Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музейная педагогика как средство эффективной подготовки учителей изобразительного искусства в педвузе Ломова Наталия Федоровна

Музейная педагогика как средство эффективной подготовки учителей изобразительного искусства в педвузе
<
Музейная педагогика как средство эффективной подготовки учителей изобразительного искусства в педвузе Музейная педагогика как средство эффективной подготовки учителей изобразительного искусства в педвузе Музейная педагогика как средство эффективной подготовки учителей изобразительного искусства в педвузе Музейная педагогика как средство эффективной подготовки учителей изобразительного искусства в педвузе Музейная педагогика как средство эффективной подготовки учителей изобразительного искусства в педвузе Музейная педагогика как средство эффективной подготовки учителей изобразительного искусства в педвузе Музейная педагогика как средство эффективной подготовки учителей изобразительного искусства в педвузе Музейная педагогика как средство эффективной подготовки учителей изобразительного искусства в педвузе Музейная педагогика как средство эффективной подготовки учителей изобразительного искусства в педвузе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ломова Наталия Федоровна. Музейная педагогика как средство эффективной подготовки учителей изобразительного искусства в педвузе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2002 188 c. РГБ ОД, 61:03-13/994-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы подготовки учителя изобразительного искусства средствами музейной педагогики

1.1. Исторические, философские и психолого-педагогические предпосылки становления музейного дела 17

1.2. Основные этапы развития образовательно-воспитательных концепций музея 30

1.3. Методологическое определение основного содержания музейной педагогики 50

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование эффективности подготовки будущего учителя изобразительного искусства средствами музейной педагогики

2.1. Организация занятий по спецкурсу «Музейное дело» на факультете изобразительного искусства в педвузе 62

2.2. Эксперимент по музейно-педагогической подготовке студентов факультета изобразительного искусства в педвузе 78

2.3. Специальная профессиональная подготовки студентов факультета изобразительного искусства по музейному делу и музейной педагогике 96

Глава III. Социокультурные и образовательные функции музея в педвузе

3.1. Социокультурные функции музея и его роль в образовательных системах 118

3.2. Специфика организации экспозиции в художественном музее педагогического вуза 126

3.3. Музейная педагогика как составная часть дидактических положений общей педагогики 134

Заключение 147

Библиография 150

Приложение 168

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современный культурно-образовательный процесс имеет тенденцию развития широкого информационного поля. Технический процесс, новые информационные технологии в XXI веке, вероятно, будут играть определяющую роль в формировании культурного уровня молодого человека. И здесь важно, какое место займет историческая память в его интеллектуальном и нравственном развитии.

Известный французский художник Жан Луи Давид, обращаясь к членам Конвента по поводу воспитания, воскликнул: «Музей — это не бесполезное собрание предметов роскоши и суетности, служащее лишь к удовлетворению любопытства. Музей — это школа большого значения». Так знаменитый Лувр наряду с задачами сбора и сохранения ценностей, стал решать и педагогические задачи, ибо в музее формируется образ исторической памяти.

Сегодня потребность в квалифицированные педагогических кадрах значительно возросла. Учитель как личность социально-значимая постоянно нуждается в повышении своего профессионального мастерства и личных качеств, в умении правильно инструментировать исторической памятью в учебно-воспитательном процессе. Учитель изобразительного искусства в школе вообще, а в старшей тем более, является ориентиром, проводником, музееведом, искусствоведом, экскурсоводом, и только после этого -художником в высоком смысле этого слова. Насколько высок уровень образованности в творческом и музейно-педагогическом плане, настолько его ученики будут художественно-образованы и эстетически развиты.

Всеобщая информатизация образования усиливает необходимость совершенствования систематизации знаний, а в этой связи и музейно-педагогической подготовки будущих учителей изобразительного искусства. Одним из важнейших направлений эффективной подготовки современного художника-педагога мы видим в организации музейного дела в системе новых информационных технологий педагогического вуза.

Одним из определяющих условий музейно-педагогической подготовки будущих учителей изобразительного искусства выступает дидактически организованный учебный процесс, при котором творческий потенциал специалиста в качественном отношении заметно повышается.

Идеи гуманизма и гармонии в образовании уходят вглубь профессиональной педагогики, которая считает ребенка основным участником учебно-воспитательного процесса, направленного на ценностно-интеллектуальное развитие личности. А где, как не в музее можно найти ценностные образы прошлого, настоящего и будущего?

Занятия музейной педагогикой необходимы не только художнику-педагогу, но и любому специалисту, занимающемуся процессом воспитания. Музейно-педагогическая направленность деятельности учителя облегчает усилия ребенка по самосовершенствованию и заключается в организации творческого процесса совместного поиска, в результате которого ребенок лично добывает знания, а учитель совершенствует свое профессиональное мастерство.

На сегодняшний день в России практически нет ни одного педвуза или образовательного учреждения, где не было бы какой-либо коллекции или собрания тех или иных педагогических ценностей и раритетов. А некоторые педвузы насчитывают более пяти музеев прикладного значения и имеют государственный статус. Качественная подготовка выпускников в этих вузах заметно высокая. И хотя музейное дело в педвузе внедряется в

учебный процесс уже давно, принципиально концептуального решения на правах образовательного стандарта это направление пока еще не получило.

О необходимости музейной педагогики писали К.Д.Ушинский и П.Ф.Каптерев, П.П.Блонский и С.Т.Шацкий. По их мнению, именно во временной предметно-пространственной среде музея осуществляется трансляция духовного, культурного опыта, накопленного человечеством за многие века своего существования.

Следует отметить, что основы музейной педагогики были заложены немецкими учеными и деятелями культуры: А.Лихтварком, Г.Кершенштейнером, А.Рейхвеном.

Личность учителя, ее свойства, воспитание и деятельность рассматривали на страницах своих трудов О.А.Абдулина, А.А.Бодалев, А.А.Вербицкий, И.Д.Лушников, Т.В.Челышева. Заметный вклад в исследование творчества учителя, как важнейшего условия инновации в музейно-педагогическом процессе, внесен А.А.Андреевым, Ю.К.Бабанским, Д.Б.Богоявленским, В.И.Загвязинским, В.С.Кузиным, Н.Д.Никандровым, Я.А.Пономаревым, Л.С.Подымовой, В.А.Сластениным, В.И.Щеголем и др.

Заметный вклад в исследование профессиональной и музейно-педагогической подготовки специалистов внесли известные ученые, педагоги, художники-практики и музейные работники. Среди них Андреев А.А., Антонова И.А., Днепров Э.Д., Зязюн И.А., Круглое Ю.Г., Неменский Б.М., Сластенин В.А.

Теоретические вопросы формирования художественно-эстетических потребностей личности разрабатывались в рамках философии эстетики Асмусом В.Ф., Каганом М.С., Лосевым А.Ф., Лихачевым Д.С. и др.

При работе над диссертацией были проанализированы труды известных ученых в области дидактики (Ю.К.Бабанский, В.И.Загвязинский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин и др.), вузовской педагогики (О.А.Абдулина, С.И.Архангельский, Н.В.Кузьмина, А.И.Щербаков и др.), возрастной и

педагогической психологии (Л.С.Выгодский, С.Л.Рубинштейн, Е.И.Игнатьев, А.Н.Леоньтьев, Б.Ф.Ломов и др.).

Влияние изобразительного искусства на формирование нравственно-эстетических потребностей и художественной культуры школьников обстоятельно и широко освещены в специальной педагогической литературе (И.Я.Богусловская, А.Бородулин, Г.М.Блинова, В.М.Василенко, В.В.Корешков, М.А.Некрасова, Т.М.Разина, Б.А.Рыбаков, Л.И.Ремпель, А.Б.Салтыков, А.К.Чекалов, А.С.Хворостов и др.).

В исследовании использовались работы, посвященные вопросам формирования духовной культуры в процессе эстетического воспитания учащихся (Игнатьев С.Е., Лихачев Б.Т., Ломов СП., Ростовцев Н.Н., Унковский А.А., Шорохов Е.В., Шпикалова Т.А. и др.) Психологические основы формирования духовности личности раскрываются в работах Ананьева Б.Г., Выготского Л.С., Крутецкого В.А., Кузина B.C., Кубышкиной Э.И., Леонтьева А.Н., Лурия А.Р., Петровского А.В., Рубинштейна С.Л., Сокольниковой Н.М., Тайчинова М.Г. и др. Теоретические вопросы структуры и содержания общего образования разрабатывали Барташев А.В., Горецкий В.Г., Дмитриев Т.Д., Курдюмова Т.Ф., Кривошеее В.Ф., Леднев B.C., Семушина Л.Г., Тодоров Л.В. и др.

Вопросы методики преподавания основ музейного дела в педвузе исследовали: Ю.Г.Круглов Е.Н.Мастеница, Б.А.Столяров, И.Н.Уханова, С.В.Фокин, Л.М.Шляхтина, и др.

Новые социально-экономические отношения способствовали открытию образовательных учреждений инновационного типа (лицеев искусств, школ эстетического развития и др.), что потребовало более универсальной и качественной подготовки художников-педагогов, где роль и место музейной педагогики выходят на приоритетное место.

Анализ современного состояния подготовки учителей изобразительного искусства, занимающихся музейной работой в школе, позволил выявить следующие недостатки:

- неразработанность системы подготовки студентов факультета
изобразительного искусства по музееведению;

- отсутствие интегративного подхода в методической подготовке
будущих учителей к преподаванию изобразительного искусства;

отсутствие преемственности в преподавании методики изобразительного искусства в школе и других учреждениях образования и культуры;

недостаточная методическая оснащенность музейно-педагогических технологий;

несовершенство содержания образовательного процесса в области музееведения.

В последние годы в Российских педвузах и общеобразовательных школах интенсивно осваиваются инновационные технологии преподавания, в том числе и по музееведению, но именно в педвузе на начальном этапе подготовки художника педагога возникает ряд противоречий между:

содержанием музейно-педагогического процесса в вузе,

действующего на традиционной экскурсионно-репродуктивной основе, и необходимостью формирования творческого потенциала школьника на базе исторической памяти;

необходимостью повышения эффективности формирования художественных способностей школьников на примере музейных ценностей и недостаточной подготовленностью педагога к этой деятельности;

- требованием учета эмоциональной сферы детей и неумением многих
учителей использовать данный потенциал в музейно-выставочной
деятельности;

выявлением психолого-педагогических и дидактических условий реализации музейных технологий по художественному развитию школьников и недостаточным обеспечением материально-технической базы учебных заведений;

стремлением общества выйти на качественно новый уровень духовного развития молодежи и недостаточной реализацией музейно-педагогических технологий при подготовке учителей изобразительного искусства к школе, где воспитаннику были бы предоставлены принципиально иные возможности накапливать и раскрывать личностный творческий потенциал.

Выявленные недостатки и сформулированные противоречия послужили основанием для постановки проблемы исследования: разработка, научно-теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективных педагогических путей, методов и средств обучения музейному делу студентов художественно-графических факультетов в системе их профессиональной подготовки к творческой работе в школе.

Цель исследования: повысить эффективность музейной педагогики в системе вузовских дисциплин, как средства качественной подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

Объектом исследования выступает система профессиональной подготовки студентов педагогических вузов в области изобразительного искусства и народных промыслов.

Предметом исследования является профессиональная подготовка студентов факультета изобразительного искусства и народных ремесел в области музееведения.

На основе изучения теории и практики развития музейной педагогики
нами выдвинута гипотеза исследования, которая заключается в

том, что процесс подготовки будущего учителя изобразительного искусства и народных промыслов будет эффективен и качественно высок, если:

1) педагогическому процессу придается практико-ориентированная и
индивидуально-творческая направленность, предусматривающая
вооружение студентов современной музейной педагогикой;

  1. реализована система взаимодействия учителя и ученика в профессиональной подготовке будущего учителя изобразительного искусства и народных ремесел;

  2. технология подготовки будущего учителя основывается на музейно-педагогической модели, учитывающей организационные психолого-педагогические и дидактические аспекты;

4) в содержании технологии подготовки будущего учителя
основывается на музейно-педагогической модели, учитывающей
организационные, психолого-педагогические и дидактические аспекты;

  1. в содержании технологии подготовки будущего специалиста используются разнообразные формы, методы и средства музейной работы в учреждениях образования и культуры;

  2. изучение теоретических и практических основ музейного дела осуществляется студентами в тесной взаимосвязи с собственной творческой деятельностью как в музее, так и в творческой мастерской, что повышает профессиональное мастерство будущего художника-педагога.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза потребовали решения следующих задач исследования:

-изучить современное состояние музейной педагогики в системе педагогических учебных заведений (констатирующий эксперимент в вузах);

-разработать модель музейно-педагогической технологии для факультетов изобразительного искусства и проверить эффективность в процессе ее внедрения в учебно-воспитательный процесс вузовской подготовки будущего специалиста (формирующий эксперимент);

К)

-провести сравнительный анализ качественной подготовки
^ специалиста в период его прохождения педагогической и музейной

практики (контрольный эксперимент).

Методологическую основу исследования составляют: теория познания как основа научной педагогики; положения философии об искусстве как специальной форме общественного сознания; теоретико-исторический анализ научных трудов, затрагивающих проблемы музейной педагогики и развития художественной культуры и искусства; классические и современные труды известных философов, искусствоведов, педагогов, психологов, художников; положения теории эстетического воспитания, художественного образования средствами музейной деятельности.

Для проверки гипотезы исследования были применены следующие методы исследования:

- анализ литературных источников по различным областям наук
^ (психолого-педагогической, философской, искусствоведческой,

методической, исторической), показывающий состояние изученности проблемы, ее теорию и историю;

изучение и обобщение опыта музейной работы в педвузах России и ближнего зарубежья;

тестирование и анкетирование студентов и выпускников, беседы, интервьюирование и другие социометрические методы исследования;

педагогические наблюдения за творчеством и музейной деятельностью выпускников педвузов;

изучение и анализ музейно-педагогической деятельности выпускников факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского педагогического университета;

- проведение психолого-педагогического развивающего эксперимента;
Ф> - статистическая обработка экспериментальных данных.

Исследование проходило в период с 1997 по 2002 год. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Государственной Третьяковской галереи, Всероссийского музея декоративно-прикладного народного искусства, Московской государственной картинной галереи Народного художника СССР А.Шилова, в лаборатории художественного образования и эстетического воспитания НИИ общего образования Минобразования РФ и на факультете изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета.

В эксперименте участвовали учителя общеобразовательных школ г.Москвы и Московской области в количестве 47 человек и студенты факультета изобразительного искусства и народных ремесел (далее ИЗО и HP) в количестве 382 человек, в том числе:

на 1 этапе - 1997 г.- 47 чел.; 1998 г.- 47 чел.; 1999 г.- 47 чел.

на 2 этапе - 2000 г.- 43 чел.; 2001 г.- 51 чел.; 2002 г. - 53 чел.

на 3 этапе - 2001 г.- 43 чел.; 2002 г. - 51 чел.

Основные этапы исследования:

Первый этап (1997-1999 гг.) - поисково-аналитический. Он состоял в теоретическом изучении проблемы исследования, определении цели и задачи исследования, в проведении констатирующего эксперимента по определению музейно-профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства общеобразовательных школ. Поисковый эксперимент проводился с одной стороны на базе Третьяковской галереи и Всероссийского музея декоративно-прикладного народного искусства, с другой стороны, на базе факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета, школ №№1188, 548, 1048, 764, 248 г.Москвы; школ №№ 3 и 5 г.Видное; школ №№ 5, 10,17 и гимназии №1 г.Мытищи;

второй этап (2000-2001 гг.) - опытно-экспериментальный. За этот период был проведен формирующий эксперимент на четырех курсах факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета. Уточнялись условия совершенствования процесса подготовки будущего учителя в области музейной педагогики. Работа по формирующему эксперименту проводилась поэтапно: вначале осуществлялось наблюдение за студентами в период прохождения ими музейной практики (1 неделя в зимнюю сессию 7 семестра); затем анализировалась музейно-выставочная деятельность будущего специалиста в период его педагогической практики (6 недель в 8 семестре); на завершающем этапе во время итоговой педпрактики студентами 5 курса проводилась целая серия пробных занятий со школьниками в музеях, галереях и выставочных залах (в 9 семестре);

третий этап (2001-2002 гг.) заключительно-обобщающий. В этот период был проведен контрольный эксперимент в Третьяковской галерее и школе № 548 г. Москвы, где проходили педпрактику выпускники факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета. В задачу данного этапа входило подтверждение уровней подготовки будущих учителей изобразительного искусства и народных промыслов в области музееведения. Осуществлялась апробация и внедрение методических рекомендаций в школьную практику, оформлялась работа.

Апробация основных положений диссертационного исследования осуществлялась в выступлениях на научно-практических конференциях в Московском педагогическом университете (1998-2002 гг.), при проведении семинарских занятий и чтении лекций по спецкурсу «Музейное дело» и со студентами 4-5 курсов факультета изобразительного искусства и народных ремесел (2001-2002 гг.), материалы исследования доложены, обсуждены и

получили одобрение на заседаниях в лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Министерства образования РФ (2001 г.), на объединенном заседании кафедр факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета (2002 г.), на Всероссийской научной конференции в Третьяковской галерее по музейной педагогике (2002 г.), на заседаниях отделения культуры и искусства Международной академии наук педагогического образования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- создана модель музейно-педагогической технологии подготовки
будущего учителя изобразительного искусства;

теоретически обоснованы условия реализации технологии музейной подготовки будущего учителя к художественному образованию и эстетическому воспитанию школьников;

разработаны программы и содержание спецкурса «Музейное дело» для студентов факультетов изобразительного искусства;

- разработана и внедрена в учебный процесс программа по музейной практике;

дано теоретическое обоснование музейной педагогике, систематизирующей качественную подготовку будущего учителя изобразительного искусства.

Теоретическая значимость исследования состоит: в использовании музееведения в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя изобразительного искусства; в получении результата опытно-экспериментального исследования, новых данных, характеризующих уровень сформированности профессионально-педагогической подготовки специалиста в области музееведения; в выявлении зависимости между технологически организованным процессом музееведческой подготовки

обучения и эффективным качественным уровнем специальной подготовки художника-педагога.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:
исследована образовательная область вузовских музеев и определена их
междисциплинарная и профилированная функциональность;

сформулированы требования к умениям студентов в области музейной деятельности; созданы программы по музейному делу и музейной практике для факультетов изобразительного искусства, художественно-графических факультетов и отделений искусств педвузов; применен метод тезаврирования в оценке творческих работ студентов; выполнены наглядные пособия по экспозиционным разделам музейной педагогики; разработаны методические рекомендации по музейной педагогике, которые могут быть использованы для совершенствования подготовки учителей изобразительного искусства; составлены перечни-справочники основных музеев мира; подготовлены учебные пособия для учителя по циклу бесед об искусстве, а также составлены экспозиционные блоки произведений искусств для школьных музеев и галерей.

Достоверность результатов и обоснованность теоретических обобщений обусловлены:

обоснованностью теоретических положений;

опорой на системный и комплексный подход;

- репрезентативностью выборки от генеральной совокупности состава
исследуемых, достаточной для количественного и качественного анализа;

комплексом методов, адекватных предмету, цели, задачам исследования;

- статистической обработкой и экстраполяцией полученных данных опытно-экспериментального исследования в других условиях;

личным участием автора в организации опытно-экспериментальной работы;

внедрением результатов исследования в учебный процесс школы № 548 г.Москвы, факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета, а также в практическую работу Всероссийского музея декоративно-прикладного народного искусства.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1.Модель технологии подготовки будущих учителей изобразительного искусства в условиях константного освоения музейной педагогики, позволяющая объективно представить учебно-воспитательный процесс как систему, отражающую единство ее элементов, находящихся во взаимосвязи.

2.Комплекс организационных, психолого-педагогических и дидактических условий, позволяющих внедрить музейную педагогику как средство эффективной подготовки учителей изобразительного искусства.

3.Содержание спецкурсов по музейной педагогике, основанных на интегрированном и многоуровневом обучении студентов факультета ИЗО и HP методике преподавания изобразительного искусства и музейного дела.

Основное содержание диссертационного исследования нашло отражение в следующих публикациях:

  1. Ломова Н.Ф. Музейная педагогика в системе профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства. Методическое пособие. М: ИОО МО РФ, 2002. - 2,0 п.л.

  2. Ломова Н.Ф. Методические указания по проведению спецкурсов «Музейное дело» и «Музейная практика». М: «Народный учитель», 2001. -0,75 п.л.

  1. Ломова Н.Ф. Программа «Художественная вышивка» для художественных кружков в 1-4 классах / Статья в сб. Современные проблемы воспитания и образования. М: ИОО МО РФ, 2000 (в соавт.). - 0,5 п.л.

  2. Ломова Н.Ф. Программа «Художественное вязание» для художественных кружков в 1-4 классах / Статья в сб. Современные проблемы воспитания и образования. М: ИОО МО РФ, 2000 (в соавт.).- 0,5 п.л.

5. Ломова Н.Ф. Русские живописцы XIX в. Учебное пособие для
школьников. М.: «Агар», 2002 (в соавт.). — 7 п.л.

Исторические, философские и психолого-педагогические предпосылки становления музейного дела

Исторический, философский и педагогический экскурс позволит нам выявить периоды развития музеев, а также возникновение и становление их образовательной деятельности.

Само слово музегі греческого происхождения, обозначает «храм муз», или Мусейон. Музы (в древнегреческой мифологии дочери Зевса и Мнемосины) - это богини, покровительствующие различным областям духовной деятельности людей — поэзии, искусству, науке. В их честь устраивались празднества и возводились культовые сооружения. Храмы муз постепенно наполнялись дарами и подношениями, произведениями скульпторов и художников и становились хранилищами собраний художественных произведений.

Появлению музеев предшествовало коллекционирование, которое по определению древнеримского оратора Цицерона представляло собой «собирание разрозненных предметов в единое целое» (/9&.C.2I). По мнению американского ученого Э.Александера, мотивация коллекционирования обусловливается человеческой склонностью, восходящей к древнейшей деятельности людей, связанной с собирательством. Мотивизация собирательства Э.Александером определяется: во-первых, потребностью физической безопасности человека; во-вторых, элементом социального различия; в третьих, любовью к предметам и желанием их изучить; в-четвертых, потребностью оставить о себе память((9&, С.37)

Первыми коллекциями принято считать дары храмов Древней Греции и предметы погребального культа в пирамидах Древнего Египта. Также коллекции представляли собой дворцовые и храмовые собрания редкостей, предметов искусства и святынь, принадлежавших знати Например, галерея императора Адриана в Тиволи, коллекция храма Сирийской богини в Ниераполисе или коллекции военных трофеев -завоеванные сокровища эллинистического мира, собранные в императорском Риме, которые характеризовали доблесть, бесстрашие и отвагу тех, кто их собирал.

Музееведы считают, что первый школьный музей, созданный в У1 в. до н.э. дочерью ассирийского правителя Набонида на материалах собраний древностей для обучения истории, письму и ремеслу молодых аристократов и писцов носил характер «личного» музея.

Еще одним из первых музеев, ставших выполнять просветительскую и образовательную функции был знаменитый Александрийский музейон.

Основанный Александром Македонским в Египте город, названный в его честь Александрией, превратился в величайший центр наук и искусств, дал имя целой эпохе античной культуры - александрийской. В 307 году до н.э. при правлении Птолемея в Александрии был создан центр культуры и искусств, названный на греческий манер Музейоном.

Александрийская библиотека представляла собой величайшее собрание книг древнего мира как подлинных, так и тысяч дубликатов (библиотека Аристотеля, тексты трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида, Архилоха и др.). Переписанные с древних рукописей копии впоследствии распространялись по всему античному миру. Библиотека была доступной

в ней работали ученые, среди которых были Евклид, Ктесибий, Эратосфен. Но в Мусейоне была не только знаменитая библиотека, там расположились ботанический и зоологический сады, механические мастерские. Чего здесь только не изучали: философию, историю, географию, астрономию, физику, медицину, математику...

Судьба Александрийской библиотеки печальна. Часть ее была сожжена солдатами Юлия Цезаря в 47 году до н.э., другая часть уничтожена мусульманами, завоевавшими Александрию в 391 году н.э. Но благодаря сделанным копиям до нас дошло большинство произведений древнегреческой литературы.

В средние века многочисленными памятниками живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства располагали церкви и монастыри. Здесь они служили неотъемлемой частью интерьера, создавая вместе с архитектурой единый ансамбль.

Систематическое коллекционирование художественных произведений началось только в эпоху Возрождения. Самое знаменитое художественное собрание XV в. - коллекция флорентийских банкиров и покровителей искусства Медичи, составленная из произведений; античных и итальянских художников.

Основные этапы развития образовательно-воспитательных концепций музея

Для определения роли музея в формировании целостного отношения к культурно-историческому прошлому необходимо провести ретроспективный анализ развития образовательно-воспитательных концепций музея в России. Это позволит выявить периоды, когда задача формирования ценностного отношения к прошлому, соответствующая сущности музея, становилась актуальной и когда она подменялась другими задачами, т.е. образовательные концепции входили в противоречие с сущностью музея. Анализ позитивных и негативных тенденций поможет наметить приоритетные направления в рассматриваемой области музейной деятельности.

В начале нашего исследования целесообразно определить основополагающее понятие «образовательно-воспитательная концепция» музея. Образовательно-воспитательная концепция музея - это подход к музею с точки зрения его возможностей в просвещении, образовании, воспитании. Динамика образовательно-воспитательных концепций определяется общественными потребностями в области просвещения и образования на каждом историческом этапе развития страны.

Образовательно-воспитательные концепции музея реализуются в отношение к музейному предмету — памятнику истории и культуры как основы деятельности музея, а также в организации и интерпретации музейных предметов в исторических экспозициях с целью передачи конкретной познавательной информации и эмоционально-эстетического воздействия на посетителя, т.е. формирования ценностного отношения к историческому прошлому.

Более подробно остановимся на развитии музейного дела в период начала XX вв., в связи с тем, что в этот период прослеживается возникновение особого направления деятельности музеев - работа с посетителями. Решающим фактором становления образовательной функции музеев стали кризисные явления в образования системе. И основными путями выхода из кризиса педагоги-реформаторы считали усиление предметного метода преподавания, развитие творческой активности учащихся и углубление связи с жизненным опытом. Ведущим принципом преобразований в России стала наглядность обучения и широкое ознакомление учащихся с окружающим миром. Обозначился новый взгляд на образовательное назначение музеев. Они стали рассматриваться как самостоятельные образовательные учреждения, а музейный метод получил широкое использование в школьной практике.

В этом отношении, представляют интерес проекты новых музеев, возникшие в 1918-1919 годах. В силу различных причин они не были осуществлены, однако отразили характерные для первых послереволюционных лет ценностные установки, подходы к образовательно-просветительной и воспитательной сущности музея.

В октября 1918 года в отделе по делам музеев рассматривался проект устройства русского национального музея. Предполагалось, что музей в силу своей глобальной задачи и важнейшей функции — «возвращение народу его великой собственности - всех несметных культурных богатств, им созданных, либо им собранных...» будет размещен в Большом Кремлевском дворце. (12, С.31)

Сохранилась выписка из постановления Совета народных комиссаров от 3 декабря 1918 года, адресованная заведующему отделом по делам музеев Н.И.Троцкой о превращении Большого Кремлевского дворца в музей. Это решение не было претворено в жизнь, однако идея создания подобного музея не была оставлена.

В 1918-1919 годах в отделе по делам музеев широко обсуждался проект Московского музея народного искусства и народного быта. Инициаторами и авторами проекта были видные музейные деятели Д.Н.Анучин, Н.Д.Бартрам, Д.Т.Янович, Л.С.Шереметьев. Музей задумывался как музей истории человеческого творчества. Плодотворным представляется замысел раскрыть эволюцию процесса человеческого творчества на примере изменения обычных домашних вещей: ножа, ножниц, замков, одежды, мебели и т.д. Так предпринималась попытка формирования у посетителей ценностного отношения к простым, на первый взгляд, обыденным и порой не замечаемым в их самобытности вещам. Вместе с тем предполагалось создать в музее особый вводный этнологический отдел, который являлся бы своеобразным, музейным пояснением эволюционного процесса, пройденного человечеством.

Таким образом, музей должен был апеллировать не только к эмоциональному восприятию материала, но и способствовать познавательному процессу. Музей народного искусства и народного быта был задуман как культурный центр, включающий библиотеку, собрания фотографий, планов, фонограмм, комнату для специальных занятий, аудиторию для лекционных курсов.

Достаточно подробно разработанный проект этого музея не был осуществлен, очевидно, из-за необходимости вложения значительных материальных средств, которых не было в условиях экономической разрухи послереволюционных лет.

Организация занятий по спецкурсу «Музейное дело» на факультете изобразительного искусства в педвузе

Ретроспективный анализ взаимодействия музея и системы образования, приведенный нами в первой главе нашего исследования, показывает зависимость и связь их друг с другом, а также влияние социокультурных процессов на их деятельность.

В современном обществе задача образования и воспитания подрастающего поколения и молодежи в большей степени возложена на школу и высшие учебные заведения, где учащиеся и студенты проводят значительную часть времени, именно там закладываются ценностные ориентиры личности. Однако первоочередной задачей данных учреждений остается образование. В вопросах воспитания и профессионального образования музей является незаменимым помощником школы и вуза.

При взаимодействии музея и вуза важно определить характерные черты каждого из этих образовательных учреждений.

Музей предполагает избирательное образование. Большое значение имеет свобода личности, как в выборе интересующей ее тематики, так и возможности самостоятельной расшифровки тех культурно-исторических смыслов, которые заключены в многозначной экспозиции музея. Поэтому музей является помощником вуза в обеспечении более широкого образования.

В вузе путь профессионального образования пролегает через освоение информационных эталонов, через формирование способности к самостоятельному развитию в профессиональном и общекультурном планах. В музее по сравнению с преимущественно умозрительно-логическим подходом, преобладающим в вузе, образование осуществляется через ценностное отношение личности, вовлеченность человека в процесс познания, расширение чувственного опыта. Музейный предмет и музейная среда важны не только потому, что являются источником нового знания, но прежде всего, потому, что способны вызвать эмоционально-ценностную, эстетическую реакцию, которая значима для формирующейся личности сама по себе. Именно поэтому музей - незаменимый союзник вуза при подготовке художника-педагога, имеющего возможность непосредственно осваивать опыт предшествующих мастеров, созерцая, копируя и анализируя их произведения.

В вузе освоение художественных практических навыков и теоретических знаний является достаточно программируемым и в большей степени вербальным. В музее оно носит более свободный характер, поскольку там информацию передают зримые образы, лишь комментируемые вербально. Музей учит студентов извлекать знания, опираясь на первоисточник - подлинник того или иного произведения, подводит к самостоятельным выводам, что соответствует задачам образования. Музей является хранилищем предметов, в которых заключены: творческая активность их создателей; «воспоминания» о прошлых событиях; секреты мастерства, художественные технологии, «живая» энергетика создателей произведений. При правильном использовании потенциала музея он способен оказать сильное влияние на эмоциональную, духовную сферу будущего художника-педагога, закрепить его профессиональные качества.

В настоящее время уже действует модель взаимодействия музея со школой, разработанная в рамках «Концепции педагогического взаимодействия художественного музея и системы образования», составленной научными сотрудниками Российского научно-практического центра по проблемам музейной педагогики Государственного Русского музея. К сожалению, подобной модели целостного взаимодействия музея и вуза в педагогической науке концептуально не представлено. Имеются частные разработки отдельных научных сотрудников ведущих музеев.

Организационной особенностью функционирования проекта «музей -вуз» является активное внедрение музеев в систему образования. Один из способов достижения этой цели - информирование специалистов системы образования о деятельности музеев.

Следующий аспект развития взаимодействия «музей - вуз» связан с развитием договорных отношений между ними. Договор, связывая взаимными обязательствами музей и вуз, делает их отношения устойчивыми и регулярными, предполагает также определенную последовательность, систематичность контактов взамен мероприятий, проводимых от случая к случаю. Договорная работа поддается лучшему планированию, становится ритмичной.

Социокультурные функции музея и его роль в образовательных системах

В современном виде музей — достаточно молодой социокультурный институт, и познание его сути приходится на сравнительно небольшой промежуток времени.

Попытки определить сущность музея и понять его отличительные черты и причины, способствовавшие его появлению, принимались неоднократно. В нашем исследовании мы также сделали попытку выделить ряд теорий, по разному трактующих данных вопрос, но однозначно решающих образовательные задачи.

Так, сторонники «субъективно-эстетической» теорий пытаются объяснить собирательство или накопление музейных ценностей «врожденной» любовью к прекрасному. В соответствии с данной позицией музеи своим возникновением обязаны стремлению людей окружать себя предметами, возбуждающими эстетические эмоции. Тем не менее, просветительский аспект о происхождении и значимости этих предметов нес и образовательные функции.

«Биологическая» теория приписывает человеку «коллекционерский» инстинкт, которым обладают не только люди, но и некоторые виды животных, которые тащат в свои норы и логовища блестящие раковины, камушки и другие предметы. Из этой теории следует, что музеи возникли не в силу общественных потребностей, не в результате исторического развития общества, а вследствие врожденного инстинкта людей. Таким образом, и в данном случае «инстинкт» накопления опыта представляет собой не что иное, как стремление к знаниям.

«Филологическая» теория, являющаяся наиболее распространенной в зарубежной литературе, возводит начало музейного дела во всех странах к одной общей прародине — античной Греции. По этой теории возникновение и существование музеев в различных странах есть желание повторить или воссоздать античный образец. И здесь мы наблюдаем стремление систематизировать человеческий опыт и придать ему динамику развития в образовательном направлении.

Ретроспективный анализ существования музея и его взаимодействия с обществом и культурой указывает на приоритет социальной теории его происхождения. Она связана с осмыслением причин возникновения музея, к которым следует отнести социально-культурные факторы, потребности общества и культуры в сохранении и использовании материальных объектов, свидетельства этого развития. Здесь образовательные задачи уже играют основную роль социокультурного института, а именно образовывать и воспитывать.

В шестидесятые годы появляются новые взгляды на музей, где концепции образования отводится важная роль. Этому способствовало как изменение политической ситуации в целом, так и вступление советских музейных организаций в 1957 году в Международный совет музеев ИКОМ (ICOM), в результате чего стали возможны непосредственные контакты с музеями различных стран. ИКОМ, созданный в 1946 году, являлся международной неправительственной организацией, объединяющей музеи и музейных работников и состоящей из индивидуальных и коллективных членов.

С 1980-х годов происходит осмысление роли музея как центра культуры, обладающего образовательными возможностями в широком смысле этого слова, возникают новые воззрения на взаимодействие музея с поситителями в рамках теории музейной коммуникации.

С 1990-х годов понимание музея связано с развитием теоретического музееведения, которое позволяет на современном уровне осмыслить социокультурное назначение музея. Современный музей воспринимается символом культуры, в котором сосуществуют различные мнения, позиции, точки зрения, определяющие как его внешние проявления, так и его глубинный социокультурный смысл.

Существует много различных определений музея: и представленное в энциклопедических изданиях, и данное в документах международной организации ИКОМ и др. Нам наиболее правильным (достоверным) кажется такое определение: музей - это особое научное и культурное учреждение, которое выбирает и собирает природные и общественные объекты, являющиеся подлинными ценностями, использующимися в научных и культурных целях. Тем самым в музее прояляется специфическое отношение человека к действительности .

Еще раз подчеркнем, что развитие музея связано с теми задачами, которые он выполняет по отношению к обществу и культуре. Многообразие мнений о социокультурном назначении музея, можно выявить его характерные черты, проявляющиеся в деятельности музея по отбору, сохранению, изучению и использованию в целях образования и воспитания материальных свидетельств развития общества, культуры и природы.

Похожие диссертации на Музейная педагогика как средство эффективной подготовки учителей изобразительного искусства в педвузе