Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Народные традиции как средство нравственного воспитания младших учащихся сельской школы Газизова Фарида Габдулловна

Народные традиции как средство нравственного воспитания младших учащихся сельской школы
<
Народные традиции как средство нравственного воспитания младших учащихся сельской школы Народные традиции как средство нравственного воспитания младших учащихся сельской школы Народные традиции как средство нравственного воспитания младших учащихся сельской школы Народные традиции как средство нравственного воспитания младших учащихся сельской школы Народные традиции как средство нравственного воспитания младших учащихся сельской школы Народные традиции как средство нравственного воспитания младших учащихся сельской школы Народные традиции как средство нравственного воспитания младших учащихся сельской школы Народные традиции как средство нравственного воспитания младших учащихся сельской школы Народные традиции как средство нравственного воспитания младших учащихся сельской школы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Газизова Фарида Габдулловна. Народные традиции как средство нравственного воспитания младших учащихся сельской школы : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Казань, 2004 195 c. РГБ ОД, 61:04-13/2174

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I Педагогические возможности народных традиций в нравственом воспитании младших школьников сельской местности 14

1.1. Особенности нравственного воспитания младших школьников сельской местности 14

1.2. Сущность народных традиций, влияющих на нравственное воспитание сельских младших школьников 47

1.3. Педагогический потенциал народных традиций в нравственном воспитании сельских младших школьников 71

Выводы по первой главе 91

ГЛАВА II. Приобщение младших школьников сельской местности к народным традициям ... 93

2.1. Состояние использования народных традиций в нравственном воспитании младших школьников сельской местности .. 93

2.2. Содержание и методы процесса нравственного воспитания сельских младших школьников на народных традициях .118

2.3. Опытно-экспериментальная работа по использованию народных традиций в нравственном воспитании сельских младших школьников 144

Выводы по второй главе 165

Заключение 167

Библиография 174

Приложение 193

Введение к работе

Актуальность исследования. Переход современного общества к рыночной экономике привёл к упадку гуманистических ценностей, кризису духовности, индивидуализму, развивающемуся культу денег, что особенно губителен для наименее приспособленной части общества - детей, подростков, юношества. Как показывает социально-культурная практика развития общества, этим негативным воздействиям может противостоять устойчивая система духовных и нравственных ценностей, которую предлагает национальная культура в виде традиций, обычаев, обрядов, праздников. В многочисленных работах учёных [Ф.С.Баязитова (19; 249), Г.Н.Волков (47), Д.М.Генкин (64), В.С.Кукушин (119), В.А.Руднев (206; 207; 208; 209), Л.Д.Столяренко (119), И.В.Суханов (227), Р.К.Уразманова (211; 245; 246), Д.Р.Шарафутдинов (274)] доказано, что традиции, обычаи, обряды, праздники в социальной и культурной жизни человека - явления всеобщие и постоянные. Они свойственны всем народам и во все времена. Система традиций и обычаев имеет ярко выраженный этнический характер. Безусловно, она является одним из компонентов определения этноса. Кроме того, сложившаяся система традиций и обычаев - признак стабильности общества, без которой невозможно его полноценное, полнокровное существование, ибо она — неотъемлемая часть его образа жизни.

Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.

Традиции, обычаи, обряды, праздники, содержащие в себе надежно проверенные временем и историческим отбором знаний, умений и навыков человечества, представляют для общеобразовательных школ предмет социальной востребованности и актуальности.

Разработке вопросов, связанных с использованием воспитательных возможностей народной, в частности татарской, культуры (фольклора, рели-

гии, игры, промыслов и т.д.) уделяли внимание в своих исследованиях Я.Г.Абдуллин (2), Э.Х.Галеев (61), М.И.Махмутов (144), Х.Ш.Махмутов (155; 271), Г.В.Мухаметзянова (153), Р.А.Низамов (167; 168), З.Г.Нигматов (163; 164, 165, 166), Я.И-Ханбиков (61; 254; 255; 256), А.Х.Хисамова (268), А.Н.Хузиахметов (164), А.Б.Хузина (269) и другие.

Наряду с татарскими народными традициями и обычаями заслуживают внимания и исследования вопросов воспитательного воздействия городских и сельских традиций, обычаев, праздников русского, украинского, белорусского, молдаванского, таджикского, киргизского, литовского, якутского [С.ВЛурье (128), А.Ф.Некрылова (162), В.К.Соколова (220), Л.А.Тульцева (243) и другие], мордовского, марийского, удмуртского [Н.Ф.Мокшин и др. (156), Л.Н.Сазонов и др. (216)], чувашского [В.П.Иванов и др. (120)], башкирского [Д.Ж.Валеев (43)] и других народов. В них дается анализ обычаев, традиций, накладывающих отпечаток на нравственное формирование личности ребенка, на взаимоотношения между людьми, на привычные черты характера и поведения у различных народов в исторической связи с их прошлым и настоящим.

В конце XX века появились работы, специально посвященные вопросам обучения и воспитания школьников на традициях и обычаях своего народа. Данная проблема получила достаточно широкое освещение в педагогических исследованиях А.М.Аминова (7), Ш.Ш.Залялиева (299; 300), Р.А.Сахиповой (213), Л.А.Харисовой (235; 257; 258; 259; 262), Ф.Ф.Харисова (261; 262; 263; 264) и других учёных.

Перечисленные исследования помогли нам вникнуть в вопросы использования народных традиций и обычаев в деле воспитания высоконравственных качеств личности младших школьников; раскрыть индивидуальные и возрастные особенности сельских детей; подойти к проблеме с оценки педагогического наследия народов.

Все вышеизложенное указывает на плодотворность использования средств народных традиций и обычаев в воспитании и образовании. Однако следует отметить, что вопросы нравственного воспитания школьников, тем более сельских детей младшего школьного возраста, средствами народных традиций и обычаев не получили ещё достаточного освещения; не разработана целостная система использования традиций, обычаев в сельской школьной практике. Вместе с тем, основательное изучение содержательного богатства народных традиций, обычаев, обрядов, праздников позволяет нам утверждать об их больших возможностях в нравственном развитии сельских младших школьников. Отсюда вытекает, что изучаемая проблема представляет значительный интерес для педагогической науки и школьной практики. Это и определило область нашего научного исследования, а именно проблему нравственного воспитания учащихся младших классов сельской местности средствами народных традиций и обычаев.

Проведенное нами изучение данного вопроса в ряде сельских школ Республики Татарстан показало: в массовой школе значительная часть учеников младших классов слабо осведомлена об истории развития народных традиций, обычаев и мало знакома праздниками родного народа; учителя нуждаются в научно-обоснованных рекомендациях по использованию в школе народных традиций и обычаев, ибо большинство из них не имеет четкого представления, а в отдельных случаях не знает форм и методов подобной работы.

Таким образом, обнаруживается ряд противоречий:

между возросшей в условиях нравственного и духовного кризиса современного общества значимостью возрождения национальных культур и отсутствием конкретных методик и условий нравственного воспитания на народных традициях;

между значимостью формирования уважения и интереса к народной культуре, развитием нравственной воспитанности учащихся младших клас-

-6-сов сельских школ и недостаточным использованием в данном процессе педагогического потенциала народных традиций и обычаев;

между обостренной потребностью сельской школьной практики в ра
циональном использовании народных традиций и обычаев и отсутствием раз
работанного содержания, научно-обоснованных форм и методов их использо
вания в реальном учебно-воспитательном процессе.

Исходя из вышесказанного проблема нашего исследования может быть сформулирована следующим образом: каковы содержание и методы процесса нравственного воспитания сельских учащихся младших классов на народных традициях?

Учитывая актуальность, практическую значимость, недостаточную теоретическую и методическую разработанность вышеназванной проблемы, была определена тема исследования: «Народные традиции как средство нравственного воспитания младших учащихся сельской школы».

Объект исследования - педагогическая деятельность по приобщению младших школьников села к народным традициям.

Предмет исследования — комплекс организационно-педагогических методов и средств применения народных традиций, обеспечивающих совместную деятельность учителей начальных классов, семьи и общественности по нравственному воспитанию сельских младших школьников.

Цель исследования — выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс организационно-педагогических методов и средств применения народных традиций, способствующих эффективному —іразвитию нравственного воспитания сельских младших школьников.

Рабочая гипотеза исследования основывалась на том предположении, что возможности нравственного воспитания младших школьников села значительно усиливаются, если:

приобщение младших школьников сельской местности к традициям
своего народа будет строиться как целостный учебно-воспитательный процесс;

в содержание обучения будет вводиться национально-региональный компонент, обеспечивая согласованную с содержанием локализацию учебных программ;

в содержание нравственного воспитания будут включаться разносторонние знания о народных традициях и обычаях;

будут осуществлены единство и взаимосвязь урочной и внеклассной работ, организация коллективной и индивидуальной творческой деятельности учащихся на местных традициях, обычаях.

Исходя из объекта, предмета, цели и гипотезы исследования, поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть потенциальные возможности народных традиций в нравственном воспитании младших школьников села.

  2. Обосновать основные критерии нравственной воспитанности сельских младших школьников средствами народных традиций.

  3. Разработать эффективные организационно-методические условия работы сельской школы с учителями, родителями, общественниками по приобщению младших школьников к народным традициям.

  4. Осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности выявленных педагогических методов и средств нравственного воспитания младших школьников на народных традициях.

Научная новизна диссертации состоит в том, что:

выявлена сущность народных традиций в нравственном воспитании
сельского ребенка, которая представлена системой: педагогических понятий
—уход, воспитание, самовоспитание, наставление, обучение, учение, приуче
ние;
ребенок воспринимается как объект и субъект воспитания - рожде
ние ребёнка, любовь
и уважение к детям, отношение к своим и чужим де
тям, особенность воспитания девочек и мальчиков;
функций воспитания -
подготовка к труду, формирование нравственных черт характера, развитие
ума, забота
о здоровье духовном и телесном, привитие любви к ближнему и

окружающему и т.д.; факторов воспитания — природа, труд, быт, религия, родное слово, промыслы; методов воспитания — просьба, поощрение, одобрение, пример, похвала, прощение, проявление доброты и огорчения, внимания и заботы, внушение, разъяснение, убеждение, объяснение, доверие, моральная поддержка, положительный пример старших, вовлечение в деятельность, ласковый упрек, намек, осуждение, приказание, предупреждение, проявление возмущения, наказание; средств воспитания - потешки, считалки, загадки, пословицы, песни, сказки, притчи, былины, байты, мунажа-ты и т.д.; идеей совершенства человека — взаимосвязь сторон воспитания, комбинированные меры воздействия, комплексные формы организации жизни и деятельности детей; организацией воспитания — этические беседы, совместный труд взрослых и детей; общенародные, семейные и религиозные обряды, праздники, ритуалы; общение; игра; воспитателями — родители, дедушки, бабушки, сестры, братья, родственники, сельские аксакалы-наставники, соседи, общественность, их деятельность и мысли;

систематизированы формы нравственного воспитания младших школьников на традициях по группам и подгруппам (общенародные: государственные, воинские, общественно-календарные, профессиональные, ка-лендарно-трудовые, детско-юношеские, экологические, праздники искусства и поэзии; семейные: рождение, имянаречение ребенка, свадьбы, юбилеи, новоселье, похороны, дни памяти умерших и т.д.; религиозные: курбан-, ураза-, раджаб-, маулид-байрам, ночи предопределения, создания и др.), и применение их в виде общественно-политических, трудовых, познавательных художественно-эстетических, организаторских, спортивно-оздоровительных мероприятий, игр, праздников, которые способны оказать благоприятное воздействие на процесс нравственного воспитания младшего школьника в сельской местности;

обоснована программа педагогически организованной, взаимосвязанной деятельности младших школьников, школы, семьи, общественности, кото-

рая включает в себя: подготовку педагогического и ученического коллективов родителей и общественников к эффективному использованию традиций в нравственном воспитании; проектирование и планирование совместной деятельности; организацию практической совместной деятельности взрослых и детей на основе традиций; педагогический анализ совместной деятельности.

определена роль сельской школы в формировании нравственной
воспитанности младших школьников, и разработаны условия включения се
мьи и общественности в эту деятельность (создание организационно-
педагогических возможностей для совместной деятельности; изучение ка
лендаря знаменательных дат предстоящего учебного года; выбор наиболее
интересных и полезных традиций для нравственного воспитания учащихся;
создание психологического настроя; распределение групповых и индивиду
альных поручений по подготовке совместной деятельности; проведение со
вместной деятельности; педагогический анализ совместной деятельности).

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что:

на основе глубокого анализа выявлены характерные для сельской местности три группы народных традиций (общенародные, семейные, религиозные), и раскрыты их воспитательные возможности в нравственном формировании сельских младших школьников;

обоснованы сущностные характеристики и основные критерии нрав-ственной воспитанности сельских младших школьников средствами традиций;

определены основные организационно-методические условия нравственнокґвоспитаниич младших сельских школьников через приобщение

к народным традициям, что позввляет-дотголнить недоработанные области этнической педагогики и теории нравственного становления личности школьника в современных условиях.

Практическая значимость исследования заключается в разработке научно-методических рекомендаций по приобщению младших школьников к народным традициям и обычаям с учетом особенностей и условий воспита-

тельной работы сельских школ. Предлагаемые научно-методические рекомендации, прошедшие опытно-экспериментальную проверку, могут использоваться в воспитательной работе общеобразовательных школ, в разработке курсов лекций и специальных семинаров для студентов педагогических факультетов высших и средних учебных заведений и институтов повышения квалификации работников образования.

В процессе исследования применялись следующие методы научно-педагогического исследования:

изучение и анализ психолого-педагогической, философской, методической литературы по проблеме исследования;

обобщение педагогического опыта школ;

беседы с учителями, учащимися, родителями об их отношении к проблеме исследования;

анкетирование и интервьюирование учащихся, учителей, классных ру-ководителей, сельских жителей;

педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий);

наблюдение за отдельными учениками, ученическими коллективами;

ознакомление с творческими работами учащихся;

обработка и оценка результатов исследования.

Достоверность и обоснованность результатов проведенного иссле-дования обусловлен^ опорой на современные психолого-педагогические концепции; использованием комплекса методов; целенаправленным анализом педагогической практики, адекватных цели, задачи и предмету исследования; дополнительной проверкой и сопоставлением полученных данных об уровнях нравственного воспитания младших школьников при помощи на-родных традиций и обычаев до и после опытно-экспериментальной работы.

Методологической основой исследования являются положения Законов об образовании РФ и РТ; Концепция воспитания учащейся молодёжи Республики Татарстан о необходимости обогащения процесса учебно-

-11-учебно-воспитательной работы элементами национальной культуры и использования её традиций.

Кроме этого, в исследовании данной проблемы мы опирались на:

теоретические положения процесса нравственного воспитания, сформулированные в трудах известных учёных-педагогов прошлого [ППБлонский (21), Н.Ф.Бунаков (32), Н.К.Крупская (77), П.Ф.Лесгафт (123), А.СМакаренко (131; 132; 133), В.А.Сухомлинский (229; 231), К.Д.Ушинский (188) и др.] и современности [Ш.А.Амонашвили (8), Н.И.Монахов (56), П.И.Пидкасистый (189), ИЛЛодласый (193; 194) и др.];

психологические основы нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста, данные в исследованиях таких учёных, как Л.И.Божович (25; 26), Л.СВыготский (59), Е.И.Игнатьев (204), В.А.Крутецкий (118), Э.ШНатанзон (158), Л.С.Славина (25; 26) и другие.

Ценный материал для всестороннего изучения вышеназванной проблемы дают рассказы, очерки, беседы педагогов, писателей, журналистов, учёных [ААгсексеев (5), Л.Г.Алёшина (6), О.СБогданова (4), И.А.Каиров (4), А.Стреляный (5) и др.], посвященные вопросам самосовершенствования, развития морально-волевых качеств личности, нравственных принципов, убеждений.

Интересные сведения о традициях семьи, о контакте, душевной связи с ребенком как главном условии семейного воспитания, о вере в ребенка, стремлении укреплять и развивать в нем все лучшее, о значении атмосферы семьи, примера родителей в формировании его личности находим в исследованиях ЮЛ.Азарова (3), Д.И.Водзинского (215), В.А.Кан-Калика (101), Л.А.Никитиной (169), С.Л.Соловейчика (221) и других.

Весомый вклад в рассмотрение проблемы нравственного воспитания детей вносят работы зарубежных авторов [А.Гольдникова (68), Х.Дж.Джайнот (267), Я.Камычек (100), ДЛешли (124), Г.Филипчук (248), Э.Шарнхорст (275)], рассматривающие условия и методы воспитания и развития в детях нравственных чувств, формирования нравственных убеждений.

Методологические основы и поставленные задачи определили ход исследования, проведенного в три этапа. На каждом из них в зависимости от задач применялись соответствующие методы исследования.

Первый этап (1998-1999 гг.) — поисково-подготовительный — был связан с выбором темы исследования, определением методологической основы и теоретической базы, уточнением задач, выявлением состояния и оценки исследуемой проблемы в теории и практике воспитания сельских детей младшего школьного возраста.

Второй этап (1999-2002 тт.) — опытно-экспериментальный — характеризуется тем, что на основе теоретической базы были выявлены, разработаны и экспериментально обоснованы: программа педагогически организованной, взаимосвязанной деятельности младших школьников, школы, семьи, общественности; основное содержание и методы процесса нравственного воспитания сельских детей на народных традициях; условия включения школы, семьи и общественности в совместную деятельность по использованию народных традиций в нравственном воспитании сельских младших школьников.

Третий этап (2002-2003 гг.) — заключительно обобщающий — был посвящен теоретическому осмыслению, обработке и обобщению полученной информации и оценке результатов эксперимента, определению эффективности формирования нравственных качеств и нормативного поведения детей в процессе приобщения к народным традициям и обычаям; разработке рекомендаций и практического материала для внедрения результатов исследования в практику; научному и техническому оформлению исследовательской работы.

Базой исследования явились начальные классы общеобразовательных школ с татарским языком обучения сел Зеленодольского, Высокогорского районов Республики Татарстан.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Педагогический потенциал общенародных, семейных и религиозных традиций в виде систематизированных и ранее не использованных обществен-

но-политических, трудовых, познавательных, художественно-эстетических, организаторских, спортивно-оздоровительных коллективных дел, праздников, игр как средств нравственного воспитания сельских младших школьников.

  1. Программа педагогически целесообразной, организованной, взаимосвязанной деятельности младших школьников, школы, семьи и общественности, которая включает: подготовку педагогического и ученического коллективов родителей и общественников к эффективному использованию традиций в нравственном воспитании; проектирование и планирование совместной деятельности; организацию практической совместной деятельности взрослых и детей на основе традиций; педагогический анализ совместной деятельности.

  2. Разработанные условия включения семьи и общественности в совместную деятельность для нравственного воспитания младших школьников села (создание организационно-педагогических возможностей для совместной деятельности; изучение календаря знаменательных дат предстоящего учебного года; выбор наиболее интересных и полезных традиций для нравственного воспитания учащихся; создание психологического настроя; распределение групповых и индивидуальных поручений по подготовке совместной деятельности; проведение совместной деятельности; педагогический анализ совместной деятельности).

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе экспериментальной работы в сельских школах Высокогорского и Зеленодольского районов Республики Татарстан.

Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на VIII, IX международных (г. Казань 2001, 2002 гг.), XXI, XXII, XXIII республиканских научно-практических конференциях молодых ученых КГПУ (г. Казань 2000, 2001, 2002 гг.), а также 15 публикациях международных, российских, региональных, республиканских уровнях (г. Казань 2000-2004 гг.; г. Владимир 2004 г.).

Особенности нравственного воспитания младших школьников сельской местности

Закончился целый век - пара и электричества, атомной энергии, космических полетов, информационных взрывов, электронно-вычислительных машин -век научно-технического прогресса в промышленности и сельском хозяйстве.

Достижения науки не только предъявляют более высокие требования к общеобразовательной и специальной подготовке сельских тружеников, но и создают благоприятные условия для улучшения материальных условий работы сельской школы и повышения общеобразовательного уровня сельских школьников, однако, сами по себе не решают полностью все вопросы воспитания, развития общественно-нравственной активности сельских жителей.

Поэтому современная деревня отличается специфической социально-психологической атмосферой, которая оказывает определенное влияние и на духовный мир сельского труженика, в том числе сельского школьника.

Если раньше в жизненном укладе сельских поселений сохранялись «элементы традиционной соседской общины,... стабильный состав жителей, ... социально-профессиональная и культурная дифференциация, типичные тесные родственные и соседские связи» (150, 70), то в современной деревне имеет место такие явления, как: - наличие значительного объема неквалифицированного тяжелого ручного труда. В связи с этим у многих сельских школьников существует особое отношение к сельскому труду. Выражаясь словами Д.СЯгафаровой «отношение к сельскому труду как второразрядному, малопривлекательному, неперспективному» (284, 51) привело к умалению роли крестьянства и значения хлеборобского труда, к отчуждению жителей села от чувства хозяина земли, к формированию «городских» интересов у сельского школьника, к стремлению во что бы то ни стало уехать в город, даже в ущерб своим склонностям, интересам; - сезонный характер и неравномерность трудовой загруженности в течение года, что в значительной степени сокращают объем свободного времени сельских тружеников, особенно у женщин; - ведение личного подсобного хозяйства; - сохранение наряду с народными традициями и обычаями многих религиозных отсталых обрядов; - низкий образовательный уровень сельских жителей, так как обучение и воспитание во многих сельских школах не отвечает современным требованиям; - неудовлетворенность уровнем культурной жизни, ибо не все сельские поселения имеют в своем распоряжении музеи, картинные галереи, музыкальную школу, народный театр и т.д.; - пьянство и алкоголизм в семьях. В таких семьях дети не только без-надзорны, но и оказываются в криминогенной жестокой среде, страдают от конфликтных отношений между эмоционально неустойчивыми родителями. Пьяные родители в свои ссоры вовлекают и детей. По данным А.В.Мудрика «до 25% семей в нашей стране вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15% - формируют правонарушителей» (150, 89); - постоянно растущее влияние города, которое ведет к распространению в сельской местности таких негативных явлений, как тунеядство, наркомания, проституция, алкоголизм, жестокость. Указанное наличие многочисленных факторов разрушают нравственную сферу не только современной деревни и самих жителей, но и нравственное развитие детей. Наряду с умственно и физически развитыми детьми появляются дети с разными нравственными качествами: - недобросовестное отношение к учению в силу слабого общего развития, неподготовленности к учебным занятиям, пассивное или безразличное отношение к жизни классного коллектива, к его мнению; - грубость, лживость, капризность и упрямство, озорство и драчливость, нечестность в поступках; - единичные проявления эгоизма, себялюбия, корыстолюбия, чванства, самомнения.

Поэтому одним из наиболее актуальным и вместе с тем сложным вопросом, требующим научно обоснованного решения на данном этапе развития общества, является вопрос о нравственном воспитании сельских детей, особенно младшего школьного возраста, так как именно младший школьный возраст наиболее восприимчив к социальным воздействиям.

Это происходит в связи с тем, что данный возраст отличается податливостью, доверчивостью, внушаемостью, отзывчивостью, непосредственностью характера.

С одной стороны, перечисленные возрастные особенности представляют большие возможности для воспитания у сельских детей положительных качеств. С другой стороны, при отсутствии должного внимания к нравственному воспитанию приводят к отрицательным результатам.

Таким образом, опираясь на вышеизложенное, можем сделать вывод о том, что для решения поставленной задачи необходимо более подробно рассмотреть психологические, физиологические, социальные особенности данного возраста; природное и сельскохозяйственное окружение; специфику семейной, общественной жизни и производственной деятельности сельского населения.

Сущность народных традиций, влияющих на нравственное воспитание сельских младших школьников

Мы живем в бурное время великого перелома истории, производства, науки; в век сверхзвуковых скоростей; лавинообразного роста научных знаний. И на этой основе негармоничным сочетанием звучат слова «традиция», «обычай», «обряд». Эти слова на первый взгляд могут вызвать у современного человека представление о косной силе прошлого, далекого, которая упорно стремится подчинить себе новый ход развития жизни.

Иной раз, в самом деле, можно встретить людей, отрицающих необходимость народных традиций и обычаев. Им кажется, что эти социальные явления на современном этапе развития общества ограничивают человеческую свободу и волю. Такие суждения говорят, во-первых, о существенном пробеле в воспитании людей, «ибо нельзя стать гражданином и патриотом своего отечества, не научившись уважать традиции и обычаи своего народа, своих современников, с которыми живешь и строишь новое общество» (206, 150); во-вторых, в силу быстротечного времени не всегда на рубеже веков объективно оценивается историческая роль традиций и обычаев: «быть средством стабилизации утвердившихся в данном обществе отношений и осуществлять воспроизводство этих отношений в жизни, новых поколений» (227, 10). Выражаясь другими словами, с помощью народных традиций и обычаев организуется связь поколений: старшие передают молодым опыт своего социального поведения, свои нравственные убеждения, чувства, привычки, способы и приемы общественной, бытовой, личной и семейной деятельности.

Именно с точки зрения воспитания молодежи народные традиции, обычаи и обряды были освещены исследователями Ю.П.Зуевым (88), А.И.Мазаевым (130), В.Е.Острожинским (185), Н.В.Трусеневой (88) в различных журнальных статьях и отдельных изданиях. А учеными В.А.Рудневым (206; 207 208; 209), И.В.Сухановым (227), Л.А.Тульцевой (243) были проанализированы и разработаны важные теоретические положения новых праздников, обрядов, традиций, обычаев, ритуалов. В числе коллективных изданий можно назвать книги, составленные следующими авторами: В.А.Воробьевым (106), В.С.Долговой (214), И.А.Крывелевым и Д.М.Коганом (240), Б.Марьяновым (199) и др.

И в настоящее время народные традиции, обычаи и обряды привлекают все более пристальное внимание ученых, педагогов, социальных психологов [Ф.СБаязитова (19; 249), Г.Н.Волков (47), Х.Ш.Махмутов (271), З.Г.Нигматов (163), Р.А.Низамов (168), Р.К.Уразманова (211), А.Н.Хузиахметов (164), А.Б.Хузина (269), Д.Р.П1арафутдинов (274), Р.Х.Шаймарданов (280) и др.] не только в силу чисто академического интереса.

Ныне, «большинство специалистов приходят к весьма пессимистическому выводу: мы начинаем расплачиваться за индустриальную цивилизацию, неизбежно ведущую к разрушению устоев, ухудшению нравов и человеческих отношений...» (194, 200). Формирование духовного мира молодых поколений народа, особенно детей, происходит на основе этих отношений. Следовательно, проблема народных обьиаев и традиций как массовых средств стабилизации отношений современного общества имеет актуальное значение. Поэтому, естественно, следует особым вниманием изучить опыт прошлых эпох в организации своих отношений в обществе, быту, семьи с целью усиления их воспитывающего воздействия на детей. А изучение опыта старших требует детального исследования структуры обычаев и традиций, взаимодействия всех её составных частей в воспроизводстве духовного облика сельских молодых поколений, так как народные традиции и обычаи больше всего сосредоточились в селах. Поэтому, соглашаясь с мнением многих вышеназванных исследователей и выражаясь словами И.Уваровой, можем сделать вывод, что традиции и обычаи «сохраняются там, где не прервана связь с землей, с растительным миром, со скотоводством, с календарем» (142,13).

Поскольку понятия «традиция» и «обычай» в нашем исследовании ключевые, сделаем обзор дававшихся ранее определений в освещении педагогической, политической и этической литературы, чтобы понять, что включают они в свое содержание.

По толковым словарям русского языка узнаем: «традиция — то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений» (183, 717; 238, 210). «Обьиай - общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила общественного поведения» (183,388; 238,326).

Примерно такое же определение дают и другие словари: «традиция - социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и сохраняющееся в течение длительного времени» (115, 456). «Обычай - исторически сложившаяся и распространенная в обществе или коллективе форма действий, повторяющихся в определенных обстоятельствах» (217,224).

Как видим, эти понятия весьма общие и по ним трудно еще судить о содержании этих общественных явлений.

Состояние использования народных традиций в нравственном воспитании младших школьников сельской местности

Испокон веков любой всенародный или местный праздник на селе становится не только радостью и общим торжеством, опорой стабильности социальной жизни, искусства народных талантов, коллективов художественной самодеятельности, смотром трудовых и культурных достижений людей, но и благодатным полем для нравственного воспитания детей.

Именно с этой точки зрения нами было изучено состояние использования бытующих традиций в Северо-Западном природно-экономическом районе Республики Татарстан. Данный район находится на северо-западе республики, занимает право- и левобережье Волги (площадь 10,8 тыс. км.). Это 16% территории Татарстана. В его состав входит 7 административных районов: Зеленодольский, Лаишевский, Пестречинский, Высокогорский, Атнин-ский, Арский и Верхне-Услонский.

История заселения и освоения этого района республики насчитывает много веков. В монографии «Татары. - М. 2001» (234) представлены материалы, с древнейших времён до конца XX в., по демографии, антропологии, диалектологии; о быте, хозяйстве и духовной культуре татарского народа. Уже с XIV века эта территория была хорошо освоена и плотно заселена татарами с редким вкраплением русских, мари, удмуртов. Об этом свидетельствует и данные профессора Н.И.Воробьёва: «Этот район являлся центром татарской культуры и был населён исключительно казанскими татарами без примеси мишарей, которые встречаются здесь лишь отдельными семьями» (49, с.57). И в настоящее время на его территории среди сельского населения татар намного больше, чем русских и представителей других национальностей.

Кроме того, этот район располагает мощным исторически сложившимся научно-техническим и культурным потенциалом всего Татарстана, так как самым крупным городом данного района и республики является столица -город Казань. Именно в этом районе «сосредоточены 51% всех занятых в промышленности и 15% занятых в сельском хозяйстве, 3/4 всех занятых в науке и научном обслуживании, 55% всех специалистов с высшим образованием, вузов, 29 средних специальных учебных заведений, 7 профессиональных театров республики» (65, с. 121-122).

Вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о том, что данный природ-но-экономический район является наиболее главным и самобытным, где население живёт сплошной массой, куда после событий конца XIV столетия перенёсся главный культурный центр татарского народа и где, собственно, сложилась окончательно татарская культура со всеми традициями, обычаями, обрядами, праздниками, положительно влияющая на нравственное развитие детей.

Для подтверждения этого вывода нами были изучены населенные пункты, находящиеся в составе Кургузинского, Якинского, Бишнинского, Ключинского, Мемделинского, Больше Ковалинского, Чувашлинского, Ай-башского, Альдермешского местных управлений двух районов (Высокогорский и Зеленодольский) данного региона. Обнаруженные данные об этих ме-стных управлениях представляются в виде таблицы (Приложение № 1).

На современном этапе развития общества жители этих деревень с большой любовью не только сохраняют, развивают, но и используют в нравственном воспитании своих детей наряду с новыми многие общенародные, семейные, религиозные традиции, обряды, праздники старины.

Так, на территории всех перечисленных 9 местных управлений проводятся: всеми любимый и ожидаемый праздник «Сабантуй» (он проходит как общенародное гулянье, сопровождаемое соревнованиями в национальных видах спорта, выступлениями музыкантов, певцов, танцоров, веселыми играми); религиозные праздники «курбан-байрам», «ураза-байрам» (в сельских мечетях во время этих праздников через заповеди Корана объясняются нравственные общечеловеческие ценности — творить добро, почитать старших, быть честным, много трудиться и т. д.); ежегодные государственные праздники, как «8 Марта», 23 февраля, День Победы, «Праздник Урожая»; семейный обряд наречения именем новорожденного. Он осуществляется на седьмой день после рождения ребенка. Родители приглашают и с почетом встречают уважаемого в селе старика или муллу, родственников, соседей, детей.

Однако есть села и школы, например, Бишня, Мемдель, Ключи, Яки, Кульбаши, где наряду с перечисленными отмечаются еще и такие праздники, как «Науруз», «Грачиная каша», «Бабушкин сундук», «Вышитое полотенце». У них создался свой обряд этих праздников, где с успехом используются многие элементы народных обычаев, и в первую очередь фольклорные образы, жизнеутверждающая народная музыка, танцы и наряды.

А в школах деревень Альдермеш, Большие Ковали, Айбаш, кроме всех вышеназванных праздников, проводятся вместе с односельчанами «Праздники родника, села», весеннее «Зазывание солнца» и многие другие. Родники, скромно несущие чистейшую воду, в этих деревнях умелыми руками взрослых и детей превратились в природные памятники. При этом ими использованы не только стройматериалы, рельеф местности, но и народные обычаи.

В дальних маленьких деревнях, как Упсабаш, Яна авыл, сохраняется свадебный обряд, когда невесте показывают дорогу к роднику. Это весёлое шествие, сопровождаемое песнями, плясками, привлекает внимание всех жителей этих деревень, в том числе и детское. В ведро, наполненное водой, дети бросают монеты, желая молодым счастья и богатства.

Содержание и методы процесса нравственного воспитания сельских младших школьников на народных традициях

Опыт народа, мудрость поколений - вот без чего нельзя воспитать полноценную личность. В народе всегда сильна была власть идей добра, справедливости, праведности, нравственности. Бездуховность, никогда не была присуща отдельному человеку и народу в целом, национальной истории и культуре.

Именно поэтому «возрождение национальной школы, обновление ее содержания - это одно из стратегических направлений в решении современных проблем образования, являющееся приоритетными на этапе преобразования общества» (153, 61). Следовательно, насущная задача современной школы, на наш взгляд, не только востребовать лучшие педагогические традиции народного воспитания, но и объединить академическую народную педагогику в едином русле воспитания детей.

Тем более, как показывает педагогическая практика, в решении данной задачи в большинстве российских национальных школ уже имеется определенный положительный опыт работы. В качестве примера можно привести следующее: - крупномасштабный образовательно-воспитательный проект «Исто-ки» в Вологодской губернии (195, 8); - предмет «Добротолюбие» в Ивановской средней школе Ярославской области (136, 13); - факультативный курс «Введение в народоведение» (автор М.Ю.Новицкая)(171); - предмет «Народоведение» (авторы А.Басаргина, К.Лисова, Г.Суворова) (172,91) и другие.

Вышеназванные программы, курсы, предметы и по утверждению их авторов, и по нашему мнению решают ряд существенных задач по приобщению детей-школьников к народным традициям и обычаям. А именно, дают фундаментальные знания о народе как определенной нации, об особенностях быта и трудовой Деятельности, о национальном характере, психологии, мировоззрении, культуре, а также о семье, своей родословной, о родном крае и всем, что связано с ним.

Последовательное, основательное приобщение школьников к языку, словесности, истории, философии, искусству, ремеслам осуществляется и в Республике Татарстан. Так, во многих гимназиях учебные программы обновляются такими курсами, как: - «Этнокультура и фольклор народов Среднего Поволжья и Приура-лья» (автор Г.И.Чугунова), преподаваемый в школе-гимназии №96 г. Казани (153, 86); - «Основы народного воспитания» (авторы педагоги школ Азнакаев-ского района) (66,9); - «Народная культура» (автор А.М.Аминов), изучаемый в №48 школе г. Казани (7); - «Изучение татарской культуры, формирование национального самосознания» (автор Н.М.Гизатуллина), рекомендуемый как опыт работы Кукморского районного отдела образования (92, 54-57); «Национальная культура» (автор Л.А.Харисова), введенный в №5 гимназии г.Казани (257) и другие.

Таким образом, проведенное нами исследование показывает, что школы с обучением и воспитанием на родном языке; с освоением национальной культуры, духовности родного народа; с воспитанием духовно богатой личности преимущественно организуются в городах и районных центрах, да и то в школах-гимназиях. Примером к данному утверждению служат и такие работы, как «Концептуальная модель национальной гимназии», разработанная директором гимназии №2 г. Казани К.З.Хамидуллиной, кандидатами наук М.В.Лотфулиным и Т.Б.Харисовым (111, 44), «Концепция татарской школы-гимназии г. Заинска», предложенная Р.А.Сахиповой (213, 88-89) и другие.

Как видим, немало работ посвящено исследованию идей народной педагогики в учебно-воспитательном процессе гимназий. Почти практически отсутствуют такие работы, в которых речь шла бы об использовании традиций и обычаев как средств народной педагогики в нравственном воспитании сельских детей, причем младшего школьного возраста. Казалось, этому способствует и сельскдш быт, и трудовой уклад жизни, которые, в отличие от городов, и по сей день сохраняют народные трудовые, семейные, праздничные, религиозные традиции, общинность, воспитание детей «всем миром».

Похожие диссертации на Народные традиции как средство нравственного воспитания младших учащихся сельской школы