Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические аспекты эффективности учебного фильма Кириллова Людмила Максимовна

Педагогические аспекты эффективности учебного фильма
<
Педагогические аспекты эффективности учебного фильма Педагогические аспекты эффективности учебного фильма Педагогические аспекты эффективности учебного фильма Педагогические аспекты эффективности учебного фильма Педагогические аспекты эффективности учебного фильма Педагогические аспекты эффективности учебного фильма Педагогические аспекты эффективности учебного фильма Педагогические аспекты эффективности учебного фильма
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кириллова Людмила Максимовна. Педагогические аспекты эффективности учебного фильма : ил РГБ ОД 61:85-13/367

Содержание к диссертации

Введение

1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ФИЛЬМА 18

1.1. Проблема эффективности учебного фильма в педагогической литературе

1.2. Понятие критерия эффективности. Его соотношение с целью и функциями средств обучения 25

1.3. Содержание и роль наглядности в высшей школе. Учебный фильм как средство наглядности 37

1.4. Функции учебных кинопособий при их использовании на лекции и принципы систематизации 49

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗО

ВАНИЯ УЧЕБНОГО ФИЛЬМА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ "ЛЕКЦИЯ?.. 63

2.1. Внешний" критерий эффективности учебного фильма.. . 63

2.2. Методика количественного измерения критерия эффективности учебного фильма 70

2.3. Комплекс параметров качества кинопособия, опре -деляющих его эффективность 75

2.4. Организация эксперимента при исследовании дидактической эффективности учебного фильма 89

3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КИНОПОСОБИН В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ 101

3.1. Внутренние" критерии эффективности учебного фильма 104

3.2. Мера использования наглядности на лекции в вузе... 115

3.3. Вопрос дозирования информации применительно к учебному кино 12

3.4. Эстетическая оценка фильма как показатель его эффективности 131

3.5. Структура лекции с использованием кино 146

ЗАКЛШЕНИЕ 169

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 177

ПРИЛОЖЕНИЯ 199

Введение к работе

Возрастающие темпы научно-технического прогресса выдвигают новые требования к качеству подготовки специалистов, а, следовательно, и к процессу этой подготовки. Высшая школа сейчас пере -сматривает свою работу и переживает время коренных изменений в содержании обучения, его формах, методах и организации. На пер -вый план в ее исследовательской и практической деятельности по совершенствованию учебного процесса выдвигаются задачи оптимизации и интенсификации обучения. В этом направлении совершенству -ются учебные планы и программы, пересматривается методика преподавания, решаются вопросы применения технических средств обуче -ния и т.д.

Особое место среди технических средств занимает учебное кино, являющееся высшей формой проявления тесного взаимодействия важных форм предъявления информации: слова и изображения. Еще на заре учебного кинематографа Н.К.Крупская писала: "... именно в роли учебного пособия кино имеет громадное буду -шее [iIB, с. 272] . Положительные стороны учебного фильма неоднократно подчеркивались в работах как советских исследователей (Архангельский СИ., Ивашкевич Н.П., Прессман Л.П., Хозяинов Г.И., Шахмаев Н.М. и др.), так и зарубежных (Маккичи У., Треверс Р., Уэллс Р. и др. ).

Вопросы укрепления материально-технической базы вузов, более широкого и эффективного 'применения технических средств обучения всегда были предметом внимания партии и правительства. Они пос -тавлены в Программе КПСС [б] , в материалах ХХУ [7] и ХХУІ [в] съездов КПСС, в ряде постановлений партии и правительства [9, II] . На необходимость расширения производства и использования

5 технических средств обучения в связи с задачей усиления трудового воспитания указано в проекте ЦК КПСС "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы" [l4J .

Что касается учебного кинематографа, то за последние годы принято постановление ЦК КПСС (2 августа 1972 г.) "О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии" [iOj , разработано Положение о научно-методическом Совете по использованию кино в учебно-воспитательном процессе высшей школы при Учебно-методическом управлении по высшему образованию [l3j , издан Приказ министерства высшего и среднего специального образования GCCP "О дальнейшем совершенствовании создания и использования кинодиапо-собий в учебно-воспитательном процессе высших учебных заведений" [к] . Проблемы кино в современной системе образования и воспитания были в центре внимания ряда симпозиумов (Ленинград, 1965; Москва, 1968), февральского Пленума 1973 года Всесоюзной комис -сии научного кино Союза кинематографистов СССР, 5-ой сессии на -учного и проблемного Совета по эстетическому воспитанию при АПН СССР в 1975 году. Задачи кинопроизводства, кинопроката и использования фильма в учебно-воспитательных целях являются главными в работе Центральной кинолаборатории Вузфильм, многочисленных вузовских кинолабораторий.

Большой интерес к проблемам учебного кинематографа отмечается за рубежом. В США, например, в 60-е годы развернулась большая научно-исследовательская работа в области учебного кино [235,236, 237j , основными направлениями которой были проблемы активизации умственной деятельности обучаемых, психологического воздействия фильма, разработка методик занятий с использованием кино. В 1962-64 гг. ЮНЕСКО провела исследование по вопросам учебного ки -нематографа. Опрос преподавателей колледжей, подготовительных курсов и университетов позволил установить принципы отбора матери- ала для кинофикации и раскрыть некоторые дидактические возможности учебного фильма. Проведен ряд фестивалей учебных фильмов, ставивших целью выработку взглядов на специфику учебного кино как средства обучения (Бельгия, Великобритания, Голландия, Индия и др.). В 1975 г. в Голландии состоялась 29 конференция МАНК (Международная ассоциация учебного и научного кино), объединяю -щая 26 стран, в центре внимания которой были вновь вопросы учебного кинематографа. Большой опыт по использованию учебного фильма накоплен в ЧССР [74J . В Брно между четырьмя вузами страны в 1982 г. заключено соглашение об организации аудиовизуального центра, а в Оломоуце таким же образом скооперировались четыре факультета университета им. Ф.Палацкого. Здесь в последнее время ежегодно проводится семинар по учебному кино, в котором принимают участие ученые многих стран мира, включая Советский Союз. Повсеместный интерес к учебному кино позволяет заключить, что проблемы учебного кинематографа актуальны и многие из них требуют дальнейшего изучения. Последнее обусловило выбор учебного фильма в качестве объекта нашего исследования. В литературе мы не нашли единого определения понятия "учебный фильм", которое бы в полной мере отражало специфику этой разновидности кинолент. С.И.Архангельский [зі, с. 9] считает "учебное кино дидактическим средством, с помощью которого учащимся передаются знания, необ -ходимые для изучения того или иного предмета". А.И.Маркушевич [137, с. 37] определяет учебный фильм как "фильм рассчитанный на его использование в качестве аудиовизуального пособия на уроке". Б.Х.Толль [200, с. 53] пишет: "Учебный фильм - это одно из многосторонних средств наглядности, используемых преподавателем для наиболее глубокого, ясного, убедительного, наиболее прочно запечетлеваемого раскрытия учебного материала". По нашему мнению

7 содержание понятия "учебный фильм" должно включать три компонента, отражающие: а) содержательную сторону кинопособия; б) его связь с учебным процессом; в) цели и задачи использования.

Вышеприведенные определения в этом смысле страдают односторонностью. Мы определяем учебный фильм как фильм, соответствующий по содержанию учебной программе и удовлетворяющий требованиям дидактики, служащий целям воспитания, образования и призванный стимулировать и активизировать процесс усвоения учебной информации.

В ходе исследования мы сочли возможным ограничиться рассмотрением учебных фильмов, используемых на лекциях по физике в техническом вузе. Это вызвано, во-первых, тем обстоятельством, что фонд учебных фильмов по физике достаточно представлен и допускает широкие вариации качественных и количественных признаков, и, во-вторых, тем, что тематика этих фильмов наиболее близка профилю специальности автора. Это обстоятельство, однако, не сужает границы распространения полученных выводов на фильмы по дисцип -линам общетехнического цикла и одновременно не позволяет их пе -ренос на фильмы, скажем гуманитарных дисциплин, поскольку здесь есть свои особенности. Работа проводилась на базе кафедры физики СибАДЙ им. В.В.Куйбышева, располагающей 89 учебными фильмами, которые включают 386 фрагментов или законченных смысловых отрезков.

Учебный фильм по праву можно считать одним из самых эффек -тивных средств аудиовизуального комплекса. "Именно экранно-звуко-вые средства (аудиовизуальные), благодаря их власти над временем и пространством, безграничным проникновением в мир наглядного,

8 благодаря способности отобразить явление, предмет, процесс или предельно реалистично смоделировать их, оказались наиболее пригодными для современной школы" - отмечает Л.П.Прессман [ібб, с. 10] . Широкий спектр выразительных и дидактических возможностей учебного кино позволяет отнести его к наиболее универсальным средствам наглядности, активно воздействующим на познава -тельную деятельность обучаемых. Гармоническое единство зрительного и звукового ряда, присущее фильму, дает основание рассматривать кинопособие как средство педагогической коммуникации, обладающее определенной самостоятельностью в реализации традиционных функций педагога: образовательной, обучающей и воспитательной.

Учебное кино давно завоевало признание и получило в нашей стране широкое распространение на всех ступенях обучения. В значительной мере этому способствовали успехи в планируемом произ -водстве учебных фильмов. За период 1970-1977 гг. на киностудиях Госкино CGGP по заказу Минвуза GGGP было создано и тиражировано свыше 500 кинопособий по 20 общественным, общенаучным и общетехническим дисциплинам. По данным Научно-методического кабинета по высшему образованию и повышению квалификации Минвуза СССР [ 12 ] на один вуз страны в год приходится 427 кинодемонстраций.

Однако сам факт применения фильма в учебном процессе еще не оптимизирует и не интенсифицирует его. Безграмотное использова -ние кинопособий, к тому же низкого качества, вызывает прямо противоположный эффект. "Как учебное средство кино эффективно только при правильном выборе киносредств, при высоком кинематографическом и методическом качестве фильмов и при правильной методи -ке их применения", - справедливо отмечает А.Н.Жигалов [86, с. 37] . На необходимость повышения качества и методического уровня ис -

9 пользования кинопособий обращалось внимание в ряде публикаций [ 37,61,162,167 и др.] . В Приказе министра высшего и среднего специального образования СССР [l2J сказано, что "использование кинодиапособий в учебно-воспитательном процессе высших учебных заведений все еще не в полной мере отвечает современным требованиям подготовки высококвалифицированных специалистов, не сложилась еще единая система учебного кинопроизводства, кинопроката и кинофикации учебного процесса... Учебные кинофильмы, выпускаемые киностудиями Госкино СССР, Центральной кинолабораторией "Союзвузфильм", а также вузовскими кинолабораториями, имеют не всегда высокий научно-методический и кинематографический уровень". На не высокий уровень качества экранно-звуковых средств и на необходимость создания в этом плане рекомендаций "на достаточно глубокой теоретической основе" указывает Л.П.Прессман [l67, c.4J.

Несоответствие дидактических возможностей кинопособия и результатов его применения в учебном процессе говорит о необходи -мости дальнейшего поиска путей реализации того колоссального потенциала, который таит в себе учебное кино. Особо остро вопросы качества учебного фильма и повышения эффективности его использования стоят сегодня, когда на первый план выдвигаются задачи оптимизации и интенсификации на всех ступенях обучения.

Проблема эффективности многогранна, она включает педагоги -ческие, эргономические и экономические вопросы. Важнейшее значение имеют ее педагогический аспект, "так как в конечном итоге он определяет все другие требования и является важнейшим критерием учебного фильма" [78, с. 57 J . Отвечая на вопросы: где?, когда? и как? наилучшим образом использовать учебный фильм, мы наиболее близко подходим к рассмотрению факторов, от которых зависит его эффективность, к разработке оптимального варианта его функциони-

10 рования в педагогической системе. Эффективность учебного фильма с точки зрения степени достижения планируемых результатов его применения в ходе обучения явилась предметом нашего исследования. Наша тема рассматривается как часть научной работы, которая проводилась в СибАДИ им. В.В.Куйбышева по изучению путей, форм и методов использования TG0 в практике высшей школы в соответствии с госбюджетной темой координационного плана Минвуза РСФСР на 1976-80 гг. (номер государственной регистрации 79006785).

В исследовании мы исходили из того, что многие вопросы, непосредственно относящиеся к задаче оптимизации функционирования учебного фильма в той или иной педагогической системе, достаточно изучены. В результате теоретических и экспериментальных ис -следований выработаны общетеоретические требования к отбору ма -териала для экранизации и структуре учебного фильма, выявлены положительные и отрицательные стороны учебного кино [31,61,100, 204,212,226 и др.] ; изучены выразительные возможности кино как средства передачи информации, как средства познания и средства активизации умственной деятельности обучаемых [20,84,88,116,166, 200 и др.] ; исследованы дидактические функции экранных пособий, их связь с различными методами преподавания и другими средствами обучения [ЗІ,33,68,69,101,165,220,225 и др.] ; рассмотрены пути дальнейшего развития учебного кино, планирования и произ - водства кинопособий [ 62,221 и др.] ; разработаны требования к методике использования фильма в условиях общеобразовательной, профессионально-технической и высшей школы [ЗІ,98,166,184,215,225 и др.] ; проанализированы отдельные вопросы психологии восприя -тия фильма [89,102,179,186,192 и др.] .

Большинство имеющихся публикаций посвящено вопросам школь -норо кинематографа и учебного кино в области профессионально- технического образования, значительно меньше их адресовано вузовскому кинематографу. И совершенно нет исследований, в которых бы изучались факторы эффективности учебного фильма с точки зрения его качественных показателей и условий использования в практике высшей школы, хотя эта проблема является предметом внимания многих педагогов и исследователей [157,74,198 и др.] . Это указывает на новизну и значение выбора предмета исследования.

Мы ограничились рассмотрением педагогических аспектов эффективности кинопособия при его использовании на лекции, приняв за основу теорию деятельности педагогических систем Н.В.Кузьминой [і2б] . Согласно этой теории учебный фильм следует рассматривать как средство педагогической коммуникации, как звено реальной пе -дагогической системы "лекция", являющееся относительно самостоя -тельной структурной единицей и одновременно оптимизирующей, при определенных условиях, функции всех структурных компонентов сие -темы. В выявлении этих условий мы видим первоочередную задачу нашего исследования, ибо через оптимизацию функций всех звеньев учебного процесса и лежит путь к повышению эффективности обучения.

Результат применения кино на лекции зависит от множества факторов. Из них ведущими и в главном определяющими эффективность являются два: качество кинопособия, характеризуемое воспринимаемостью предъявляемого фильмом учебного материала; условия введения фильма в учебный процесс, включающие выбор момента, места, меры использования кино и др. Эти факторы в конечном счете определяют характер и активность познавательной деятельности обучаемого в ходе кинодемонстрации, а, следовательно, уровень восприятия и усвоения им учебного материала. Таким образом, эффективность учебного фильма мы связываем с результа -

12 том действий педагога и обучаемого, направленных со стороны пе -дагога на соответствующим образом организованное предъявление информации средствами кино, со стороны обучаемого - на ее восприятие, осмысление и усвоение.

Учитывая значение теории и практики повышения эффективности учебного кино и принимая во внимание необходимость комплексного подхода к управлению его качеством (от идеи создания фильма до его производства и применения), мы определяем цель нашего исследования следующим образом: на основе дидактических принципов высшей школы, учета психофизиологических особенностей студенческой аудитории, теоретических и экспериментальных изысканий выявить параметры качества, характеризующие результативность учебного фильма в педагогической системе "лекция", и установить условия оптимального варианта его введения в учебный процесс. На необходимость такого исследования указывают многие авторы [61,74,167 и др.] .

В центре проблемы эффективности учебного фильма стоит вопрос критериев ее оценки. Как показал анализ имеющейся литературы, этот вопрос изучен недостаточно. Выбор критерия, позволяющего оценить эффективность того или иного образа действия Н.В.Кузьмина [ 140] называет первоочередным условием продуктивного решения педагогических задач, к числу которых относится и разработка варианта введения кинопособия в учебный процесс. Анализируя эффективность учебного фильма, важно иметь в виду наличие "внешних" критериев, которые оценивают результат функционирования данного средства в педагогической системе, и "внутренних", оценивающих дидактические качества кинопособия как средства педагогической коммуникации с учетом его специфики и особенностей психофизиологического действия на обучаемых. В качестве ведущей гипотезы в ІЗ нашем исследовании выступает посылка, что эффективность учебного фильма, оцениваемая по "внешним" критериям, зависит от "внутренних" критериев, то есть показателей качества учебного фильма, определяющих его воспринимаемость, и условий его применения; их соответствия качественным признакам кинопособия и психофизиоло -гическим особенностям восприятия лекции с использованием средств наглядного обучения.

При выполнении работы нами были поставлены следующие основные задачи: исследовать принципы подхода к оценке эффективности средств обучения и раскрыть содержание критерия эффективности средств обучения; трансформировать общее понятие критерия эффективности в представление о "внешних" критериях эффективности учебного фильма; ориентируясь на данные современной педагогики и психологии, определить показатели качества кинопособия ("внутренние" критерии), от которых зависит воспринимаемость его содержания; установить условия результативного введения фильма в учебный процесс; наметить основные пути оптимизации функционирования учебного фильма в педагогической системе "лекция".

Одновременно решались задачи выявления роли и функций учебных кинопособий на лекции и их классификации; разработки методики количественных измерений "внешних" и "внутренних" показателей эффективности; наиболее целесообразного соотношения познавательного и эмоционально-эстетического в учебном фильме и др.

Гносеологической основой исследования явилась диалектико -материалистическая теория познания, которая применительно к про-

14 цессу обучения всякое знание рассматривает как целенаправленное отражение в мозгу человека реальной действительности при активном участии как обучаемого, так и обучающего. Естественно - научной основой послужило теоретическое учение И.М.Сеченова и И.П.Павлова о высшей нервной деятельности человека, о взаимо -действии первой и второй сигнальных систем в процессе познания и, как его развитие, - теория функциональных систем П.К.Анохина.

В своей работе мы исходили из принципов системного подхода к изучению сложных объектов, разработанных для педагогических систем Н.В.Кузьминой. Такой подход дал возможность выделить основные направления исследования и рассматривать эффективность учебного фильма как результат взаимосвязанной и взаимнообуслов-ленной обучающей деятельности педагога и познавательной деятельности студентов. В качестве модели обучения нами использована теория П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной о поэтапном формировании умственных действий. Она позволила конкретизировать место учебного фильма в структуре познавательной деятельности обучаемых и тем самым определить его роль и значение в ходе обучения. Дидактической основой исследования явились достижения современной педагогики в области методов и средств обучения, представленные в трудах С.И.Архангельского, Ю.К.Бабанского, В.Г.Болтянского, Л.В.Занкова, С.И.Зиновьева, И.Т.Огородникова и др. В работе использованы результаты исследований в области воприятия учебной информации, памяти, мышления, и других психических процессов, изложенные в работах Б.Г.Ананьева, П.И.Зинченко, А.Н.Леонтьева, Н.А.Менчинской, С.Л.Рубинштейна, А.А.Смирнова и др.

В процессе работы применялись следующие методы: аналитический метод (при изучении соответствующей литературы, разработке общего понятия критерия эффективности средств обучения, в про -

15 цессе выявления параметров качества кинопособия, при анализе и систематизации итоговых результатов исследования); метод анкетного опроса и экспертной оценки (для выявления состояния использования учебных кинопособий в практике вузов, для установления характера взаимодействия на уровне "учебный фильм - обучаемый", в процессе разработки материалов тестового контроля знаний, для верификации выделенных параметров качества кинопособия и в ряде других случаев); педагогический эксперимент (ставился с целью выявления оптимальных условий внедрения фильма в лекцию и параметров качества учебного фильма как средства педагогической коммуникации) ; математический метод (применялся при разработке методики эксперимента, количественной оценке критериев эффектив -ности, в ходе обработки и интерпретации полученных данных с точки зрения законов статистики). Работа строилась в соответствии с современными требованиями к педагогическим исследованиям, на -правленным на поиск путей повышения эффективности и оптимизации учебного процесса [40,140 J . Она состоит из введения, трех глав и заключения.

В главе I настоящей работы дано общее понятие критерия эффективности средств обучения на основании представления о дидактической эффективности как показателе итогов целенаправленной деятельности педагога и обучаемого в рамках функционирующей педагогической системы; предложена математическая модель критерия эффективности и раскрыто его содержание. С опорой на математи -ческую модель критерия эффективности средств обучения определены направления поиска путей оптимизации процесса обучения. Установлена связь критерия эффективности с целью и функциями средств обучения. С позиций современных взглядов на природу наглядности и ее сущность дано обоснование наглядному методу обучения в

, практике вузов, определены роль, место учебного фильма на лекции как активно воздействующего средства наглядного обучения, как специфического средства педагогической коммуникации.

В главе 2 на основании общего понятия о критерии эффектив -ности средств обучения введен совокупный показатель эффективно -сти учебного фильма, названный автором "внешним" критерием эф -фективности. Определены способы количественной оценки "внешнего" критерия эффективности. Обоснована с позиций современной физио -логии и психологии система показателей качества учебного кинопособия и дана методика их оценки. Приведены результаты эксперимента по выявлению факторов эффективности учебного фильма.

В главе 3 приведены основные показатели качества кинопособия ("внутренние" критерии), определяющие воспринимаемость материала учебного фильма. Обоснована мера использования учебного фильма на лекции как одного из средств наглядного обучения. Установлена взаимосвязь эффективности применения кинопособия с характером его психологического воздействия, выраженного в эстетической оценке учебного фильма обучаемым. Рассмотрены основные направления оптимизации функционирования фильма в педагогической системе "лекция" через оптимизацию ее структурного решения.

Предложенная в работе математическая модель критерия эффективности средств обучения позволяет установить главные направления поиска путей повышения эффективности преподавания и учения, что может рассматриваться, по нашему мнению, как определенный вклад в методологию педагогических исследований, и в этом мы видим научную значимость работы.

Разработанный в диссертации интегральный показатель эффек -тивности учебного фильма дает возможность ввести количественные методы и объективные способы в сравнение результативности средств

17 обучения одновременно по нескольким параметрам, что рассматривается нами как решение одной из задач дидактики, связанных с оп -тимизацией и интенсификацией учебного процесса.

Практическую значимость исследования мы видим в том, что выявленная система "внутренних"критериев эффективности учебного фильма, предложенная автором систематизация кинопособий и разработанные принципы подхода к структуре лекций с использованием кино могут служить основой для повышения качества преподавания в условиях использования технических средств. Предложенная в работе форма технологической карты лекции и аннотации учебных филь -мов позволяет более экономно использовать время педагога при подготовке к лекции с использованием кино.

Проблема эффективности учебного фильма в педагогической литературе

Учебное кино за сравнительно небольшой период своего использования в практике общего и профессионального образования получило признание педагогов как эффективное дидактическое средство и нашло самое широкое распространение. С.И.Архангельский [29, с. ЮЗ] определяет учебное кино как "самое наглядное из всех педагогических средств обучения и самое педагогическое из всех средств наглядности".

Первые публикации по вопросам учебного кино в нашей стране появились в 30-е годы. Начальный этап исследований в области учебного кинематографа представлен работами С.И.Иванова, A.M. Гельмонта, Б.А.Альтшулера, Н.И.Жинкина, А.И.Маркушевича, Б.В. Кубеева, Б.Х.Толля и др. В них вопросы учебной кинематографии рассматривались главным образом в порядке постановки проблем или обмена опытом использования фильмов на занятиях. Но уже тогда отчетливо вырисовывались огромные дидактические возможности учебного фильма, широкий круг решаемых с его помощью задач. Были определены общепедагогические требования к фильму, исходя из основных принципов обучения; делались попытки систематизации кинопособий, определения требований к отбору материала, изобразительных средств, к структуре, к звуковому и зрительному ряду учебного фильма.

Логическим завершением исследований первого этапа явилась работа С.И.Архангельского [ЗІ ] , в которой освещены элементы те 19 ории, техника и основные положения методики применения учебного кино в средней и высшей школе. Автор дает историю учебного кино, определение понятия "учебный" фильм. Он раскрывает педагогиче -ские основы кинопособия, дает рекомендации по использованию в учебном фильме выразительных средств кинематографа. В настоящее время отдельные положения этой работы требуют переосмысления и переоценки, но это не уменьшает ее этапной роли в развитии тео -рии и практики учебного кино.

60-е годы - это период перехода к систематическому применению технических средств для целей обучения. В исследованиях проблем учебного кино наступает качественно новый этап. В работах А.А.Золотарева, Б.Ф.Федорова, Н.П.Ивашкевич , О.К.Поселяниной, Л.П.Прессмана, Б.Г.Сладкевича, С.Г.Шаповаленко, Н.М.Шахмаева и др. место, роль, функции, дидактические возможности учебного фильма рассматриваются через призму всего аудиовизуального комплекса. Это позволило более четко определить границы использова -ния кино, указать особенности структуры занятий и методики изло-жения материала с его применением, сформулировать требования к отбору материала и построению фильма. В ряде работ исследуются ранее не раскрытые стороны и дидактические возможности учебного фильма как средства активизации познавательной деятельности обучаемых (Хозяинов Г.И., Полевой В.Л. и др.), как источника познания (Краав В.). Делаются попытки исследования психологических аспектов восприятия учебного фильма (Соловьева Е.Е., Жинкин Н.И.). Разрабатываются вопросы организационно-технического плана и рассматриваются пути дальнейшего развития учебного кино, пла -нирования и производства учебных фильмов (Архангельский СИ., Ващук А.Н., Кубеев Б.В. и др.).

class2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗО

ВАНИЯ УЧЕБНОГО ФИЛЬМА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ "ЛЕКЦИЯ class2

Внешний" критерий эффективности учебного фильма

Важнейшим вопросом проблемы эффективности учебного фильма является выбор соответствующих критериев. С критерия начинается поиск оптимального решения педагогической задачи, по критерию производится оценка принятого решения. В основу формирования "внешнего" критерия эффективности учебного фильма, который оценивает результат его функционирования в педагогической системе "лекция", нами положена модель критерия эффективности средств обучения, согласно которой он определяется как отношение результатов обучения (в соответствии с целями использова -ния) к совокупным издержкам и затратам труда К Т . Осоз -навая невозможность точной разработки содержания компонентов критерия эффективности, мы сочли возможным ограничиться отбо -ром наиболее вероятных и значимых параметров и определить, таким образом, эффективность лишь по главным показателям. При выявлении определяющего признака, характеризующего эффектив -ность кинопособия, мы исходим из того, что будучи средством педагогической коммуникации, учебный фильм в первую очередь является источником учебного сообщения и несет на себе опреде -ленную информационную нагрузку. Цель в структуре познавательной деятельности обучаемого на время извлечения им информации из учебного фильма выступает как конечный продукт функционирующей системы и выражается в том объеме сведений о предмете изучения, который черпает обучаемый из фильма. Таким образом, основным компонентом "внешнего" критерия эффективности учебного фильма следует считать "знание", извлеченное из фильма в соответствии с его содержанием и целями использования.

Наша точка зрения согласуется с общепринятым мнением, что "решающим в оценке эффективности должны быть результаты обуче -ния" [150, с. б] . Г.И.Батурина [46, с. 221] пишет: "... Только по качеству знаний, по результатам обучения судят об эффектив -ности тех или иных изменений, вносимых в учебный процесс". По -казатели усвоения учебного материала использованы как основные критерии эффективности технических средств обучения в исследо -ваниях Л.П.Бобера [53] , Г.В.Елоховой [82] и др.

В современной дидактике используются три подхода к анализу качества знаний обучаемых - уровневый, поэлементный, собствен -но качественный. Первый предполагает оценку качества знаний как степень познавательной самостоятельности, второй - как со -вокупность знаний и умений, третий "основан на выделении отдельных показателей качества - полноты, обобщенности, системности и т.д., выражающих определенные структуры содержания и виды деятельности с ним" [71, с. 28] . Последний представляется наиболее перспективным при оценке качества результатов обучения.

Внутренние" критерии эффективности учебного фильма

Экспериментальное исследование эффективности учебного фильма показало, что активная умственная деятельность студен -ческой аудитории в ходе кинодемонстрации зависит в значитель -ной степени от показателей качества кинопособия, определяющих его воспринимаемость и названных нами "внутренними" критерия -ми эффективности. Проблема "внутренних" критериев эффективности предполагает решение трех основных задач: выявления "внутрен -них" критериев; определения их экстремальных значений; интер -претации полученных результатов.

В основу решения этих задач нами положена посылка, что улучшение качества кинопособия по "внутренним" критериям эф -фективности способствует повышению качества знаний и уровня функционирования фильма в системе передачи и восприятия учеб -ной информации. Основной признак принадлежности рассматривавмого параметра к "внутренним" критериям эффективности - его взаимосвязь с характеристикой усвоения учебного материала фильма. В ходе исследования не обнаружена устойчивая зависимость усвоения материала от структуры кинопособия (табл. 4), что позволило этот фактор исключить из числа "внутренних" критериев.

Аналогичный вывод, хотя и без достаточных оснований из-за от -сутствия необходимого количества исходных данных, можно сделать и в отношении таких признаков кинопособия, как метод предъявления информации и характер зрительного ряда (табл. 4). Нельзя причислить к "внутренним" критериям и дидактическую на -правленность кинопособия, поскольку этот признак лишь опосредованно влияет на восприятие учебного материала фильма через ус -ловия его включения в лекцию. Все другие выделенные нами отли -чительные признаки кинопособия следует отнести, как показало исследование, к "внутренним" критериям эффективности учебного фильма. Они представляют верхний, наиболее обозримый срез параметров, от которых зависит воспринимаемость материала кинопособия. Это обстоятельство делает достаточно простой операцию оценки фильма по указанным критериям и принятия педагогом решения, адекватного качественным показателям кинопособия. Более глубокое изучение проблемы воспринимаемости материала учебного фильма требует специального исследования.

Анализ действия фактора времени кинодемонстрации и числа фрагментов в одном акте показа дается в работе в связи с исследованием дозирования информации применительно к фильму. Как самостоятельный рассматривается вопрос влияния эмоционального фактора на воспринимаемость учебного материала кинопособия и параллельно с ним - роль типа звукового ряда фильма. В настоя -щем разделе дается анализ всех прочих "внутренних" критериев эффективности учебного фильма, осуществляемый в той последовательности, какова степень влияния данных факторов на деятель -ность обучаемого по восприятию и усвоению учебной информации фильма.

Похожие диссертации на Педагогические аспекты эффективности учебного фильма