Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образовательная деятельность как социокультурный феномен (теоретико-методологический анализ) Савченко Евгения Антоновна

Образовательная деятельность как социокультурный феномен (теоретико-методологический анализ)
<
Образовательная деятельность как социокультурный феномен (теоретико-методологический анализ) Образовательная деятельность как социокультурный феномен (теоретико-методологический анализ) Образовательная деятельность как социокультурный феномен (теоретико-методологический анализ) Образовательная деятельность как социокультурный феномен (теоретико-методологический анализ) Образовательная деятельность как социокультурный феномен (теоретико-методологический анализ)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Савченко Евгения Антоновна. Образовательная деятельность как социокультурный феномен (теоретико-методологический анализ) : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Савченко Евгения Антоновна; [Место защиты: ГОУВПО "Брянский государственный университет"].- Брянск, 2006.- 549 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологический анализ образовательной деятельности в теории и практике образования и культуры 31

1.1. Анализ феномена образовательной деятельности в научных направлениях мировой педагогики 32

1.2. Философско-педагогические учения в истории России: социо культурный потенциал образовательной деятельности ... 51

1.3. Феномен образовательной деятельности в различных типах культуры и моделях образования 71

Выводы по 1 главе 88

ГЛАВА 2. Образование и образовательная деятельность в начале III— тысячелетия 89

2.1. Сущность образования в контексте современной образовательной политики 91

2.2. Взаимосвязь объективного и субъективного в образовательной деятельности педагога и учащихся 118

2.3. Социокультурный потенциал образовательной деятельности в системе подготовки педагога в условиях современной высшей школы 138

Выводы по 2 главе 187

ГЛАВА 3. Концепция воспитания субъектов социокультурной образовательной деятельности 188

3.1. Антропокультурологическая парадигма образования как методологическая основа образовательной деятельности в различных типах учебных заведений 188

3.2. Концепция воспитания будущего педагога — субъекта культуры 204

Выводы по 3 главе 234

ГЛАВА 4. Образовательная деятельность как фактор II условие национальной безопасности человека II государства в информационном обществе 235

4.1. Национально и культурно ориентированная образовательная деятельность - условие духовной безопасности общества 235

4.2. Трансформация образовательной деятельности как механизм развития культуры личности и общества и сохранения национальной безопасности 247

Выводы по 4 главе 260

ГЛАВА 5. Образовательная деятельность в христианст ве как социокультурной концепции жизни 262

5.1. Специфика образовательной деятельности в христианской педагогике 264

5.2. Ценности и ценностно-смысловые ориентиры образовательной деятельности в православной педагогике 277

5.3. Духовно-нравственное воспитание субъектов образовательной деятельности 288

Выводы по 5 главе 304

Заключение 305

Список использованных источников 311

Философско-педагогические учения в истории России: социо культурный потенциал образовательной деятельности

Образовательная деятельность представляет собой деятельность, в которой присутствуют не только субъекты и объекты, но и материальные и духовные средства, условия труда. Она представляет собой динамический процесс, постоянное изменение и развитие, которое связано с обновлением содержания образования, появлением инновационных явлений. Педагог выступает субъектом, который одновременно осуществляет деятельность в масштабе той или иной образовательной системы и вносит определенный вклад в духовное производство общества. Именно поэтому, образовательная деятельность, как одна из сторон общественного процесса и развития, требует особого осмысления. Нет необходимости специально доказывать, насколько велика мировоззренческая, научная, аксиологическая значимость поднимаемых в этой связи вопросов. Знание, при всей его объективности, преподносимое педагогом, должно быть взаимосвязано со смыслом человеческого существования, с развитием человеческого в человеке. В чем заключается эта взаимосвязь и каков ее характер? Каково соотношение понятий Образование - Культура - Человек? Каково соотношение социальных законов и законов образования? Каков социокультурный потенциал образовательной деятельности в информационном обществе? - Таковы вопросы, выражающие суть проблемы, стоящей перед диссертантом. Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Цель исследования - разработать концептуальные основы функционирования и развития образовательной деятельности в системе образования РФ в условиях информационного общества; выявить оптимальные условия реализации социокультурного потенциала образовательной деятельности в различных типах учреждений системы образования как социальной инфраструктуры государства и человеческого развития.

Объектом исследовании является сущностное изменение образовательной деятельности в социогенезе, предметом — научно-исследовательский поиск оптимальных условий реализации социокультурного потенциала образовательной деятельности в различных типах учреждений системы образования. В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать образовательную деятельность как социокультурный феномен и выявить ее сущность и функции: а) в различных типах культуры и мсделях образования; б) в научных направлениях мировой педагогики; в) в истории отечественных философско-педагогических учений; выделить основные признаки исследуемого феномена. 2. Раскрыть теоретико-методологические основы образовательной деятельности на различных ступенях системы образования в начале III— тысячелетия; выявить социокультурный потенциал образовательной деятельности как антропологической категории. Обосновать в контексте собственно научного познания основные характеристики феномена образовательной деятельности и законы ее функционирования, диалектику объективного и субъективного; обогатись теорию деятельности новыми научными знаниями: концептуальным, генетическим, номинальным, операциональным, дескриптивным, структурным, функциональным. Проанализировать социокультурный потенциал образовательной деятельности в практике современных учебных заведений и обосновать условия его актуализации. 3. Разработать концепцию воспитания будущего педагога - субъекта культуры. 4. Доказать, что образовательная деятельность является важнейшим фактором национальной безопасности государства и духовной безопасности человека, в информационном обществе. Раскрыть цели, функции, этапы, технологию трансформации образовательной деятельности, ее роль в личностном и общественном развитии. 5. Определить специфику, функции исследуемого феномена в христианской педагогике, обосновать ценностно-смысловые ориентиры православной педагогики и их роль в духовно-нравственном воспитании субъектов образовательной деятельности в современных социальных институтах. Гипотеза исследования

Развитие системы образования есть условие прогресса общества. Деятельность всех звеньев системы образования зависит от социокультурных условий, в которых протекает образовательная деятельность.

Образовательная деятельность, выступающая ведущей составляющей образовательного процесса, в ходе развития системы образования как социальной инфраструктуры государства и человеческого развития будет осуществляться успешно, если в учебном заведении (вуз, школа, колледж и др.) реализуются следующие условия: - антропокультурологическая парадигма образования выступает ведущей; - соответствие содержания образовательной деятельности социокультурному полю бытия человека, ценностям культуры народа; - обеспечение целостности, системности, культуросообразности образовательного процесса на различных ступенях системы образования; - оптимизация социокультурной среды личностного развития в системе образования на основе актуализации культурно-исторической уникальности образовательной деятельности человека, ценностей национальной и мировой культуры; - актуализация личностно ориентированного образования, способствующего формированию индивидуального стиля деятельности субъекта образовательной деятельности; обеспечение "культурного восхождения" личности в субъект-субъектном взаимодействии; - гуманитаризация культурно-образовательного пространства (институциональных, культурно-досуговых, социальных учреждений); опора на идеало-сообразность национальной культуры, культурно-историческую преемственность в содержании образовательной деятельности; - реализация основных принципов образовательной деятельности: гуманизации, демократизации, культурологизации, идеалосообразности, экологизации, психологизации, принципов миротворческой педагогики: со-трудни 15 чества, со-творчества, со-бытия и др. в процессуальном и содержательном аспектах образовательной деятельности; - реализация содержания образовательной деятельности на основе определенного баланса в структуре связей социальных институтов с учётом мега-факторов (планета, Космос, экосреда), макрофакторов (этнос, нация), мезофак-торов (культура парода, СМИ, общественное сознание), микрофакторов (семья, школа, ВУЗ и др.). Учет при этом государственной политики в сфере образования, определяемой общекультурным контекстом, антропокультурологической доминантой, которая активизирует включенность человека в универсум, в философское осмысление значимости социокультурной деятельности человека в системе: человек — человек — коллектив — общество — человечество; - обеспечение субъекта образовательной деятельности ключевыми компетенциями; создание условий, способствующих воспитанию субъекта культуры, - трансформация образовательной деятельности выступает механизмом личностного и общественного развития и фактором национальной безопасности. Методологические основы исследования: - исследования по проблеме культурологического подхода к образова-нию (С.А. Беличева, Б.М. Бид-Бад, Е.В. Бондаревская, М.А. Верб, Л.С. Выготский, И.Ф. Гончаров, В.Ф. Володько, А.С. Запесоцкий, И.А. Зимняя, И.Ф. Исаев, В.Т. Кабуш, М.С. Каган, И.С. Кон, Н.Б. Крылова, О.В. Леонтьева, Л.М. Митина, В.Д. Симоненко, В.А. Сластенин, Б.Ю. Шапиро и др.); - теория активности субъекта в системе «Человек — Культура - Обігзст-во» с окружающей средой (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.С. Запесоцкий, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, В.Н. Парфенов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.);

Взаимосвязь объективного и субъективного в образовательной деятельности педагога и учащихся

Человеческое общество вступило в третье тысячелетие с большими изменениями: переход в состояние информационно-компьютерной цивилизации, возрастание требований к уровню системной согласованности массовых и индивидуальных действий людей в их отношениях с природой, производством, политикой, культурой, наукой, образованием; программирование и развитие культурно-образовательной среды и др.

Образовательную политику характеризуют как деятельность государства, направленную на реализацию прав всех граждан на получение образования. Под образовательной политикой понимаются приемы управления развитием сферы образования, осуществляемого на институциональном (отраслевом, территориальном, учрежденском) уровне [162, с. 355].

Составляющими образовательной политики выступают: 1) концептуально-философский уровень знаний, зависящей от типа культуры, образовательных традиций общества, идеологии государства, типа экономики и др.; 2) образовательная полигика как часть социальной политики, т.е. конкретные сферы и уровни системы образования и общества в целом; 3) «отраслевой» уровень, т.е. деятельность специализированных учреждений и социальных институтов образования [162, с. 356].

В связи с этим сущность образовательной деятельности зависит от контекста этих трех составляющих и ими определяема. Поэтому необходим анализ исследуемого феномена в различных аспектах: методологическом, процессуальном, содержательном, структурно-функциональном, технологическом, организационном и др., что составляет исследовательскую задачу данного параграфа. Закономерной является зависимость образовательной деятельности от модели образовательной политики. В мировой практике сложились различные модели образовательной политики и, соответственно, образовательной деятельности.

А.С. Запесоцкий в качестве оснований типологизации моделей образовательной политики предлагает: 1) характер взаимоотношений между государством и образованием; 2) доминирующие ценности общественной идеологии, реализуемые в сфере образования; 3) тип социально-культурной системы, которая обусловливает содержание образовательной политики и др. Он выделяет следующие виды образовательной политики. 1. Популистская политика. Суть ее заключается в наибольшем удовлетворении образовательных потребностей как можно большего количества людей. 2. Патерналистическая образовательная политика. Ее суть — в том, что она ксть специфическое выражение некой шкалы ценностей, принятой государством или политической партией. 3. Социодинамическая политика. Строится на учете социально-культурных факторов и подчинена решению задач общественного производства.

В зависимости от доминирующих ценностей общественной идеологии выделяют 3 типа образовательной политики: либеральная, элитарнгч, тоталитарная (по А.С. Запесоцкому). Либеральная образовательная политика направлена на удовлетворение образовательных потребностей субъектов, реализацию права человека на образование, ресурсное обеспечение деятельности образовательных учреждений. Элитарная образовательная политика определяется в соответствии с тем, какие социальные силы (культурная элита) являются носителем базовых ценностей общества. Тоталитарная модель образовательной политики подчиняет всех участников образовательного процесса единой государственной идеологии [162, с. 360]. В практическом опыте обычно доминирующая образовательная политика сочетает в себе характеристики других видов. Модель образовательной политики определяется типом культуры, - это закономерно. Современная образовательная политика России в процессе модернизации системы образования определяется документами государства. Так, в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» указывается, что обра-зовг ие выступает важнейшим фактором, определяющим статус государства в мире и статус человека в обществе. Оно является важнейшим средством развития и воспитания каждого гражданина России, утверждение нравственных принципов, выступает основой социально-экономического и духовного развития России. Образовательная деятельность, в соответствии с документами политики государства, должна быть направлена на достижение образовательных целей: - преодоление социально-экономического и духовного кризиса; - обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики; - создание основы для социально-экономического и духовного развития России.

Образовательная деятельность осуществляет функции развития, обучения и воспитания, транслирует образовательные, культурные, нравственные идеалы. Это есть своеобразная рефлексия, в ходе которой осуществляется выделение приоритетных направлений в развитии общества. Образовательная деятельность выступает фактором становления сознания (общественного) и самосознания (личностного), условием их связи, а также условием социализации личности и педагогизации социума. Она затрагивает как теоретическую область, так и реальную область практики, как проблемы развития управленческого мышления, так и методологизации процессов развития, обучения, воспитания человека.

Обновление системы образования требует такой профессиональной управленческой деятельности, которая обеспечит многоуровневое развитие образования за счет обновления содержания, принципов, технологий, форм, методов, способов, что позволит осуществлять переход к качественно новому уровню образовательной деятельности.

Образовательная деятельность является ключевым звеном, обеспечивающим связь между культурой и развитием личности и общества в целом. Развитие может наполниться культурой только в том случае, если она сначала впитает в себя образование и если в свою очередь образование будет эффективно транслировать образцы культуры.

Концепция воспитания будущего педагога — субъекта культуры

С позиции антропокульторологического подхода правомерно обосновывать .содержание потенциала образования в трёх направлениях: 1. Человек III тысячелетия: сущностные характеристики. 2. Человек как субъект образования: развитие человеческих возможностей в ходе образовательной деятельности. 3. Социокультурные факторы и их роль в воспитании человека. Поскольку наше исследовательское внимание обращено к четовеку III тысячелетия, обратимся к научной теории, накопившей в своём арсенале различные концепции человека. Это такие концепции как: социально-прагматическая, где сущность человека сводится к совокупности социальных отношений (Н. Добролюбов, П. Кропоткин); универсалистская, в которой человек понимается как часть мироздания (А.Радищев, А.Герцен, В.Вернадский); духовно-религиозная. Основная идея учений - целостность и онтологизм человека, утверждение приоритета духовной жизни (Вл. Соловьёв, Н. Бердяев, П. Флоренский, С. Франк, Г. Федотов, Б. Вышеславцев).

Анализ различных концепций убеждает, что духовность, сознание, ум в структуре человеческой сущности считаются высшей ступенью. Существенной особенностью отечественной философской антропологии является целостность человеческой личности. Принципиальным отличительным признаком русского антропологизма (в отличие от западных теорий) является теоцентричность, пронизывающая все уровни. Данный признак находит отражение в поиске духовных оснований бытия как высшей цели воспитания. В теологической традиции обоснованы основания антропологизма Вл. Соловьёвым, В. Несмеловым, идеи которых составляют особую духовную традицию, связанную с пониманием человека и высшего предназначения его жизни. Этой традиции следовали: Н. Бердяев, Н. Федоров, П. Флоренский и др. Данная традиция реализовалась не только в философской, но и в педагогической теории и практике. В этой связи в педагогике следует назвать концепции и идеи К. Победоносцева, Л. Толстого, В. Вахтерева, К. Вентцеля, П. Лесгафта, К. Ушинского, Р. Розанова, Н.Пирогова и др. Педагогический принцип "познания и самопознания человека" есть принцип антропологической методологии. Его обосновали и разЕ Ліи А. Галич, К. Ушинский, Н. Пирогов, В. Острогорский, А. Каптерев, В. Водовозов, Н. Неклюев, П. Лесгафт. Они были едины во взгляде человека как на объект и субъект образования и воспитания. Глубока по смыслу педагогическая антропология К. Ушинского. Цель воспитания, - по К. Ушинскому, -должна обозначать вектор человеческих устремлений в соответствии с возможностями и потребностями общественной жизни. Анализ образовательных концепций предыдущих веков свидетельствует о том, что все они обусловливались общекультурным содержанием.

В трудах П. Лаврова, Д. Менделеева, А. Галича, П. Редкина, П. Кропоткина и других мыслителей идея признания личности как основа бытия и познания является центрирующей в теории и практике деятельности в сфере образования.

Антропологический подход нашёл своё развитие в русском космизме, основная идея которого - неразрывная связь человека с Космосом, Вселенной. Исходные принципы относительно воспитания и развития человека как участника космических процессов сформулированы Н. Федоровым (см. "Философия общего дела"). Познание должно быть преобразовательно-деятельным, а самопознание является условием постижения опыта всего человечества. Актуальны идеи В. Вернадского о необходимости учёта в процессе образования и воспитания роли и места человека в мире. Он указывал, что "мощь человечества" — не в материале, а в разуме и направлении разума трудом. Воспитание человека В. Вернадский рассматривал как часть социального (и даже космического) целого.

В обосновании сущностных характеристик человека начала III тысячелетия особый интерес с точки зрения антропологического направления представляют идеи С.Франка, исследовавшего проблемы свободы и ответственности, нравственного идеала человека. С.Франк актуализирует вопрос духовно-нравственного воспитания и развития человека, целостности культуры как единого комплекса достижений человечества, в состав которого входят наука, искусство, нравственная жизнь, образование и воспитание, творчество гениев и духовный уровень народных масс, правовые отношения и государственный порядок, хозяйство и техника. В ситуации духовного кризиса образованию С. Франк отводил главенствующую роль, т.к. оно призвано задавать свои приоритеты, как в развитии умственных способностей, так и в нравственном развитии, должно преподносить определённые идеалы и ценности.

Антропокультурологический подход задаёт конкретный методологический ориентир в выдвижении целеполагания в обучении и воспитании учащихся, в построении образовательной деятельности, в процессе социализации и индивидуализации, а также гуманитаризации образовательного процесса.

Следовательно, содержание воспитания субъектов образовательной деятельности формируется на основе: а) понимания методологического основания, наполненного антропокультурологическим потенциалом образования; б) сущностных характеристик человека.

Сущностью человека является его "способность строить себя, а значит, постоянно изменять содержание ответа на вопрос о собственной сущности" [570, с. 109].

Таким образом, методологическое основание воспитания субъектов образовательной деятельности в антропокультурологической плоскости определяется как система условий, методов, принципов, целенаправленно активизирующих человеческое развитие в соответствии с сущностными характери-стиками человека, т.е. ценностно-нормативной моделью человека (формируемой на основе антропокультурологического понимания концепций человека и требований общества).

Нами определены следующие сущностные характеристики человека в начале III тысячелетия, выделенные на основе анализа концепций человека предыдущих столетий и учёта требований, предъявляемых к человеку как: а) члену планетарного общества; б) представителю определённого социума, представителю этнокультуры, специалисту профессиональной сферы; в) личности, индивидуальности.

Личностное ядро слагают духовно-нравственная целостность и потребность в непрерывном самопознании и развитии. Основные характеристики человеческой сущности: - высокий уровень самосознания, позволяющий человеку объективно познавать Мир, Природу, Общество, Вселенную, определять своё место в мире, выявлять закономерности в общественном и личностном развитии, определять причину и следствие в культурно-историческом развитии; - способность к сотрудничеству и созиданию в системе "Человек — Человек - Группа - Общество - Человечество"; - ответственное отношение к экологическому здоровью планеты и сохранению жизни на ней; „, - осознание единства Человека и окружающего мира; - способность осознавать общечеловеческие, национальные, личностные ценности, обогащать и передавать новым поколениям образцы духовной, материальной культуры, накопленной в процессе человеческого развития; - активная жизненная позиция в утверждении нравственных идеалов, норм, ценностей в деятельности и поведении; - развитое концептуальное мышление, позволяющее давать оценку, выделять позитивы и негативы в окружающей действительности; - способность быть преемником традиций национальной и мировой кулі туры; - высокий уровень общей, профессиональной, технологической, духовно-нравственной, эстетической, этической, правовой, экологической, гражданской, тендерной, семейной, физической и др. культуры;

Трансформация образовательной деятельности как механизм развития культуры личности и общества и сохранения национальной безопасности

В ходе исследования установлено, что трансформация содержания образовательной деятельности есть своеобразный генетический код в социальной практике, позволяющий сохранять духовную безопасность общества.

Проведенное исследование доказывает, что феномен образовательной деятельности является одним из решающих условий развития общества, условием решения таких проблем как: человек в системе общественных отношений, духовно-нравственное развитие личности, гуманистическая ориентация в различных социальных сферах, ценности человека и общества и др.

В ходе исследования обнаружены следующие закономерности. Социально-экономическое преобразование общества и воспитание Человека закономерно обусловлены эффективно действующими механизмами, к числу которых мы относим образовательную деятельность. Моральная атмосфера общества, духовно-нравственное развитие личности зависят от деятельности социальных институтов общества и эффективности проводимой в них образовательной деятельности.

Образовательная деятельность выступает механизмом взаимодействия личности и общества и передачи ценностей культуры, условием преемственности поколений. Эффективность ее зависит от: 1) включенности образовательной политики в общий контекст социальной политики государства; 2) методологических, целевых, содержательных и технологических составляющих; 3) профессионализма, степени активности субъектов, последовательности, полноты их действий и соответствия требованиям социокультурной ситуации и др.

Основными тенденциями развития образовательной деятельности в начале Ш-его тысячелетия выступают: восстановление культуросообразности; гуманизация, демократизация; непрерывность образовательной деятельности в течение всей жизни человека; технологизация, компьютеризация и др.

Нами выявлена специфика образовательной деятельности в христианстве как социокультурной концепции жизни, обоснованы ценности и ценностно-смысловые ориентиры православной педагогики и их роль в духовно-нравственном воспитании в современной социокультурной ситуации.

Образовательная деятельность в православной педагогике есть важнейший фактор педагогизации социума. Она есть отражение православной культу 307 ры. Методологическая сущность образовательной деятельности, содержание, целевой компонент, межсубъектные отношения подчинены идеалу Любви. В основу межсубъектных отношений положены отношения Иисуса Христа с Апостолами. Непреходящую ценность представляют принципы воспитательно-образовательной среды православной педагогики: целостности, целесообразности, культуросообразности (соответствия культуре народа), наглядности, активности, самостоятельности, свободы, принцип педагогического идеализма и конкретности, целеполагания, благоговейного отношения к ребенку (как к образу и подобию Божию) и др. Образовательная деятельность православных педагогов выступает важнейшим созидающим фактором обновления, оздоровления духовной жизни общества, от которого зависит будущее поколений.

Определяющей константой духовно-нравственного развития личности являются духовно-нравственные ценности отечественной культуры. Нами выявлены основные условия духовно-нравственного воспитания субъектов образовательной деятельности: системный подход в реализации культурологического содержания в ходе преподавания гуманитарного цикла предметов, спецкурсов и внеучебной деятельности, актуализация ценностей национальной культуры, духовных достижений народа, ценностей мировой культуры и др.

В процессе исследования определена роль образовательной деятельности с точки зрения геополитики. Образование и образовательная деятельность в системе жизнеобеспечения общества являются не только решающим фактором экономического развития, но и основой духовной национальной безопасности. Традиционная культура славян, язык, духовные, материальные, образовательные ценности, национальное своеобразие - это есть своеобразная конструкция самого образа жизни народа, его культурно-образовательного пространства. Сегодня этой основе представляют угрозу различные факторы, в том числе возникающие внутри образовательных учреждений. Кроме того духовную национальную угрозу имеют явления, опасные для всей человеческой цивилизации: разрушение базовых ценностей духовой культуры, целенаправленное навязывание аморальных эталонов поведения и образа жизни, манипулирование общественным и личностным сознанием через СМИ и др. Это обусловливает по 308 иск " птимальной модели образовательной деятельности и разработки методологии соответствующей образовательно-культурной практики.

В ходе исследования охарактеризованы концептуальные основы образовательной деятельности в начале III его тысячелетия. Системный анализ, включающий функционально-структурный, морфологический, генетический и другие виды позволили нам раскрыть сущность, принципы, функции образовательной деятельности в контексте современной образовательной политики.

Диссертантом проанализированы процессуальный, содержательный, структурный аспекты образовательной деятельности и предложены научные определения исследуемого феномена: генетическое, номинальное, операционное, дескриптивное, концептуалыюе, структурное, функциональное. Раскрыта диалектика объективного и субъективного в образовательной деятельности.

Проведенный анализ социокультурного потенциала образовательной деятельности в практике современной высшей школы позволил выявить позитивы и негативы и наметить пути совершенствования образовательной деятельности, условия ее эффективного функционирования в процессе развития системы образования.

Диссертантом разработана концепция воспитания будущего педагога — субъекта культуры. Обоснована модель воспитания субъекта культуры, что открывает возможности совершенствования культурно-образовательного пространства и новые перспективы в теории и практике образования как социальной инфраструктуре государства и человеческого развития.

Образовательный потенциал общества имеет прямую зависимость от уровня организации образовательной деятельности в различных педагогических системах. Эффективность ее зависит от ряда факторов: соответствия законов образовательной деятельности социальным законам, ее содержательной направленности, технологического обеспечения и др.

Похожие диссертации на Образовательная деятельность как социокультурный феномен (теоретико-методологический анализ)