Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана как региональный компонент воспитания дошкольников Брюханова Татьяна Алексеевна

Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана как региональный компонент воспитания дошкольников
<
Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана как региональный компонент воспитания дошкольников Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана как региональный компонент воспитания дошкольников Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана как региональный компонент воспитания дошкольников Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана как региональный компонент воспитания дошкольников Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана как региональный компонент воспитания дошкольников Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана как региональный компонент воспитания дошкольников Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана как региональный компонент воспитания дошкольников Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана как региональный компонент воспитания дошкольников Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана как региональный компонент воспитания дошкольников
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Брюханова Татьяна Алексеевна. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана как региональный компонент воспитания дошкольников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 1999 174 c. РГБ ОД, 61:99-13/220-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические проблемы регионального компонента воспитания дошкольников на материалах народного декоративно-прикладного искусства 13

1.1. Концептуальные основы дошкольного воспитания на основе использования народного декоративно-прикладного искусства 13

1.2. Теоретико-прикладные подходы к реализации регионального компонента, воспитания дошкольников 42

1.3. Принципы осуществления регионального компонента в воспитании дошкольников на материалах народного декоративно-прикладного искусства 59

Глава 2. Методы и формы реализации регионального компонента воспитания дошкольников на материалах декоративно-прикладного искусства народов Башкортостана 76

2.1. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана, и его педагогическое значение на занятиях с дошкольниками 76

2.2. Применение традиций декоративно-прикладного искусства народов Башкортостана в художественно-озиокомительной, игровой и изобразительной деятельности дошкольников

2.3. Методика ы результаты опытно-экспериментальной работы исследования : 06

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

Приложение 2

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Дошкольный возраст - это

тайник огромных потенциальных возможностей, в котором создаются

предпосылки для дальнейшего нормального и плодотворного развития

индивидуальности. Одной из важных предпосылок формирования нового

v і

человека является эстетическое воспитание, которое дает заряд развитию способности воспринимать прекрасное и наслаждаться красотой, а также творить по законам красоты.

В условиях отказа от диктата какой-либо одной теоретик о-культур ной парадигмы в нашей стране, возрождается интерес к традиционным ценностям, созданным народом в глубине веков и имеющим поистине общечеловеческую ценность. Поэтому вполне закономерно, что общество при преобразовании системы воспитания все больше обращается к достижениям прикладной народной культуры.

Многочисленные исследователи детского творчества неоднократно указывали на то, что надо знакомить детей с народным искусством, пробуждая в душе ребенка первые образные представления о Родине, о ее культуре, способствовать воспитанию межнациональных чувств и чувства прекрасного, художественного вкуса через родное и близкое. Т.е. декоративно-прикладное искусство народов выполняет актуальнейшую на сегодняшний день функцию воспитания патриотизма родного края, ее людей и природы.

В российской педагогике сегодня поставлена задача воспитания у подрастающего поколения здорового этнического самосознания, чувства привязанности к своему народу, уважая его истории, культуры, языка. Воспитание позитивной этничности выступает при этом неразрывной частью всего многомерного и противоречивого процесса социализации, приобщения общечеловеческой культуре на этнической почве, без отчуждения от этнических ценностей. Значение народного декоративно-прикладного

искусства в указанном смысле при воспитании у дошкольников национального самосознания трудно переоценить.

В наши дни, как никогда, остро стоит проблема межнационального воспитания и на этой основе - изучения культуры различных народов. Особенно актуальна эта, проблема в полиэтнической среде российских регионов. Республика Башкортостан, в отличие большинства других республик и областей, в данном смысле представляет собой уникальное явление, где преобладает межнациональное взаимодействие полиэтнического характера. В Башкортостане, где этническую основу населения составляют три наиболее многочисленных (башкиры - 21,9%, русские - 39% и татары - 28,4%) и множество других народов (в совокупности - 10,4%>) этническая смешанность населения уступает в России по показателям только Дагестану. Поэтому использование лучших этнических культур народов, населяющих территорию Республики Башкортостан, в процессе обучения и воспитания должно позволить сгладить неадекватные проявления в сфере межнациональных отношений.

Наконец, задача воспитания состоит в том, чтобы вырастить ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны. В народном искусстве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты, манеры, восприятия, цветоощущения и т.д.

Естественная потребность дошкольников в ярких цветах, красочных мотивах может быть в значительной мере удовлетворена введением в обстановку детского сада произведений народного изобразительного искусства. Если по силе и яркости впечатлений на детей первое место занимают народные игрушки, то вслед за ними идут произведения изобразительного народного искусства.

Изобразительное народное искусство, сильное образами, красками,
смелостью и оригинальностью замысла, простотой и умелым

использованием материала, воспитывает в детях чувство прекрасного на родном и близком.

Проблема воспитания дошкольников средствами народного декоративно-приклади ого искусства находится на стыке нескольких направлений науки: дошкольной педагогики, возрастной психологии, этн о педагогики, искусствоведения, этнографии. Поэтому, каждое из указанных направлений формирует своего рода теоретические ,и информационные предпосылки исследования нашей проблемы.

Значительный вклад в разработку проблем художественного воспитания детей дошкольного возраста внесли теоретические исследования А.В.Бакушинского, А.И. Бурова, Н.И. Киященко, М.Ф. Овсянникова, В.А. Разумного, К.В.Кулаева.

Опираясь на общую теорию сенсорного восприятия, разработанную А.П. Усовой и А.В. Запорожцем, фундаментальные разработки в области эстетического воспитания дошкольника сделали такие авторы как А.А. Бален, Б.Т. Лихачев, Н.П. Сакулина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Б.П. Юсов, Г.П. Шевченко, Л.В. Школяр, Е.М.Торшилова и др.

Специально проблеме использования народного творчества, в том числе - декоративно-прикладного искусства, в воспитании дошкольников посвящены работы Е.А. Флериной, А.П. Усовой, Н.А. Горячевой, Г.В.Лабунской, Л.В. Шевчука, Л,А. Венгера, И.А. Рондели, К.Г. Вагнера, З.А. Богатеевой и др.

Из работ психологов наибольшей фундаментальностью и значением для нашей проблемы отличаются исследования Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, Б.М. Теплова, Б.Ф. Ломова, В.П. Зинченко и др.

Наибольших на наш взгляд, успехов достигла за последние десятилетия такая отрасль отечественной педагогической науки, как этнопедагогика, основателем которой является Г.Н.Волков и достижения связаны с именами таких известных исследователей как К.Ш. Ахияров, Э.Ф. Афанасьев, В.И. Баймурзина, А.Э. Измайлов, З.Г. Нигматов, A.M. Сафин, М.М. Стельмахович, ЯМ. Ханбиков и др.

В последние годы в российской дошкольной педагогике начали интенсивно разрабатываться и активно внедряться в практику многочисленные воспитательные методики, использующие в основном художественно-эстетические методы и способности детей. Большинство их опирается на известные отечественные и зарубежные теоретические концепции, есть попытки использовать элементы народного декоративно-прикладного искусства.

В Республике Башкортостан за несколько последних лет появилось несколько теоретических и прикладных разработок, предпринимающих попытки внедрить в систему дошкольного воспитания достижения краеведения, этнопедагогики, народного искусства на уровне отдельных элементов. Особенно отличаются в этом ряду публикации А.В. Молчевой , Р.Р, Альмухаметова, И.П. Малютина, М.Ш. Салахова, А.Г. Абсалямовой и т.д. Вместе с тем, системно, с учетом всех основных возрастных и сущностных направлений дошкольного воспитания, народное прикладное искусство Башкортостана как региональный компонент дошкольной педагогики еще не рассматривался. Существенным упущением имеющихся работ по данной проблематике является и то, что достижения декоративно-прикладного искусства народов в них используются изолированно, без характеристики взаимосвязей и взаимозависимости.

Значительный эмпирико-этнографический материал, вместе с тем,
содержится в работах таких известных авторов, как Р.Г. Кузеев, Н.В.
Бикбулатов, СИ. Шитова, Р.З. Янгузин и др. Однако в этих работах
содержится либо чисто этнографический, либо искусствоведческий, либо
популярно-публицистический анализ. Педагогическое осмысление

имеющихся материалов отсутствует.

Таким образом, в современной отечественной дошкольной педагогике сформировалось противоречие между необходимостью создания эффективных методик, использующих на региональном уровне достижения декоративно-прикладного искусства населяющих их народов и

недостаточной теоретической и методической разработанностью этой проблемы. Все вышесказанное с достаточной необходимостью аргументирует актуальность нашего исследования.

Цель исследования. На основе имеющейся психолого-педагогической литературы, достижений целого ряда гуманитарных наук и использования личного опыта преподавания, исследовать основные формы и методы воспитания дошкольников на материалах народного декоративно-прикладного искусства Башкортостана.

Объект исследования. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана как региональный компонент воспитания дошкольников.

Предмет исследования. Педагогические условия применения традиций декоративно-прикладного искусства народов Башкортостана в воспитании детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования заключается в том, что в современных условиях декоративно-прикладное искусство народов является одним из важнейших элементов воспитания дошкольников в российском регионе. При этом применение традиций народного искусства в художественно-ознакомительной, игровой и изобразительной деятельности дошкольников является не только действенным средством их эстетического, интеллектуального и нравственного воспитания, но и создает информационно-культурные основы формирования у детей устойчивого социоприродного (экологического) и этио национального сознания, культивирования позитивной культуры межнациональных отношений. Значительно возрастают у дошкольников, в том числе, русскоязычных, и краеведческие представления о стране, формируются патриотизм «малой Родины».

Исходя из цели и выдвинутой гипотезы в диссертации поставлены следующие задачи исследования:

исследовать концептуальные проблемы дошкольного воспитания на основе использования декоративно-прикладного искусства народов российского региона (на примере Республики Башкортостан).

выявить и сформулировать педагогические принципы и подходы осуществления регионального компонента в воспитании дошкольников на материалах народного декоративно-прикладного искусства Башкортостана.

на основе анализа новейших отечественных и зарубежных методик дошкольного воспитания изучить практические подходы к реализации регионального компонента педагогики детей дошкольного возраста посредством использования народного искусства Башкортостана.

- исследовать педагогическое значение народного декоративно-
прикладного искусства Башкортостана на занятиях с дошкольниками.

- разработать формы и конкретные методы применения традиций
декоративно-прикладного искусства народов Башкортостана в воспитании
детей дошкольного возраста.

Методологической и теоретической основой исследования являются достижения философской и психолого-педагогической мысли, посвященные вопросам художественно-эстетического воспитания, искусству, народному творчеству, дошкольной педагогике в целом. Методологической основой исследования выступает также положение о гуманизации как социально-ценностной основе общественной жизни, об общечеловеческом значении этносоциального воспитания, о гармонизации межэтнического общения в полинациональной среде.

При исследовании основных функциональных проблем диссертации, формулировке главных категорий, понятий и структурных направлений развития использованы также новейшие теоретические достижения таких отраслей науки, как искусствоведение, орнаменталистика, этнография, этнопедагогика и т.д.

В качестве основных методов исследования использовались комплексно теоретический анализ (изучение философской, психологической

и педагогической литературы, теоретическое моделирование, системный подход и т.д.), эмпирические методы (изучение массового передового опыта; интервьюирование детей и их родителей, педагогов; анализ детских работ; наблюдение; изучение документации и методических разработок в дошкольных учреждениях). Кроме того, был осуществлен эксперимент в нескольких городских и сельских детсадах Башкортостана.

Экспериментальной базой исследования явились детские сады № 1,7, 8, 13, 15 г. Бирска; № 3, 10, 15, 16, г. Благовещенска; № 2, 3, 4, 6 г. Дюртюли; Бирского и Мишкинского сельских районов Республики Башкортостан; факультет дошкольного воспитания Бирского Госпединститута (учебный процесс и педагогическая практика студентов).

Исследование проводилось поэтапно с 1992 по 1998 гг.

На первом этапе (1992-1995 гг.) была проанализирована научная и научно-методическая литература по проблемам воспитания дошкольников на материалах народного декоративно-прикладного искусства. При этом были определены основные концептуальные подходы к проблеме и разработана логическая структура реализации воспитательного процесса применительно к такому региону России как Республика Башкортостан. Разрабатывались также параметры опытно-экспериментальной работы, методика опросов воспитателей и родителей. На основе углубленного изучения дошкольниками и студентами пединститута материалов декоративно-прикладного искусства народов Башкортостана нарабатывался эмпирический материал, положенный в основу эксперимента.

На втором этапе (1995-1997 гг.) с целью проверки выдвинутой гипотезы была проведена опытно-экспериментальная работа по системному использованию достижений декоративно-прикладного искусства народов Башкортостана при воспитании дошкольников, Разработана программа авторского спецкурса, проведен анкетный опрос родителей и интервьюирование воспитателей в городских и сельских детских садах Башкортостана.

На третьем этапе (1997-1998 гг.) обобщены теоретические и экспериментальные материалы исследования, сформулированы основные выводы и практические рекомендации. Результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях семинарах, апробировались, в публикациях. Осуществлено оформление текста диссертации, выборочная проверка основных идей и положений исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется, прежде всего, постановленными в диссертации целями и задачами, и могут быть сведены к следующим положениям:

1. Осуществлен анализ концептуальных основ воспитания
дошкольников посредством использования народного декоративно-
прикладного искусства Башкортостана.

2. Исследована теоретико-прикладная эффективность многочисленных
современных методик дошкольной педагогики с точки зрения использования
народного декоративно-прикладного искусства и реализации его при
разработке регионального компонента воспитания и образования.

3. Теоретически разработаны и сформулированы ведущие
педагогические принципы и преобладающие подходы в воспитании детей
дошкольного возраста на материалах декоративно-прикладного искусства
народов многонационального региона.

4. Исследована роль и педагогическое значение народного
декоративно-прикладного искусства Башкортостана в воспитании
дошкольников.

5. Определены преобладающие методы и формы применения традиций
декоративно-прикладного искусства народов Башкортостана в
художественно-ознакомительной, игровой и изобразительной деятельности
дошкольников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

- результаты, полученные в ходе работы над диссертацией, могут быть
использованы для углубленного применения материалов декоративно-
прикладного искусства народов в воспитании детей дошкольного возраста в
городских и сельских садах Республики Башкортостан;

- в курсах ледциЙ для студентов педагогических институтов и
слушателей факультетов повышения квалификации работников дошкольных
учреждений;

при разработке педагогических программ и спецкурсов, использующих материалы декоративно-прикладного искусства народов Башкортостана.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Применение традиций и достижений народного декоративно-
прикладного искусства для воспитания детей дошкольного возраста
становится в современных условиях одним из ведущих направлений
дошкольной педагогики в российских регионах. Как показывает
педагогическая практика, народное искусство выполняет существенную
роль в интеллектуальном, сенсорном, художественно-эстетическом,
соционравственном и, особенно, этнокультурном воспитании дошкольников.
Исследование достижений прикладного искусства народов в дошкольном
воспитании при этом осуществляется в основном через организацию
художественно-ознакомительной, игровой и изобразительной деятельности
детей.

2. Педагогическими условиями эффективной реализации
регионального компонента воспитания дошкольников на материалах
декоративно-прикладного искусства народов Башкортостана выступают: во-
первых, организация системы занятий с детьми различных возрастов в
соответствии с выявленной нами закономерностью возрастной социализации
дошкольника в при восприятии достижений народной изобразительной
культуры; во-вторых, обязательная реализация ведущих педагогических
принципов, в том числе - принцип родного, принцип красоты, принцип

духовности, принцип общечеловечности, принцип семьи (родителей), принцип детского творчества, принцип взаимодействия искусств, принцип многообразия и единства народов; в-третьих, осуществление при работе с детьми использования таких педагогических подходов как личностный, деятельностный, дифференцированный и средовой.

3. Эффективность, а в конечном счете и успех воспитания дошкольников иа материалах декоративно-прикладного искусства народов, возможны только в том случае, если информационная база этого воспитания, формирующаяся на занятиях в детском саду, будет дополнена и соединена в систему с семейной педагогикой и воздействием электронных средств массовой информации. Поэтому, возникла острая необходимость разработки и внедрения в практику воспитательных методик, комплексно и системно учитывающих вышесказанные факторы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические выводы и практические результаты, изложенные в диссертации, прошли апробацию в следующих формах: содержание, выводы и обобщения, полученные диссертантом в ходе исследования, докладывались на 10 республиканских, всероссийских и международных теоретических и научно-практических конференциях в таких городах, как Уфа, Бирск, Чебоксары, в том числе: «Образование - будущее России» (Уфа, 1996); «Формирование социально-устойчивой личности учащейся молодежи в современных условиях: опыт, проблемы, перспектива» (Чебоксары, 1996); «Современные проблемы экологического образования и нравственного воспитания» (Уфа, 1997); «Национально-региональный компонент образования в условиях его стандартизации» (Бирск, 1997); обсуждены и одобрены на заседаниях кафедры дошкольного воспитания Бирского госпединститута; разработан и прочитан спецкурс для слушателей ФГЇК -воспитателей дошкольных учреждений северного региона Башкортостана.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Концептуальные основы дошкольного воспитания на основе использования народного декоративно-прикладного искусства

Исследованию основных проблем воспитания дошкольников на основе использования материалов народного декоративно-прикладного искусства, в том числе - на занятиях по изобразительной деятельности, должно предшествовать изучение методологических основ указанных явлений, определение их сущности, структурного содержания, главных детерминирующих факторов и т.д.

Как показывает анализ новейшей научной и учебной литературы по педагогике, за последние годы, прежде всего под влиянием масштабной деидеологизации всего процесса воспитания в целом, сложились различные концептуальные подходы к самому определению понятия «воспитание». Для нашего исследования это особенно важно, т.к. мы предпринимаем попытку изучить специфические особенности более узкого направления воспитательной деятельности - воспитания дошкольников на основе использования традиций накопленных за столетия огромного потенциала народного декоративно-прикладного искусства. Нам представляется, что именно в исследуемом нами направлении педагогического процесса в значительной степени опровергается довольно распространенный, к сожалению, в литературе подход, который рассматривает воспитание лишь как целенаправленное и специально организованное воздействие воспитателя на воспитуемого. Как показала наша опытно-экспериментальная работа, ребенок (в том числе - дошкольник) воспитывается не только социально-организованным воздействием, но и подчас без всякой преднамеренности, самими по себе условиями жизни, наблюдаемыми в ней примерами. Очень хорошо эту мысль выразил выдающийся российский педагог В.А. Сухомлинский, который писал, что «воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимолетно». Еще более образно выразил ту же самую идею К.Д. Ушинский: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога...».2 В ходе многолетней воспитательной деятельности автора и на материалах опытно-экспериментальной работы мы пришли к выводу о том, что по крайней мере не меньшее педагогическое воздействие на развитие дошкольников имеет многообразный и богатый опыт декоративно-прикладного искусства различных народов.

Кратко проанализируем новейшие подходы к определению сущности и содержанию основных детерминирующих факторов феномена «воспитание», которые сложились в последних научных публикациях и наиболее современных вузовских учебниках. Наряду с признаваемыми в литературе и имеющими свойственную для них односторонность такими подходами к понятию «воспитание», как социологический, психологический, технологический и социально-психологический, на наш взгляд в собственно педагогических работах выделяется целый ряд других направлений.

Во-первых, существует довольно распространенный подход к воспитанию, который бы мы называли социологизированной его трактовкой. Наиболее ярко данная точка зрения сформирована в дефиниции Б.Т. Лихачева: « Воспитание как общественное явление -сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества; в быт, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями, важнейшим элементом производительных сил общества, созидателями собственного счастья. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений».1 Как нам кажется, данное определение в большей степени подходит под самую общую, самую широкую характеристику явления воспитания, И в этом смысле мы вполне согласны с авторами одного из самых последних учебников по педагогике в том, что понятие «воспитание» должно употребляться в двух смыслах: в широком и узком. При этом « воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Теоретико-прикладные подходы к реализации регионального компонента, воспитания дошкольников

Общетеоретический анализ воспитания дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства, проведенный нами в первом параграфе, позволяет перейти к исследованию конкретных практических подходов этого на наш взгляд важного направления дошкольной педагогики.

Тем более, что в условиях происходящих в нашей стране общей децентрализации системы воспитания и образования (в том числе -дошкольного) по всей России возникают и очень стремительно, как грибы после дождя, развиваются самые различные педагогические методики дошкольного воспитания. При этом, отход от общей унификации приводит к формированию с одной стороны, огромного количества методик со своими достижениями и несомненными находками; с другой стороны, часто приводит к созданию довольно слабых в общепедагогическом смысле, своеобразных «ремесленнических» технологий. Таким образом, можно констатировать, что ситуация в сфере дошкольного образования является крайне противоречивой: с одной стороны, можно зафиксировать тенденции, связанные со стремлением практических работников иметь собственное лицо и статус, а с другой -это стремление часто способствует снижению качества образования.

На основе изученных нами концепций, учебных программ, авторских спецкурсов, программно-целевых комплексов и т.д. по дошкольному воспитанию попытаемся проанализировать их, так сказать, педагогическое содержание с позиций использования достижений народного, декоративно-прикладного искусства или художественно-изобразительной деятельности. Естественно, что все эти документы различаются прелсде всего тем, что используют в своей основе различные теоретические подходы к воспитанию. Например, программа «Золотой ключик» основывается на концепции Л.С. Выготского, а программа Вальдорфского детского сада базируется на педагогических идеях классика немецкой педагогики Р. Штайнера и его последователей. Наряду с многочисленными «отечественного производства» программами предпринимаются попытки адаптации большого количества «западных» технологий дошкольного воспитания.

За последние годы на страницах специальных педагогических журналов, в периодической печати и отдельных изданиях уже осуществлены неоднократные попытки анализа достоинств и недостатков рассматриваемых нами программ и концепций. Можно даже сделать вывод, что в современной отечественной теоретической дошкольной педагогике формируется отдельная отрасль, если можно так сказать «дошкольная программология»." Все эти публикации в нашей работе мы, естественно, обязательно имеем ввиду, Однако наш анализ будет отличаться от предыдущих тем, что во-первых, мы акцентируем свое внимание прежде всего на программах, центральной темой которых является воспитание на основе изобразительного или народного декоративно-прикладного искусства; во-вторых, мы не будем делать различия между методиками отечественными и адаптированными иностранцами (как это делается в некоторых публикациях); в-третьих, мы старались анализировать программы, появившиеся в первую очередь в регионах и республиках, с учетом национального компонента искусства. В случае, когда мы не смогли получить доступ к самому «первоисточнику» программы, мы использовали либо материалы аналитических статей, либо реферативно-рекламные публикации, позволяющие создать общее впечатление об этих программах. При этом, необходимо отметить, что исследуемые нами программные материалы содержат не только значительные практические подходы, большинство из них основано на оригинальных теоретических разработках, которые трудно отделить от прикладной части, Поэтому, мы озаглавили данный параграф как теоретико-прикладные подходы к реализации регионального копмонента воспитания дошкольников.

Итак, как уже говорилось выше, в новейших публикациях существуют различные способы классификации дошкольных воспитательных программ: одни берут за основу функциональное направление воспитания (театр, рисунок, народное искусство и т.д.), другие - отечественное или иностранное происхождение этих программ, третьи - теоретические основы, положенные в фундамент методики.

Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана, и его педагогическое значение на занятиях с дошкольниками

Анализ основных теоретико-методологических проблем и некоторых практических подходов к реализации регионального компонента воспитания дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства позволяет перейти к характеристике, так сказать, непосредственного «педагогического значения» этого искусства уже на материалах народов Башкортостана. При этом необходимо, на наш взгляд, исходить из нескольких фундаментальных социально-воспитательных положений.

Первое. В отличие от большинства авторов, разработавших республиканские программы дошкольного воспитания на материалах декоративно-прикладного искусства (в том числе - в Башкортостане), мы исходили из того, что в полиэтничной среде эффективным, и в этническом смысле оптимальным, может быть только работа на материалах всех или наиболее крупных народов, проживающих в данной местности. Республика Башкортостан в этом смысле является российским регионом, где мыогонациональность представлена очень ярко, а переплетение мотивов орнаментального и других видов декоративно-прикладного искусства, как показывают исследования специалистов, очень сильно не только в синхронном смысле, в условиях современной исторической эпохи, но и диахронно, т.е. на протяжении нескольких столетий в ходе этногенеза этих народов. Этническую основу населения Башкортостана составляют три наиболее крупных (русские - 39,4 %, татары - 28,6 % и башкиры - 21,8 %) и множество других этнических групп (в совокупности - 10,6 %), По расчетам некоторых этносоциологов, Башкортостан даже в смысле этнической смешанности населения превосходит почти все республики России, уступая только Дагестану и разделяя в этом смысле .второе место с Кабардино-Балкарией.1 Поэтому, при воспитании дошкольников Башкортостана средствами народного искусства необходимо обязательно исходить из необходимости, во-первых - использовать мотивы декоративного искусства нескольких народов; во-вторых, показывать взаимосвязи и взаимопроникновения во всех элементах декоративно-прикладного искусства на данной территории.

Второе. Как показывают многочисленные педагогические исследования, и в том числе результаты нашей опытно-экспериментальной работы, влияние народного декоративно-прикладного искусства на всестороннее воспитание дошкольников очень велико и многогранно. Поэтому необходимо в нашей работе кратко остановиться на анализе педагогического значения этого феномена на воспитание дошкольников.

Третье. Нельзя, естественно, понять как системного влияния на дошкольное воспитание всего комплекса декоративно-прикладного искусства народов, так и роли его отдельных элементов без определения основных закономерностей развития этого искусства, исторических предпосылок и тенденций развития. Поэтому в данной работе нельзя обойтись без так сказать некоторого искусствоведческого анализа с характеристикой его педагогических сюжетов.

Применение традиций декоративно-прикладного искусства народов Башкортостана в художественно-озиокомительной, игровой и изобразительной деятельности дошкольников

Разработка основных теоретико-методологических и концептуальных проблем воспитания дошкольников на материалах народного декоративно-прикладного искусства позволяет нам перейти к характеристике конкретных педагогических условий применения традиций народной культуры в художественно-ознакомительной и изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, т.е. от описания, в основном, того, что нужно воспитывать - к анализу того, как воспитывать в ходе конкретной воспитательной деятельности.

Нам представляется, что прежде всего необходимо определение правильной тактики использования различных видов деятельности для дошкольного воспитания на материалах народного декоративно-прикладного искусства, выработке адекватных методов и способов воспитательной деятельности в, так сказать, «возрастном смысле», с позиций объективной динамики взросления дошкольника. В этом смысле необходимо полностью согласиться с образно выраженной мыслью одного из классиков вальдорфской педагогики Р.Штайиера о том, что «...важно понять, что в каждом возрасте человеческая душа требует именно того, что ей сейчас необходимо, и когда взамен ей дается нечто иное, она реагирует неблагоприятным образом».

Как показывают многочисленные исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов, подтверждаемые и результатами нашей опытно-экспериментальной работы, для каждого этапа дошкольного возраста свойственны свои специфические особенности социализирующей деятельности ребенка. В специальной литературе в связи с этим отмечается, что «... с возрастом идет не только обогащение психической деятельности, но и обратный процесс, поэтому для каждого возраста характерны свои особенности в сенсорных, интеллектуальных, эмоциональных, волевых, мотивационных сторонах личности; изменяется взаимодействие между ними, что оказывает влияние на общий уровень развития, регуляцию поведения». Анализируя возрастные особенности психического развития детей выдающийся отечественный психолог Л.С.Выготский указывал на явление возрастной сенсибильности - особой чувствительности детей, находящихся на каждом этапе развития, к видам обучения, направленным на формирование определенных психических процессов и качеств. В последние десятилетия получены многочисленные экспериментальные доказательства того., что дошкольный возраст сенсибилен именно к тем педагогическим воздействиям, которые обращаются к образным формам познания и ведут к развитию этих форм.

Но все отмеченные психические свойства и способности -соподчинение мотивов, произвольность поведения, образные формы познания - складываются в детских видах деятельности (игре, рисовании, конструировании и т.д.), продукт их развития. Следовательно, и основной путь педагогического воздействия на дошкольника не что иное, как всемерное стимулирование и обогащение этих видов деятельности, применение оптимальных методов организации и руководства ими.

Анализируя не только возрастные, но и сущностные особенности творческого развития детей, известный отечественный специалист в области детского изобразительного искусства А.В.Бакушинский еще в 20-е годы писал, что «... лучше всего начинать с реального действия - игры, с живой и яркой беседы, - начать с возбуждения двигательного и зрительного воображения. Эти приемы вызовут поток образов и потребность в их реализации. Одновременно с свободным рисованием без предварительной темы и по теме следует вводить и обработку всяких объемных материалов, различных по качеству - мягких и жестких, хрупких и прочных: глины, песка, дерева, тканей, всяких так называемых «бросовых материалов». Как можно быстрее следует привлечь детей к художественным заботам об улучшении обстановки их школьного, а еще лучше, и внешкольного, домашнего быта».

Принимая во внимание имплитцитно все известные нам результаты исследований о конкретном учете возрастных и сущностных особенностей восприятия дошкольников при воспитании, в ходе проведенного нами эксперимента мы выявили следующую закономерность «усвоения» детьми материалов народного декоративно-прикладного искусства. Эта закономерность, являющаяся, конечно, в значительной степени гипотетичной, была использована нами в дальнейшем, в ходе повторного эксперимента.

Похожие диссертации на Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана как региональный компонент воспитания дошкольников