Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методы запрета в нравственном воспитании карачаевцев Узденов Альберт Магометович

Методы запрета в нравственном воспитании карачаевцев
<
Методы запрета в нравственном воспитании карачаевцев Методы запрета в нравственном воспитании карачаевцев Методы запрета в нравственном воспитании карачаевцев Методы запрета в нравственном воспитании карачаевцев Методы запрета в нравственном воспитании карачаевцев Методы запрета в нравственном воспитании карачаевцев Методы запрета в нравственном воспитании карачаевцев Методы запрета в нравственном воспитании карачаевцев Методы запрета в нравственном воспитании карачаевцев
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Узденов Альберт Магометович. Методы запрета в нравственном воспитании карачаевцев : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Карачаевск, 2003 201 c. РГБ ОД, 61:03-13/2408-3

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА1. Теоретико-методологические основы нравственного воспитания 13

1.1 Процесс нравственного воспитания в теории и практике отечественной педагогики 13

1.2 Цели, задачи и содержание нравственного воспитания в народной педагогике 47

1.3 Общая характеристика методов и средств нравственного воспитания в народной педагогике 78

Выводы по первой главе 92

ГЛАВА 2. Диагностика образовательно-воспитательной возможности методов запрета в карачаевской народной педагогике 96

2.1 Методы торможения в традициях и обычаях карачаевского народа... 96

2.2 Многообразие методов торможения, представленных в карачаевском фольклоре 116

2.3 Использование прогрессивных методов нравственного воспитания в учебно-воспитательной работе школ 151

Выводы по второй главе 165

Заключение 169

Библиографический список

Использованной литературы 175

Приложения 87

Введение к работе

Актуальность исследования. В условиях радикальных экономических, социально-политических и культурных преобразований последнего десятилетия XX века в государственной системе образования России наметились тенденции возрождения народных, традиционных форм воспитания подрастающего поколения. Очевидно, что возрождение России невозможно без национальной ориентации, без учета психолого-этнических особенностей народов, изучения богатого педагогического опыта, накопленного в результате многовековой практики воспитания. Трудно не согласиться с Д.С. Лихачевым, утверждавшим, что даже в XXI веке мы должны не забывать о национальных особенностях и должны быть озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний.

Исследования ученых показывают, что каждая нация накопила исторически обобщенный опыт воспитания, который отражает особенности материальных, культурных условий жизни, религии, менталитета. Игнорирование закономерностей воспитательной практики народа приводит к извращению национального самосознания. В связи с этим важность этнопедагогических исследований очевидна.

Национальная школа на современном этапе призвана етап, государственным учебным заведением, обеспечивающим оптимальные условия передачи подрастающему поколению накопленных народом духовных ценностей, традиций, нравственных устоев с учетом особенностей данного этноса, уникальности его социокультуры. Одной из целей национальной школы является адекватная самореализация подрастающего поколения в семей no-бытовой, профессиональной, добротворческой и других видах деятельности. Национальная модель воспитания в России, на наш взгляд, не совпадает с государственной. Последняя в значительной мере ориентирована на опыт, традиции, менталитет народов западных стран и США, что совершенно недопустимо. Западная культура, индивидуалистическая по своему содержанию, направленная на духовную обособленность, независимость индивида от мнения, целей и задач большинства, является полной про-

тивоположностью русской - коллективистской по своей сути. В виду того, что мы живем в России, в народной педагогике различных народов много общего, объединяющего нас.

Нацеленная на воспитание сотрудничества, взаимопомощи, единения, коллективизма, народная педагогика признает ведущими идеями подготовку к труду, воспитание гражданственности, чувства долга, послушания, свободных, гуманных отношений между людьми. В возрождении современной национальной школы необходимо учитывать ведущие идеи народной педагогики. Актуальным для современной педагогики является воспитание терпимости к воззрениям личности, в том числе религиозным верованиям. Возрождение национального самосознания в единстве с нравственным опытом повеления и духовностью приобретает особую актуальность в современных условиях. Школа испытывает острую потребность в научно обоснованных положениях, рекомендациях, способствующих выработке у подрастающего поколения готовности и умения активно и сознательно трудиться на благо общества и семьи, противостоять асоциальным влияниям, вырабатывать и отстаивать собственную гражданскую позицию. Накопленный карачаевской народной педагогикой опыт нравственного воспитания подрастающего поколения может быть направлен на защиту растущей личности от разрушающего воздействия современных российских средств массовой информации, пропагандирующих стремление к наживе, безнравственность, бездуховность, преступность.

Воспитательный опыт показывает, что зачастую незнание и игнорирование национальных особенностей, этнопсихологических стереоіипов, отраженных в нравах, обычаях, народной мудрости, в традициях, приводит к тому, что национально-психологические особенности людей вступают в противоречие с целями, средствами и методами воспитания. При этом авторитарность в воспитании, психологическое давление, нежелание менять ошибочно выбранную стратегию в формировании личности приводят к духовному перерождению нации. Попытки механически заменить установившиеся гуманистические ценности другими ведут к проявлению таких низменных качеств человеческой натуры, как алчность, стяжательство, бесхозяйственность, насилие, стремление «делать деньги» любыми средствами.

Сиюминутная выгода заставляет не думать о том, как будут жить следующие поколения. Это не увеличивает благосостояние общества, не способствует развитию культуры, утверждению духовности и нравственности.

Основные черты национального воспитания раскрыты еще К.Д. Ушинским, указавшим на необходимость тесной связи воспитания с жизнью народа, его трудом, политическими и культурными потребностями. Прогресс общества педагог связывал с развитием просвещения, культуры, науки, формированием духовности. В решении этих задач, по его глубокому убеждению, призвана принять участие школа, опирающаяся на идею народности в общественном воспитании. Успех воспитания подрастающего поколения он не мыслил без опоры на достижения народной педагогики. Взгляды К.Д. Ушинского на национальное воспитание разделял П.Ф.Каптерев. Он характеризовал народность в воспитании как развитие у подрастающего поколения не только национальных, но и общечеловеческих черт, приобщение к общечеловеческим ценностям. Историк В.О.Ключевский показал, что отличие народных взглядов на воспитание подрастающего поколения от научных состояло в том, что знания, передаваемые народом детям, предназначались для того, чтобы научить их жить в мире и гармонии с окружающим миром,

Вопросы нравственного воспитания являются одной из ведущих проблем народной педагогики. Развитие нравственности и ума, физическое и эстетическое совершенствование личности происходит преимущественно в труде.

Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствует, что особенности нравственного воспитания карачаевцев мало изучены, особенно, в части методов торможения, Невелико количество публикаций и по общим проблемам карачаевской народной педагогики. В последнее время были изданы некоторые исследования, в которых делалась попытка проанализировать в этнографическом и педагогическом плане влияние пословиц, песен, игр, загадок, обрядов на развитие детей. В советский период карачаевская народная педагогика изучалась недостаточно. Не учитывались в должной мере национальные черты, этнические особенности воспитания. Отдельные положения народной педагогики были предметом исследования

6 ряда учёных, каждый из которых внес свой вклад в педагогическую науку, В их числе: Б, Апашев (Киргизия), В.А. Арутюнян (Армения), В.Д. Афанасьев (Якутия), Х.Х-М. Батчаева (Карачаево-Черкесия), Г.Н. Волков (Чувашия), А.Ш. Гашимов (Азербайджан), М.Б. Гуртуева, ЮС Кимов (Кабардино-Балкария), М.Г. Загазежев (Северная Осетия), А.Э. Измайлов (Киргизия), З.К. Мерет\ коеа (Адыгея), Ш.А. Мирзоев, 3. Якубов, P.M. Пашева (Дагестан), В.Д. Семенов (Екатеринбург), К.Б. Семенов (Карачаево-Черкесия), L.E. Хатаев, Х.Х.Хадиков (Северная Осетия), Я.И. Ханбиков (Татарстан), А.Ф. Хинтибидзс (Грузия). СМ. Шакарян (Пятигорск), И.А. Шоров (Адыгея).

Характеристика нравственного воспитания как основы морали народного
воспитания нашла отражение в исследованиях Г.Н. Волкова. Содержание,
средства и методы нравственного воспитания в русской народной педагогике
рассмотрены СМ. Шакарян. Вопросы нравственного воспитания в
карачаевской народной педагогике рассмотрены в трудах Х.Х-М. Батчаевой.
Однако названные авторы специально не занимались исследованием
особенностей нравственного воспитания, в части методов запрета

(торможения) в карачаевской народной педагогике.

Проблемы народной педагогики, в том числе нравственного воспитания, были отражены в материалах XII сессии Научного Совета РАО по проблемам истории образования и педагогической науки (1992 г.). Аксиологические проблемы народной педагогики рассматривались на XV сессии того же Совета (1994 г.). Большое внимание дальнейшему развитию этнопедагогики уделила XVII сессия Научного Совета РАО, посвященная национальным ценностям образования (1996 г.). Исторический опыт реализации идей народной педагогики явился предметом обсуждения на XIX сессии названного Совета (1998 г.), где рассматривался генезис гуманистической парадигмы образования и воспитания в России, а затем на XX сессии того же Совета (2000 г.). посвященной проблеме духовности в педагогической теории и практике.

Анализ литературы о нравственном воспитании в карачаевской народной педагогике позволил выявить пробелы и недостатки в исследовании рассматриваемой проблемы: 1. Отсутствует полнота состава и достаточная разработанность методов запрета

(торможения) в нравственном воспитании.

2. Не рассмотрены методы запрета (торможения), с точки зрения их
педагогической целесообразности, выраженные в традициях и обычаях
карачаевского народа.

3. Имеют место устаревшие методологические подходы в характеристике
литературных памятников, как источников народной педагогики вообще,
нравственного воспитания в частности.

4. Не выявлены возможности творческого использования методов
нравственного воспитания карачаевской народной педагогики в современной
семье и школе.

Социально-педагогические противоречия и недостатки современной теории и практики нравственного воспитания свидетельствуют о необходимости исследования рассматриваемой проблемы в прогностическом плане. Таким образом, теоретическая и практическая значимость рассматриваемого вопроса для современной науки, отсутствие специальных работ, посвященных изучению методов запрета (торможения) в нравственном воспитании, а также необходимость использования национальных традиций и фольклора карачаевской народной педагогики в целях повышения эффективности национальной ориентации современного воспитания и образования обусловили выбор темы настоящей диссертации: «Методы запрета в нравственном воспитании карачаевцев».

Проблема исследования: каковы содержание, характер и своеобразие методов запрета в нравственном воспитании карачаевской народной педагогики.

Объект исследования: процесс нравственного воспитания карачаевского народа, отраженный в его многовековом опыте и в произведениях фольклора, обычаях, традициях.

Предмет исследования: диагностика образовательно-воспитательной возможности методов запрета в процессе нравственного воспитания в карачаевской народной педагогике.

Цель исследования: охарактеризовать сущность, содержание методов запрета и определить его значение в процессе формирования нравственных

качеств личности в карачаевской народной педагогике.

Гипотеза исследования: процесс использования прогрессивных методов запрета в нравственном воспитании может протекать успешно, если:

охарактеризованы идеал, цель, задачи, определено содержание и место нравственного воспитания в воспитательной деятельности народа;

определены эффективные средства, методы и приемы нравственного воспитания, созданные народом;

проанализированы основные традиции и фольклорные материалы карачаевского народа и выделены наиболее часто используемые методы запрета в нравственном воспитании;

- выявлены эффективные методы, форма реализации, способствующие общему
развитию ребенка, познанию и воспитанию в духе уважения к родной культуре.

Задачи исследования:

показать идеал, цель, задачи и содержание нравственного воспитания как проявление педагогической мудрости народа;

проанализировать созданные народом основные средства, методы и приемы нравственного воспитания;

рассмотреть основные методы запрета в нравственном воспитании, выражающиеся в традициях и фольклоре карачаевского народа;

показать актуальность традиций народной педагогики в нравственном воспитании для современной педагогической науки, семьи и школы. Методологические основы исследования:

аксиологический подход к воспитанию, в том числе признание человека наивысшей ценностью в обществе;

допустимость использования плюрализма философских, гносеологических концепций в оценке гуманистических, культурных и духовно-нравственных ценностей;

изучение педагогических явлений в их диалектическом единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности;

признание целостности мирового педагогического процесса и своеобразия его проявления в различных странах, регионах;

- конкретно-исторический подход к изучению педагогических факт» и

явлений;

- связь объективного и субъективного, логического, исторического и
современного, раскрытие прогностического значения результатов исследования.
Использовались также культурологический и системно-структурный подход к
исследованию педагогических фактов, явлений, идей, теорий.

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие:

- сущность педагогического процесса (Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Ьабанский, Б.З.
Вульфов, П.Ф. Каптерев, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Н.Д. Никандров. З.И.
Равкин, Г.К. Селевко, С.А. Смирнов, ТА. Стефановская, В.А. Сухомлинский,
К.Д. Ушинский, Е.Н. Шиянов);

- историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть историко-
культурного процесса (М.В. Богуславский, В.П. Борисенков, В.Л. Вульфсон,
Г.Н. Волков, Л.Н. Гончаров, Г.Б. Корнетов, В.В. Макаев, ЗА. Малькова, А.И.
Пискунов, М.Г. Плохова, В.Г. Пряникова, В.Д. Семенов, Л.Л. Супрунова, Ф.А.
Фрадкин, Е.Е. Хатаев, И.А. Шоров).

При изучении вопросов педагогической психологии автор опирался на труды Б.Г. Ананьева, В.В. Белоуса, В.В. Давыдова, Н.Д. Левитова, A.M. Леонтьева, А.В. Петровского, К.К. Платонова, Л.Д. Столяренко.

Методы исследования: изучение первоисточников, учебных планов. программ и учебников; сравнительно-исторический и ретроспективный методы: теоретический анализ и синтез; наблюдение, анкетирование; изучение документации; обобщение и систематизация полученных результатов.

Исследование проводилось на базе средней школы №5 г. Черкесска Карачаево-Черкесской республики.

Источниками исследования явились материалы по истории, этнографии, народному творчеству, краеведению, педагогическая и документально-художественная литература, психолого-педагогические труды по исследуемой проблеме, учебные программы и учебники, методическая литература.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем охарактеризованы идеал, цель, задачи, содержание, средства и методы нравственного воспитания подрастающего поколения, нашедшие отражение в

мифах, былинах, преданиях, пословицах, поговорках, песнях, загадках, сказках, играх. Установлено, что народные воззрения на воспитание детей и молодежи имеют гуманно-демократическую направленность и отражают национальную специфику жизнедеятельности карачаевского народа. Охарактеризованы и выделены методы запрета, проявляющиеся в традициях карачаевского народа, показано значение методов запрета для нравственного воспитания подрастающего поколения. Раскрыта специфика средств и методов запрета в нравственном воспитании, заключенные в произведениях устного народного творчества (пословицы, поговорки, песни, ганцы, сказки и т.д.). Показаны возможные пути использования прогрессивных методов нравственного воспитания в современных национальных школах.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что обобщенный и систематизированный в народной педагогике педагогический опыт нравственного воспитания детей представляет собой научную характеристику понятий и идей, составляющих фундамент системы нравственного воспитания. Эта система включает в себя идеал, цель, задачи нравственного воспитания, средства, методы и приемы педагогического воздействия на ребенка, самовоспитание и социализацию личности в условиях семьи и общины, а также результаты процесса нравственного воспитания, характеризующиеся своей гуманно-демократической направленностью.

Практическая значимость исследования. Фактологический материал, положения и выводы, полученные в процессе исследования, могут быть включены в курсы теории и истории педагогики в средних и высших специальных педагогических заведениях, в учебные пособия по педагогике для названных учебных заведений, для создания спецкурсов и семинаров по рассматриваемой проблеме с целью обновления и углубления содержания соответствующих разделов. Теоретические положения и методические материалы представляют интерес для воспитателей, учителей и родителей в их воспитательной работе.

Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечена широкой базой источников, соответствием методов исследования целям и задачам диссертационной работы, апробацией полученных результатов.

Основные этапы исследования. На первом этапе (2000-2001) разрабатывались теоретико-методологические подходы к исследованию, проводился сбор и анализ материалов. На втором этапе (2001-2002) осмысливался и обобщался полученный материал, изучался опыт работы воспитателей, учителей, проводилась апробация результатов, подводились итоги опытной работы и оформлялся текст диссертационного исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Характеристика представления народа об идеале нравственного воспитания, о его целях, задачах и содержании, которые включают: знание моральных требований народа; нравственных качеств личности; формирование совершенного человека с высоким уровнем сознания; воспитание нравственности в процессе формирования разносторонне развитой личности и активное использование при этом методов запрета.

  2. Выявление специфики, созданных карачаевским народом основных средств, методов и приемов педагогического воздействия семьи и общины на детей с целью формирования у них умения вести себя в семье, обществе и воспитания других ценных качеств и свойств личности.

  1. Раскрытие сущности методов запрета в нравственном воспитании, выражающихся в традициях и фольклоре карачаевского народа, которые выработаны веками и передавались через традиции и устное народное творчество - это обычаи избегания, различные запреты, свадебные обрядовые установки, свод правил поведения, специфические методы торможения (клятва, заговоры, приметы и т.д.).

  2. Целесообразность использования традиций народной педагогики в современной национальной системе нравственного воспитания, в повышении уровня воспитанности учащихся и взаимодействия семьи, школы и общественности.

Апробация и внедрение в практику. Полученные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского государственного университета в 2000-2003гг., на конференциях по итогам научной работы в том же университете в 2000, 2001, 2002 гг. Опубликованные материалы использовались в учебной и

\2

воспитательной работе со студентами кафедрами педагогики Адыгейского
~ государственного университета, Кабардино-Балкарского государственного

университета, Армавирского государственного педагогического института.

Структура диссертации. В главе I «Теоретико-методологические основы
нравственного воспитания» характеризуется идеал и цель нравственного
воспитания, а также источники этики народа. Содержится анализ созданных
народом средств, методов и приемов педагогического воздействия,
используемых в формировании нравственности личности. Во второй главе
«Диагностика образовательно-воспитательной возможности методов запрета в
карачаевской народной педагогике» рассматриваются методы запрета в
ф карачаевской народной педагогике. Методы запрета выявляются из материалов,

содержащих описание традиций и фольклор карачаевцев. Показаны возможные пути использования прогрессивных методов воспитания в работе школ.

Процесс нравственного воспитания в теории и практике отечественной педагогики

Нравственное воспитание есть процесс передачи нравственности от предыдущих поколений к последующим. В понимании нравственности в истории культуры сложилось 4 основные традиции: патерналистская (нравственное воспитание как обязательное почитание старших); религиозно -церковная (нравственное воспитание как поддержание авторитета веры): просветительская (нравственное воспитиание как результат освоения научных знаний, подверженных суду разума); коммунитарная (нравственное воспитание как процесс формирования чувства коллективизма) [119, С.67]. Различные концепции, через которые реализовывались эти традиции, имели философскую направленность, где они ограничивались постановкой вопроса о принципиальной возможности и общих аспектах нравственного воспитания. В других случаях, например, Ж.Ж. Руссо, имелись конкретные нравственные воспитательные программы, хотя многое в них было утопическим.

В нравственном воспитании участвуют воспитатели и воспитуемые, і о есть это процесс взаимосвязанный. Воспитатели, люди более сведущие, компетентные, чем воспитуемые, и это должны быть люди, которые выделяются среди остальных по своим моральным качествам.

Нравственность находится в основании самой человеческой деятельности и не является обычной целью, которую можно достигнуть в определенный отрезок времени с помощью определённой совокупности конкретных действий; её скорее можно назвать последней, высшей целью. Более конкретно, нравственность можно назвать не целью, а идеалом — регулятивным принципом и масштабом оценки человеческого поведения. В обществе нет специальных лиц и учреждений, профессионально занимающихся нравственным воспитанием. По мысли древнегреческого философа Протагора, в особых учителях добродетели нет нужды по той причине, что все учителя (музыки, гимнастики, математики и т. д.) учат добродетели. Социальные институты (семья, школа, трудовой коллектив, государство и др.) точно так же наряду со своим прямым назначением оказывают и нравственное формирующее воздействие на индивидов. Процесс воспроизводства нравственности в обществе вписан во всё многообразие социапьной деятельности и осуществляется попутно. В целом он протекает стихийно и поддаётся целенаправленному воздействию и сознательному контролю в основном в форме самовоспитания, самосовершенствования. Каждое разумное существо ответственно за собственное нравственное становление и развитие.

Нравственное развитие человека осуществляется через культивирование определённых поступков, поведения, суммирующихся в нравственные черты характера. «Моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами» (А. Швейцер), оно осуществляется через силу собственного примера. По другому говоря, поступок является основой нравственного самовоспитания личности, а также методом нравственного влияния на окружающих. Так воспитуемый становится воспитателем: воспитывая себя, человек одновременно воспитывает других.

Нравственное воспитание выражает потребность общества сознательно влиять на процесс, являющийся предельно индивидуализированным и в целом протекающий стихийно.

Воспитание нравственности, в другом смысле у карачаевцев трактуется, как обучение нормам обществ, приличия. В этом случае речь идет о диктуемых культурой формах поведения индивида в различных ситуациях и отношениях — от поведения за обеденным столом и до ритуалов почитания богов. В разные времена, люди отличаются друг от друга не тем, что они делают, а тем, как они поступают, — нормами, задающими критерии подобающего и неподобающего, хороших манер. Эти предписания приучают человека смотреть на себя как бы со стороны и самокритично, вырабатывают в нём чувство уважения к себе и другим. Было бы большой ошибкой отрывать этику от этикета, недооценивать роль последнего. Достойное поведение, хорошие манеры, ешё нельзя считать нравственностью (добродетелью), но они являются её составляющей. Че.ювекч воспитанному, культурному, цивилизованному противостоит дикарь, невежа, грубиян. В некоторых культурах воспитанности, то есть нормам вежливости, этикета уделяется большое внимание. В отдельные эпохи нормы воспитанности в обществе были строго кодифицированы (например, «Домострой» или «Юности честное зерцало» в русской народной педагогике, «Адыге хабзэ» в адыгской народной педагогике, «Тау адет» в народной педагогике карачаевцев), в современном обществе они более размыты и индивидуализированы.

В педагогике нравственное воспитание рассматривается как целенаправленное формирование морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения.

В истории педагогики, в условиях советской школы этот процесс имеел целью - воспитание подрастающих поколений в духе нравственных принципов, сформулированных в моральном кодексе строителя коммунизма, формирование моральных качеств необходимых активным строителям коммунизма. Для неї о характерно единство интеллектуальной, эмоциональной и волевой сторон развития личности [119, С.69].

Основы нравственного облика человека закладываются в детском, подростковом и юношеском возрастах, а нравственное развитие протекает в течение всей его жизни. В дальнейшей жизни происходит уже не столько приобретение новых нравственных качеств, сколько усовершенствование приобретеного или исправление недостатков воспитания, в связи с чем в нравственном развитии большое место занимают самовоспитание и перевоспитание.

Нравственность является важнейшей формой общественного сознания, В любом обществе есть своя мораль. В эксплуататорском обществе всегда господствуют нравственные идеи привилегированного класса и его система нравственного воспитания. Так, в рабовладельческом обществе, в котором труд расценивался как рабская деятельность, па рабов, господствовавшие нравственные нормы воинов не распространялись. При феодализме нравственное воспитание в основном совпадало с религиозным. Религия была защитником эксплуататоров. При капитализме нравственное воспитание утверждала дух частной собственности и предпринимательства, эгоизм и индивидуализм.

При социализме, нравственное воспитание, провозглашало

гармоническое развитие человека, его творческих способностей, разносторонней активности определяемой ясным пониманием стоящих перед ним задач. В условиях социалистического общества создавались хорошие возможности для формирования у подрастащих поколений высоких моральных качеств. Эти качества вырабатываются в результате взаимодействия семьи, школы и общественной среды. При различных обстоятельствах соотношение и роль этих факторов меняются, но при всех обстоятельствах ведущая роль принадлежит организованной и целенаправленной и воспитательной деятельности [45, С. 98].

В настоящее время в период демократизации открылись более широкие возможности для разностороннего развития личности. По в нашем обществе в многообразии педагогических подходов мы не можем четко определить цели воспитания. Поэтому нравственное воспитание находится не на должном уровне. Видимо, это связано с несогласованностью воспитательных воздействий семьи, школы и общества. В социалистическом обществе, хотя было очень много положительного, нравственные идеи приходили в противоречие с реальной жизненной практикой воспитуемых, что придавало нравственному воспитанию тоталитарный характер. В демократическом обществе возрождаются простые нормы нравственности, созданные трудом и борьбой народных масс, возникают новые нравственные нормы, мораль выражает интересы всего общества. Появляются широкие возможности для реализации возможностей личности. Воспитательные воздействия семьи, школы, всей общественности, как правило, должны совпадать. Вследствии этого, складываются наиболее благоприятные условия для выработки у подрастающих поколений устойчивых нравственных убеждений.

Общая характеристика методов и средств нравственного воспитания в народной педагогике

Методы нравственного воспитания в карачаевской народной педагогике представляют собой способы, с помощью которых совершается целенаправленное педагогическое воздействие на нравственное сознание и поведение воспитуемых, на формирование у них нужных качеств, на обогащение их нравственного опыта и многообразных отношений.

Методы воспитания отличаются от средств воспитания, с которыми, однако, они тесно связаны и используются в единстве. Под средствами нравственного воспитания в народной педагогике понимаются, различные виды деятельности (игра, груд, учеба и т. д.), а также совокупность предмеюв и объектов культуры (пословицы, поговорки, сказки, легенды, эпос, музыкальное искусство и т. д.).

В народной педагогике нравственное воспитание осуществляется в процессе всей жизнедеятельности личности, с учетом возраста и той среды, которая влияет на ценностные ориентации ребенка (семья, среда товарищей и друзей и др.). Пути и средства нравственного воспитания отличаются своими специфическими особенностями при проведении специальной работы по нравственному просвещению детей; формированию у них нравственного опыта в коллективной жизни, в общении, в совместной деятельности: при воспитании нравственных привычек и формировании нравственных чувств.

Главными методами нравственного воспитания в народной педагогике карачаевцев являются пример, убеждение, упражнение, авторитет, испытание. поощрение, наказание.

Пример (Юлпо), является основой нравственного развития ребенка, сюда входят также нравы того круга людей, в котором он живет. Поэтому пример родителей, воспитателей и других людей, окружающих ребенка, карачаевцы считают одним из основных методов нравственного воспитания ребенка, применяемых с первых дней его рождения. Влияние окружающих, в частности родителей, на формирование личности содержится в пословице: «Анасына къара да къызын ал» («Посмотри на мать, потом женись на ее дочери»). В народе употребляют вышеприведенную пословицу не только тогда, когда хотят подчеркнуть внешнее сходство матери и дочери, чтобы представить, насколько свои внешние качества сохранит дочь в будущем, но и тогда, когда хотят узнать о воспитанности девушки, так как, по их мнению, воспитанность девушки имеет прямую зависимость от нравственных качеств матери.

Влияние окружающих на формирование нравственных черт ребенка более отчетливо проступает в пословицах: «Уяда не керсе, учханда аны зтер» («Что увидит в гнезде, то и будет делать в полете») [111, С,58]. В этих пословицах отразились результаты наблюдения народа за тем, как дети, не имея жизненного опыта, присматриваются к поступкам взрослых и копируют их, стараются вести себя так, как и взрослые, В связи с этим народ отразил в этих пословицах свое требование: раз дети обладают склонностью к подражанию, необходимо создать вокруг них здоровую обстановку. Народ считает, что везде дети должны видеть положительные образцы поведения, Раз мать образец для дочери, мать, отец и все старшие в семье должны всегда следить за собой и быть примерными во всем. «Атанга, ананга къалай къарасанг, балаларынгдан аны керюрсе» («Как ты уважаешь своих отца-мать, так будут уважать тебя твои дети»), - говорит пословица, предупреждая молодых родителей, что за плохой пример перед своими детьми, в первую очередь, они будут расплачиваться [111, С.58].

Эти мысли народной педагогики о значении примера сходны с высказываниями Я. \. Коменского- «Пусті, постоянно сияют перед нами примеры порядочной жизни родителей, кормилиц, учителей, сотоварищей. Ведь дети — это обезьяны: что бы они ни видели — хорошее или дурное, они стремятся этому подражать даже без всякого внешнего побуждения. Таким образом, они учатся раньше подражать, чем познавать. Я имею в виду при этом примеры, как взятые из жизни, так и из истории; и, прежде всего — взятые из жизни, потому что они ближе и производят более сильное впечатление. Итак, пусть, прежде всего, сами родители строго блюдут домашнюю дисциплину, а учителями пусть будут самые лучшие из людей, выдающиеся своей нравственностью, - вот наиболее действенное замечательное средство к тому, чтобы побудить учеников к самой честной жизни».

Такое требование народной педагогики нельзя не признать близким и нашему времени, если вспомнить указание А. С. Макаренко: «Вы воспитываете его (ребенка) в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет лома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь... все это имеет для ребенка большое значение» [76, C.285J.

Пример товарищей и друзей также может оказать положительное влияние на нравственный облик ребенка. Поэтому родители стремились к тому, чтобы их дети имели хорошее окружение. Об этом говорится в пословице: «Игм адам бла таныш оолсанг, игилиги джугьар, аман адам бла таныш болсанг, аманлыгьы джугъар» («Будешь водиться с хорошим человеком, научишься от него хорошему, будешь водиться с плохим человеком, научишься плохому»).

Но в жизни ребенок видит не только хорошие примеры, но и дурные Нередко бывает так. что хорошим примерам он не подражает, а почему-то следует дурным. «Аман бла тенглик тутсанг, кесинг аман болурса» («Подружишься с дурным человеком — станешь похожим на него»), - говорят карачаевцы. По мнению народа, это зависит от внутренних позиций, которые еще не достигли такой зрелости, чтобы отличать хорошее от дурного.

По мнению народа, разъяснение детям и молодежи мотивов нравственных поступков, раскрытие им общественного содержания моральных норм является очень важным и необходимым условием их сознательного отношения к свисмч поведению и критического отношения к поступкам других. Это делается народом с помощью метода убеждения.

Убеждение - приобщение детей к опыту нравственных отношений в обществе, в развитии их нравственного сознания. Об этом свидетельств} с г богатый карачаевский фольклор, произведения которого насыщены нравственными идеями. С помощью нравственного просвещения народная педагогика давала детям знания о нравственных ценностях людей; формировала нравственные представления, понятия, взгляды, суждения, оценки, нравственные убеждения; помогала осмыслению и обогащению собственного нравственного опыта детей; способствовала их нравственному самовоспитанию. Основными средствами нравственного просвещения (нравственного убеждения) в карачаевской народной педагогике были сказки и легенды, пословицы и поговорки, народные песни, этические беседы.

Большинство народных сказок служат материалом для этических бесед, убедительно доказывают необходимость тех или иных моральных качеств. И они обычно раскрывают смысл той или иной пословицы или поговорки. Простота, занимательность и вместе с тем ясность идеи делает сказки довольно эффективным средством убеждения в нравственном воспитании детей. На материалах сказок можно проводить беседы для убеждения детей в необходимости наказания зла, воспитать у них чувство справедливости, взаимной помощи в борьбе с несправедливостью. Говоря о сказках, как о средстве ведения этических бесед, нельзя не подчеркнуть, что сказки о животных являются более доступными для детского восприятия. Они

лаконичны и просты, В них нет ничего запутанного. Образы выразительны и четки [98, С. 130].

Средствами з моционального воздействия на чувства и сознание детей были народные песни. В частности, в воспитании патриотизма, любви к своей родине хорошим средством убеждения были историко-героические песни. Они посвящены военным и политическим событиям, народным движениям, деятельности выдающихся исторических личностей и воинскому мужеству И преданности родине. Такова, например, историческая песня «Ачемез». В песне говорится о жестокости и безнравственности князей и дворян. Песня поименно называет князей и дворян и обвиняет их в грабеже трудового народа. Наконец, а песне говорится о справедливой расправе героя с князем, который хотел переспать с его женой Боючан.

Перед исполнением или после исполнения историко-героических песен рассказывали историю каждой песни, источник каждого предания. Эти песни закрепляли имена народных героев, воспевали их доблесть и геройство. Такое исполнение историко-героических песен воспитывает у детей и молодежи глубокое уважение к героям исторических событий, смело выступавшим а будущее своего народа, самоотверженно защищавшим свою родную землю от захватчиков, и рождает у них патриотические чувства, желание быть похожими на них [99. С. 126].

Многообразие методов торможения, представленных в карачаевском фольклоре

В карачаевском фольклоре отражена контролируемая сознанием любовь народа к детям, забота об их подготовке к жизни. В народных песнях, сказках, поговорках и пословицах опоэтизирована деятельность родителей, связанная с развитием и воспитанием детей. Эта деятельность осознается, как самая важная сфера жизнедеятельности, имеющая не только личное, семейное, uu и общественное значение. В этой деятельности выражалось стремление родителей, старшего поколения внести определенные изменения на сознание и поведение детей, связанные с достижением идеала нравственного воспитания и отвечавшие практическим потребностям жизни. Как показали социальные исследования, именно в фольклоре народная мудрость была способна дать образное обобщение педагогического опыта, которое, будучи широким, емким, было в то же время осязаемо, конкретно и потому очень доходчиво. Оно не только передавало опыт воспитания, но и как бы указывало на пути его практического применения, в том числе и использования тормозящих методов.

Анализ источников показывает, что в педагогической культуре карачаевского народа, функционировали многочисленные тормозящие средства, методы и приемы педагогического воздействия.

Из поколения в поколение передавалась народная мудрость о том, что слово великий воспитатель. Пословица гласит: «Ариу сез - джюрекге азыкъ, аман сез - башха къазыкъ» («Хорошее слово - услада для сердца, плохое слово, что кол для головы») [111, С.37]. Воспитательное воздействие слова более убедительно выражается в общении. Анализ народного творчества, обычаев и обрядов, исторического опыта воспитания дает основание заключить, что в народной педагогике общение представляет собой процесс, осуществляемый между родителями, старшими, с одной стороны, и детьми, молодежью, с другой, протекающий внутри социальной общности семьи, группы, обшипы и направленный на передачу мыслей, знаний, переживаний в соответствии с установившимися в обществе социальными требованиями, нормами поведения.

В процессе обілення нравственное воздействие на собеседника, особенно на молодежь, оказывала клятва людей. Клятва была одним из методов торможения в нравственном воспитании. Она основывалась на чародейном могуществе слова. Клятва включала в себя торжественное обещание на свою голову различных бед, вплоть до смерти, в случае, если сказанное слово было ложным. Следовательно, клятва служила, своего рода, запретом, который заставлял человека, давшего слово, сдержать его.

В устном народном творчестве празднословие и хвастовство выступают как зло, которое приносит вред душе человека. Кроме того, они разжигают войны, сеют раздоры между странами, поднимают народ на народ. Поэтому в народе вышеуказанные качества считались запретными.

В карачаевском фольклоре в качестве средства нравственного воспитания использовалась такая форма общения и организации жизнедеятельности, как гостеприимство. С древних времен соблюдался этот обычай, благодаря чему гости и путешественники у карачаевцев находились в безопасности. Среди карачаевцев, как свидетельствует история, в основном не было людей, нарушавших традиции гостеприимства. Независимо от своего материального благосостояния, карачаевцы приглашали проезжего и прохожего в лом, кормили его, предоставляли возможность отдохнуть. Обычай гостеприимства оказывал благоприятное воздействие на молодое поколение о том, что он приобщая его к общечеловеческим нормам общения, учил уважать людей. проявлять к ним щедрость, доброту и гуманность. Несоблюдение обычаев гостеприимства, или невыполнение каких-либо обрядов подвергалось общественному осуждению [97, С.19].

В произведениях народною творчества настойчиво проводится мысль о том, что жизнь в труде основное состояние народа. Во все времена труд выступает как фундамент всей жизнедеятельности людей и ведущим средством воспитания подрастающего поколения. Воспитание для труда и в груде -центральный вопрос народной педагогики. Содержание, характер и методы трудового воспитания в карачаевской семье, обществе отражают высокую педагогическую культуру карачаевского народа. Красной нитью через все жанры карачаевского фольклора, письменных источников проходит мысль о том, что человек обретает счастье именно в труде во благо семьи и общества и что сам труд достойное, глубоко нравственное занятие, доставляющее большое духовное удовлетворение. Народная педагогика рассматривает труд как сферу проявления духовной жизни, как источник нравственного богатства личности. Без труда, говорят в народе, человек становятся пустым местом. Только в труде раскрывается богатство человеческих отношений, формируется нравственность. Конечным результатом воспитания в труде народ признавал формирование трудолюбия, что означало, главным образом, выработку и развитие любви к труду и людям труда. Народ осуждал, высмеивал тунеядцев, лентяев. Во все\ жанрах карачаевского фольклора встречаются произведения, в которых осуждается лень, как качество не соответствующее никаким нравственным ценностям.

Справедливо утверждение о том, что педагогическая культура человечества есть, прежде всего, педагогика трудящихся масс, педагогика труда и трудового воспитания. Зачатки педагогической культуры в этом смысле являются общими для всех этнических групп. В сфере труда, трудового обучения и воспитания педагогической культуры народа [29, С. 1091.

В душе сельских жителей постоянно жила тревога о том, хватит ли урожая для следующего года. Забота о хлебе насущном являлась основной заботой, а поэтому крестьянский дом держался тем, насколько трудолюбив хозяин, как трудятся все члены семьи, Воспитанию у детей нравственных качеств в труде способствовало то обстоятельство, что они постепенно и исподволь приобщались к бытовому труду, к решению хозяйственных вопросов, которые стояли перед взрослыми, и таким путем усваивали простую истину: «Ишлемеген - тишлемез» («Кто не работает, ют не ест»).

Народные поговорки, наречия, пословицы поддерживали, распространяли и анализировали добросовестное отношение к труду, воздавали хвалу людям труда, напомнив молодежи об их нравственном долге - честном труде на благо семьи и общества, о необходимости почитания в первую очередь земли, хлеба, животноводства.

Многие пословицы и поговорки высмеивали и осуждали ленивых, за нерадивое отношение к труду, и праздность как проявление безнравственности. Смысл поговорок и пословиц направлен на то, чтобы содействовать нравственной подготовке подрастающего поколения к труду и перевоспитание той части тружеников, которая не проявляла добросовестности в труде, отлынивала от него.

В фольклоре отмечалась воспитательная значимость не только труда физического, но и умственного. Вот почему составной частью трудового воспитания народ считал дачу детям полезных знаний, необходимых им для того, чтобы успешно трудиться [54, С.487].

Использование прогрессивных методов нравственного воспитания в учебно-воспитательной работе школ

Опытной базой нашего исследования было образовательное учреждение средняя школа №5. города Черкесска. Это учреждение одно из первых в Карачаево-Черкесской Республике, где мы попытались использовать прогрессивные методы нравственного воспитания народной педагогики. Школу посещают 240 детей, из них 55% составляю! русские, 20% карачаевцы, 15% - черкесы и 10% - абазины, осетины, греки, чеченцы. Работают 36 педагогов,

Основными задачами первого этапа опытной работы (2001-2002) явилось определение содержания того материала, который мы хотели использовать, а также выбор форм и методов учебной работы по освоению этого материала и изучение степени усвоения детьми. Внимание педагогов было обращено на формирование у детей готовности к школьному обучению.

Необходимая информация в ходе опытной работы была получена посредством наблюдения, бесед, анкетирования, интервьюирования педагогов и родителей, тестирования детей, сравнительного анализа результатов исследования, их обобщения и систематизации. Изучалась соответствующая документация.

В ходе проведенного исследования выявлено следующее. В Карачаево-Черкесской республике имеются определенные предпосылки для эффективного использования прогрессивных методов нравственного воспитания, на уровне государственной образовательной политики. Сотрудниками Министерства образования и науки разработана концепция образования в национальных школах России. Однако, педагогический процесс в школах недостаточно методически обеспечен, особенно в части воспитательной практики. Не разработаны рекомендации по составлению образовательных программ с учетом национальной специфики. Существует необходимость создания в централизованном порядке учебных и наглядных пособий, картин, схем, таблиц, раздаточного материала, учебных видео и диафильмов. Следует организовать подготовку воспитателей, учителей к работе по национально-региональному компоненту, активно включая материалы народной педагогики.

Подтверждением сказанному служат результаты проведенного нами в 2001 году изучения готовности педагогов образовательных учреждений Карачаево-Черкессии. К использованию предложенных нами методов в педагогическом процессе была изучена документация образовательных учреждений: учебные планы и образовательные программы, планы воспитательной работы, поурочные планы учителей, классные журналы. Проведено собеседование и интервьюирование 15 педагогов. Составлена анкета и организовано анкетирование 120 воспитателей и учителей (анкета представлена в Приложении 1).

Результаты этой части опытной работы позволили установить следующее. В коллективе учащихся есть представители карачаевского, черкесского, русского, осетинского и других народов. Это вызывало необходимость учитывать в содержании общего образования этнокультурное своеобразие республики. Все опрошенные педагоги (92%) согласились с тем, что социокультурные особенности Северо-Кавказского региона обусловливают особенности работы воспитателей, учителей. Они отмечали целесообразность включения методов нравственного воспитания народной педагогики, в содержание общего образования и воспитания. Вместе с тем, каждый третий педагог считал, что учебный план и образовательные программы учреждения и воспитательные планы, в котором он работает, не удовлетворяют этнокультурные потребности детей. Лишь 36% воспитателей и учителей признали удачным соотношение федерального и национапьно-регионального компонентов содержания образования учреждения, в котором они работают удачным. Немногим более половины опрошенных (52%) полагали, что надо увеличить национально-региональный компонент за счет материала по своему предмету. При этом большинство из них не знало, как это сделать. Приведенные данные свидетельствуют об актуальности использования методов нравственного воспитания на уровне обшешкольної о воспитательного плана. На вопрос о путях практической реализации нравственного воспитания в педагогическом процессе около 70% всех респондентов ответили, что они используют этот компонент во внеклассной работе, что косвенно свидетельствует, во-первых, о недостаточном владении воспитателями и учителями начальных классов методами нравственного воспитания, во-вторых, о недостаточном знании воспитателями народных средств нравственного воспитания или слабом методическом обеспечении необходимой литературой в педагогическом процессе. Этот вывод подтверждался результатами проведенного нами анализа образовательных программ, планов воспитательной работы, поурочных планов педагогов.

Около половины опрошенных (48%) отметили, что успешной реализации нравственного воспитания в педагогическом процессе препятствует не разработанность этой проблемы и отсутствие методического материала. Приведенные данные позволили заключить, что общее падение нравственности, в масштабах России отражается на воспитательной работе в малых республиках и способствует развитию этой тенденции. Следует разработать концепцию нравственного воспитания и знакомить с ней педагогов на курсах повышения квалификации, на научно-практических конференциях, семинарах по методической работе учителей.

Надо отметить, что 80% педагогов в анкетах подчеркнули отсутствие и низкий уровень научно-методических материалов по нравственному 54 воспитанию в системе общего образования. В ходе проведенных нами бесед с воспитателями и учителями было установлено, что около трети всех педагогов хотели бы разработать методические материалы по данной проблеме, используя национальные особенности, но не знают, как это грамотно сделать. Некоторые воспнтагели и учи геля выразили желание создать авторскую образовательную программу по тому или иному учебному предмету, включая в нее национальные особенности, дать педагогическое обоснование программы (сформулировать принципы, определить задачи, средства, методы и формы воспитания и обучения). Особые трудности у воспитателей и учителей вызывало согласование общих методов воспитания и народных методов нравственного воспитания.

Результаты исследования готовности педагогов к работе по нравственному воспитанию в национальной школе подтвердили целесообразность создания новых учебных программ и методических пособий по использованию прогрессивных методов воспитания народной педагогики.

Нами была предпринята попытка определить, уровень сформированное!и у старшеклассников элементарных представлений об истории и культуре Карачаево-Черкесии. Соответствующая работа проводилась в 2001-2002гг. Исследование охватывало 22 детей.

При изучении темы «Герои Нартского эпоса» учащимся предлагалось вспомнить имена героев, которые встречались при чтении сказок, легенд, притч. Затем проводилась беседа о поступках героев, об их нравственном значении. Уточнялось, какими нравственными качествами должен обладать герой, какие нравственные принципы соответствуют его характеру. Если учащиеся затруднялись ответить на вопрос, им предлагалось на выбор три варианта ответа. Ответы оценивались по трехбалльной системе. Один балл соответствовал низшему уровню знаний, два балла - среднему, три балла -высокому. Были определены критерии уровня сформированное представлений учащихся о героях нарте кого эпоса.

Похожие диссертации на Методы запрета в нравственном воспитании карачаевцев