Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание ценностных ориентиров «доброта» и «красота» у детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия педагогов детского сада и семьи Лагутина Нина Федоровна

Воспитание ценностных ориентиров «доброта» и «красота» у детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия педагогов детского сада и семьи
<
Воспитание ценностных ориентиров «доброта» и «красота» у детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия педагогов детского сада и семьи Воспитание ценностных ориентиров «доброта» и «красота» у детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия педагогов детского сада и семьи Воспитание ценностных ориентиров «доброта» и «красота» у детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия педагогов детского сада и семьи Воспитание ценностных ориентиров «доброта» и «красота» у детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия педагогов детского сада и семьи Воспитание ценностных ориентиров «доброта» и «красота» у детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия педагогов детского сада и семьи Воспитание ценностных ориентиров «доброта» и «красота» у детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия педагогов детского сада и семьи Воспитание ценностных ориентиров «доброта» и «красота» у детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия педагогов детского сада и семьи Воспитание ценностных ориентиров «доброта» и «красота» у детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия педагогов детского сада и семьи Воспитание ценностных ориентиров «доброта» и «красота» у детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия педагогов детского сада и семьи Воспитание ценностных ориентиров «доброта» и «красота» у детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия педагогов детского сада и семьи Воспитание ценностных ориентиров «доброта» и «красота» у детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия педагогов детского сада и семьи Воспитание ценностных ориентиров «доброта» и «красота» у детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия педагогов детского сада и семьи Воспитание ценностных ориентиров «доброта» и «красота» у детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия педагогов детского сада и семьи Воспитание ценностных ориентиров «доброта» и «красота» у детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия педагогов детского сада и семьи Воспитание ценностных ориентиров «доброта» и «красота» у детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия педагогов детского сада и семьи
>

Диссертация - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лагутина Нина Федоровна. Воспитание ценностных ориентиров «доброта» и «красота» у детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия педагогов детского сада и семьи: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Лагутина Нина Федоровна;[Место защиты: Московский городской педагогический университет].- Москва, 2015.- 236 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы воспитания ценностных ориентиров «доброта» и «красота» у детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия педагогов детского сада и семьи 20

1.1. Ценности, ценностные ориентации и ценностные ориентиры как социально-педагогический феномен 20

1.2. Структура и содержание ценностных ориентиров «доброта» (социально-нравственных) и «красота» (художественно-эстетических) у детей дошкольного возраста 38

1.3. Ценностно-ориентированная модель взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников по воспитанию ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста 57

Выводы по первой главе 76

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию ценностных ориентиров «доброта» и «красота» у дошкольников в рамках модели взаимодействия педагогов детского сада и семьи 78

2.1. Состояние проблемы воспитания ценностных ориентиров «доброта» и «красота» у дошкольников, их родителей и педагогов 78

2.2. Реализация ценностно-ориентированной модели взаимодействия педагогов и родителей по воспитанию ценностных ориентиров у дошкольников 111

2.3. Проверка эффективности разработанной модели и программно методического обеспечения по воспитанию ценностных ориентиров у детей 147

Выводы по второй главе 163

Заключение .

Структура и содержание ценностных ориентиров «доброта» (социально-нравственных) и «красота» (художественно-эстетических) у детей дошкольного возраста

Человечество прошло длительный путь развития, начиная с первобытного до современного общества, при котором сложилась определенная система ценностей. Ценности являются фундаментом любого общества, обуславливают возможность его успешного функционирования, составляют основу воспитательных целей и идеалов. Первостепенной задачей любого общества является передача ценностей подрастающему поколению и это одна из функций системы образования, так как противоречия общественного устройства отражаются в первую очередь на нравственных основах подрастающего поколения, молодежи

Значимость передачи ценностей подрастающему поколению подчеркнута в Федеральных государственных стандартах дошкольного образования, где развитие личности ребенка ориентировано на усвоение ценностей, принятых в обществе. Ценности являются ориентирами из прошлого в будущее, так как вбирают в себя опыт прошлого, актуальные идеи своего времени определяют будущее и стратегию развития общества. В связи с развитием общества изменяются и ценности личности. В эпоху Античности философы пытались найти ответ на вопрос о том, что представляют собой «благо», «добродетель», «красота» вне зависимости от поступков или вещей, которые обозначаются этими понятиями. Платон в рассуждениях о «ценном» и «благом» считал, что «ценное» то, что обладает полезностью, Аристотель наиболее ценным представлял наличие нравственной основы в человеке, а Марк Аврелий утверждал, что нравственные ценности, к которым следует стремиться, это – справедливость, истина, мужество. В эпоху Средневековья формируется система религиозных ценностей (вера, благодарность, надежда, совесть), которые стали означать поиск и обретение этих ценностей как спасение и смысл жизни человека (Фома Аквинский).

В период Нового времени полностью сложилось противопоставление материальных и духовных ценностей и их классификация (Монтень, Гоббс, Декарт и др.). Декарт и Паскаль соотносили ценность с нравственной деятельностью, Дж. Локк ценностью считал познание.

В эпоху Просвещения на первый план выходят гуманистические ценности, сам человек был объявлен ценностью общества, способной его сохранить и изменить к лучшему (Жан-Жак Руссо), важное значение приобретают нравственные и гражданские ценности (Э. Кант).

Таким образом, в работах философов, начиная с античности до эпохи Просвещения, рассматривались в ряду других и три главные ценности сферы жизнедеятельности человека: добро, красота, истина и были заложены основы науки о ценностях, получившие дальнейшее развитие в трудах ученых XIX - XX веков.

В настоящее время понятием «ценность» оперируют несколько научных дисциплин: философия, социология психология, проблемы ценностей рассматриваются в педагогике, культурологии, политологии и др. Исследования разных аспектов ценностей проводятся учеными на междисциплинарной основе, так как философская теория ценностей неотделима от психологических и социологических аксиологических концепций.

В науке и практике сложились различные представления о ценностях. В понятие «ценность» изначально заложен положительный смысл: ценность есть то, что мы ценим, чего желаем, к чему стремимся и что хотим осуществить.

В трудах отечественных философов рассматриваются вопросы значимости ценностей в жизни и воспитании человека, где ценность выступает как особая форма отражения в сознании людей предметов и явлений, способных удовлетворить их потребности и интересы. Ценность характеризует личностный смысл для человека определенных явлений действительности (В.А.Василенко, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган). По мнению В.П. Тугаринова, значимость ценностей опосредована ориентацией человека на других людей, на общество в целом [151]. Ценности отдельного человека являются ценностями окружающей его жизни. А.И. Титаренко, определяет ценности как «локаторы нравственного сознания личности» [94, с.118], Н.Ф. Наумова полагает, что главной функцией ценностей является создание упорядоченной, стабильной, имеющей для человека значение картины мира [98, с. 37]. С позиций А.Г. Здравомыслова и В.А. Ядова в ценностях резюмируется весь жизненный опыт личности, этот компонент структуры личности, «представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы» [49, с. 197-198].

Исследования и разработки теории ценностей в области психологии внесли Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев и др., которые рассматривали ценности в составе интегрирующего свойства личности – направленности мотивационной сферы, присутствием в ней устойчивых доминирующих мотивов поведения. С.Л. Рубинштейн доказал, что в ходе жизни происходит переоценка ценностей и это является закономерным результатом деятельности человека, перестройки его взаимоотношений с миром и с другими людьми[129]. Некоторые ценности имеют неодинаковую актуальность в разные периоды жизни человека и иерархия ценностей может выстраиваться по возрастному принципу. Это положение является актуальным в нашем исследовании, так как рассматриваются вопросы приобщения к ценностям детей дошкольного возраста с учетом ценностных приоритетов их родителей.

Д.А. Леонтьев строит определение ценностей исходя из трех форм ее существования, постоянно переходящих друг в друга: общественные идеалы, предметно воплощенные ценности и личностные ценности, полагая, что именно трансформация ценности из одной формы в другую является способом ее бытия [80]. Предметное воплощение ценностей происходит лишь посредством деятельности людей, которые осуществляют эти ценности, будучи ими побуждаемы и система ценностей находится в неразрывном единстве с деятельностью человека.

Итак, большинством ученых ценность признана как источник индивидуальной мотивации и рассматривается как «положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях» [18, с. 1330].

Ценностно-ориентированная модель взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников по воспитанию ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста

Использование различных видов совместной деятельности организует целостный педагогический процесс воспитания детей в детском саду, в домашних условиях и в социуме. Совместная деятельность помогает налаживанию контактов и взаимопониманию педагогов и родителей, формирует у родителей представление о системе ценностей педагогического коллектива детского сада. Кроме того, взаимодействие педагогов, детей и родителей воспитанников в совместных видах деятельности укрепляет семейные ценности: взаимную любовь, уважение заботу и доверие друг к другу, почитание старших, а также помогает родителям воспитанников осознать самоценность дошкольного периода их детей.

Таким образом, воспитание ценностных ориентиров у дошкольников решается в процессе ценностно-ориентированного взаимодействия педагогов, детей и их родителей в разных видах совместной деятельности в условиях детского сада, в домашних условиях и в социуме при педагогическом руководстве, поддержке и сопровождении. Взаимоотношения педагогов с родителями строятся на основе ценностно-ориентированных принципов: 1) восприятия ребенка как ценности; 2) признания ценности взаимодействия между детьми, педагогами и родителями; ценности партнерства воспитывающими взрослыми; 3) направленности внимания и педагогических воздействий воспитывающих взрослых на воспитание социально-нравственных и художественно-эстетических ценностей у дошкольников. Реализация этих принципов будет раскрыта во второй главе в рамках формирующего эксперимента.

При реализации ценностно-ориентированной модели необходимо учитывать следующие условия: функционирование детского сада как открытой, развивающейся системы во взаимодействии с социумом, с общественными, образовательными и культурными организациями; переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений на партнерство и поддержку их педагогических возможностей и потенциалов; создание в детском саду атмосферы общности интересов педагогов и родителей, формирование содружества педагогов, детей и родителей; организация комплексного сопровождения взаимодействия детского сада с семьей со стороны специалистов по вопросам воспитания ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста. активизация деятельности ребенка по освоению и принятию социально-значимых ценностей воспитывающих взрослых.

Средствами реализации ценностно-ориентированной модели воспитания ценностных ориентиров у детей являются: 1) интерактивная музейная среда с использованием музейной педагогики и компьютерных инновационных технологий; 2) ценности традиционной народной культуры; 3) художественные ценности, которые должны быть понятны и интересны детям, обогащая их эмоционально-чувственный опыт и обеспечивая экстериоризацию ценностных ориентиров «доброта» и «красота» у детей в практической деятельности; 4) программа «Содружество» и методическое обеспечение к ней, которое соответствует содержанию ценностям традиционной народной культуры и интерактивной музейной среды.

Алгоритм ценностно-ориентированного взаимодействия строится в рамках трех направлений: работа с детьми, сотрудничество с родителями, взаимодействие в совместных интерактивных формах педагогов, детей и родителей воспитанников. В структуре алгоритма учтена адаптированная методика В.Г. Маралова [100] в содержании использована авторская программа «Содружество» по взаимодействию детского сада и семьи [141].

Алгоритм процесса воспитания ценностных ориентиров у дошкольников включает:

Шаг 1. Проведение специальных занятий педагогов с детьми по тематическим блокам, содержащим весь спектр методических приемов (вербальных, наглядных, игровых) с учетом индивидуально дифференцированного подхода к детям.

Шаг 2. Организация жизнедеятельности дошкольников в детском саду, способствующая усвоению знаний и представлений детей о ценностных ориентирах «доброта» и «красота» в практической деятельности: в интерактивной музейной среде, в режимных моментах, играх, коллективном труде, совместном творчестве со сверстниками.

Шаг 3. Выполнение воспитанниками совместно с родителями в домашних условиях творческих заданий при педагогической поддержке, которая предполагает консультации педагогов, состоящих из пояснений значимости параллельно проводимой с детьми работы по тематическим блокам, рекомендаций по чтению и обсуждению в семье детской литературы соответствующей тематики, советов по выполнению творческих заданий для детей и родителей в совместной деятельности в семье. Рекомендации даются в устной форме лично или (и) в наглядной форме (тематические стенды, папки-передвижки, дайджест-журналы, библиотека семейного чтения и т.д.).

Шаг 4.Организация взаимодействия детей и их родителей в детском саду при педагогическом руководстве: совместные праздники по народному календарю, творческие мастерские, детско-родительский театр, детско-родительская проектная деятельность, совместный труд по благоустройству и дизайну детского сада.

Шаг 5. Организация совместных мероприятий детей и их родителей в социуме, способствующих экстериоризации ценностных ориентиров в реальной жизни: семейные экскурсии в музеи, по достопримечательным местам столицы, походы в театр, акции «Милосердия», посещения Дома ребенка и др.

Таким образом, воспитание ценностных ориентиров «доброта» и «красота» у дошкольников, осуществляемый путем использования данного алгоритма, представляет собой целостный взаимосвязанный процесс.

При разработке форм ценностно-ориентированного взаимодействия мы опирались на работы авторов: Е.П. Арнаутовой, А.В. Березиной, О.И. Давыдовой, З.И. Тепловой, которые выявили часто используемые формы и методы взаимодействия педагогов и родителей воспитанников: консультативно-рекомендательные (организация круглых столов, родительских консультаций, семинаров); информационно-просветительские (средства наглядной пропаганды, стенды и др.); практические (индивидуальные занятия специалистов с родителями и их детьми, занятия по коррекционной арттерапии, подгрупповые тренинги для родителей с детьми и др.). Наряду с вышеуказанными формами при ценностно-ориентированном взаимодействии предлагаем использовать следующие формы, соответствующие видам совместной деятельности: творческие мастерские, семейные гостиные, детско-родительская проектная деятельность, семейные экскурсии, детско-родительский театр, совместные праздники, досуги и т. д.

Реализация ценностно-ориентированной модели взаимодействия педагогов и родителей по воспитанию ценностных ориентиров у дошкольников

Для решения второй и третьей задач констатирующего этапа по выявлению приоритетных ценностей у родителей воспитанников и педагогов, анализу педагогических условий формирования ценностных ориентиров у детей в семье и в детском саду, применительно к воспитывающим взрослым были использованы различные методы: опрос, анкетирование, индивидуальные беседы со специалистами дошкольного учреждения. За основу взяты анкеты для родителей, разработанные Е.П. Арнаутовой: экспресс-опрос родителей «Впечатления от поездки в музей», «Об особенностях семейного досуга» [9, с. 104-113]. В исследовании использовались методы диагностики для педагогов в работе с родителями, разработанные Зверевой О.Л [47, с.48-52].

Для изучения условий формирования ценностных ориентиров у детей в семье и в детском саду и для определения приоритетных ценностей взрослых в воспитании детей, проведено анкетирование родителей воспитанников, участвующих в эксперименте (анкета представлена в приложении 2, табл.1) и личных ценностных ориентаций педагогов (анкета в приложении 2, табл. 2).

Для изучения проблемы воспитания художественно-эстетических ценностей в семье и получения дополнительных сведений об использовании семьями потенциала социокультурной среды города Москвы в воспитании детей старшего дошкольного возраста, был проведен дополнительный опрос родителей воспитанников. Опросный лист «Воспитание художественно-эстетических ценностей у детей в семье» – представлен в приложении 2, табл.3.

Рассмотрим итоги анкетирования родителей. В исследовании приняли участие 80 родителей воспитанников детских садов, 74 человека из которых – представители полных семей, 2 человека – из неполных семей и многодетные семьи – были представлены 4-мя родителями.

Анализ возрастного уровня показал, что наибольшая группа состоит из людей от 35 до 40 лет. В ходе обработки первичных данных получены следующие результаты: 4 родителей входит в возрастную группу от 20 до лет; 21 человек из числа родителей – от 25 до 35 лет; 22 родителя – от 35 до 40 лет; 11 родителей – от 40 до 50 лет; свыше 50 лет – 2 родителей.

Более половины опрошенных родителей имеют в семье двоих детей. Данные возраста и социального статуса контингента опрошенных родителей воспитанников ЭГ и КГ отличались незначительно.

Знания о возрастных категориях родителей воспитанников, о социальном статусе семей, их образовательном уровне и особенностях развития ребенка в семье, являются одним из условий ценностно-ориентированного взаимодействия педагогов детского сада с родителями. Знание воспитательного потенциала семьи и ее особенностей помогает педагогам осуществлять индивидуальный подход к ребенку и налаживать партнерские взаимодействия с родителями воспитанников.

На первый вопрос анкеты «Считаете ли Вы необходимым воспитание ценностных ориентиров у детей в детском саду и (или) дома?» из 80 опрошенных родителей утвердительно ответили 75 человек, 2-е родителей считают, что этим вопросом должны заниматься только воспитатели в детском саду, 3 человека затруднились ответить. На вопрос «Что вы делаете дома для воспитания у детей доброты, красоты, здоровья, познавательных способностей» ответы были следующими: читают с детьми книги – 72 человек; обсуждают прочитанное 16 человек; беседуют на этические темы 15 человек; привлекают к труду на дачном участке – 6 человека; дают трудовые поручения дома – 5 человек; смотрят дома вместе мультфильмы, кино – 77 человек. Из числа опрошенных 3 семьи посещают воскресную школу, 1 семья посещает и оказывает помощь детскому дому, 7 человек затруднились ответить.

В анкетах родителям воспитанников было предложено выделить из названных приоритетные для них ценности воспитания детей и дать им оценку по шкале от 1 до 4 баллов. На основе подсчета баллов по указанным ценностям, определялись приоритетные ценности в среде родителей воспитанников. Ценности здоровья: желание быть здоровым, понимание ребенком того, зачем нужно поддерживать здоровье, получение знаний о здоровом образе жизни, стремление заниматься спортом; Ценности красоты: формирование представлений о красоте окружающего мира, природы, людей, воспитание художественного вкуса, чувства гармонии, знакомство с произведениями искусства и традиционной народной культуры; Ценности добра: воспитание у ребенка чувств сопереживания, милосердия, отзывчивости, заботливости, уважительности и миролюбия, формирование представлений о нравственных и моральных нормах; Ценности познания: развитие любознательности, интереса к новым знаниям, формирование способов ориентировочных действий в проблемных ситуациях. Другие ценности: которые они считают важными в воспитании детей: трудолюбие, честность, справедливость, воспитанность, патриотизм и др.

Ответы по приоритету ценностей распределились следующим образом: на первое место по значимости родители поставили ценности «познания» (28%), так как готовность к школе их ребенка является для них наиболее важной проблемой, 25% членов семей выделили ценности здоровья; 18% отметили ценности добра; 12% считают приоритетными ценности красоты; 17% родителей назвали все ценности важными и затрудняются расставить приоритеты.

Проверка эффективности разработанной модели и программно методического обеспечения по воспитанию ценностных ориентиров у детей

Итак, на этапе контрольного эксперимента количество детей с высоким уровнем развития компонентов ценностного ориентира»красота» в ЭГ значительно превышает количество детей с высоким уровнем данных компонентов в КГ (в 3 раза больше детей с высоким уровнем когнитивного компонента, в 2 раза больше детей с высоким уровнем эмоционально-деятельностного компонента); детей, показавших низкий уровень развития компонентов в ЭГ значительно меньше (в 2 раза меньше детей с низким уровнем когнитивного компонента, меньше в 1,5 раза детей с низким уровнем эмоционально-деятельностного компонента.).

Таким образом, общий уровень сформированности ценностного ориентира «красота» у детей ЭГ значительно выше среднего, у детей КГ уровень сформированности ценностного ориентира «красота» значительно ниже среднего уровня.

В заключительной части эксперимента детям ЭГ и КГ дали такие же задания, как и на констатирующем: нарисовать «доброту» и «красоту», как они себе ее представляют. По окончании детских работ, комментарии некоторых детей к рисункам записывались воспитателем на обратной стороне рисунка.

Анализ рисунков на тему «Нарисуй доброту» показал, что в работах детей ЭГ прослеживается их личная позиция, понятие категории «доброты» отражается во взаимодействии с категорией «красоты». Так, шестеро детей в своих работах на тему «Нарисуй доброту» нарисовали портреты своих мам, впоследствии, выполняя задание «Нарисуй красоту» четверо из них тоже нарисовали портреты мам, используя при этом все известные им выразительные средства. Так, у Алихана К. в реальной жизни мама-брюнетка с короткой стрижкой, но сын, рисуя «доброту», а затем и «красоту» изобразил ее с длинными голубыми волосами, тщательно прорисовал ее украшения: бусы, браслеты, серьги, платье с ярким орнаментом.

В детских рисунках отражаются не только представления детей об изображаемых предметах, но и их отношение к этим предметам, к окружающему миру, которое проявляется в выборе краски для закрашивания. Рисуя «доброту» Никита К. изобразил богатырей яркими сочными красками, воспринимая их позитивно, а разбойника густо замазал черной краской, хотя задание нарисовать «зло» не было. Двое мальчиков Сергей Б. и Петр А.нарисовали «войну», на вопрос воспитателя «А где здесь доброта?» – ответили «Так они защищают слабых. Это ведь тоже доброта».

На предложение воспитателя «нарисовать доброту» некоторые дети нарисовали подарки, которые они готовили малышам Дома ребенка, объединяя в своем представлении подарок другому и добрый поступок (Артем Н. – машину, Варя С. – медвежонка, Вероника Л., нарисовала свой автопортрет с куклой, которую она подарила).

В сознании ребенка категории «доброта» и «красота» вступают во взаимодействие, отражаясь в конкретном сюжете рисунка изображением добрых, правильных поступков, которые дети осмысливают как красивые. Например, дети поливают большую клумбу с цветами (Ольга А., Маша Н.,). Настя П. тщательно нарисовала и раскрасила яркой цветовой гаммой бал во дворце Царицыно, который она видела в процессе экскурсии. На вопрос, почему она нарисовала бал как доброту, Настя удивленно ответила: «Потому что Золушка приедет, она добрая и всем добро делает». Сергей Б., Стас П. – изобразили строительство красивого моста, а Никита К. – как пожарные вертолеты тушат огонь в тайге.

Содержание рисунков детей ЭГ на тему «Нарисуй красоту» значительно отличаются: Амелия М., Арсений Ш., Вероника Л., Лев К., Валерий Ф. нарисовали дворцы Царицыно, передав в своих работах особенности архитектурных построек. Арсению Ш., и Льву К., рисунка оказалось недостаточно и они «построили красоту», – Кавалерский корпус овальной формы из конструктора.

Рисунки детей ЭГ свидетельствуют также и о том влиянии, которое оказало на них знакомство с традиционной народной культурой. Так, Полина Т., Валерия И., Кристина В. изобразили в своих рисунках барышень в народных костюмах, прорисовав орнаменты на сарафанах, украсив узорами их кокошники, Артем Н. нарисовал «городецких лошадок», соблюдая характерные особенности городецкой росписи, но раскрасив их голубым цветом, заявив, что «…так красивее».

Изображение «красоты» в рисунках детей ЭГ явилось отражением их ярких и позитивных впечатлений от знакомства с достопримечательностями, культурными ценностями на семейных экскурсиях, при посещении музеев. Например, Маша Н. и Сергей Б. нарисовали башни Кремля, Сергей изобразил башню с курантами, Андрей В. – Царь-пушку, что явствует о положительной значимости этих достопримечательностей в понимании ребенка. Марк Ч., и Глеб С. после праздника Кузьминок детском саду и экскурсии в кузницу музея-заповедника Коломенское, отразили в своих рисунках работу кузнецов с большими молотами и яркий огонь горнил.

Изучение рисунков, аппликаций, построек в деятельности детей по конструирования у детей ЭГ групп на контрольном этапе эксперимента в сравнении с аналогичными работами детей КГ свидетельствует о значительном влиянии, которое оказали на детей посещения музеев, знакомство с достопримечательностями родного города и с традиционной народной культурой: не только расширился их кругозор, но и эстетическое восприятие стало у них более развитым.

Итоги диагностики по каждому из испытуемых детей подведены в обобщенном сравнительном анализе развития ценностных ориентиров «доброта» и «красота» по компонентам и уровням и представлены: детей ЭГ в приложении 2 табл. 39, детей КГ в приложении 2 табл. 40.

Похожие диссертации на Воспитание ценностных ориентиров «доброта» и «красота» у детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия педагогов детского сада и семьи