения, следования нормам, конформность. Эти процессы, протекающие бессознательно или с разлишюй степенью осознанности, обеспечивают вхождение ребенка в социум. Главный выразитель концепции социального научения в психологии бихевиоризма, известный американский психолог А. Бандура считает, что ребенок социализируется, обучаясь в своем социальном окружении у взрослых и сверстников посредством наблюдения, т.е. копируя чьи-то образцы (формы, модели) поведения, не ожидая какого-либо поощрения или наказания за это. За годы детства он накапливает огромную информацию о социальной жизни, усваивает множество моделей поведения. Выбор конкретной модели поведения зависит от когнитивных процессов, связанных с оценкой их личностью. Концепция "баланса идентичности" рассматривает процессы социализации, исходя из предположения, что в каждой конкретной ситуации літчность должна всегда балансировать между требованиями «быть, как все» и требованиями «быть как никто другой», т.е. одновреметпю быть идентичной и уникальной. Л. Кольберг подчеркивает, что каждая стадия морального сознания растущей личности - не итог бесед о морали и нравственном поведении, а результат присвоения социального опыта, «принятие роли» в ходе самостоятельного нравственного решения. Поэтому он возражает против жесткой социализации и выступает за то, чтобы каждый ребенок нес определенную ответственность за свои действия и имел возможность сотрудничать с воспитателями. Перечисленные концепции интересны с той точки зрения, что они дают представление о возможных путях социализации ребенка через присвоение существующего опыта социальных отношений и через творение новых форм этого опыта, через следование традиции и через ее преодоление.

Программа исследования современного состояния алжирской семьи как среды социализации ребенка дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная программа, ориентированная на сравнительный анализ процессов социализации ребенка в алжирской и российской семье, включала ряд направлений, каждое из которых ставило свои задачи: - первое направление исследования было ориентировано на анализ традиционных и инновационных процессов развития современной семьи, - второе направление ставило своей задачей выявление представлений родителей о процессах воспитания и социализации ребенка в связи с усилением инновационных процессов развития семьи, - третье направление предполагало выявление отношение родителей к формированию системы дошкольного воспитания, берущего на себя в новых условиях часть функций, традиционно закрепленных за семьей, - четвертое направление предполагало осуществление сравнительного анализа тенденций развития алжирской и российской семьи н положения ребенка в системе внутрисемейных отношений.

Своими мыслями о значимости традиций и инноваций в воспитании и социализации детей дошкольного возраста поделились 100 алжирских семей и 100 российских семей, проживающих в городе и в сельской местности. В эксперименте участвовали молодые родители, в возрасте от 20 до 30-35 лет. Мы полагали, что эти семьи в настоящее время формируют посредством воспитания детей ситуацию развития будущего алжирского общества. Поэтому нас интересовало их мнение по многим вопросам, связанным с процессами социализации ребенка, в частности, по вопросу, как соотносятся в воспитании ребенка традиции и инновации. В поле нашего зрения находились процессы социализации ребенка- дошкольника. Этот возраст являлся, по нашему мнению, наиболее «открытым» для доказательства поставленных гипотез.

В эксперименте использовались методы анкетирования, интервью, рисуночные тесты.

Анкета была составлена таким образом, чтобы имелась возможность сравнить социальные, психологические, морально-этические характеристики семьи, от которых в решающей мере зависят процессы социализации ребенка, ориентации родителей на традиционные и современные формы воспитания, способствующие в той или иной мере религиозной и светской социализащга, представления родителей о современных путях развития нравственности и интеллекта ребенка.

Методы интервью дополнили картину, обрисованную на основе материала анкет, позволили глубже понять процессы социализации ребенка в дошкольном возрасте в условиях семейного воспитания и составить монографические характеристики современных алжирских семей, ориентированных на традиции и инновации в отношениях к ребенку.

Рисуночные тесты детей «Моя семья» дали возможность уточнить представления о внутрисемейном статусе отца, матери и ребенка, охарактеризовать нравственную атмосферу семьи, выявить представления ребенка о характере отношений к нему со стороны родителей.

В целом содержание опытно-экспериментальной работы по направлениям может быть представлено следующим образом.

Приступая к анализу современного состояния алжирской семьи, мы стремились обрисовать два эталона семьи, первый из которых, согласно проанализированной в первой главе литературе, отвечал показателям традиций, а второй - показателям инноваций. Вырисовывая эталон семьи, мы опирались на признаки духовности семьи, связанные с религиозными воззрениями, ориентации ее на кровнородственные или брачные отношения, открытости семьи современным влияниям, доминирования мужчины или женщины во внутрисемейных отношениях. Нас интересовало положение в семье: мужчины, женщины, ребенка, их образовательный статус, возможность актуализировать себя в сфере труда за пределами семьи. В зоне внимания находилась, прежде всего, женщина, показатели изменения ее отношений, связанные с возможностью получения образования и включения в различные виды производственной, общественно-полезной деятельности. Показатели семейных отношений, отражающие движение семьи от традиции к инновации, рассматривались одновременно как показатели новых условий социализации ребенка.

Информацию для размышления над тенденциями развития современной семьи должна была дать анкета, в которой представлены несколько блоков вопросов, каждый из которых позволял решать определенную задачу. В целом анкета может быть представлена следующим образом.

Теоретической базой исследовательской программы выступили проанализігрованньїе в первой главе идеи: - социальной психологии, в частности идеи М. Мид, которая показала, что современное общество развивается в сторону уравнивания позиций «родители - ребенок» и предоставления ребенку значительных степеней свободы, делающих его все более независимым от мнений родителей. По мнению этого автора, как показано выше, семья в своем развитии движется от постфигуративной модели, характеризующейся авторитарностью отношений «родители - дети», к префигуративной модели, характеризующейся свободой этих отношений; - гуманистической психологии, в частности, на идеи А. Маслоу, который обрисовал пирамиду потребностей ребенка и подчеркнул значимость его отношений с родителями в процессах социализации. А. Маслоу показал, что любовь родителей к ребенку должна сочетаться с доверием к нему, с предоставлением возможности активно исследовать мир, с расширением рамок свободы действий ребенка, что стимулирует процессы его самоактуализации. Основываясь на их идеях, мы предположили, что традиция в отношениях «родители - ребенок», характеризующая алжирскую семью, ограничивает свободу ребенка в процессах социализации, а инновации в отношениях «родители - ребенок» предполагает увеличение степеней его свободы; - культурологии, согласно которой социальная среда быстро меняется, вынуждая готовить детей к жизни к новому будущему. «Эффективность институтов социализации и конкретных методов воспитания в семье должно оцениваться сегодня не только и не столько по тому, насколько успешно они обеспечивают усвоение и производство унаследованных от прошлого ценностей и навыков, сколько по тому, готовят ли они подрастающее поколение к самостоятельной творческой деятельности, постановке и решению новых задач, которых не было и не могло быть в опыте прошлых поколений

Супружеские отношения в современной алжирской семье, обеспечивающие среду социализации ребенка

Параграф посвящен анализу материалов первого блока вопросов, отражающих тенденции развития отношений супругов в современной семье, создающих особую среду социализации ребенка.

Дадим краткий анализ полученным1 данным по первому блоку вопросов, связанных с выявлением характера супружеских отношений.

Распределение жителей государства Алжир по территории страны неравномерно: в основном это жители городов и поселков. В городах сосредоточены: учреждения работы, культуры, образования, досуга. В нашем исследовании в целях получения более объективной картины мы сочли возможным проанкетировать родителей городской и сельской местности. В анкетироваїти участвовали: 73 % семей из городов, 21 % семей из посёлков (где живут сравнительно мало людей) и 4 % семей из деревень (где живет совсем мало людей).

Анализ литературы по проблеме показал, что многие авторы (И. Кон, А. Мудрик и др.) считают, что процессы социализации ребенка в семье во многом зависят от уровня образования родителей. Мы так же полагали, что процесс социализации детей в семье в решающей мере зависит от уровня образования родителей, и с целью выяснения этой проблемы внесли в анкету соответствующий вопрос. Анализ ответов показал следующую картину.

Исследование показывает, что 100 % родителей имеют тот или иной уровень образования, поскольку после получения страной независимости, согласно конституции, образование стало обязательным для всех граждан.

Особо отметим, что примерно каждая девятая мать и каждый пятый отец имеют только начальное образоваїпіе, более половины матерей и отцов в обследуемых семьях имеют среднее образование, каждая пятая мать и каждый третий отец - высшее образование.

Процент мужчин, имеющих более высокий уровень образования по всем выделенным группам выше, чем процент женщин. Этот факт объясняется тем, что мужчинам- в Алжігре открыта дорога к высшему образованию, поскольку с образовательным цензом связано более быстрое продвижение по службе, карьера в обществе, хорошее содержание семьи, возможность создания равноценных и равноправных отношений «муж - жена», если она так же имеет высшее образование.

Достаточно высокий уровень образования матерей говорит о том, что современное алжирское общество дает возможность женщине получить образование наравне с мужчиной. Этот факт говорит о глубоких изменениях в положении женщины в алжирской семье. Его следует считать благоприятным для процессов социализации детей в семье. Меньший, по сравнению с мужчинами, процент женщин, получивших высшее образование, можно объяснить весомостью некоторых традиций и занятостью женщины в семье, имеющей, как правило, несколько детей.

Мы полагали так же, что процесс социализации детей в семье в той или иной степени зависит от участия родителей в трудовой деятельности и от сферы трудовой деятельности. Нас интересовал вопрос, как используют свой образовательный потенциал мужчины и женщины. Анализ материалов показал следующую картину, позволил выделить семь групп.

Анализ анкетных данных показал, что мужчины работают все, более 50 % женщин, имеющих образование, не работают. Это касается, главным образом, тех женщин, которые имеют среднее и начальное образование. Этот факт отражает культурную традицию, согласно которой женщина всегда выступала как хранительница домашнего очага, а мужчина содержал семью. Вместе с тем новизна ситуации состоит в том, что более половины женщин, имеющих образование, в настоящее время работают. Они предпочитают административные виды деятельности, где их заработок приближается к мужскому, и те виды деятельности, которые соответствуют «женскому началу». Имеются в виду разные виды педагогической деятельности. Это показательный факт того, что женщина быстро эмансипируется, ориентируется в своей жизнедеятельности не только на традиции, но и на современную ситуацию, и, имея нескольких детей и хороший достаток в семье, тем не менее, работает.

Важным показателем, влияющим на процессы социализации ребенка, является связь семьи «отец - мать - ребенок» с более большой семьей, в которую входят родственники. В исследовании мы интересовались вопросом, с кем живет семья. Полученные данные показали следующую картину.

Похожие диссертации на Нравственные аспекты социализации детей дошкольного возраста в алжирской семье