Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Содержание и методы художественного воспитания студентов негуманитарных факультетов педвузов Ермолаева Светлана Юрьевна

Содержание и методы художественного воспитания студентов негуманитарных факультетов педвузов
<
Содержание и методы художественного воспитания студентов негуманитарных факультетов педвузов Содержание и методы художественного воспитания студентов негуманитарных факультетов педвузов Содержание и методы художественного воспитания студентов негуманитарных факультетов педвузов Содержание и методы художественного воспитания студентов негуманитарных факультетов педвузов Содержание и методы художественного воспитания студентов негуманитарных факультетов педвузов Содержание и методы художественного воспитания студентов негуманитарных факультетов педвузов Содержание и методы художественного воспитания студентов негуманитарных факультетов педвузов Содержание и методы художественного воспитания студентов негуманитарных факультетов педвузов Содержание и методы художественного воспитания студентов негуманитарных факультетов педвузов
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ермолаева Светлана Юрьевна. Содержание и методы художественного воспитания студентов негуманитарных факультетов педвузов : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 1998 233 c. РГБ ОД, 61:98-13/844-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические предпосылки художественного воспитания студентов в аспекте задач гуманитаризации высшего педагогического образования. с, 12.

1.1. Анализ основных тенденций развития теории и практики художественного воспитания в педвузах с. 12.

1.2. Категория духовности как методологическая основа педагогической интерпретации феномена художественной культуры Б учебном процессе. с. 54.

1.3. Историко-культурологические проблемы содержания раздела "Русская художественная культура" (в рамках учебного курса «Мировая художественная культура»). с. 78.

Глава II. Специфика изучения русской художественной культуры в педвузе студентами негуманитарньгх специальностей с. 121.

2.1. Дидактические особенности содержания и методов освоения русской художественной культуры . с. 121.

2.2. Опытно-экспериментальное исследование процесса изучения русской художественной культуры . с. 147.

Заключение. , с. 205.

Библиография. с. 208.

Введение к работе

Актуальность исследования. Необходимость усиления гуманистической направленности высшей педагогической школы актуализирует проблему формирования духовности будущего учителя. Ее новизна и социально-культурное значение связаны с критикой функционального, узкоприкладного подхода к профессиональной подготовке студентов, с преодолением рационалистической односторонности учебно-воспитательного процесса, с осознанием взаимосвязи образования с ценностями духовной культуры и утраты собственно человеческой сущности педагогики.

Определяя деятельность учителя независимо от предмета преподавания как профессионально духовную, пробуждающую в своих воспитанниках стремление к Истине, Добру и Красоте, современная педагогическая наука уделяет особое внимание разработке ценностно-смысловых, духовно-нравственных аспектов содержания педагогического образования (В.В.Буткевич, Б.З.Вульфов, Е.О.Галицких, И.Ф.Гончаров, АЛ.Гурова, В.А.Караковский, Н.Н.Никитина, З.И.Равкин, Н.С.Розов).

Изучение философской, культурологической, эстетической, психолого-педагогической литературы, проанализированной в теоретической части исследования, убеждает в том, что приоритетная роль в этом процессе должна принадлежать искусству. Не случайно, обращаясь к вопросам формирования духовности личности, многие ученые ведут речь прежде всего о художественном воспитании (В.В.Алексеева, Л.В .Богомолова, АВ.Гулыга, Д.Б.Кабалевский, М.С.Каган, Л.Н.Коган, Д.СЛихачев, В.И.Мазепа, А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Неменский).

Исследователи отмечают, что в художественной культуре духовные ценности "реализуются и "живут" практически в чистом виде" (Г.П.Выжлецов), поскольку информация, воплощенная в произведении искусства, детерминирована всем спектром духовной жизни общества, его эс-

тетическими, религиозными, этическими, научными взглядами и представлениями. Отражая в единстве эти сферы человеческой деятельности, искусство является "превосходной моделью для изучения духа и духовности как феноменов культуры" (М.СКаган). Поэтому решение проблемы художественного воспитания молодых педагогов требует внесения ясности в представления о тех способах, с помощью которых ценности мировой и отечественной культуры становятся достоянием внутреннего мира каждой конкретной личности.

Основам художественной и эстетической подготовки студентов педвузов посвящено значительное количество исследований (Э.Б.Абдуллин, С.А.Аничкин, ЛХ.Арчажникова, Л.ВБабич, Т.Н.Бытачевская, М.АВерб, ВХКальянов, Т.СКомарова, Г.И.Королева, Б.Т.Лихачев> СХ.Мельничук, ЛМ.Мосолова, С.В.Мягченков., Г,П.Нестеренко, ГАЛетрова, ЛА-Радацкая, И.А.Химик, Т.В.Щуртакова и др.). Авторами рассматриваются различные ее аспекты: формирование отдельных качеств личности в области художественного творчества (художественного вкуса, потребностей, взглядов, интереса, способностей); воспитание средствами какого-либо одного вида искусства; усвоение студентами искусствоведческих знаний; формирование художественной и эстетической культуры будущего учителя; использование эстетических аспектов специальных дисциплин; организация внеучебных мероприятий и т.д.

Анализ этих трудов, изучение специальной методической литературы, а также учебных планов и программ предметов художественного цикла, прежде всего курса «Мировая художественная культура», показал, что большинство исследований выполнено на базе музыкально-педагогических, художественно-графических, филологических, исторических факультетов и факультете начальных классов. Обобщение опыта работы педагогических вузов подтвердило наше предположение о существовании противоречия между представлениями о необходимом уровне художественной воспитан-

ности выпускников, независимо от их специальности, и отсутствием научных рекомендаций по художественному воспитанию студентов негуманитарных, естественно-математических факультетов.

Выявленное противоречие обусловливает необходимость разработки содержания курсов по теории и истории художественной культуры для сту-дентов-негуманитариеВ;, учитывающего специфику их профессионально-педагогической подготовки. При этом в курсе «Мировая художественная культура» доминантным должно быть постижение ценностей отечественного художественного наследия. Данный аспект содержания художественного воспитания будущих учителей представляется особенно актуальным в современной социокультурной ситуации.

В научно-педагогических исследованиях последних лет определился ряд идей, способствующих оптимизации процесса художественного воспитания студенческой молодежи. Речь идет прежде всего о культурологическом подходе, позволяющим раскрывать художественную реальность в ценностно-смысловом измерении (Л.М.Мосолова, Л.А.Рапацкая, Н.АХимик), а также о комплексном подходе к освоению искусства на учебных занятиях (Л.М.Баженова, М.С.Кяган, Г.П.Шевченко).

Однако анализ методов работы со студентами педвузов по интересующему нас направлению свидетельствует о том, что общение с искусством зачастую характеризуется информационным, технократическим подходом к его изучению, излишней теоретизированностью художестБенных предметов, использованием формально-словесных методов анализа художественных произведений. В результате незаменимый духовный опыт, который хранит искусство, оказывается недоступным студентам. Качественное своеобразие и самостоятельность дисциплин художественного цикла заключается в том, что они имеют целью не только познание, но главное, проявление эмоционально-ценностного, нравственного отношения к действительности.

Переосмысление роли образовательных и воспитательных задач в современной педагогике актуализирует вопросы методологических основ процесса художественного воспитания. В поисках их решения педагогическая наука тяготеет к философии. Одним из возможных источников разработок методолого-содержательных аспектов художественной подготовки будущих учителей, преодолевающих прежние моноидеологические установки, являются невостребованные ранее идеалистические философско-педагогические учения и концепции. Наиболее перспективным нам видится обращение к отечественной аксиологической мысли, сосредоточившей свое главное внимание на проблемах духовного развития личности, поскольку ее изучение может способствовать совершенствованию воспитательного процесса в педагогическом вузе.

Актуальность и недостаточная разработанность данной области педагогической науки соответственно современному этапу ее развития обусловили выбор проблемы исследования, заключающейся в анализе содержания культурологических дисциплин и методов их преподавания,, обеспечивающих необходимый уровень художественного воспитания будущих учителей негуманитарных специальностей в период обучения в педвузе. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: процесс художественного воспитания студентов педагогического вуза.

Предмет исследования: содержание и методы художественного воспитания студентов негуманитарных факультетов педвузов в рамках освоения русской художественной культуры.

Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность художественного воспитания студентов-негуманитариев зависит от:

- педагогической интерпретации категории духовности как методологической основы культурологических дисциплин в педвузе;

воспитательной направленности содержания учебного курса, выраженной в подчиненности основных его компонентов (культурологических знаний, специальных умении и навыков, опыта художественно-творческой деятельности) формированию эмоционально-нравственного отношения к искусству;

структурирования учебного материала на основе интеграции принципов историзма и тематизма, актуализирующих духовно-нравственную проблематику в содержании культурологических дисциплин;

использования в педагогическом процессе комплекса специальных методов обучения, обеспечивающих активизацию духовно-творческой деятельности студентов.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой сформулированы задачи исследования:

  1. Проанализировать основные современные тенденции развития теории и практики художественного воспитания студентов в аспекте задач гуманизации и гуманитаризации высшего педагогического образования.

  2. Исследовать категорию духовности как методологическую основу художественного воспитания студентов педвуза.

  3. Обосновать культурологическое и дидактическое содержание курса "Мировая художественная культура" на материале русской художественной культуры для студентов негуманитарных факультетов педвуза.

  4. Проверить в экспериментальной работе эффективность комплекса специальных методов художественного воспитания студентов в процессе освоения русской художественной культуры.

Методологическую основу исследования составили: положения современной философии, культурологии, эстетики, искусствознания, педагогики о сущности культуры, художественной культуры, художественного воспитания; выводы гуманитарных наук об искусстве как источнике и средстве формирования духовности личности. Принципиально важное значение

для исследования имели положения отечественной философии начала XX века о сущностных основаниях русской художественной культуры, ее аксиологической направленности и ее обусловленности нравственно-религиозными ценностями. При разработке конкретных механизмов художественного воспитания мы опирались на труды отечественной педагогики и психологии, в которых исследованы дидактические принципы содержания образования, специфика различных методов обучения и воспитания, роль проблемных методов обучения в развитии духовно-творческого потенциала личности.

Для решения поставленных задач и проверки сформулированной гипотезы применялись следующие методы исследования: теоретический анализ философской, культурологической, эстетической, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; изучение методической литературы, действующих учебных планов и программ ло теории и истории мировой и отечественной художественной культуры для студентов педвузов; обобщение передового педагогического опыта преподавания дисциплин художественного цикла в педвузах; теоретическое моделирование; педагогический эксперимент (включающий: опрос, анкетирование, беседы, интервьюирование; экспериментальные задания, анализ работ студентов; наблюдение и контроль за учебно-воспитательным процессом; качественный и количественный анализ экспериментальных данных).

Опытно-экспериментальную базу исследования составили отделение общетрудовых дисциплин, физико-математический, биолого-химический факультеты Московского государственного открытого педагогического университета, а также негуманитарные факультеты Владимирского государственного педагогического университета.

Организация и этапы исследования. Опытно-экспериментальное исследование проводилось с 1993 по 1997 годы в несколько этапов, реали-

зующих общие и специфические задачи в определенной последовательности.

Этап, предшествующий диссертационному исследованию, условно обозначенный нами как прогностический, решал задачу накопления эмпирического материала и был связан с практической постановкой проблемы художественного воспитания студентов педвузов. На данном этапе работа была направлена на изучение научной литературы; определение цели, объекта, предмета, задач и гипотезы исследования; анализ ведущих тенденций развития педагогики искусства; разработку методологических оснований изучения русской художественной культуры в педвузе.

Первый этап основного эксперимента - констатирующий, был посвящен выявлению исходного уровня художественного воспитания студентов, оценке и обработке данных, полученных в ходе его проведения.

Второй этап - формирующий, включал в себя апробацию разработанных в исследовании положений о содержании, формах и методах художественного воспитания студентов в процессе изучения русской художественной культуры; разработку специальных заданий, выявляющих уровни освоения исследуемых аспектов содержания; проведение контрольных срезов. На данном этапе эксперимента осуществлен качественный и количественный анализ результатов исследования; выявлен комплекс специальных методов, способствующих эффективности процесса художественного воспитания студентов педвузов; систематизированы основные положения и выводы диссертационного исследования; оформлена диссертация.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- осуществлен философско-аксиологический и педагогический анализ категории духовности как ведущего методологического основания художественного воспитания студентов педвузов;

обоснованы принципы построения курса "Мировая художественная культура" на примере раздела «Русская художественная культура» - культурологическая направленность; структурирование учебного материала На основе интеграции тематизма и историзма; актуализация в содержании духовно-нравственной проблематики, подчиненность содержательных компонентов задачам формирования ценностных ориентации студентов педвуза;

определен и экспериментально проверен комплекс специальных методов художественного воспитания, среди которых методы проблемного изложения, проблемных ситуаций, "духовного контакта", индивидуально-творческих заданий и др.

Практическая значимость исследования состоит в разработке программы по русской художественной культуре как одного из ведущих разделов курса «Мировая художественная культура» для студентов педвузов. Авторская ориентация учебного процесса на ценности отечественной культуры и духовное воспитание молодежи определяет перспективность использования материалов диссертации в условиях не только высшей педагогической школы, но и других сферах образования.

Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на научную методологию, теоретической обоснованностью проблемы, анализом и использованием достижений современной педагогической науки; применением методов, адекватных природе исследования предмета; сочетанием качественного и количественного анализа экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования на различных его этапах осуществлялась в ходе обсуждения материалов на российских и ме^ ждународных научно-практических конференциях, совещаниях и семинарах, посвященных проблемам культуры и педагогики искусства, В их числе: Второй межрегиональный научно-гфактический семинар-совещание "Культура. Досуг. Дети." (Москва, 1996); городская научно-практическая конференция "Культура - искусство - образование: актуальные проблемы"

(Москва, 1996); международная научно-практическая конференция "Феноменология художественного образования" (Владимир, 1996). Основные теоретические и практические положения диссертации отражены в публикациях автора.

На защиту выносятся:

  1. Методологическое обоснование процесса художественного воспитания студентов педвузов на основе категории духовности, определяющей специфику изучения русской художественной культуры, структуру учебного материала, основанную на интеграции принципов историзма и тематизма.

  2. Содержание раздела "Русская художественная культура" (в рамках курса «Мировая художественная культура» в педвузе), приоритетной направленностью которого является воспитательный компонент, выраженный в культурологических знаниях, специальных умениях и навыках, опыте творческой деятельности, эмоционально-нравственном, духовно-ценностном отношении к искусству, окружающему миру и будущей профессии педагога.

3. Комплекс специальных методов преподавания художественной
культуры, среди которых ведущими являются методы: проблемного изло
жения, проблемных ситуаций, "духовного контакта", индивидуально-
творческих заданий, оказывающих влияние на эмоционально-нравственную
сферу и активизацию духовно-творческой деятельности студентов.

Структура, исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений, в которых приведены задания, составленные нами для выявления у студентов уровней освоения исследуемых аспектов содержания культурологического курса.

Анализ основных тенденций развития теории и практики художественного воспитания в педвузах

В данном разделе мы рассмотрим следующие проблемы: основные причины кризисного состояния современного отечественного высшего образования; сущность принципа гуманизации и гуманитаризации высшей школы в России, определяющего преобразования во всех сферах педагогики; современное состояние теории и практики художественного воспитания в вузах России.

Сущность современных преобразований в теории и практике педагогики высшей школы определяют духовные, экономические и социально-политические реалии сегодняшнего дня. Российское общество переживает один из самых серьезных кризисов за свою историю. Крайняя нестабильность экономики, неустойчивость и противоречивость социальной среды, возрастание политической конфронтации, отсутствие четкой концепции развития России отражаются прежде всего на духовно-нравственном состоянии человека. Образовавшийся вакуум, вследствие дискредитации тоталитарного мышления, разрушенные привычные устои и ориентиры, ценностные представления вплотную подвели общество к нравственной катастрофе. И никакая реформа, утверждают ученые, - политическая, экономическая или правовая, не сможет оздоровить его в полной мере, пока не будет сведен к минимуму дефицит духовности. Более того, переживаемый кризис связывают с кризисом самого человека, его духовной культуры (Д.С.Лихачев). Таким образом, идеи духовно-нравственного возрождения оказались в точке пересечения всех актуальных проблем российского общества, в том числе проблемы молодого поколения.

Деформации общественного сознания в нервую очередь отразились на мировоззрении и нравственном поведении молодежи и студенчества. Особую тревогу вызывает сегодня ее моральная индифферентность, отсутствие четко выраженных взглядов и позиций. От выбора, который сделает молодежь, от тех ценностей, которые будут определять ее поведение, в решающей степени зависит будущее России. Поэтому формирование высокой духовной культуры человека является сегодня актуальнейшей задачей отечественной педагогики.

В свете сказанного, занимаясь проблемой педагогики высшей школы, мы сделали основополагающей категорией нашей работы категорию "культуры". Поиск оптимальных путей ее формирования требует глубокого осмысления самого понятия культуры, ее роли в духовном развитии личности, анализа причин отчуждения от культурно-исторических ценностей и традиций. В этом процессе необходимо учитывать современные тенденции развития общества, когда приоритет общечеловеческих ценностей понимается как главная предпосылка выживания человечества в условиях нравственно-духовного кризиса.

Сегодня многие социальные и философские исследования отходят от ранее традиционного определения культуры только "... как совокупности достижений общества в его материальном и духовном развитии" (185, с. 118). Современное научное мышление рассматривает культуру как важнейшую, а не подсобную часть нашей жизни, являющуюся показателем ее духовного состояния и развития, уровня ее человечности" (204, с. 158).

Перспективным представляется аксиологический анализ явлений культуры, который "... должен являться как бы "точкой отсчета" мировоззренческого и методологического оснований философской рефлексии" (183, с. 82). "Культура - это реализованные ценности, в первую очередь общечеловеческие. Таково философское понимание культуры. Оно сегодня особенно важно", - пишет А.В.Гулыга (44, с. 19).

Нравственное, духовное оздоровление общества непосредственно связано с преодолением кризиса современной системы образования. Пристальное внимание к этой сфере, особенно в последнее время, вызвано осознанием того, что именно образование должно обеспечить решение многих актуальных проблем. Система образования "не только детерминирована внешними обстоятельствами социокультурного происхождения, но и сама детерминирует эти обстоятельства", - утверждает академик Б.СГершунский (42, с. 18-19), один из авторов разрабатываемой РАО современной стратегии отечественного образования.

Дидактические особенности содержания и методов освоения русской художественной культуры

В данном разделе будут рассмотрены конкретные педагогические условия и средства, с помощью которых осуществляется художественное воспитание будущих учителей: структурные, содержательные особенности раздела "Русская художественная культура", специфика каждого из его компонентов, основные методы и методические приемы освоения содержания учебного материала.

Согласно положениям современной дидактики, разработка содержания конкретного учебного предмета определяется его целями и задачами. Анализ теоретических предпосылок художественного воспитания студентов в I главе нашего исследования показал, что главной целью художественно-педагогического процесса является формирование духовности личности, которое происходит на основе постижения общечеловеческих ценностей, воплощенных в произведениях искусства. В соответствии с этим, содержание учебного материала, педагогические формы и методы, используемые в процессе освоения различных видов искусств, призваны определять конечный результат воспитательной работы - формирование духовности будущего учителя.

Реализации цели способствует решение определенных задач, конкретизация которых необходима для более эффективного педагогического руководства художественно-воспитательным процессом. Опираясь на теоретико-методологические выводы, изложенные в I разделе исследования, в преподавании раздела "Русская художественная культура" (РХК) мы выделяем следующие задачи:

1) Раскрыть духовный потенциал русской художественной культуры.

2) Охарактеризовать сущностные основания отечественной культуры, ее традиционные идеалы, обусловленные особенностями исторического пути России; показать ее аксиологическую направленность и обусловленность нравственно-религиозными ценностями,

3) Проанализировать истоки самобытности русского искусства как продукта национальной ментальности; раскрыть наиболее значимые закономерности его развития.

4) Дать характеристику важнейших этапов истории РХК от Киевской Руси до периода "серебряного века", сделав акцент на духовных исканиях общества.

5) Б данном контексте раскрыть содержание русского искусства, его общечеловеческие идеалы, нравственно формирующие начала, а также выразительные особенности различных видов художественного творчества.

6) Выявить в курсе те аспекты содержания, которые являются наиболее профессионально значимыми для деятельности учителя.

Как видно из указанных задач, проблемное поле курса, в отличие от традиционных искусствоведческих дисциплин, включает в себя не только освоение различных произведений художественной культуры и анализ их выразительных особенностей, но и важнейшие явления во всех сферах духовной жизни России, раскрывающих специфику национальных культурных традиций (философские, религиозные, этические, социальные и другие воззрения).

Для нас важно прежде всего воссоздать систему духовных ценностей, лежащих в основе художественной культуры, показать через художественные произведения выработанные на каждом историческом этапе общечеловеческие идеалы и устремления. В соответствии с этим, предметным содержанием разрабатываемого нами учебного курса является изучение духовной жизни нации, воплощенной в искусстве.

Названный методологический подход требует такой логики построения курса, которая позволила бы органично сочетать анализ социокультурного контекста времени и духовный мир искусства, рассмотрение ценностных ориентации, высоких нравственных представлений общества и их отражение в художественном творчестве различных эпох.

В ходе теоретической и опытно-экспериментальной работы мы пришли к выводу, что освоение всех аспектов содержания курса наиболее полно и глубоко реализуется в его структуре, основанной на интеграции принципов историзма и тематизма.

Опытно-экспериментальное исследование процесса изучения русской художественной культуры

Разработанные в нашем исследовании теоретико-методологические основы содержания и методов художественного воспитания студентов педвузов привели нас к необходимости организации и проведения опытно-экспериментальной работы, цель которой - подтверждение теоретических положений, связанных с изучением русской художественной культуры.

В задачи эксперимента входило:

- подтвердить целесообразность построения курса в соответствии с выделенными методологическими основаниями изучения РХК;

- проверить эффективность выявленных педагогических средств в освоении содержания курса, действенность проблемно-творческих методов обучения;

- обобщить педагогические условия, способствующие реализации воспитательной направленности курса в соответствии с целью формирования духовности студентов - будущих учителей.

Для решения указанных задач нами применялись следующие методы исследования: 1) теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; 2) изучение методической литературы, действующих учебных планов и программ по теории и истории мировой и отечественной художественной культуры для студентов педвузов; 3) теоретическое моделирование; 4) опрос, анкетирование, беседы и интервьюирование, дающие информацию: об исходном и последующих уровнях художественного воспитания студентов; 5) наблюдение и контроль за учебно-восшггательным процессом, последний из которых фиксировал результаты изучения содержания курса на разных этапах эксперимента; 6) анализ творческих работ студентов; 7) сравнительный анализ результатов, полученных на разных этапах исследования.

В соответствии с указанными задачами, в процессе эксперимента нами проводились контрольные замеры ("срезы") уровней освоения содержания курса. Полученные при этом данные оформлялись в таблицах» наглядно отражавших динамику освоения каждого из его компонентов.

Опытно-экспериментальная работа проводилась автором с 1993 по 1997 годы в несколько этапов, реализующих общие и специфические задачи в определенной последовательности.

Этап, предшествующий диссертационному исследованию, условно обозначенный нами как прогностический, решал задачу накопления эмпирического материала и был связан с практической постановкой проблемы художественного воспитания студентов педвузов. На данном этапе работа была направлена на изучение научной литературы; определение цели, объекта, предмета, задач и гипотезы исследования; анализ ведущих тенденций развития педагогики искусства; разработку методологических оснований изучения художественной культуры в педвузе.

Основной эксперимент включал в себя два этапа. Первый - конста-тирлтощий. и второй - -к Формирующий, проходили на базе биолого-химического, физико-математического факультетов, отделения общетрудовых дисциплин МГОПУ, где автор параллельно с учебой в аспирантуре работал в качестве ассистента кафедры культуры.

Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы был посвящен выявлению исходного уровня художественного воспитания студентов, оценке и обработке полученных данных.

В ходе констатирующего эксперимента нами использовались методы анкетирования, интервьюирования и бесед со студентами, анализа результатов предварительного обследования, бесед с преподавателями вуза, ведущими предметы художественного цикла.

С целью выявления исходного уровня художественного воспитания студентов, на данном этапе мы допытались изучить следующие вопросы: обладают ли будущие учителя знаниями в области РХК; каковы художественные предпочтения и интересы студентов.

Для решения данной задачи нами было проведено анкетирование студентов Ш курса физико-математического, биолого-химического факультетов и отделения общетрудовых дисциплин. Предполагалось, что участие в предварительном обследовании студентов разных негуманитарных специальностей предоставляет возможность для более широких сопоставлений в исходном состоянии их общехудожественной подготовки. Принимая во внимание то, что данные анкетного опроса не всегда адекватно отражают уровень развития личности, поскольку его нельзя однозначно замерить, мы корригировали результаты анкеты методами бесед, интервьюирования и наблюдений за студентами.

Похожие диссертации на Содержание и методы художественного воспитания студентов негуманитарных факультетов педвузов