Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теория и практика музыкального образования в российских школах закрытого типа : вторая половина XIX - начало XX века Адищев Владимир Ильич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Адищев Владимир Ильич. Теория и практика музыкального образования в российских школах закрытого типа : вторая половина XIX - начало XX века : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Адищев Владимир Ильич; [Место защиты: Ин-т теории и истории педагогики РАО].- Пермь, 2007.- 433 с.: ил. РГБ ОД, 71 08-13/68

Введение к работе

Актуальность исследования Проведение данного исследования обусловлено необходимостью совершенствования музыкального образования в современной школе В контексте происходящих в российском образовании перемен оно нуждается в обновлении, испытывает потребность в новых идеях, концепциях Одним из возможных источников, способствующих выходу на новые рубежи, является историко-педагогическое знание Разработка новых подходов в сфере школьного музыкального образования сегодня затруднена из-за недостаточной изученности многих его исторических аспектов Встает вопрос о необходимости проведения в этой области специальных историко-педагогических исследований Выполнение таких исследований с позиции связи времен открывает возможность опереться при разработке проблем преподавания музыки в современной школе на культурные достижения предшествующего времени, на этой основе глубже осмыслить суть данных проблем, возможные пути их решения

Отечественной школой и педагогикой, в частности дореволюционного времени, накоплен огромный теоретический и практический опыт в области музыкального образования подрастающего поколения Особенно существенные результаты были достигнуты в учебно-воспитательных заведениях закрытого типа - женских институтах (институтах благородных девиц) и кадетских корпусах Эти школы являлись лучшими по преподаванию музыки среди общеобразовательных учебных заведений дооктябрьской России Более ста лет назад для данных школ крупными российскими музыкантами были подготовлены оригинальные концепции и программы музыкального образования, в значительной мере реализованные на практике Благодаря применению новаторских подходов к постановке музыкально-образовательного процесса, участию в нем видных музыкальных педагогов, в том числе выдающихся мастеров искусства, серьезному ресурсному обеспечению учебной деятельности в названных школах были получены значимые результаты Из стен данных учебных заведений выходило в большинстве своем музыкально грамотное юношество, знающее и любящее музыку, умеющее ее слушать и исполнять Разносторонняя и успешная деятельность институтов и корпусов по приобщению детей к музыке оказала существенное влияние на развитие в стране не только общего, но и профессионального музыкального образования Часть выпускников указанных школ после обучения в консерваториях становились профессиональными музыкантами, внесли заметный вклад в отечественную музыкальную культуру и педагогику

Теоретический и практический опыт музыкального образования в отечественных школах закрытого типа представляет собой ценное культурно-педагогическое достояние Результаты его изучения могут быть полезны при решении целого ряда научно-практических задач современного музыкального образования

Так, ретроспективный анализ выработанного крупнейшими дореволюционными мыслителями арсенала идей, составивших теоретическую основу музыкального образования в учебно-воспитательных заведениях закрытого типа, может способствовать более успешной разработке фундаментальных проблем теории современного школьного музыкального образования Научное осмысление сущностно-содержательных аспектов концепций преподавания музыкального искусства в школах закрытого типа, генеральные идеи которых не только не утратили, но приобрели в сегодняшних социокультурных условиях особо актуальное значение, может содействовать решению проблемы концептуальных оснований музыкального образования в современной российской школе

Серьезный потенциал для совершенствования постановки музыки в современной школе заключен в различных гранях музыкально-образовательной практики женских институтов и кадетских корпусов Изучение имевшего место в данных учебных заведениях опыта реформирования музыкального образования, дифференциации и индивидуализации музыкального обучения, углубленного преподавания музыки, работы с музыкально одаренными детьми, а также опыта разрешения имевшихся трудностей, проблем, противоречий может дать богатый фактический материал, существенно значимый для осмысления вопросов обновления современного музыкального образования Исследование указанных и ряда других аспектов практики школ закрытого типа особенно важно именно сегодня, когда в процессе модернизации российского образования, в том числе музыкального, решаются во многом аналогичные задачи, что делает обращение к опыту указанных учебных заведений особенно насущным

Ретроспективный анализ музыкально-педагогического творчества отечественных женских институтов и кадетских корпусов необходим и потому, что в современной России идет процесс воссоздания учебных заведений подобного рода Так, например, научное осмысление опыта концептуальной разработки, программно-методического сопровождения, различных аспектов практики музыкального образования в дореволюционных кадетских корпусах может дать значительный фонд фактов, сведений, обобщений, необходимых в деятельности по выстраиванию музыкально-образовательной работы в создаваемых сегодня кадетских классах, школах, корпусах Значим этот материал и для современных школ-интернатов, учреждений дополнительного образования

Целесообразность изучения музыкально-педагогической практики школ закрытого типа обусловлена также необходимостью преодоления ряда негативных явлений, получивших распространение в современной российской действительности, отрицательно влияющих на воспитание и образование детей и юношества. Сегодня, когда в обществе, особенно молодежной среде, насаждается приоритет материального над духовным, утверждается культ развлекательности и гедонизма, агрессивно пропагандируется разрушительное в интеллектуальном, нравственном, эстетическом, психофизическом отношениях, анти- и псевдоискусство, представляется

нужным и своевременным показать на историческом материале убедительные примеры ответственного, бережного, профессионального отношения государства, общества, школы к вопросам формирования духовного мира подрастающего поколения, приобщения его к истинным ценностям культуры, раскрыть, критически осмыслив, использовавшиеся в прошлом пути и способы решения этой проблемы, обосновать возможность применения найденных прежде подходов в современных условиях.

Сегодня достаточно злободневным является вопрос о необходимости поиска наиболее эффективных форм, способов объединения усилий различных культурных сфер в воспитании и образовании детей и юношества Изучение наработанного школами закрытого типа опыта взаимодействия с учреждениями музыкального искусства, художественными деятелями, культурной практикой церкви может внести свою лепту в решение этого вопроса

Потребность в проведении исследования по изучению рассматриваемой области отечественного музыкально-педагогического наследия обусловлена и тем, что научные работы подобного рода, выполняя важную функцию социальной памяти, способствуют сохранению этого наследия от забвения, помогают восстановить столь необходимую сегодня и во многом утраченную преемственность в развитии российского музыкального образования Отметим и еще один аспект — изучение рассматриваемого явления необходимо не только в связи с тем, что оно обладает несомненной научной и практической полезностью, но и потому, что имеет самодостаточное значение, самостоятельную ценность как один из уникальных феноменов отечественной педагогической и музыкальной культуры

Состояние изученности проблемы. Вопрос об изученности преподавания музыки в школах закрытого типа рассматривается в диссертации в связи и одновременно с развитием научного знания о самом феномене закрытых школ Констатируется, что систематическая работа по исследованию различных аспектов деятельности женских институтов и кадетских корпусов, включая вопросы преподавания музыки в них, началась в 80-е г. XIX в Изучение публикаций, подготовленных в недрах Ведомства учреждений императрицы Марии и военного министерства (В А. Бернацкого, Ф В Грекова, М.С. Лалаева, Н А Протасова-Бахметева, Е С. Шумигор-ского и др.), исторических очерков о женских институтах и кадетских корпусах, трудов историков педагогики (М И Демкова, П.Ф. Каптерева, Е О Лихачевой, В Я Стоюнина), музыкальных деятелей (К Э. Вебера, В. О Михневича, Л А Сакетти, С.Б Стремоуховой, Ю Д Энгеля и др) показало, что в дореволюционные годы было выполнено значительное число работ, посвященных российским учебно-воспитательным заведениям закрытого типа В большинстве публикаций нашла отражение и проблема музыкального обучения и воспитания учащихся Рассматривается она предельно кратко — приводятся лишь отдельные сведения, касающиеся преподавания музыки преимущественно в Смольном институте и Сухопутном шляхетном корпусе. Изложение ограничивается, как правило, констатаци-

ей факта широты, обязательности и высокого качества постановки музыки в данных школах. И только в отдельных работах (например, С Б. Стремо-уховой) эта проблема получила более широкое освещение.

После ликвидации в 1918 г кадетских корпусов и женских институтов изучение опыта их деятельности в нашей стране прекратилось. Положение стало меняться с начала 1940-х г., когда вновь оказался востребованным образовательный опыт старой школы, прежде всего кадетских корпусов Анализ трудов историков педагогики (НИ Алпатова, ТП Жестковой, В П Лапчинской, К И Львова и др), историков музыкального образования (О А. Апраксиной, И А. Анисимовой, Е.П Макуренковой, Д.Л Локшина и др), выполненных в 1940-е гг. и последующие четыре десятилетия, показал, что источниковую основу большинства проведенных в этот период исследований составили публикации дооктябрьского времени Вводились, но в небольшом объеме, новые материалы. Постепенно менялись методологические подходы — происходил отказ от чрезмерной идеологизации, от односторонне негативного взгляда на опыт школ закрытого типа, оценка их деятельности становилась более взвешенной, объективной. Обстоятельное освещение история развития кадетских корпусов и отчасти женских институтов получила в обобщающих очерках по истории отечественной школы и педагогики, подготовленных в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР (отв редакторы томов МФ Шабаева, А И Пискунов, Э Д. Днепров) Во многих проанализированных трудах нашли отражение и отдельные аспекты преподавания музыки в закрытых учебных заведениях. Установлено, что, как и в публикациях дореволюционного времени, эти вопросы рассмотрены предельно кратко В большинстве работ констатируются одни и те же известные по публикациям дооктябрьской поры сведения Вместе с тем в ряде исследований (Л Л. Баренбойма, Ю.С Горяйнова, Н А Лисовой, Г М Цыпина) проблемы хорового и особенно фортепианнрго обучения получили более развернутое и отчасти новое, по сравнению с предыдущими годами, толкование

С начала 1990-х г в изучении учебных заведений закрытого типа и музыкального образования в них наступил новый этап Интерес к опыту данных школ заметно возрос, что было обусловлено, в частности, начавшимся процессом воссоздания различных видов дореволюционных учебных заведений Наиболее активно стал изучаться опыт кадетских корпусов (В Н Бондаренко, В М Крылов, Л Н Лушников, А А. Михайлов и др.) В период 1990 — начала 2000-х гг возросло количество научных разработок по рассматриваемой проблеме, разнообразней стала их тематика Расширилась источниковая основа исследований, особенно за счет обращения ученых к архивным материалам Произошли изменения в методологии поиска — наследие прошлого стало изучаться в русле разных научных подходов Выполнены работы, посвященные изучению культурного потенциала данных школ (НН. Аурова, ЮМ Лотман, Л Б Хорошилова), воспитательной практики институтов и корпусов (В.М Курмышев, С Р. Нашхоева, АН Шевелев), духовной жизни, внутреннего мира воспитанников этих

школ (А В Белова, А Ф Белоусов) Выяснено, что в исследованиях содержится приращение нового знания, хотя и незначительное, по проблеме музыкального образования в учебных заведениях закрытого типа - в научный оборот введены отдельные ранее неизвестные сведения, характеризующие постановку музыки в данных школах (И Ф Петровская, В В Семичев), отчасти по-новому освещен вопрос о функциях музыкального искусства в жизни и образовании кадетов и институтских воспитанниц (С И Дорошенко, Г Н Козлова)

В диссертации делается вывод, что феномен музыкального образования в отечественных школах закрытого типа более века находился в поле внимания ученых, отдельные его грани получили теоретическое осмысление Научные наработки предшествующих лет представляют собой важную предпосылку для дальнейшего продвижения вперед в изучении указанного явления Вместе с тем, как отчетливо показал историографический анализ, данный феномен исследован крайне недостаточно Даже важнейшие его аспекты — теоретические основы, содержание концепций, практика обучения и воспитания — до сего времени не отрефлексированы Музыкальное образование в российских женских институтах и кадетских корпусах как целостный, развивающийся процесс не получил научного осмысления, не был предметом специального исследования Изучение данной исторической реальности позволит восполнить существующий в науке пробел

Указанное противоречие между значимостью, востребованностью теоретического и практического опыта музыкального образования в школах закрытого типа и его явно недостаточной научной изученностью явилось основанием для формулирования проблемы исследования, заключающейся

— в установлении того, как развивалось, на какой теоретической
платформе и концептуальных идеях базировалось, как практически осуще
ствлялось музыкальное образование в отечественных учебных заведениях
закрытого типа, каковы были тенденции этого процесса,

— в выявлении путей преодоления в конкретно-исторических услови
ях противоречия между сложившейся в обществе потребностью в сущест
венном обновлении музыкального образования в школах закрытого типа и
возможностями (кадровыми, материальными и др ) ее практической реали
зации

Изложенное обусловило выбор темы исследования «Теория и практика музыкального образования в отечественных школах закрытого типа (вторая половина XIX — начало XX века)»

Хронологические рамки исследования нижний рубеж — начало 1860-х гг, период подъема отечественной культуры, приведший к расцвету педагогической науки, музыкального искусства, активной разработке теоретических аспектов школьного музыкального образования, верхняя граница — 1918 г , время ликвидации в России большинства учебных заведений закрытого типа Выбор указанного исторического периода продикто-

ван тем, что именно в это время музыкальное образование в институтах и корпусах получило наибольшее развитие, именно в эти годы были получены результаты, которые представляют сегодня значительный интерес для музыкально-педагогической науки и практики

Объект исследования — школьное музыкальное образование в дореволюционной России

Предмет исследования — процесс развития теории и практики музыкального образования в отечественных школах закрытого типа второй половины XIX — начала XX в

Цель исследования — с современных методологических позиций проанализировать, целостно представить процесс развития теоретического знания и практики музыкального образования в российских школах закрытого типа указанного исторического периода, выявить тенденции данного процесса

Задачи исследования

  1. Раскрыть научные предпосылки изучения истории музыкального образования в школах закрытого типа обосновать выбор, показать познавательный и объясняющий ресурс используемых методологических подходов, проанализировать историографию изучаемой проблемы, охарактеризовать источники, уточнить содержание базовых понятий исследования

  2. Установить, как развивалась отечественная теоретическая мысль в области школьного музыкального образования во второй половине XIX в., выявить присущие данному процессу тенденции, представить в обобщенном виде идеи и положения, составившие теоретическую основу этого образования

  3. Выявить сущностные черты, особенности российских женских институтов и кадетских корпусов, установить социокультурные факторы, обусловившие необходимость и возможность разработки для этих учебных заведений на рубеже 1880 — 90-х гг концепций и программ музыкального образования, проанализировать заключенные в них ведущие идеи и положения, выявить общее и особенное в концептуальных подходах к преподаванию музыки в данных школах

4. Охарактеризовать процесс реализации концептуальных идей и программных установок в музыкально-образовательной практике институтов и корпусов конца XIX — начала XX века выявить этапы и тенденции этого процесса, раскрыть деятельность по его ресурсному обеспечению, установить имевшиеся трудности и противоречия, пути их преодоления, выявить и оценить результаты преобразований, факторы их обусловившие, обосновать значимость опыта школ закрытого типа в решении проблем современного школьного музыкального образования

Теоретико-методологические основы исследования положения теории и методологии современной исторической науки о социально-историческом и культурном развитии, способах его изучения, историзме, системности, объективности как ведущих принципах исторических исследований, синтезе методологических подходов в историческом

познании (И.Д. Ковальченко, Б Г Могильницкий, Л Н. Москвичев, И Ф Петровская, Ю А Поляков, А Н. Сахаров, Н Б. Селунская, В В. Со-грин, В С. Степин, А.О. Чубарьян, С О Шмидт и др.);

цивилизационный, культурологический, антропологический, аксиологический, тендерный подходы (ЕА Александрова, М.В Богуславский, А.С Запесоцкий, Г Б Корнетов, Д.С Лихачев, Ю М Лотман, М П Мчед-лов, Н Д. Никандров, Л.Н Пушкарев, 3 И Равкин, Л П Репина, В И. Толстых и др),

комплекс идей о сущности, ценностях, целях, содержании современного школьного образования и воспитания, современные представления о методологии изучения педагогических феноменов (Л.В Алиева, Б Л Вульфсон, В А Ермоленко, В.И Загвязинский, В.В Краевский, И.И Логвинов, Т Ю Ломакина, В А. Мясников, А М. Новиков, Л.И Новикова, ВМ Полонский, А К Савина, НЛ Селиванова, В А Сластенин, Я С Турбовской, Е Ш. Ямбург и др); обобщения, содержащиеся в исто-рико-педагогических исследованиях (В. И. Блинов, М.В Богуславский, А.Н Джуринский, Э.Д Днепров, С Ф. Егоров, Г.Б Корнетов, О.Е. Коше-лева, П А. Лебедев, Е Г Оссовский, А И Пискунов, М Г. Плохова, З.И. Равкин, К.И Салимова, И 3 Сковородкина, Н.Н Фомина, Ф А Фрадкин, АН Шевелев и др),

современные воззрения на природу и сущность музыки, ее функции в социуме (М С Каган, В В. Медушевский, Е В Назайкинский, М.А Смирнов, В.Н. Холопова и др.), базовые идеи отечественных и зарубежных концепций массового музыкального образования (Э. Б Абдуллин, Ю Б Алиев, Э. Бальчитис, Д Б. Кабалевский, 3 Кодай, К. Орф, А А Пиличяускас, Г П Сергеева, Ш Судзуки, Н А. Терентьева, Л В Школяр и др), теоретические положения исследований в области истории отечественной музыкальной культуры (А.И Кандинский, ЮВ Келдыш, Е.М Левашов, О Е Левашова, Е.М Орлова, М П Рахманова, М.Д Сабинина, Е Г Сорокина и др ), истории общего и профессионального музыкального образования (О А Апраксина, Е А Бодина, С И Дорошенко, Л 3 Корабельникова, Д.Л. Локшин, ТГ Мариупольская, НА Миронова, Е.В Николаева, МС Старчеус, ГМ Цыпинидр)

Методы исследования, общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация, статистический), специальные методы историко-педагогического исследования (историко-генетический, историко-компа-ративистский, историко-конструктивный, исторического интервью).

Источники исследования законодательные акты, нормативные документы, делопроизводственные материалы, источники личного происхождения, статистические материалы, периодическая печать, нотные издания, учебные книги, методические пособия, справочные издания, произведения художественной литературы, изобразительные источники. Значительную часть источников составили документы и материалы, выявленные в Центральном государственном историческом архиве (фонды 733 — Департамент народного просвещения, 759 — Ведомство учреждений императ-

рицы Марии, 802 — Учебный комитет Святейшего синода и др.), Центральном государственном военно-историческом архиве (фонды. 725 — Главное управление военно-учебных заведений, 314-318, 356 и др. — отдельные кадетские корпуса), Государственном архиве Российской Федерации (фонды. 642 — императрица Мария Федоровна, 660 — великий князь К К. Романов и др ), Центральном государственном историческом архиве Москвы (фонды 153, 215, 239 и др — отдельные женские институты), отделах рукописей Российской национальной библиотеки им ME Салтыкова-Щедрина (фонды 41 — МА Балакирев, 190 — МИ Глинка, 744 — В.Я Стоюнин и др ), Российского института истории искусств (фонды 1 — В.И. Главач, 67 — В П Толстых) и др архивохранилищах Большинство архивных источников впервые вводятся в научный оборот

Положения, выносимые на защиту

I Продуктивным способом исследования процесса развития теории и практики музыкального образования в школах закрытого типа является применение адекватных специфике изучаемого предмета познавательных средств — цивилизационного, культурологического, антропологического, аксиологического и тендерного подходов Использование совокупности указанных подходов делает возможным целостно на концептуальном уровне исследовать все основные грани изучаемого явления — его ценностные основания, внутреннее содержание, социокультурные детерминанты, взаимодействия с различными сферами культурного пространства, особенности протекания в мужских и женских школах.

2. К началу 1890-х гг теоретическую основу отечественного школьного музыкального образования составили выдвинутые и обоснованные российскими философами, учеными-педагогами, музыкальными деятелями идеи о целостной личности и целостном образовании, соборности, гармонии национального и универсального в культуре и образовании, преображающей силе красоты, особой ценности отечественного художественного наследия в образовании и воспитании детей и юношества, представление о музыке как воспитательно-образовательном феномене, положения о необходимости, всеобщности, непрерывности школьного музыкального образования, разносторонности и широте содержания этого образования, значимости исполнительской деятельности учащихся как наиболее эффективном пути постижения музыкального искусства и др. Эти положения были положены в основание концепций и программ музыкального образования для российских женских институтов и кадетских корпусов

3 Ведущим фактором, обусловившим разработку на рубеже 1880-1890-х гг. указанных концепций, явилась необходимость разрешения противоречия между достигнутым в стране уровнем развития музыкальной культуры, педагогического знания и существовавшей в учебных заведениях закрытого типа идеологией и практикой преподавания музыки, во многом переставших отвечать потребностям общества, изменившимся социокультурным реалиям Основу концепций составлял взгляд на музыку как фактор духовного развития детей Базовыми в концепциях являлись идеи о

всеобщности, обязательности, непрерывности музыкального образования, расширении содержания обучения, его развивающем характере, обеспечении качественного общего музыкального образования всем учащимся и углубленной подготовки способным к музыке детям, развитии исполнительской и слушательской культуры воспитанников через деятельное участие в ученических музыкальных коллективах и организацию просветительской работы Концепции содержали много общих положений, имели существенные различия, обусловленные спецификой институтов и корпусов, тендерным фактором

  1. Реализация в конце XIX — начале XX в в учебно-воспитательном процессе школ закрытого типа ведущих идей концепций и установок созданных на их основе учебных программ привела к развитию практики музыкального образования, ее существенному обновлению Процесс развития был поступенным, прошел ряд этапов, носил эволюционный характер, был преемственно связан с позитивным музыкально-педагогическим опытом предшествующих десятилетий Характерными тенденциями этого процесса являлись постепенное утверждение в музыкально-образовательной практике взгляда на музыку как фактор развития духовного мира детей, возрастание роли и места светской музыки в содержании образования, постоянное обращение в учебной и внеучебной работе к русской церковной музыке, расширение практики углубленного преподавания музыкального искусства; возрастание числа ученических музыкальных коллективов, повышение их исполнительского уровня

  2. Главным результатом осуществленных преобразований, несмотря на имевшиеся трудности, явилось достижение более высокого качества музыкального образования воспитанников школ закрытого типа Направленность этого образования во многом стала соответствовать запросам социума в вопросах обучения детей музыке Получению данного результата способствовал ряд условий и факторов, основными из которых были грамотное решение проблемы на теоретическом уровне (предварительная детальная разработка концептуальных основ музыкального образования), комплексный характер преобразований, включавший программно-методическое обеспечение учебной деятельности, совершенствование материальной базы образовательного процесса, обновление кадрового корпуса учебных заведений, активное участие в реформировании музыкального образования деятелей музыкального искусства, в том числе его виднейших представителей.

  3. Теоретический и практический опыт музыкального образования в отечественных женских институтах и кадетских корпусах исследуемого периода (идеи всеобщности и непрерывности музыкального образования, общего и углубленного преподавания музыки, подходы к воспитанию слушательской и исполнительской культуры учащихся, разнообразие направлений и форм музыкального образования и просвещения, практика работы с одаренными детьми и др) может служить одним из источников в выработке концептуальных оснований, совершенствовании практики музы-

кального обучения и воспитания в современных российских учебных заведениях общеобразовательного профиля Научная новизна исследования

  1. Обоснована возможность проведения историко-педагогического исследования в области музыкального образования в опоре на совокупность методологических подходов (цивилизационный, культурологический, антропологический, аксиологический, тендерный), раскрыт их познавательный и объясняющий ресурс применительно к изучаемому предмету

  2. Уточнено содержание ключевых понятий исследования («музыкальное образование», «музыкальное просвещение», «учебно-воспитательные заведения (школы) закрытого типа» и др)

3 Впервые целостно с современных методологических позиций рас
крыт и проанализирован процесс развития музыкального образования в
отечественных школах закрытого типа рассматриваемого периода

а) показано приращение теоретического знания в области школьного
музыкального образования, прослежены тенденции этого процесса, обоб
щенно представлены теоретические основы данного образования,

б) установлены социокультурные факторы, предпосылки, обусловив
шие разработку концепций и программ музыкального образования для
женских институтов и кадетских корпусов, выявлены и проанализированы
ведущие идеи и положения данных документов, раскрыта специфика ука
занных школ,

в) реконструирован, проанализирован и объяснен процесс реформи
рования на новой концептуальной основе практики музыкального образо
вания в школах закрытого типа выявлены этапы, тенденции, противоречия
этого процесса, раскрыто его ресурсное обеспечение, особенности проте
кания в институтах и корпусах, показан гуманистический характер музы
кально-образовательной практики в данных школах, раскрыто ее взаимо
действие с различными сферами социокультурного пространства, доказана
результативность осуществленных преобразований, установлены обусло
вившие ее факторы

4 Введен в научный оборот значительный объем новых фактов из
впервые выявленных архивных источников

Теоретическая значимость исследования

1. Результаты исследования обогащают историко-педагогическую науку знанием о тенденциях развития теории и практики преподавания музыки в дореволюционной средней школе, существенно дополняют и уточняют существующие в истории музыкального образования представления о сущности, путях, содержании и особенностях музыкального образования в учебных заведениях закрытого типа, содержат принципиально новую интерпретацию отдельных аспектов этого образования

2 Обобщения и выводы исследования представляют собой один из источников при выработке концептуальных оснований музыкального образования в различных видах современных общеобразовательных школ

3. Содержащаяся в исследовании трактовка методологических подходов к изучению постановки музыки в школах закрытого типа может быть применена в качестве методологического ориентира в научных работах, посвященных изучению исторических аспектов музыкального образования в других типах и видах учебных заведений, составить теоретическую основу этих исследований

Практическая значимость Эмпирический материал исследования, содержащиеся в нем теоретические положения и выводы могут быть использованы.

  1. в процессе дальнейших исследований в области истории отечественной педагогики и образования, музыкальной культуры, общего и профессионального музыкального образования;

  2. при подготовке программ и методических материалов по преподаванию музыкальных дисциплин («Хоровое пение», «Музыкальный инструмент», «Ансамблевое музицирование», «Оркестр») в общеобразовательных школах с углубленным преподаванием предметов художественно-эстетического цикла, детских музыкальных школах, школах искусств, совершенствовании музыкально-образовательной практики этих школ,

  1. в работе по воссозданию учебных заведений, имевших историческую традицию (кадетских школ, корпусов, женских институтов),

  2. в деятельности по модернизации высшего и среднего музыкально-педагогического образования (разработке новых учебных программ, курсов лекций по дисциплинам «Методология музыкально-педагогического образования», «История музыкального образования», «Теория музыкального образования», «Методика музыкального образования»).

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования определяются тем, что они получены на основе анализа значительного массива количественно и качественно представительных исторических источников, применения адекватных предмету и задачам исследования методологических подходов и исследовательских методов, опоры на принципы историзма и объективности

Этапы исследования*

1996 — 1999 гг — изучение литературы по вопросам теории и практики музыкального образования в дореволюционной средней школе, выявление проблемы исследования, разработка его аппарата, теоретико-методологических основ,

2000 — 2003 гг — выявление, анализ, синтез опубликованных и архивных источников по исследуемой проблеме (формирование эмпирической модели исследования);

2004 — 2005 гг — осмысление и обобщение материала исследования, формулирование его результатов (формирование теоретической модели),

2006 — 2007 гг — оформление текста диссертации, апробация основных результатов исследования

Апробация и применение результатов исследования Результаты исследования опубликованы в монографиях, учебном пособии, научных

журналах и сборниках Основные положения исследования докладывались на сессиях Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО (Москва, 1996 — 2006), международных науч.-практ. конференциях «История музыкального образования как наука и как учебный предмет» (Москва, 1999), «Проблемы и перспективы профессиональной подготовки педагога-музыканта психологический и аксиологический аспекты» (Москва, 2002), международных лихачевских научных чтениях «Гуманитарные проблемы современной цивилизации» (Санкт-Петербург, 2006), всероссийской науч -практ. конференции с международным участием «Взаимосвязь методологической и методической подготовки учителя музыки» (Москва, 1994), всероссийских науч конференциях «Воспитание как социокультурный феномен» (Москва, 2003), «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия итоги, проблемы, перспективы» (Москва, 2005), межрегиональной науч-практ. конференции с международным участием «Наследие О. А Апраксиной и музыкальное образование в XXI веке» (Москва, 2006), межрегиональных науч -практ. конференциях «Историко-педагогическое измерение в образовании» (Санкт-Петербург, 1998), «Профессиональная подготовка учителя музыки» (Москва, 2000), региональных науч-практ. конференциях по проблемам музыкального образования в школах с углубленным изучением искусства (Пермь, 1995 — 2000), итоговых науч конференциях ПГПУ (2000 — 2007) Ход и результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории методологии историко-педагогических исследований ИТИП РАО (Москва, 1998, 2007), заведениях кафедры музыковедения и музыкальной педагогики ПГПУ (Пермь, 2004 — 2007).

Результаты исследования применяются автором при чтении курсов «Методология музыкально-педагогического образования», «История музыкального образования», «Теория музыкального образования» для студентов Пермского госпедуниверситета, используются преподавателями ряда других педагогических вузов страны Положения и выводы исследования использованы при подготовке концепции музыкального образования в школах Пермской области с углубленным изучением искусства, разработке пакета программно-методических материалов для этих школ (соискатель осуществлял в 1995 — 2000 гг. научное руководство данным проектом) Под руководством соискателя подготовлено и защищено три кандидатских диссертации по проблемам истории отечественного музыкального образования.

Структура диссертации введение, четыре главы, заключение, список источников и литературы

Похожие диссертации на Теория и практика музыкального образования в российских школах закрытого типа : вторая половина XIX - начало XX века