Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогическая профилактика насилия над детьми в семье средствами православной культуры Азарова Елена Александровна

Педагогическая профилактика насилия над детьми в семье средствами православной культуры
<
Педагогическая профилактика насилия над детьми в семье средствами православной культуры Педагогическая профилактика насилия над детьми в семье средствами православной культуры Педагогическая профилактика насилия над детьми в семье средствами православной культуры Педагогическая профилактика насилия над детьми в семье средствами православной культуры Педагогическая профилактика насилия над детьми в семье средствами православной культуры Педагогическая профилактика насилия над детьми в семье средствами православной культуры Педагогическая профилактика насилия над детьми в семье средствами православной культуры Педагогическая профилактика насилия над детьми в семье средствами православной культуры Педагогическая профилактика насилия над детьми в семье средствами православной культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Азарова Елена Александровна. Педагогическая профилактика насилия над детьми в семье средствами православной культуры : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Ростов н/Д, 2003 193 c. РГБ ОД, 61:04-13/1589

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Научно-педагогические и духовные основы семейного воспитания 17

1.1. Историко-педагогические традиции семейного воспитания в России 17

1.2. Духовно-педагогические предпосылки семейного воспитания на основе традиций православной культуры 44

1.3. Проблемы насилия над детьми в семье в современных российских условиях 72

Глава II. Содержание и организация профилактики семейного насилия над детьми средствами православной культуры 98

2.1. Целеполагание на основе православной культуры как механизм профилактики семейного насилия над детьми 98

2.2. Опыт православного семейного воспитания с учетом возрастных особенностей детей 120

2.3. Способы и формы профилактики семейного насилия над детьми с ориентацией на православную культуру 154

Заключение 178

Список литературы 180

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современная российская семья переживает в настоящее время духовный кризис. Потеря прежних идеалов образовала своеобразный духовный вакуум, а в любом обществе с утратой духовности или снижением ее уровня возрастает число неблагополучных семей и детей, оставшихся без попечения родителей. Причиной такого положения многие отечественные ученые педагоги считают ухудшение социально-политических и экономических условий в стране. На наш взгляд, к этому следует добавить утрату традиций религиозного воспитания, впитавшего тысячелетний опыт русской православной культуры.

В современной светской и православной педагогике представлены три точки зрения на понятие семьи. Первая рассматривает семью как первичную ячейку общества, как институт социализации (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский). Вторая — точка зрения православной педагогики -рассматривает семью как малую Церковь, в которой соблюдается иерархия, установленная законом Божьим (С.С. Куломзина, Л.И. Сурова, о. Алексий (Уминский). И третья предпринимает попытки объединить эти две позиции на основе христианского миропонимания (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, В.В. Зеньковский, Т.Н. Власова, И.А. Панькова, В.И. Слободчиков, И.А. Соловцова), согласуя достижения современной педагогики с учением и жизнью Православной Церкви. Христианская педагогика опирается не на какую бы то ни было философскую идею, а на само бытие Церкви как нового богоданного союза человека и Бога. Ее основанием стало, с одной стороны, христианское учение в свете Божественного Откровения (Священное Писание), а с другой - духовный опыт Церкви, т. е. многообразные человеческие пути к святости (Священное Предание). Отсюда вытекает содержание христианской педагогики - введение детей в жизнь Церкви, приобретение ими навыков общественной и личной духовной жизни, что возможно лишь в единстве семьи, школы, Церкви.

4 Живые формы педагогики рождались в самой Церкви на протяжении многих веков, но всегда сталкивались с противостоянием схоластики, которая стремилась прежде всего наполнить ребенка христианским знанием. Духовное же знание, не подкрепленное личным опытом, не проведенное в жизнь, это скорее регресс, чем развитие. Поэтому воспитание ребенка в семье должно подкрепляться личным примером и жизнью родителей, так как православная педагогика - это живая система духовного воспитания детей. Возрождение ее традиций следует понимать не как повторение и воспроизведение старых, привычных форм, а как поиск новых форм и методов воспитания, что позволяет уточнить понятие развития в христианской педагогике. Развитие - это поиск и обретение ребенком новых форм интеллектуального, эмоционального и духовного бытия в традиции Церкви. Почему новых? Потому что изменились дети, так как в настоящее время в системе воспитания и образования наблюдается явное противоречие между сложившимся позитивным личностно-ориентированным подходом, с одной стороны, и доминирующими ценностями западного образца, с другой. Целесообразно развивать духовно-нравственные качества ребенка, опираясь на ментальность народа, в культуре которого он воспитывается. При христианском сознании народа в соборном единстве каждый человек — это личность, сама социальная среда (политическая, экономическая, культурная, религиозная сферы) способствует становлению человека во Христе, она призвана заботиться о его спасении. Одним из компонентов ментальносте русского народа является воспитание в духе традиций православной культуры, основанное на любви к Богу и ближнему, на послушании родителям и уважении старших, на отношении к ребенку как дару Божьему. Для православного воспитания противоестественно насилие над ним, в то время как современная педагогика основана на наказании, порицании, строгих требованиях и угрозах за их невыполнение, наряду с доминирующим демократическим принципом равенства родителей и детей. Ориентация современного воспитания на «свободу» нарушает иерархические отношения

5 в семье: ребенок перестает уважать родителей, позволяет себе оскорблять их достоинство, а в подростковом возрасте просто отворачивается от них. Если родители не являются авторитетом для своих детей, их место неизбежно занимают другие люди, исповедующие другие идеалы.

Известно, что именно христианство изменило отношение к человеку, актуализировав его личностное начало, предоставив возможность жить в соответствии с образом и подобием Божиим, дарованным человеку, избавиться от рабства греха, сделаться богоподобной личностью. Это возможно благодаря такому феномену православного воспитания, как введение ребенка во взрослую жизнь узкими вратами послушания и воздержания, которые впоследствии дадут ему возможность самостоятельно противостоять злу вне и внутри себя. Такое воспитание научит ребенка ориентироваться в мире, строить отношения с людьми.

Однако может возникнуть иллюзия, что признание приоритета за религиозным воспитанием решает все проблемы, что характерно, например, для приверженцев декларативной педагогики. Приходится констатировать, что понимание сущности религиозного воспитания как одного из видов воспитательного процесса находится под влиянием схоластики и материалистического миропонимания, приравнивающего религиозное воспитание к формированию нравственно-этических норм поведения. Педагогические стереотипы семейного и школьного воспитания пока еще удерживают процесс воспитания ребенка в рамках императивной педагогики, практически игнорирующей личностное своеобразие детей, их индивидуальность, духовный внутренний мир, в том время как христианское воспитание направлено на развитие личности ребенка в первую очередь.

Проникновение насилия в жизнь семьи ведет к уничтожению личности как образа Божия, ведет к деконструкции нравственных, духовных основ семейного воспитания, к росту детской безнадзорности, беспризорности, вовлечению несовершеннолетних в криминальную деятельность, к росту числа психически нездоровых детей. В таких условиях необходимы

профилактические меры против насилия в семье, которые становятся важной задачей государственных органов социальной работы, ОВД, школ, дошкольных учреждений, педагогов и родителей. Насилие над детьми в семьях приняло в России угрожающие масштабы. По данным неофициальной статистики (официальная статистика насилия над детьми в семье отсутствует, начиная с 1994 г.), ежегодно от 50 до 60 тыс. детей убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения и произвола родителей. В настоящий момент в России по различным данным насчитывается от 3 до 5 млн беспризорных. Социальными сиротами, т. е. имеющими родителей, являются 95% брошенных детей. Ежегодно 2 млн детей в возрасте до 14 лет подвергаются физическому насилию, каждый десятый умирает от побоев, 2 тыс. оканчивают жизнь самоубийством. И это происходит не только в так называемых неблагополучных семьях маргиналов, а в семьях, где есть оба родителя, где семья имеет достаточное материальное обеспечение. Проведенные исследования не подтверждают взаимосвязи между уровнем обеспеченности, образования, составом семьи и насилием в семье (С.Н. Абельцев, Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, В.Е. Эминов).

К сожалению, проблема насилия над детьми в семье не стала
предметом научного изучения ни педагогики, ни детской психологии, ни
психотерапии. Этой проблемой в большей степени занимаются те, кто
непосредственно с ней сталкивается: правоведы, криминологи,
криминалисты изучают насилие над детьми в рамках системного
(Л.Л. Ананиан, Д.С. Шестаков), виктимологического (Д. Ривман, С. Франк),
криминально-психологического (Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев,

СИ. Ениколопов, В.Е. Эминов) подходов. В психологической литературе, несмотря на разработку и определение понятия насилия в рамках этико-гуманистического и эволюционно-генетического подходов, проблема насилия над детьми в семье не изучается. Противоречивость и отсутствие теоретических, научных рекомендации делает данный феномен, а именно

7 проблемы семейного воспитания и профилактики насилия над детьми в семье, весьма актуальным и требует научной разработки.

Отсутствие стимуляции подобных исследований связано с тем, что в государстве не разработана национальная политика в отношении семьи, отсутствуют документы по защите семьи и детства. Россия лишь ратифицировала международные конвенции и пакты (Конвенция о правах ребенка 1991 г., Каирское соглашение 1995 г.), не предприняв попыток создания собственных государственных законов с учетом ментальносте народа и исторических традиций, тогда как в ряде других стран (Норвегия, Исландия, Германия, Франция, Италия и другие) защита семьи регулируется принятыми законами, выражая заинтересованность государства в ее сохранении. Система защиты семьи и помощи ей основываются на ценностях семьи и семейного воспитания, признанными ценностями государства. Это было в практике российского семейного дореволюционного воспитания, которая была разрушена. Советская педагогика фактически не занималась разработкой проблем семьи, за исключением «Лекций для родителей» А.С. Макаренко, а в 60-е гг. «Родительской педагогики» В.Л. Сухомлинского. В учебниках по педагогике отсутствуют разделы по семейному воспитанию. В Конституции СССР было закреплено положение, гласившее, что семья — помощник школе в деле воспитания подрастающего поколения, т. е. приоритет семейного воспитания был утрачен.

Акцент современной педагогической науки на обращение к личности ребенка и его развитие создает методологические основы для исследования системы воспитания как в целом, так и отдельных его аспектов, в том числе и негативных, таких как насилие. Методологическими основаниями могут быть аксиологические, антропоцентрические, экзистенциальные подходы. Мы же попытались рассмотреть сущность этой проблемы на методологической основе, характерной для православной семейной культуры. Для нее характерно восприятие ребенка как ценности (дара Божьего), как духовного существа, как носителя традиций и ценностей

8 семьи, рода, нации, религии. Идейную основу составляют Священное Писание и Священное Предание.

Сегодня отношение к религиозному воспитанию в обществе начинает изменяться к лучшему: создаются православные гимназии, православные лагеря отдыха, организуются курсы подготовки православных педагогов, действуют Духовная Академия и Свято-Тихоновский Богословский Институт, крупнейший филиал которого находится в Ростове-на-Дону. Разработаны религиозные основы современного семейного воспитания, и задачей педагогической науки является разработка этих аспектов на основе интегративного подхода. В связи с этим одной из актуальных задач является задача исследования профилактики семейного насилия над детьми на основе православных традиций. Проведенное нами исследование и полученные в результате данные свидетельствуют о том, что в каждой второй семье имеют место факты насилия над детьми, несмотря на то, что 85% опрошенных считают себя православными христианами. Причинами такого положения могут быть: невосприятие домашнего насилия над ребенком как такового, использование карательных мер в воспитании как традиционных и естественных, отсутствие просветительской работы в традициях православного семейного воспитания, недостаточная образовательная подготовка будущих педагогов, родителей (нынешних студентов) в области духовно-нравственного становления личности и религиозного воспитания как одного из видов воспитательного процесса, смутное осознание в связи с этим смысла жизни, ценности человеческой личности как образа и подобия Божия. Результатом духовной неграмотности родителей и детей являются различные формы насилия в семье.

Объективные предпосылки нашего исследования опираются на следующие противоречия, актуализирующие рассматриваемые вопросы:

- между потребностью семьи в духовном просвещении и недостаточностью социальных связей семьи, школы, Церкви;

между потребностью детей в духовном образовании и недостаточной ориентированностью семьи и школьных учреждений на таковое;

между онтологией семьи как духовного микрокосма и идеологией партнерских и полоролевых взаимоотношений, сексуальным просвещением и планированием семьи;

между имеющимися декларативными средствами борьбы с насилием над детьми в семье и неуклонным ростом последнего;

между ростом последствий насилия над детьми в семье и отсутствием педагогических мер профилактики;

между сущностью религиозного воспитания и его трактовкой светской педагогикой.

Недостаточная разработанность проблемы в общей педагогике и данные личного исследования обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Педагогическая профилактика насилия над детьми в семье средствами православной культуры».

Объект исследования — опыт семейного воспитания в современных российских условиях.

Предмет исследования — содержание и организация педагогической профилактики насилия над детьми в семье средствами православной культуры.

Цель исследования — выявление и обоснование педагогического содержания православной культуры и формы организации педагогической профилактики насилия над детьми в семье на ее основе.

Гипотеза исследования - предотвращение уровня насилия над детьми в процессе семейного воспитания возможно в условиях сотрудничества семьи, школы и Церкви на основе традиций православной культуры, если:

исторические традиции русской православной педагогики станут основой семейного воспитания;

каждый ребенок семьей и школой будет рассматриваться как носитель духовной сущности, а насилие над личностью - расцениваться как грех;

учебно-воспитательный процесс в школах будет ориентирован на овладение духовно-этическим опытом жизни;

поддержку и помощь ребенку в ситуации его духовного кризиса будут оказывать на основе педагогического анализа онтогенетических особенностей и социокультурных причин насилия;

православное просвещение будет опираться на сотрудничество семьи, школы, Церкви.

В соответствии с объектом и предметом исследования, исходя из его цели и гипотезы, были сформулированы следующие задачи:

  1. Осуществить историко-педагогический анализ традиций семейного воспитания в России и выявить специфику и характер семейного воспитания на основе традиций православной культуры.

  2. Определить характер и формы насилия над детьми в современной семье.

3. Обобщить и систематизировать опыт православного семейного
воспитания с учетом возрастных особенностей детей.

4. Разработать теоретическую модель профилактики семейного насилия
на основе традиций православной культуры и апробировать ее отдельные
компоненты.

Теоретико-методологическая основа исследования:

- идеи православной педагогики (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов,
о. Владимир (Богоявленский), о. В. Зеньковский, С.С. Куломзина,
о. Г. Каледа, о. Алексий (Уминский), Л.Сурова);

- богословские теории воспитания (св. Иоанн Златоуст, святитель

Филарет Московский, св. Феофан Затворник, св. прав. Иоанн Кронштадтский, Паисий Святогорец);

- философско-педагогические идеи славянофилов (И.С. Аксаков,
И.А. Ильин, И.В. Киреевский, В.В. Розанов, А.С. Хомяков);

- историко-культурологические исследования семейного воспитания в
» России (С.Д. Бабишин, И.Е. Забелин, П.В. Корнетов);

концептуальные идеи ориентации воспитания на духовность (Т.И. Власова, Н.Д. Никандров, И.А. Панькова, В.И. Слободчиков, И.А. Соловцова);

теории личностно ориентированного воспитания (А.Д. Алферов, Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, СВ. Кульневич, В.Г. Рындак, В.В. Сериков);

психологические концепции семантического влияния СМИ на психику человека (Л. Гримак, П. Горяев, Т. Миронова);

интегративные концепции взаимосвязи медицины и религии (И.А. Гундаров, И.Я. Медведева);

современные исследования в области уголовного права, криминологии и криминальной психологии по проблемам насилия в семье (С.Н. Абельцев, Ю.М. Антонян, СВ. Бородин, М.И. Еникеев, С.Н. Ениколопов, В.Е. Эминов).

Методы исследования: теоретический анализ и синтез философских, педагогических, психологических, медицинских, юридических, богословских идей и теорий; метод опроса средствами анкетирования, интервьюирования, педагогического и психологического наблюдения, биографический метод, метод проектирования, монографическое изучение, контент-анализ, интроспективный метод (осмысление собственного опыта работы в качестве преподавателя).

База исследования: источниковедческими основами исследования явились святоотеческие творения, «Жития Святых» для анализа историко-культурных традиций семейного воспитания в России; судебные дела из архива областного суда, сведения о бытовой преступности Информационного центра при ГУВД Ростовской области для исследования насилия над детьми в семье; психолого-педагогическая документация, включающая информацию о девиантном поведении учащихся средних школ №67, 21, 103, 109, школы «Источник» г. Ростова-на-Дону. При проведении исследования были опрошены учителя, студенты I-III курсов отделения

12 иностранных языков ЛИ РГПУ, психологического факультета ИПП РГПУ и V курса юридического факультета РГУ (500 человек).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущностью семейного воспитания в дореволюционной России являлось иерархическое взаимодействие родителей и детей, основанное на исторических традициях православной веры и ориентированное на развитие личности ребенка как образа и подобия Божия. Характерными признаками русской семьи считались самобытность, прочность, родственная любовь, теплота отношений, общность духовных интересов (любовь к Богу, ближнему, Отечеству).

  1. Воспитание личности в условиях православной семьи реализуется на основе принципов: признания ребенка как духовного существа; подавления его греховной природы; иерархического воспитания духа, души и тела; опоры на послушание и родительский авторитет; воцерковления и молитвы; любви в семье и к людям. Специфика воспитания заключается в том, что семья является малой Церковью и средством спасения. Изучение опыта православного семейного воспитания свидетельствует об эффективности развития свободной, гармоничной личности, с учетом религиозной иерархии человека (дух, душа, тело).

  1. В советский период произошло снижение приоритета воспитательной функции семьи, что привело к духовному кризису, который с 90-х гг. XX в. проявляется в росте насилия над детьми в семьях (физическое, сексуальное, психическое).

Признаками духовного кризиса семейного воспитания являются низкий уровень духовности, недостаток религиозного воспитания, нарушение семейной иерархии, антисемейная демографическая политика государства, преобладание материальных ценностей над духовными, антипедагогическое влияние СМИ, утрата культурно-смысловых акцентов русской речи.

13 Поиски выхода из кризиса семейного воспитания актуализируют исторические традиции русской православной педагогики и необходимость сотрудничества общественных и религиозных институтов.

4. Сущность педагогической профилактики насилия над детьми в семье заключается в совокупности предохранительных действий, направленных на помощь и поддержку детей в ситуации духовного кризиса семейного воспитания. Задачами педагогической профилактики являются осмысление педагогами, родителями феномена семейного насилия, его причин и последствий; гармонизация отношений родителей и детей; сотрудничество семьи, школы и Церкви.

Педагогическую профилактику целесообразно осуществлять по трем направлениям: православное просвещение, поддержка и помощь в ситуации духовного кризиса, ориентация учебно-воспитательного процесса на овладение духовно-этическим опытом жизни. Просветительская, духовно-развивающая, духовно-ориентирующая, социально-ориентирующая, реабилитационная, коррекционная, поддерживающая и воспитательная деятельности выполняют функции педагогической профилактики снижения уровня насилия в семьях, рефлексии субъектов воспитания и осмысления педагогами причин духовного кризиса семейного воспитания.

Педагогическая профилактика предусматривает следующие способы реализации: повышение духовного уровня педагогов, родителей и детей; взаимодействие семьи, школы, Церкви, воцерковление и адекватные им формы: лекции, семинары, родительские собрания, православный факультатив, воскресные школы, православные лагеря отдыха и клубы, реабилитационные центры для детей и родителей.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

- определена сущность семейного воспитания в дореволюционной России как иерархическое взаимодействие родителей и детей на основе православной веры;

выявлено содержание православного семейного воспитания, включающее признание ребенка как духовного существа, подавление его греховной природы, иерархическое воспитание духа, души и тела, послушание, уважение родительского авторитета, молитву, воцерковление, любовь в семье и к людям;

раскрыты причины, формы и последствия насилия над детьми в современной семье в условиях духовного кризиса, проявляющегося в низком уровне духовности и недостатке религиозного воспитания;

определена сущность педагогической профилактики насилия над детьми в семье как совокупность предохранительных действий, направленных на помощь и поддержку детей в ситуации духовного кризиса семейного воспитания;

разработана теоретическая модель педагогической профилактики насилия над детьми в семье, включающая цели, задачи, принципы, функции, направления, механизмы и формы реализации средствами православной культуры.

Практическая значимость исследования заключается в том, что модель педагогической профилактики насилия над детьми в семье апробирована и используется в практике сотрудничества семьи, школы, Церкви. Методические разработки по проблеме используются психологическими службами школ г. Ростова н/Д и г. Новочеркасска, на родительских собраниях и семинарах средних школ №67,21, 103, 109, школы «Источник» г. Ростова-на-Дону.

Теоретический и практический материал исследования используется в дисциплинах педагогического и психологического содержания в вузах г. Ростова-на-Дону (отделение иностранных языков и психологический факультет РГПУ; юридический и психологический факультеты РГУ). Материалы исследования явились основой спецкурса для подготовки будущих учителей.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются: целостным подходом к исследованию проблемы; достаточной научно-методологической и теоретической базами исследования; применением комплекса методов, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования; проведением опытно-экспериментальной работы с предоставлением данных, подтверждающих гипотезу исследования; апробацией результатов в педагогической деятельности автора в ряде образовательных учреждений.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществляется в ходе практической деятельности диссертанта в качестве преподавателя-психолога в РГПУ и РГУ, в работе педагогов и психологов школьных учреждений г. Ростова-на-Дону. Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и общей психологии РГПУ, кафедр уголовного права и криминологии РГУ, излагались в докладах и выступлениях на научно-практических конференциях.

Этапы исследования: на первом этапе (1999 — 2001), — поисково-
теоретическом, проводился проблемно-ориентированный анализ
отечественной философской, психолого-педагогической, богословской,
медицинской, юридической литературы, оценка современного состояния
проблемы в теории и практике, разрабатывался понятийный аппарат
исследования, формулировалась рабочая гипотеза, уточнялись цели, задачи,
методика исследования. На втором этапе (2001 2002), — опытно-
экспериментальном проводилась опытно-поисковая работа по определению
содержания, структуры исследования, разрабатывалась модель
педагогической профилактики, определялась педагогическая

целесообразность и эффективность предлагаемой модели, проводилась пилотажная диагностика ценностных ориентации семейного воспитания. На третьем этапе (2002 - 2003), - теоретически-обобщающем,

анализировались, обобщались и систематизировались результаты опытно-экспериментальной работы, оформлялось диссертационное исследование.

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Историко-педагогические традиции семейного воспитания в России

Семейное воспитание и семейные отношения в России уходят корнями в духовные, религиозные традиции государства. Православие являлось одним из основополагающих регуляторов взаимоотношений между членами семьи. В отечественной педагогике на этот аспект неоднократно обращали внимание. Так К.Ф. Ушинский соотносил важность воспитания с его святостью, поскольку пренебрежение ею могло принести несчастья миллионам соотечественников. Следует проанализировать культурно-историческую динамику христианского семейного воспитания, определяя его общее содержание и доминирующие в нем тенденции.

В истории развития семейного воспитания в России с позиций его духовности, ориентации на развитие личности ребенка можно выделить несколько эпох, этапов и периодов. Исследователи семейного воспитания (Зверева О.Л., Ганичева А.Н., Марченко С.Е., Овчарова Р.В., Бабишин С.Д., Корнетов П.В., Гранкин А.Ю., Петров В.М.), начиная с VI в.; изучают его как сложный образовательный процесс, обусловленный изменениями общественного, социально-культурного и экономического положения страны. На наш взгляд, целесообразно говорить о дохристианской и христианской (X в. до наших дней) эпохе развития семейного воспитания. Такое деление основано на том, что христианство изменило отношение к человеку, актуализировав его личностное начало, отразившись на системе воспитания. Живой Личностный Бог - Троица дал нам Евангелие. Евангелие - это Личность самого Христа Спасителя: оно божественно и в то же время глубоко человечно. Поэтому каждый человек может найти в нем самого себя. Евангельские заповеди дают широту и свободу внутренней жизни. Христос предостерегал Своих учеников, чтобы они не заменяли заповеди внешним регламентом, когда личность и индивидуальность не ориентируются на идеал Евангелия, а подавляются формальными законами.

Дохристианскую эпоху можно разделить на ряд этапов:

- внесемейного воспитания (начало VI — VII вв.), в котором прослеживаются период матриархата с его особенностями; период дядек и кумовства;

- семейного воспитания с появлением в семье воспитательной функции (начало VIII — IX вв.).

Христианская эпоха (после Крещения Руси X в. до наших дней) в свою очередь включает этапы:

- неразрывной связи воспитания, образования с Православием как государствообразующей религией, в котором выделяется период-кормильства (X - XII вв.); период монастырского образования и воспитания (XIII — XV вв.); период, связанный с развитием книгопечатной продукции (XV — XVII вв.), внутри которого ярко прослеживается Макарьевский период (XVI в.);

- реформ (начало XVIII - сер. XIX вв.), Петровский период открытия школ, как нового типа государственных учебных заведений; период гувернерства (домашнее образование); период сохранения национальных черт воспитания и русской культуры (конец XIX - начало XX вв.);

- советского строя (с 1917 г. до 80-х гг. XX в.): период общественного воспитания детей, основанного на идее вредности традиций семейного воспитания (1917 - 1960 гг.), период становления общественного и семейного воспитания (1960 - 1970 гг.); период педагогического просвещения родителей (1970 - 1980 гг.);

- постсоветский, характеризующийся духовно-нравственным кризисом, приоритетом материального над духовным, утратой исторических традиций жизни (с 90-х гг. XX в. до наших дней).

Духовно-педагогические предпосылки семейного воспитания на основе традиций православной культуры

Истинное образование есть становление не только плоти, не только ума, но и любви. Вот почему школа, давая знания и помогая юному человеку вырасти сильным и здоровым, одновременно должна научить его отличать добро от зла, правду от. лжи, подлинную свободу от порабощения инстинктам и страстям.

Школа, выпавшая из традиции, школа, в которой не соблюдают преемственности поколений и не передают нравственных начал, способствует только дальнейшему разрушению общества, а не созиданию его. Взрывчатое вещество растления, будучи заложено в школу, может оказаться для народа более гибельным, чем любые теракты.

Думается, что пора распространить опыт преподавания «Основ православной культуры» на все государственные школы. И не нужно бояться того, что среди учеников могут оказаться дети мусульман, иудеев, буддистов. Ведь достижения русской православной культуры суть неотъемлемая часть мировой духовной сокровищницы, а тем более нашего образа мысли и жизни, веками объединяющего народ.

Православие - вовсе не идеология, не набор абстрактных убеждений. Это жизнь, наполненная любовью ко Господу и к людям, добрым отношением ко всему творению Божию. Утверждение веры и православного образа жизни должно быть осознано не только как дело духовенства, ... но как забота десятков миллионов мирян, всех здоровых сил общества, с которыми наша Церковь готова теснейшим образом сотрудничать в любом добром деле» [Русский Дом, 2002: 25].

Таким образом, анализ культурно-исторической динамики христианского семейного воспитания позволяет сделать следующие выводы. Воспитание и образование на Руси были неразрывно связаны между собой, образование дополняло воспитание, которое было по форме своей домашним. Цели, содержание и характер воспитания и образования на Руси вплоть до 1917 г. были неразрывно связаны с православием. Участие иерархов Православной Церкви в жизни государства и их влияние на народную жизнь свидетельствуют о плодотворности связи семьи - церкви — общества. Подвиги русских воинов, русского народа подтверждают эффективность православного воспитания духовно-нравственной личности. 1.2. Духовно-педагогические предпосылки семейного воспитания на основе традиций православной культуры В настоящее время существует ряд предпосылок для глубокого осмысления педагогики как области христианского знания, анализа церковно-педагогической концепции Православия в целях создания целостного православного педагогического учения. Эти предпосылки выявлены в различных областях жизни и науки. Одна из них - это область взаимоотношений родителей и детей, в которой вырисовывается ряд проблем воспитательного характера. Решить их возможно с помощью создания современной духовной культуры, основанной на идеях русской православной педагогики и духовно ориентированной светской педагогики.

Без преувеличения можно сказать, что нынешнее поколение православных в России учится воспитывать детей по книгам. За последние 80 лет духовные основы семейной укладности были подорваны, и этот трагический надлом в немалой мере определяет как сегодняшний, так и завтрашний день религиозного воспитания. Особую тревогу вызывает общая скудость и однообразие современной литературы «по православному воспитанию детей». Дифференцирование детей по возрасту, темпераменту, характеру и вытекающая из такого деления разница в подходах к обучению и воспитанию являются непременными чертами всякой серьезной педагогической системы. В настоящее время редко кто из авторов решает даже такую простую и необходимую задачу, как дифференцирование детей по возрастным периодам и типам. В итоге все рекомендации даются в отношении некоего несуществующего среднего ребенка.

Поэтому светское образование с недоверием смотрит на все предложения православных «помочь государственной школе в воспитательной работе». Об имеющемся плодотворном опыте пишут только православные газеты и журналы. Конференции, круглые столы, коллоквиумы по обмену опытом между светскими и православными педагогами проводятся редко. Мало кто из педагогов и родителей сегодня задается целью достичь, если не опытности, то хотя бы глубокого и целостного теоретического понимания педагогики как области христианского знания.

Фундаментальные работы, подобные трудам протоирея В. Зеньковского, И. Ильина, С. Куломзиной, святоотеческие творения о" семейной жизни св. И. Кронштадтского, св. Феофана Затворника, афонских старцев о. Паисия и о. Тихона, в которых проблемы семьи и воспитания находят свое философское и религиозное осмысление, в церковной среде и сегодня остаются не открытыми, не освоенными, «не переведенными» на язык массового читателя, не получившими дальнейшего прикладного применения и развития, хотя многие идеи и пути для таких поисков были намечены авторами вполне конкретно еще в начале нынешнего века. Во многих отношениях современная православная педагогическая мысль оказывается даже отброшенной вспять. Не предпринимаются попытки глубокого рассмотрения церковно-педагогической концепции Православия, осмысления ее связи с догматикой и святоотеческим учением о человеке. А ведь именно эта задача синтеза целостного православного педагогического учения находилась в центре внимания восемь десятилетий назад.

Целеполагание на основе православной культуры как механизм профилактики семейного насилия над детьми

Наверное, нет в России человека, которого не заботила бы судьба будущего поколения наших детей. Их будущее в существенной степени зависит от нас, оттого, что мы сможем дать этим детям, чему мы их научим и какие примеры им подадим.

Для Православия вопрос христианского воспитания детей всегда был одним из основных. Совершенно закономерно это отразилось в системе, понятий, развиваемой в святоотеческой традиции: в ее рамках воспитание называется высшим искусством, что не случайно соотносится с определением покаяния как искусства искусств.

Как обратить интересы детей в сторону традиционных ценностей национальной культуры, в то же время не изымая их искусственно из современного мира, который эти ценности в лучшем случае не понимает, а в худшем - сознательно отвергает? Постижение этих ценностей и усвоение их возможно только в том русле, в котором они зародились и получили свое развитие, т. е. в русле Православия. А православное христианство становится спасительным руководством для того человека, который принимает его сознательно и в радости следует закону, видя за ним безграничную любовь Бога. Поэтому задача православной педагогики - показать мир Церкви как гармонию Писания и Предания, которые сформировали отечественную культуру, и воспитывать детей в любви.

Что же такое православное воспитание? Существуют ли система и методология воспитания православного человека? На каких принципах такое воспитание основано?

Эти вопросы очень часто поднимаются в среде православных педагогов, эти вопросы задают родители, воцерковленные и только обратившиеся, это вопрос стоит перед православными школами и перед всей нашей Церковью. Ответ получить чрезвычайно сложно.

Педагогическая система в нашем привычном понимании связана прежде всего с идеологией, например, советская педагогика. И некоторым авторам кажется, что если воспользоваться некоей подобной системой, поменяв идеологию на православие и несколько ее видоизменив, то они смогут достичь желаемого.

Мы пытаемся создать свою, православную педагогическую систему — амоэ/сет быть такой системы и не существует! И здесь можно подумать: а если нет, то почему? И что надо делать для того, чтобы православная педагогика все-таки осуществилась, пусть, может быть, и вне системы?

Когда мы говорим о православном воспитании, о какой-либо системе, то, конечно, прибегаем к опыту нашей Церкви. Христос - глава Церкви — говорит о Себе: «... один у вас Учитель - Христос ... один у вас Отец, Который на небесах ... один у вас Наставник - Христос» [Мф 23, 8-11]. Таким образом, обозначаются три позиции:

1) семейная (отцовство);

2) учительная;

3) наставническая.

Им соответствует три аспекта воспитания — семейное, школьное, наставническое (духовник). Христос их указал в Себе, то есть сделал Себя единственным критерием семьи и школы, и мы понимаем, что для нас Церковь есть Семья и Школа. Научиться у Христа, как поступать, мы должны сами.

Почему мы ищем именно систему воспитания? — Потому что часто хотим снять с себя ответственность за воспитание наших детей и спрятаться за систему и методики (кстати, система и методики очень характерны для «воспитания» в сектах, где с человека полностью снимается ответственность

за его жизнь). И вот, когда мы пытаемся спрятаться за систему, из жизни во Христе соорудить идеологию, пусть очень хорошую, христианскую, - все рушится. Почему возникают эти проблемы в воспитании? Мы пытаемся создать православную систему, а она рассыпается, потому, что православие — это не система, это жизнь в любви. Когда мы начинаем совершать воспитание в любви, то оно как раз и получается православным. Но когда мы пытаемся из всей полноты традиций выбрать только те, что якобы помогут нам выработать свою «православную идеологию», свою систему, то рискуем остаться и без традиции, и без православия.

Анализ историко-культурной динамики православного семейного воспитания позволил выделить следующие педагогические принципы:

- реализации ребенка как духовного существа, имеющего образ и подобие Бога в себе;

- учета возрастных особенностей;

- подавления греховной природы (формирование у ребенка способов борьбы с грехом);

- воспитания примером собственной жизни;

- иерархичности воспитания духа, души и тела;

- взаимодействия в процессе воспитания семьи, школы и церкви;

- воспитания на основе молитвы и воцерковления;

- воспитания на основе познания жизни;

- воспитания на основе сохранения традиций;

- воспитания на основе послушания и родительского авторитета;

- воспитания в атмосфере любви в семье и любви к людям, а не с позиции формирования кумира;

- семейной жизни, как средства спасения.

Содержание принципов в сочетании с целями, задачами и способами христианского воспитания выглядит следующим образом.

Похожие диссертации на Педагогическая профилактика насилия над детьми в семье средствами православной культуры