Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теория эстетического воспитания в России во II половине XIX - начале XX вв. Власов Вадим Александрович

Теория эстетического воспитания в России во II половине XIX - начале XX вв.
<
Теория эстетического воспитания в России во II половине XIX - начале XX вв. Теория эстетического воспитания в России во II половине XIX - начале XX вв. Теория эстетического воспитания в России во II половине XIX - начале XX вв. Теория эстетического воспитания в России во II половине XIX - начале XX вв. Теория эстетического воспитания в России во II половине XIX - начале XX вв. Теория эстетического воспитания в России во II половине XIX - начале XX вв. Теория эстетического воспитания в России во II половине XIX - начале XX вв. Теория эстетического воспитания в России во II половине XIX - начале XX вв. Теория эстетического воспитания в России во II половине XIX - начале XX вв. Теория эстетического воспитания в России во II половине XIX - начале XX вв. Теория эстетического воспитания в России во II половине XIX - начале XX вв. Теория эстетического воспитания в России во II половине XIX - начале XX вв.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Власов Вадим Александрович. Теория эстетического воспитания в России во II половине XIX - начале XX вв. : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Пятигорск, 2000 188 c. РГБ ОД, 61:00-13/1573-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теория эстетического воспитания в гуманно-демократической педагогике С. 11

1.1.. Проблемы эстетического воспитания учащихся в педагогической системе К. Д .Ушинского

1.2. Проблемы эстетического воспитания в педагогическом наследии В.Я.Стоюнина

1.3. Концепция эстетического воспитания В.П.Острогорского С.64

1.4. Проблема эстетического воспитания в трудах П.Ф.Каптерева С. 87

1.5. Вопросы теории эстетического воспитания в трудах М.И. Демкова С.105

Глава II. Социал-демократическая педагогика об эстетическом воспитании С. 121

2.1. Г.В.Плеханов об эстетике и эстетическом воспитании С. 123

2.2. В.М.Фриче об эстетической культуре и ее воспитании С. 145

2.3. С.Т.Шацкий об эстетическом воспитании С. 151

Заключение С. 164

Библиографический список использованной литературы С. 177

Введение к работе

Актуальность и проблема исследования. Развитие у каждого человека способности воспринимать мир красоты во всем его разнообразии и создавать прекрасное в окружающей действительности, повседневной жизнедеятельности - необходимое условие социального прогресса. Через прекрасное человечество глубже познает реальный мир и самого себя, передает духовный опыт подрастающим поколениям. Непрерывное развитие отечественной педагогической науки, совершенствование образования и воспитания обусловливают необходимость поиска новых подходов к формированию духовных ценностей личности, ее эмоциональному и эстетическому совершенствованию. Важным источником и средством овладения культурой, выработки у подрастающего поколения эстетического отношения к миру, развития человеческих эмоций, формирования творческий личности является эстетическое воспитание.

Современная педагогика определяет эстетическое воспитание как процесс формирования эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности и рассматривает его в качестве одного из универсальных аспектов культуры личности, обеспечивающей ее рост в соответствии с социальным и психофизическим становлением человека под влиянием искусства и других объектов и явлений реальности (См.: Российская пед. энциклопедия: В 2-х тт. / Гл. ред. В.В.Давыдов. Т.2. М, 1999, С.625).

Целью эстетического воспитания в современной школе России является формирование всесторонне развитой личности, способной воспринимать, чувствовать и оценивать прекрасное (трагическое, комическое, безобразное) во всех сферах жизни, искусстве, поведении, труде, быту и др. Эстетическое воспитание осуществляется в единстве с приобщением подрастающего поколения к духовной культуре и творчеству во всех видах деятельности. В

решении коллегии Министерства образования Российской Федерации от 24 мая 1995 г. «О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» подчеркнуто, что «эстетическое образование начинает играть все большую роль в процессе перехода от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития... В условиях возрастания социальной роли личности как носителя национальной художественной культуры важнейшей задачей становится повышение эффективности художественного образования педагогов» (Сборник материалов и док-тов Минобразования Рос.Федерации за 1995 г. М., 1995, С.267, 289).

В этой связи для педагогической науки и практики воспитания и образования ценным является критическое изучение и творческое использование научного наследия и передового опыта эстетического воспитания в России во II половине XIX начале - XX вв. - в период вступления страны на путь капиталистического развития, а затем и в его высшую стадию -империализм. Потребности социально-экономического и культурного развития общества обусловили подъем науки, образования. Значительных успехов достигла педагогика. Широкое распространение получили теории, направленные против авторитаризма в воспитании, отрыва школы от жизни. Выдвигались гуманно-демократические идеи в области эстетического воспитания. Начиная с 60-х годов XIX века, в развитии педагогической мысли, в том числе теорий эстетического воспитания отчетливо выявились два направления, гуманно-демократическое и революционно-демократическое. Крупнейшими представителями первого являлись К.Д.Ушинский, В.Я.Стоюнин, В.П.Острогорский, П.Ф.Каптерев, М.И.Демков; второго -Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский, Г.В.Плеханов, В.М.Фриче, С.Т.Шацкий. Представители этих направлений развития эстетического воспитания утверждали, что приобщение детей к миру прекрасного, развитие у них творчества по законам красоты должно осуществляться на фундаменте общечеловеческой культуры как овладение народной мудростью, родным

словом, как упрочение связи ребенка с природой, искусством, трудом, обществом при непременном признании самоценности личности воспитанника, следовании за его потребностями с учетом индивидуальных особенностей. Эти идеи еще не стали предметом специального исследования, хотя отдельные аспекты названной проблемы в некоторой мере освещались в трудах историков педагогики первой половины XX в. Однако авторы названного периода не ставили своей задачей целостное систематическое исследование концепций, теорий эстетического воспитания, их функционирования в педагогическом процессе. Между тем для современной педагогической науки и практики анализ прогрессивных, гуманистических теорий эстетического воспитания, разработанных педагогами II половины XIX - начала XX века, представляется достаточно актуальным. Усиление внимания к совершенствованию содержания, форм и методов эстетического воспитания в современных условиях позволяет использовать теоретическое наследие педагогов-гуманистов названного периода для создания новых концепций эстетического воспитания и повышения эффективности практики этого воспитания. Таким образом, отсутствие специальных исследований названной проблемы, необходимость дальнейшего совершенствования теории эстетического воспитания и соответствующего педагогического опыта обусловили выбор темы нашего исследования «Теория эстетического воспитания в России во II половине XIX - начале XX вв».

Проблема исследования заключается в выявлении вклада педагогов-гуманистов II половины XIX - начала XX века К.Д.Ушинского, В.Я.Стоюнина, В.П.Острогорского, П.Ф.Каптерева, М.И.Демкова, Г.В.Плеханова, В.М.Фриче, С.Т.Шацкого в развитие теоретических основ эстетического воспитания.

Объект исследования: теория эстетического воспитания как отрасль педагогического знания.

Предмет исследования: процесс развития научных взглядов, концепций, теорий эстетического воспитания как целостной системы педагогического знания.

Цель исследования, научный анализ и систематизация разработанных видными отечественными педагогами названного периода идей, концепций, теорий эстетического воспитания подрастающего поколения.

Задачи исследования:

1. Осветить социально-экономические и философские предпосылки
развития теорий эстетического воспитания в России во II половине XIX -
начале XX века.

  1. Выявить и охарактеризовать основные направления развития теоретической мысли в области эстетического воспитания; раскрыть методологический аспект, содержание, средства, формы и методы эстетического воспитания, освещенные в трудах К.Д.Ушинского, В.Я.Стоюнина, В.П.Острогорского, П.Ф.Каптерева, М.И.Демкова, Г.В.Плеханова, В.М.Фриче, С.Т.Шацкого и показать их влияние на практику эстетического образования и воспитания.

  2. Раскрыть значение теории и передового опыта эстетического воспитания, освещенных в трудах названных педагогов, для совершенствования теории и практики эстетического воспитания в современной школе Российской Федерации.

Исследование осуществлялось на основе следующих методологических принципов.

- аксиологический подход к воспитанию, означающий признание человека наивысшей ценностью;

допустимость использования плюрализма философских, гносеологических взглядов в оценке гуманистических культурных, духовно-нравственных и эстетических ценностей;

изучение педагогических явлений в их диалектическом единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности;

объективность в подборе, анализе и оценке исследуемых фактов и явлений;

связь объективного и субъективного, логического и исторического, исторического и современного;

эстетическое отношение человека к действительности как элемент духовной культуры характеризуется категориями прекрасного, возвышенного, трагического, безобразного, комического.

Использовались также культурологический и системный подход к воспитанию.

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие:

- сущность педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, П.Ф.Каптерев.
В.В.Красновский, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Н.Д.Никандров.
В.А.Сластенин, Т.А.Стефановская, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский.
Е.Н.Шиянов);

процесс эстетического воспитания (Ю.Б.Алиев, П.П.Блонский. Д.Б.Кабалевский, Б.Н.Неменский, Л.П.Печко, В.Н.Шацкая, М.Г.Яновская);

- историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть историко-
культурного процесса (М.В.Богуславский, В.П.Борисенков, Г.Н.Волков,
В.Л.Вульфсон, Л.Н.Гончаров, В.И.Додонов, А.Н.Джуринский, Г.Б.Корнетов,
В.В.Макаев, 3.А.Малькова, А.И.Пискунов, М.Г.Плохова, В.Г.Пряникова.
З.И.Равкин, Л.Л.Супрунова, Ф.А.Фрадкин, И.А.Шоров).

При изучении вопроса психологии эстетического воспитания автор опирался на труды Б.Г.Ананьева, В.В.Белоуса, В.В.Давыдова, А.В.Крутецкого. А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, К.К.Платонова.

Для решения поставленных задач использовались следующие основные методы исследования: изучение первоисточников, их сравнительно-

сопоставительный исторический и ретроспективный анализ; обобщение и систематизация полученных результатов.

Источники исследования: труды видных педагогов России II половины XIX - начала XX века; архивные материалы и документы Российской Академии Образования, Российского Государственного архива литературы и искусства; педагогическая печать; публикации современных авторов. В научный оборот введен ряд новых и малоизвестных историко-педагогических документов.

Этапы исследования:

Первый этап (1996 - 1998) включал сбор фактического материала, его систематизацию и анализ на основе разработанных автором теоретико-методологических подходов. На втором этапе (1998 - 2000) обобщался и систематизировался собранный материал, выявлялись основные результаты исследования, делались теоретические обобщения и выводы, завершалось оформление диссертационной работы.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что впервые в отечественной науке представлен целостный процесс формирования теорий эстетического воспитания, разработанных видными деятелями науки второй половины XIX - начала XX вв. К.Д.Ушинским, В.Я.Стоюниным, В.П.Острогорским, П.Ф.Каптеревым, М.И.Демковым. Г.В.Плехановым, В.М.Фриче, С.Т.Шацким. Раскрыты теоретико-методологические и научно-педагогические основы и положения созданных ими теорий эстетического воспитания. Выяснены и охарактеризованы два основных направления развития теоретической мысли рассматриваемого периода: гуманно-демократическое и революционно-демократическое. Представители первого направления обосновали идею осуществления эстетического воспитания в единстве с интеллектуальным, нравственным, трудовым и физическим, отстаивали необходимость эстетизации всего педагогического процесса, всей жизнедеятельности детей и молодежи и видели

успех в реализации задач эстетического воспитания в создании благоприятных условий для развития их природных сил. Представители второго направления рассматривали эстетическое воспитание как средство утверждения в сознании молодого поколения идеи борьбы, революционного обновления жизни, изменения социальных условий, реализации идеалов прекрасного. Они связывали эстетическое воспитание с идейно-политическим. В целом же это направление способствовало развитию гуманистической педагогики. Полученные в результате исследования обобщения и выводы являются научной характеристикой современного подхода к анализу историко-педагогического процесса и выявлению самобытности отечественных теорий эстетического воспитания.

Практическая значимость работы состоит в том, что фактический материал, выводы и обобщения, полученные в процессе исследования, могут быть включены в учебные программы, учебники и учебные пособия по теории и истории педагогики для педагогических средних и высших учебных заведений, стать основой спецкурсов по педагогике, использоваться в учебной и воспитательной работе со студентами - будущими учителями и в повышении квалификации учителей, а также использоваться в педагогическом процессе в современной общеобразовательной школе Российской Федерации.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечена широкой источниковедческой базой, соответствием методов исследования поставленным целям и задачам работы, а также апробацией результатов и внедрением их в практику учебно-воспитательной работы ряда педвузов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Выводы об обусловленности становления и развития гуманистических идей в области эстетического воспитания социально-экономическими, политическим и культурными потребностями России II половины XIX века, вступившей на путь капитализма.

')

2. Выявление вклада в развитие отечественной теории эстетического
воспитания К.Д.Ушинского, В.Я.Стоюнина, В.П.Острогорского,
П.Ф.Каптерева, М.И.Демкова, Г.В.Плеханова, В.М.Фриче, С.Т.Шацкого.

  1. Характеристика теоретико-методологических и научно-педагогических основ гуманно-демократического и революционно-демократического направлений в теории эстетического воспитания рассматриваемого периода.

  2. Раскрытие значения исследованных теорий эстетического воспитания для современной педагогики и школы России.

Апробация и внедрение в практику.

Полученные результаты обсуждались на заседании кафедры педагогики ПГЛУ в 1997 - 2000 гг., на научно-практических конференциях молодых ученых того же университета в 1998 - 2000 гг., на конференциях по итогам научно-исследовательской работы в ПГЛУ в 1998 и 1999 гг., на межвузовской региональной научно-практической конференции «Проблемы теории и практики интегративной антропологии» (Майкоп, АГУ, 1996), на межвузовской Пятигорской городской конференции «Проблемы специалитета» в Пятигорском государственном технологическом институте (1997), на I Международном Конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (Пятигорск, 1996), на II Международном Конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (Пятигорск, 1998), на ежегодных заседаниях научной секции городского клуба молодых ученых (Пятигорск, 1997, 1998, 1999 гг.).

Опубликованные материалы использовались членами кафедры педагогики ПГЛУ, Карачаево-Черкесского, Армавирского государственных педагогических вузов, Адыгейского и Кабардино-Балкарского государственных университетов на лекциях и семинарских занятиях, при выполнении курсовых и дипломных работ по педагогике.

Основные положения диссертации отражены в 9-ти публикациях, объем которых составляет около 4,5 печатных листов.

Проблемы эстетического воспитания учащихся в педагогической системе К. Д .Ушинского

Теория и практика эстетического воспитания учащихся у К.Д.Ушинского основывается на его личности. С позиций антропологизма он осветил физиологические и психолого-педагогические основы процесса художественного восприятия, «эстетических чувствований», разработал критерии оценки наиболее совершенных эстетических явлений в природе и обществе и показал особенности наслаждения «художественными созданиями». Эстетические чувства он относил к высшим, духовным переживаниям, которые, в свою очередь, основываются на «чувствованиях органических», т.е. на деятельности органов ощущений (зрительных, слуховых, осязательных). Он считал, что «возможность ощущать в одно время целое и малейшие его подробности есть чувственная основа возможности духовного наслаждения гармонией созданий природы и художества» (Ушинский К.Д. Собр.соч.. Т.2. С.398).

Раскрывая социальную сущность человека, педагог показал, что человек от животного отличается тем, что обладает не только способностью мыслить, но и способностью чувствовать красоту. Он писал: «Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и так верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя» (Ушинский К.Д. Собр. соч., Т.9, С. 117). Именно в непосредственном воздействии реального мира на чувства он понимал проявление прекрасного. Гармонический подбор красок, звуков, линий, рифм К.Д.Ушинский называл языком искусства, которым следует овладевать с малых лет, а сущность прекрасного видел в истине, в отражении реальной действительности и отношений между людьми. Но истина без художественного чувства, также как художественное произведение, не содержащее истины и не удовлетворяющее духовным потребностям человека, не является художеством.

Восприятие прекрасного К.Д.Ушинский рассматривал как возможность «усиления ощущения внимания». Он утверждал, что «внимание никогда совершенно не покидает ни одних нервов и всегда чувствует их деятельность, и что при увеличении внимания одним впечатлением, ощущение других ослабевает, по мере увеличения, но никогда вполне не прекращается. Это уже объясняется и из того явления, что, обратив внимание на одну черту картины, вы видите тем не менее и всю; но чем далее черта от наблюдаемой вами черты, тем вы видите ее слабее» (Ушинский К.Д. Собр. соч., Т.2, С.399). Развивая эту мысль, он отмечал, что внимание как бы «чует возбужденную деятельность нервов», причем, чем сильнее проявляется одно ощущение, тем слабее сказываются другие. Пережитые человеком чувствования имеют определенную окраску. «В душу нашу, - считал он, - ложатся следы не простых, но проникнутых чувствами картины... Это изменение прежних чувствований есть самое верное мерило наших душевных перемен: перемен в самом строе нашей души, от чего изменяется и резонанс ее, когда по ней ударят новые впечатления» (Ушинский К.Д. Собр. соч., Т.9, С.118-119).

Эстетические ощущения, чувствования, переживания составляют, по К.Д.Ушинскому, духовную сущность человека. Отсюда он формулировал главную задачу эстетического воспитания: выработка эстетических представлений и понятий, развитие эстетических чувств, взглядов и убеждений, формирование способностей воспринимать и чувствовать прекрасное, оценивать и создавать его во всех сферах действительности: быту, отношениях между людьми, труде и других видах деятельности, искусстве.

Эстетическое развитие К.Д.Ушинский рассматривал в качестве одного из критериев определения уровня воспитанности ученика, в частности, характеристики его нравственного облика, порядочности. Поясняя сказанное, он писал, что человеку часто кажется, что он воспитан, проявляет доброту и благородство, культуру поведения. Однако это не всегда бывает так. Настоящим критерием воспитанности является то, что подсказывает человеку его сердце: бескорыстная, искренняя радость за успехи друга, страсть к истине и добру как проявлению прекрасного К.Д.Ушинский относил к первоочередным задачам эстетического воспитания, поскольку считал, что красота - это «... сила истины в такой форме, что она делается недоступна чувству без посредства рассудка» (Ушинский К.Д. Собр. соч., Т. 10, С.265). Указывая на органическую связь эстетического с этическим, он подчеркивал, что именно прекрасное составляет основу этического: «Нравственное в прекрасном - все то, в чем не форма только, а само содержание прекрасно» (Ушинский К.Д. Собр. соч., Т. 10, С.273).

В эстетическом воспитании К.Д.Ушинский считал необходимым учитывать врожденный характер стремления человека к красоте. Вместе с тем он указывал на связь чувствований, в том числе эстетических, с рассудочной деятельностью. Благодаря рассудку окружающий мир может восприниматься через образы - обобщенные картины человеческой жизни, созданные с помощью вымысла и имеющие художественное значение. Образы создаются на основе ощущений внешнего мира, существующего объективно. Они отражают жизнь во всей ее сложности. Эти положения в учении К.Д.Ушинского о душе раскрывают сущность восприятия прекрасного и указывают основные направления воспитания с помощью искусства.

Проблемы эстетического воспитания в педагогическом наследии В.Я.Стоюнина

Владимир Яковлевич Стоюнин (1826-1888 гг.) - видный педагог-просветитель 50-80-х годов XIX столетия, теоретик и историк педагогики, крупный деятель народного образования, методист-словесник, литературный и театральный критик. Одна из центральных проблем его теоретического наследия - проблема эстетического воспитания.

На эстетические взгляды и литературное творчество В.Я.Стоюнина большое влияние оказали профессора Петербургского университета, известные деятели литературы П.А.Плетнев, А.В.Никитенко, занятия в литературном кружке, где увлекались произведениями В.Г.Белинского, С.М.Соловьева, Ф.И.Буслаева, К.Д.Кавелина. После завершения университетского образования В.Я.Стоюнин занимался частными уроками по литературе, в 1852 г. стал учителем словесности в 3-й Петербургской гимназии (вплоть до 1871 г). Увлекался романтической литературой. Высокую оценку научной общественности получили его первые литературные труды «Влияние Пушкина и Крылова на русский язык», «Наука и искусство в древнем мире».

В.Я.Стоюнин принимал активное участие в общественно-педагогическом движении 60-х годов: являлся членом Петербургского комитета грамотности, инициативного совета воскресных школ, выступал в печати с критикой воспитания и образования в современной школе, разрабатывал новые учебные программы русского языка для гимназий, подверг резкой критике рекомендованные Министерством народного просвещения учебники по славянской грамматике, риторике и теории прозы и поэзии. В начале 60-х годов им были написаны первые труды по методике преподавания литературы и русского языка. В 1859 г. он опубликовал пособие по литературе «Русская поэзия для девиц», а затем - серию книг для учащихся, в которых собраны произведения лучших писателей. К концу 60-х годов относится появление его крупных педагогических трудов, в том числе книг «Высший курс русской грамматики» (1864), «Руководство для теоретического изучения литературы» (1869), «Руководство для исторического изучения русской литературы» (1869), а также ряда педагогических статей.

Как один из редакторов журнала «Музыкальный и театральный вестник» (1856-1857) и газеты «Русский мир» (1859-1860), В.Я.Стоюнин большое внимание уделял публикациям по проблемам эстетики и художественного воспитания. Вопросы эстетического воспитания он рассматривал в неразрывной связи с формированием духовного мира учащихся, их нравственности.

В 1871-1874 гг. педагог работал инспектором классов Московского николаевского сиротского института, преподавал здесь родной язык, продолжал трудиться над созданием пособий по изучению произведений Пушкина в средней школе, методике преподавания русского языка в младших классах гимназии. В своих произведениях и педагогической деятельности акцентировал внимание на том, что изучение языка и литературы формирует художественные вкусы и убеждения учащихся и способствует нравственному воспитанию. Столкновение с влиятельными лицами, в чьем ведении находился институт, вынудил В.Я.Стоюнина уйти из него. Педагог вернулся в Петербург и сосредоточил свои силы на литературной деятельности.

В 1881 г. принимал участие в организации женской гимназии, созданной на частной основе его женой М.Н.Стоюниной. В 80-е годы в числе его педагогических трудов были произведения, относящиеся к проблеме эстетического воспитания: две монографии о Пушкине, «Дополнения к теоретическому руководству для изучения русской литературы», хрестоматия по русской литературе для младших классов гимназии, книга «О преподавании русской литературы». Проблемы эстетического воспитания рассматривались им также в публикациях на историко-педагогические темы: «Из истории воспитания в России в начале XIX столетия», «Образование русской женщины», «Луч света в педагогических потемках» и др.

Одной из основных общественно-политических идей В.Я.Стоюнина, сформулированных им еще в 50-60-е годы, является его мысль о незаконности, несправедливости и безнравственности крепостного права и его проявлений в области политики, быта, школы и педагогики. На это обращали внимание отечественные исследователи первых десятилетий советской власти (См.: Роткович Я.А. Педагогические взгляды В.Я.Стоюнина // Советская педагогика, 1938, №8, С.92). Идеалом педагога был европеизированный демократический строй, основанный на свободном труде (Стоюнин В.Я. Заметки о русской школе // Вестник Европы, 1881, №5). При этом он призывал к тому, чтобы европейские устои переносились в Россию критически, применительно к нашим специфическим условиям.

Г.В.Плеханов об эстетике и эстетическом воспитании

Георгий Валентинович Плеханов (1856 - 1918 гг.) - видный ученый и общественный деятель, основатель социал-демократического движения в России, теоретик марксизма. Всю жизнь боролся за диалектический и исторический материализм, отстаивал, развивал и пропагандировал марксистское направление в эстетике. Одним из источников прекрасного считал революционное развитие, классовую борьбу пролетариата за свое освобождение. В работах «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «Об изучении философии», «Основные вопросы марксизма», «Еще раз социализм и политическая борьба», рассматривая вопросы народного образования и воспитания, резко критиковал политику царского правительства в области просвещения. В то же время он полагал, что только социал-демократы готовы последовательно бороться за просвещение народа и решать задачи развития самосознания и культуры рабочих, способных выступать против экономического и социального угнетения.

В 1887 г. Г.В.Плеханов разработал проект Программы русских социал-демократов, в котором сформулировал основные требования по народному образованию: оно мыслилось как бесплатное, всеобщее, светское с обязательной материальной поддержкой детей из необеспеченных семей, снабжение их бесплатным питанием, одеждой и учебными пособиями. Как показали авторы новейшего учебника истории педагогики, Г.В.Плеханов выступал против узко элементарного образования народа, подчеркивая, что оно дает определенное преимущество перед полной безграмотностью, но все же не позволяет широким массам осознать свою роль в общественной жизни страны. Поэтому только полноценное образование на всех его уровнях будет способствовать росту самосознания народа, формировать его стремления к изменению существующего положения (См.: История педагогики. 4.2. Уч. пособие для педин-тов. Под ред. А.И.Пискунова. - М., 1998, С.228).

В своих трудах Г.В.Плеханов развил марксистское учение о происхождении искусства как специфической формы отражения общественной жизни и показал, что наиболее плодотворным способом художественного освоения действительности является реализм. Его публицистика в начале XX века была весьма популярна в России и за рубежом. Влиянию его работ на прогрессивную общественность способствовал блестящий стиль автора, глубокое понимание им тенденций развития исследуемых проблем, в частности, теоретической эстетики, которое возможно, по его глубокому убеждению, лишь на базе материалистического понимания истории. Он рассматривал материализм как продукт длительного развития человеческого общества, связанного с социальными изменениями и прогрессом науки и считал, что если искусство воспроизводит жизнь, то эстетика как объективное учение об искусстве могла лишь тогда стать истинно научной, когда в основу ее легло появившееся подлинно научное толкование жизни, каким ученый считал материализм. При этом на все общественные явления, в том числе и на искусство, по собственному признанию, он смотрел «с точки зрения материалистического понимания истории» (Плеханов Г.В. Избр. философ, произв. М., 1958, Т.5, С.286).

В трудах Г.В.Плеханова нет прямых ответов на вопросы эстетического воспитания подрастающего поколения, однако мы считаем уместным говорить о значительном вкладе философа в разработку общих положений данной проблемы. Сделать это возможным нам представляется по причине того, что он раскрыл общественную роль искусства как средства формирования личности и показал, что искусство усиливает социальное начало в человеке. Им обоснована диалектическая связь общественных условий, окружающей среды и реализация целей воспитания, в том числе и эстетического. Для Г.В.Плеханова искусство -общественная деятельность, т.е. деятельность человека в обществе себе подобных: «Искусство есть общественное явление, и если дикарь действительно совершенный индивидуалист, то напрасно мы стали бы спрашивать себя, каково было его искусство: мы не открыли бы у него никаких признаков художественной деятельности» (Плеханов Г.В. Избр. фил. произв. М., 1958, Т.5, С.352). А поскольку существовало такое явление, как первобытное искусство (а это, по Г.В.Плеханову, - факт), то значит, что искусство имеет древнейшее происхождение именно как вид общественной деятельности людей - членов социума.

На материале первобытного искусства он показал, что искусство уже на стадии своего возникновения явилось результатом не только непосредственного влияния экономики, но и опосредованного воздействия мифов. В цивилизованном обществе опосредствующий момент выступает более отчетливо.

В.М.Фриче об эстетической культуре и ее воспитании

На разработку проблем эстетического воспитания в начале XX века и первые годы советской власти большое влияние оказали труды крупного отечественного теоретика литературы и искусства Владимира Максимовича Фриче (1870-1929 гг.).

Родился он в Москве. По окончании немецкой гимназии поступил на историко-филологический факультет Московского университета, закончив который, работал в школе, занимался литературно-критической деятельностью, публиковался в московских изданиях. В 1904-1910 гг. преподавал в университете литературу. С конца 90-х годов участвовал в социал-демократическом движении. Преподавал на Пречистенских курсах для рабочих. По политическим соображениям вынужден был уйти из университета и оставить преподавание в школе, неоднократно подвергался репрессиям. Продолжал работу преимущественно как литературный критик и историк литературы.

В научных публикациях В.М.Фриче критиковал капиталистический образ жизни, упаднический характер буржуазного искусства, дал анализ ряда художественных произведений западноевропейских авторов, освещавших революционную борьбу классов. Этому посвящены его труды «К психологии декадентства» (1904), «Что такое декадентство» (1900), «Психическая чахотка» (1903), «Интеллигентный пролетариат во Франции» (1901) и др. В статье «Западная Европа и русская революция» (1905) на материале революционных событий в России показал значение русской революции для освободительной борьбы пролетариата Запада. Выяснению идейной сущности художественной литературы посвящены его работы «Художественная литература и капитализм» (1906), «Основные мотивы западно-европейского модернизма» (1909), «Творчество пола и гибель цивилизации» (1910), «Поэзия кошмаров и ужасов» (1912). Книга «Очерки по истории западно-европейской литературы» (1908, 1912) использовалась как пособие по литературоведению и эстетики в высших учебных заведениях России. В ней, в частности, подчеркивалась мысль о том, что эстетическое совершенство произведений литературы и искусства означает единство содержания и формы. Именно это обеспечивает совершенство произведений искусства, их органическую целостность, эстетическую ценность. Прекрасное в искусстве, утверждал он, есть правда жизни, выраженная в совершенной художественной форме. Эти идеи использовались в 20-е годы советскими педагогами-теоретиками эстетического образования при отборе художественных произведений для изучения в общеобразовательной школе.

После Великой октябрьской социалистической революции В.М.Фриче был членом Коллегии МОНО, с 1919 г. заведовал литературным отделом НКП РСФСР. С 1922 по 1928 гг. руководил литературным факультетом Первого Московского университета, являлся директором института языка и литературы при РАНИНе, заведующим секции литературы Коммунистической академии. С 1926 г. - ответственный редактор журналов «Литература и марксизм», «Печать и революция» и литературной энциклопедии. Наиболее значительными его трудами советского периода являются книги «Социология искусства» (1926), «Проблемы искусствоведения» (1930, 2-е изд.). В 1922 г. вышло в свет второе (дополненное и переработанное) издание его книги «Очерк развития западных литератур», в 1927 г. - третье. В этой книге изложена марксистская концепция развития западных литератур. Автор рассматривал литературу как форму классовой борьбы и показал отражение этой борьбы на всех основных этапах развития западной литературы.

К анализу литературы и искусства как важнейших эстетических категорий, характеризующих особую форму человеческого сознания и человеческой деятельности, ее продуктов, В.М.Фриче подходил, в основном, с марксистских позиций. При этом он подчеркивал гуманистическую роль искусства, литературы. В качестве центрального вопроса эстетики выдвигал проблему стиля. Историю мировой литературы представлял как «...историю литературных (поэтических) стилей в их борьбе и в их смене, как стилей борющихся и сменяющих друг друга классов и внутриклассовых групп» (Литература и марксизм, 1928, №1, С.7). Стиль в литературе, по В.М.Фриче, есть «органическое единство всех составляющих литературное произведение или сумма компонентов литературных произведений, как психологических (тематика, образы и т. д.), так и технологических (жанровых, языковых и т.п.), или иначе - органическое единство «формы» и «содержания» (Литература и марксизм, 1928, №1, С.5).

Похожие диссертации на Теория эстетического воспитания в России во II половине XIX - начале XX вв.