Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Народные эстетические традиции как фактор подготовки студентов к воспитательной работе с дошкольниками (На примере Республики Дагестан) Рамазанова Разият Магомедовна

Народные эстетические традиции как фактор подготовки студентов к воспитательной работе с дошкольниками (На примере Республики Дагестан)
<
Народные эстетические традиции как фактор подготовки студентов к воспитательной работе с дошкольниками (На примере Республики Дагестан) Народные эстетические традиции как фактор подготовки студентов к воспитательной работе с дошкольниками (На примере Республики Дагестан) Народные эстетические традиции как фактор подготовки студентов к воспитательной работе с дошкольниками (На примере Республики Дагестан) Народные эстетические традиции как фактор подготовки студентов к воспитательной работе с дошкольниками (На примере Республики Дагестан) Народные эстетические традиции как фактор подготовки студентов к воспитательной работе с дошкольниками (На примере Республики Дагестан) Народные эстетические традиции как фактор подготовки студентов к воспитательной работе с дошкольниками (На примере Республики Дагестан) Народные эстетические традиции как фактор подготовки студентов к воспитательной работе с дошкольниками (На примере Республики Дагестан) Народные эстетические традиции как фактор подготовки студентов к воспитательной работе с дошкольниками (На примере Республики Дагестан) Народные эстетические традиции как фактор подготовки студентов к воспитательной работе с дошкольниками (На примере Республики Дагестан)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Рамазанова Разият Магомедовна. Народные эстетические традиции как фактор подготовки студентов к воспитательной работе с дошкольниками (На примере Республики Дагестан) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Махачкала, 2001 188 c. РГБ ОД, 61:01-13/1784-7

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ КАК СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 16

1.1. Предпосылки эстетического воспитания детей на традициях и обычаях народов дагестана 16

1.2. Возможности дагестанских народных эстетических традицийв осуществлении воспитания детей 39

1.3. Содержание и методы профессиональной подготовки

студентов к руководству воспитанием дошкольников с

использованием народных эстетических традиций 66

ГЛАВА 2. ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К НАРОДНЫМ ЭСТЕТИЧЕСКИМ ТРАДИЦИЯМ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЕЙ ИХ ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ 78

ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАРОДНЫХ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ 98

3.1. Спецкурс как условие приобщения студентов к народным эстетическим традициям 98

3.2. Содержание подготовки студентов к исследуемому виду воспитательной деятельности во внеаудиторной работе. ... 109

3.3. Профессиональная подготовка студентов к осуществлению эстетического воспитания

ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ 122

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 142

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 147

ПРИЛОЖЕНИЯ 165

Введение к работе

Актуальность исследования. Реформа российской системы образования охватывает все стороны жизнедеятельности общества- Она обусловлена потребностями переходного времени, всем ходом исторического развития российских образовательных учреждений. Реформа предполагает учет региональных особенностей, этнокультурного и социально-экономического развития народа и его воспитательно-образовательных традиций. Все это, вместе взятое, предусматривает оригинальные подходы к решению педагогических проблем -соотношения научной и народной педагогики, взаимосвязи образовательных учреждений, семьи и общественности, поиск эффективных и вариативных путей пересмотра содержания образования. Это особо важно в современных условиях регионализации и децентрализации управления образовательными учреждениями, выработки региональных образовательных стандартов.

В этой связи изучение педагогических условий подготовки студентов к использованию народных традиций в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста образовательных учреждениях с учётом современных социально-педагогических и образовательных задач приобретает особую актуальность. Оно позволяет глубже и всесторонне рассмотреть проблемы образования, истоки, учесть народный опыт обучения и воспитания, выявить историко-культурный потенциал образовательной системы региона. Поэтому разработка педагогических условий подготовки педагогов-воспитателей к использованию идей этнопедагогики в эстетическом воспитании детей в дошкольных образовательных учреждениях имеет большое значение в научно-обоснованном конструировании региональной образовательной системы.

В исследовании актуализированы идеи обучения и воспитания, сконцентрированные в традициях народной педагогики, которые столетиями выполняли и выполняют весьма существенную роль в формировании духовной культуры народов Дагестана, оказывают позитивное влияние на семейную и социальную педагогику.

Социально-экономические преобразования в стране обусловили изменения в системе и организации дошкольного образования.

Педагог-воспитатель призван в своей работе, разрешить возникшие в настоящее время противоречия между потребностями общества и существующим стереотипным и единообразным содержанием воспитательно-образовательной работы, неспособностью дошкольных учреждений оперативно перестроить содержание своей работы в соответствии с этими требованиями.

Решение задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста обеспечивается качеством подготовки педагогических кадров, стремящихся и! готовых реализовать воспитательно-образовательные возможности педагогической деятельности по максимальному раскрытию индивидуальных творческих способностей детей, руководствуясь принципом регионализации.

В своём историческом развитии человечество всегда опиралось на ранее достигнутые результаты, на опыт прошлых поколений.

В середине XIX в. учёные педагоги стали проявлять интерес к проблемам народной педагогики. К. Д. Ушинский в 1857г. написал статью "О народности в общественном воспитании". В том же году вышел в свет труд А. Духновича "Народная педагогика в пользу ученых и учителей". В 1861г. В.И. Водовозов написал отзыв о книгах, изданных для народного чтения, назвав его "Русская народная педагогика". В 1890г. впервые в более широком аспекте Д. Булгаков-ский и Г. Пинчук обращаются непосредственно к памятникам народной педагогики - пословицам, песням, загадкам, обрядам - отмечая их воспитательное значение в народном быту. Большой научный интерес представляет попытка Е.А. Покровского проанализировать в этнографическом и педагогическом плане детские игры и их роль в физическом и нравственном развитии детей. Другой исследователь, А. Соболев, проблемы детских игр рассматривает в сочетании с детскими песнями и тем самым еще более расширяет границы народной педагогики.

К проблемам народной педагогики обратился известный этнограф и педагог Г.С. Виноградов, давший описание сущности этого явления как составной

5 части педагогической культуры народа, утверждавшей право существования термина и понятия "народная педагогика". Он характеризовал народную педагогику как совокупность навыков и приемов, применяемых конкретным народом в целях формирования личности на лучших традициях, накопленных в процессе исторического развития народа. По мнению ученого, когда речь идет ,, о народной педагогике, то имеется в виду в большей степени не педагогическая v. теория, а педагогическая практика как искусство воспитания. Исходя из этого,

К Г.С. Виноградов считал, что совокупность народного взгляда, принимаемых / народом средств воздействия на юное поколение в целях его обучения и воспи-; тания следует назвать народной педагогикой. (68)

Фундаментальные исследования по вопросам народной педагогики про- | вели академики АПН Г.Н. Волков (Чебоксары), А.Э. Измайлов (Киргизия), профессора А.Ш. Гашимов (Азербайджан), А.Ф.Хинтибидзе, В.И. Элашвили | (Грузия), Я.И. Ханбиков (Татарстан), В.Ф. Афанасьев (Якутия), Ш.А. Мирзоев

Т (Дагестан). (33, 72, 142,191, 247) i| Наиболее полно и всесторонне проблему народной педагогики исследо- і вал Г.Н. Волков, автор монографий "Чувашская народная педагогика" и "Этно- | педагогика1'. Труды этого исследователя вышли далеко за пределы региональ- ; ной чувашской народной педагогики, и сыграли большую роль в формировании современной концепции народной педагогики, в определении предмета, педа- гогических основ, методов и средств воспитания. (75, 76)

Г.Н. Волков впервые в педагогической литературе применил термин "эт-нопедагогика", определив ее как науку "об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, науку о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народности и нации. Этническая педагогика исследует особенности национального характера, сложившегося под влиянием исторических условий...". (76)

В названных и других историко-педагогических исследованиях сделана попытка определить, предмет, цели и задачи народной педагогики. Г.Н. Волков считает, что народная педагогика - это "совокупность и взаимозависимость це-

6 лей, задач, путей и средств воспитания и обучения, педагогических навыков и приемов, применяемых трудящимися в целях привития личности качеств, желательных народу". Далее он поясняет, что народная педагогика представляет собой "совокупность эмпирических сведений и знаний по вопросам воспитания», что эти знания и сведения обычно распространяются устно и "включают в себя и практическую деятельность трудящихся по воспитанию подрастающего поколения". В определении Г.Н. Волкова привлекает внимание весьма важное положение - это единство целей и задач, приемов и средств обучения и воспитания в сочетании с практической воспитательной деятельностью народа. (73, 76)

Определенный вклад в дело изучения народной педагогики внес Я.И. Ханбиков. В книге "Из истории педагогической мысли Татарии" (1967г.) автор на основании богатого фактического материала рассматривает проблемы нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания в татарской народной педагогике. (247)

Впервые дети, как объект народного воспитания, рассматриваются в работе В.Ф. Афанасьева "Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока" (1979г.). Автор характеризует народные традиции воспитания детей в семье, функции детской среды, взаимоотношения детей и взрослых, особенности воспитания девочек. (33)

Специальные исследования воспитательно-образовательных возможностей педагогических традиций народов Дагестана провели ученые ША.Мирзоев, А.К. Алиев, М.А. Асельдеров, Ф.А. Агапов, А.Р. Бамматова, М.А. Дибиров, З.М. Магомедова, А.М. Магомедов, Д.Б. Магомедов, В.М. Мин-булатов, O.K. Мусаев, P.M. Пашаева, И.М. Раджабов, Б.Б. Шейхова, В.Н. Цату-ров, 3-Я. Якубов и т.д. Много лет формированию целостной системы народной педагогики дагестанцев посвящает свою научно-педагогическую деятельность МирзоевШ.А. (8, 14, 28,123, 178,181, 191 и т.д.)

Годами не учитывались национальные особенности обучения и воспитания. К примеру, многолетняя атеистическая деятельность привела к игнориро- ванию религиозного контекста в воспитании. А между тем религия вплетена в национальные традиции, обычаи и нравы, в эстетическую культуру народа. Религия сохранила в течение столетий и несет в народные массы дух и слово о сбережении извечных нравственных основ жизни людей, укрепления семьи, уважении детьми родителей, младшими - старших, о взаимной любви и милосердии, мире и дружбе. (191)

Серьезной деформации подвергались языки, диалекты и наречия народов Дагестана. Вследствие многолетнего игнорирования образовательно-воспитательных возможностей родных языков, многие коренные народности Дагестана стали терять традиционные морально-этические и эстетические понятия, постепенно отходили от народной системы обучения детей, дети и молодежь не получили в совокупности народных знаний о природе, о человеке и обществе, не воспринимали красоту средств народного воспитания: колыбельных песен, потешек, пестушек, прибауток, считалок, загадок, пословиц, поговорок, сказок, легенд, преданий, игр и игрушек, танцев и т.д.

Педагоги, в свое время не познавшие азы народной педагогики, не могли пользоваться такими народными методами воспитания, как совет, благопоже-лание, благословение, одобрение, похвала, намек, испытание и другие. Недооценивая традиционную систему воспитания и обучения, педагоги теряли связь с родителями учащихся, в результате нарушался извечный народный принцип единства семейных и общественных требований к личности, повсеместно падал престиж учителей и воспитателей.

Для восстановления и успешной реализации этих требований в сфере образования возникает необходимость целенаправленного и системного исследования многовекового педагогического наследия народов Дагестана, создание программ, учебников и хрестоматий по народной педагогике. Почти во всех определениях объектом и предметом народной педагогики авторы считают процесс воспитания. Между тем в народной педагогике не менее важное место занимает и процесс обучения, как важнейшее средство познания действительности. В частности, народ учит, обучает молодое поколение конкретной про- s фессии, трудовым навыкам, мастерству, прикладному искусству и т.д. Следовательно, в народной педагогике нашли своё выражение воспитание и обучение как двусторонний процесс, в котором осуществляется совместная деятельность воспитателя и воспитуемого.

Опираясь на всё рациональное, высказанное рядом исследователей, сущность рассматриваемого понятия можно было бы определить следующим образом: "...Народная педагогика - это совокупность накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, сведений, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение преимущественно в устной форме, как продукт исторического и социального опыта народных масс. Памятники народной педагогики хранятся народом в созданных им сказках, легендах, эпосах, поговорках и пословицах, преломляются через призму национальных обычаев и традиций разных народов и, в конечном счёте, имеют цель целенаправленно воспитывать и обучать молодое поколение на лучших идеалах народных масс..." (76, 192)

В настоящее время большое внимание уделяется разработке методологических, психолого-педагогических, методических вопросов эстетического воспитания. Появились такие крупные работы, как "Эстетика: проблемы и споры" А.И. Бурова, "Эстетика воспитания" Б.Т. Лихачёва, "Основы эстетического воспитания" (Москва "Высшая школа"). (174,260)

В статье "Сущность, цели и задачи эстетического" В.Н. Шацкая определяет эстетическое воспитание как "воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства... воспитание потребности и способностей посильно участвовать в создании красоты жизни и в искусстве".

Это определение вошло в педагогику и нашло своё отражение и развитие в работах О.А. Апраксиной, Н.А. Ветлугиной, Т.Д. Полозовой и других, посвященных как общим, так и частным вопросам эстетического воспитания. (25, 211,262)

Ценный опыт и творческие поиски этновоспитания дошкольников мы находим в трудах Л.К. Шлегер, В. Шмидт, М.Х. Свентицкой, А.С. Симонович, Е. Тихеевой, Е.Н. Водовозовой.

Проблема подготовки педагогов-воспитателей к использованию народной педагогики в процессе эстетического воспитания рассматривается в работах Г. А. Петровой, Б.Т.Лихачёва, Г. Джибладзе, и т.д. (119, 174,215 и т.д.)

Социально-экономический аспект подготовки учителей к использованию веками сложившихся экономических традиций в центрах художественных промыслов Дагестана рассматривается в работах М.Б. Рамазанова, Н.С. Мурадо-вой, З.Л. Садыковой. (217)

В последние годы сильно возрос интерес к вопросам совершенствования психолого-педагогической и профессиональной подготовки педагога-воспитателя. Разработки требуют методики определения качественных характеристик уровней готовности будущих специалистов в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. Ещё не ясна роль методических дисциплин в системе подготовки студентов к осуществлению данного направления профессиональной деятельности. Как следствие, преподаватели педагогических вузов, осуществляющие профессиональную подготовку специалистов дошкольного учреждения, вынуждены искать отдельные способы и средства подготовки студентов в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста, не ориентируясь на ценности этнопедагогики. {Отдавая должное трудам указанных авторов, следует заметить, что они не ставили своей задачей разработку педагогических условий подготовки студентов к использованию народных традиций в эстетическом воспитании дошкольников. Поэтому очевидно отсутствие целенаправленного педагогического исследования всесторонне рассматривающего процесс подготовки педагогов-воспитателей к использованию народных традиций в эстетическом воспитании детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Дня восполнения этого пробела нами определена и исследована тема: «Народные эстетические традиции как фактор подготовки студентов к воспитательной работе с дошкольниками»

Цель исследования: определить педагогические условия профессиональной подготовки студентов к использованию народных эстетических традиций в организации воспитания дошкольников.

Объект исследования: процесс подготовки студентов к организации воспитательной работы в дошкольных образовательных учреждениях.

Предмет исследования: содержание, формы и методы подготовки студентов к использованию народных эстетических традиций в воспитании дошкольников.

Гипотеза исследования: использование народных эстетических традиций в воспитании дошкольников будет эффективно способствовать процессу общей подготовки студентов к организации воспитательной работы в дошкольных образовательных учреждениях, если: - в содержание учебно-воспитательного процесса в вузах по подготовке педагогов-воспитателей дошкольных учреждений будут включены знания: об исторических условиях развития и становления идей эстетического воспитания в народной педагогике, о национальных обычаях и традициях, о формах и ме тодах эстетического воспитания в народной педагогике и использовании их в современном дошкольном учреждении; внеаудиторная работа студентов будет направлена на развитие эрудиции студентов в области народного творчества, эстетических традиций и национально- культурных ценностей; педагогическая практика будет являться как средством проверки уровня подготовленности студентов к использованию народных эстетических традиций в организации воспитательной деятельности в дошкольных учреждениях, так и средством профессиональной подготовки,

В соответствии с выдвинутой гипотезой определены следующие задачи: - выявить теоретические и методологические основы использования народных традиций в учебно-воспитательном процессе вуза; - определить критерии и показатели подготовленности студентов к ис пользованию народных эстетических традиций в организации воспитательной работы с дошкольниками; -выявить отношение студентов к народным эстетическим трдициям и <ф. определить уровни их подготовки к проведению воспитательной работы с до- школьниками; -разработать содержание спецкурса и спецсеминара по традициям эстетического воспитания детей в системе народной педагогики Дагестана и вычленить методы и средства позволяющие эффективно реализовать подготовку студентов к осуществлению воспитания дошкольников; -раскрыть педагогические возможности самостоятельной внеаудиторной работы студентов для повышения общей эрудиции, учебной и производствен-ной практик как условия усвоения ими народных эстетических традиций; -определить педагогические условия профессиональной подготовки студентов, способных использовать народные эстетические традиции для органи-; зации воспитательной работы дошкольников;

Методологической основой исследования явились системный подход и анализ, принцип единства логического, исторического и культурологического в педагогическом познании, личностный и деятельностный подход, а также уче ние о роли эстетики в воспитании подрастающих поколений, труды отечест- *** венных и зарубежных педагогов и психологов об эстетическом воспитании, ис- следования по народной педагогике.

В данном исследовании мы руководствовались положениями о том, что формы, содержание воспитания и образования определяются этническими, природными, географическими, социально-экономическими условиями жизни дагестанцев.

Методы исследования. В работе использованы методы теоретического анализа литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, опытно-экспериментальная работа, метод экспертных оценок и самооценок, метод математической статистики, анализ результатов творческой деятельности студентов в процессе педагогической практики, на аудиторных занятиях и во внеаудиторной деятельности.

В процессе изучения народной педагогики Дагестана широко применялись принцип научного историзма и ретроспективный анализ с целью выявления и обобщения всего того, что представляет ценность для эстетического воспитания детей в современных условиях.

Этапы исследования этап (1994-1996 г.г.) - поисковый: изучалось современное состояние изучаемой проблемы в теории и практике дошкольного и высшего педагогического образования, выявлялись теоретические и практические предпосылки совершенствования подготовки студентов к использованию народных традиций в эстетическом воспитании дошкольников; конкретизировались предмет, цель, задачи и гипотеза исследования; обосновывалась методика проведения опытно-экспериментальной работы. этап (1997-1999 г.г.) - опытно-экспериментальный: осуществлялся констатирующий эксперимент с целью выявления уровня готовности студентов в воспитании дошкольников с использованием народных эстетических традиций; посредством формирующего эксперимента проводилась апробация созданной системы профессиональной подготовки специалистов, в ходе которой выявлялась эффективность внесённых в неё дополнений.

III этап (1999-2000 г.г.) - обобщающий: велась обработка и анализ теоре тических положений и опытно-экспериментальных данных; осуществлялась их апробация и внедрение в форме научно-обоснованных рекомендаций по совер шенствованию подготовки студентов в воспитании дошкольников с использо ванием народных эстетических традиций, оформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования и теоретическая значимость - обосновано понятие народные эстетические традиции в связи с изменившимся подходом к подготовке педагогов-воспитателей с учетом нацио-

13 нально-регионального компонента содержания образования и воспитания в Государственном образовательном стандарте; выявлены тенденции использования народных эстетических традиций Дагестана в реализации воспитания подрастающего поколения; разработано содержание спецкурса и спецсеминара, а также структура профессиональной подготовки студентов для осуществления процесса воспитания дошкольников средствами народных эстетических традиций; определены критерии и показатели, характеризующие подготовку студентов к использованию народных эстетических традиций в воспитании дошкольников; - определены и экспериментально обоснованы педагогические условия подготовки студентов к использованию народных эстетических традиций в воспитании дошкольников.

Практическая значимость: разработан и практически проверен спецкурс "Традиции эстетического воспитания детей в системе народной педагогики Дагестана"; разработаны методические рекомендации по подготовке студентов к использованию народных эстетических традиций в воспитании дошкольников. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями педагогических вузов, педагогических колледжей, практическими работниками дошкольных образовательных учреждений, на курсах повышения квалификации.

Опытно-экспериментальной базой исследования были факультет педагогики и психологии Дагестанского государственного педагогического университета (очное и заочное отделения), дошкольные образовательные учреждения №№ 9, 68, 69 г. Махачкала. На разных этапах исследования экспериментом было охвачено более 400 человек.

На зашиту выносятся следующие положения:

1. Народные эстетические традиции - это обобщенные культурно-самобытные художественные образы и этнокультурные достижения в различных уровнях и сферах национального быта, декоративно-прикладных видах ис- кусства и ремесел, устной поэзии и литературы, в которых выражается трудо вая и бытовая, досуговая и творческая жизнедеятельность народных масс, их художественные вкусы, эмоциональный опыт. Они представляют собой обра зовательно-воспитательный фактор, служащий основой подготовки студентов к организации этнокультурного воспитания, развития регионального компонента ... их педагогического мастерства, направленного на учет национальной специфи- ф | ки социализации дошкольников.

2. К педагогическим условиям, обеспечивающим подготовку студентов к использованию народных эстетических традиций в воспитании дошкольни ков, относятся спецкурс, спецсеминар, практикум, педагогическая практика с направленным содержанием, приобщение студентов к различным видам на родных эстетических традиций, возможность передачи опыта поколений, обес печение участия студентов в определении целесообразности тех или иных на родных эстетических традиций.

3. Эффективность подготовки студентов в реализации воспитания до школьников зависит от их общей эрудиции в области народного творчества и эстетических традиций (свободное владение и умение применять в воспита тельной работе устное народное творчество, декоративно-прикладное искусст во, народные традиции, игры, а также умения организовывать различные меро приятия с детьми и т.д.).

Достоверность результатов исследования обеспечена чёткостью ис ходных методологических позиций; использованием системного и личностно- * деятельностного подходов к решению проблемы; длительным характером изу- чения педагогической практики и организации опытно-экспериментальной работы в педагогических коллективах; комплексной методикой исследования, адекватной его задачам, предмету и логике; сочетанием качественного и количественного анализа данных; разнообразием источников информации.

Апробация результатов исследования последовательно осуществлялось на всех этапах его проведения. Основное содержание, выводы и результаты диссерта-ции получили отражение на лекциях спецкурса и занятиях спецсеминара диссертан- та, в опубликованных статьях, тезисах научных докладов. Результаты исследования обсуждались и получали положительные отзывы на ежегодных внутривузовских научно-методических конференциях, на заседаниях кафедры социальной педагогики и психологии Дагестанского государственного педагогического университета и на заседаниях кафедры социальной педагогики Дагестанского государственного университета

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Предпосылки эстетического воспитания детей на традициях и обычаях народов дагестана

Глубокие преобразования в политической и социально-экономической сфере, демократизация общественной жизни возвышают роль человека, выдвигают на первый план проблемы становления молодого поколения, обуславливая интерес к тем сферам социальной жизни, которые формируют образ жизни подрастающего поколения и уровень его духовной культуры.

Объективные потребности экономического, социального и духовного развития общества диктуют определённые требования к молодому поколению. Они преломляются в виде требований к молодому человеку как будущему работнику, подготовленному к тому, чтобы занять своё место в общественном разделении труда, в социальной структуре общества, и как к гражданину, который должен участвовать в развитии творческого потенциала общества.

Как показывает анализ литературы, каждое поколение характеризуется социальным обликом (условиями жизнедеятельности, социальное происхождение и социальный состав, демографические характеристики), образом жизни, духовным миром (жизненные ориентации, планы, самооценка, нравственный облик) (2, 5,23, 34, 69, 131, 170)

Важнейшими условиями эстетического воспитания, их эффективности являются знание и верное практическое применение общих педагогических принципов, правильный выбор форм и методов эстетического образования и воспитания.

В современной педагогике различают дидактические требования, определяющие содержание, организационные формы и методы учебной работы в соответствии с общими целями воспитания и закономерностями процесса обучения, и принципы воспитания. Так, Б.Т. Лихачев рассматривает следующие принципы эстетического воспитания: 1. Принцип всеобщности эстетического воспитания и художественного образования. 2. Единство эстетического, политического и нравственного воспитания детей. 3. Принцип комплексности воздействия искусств и их взаимодействия с основами наук. 4. Принцип творческой самодеятельности . 5. Принцип эстетики детской жизни. (174)

На наш взгляд, принципы, приведенные в последних работах, более широко и всесторонне охватывают учебно-воспитательный процесс, дают более конкретное представление о педагогических основах эстетического образования и воспитания.

В настоящее время большое внимание уделяется разработке методологических, психолого-педагогических, методических вопросов эстетического воспитания. Появились такие крупные работы, как «Эстетика: проблемы и споры» А.И. Бурова, «Эстетическое воспитание школьников» под общей редакцией А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева, «Эстетика воспитания» Б.Т. Лихачева, «Основы эстетики и искусствознания» (пособие для учителя под редакцией И.А. Любин-ского В.К. Скатерщикова), «Основы эстетического воспитания» (Москва, «Высшая школа») и др. Вопросам эстетического воспитания посвящаются многочисленные теоретические и научно-практические конференции. (174, 265)

Однако, наряду с успехами, в осуществлении системы эстетического воспитания есть и недостатки, которые отрицательно влияют на уровень эстетического развития детей. Проводятся лишь разрозненные воспитательные мероприятия без ориентации на систему эстетического воспитания.

Единая программа эстетического воспитания призвана преодолеть эти недостатки. В этой связи встает чрезвычайно важная и актуальная задача современной педагогики - подготовка к осуществлению системы эстетического воспитания в дошкольных учреждениях.

Возможности дагестанских народных эстетических традицийв осуществлении воспитания детей

Веками накапливал народ, опыт и мудрость, которые наиболее ярко отразились в прогрессивных народных традициях, обычаях. Вьщающиеся учёные, педагоги, мыслители широко использовали прогрессивные народные идеи, изучали произведения народного творчества.

К.Д. Ушинский считал, что образцы народных песен, пословиц, поговорок, сказок обладают большой познавательной силой и являются многовековыми воспитателями народа. «Всякий народ в своей литературе, - писал он, начиная песней, пословицей, сказкой и оканчивая драмой и романом, выражает свои убеждения в том, каков должен быть человек по его понятию». (240)

Все лучшее, связанное с эстетическим восприятием, переживанием, оценкой, созданием прекрасного, поддержанное народом, успешно передаваемое последующим поколениям и критически воспринимаемое ими, оформилось в понятие «художественные традиции», которые вбирают в себя достижения народа в изобразительной, декоративно-прикладной, музыкальной, хореографической деятельности, в устном народном творчестве, других видах искусства. (178) В художественных традициях концентрируются богатые чувства прекрасного, ценный эстетический опыт прошлого, его главные и существенные черты, которые могут служить основой для развития художественной культуры народа в настоящем. (98, 178, 190)

Каждый народ имеет свои художественные традиции, отражающие характер его труда, истории, быта, психологии. В них выражаются присущие только данному народу стиль, приёмы, методы изображения действительности в отдельных видах искусства. (28, 83, 87,99)

В своей работе «Художественные традиции народов Дагестана и их использование в эстетическом воспитании школьников» A.M. Магомедов рассматривает художественные традиции как наиболее обобщенные достижения народа в различных видах искусства, ценный эстетический опыт, накопленный веками и передаваемый из поколения в поколение и продолжающий служить основой для развития художественного творчества, мастерства в новых исторических условиях. Поэтому очень ценны те качества, которые воспитываются художественными традициями в последующих поколениях: творческое отношение к труду, трудолюбие, мастерство, эстетический вкус, любовь к прекрасному, патриотизм, интернационализм, гуманизм, которые были достаточно характерны старшим поколениям (178).

На формирование традиций и обычаев народов Дагестана оказали воздей ствие особенности этнопсихики, и характера людей, живших в суровых услови ях гор, географическое своеобразие местности, исторические события, как войны и нашествия иноземцев, в борьбе с которыми закалялся характер, воспиты валось мужество горцев. Главное в народной педагогике - это процесс изустного воспитания и обучения молодого поколения. Большой научно-педагогический интерес пред ставляют вопросы о том, как народ понимает сущность воспитания, каково представление народа о трудовом, нравственном, умственном, физическом и эстетическом воспитании.

Спецкурс как условие приобщения студентов к народным эстетическим традициям

Рассматривая образовательный процесс в педагогическом вузе как основной вид деятельности студентов, который всегда системно организован и тесно связан с работой во внеучебное время, необходимо раскрыть его потенциальные возможности по профессиональной подготовке студентов к руководству эстетическим воспитанием детей в дошкольном образовательном учреждении средствами народной педагогики.

В связи с этим мы проанализировали возможности некоторых учебных дисциплин по блокам и определили функции различных компонентов образовательного процесса в педагогическом вузе в решении задач подготовки студентов к воспитанию детей на народных эстетических традициях.

Общественно-философские дисциплины в подготовке студентов к руководству воспитанием детей средствами народной педагогики выполняют следующие функции: знакомство с основными философскими положениями о роли эстетики в развитии общества, в жизни каждого человека; с требованиями общества к про " цессу и результатам эстетического воспитания детей на современном этапе; - формирование ясных представлений об изменениях в характере эстетики в современных условиях;

- умение оперировать полученными знаниями и использовать их в про цессе обучения своему предмету.

Функции дисциплин психолого-педагогического цикла: знакомство с историей, современным состоянием и перспективами раз .; вития системы воспитания в отечественном дошкольном образовательном уч 99 реждении с целями, задачами, основными направлениями и формами осуществления воспитания детей; с функциями процесса обучения в системе воспитания, с возможностями и функциями учебного предмета; с основными принципами теории образования; характеристиками воспитывающих факторов применительно к целям и задачам воспитания; сущностью и содержанием полной структуры деятельности;

овладение способами определения уровня воспитанности детей; общими приёмами определения перспективных, тактических и оперативных целей и задач эстетического воспитания на основе результатов изучения уровня воспитанности детей, их индивидуальных и возрастных особенностей, примерного содержания воспитания детей, умением выделять те цели, которые могут быть решены в образовательной деятельности; общими приёмами осуществления перспективного и календарного планирования воспитания, с ориентацией на возрастные особенности детей,

формирование представлений о комплексном использовании и направлении воздействия воспитывающих факторов содержательного, процессуального и личностного компонентов; первоначальных умений использовать разнообразные формы обратной связи в процессе обучения, умения анализировать свою педагогическую деятельность, соотносить с поставленными целями, корректировать в зависимости от полученных результатов;

приобретение первого опыта формирования эстетического образа жизни.

Таким образом, ведущее место в процессе подготовки студентов к этому виду деятельности занимают дисциплины лсихолого-педагогического цикла.

В первый год обучения, в курсе "Введение в специальность", студенты знакомятся с практической деятельностью педагога-воспитателя. В ходе лекций и семинаров их внимание акцентируется на особенностях дошкольных образовательных учреждений, условиях работы в ней.

Похожие диссертации на Народные эстетические традиции как фактор подготовки студентов к воспитательной работе с дошкольниками (На примере Республики Дагестан)