Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственно-эстетическое воспитание юношей в лицеях России XIX - начала XX вв. Иванова Людмила Геннадьевна

Нравственно-эстетическое воспитание юношей в лицеях России XIX - начала XX вв.
<
Нравственно-эстетическое воспитание юношей в лицеях России XIX - начала XX вв. Нравственно-эстетическое воспитание юношей в лицеях России XIX - начала XX вв. Нравственно-эстетическое воспитание юношей в лицеях России XIX - начала XX вв. Нравственно-эстетическое воспитание юношей в лицеях России XIX - начала XX вв. Нравственно-эстетическое воспитание юношей в лицеях России XIX - начала XX вв. Нравственно-эстетическое воспитание юношей в лицеях России XIX - начала XX вв. Нравственно-эстетическое воспитание юношей в лицеях России XIX - начала XX вв. Нравственно-эстетическое воспитание юношей в лицеях России XIX - начала XX вв. Нравственно-эстетическое воспитание юношей в лицеях России XIX - начала XX вв. Нравственно-эстетическое воспитание юношей в лицеях России XIX - начала XX вв. Нравственно-эстетическое воспитание юношей в лицеях России XIX - начала XX вв. Нравственно-эстетическое воспитание юношей в лицеях России XIX - начала XX вв.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Иванова Людмила Геннадьевна. Нравственно-эстетическое воспитание юношей в лицеях России XIX - начала XX вв. : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2003 159 c. РГБ ОД, 61:04-13/978

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Становление и развитие лицейского образования в России .13

1.1 История развития лицейского образования в России 13

1.2 Теория и практика нравственно-эстетического воспитания в России XIX - начала XX вв 38

Выводы 64

Глава II. Педагогические условия осуществления нравственно-эстетического воспитания юношей в лицеях России XIX - начала XX вв .. 66

2.1 Педагогические кадры российских лицеев 66

2.2 Содержание обучения и организация учебной деятельности в лицеях 92

2.3 Организация и характер воспитательной работы во внеучебное время 109

Выводы 139

Заключение 141

Список использованной литературы 146

Введение к работе

Общеизвестным является утверждение, что нравственное состояние российского общества переживает кризис. Несмотря на многочисленные заявления, что нравственное воспитание должно стать центральным звеном образования в современной России, задачи нравственного, патриотического, эстетического воспитания и технологии их реализации специально нигде не прописаны.

Вечность и актуальность проблем, связанных с нравственно-эстетическим воспитанием подрастающего поколения, бесспорна. На всех этапах развития человечества и педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной обсуждались цель, содержание, методы нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Анализ научной литературы показывает, что проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Я.А.Коменского, Ж.Ж.Руссо, Дж.Локка, И.Ф.Гербарта, И.П.Песталоцци, Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и др. В то же время имеющийся материал по проблеме формирования и развития нравственности необходимо подвергнуть осмыслению с точки зрения современных социально-экономических преобразований, происходящих в обществе.

В отечественной педагогике общие проблемы нравственного воспитания разработаны в трудах Ю.П.Азарова, Л.М.Архангельского, О.С.Богдановой, Е.Н.Бондаревской, З.И.Васильевой, А.В.Зосимовского, Б.Т.Лихачева, И.С.Марьенко, Н.И.Монахова, Л.И.Рувинского, И.Ф.Харламова, М.И.Шиловой и других исследователей.

Хотя во многих исследованиях по проблемам формирования личности ребенка нравственное и эстетическое воспитание рассматриваются в основном изолированно, в теории и на практике все больше осознается необходимость

4 их органического слияния в целостном педагогическом процессе. Связи между нравственным и эстетическим воспитанием большое значение придавали Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, В.Н.Шацкая, С.Т.Шацкий, а также психологи П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Б.М.Теплов и другие. За последние тридцать лет разработкой проблемы занимались Ю.Б.Алиев, А.А.Антощенко, Л.М.Архангельский, Д.И.Водзинский, К.В.Гаврил овец, И.И.Зарецкая, М.С.Каган, О.В.Лармин, Д.С.Лихачев, В.В.Макаев, В.С.Мухина, А.Б.Щербо и другие. Педагоги, психологи, философы, социологи, культурологи резюмируют необходимость единства нравственно-эстетического воспитания.

Единству нравственно-эстетического воспитания детей посвящены
кандидатские диссертации А.А.Абдуллиной, Н.К.Андриенко, В.П.Анисимова,
Н.Н.Барковой, М.В.Каменевой, Н.В.Карташова, А.Т.Махмудова,

А.В.Тутолмина, Н.В.Усяткина и других. Из докторских диссертаций назовем исследование А.Ш.Хасанова, посвященное фольклоризации нравственно-эстетического воспитания, и исследование С.Г.Ваниевой о нравственно-эстетическом воспитании в процессе внеучебной деятельности.

Названные авторы отдают справедливую дань недавнему и отдаленному прошлому, анализируют пагубные последствия отдельных воспитательных акций постсоветского периода, проектируют современную и будущую педагогическую реальность.

Вопрос содержания нравственного воспитания всегда является неоднозначным. Вне всякого сомнения, содержание не может быть раз и навсегда заданным. Общеизвестно, что основой нравственности являются качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Нравственные качества личности выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора и саморегуляции поведения, определяют уровень социальной активности и

5 зрелости человека, его нравственную культуру. Изменение социальной ситуации развития общества обусловливает необходимость воспитания определенной совокупности нравственных качеств личности, которые бы позволили ей быстро адаптироваться в новых социальных условиях и служили бы основой для дальнейшего нравственного воспитания. На современном этапе пересмотр актуального содержания идет по линии отбрасывания прежних ценностей. Ведущими блоками содержания нравственного воспитания в советский период были: воспитание коллективизма, гуманизма, трудолюбия, патриотизма. Сегодня по сути дела отрицается все, кроме гуманизма. Из современного содержания нравственного воспитания исключено то, что может в последующем вырасти в патриотизм, интернационализм.

Благодаря тому, что законом «Об образовании» (1992) оговорено создание альтернативных образовательных учреждений (ст. 12, п. 3), разные типы школ получили возможность составлять и реализовывать свои воспитательные программы. Это вызвало возрастание интереса педагогической общественности к некоторым типам учебных заведений, существовавших до 1917 года. Открылись новые типы школ, имевшие аналог в прошлом: лицеи, гимназии, церковные школы. Но создавались при этом они наспех, без четкой научной концепции и достаточной опоры на исторический опыт. Для разработки современных концепций образования очень важными являются знания конкретного исторического опыта, связанные с постановкой учебно-воспитательного процесса в таких учебных учреждениях России, и в частности опыта работы по части нравственно-эстетического воспитания учащихся в них.

15 января 2000 г. была обнародована «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», которая определила основные цели и задачи правительства в области образования на период до 2025 г. При этом в

ней было оговорено востребование положительного исторического опыта России в организации образования.

Для данного исследования избраны лицеи, опыт которых недостаточно учитывается в современной практике.

С начала 90-х годов в нашей стране лицеями стали называться некоторые средние учебные заведения с углубленным изучением дисциплин по определенному профилю (физико-математический, естественнонаучный, технический и др.). В России до 1917 года лицеями назывались учебные заведения, совмещающие в себе программы средней и высшей школ и сроком обучения от 6 до И лет. Готовили они, главным образом, чиновников для государственной службы. Большое внимание в лицеях уделялось не только учебной, но и внеучебной работе, особенно нравственному и эстетическому воспитанию. Опыт лицеев в решении нравственно-эстетического воспитания актуален и сегодня.

Анализ истории образования в России показывает, что лицеи сыграли значительную роль в воспитании подрастающего поколения в XIX веке, именно они вырастили в свое время целую плеяду воспитанников, прославивших Россию. Выпускников лицеев можно было встретить на государственной службе (члены государственного Совета, министры, сенаторы, дипломаты, губернаторы, судьи, военные и др.), в науке (доктора наук, профессора, адъюнкты), на литературном поприще (писатели, поэты, переводчики) и в других отраслях.

В связи с этим исторический опыт деятельности учебно-воспитательных учреждений лицейского типа представляется полезным и подсказывается самой жизнью. Несмотря на наличие работ, посвященных лицеям, вопрос теории и практики учебно-воспитательной деятельности российских лицеев XIX - начала XX вв. связан, в основном, с именами А.С.Пушкина, декабристов, иногда с Н.В.Гоголем. О годах, проведенных ими в лицеях, написано немало исторических, популярных очерков, воспоминаний,

7
в частности, П.В.Анненковым, В.В.Вересаевым, В.П.Гаевским,
К.Д.Головщиковым, Я.К.Гротом, Р.Э.Заузе, М.Я.Капустиным,

Н.А.Лавровским, Н.И.Ленцем, И.Г.Михневичем, С.В.Павловой,

Е.В.Петуховым, С.П.Покровским, З.И.Равкиным, М.П.Руденской, И.Селезневым, В.Г.Щегловым и другими, опубликованы статистические данные, обширный документальный материал.

Однако в ходе изучения литературы было выявлено, что проблема нравственно-эстетического воспитания в историко-педагогической литературе исследована недостаточно, слабо изучен опыт решения педагогических задач в лицеях, в частности, отсутствуют специальные исследования, посвященные вопросам нравственно-эстетического воспитания в лицеях. Изучение становления и развития этих заведений, выявление содержания их работы, определение педагогических средств нравственно-эстетического воспитания, рассмотрение общего и особенного в педагогическом процессе этих заведений - все это вызывается не только научным интересом, но и обострившимся вниманием педагогической общественности к педагогическим находкам прошлых лет.

Проблема нравственно-эстетического воспитания в современной теории и практике образования является ведущей и требует детального изучения конкретного исторического материала.

Актуальность и значимость проблемы, слабая степень ее освещенности предопределили выбор темы исследования: «Нравственно-эстетическое воспитание юношей в лицеях России XIX — начала XX вв.».

Проблема исследования: каковы педагогические условия нравственно-эстетического воспитания юношей в лицеях России XIX - начала XX вв.

Решение выдвинутой проблемы и составляет цель настоящего исследования.

Для достижения поставленной цели предусматривалось решение следующих задач:

- изучить историю возникновения в России учебных заведений
лицейского типа;

выявить организационно-педагогические принципы и основополагающие идеи, определявшие содержание и методы учебно-воспитательного процесса в российских лицеях, и аксиологические приоритеты, на которые они были сориентированы;

выявить условия нравственно-эстетического воспитания юношей в российских лицеях на основе анализа организации жизни и содержания учебно-воспитательного процесса;

охарактеризовать квалификационный уровень педагогических кадров лицеев, показать вклад профессоров, учителей и воспитателей российских лицеев в формирование гармонично развитой личности учащихся;

изучить результаты нравственно-эстетического воспитания юношей в лицеях, оценить их актуальность, показать возможность использования в современном образовании.

Объект исследования: нравственно-эстетическое воспитание в России XIX - начала XX вв.

Предмет исследования: процесс нравственно-эстетического воспитания в лицеях России XIX - начала XX вв.

Методологическую основу исследования составляют положения и разработки современной истории, педагогики, социологии, философии о человеке как высшей ценности общества и самоцели общественного развития; о движущих силах педагогического процесса; о факторах, обуславливающих общественное развитие; подход к истории образования как к части истории культуры, выдвигающей приоритет педагогического и социокультурного принципов; анализ историко-педагогического процесса. В сочетании с принципами историзма, научности, объективности этот подход обеспечивает понимание взаимосвязи различных факторов на процесс нравственно-эстетического воспитания юношей в лицеях России.

9 Для решения поставленных задач использованы методы:

сравнительно-сопоставительный анализ архивных, документальных и литературных материалов;

систематизация и классификация изучаемых материалов в единстве с историческим подходом к изучаемым явлениям;

- анализ и обобщение педагогического опыта лицеев в области
нравственно-эстетического воспитания.

Источниковедческая база исследования:

- историко-педагогическая литература, исторические документы
(уставы, положения, инструкции, записки);

общая и специальная литература изучаемого периода и современная литература по теме исследования;

эпистолярная, мемуарная и художественная литература;

- материалы государственного архива Российской Федерации,
Российского государственного архива литературы и искусства.

Диссертационное исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (2000 - 2001 гг.) - поисковый. В процессе анализа историко-педагогической, философской литературы была выявлена проблема, определены методология, объект, предмет, задачи и методы исследования, обоснованы хронологические границы.

Второй этап (2001 - 2002 гг.) - теоретический. Были разработаны теоретические основы исследования, выявлены содержание и педагогические условия нравственно-эстетического воспитания в российских лицеях, обобщен и систематизирован архивный материал, уточнены структура и логика изложения диссертации.

Третий этап (2002 - 2003 гг.) - обобщающий. Были уточнены и обобщены данные исследования, изложено и апробировано его основное содержание.

Научная новизна работы заключается в том, что

- выявлены и охарактеризованы основные педагогические идеи
развития всей системы лицейского образования в России до 1917 г.;

впервые исследован процесс нравственно-эстетического воспитания юношей в лицеях;

определены задачи нравственно-эстетического воспитания в лицеях, вытекавшие из передовых взглядов общественности на воспитание молодежи;

- показана специфика организации жизни и содержания учебно-
воспитательного процесса, обеспечившая высокую результативность этого
процесса, и выявлены особые педагогические условия нравственно-
эстетического воспитания юношей, способствующие их развитию;

дана характеристика педагогических кадров, позволившая установить зависимость результатов нравственно-эстетического воспитания от подготовленности к нему лицейских преподавателей и наличия у них специфических качеств;

определены возможные пути использования знаний о нравственно-эстетическом воспитании в теории современного образования.

Теоретическая значимость определяется тем, что рассмотренные историко-педагогические факты, их анализ и обобщение расширяют имеющиеся представления о нравственно-эстетическом воспитании юношей в лицеях России XIX века и выявляют зависимость этих результатов от организации жизни лицеистов, содержания обучения и личного примера, нравственного влияния педагогов на воспитанников; показано проявление положительных нравственных качеств в дальнейшей жизни воспитанников лицеев.

Проведенное исследование обогащает соответствующие разделы теории и истории педагогики конкретным материалом, раскрывающим содержание и организацию жизни в лицеях.

Практическая значимость исследования обусловлена получением новых для историко-педагогической науки знаний об организации жизни,

содержании учебно-воспитательного процесса, содержании, условиях и результатах нравственно-эстетического воспитания в лицеях.

Полученные материалы нашли применение в цикле историко-педагогических дисциплин педагогических вузов, используются при чтении лекций, на семинарских занятиях, могут стать основой для спецкурсов и спецсеминаров, адресованных студентам, а также могут быть включены в программы курсов повышения квалификации педагогических кадров.

Содержание исследования может быть использовано в учебных пособиях, монографиях по истории отечественного образования.

Результаты исследования могут быть учтены в организации учебно-воспитательного процесса в современных учебных учреждениях России.

Достоверность и обоснованность полученных результатов проверялись путем сопоставления фактов и событий, их оценки в прошлом и настоящем времени; обеспечивались как научной методологией, так и полнотой и разнообразием использованных материалов и соответствием методов и целей исследования поставленным задачам и использованным источникам.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы проведенного исследования изложены в опубликованных работах, обсуждены на заседаниях кафедры педагогики начального обучения МПГУ в 2000 - 2003 гг., на научно-практической конференции в Москве в 2003 г.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Становление и развитие лицеев в России в XIX веке явилось исторически закономерным ответом на новые запросы российского общества в повышении уровня общей образованности, нравственно-эстетической воспитанности и профессиональной подготовки молодых людей. На разных этапах деятельности лицеев происходила эволюция идей о целях, содержании и средствах обучения и воспитания.

2. Специфика российских лицеев заключалась в нравственно-
эстетической направленности всего учебно-воспитательного процесса:
содержание нравственно-эстетического воспитания юношей было связано с их
будущим жизненным предназначением. Опыт лицеев был значимым для того
времени, потому что было обращено внимание на воспитание молодых людей.
В лицеях XIX в. реализовывался новый взгляд на нравственность, эстетику, на
их значение в жизни.

3. Лицеи представляли собой заметное явление в сфере образования
страны в XIX - начале XX вв. Их высокий статус обеспечивался привлечением
к преподавательской деятельности известных ученых, писателей,
общественных деятелей, придерживающихся глубоких нравственных
принципов. Среди выявленных педагогических условий нравственно-
эстетического воспитания юношей в лицеях России XIX - начала XX вв.
ведущими также являлись: организация жизни лицеистов, содержание
преподаваемых дисциплин, организация разнообразной внеучебной
деятельности.

4. Благодаря тому, что учебная и внеучебная деятельности были пронизаны нравственно-эстетическими идеями, воспитание лицеистов имело положительные результаты, это обеспечило воспитанникам нравственно-эстетическую подготовку к жизни. Выпускники лицеев стали видными деятелями российского государства в области политики, дипломатии, военачальниками и талантливыми творцами отечественной культуры.

Работа содержит введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

История развития лицейского образования в России

Лицей (греч. Lykeion), местность около древних Афин, название свое получила от храма Аполлона Ликейского. Лицей славился своей рощей и был излюбленным местом для занятий гимнастическими упражнениями. Особенно известен стал Лицей со времени Аристотеля, читавшего там лекции своим ученикам. В новое время термин «лицей» употребляется как название учебных заведений. В России до 1917 г. лицеи были сословными, привилегированными учебными заведениями закрытого (интернатного) типа для детей дворян [86, 87].

Первые школы закрытого типа в России стали появляться в XVIII столетии: среди них были Школа математических и навигацких наук в Москве и Морская академия в Петербурге, предназначенные для воспитания сыновей дворян.

Создание этих школ было вызвано необходимостью иметь для русского флота подготовленных офицеров. Таким образом Петр I пытался поднять образованность дворянского сословия, обеспечить армию, флот, органы государственного управления надежным составом грамотных руководителей и тем самым упрочить господствующее положение дворян, укрепить основы абсолютистского государства.

В 60-80-е годы XVIII века окончательно оформляется идея создания учебно-воспитательных заведений с собственно педагогическими целями воспитания, так как обществу нужен был просвещенный человек, который сочетал бы в себе общую образованность и профессиональную выучку. Мысль эта созрела у Екатерины II не без влияния идей западноевропейских просветителей - она увлекалась всем, что появлялось нового и интересного в философской литературе Запада, и разделяла некоторые взгляды французских энциклопедистов, находилась в переписке с Вольтером и Дидро. Так, были заимствованы идеи Д.Локка («Мысли о воспитании»), Ж.Ж.Руссо («Эмиль, или о воспитании») об изолировании детей от испорченного вредными традициями общества и о правильном воспитании в специально предназначенных для этой цели учебных заведениях и др.

Главным деятелем в деле организации образования в екатерининскую эпоху был Иван Иванович Бецкой (1704 - 1795) - яркий выразитель и пропагандист идей просвещения, заимствованных из западноевропейской практики. В своих педагогических сочинениях он выдвигал вопрос о постановке общественного воспитания в России, о необходимости преобразований в государстве.

Появлению просвещенных, трудолюбивых, преданных и послушных власти людей должна была способствовать система закрытых учебных заведений, в которых религиозное воспитание должно находиться на первом месте.

Педагогические взгляды И.И.Бецкого, получившего образование за границей, формировались под влиянием Я.А.Коменского, Д.Локка, Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро и других западноевропейских педагогов, поэтому он полностью разделял идею о необходимости воспитания «новой породы людей» в закрытых учебных заведениях сословного характера [10, 11, 12]. Ему и было поручено создать в России систему воспитательно-образовательных учреждений, прежде всего для дворянских детей.

В разработанных им документах «Генеральное учреждение о воспитании юношества обоего пола» и «Проект и план воспитательного дома в Москве» (совместно с проф. А.А.Барсовым) были изложены основные правила воспитания и обучения в этих учебных заведениях. Доводы были такими. Бецкой предлагал «произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу, или новых отцов и матерей, которые бы детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить могли, какие получили они сами, и от них дети предали бы таки своим детям, так следуя из родов в роды в будущие веки» [10, с. 6].

Заботу об этом должно взять на себя государство, а не общество - это «старое порождение» совершенно не способно к такому делу. Мало того, общественная и даже семейная среда как совершенно несостоятельная в нравственном отношении, нравственно больная, разлагающаяся, должна быть совершенно устранена при воспитании идеальной «новой породы» как безусловно вредная для него. Поэтому цель может быть достигнута только в особых государственных «воспитательных училищах», созданных на началах строжайшего интерната, полного изолирования питомцев от всех влияний семьи и общества, «так что и самые ближние сродники хотя и могли их видеть в назначенные дни, но не инако как в самом училище, и то в присутствии их начальников» [10, с. 7].

Так как «начинает дитя приходить в познание из неведения» в очень раннем возрасте, по прошествии которого уже нельзя исправить в нем «худой нрав», то именно в этом возрасте, когда душа ребенка отличается еще чистотою, и нужно помещать детей в «воспитательные училища» — «отнюдь не старее как по пятому и по шестому году» [10, с. 7]. С этого возраста они должны оставаться здесь безвыходно до 18-20 лет.

Итак, создание новой идеальной породы людей в России в особых для этой цели приспособленных искусственных лабораториях, в совершенно изолированных от всех общественных влияний государственных интернатах, в которых должны быть заключены безвыходно будущие идеальные люди от пятилетнего до двадцатилетнего возраста, - такова основная идея педагогических начинаний Бецкого. Для ее осуществления в Москве и Петербурге в течение 10 лет постепенно возникает целый ряд воспитательных институтов, в которых педагогические мечты Бецкого должны были получить свое осуществление, тем более что главный общий надзор над ними был поручен самому Бецкому.

Так во второй половине XVIII века открылись кадетские корпуса, Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт), Воспитательный дом в Москве, частные дворянские пансионы и другие учреждения.

Теория и практика нравственно-эстетического воспитания в России XIX - начала XX вв

Проблема воспитания молодежи во все времена была актуальной. Как писал русский просветитель Н.И.Новиков, «процветание государства, благополучие народа зависит неотменно от доброты нравов, а доброта нравов неотменно от воспитания» [102, с. 90].

Теории нравственного воспитания в XVIII — XIX вв. не существовало, а были отдельные интересные высказывания, суждения. Так, например, Екатерина II, задумываясь над вопросами образования, хотела, чтобы «с изящным разумом изящнейшее еще соединялося сердце; ибо качество разума не занимает первой степени в достоинствах человеческих, украшает оныя, а не составляет» [11, ч. II, с. 159]. Эти две стороны в душе питомцев, по мысли Екатерины II, должны быть так воспитаны, чтобы в результате получились добрые христиане и полезные граждане: «составить в них разум и сердце так, чтобы они не только сами себе полезны, но и добрыми христианами и верными гражданами были» [11, ч. III, с. 267]. В числе непременных условий для этого ставится также физическое здоровье, крепость тела, веселость духа.

И.И.Бецкой, разрабатывая свою педагогическую систему для воспитания «новой породы людей», отмечал, что нельзя оставлять в пренебрежении, при образовании ума науками, воспитание сердца в добродетелях - «ясно, что корень всему злу и добру воспитание» [10, с. 5]. Учитывая пожелания Екатерины, он рекомендует в созданных им новых учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа наблюдать за всем, «что к жизни, целости здравия и крепости сложения служить может», а для воспитания бодрого веселого характера практиковать «всякие невинные забавы и игры» и удалять «все то, что токмо скукою, задумчивостию и прискорбием назваться может». Пожалуй, в тех же целях, во всяком случае в полном согласии с ними предписывается широкая свобода в области обучения «наукам и художествам»: воспитанников в этом отношении нужно предоставить всецело их личным расположениям, «ибо давно доказано, что не предуспеет он ни в чем том, чему будет прилежать по неволе, а не по своему желанию» [10, с. 9].

В этом идеале, создавшемся под несомненным влиянием Монтеня, Локка и Руссо, на первое место ставится моральная сторона, оставляя в тени область ума, интеллектуальную сферу. И.И.Бецкой мечтал видеть в России «прямых граждан», полезных членов общества, а необходимым условием для этого он считал воспитание хороших честных людей. Весьма характерным в этом отношении представляются слова Бецкого в его публичной речи, которую он произнес 14 января 1769 года в Академии Художеств. Он говорил, что Екатерина великодушием своим и щедротами насаждает «воспитание столь отменное, которое... составляет людей в обществе отличных, сограждан почтенных, подданных Государю верных и сынов Отечества полезных». Приятно видеть плоды этого воспитания; но главный среди них - это стремление «быть честным человеком. До сего то драгоценного дара, до сего то предмета стремиться должно, без чего все прочие приобретения, какого бы звания ни были, суетны и бесполезны» (выделено нами - Л.И.) [цит. по: 80, с. 23].

Таким образом, ставя идеалом образование полезных сынов отечеству и слуг государю, - что было совершенно естественно для государственной педагогики, - Бецкой в основе своего идеала полагает высокие общечеловеческие черты. Нравственный идеал, созданный Бецким, по своей высоте заслуживает полного уважения.

Свою педагогическую систему Бецкой изложил в «Генеральном учреждении о воспитании обоего пола юношества», которое 12 марта 1764 года получило силу закона. Более подробное рассмотрение и практическое применение его основные педагогические положения нашли в целом ряде «планов», «уставов» и «учреждений», например, «Генеральный план воспитательного дома для приносных детей и госпиталя для бедных родильниц в Москве», «Устав Шляхетного сухопутного Кадетского Корпуса», «Учреждение особливого училища при Воскресенском Новодевичьем Монастыре для воспитания малолетних девушек» и др.

Проблема воспитания молодежи волновала не только первых людей России, не остались равнодушными к ней и другие люди нашего государства.

Известный русский просветитель, книгоиздатель Н.И.Новиков (1744 - 1818) опубликовал переводы трудов Дидро, Монтескье, Вольтера и других просветителей. Как философа его привлекала проблема человека и его нравственное формирование: «чтобы всякий образован был к добродетелям состояния своего и звания» [102, с. 89]. К «добродетелям» Новиков относит честность, искренность, любовь к порядку, умеренность и подлинную любовь к отечеству. Сам он полагал, что путь к высшей человеческой нравственности главным образом пролегает через преодоление невежества и полноценное образование.

Педагогические кадры российских лицеев

Передовые люди русского общества уже в самом начале XIX в. призывали покончить с прежней системой воспитания, осуждали зависимость от иностранных гувернеров и учителей, требовали русского национального воспитания.

Граф А.Воронцов в своей автобиографической записке следующим образом отзывался о современной ему системе воспитания: «Можно сказать, что Россия - единственная страна, где пренебрегают изучением своего родного языка, и все то, что относится к родной стране, чуждо настоящему поколению. Лицо с претензией на просвещение в Петербурге и Москве заботится научить своих детей по-французски, окружает их иностранцами, нанимает для них за дорогую цену учителей танцев и музыки и не научает их отечественному языку: так что это прекрасное и очень дорогое воспитание ведет к совершенному невежеству относительно своей страны, к равнодушию, может быть, даже к презрению к той стране, с которой связано собственное существование, и к привязанности ко всему тому, что касается чужих нравов и стран, в особенности же Франции» [цит. по: 129, с. 23].

При графе А.К.Разумовском, накануне Отечественной войны, под влиянием возросшего национально-патриотического чувства в русском обществе Министерство народного просвещения с новой силой подняло вопрос о воспитании как в семье, так и в учебных заведениях.

Анализируя официальные требования к учителям как воспитателям молодого поколения, содержащиеся в «Уставе учебных заведений, подведомых университетам» (1804), отметим, что, прежде всего требования предъявлялись к нравственности учителя и к его отеческому отношению к воспитанникам. Согласно запросам общества, «Устав» обязывал учителей показать учащимся «путь к наукам, дать почувствовать цену оных и употребление, и чрез то сделать их способными ко всякому званию; особливо ж дать уму и сердцу их надлежащее направление, положить в них твердые основания честности и благонравия, исправить и преодолеть в них худые склонности» (выделено нами - Л.И.) [141, с. 341].

Учителя должны были заменить своим ученикам родителей, и потому они должны были быть кроткими, ласковыми, терпеливыми и внимательными, как родители. «Благоразумие требует того, чтоб Учитель совокупным трудом и советом с родителями старался о наилучшем детей воспитании.

Первым предметом попечения Учителя должно быть то, чтоб хорошо вызнать свойства и нравы детей, дабы можно было лучше управлять ими; он должен стараться с самого начала взять власть над детьми, состоящую в некотором преимущественном виде, внушающем к нему почтение, любовь и повиновение. Он должен всегда как говорить правду, так детей наставлять говорить оную, поощрять их к чести, употреблять похвалы, награждения, ласковость; приучать к учтивству, опрятности и исправности, и руководствовать ко всякому добру своими речами и примерами...

Для сохранения невинных нравов... надлежит Учителям остерегаться и остерегать воспитанников своих от всех суеверных, баснословных и развратных дел и разговоров; беседовать с ними, а особливо при столе, о таких предметах, которые могут расположить сердце к добродетели, а душу к благомыслию» [141, с. 341].

Особое внимание уделяется личностным качествам учителя, его морально-нравственному облику: «Добрые качества учителя суть 1) благочестие, 2) любовь к ученикам, 3) бодрость (учитель не должен быть сонлив, угрюм, или когда детей хвалить надобно, равнодушен), 4) терпение, 5) довольствие, 6) прилежание» [141]. Такие требования по новому уставу предъявлялись учителям.

Наиболее прогрессивные пункты «Устава» 1804 г. перекликаются с пунктами уставов, созданных в этот период новых учебно-воспитательных заведений - лицеев, а официальные требования к учителям получили в уставах лицеев свое развитие.

Педагоги для этих учебных заведений подбирались вдумчиво и тщательно, директорами стали выдающиеся ученые, общественные деятели и известные педагоги своего времени, высочайше утвержденные министром просвещения.

Так, например, основная цель Царскосельского лицея в «Постановлении о Лицее» была определена следующим образом: «Учреждение лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной» [141, с. 632]. Это учебное заведение находилось на особом счету, под особым попечительством императора и царской семьи, а также под личным контролем министра народного просвещения.

Содержание обучения и организация учебной деятельности в лицеях

Демидовский лицей является одним из старейших лицеев России и за свою долгую жизнь прошел ряд реорганизаций и преобразований. В 1804 г. открылось училище высших наук, «первую степень» после университетов занимающее. Целью этого заведения было предоставить неимущим дворянам и лицам других сословий «те познания, кои образуют разум и сердце». Поэтому науки, назначенные к преподаванию, были почти те же, что и в московском университете, только без разделения на факультеты. Предметами преподавания назначались: словесность древних языков и российское красноречие, философия, естественное и народное право, математика, естественная история, химия и технология, политическая история, политическая экономия, наука о финансах [141, с. 383].

На изучение всех предметов в училище отводилось 3 года.

В 1833 г. училище было преобразовано в лицей, который должен был готовить специалистов для занятия должностей в казенных палатах и присутственных местах. Соответственно с этим изменилась и программа преподавания: на первом месте оказались юридические и камеральные науки, остальные стали второстепенными. В лицее вводилось преподавание русского публичного, гражданского и уголовного права, гражданского и уголовного судопроизводства, а также финансов, политической экономии, статистики, физики, химии, технологии и естественной истории. В целях общего развития изучались математика, российская и латинская словесность, всеобщая и русская история, немецкий и французский языки, философские науки, закон божий [142, с. 628].

По сравнению с 1805 г. многопредметность и широта учебного плана сохранились, но сузились цели учебного заведения. Училище давало общее образование молодым людям, предназначавшим себя для гражданской службы вообще.

В 1845 г. Николай I утвердил новый устав Демидовского лицея, целью которого ставилось: «распространение основательных сведений по части камеральных наук, в связи с отечественным законоведением» [143, с. 669]. Новый устав старался исправить «недостатки» устава 1833 г. Из преподавания были изъяты философские науки, история, латинская словесность, а введено больше предметов по законоведению и камералистике: энциклопедия законоведения, законы государственного благоустройства и благочиния, законы казенного управления, сельское хозяйство, лесоводство, землемерие, политическая арифметика и бухгалтерия [143, с. 669].

При такой пестроте состава естественно-исторических, технологических, сельскохозяйственных, юридических наук лицей мог дать широкую, но только мелкую полуобразованность. Да иначе и быть не могло, так как общей объединяющей системы образования такая пестрота предметов дать не могла.

Постановлением «Об уставе и штате Демидовского юридического лицея» (1868) заведение стало иметь цель «доставление обучающимся в нем высшего юридического образования». Лицей стал «на одинаковом основании с московским университетом» [144, с. 863]. Следовательно, изменился перечень изучаемых дисциплин. В соответствии с уставом на 10 кафедрах преподавались следующие учебные дисциплины: энциклопедия права, история русского права, римское право, государственное право, гражданское право, уголовное право, судоустройство и судопроизводство, полицейское право, финансовое право, международное право, политическая экономия и статистика, т.е. в основном те же учебные юридические дисциплины, что и на юридических факультетах университетов. Сверх юридических дисциплин в лицее преподавались богословие (для студентов православного вероисповедания), история русской литературы, русская и всеобщая история, языки немецкий и французский.

Так Ярославский лицей прошел свой путь от училища до заведения, равного юридическому факультету университета.

В 1805 г. было получено разрешение на заведение в Нежине гимназии высших наук, тоже «первую степень после университетов» имеющую. Общее устройство этой гимназии было сходно с устройством училища в Ярославле: оба они отличались энциклопедическим характером, преследовали одну и ту же цель - сообщение возможно большего и разнообразного учебного материала, цель, которая объяснялась избытком усердия, а не ясными педагогическими и дидактическими представлениями.

Основными учебными предметами были: 1) закон божий; 2) языки и словесность (русская, латинская, греческая, немецкая и французская); 3) география и история; 4) науки физико-математические; 5) политические; 6) военные; 7) танцы, рисование и черчение [141, с. 1821].

Полный курс учения в Нежинской гимназии, продолжавшийся 9 лет, разделялся по трехлетиям на 9 классов, по 3 в каждом трехлетии.

Основное внимание при учении уделялось закону божьему. Как записано в уставе, единственным основанием истинного образования сердца и ума юных питомцев является христианская вера. Именно она должна составлять «главнейший предмет и одушевлять вообще весь курс учения по всем предметам». Поэтому преподавание закона божия «будет определено и расположено так, чтоб в каждом классе изъясняема была часть сего предмета, приличная постепенно развивающимся способностям юношества. Чтение священного писания поставляется в ежедневную обязанность воспитанникам во все продолжение воспитания их в сем заведении» [141, с. 1821].

Похожие диссертации на Нравственно-эстетическое воспитание юношей в лицеях России XIX - начала XX вв.