Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственно-эстетическое воспитание младших подростков средствами народного художественного творчества (в условиях учебной и внеклассной работы) Горбенко Сергей Семенович

Нравственно-эстетическое воспитание младших подростков средствами народного художественного творчества (в условиях учебной и внеклассной работы)
<
Нравственно-эстетическое воспитание младших подростков средствами народного художественного творчества (в условиях учебной и внеклассной работы) Нравственно-эстетическое воспитание младших подростков средствами народного художественного творчества (в условиях учебной и внеклассной работы) Нравственно-эстетическое воспитание младших подростков средствами народного художественного творчества (в условиях учебной и внеклассной работы) Нравственно-эстетическое воспитание младших подростков средствами народного художественного творчества (в условиях учебной и внеклассной работы) Нравственно-эстетическое воспитание младших подростков средствами народного художественного творчества (в условиях учебной и внеклассной работы) Нравственно-эстетическое воспитание младших подростков средствами народного художественного творчества (в условиях учебной и внеклассной работы) Нравственно-эстетическое воспитание младших подростков средствами народного художественного творчества (в условиях учебной и внеклассной работы) Нравственно-эстетическое воспитание младших подростков средствами народного художественного творчества (в условиях учебной и внеклассной работы)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Горбенко Сергей Семенович. Нравственно-эстетическое воспитание младших подростков средствами народного художественного творчества (в условиях учебной и внеклассной работы) : ил РГБ ОД 61:85-13/768

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Взаимосвязь нравственного. и эстетического воспитания в развитии личности младшего подростка . 16

1. Сущность единства нравственного и эстетического воспитания 16

2. Взаимодействие учебной и внеклассной работы -важнейший фактор процесса нравственно-эстетического воспитания младших подростков 39

3. Народное художественное творчество как средство нравственно-эстетического воспитания 56

ГЛАВА П. Повышение эффективности процесса нравствено-эстетического воспитаеия младшх подростков средствами народного песенного творчества 84

1. Народное песенное творчество в учебном процессе советской школы и его воспитательные возможности 84

2. Характеристика уровня нравственно-эстетической воспитанности младших подростков 115

3. Психолого-педагогические условия повышения эффективности процесса нравственно-эстетического воспитания учащихся младшего подросткового возраста 131

Заключение 161

Список основной использованной литературы 166

Введение к работе

В условиях совершенствования развитого социализма все более возрастает роль воспитательной работы. "От успехов идеологической, политико-воспитательной работы, - говорится в постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы", - все больше зависит ход экономического, еоци-ально-политического и культурного развития страны..." .

Основоположники марксизма-ленинизма видели коммунистический идеал человека во всестороннем и гармоническом развитии личности. К.Маркс отмечал, что сущность человека "есть совокупность всех

общественных отношений" . С учетом этого методологического положения А.С.Макаренко указывал, что "человек не воспитывается по частям, он создается синтетически, всей суммой влияний, которым он подвергается" . Любое средство, любой вид воспитания приведет к эффективным, желаемым результатам только в процессе тесного взаимодействия всех составных частей коммунистического воспитания.

В стране сложилась общегосударственная система коммунистического воспитания,- которая охватывает интеллектуальное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание подрастающего поколения. Выдвинутая ХХУ съездом КПСС идея комплексного подхода к постановке всего дела воспитания получила дальнейшее развитие в материалах ХХУІ съезда партии. Съезд обратил вншлание на

  1. 0 дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. - М.; 1979, с. 6.

  2. Маркс К. Тезисы о Фейербахе, - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 3.

  3. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания /тезисы/. Избр. педаг. соч. в 2-х т. - М.: 1977, т. 1, с. 258.

- 4 -необходимость в воспитательной работе учета жизненных условий, которые значительно изменились за последнее время, указал на возросшую активность пропагандистских средств классового противника, усиление его попыток оказать разлагающее воздействие на соз-нание советских людей . В связи с этим комплексный подход к воспитанию школьников предполагает связь учебной, внеклассной и внешкольной работы.

С новой силой эта линия партии проявились в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, где поставлена задача "разработать рекомендации по комплексному подходу к воспитательной работе в учебных заведениях, предусматривающие координацию усилий по всем направлениям коммунистического

воспитания - идейно-политического, трудового, нравственного, эс-

2 тетического, физического" . Все это свидетельствует о повышении

роли и ответственности школы за воспитание подрастающего поколения, а взаимодействие различных сторон коммунистического воспитания становится одной из важнейших проблем педагогической теории и практики.

В комплексе всех видов воспитания особое место сегодня занимает нравственное и эстетическое. Современный уровень развития нашего общества поднялся на такую ступень нравственной зрелости, когда моральные нормы оправдывают и выполняют свое назначение только во взашлодействии с эстетическими началами. В то же время функции эстетического воспитания членов общества не проявляются с достаточной-эффективностью без органической связи с усвоением моральных норм развитого социализма.

Значение эстетического воспитания в нравственном совершенст-

  1. Материалы ХШ съезда КПСС. - М.: 1981, с. 75.

  2. 0 реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сб.док. и матер.- М.: 1984, с. 45,

вовании личности школьника возрастает по мере роста требований времени, когда проблемы духовного развития каждого человека стали предметом государственной заботы, а нравственно-эстетическое воспитание, осуществляемое в едином комплексе с идейно-политическим и трудовым, входит, как отмечалось на ХХУІ съезде КПСС, в число самых актуальных задач, стоящих перед советским народом.

Основы нравственного и эстетического воспитания в их взаимосвязи были заложены выдающимися советскими педагогами П.П.Еяон-ским, Н.К.Крупской, А,В.Луначарским, А.С.Макаренко, С.Т.Шацким, В.Н.Шацкой. Они последовательно подчеркивали огромную роль эстетического начала в нравственном развитии школьников.

За последнее время проведена значительная исследовательская работа по проблеме единства нравственного и эстетического как в философском /В.Ф.Асмус, А.И.Буров, М.С.Каган, В.И.Толстых/, так и в педагогическом плане /Н.И.Болдырев, Д.И.Водзинский, Н.К.Гончаров, Б.Т.Лихачев, И.С.Марьенко, А.О.Пинт, В.А.Сухомлинский/.

Обращает на себя внимание появление ряда диссертационных работ, статей, брошюр, посвященных нравственно-эстетическому воспитанию /В.И.Асмолова, Х.Х.Габраль, В.К.Григорова, А.С.Каргин, А.И.Луговский, Р.М.Любимая, Л.Ф.Федорова, Н.С.Эйхе и Н.П.Соколова и др./. Их авторы рассматривают теоретические основы взаимосвязи двух видов воспитания, указывают на то, что эти вопросы решались и могли решаться только в зависимости от тех исторических возможностей (экономических, социальных, культурных и т.д.), которые создавала эпоха, что наиболее гармоничное сочетание и единство нравственного и эстетического в практике воспитания возможно только в условиях коммунистического общества и т.п.

Однако в имеющихся работах не до конца раскрыты вопросы нравственно-эстетического воспитания средствами искусства, представляющие как теоретический, так и практический интерес, далеко

не исчерпаны и их возможности. Особенно актуальной эта проблема становится сейчас ввиду все большего проникновения буржуазной художественной культуры в нашу страну и ее влияния на отдельные группы советских людей, особенно молодежь. Эта культура, рассчитанная на внеэмоциональное ее восприятие, не несет в себе ни подлинно моральных, ни эстетических ценностей, порождает подражание зарубежной моде, музыке, поведению, несовместимое с идеалами коммунистического общества.

В связи с этим педагогическая практика выдвигает много новых обших и частных сторон проблемы, в том числе воспитание средствами искусства, художественные образы которого всегда содержат нравственный элемент. Поэтому любое высокохудожественное произведение представляет собой нерасторжимое единство двух начал - эстетического и нравственного. "А где, как не в школе, - говорится в материалах июньского /1983 г./ Пленума ЦК КПСС, - может человек получить начала эстетического воспитания-, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству?" . Именно искусство воздействует через эмоциональный и чувственный мир человека на формирование его нравственных качеств. А воспитание чувств, "влияние нравственное, - отмечал выдающийся отечественный педагог К.Д.Ушинский, - составляет главную задачу воспитания, гораздо бо-

лее важную, чем развитие ума вообще" .

Моральный кодекс строителя коммунизма предусматривает у будущих граждан наличие прежде всего таких нравственных черт, как

  1. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14-15 июня 1983 г. - М.; 1983, с. 18.

  2. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в воспитании. - Собр. соч. в 7-й т. - М.; I.: 1948, т. 2, с. 431.

гуманность, трудолюбив, доброта, внимание к людям, любовь к Родине, родному краю, природе* Даже при первом знакомстве с данными категориями становится ясным, что качества эти - главным образом чувства, А потому в нравственно-эстетическом воспитании искусство имеет непреходящее значение. Особое место занимает здесь народное художественное творчество.

В современных условиях советская педагогика следуя марксистско-ленинским принципам и являясь качественно новым этапом в развитии педагогической теории, критически использует все ценное из наследия прошлого. Произведения многовекового художественного творчества, сохраняющие в себе воспитательные идеи и возможности, становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса советской школы. Поиск новых путей и форм работы, использование лучших образцов народного творчества в привитии нашим школьникам гражданских и человеческих качеств является важной воспитательной задачей.

К.Маркс и Ф.Энгельс видели в народном искусстве, в чистоте его красок, не замутненных наслоениями классовых предрассудков, основу для развития искусства коммунистического будещего. Не случайно в Программе КПСС подчеркивается необходимость поддерживать

"прогрессивные традиции каждого народа, делая их достоянием всех

I советских людей" .

Во все времена народное искусство привлекало к себе прежде всего этическими и эстетическими ценностями. Однако, как показали наши наблюдения, анализ школьных программ и учебников знакомство с психолого-педагогической и искусствоведческой литературой, вопросы воспитания учащихся средствами народного художественного творчества не заняли в школьной практике надлежащего места, ПоэтО'

I Программа Коммунистической партии Советского Союза. - М.: 1977, с. 115.

-8-му они до сих пор не получили эффективного решения. Достаточно сказать, что эта проблема частично разработана всего в нескольких диссертационных исследованиями, освещающих народные традиции в воспитании школьников Киргизии /Ж.Бешимов/, Узбекистана Дї.А. Муратова/, Грузии /Ж.Г.Коидзе/, Чечено-Ингушской автономной области /Н.Б.Еитиева/. В некоторых работах рассматриваются проблемы использования народного творчества в эстетическом воспитании школьников /Ф.Г.Никитина, В.Д.Халилов, Р.Н.Хакимов, А.И.Косарева, В.И.Юцевич/, в нравственном воспитании /О.М.Валяева/, в развитии творческих способностей учащихся /Д.М.Скильский/. Отдельные работы посвящены формированию интереса к народной музыке у подростков /Л.Бабенко, А.Г.Болгарский/, изучению народного творчества как средства воспитания эстетической культуры учащихся /Т.Т.Тур-сунов/, советского патриотизма и социалистического интернационализма /В.В.Ткач/.

Проблема нравственно-эстетического воспитания средствами народного художественного творчества изучена слабо и не нашла достаточного научного освещения в педагогической литературе. В исследованиях мало внимания уделяется вопросу взаимосвязи двух сторон воспитания особенно в процессе взаимодействия учебной и внеклассной работы. В практической деятельности школ не единичны случаи, когда система работы ориентирована на усвоение учащимися знаний норм морали без учета чувственной сферы, а многие учителя вообще не придают должного значения воспитательным возможностям народного творчества.

В современных условиях, в период острой идеологической борьбы, от исхода которой во многом зависит будущее человечества, партия ставит задачу повысить бдительность не только в политической, но и в духовной сфере. Поэтому предстоящей реформой школы предусматривается улучшение художественного образования и эстети-

- 9-ческого воспитания учащихся. Надо "поставить надежный заслон проникновению в молодежную среду безыдейности, пошлости, низкопробной духовной продукции',' - подчеркивается в основных направлениях реформьг. Б этой связи приобщение учащихся к народному художественному творчеству приобретает все более актуальное значение.

Буржуазная пропаганда делает все, чтобы отделить нравственные принципы от эстетических идеалов народа и тем самым принизить общественные функции искусства, в том числе и народного. Она делает особую ставку на одурманивание, политическую неискушеїшость в первую очередь молодежи, используя музыку, кино, изобразительное искусство для достижения этой цели.

Как свидетельствует конкретно-социологическое исследование, проведенное Институтом художественного воспитания АПН СССР, большинству подростков характерно увлечение современной легкой музыкой ярко выраженного развлекательного характера. Используя это увлечение и интерес, буржуазные идеологи с помощью средств массовой информации пытаются пропагандировать "массовую культуру", формировать у подростков и молодежи стран социализма низкий художественный вкус, идеологическую и эстетическую неразборчивость. Определенным заслоном на пути к подобной пропаганде могут стать произведения народного творчества в том случае, если мы шире, разнообразнее и эффективнее будем использовать их в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. Фольклорные произведения могут оказать значительное воздействие на формирование социально важных качеств подрастающего поколения.

Социальная значимость проблемы, ее актуальность и недостаточная разработанность обусловили выбор следующей темы исследования: "Нравственно-эстетическое воспитание младших подростков

I 0 реформе общеобразовательной и профессиональной школы, с. 49.

- 10 -средствами народного художественного творчества (в условиях учебной и внеклассной работы)".

Объектом исследования является процесс нравственно-эстетического воспитания учащихся младшего подросткового возраста, а его предметом - педагогические условия повышения эффективности нравственно-эстетического воспитания учащихся средствами народного художественного творчества во взаимосвязи учебной и внеклассной работы. Цель исследования состояла в разработке такой системы изучения произведений народного художественного творчества, которая отвечала бы требованиям дальнейшего повышения эффективности нравственно-эстетического воспитания учащихся-подростков.

В основу исследования была положена следующая г и п о т е-з а: если активизировать интерес учащихся младшего подросткового возраста к произведениям народного художественного творчества и добиться эмопдонального восприятия и переживания ими эстетического объекта, то это будет способствовать повышению эффективности процесса нравственно-эстетического воспитания.

Для достижения поставленной цели предстояло решить следующие задачи:

выявить сущность нравственно-эстетического воспитания;

раскрыть воспитательные возможности произведений народного художественного творчества и активизировать у учащихся-подростков интерес к их изучению;

разработать критерии оценки уровней нравственно-эстетической воспитанности учащихся;

определить формы и методы повышения эффективности нравственно-эстетического воспитания средствами народного песенного творчества в учебной и внеклассной работе и экспериментально проверить целесообразность их применения.

- II -

Методологической основой исследования являются марксистскогленинское учение о цели и задачах коммунистического воспитания, ленинская теория отражения. В исследовании мы руководствовались также решениями ХХУІ съезда КПСС, материалами июньского Д983 г,/, апрельского Д984 г./ Пленумов ЦК КПСС, Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы, с учетом теоретического наследия выдающихся отечественных педагогов К.Д.Ушинского, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского.

Задачи исследования потребовали изучения и анализа программ, методических и учебных пособий по русской, украинской литературе и музыке в общеобразовательной школе для учебной и внеклассной воспитательной работы; философской, психолого-педагогической, искусствоведческой и литературоведческой литературы по вопросам воспитания, восприятия произведений народного творчества и художественной образности.

В своем исследовании автор опирался на результаты изучения данной проблемы в имеющейся литературе. При этом использовались традиционные методы, модифицированные в соответствии с особенностями объекта и предмета исследования: целенаправленное наблюдение в ходе предварительных занятий и формирующего эксперимента, анализ устной и письменной интерпретации произведений народного творчества, разные виды диагностированных заданий на всех этапах исследования, методы опроса, сравнения, убеждения, а также индукции и дедукции, процессы абстрагирования и конкретизации, В зависимости от конкретной задачи на каждом этапе работы применялись и соответствующие методы, взашлодополняющие .друг друга и взаимосвязанные между собой.

При снятии срезов и определении уровней воспитанности использовались методы анкетирования, анализа письменных работ учащихся, рейтинга и самооценки, позволившие устанавливать появление признаков и тенденций формирующихся качеств личности подростков. Важное место в исследовании занял метод обобщения независимых характеристик. Его сущность заключалась в обобщении сведений об учащихся, полученных учителшли-предметниками, классными руководителями, товарищами школьников, родителями.

Особое внимание при определении уровня воспитанности было уделено методу рейтинга - оценке деятельности учащихся компетентными судьями, экспертами. Этот метод, предоставляя возможность подключить к анализу и оценке воспитанности школьников педагогов, родителей, предъявляет определенные требования к подбору экспертов. Это прежде всего компетентность, объективность, аналитичность и широта мышления, креативность (способность решать творческие задачи), положительное отношение к экспертизе и др. При подборе экспертов мы стремились выдержать этот разнообразный круг требований.

Проведенный нами педагогический (констатирующий и формирующий) эксперимент, как один из главных методов исследования, представлял собой целенаправленный процесс нравственно-эстетического воспитания учащихся при знакомстве с произведениями народного песенного творчества.

Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов и проводилась последовательно в период с 1977 по 1984 годы в школах Ш 38, 79, 178, 229 г.Киева, JS 58 г.Одессы, В 16 г.Каменец-Подольский Хмельницкой области, Вишневских школах Ш I, 2, 3, Боярских Ш 1,3, Киево-Святошинского района Киевской области, Драбовской, Стеблевской средних школах Корсунь-Шевченковского района, Христиновской СШ № 2 Черкасской области. В эксперименте

- ІЗ -приняло участив - 1728 учащихся младшего подросткового возраста.

На первом этапе исследования /1977-1979 гг./ изучался массовый опыт школ по нравственно-эстетическому воспитанию школьников средствами народного творчества, литературные источники, освещавшие данную проблему, накапливался материал для констатации, выдвигались предположительные рабочие гипотезы, составлялся первоначальный план и программа исследования, определялись его цели и задачи.

На втором этапе /І979-І98І гг./ выявлялись особенности восприятия фольклорных произведений, разрабатывались критерии нравственно-эстетической воспитанности учащихся, проводился констатирующий эксперимент.

На третьем этапе Д981-1984 гг./ решались задачи, связанные с организацией и проведением формирующего эксперимента, анализировались и оформлялись результаты исследования.

Научная новизна исследования состоит в раскрытии и обосновании на основе комплексного подхода, предполагающего не только взаимосвязь двух сторон воспитания, но и взаимодействие учебной и внеклассной работы, воспитательных возможностей народного художественного творчества и, в частности, песенного творчества русского и украинского народов, в соответствии с современными условиями его бытования; выработке критериев нравственно-эстетической воспитанности учащихся младшего подросткового возраста.

Практическая значимость работы заключается в разработке системы нравственно-эстетического воспитания средствами народного песенного творчества во взаимосвязи учебной и внеклассной работы и возможности ее непосредственного применения в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной

- 14 -школы учителями музыки, литературы, организаторами внеклассной работы, воспитателями* Предложенная автором и экспериментально проверенная научно-педагогическая организация нравственно-эстетического воспитания при изучении произведений народного песенного творчества способствует повышению эффективности воспитательного процесса, определению конкретных путей учета и поэтапного роста уровня нравственно-эстетической воспитанности учащихся.

Предметом защиты является разработанная нами система нравственно-эстетического воспитания средствами народного художественного творчества, которая состоит в обосновании следующих основных положений: эффективность нравственно-эстетического воспитания подростков средствами народного творчества обусловлена степенью заинтересованности и увлечения этими произведениями, понимания их нравственно-эстетического смысла, поэтапностью в изучении и эмоционально-образным восприятием; успешное и целенаправленное формирование нравственно-эстетических качеств подростков требует вычленения нравственного и эстетического содержания произведений народного художественного творчества, развития у учащихся оценочных суждений, хорошо организованной взаимосвязи учебной и внеклассной работы; для активизации процесса нравственно-эстетического воспитания учащихся подросткового возраста необходимо использование дополнительных средств как в учебной, так и во внеклассной работе, способствующих расширению ассоциативного фонда и развитию интереса учащихся.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, результатами опытно-экспериментальной работы в ряде городов и районов УССР и ее длительностью /1977-1984 гг./; изменением отношения учащихся-подростков к произведениям народного художественного творчества, к занятиям во внеурочное время, к учебе, труду, при-

- 15 -роде, взаимоотношениям между людьми, улучшением дисциплинированности, повышением уровня нравственно-эстетической воспитанности учащихся; сочетанием количественного и качественного анализов полученных данных исследования.

Результаты исследования апробировались в ходе практической работы учителей общеобразовательных школ гг. Киева, Одессы; Киевской, Черкасской и Хмельницкой областей, в процессе выступлений автора с сообщениями и докладами на научных конференциях кафедр КЕШ им. А.М.Горького в 1980-1984 годах, юбилейной научной конференции молодых ученых и аспирантов КШИ им. А.М.Горького, посвященной 1500-летию г.Киевэ./1982 г./, в лекциях для учителей и воспитателей общеобразовательных школ.

Сущность единства нравственного и эстетического воспитания

Проблема взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания в истории педагогической мысли не нова. Она нашла свое отражение в определениях и высказываниях многих мыслителей прошлого и возникает вновь и вновь по мере исторического развития и перемен в жизнедеятельности людей, в их образе жизни, культуре, воспитании, мировоззрении и т.д.

Первоначально этическое и эстетическое воспитание возникли в трудах древнегреческих ученых. Каждый из них рассматривал соотношение этих понятий, исходя из реальных условий жизни, которая его окружала, .и решал проблему прежде всего в зависимости от потребностей своего времени, класса, социальной группы. В основных этико-эстетических учениях как правило проводились параллели между добрым и прекрасным, моралью и искусством, этической и эстетической воспитанностью личности. Наряду с высказываниями о взаимосвязи этих двух начал выдвигались и наиболее крайние точки зрения, которые, с одной стороны, отождествляли, с другой - резко противопоставляли нравственное эстетическому, как это наблюдается в буржуазных эстетических концепциях конца XIX - начала XX вв. /Ф.Ницше, О.Уайльд и др./.

Не анализируя воззрений философов и педагогов прошлого, напомним, что исторический путь взаимосвязи нравственного и эстетического берет свое начало у Аристотеля. Затем находит сторонников в лице немецких, английских и французских просветителей: Дидро, Лессинга, Канта, Шиллера, Гегеля. Дальнейшее свое развитие данная установка нашла отражение во взглядах русских революционных де - 17 -мократов Б.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова.

Следует отметить, что большинству домарксистских концепций нравственного и эстетического присуще недостаточное научное обоснование их взаимосвязи, социальная ограниченность, неполное раскрытие роли социальных условий, общественных отношений и т.п. в нравственно-эстетическом воспитании личности.

Подлинно научное разрешение этого вопроса дала марксистско-ленинская теория. Основываясь на диалектико-материалистическом понимании общих закономерностей развития общества, роли и взаимодействии форм общественного сознания, на диалектико-материалистическом понимании соотношения между общественным бытием и общественным сознанием, эта теория внесла в понимание данной проблемы ясность и определенность во всех ее основных сторонах и аспектах.

Основоположники научного коммунизма показали, что сущность эстетической деятельности и, в частности, эстетического восприятия можно верно понять, исходя, в конечном итоге, из господствующих производственных отношений. Подчеркивая это, К.Маркс писал: "Религия, семья, государство, право, мораль, наука, искусство и т.д. суть лишь особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону" .

Марксистско-ленинская философия связывает решение вопроса о единстве и взаимосвязи нравственного и эстетического прежде всего с научным анализом действительной сущности как нравственных, так и эстетических начал непосредственно в самой жизни, в объективной действительности, поскольку именно она формирует человека нравственно. Известно, что коммунистическая нравственность обладает свойствами прекрасного, а прекрасное в обществе может быть таковым, если оно нравственно.

Говоря о единстве эстетического и нравственного, мы опирались на марксистско-ленинское понимание соотношения эстетического и этического, в котором эстетическое и этическое раскрываются, как две специфические стороны духовной жизни человека, которые диалектически взаимосвязаны между собой и взаимовлияют друг на друга.

В марксистском понимании единство этического и нравственного означает не тождество этих двух форм общественного сознания, а их объективную диалектику, которая учитывает относительную самостоятельность и взаимосвязь нравственного и эстетического. С одной стороны, это две специфические самостоятельные сферы явлений общественной жизни, формы их познания и оценки, С другой, -это органически связанные формы общественного сознания, взаимо-связь которых находит свое проявление в отношениях между людьми, в художественных представлениях и взглядах человека, класса, общества.

Народное художественное творчество как средство нравственно-эстетического воспитания

Признание фольклора одной из своеобразных и полноценных форм искусства дало возможность четко и безоговорочно поставить вопрос познавательной, а значит и социально важной воспитательной функции народного художественного творчества. В современных условиях советская педагогика, следуя марксистско-ленинским принципам, являясь качественно новым этапом в развитии педагогической теории, критически использует все ценное из наследия прошлого. Произведения многовекового народного художественного творчества, сохраняющие в себе воспитательные идеи и возможности, становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса советской школы. Народ рассматривал художественное творчество как хранилище педагогического опыта, вобравшего наиболее ценные идеалы и представления. Эпос, сказка, песня "были частью и непосредствен-ным условием общественной жизни, общественным воспитанием... Уместным, в этой связи будет обращеіше к педагогическому наследию К.Д.Ушинского, который утверждал, что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным. Народ тысячелетиями создавал правила, устои, приемы, способствующие формированию в каждом человеке доброты, простодушия, правдивости. Под воспитанием народ понимал и понимает совокупность педагогических действий, направленных к достижению должного уровня развития личности в соответствии с идеалами современного ему общества и идеалами будущего. Целью же нравственного воспитания народные массы считают подготовку к труду, к будущей жизни, наличие таких черт морали, как гуманизм, честность, храбрость, мужество, уважение к людям, любовь к Родине, чувство долга и т.п. Эти черты созвучны с основной целью коммунистического воспитания - всестороннее развитие личности. "Народный опыт нравственного воспитания в современных условиях, - пишет В.Н.Столетов, - необходимый компонент марксистско-ленинской педагогики" . Именно через фольклор элементарные общечеловеческие нормы поведения наиболее ярко передаются от поколения к поколению.

Основным принципом изображения жизни в фольклоре является резкое противопоставление добра и зла, идеализация положительных явлений. Благодаря этому, образы народного творчества всегда ясны и доступны детям, им легко определить свои симпатии и антипатии, сравнить или поставить себя в условия, в которых действуют изображенные в произведении герои, следовать их поступкам и пытаться проявлять аналогичные черты характера. Все это говорит о том, что народное искусство особенно близко детскому возрасту. Оно характеризуется большой эмоциональной и воспитательной силой, выразительностью художественных образов. Поэтому первоочередная задача учителей, воспитателей, преподавателей предметов художественного цикла состоит в том, чтобы научить ценить народное искусство. Надо убедительно показывать и наглядно демонстрировать преимущества народного искусства перед "массовой культурой" Запада, теоретики которой пытаются выдавать ее за народную, пропагандируя свою идеологию, рассчитанную прежде всего на молодежь. Как отмечает академик А.Г.Егоров, "массовая культура" отнюдь не способствует эстетическому воспитанию народных масс, пробуждению и развитию в них чувств прекрасного и высоких идейных стремлений. Как раз наоборот, она мешает нормальному эстетическому развитию, притупляет

I чувства и уродует душу" . Помочь подрастающему поколению разобраться в сущности народного, современного, развлекательного искусства должна в первую очередь школа. Она призвана прививать любовь к истинным высокохудожественным произведениям, способствовать нравственно-эстетическому воспитанию наших школьников, используя при этом прежде всего лучшие образцы народного художественного творчества, вобравшего в себя на протяжении веков саше гуманистические устремления и идеалы. Оно обогащало самосознание, выступало одной из самых демократических форм нравственного и эстетического развития людей и является неисчерпаемым источников образности, тематизма современных писателей, поэтов, композиторов. Стремление народа к свободе, социальной справедливости, доброте, потребности в нравственно-разумном общественном устройстве проявлялись в сказках, пословицах и поговорках, былинах, думах, песнях и т.п.

Среди многообразных жанров народного художественного творчества важное место занимает сказка, в каждую эпоху живущая своей особой жизнью. Шея огромную силу влияния на детей, она способствует формированию их сознания, характера, воспитанию высоких нравственных и эстетических черт.

Народное песенное творчество в учебном процессе советской школы и его воспитательные возможности

Особое место в нравственно-эстетическом воспитании учащихся средствами народного художественного творчества занимает песня. Советская наука, опираясь на марксистско-ленинское понимание народного творчества, ясно определила народную песню как наиболее ценный в художественном отношении жанр народного творчества (М.К.Азадовский, В.Е.Гусев, В.А.Жирмунский, Ю.М.Соколов и др.).

Как явление социально-историческое, сложившееся в определенных общественно-культурных условиях, народная песня всегда выполняла и выполняет в наше время существенную воспитательную функцию. Проникнута жизнеутверждающими идеями совершенного человека, гуманизма и патриотизма, любви к Родине, к родному краю, труду, природе, она в большинстве случаев является достаточно простым, доступным и наиболее понятным жанром в музыке, оказывающим влияние прежде всего на нравственно-эстетическое развитие личности.

К.Д.Ушинский отмечал, что детей необходимо знакомить с фольклорными произведениями и, в частности, с народными песнями, т.к. они помогают познавать ту или иную сторону народной жизни. О важнейших чертах народного песенного творчества, о нем как об основе музыкального воспитания учащихся в разные годы писали Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Б.В,Асафьев, Н.Я.Брюсова, Н.Л.Грод-зенская, В.С.Попов, В.Н.Шацкая и другие. Еще в первые годы становления Советской власти передовые деятели в области образования и музыкального искусства пытались вводить народную музыку в практику общеобразовательной школы. Н.Я.Брюсова рекомендовала в качест - 85 -ве исходного момента в музыкальных занятиях с детьми обращаться именно к народной песне. "Начинать работу надо от той музыки, которая особенно близка народу, от єно народной песни" . На первостепенное значение народной песни в музыкально-эстетическом воспитании детей указывал Б.Ф.Асафьев. "Каждый должен петь совершенно свободно... Для такого пения, конечно, должен быть взят соответствующий материал... Такой материал дает народ р ная песня, на которой и может вестись работа". В нашем исследовании мы исходим из того, что народная песня имеет воспитательное влияние на учащихся лишь тогда, когда она им доступна, понятна, когда они прочувствовали, восприняли и осознали ее художественные образы, основную идею и смысл. Как же советская школа использует народную песню в учебно-воспитательном процессе? Рассмотрение данного вопроса требует, на наш взгляд, исторического подхода как одной из важных сторон педагогического исследования. Анализируя и учитывая опыт прошлого, мы можем использовать сделанные выводы в настоящем и будущем. В.И.Ленин видел в обращении к прошлому обязательное условие познания настоящего и научного предвидения будущего. Он настоятельно подчеркивал, что при изучении любого предмета надо "... не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь" .

За современными достижениями в области музыкально-эстетического воспитания и образования в школе лежит длинный и сложный путь становления и развития его теории и практики, который определялся и определяется политикой партии в области искусства и просвещения.

Теория музыкально-эстетического воспитания в России, как известно, возникла значительно позже практики. Возникновение и развитие русской теории эстетического и, в частности, музыкального воспитания, связано с эпохой 60-х гг. XIX века. Общественные движения этого периода привели к общему подъему русской искусствоведческой и педагогической науки (Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, Н.Г.Чернышевский, К.Д.Ушинский). Начиная с конца 80-х гг., усиливается внимание к эстетическому воспитанию детей. Особенно следует отметить статьи и методические пособия С.И.Миропольского, А.Н. Красева, А.И.Пузыревского, АД.Маслова, которые рассматривали важнейшие вопросы музыкальной педагогики. Имея определенные недостатки, они все же носили прогрессивный характер, а отдельные указания и положения в этих работах использованы и восприняты советской музыкальной педагогикой.

Однако прогрессивной дореволюционной школьной педагогике приходилось вести борьбу с отрицательными правительственными установками. В определении представителей официального направления в педагогике главной целью музыкального воспитания являлось содействие осуществлению задач религиозно-нравственного воспитания. Это не могло не влиять на теоретические работы того периода. Поэтому не случайно наряду с положительными высказьшаниями по поводу воспитательной и художественной ценности народной музыки, в которой они видели путь к пробуждению в учащихся любви и уважения к своему народу, к Родине, авторы отмечали большое значение церковного репертуара. В методах и принципах разучивания песни господст - 87 -вовала схоластика, зубрежка, стремление не к углубленному пониманию учащимися содержания песни, а к внешнему блеску. Работа над ее характером, образным содержанием, нравственным или эстетическим смыслом полностью отсутствовала. Часто разучивались песни, чуждые детям, не соответствующие их возрасту. Представители передовых взглядов на значение музыкально-эстетического воспитания в школе прежде всего стремились воспитать любовь, интерес и уважение к музыке народа, к русской народной песне, к овладению традиционными формами русского народного пения. Таким образом, в дореволюционной школе был накоплен определенный опыт, однако, он был неравноценен и противоречив с точки зрения его художественно-педагогического значения и идейной направленности.

Психолого-педагогические условия повышения эффективности процесса нравственно-эстетического воспитания учащихся младшего подросткового возраста

Как мы уже отмечали, процесс обучения в советской школе при должной его организации обязательно включает в себя воспитание подрастающего поколения. Однако, как показывает анализ опыта этой работы, оно не всегда отвечает тем высоким требованиям, которые к нему предъявляются. Несмотря на то, что воспитание нового человека составляет одну из основных целей построения коммунистического общества, организация и осуществление воспитательного процесса в школе значительно уступают постановке учебной работы с учащимися. Следует учесть при этом, что в отличив от процесса обучения, который строится в соответствии с учебным планом и программами, воспитание порой осуществляется без какой-либо четкой программы, мероприятия носят подчас случайный характер. При этом эффективность воспитательной работы часто выпадает из поля зрения.

Выявив состояние нравственно-эстетической воспитанности подростков и проанализировав результаты констатирующего эксперимента, мы сделали попытку найти оптимальные формы и методы работы над народной песней и проверить их целесообразность во взаимосвязи учебной и внеклассной деятельности, при которых осуществлялось бы взаимное проникновение нравственного и эстетического в песне при их дидактической направленности.

Мы предположили, что если активизировать интерес учащихся к народной песне, добиться эмоционального сопереживания ее образного содержания, то тем самым можно влиять на нравственно-эстетическое развитие учащихся.

Теоретическим обоснованием формирующего эксперимента послужили некоторые положения выдающихся педагогов, психологов, музы - 132 кантов и в первую очередь утверждения В.А.Сухомлинского о том, что "музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека" . Оказывать же воспитательное влияние музыкальное искусство, в том числе и народное, может только тогда, когда оно воспринято и прочувствовано ребенком, когда он осознал то особенное и характерное, что хотел показать народ в своем произведении посредством художественных образов. Это касается любой формы работы как в классе, так и во внеурочной деятельности,

К.Д.Ушинский постоянно обращал внимание на то, что "основу учения должны составлять не отвлеченные представления и слова, а конкретные образы - все равно, будут ли эти образы восприняты при самом учении под руководством учителя, или будут приобретены самостоятельным наблюдением ребенка" ,

По мнению Л.А.Мазеля "образный смысл произведения раскрыва-ется прежде всего посредством анализа его структуры и средств" , а И.Я.Франко в своих литературно-педагогических работах требовал, чтобы при анализе художественного произведения учитель избегал поверхностного морализаторства, вместе с учащимися углублялся в содержание, раскрывал идейно-художественную и нравственную силу образов, Нри этом он указывал, что сила идейного, нравственного, эстетического влияния произведения заложена в мастерском сопоставлении художественных образов. Надо, "чтобы они, будто бы нехотя, касались сокровеннейших струн нашей души, чтобы открывали нам широкие горизонты чувств и жизненных отношений" .

Вопрос анализа является одной из коренных проблем искусствознания. Однако в условиях работы с детьми в общеобразовательной школе анализ имеет свою специфику, свои задачи, а особенно в работе над произведениями народного творчества. В школьном учебно-воспитательном процессе практикуется художественно-педагогический вид анализа, который использовался нами как в учебной, так и во внеклассной работе, и явился в исследовании одним из методов нравственно-эстетического развития школьников. Он помогает учащимся вслушиваться в художественную ткань, углубленно и эмоционально воспринимать содержание, происходящие в произведении события. На наш взгляд, именно посредством анализа поэтического текста народной песни и мелодии учащиеся осознают ее жизненное содержание и яркую образность. А глубокое понимание образов и оказывает воспитательное воздействие на нравственно-эстетические качества личности подростка.

В анализе мы широко использовали и применяли метод сравнения как средство познания и развития мышления учащихся. Школьники сравнивали образы народных песен в эстрадном и традиционном исполнении, что развивало их оценочные суждения, помогало развивать слушательское воображение и фантазию. "Сравнение, - пишет С Д.Рубинштейн, - это та конкретная форма взаимосвязи синтеза и анализа, посредством которой осуществляется эмпирическое обобщение и классификация явлений" . Сравнение и сопоставление, как указывают ученые, это один из путей развития и воспитания. Та- ,/ ким образом, развитие умений сопоставлять, сравнивать, мыслить представляется важным в свете одной из ведущих идей советской педагогической психологии - единства обучения, умственного развития и воспитания личности.

Указанными методами мы пытались развить у учащихся экспериментальных классов навыки оценочного отношения и самостоятельного анализа произведений народного песенного творчества, содействовать формированию их эмоционально-образных представлений, что еще не нашло отражения в имеющихся учебных пособиях по музыке, к между тем, как справедливо замечает Ф.С.Заломская, "специальные знания, полученные учащимися на уроках литературы, еще не обеспечивают их нравственной воспитанности. Поэтому развитие эмоциональной сферы растущего человека - одно из важнейших условий осуществления нравственного и эстетического воспитания" . Это, на наш взгляд, в полной мере касается и уроков музыки, на которых, анализируя песню, следует обращаться прежде всего к эмоциональному миру ребенка, учить его навыкам вхождения в систему художественной образности народной песни, сопереживать человеческие радости и горести, различать и оценивать доброе и злое в людях и в жизни. Тогда под влиянием произведения искусства, как пишет П.М.Якобсон, "может возникнуть отчетливое эмоциональное отношение ребенка к тем явлениям, человеческим отношениям, которые ранее не вызывали у него никаких эмоциональных реакций" . При этом ценной является для нас мысль психолога о том, что восприятие произведений искусства и соответствующие переживания должны связываться с жизнью. Именно это характерно

- 135 -для многих образов народного песенного творчества. Поэтому постижение народных песен, по нашим наблюдениям, позволяет детям осознать глубокую связь явлений художественного творчества с жизнью. Значительная роль здесь принадлежит нравственному аспекту песни - слиянию лучших человеческих чувств, взглядов, мыслей. Причем важно исходить не только из содержания песенного произведения, но и из содержания самого нравственного идеала. Этому способствуют вопросы учителя, заданные детям в процессе анализа и раскрытия нравственно-эстетического смысла песни.

Похожие диссертации на Нравственно-эстетическое воспитание младших подростков средствами народного художественного творчества (в условиях учебной и внеклассной работы)