Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогическая мысль таджикского народа в XVI-XVII вв. Пахлавонов, Абдулхамид

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пахлавонов, Абдулхамид. Педагогическая мысль таджикского народа в XVI-XVII вв. : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Кулябский ун-т.- Душанбе, 1995.- 42 с.: ил. РГБ ОД, 9 96-2/1082-0

Введение к работе

Актуальности исследования. В числе важнейших характеристик уровня развития общества является духовная культура, гуманизм, мировоззрение, уровень образования граждан. Рост национального самосознания вызвал живейший интерес народа Таджикистана к своему историческому лрб-шлому, его виднейшим представителям.

Многие просветительские идеи основывались на содержательных воззрениях мыслителей Востока и в частности, Таджикистана. С этой точки зрения объективная оценка взглядов на воспитание и развитие человека, а также выявление общих закономерностей развития педагогической мысли в XVI — XVII вв. представляют большой научный и практический интерес для историко-педагогической науки. Исходя из этого предпринята попытка па основе глубокого и всестореннего изучения и анализа фактических материалов показать вклад таджикских мыслителей Бинои, -Хилоли, Воснфи, Сайпдо Насафн и других в решение коренных проблем воспитания и образования, в развитие прогрессивных взглядов на цели, задачи и методы воспитания. Их оригинальные идеи являются фундаментом этновоспнтання молодежи Таджикистана, самобытная культура которого основана на богатейших духовных традициях народа.

Бинои, Хилоли, Восифн, Сапидо Насафи в своих произведениях «Бехруз и Бахром», «Шах н Дарвеш» («Царь и нищий»), «Снфот-ул-ошнкин» («Качество влюблённых»), «Ба-доеъ-ул-вакоеъ» («Удивительные события»), «Бахориёт» («Весенняя пора») и др. не только освещали передовой педагогический опыт учителей ,в мактабах, .медресе XVIXVII вв., но и выступали за внедрение,форм и методов обучения и воспитания, совершенствование содержания во благо человеку. Они считали необходимым построение образования на подлинно научных идеях, на понятиях и воззрениях, приобщение народа к идеалам просвещения, равенства и гуманизма, рассматривая образование и воспитание средством обновления социальной, экономической и духовной жизни народа.. Одной из главных причин низкого уровня жизни, по их убеждению, было невежество и необразованность .народа. Экономическое, социально-культурное развитие страны рассматривались ими в перспективе развития науки, образования и культуры, охвата всеобщим обуче-. нпем. и. воспитанием: всех членов общества.

Развивая педагогические идеи предшественников, тад-

жикскпе мыслители XVI — XV11 вв. формулировали собственные взгляды'на сущность воспитания, специфические особенности связанные с историческим развитием общества, формоіі правления, доминировавшими' взглядами"'" на "религию-, мораль'; пауку, искусство' И др.' Актуальность исследо-вапня:"о'буслЬвлена еш!е"и тем, что поиск Бинои, Хйлоли','Во-сафіг, Санидо Насафії!истин'жизни постоянно связывался с необходимостью воспитания молодежи; а поэтому предлагаемые ими подходы к просвещению -людей оказали огромное1 влияние на становление и развитие педагогической мысли таджикского народа. Однако, несмотря на это их прогрессивные взгляды не нашли должного отражения в отечественной и зарубежной нсторико-псдагогической литературе. Опубликованная автором монография «Педагогическая мысль таджикского народа XVI—XVII вв.» и ряд научных статей восполнят этот существенный пробел.

В работах ученых-востоковедов большое внимание уделяется анализу литературной и общественно-политической деятельности Бинои, Хилолн, Восифн и Санидо Наеафи. К их числу можно отнести работы Э, Бертельса, А. Н. Болдырева, И. Д. Галер кипа, А. Г. Гулямова, А. Е. Давыдова, Дж. Дор'рн, А. Крымского, И. П. Петрушевского, А. А. Семёнова, А. Е. Шмидта, А. Ю. Якубовского п др. Вопросы развития педагогической мысли в республиках Средней Азии п Казахстана освещаются в работах А. А. Бабаханова, А. Э. Измайлова, А. А. Курбанова, И. О. Обндова, 3. Ш. Рад-жабова, А. М. Сембаева, Т. Таджибаева и др.

Для определения состояния разработанности данной проблемы особо хочется отметить работы С, Айнп, К. Айни, А. И. Болдырева, В. Валиходжаева, А. Ганпева, У. Каримова, А. Мирзоева, Р. Мукнмова, У. Назнрова, Г. Нуриддино-" ва, И. О. Обидова, М. Орнфп, Э. Сангшювой, А. Сатторова, С. Саъднева, М. Фаттоева. Р. Ходп-заде и др.

Указанные труды посвящены изучению разнообразных аспектов развития педагогической мысли таджикского народа, но их анализ показывает, что педагогическая деятельность и педагогические идеи Бинои, Хнлоли.Восифи, Сайидо Наеафи до сих пор остаются до конца не исследованными.

Для данного периода истории таджикского народа характерны .большие > перемены в политической, экономической и . культурной .жизни.. К их .числу можно отнести отсоединение Мовароуннахра от Хорасана, изменения в руководстве шахского режима, ухудшение жизни народа, распространение

невежества, лицемерия, обмана и безнравственности. Таджикские мыслители XVI — XVII вв. Бинои, Хилоли, Восифи и Сайндо Насафн глубоко осознали, что путь избавления народа от насилия, невежества и темноты — это распространение науки, знания и образования.

Изучение исторического фона, на котором развивались педагогические идеи таджикских мыслителей XVI—XVII вв., крайне необходимо. Без этого — многое непонятно и противоречиво. И, действительно, с одной стороны, очевидны факты мракобесия и фанатизма религии, а с другой — расцвет науки и литературы. С одной стороны, учителями были муллы, служители мечетей, молебен, призванные формировать психологию молодого поколения людей на идеях и ценностях ислама, а с другой — в роли учителей выступали выдающиеся мыслители Бинои, Хилоли, Восифи, Сайидо Насафн, призывающие молодых людей к свободомыслию, знаниям, отказу от бездумной веры в религиозные догмы. Они стремились воспитать активную личность, свободную от религиозного послушания, способную выстоять в борьбе "за свои осознанные убеждения, подготовленную к творческой деятельности на благо народа. Разработка сущности - этих и- иных противоречии, а также анализ истории развития педагогической мысли таджикского народа в XVI—XVII вв. составляет концептуальную идею настоящего исследования.

Проблема исследования вытекает из существующего про
тиворечия, сущность которого определяется необходимостью
использования в воспитании прогрессивных педагогических
идей прошлого и недостаточной их изученности'современ
ной педагогической наукой. ' ;"

Исходя из этого и определён выбор темы исследования «Педагогическая мысль таджикского народа в XVI—VII вв.».

Объектом исследования послужило педагогическое наследие' таджикских- просветителей XVIXVII вв;

Предметом исследования является развитие педагогической мысли в творчестве таджикских мыслителей XVI — XVII вв.— Бинои, Хилоли, Восифи и Сайидо Насафи.

Цель исследования состоит в анализе развития педагогических идей выдающихся мыслителей Бинои, Хилоли, Восифи и Сайидо Насафи, характеристике развития педагогической мысли таджикского народа в XVI — XVII вв., выявлении общих закономерностей и специфических особенностей данного периода. -

Исходя из цели исследования была выдвинута рабочая
гипотеза: - .. :. ;.;:;-. -„;;- ;.ь> : ._-->-' .-- ,

3.

Объективное изучение творчества мыслителен XVI — XVII вв. и построение на данной основе педагогической концепции исследуемого периода позволит восполнить недостаточно изученные проблемы истории педагогики таджикского народа и определить его значимость в становлении педагогического сознания современного общества.

Определение цели и гипотезы позволило выделить следующие задачи:

выявить социально-экономические, политические и культурные условия становления и развития Мовароуннах-ра п Хорасана в XVI — XVII вв., показать их влияние на процесс развития педагогической мысли;

определить место Бипон, Воспфи, Хилолн н Сайидо Насафн в развитии педагогической мысли таджикского парода;

р а с к р ы т ь общие и специфические особенности педагогических идеи таджикских мыслителей XVI — XVII вв. по проблемам воспитания и образования;

выявить наиболее существенные идеи таджикских мыслителей XVI—XVII вв. по проблемам теории и практики обучения и воспитания подрастающего поколения.

Методологическую основу исследования составили философские положения об исторической взаимосвязи общественных явлений, человеческой деятельности, об учете исторического опыта при осмыслении современных задач воспитания; фундаментальные положения педагогики и психологии о приоритете воспитания в развитии человеческой личности; роли истории педагогики в раскрытии кардинальных педагогических проблем.

Источниковедческую базу исследования составили:

  1. Диваны н полные собрания сочиненнйВосифи, Хилоли, Бннои и -Сайидо Насафн.

  2. Тазкпре: «Маджолпс-ун-нафоис» Ал'ншера Навои, «Тухфат-ус-еурур»-а Дарвешали Чанги, «Музаккир-ул-ах-боб»-а Ходжа Хасана Нпсори, «Тазкнрат'-уш-шуаро»-и М'ут-рибп СахМарканди, «Музаккпр-ул-асхоб»-а Малехои Самар-канди и др.

  3. Фундаментальные исследования по истории педагоги-* ческой мысли и школьного образования И. О. Обндова, М. Л. Лутфуллоева,,,М. А. Арппова," X. С. Авзалова, Б. Рахимова, И. А. Арабова, А. И. Пискунова, В. 3. Смирнова, Ф. Ф. Константинова, В. А. Струминского, Т. Таджибаева, А. М. Сембаева, А. А. Курбонова и др.

  4. Философская и историческая литература: «Очерки по

4,' -: ... '

истории таджикской философии» А. М. Богоутдинова, «Таджики» Б. Г. Гафурова.

5. Труды русских и таджикских литературоведов и востоковедов: Л. Э. Бертельса, А. С. Брагинского, А. И. Болдырева, С. Айни, 1\. Аіішг, Р. Ходн-заде, С Саълпева, У. Каримова, А. Афсахзода, А. Мнрзоепа, А. Сатторова, 3. А. Ахро-рова и др.

G. Толковые и терминологические словари: «Словарь педагогических терминов», «Словарь таджикского языка,» «Словарь литературоведческих терминов», «Философский словарь-» и др.

В процессе исследования были использованы следующие методы:

  1. Анализ философской, исторнко-педагогической литературы, фундаментальных трудов востоковедов, посвященных творчеству таджикских мыслителей XVI—XVII вв.

  2. Изучение произведений и теоретическая интерпретация идей К. Бинон, Б. Хнлолп, 3. М. Восифц и С. Насафн.

  3. Отбор, систематизация и обобщение педагогической мысли изучаемого периода.

  4. Сопоставительный анализ, оценка педагогических взглядов мыслителей и народных традиций.

  5. Беседы н интервью в ходе встреч с востоковедами, педагогами и литературоведами.

Основные этапы исследования: Работа осуществлялась в три этапе:

I. 1981 — 1985 гг.— ознакомление с материалами, дающи
ми представление о состоянии прогрессивной педагогической
мысли таджикского парода с древнейших времен до XVI —
XVII вв. Важно было выявить условия, способствующие
претворению в жизнь передовых идей воспитания и обуче
ния, а также причины, тормозящие их развитие. Отсюда па
ше внимание было сосредоточено на изучение истории обще
ственной, политической п культурной жизни Мовароупнах-
ра п Хорасана. Давалось теоретическое обоснование изуча
емой проблемы.

II. 1986—1990 гг.— установление связей представите
лей передовой педагогической мысли ранних веков с педаго
гами исследуемого периода; изучение влияния передовых
идей выдающихся педагогов прошлого на педагогические
воззрения писателен и поэтов XVI—XVII вв.: рассмотрение
специфических особенностей педагогических взглядов, выяв
лялись закономерности становления педагогической мысли
в литературно-художественном творчестве.

III. 1991—.1994 гг.— определялись и систематизировались педагогические взгляды мыслителей по направлениям воспитания и описывалась педагогическая мысль свойственная данной эпохе, обрабатывался и интерпретировался полученный материал, оформлялись выводы и рекомендации исследования.

Научная новизна работы; это первое монографическое исследование но изучению истории развития педагогической мысли наиболее крупных представителей таджикского народа Камолиддина Бпнои, Бадриддпна Хилоли, Зайнидднпа Махмуда Восифи и Сайндо Насафп. Систематизирована педагогическая мысль таджикского народа в XVI—XVII вв., взгляды мыслителей на воспитание человека в целом, на идеал.человека будущего; представлена система педагогических идей, направленная на всестороннее развитие личности; проанализированы, теоретически обоснованы реальные условия. H; противоречия Мовароуннахра и Хорасана в рассматриваемый период, связанные <; экономическим и культурным отставанием страны и противоречиями между суннитами и шиитами; рассмотрены развитие педагогической мысли и закономерности процесса обучения и воспитания подрастающего поколения в мактабах и медресах, а также влияние педагогических идей таджикских мыслителен на развитие педагогической мысли народов Востока.

— рассмотрены развитие педагогической мысли и закономерности процесса обучения и,воспитания подрастающего поколения в мактабах и медресах;

- — доказано влияние педагогических идей таджикских
мыслителей на развитие педагогической мысли народов
Востока, , г

Практическая ценность исследования заключается в том, что дан всесторонний анализ педагогическим идеям мыслителен изучаемого периода, исследованы закономерности развития воспитания п образования таджикского народа в XVI — XVII вв. на конкретном историческом материален оригинальных трудах мыслителей-педагогов. Анализ и оценка педагогических идей прошлого. позволили выделить ряд рекомендаций воспитания и образования молодежи в современный, период. Полученные в ходе исследования материалы могут быть использованы при чтении лекций по истории педагогики и создании спецкурсов и спецсеминаров по теории и истории национальной педагогики в вузах республики, институтах повышения квалификации учителей; при создании монографий фундаментальных исследовании, научных

и дипломных работ; составлении учебных пособии и программ по истории таджикской педагогики;, создании научно-критического текста и популярного издания произведений Бнкои, Хнлоли, Восифи и Санидо Насафн. Факты и выводы, содержащиеся в исследовании, могут оказать помощь педагогическим работникам, а также родителям в воспитании патриотизма молодежи, уважении духовных и . культурных ценностей народов Востока, и в частности, Таджикистана.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена изучением разнообразных литературных источников, значительная часть терминов которых введена в научный оборот с учетом современных философских, культурологических конценпцнн при анализе исследуемого нсторико-педаго-тического материала, а также совокупностью различных методов изучения, адекватных цели и задачам исследования.

Формами внедрения результатов проведенного исследования в практику явилось обсуждение диссертации в лаборатории педагогики и национальной школы Таджикского научно-исследовательского института педагогических наук и на научном совете педагогического университета им. Джураева, а также в государственном университете им. Рудаки г. Куляба. Результаты исследования в виде сообщении и докладов ежегодно излагались па научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава Кулябско-го госуниверситета, а также в лаборатории педагогики и национальной школы Таджикского научно-исследовательского института педагогических наук.

Основные выводы и положения исследования в настоящее время используются при чтении спецкурса по истории педагогической мысли таджикского народа в Кулябском государственном университете. По материалам исследования автором подготовлены и прочитаны лекции среди учителей Хатлонской области и в институте усовершенствования учителей.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Изучение специфики взаимодействия социально-педагогических факторов развития Мовароуннахра и Хорасана в XVI — XVII вв. предопределило основные предпосылки становления и развития педагогической мысли таджикских поэтов и писателей исследуемого периода; возникновение и формирование литературно-педагогических движений, способствующих совершенствованию учебно-воспитательной ра-

боты в" мактлбах и медресах; распространение педагогической мысли среди народа. Негативные аспекты становления и развитии педагогической мысли обусловлены отсутствием и Хорасане а Мовароуннахре государственной системы образования и сильным влиянием духовенства на обучение и воспитание молодого поколения; господством средневековых предрассудков и других отживающих систем, против чего выступали таджикские мыслители;

  1. На основе, процесса взаимодействия народной педагогики и иегорпко-педагогическоп литературы XVI — XVII вв. развивалась новая прогрессивная педагогическая мысль, оказавшая сильное влияние на процесс обучения и воспитания подрастающего поколения;

  2. Педагогические идеи Бинои, Хплолп, Воспфи п Сапн-до Насафи подняли на новую ступень развитие личности посредством умственного, нравственного, духовного, физического и трудового воспитания молодежи.

  3. Общедпдактпческне прогрессивные идеи таджикских мыслителей XVI — XVII вв. способствовали становлению процесса обучения в мактабах и медресах того времени: выдвинутые ими методы, средства обучения и воспитания явились предпосылкой научно-обоснованного подхода к решению проблем теории воспитания и дидактики.

Похожие диссертации на Педагогическая мысль таджикского народа в XVI-XVII вв.