Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Организация досуговой деятельности учащейся молодежи в условиях влияния массовой культуры Захарченко Алексей Евгеньевич

Организация досуговой деятельности учащейся молодежи в условиях влияния массовой культуры
<
Организация досуговой деятельности учащейся молодежи в условиях влияния массовой культуры Организация досуговой деятельности учащейся молодежи в условиях влияния массовой культуры Организация досуговой деятельности учащейся молодежи в условиях влияния массовой культуры Организация досуговой деятельности учащейся молодежи в условиях влияния массовой культуры Организация досуговой деятельности учащейся молодежи в условиях влияния массовой культуры Организация досуговой деятельности учащейся молодежи в условиях влияния массовой культуры Организация досуговой деятельности учащейся молодежи в условиях влияния массовой культуры Организация досуговой деятельности учащейся молодежи в условиях влияния массовой культуры Организация досуговой деятельности учащейся молодежи в условиях влияния массовой культуры Организация досуговой деятельности учащейся молодежи в условиях влияния массовой культуры Организация досуговой деятельности учащейся молодежи в условиях влияния массовой культуры Организация досуговой деятельности учащейся молодежи в условиях влияния массовой культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Захарченко Алексей Евгеньевич. Организация досуговой деятельности учащейся молодежи в условиях влияния массовой культуры : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Захарченко Алексей Евгеньевич; [Место защиты: Оренбург. гос. пед. ун-т]. - Ростов-на-Дону, 2008. - 198 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-13/529

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Научно-теоретические основы изучения досуговои деятельности молодежи в условиях влияния массовой культуры 16

1.1 Концепции культуры как научная предпосылка изучения сферы досуга современнрй молодежи 16

1.2 Социально-педагогический потенциал факторов, влияющих на досуг молодежи в современной России 34

1.3 Диагностика досуговои ориентированности учащейся молодежи с учетом молодежного сленга как педагогическое условие организации досуговои деятельности 53

Выводы 77

Глава 2 Моделирование досуговои деятельности учащейся молодежи как командной творческой игры в образовательном про странстве 79

2.1 Педагогическая сущность досуговои деятельности в контексте молодежной субкультуры 79

2.2 Модель и принципы организации досуговои деятельности учащейся молодежи как командной творческой игры 103

2.3 Эксперимент по внедрению технологии организации досуговои деятельности учащейся молодежи 132

Выводы 153

Заключение 155

Список литературы 158

Приложения 170

Введение к работе

Актуальность исследования связана с происходящими изменениями в России в контексте глобализации и усилившимся негативным влиянием на молодежь массовой культуры посредством современных медиа средств. В СМИ активно транслируется модель гламурной жизни, респектабельной ра-боты и роскошного отдыха, что не сопровождается особыми усилиями со стороны экранных «героев». Разрекламированная культура потребления особенно отрицательно влияет на подрастающее поколение, у которого, как следствие, формируются социальные иллюзии. Педагогика должна найти новые воспитательные механизмы и средства, которые смягчат данный эффект и изменят его направленность.

В процесс реформирования вовлечены все сферы жизнедеятельности человека: от экономики и политики до культуры и образования. Открытость общества стала и благом, и испытанием. Трудности возникли у учащейся молодежи, которая, по мнению ученых [Т.И. Власова, 2001; Н.Д. Никандров, 1998; В.И. Слободчикова,, 2000], вовлечена в гуманитарный кризис, характеризующийся эклектической системой ценностей. Решение накопившихся проблем поставило перед обществом сложную задачу по трансляции культурных традиций. Позитивным фактом стало появление государственных программ «Молодежь России», 2001; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, «Общенациональная программа развития воспитания детей до 2010г.» Государственного научно исследовательского института семьи и воспитания и др., в которых предусматривается воспитание активного и ответственного молодого поколения.

В отечественной педагогике обосновываются новые подходы к овладению гуманитарной культурой и возрождение духовных сил на основе личностно-ориентированной [Е.В. Бондаревская, 2004], культуросообразной [Н.М. Бо-рытко, 2004], духовно ориентированной [Т.И. Власова, 2004, 2006] теорий. Центральное место в них занимает идея, обосновывающая культурную идентификацию личности как самостоятельный и индивидуальный процесс овла-

дения культурными формами бытия, а воспитателю-педагогу в них отводится роль партнера. В то же время в массовой практике образования эти теории все еще не нашли своего широкого применения.

Молодежи в силу возрастных особенностей свойственно отрицание традиционных подходов ко всем сферам жизни. В свою очередь воспитание призвано облагородить, очеловечить разрушительно эгоистические влечения, ибо иначе совместная работа и отдых людей становятся невозможными [Б.М. Бим-Бад, 1998]. Для достижения данных задач решающая роль принадлежит творческой реализации молодого человека. Глобализация и рыночная экономика требуют от учащейся молодежи инициативности, предприимчивости, настойчивости, самостоятельности, творческой активности. Однако образование не успевает отвечать на быстро меняющиеся социальные запросы, а воспитание практически не решает поставленные задачи.

Особенно это относится к сфере досуга, в которую огромным потоком хлынули законы шоу-бизнеса. В постсоветский период посредством телевидения и радио стали широко пропагандироваться игры, связанные с получением денежных выигрышей, гарантирующих легкую жизнь без усилий со стороны человека. В 2002-2003 гг. автором были изучены досуговые ориентиры учащейся молодежи (386 чел.). Полученные результаты показали, что большинство из опрошенных предпочитают пассивный досуг (просмотр телепередач), гедонистической (посещение клубов, кафе) и анти культурной (азартные игры, игровые автоматы и пр.) направленности, что подтверждает актуальность поиска новых подходов к организации досуга, выдвигая феномен творчества на первое место в образовательном пространстве.

Досуг оказывает решающее влияние на развитие личности. Культурно-развивающая значимость досуговой деятельности заключается в ее влиянии на развитие творческих задатков и способностей молодых людей. В условиях досуга происходит активный контакт формирующегося человека с окружающим миром, трансляция духовно-культурных ценностей, обеспечивается преемственность поколений, стимулирование творчества [Ю.Д. Красильни-

ков, 1999; Р.А. Литвак, 2000; В.Я. Суртаев, 2000; Б.А. Титов, 2001]. Для этой сферы в наибольшей степени характерна полная свобода от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на молодежь. В современной России в условиях ослабления нормативно-ценностных регулятивов, проблема досуга становится острой и требует пристального внимания со стороны педагогов. Возникла потребность интеграции в образовательное пространство организованной до-суговой деятельности, наполненной культурными и духовными смыслами.

В советский период имелся опыт в организации досуга школьников и студентов (коллективные творческие дела, викторины, КВН и др.). В современной России командная игра КВН приобрела особую популярность, благодаря масс медиа и за счет расширенного включения в него элементов эстрадного искусства. КВН как игра и специфическое молодежное движение имеет' особую аудиторию. Формально ее можно разделить на четыре группы: 1) молодые люди в возрасте от 12 до 30 лет. Эта группа условно делится на две части: первая - внутренняя среда (участники команд, актеры, авторы, режиссеры, звукооператоры, кураторы, члены жюри, менеджеры), вторая - внешняя среда (зрители, болельщики). Это самая массовая часть аудитории; 2) семьи КВНщиков; 3) преподаватели и администрация учебных заведений; 4) спонсоры и партнеры [Д.Г. Букланс, 2005].

Особое распространение данная форма досуга получила в средних и высших учебных заведениях, при этом участники команд стремятся попасть в телевизионный эфир. Считаем, что такая односторонняя направленность снижает социокультурную значимость игры, что актуализирует изучение ее педагогического; и воспитательного потенциала как командной творческой игры, а также диссеминация ее результатов в образовательное пространство.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ научных источников показал, что в советской педагогике при исследовании досуга молодежи преобладали политико-идеологический и объектный подходы, которые, с одной стороны, обосновывали эффективность его организации при обеспече-

ний материальными условиями, с другой, доминирование идеологических ориентиров становилось основным фактором социализации подрастающего поколения. Такая методология оставляла за рамками изучения ценностную сферу детей и молодежи, культурное и духовное содержание сферы увлечений и досуга, превращая последний в инструмент партийного влияния. Декларативными оставались задачи по воспитанию всесторонне развитой личности в условиях внешкольных учреждений.

В современных трудах преодолевается данное ограничение. Так, термин «культурно-досуговая деятельность» вошел в педагогическую науку в 80-е гг. XX века [Л. Коган] в противовес таким концептам, как: «внешкольное образование», «политико-просветительная работа», «культурно - просветительная работа», «культурно-воспитательная работа». В исследованиях, посвященных социальной педагогике и организации социально-культурной деятельности школьников и студентов, актуализируется роль субъекта, т.е. свободный выбор культурных занятий, художественного творчества, приобщение к лучшим образцам культуры, самоорганизация [М.И. Болотова, 2001; В.Г. Рындак, 2006; СВ. Сальцева, 2007 и др.].

Досуговая деятельность рассматривается как необходимый компонент социальных отношений, культурной сферы и социализации подрастающего поколения [А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, В.М. Чижиков, 1994]; как разновидность экономической практики и бизнеса [Г.А. Аванесова, 2006].

Проблема организации досуговой деятельности соприкасается с технологическими вопросами и педагогической целесообразностью в отборе адекватных игровых форм. Исследование воспитательных возможностей игровых форм деятельности школьников осуществлялось в контексте театральной педагогики [П.М. Ершов, 1946; А.П. Ершова, 1980].

При всей значимости проведенных исследований проблема организации досуговой деятельности учащейся молодежи как командной творческой игры в условиях влияния массовой культуры и медиа средств относится к числу недостаточно изученных проблем, нуждающихся в научном обосновании.

В то же время мониторинг воспитательного процесса в образовательных учреждениях основного общего образования, средне специального и высшего профессионального образования в контексте обозначенной проблемы показывает наличие объективных условий, позволяющих сформулировать теоретико-методологические позиции относительно педагогического потенциала игровой деятельности, в том числе такой ее молодежной формы как КВН, в контексте общей теории педагогики.

Итак, анализ социально-педагогической ситуации и степени научной разработанности проблемы позволил нам выявить противоречия между:

правом учащейся молодежи на свободу досуга и чрезмерным негативным влиянием массовой культуры, внедряющей в сознание личности гедонистические установки, которые недостаточно диагностируются и корректируются при организации досуговой деятельности в учебных заведениях;

расширением досуговых горизонтов для старшеклассников, студентов средне специальных и высших профессиональных учреждений и неповоротливостью воспитательного сегмента учебных заведений, в большинстве своем использующих традиционный подход к организации досуга;

значимым воспитательным и творческим потенциалом игры КВН как вида досуговой деятельности и недостаточным его использованием в процессе воспитания учащейся молодежи в образовательном пространстве;

потребностью педагогической практики в научно-методическом обеспечении процесса организации досуговой деятельности учащейся молодежи в образовательном пространстве учебных заведений и недостаточной степенью разработанности ее технологических и диагностических аспектов.

Таким образом, была обозначена проблема - какой воспитательный потенциал заложен в игровой деятельности учащейся молодежи как формы досуга (на материале игры КВН). С учетом этого сформулирована тема: «Организация досуговой деятельности учащейся молодежи в условиях влияния массовой культуры».

Объект исследования - досуг учащейся молодежи в образовательном пространстве учебного заведения с учетом влияния массовой культуры.

Предмет исследования - моделирование досуговой деятельности учащейся молодежи и технология ее организации как командной игры.

Цель исследования: обоснование модели организации досуговой деятельности учащейся молодежи в образовательном пространстве.

Гипотеза исследования. Организация досуговой деятельности учащейся молодежи в образовательном пространстве учебного заведения приобретет воспитательное качество, если:

будет выстраиваться с учетом тенденций взаимодействия массовой культуры и досуговой ориентированности учащейся молодежи;

будет уточнена сущность «досуговой деятельности учащейся молодежи» на основе педагогического целеполагания;

будет разработана организационно-воспитательная модель, направленная на развитие социально-ценностных качеств личности учащейся молодежи;

будут обоснованы критерии развития личности учащейся молодежи;

будет разработана технология организации досуговой деятельности учащейся молодежи с учетом лучших образцов смеховой культуры, театрального и эстрадного искусства, направленных на командный успех и личностную презентацию.

В соответствии с целью и гипотезой исследования нами поставлены следующие задачи исследования:

  1. Выявить состояние досуговой ориентированности учащейся молодежи в условиях влияния массовой культуры.

  2. Уточнить педагогическую сущность понятия «досуговая деятельность учащейся молодежи».

  3. Разработать организационно-воспитательную модель досуговой деятельности учащейся молодежи как командной творческой игры в образовательном пространстве.

  1. Обосновать критерии личностного развития учащейся молодежи в процессе внедрения организационно-воспитательной модели досуговой деятельности.

  2. Разработать технологию организации досуговой деятельности учащейся молодежи как командной творческой игры смеховой направленности.

Методологической основой исследования являются системный и синер-гетический; культурологический и аксиологический; личностно- и духовно ориентированный подходы, нормативно-правовые документы, отражающие приоритеты политики РФ в области воспитания: Закон «Об образовании», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, «Общенациональная программа развития воспитания детей до 2010г.» Государственного научно исследовательского института семьи и воспитания.

Теоретическую основу исследования составили:

теории культуры (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Г. Блумер, Ир. Гофман Дж.Г. Мид, Ч.Х. Кули и др.), в которых обосновывается идея символико-коммуникативного этапа современной цивилизации, ее субъектной открытости и межличностного диалогового содержания;

духовно - (Т.И. Власова, Н.Д. Никандров, Т.Г. Русакова, В.И. Слобод-чиков и др.), личностно - (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков и др.), социально - (Р.А. Литвак, СВ. Сальцева, Е.Н. Сорочинская и др.), субъектно - (Н.М. Борытко, Д.И. Фельдштейн и др.), креативно - (В.Г. Рындак, Н.В. Щуркова и др.) и граэюданско- (А.В. Вырщиков, A.M. Рябченко и др.) ориентированные концепции воспитания, в которых раскрывается содержание воспитания как смыслопоисковое взаимодействие педагога и воспитанников;

концепции досуга молодежи (Г.А. Аванесова, А.И. Вишняк, Л.Н. Га-ленская, А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, А.С. Ковальчук, Ю.Д. Красильников, Р.А. Литвак, В.Я. Суртаев, В.И. Тарасенко и др.), в которых актуализируется социальная и культурная сущность свободного времени молодежи в социологическом и педагогическом аспектах;

концептуальные идеи социальной ценности досуговой деятельности, раскрывающие ее позитивное влияние на социализацию молодежи (Ю.П. Азаров, В.Г. Бочарова, В.З. Вульфов, СИ. Григорьев, А.В. Мудрик и др.);

театральная педагогика и педагогика игры (Н.Н. Бахтин, А.П. и П.М. Ершовы, И.Я. Зязюн, Дж. Морено, К.С. Станиславский, Й. Хейзинга); психология творчества (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теп-лов, Д.Б. Эльконин) и концепции эстетического воспитания детей и студентов (Е.П. Александров, И.В. Арановская, P.M. Чумичева), показывающие важность игровой деятельности для творческой реализации личности.

В исследовании использовались следующие методы: теоретические -анализ и синтез; метод индукции и дедукции; эмпирические - опытная работа, эксперимент, включенное наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, статистические и математические методы обработки результатов и пр.

База исследования: СОШ №№ 4, 58 г. Ростова-на-Дону; колледж Московского гос. университета статистики и информатики; Ростовский гос. педагогический университет, Евразийский Открытый институт.

Исследование проводилось в четыре этапа: На первом этапе (2001 -2004 гг.) - автор исследования осваивал игровую деятельность в качестве рядового члена и капитана команды КВН студентов Ростовского государственного педагогического университета; изучал опыт других команд, литературу по проблеме воспитательных возможностей КВН, выступал с докладами на ежегодных научно-практических студенческих конференциях. На втором этапе (2004 - 2005 гг.) - проводился теоретический анализ философской, социологической, педагогической и психологической литературы по проблеме досуговой деятельности подрастающего поколения; была отобрана и скорректирована методологическая основа исследования; выявлялась специфика организации досуговой деятельности в современной школе, средних и высших профессиональных учреждениях; обосновывались понятия, разрабатывалась модель и технология организации досуговой деятельности учащейся молодежи; выбрана опытно-экспериментальная база; составлена программа

эксперимента; проведен констатирующий этап эксперимента. На третьем этапе (2005 - 2007 гг.) - проведен организационно - развивающий этап эксперимента и диссеминация игровых форм деятельности в образовательное пространство учебных заведений; проверялась эффективность технологии организации досуговой деятельности в образовательном пространстве средних и высших учебных заведениях; разрабатывался и опробировался соответствующий диагностический инструментарий; уточнялись критерии личностного развития участников молодежных командных игр. На четвертом этапе (2006 - 2007 гг.) - анализировались, систематизировались и обобщались результаты исследования; были сформулированы основные выводы; разработаны и внедрены в практику рекомендации по организации досуговой деятельности учащейся молодежи; оформлена диссертационная работа, обсуждены полученные данные в форме лекций и докладов на конференциях. Научная новизна результатов исследования:

  1. Выявлена медийная зависимость досуга современной молодежи, в рамках которого происходит коммуникативно-символьное распространение молодежной субкультуры позитивного или негативного содержания.

  2. Уточнена педагогическая сущность «досуговой деятельности учащейся молодежи», заключающаяся в том, что в ее процессе удовлетворяются потребности в творческом самовыражении, духовно-культурном росте, интеллектуальном и физическом самосовершенствовании посредством целесообразно организованных игровых форм, позволяющих осваивать различные социальные роли и влиять на внешний и внутренний мир молодежи.

  3. На основе системного, духовно ориентированного и синергетического подходов разработана организационно-воспитательная модель игровой деятельности учащейся молодежи, включающая целевой, содержательный, процессуальный, диагностический и результативный компоненты.

4. Обоснованы критерии личностного развития учащейся молодежи на ос
нове выделения специфических показателей, приобретаемых участниками
командных игровых форм досуговой деятельности.

5. Разработана технология - социальная анимация, включающая пошаговый алгоритм творческой направленности, предусматривающий мобильность и гибкость в ее осуществлении.

Теоретическая значимость работы исследования: 1) уточненная сущность досуговой деятельности учащейся молодежи как специфического вида личностной и виртуальной коммуникации в образовательном пространстве обогащает общую педагогику в разделе содержания воспитания и отбора актуальных направлений в контексте влияния массовой культуры; 2) разработанная модель игровой деятельности учащейся молодежи обогащает теорию воспитания в разделе структурно-функциональной организации воспитания и может служить основой для продуктивного проектирования досуга; 3) обоснованные принципы конкретизируют духовно ориентированную концепцию воспитания, акцентируя внимание педагогов на актуализации эмоционально-ценностного этапа в организации досуговой деятельности учащихся; 4) доказанный синергетический подход в диссеминации командных форм досуга в образовательное пространство эффективен для анализа личностного развития учащихся с учетом обоснованных критериев и показателей.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что в нем проведена диагностика и описаны досуговые ценности молодежи в контексте влияния массовой культуры; разработана и апробирована педагогическая технология - социальная анимация в процессе организации деятельности команды КВН; созданы сценарии выступлений.

Материалы исследования могут быть использованы органами управления по делам молодежи, студенческим самоуправлением, кураторами студенческих групп, классными руководителями в средних общеобразовательных и профессиональных учреждениях.

Полученные выводы и рекомендации могут быть использованы при изучении теории и методики организации игровой деятельности в неспециализированных и специализированных учреждениях культуры и искусств, при составлении базовых дисциплин и спецкурсов.

Достоверность научных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций; использованием комплекса методов, адекватных природе изучаемого явления; воспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью полученных данных; использованием методов статистики при обработке результатов исследования.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Диапазон досуговой ориентированности учащейся молодежи достаточно обширен: от пассивных (просмотр теле и видео продукции, Интернет -коммуникации и пр.) до активистских (игры, путешествия, дискотеки и пр.) форм отдыха, которые могут приобретать как гуманитарное, так и разрушительное содержание. В условиях массовой культуры досуг молодежи, являясь наиболее свободной формой выбора деятельности, представляет собой личностную и виртуальную коммуникацию, в процессе которой происходит воспроизводство, создание и диссеминация символов и знаков молодежной субкультуры, в первую очередь.

  2. Педагогическое изменение континуума досуга молодежи в образовательном пространстве является одной из актуальных воспитательных задач учреждения с учетом реального состояния досуговых предпочтений, их педагогической адаптации в плоскость личностного развития на основе преобразовательной (игровой) деятельности.

Таким образом, педагогическая сущность досуговой деятельности учащейся молодежи, как специфического вида личностной и виртуальной коммуникации, заключается в том, что она является формой творческой самореализации, приобретая воспитательную направленность посредством формирования готовности к преобразованию внешнего и внутреннего мира.

Целесообразно организованный досуг учащейся молодежи - это пространство духовного общения (свободный выбор ценностной системы); социальная среда (овладение различными социальными ролями); художественная деятельность (развитие творческих способностей); самоорганизуемый

континуум в условиях массовой культуры (открытость команды в условиях медиакультуры).

  1. Организационно-воспитательная модель игровой деятельности учащейся молодежи включает: цель - развитие социально-ценностных качеств и творческой реализации личности; задачи - актуализация эмоционально -ценностного отношения к социуму; развитие коммуникативной компетенции, навыков авторского и актерского мастерства; социализация личности в команде; принципы, репетиционный и игровой этапы, условия, критерии и результат.

  2. Критерии личностного развития учащейся молодежи включают: эмоционально—эстетическую, когнитивно-коммуникативную, командно — игровую и духовно—этическую зрелость, которые стали показателями эффективности внедрения организационно-воспитательной модели досуговой деятельности.

  3. Технология организации командной игры:

диагностика досуговых интересов молодежи;

рекрутинг - отбор участников игры, включающий следующие методики: эмпирическую (целевая диагностика способностей желающих играть) и онтологическую (щадящая, но более долговременная, потому что рассчитана на «отсев» нетворческого балласта в самом процессе игры);

тренингово-игровой этап - оттачивание творческой активности и общительности игроков команды на основе изучения различных образцов искусства и его видов (музыка, хореография, актерское, режиссерское мастерство), средств и методов творения;

сценарно-сочинителъский - связан с подбором, составлением, сочинением мини игровых ситуаций, различных сценариев посредством индивидуального или мозгового штурма;

деятелъностно-эстетический - является наиболее сложным и многовекторным, потому что реализация приобретенных навыков и проявления бур-

ной творческой активности и общительности не всегда является гарантией успеха в реальной игре КВН;

рефлексивно-аналитический обусловлен необходимостью подведения итогов, анализом и интерпретацией различных элементов игры. В результате этого этапа у членов команды появляется отношение к досуговой деятельности как к одной из важнейших сфер реализации сущностных сил человека, имеющей большой духовный и воспитательный потенциал.

Личный вклад автора: осуществлен теоретический анализ проблемы организации досуга учащихся; проведена экспериментальная работа и систематизированы результаты; обоснованы модель и технология организации досуговой деятельности учащейся молодежи в образовательном пространстве учебных заведений; осуществлено включенное наблюдение за изменениями в личностном развитии участников команд (на материале игры КВН).

Апробация и внедрение результатов исследования происходило на базе РГПУ, колледжа Московского государственного университета статистики и информатики и Евразийского Открытого института, в средних общеобразовательных школах №№ 4, 58 в г. Ростове-на-Дону; полученные результаты обсуждались на заседаниях кафедр педагогики, управления образованием, социологии и политологии ПИ ЮФУ, отдела послевузовского образования гуманитарных и социальных наук СКНЦ ВШ, докладывались на международных, всероссийских и региональных конференциях (2003-2007г.г.), нашли отражение в 7 публикациях автора общим объемом 2,16 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (164 источников), 6 приложений, 4 таблицы, 1 рисунок. Основной текст диссертации изложен на 157 страницах.

Концепции культуры как научная предпосылка изучения сферы досуга современнрй молодежи

Досуг является частью культуры, поэтому целесообразно рассмотреть современные концепции культуры, в которых данное явление анализируется с точки зрения социально-педагогических отношений в обществе и влияние на образование. Ни одна категория общественных наук не вызывает такого расхождения во взглядах, такого многообразия суждений, как понятие «культура».

Как философский феномен культура изучались многими зарубежными учеными О. Шпенглером, Г. Когеном, А. Тойнби, российскими - Н.А. Бердяевым, B.C. Розановым, А.Ф. Лосевым, Вл. Соловьевым, а также советскими А.И. Арнольдовым, Э.А. Баллером, М.С. Каганом, Н.В. Мотрошиловой, И.Т. Фроловым, B.C. Библером, Ю.М. Лотманом, Э.С. Марканяном, Е.А. Ре-жабек, Г.В. Драч и др.

В философских работах Е.В. Боголюбова, Л.П. Буевой, В.Е. Давидовича, Ю.А. Жданова, В.Ж. Калле, Д.С. Лихачева, В.М. Межуева, Э.В. Соколова, А.С. Фриша и других отразилась содержательная многозначность понятия «культура» применительно к особенности развития общества, его сознания, духовной и материальной жизни. Ни одно из предлагаемых определений не обладает универсальностью, способной удовлетворить все науки, объектом изучения которых является культура. Но как бы ни определялось соотношение понятий «культура» и «общество», их связь не подлежит сомнению.

Согласно традиционному и наиболее распространенному взгляду, культура является частью общества, т.е. предполагается, что наряду с культурой социум включает явление, не покрываемые этим понятием. Имеются и другие точки зрения, определяющие культуру как срез или фермент, присутствующий во всех сферах общественной жизни. Недаром возникли и получили широкое распространение такие словосочетания, как «культура производства», «культура отношений», «культура поведения», «политическая культура», «культура досуга» и т.д.

В науке существует около 250 категорий культуры, что свидетельствует о полифункциональности, емкости, многообразии анализируемого понятия. Понятие «культура» используется как в повседневном общении, так и в научном толковании. На уровне обыденного сознания она трактуется как нечто, характеризующее свойства человека в сфере социального поведения, как форма регуляции своих общественно значимых действий; или она отождествляется с образованностью, интеллигентностью. Иногда в обиходе слово «культура» употребляется для характеристики качественного состояния тех или иных явлений: «культура чувств», «культура речи», «культура жилища» и др. Зачастую термин «культура» сближается с характеристикой форм внешнего поведения человека, выступает как иное название для соблюдения норм этикета.

По мнению В.Е. Давидовича, при всей важности обыденного сознания и его принципиальной неустранимости из жизни людей, оно, как специфическая форма отражения социальной реальности, все же недостаточно для систематизированного выражения сущностных характеристик такого многосложного явления как культура. Теоретическое рассмотрение данного вопроса начинается с толкования слова «культура» (лат. culture - возделывание, обработка, уход, улучшение). Первоначально оно обозначает обработку земли, возделывание почвы. Его происхождение явно обнаруживает связь с человеческим трудом, с активной, преобразующей деятельностью людей. Впоследствии это слово получило и другое, переносное значение — просвещенность, воспитанность, образованность человека.

Многие учение рассматривают культуру как «вторичную природу». В рамках этого подхода, с одной стороны, культура выступает вторичным явлением по отношению к самой природе, с другой - не может существовать без нее. Попытка преодолеть границы природы, выйти за рамки инстинкта и есть культура. То есть культура выступает как один из главных отличительных признаков человека от всех других существ. Таким образом, понятие «культура» обозначает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизнедеятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Различают материальную и духовную культуру. В более узком смысле термин «культура» относят к сфере духовной жизни. В переносном же значении понятие «культура» изначально соотносилась с культурой чего-то: культ предков, культ богов, культура речи, культура разума и т.п. Подобные сочетания употреблялись на протяжении многих веков, пока не появилось понятие «цивилизация», вобравшее в себя всю деятельность социального развития в сфере техники, науки и искусства. В течение долгого времени понятия «культура» и «цивилизация» являлись тождественны. И только в начале XX века немецкий философ О. Шпенглер противопоставил их друг другу.

Не останавливаясь подробно на характеристике поисков определений культуры, следует подчеркнуть, что с одной стороны, под культурой понимали все то, что преобразовано, создано человеком, возникло в результате человеческой деятельности, и все это образует предметную форму существо вания культуры. С другой стороны, все предметное богатство общества, вся предметная действительность создана человеком и представляет собой воплощение исторически развитых и общественно сформированных человеческих способностей, умений и знаний. Существование культуры в предметной форме, в форме результатов человеческой деятельности есть лишь внешняя форма ее существования. Действительным содержанием культуры оказывается процесс постепенного исторического развития человеческих сил и способностей, воплощающихся в богатстве и многообразии создаваемой людьми предметной действительности. Развитие человека как субъекта действительности, развитие его творческих способностей - это личностная форма существования культуры. Таким образом, две основные формы существования культуры предполагают в качестве ее сущностных характеристик и готовые результаты человеческой деятельности, и свойства людей, их способностей, потребности, активно проявляющиеся в деятельности по преобразованию, как условий своей собственной жизни, так и самого себя.

Социально-педагогический потенциал факторов, влияющих на досуг молодежи в современной России

Медиа - это средство, посредник (от латинского «media», «medium»). Одно из устоявшихся определений раскрывает «медиа» как техническое устройство для записи и передачи информации. К такому роду средств можно отнести и письмо. Именно с помощью медиа средств происходит коммуникативная активность общества, где медиа выступает в роли связующего звена между разными субъектами.

Медиа традиционно разделяют на ранние (письменность), печатные (печать, литография, фотография), электрические (телеграф, телефон, звукозапись), масс медиа (кинематограф, телевидение), цифровые (компьютер, Интернет). В современной науке присутствует терминологическое непостоянство в использовании понятий медиа технология и техника.

Техника (греч. techne) - искусство, мастерство, ремесло; термин употребляемый как и для искусства, так и для техники. Технология (греч.) - систематическая обработка. На протяжении всей истории значение слова «техника» изменялось. В середине XX века техника определялась как вся совокупность средств, употребляемых для создания вещей и предметов материального культуры. Однако постепенно с возникновением информационного продукта, выпадающего из определения материальной культуры, определение изменилось вновь.

В ракурсе современного состояния техники и медиа технологий предлагается подход, согласно которому техника - это hardware, то есть предметы материального характера, а медиа технологии - software, продукты интеллекта. По мнению К. Марвина, медиа - это объекты, неспособные быть зафиксированными, так как в них отсутствуют естественные границы. Они выражают «сконструированные комплексы желаний, верований и процедур, встроенных в сложные культурные коды коммуникации»1. Как правило, появление любого из средств медиа (печать, телефон, Интернет) сразу же рождает коммуникацию, присущую ему. Технические средства медиа и коммуникация становятся неотделимы друг от друга.

Многие современные медиатехнологи, исследующие явление информационного общества, где определяющем выступает информация, часто употребляют термин "медиа" как характеризующие технологии, основа которых заключается в записи, хранении и воспроизведении информации. В данной работе мы придерживаемся данного понятия. На наш взгляд, обозначать все технико-информационное пространство, окружающее человека, термином «медиа» действительно продуктивно. Это связано с нарастающей доминантой и скоростью внедрения массовой культуры посредством информационных технологий в жизнь.

По мнению знаменитого канадского ученого, одного из основоположником англосаксонской школы по изучению медиа Харольда Инниса, процесс обмена информацией - это ядро и основа общественной жизни и развития. И поэтому способ хранения и передачи информации играет главную роль в судьбе каждого социального общества, в развитии всемирной истории. Таким образом, исследуя медиа технологии отдельного времени, может стать понятной и сама культура. Подобного взгляда придерживался Дуглас Рашкофф, рассматривая историю самого медиа - как действительную историю общества и как естественную эволюцию нашей культуры1. Медиа, возникнув в определенный момент развития человечества, смогли полностью вписаться в его историю и стать неотделимой частью культуры. А впоследствии сформироваться в отдельную культуру. На современном этапе развития общества мы можем наблюдать, что процесс аккультурации каждого субъекта проходит не без помощи средств медиа. С приходом медиа в нашу жизнь вектор истории начал развиваться под новым углом. Теперь к истории можно не только прикоснуться «воочию», но и предсказать дальнейший ход ее развития, так как, достигнув совершенства во всех сферах своей деятельности, человек может прогрессировать только в медиа и с помощью медиа.

Особое внимание исследователями уделяется проблеме информационного пространства. Прошли те времена, когда социальный статус человека измерялся расстоянием, которое он должен пройти, чтобы увидеть дым соседского бивачного костра. В конечном итоге мы достигли наших континентальных пределов; мы увидели Землю из космоса по национальному телевиденью. Иллюзия безграничности незавоеванных территорий разрушена. Единственная среда, в которой наша цивилизация еще может расширяться, это эфир, иными словами - медиа. Вследствие этого власть, которой сегодня обладает тот или иной человек, определяется уже не количеством собственности, находящейся в его распоряжении, а скорее тем, сколько минут «прайм-тайма» на телевидении или страниц новостной печати он может получить. Непрерывно расширяющиеся медиа стали настоящей средой обитания - пространством, таким же реальным и незамкнутым, каким был земной шар пятьсот лет назад. Это новое пространство называется инфосферой.

Инфосфера, или «медиапространство», новая территория, открытая для человеческого взаимодействия, расширения экономики и, особенно для социальных и политических процессов. Она стала электронным конференц-залом: темы, некогда обсуждавшиеся вполголоса, по дороге домой, ныне открыто поднимаются в дневных ток-шоу, в прямом эфире, перед публикой, состоящих из людей, похожих на нас самих. На смену старой доброй местной сплетне пришло всенародное освещение особо громких сексуальных скандалов. Медиапространство также стало нашим «электронным городским вече». Традиционные политические дебаты и решения перешли в ведомство непрерывно растущих форумов, радиопрограмм с ответами на звонки слушателей и ночных развлекательных шоу.

Разработке разнообразных направлений и проблем медиа, связанных с кино, прессой или телевидением, посвящено немало работ отечественных и зарубежных авторов. Условно эти работы можно разбить на две группы: - общетеоретического характера о масс-медиа в целом (К. Бэзэлгет, Л.С. Зазнобина, Д. Коней дайн, Р. Кьюби, Р. Куин, Л. Мастерман, С.Н. Пензин, А.В. Спичкин, К. Тапнер, Ю.Н. Усов, А.В.Федоров, А.В. Шариков, Э. Харт, Р. Хоббс и др.); - констатирующего характера, содержащие сведения о восприятии медиа в различных странах разными возрастными категориями с разными уровнями развития ( А. Карон, И.С. Левшина, К. Тарасов, А.В. Федоров, А.В. Шариков, С.А. Шеин, Э. Харт, и др.).

Педагогическая сущность досуговои деятельности в контексте молодежной субкультуры

Логика исследования обусловила определение понятия «образование». Образование, по мнению Е.М. Аврамовой, Г.Е. Зборовского, A.M. Осипова, выполняет функции социального контроля, обучения, воспитания, сохранения «чистоты» социальных общностей. Общепринятой точки зрения относительно функций образования не сложилось, однако во всех классификациях ясно просматривается воспитательная функция. Представители гуманистического направления отмечают, что образование, развивающееся только в ключе воспроизводства социокультурной структуры, существенно ограничивает возможности членов общества в самореализации. Э. Дюркгейм отмечает, что наряду с социальной предзаданностью типа образования и воспитания, большую роль играет сама личность, ее способности и таланты. И, что самое важное, несмотря на различные типы воспитания и образования определенных социальных групп, у всех у них одна общая основа, без которой невозможно существование общества как целостности. Этой основой выступает религия или идеология данного общества. И именно образованию принадлежит ведущая роль интегратора общества на основе культуры, идеологии, религии. Здесь мы выходим на понимание «личностного образца» или «нормативного идеала», как называет его Э. Дюркгейм: «... идеал, реализуемый воспитанием определяется как обществом в целом, так и специфической социальной средой... Общество существует лишь при условии достаточного единства между составляющими его членами и имманентно воспитание поддерживает и усиливает это единство... воспитание представляет для общества лишь способ, с помощью которого оно подготавливает в душах детей основ-ные условия для своего собственного существования»". Данным идеям созвучна духовно ориентированная концепция воспитания.

Одной из теорий, подчеркивающих значимость воспитательной функции образования, на наш взгляд, является теория языковых кодов Б. Бернстайна. Социокультурная среда, в которой растет ребенок, формирует у него соответствующий словарный запас и способность строить свою речь и понимать других. Дети из низших слоев общества обладают речью, представляющей собой «ограниченный код»; в то время как дети из средних и высших слоев общества являются носителями развитого речевого кода. Последние гораздо лучше учатся в школе, успешнее адаптируются к образовательному процессу. Дети же, являющиеся носителями «ограниченного речевого кода» поставлены в заведомо неравную ситуацию: им гораздо сложнее воспринимать учебный материал, определять как себя правильно вести в новой ситуации. Получается, что неравенство, изначально заданное социальной и культурной средой, проецируется и на процесс школьного обучения, ведь учебная программа одна для всех, поэтому представителям низших слоев общества, как правило, гораздо труднее усвоить ее, чем обладателям «развитого речевого кода». И школа выступает, таким образом, селективным фактором развития общества. Таким образом, необходимо учитывать индивидуальные речевые коды не просто с точки зрения преодоление их социальной селекции, но и с позиции воспитания личностных качеств обучающихся, которые в будущем помогут им адекватно воспринимать увеличивающиеся информационные потоки в условиях влияния масс.медиа. Особое значение эта теория имеет также при организации досуга молодежи.

В российском обществе возникла потребность в расширении воспитательной практики, поскольку трансформация всех сторон жизни особенно болезненно отразилась на духовно-нравственной сфере существования человека. В этой связи духовный вакуум, который стал быстро заполняться массовой культурой, привел к тому, что во взрослую жизнь вступило поколение молодых, имеющих эклектическую систему ценностей. Ограниченность данной социализации отвечает ситуации, о которой пишет Э. Тоффлер в книге «Футурошок», при которой стремительность жизни в условиях научно - технической революции повлекла за собой смену традиционных регулятивов.

В то же время проблемы воспитания в средне специальном образовании рассматриваются исследователями достаточно редко, поскольку традиционно основной задачей его является ориентация на подготовку специалистов, а также распространенным можно считать точку зрения, что учащаяся молодежь не нуждается в воспитательных воздействиях, будучи взрослыми людьми. Такая позиция не просто искажает педагогическую реальность образования, но и является принципиально неправильной, потому что молодежь в этот период вступает в этап активного становления ценностно-смыслового отношения к жизни посредством профессионального роста, что, в свою очередь, требует поддержки со стороны педагогов-профессионалов.

В отечественной педагогике существует различные парадигмы воспитания. Е.В. Бондаревская дает следующий перечень «концепций воспитания: 1 ...социального воспитания (Б.П. Битинас, В.А. Бочарова, СВ. Дармодехин, А.В. Мудрик, Г.Н. Аилонов, М.И. Шилова и др.), основанные на идеях системно-социального проектирования. 2. Общественно-ориентированные концепции коллективного воспитания (И.А. Зимняя, В.А. Караковский, З.А. Малькова, Л.И. Новикова, М.И. Рожков, Н.Л. Селиванова, А.И. Шемшурина и др.), основанные на общечеловеческих ценностях, идеях коллективного творческого воспитания, проектирования и укрепления воспитательных систем. 3. Личностно-ориентированные культурологические концепции (Е.В. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, Н.Б. Крылова, В.В. Сериков, Е.Ш. Ямбург и др.), основанные на человекоцентрированной картине мира, личностном и культурологическом подходах, идеях развития воспитания в контексте культуры, национально-культурной идентификации, гуманизации воспитания.

Модель и принципы организации досуговои деятельности учащейся молодежи как командной творческой игры

При разработке модели организации досуговой деятельности одним из методологических подходов стал синергетический подход, объясняющий во многом нелинейность протекания творческого процесса. Основные положения синергетики, раскрытые в работе Е.Н. Князевой, СП. Курдюмова, помогли обосновать технологию социальной анимации, в том числе: диалектическое единство и возможности взаимных превращений порядка и хаоса, стабилизации и дестабилизации в сложных системах, соотношение противоположных тенденций сохранения и изменения; наличие принципиальных пределов предсказуемости и надежности прогнозов в условиях неопределенности; синергетическая парадигма самоорганизации сложных систем, возможность обеспечить самоуправляемое и самоподдерживаемое развитие; чувствительность нелинейной сферы к малым, слабым воздействиям в состоянии неустойчивости, в ситуации бифуркации путей эволюции и возможность нахождения малых резонансных воздействий, способных подтолкнуть систему на один из собственных благоприятных путей развития; гибкость, многозначность и многовариантность путей анализа творческой ситуации; элементы игры, свободы, творчества в любой диалектической системе и необходимость развития игрового сознания.

В первую очередь, необходимо определиться в понятиях творческая командная игра. Категория «творчество» является одной из наиболее сложных в философии и научном познании, привлекавших внимание мыслителей разных эпох и философских течений, начиная с античности. Перечислим основные признаки творчества, которые отмечают большинство ученых.

Первым таким признаком является новизна, причем не только результата человеческой деятельности, но и пути его достижения (А.Т. Шумилин).

Вторым признаком творчества ряд исследователей считают социальную значимость процесса или результата деятельности, их прогрессивность.

При этом более важным признаком творчества является полнота самореализации личности. Психологи утверждают, что у каждого здорового индивида имеется определенная совокупность психических свойств, необходимых для творческой деятельности в той или иной области, потому что существует потребность в преобразовании, самовыражении и осуществлении себя, а мотивация и цели творчества обусловлены социально.

Различают внешние и внутренние условия возникновения творческой деятельности. Внутренними предпосылками являются: наблюдательность, воображение и прогностичность ума; мотивация творческой деятельности (самоактуализация, самосовершенствование, мотивы творческого преображения окружающей действительности); способности, знания, умения, мастерство; гармония активности и выдержки; самокритичность; трудолюбие в высшем его проявлении. Исследования М. Вертхеймер, Б.М. Теплова, A.M. Леонтьева, показали, что в процессе творческого мышления необходимо сочетание рационального и иррационального, логического и образного, нестандартного и традиционного; бессознательное и сознательное, интуитивное и рассудочное в процессе творчества дополняют друг друга.

К внешним условиям относят: создание проблемной ситуации; поддержка личной инициативы; свобода критики, творческой дискуссии, обмен и борьба мнений; критическое отношение к традициям. Ситуации, продуцирующие творческую активность, бывают разными: это могут быть ситуации соревнования, сотрудничества, сотворчества, игры.

Игра занимает особое место в досуге учащейся молодежи. По мнению ученых (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) игра как вид деятельности обладает следующими особенностями, имеющими значение в аспекте нашего исследования: игра лежит в основании любой творческой деятельности; игра социальна и по содержанию, и по своей природе, и особенно чувствительна к сфере деятельности людей и отношений между ними.

Методологией для обоснования технологии организации досуговой деятельности в сфере досуга стала для нас теория И. Гофмана, в которой исследовался тип «человека-художника» или творца образов (homo pictor).1 Сравнение мира нашей повседневности с театральным действом привело ученого к выводу, что мир - словно театральные подмостки, где на всём протяжении отпущенного нам времени мы движемся в плену наших чувств и мыслей, перетирая каждый наш час. В работе «Представления себя другим в повседневной жизни» Гофман обосновывает «драматургический» подход, анализируя «сценическую постановку» человеческих микровзаимодействий. Он понимает социальное «Я» не как собственность актора, а как продукт театрализованного взаимодействия между исполнителем и публикой. Самость, по Гофману, «есть театральный эффект, порождаемый... разыгрываемой сценой»."

Следуя аналогии с театром, Гофман подразделяет взаимодействие на несколько составляющих, которые он обозначает с помощью театральных терминов. Передний план - обобщённая часть представления - определяет ситуацию для наблюдателей. Это «совокупность абстрактных стереотипных ожиданий, предуготавливающих аудиторию к определенному исполнению»3, видимая часть исполнения. Передний план включает в себя обстановку и личный передний план. Обстановка относится к физической сцене, без которой исполнители обычно не могут выступать. Например, хирургу требуется операционная, таксисту - такси, а конькобежцу - лёд. Личный передний план - это элементы экспрессивного оформления, которые в представлении аудитории идентифицируются с исполнителем и поэтому должны присутствовать в обстановке. Например, врач, предположительно, будет одет в белый халат, у него будут определённые инструменты. Личный передний план, в свою очередь, подразделяется на внешний вид и манеры. Внешний вид сообщает нам информацию о социальном статусе исполнителя (например, белый халат врача). Манеры (использование определённых повадок, внешнее поведение — резкое или мягкое) говорят аудитории, какого рода роль исполнитель предполагает играть в этой ситуации. Внешний вид и манеры выступают обычно как согласованные характеристики.

Гофман говорит также о некоторых «коллективных представлениях» относительно того, что должно происходить на определённом плане. Когда исполнители играют установленные роли, они обнаруживают наличие уже установленных для этих ролей передних планов, то есть существует тенденция не создавать, а выбирать передние планы. При этом, людям свойственно скрывать или мистифицировать компрометирующие факты из своей жизни или ошибки, которые были допущены при подготовке представления, а также шаги, предпринимаемые по их исправлению. Исполнитель заинтересован в сокрытии от аудитории фактов подобного рода.

Похожие диссертации на Организация досуговой деятельности учащейся молодежи в условиях влияния массовой культуры