Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста Халикова Равия Шайхулловна

Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста
<
Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Халикова Равия Шайхулловна. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста : ил РГБ ОД 61:85-13/647

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы исследования 13

1.1. Проблема воспитания патриотических чувств в советской дошкольной педагогике 13

1.2. Сущность народного творчества и его значение в патриотическом воспитании 26

ГЛАВА II. Анализ результатов констатирующего эксперимента 45

2.1. Место и особенности использования народного творчества в воспитательной работе детского сада 46

2.2. Характеристика представлений и отношения детей к родному краю 50

ГЛАВА III. Организация, содержание и методика формирующего эксперимента 66

3.1. Построение и содержание экспериментальной работы по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством 68

3.2. Построение и содержание экспериментальной работы по ознакомлению детей с фольклором 84

ГЛАВА ІV. Результаты нормирующего эксперимента 93

4.1. Углубление интереса детей к родному краю 93

4.2. Влияние народного творчества на изменение детской деятельности 103

Выводы 126

Библиография 131

Введение к работе

В ряду актуальных проблем коммунистического воспитания, выдвинутых в решениях ХХУІ съезда КПСС, ноябрьского (1982 г.), июньского (1983 г.) Пленумов ЦК КПСС, особое место занимает формирование нового человека, патриота и интернационалиста. Важное значение этой проблеме уделяется в"0сновных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы"(1984 г.), в которых подчеркивается необходимость улучшить работу по патриотическому и интернациональному воспитанию детей во всех звеньях системы народного образования.

Марксистское понимание патриотизма является методологической основой для развития в советской педагогике проблемы воспитания высших нравственных чувств.

Советская дошкольная педагогика исходит из того, что у детей 5-7 лет можно сформировать осознанное отношение к явлениям общественной жизни, что является предпосылкой развития любви к родному краю, Родине. Уже в дошкольном детстве необходимо воспитывать і у детей чувство привязанности, интереса к родному краю, живого эмоционального участия в событиях, происходящих вокруг и доступных ребенку, понимание того, что родной край - часть Родины, В этом состоит принципиальное отличие советской педагогики от буржуазной, которая приписывает ребенку дошкольного возраста асоциальную позицию по отношению к действительности.

В советской педагогике накоплен богатый опыт и исследовательский материал (Л.И.Беляева, М.И.Богомолова, Г.И.Григоренко, Р.И.Жуковская, С.А.Козлова, М.М.Конина, Е.И.Радина, Э.К.Суслова, А.П.Усова и др.) по ознакомлению дошкольников с явлениями обще- ственной жизни. Определился объем знаний о различных сторонах социальной действительности, их влияние на детскую деятельность, что позволило составить программу формирования у детей общественных представлений, которые создают возможность более широкой ориентации в окружающей жизни, являются основой правильного понимания и осознанного отношения к ней.

Следует отметить, что в проведенных за последние годы исследованиях в основном обсуждаются вопросы формирования представлений дошкольников. Недостаточное внимание, на наш взгляд, уделяется воспитанию эмоциональной отзывчивости, чуткости к явлениям социальной действительности, эмоционально-положительного отношения к ним. Это определяет необходимость поиска таких средств патриотического воспитания, которые способствовали бы более эффективному формированию высших нравственных чувств. В этом аспекте, по нашему мнению, как в педагогической теории, так и в практике недостаточно используются возможности народного творчества как средства патриотического воспитания.

В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность: в них гармонически сочетается национальное и интернациональное. В этом аспекте ознакомление с народным творчеством есть введение ребенка в мир общечеловеческой культуры, без познания которой не мыслим человек-патриот.

Наиболее специфические, своеобразные черты природы, труда, быта людей родного края издавна воплощаются в разнообразном творчестве народа. Произведения народного творчества помогают лучше узнать свой край, знакомят с его историей, особенностями жизни людей, способствуют воспитанию патриотических чувств. Так, историческая ценность фольклора, по мнению многих его ис- следователей, в том, что он является духовной биографией трудового народа, поэтической летописью его многовековой жизни и борьбы. В произведениях народного творчества нет исторических дат, лиц, сложных событий, но образцы сказок, песен, пословиц и т.д., олицетворяющие вековые мечты людей о свободе и счастье, о победе добра над злом - все это может стать основой для формирования в будущем понимания детьми сложных социальных явлений и исторических фактов. Каждое произведение народного творчества вбирает в себя специфические особенности данного народа, которые проявляются в языке, в построении сюжета,в персонажах сказок; в мотивах, цветовом и композиционном решении узоров.

Народному творчеству каждой нации свойственно "общечеловеческое". Прежде всего, это - борьба за свободу и справедливость, дружба и братство, любовь к Родине, гуманизм, целеустремленность и др., то есть, то, что присуще человеку-патриоту. Наличие общих черт в разных национальных культурах обеспечивает возможность воспитания патриотизма не на основе исключительности конкретного народа, а на основе общечеловеческих идеалов и переживаний. Отметим, что важность осознания детьми общих и специфических черт того или иного искусства особо подчеркивается многими исследователями. Так, по мнению Г.Н.Болкова, путь к общечеловеческой культуре лежит не через отказ от национальных особенностей, а через максимальное использование их прогрессивных элементов. Игнорирование этого может привести к ошибкам в учебно-воспитательной работе с детьми (Г.Н.Волков, Г.В.Мухамет-зянова, С.И.Раимова, А.П.Усова, Я.И.Ханбиков, М.М.Шестопал и

ДР.).

Произведения народного творчества естественно входят в жизнь ребенка с самого раннего детства. Из поколения в поко- ление передаются сказки, пословицы, предметы быта и др. Черты народного творчества живут в современном искусстве, обогащая и развивая его.

Произведения народного творчества, их образность, яркость, эмоциональность, конкретность, соответствуют психологическим возможностям восприятия детей. Усматривается даже прямая параллель между детским и народным творчеством. Так, К.Маркс видел причину популярности сказок среди детей в соответствии наивности ребенка безыскусственности правдивого народного сказания. К.Д.Ушинский, В.Г.Белинский, глубоко понимавшие природу ребенка, считали, что ему нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки, которыми полны народные сказки и в которых за фантастическими вымыслами стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения.

Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие черты народного творчества, определяющие его особое влияние на формирование начал патриотических чувств: народное творчество является частью общей культуры народа, выразителем его интересов, связующим звеном между прошлым и современностью; каждое произведение народного творчества представляет гармоническое сочетание национального и общечеловеческого, что служит основой понимания его места и значения в жизни человека» произведения народного творчества наполнены конкретными образами, красками, звуками, доступными и интересными ребенку, что способствует созданию положительного эмоционально-окрашенного отношения к ним.

Следует отметить, что на современном этапе развития общества приобщение подрастающего поколения к искусству стало мае- совым. Выполнена задача, которую ставил В.И.Ленин: ликвидировать "отчужденность от культуры миллионов ... населения". /5, с.150/. В настоящее время искусство так или иначе вошло в жизнь каждого ребенка. И поэтому важно всесторонне использовать воспитательные возможности искусства, определить в каких конкретных направлениях и при каких условиях общение с произведениями искусства формирует личность человека особенно эффективно. Сейчас стоит проблема не увеличения количества "культурной информации", падающей на одного ребенка, а интенсификации процесса общения с произведениями искусства, повышение эффективности этого общения. Отсутствие ясных представлений о роли искусства в жизни человека нередко приводит к тому, что в практике воспитания, искусство рассматривается как форма досуга, отвлекающего ребенка от ненужных занятий. Это снижает специфические воспитательные возможности, заложенные в произведениях искусства, в том числе»в произведениях народного творчества.

Все это определяет необходимость поиска путей использования воспитательных возможностей народного творчества, проверки методики ознакомления с ним детей дошкольного возраста. Введение специального раздела "Народное творчество" в общую систему ознакомления детей с родным краем и его тесная связь с другими разделами этой программы может способствовать более быстрому, прочному и глубокому формированию положительного, эмоционально-окрашенного отношения к явлениям социальной жизни.

Важность такого подхода обусловлена и его малой разработанностью в теории и практике воспитания детей дошкольного возраста. Можно выделить три ведущих направления исследований, в той или иной степени анализирующих влияние народного творчества: на формирование творческих способностей детей при использовании фольклора (СК.Адексиева, Н.С.Карпинская, М.М.Кони на, Е.И.Тихеева, О.С.Ушакова, В.М.Федяевская, А.Е.Шибицкая и др.) и декоративно-прикладного искусства (З.А.Богатеева, Е.И.Васильева, Ю.В.Максимов, Р.Н.Пантелеев, Н.П.Сакулина, Р.Н.Смирнова, Е.А.Флерина, Ц.Н.Шейтанова и др.); на воспитание нравственных качеств и гуманных чувств детей (О.М.Валяева, А.М.Виноградова, С.А.Газиева, Н.С.Карпинская, Н.Ф.Самсонюк, В.М.Федяевская); на умственное и речевое развитие (С.А.Алиева, Г.Гучене, Н.Н.Насруллаева, Е.И.Тихеева).

Таким образом, народное творчество как средство воспитания любви к родному краю не было предметом глубокого изучения. Следует также отметить, что в подборе и использовании произведений народного творчества наблюдается некоторая стихийность, не выявлены общие принципы подбора произведений народного творчества, работа с которыми способствовала бы углублению интереса и положительного отношения к явлениям общественной жизни.

Итак, актуальность темы определяется следующим: социальной значимостью, т.е. необходимостью совершенствования патриотического воспитания, начиная с дошкольного детства, требованиями теории и практики дошкольного воспитания - недостаточной разработанностью вопросов методики патриотического воспитания дошкольников, необходимостью выяснения значения в этом процессе ознакомления с народным творчеством.

Предмет нашего исследования - процесс влияния произведений народного творчества на формирование любви к родному краю у старших дошкольников.

Цель исследования - выяснить возможности и определить пути воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста под влиянием восприятия произведений народного творче- ства и творческой деятельности на этой основе; определить место народного творчества в общем процессе ознакомления детей с явлениями общественной жизни.

Гипотеза, У детей старшего дошкольного возраста может быть сформировано чувство любви к родному краю, проявляющееся в устойчивом интересе к различным сторонам социальной действительности и в разнообразной инициативной творческой деятельности.

Произведения народного творчества могут служить эффективным средством формирования положительного, эмоционально-окрашенного отношения к разным сторонам общественной жизни, воспитания любви к родному краю, если: а) ознакомление с народным творчеством входит составной частью в общую систему ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни; б) осуществлен правильный отбор произведений народного творчества, в наибольшей степени способствующих воспитанию начал патриотических чувств; в) у ребенка сформировано умение различать некоторые специфические и общие черты в творчестве разных народов.

Исходя из цели исследования были намечены следующие задачи:

Уточнить принципы отбора произведений народного творчества, способствующих воспитанию начал патриотических чувств, и в соответствии с ними осуществить отбор произведений фольклора и декоративно-прикладного искусства для ознакомления детей 5-7 лет.

Разработать и экспериментально проверить систему воспитательно-образовательной работы по ознакомлению детей 5-7 лет с народным творчеством, определить ее место в общей систе- ме ознакомления старших дошкольников с явлениями общественной жизни.

3. Выяснить влияние ознакомления детей с народным творчеством на воспитание любви к родному краю.

Для осуществления поставленных задач в процессе исследования использовались следующие основные методы: теоретический анализ философской, психологической, педагогической, искусствоведческой и методической литературы, изучение передового опыта, освещенного в печати; педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, поискового и формирующего этапов; наблюдение; срезы-обследования уровней отношения детей к народному творчеству и родному краю.

Методологическую основу исследования составили труды классиков марксизма-ленинизма о социалистическом патриотизме и пролетарском интернационализме. Основополагающими источниками также были труды К.Маркса, Ф.Энгельса, Б.И.Ленина о всестороннем к гармоническом развитии личности, о формировании научного мировоззрения и коммунистической морали, о классовости и партийности в искусстве. Принципиальное значение для исследования имело изучение работ основоположников марксизма-ленинизма о народном творчестве трудящихся масс. Мы руководствовались директивными документами, постановлениями ЦК КПСС и Советского правительства по идеологической работе и развитию народного образования, опирались на фундаментальные труды советских философов, психологов и педагогов по обсуждаемой проблеме.

Исследование проводилось в течение 1976-1984 гг. в три этапа.

На первом этапе (1976-1980 гг.) изучалась и анализировалась философская, искусствоведческая и психолого-педагогическая литература по обсуждаемой проблеме. Определялось состояние данного вопроса в массовой практике дошкольных учреждений г.Брежнева TACGP (место народного творчества в работе детских садов, особенности его использования), уровень отношения детей к родному краю.

На втором этапе (1980-1982 гг.) проводился поисковый и основной эксперимент: проверка системы воспитательно-образовательной работы по ознакомлению детей 5-7 лет с народным творчеством и поэтапный анализ полученных результатов. Поисковый эксперимент осуществлялся в детских садах №№11 и № 49, основной - в детском саду № 88 Производственного объединения "ГКЭС" г.Брежнева.

На третьем этапе (I983-1984 гг.) обобщались результаты опытно-экспериментальных данных, оформлялись основные выводы. Проанализированы и обработаны 302 протокола занятий, дневниковых записей, наблюдений за деятельностью детей и педагогов. В основном эксперименте приняло участие 72 ребенка (35 детей старшей и 37 - подготовительной к школе группы).

Новизна исследования заключается в установлении возможности формирования у детей старшего дошкольного возраста чувства любви к родному краю как эмоционально-положительного отношения, проявляющегося в устойчивом интересе к различным сторонам социальной действительности и в разнообразной инициативной деятельности с элементами творчества. Определены педагогические условия, при которых произведения народного творчества становятся эффективным средством воспитания любви к родному краю.

Теоретическое значение диссертации заключается в развитии и конкретизации положения советской педагогики об особой роли народного творчества в патриотическом воспитании детей. Установлена педагогическая эффективность развития нравственных чувств ребенка-дошкольника на основе эстетических впечатлений.

Практическое значение состоит в разработке методики использования произведений фольклора и декоративно-прикладного искусства с целью воспитания у старших дошкольников любви к родному краю, в составлении для практических работников рекомендаций по отбору произведений народного творчества для детей 5-7 лет.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на Всероссийском совещании дошкольных работников по эстетическому воспитанию (г.Волгоград, 1980г.), городском и кустовом семинарах воспитателей и заведующих дошкольными учреждениями (г.Брежнев, I980-X982 гг.). Материалы исследования были представ лены на ВДНХ СССР и удостоены "Бронзовой медали" (1981г.). Выводы и рекомендации исследования внедрялись в практику работы 67 детских садов Татарской АССР.

Проблема воспитания патриотических чувств в советской дошкольной педагогике

Одной из важнейших задач нравственного воспитания подрастающего поколения Коммунистическая партия считает воспитание любви к социалистической Родине. "Надо добиваться органического соединения патриотического и интернационального воспитания, формирования у каждого ... чувства гордости за нашу Советскую Родину", - отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС /12, с.60/. В партийных и государственных документах неоднократно указывается на важность формирования этого чувства на всех этапах становления личности. В"0сновных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы"(1984 г.) особо подчеркивается задача воспитания детей в духе уважения и любви к социалистической Отчизне, к родному краю.

Патриотизм рассматривается советской этикой как "общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение кв-торое проявляется в определенном образе действий и сложном комплексе общественных чувств..." /185, с.227/. Советская педагогика считает возможным и необходимым начинать воспитание высших нравственных чувств с раннего детства. Применительно к детям старшего дошкольного возраста советская педагогика определяет содержание патриотических чувств как желание больше узнать о своей стране, ее народах, проявление симпатии и уважения к разным национальностям нашей страны, проявление интереса к некоторым историческим событиям, элементарное понимание общественной значимости труда советских людей, интерес к нему, бережное отношение к родной природе, умение \ видеть и беречь ее красоту. Важным условием воспитания начал патриотических чувств у детей дошкольного возраста является ознакомление их с явлениями общественной жизни и организация деятельности, направленной на формирование общественных мотивов поведения.

Советская дошкольная педагогика на протяжении всей своей истории придавала большое значение ознакомлению детей с социальным окружением. Тесная связь деятельности дошкольных учреждений с социалистическим строительством уже в первые годы советской власти была выдвинута как главный принцип коммунистического воспитания детей. Этот принцип нравственного воспитания утверждался в последовательной борьбе с антинаучной теорией изоляции дошкольных учреждений от социальной жизни.

В развитии этого принципа важную роль сыграла Н.К.Крупская /123, 124/. В ее статьях и выступлениях с марксистско-ленинских позиций обосновывались новые задачи работы с детьми в соответствии с целями воспитания в период построения социализма. Н.К.Крупская ориентировала воспитателей на ознакомление дошкольников с ближайшим окружением, с той общественной средой, в которой они живут. Это положение получило развитие в трудах советских педагогов (Е.И.Радина /169, 170/, Е.И.Тихеева /198, 199/; А.П.Усова /201/ и др.), которые придавали большое значение в развитии детей целенаправленному воспитанию, а в познании детьми явлений окружающей действительности ведущую роль отводили организованному обучению.

Советская педагогика накопила богатый опыт и исследовательский материал по ознакомлению детей с явлениями общественной жизни и воспитанию патриотических чувств. Вопросы ознакомления детей с явлениями общественной жизни активно разрабатываются сотрудниками НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (Н.Ф.Виноградова /53, 54/, Р.И.Жуковская /89, 91, 92/, С.А.Козлова /ill, 112/). Их заслугой является попытка систематизации знаний, определения их объема и содержания. На основе исследований этих авторов создано методическое пособие для детских садов "Родной край", в котором в соответствии с принципами ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни определяется содержание и методы этой работы по возрастным группам. Внесли определенный вклад в разрешение этой проблемы и ученые кафедр дошкольной педагогики педагогических институтов: А.А.Анциферова /28/, М.И.Богомолова /Зб/, В.И.Логинова /І3б/, А.В.Кенеман /106/, В.В.Кондратева /115/, М.М.Конина /Иб/, В.Б.Косминская /119/, Ф.С.Левин-Щирина /127/, Г.И.Григоренко /75/, Г.И.Панасенко /155/, Э.К.Суслова /191/, З.А.Тидикиене /197/ и др.

Место и особенности использования народного творчества в воспитательной работе детского сада

Для выявления места и особенностей использования народного творчества в воспитательной работе детского сада нами решались следующие задачи: а) выяснить понимание воспитателями значения работы с народным творчеством в воспитании детей, б) фактическое использование народного творчества в воспитательном процессе детского сада.

Для этого с 360 воспитателями дошкольных учреждений г.Брежнева были проведены беседы и интервью, в процессе которых обсуждались следующие вопросы:

- Как часто Вы обращаетесь к народному творчеству как средству воспитания?

- Как используете народное творчество на занятиях и вне их?

- Назовите те цели и задачи, которые Бы ставите перед собой и детьми, приобщая их к народному творчеству?

Кроме этого, был проведен анализ 215 годовых и календарных планов воспитательной работы в детских садах г.Брежнева. При анализе обращалось внимание на частоту использования произведений народного творчества, а также на цели и задачи, которые при этом ставились.

Как понимают воспитатели значение работы с народным творчеством в воспитании детей?

Анализ бесед с воспитателями дал возможность сделать следующие выводы:

I. Все опрошенные воспитатели считают произведения устного народного творчества эффективным средством нравственного воспитания.

2. Воспитатели достаточно часто обращаются к произведениям устного народного творчества, но используют их в основном как средство проведения досуга, развлечения, способ отвлечения детей от ненужных занятий. В процессе обязательных занятий произведения фольклора применяются как средство развития речи, ее звуковой культуры, образности и выразительности.

3. Среди задач нравственного воспитания первое место отводится, по мнению воспитателей, развитию конкретных нравственных качеств (смелость, честность, вежливость и др.).

4. Если ознакомление с произведениями фольклора в той или иной мере касается вопросов нравственного воспитания, то целью использования декоративно-прикладного искусства в понимании опрошенных воспитателей является в основном художественное воспитание. Только 14, воспитателей отмечают необходимость постановки специальной целью таких занятий воспитание уважения к народным мастерам. Другие задачи патриотического воспитания на основе ознакомления с декоративно-прикладным искусством не ставятся.

5. В работе с детьми чаще используются произведения русского народного творчества, ознакомление с татарским народным творчеством занимает незначительное место. Воспитатели не акцентируют внимания детей на национальном своеобразии народного искусства. Метод сравнения идентичных произведений фольклора и декоративно-прикладного искусства разных народностей (двух) с целью установления их общности и специфичности не применяется.

Анализ годовых и календарных планов, занятий с детьми позволил сделать выводы о фактическом использовании народного творчества в воспитательном процессе детского сада. Народное творчество рассматривается как средство эстетического воспитания, как средство развития творческих способностей детей. Об этом свидетельствует нижеприводимая таблица.

Построение и содержание экспериментальной работы по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством

Мы считали целесообразным проведение двух форм работы на материале декоративно-прикладного искусства: 1) занятия, знакомящие детей с этим видом искусства (рассматривание предметов, иллюстраций, беседы, рассказы педагога); 2) практическая деятельность (применение полученных детьми знаний в самостоятельной изобразительной деятельности). Ведущими задачами при этом были: а) обогащение знаний детей о народном декоративном ис кусстве; б) подведение детей к пониманию значения искусства в жиз ни человека; в) формирование у детей умения отмечать своеобразие на ционального декоративного искусства, его характерные особен ности, а также общие черты, присущие творчеству (двух) разных народов. Все занятия группировались по 3 темам: "Декоративно-прикладное искусство татарского народа", "Декоративно-прикладное искусство русского народа", "Сравнение произведений декоративно-прикладного искусства двух народов". Не все занятия проходили в рамках обязательных. Отмеченные в тексте проводились как свободные беседы, рассматривание предметов и образцов в утренние, вечерние часы или на прогулке. Серию занятий по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством мы начали с произведений татарского народного творчества. Это было обусловлено следующим: во-первых, экспериментальная работа проходила в Татарской АССР, где большинство детей по национальности татары; во-вторых, предметы татарского народного искусства широко бытуют в этом крае, а поэтому более близки и знакомы детям для восприятия. 1. Рассматривание предметов декоративно-прикладного искус ства татарского народа. Цель - дать детям общее представление о связи искусства с жизнью и бытом народа, о различной технике орнаментирования (вышивка, аппликация, роспись), о содержании узоров по конфигурации (геометрические, растительные), об особенностях художественной образности (красочность, цветовая символика, своеобразие композиционных решений). 2. Рассказ педагога о типах татарского орнамента (растительный, геометрический х . Цель - познакомить детей с основными цветочными и лиственными мотивами растительного орнамента: тюльпана, ромашки, колокольчика, мака, гвоздики, различными типичными формами листьев; с разнообразными характерными фигурами геометрического орнамента: сердцеобразные, волнообразные, клетки, полоски). 3. Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства. Рассказ о традиционных приемах построения орнамента. Цель - познакомить детей с ленточной, букетной композициями, с композицией типа "модехиль". 4. Рассказ об основных колористических решениях народных узоров . Цель - формировать у детей.представление о цветовом оформлении татарского орнамента, о характерных сочетаниях, о яркости тоновых контрастов, о полихромной расцветке. 5. Рассказ о художественном наследии татарского народа Цель - познакомить детей с традиционными изделиями народных мастеров. 6. Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства. Рассказ о современном национальном декоративно-прикладном искусстве. Цель - формировать представления о преемственности традиций, их творческом развитии. 7. Экскурсия на выставку декоративно-прикладного искусства. Цель - закрепить знания детей о разнообразии татарского народного декоративного искусства. Воспитывать любовь к народному творчеству. Как было отмечено выше эксперимент проходил в старшей и подготовительной группах. При идентичности тематики занятия отличались поставленными целями и методикой их реализации. Например. Кроме указанных занятий, в процессе которых дети узнали, что татарскому народу свойственно стремление украшать свой быт, жилище, одежду и др. красивыми узорами, дети в процессе повседневной жизни и игр постоянно сталкивались с предметами быта и одеждой, украшенными народными узорами (куклы в национальной одежде, изделия народных мастеров в натуре: узорчатые войлочные ковры (киез), декоративные коврики и гобелены, полотенца и скатерти и др.). Все это создавало возможность поддерживать постоянное внимание и устойчивый интерес детей к предметам народного творчества и формировать понимание того, насколько красивее п приятнее обстановка дома, в котором есть произведения народного искусства, что они украшают жизнь человека, делают ее приятнее и красивее. Особое внимание было уделено рассматриванию праздничной одежды татар. В ходе беседы экспериментатор отметил, что татарский народ издавна славился талантливыми мастерами, изготовлявшими из цветной кожи прекрасные сапожки-ичеги, женские туфли, диванные подушки, что татарские женщины были большими мастерицами вышивать, ткать узорные ткани, делать аппликации по войлоку и ткани, украшать свои изделия разнообразными изящными, яркими узорами. Разговор с детьми продолжался при рассматривании одежды, обуви, предметов быта, образцов традиционной тамбурной и гладеЭой вышивки. Экспериментатор отмечала мастерство женщин, которые в долгие осенние и зимние вечера, свободные от полевых работ, терпеливо вышивали свои чудесные фантазии: богатые узоры из цветов, бутонов и листьев; рассказала, что этими вьшивками они убирали свой дом, оформляли свою одежду.

Влияние народного творчества на изменение детской деятельности

Главным показателем отношения детей к социальной действительности мы считали самостоятельную детскую деятельность с элементами творчества. Изменения, произошедшие в детской деятельности, характеризовали появляющийся интерес, проявления привязанности и любви к родному краю. Эти изменения касались всех видов деятельности.

Обогатилась игровая деятельность детей как старшей, так и подготовительной групп. Появились новые темы игр, отражающие существенные стороны жизни родного края, которых не было в этих группах ранее, не были они зафиксированы и в контрольных группах. Например, игры-путешествия "Из Казани в Москву", "Путешествуем по Татарии", "Встречаем гостей", "Строим КамАЗ", "В стране смельчаков (по одноименной сказке)", "Мы живем в колхозе", "На заставе богатырской" (по былинному эпосу "Русские богатыри"), "Сабан-Туй" (праздник завершения весенних полевых работ) и др. В различных сюжетно-ролевых играх дети широко использовали знания о народном творчестве, как фольклорном, так и декоративно-прикладном (количество сюжетно-ролевых игр с привнесением элементов народного творчества к концу эксперимента составляло 29,2%, а вначале - 2,3%). Это выражалось в следующем:

1. Одним из элементов сюжетных игр "Семья", "Стройка", "Колхоз" были игры-драматизации по мотивам сказок татарского и русского народа. Ребята водили "детей" в театр, показывали спектакли "Камыр-Батыр", "Гупьчечек" (подготовительная группа); "Как мужик гуся делил", "Медведь и лиса" и др. (старшая группа) "строителям" и"колхозникам".

2. Дети широко использовали пословицы и поговорки, отрывки из сказок с целью "поучения" действующих лиц сюжетно-роле-вой игры. То есть, оценивали поступки реальных лиц с позиций сказочных героев.

В игре "Семья" Эльмира К. (мама), готовясь к встрече гостей, рассуждала: "Кто гостей не любит звать, тому радости не знать" (татарская народная пословица). В игре "Детский сад", воспитатель (Надя К.) "воспитывала ребенка" (Коля И.): "Не надо быть жадным, как Саран. Это нехорошо. Потом ему все равно было плохо, его звери наказали" (татарская народная сказка "Саран и Юмарт"). В игре "Пограничники" командир (Ильдар М.) наставлял пограничников: "Надо быть храбрыми, смелыми, как Азат-Мерген и Илья Муромец, и не пропустить врага на нашу землю" (татарская сказка "В стране смельчаков", русская былинная сказка "Илья Муромец").

3. Наблюдалось внесение в сюжет игр атрибутов народного быта, костюмов, предметов обихода. Для игры в "Семью" дети использовали национальную одежду, предметы убранства жилья (расписную посуду, коврики, салфетки, покрывала и др.).

Особо следует отметить использование произведений народного творчества в игре "Библиотека" (подготовительная группа). По собственной инициативе дети собрали русские, татарские, украинские сказки, сделали с помощью воспитателя альбомы загадок и пословиц, образцов декоративно-прикладного искусства и все это поместили на специальной полке в "библиотеке". "Читателям" объясняли, что наиболее интересное нужно взять почитать. То есть, в игре дети седьмого года жизни не только передавали внешние действия библиотекаря (дал книгу, отметил ее в карточке, принял), но и содержательную сторону его работы, обогатить которую в игре позволило ознакомление ребят данной группы с народным творчеством.

Интересными с точки зрения внесения национальной атрибутики были игры-путешествия: "Мы едем в Москву", "Встречаем гостей", "Из Казани в Москву" и др. Дети готовили для гостей сувениры, украшая их элементами татарских и русских узоров, репетировали концерты, которые состояли из национальных песен, танцев, народных подвижных игр, драматизации отрыков из татарских сказок "Шурале", "Гульчечек", "Камыр-батыр".

Качественно изменилось содержание детской продуктивной деятельности. У детей появилось желание украсить групповую комнату, другие помещения детского сада, свою квартиру собственными декоративными работами. Особенно это желание проявлялось в семье. Очевидно, при наличии интереса родителей к данной проблеме они создавали в семье благоприятные условия для детского творчества и всячески поддерживали его. Свое желание дети мотивировали: "будет красиво", "будет нарядно, весело". Например, Катя Д. предложила повесить свою аппликацию "Сказочные цветы" над столом воспитателя: "У Вас будет красиво и будет хорошее настроение". Такие высказывания детей стали типичными для экспериментальных групп. Мы расценивали их как показатель понимания детьми значения искусства в жизни человека. Самостоятельная деятельность детей строилась на основе полученных знаний и все время требовала новых. Это отразилось в выполненных ими рисунках и аппликациях. Так,ковер-киез, диванная подушка, занавес-чаршау, скатерть, выбранные детьми для украшений национального уголка, выполнены с использованием характерных татарских орнаментальных мотивов: тюльпана, мака, трилистника. Для оформления праздника "Проводы осени" детям было предложено выполнить два панно по мотивам русской и татарской орнаментики. Дети по желанию были подразделены на две подгруппы. Одна выполняла панно по мотивам русского орнамента, другая - по мотивам татарского орнамента. Дети каждой подгруппы выбрали мотивы и элементы для узоров, обсудили его композицию и цветовое решение, самостоятельно подобрали материал для работы. Экспериментатор незаметно направлял деятельность детей, помогал советом, объяснял, обращал внимание детей на необходимость соблюдения особенностей народных узоров. Выбор и обсуждение мотивов и элементов узора, вариантов их построения и цветового решения способствовали не только закреплению знаний детей об особенностях народных орнаментов, но и воспитанию эстетических чувств, желания самому сделать красивую вещь (коврики, салфетку, тюбетейку и т.п.), похожую на настоящую. Работа выполнялась детьми с большим желанием, творчески. В коллективных работах проявлялось умение детей согласовывать свои действия, договариваться, делать ее сообща и дружно.

Постепенно дети экспериментальных групп стали проявлять внимание к характерным особенностям национальных узоров, выделять их мотивы и элементы, обращать внимание на своеобразие их построения и цветового сочетания. Типичным для поведения детей экспериментальных групп было стремление привнести красоту в окружающую жизнь - дети по собственной инициативе украшали своими декоративными работами (рисунками, аппликациями) групповую комнату, музыкальный зал, квартиру, принимали активное участие в изготовлении поделок и атрибутов для игр, делали красивые сувениры для подарков, замечали красивое вокруг себя: в природе, в оформлении улиц, зданий, в произведениях искусства, рассказывали об этом. В подобной деятельности проявлялась самостоятельность детей: в варьировании элементов узора, в цветовом или композиционном решении, в выборе техники выполнения (рисование, аппликация, вышивка), материала (карандаш, гуашь, акварель и др.).

Похожие диссертации на Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста