Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственно-художественный идеал в становлении личности старшеклассника Граблина Нина Васильевна

Нравственно-художественный идеал в становлении личности старшеклассника
<
Нравственно-художественный идеал в становлении личности старшеклассника Нравственно-художественный идеал в становлении личности старшеклассника Нравственно-художественный идеал в становлении личности старшеклассника Нравственно-художественный идеал в становлении личности старшеклассника Нравственно-художественный идеал в становлении личности старшеклассника Нравственно-художественный идеал в становлении личности старшеклассника Нравственно-художественный идеал в становлении личности старшеклассника Нравственно-художественный идеал в становлении личности старшеклассника Нравственно-художественный идеал в становлении личности старшеклассника
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Граблина Нина Васильевна. Нравственно-художественный идеал в становлении личности старшеклассника : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2001 190 c. РГБ ОД, 61:01-13/1679-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Педагогические условия становления личности старшеклассников.

1.1. Категория «идеал» в историко-философском и педагогическом освещении 11-30 с.

1.2. Роль идеала в становлении личности старшеклассника как психолого-педагогическая проблема 31- 45 с.

1.3. Искусство слова в личностном становлении учащихся выпускного класса, 46- 56 с.

Выводы по первой главе 57- 58 с.

Глава И. Формирование понятия «нравственно-художественный идеал».

2.1. Определение понятия «нравственно-художественный идеал» и дидактические условия его постижения учащимися 59-82 с.

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента и задачи формирующего эксперимента 83-89 с.

2.3. Поэтапное формирование понятия «нравственно-художественный идеал» 90- 103 с.

Выводы по второй главе. 104-106 с.

Глава III. Нравственно-художественный идеал как дидактическое средство становления личности старшеклассников.

3.1. Экспериментальное обучение на примере романа И.С.Шмелева «Лето Господне» и рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека» 107- 148 с.

3.2. Результаты формирующего эксперимента і 149 — 156 с.

Заключение ! 157- 160

Введение к работе

На современном этапе человечество находится в состоянии перехода на информативную стадию развития цивилизации, что вызывает глубокие преобразования всех сфер общественной жизни. Научно-техническая революция предоставляет огромные возможности человеку в освоении планетарного и космического пространств, в создании материальных благ. Но наряду с глубокими изменениями в области науки и техники в обществе усиливаются негативные тенденции: рост бездуховности, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров, социальные и экологические катаклизмы, растерянность, утрата идеалов, пессимизм, отчуждение, преступность, наркомания, оказывающие губительное воздействие на молодежь. Такое состояние общества определяется как гуманистический кризис человечества.

В ситуации морального смятения, дисгармонии социальных отношений людей и их ценностных приоритетов особенно актуальна роль школы, способной найти побудительную основу развития нравственного потенциала подрастающего рйгоколения, определить этически выверенные ориентиры, необходимые для становления формирующейся личности, . пробуждения исконного стремления российского человека «жить праведно».

Эффективность педагогической функции школьных учреждений зависит от целостной системы учебно-воспитательного процесса. В качестве ее базового компонента актуальна гуманизация личности в контексте духовно-нравственного становления, освоения культурных общечеловеческих и национальных ценностей. I Актуальность проблемы становления личности старшеклассника определена стратегическим курсом гуманистической парадигмы современного образования. Гуманистически ориентированная педагогика и психология всегда направляли свое і внимание на изучение личностного роста учащихся в условиях специально организованной учебно-воспитательной системы.

Проблема исследования становления личности старшеклассников в педагогическом смысле обусловлена объективно существующей потребностью разрешения ряда противоречии:

--Изменившиеся условия жгонедеятелшости человека, обусловленные сложившейся политической ситуацией в стране (новая экономическая политика, социальное разделение общества, переоценка нравственных ценностей), создают большие трудности в становлении личности учащихся. Остается невостребованным богатейший воспитательный потенциал русской культуры (в том числе и литературы), которая на протяжении многих веков оказывала мощное воспитательное воздействие на нравственное становление молодого поколения.

- Подрастающий человек остро нуждается в определенных этических ориентирах, в опоре на всечеловеческие (Ф.М.Достоевский) ценности с учетом национальных особенностей, тогда как в реальной действительности он встречается с негативными моральными явлениями и отсутствием у окружающих нравственного стержня. Между тем у российского народа имеется устойчивое целостное представление о нравственном идеале, об этических требованиях, предъявляемых к личности. Это находит свое отражение в устном народном творчестве и литературе.

- В среде теоретиков и практиков педагогики сформировалось понимание необходимости использования духовного наследия русской культуры в развитии «

теории и практики воспитания, однако на учебно-воспитательном процессе это существенно не отразилось, что связано с недостаточной разработанностью вопроса о культуросообразности изучаемого в школе материала.

- Возникла необходимость прогнозировать влияние на процесс становления школьников средств искусства слова, однако отсутствие теоретико- методологических разработок целенаправленного воздействия нравственно- художественного идеала писателя на личность учащихся не позволяет в полной мере решить эту проблему.

Личность как предмет научного (философского, социологического, психологического, эстетического, педагогического и т.д.) исследования неисчерпаема. Проблема становления личности нашла отражение в учении Сократа и трудах других древнегреческих философов - Платона, Аристотеля, Геродота, Демокрита. Великие гуманисты - философы и педагоги - М.Монтень, Т.Мор, Т.Кампанелла, Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, Д-Дидро, И.Песталоцци, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, В.ССоловьев, Н. А.Бердяев, В.В.Зеньковский, И.А.Ильин, С.И.Гессен были убеждены, что человек должен воспитываться на идеалах красоты, добра и справедливости. Классики отечественной педагогической мысли (В.И.Водовозов, ВЛ.Острогорский, В.Я.Стоюнин, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий) указывали на воспитательную роль литературы в духовно-нравственном становлении молодежи.

В первую половину XX века в науке господствовало описание черт личности, набор которых зачастую черпался не из результатов научного исследования, а из социального опыта. Так возникли личностные тесты (Г.Айзенк, Д.М.Кеттел, Г.Олпорт). Педагогическая наука изучала не только формирование знаний, умений и навыков, но и становление личности в целом (В.В.Давыдов, М.А.Данилов, М.Н.Скаткин, ЛВ.Занков, ИХОгородников, Г.И.Щукина, М.И.Махмутов, И.СЯкиманская, Ю-М.Орлов и др).

Пути эффективного влияния искусства слова на личностный рост учащихся изучали В.ВХолубков, М.А.Рыбникова, Г.А.Гуковский, Г.И.Беленький, О.Ю.Богданова, Н.Я.Мещерякова, О.И.Никифорова, Л.Г.Жабицкая, В.Г.Маранцман, Е.В.Квяжовский. Проблему становления личности ппсольников исследовали Ю.К.Бабанский, Г.Н.Волков, И Я.Лернер, П.И.Пидкасистый, В.А.Разумный, М.Н.Скаткин, В.А.Сластенин, Л.В.Тодоров, Н.Е.Щуркова и др.

Серьезное внимание, связанное с изучением личности и ее становлением, уделяли в своих исследованиях Б.Г.Ананьев, КААбульханова, Л.И.Божович, А.А.Бодалев, Д.И.Водзинский, Л.СВЬЕГОТСКИЙ, Т.П.Гурина, В.А.Караковский, А.Г.Ковалев, И.С.Марьенко, В.С.Мерлин, Т.Е.Конникова, Б.Ф.Ломов, В.Э.Чудновский, В.А.Ядов.

Культуроведческие аспекты исследуемой проблемы отражены в трудах М.М.Бахтина, В.С.Библера, Л.Н.Гумилева, Д.С.Лихачева, А.Ф.Лосева, Ю.М.Лотмана, М.Мид, А.Швейцера и других ученых.

Анализ философской, психологической и педагогической научной литературы позволил сделать вывод о том, что проблема становления личности актуальна и ее решение в системе гуманистического образования жизненно необходимо.

Гуманистическая направленность обучения и воспитания, с одной стороны, и недостаточная разработанность педагогических условий становления личности старшеклассников, поиск путей и средств оптимизации этого сложного и . противоречивого процесса, потребности педагогической практики обусловили выбор темы, с другой стороны, определили актуальность, значимость) темы исследования: «Нравственно-художественный идеал в становлении личности старшеклассников».

Проблема исследования заключается в раскрытии сущности воспитательного влияния нравственно-художественного идеала писателя как средства оптимизации процесса становления личности выпускников школы.

Цель исследования: теоретическое и практическое обоснование выбора эффективных средств становления личности учащихся старших классов.

Объект исследования: процесс обучения и воспитания старшеклассников.

Предмет исследования: становление личности старшеклассника под влиянием нравственно-художественного идеала.

Гипотеза исследования заключалась в предположении, что процесс становления личности старшеклассников проходит успешно, если:

1) определены и реализованы педагогические условия становления личности старшеклассника;

2) в процессе учебно-познавательной деятельности сформировано личностное эмоционально-ценностное отношение старшеклассника к нравственно-художественным идеалам писателя, результатом которого должна стать их интериоризация;

3) на основе интериоризированных нравственно-художественных идеалов f писателей сформированы личные идеалы вьшускника школы, позволяющие ему создать индивидуальную программу самовоспитания и относительно стабильную систему нравственных стремлений;

изучение произведений искусства слова осуществляется с опорой на осмысление воплощенных в них духовно-нравственных ценностей, то есть на s

ґ. область, оказывающую влияние на мировоззрение, эмоциональную сферу школьника и способствующую самоактуализации его личности;

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:

- на основе историко-логаческого анализа психолого-педагогической литературы определить структуру, содержание и педагогические условия процесса становления личности старшеклассников;

, - выявить ценностные ориентации учащихся выпускного класса;

- пределить сущность понятия «нравственно-художественный идеал» и ввести его в учебно-воспитательный процесс;

-создать педагогическую модель личностного становления старшеклассника под влиянием нравственно-художественных идеалов.

Методологическую основу исследования составили положения о необходимости гуманизации образования, философской концепции о ведущей роли деятельности как источнике духовного роста человека, о соотнесенности общечеловеческих и национальных идеалов с потребностями активно осваивающего мир субъекта, положения психолого-педагогической науки о широких возможностях духовно-нравственного развития учащихся.

Исследование опиралось на теоретические концепции:

- системно-деятельного подхода к становлению личности (Л.С.Выготский, М.С.Каган, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);

- личностно ориентированной направленности учебно-воспитательного процесса в современной школе (Н.А.Алексеев, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.СЯкиманская, Н.Е.Щуркова);

- диалога культур (В.СБиблер);

- ценностного восприятия личностью учебного материала (ИЛ.Лернер);

- ценностно-целевых установок как стержневом компоненте структуры личности и ее становления (А.А.Бодалев, Е.А.Бондаревская, О.Г.Дробицкий, В.П.Тугаринов, В.А.Дцов и др).

Основные методы исследования - теоретический анализ, обобщение научных идей и взглядов, изложенных в трудах по философии, психологии, педагогике, этике, эстетике, теории и методике литературы; анализ программ и опубликованных проектов стандартов учебных курсов; метод наблюдения и оііьітно-диагностическая работа; социально-педагогические методы: анкетирование, тестирование, беседы, опрос, интервьюирование; констатирующий и формирующий эксперимент; анализ творческих работ учащихся;

количественный и качественный анализ экспертных оценок; ретроспективный анализ собственного педагогического опыта; экспериментальное преподавание на основе разработанной педагогической модели в образовательных учреждениях Московской области.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью исходных методологических и научных психолого-педагогических позиций, применением комплекса теоретических и эмпирических методов, длительностью эксперимента, репрезентативностью полученных в результате эксперимента данных, целенаправленным анализом и обобщением опытно-экспериментальной работы, проводившейся диссертантом в течение 20 лет; воспроизводимостью и успешным внедрением результатов исследования в практику образовательных учреждений.

Основная база исследования - гимназия №5 г.Дзержинского, лицей № 42 г.Люберцы и средняя общеобразовательная школа №3 г.Лыткарино Московской области.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается:

- в выделении ведущих идей и обосновании целостного представления о сущности, содержании и структуре процесса личностного становления старшеклассников;

- во внедрении в учебно-познавательный процесс понятия «нравственно-художественный идеал», определении его сущности и дидактических функций;

в создании педагогической модели становления личности старшеклассника под влиянием нравственно-художественных идеалов;

в теоретическом и экспериментальном выявлении педагогических условий, обеспечивающих становление личности учащихся старших классов:

1) учет психолого-возрастных и индивидуальных особенностей вьшускников школы;

2) включение в образовательнбШ процесс учебного материала об особенностях российского менталитета, культурно-исторических традициях и \ национальньгх идеалах;

3) организация учебной деятельности на принципах личностно ориентированного образования;

4) использование гуманистического, ценностно-ориентирующего содержания искусства слова и его эмоциональной природы в качестве целенаправленного воспитательного воздействия на личность старшеклассников.

Практическая значимость исследования.

На основе материалов педагогического эксперимента разработаны, апробированы и внедрены в практику методические рекомендации, которые вооружают учителей научно обоснованными и практически выверенными выводами о воспитательном влиянии нравственно-художественного идеала на личность учащихся.

Изучение литературного произведения в указанном аспекте создает педагогические предпосылки для формирования личных осознанных идеалов старшеклассников и позволяет избежать перегрузки учащихся выпускного класса. Полученные результаты и выводы опытно-экспериментальной работы могут быть использованы не только в практической деятельности школ, но и в процессе переподготовки и повышения квалификации учителей русского языка и литературы, истории, географии, мировой художественной культуры.

Организация и этапы исследования. Первый этап (1997-1998 гг.) - изучение философской, психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы по проблеме; изучение опыта работы педагогов в аспекте рассматриваемой проблемы; определение цели, гипотезы и задач исследования.

Второй этап (1998- 1999 гг.) - определение методологической и теоретической основы исследования; уточнение педагогической концепции, формулирование теоретических положений выдвигаемой проблемы, проведение опытно-экспериментальной работы; опытное обучение.

Третий этап (1999-2000 гг.) - обобщение и анализ результатов педагогического эксперимента; теоретическое осмысление и систематизация результатов исследования; формулировка выводов.

Апробация результатов осуществлялась посредством публикаций в педагогической печати, выступлений на конференциях: «Народная культура в системе гуманитарного образования» (Москва, ИПК и ПРНО МО, январь 1998г.), «А.СПушкин в школе» (Москва, ИПК и ПРО МО, январь, 1999 г.), «А.СПушкин и мировая культура» (Москва, МГУ им. М.В Ломоносова, февраль 1999 г.), «М-А-Шолохов в школе» (Москва, ИПКи ПРНО МО, апрель 2000 г.); на лекционных чтениях и практических занятиях в системе повышения квалификации учителей Московской области. Положения, выносимые на защиту:

- Включение в содержание образования в соответствии с принципом культуросообразности учебного материала об особенностях российского менталитета, культурно-исторических традициях и национальных идеалах способствует воспитанию у старшеклассников гражданской позиции, национального самосознания и исторической памяти, без чего становление вьшускника школы не может быть реализовано.

Нравственно-художественный идеал писателя — эффективное дидактическое средство в становлении личности вьшускника. Процесс перехода содержания нравственно-художественного идеала в неотъемлемую составную часть структуры личности старшеклассника представляет собой интериоризацию моральной ценности, превращения нравственного знания в нравственное убеждение и личный идеал школьника.

- Сформированные на базе интериоризированных нравственно-художественных идеалов писателя личностно значимые идеалы старшеклассника содержат предпосылки для становления: ценностного самоопределения, создания индивидуальной позитивной программы самовоспитания, возникновения относительно стабильной системы нравственных убеждений, позволяющих противостоять негативным явлениям действительности.

Категория «идеал» в историко-философском и педагогическом освещении

Идеал как мировоззренческая категория обладает большой побудительной силой, является системообразующим фактом всей структуры деятельности по достижению данного идеала, играет важную роль в целеполагании человека, тесно связан с содержанием образования и процессом становления личности школьника, а потому представляет безусловный интерес для педагогической науки.

Идеал - образ совершенства, наиболее ценного и величественного, в культуре, искусстве, в отношениях между людьми, нравственное и абсолютное основание морального долга, критерий разделения добра и зла. Проблема идеала -это проблема исторически оптимального культурного соотношения индивидуальности и социальности, в контексте которого и возникают нормативный, нравственный, онтологический, религиозный и иные аспекты этого социокультурного феномена. Идеал - сложная категория, а потому требует синкретического подхода с привлечением фактов истории, философии, психологии, этики, эстетики, фольклористики, педагогики и литературы.

Категория «идеал» исторически сложилась в русле античной философии. Древняя Эллада с ее демократизмом, гуманизмом культуры, устремленностью к единой мировой гармонии, создала тот феномен классического идеалу прекрасного, которому человечество не перестает удивляться вот уже более двух с половиной тысяч лет. Основными чертами древних греков стало чувство собственного достоинства, гордость за демократическое устройство полисов, свободолюбие, физическое совершенство, гармоническое единство с природой.

Еще до Гераклита связь нравственных и эстетических начал жизни, роль эстетического и нравственного начал в воспитании человека была отмечена Пифагором и его школой. Демокрит видел сущность прекрасного в разумном подходе человека к оценке окружающего его мира.

Попытки философского осмысления идеала были предприняты «первым теоретическим человеком» Древней Греции - Сократом. Для Сократа критерий прекрасного - прежде всего целесообразность, неразделенность красоты и добра (калокагатия). Философ пришел к выводу о божественном происхождении разума и красоты человека.

Платон указал на существование идеи красоты, которая значительно шире всех единичных проявлений прекрасного. В понимании древнегреческого философа, вечная, божественная идея красоты есть сущность прекрасного. Категория «идеал» исторически сложилась и разрабатывалась в философии Платона. И хотя Платон не вводил в эстетику понятие «идеал», он по существу первым из философов Древней Греции заявил о действительной силе искусства и его воздействии на формирование нравственного начала в жизни людей. Древнегреческий философ одним из первых мыслителей-идеалистов разработал концепцию «разделения» мира на идеальный (совершенный) и реальный (несовершенный). Человек, в понимании Платона, несовершенное существо, непрерывно преодолевающее свое несовершенство именно путем обращения к ценностям, через них он формируется и совершенствуется. Стремясь к совершенству, человек создает себя в ценностях. К вечным и абсолютным общечеловеческим идеалам Платон относил добро, справедливость, умеренность, мужество. (213,47)

Аристотель рассматривал идеал с материалистической точки зрения. Древнегреческий философ, изучая категорию прекрасного, определил основные ее виды: «слаженность, соразмерность и определенность». Воплощение прекрасного он видел и в человеке, и в явлениях природы, и в животных, и в вещах. Аристотель один из первых указал на роль идеала в воспитании. Отмечая единство волевой и разумной сторон души, он заявил о гармонии развития личности.

Аристотель развил учение о калокагатии - внутреннем единстве нравственного и эстетического начал в человеке. Философ считал, что в формировании идеала исключительную роль играет художественная культура, воплощая эстетический идеал как модель идеала целостного человека и гармоничного устройства жизни. Он один из первых указал, что искусство, отражая действительность, не имеет самодовлеющей ценности и связано с нравственной жизнью людей и подчинено задачам «усовершенствования в добродетели. У Аристотеля находим кредо оценки личности: « Природа дала человеку оружие - интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах». (9,8 - 9)

В период средневековья окончательно вычленяется понятие «идеал», хотя принадлежит категории божественного. Основным критерием оценки искусства становится не «подражание» природе, как у древних греков, а «духовное», «божественное», «идеальное».

Определение понятия «нравственно-художественный идеал» и дидактические условия его постижения учащимися

Познание человеческих отношений в художественной литературе неразрывно соединено с определенной целью — изображением этих отношений в свете тех идеалов, которым должны отвечать эти отношения. "Для того чтобы было создано содержание, предмет должен пройти через мысль и чувство писателя, должен быть осознан и оценен в свете утверждаемых писателем идеалов". (1,18) Истинный художник, изображая действительность, дает читателю возможность почувствовать и то, каким должен бы быть совершенный человек. Автор соотносит созданный им образ с тем идеалом прекрасного, который незримо одухотворяет все его творчество.

В этом смысле основной сущностью искусства слова является то, что и его содержание, и предмет изображения, через который проявляется это содержание (человеческая жизнь), освещены эстетической целью: оценкой действительности применительно к «угаданным умом и воспроизведенным фантазиею» писателя идеалам. В отражении действительности под углом зрения исторически сложившихся идеалов и состоит главная общественная функция художественной литературы. Воплощение писателем своего идеала в литературном произведении - сложнейший творческий процесс создания нравственно-художественного идеала, который становится индивидуализированным обобщением писателя, раскрывающимся в конкретно-чувственной форме художественной ткани произведения. Отражение жизни в искусстве не бывает индифферентным, независимым от мировоззрения художника, которое связано с оценкой отражаемого, с определенными идеалам. Являясь главной оценочной категорией в эстетической области, высшим критерием в процессе восприятия и познания прекрасного в действительности и искусстве, идеал возникает и развивается на реальной почве, в ходе эстетического освоения действительности. Воплощая мечту человека о прекрасном, гармоничном, совершенном, искусство слова ведет его вперед, озаряя путь светом идеалов. Н.Г.Черньппевский писал: «Цель и назначение ...произведений искусства — дать возможность хотя бы в некоторой степени познакомиться с прекрасным в действительности людям» которые не имели возможности наслаждаться им на самом деле... служить напоминанием, возбуждать и оживлять воспоминания о прекрасном в действительности.» (24, 7)

В процессе творческого осмысления и воплощения жизненного материала в художественную форму автор дает ему оценку в свете своих идеалов. Художник -не только мыслитель, познающий и дающий нам познать закономерности жизни. Он всегда создатель эстетических ценностей, воспитатель красотой, силою идеала. Идеал отражает в себе назревпше общественные потребности. В нем всегда выражена тенденция развития, предвидение будущего, а это представляет для старшеклассника несомненный интерес.

Влияние художественной литературы на читателя глубоко и верно объяснил Л.С.Выготский: «Чудо искусства скорее напоминает другое евангельское чудо — превращение воды в вино, и настоящая природа искусства всегда несет в себе нечто претворяющее, преодолевающее обыкновенное чувство, и тот же самый страх, и та же самая боль, и то же волнение, когда они вызываются искусством, заключают в себе нечто сверх того, что в них содержится. И это нечто преодолевает эти чувства, претворяет их воду в вино, и, таким образом, осуществляется самое важное назначение искусства». (60, 318) Оценивая воспитательную функцию искусства слова, дидакты, методисты, литературоведы активно используют термины: «нравственно-эстетический идеал писателя», «нравственно эстетическая позиция писателя», «эстетический идеал». Эстетический идеал - это относительно устойчивое конкретно-историческое представление индивида или сообщества о личности, которая в результате исторического движения этого общества выступала в своем полном, цельном, гармоническом и всестороннем развитии как совершенно прекрасная. В.И. Коровин. (139, 39)

Проблему нравственно-эстетического идеала изучали З.Р.Рез, Н.К.Гей, Н.А.Станчек, Л.И.Тимофеев, Д.А.Сладкова, Т.П.Соболева, В.Г.Маранцман, Е.В.Квятковский, Б.К.Ходжаев, Л.В.Коняхина, В.А.Кратикова, СН.Каратай и другие.

-61 Нравственно-эсгетический идеал писателя, в понимании педагогов-исследователей, есть совокупность мировоззренческих взглядов и нравственно-эстетической концепции автора, его восприятия и оценки проявлений прекрасного и безобразного и выбранных в зависимости от этого художественных средств и приемов.(137, 63) Понятие «нравственно-эстетическая позиция писателя» в педагогическом исследовании С.Н.Каратай трактуется как освоенное писателем нравственно-эстетическое отношение к действительности, воплощенное в художественном произведении в единстве выражения и изображения.(126, 60). В указанных диссертациях не разработано понятие о нравственно-художественном идеале писателя и не изучены его дидактические функции. Необходим научно-теоретический подход, дающий полную картину личностного роста учащихся старших классов под влиянием нравственно-художественных идеалов, что стало одной из основных задач данного исследования.

Экспериментальное обучение на примере романа И.С.Шмелева «Лето Господне» и рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»

В процессе опытно-экспериментальной работы на уроках литературы в 11-х классах реализовывалась предлагаемая в данном исследовании педагогическая модель становления личности старшеклассника. Результативность представленной модели продемонстрируем на изучении 2-х произведений: романе И.С.Шмелева «Лето Господне» и рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека». Выбор данных произведений для опытно-экспериментальной работы отвечает всем дидактическим требованиям к содержанию учебного материала: художественно-эстетической ценности произведения; национально-педагогической традиции обращения к произведению, учитывающей изменившуюся социально-культурную ситуацию; доступности произведения для учащихся определенного возраста.

Остановимся на романе И.С. Шмелева «Лето Господне». Опытно-экспериментальная работа проходила в несколько этапов. Решающим моментом в процессе подготовки к восприятию произведения художественного произведения стала психологическая подготовка на его восприятие, которая создала определенный настрой, обеспечила живой интерес, эмоциональность восприятия и правильное осмысление романа, что способствовало формированию идеалов учащихся. Первым этапом стало создание положительного настроя на восприятие данного произведения, пробуждение познавательного интереса, активизация субъектного опыта старшеклассника, что способствовало формированию его личностного отношения к изучаемому произведению. На данном этапе работы использовался метод эмоционального стимулирования школьников, что позволяло создать ситуацию нравственных переживаний. С этой целью старшеклассников педагог знакомил с отзывом И.А.Куприна : «Шмелев теперь - последний и единственный из русских писателей, у которых еще можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка. Шмелев изо всех русских самый распрерусский, да еще и коренной, прирожденный москвич, с московским говором, с московской независимостью и свободой духа». (152) Использовались на уроке литературы и воспоминания ВА.Маевского, много лет знавшего Шмелева по эмиграции: « Я с трудом решаюсь говорить о характере Ивана Сергеевича. Я знаю, что не сумею достаточно ясно рассказать про глубокое благородство его души, про его доброту и сердечность; не сумею передать тот оттенок поэзии и трогательной грусти, которыми веяло от всей его личности. Его чрезвычайная мягкость, благородное изящество всего его душевного облика делали его обаятельным человеком. .. .Иван Сергеевич Шмелев был действительно человек редкий. Он не был способен ни на какое дурное движение душевное». (175, 128)

Приведенные учителем сведения, имеющие ценностно-ориентационный характер, позволили ученикам понять, каким Шмелев был в жизни, в общении с другими людьми, проникнуться симпатией к его личности, что способствовало созданию эмоционально-положительного настроя на предстоящую учебно-познавательную деятельность. Сообщение о том, что главная книга его жизни -«Лето Господне» вобрала в себя многое из человеческого и художественного опыта, подытожила его искания, думы о том, что такое Россия и русский человек, позволило усилить познавательный интерес учащихся к изучаемому произведению. Школьники узнали, как сам писатель оценивал свою книгу. Шмелев писал: «В ней я показываю лицо Святой Руси, которую я ношу в своем сердце... Россию, которая заглянула в мою детскую душу...». (150). Эти сведения помогли старшеклассникам понять, что произведение Шмелева носит автобиографический характер, предоставляющий возможность постижения духовных ценностей автора.

На первом этапе опытно-экспериментальной работы была выполнена педагогическая задача - настроить учащихся на личностное эмоционально-ценностное восприятие учебного материала.

Вторым этапом стала организация морально-познавательной и ценностно-ориентационной видов деятельности по выявлению нравственных идеалов писателя, воплощенных в художественной ткани произведения. Выявляя авторские идеалы, школьники, соприкасаясь с миром гармоничного, должного, в ходе творческой деятельности удовлетворяют свои нравственно-эстетические потребности. Осуществляя ценностно-ориентационную деятельность, старшеклассники постигают уникальность идеалов И.С.Шмелева, воплощенных в «Лете Господнем», соотносят их с собственным внутренним миром, определяют личное отношение к авторским ценностям, трансформируют свой субъектный опыт.

Организация указанных видов деятельности потребовала постановки перед старшеклассниками ряда учебных задач: 1) интерпретировать произведение в единстве формы и содержания; 2) выявить нравственно-художественные идеалы писателя в названии, эпиграфе, композиции, языковом строе, системе образов, в особенностях изобразительных средств, концепции произведения, в синтаксическом строе и т.д.); 3) оценивать художественное произведение через призму нравственно-художественного идеала, основываясь на очерченных критериях; 4) написать творческую работу как результат морально-познавательной и ценностно-ориентационной видов деятельности; 5) соотнести нравственно-художественные идеалы писателя с собственными взглядами, убеждениями, идеалами.

Похожие диссертации на Нравственно-художественный идеал в становлении личности старшеклассника