Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Патриотическое воспитание старшеклассников средствами государственной музыкальной символики Российской Федерации Омаров Омархан Нурмагомедович

Патриотическое воспитание старшеклассников средствами государственной музыкальной символики Российской Федерации
<
Патриотическое воспитание старшеклассников средствами государственной музыкальной символики Российской Федерации Патриотическое воспитание старшеклассников средствами государственной музыкальной символики Российской Федерации Патриотическое воспитание старшеклассников средствами государственной музыкальной символики Российской Федерации Патриотическое воспитание старшеклассников средствами государственной музыкальной символики Российской Федерации Патриотическое воспитание старшеклассников средствами государственной музыкальной символики Российской Федерации Патриотическое воспитание старшеклассников средствами государственной музыкальной символики Российской Федерации Патриотическое воспитание старшеклассников средствами государственной музыкальной символики Российской Федерации Патриотическое воспитание старшеклассников средствами государственной музыкальной символики Российской Федерации Патриотическое воспитание старшеклассников средствами государственной музыкальной символики Российской Федерации Патриотическое воспитание старшеклассников средствами государственной музыкальной символики Российской Федерации Патриотическое воспитание старшеклассников средствами государственной музыкальной символики Российской Федерации Патриотическое воспитание старшеклассников средствами государственной музыкальной символики Российской Федерации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Омаров Омархан Нурмагомедович. Патриотическое воспитание старшеклассников средствами государственной музыкальной символики Российской Федерации : 13.00.01 Омаров, Омархан Нурмагомедович Патриотическое воспитание старшеклассников средствами государственной музыкальной символики Российской Федерации (на материале Республики Дагестан) : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.01 Махачкала, 2007 199 с. РГБ ОД, 61:07-13/1439

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы патриотического воспитания старшеклассников 15

1.1. Сущность, содержание и структура патриотического воспитания старшеклассников 15

1.2. Становление государственной музыкальной символики России 41

1.3. Особенности патриотического воспитания старшеклассников средствами государственной музыкальной символики 62

Выводы по первой главе 80

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по патриотическому воспитанию старшеклассников средствами государственной музыкальной символики 82

2.1. Методика и организация опытно-экспериментальной работы 82

2.2. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы 99

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 123

Выводы по второй главе 129

Заключение 131

Библиография 135

Приложения 151

Введение к работе

Актуальность исследования. Патриотическое воспитание является важнейшим средством укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации. Его цель заключается в формировании патриотических чувств и сознания, готовности к выполнению гражданского долга по защите Родины, упрочении единства и дружбы народов России.

Распад Советского Союза и происшедшие изменения, вызванные переходом общества из одного состояния в другое, привели к деградации сложившейся в стране системы патриотического воспитания, повлиявшей на межнациональные и межконфессиональные отношения. В результате потеря-ли свою значимость морально-этические и социально-психологические ценности, что негативно отразилось на исследовании проблем патриотического воспитания.

В условиях социальной нестабильности и отсутствия действенных идеологических установок распространились националистические и шовинистические воззрения, в которых неадекватно рассматривались понятия «Отечество», «гражданство», «патриотизм», «российский патриотизм», «национализм» и пр.

Работники образования, российская общественность озабочены запущенностью проблем патриотического воспитания, так как формирование патриотизма и дружбы народов, по их мнению, является задачей государственной важности. Ее решение осложняется из-за отсутствия научной теории патриотического воспитания, учитывающей перемены, происходящие в России и других странах СНГ.

В связи с этим ученые Дагестанского государственного педагогического университета разработали теорию воспитания граждан РФ в духе патриотизма, дружбы народов и веротерпимости.

Ее всестороннему раскрытию посвящена фундаментальная монография «Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика» (Гасанов З.Т., Махачкала, 1998), получившая высокую оценку ученых Российской академии образования (Педагогика, № 2, 1999). Работа «Педагогика межнационального общения» (Гасанов З.Т., - М., 1999) рекомендована Министерством образования России в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов и университетов.

Автору присуждена премия Правительства Российской Федерации в области образования (Постановление Правительства РФ от 20 августа 2002 г. № 647). Указанные труды стали научно-методической базой для подготовки и проведения трех Всероссийских научно-практических конференций по воспитанию граждан в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости, организованные Российской академией образования, Правительством Республики Дагестан и Дагестанским государственным педагогическим университетом.

Внимание руководства страны к проблемам патриотического воспитания отразилось в разработке государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы». Ее важнейшим направлением является формирование научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания с целью развития системы патриотического воспитания граждан России.

Актуальность проблемы патриотического воспитания подчеркивается и в новой государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы». В ней отмечается необходимость совершенствования системы патриотического воспитания, которое понимается как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, организаций и учреждений образования по формированию патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы» отражена востребованность введения в содержание и формы патриотического воспитания подрастающего поколения государственной музыкальной символики.

В настоящее время Гимн Российской Федерации является мощным эмоциональным побудительным средством в общественном сознании. Очевидно, что необходимы не только включение государственной музыкальной символики в различные церемонии, направленные на осознание принадлежности гражданина к своей стране, но и целенаправленная воспитательная работа по формированию позитивного отношения учащихся к ней.

В постсоветской России в течение долгого времени страна оставалась без официальных государственных символов, что отразилось на учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы, не включавшем в себя сообщений о Гербе, Флаге и Гимне РФ.

Необязательность исполнения Гимна Российской Федерации стала причиной того, что данный атрибут государственности был исключен из содержания социально значимых акций и церемоний. Гимн страны утратил функции единения граждан страны и позитивного отношения к патриотическим ценностям. Россияне утратили интерес к музыкальной символике, призванной сопровождать акции государственного и общественного уровня.

Федеральные конституционные законы «О Государственном флаге Российской Федерации», «О Государственном гербе Российской Федерации» и «О Государственном гимне Российской Федерации» были приняты 25 декабря 2000 года.

В приказе по Министерству образования и науки от 28 января 2005 г. «Об организации работ по реализации мероприятий по популяризации государственных символов России до 2010 года» предусмотрено проведение мероприятий по внедрению в учебно-воспитательный процесс школы музыкальных произведений патриотического характера. Особо подчеркивается необходимость включения в учебные программы общеобразовательных учреждений изучения текста и музыки Государственного гимна Российской Федерации.

Государственный гимн Республики Дагестан был утвержден в ноябре 2003 года Законом РД «О Государственном гимне Республики Дагестан».

В рамках социального заказа в диссертации поставлена задача рассмотрения патриотизма как социально-исторического явления, анализа современных проблем патриотического воспитания в реальном образовательном пространстве, проведения ряда экспериментальных мероприятий с целью обоснования в качестве средства патриотического воспитания государственной музыкальной символики РФ.

Отношение человека к своему Отечеству было отражено в трудах античных мыслителей: Аристотеля, Демокрита, Платона, Цицерона; русских педагогов, общественных деятелей, писателей: В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, М.В. Ломоносова, А.И. Радищева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.

В советский период проблема патриотизма исследовалась М.С. Джунусовым, А.С. Макаренко, Р.Я. Мирским, П.М. Рогачевым, М.А. Свердлиным, В.А. Сухомлинским, Е.С. Троицким, В.Ф. Фарфаровским и др. Ученые анализировали категорию «патриотизм», вычленяли сущность, структуру и определяли его место в сознании человека.

Особенности воспитания патриотизма у учащихся общеобразовательных школ средствами музыкального искусства раскрыты в исследованиях А.Х. Давлетшиной, Ш. Жанаидарова, Л.В.Кузнецовой, М.А. Печенюк, Т.В. Стриго и др.

Проблема патриотического воспитания в школе представлена в исследованиях А.К. Алиева, А.Н. Вырщикова, З.Т. Гасанова, Г.А. Коноваловой, Е.Н. Поддубного, О.Н. Поповой, Т.М. Шашло и др.; дагестанских ученых-исследователей С.А. Алиевой, Х.Д. Дамадановой, С.З. Закарьяевой, А.С. Магомедовой, М.А. Шахбазовой и др.

Большое значение уделяли музыке как средству формирования личности философы, педагоги, психологи: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, М.С. Каган, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов, Б.М. Неменский, А.А. Мелик-Пашаев, P.M. Чумичева и др.

На основании изучения опыта патриотического воспитания старшеклассников, анализа педагогической литературы мы выявили проблему исследования, которая определяется противоречиями между:

- потребностями государства и сложившейся системой патриотического воспитания, не отвечающей требованиям современности;

- целями патриотического воспитания, поставленными в основополагающих документах, и образовательной средой;

- необходимостью поиска эффективных средств патриотического воспитания старшеклассников и недостаточной теоретической разработанностью этой области деятельности;

- потенциалом содержания государственной музыкальной символики Российской Федерации в патриотическом воспитании старшеклассников и уровнем готовности учителей к его практическому осуществлению.

Проблема исследования состоит в разрешении противоречия между объективными потребностями общества и государства в личности с развитыми патриотическими качествами и невысокой эффективностью существующей системы патриотического воспитания, что обусловлено отсутствием внимания к возможностям государственной музыкальной символики РФ.

Учитывая актуальность исследуемой проблемы, недостаточность ее исследования в педагогике, нами выбрана тема исследования: «Патриотическое воспитание старшеклассников средствами государственной музыкальной символики Российской Федерации».

Объект исследования - процесс патриотического воспитания старшеклассников средствами государственной музыкальной символики Российской Федерации.

Предмет исследования - содержание, формы и методы патриотического воспитания старшеклассников средствами государственной музыкальной символики Российской Федерации.

Цель исследования - раскрыть формы и методы патриотического воспитания старшеклассников средствами государственной музыкальной символики Российской Федерации.

Гипотеза исследования. Процесс патриотического воспитания старшеклассников средствами государственной музыкальной символики Российской Федерации будет протекать эффективнее, если:

- выявить специфику и определить возможности музыкальной символики РФ в патриотическом воспитании старших школьников;

- уточнить сущность понятия «государственная музыкальная символика» в современной научной трактовке;

- выявить диагностические параметры (критерии, уровни) патриотической воспитанности старшеклассников средствами государственной музыкальной символики РФ;

- интегрировать предметы гуманитарного цикла с патриотическим воспитанием учащихся старших классов.

Задачи исследования:

1. Провести анализ современного состояния проблемы патриотического воспитания старшеклассников средствами государственной музыкальной символики Российской Федерации и Республики Дагестан.

2. Исследовать особенности процесса патриотического воспитания старшеклассников средствами государственной музыкальной символики РФ.

3. Спроектировать и осуществить опытно-экспериментальную работу по патриотическому воспитанию старшеклассников средствами государственной музыкальной символики Российской Федерации и Республики Дагестан.

4. Выявить эффективные формы и методы патриотического воспитания старшеклассников средствами государственной музыкальной символики РФ.

5. Апробировать программу факультатива «Патриотическое воспитание школьников средствами музыки».

Методы исследования.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы, нами использовались методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставительный, системный, логический, ретроспективный, моделирование); опросно-диагностические (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование); обсервационные (прямое, косвенное, включенное наблюдение); экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный педагогический эксперимент); количественной и качественной оценки полученных результатов (обработка данных, их оформление в виде таблиц и рисунков).

Теоретико-методологическую основу исследования составили общетеоретические положения педагогической науки по воспитанию патриотизма, теория воспитания граждан в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости, разработанная учеными Дагестанского государственного педагогического университета. В исследовании использовались идеи гуманизации и демократизации общества и образования (А.Н. Вырщиков З.Т. Гасанов, А.С. Грязнов, Д.М. Маллаев, Г.Н. Филонов и др.); положения о единстве сознания и деятельности интеллектуальной и эмоциональной сфер (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); о взаимосвязи и взаимовлиянии искусства и нравственного воспитания личности (Г.М. Гогиберидзе, Е.С. Евдокимова, Н.М. Зубарева, B.C. Мухина, P.M. Чумичева и др.).

Характер объекта и предмета исследования обусловил необходимость обращения к трудам дагестанских ученых: А.Г. Булатовой, М.М. Ихилова, A.M. Магомедова, P.M. Магомедова, Ш.А. Мирзоева и др.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается разнообразием исследовательских приемов, надежностью результатов, достигнутых за счет использования методик, адекватных целям и задачам исследования; содержательным анализом фактов, получаемых при ис пользовании диагностических процедур; достаточным объемом экспериментальной выборки; согласованностью теоретических положений и выводов, как между собой, так и с результатом эмпирического изучения.

Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа, в период с 2002 по 2006 гг.

На первом этапе (2002 - 2003 гг.) изучалась современная философская, социологическая, психолого-педагогическая литература по данной проблеме; опыт работы учителей школ г. Махачкалы по патриотическому воспитанию. На основе полученных сведений создавался банк данных, формулировалась рабочая гипотеза, определялись цели, задачи, предмет и объект следования; разрабатывался план исследования.

На втором этапе (2003 - 2005 гг.) проводился педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный). Разрабатывался и апробировался факультатив «Патриотическое воспитание школьников средствами музыки», осуществлялась проверка рабочей гипотезы, конкретизировались критерии и показатели патриотической воспитанности школьников, корректировались содержание и технология эксперимента, обрабатывались полученные данные.

На третьем этапе (2005 - 2006 гг.) завершена опытно-экспериментальная работа; анализировались данные экспериментального исследования по патриотическому воспитанию старших школьников; уточнялись выводы, и оформлялось диссертационное исследование.

База исследования. Экспериментальное исследование проводилось в 2002 - 2006 гг. на базе СШ №№ 1, 10, 31, 33, 38 г. Махачкалы и факультета музыки Дагестанского государственного педагогического университета. В исследовании приняли участие 286 старшеклассников, 23 учителя и 19 студентов факультета музыки ДГПУ.

Научная новизна исследования состоит в:

- выявлении потенциальных возможностей государственной музыкаль ной символики Российской Федерации в патриотическом воспитании старшеклассников;

- определении психолого-возрастных особенностей подростков в патриотическом воспитании средствами государственной музыкальной символики РФ;

- разработке методики оценки патриотической воспитанности старшеклассников, основанной на комплексе выделенных критериев и показателей;

- активизации познавательного интереса старших школьников к государственной музыкальной символике РФ и РД в учебно-воспитательном процессе;

- доказанности необходимости обеспечения синхронности динамики школьного образования и патриотического воспитания средствами государственной музыкальной символики Российской Федерации.

Теоретическая значимость исследования состоит в:

- выявлении возможностей государственной музыкальной символики Российской Федерации и Республики Дагестан в патриотическом воспитании старшеклассников;

- определении теоретических аспектов патриотического воспитания старшеклассников средствами музыкальной символики РФ;

- применении ценностно-ориентирующего патриотического содержания музыкальной символики РФ и РД в качестве целенаправленного фактора воспитательного воздействия на личность подростка.

Практическая значимость. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в процессе патриотического воспитания старшеклассников, в организации внеклассной и внешкольной воспитательной работы, при разработке программ спецкурсов и спецсеминаров для студентов педагогических колледжей и университетов, а также в системе повышения квалификации работников образования.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогики, научных сессиях преподавателей Дагестанского государственного педагогического университета (2002 - 2006 гг.), Всероссийской научно-практической конференции (2003); на научно-практических семинарах межвузовского центра по разработке методологического обеспечения новых подходов к формированию культуры межнационального общения. Результаты исследования вошли в учебно-методические пособия и учебные программы для.школ №№ 1,10, 31, 33, 38 г. Махачкалы и факультета музыки Дагестанского государственного педагогического университета.

Основное содержание диссертационного исследования отраженно в следующих публикациях автора:

1. Омаров О.Н. Роль культуры в формировании межнационального общения // Межвузовский сборник статей молодых ученых. - Махачкала: ДГПУ, 1997.-С.139-141.

2. Омаров О.Н. Некоторые вопросы формирования у молодежи культуры межнационального общения средствами художественной самодеятельности // Научное исследование как основа фундаментализации образования. Тезисы докладов научной сессии преподавателей и сотрудников Даггоспедуни-верситета. - Махачкала: ДГПУ, 1997. - С.58-60.

3. Омаров О.Н. Воспитание культуры межнационального общения на уроках музыки // Гуманистические технологии в высшем педагогическом образовании: Межвузовский сборник научно-методических трудов преподавателей. - Махачкала, 2000. - С.70-72. (Соавтор Касимова А.С. - 1с).

4. Омаров О.Н. Роль семьи и школы в воспитании культуры межнационального общения учащейся молодежи // Вестник Дагестанского научного центра РАО. Выпуск № 3. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2004. - С. 54-57.

5. Омаров О.Н. Моделирование на уроках музыки // Научное обозрение: сборник статей ассоциации молодых ученых Дагестана. Выпуск № 5.

- Махачкала, 2004. - С. 63-67.

6. Омаров О.Н. Патриотическое воспитание школьников средствами музыки. Программа и методические рекомендации интегрированного факультативного курса для учащихся старших классов общеобразовательной школы. - Махачкала, 2005. - 34 с.

7. Омаров О.Н. Музыка как средство патриотического воспитания школьников // Современная наука: проблемы и перспективы. Выпуск № 6.

- Махачкала, 2006. - С. 130-134.

8. Омаров О.Н. Государственная символика России как средство воспитания патриотизма у старшеклассников // Научное обозрение: Сборник статей ассоциации молодых ученых Дагестана. Выпуск № 31. - Махачкала, 2006.- С. 124-129.

9. Омаров О.Н. Патриотическое воспитание учащейся молодежи средствами государственной символики России // Вестник Дагестанского научного центра. - 2006. - № 25. - С. 185-188. (входит в «Перечень...» рецензируемых изданий ВАК РФ до 31.12.06 г.).

На защиту выносятся следующие основные положения.

1. Государственная музыкальная символика Российской Федерации как интеграция педагогического знания и музыкального искусства, обладающая потенциальными возможностями патриотического воспитания, формирующая собственные ценности и нормы у личности.

2. Условия целенаправленного использования государственной музыкальной символики РФ и РД, способствующие ценностно-патриотическим ориентациям старших школьников.

3. Критерии и уровни патриотической воспитанности старшеклассников как результат овладения совокупностью теоретических и практических знаний о музыкальных символах страны, сформированности патриотических чувств, ценностных ориентации и активно-деятельностных качеств.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Сущность, содержание и структура патриотического воспитания старшеклассников

Современное российское общество переживает период сложных и многогранных перемен, характеризующихся изменением не только социальных, экономических, политических, но и национальных отношений. Они сопровождаются социально-психологической напряженностью, снижением жизненного уровня народа, социальным расслоением общества, межнациональными конфликтами и пр.

Современное развитие средств массовой информации и коммуникаций, введение конституционного запрета на цензуру расширили и преобразили информационное поле, в котором на учащуюся молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздность, насилие, преступность.

Кризисные явления особенно остро и болезненно отражаются на патриотическом воспитании школьников, что требует качественно новых подходов к воспитанию патриота и гражданина, в частности, признание идеи патриотизма средством укрепления единства и целостности российского государства.

В последние годы его роль и значение были несколько занижены, оно нередко подвергалось деструктивной критике в средствах массовой информации и в научных публикациях. Это способствовало дискредитации, как опыта организации, так и проведения патриотического воспитания. В рамках этого направления были приняты Государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 2005 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы», целью которых является совершенствование системы патриотического воспитания граждан, обеспечивающей формирование у граждан России высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей [52; 53]. Актуальность приобретает проблема укрепления в сознании учащейся молодежи национальной самобытности, осознания духовных ценностей отечественной культурно-исторической системы. Смысловое содержание любви к Родине, преданности ее интересам исторически обусловлено и не остается неизменным. Представления о патриотизме у наших соотечественников не всегда совпадают, т. к. он подвержен эволюционным изменениям, требующих пристального внимания и философского осмысления. Для осмысления сущности патриотизма необходимо осознание того, что его исторический генезис связан с образованием и укреплением отдельных государств, с их борьбой за национальную независимость. Патриотизм является чувством, сформировавшимся у людей на протяжении тысячелетий. Впервые понятия «патриот» и «патриотизм» стали употребляться в период Великой французской революции 1789 - 1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес, как тогда считали, изменникам и предателям родины из лагеря монархистов. В России же было более распространено словосочетание «сыны Отечества». Слово «патриотизм» происходит от греческого «patris» - отечество, родина. Истоки понятия «патриотизм» уходят к временам античности. Именно в трудах античных философов впервые поднимаются вопросы об отношениях между человеком, обществом и государством. Представления древнегреческого философа Демокрита о человеке неразрывно связаны с представлением о государстве, который понимался им как творец государства, «гарант целостности общества, его мирной и налаженной жизни» [58, с.62]. Развивая идеи человека и общества, Платон оперировал категорией «гражданин», под которой имел в виду человека с присущими ему правами и обязанностями перед обществом [9]. Считая, что самые благие помыслы человека должны быть направлены на благо отечества, Цицерон отмечал, что отечество - это, прежде всего, политическая среда, объединяющая людей, связанных правовыми отношениями, и государство [191]. Патриотические чувства отражены в античной литературе: «Илиаде», «Одиссее» Гомера, трагедии Эсхила «Персы» и др., в которых тема героизма и подвига во имя отечества являлась ведущей. А.С. Миловидов, П.Е. Сапегин и др. отмечают, что античные мыслители считали патриотизм основным в системе нравственных обязанностей членов общества. Особо подчеркивается, что «...категория долга перед отечеством означала для них не только его военную защиту, но и активное участие в государственном управлении» [138, с. 26]. В России патриотическая тема берет начало с древнейших времен. В летописи российского народа немало фольклорных произведений, посвященных воспитанию патриотизма. Воспитание древних славян (VI-IX вв.) было неразрывно связано с образом идеального героя, воплотившего в себе высшую цель воспитания -подготовку профессионального воина. В нем использовались не только соответствующие упражнения с целью физического развития, но и древнейшие памятники русского устного народного творчества, такие как "Волхв Всесла-вович", где рисуется идеальный образ вождя - воина [5]. Подрастающее поколение воспитывали в духе долга защиты родины; формировали нравственные качества, в том числе, преданность отечеству. С XII века в произведениях Кирилла Смолятича, Кирилла Туровского, Кирика Новгородца рассматриваются проблемы воспитания и обучения, в которых большое место отводится формированию чувства любви к родине. Идея защиты Отечества явилась основой для разработки Владимиром Мономахом системы военно-патриотического воспитания [5]. К началу правления Петра I Россия отставала от стран Западной Европы, особенно в экономическом развитии, что могло привести к утрате ее национальной независимости [77]. Император активизирует реформаторские процессы. 13 марта 1753 г. им издается указ «О защите Отечества». Подчеркивая особенности русской национальной культуры, М.В. Ломоносов выступает за развитие отечественной науки, создание для нее национальных кадров [102]. В этот период государственная и гражданская деятельность, гражданское и патриотическое сознание совпадают. Интеллигенция озабочена вопросами укрепления мощи России. Чувства единства и патриотизма укреплялись через чувство гордости за процветание своего Отечества, за развитие наук и просвещения через понимание взаимозависимости и взаимообусловленности нравственного и патриотического (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, А.Ф. Бестужев и др.) [16]. С XVIII века берет свое начало научный подход к пониманию роли родного языка и отечественной истории в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Разрабатываются идеи воспитания на национальной основе (В.Н. Татищев, А.А. Барсов и др.).

Особенности патриотического воспитания старшеклассников средствами государственной музыкальной символики

Уроки музыки в школе являются своеобразным стержнем музыкального образования учащихся, а также формирования их патриотических качеств. Педагогические и социологические исследования показывают, что интерес к музыке растет от класса к классу и в старших классах постепенно смещается из сферы учебных интересов в сферу досуга. Факторы внешнего воздействия (среда, средства массовой информации) с возрастом уравновешиваются внутренними регуляторами художественного развития (опыт, знания, вкус) [143, с. 123].

Вопрос об отношении старшеклассников к музыке, как виду искусства, исследовался в психолого-педагогической литературе.

Г. Кампейре, исследовавший возрастные особенности детей, отмечает, что у подростков «восхищение искусством может перейти в настоящий энтузиазм. Пробуждается оркестр разнообразных эмоций, эстетические наслаждения переживаются с такой пылкостью» [79]. Л.В. Горюнова также считает, что развитие музыкального восприятия в значительной мере соприкасается с возрастными особенностями учащихся, выражающимися в: - уровне развития у подростков психических функций, памяти, внимания (его объеме и произвольности), анализа, синтеза и других операций, суждений, оценок и их мотивации; - специфике протекания самого процесса восприятия; - круге интересов, качестве и содержании эстетических чувств и оценок [51]. Патриотическое воспитание личности не может быть рассмотрено вне совокупности других ее свойств и качеств, которые представляют собой целостное образование и характеризуют реальное единство. Приобщение к такой музыкальной форме, как гимн, важно не само по себе, а еще и в качестве средства формирования патриотических чувств и сознания у личности. По мнению французского психолога М. Кле, в отрочестве организм претерпевает значительные изменения, которые существенно влияют на все стороны биологического, психологического и социального развития. Во время пубертатного периода меняется характер мышления подростков. Социальное развитие идет по двум основным линиям: освобождение от родительской опеки и установление новых отношений со сверстниками. Развитие самосознания характеризуется становлением новой субъективной реальности - идентичности как продукта сексуальных, когнитивных и социальных трансформаций. Изменения в подростковом возрасте последовательно охватывают четыре сферы развития: тело, мышление, социальную жизнь и самосознание. Всякий раз эти изменения представляют собой психологические приобретения, которые отражают содержание данного момента развития [84]. Многие психологи (Э. Гезелл, К. Левин, 3. Эриксон) пользовались понятием «задача развития» для описания необходимых психосоциальных новообразований каждого этапа развития. Для подросткового возраста «задачи развития» можно определить следующим образом: [84, с. 55]. 1. Пубертатное развитие: значительные изменения тела влекут за собой необходимость реконструкции телесного образа и построения мужской или женской «родовой» идентичности. 2. Когнитивное развитие - развитие способности к абстрактному мышлению и расширение временной перспективы. 3. Преобразования социализации: преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. 4. Становление идентичности: становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания; включающее 3 основные задачи развития: а) осознание временной протяженности собственного «Я», охватывающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущем; б) умение отличить себя от интериоризированных родительских образов; в) осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности. В подростковом возрасте происходят кардинальные изменения в организме ребенка, наступает процесс полового созревания, за которым стоят процессы морфологической и физиологической перестройки организма. Начало полового созревания, связанное с появлением новых гормонов в крови и их влиянием на ЦНС, с бурным физическим развитием, повышает активность, физические и психические возможности детей, создавая благоприятные условия для появления у ребенка ощущения взрослости, самостоятельности. Изменения в структуре личности старшеклассника, вступающего в подростковый возраст, определяются качественным сдвигом в развитии самосознания, благодаря чему нарушается внешнее отношение между ним и средой. Группа сверстников играет преобладающую роль в процессе социализации подростков, ибо отношения с партнерами своего и противоположного пола создают прототип взрослых отношений. Сверстники выполняют центральную функцию в процессе становления независимости, объединенные общими заботами об освобождении от родительской власти, поиску социального статуса. Группа сверстников предоставляет многообразные возможности построения новых отношений с самим собой и с другими, помогая подростку понять себя, свое предназначение, позволяя испытать чувство риска и попробовать свои силы в ситуации соревнования и определяя вкусы, предпочтения, язык и способы индивидуальных взаимодействий. Родители влияют на выбор социально-экономических ценностей, привычек потребления, религиозной принадлежности и политических пристрастий. Резкое противопоставление двух референтных источников представляет собой искусственную дихотомию: влияние каждой группы зависит от ситуации.

Методика и организация опытно-экспериментальной работы

В современном постсоветском обществе в результате смены общественно-идеологических устоев, системы социальных ценностей возникла потребность соотнесения образовательных приоритетов с патриотическим воспитанием; повышения его статуса в системе школьного образования; поиска эффективных технологий формирования патриотизма у старших школьников.

Проведенный нами анализ различных научных источников по проблеме патриотического воспитания средствами государственной музыкальной символики выявил ее недостаточную разработанность.

Педагогические технологии в современной общеобразовательной школе слабо ориентированы на использование средств государственной музыкальной символики в решении проблем патриотического воспитания. Анализ планов воспитательной работы учителей общеобразовательных школ №№ 1, 10, 31, 33, 38 г. Махачкалы показал, что не прослеживается четкая система патриотического воспитания старшеклассников.

Отсутствует диагностика уровня патриотической воспитанности. Внеклассная работа носит чаще развлекательную или рекреативную направленность. В учебном плане школы отсутствуют факультативы по патриотическому воспитанию детей, а воспитательный потенциал учебных предметов по гуманитарному циклу используется недостаточно.

В стандартах образования в качестве цели воспитание патриотизма и гражданственности не ставится в принципе. Проанализировав учебники «06-ществознание», «Человек и общество», «Граждановедение», «Основы обществознания», методические пособия и программы, в том числе, и по музыке, мы пришли к выводу, что в них недостаточно отражена роль государственной символики Российской Федерации как атрибута государственной власти и суверенитета. Все содержание сводится к знанию закона и права, социальной системы общества, взаимодействия людей в обществе, культуры и жизни, социализации человека [30; 172].

В методическом пособии к учебнику «Граждановедение» для 5 класса мы нашли одну тему, посвященную Гербу, Гимну и Флагу РФ, в которой даются фрагментарные знания о государственной музыкальной символике РФ [15, с. 136]. В учебниках «Обществознание» для 6 и 7 классов текст гимна Российской Федерации дается в самом конце учебника как приложение [97; 98]. В методическом пособии к учебнику «Основы обществознания» для 8 класса урок 29 посвящен государственным символам России. Но не раскрываются общественно-политические, идеологические и исторические предпосылки становления гимна РФ [129]. Мы учитывали, что сведения о символах российской государственности, полученные в 5 классе, к 10 классу могут быть забыты. На основании проведенного теоретического анализа, принимая во внимание возрастные особенности старшеклассников, мы пришли к выводу о том, что необходимо обеспечение синхронности динамики школьного образования и патриотического воспитания учащихся старшего школьного возраста с использованием государственной музыкальной символики как средства патриотического воспитания. Это обстоятельство способствовало формированию интегрированного факультативного курса «Патриотическое воспитание школьников средствами музыки», задачей и целью которого явилось патриотическое воспитание средствами музыки. Основой его содержания стали темы «Патриотическая музыка в жизни человека», «Патриотические марши», «Гимн как символ государственности», «Первые российские гимны», «Гимн Советского Союза», «Песни горного края», «Патриотическая музыка обновленной России» (См. приложение 2). Процесс патриотического воспитания средствами государственной музыкальной символики осуществлялся как в учебной, так и во внеклассной работе и был разделен на три основных этапа: поисково-теоретический, экспериментально-аналитический и рефлексивно-оценочный. На констатирующем этапе был проведен констатирующий эксперимент, направленный на изучение состояния патриотического воспитания старшеклассников средствами государственной музыкальной символики РФ. Мы определили уровень патриотической воспитанности старших школьников и уточнили основные направления исследования. Подготовка к экспериментальной работе состояла в: - выборе необходимого числа экспериментальных объектов (количество экспериментальных и контрольных классов и число учащихся в этих классах); - определении необходимой длительности проведения эксперимента; - разработке методик для изучения начального состояния экспериментального объекта; - проверке доступности и эффективности применяемых методик; - определении признаков, по которым можно судить об изменениях в экспериментальном объекте под влиянием соответствующих воспитательных воздействий. Формирующий этап был направлен на непосредственное формирование ценностно-патриотических ориентации у старшеклассников средствами государственной музыкальной символики. Проводилась опытная работа по изучению возможностей факультатива «Патриотическое воспитание школьников средствами музыки» На данном этапе: - формировался факультативный курс «Патриотическое воспитание средствами музыки» в соответствии с базовыми принципами отбора содержания школьного образования; - обобщались наблюдения, фиксировались данные о ходе эксперимента на основе контрольных срезов, характеризующих изменения объектов под влиянием экспериментальных воздействий; - выявлялись затруднения и возможные недостатки в процессе проведения эксперимента. Контрольный этап позволил определить эффективность проделанной работы, установить уровень сформированности ценностно-патриотических ориентации. На этом этапе осуществлялись: - анализ полученных экспериментальных данных; - сверка анализируемого материала с целями, задачами и гипотезой исследования; - математическая обработка результатов эксперимента; - осмысление и аналитическое изложение материалов и выводов. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе общеобразовательных школ №№1, 10, 31, 33, 38 г. Махачкалы и факультета музыки Дагестанского государственного педагогического университета. В педагогическом эксперименте приняли участие 286 учеников, что обеспечивает достоверность полученных результатов.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

О подобных казусах докладывалось президенту Российской Федерации В.В. Путину. В результате, после продолжительного обсуждения было решено сохранить музыку гимна Советского Союза, а новый текст был написан СМихалковым.

9 мая 2005 года во время празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне движение участников парада сопровождал четкий ритм военных маршей, исполняемых сводными оркестрами Министерства обороны. Гимн новой России прозвучал в хоровом исполнении солдат и оркестрантов.

После парада, во время массовых гуляний, звучали «Катюша», «Смуглянка», «В лесу прифронтовом», «Журавли» - родные для каждого россиянина мелодии.

После изложения информации о новом российском Гимне, старшеклассники вместе с учителем подвели итоги занятия. По их мнению, Гимн Российской Федерации включает в себя нравственно-патриотические ценности: гуманизм, доброту, любовь к своей Родине, ее природе и т.д.

Поэтому государственная музыкальная символика РФ способствует успешному решению задач патриотического воспитания, так как она: - положительно воздействует на эмоциональную сферу личности; - дает представления об истории и причине ее возникновения; - позволяет закрепить представления о значении музыкальной символики страны для каждого гражданина России. Урок завершился пением Гимна Российской Федерации. Все ученики исполняли его стоя и наизусть. Психолог Л.С. Выготский писал, что искусство, воздействуя на внутренний мир человека, не только способствует организации его поведения, формированию установки на будущее, но и побуждает к совершенствованию, рождает новые психологические связи, имеющие уже непосредственное отношение к действию [34]. Поэтому для определения эффективности патриотического воспитания средствами государственной музыкальной символики РФ важно выявить, что закрепилось в памяти, чувствах и поведении старших школьников от экспериментальной работы в предыдущих разделах. Поскольку процесс психологического воздействия музыкальной символики очень сложен (как правило, оно не вызывает сразу признаков патриотизма), то нельзя предполагать, что даже после проведенного факультатива, у них сразу же сформируются определенные мотивы поведения, за которыми последуют патриотические поступки. Искусство музыки по своей природе чрезвычайно благоприятно для становления личности, что связано с ее спецификой: большой вариативностью художественного образа, высокой абстрактностью языка, особенностью «повествования». Как заметил Л.С. Выготский: «... музыкальное произведение вызывает в человеке, который слушает музыку, целый сложный мир переживаний и чувств. Это расширение и углубление чувства, творческая его перестройка и составляет психологическую основу искусства музыки» [34]. О высокой патриотической культуре старшеклассника можно говорить не тогда, когда он эмоционально откликается на понравившуюся ему музыку, а тогда, когда в его переживаниях присутствует общественно-значимый смысл, который говорит о его связи с другими людьми и страной в целом. Другим направлением экспериментальной деятельности была воспитательная работа со старшеклассниками, включавшая систему внеклассных мероприятий, направленных на формирование патриотических чувств средствами государственной музыкальной символики Российской Федерации. Воспитательная программа предусматривала воспитание патриотизма посредством восприятия музыки, отображающей родную природу, тематические концерты «Песни Победы», «Песни военных композиторов», «Военные марши!». Рассматривались возможности патриотической музыки в формировании высоких чувств человека, влияние на формирование чувства любви к Родине, прослеживалось влияние мелодий национальных гимнов и маршей на творческую деятельность отечественных композиторов. Старшие школьники приходили к пониманию связи времен и поколений через музыкальную символику разных стран, раскрывая для себя ее огромный потенциал в формировании патриотических чувств. Если в первом направлении экспериментальной работы делался акцент на содержательном аспекте, то во втором направлении предполагалась активность самих старшеклассников в подготовке и организации мероприятий патриотической направленности. Таким образом, одновременно с содержательным уровнем у них формировались патриотические чувства и соответствующие ценностные ориентации. Проанализировав множество различных пониманий и определений ценностей, Д.А. Леонтьев в статье «Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании...» пришел к выводу о неизбежности соотнесения этого понятия с тремя различными группами явлений. Было сформулировано представление о трех формах существования ценностей, переходящих одна в другую: 1. Общественных идеалах, выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлениях о совершенстве в различных сферах общественной жизни; 2. Предметном воплощении этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей; 3. Мотивационных структурах личности, побуждающих ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов. Эти три формы переходят одна в другую. Таким образом, механизм формирования ценностных ориентации можно рассматривать следующим образом: общественные идеалы усваиваются личностью и в качестве «моделей должного» начинают побуждать ее к активности, в процессе которой происходит их предметное воплощение; предметно же воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формулирования общественных идеалов [105].

Похожие диссертации на Патриотическое воспитание старшеклассников средствами государственной музыкальной символики Российской Федерации