Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История художественного образования татарского народа в VIII-XVI веках Шайхлисламов, Альберт Ханифович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шайхлисламов, Альберт Ханифович. История художественного образования татарского народа в VIII-XVI веках : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Шайхлисламов Альберт Ханифович; [Место защиты: Марийс. гос. ун-т].- Йошкар-Ола, 2012.- 184 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/647

Введение к работе

Актуальность исследования. Художественное образование является отражением культурного наследия каждого народа, его многовековых традиций, обычаев и нравов, национального самосознания. Возросший интерес к прошлому ставит перед историей педагогики задачи более глубокого изучения и обобщения педагогического наследия каждого народа.

Изучение истории становления и развития художественного образования татарского народа позволяет раскрыть основу социально-культурных и нравственных ценностей, представляющих собой предмет неизменной гордости. Весьма актуальным в этой связи является изучение истории становления и развития художественного образования татарского народа в VIII - XVI вв.

Актуальность изучаемой проблемы обусловлена потребностями современного общества, заявленными в «Концепции художественного образования в Российской Федерации» (от 28.12.01, № 1403), направленной на формирование культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов; формирование художественно-практической компетентности, овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств, формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.

Изучение истории изобразительного искусства татарского народа является самостоятельным направлением на художественно-графических факультетах в высших учебных заведениях Республики Татарстан (Набережночелнинский государственный педагогический институт, Елабужский государственный педагогический университет, Камский институт искусств и дизайна, Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет). Теоретическое осмысление исторического опыта развития художественного образования в крае, обоснование тенденций его развития и этапов становления позволяет определить пути совершенствования содержания художественного образования в современных условиях.

Степень разработанности проблемы. Первые попытки изучить и систематизировать художественные традиции, знания и научные исследования народа предпринимались учёными Волжской Булгарии: в области истории (Якуб ибн Нугман); богословии, этики, эстетики, морали (Ходжа Ахмад, Бурханеддин Ибрагим ибн Йусуф аль-Булгари, Сулейман ибн Дауд); географии, математики, астрономии, химии, медицины (Таджеддин, Хасан).

Развитие художественного образования татарского народа происходило главным образом в формах декоративно-орнаментального и монументального творчества. Декоративно-прикладное искусство как часть общего явления культуры и образования – это одна из существенных основ художественной деятельности народа: культуры письма, памятников искусства, традиций художественного и технологического создания украшений, предметов быта, сложившегося их понимания, интерпретации и использования в творческой практике. Выверенные в течение веков формы художественного обучения, базирующиеся на творческом освоении традиционного художественно-образного декоративного языка народного искусства, могут и в настоящее время эффективно использоваться в процессе организации художественного образования.

Проблему художественного искусства татар поднимают в своих трудах Б.Д. Греков, М.Г. Сафаргалеев, Р.Г, Фахрутдинов, Г.А. Федоров-Давыдов, А.Х. Халиков, А.Ю. Якубовский, С.М. Червонная, Р.И. Шамсутов и др. О влиянии религии на художественное образование татарского народа писали Р. Блашэр, Б.В. Веймарн, Н.А. Виноградова, О.И. Галёркина, Г.Э. фон Грюнебаум, Т.П. Каптерев, Л. Масиньи, А.Мец, Г.А.Пугаченкова, Л.И. Ремпель, Ф. Роузентал, Ш.М. Шукуров и др.

Однако анализ состояния изученности рассматриваемой проблемы свидетельствует об отсутствии концептуальных трудов в области истории педагогики, отражающих целостный процесс становления и развития художественного образования татарского народа в VIII - XVI вв. Большинство отечественных исследователей, освещая вопросы культуры, духовности татарского народа, уделяют внимание лишь ее компонентам. Вне поля зрения остаются вопросы, касающиеся содержания художественного образования. Их недостаточная методологическая и теоретическая разработанность и предопределила возникновение следующих противоречий:

- между повышенными требованиями общества, предъявляемыми к системе образования, и отсутствием исследований, направленных на изучение вопросов истории становления и развития художественного образования татарского народа в VIII - XVI веках как важной составляющей истории педагогики и воспитательно-образовательного процесса в целом;

- между необходимостью в теоретическом обосновании, научно-методическом обеспечении содержания художественного образования в современных условиях и наличием пробелов в целостной системе исследования в данной области;

- между потребностью современных вузов в теоретическом осмыслении исторического опыта прошлого и научно-методическом обеспечении национально-регионального компонента процесса обучения и отсутствием необходимых материалов по истории национального художественного образования.

Указанные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: каковы историко-педагогические предпосылки и ведущие тенденции становления и развития художественного образования татарского народа в VIII - XVI веках и возможности использования историко-педагогического опыта в современной системе художественного образования?

Актуальность, недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической науке, выявленные противоречия послужили основой для определения темы исследования: «История художественного образования татарского народа в VIII - XVI веках».

Объект исследования - процесс становления и развития художественного образования татарского народа в VIII - XVI веках.

Предмет исследования – историко-педагогические предпосылки и ведущие тенденции развития системы художественного образования в Казанском крае в VIII - XVI веках.

Цель исследования – выявить и обосновать историко-педагогические предпосылки и ведущие тенденции становления и развития художественного образования татарского народа в VIII - XVI веках для определения возможностей использования историко-педагогического опыта в современной системе художественного образования.

В соответствии с проблемой, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выявить и раскрыть историко-педагогические предпосылки и ведущие тенденции становления и развития художественного образования татарского народа в VIII - XVI веках.

2. Раскрыть содержание художественного образования татарского народа в VIII - XVI веках и определить роль исламского вероучения в его развитии.

3. Определить исторические этапы становления и развития художественного образования татарского народа в VIII - XVI веках и дать научно-теоретическое и историко-педагогическое обоснование данной периодизации.

4. Выявить возможности использования историко-педагогического опыта развития художественного образования татарского народа в VIII - XVI веках в условиях современной высшей школы.

Хронологические рамки исследования охватывают VIII - XVI века - период укрепления и расцвета феодализма в Казанском крае.

Методологической основой исследования являются научные труды по философии, педагогике, психологии, социологии, культурологии, теории и методике художественного образования; системно-структурный и культурологический подходы; принципы системности и историзма; диалектический метод познания окружающего мира.

Теоретической основой исследования выступают работы ведущих ученых в области методологии, истории образования и педагогической мысли (Н.А. Константинов, Г.Б. Корнетов, Ш. Марджани, Е.Н. Медынский, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, К.И. Салимова, М.Ф. Шабаева, В.А. Комелина, Т.Н. Петрова, Г.С. Голошумова, Н.С. Морова, С.Н. Федорова, И.М. Рязанцева, Г.Г. Тенюкова и др.); труды, посвященные проблемам истории и художественного искусства татар (Б.Д. Греков, М.Г. Сафаргалеев, Р.Г, Фахрутдинов, Г.А. Федоров-Давыдов, А.Х. Халиков, А.Ю. Якубовский, С.М. Червонная, Р.И. Шамсутов и др.); исследования мусульманской культуры (Р. Блашэр, Б.В. Веймарн, Н.А. Виноградова, О.И. Галёркина, Г.Э. фон Грюнебаум, Т.П. Каптерев, Л. Масиньи, А.Мец, Г.А.Пугаченкова, Л.И. Ремпель, Ф. Роузентал, Ш.М. Шукуров и др.).

Источниковедческой базой исследования послужили материалы археологических экспедиций Казанского государственного университета, Елабужского государственного педагогического университета и Института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова, научно-исследовательские материалы по философии и теории образования (Аль Фараби, Аль Джувайни, Н.А. Бердяев, Б.С. Гершунский, С.И. Гессен, Ибн-Сина, Б.Т. Лихачев, В.В. Розанов и т.д.). Также документальные фонды Национального архива Республики Татарстан и архивы Казанского государственного университета; исторические записки путешественников (Ибн Фадлан, Аль Гарнати, Аль Андалуси и др.); диссертационные исследования и монографические труды российских учёных (Я.И. Ханбиков, З.Г. Нигматов, Т.Н. Петрова. З.Т. Шарафутдинов, Р.Ш. Маликов, А.Г. Мухаметшин и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: историко-логический и сравнительно-сопоставительные методы (анализ, синтез, аналогия); методы актуализации, отбора, систематизации и обобщения, дающие возможность на основе сравнения и сопоставления историко-педагогических фактов изучить и теоретически осмыслить историю развития народного художественного творчества в Казанском крае в VIII - XVI веках (композиция, конструктивное построение изделий, каллиграфия, эпиграфика, художественно-образная выразительность орнамента), извлечь ценный опыт художественного образования и определить возможности его применения в современной системе высшего образования..

Организация и этапы исследования:

Первый этап (2002-2004 гг.) – поисковый: выбор проблемы научной работы, определение основных направлений научного поиска, ознакомление с архивными, археологическими, археографическими и историческими источниками, историко-педагогической литературой. С этой целью использовались следующие методы: сбор материала по истории художественного образования булгар, татар, теоретический анализ архивных материалов и исторической литературы по проблеме.

Второй этап (2004-2006 гг.) – аналитический: разработка методологического аспекта исследования, постановка цели и задач, отбор и систематизация материала по данной проблеме, сведение и группировка результатов. Основные методы данного этапа: анализ и теоретическое обобщение полученных материалов.

Третий этап (2006-2008 гг.) – историко-педагогический: исследование историко-педагогического наследия и традиций в области художественного образования и воспитания подрастающего поколения татарского народа в VIII - ХVI вв. Методы: сравнительно-исторический и историко-системный анализ, контент – анализ.

Четвертый этап (2008-2011 гг.)теоретико-методологический: теоретическое осмысление, систематизация и анализ результатов работы, их апробация и внедрение. Основные методы: комплексный, ретроспективно-проективный, структурирование исторических данных, анализ и синтез теоретических положений, формулирование обобщающих выводов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выявлены и обоснованы историко-педагогические предпосылки, обусловившие становление и развитие художественного образования татарского народа в VIII - XVI веках:

экономические – установление и развитие торговых и экономических связей с другими государствами;

политические – готовность государства создать государственно-правовые условия для организации и деятельности мектебе, медресе, ремесленных школ;

социальные – наличие высокопрофессиональных научно-педагогических кадров (учителя-ремесленники, имамы) и ученического контингента;

институциональные – диверсификация системы образования (домашнее обучение, мектебе, медресе, ремесленные школы).

2. Определена роль исламского вероучения в развитии художественного образования татарского народа в VIII - XVI веках, оказавшего влияние на развитие каллиграфического шрифта, письменной и рельефной каллиграфии, архитектуры, различных ремесел.

3. Раскрыто содержание художественного образования татарского народа в VIII - XVI веках:

графическое изобразительное искусство (в строительстве и архитектуре, ювелирном искусстве, металлургии, кожевенном, гончарном, косторезном производстве, ткацком деле, стеклоделии, резьбе по камню, писании рукописных книг);

рельефно-архитектурное искусство (в архитектурно-декоративной резьбе по камню, гипсу, эпиграфике; в золотошвейной и тамбурной вышивке, резной орнаментации, художественной обработке металла; в строительстве дворцов и мечетей, медресе и мавзолеев, бань и караван-сараев).

4. Дано научно-теоретическое и историко-педагогическое обоснование периодизации становления и развития художественного образования татарского народа в VIII - XVI веках:

эпоха древних тюрков – в VII - VIII вв.;

Волжская Булгария – в VIII - XIII вв.;

Золотая Орда – в XIII - XV вв.;

Казанское ханство – в XV - XVI вв.

Данная периодизация основана на социокультурных и исторических этапах развития общества.

5. На основе ретроспективного и теоретико-педагогического анализа и синтеза историографического и фактологического материала выявлены основные тенденции развития художественного образования татарского народа в VIII - XVI веках:

появление письменности (руническая, арабская); проникновение научной и учебной литературы из стран Ближнего и Среднего Востока; становление и развитие организационных форм обучения (мектебе, медресе) и учительско-преподавательских кадров (Тюрко-Булгарский период, VIII-XIII вв.);

освоение прогрессивных технологий производства и новых приемов изготовления художественных изделий обусловило появление новых приемов обучения художественному искусству (период Золотой Орды, XIII - XV вв.);

развитие научного содержания, форм, методов и приёмов художественного обучения детей в Казанском ханстве, что выразилось в появлении целого ряда учебников и учебных пособий по художественному образованию учащихся-шакирдов, улучшении кадрового обеспечения уроков (дерес) в мектебе и медресе, связанного с образованием субкультурного пространства – тюркский мир (период Казанского ханства, XV - XVI вв.).

Теоретическая значимость исследования заключается в решении актуальной научной проблемы развития художественного образования татарского народа в VIII - XVI веках, что нашло отражение в:

построении научно обоснованной периодизации, базирующейся на результатах ретроспективного, историко-педагогического анализа каждого периода развития художественного образования татарского народа;

выявлении и характеристике историко-педагогических предпосылок становления художественного образования татарского народа в VIII - XVI веках при определении социально-экономических условий развития государства;

определении специфики, содержания и своеобразия графического изобразительного искусства, рельефно-архитектурного искусства, их влияния на становление и развитие художественного образования татарского народа в VIII - XVI веках;

раскрытии концептуальных основ и принципов организации художественного образования татарского народа в VIII - XVI веках и обосновании возможности использования историко-педагогического опыта в современной системе художественного образования.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в учебно-воспитательном процессе высших учебных заведений и образовательных учреждений.

Результаты исследования применимы в преподавании дисциплин «История образования и педагогической мысли», «История педагогики и образования», «Художественное образование татарского народа», курсов по выбору, а также в процессе прохождения студентами педагогической практики, в организации научно-исследовательской работы студентов, написании курсовых и выпускных квалификационных работ по вопросам истории художественного образовании татарского народа в означенный период.

Применение результатов исследований возможно в качестве материала для организации круглых столов, диспутов по педагогическому наследию художественного образовании татарского народа в Казанском крае в VIII - XVI веках в просветительских целях.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования получили отражение в научных статьях и докладах.

Основные положения исследования докладывались на научно-практических конференциях разного уровня: XXIII научно-практической конференции молодых ученых и специалистов «История развития тюрко-татарской педагогической мысли» (Казань, 2002); II Международной научно-практической конференции «Самосовершенствование, самореализация личности: психолого-педагогические аспекты» (Набережные Челны, 2004); Всероссийской научно-практической конференции «Художественное образование» (Набережные Челны, 2005).

Внедрение материалов исследования осуществлялось в процессе работы соискателя в качестве учителя изобразительного искусства в школах г.Набережные Челны (1994-1996 гг.) и в процессе работы в Набережночелнинском государственном педагогическом институте в качестве преподавателя дисциплин «Декоративно-прикладное искусство», «Национальный региональный компонент: резьба по дереву и гипсу» (1996-2011года); в ходе участия во внутреннем гранте Набережночелнинского государственного педагогического института по специализации «Искусство скульптуры» (2007-2008 года); в процессе работы соискателя в Камском институте искусств и дизайна в качестве преподавателя дисциплин «Художественная культура Татарстана», «Декоративно-прикладное искусство Татарстана», «Арабская каллиграфия» (2006-2011года).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются его методологической базой, соблюдением требований историко-диалектического, сравнительно-типологического анализа на всех этапах исследования; применением комплекса методов, адекватных поставленным исследовательским задачам; обширной и разнообразной источниковедческой базой; глубоким теоретическим анализом проблемы диссертации; апробацией полученных результатов в учебно-воспитательном процессе высшей школы.

Положения выносимые на защиту:

1. Основными историко-педагогическими предпосылками, обусловившими становление и развитие художественного образования татарского народа в VIII - XVI веках, являются следующие:

экономические – установление и развитие торговых и экономических связей с другими государствами;

политические – готовность государства создать государственно-правовые условия для организации и деятельности мектебе, медресе, ремесленных школ;

социальные – наличие высокопрофессиональных научно-педагогических кадров (учителя-ремесленники, имамы) и ученического контингента;

институциональные – диверсификация системы образования (домашнее обучение, мектебе, медресе, ремесленные школы).

2. Ведущие тенденции становления и развития художественного образования татарского народа в VIII - XVI веках обусловлены социально-политическим и экономическим развитием общества и соответствуют его социокультурным и историческим этапам:

появление письменности (руническая, арабская); проникновение научной и учебной литературы из стран Ближнего и Среднего Востока; становление и развитие организационных форм обучения (мектебе, медресе) и учительско-преподавательских кадров (Тюрко-Булгарский период, VIII-XIII вв.);

освоение прогрессивных технологий производства и новых приемов изготовления художественных изделий обусловило появление новых приемов обучения художественному искусству (период Золотой Орды, XIII - XV вв.);

развитие научного содержания, форм, методов и приёмов художественного обучения детей в Казанском ханстве, что выразилось в появлении целого ряда учебников и учебных пособий по художественному образованию учащихся-шакирдов, улучшении кадрового обеспечения уроков (дерес) в мектебе и медресе, связанного с образованием субкультурного пространства – тюркский мир (период Казанского ханства, XV - XVI вв.).

3. На становление и развитие художественного образования татарского народа в VIII - XVI веках значительное влияние оказало исламское вероучение, что нашло отражение в различных видах искусства:

графическом изобразительном искусстве (в строительстве и архитектуре, ювелирном искусстве, металлургии, кожевенном, гончарном, косторезном производстве, ткацком деле, стеклоделии, резьбе по камню, писании рукописных книг);

рельефно-архитектурном искусстве (в архитектурно-декоративной резьбе по камню, гипсу, эпиграфике; в золотошвейной и тамбурной вышивке, резной орнаментации, художественной обработке металла; в строительстве дворцов и мечетей, медресе и мавзолеев, бань и караван-сараев).

4. Периодизация становления и развития художественного образования татарского народа в VIII - XVI веках может быть представлена в следующем виде:

эпоха древних тюрков – в VII - VIII вв.;

Волжская Булгария – в VIII - XIII вв.;

Золотая Орда – в XIII - XV вв.;

Казанское ханство – в XV - XVI вв.

Данная периодизация основана на социокультурных и исторических этапах развития общества.

5. Использование историко-педагогического опыта художественного образования в Казанском крае в VIII – XVI веках способствует совершенствованию современной системы художественного образования в высшей школе.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (318 источников), приложения (рисунки, таблицы, фото).

Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования; характеризуется степень ее разработанности; формулируются проблема, цель, объект, предмет исследования; определяются задачи, методы и этапы исследования; излагается научная новизна, теоретическая и практическая значимость; выдвигаются положения, выносимые на защиту; приводятся сведения об апробации и внедрении результатов исследования.

В первой главе «Историко-педагогические предпосылки становления и развития художественного образования татарского народа в VIII – XVI вв.» выявляются историко-педагогические предпосылки становления и развития художественного образования татарского народа в VIII – XVI веках, определена роль исламской религии в развитии художественного образования татар (X – XVI вв.), раскрыто влияние графического изобразительного искусства на становление и развитие художественного образования татар (VIII – XVI вв.), изучена роль рельефно-архитектурного искусства в художественном образовании татарского народа (VIII – XVI вв.).

Во второй главе «Содержание и основные этапы становления и развития художественного образования татарского народа в VIII – XVI веках» определена периодизация, раскрыто содержание, выявлены условия становления и развития художественного образования татарского народа периода древних тюрков, Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства.

В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и выводы проведенного исследования.

Похожие диссертации на История художественного образования татарского народа в VIII-XVI веках