Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические факторы развития духовно-нравственного потенциала подростков в период социальной реформации Цыганова Елена Владимировна

Педагогические факторы развития духовно-нравственного потенциала подростков в период социальной реформации
<
Педагогические факторы развития духовно-нравственного потенциала подростков в период социальной реформации Педагогические факторы развития духовно-нравственного потенциала подростков в период социальной реформации Педагогические факторы развития духовно-нравственного потенциала подростков в период социальной реформации Педагогические факторы развития духовно-нравственного потенциала подростков в период социальной реформации Педагогические факторы развития духовно-нравственного потенциала подростков в период социальной реформации Педагогические факторы развития духовно-нравственного потенциала подростков в период социальной реформации Педагогические факторы развития духовно-нравственного потенциала подростков в период социальной реформации Педагогические факторы развития духовно-нравственного потенциала подростков в период социальной реформации Педагогические факторы развития духовно-нравственного потенциала подростков в период социальной реформации Педагогические факторы развития духовно-нравственного потенциала подростков в период социальной реформации Педагогические факторы развития духовно-нравственного потенциала подростков в период социальной реформации Педагогические факторы развития духовно-нравственного потенциала подростков в период социальной реформации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Цыганова Елена Владимировна. Педагогические факторы развития духовно-нравственного потенциала подростков в период социальной реформации : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Цыганова Елена Владимировна; [Место защиты: Якут. гос. ун-т им. М.К. Аммосова]. - Якутск, 2008. - 144 с. РГБ ОД, 61:08-13/13

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Духовно-нравственное воспитание подростков как социально-педагогическая проблема 12

1.1. Категории духовности и нравственности в философско-педагогическом контексте 12

1.2. Анализ особенностей духовной ситуации современного российского общества 36

1.3. Психолого-педагогические факторы развития духовного потенциала подростков как основы воспитания их нравственности 48

Выводы по I главе 62

Глава II. Организация развития духовно - нравственного потенциала подростков 66

2.1. Организация и содержание экспериментально-педагогического исследования 66

2.2. Педагогическая работа по развитию духовно-нравственного потенциала подростков 81

2.3. Результаты экспериментального исследования 100

Выводы по II главе 112

Заключение 114

Библиографический список

Использованной литературы 119

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования. В последнее время значительно усилился педагогический интерес к нравственной проблематике. И этот факт не случаен. В результате социально-экономических, политических и культурных преобразований в обществе происходят необратимые изменения, которые оказывают существенное влияние на молодое поколение. Отсутствие чётких нравственных ориентиров, снижение уровня духовной культуры — всё это реальность, которая окружает современных подростков. Нынешнее молодое поколение воспитывается в принципиально иных условиях, нежели прежнее.

Современного человека, беря во внимание его потребности, приоритеты, интересы, можно охарактеризовать как «Человек-масса»: он не требует от себя многого, не стремится к самосовершенствованию, предпочитает не усложнять жизнь, делает акцент на материальную сторону жизни, не чувствует внутренней потребности в высоких духовно-нравственных ценностях и тем более в следовании им. Ему чужда высокая дисциплина духа, требовательность к себе. Человек перестал думать, о своем духовном обогащении, стал игнорировать нравственную сущность своих поступков. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план.

В таких условиях все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять. Именно с духовно-нравственным образованием связывают сегодня возможность сохранения как самой личности, так и всего общества.

Духовная жизнь человека придает природному человеческому бытию социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла. От того, как человек использует потенциал духовности, зависит его настоящее и будущее. Развитие нравственной и духовной

4 культуры как одного из атрибутов общественного- бытия предполагает осмысление различных аспектов духовного потенциала, то есть тех социальных и духовных источников, возможностей, резервов* и средств деятельности, которые обеспечивают прогресс личности и общества. Смысл и цели общественного развития, в конечном счете, состоят в расширении возможностей каждого человека реализовать свои устремления и вести здоровую, полноценную, творческую жизнь. При таком подходе человек рассматривается не только как фактор социального развития, но и какТлавный субъект, пользующийся его результатами.

Жизнь показывает, что такие социальные институты, как семья, школа,, техникум, вуз помогают человеку определить свой жизненный путь, сформировать богатый духовный мир. Не последняя роль в решении данной задачи отводится' учителю. Эффективность решения всех этих проблем кроется, на наш взгляд, не столько в содержании обучения, сколько в качественном воспитании, ядром которого должны стать духовно-нравственные ценности.

Проблема заключается в том, что у подрастающего поколения отсутствует ориентация, на непрерывное духовно-нравственное развитие. Это вызывает необходимость переосмыслить деятельность, отношения, имеющиеся образцы, и нравственные нормы поведения современного школьника подросткового возраста, в связи, с чем появляется необходимость ориентации подростка еще в условиях школы, на развитие нравственных качеств в сфере его учебной деятельности.

Поскольку фундаментом становления личности современного молодого человека является его духовно-нравственная зрелость, то основанием моделирования учебно-воспитательного процесса в школе должна стать активизация школьников. - растущего поколения на выявление и развитие их духовно-нравственного потенциала.

Тема выявления, развития, и реализации духовного потенциала является крайне важной в практическом и идейно-теоретическом отношениях. Человеческий потенциал только отчасти представляет собой нечто данное человеку от

5 рождения - в значительной мере он* развивается в процессах социализации личности.

Обращение к опыту духовно-нравственного воспитания не является новым для педагогической науки. Проблема духовности во всем ее многообразии имеет давнюю традицию. Значительный вклад в теорию духовного становления и развития человека, его высших психических функций внесли психологи Л.С. Выготский-[21], Б.Р. Ананьев [4], В.В; Давыдов [29], В.Н. Мясищев [85], С.Л. Рубинштейн [106], А,Н. Леонтьев [62], Д.Б. Эльконин [150] и другие. Идея развития личности в духовно-нравственном плане рассматривалась в классических трудах теоретиков и практиков отечественной педагогики К.Д. Ушинского [128], А.С. Макаренко [73], В.А. Сухомлинского [121], СТ. Шацкого [144], а также в исследованиях зарубежных ученых (В. Франк [132], Э. Фромм [137]) и других.

Проблеме нравственного воспитания посвящены исследования В.А. Блюмкина [13], Н.П. Буевой [39], В.П. Зинченко [44], И.Ф. Харламова [138], А.В. Мудрик [81], Г.Н. Филонова [130], А.И. Шемшуриной [146],

Л.Д. Кудрявцева [56] и других.

Мы опирались также на- исследования, в. которых рассматривались морально-философские (О.Г. Дробницкий [35], В.И: Мурашов [84], В.Ф. Шаповалов [143], Е.М. Махаров [77], Н.Н. Кожевников [50]), социо-культурные (Т.И. Заславская [42], В.К. Левашов [60], В.И. Пантин [92]), психолого-педагогические (В.М. Коротов [52], Б.Т. Лихачев [66], Л.И. Новикова [87]; В.А. Сластенин [114], Н.Е. Щуркова [149]) аспекты проблемы.

Сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается в современном теоретическом осмыслении ее методологических основ, разработке целостного подхода к ним, оно вскрывает новые противоречия между:

ориентацией общества на нравственно активную и устойчивую личность и ростом проявлений аморализма в социальной среде;

объективной потребностью динамично изменяющегося общества в нравственно воспитанных людях и неразработанностью педагогических основ и

методических рекомендаций по эффективной организации нравственного воспитания учащихся подросткового возраста;

потребностью общества* в духовном оздоровлении на основе укрепления преемственности поколений в традиционных ценностях и утратой школьным образованием функции духовно-культурного просвещения;

растущей потребностью образовательно-воспитательной практики в новых подходах к проблемам духовно-нравственного развития и ограниченностью круга последних в значительно изменившихся социальных условиях.

Таким образом, социальная актуальность и педагогическая значимость проблемы развития духовно-нравственного потенциала подростков очевидны. Данной проблеме все- больше и больше уделяется внимание в среде ученых и практиков. В исследованиях прошлого века с 90-х годов и по настоящее время особое внимание обращается на тенденции; которые обнаружились в результате трансформации социокультурных характеристик российского общества и оказывают негативное влияние на духовно-нравственное воспитание подростков. Ознакомление с теорией и практикой нравственного воспитания, особенно/ в период изменяющихся условий, показывает, что имеются пробелы в поиске конкретных путей, форм и методов духовно-нравственного воспитания школьников, с учетом их психолого-педагогических возрастных особенностей. Это, главным образом, и определило выбор темы диссертационного исследования «Педагогические факторы развития духовно-нравственного потенциала подростков в период социальной реформации».

Объект исследования-- процесс нравственного воспитания учащихся подросткового возраста в общеобразовательной школе.

Предмет исследования - педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективность развития духовного и нравственного потенциала подростков в процессе их обучения и воспитания в школе.

Цель исследования - определить основные педагогические условия деятельности школы по развитию нравственного и духовного потенциала подростков в период реформации российского общества.

Гипотеза исследования основана на том, что развитие духовно-нравственного потенциала подростков в новых социальных условиях будет более успешным, если в учебно-воспитательном процессе реализовать следующие педагогические подходы:

усиление индивидуализации и дифференциации воспитания, обеспечивающего достаточно высокий уровень готовности к усвоению моральных норм и опыта нравственного поведения;

организация нравственно-ориентированной деятельности, которая способствует развитию этической рефлексии подростков и, как следствие этого, развивает их коммуникативные навыки;

активизация в обучении и воспитании подростков процессов самосовершенствования и самоуправления как проявление потребности в самовыражении.

Для достижения поставленной цели диссертационного исследования и проверки гипотезы были определены следующие задачи:

  1. Обозначить категории духовности и нравственности в философско-педагогическом контексте.

  1. Провести анализ духовной ситуации текущего времени с целью выявления её актуального значения для развития нравственного потенциала школьников.

  2. Обосновать педагогические факторы, обеспечивающие эффективность развития духовно-нравственного потенциала подростков.

  3. Экспериментально проверить комплекс педагогических факторов с целью определения их действенности на школьников в нравственном отношении и разработать научно-практические рекомендации по исследуемой проблеме.

Методологическую основу исследования составили концепции духовно-нравственного развития детей исторически сложившихся систем воспитания

8 личности (К.Д. Ушинский, В .А. Сухомлинский, А.С. Макаренко); общетеоретические основы формирования личности (Л.С Выготский, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович и др.); положения теории деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн); личностно-ориентированные технологии воспитания (Д.М. Гришин, В.В. Сериков, Л.Ю. Сироткин, И.С. Якиманская); идеи саморазвития личности (Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров, В.И. Андреев, Л.Н. Куликова); основные идеи теории нравственного воспитания (В.А. Блюмкин, О.С. Богданова, А.И. Шемшурина, О.Г. Дробницкий, А.В. Мудрик, И.Ф. Харламов, В.П. Зинченко и* другие); философские-идеи о роли духовно-ценностного потенциала человека в его личностном развитии (B.C. Соловьев, И.А. Сорокин, И.А. Ильин, Э. Фромм), созвучные идеям о социальном преобразовании российского общества.

Методы исследования: анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы; обобщение опыта педагогической деятельности; наблюдение; беседа; педагогический эксперимент, анкетирование; тренинги личностного роста; анализ деятельности школьников с диагностической направленностью.

Экспериментальная база исследования - школа № 31 г. Якутска. В ходе педагогического эксперимента было охвачено 212 учащихся пятых, шестых, седьмых классов.

Исследование проводилось в три основных этапа.

На первом этапе (2003-2004 гг.) осуществлялся теоретический анализ проблемы, проводилось изучение и обобщение массового и передового опыта, выявлялись социально-педагогические противоречия в морали и нравственном воспитании учащихся * подросткового возраста. Определялась рабочая гипотеза.

На втором этапе (2004-2006 гг.) разрабатывалась программа и конкретизировалась гипотеза исследования, реализовался экспериментально-программный материал, проверялись и уточнялись педагогические условия

.9 эффективной организации работы по выявлению и развитию духовно-нравственного потенциала подростков.

На третьем этапе (2006-2007 гг.) осуществлялись обработка и обобщение результатов эксперимента, формулировались и проверялись выводы и результаты исследования, уточнялись отдельные теоретические положения, оформлялась диссертация, внедрялись в практику результаты и рекомендации исследования.

На защиту представлены:

  1. Духовно-нравственное воспитание подростков связано с(приобщением личности к духовным потребностям, культурным ценностям, их усвоением, т.е. накоплением собственного духовного багажа. Под духовным развитием понимается осмысление личностью своего предназначения в жизни, стремление к постоянному нравственному совершенствованию. В этом заключается потенциальный смысл духовности и нравственности.

  2. Моральное несовершенство личности, особенно- в подростковом возрасте, определяется не столько условиями среды, сколько недостатком воспитания, неразвитостью адаптивных возможностей самой личности (по выражению Л.С. Выготского, недостатком «приспособительных связей»). В нравственном становлении подростков очень важен моральный образец, формируемый в обществе. Этим определяется необходимость стимулирования и развития таких потенциальных возможностей подростков, как общение, самоутверждение и самовыражение, в процессе которого происходит накопление собственного нравственного опыта.

  3. Развитие основных духовно-нравственных потенций подростков в условиях реформации общества обеспечивается факторами, активизирующими позитивно-оценочный моральный выбор и направляющими на действенное применение нравственных знаний и-убеждений, укрепляющими эмоционально-волевую сферу.

10 Научная новизна исследования:

- предпринята попытка осмысления основ духовно-нравственного

воспитания с позиции изменившейся социокультурной ситуации, в результате чего обоснован характер педагогической деятельности школы по развитию нравственного и духовного потенциала подростков;

- определены и проверены факторы развития нравственных возможно
стей подростков, учитывающие особенности социальной среды и акцентирую
щие внимание на формирование созидательного морального опыта.

Теоретическая значимость исследования заключается в аналитическом обосновании педагогических факторов развития духовно-нравственных возможностей подростков с учетом особенностей российской общественной реформы, что создает предпосылки для расширения научного знания.

Практическая значимость исследования проявляется в опытной реализации педагогических факторов развития духовно-нравственного - потенциала подростков, во внедрении в воспитательный процесс школы интеллектуально-игровых форм, формирующих созидательный моральный опыт," а также в разработке и внедрении научно-практических рекомендаций по итогам исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются теоретическим анализом научной проблемы, а также особенностей общественного развития, выделением приоритетных подходов в развитии духовно-нравственного потенциала подростков, опытно-экспериментальной проверкой, анализом и обобщением полученных показателей и итогов работы, использованием адекватных содержанию и характеру исследования научных методов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены в публикациях автора на межрегиональной, межвузовской, университетской научно-практических конференциях: «Государство, право, общество: современное состояние и проблемы развития» (Хабаровск, 2004), «Актуальные

вопросы образовательного процесса в средних и высших учебных заведениях Республики Саха (Якутия)» (Якутск, 2006), «Совершенствование качества довузовской подготовки и профессиональной ориентации» (Якутск, 2007), на аспирантских чтениях.

Структура и основное содержание диссертация. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений, в которых содержатся материалы экспериментальной работы.

Категории духовности и нравственности в философско-педагогическом контексте

Раскрыть категории духовности и нравственности - значит, прежде всего, дать теоретически обоснованные ответы на вопросы о сущности духовности, нравственного воспитания, духовных потребностях и ценностях. В данной главе мы предпринимаем попытку ответить на эти вопросы, исходя из современного уровня исследований в области философии, педагогики и актуальных задач духовно-нравственного воспитания.

Человек, как субъект и объект духовной культуры, в своих интересах, ценностях, ориентирах и поступках отражает уровень духовной культуры общества, в котором он живет. В то же время приобщение к духовной культуре развивает духовные потребности, формирует интеллектуальные, нравственные, эстетические интересы человека, отражает внутреннее богатство, степень духовной зрелости, т.е. тот уровень качеств личности, который принято называть духовностью.

Проблема духовности нашла широкое отражение в различных аспектах научного знания: философском, педагогическом, психологическом, социологическом и др. Несмотря на широкий диапазон исследований сущности понятия духовности, в научной литературе до сих пор нет однозначной его трактовки.

Один из крупнейших представителей русской философской мысли Н.А. Бердяев понятие духовности определяет как "человеческое в человеке", подчеркивая, что человеческое должно господствовать над природным. Поворот к духу и обращение к духовности, по мнению Н.А. Бердяева, - это противоположения обыденности, бессмысленности действительности. В этом смысле духовность возвышает человека над повседневностью, утилитарными потреб 13 ностями и эгоистическими интересами. Духовность трактуется им как специфическое человеческое качество, характеризующее мотивацию поведения личности, а также потребность в познании мира, самопознании, поиске смысла жизни и своего предназначения (10, С. 117).

Проблеме духовности уделяется значительное место в работах В.В. Зень-ковского. Мировоззренческие основы педагогики, по мнению ученого, связывают личность с целостной жизнью и опираются на приоритет духовного начала в человеке. Таким образом, духовность, в понимании В.В. Зеньковского есть «обращение личности к высшим ценностям как ведущим ориентирам ее бытия» (43, С. 27). Л.Н. Толстой видит источник духовного развития человека в преодолении противоречий между "плотью" и "духом", вследствие чего духовность им понимается как концентрация эмоциональных и интеллектуальных возможностей человека.

В трудах русских философов религиозного направления (№А. Ильина, B.C. Соловьева, П.А. Сорокина и др.) под духовностью понимается уровень приобщения личности к высшим ценностям, к основам православной культуры [47,118,119].

Рассматривая процесс социокультурного развития личности в-тесной связи с ее духовным развитием, П.А. Сорокин приходит к выводу, что развитию внутренней духовности способствует духовно-нравственная устремленность человека, "практика добрых дел", бескорыстная помощь другим, душевная доброта, искренность и стремление к правде.

С точки зрения современного философско-теологического понимания духовность трактуется как степень совершенства души человека по отношению к христианскому идеалу. Очевидно поэтому, в языке зафиксировано такое большое количество словосочетаний с прилагательным «духовный». Так, часто в литературе используются такие словосочетания, как «духовное созревание», «духовная близость», «духовная ситуация», «духовное здоровье», «духовный рост», «духовные потенции». Слово «духовный» прилагается также к следующим словам: субстанция, генофонд, установка, начало, устои, единство, красо 14 та, взор, свет, личность, жажда, поиск, обновление, потребности, способности, практика, мастерская, уклад, развитие, общение, результат, расцвет, наследие, самоопределение, самоотречение, величие, бытие, жизнь. Этот ряд слов указывает на то, насколько многогранным, неоднозначным и емким является понятие «духовность».

В создании духовности, по мнению философа Н.Н. Кожевникова, принимают участие не только "высшие" способности души (мышление, воля), но и "низшие" - чувственное воображение, интуиция, инстинкт. Он приходит к выводу о том, что «духовность включает не только положительное состояние души, но и отрицательные ее моменты: стыд, позор, вина, покаяние» (50, С. 9).

Именно духовность принципиально отличает человека от животных. Последние обладают "психикой" и даже "интеллектом", но вопрос о "духовности" животных не вставал никогда. Духовность как один из экзистенциалов человеческого существования, характеризует бытие как бытие именно человека. «Духовность человека — это не просто его характеристика, а конституирующая особенность», - писал В.Э. Франкл (133, С. 93).

Приведенные мысли философов дают научно обоснованную установку, что духовность - это процесс и результат сознательно-волевой деятельности духа:, вырабатывающего в борьбе со своей низшей природой свои высшие качества и претворяющего их в практику человеческой жизни. Другими словами, когда человек работает над собой, развивается, преодолевает в себе что-то отрицательное, познает и действует, он открывает для себя смысл жизни. А смысл жизни - категория нравственного сознания, определяющая духовное содержание, которое получает жизнь, благодаря тому, что в обществе существует представление об идеале, конечной цели, о своем предназначении, а также о ценности самой жизни (103, С. 71).

Анализ особенностей духовной ситуации современного российского общества

Появление новой духовной ситуации, которая сложилась в России в конце XX века, вызвано особенностями перехода общества в новое состояние. Состояние российского общества в настоящее время многими характеризуется как кризисное [42, 56, 77, 6, 116, 141]. Одним из проявлений этого кризиса является бездуховность, цинизм, характеризующийся презрительным отношением к культуре общества, к его духовным ценностям, нравственным принципам. При неисчерпаемом культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями и нашими современниками, началось и стремительно набирает темпы духовное обнищание народа. Современный человек все чаще ищет не смысла жизни, а благ жизни, поэтому в нем все более утверждается психология потребительского эгоизма, когда главной целью жизни становятся приобретение и получение престижных вещей и услуг. В связи с этим начинает зарождаться нравственное безразличие к своей трудовой деятельности, к окружающей живой и неживой природе, развивается нравственное безразличие к человеку.

К сожалению, все больше и больше отношения между людьми сейчас регулируются личной выгодой, эгоистическими интересами. Технократическое мышление и прагматизм приковывают внимание людей на обладание, прибыль, выгоду. Все меньше и меньше людей прислушиваются к голосу своей совести, руководствуются принципами честности, что влечет за собой негативные последствия во многих областях жизни.

Трудно оставаться беспристрастным, понимая, как на наших глазах сегодня в России разрушаются природные основы человеческой индивидуальности, появляются нежизнеспособные поколения молодых людей. Данная ситуация находит отражение в статистических данных.

Обратимся к таблице, в которой представлены показатели о числе преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии за 2002-2005 гг. в Якутии (90, С. 3). Как свидетельствуют данные в таблице, несовершеннолетние стали меньше заниматься вымогательством, хулиганством, совершать преступления, связанных с приобретением, хранением, сбытом оружия и наркотиков. И эти показатели радуют. Но, к сожалению, в нашей республике подростками все больше и больше совершаются такие преступления, как изнасилование, кража, мошенничество, грабеж, разбой, умышленное уничтожение имущества. Действительно, за последние годы значительно ухудшилась криминальная обстановка не только в нашем регионе, но и в стране в целом. Согласно «Докладу о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации» в год Россия теряет до 100 тысяч человек, из которых 38 тысяч -жертвы убийц, более 60 тысяч - пропавшие без вести. По количеству совершаемых убийств Россия занимает второе место в мире после Колумбии: 221 на 100 000 взрослого населения» (32, С. 13).

Всё большее распространение получает такая угрожающая жизни девиация, как наркомания. В «Докладе о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации» указывается, что с 1995 г. ежегодный показатель прироста наркотиков составляет 30 % от предыдущего года. Если в ближайшие 5-7 лет темпы роста наркобизнеса сохранятся, то число тяжелых наркоманов достигнет 10- млн. человек, большую часть из которых составят подростки-и молодежь (33, С. 15). Отмечается рост алкоголизации в среде детей и подростков (30, С. 315).

Сама человеческая жизнь подвергается разрушению и деградации с вытекающими отсюда деформациями на социальном, культурном и духовном уровнях становления человеческого потенциала. Так, к примеру, с ростом пьянства в нашей стране непосредственно связано распространение сквернословия, которое представляет опасность для привития культуры и нравственности в неокрепших умах подростков. Филологи уже пришли к выводу о том, что слово -есть отражение духовной сущности человека, его морального облика [126, 124, 74]

Организация и содержание экспериментально-педагогического исследования

Некоторые исследователи полагают, что даже очень хорошо организованный эксперимент не позволяет изучить влияние педагогических усилий в чистом виде, так как практически невозможно отличить влияние отдельных сторон педагогического процесса от других сторон на изучаемый объект [57].

Чтобы преодолеть эту трудность, мы старались построить опытно-экспериментальную работу таким образом, чтобы она в наибольшей степени соответствовала воспитательным задачам, и чтобы ее влияние соотносилось с повышением уровня нравственных знаний, повышением уровня моральной осознанности младших подростков. Кроме того, в таких случаях, как отмечает Л. В. Занков, «необходимо проследить за развитием одних и тех же учащихся в определенных условиях обучения на протяжении длительного времени. Благодаря этому предоставляется возможность с большой точностью определить результат данного построения учебного процесса, а также провести детальный качественный анализ развития учащихся» (41, С. 63). Поэтому для качественного анализа влияния организованной педагогической работы на развитие нравственного потенциала подростков мы ограничились учащимися одной общеобразовательной школы - школы № 31 г. Якутска. Данное муниципальное учреждение удостоено многих премий за выдающиеся заслуги в области образования. Так, в 2000 г. школа стала лауреатом конкурса «Школа века - 2000», в 2003 г. -лауреатом фестиваля «Супер - учитель» в номинации «Самое сильное методическое объединение», в 2004 г. удостоена дипломом знака качества образования МО и науки РФ. Кроме того, школа включена в Большую энциклопедию «Лучшие школы России». В школе обучается свыше 2000 учащихся 1-11 классов; педагогический коллектив —124 учителя. Основным назначением воспитательной системы школы № 31 является создание образовательного пространства, где учебно-воспитательный процесс выступает как единая система деятельности, направленная на формирование успешного человека, гражданина с активной жизненной позицией и культурой здоровья, способного к самореализации в современной социокультурной среде. Таким образом, запланированная нами педагогическая работа органично вошла в общее направление работы школы.

Программой исследования предусматривалось проведение углубленной опытной работы в масштабе коллективов нескольких школьных классов. На первом этапе исследования таковыми оказались ученические коллективы 5 «а», 5 «б», 5 «в», 5 «г» с общим количеством детей 107 человек. Выбор экспериментальной группы был осуществлен так, чтобы, во-первых, можно было проследить за развитием младших подростков на протяжении нескольких лет и, во-вторых, для того, чтобы на первом этапе исследования можно было подготовить классных руководителей экспериментальных групп для развернутой и глубокой работы по реализации программы исследования на последующих этапах. Контрольную группу составили учащиеся 5 «д», 5 «е», 5 «ж», 5 «з» классов; в количестве 105 школьников.

В течение трех лет мы проводили опытно-экспериментальную работу с детьми, которые обучались в 5-7 классах. Всего в эксперименте приняло участие 212 учащихся подросткового возраста. В экспериментально - педагогическом исследовании по воспитанию основ нравственности подростков были задействованы педагогические работники, а также родители учащихся. В ходе эксперимента решались задачи: 1. Проанализировать состояние духовного развития подростков среднего школьного возраста; 2. Выстроить определенную программу совершенствования- духовной культуры школьников, развития их духовно-нравственного потенциала; 3. Апробировать содержание и методику нравственного воспитания подростков и проследить за динамикой духовного развития учащихся. Этапы экспериментального работы сменялись в зависимости от задач исследования. Итак, наше исследование состояло из нескольких этапов. На первом этапе - диагностическом (констатирующем) - изучались индивидуально-личностные характеристики участников эксперимента. На втором этапе — практическом - осуществлялась постановка цели, отбор содержания, выбор методов непосредственного и опосредованного воздействия, применение которых позволило бы достичь планируемых результатов. Осуществление запланированной работы было направлено на формирование заданных индивидуально-личностных качеств и приобретение необходимого и достаточного деятельностно-поведенческого опыта. Данный этап определялся как формирующий.

На третьем этапе - оценочном - осуществлялась итоговая диагностика и анализ индивидуально-личностных преобразований (изменений); давалась общая оценка результативности экспериментальной работы. На заключительном этапе исследования были проведены «срезы», целью которых явилось-установление результатов после проведенной работы с учащимися экспериментальной группы.

Подростковый возраст по своей психологической характеристике предрасположен к восприятию нравственных норм в силу бурного развития самосознания и эмоциональной восприимчивости. Процесс развития духовно-нравственного потенциала у каждого школьника индивидуализирован. Интенсивность и эффективность его находятся в прямой зависимости от уровня активности, с которой ребенок включается в этот процесс. Необходимо учитывать это, чтобы дифференцированно, и, следовательно, наиболее эффективно организовать духовно-нравственное воспитание подростков.

Уровни нравственного развития школьников соотносятся с педагогически выстроенными этапами их нравственного продвижения, так как именно акцент на развитие нравственных знаний ребенка, его эмоциональной сферы, опыта реального поведения и адекватною самооценкщ способность к этической рефлексии дают основание духовно-нравственному развитию личности.

Для определения того, на каком уровне нравственного развития находится подросток, необходимо обозначить критерии моральной воспитанности учащегося. Проанализировав соответствующую психолого-педагогическую литературу [45, 66, 87, 100], мы пришли к выводу о целесообразности выделения трех критериев нравственного развития подростков: нравственная осведомленность, моральная направленность, моральная осознанность личности. Остановимся на рассмотрении данных критериев более подробно.

Уровень нравственного сознания определяется в первую очередь полнотой нравственных представлений (знаний) воспитанника, т.е. полнотой отражения принятых в современном российском обществе нравственных норм. Данный критерий позволяет учитывать, что одним воспитанникам известны лишь некоторые моральные принципы (слабая нравственная осведомленность), другим - их большая часть (удовлетворительная осведомленность), а третьим — все наиболее важные (хорошая нравственная осведомленность). Правомерность рассматриваемого критерия очевидна. Нравственную убежденность у школьника невозможно сформировать, если он не владеет определенным-минимумом нравственных представлений.

Педагогическая работа по развитию духовно-нравственного потенциала подростков

В педагогической работе по развитию духовного потенциала младших подростков учителю, как организатору творческой деятельности, необходимо опираться на наиболее эффективные методические формы и приемы воспитательного воздействия.

Анализ опыта творчески работающих педагогов дает нам возможность сформулировать следующие принципы обеспечения эффективной деятельности по развитию духовно-нравственного потенциала подростков: Обеспечение субъектной позиции ребенка Существенным результатом нравственного развития школьников является их стремление к самоопределению, самосовершенствованию, самовоспитанию. Этого можно достичь в том случае, когда ученикам не только предоставлена возможность, но и обеспечены педагогические условия для принятия самостоятельного решения, поступка, нравственного выбора, нравственной оценки, самооценки. Поэтому на занятиях по развитию духовного потенциала младших подростков, на которых применяются разнообразные формы работы с детьми, необходимы методики, акцентирующие стремление учащегося самостоятельно действовать, решать, выбирать. Учителю отводится роль опосредствующего звена. Ему важно в педагогической канве духовно-нравственного воспитания своевременно и грамотно помочь ученику выстроить пути собственного нравственного развития, поощрить, ободрить, поддержать его устремления, создать ситуацию успеха, иными словами, обеспечить субъективную позицию подростка. Осознание школьником ценности человеческой личности как основы нравственного развития Нравственность представляет собой то вечное и обязательное социальное явление, которое, возникнув с появлением человеческого общества, проходит через всю его историю. «Суть культуры, - говорит И. Кант, — в общественной ценности человека» (Цит. по 146). Подростка необходимо ориентировать на то, чтобы человек в его восприятии являлся носителем «внутреннего нравственного закона». Это должно определять ценностные ориентации школьников, значимость нравственных критериев, незыблемость нравственных принципов. Обеспечение этической рефлексии учащихся Психологсьпедагогическое моделирование системы духовно-нравственного воспитания с позиций взаимосвязи знания - чувства — поведение призвано стимулировать этическую рефлексию школьников. Переживание детьми конструируемых педагогом ситуаций, коллизий, игровых приемов, психологических экспериментов, их нравственное осмысление соотносится каждым учащимся со своим Я.

Опираясь на данные принципы в ходе опытно-экспериментальной работы, нами была разработана и внедрена в практику учебно-воспитательного процесса серия занятий «Уроки морали». Занятия проводятся во время классных часов. Основные цели и задачи соответствовали тем требованиям, которые мы поставили в ходе эксперимента.

«Уроки морали» - это практический курс по развитию духовно-нравственного потенциала подростков, рассчитанный на творческий процесс познания детьми нравственных норм. Занятия ведутся в увлекательной форме. Они эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены игрой, творчеством, деятельностью, упражнениями, педагогическими задачами. Все это сочетается с необходимым чувством меры, без морализирующего воздействия на школьников. Учитель побуждает ребенка постигнуть и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, определить свою моральную позицию, в различных жизненных ситуациях, поупражняться в нравственном выборе собственного поведения. Все усилия педагога направлены на опосредованное включение ребенка с помощью различных методических приемов в мир духовно - нравственных категорий.

Курс строится с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей детей данного возраста. Содержание предлагаемых нами разделов предусматривает обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками.

Цель проведения занятий — развитие потенциала школьников с позиций нравственной сферы. Практическая задача нашей учебно-исследовательской работы через беседы, ситуации, ролевые игры, занятия ввести учащихся в «мир морали», создать условия для становления у них осознанного отношения и поведения. Именно с осознанности своей позиции, своей оценки, своего поведенческого шага начинается культура человека, как стиль его мышления, поведения, действия. В процессе развития потенциала школьников большое внимание на данных занятиях уделяется формированию личностных качеств учащихся, их чувствам, эмоциям. Все это опирается на положение о том, что когда люди счастливы и находятся в мире с самим собой, они переносят свои чувства на взаимоотношения с окружающими. Те люди, которые не испытывают мира в себе, не могут способствовать развитию мирных отношений с другими людьми.

Задания, используемые нами в ходе занятий, вырабатывают у младших подростков понимание общности некоторых проблем, а совместное решение этих проблем во время игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли, которые соответствуют их полу, возрасту и социальному статусу. В рамках развития духовно-нравственного потенциала подростков «Уроки морали» должны были решать следующие задачи: Формировать навыки нравственного поведения в повседневной жизни; Развивать умение осуществлять самоконтроль за своим эмоциональным состоянием в ходе общения; Учить видеть свои недостатки и уметь их исправить, избавляться от других дурных привычек и способствовать формированию полезных; Способствовать развитию навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, учителями, родителями и другими окружающими людьми; Вырабатывать умение «быть в мире с собой»; Раскрыть творческие способности учащихся в процессе игрового взаимодействия. Основные формы обучения учащихся: развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры и другие); моделирование и анализ заданных ситуаций; чтение художественных произведений; рассказы учителя и рассказы детей; сочинение историй; беседы; мини-конкурсы, конкурсы игры-соревнования.

Разработанная нами серия уроков нацелена на формирование/у учащихся младшего подросткового возраста способности к осмыслению собственных поступков, стремления к нравственной самооценке, потребности в этической рефлексии.

Нами прослежены психолого-педагогические возможности формирования речевой культуры. Согласно мнению отечественных и зарубежных ученых культурно-речевое воспитание школьников - дело большой социальной значимости. Как отмечал в своих работах известный ученый A.M. Пешковский «там, где дети усиленно учатся говорить, там люди не оскорбляют друг друга» (95, С. 38). Развитие коммуникативных умений предполагает раскрытие способностей человека в разных ситуациях общения активно осуществлять речевую деятельность, то есть умение говорить и слушать других. Так, к примеру, развитию коммуникативных умений школьников способствует обращение их на занятиях к цитатам и высказываниям Духовных учителей, философов, мыслителей и писателей. Использование цитат на занятиях помогает подросткам понять и почувствовать сопричастность каждого человека к той или иной обсуждаемой ими духовно-нравственной проблеме.

Похожие диссертации на Педагогические факторы развития духовно-нравственного потенциала подростков в период социальной реформации