Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания гражданственности старшеклассников Фабрикантова Елена Владимировна

Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания гражданственности старшеклассников
<
Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания гражданственности старшеклассников Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания гражданственности старшеклассников Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания гражданственности старшеклассников Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания гражданственности старшеклассников Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания гражданственности старшеклассников Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания гражданственности старшеклассников Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания гражданственности старшеклассников Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания гражданственности старшеклассников Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания гражданственности старшеклассников
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Фабрикантова Елена Владимировна. Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания гражданственности старшеклассников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Оренбург, 2002 227 c. РГБ ОД, 61:03-13/556-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава І. Воспитание гражданственности старшеклассников как педагогическая проблема 13

1.1. Гражданственность как педагогическая категория 13

1.2. Функциональный потенциал сюжетно-ролевой игры в воспитании гражданственности старшеклассников 38

1.3. Характеристика процесса воспитания гражданственности старшеклассников посредством сюжетно-ролевой игры 56

Выводы по первой главе 85

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию гражданственности старшеклассников посредством сюжетно-ролевой игры ... 91

2 1. Логика педагогического эксперимента 91

2.2. Реализация условий процесса воспитания гражданственности старшеклассников посредством сюжетно-ролевой игры 102

2.3. Динамика развития гражданственности старшеклассников 154

Выводы по второй главе 168

Заключение 170

Список литературы 176

Приложения 191

Введение к работе

Актуальность исследования. Техногенный тип нашей цивилизации наряду со многими достижениями ответственен за дегуманизацию личности, отчуждение человека от природы, девальвацию общечеловеческих ценностей. Утрата современным обществом духовно-нравственных ориентиров в пользу неограниченного потребления материальных благ привела к возникновению и дальнейшему обострению глобальных проблем человечества: социально-экономических, политических, нравственных, экологических и других. Необходимость решения глобальных проблем современности диктует новые требования к гражданину XXI века, его воспитанию, образованию, мировоззрению, практическим действиям, взаимоотношениям с обществом, природой, техникой и технологией производства. Международная комиссия "Образование XXI ве-

V, ка" в качестве одного из направлений своей деятельности признала граждан-

pi*.

ское образование, направленное на формирование демократического гражданского общества. Воспитание у подрастающего поколения гражданственности как интегративного качества личности является залогом решения задач создания в России демократического общества, развития идеи государственности, обращенной к человеку.

Однако проблеме воспитания гражданственности старшеклассников в со
временной школе уделяется недостаточное внимание. Целенаправленное вос
питание гражданина осуществляют, в основном, преподаватели общественных
дисциплин, которые, в первую очередь,уделяют внимание формированию пра
вовой и политической культуры учащихся. Педагогами не осознается в полной
мере необходимость наличия у гражданина экономических, экологических,
технологических и других знаний помимо специальных правовых. Отсутствие
комплексного подхода к воспитанию гражданственности учащихся, проявляю-
~/ щееся в игнорировании гражданского потенциала содержания предметов есте-

ственнонаучного цикла, не может не сказаться на эффективности воспитательного процесса в целом.

Не всегда учитывается тот факт, что многие общественно-политические понятия меняют свой смысл и содержание. Понятие "гражданственность" сегодня связано с пониманием общности судеб мировой цивилизации, возможности сохранить и упрочить ее только совместными усилиями всех народов мира. Соответственно расширяется и понятие "гражданин": от "жителя определенного государства" до "гражданина мира". Следовательно, воспитание гражданственности школьников является одной из наиболее актуальных проблем в современной педагогике.

Важнейшей исследовательской задачей остается поиск новых форм и средств гражданского воспитания учащихся. Сюжетно-ролевая игра, являясь формой свободной, активной, творческой деятельности учащихся выполняет функцию средства воспитания гражданственности старшеклассников.

Степень разработанности проблемы. Анализ философской и психолого-педагогической литературы показал, что к настоящему времени в науке имеется совокупность знаний, позволяющих провести специальные исследования по проблеме воспитания гражданственности школьников. Вопросы воспитания личности как гражданина своего государства поднимали в научных трудах философы античного мира: Сократ, Платон, Аристотель. Большое внимание проблеме формирования гражданственности школьников уделили классики отечественной и зарубежной педагогики: Ж. Ж. Руссо, М. В. Ломоносов, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский и др. Цели и задачи гражданского воспитания отражены в трудах А. Н. Радищева, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена.

Изучение теории и практики гражданского воспитания учащихся на современном этапе развития школы свидетельствует о все возрастающем интересе к проблеме формирования гражданина. Рассмотрены исторический

(О. И. Волжина, А. М. Шаленов), социально-педагогический (А. В. Беляев), социально-психологический (М. Седлаж) аспекты проблемы; изучены пути и средства гражданского воспитания учащихся (Н. И. Васильев, А. С. Гаязов, Г. Я. Гревцева, И. М. Дуранов, В. И. Жернов, Д. В. Кацюба, И. Л. Судакова); исследованы вопросы подготовки будущего учителя к гражданскому воспитанию учащихся (Т. М. Абрамян, О. П. Песоцкая); выявлены педагогические условия эффективного воспитания гражданственности учащихся (Н. И. Васильев, А. С. Гаязов, Г. Я. Гревцева, Ю. А. Танюхин); проведен сравнительный анализ процессов гражданского воспитания в России и США (М. А. Якобсон).

Философские, философско-культурологические и педагогические подхо
ды к игре как особому способу взаимодействия человека с миром заложили вы
дающиеся мыслители: Платон, Аристотель, Э. Роттердамский, Ф. Рабле,
Г. Лейбниц, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Шиллер, Г. Гегель, Г. Спенсер, Д. Локк,
Я. А. Коменский и др. Роль игры как социально психологического феномеь'а
раскрыта в работах отечественных психологов: Л. С. Выготского,
П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе,
Д. Б. Эльконина и др. Проблемы психологии детской игры исследовали
Б. Г. Ананьев, П. П. Блонский, Л. И. Божович, С. Т. Шацкий и др. Игре как ме
тоду социального воспитания большое внимание уделяли Н. Н. Аникеева,
П. П. Блонский, О. С. Газман, А. В. Луначарский, Н. К. Крупская,

А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.

Игру как средство обучения и воспитания исследовали И. М. Печерский, А. И. Тимонин, Б. И. Рохкес, А. В. Уткин, Б. В. Куприянов и др. С. А. Шмаков, Т. А. Апинян и др. изучили игру как феномен культуры. Имитационно-моделирующим играм посвящены работы О. Д. Минакова, А. А. Геворкяна и

др.

Однако проблема использования сюжетно-ролевой игры в воспитании гражданственности старшеклассников разработана недостаточно.

Вместе с тем проведенное нами исследование показывает, что большинство учащихся имеют низкий уровень гражданственности; учащиеся с высоким уровнем фактически отсутствуют. Изучение практической стороны использования игровой деятельности в процессе воспитания старшеклассников показало слабую теоретическую и практическую подготовку учителей к применению игры на уроке; отсутствие банка игр и методик их организации. Ролевая игра используется на уроках редко; ее развивающие и воспитывающие возможности осознаются педагогами недостаточно.

Теоретический анализ и анализ практической деятельности педагогов современной школы позволяют утверждать, что существуют противоречия между:

-потребностью общества в воспитании "гражданина мира" и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической науке;

-целостным характером процесса воспитания и отсутствием комплексного подхода к решению задач гражданского воспитания учащихся в современной школе.

Исходя из этих противоречий, мы сформулировали проблему исследования, которая заключается в выявлении возможностей сюжетно-ролевой игры в воспитании гражданственности старшеклассников и реализации гражданского потенциала содержания дисциплин естественнонаучного цикла. Решение поставленной проблемы осуществлялось на материале дисциплин естественнонаучного цикла с учетом их гражданского потенциала.

Актуальность, теоретическая значимость, недостаточная научная и практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: "Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания гражданственности старшеклассников".

Объект исследования: учебно-познавательная деятельность старшеклассников.

Предмет исследования: сюжетно-ролевые игры в воспитании гражданственности старшеклассников.

Цель исследования: обосновать педагогические условия воспитания гражданственности старшеклассников посредством сюжетно-ролевой игры.

Гипотеза исследования: сюжетно-ролевая игра является средством воспитания гражданственности старшеклассников, если:

-сюжеты иф максимально отражают реальную производственную и общественную деятельность людей;

-в ифовой деятельности старшеклассников актуализируется аксиологическое ядро содержания школьных дисциплин;

-у учащихся сформированы навыки самостоятельной работы с источниками информации.

Цель, объект, предмет и гипотеза обусловили следующие задачи исследования:

  1. Уточнить сущность понятий "фажданственность", "фажданин", "фажданское воспитание".

  2. Изучить особенности сюжетно-ролевой ифы и выявить ее функциональный потенциал в воспитании фажданственности старшеклассников.

  3. Разработать содержание и методику организации сюжетно-ролевых иф, направленных на воспитание фажданственности старшеклассников.

  4. Разработать критерии и показатели фажданственности старшеклассников и на их основе определить уровни фажданственности.

  5. Проверить эффективность функционирования системы сюжетно-ролевых иф в процессе воспитания фажданственности старшеклассников.

Теоретико-методологической основой исследования явились: -системный подход (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин и др.);

-теория деятельности и развития личности (В. В. Давыдов, Ю. Н. Кулюткин, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, Л. С. Рубинштейн, Г. С. Сухобская, А. В. Хуторской, Г. И. Щукина, Д. Б. Эльконин и др.);

-теория символического интеракционизма (теория ролей) (Дж. Мид, Г. Блумер, Э. Гофман, М. Кун и др.);

-идеи личностно-ориентированного подхода и гуманизации образования (Ш. А. Амонашвили, В. П. Бездухов, Е. В. Бондаревская, Р. А. Литвак, И. С. Якиманская и др.)

-идеи аксиологического подхода (Л. И. Божович, 3. И. Васильева, М. Г. Казанкина, А. В. Кирьякова и др.);

-идеи о взаимосвязи общечеловеческих и национальных ценностей образования (С. И. Гессен, П. Ф. Каптерев, М. М. Рубинштейн);

-идея выживания человечества как единой общности (К. Н. Вентцель,

B. И. Вернадский, Н. Н. Моисеев, А. Печчеи, Т. де Шарден и др.);

-идея системной природы игровой деятельности, обеспечивающей многоаспектное воздействие на развитие ребенка (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев,

C. Л. Рубинштейн, С. А. Шмаков и др.);

-методологические принципы педагогического исследования (В. И. Журавлев, А. И. Кочетов, В. В. Краевский, В. Г. Рындак и др.);

-положения теории педагогического средства (Ю. К. Бабанский, В. В. Давыдов, П. И. Пидкасистый, Н. М. Шахмаев и др.).

Теоретико-экспериментальная работа проводилась в три этапа. На каждом этапе применялись соответствующие методы исследования.

Первый этап (1994-1996 гг.) заключался в изучении и анализе философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; изучении и обобщении педагогического опыта учителей старших классов по использованию сюжетно-ролевой игры в учебно-познавательной деятельности; разработке содержания сюжетно-ролевых игр и методики их организации.

Второй этап (1997-2001 гг.) связан с разработкой и практической реализацией программы формирующего эксперимента, направленного на выявление эффективности воспитания гражданственности старшеклассников при использовании сюжетно-ролевых игр на уроках физики. В ходе формирующего эксперимента уточнялась гипотеза исследования, корректировались критерии и показатели оценки эффективности опытно-экспериментальной работы. Основными методами явились: педагогический эксперимент с последующей обработкой и анализом полученных результатов, личное преподавание, наблюдение поведения учащихся, анкетирование, тестирование; изучение результатов деятельности учащихся; беседа с учащимися, учителями, воспитателями и родителями; метод экспертов.

На третьем этапе (2001-2002 гг.) осуществлялось теоретическое обобщение результатов опытно-экспериментальной работы; обрабатывались и анализировались эмпирические данные; оформлялись результаты исследования; разрабатывались методические рекомендации по воспитанию гражданственности старшеклассников в учебно-познавательной деятельности. На данном этапе использовались методы изложения научных результатов и их интерпретации; анализа, синтеза, сравнения. При обработке экспериментальных данных применялись методы математической статистики.

Базой опытно-экспериментальной работы явились гимназия № 2 г. Оренбурга и Оренбургский муниципальный кадетский корпус. Всего исследованием было охвачено 206 учащихся старших классов.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

-определены критерии и показатели гражданственности старшеклассников;

-разработаны содержание и методика организации сюжетно-ролевых игр, направленных на воспитание гражданственности старшеклассников;

-выявлен и обоснован комплекс педагогических условий, способствующих эффективному воспитанию гражданственности старшеклассников посредством сюжетно-ролевой игры.

Теоретическая значимость исследования:

-выявлены возможности сюжетно-ролевой игры в воспитании гражданственности старшеклассников;

-расширены научные представления о педагогическом сопровождении процесса гражданского воспитания учащихся;

-разработан комплексный подход к воспитанию гражданственности учащихся;

-определены этапы воспитания гражданственности старшеклассников посредством сюжетно-ролевой игры;

-разработан системный подход к использованию сюжетно-ролевых игр в учебно-познавательной деятельности старшеклассников.

Практическая значимость исследования:

-создана и апробирована методика организации сюжетно-ролевых игр, обеспечивающая воспитание гражданственности старшеклассников;

-создан банк игр, отвечающих содержанию учебных программ по физике и возрастным особенностям учащихся;

-выявлены критерии и показатели результативности воспитания гражданственности старшеклассников посредством сюжетно-ролевой игры;

-разработаны научно-методические рекомендации по воспитанию гражданственности старшеклассников посредством сюжетно-ролевой игры.

Материалы исследования могут использоваться в высшей школе при разработке программ, учебных курсов, спецкурсов, семинаров; в системе повышения профессиональной квалификации педагогических работников; в реальной практике школьного образования.

Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обеспечивается методологически обоснованной логикой исследования;

использованием комплекса научных методов адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; способами сбора и статистической обработки информации; личным участием автора в опытно-экспериментальной работе. На защиту выносятся следующие положения:

  1. Гражданственность мы понимаем как отражение в личности общности судеб мировой цивилизации. В этом аспекте понятие "гражданин" утрачивает узкогосударственный смысл, приобретая общепланетарный. Ведущими чертами современного гражданина — "гражданина мира" — являются самостоятельность, ответственность, творческая активность, направленность на самообразование.

  2. Функциональный потенциал сюжетно-ролевой игры (усвоение социокультурных норм, общественного опыта; овладение учащимися социальными ролями; корректировка и регуляция поведения школьников; формирование и развитие общечеловеческих и социально типичных качеств личности; свобода проявления творческой инициативы учащихся; ориентация школьников на об-щечеловеческие ценности) позволяет рассматривать ее в качестве средства воспитания гражданственности.

  3. Моделирование учащимися производственной и общественной деятельности людей; актуализация аксиологического ядра содержания школьных дисциплин; формирование у учащихся навыков самостоятельной работы с источниками информации составляют комплекс педагогических условий воспитания гражданственности старшеклассников посредством сюжетно-ролевой игры.

  4. Критериями, позволяющими судить о результативности процесса воспитания гражданственности старшеклассников, являются: знания; направленность личности и личностные качества; готовность личности к социально-значимой творческой деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:

-публикаций тезисов, выступлений на Съезде российских физиков-преподавателей "Физическое образование в XXI веке" (г. Москва, 2000 г.); региональной научно-практической конференции (г. Оренбург, 2000 г.); Всероссийской научно-практической конференции (г. Орск, 2001 г.); научно-практической конференции ОПТУ (г. Оренбург, 2002);

-выступлений на заседаниях методических объединений и семинарах учителей физики г. Оренбурга, семинарах учителей физики области при ООИПКРО;

-публикаций в приложении к газете "Первое сентября", журнале "Человек и образование";

-работы автора в качестве учителя физики в гимназии № 2 г. Оренбурга и Оренбургском муниципальном кадетском корпусе;

-чтения лекций слушателям курсов повышения квалификации учителей физики при ООИПКРО.

Гражданственность как педагогическая категория

В данном параграфе уточнена сущность понятий "гражданственность", "гражданин", выявлены критерии и уровни гражданственности старшеклассников.

Гражданственность - это сложное философское, социальное, культурное и духовное образование, поэтому на современном методологическом уровне понятия "гражданственность", "гражданин" определяются неоднозначно.

Существует несколько подходов к интерпретации этих понятий. В энциклопедическом словаре "Политология" [123] гражданственность определяется следующим образом: 1) антитеза аполитичности, активная и сознательная включенность в дела политического сообщества; 2) психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического общества; 3) высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества; 4) способность и готовность выступать в роли гражданина; 5) приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов. Анализ литературы по проблеме исследования позволил выделить два аспекта в определении понятий "гражданственность", "гражданин". Во-первых, понятия "гражданственность", "гражданин" рассматриваются в формально-правовом смысле (гражданская принадлежность личности к той или иной стране, приобретение или утрата гражданства тем или иным лицом). Во-вторых, гражданственность определяется как совокупность определенных качеств личности.

Обращение к этимологии слова "гражданин" позволяет сделать вывод, что в различных европейских языках это слово первоначально употреблялось в значении "городской житель", "горожанин". В странах Востока понятие "гражданин" отождествлялось с понятием "житель определенного государства".

Сущность понятий "гражданин", "гражданственность" изменялась в процессе развития общества, наполняясь в каждый исторический период адекватным обществу содержанием.

В первой половине XV века понятия "гражданин" и "гражданственность" связывались с понятием "гуманизм".

Философы Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Д. Ж. Локк, Ш. Монтескье, Р. Вольтер, Ж. Ж. Руссо, П. Гольбах, К. А. Гельвеций, А. Токвиль видели смысл гражданственности не только в том, чтобы соблюдать законы, но и добровольно служить обществу и государству.

В XVIII веке понятие "гражданин" ассоциируется со свободой личности, всеобщим равенством, возможностью каждого принимать участие в создании законов и управлении государством.

Французские деисты и материалисты дополнили социальный смысл гражданственности нравственным, отождествив закон и этическую норму, гражданские и моральные качества. Ж. Ж. Руссо определяет гражданина как человека, у которого общественные интересы берут верх над личными.

Понятие "гражданственность" в России было наполнено революционно-демократическим содержанием (критика крепостничества, призывы к народной революции во имя свержения самодержавия). Истинный гражданин — борец за счастье людей, против всех форм социальной несправедливости.

Анализ вышеизложенного позволяет сделать вывод: появившись первоначально как обозначение названия городского жителя, понятие "гражданин" во второй половине XIX века начало обозначать личность в ее взаимоотношениях с государством, государственной властью, законом.

В советской педагогике термину "гражданин", как правило, придавали политическую окраску. Например, в Основах законодательства о народном образовании [113, с. 35] главной обязанностью советского школьника является "быть достойным гражданином своей страны". Тут же дается расшифровка, что под этим подразумевается: уважать гимн и флаг Родины, последовательно вырабатывать коммунистические убеждения, умение отстаивать их, воспитывать чувство товарищества, коллективизма и так далее. Н. К. Крупская и А. В. Луначарский отмечали, что у "нового" гражданина на первом плане должны стоять общественные интересы. Сегодня в отечественной педагогике наблюдается иной подход к определению понятия "гражданин". Например, А. В. Беляев называет гражданином цивилизованного, обладающего политическими правами члена государства и общества, сознательно сочетающего личные интересы с общественными [8, с. 11].

Анализируя труды и высказывания А. В. Луначарского, мы нашли ценным для содержания нашего исследования его положение о том, что гражданин - человек во всеоружии общеобразовательных и специальных знаний, способный разбираться во внешней и внутренней политике, в вопросах хозяйственных, в постановке насущных культурных проблем.

Понятия "гражданин", "гражданственность" используются не только в демократических, но и антидемократических системах. В последнем случае гражданин понимается как человек, всецело принадлежащий государству (под-даный). Соответственно и "гражданственность" отождествляется с понятием "патриотизм", понимается как "сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и гражданского долга (перед советским государством, обществом, народом)" [77, с. 43]. Кроме того, в советские времена негативный оттенок понятия "гражданин", "гражданственность" получили в связи с тем, что обращение "гражданин" стало употребляться представителями правоохранительных органов в отношении правонарушителей или лиц, подозреваемых в каких-либо антиобщественных поступках.

Функциональный потенциал сюжетно-ролевой игры в воспитании гражданственности старшеклассников

В параграфе рассмотрены понятия "игра", "сюжетно-ролевая игра". Выявлены функции игры, проанализированы воспитательные возможности игр, рассмотрены принципы, которые необходимо соблюдать при разработке сюжетно-ролевых игр. Выделены особенности сюжетно-ролевой игры в контексте воспитания гражданственности старшеклассников.

Различные аспекты игры изучаются представителями самых разных научных дисциплин и направлений: истории культуры, этнографии, педагогики, психологии, этнологии и т. д., поэтому игра — понятие общенаучное. В философии, педагогике, психологии, теории и истории искусства термин "игра" имеет разные толкования.

Большинство исследователей определяют игру как вид (форму) деятельности [53, 35, 49, 54, 20, 16, 125; 146, 160, 131]. Игра также рассматривается в следующих аспектах: материальное проявление общения [66, 10]; разновидность общественной практики [61; 172]; упражнение [87]; отношение к окружающему миру [157]; желаемая реальность [119]; форма самовыражения [67]; особая форма жизни [2; 58]; способ освоения мира [156]; проявление эстетического начала в человеке [167]; феномен культуры [163; 170; 56].

В контексте нашего исследования немаловажная роль принадлежит характеристике сюжетно-ролевой игры.

Все игры социальны в своей основе. Но все-таки существуют игры с наибольшим социальным запасом и ориентацией на социализацию личности человека. К ним, прежде всего, относятся сюжетно-ролевые и деловые игры.

Уже на ранних ступенях становления культуры появились игры, сущностью которых стало перевоплощение играющих в иные существа. Такие игры в научной литературе называют ролевыми, сюжетными. Они являются вершиной эволюции игровой деятельности.

В зарубежной педагогике термин "ролевая игра" употребляется большей частью применительно к преподаванию иностранного языка и обозначает:

форму разыгрывания коротких сценок [X. О. Хоманн, 179];

устное учебное задание, обозначающее инсценировку ситуаций для решения определенной учебной проблемы [Дж. Дикси, 176];

форму практического занятия, представляющая собой предвосхищение и имитацию реальных ситуаций [М. Найт,180];

simulation (моделирование, воспроизведение), обязательным элементом которого является разрешение проблемы [Джоун Л., Ливингстоун К. и др., 181].

Термин "ролевая игра" активно используется в работах известного психотерапевта Я. Л. Морено. Ролевая игра - "roleraining" по Морено — выполняет преимущественно педагогическую функцию. Цель ролевой игры — обучение определенному ролевому поведению (профессиональному - роли учителя, врача, юриста; социальному - роли матери, мужа и т.д.) и интеграция ролей [84].

Мы под сюжетно-ролевой игрой понимаем свободную, активную, творческую, значительно импровизационную деятельность учащихся по моделированию социальной реальности.

Сюжетно-ролевые игры подразделяют на ролевые, игры-драматизации, режиссерские [130, с. 257]. В ролевых играх воспроизводится не столько усложняющаяся последовательность действий, сколько сам образ объекта подражания. Игра-драматизация представляет собой исполнение детьми какого-либо сюжета, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит лишь канвой, в пределах которой развивается импровизация. В режиссерских играх ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников. Режиссерские игры могут быть и групповыми; каждый ведет какие-либо игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля.

Ролевая игра может быть организована как самостоятельная деятельность, например, сценическая. Ролевая игра может выступать как игровое общение. Это сюжетные игры типа "магазин", "школа", "больница". Наконец, ролевая игра может быть использована как способ организации неигровой деятельности. Например, школьный класс на какое-то время объявляется экипажем космического корабля, вырабатываются "инструкции" по выполнению ряда учебных и других задач. Последний вид ролевых игр наиболее распространен в школе.

Наша система сюжетно-ролевых игр включает в себя только одну разновидность - игры-драматизации. Все ролевые игры используются нами как способ организации общения. Межличностное общение существенно влияет на нравственное развитие ребенка.

Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета и ролей.

Сюжет игры - это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре [172, с. 31]. Так как в реальной действительности конкретная деятельность людей и их отношения чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты игр чрезвычайно многообразны и изменчивы. При выборе сюжета следует руководствоваться воспитательными задачами и возрастными интересами школьников.

Роли - это те, предписанные обществом в целом, специфической социальной организацией или конкретной совокупностью групп, права и обязанности личности, которые вытекают из социального положения [54, с. 123].

Игровая роль - это представительница некоторой реальной роли или совокупности реальных ролей в игровом имитационном эксперименте [132, с. 72]. Совокупность игровых ролей образует формальную структуру игровой организации. Содержание совокупности ролей отражается в правилах игры.

Логика педагогического эксперимента

В данном параграфе раскрывается методика проведения экспериментальной работы, дается краткая характеристика используемых в ходе констатирующего этапа эксперимента диагностик и методов исследования, характеризуется уровень развития гражданственности старшеклассников, отношение старшеклассников и учителей к использованию на уроках сюжетно-ролевых игр и отношение учителей к процессу воспитания гражданина.

Цель эксперимента предполагала апробацию системы сюжетно-ролевых игр, посредством которой осуществлялось воспитание гражданственности старшеклассников. Для реализации целей и задач исследования нами применялся комплекс научно-исследовательских методов. Ведущим методом явилась экспериментальная работа, проводимая с 1997 года по 1999 год в 10-х- 11-х классах гимназии № 2 города Оренбурга и с 1999 года по 2001 год в 10-х - 11-х классах специализированной школы-интерната с начальной военной подготовкой (Оренбургского муниципального кадетского корпуса). Экспериментальная работа проводилась в естественных условиях обучения в два этапа. На первом этапе экспериментальная работа осуществлялась с учащимися гимназии № 2, на втором этапе - с воспитанниками кадетского корпуса.

Задача получения необходимой информации в изучаемом процессе была в основном решена за счет использования апробированных в педагогике и психологии методик: прямого и косвенного наблюдения, бесед, тестирования, анкетирования, количественного и качественного анализа экспертных оценок и самооценок, изучения и анализа деятельности учащихся.

На констатирующем этапе эксперимента были поставлены следующие задачи:

1) выявить полноту знаний старшеклассников о глобальных проблемах современности;

2) изучить ценностные ориентации и мотивы учения старшеклассников;

3) определить уровни творческой активности старшеклассников;

4) определить уровни сформированности самостоятельности и ответственности старшеклассников;

5) выявить полноту владения понятиями "гражданин", "гражданский долг";

6) определить уровни гражданственности старшеклассников;

7) выявить отношение старшеклассников к играм;

8) выявить мнение учителей, работающих в старших классах о воспитательных возможностях игры, а также об эффективности использования игры в учебно-воспитательном процессе, направленном на старшеклассников;

9) выявить отношение учителей, работающих в старших классах, к проблеме воспитания гражданственности старшеклассников.

Наиболее экономными и достаточно простыми методиками являются анкетный опрос и тестирование учащихся, учителей, родителей.

Учащимся были предложены анкеты и тест (приложение 1).

Анкета № 1 позволила выявить полноту знаний о глобальных проблемах современности, гражданских качествах личности; полноту владения понятиями "гражданин", "гражданский долг"; ценностные ориентации и мотивы учения старшеклассников. При обработке анкеты были получены следующие результаты.

1. Среди ценностей, необходимых человеку, наиболее часто называются знания (70 %), жизнь (67,5 %), мир и природная среда (60 %). Такие ценности, как труд, отечество, человек называются гораздо реже (45, 32,5 и 20 % соответственно).

Среди проблем, волнующих старшеклассников в настоящее время, наиболее часто называются материальные проблемы и проблемы экологии (75 %).

Смысл учения старшеклассники видят, прежде всего, в том, чтобы овладеть знаниями, получить образование, профессию (92,5 %), а также в достижении личных интересов - лучше жить, больше зарабатывать (77,5 %). И только 32,5 % видят смысл учения в том, чтобы принести пользу людям, обществу.

2. Старшеклассники плохо знакомы с глобальными проблемами, стоящими перед человечеством. 80 % опрошенных в качестве глобальной проблемы называют проблемы экологии, но не могут четко их сформулировать (в лучшем случае формулируют их как "загрязнение окружающей среды"). Также называются "экономические проблемы", "СПИД" (20%), "войны" (15 %), "наркотики", демографические проблемы (7,5 %). 97,5 % опрошенных считают, что каждый человек несет ответственность за состояние окружающей среды, но при этом только 57,5 % утверждают, что могут внести свой вклад в решение глобальных проблем человечества. 20 % считают, что для того, чтобы в будущем внести свой вклад в решение глобальных проблем, сегодня надо учиться. 62,5 % не знают, что для этого необходимо делать сегодня. 3. 40 % опрошенных отождествляют понятие "гражданин" с понятием "гражданство", 20 % - с понятием "патриот". 15 % опрошенных гражданином считают "человека, имеющего права", 7,5 % - "человека, несущего обязанности перед государством и защищаемого им". 2,5 % отождествили понятия "гражданин" и "личность" и столько же назвали гражданином "жителя страны, приносящего пользу". 12,5 % затруднились определить значение слова "гражданин".

Реализация условий процесса воспитания гражданственности старшеклассников посредством сюжетно-ролевой игры

В параграфе дается характеристика реализации условий процесса воспитания гражданственности старшеклассников в учебной деятельности посредством сюжетно-ролевой игры.

Наше понимание проблемы воспитания гражданственности старшеклассников посредством сюжетно-ролевой игры с учетом выделенных педагогических условий эффективности этого процесса в теоретическом аспекте изложено в I главе диссертации. В данном параграфе мы раскроем содержательно-процессуальные особенности воспитания гражданственности старшеклассников посредством сюжетно-ролевой игры.

Программа педагогических действий на формирующем этапе эксперимента определялась целями и задачами, ожидаемыми результатами воспитания, основными условиями эффективности процесса воспитания гражданственности старшеклассников и складывалась на основании результатов диагностического исследования.

Наше обращение к сюжетно-ролевой игре было продиктовано следующим.

Во-первых, процесс воспитания гражданственности предусматривает постепенное продвижение старшеклассника с одного уровня гражданственности на другой. Использование системы сюжетно-ролевых игр позволяет сделать этот процесс управляемым.

Во-вторых, сюжетно-ролевая игра является универсальным средством воспитания гражданственности (независимо от того, при изучении какой предметной области знаний она используется).

Констатирующий эксперимент показал отсутствие у учащихся знаний, имеющих гражданскую направленность, низкий уровень развития самостоятельности, ответственности, творческой активности, а у учащихся кадетского корпуса также и отсутствие потребности в самообразовании.

Система сюжетно-ролевых игр была выстроена с учетом этих фактов и закономерностей процессов познания и развития. По своему содержанию сюжетно-ролевые игры соответствовали цели нашего исследования и представляли собой имитацию реальной производственной и общественной деятельности людей. На начальном этапе использования сюжетно-ролевой игры в учебном процессе ролевые игры по сюжету были менее сложными и не требовали такого проявления самостоятельности в процессе подготовки и по ходу игры, как на завершающем этапе. Например, на первом этапе игры были ближе к театрализованным представлениям (заранее известны полный сценарий игры, тексты ролей), в то время как на последнем этапе - ближе к импровизациям (известны только "канва сюжета", распределение ролей).

Идеи игр во многом заимствованы из известных публикаций [82, 83, 153]. Однако авторской является во всех случаях интерпретация этих игр. Прежде всего это касается педагогических целей и сценариев игр. Нами отвергнуты игры с узкогностическими целями, а также игры, проводимые во внеурочное время. Мы остановили свой выбор на школьном предмете "физика". Содержание этой школьной дисциплины, как и любого предмета естественного цикла, позволило уйти от узкой политизированной трактовки и вербального усвоения понятия "гражданственность". При этом предмет "физика" имеет достаточный дидактический потенциал для формирования действенной социально-значимой гражданской позиции старшеклассников, воспитания гражданских качеств личности, ориентации учащихся на общечеловеческие ценности.

Нами подобраны темы из школьного курса физики 9-го, 10-го и 11-го классов, изучение которых возможно осуществить посредством сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование и развитие определенных гражданских качеств личности (приложение 3). При этом все игры, прежде всего, способствуют формированию и развитию самостоятельности, ответственности и творческой активности учащихся, направленности на самообразование, как компонентов гражданственности. Сюжетно-ролевые игры разработаны соответственно различным темам школьного курса физики. Это позволило обеспечить вариативность предложенного пакета игр. Из представленного спектра сюжетно-ролевых игр мы отбирали несколько и объединяли их в систему. При этом мы учитывали различные факторы.

Во-первых, мы исходили из уровня сложности игр и степени подготовленности учащихся к игровой деятельности. Разработанные нами игры имели пять уровней сложности.

I уровень (самые простые игры): "Квартальный отчет в НИИ", "Пресс конференция".

II уровень: "Составление энциклопедии", "Составление биографического справочника", "Заседание ОАО "Строитель".

III уровень: "Конкурс документальных фильмов", "Проблемная конференция", "Телемост Москва - Вашингтон".

IV уровень: "Защита проекта", "Заседание Государственной Думы".

V уровень: "Суд над физиками-ядерщиками".

Степень подготовленности учащихся включала уровень обученности, общий кругозор, развитость навыков самостоятельной работы с источниками информации, достигнутый на момент проведения игры уровень гражданственности.

Во-вторых, мы учитывали, что целесообразно проводить не более трех-четырех сюжетно-ролевых игр в год по одному школьному предмету. Ограничение количества игр вызвано рядом причин:

1. Процесс подготовки участников к активным игровым действиям длится от двух до четырех недель и требует от учащихся значительных усилий и затрат времени.

2. Изучение посредством сюжетно-ролевой игры некоторых тем требует больших затрат времени, чем традиционно организованный учебный процесс.

3. Частое применение на учебных занятиях сюжетно-ролевых игр снижает их эмоциональную привлекательность.

Похожие диссертации на Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания гражданственности старшеклассников