Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей в вузе Тебиева Тамара Черменовна

Педагогические условия формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей в вузе
<
Педагогические условия формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей в вузе Педагогические условия формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей в вузе Педагогические условия формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей в вузе Педагогические условия формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей в вузе Педагогические условия формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей в вузе Педагогические условия формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей в вузе Педагогические условия формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей в вузе Педагогические условия формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей в вузе Педагогические условия формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей в вузе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тебиева Тамара Черменовна. Педагогические условия формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей в вузе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Владикавказ, 2005 191 с. РГБ ОД, 61:05-13/1971

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей вузов в современных условиях 14

1.1. Понятие экономической культуры, ее микроэлементы 14

1.2. Социально-экономические преобразования в России и необходимость формирования новой экономической культуры 23

1.3. Философско-культурологический анализ понятия «экономическая культура» 35

1.4. Научно-педагогический анализ понятия «экономическая культура» 46

Глава 2. Содержание, формы и методы формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей в процессе учебно-воспитательной работы вуза 54

2.1. Моделирование процесса формирования основ экономической культуры студентов неэкономических специальностей вузов 54

2.2. Образование и педагогическая система развития экономической культуры студентов 69

2.3. Опытно-экспериментальная работа по формированию у студентов неэкономических специальностей современной экономической культуры 79

Заключение 132

Библиографический список 139

Приложения 150

Введение к работе

Актуальность исследования. Современное общество в России характеризуется формированием рыночных отношений, переходом к многообразию форм собственности, приватизацией и коммерциализацией. Названные социально-экономические изменения затрагивают и систему образования. Инновационные процессы в образовательной сфере осуществляются в условиях экономической нестабильности. Основная масса населения страны не готова к вступлению в новые экономические отношения, ориентирование на конкуренцию, деловую предприимчивость. Эти негативные тенденции усиливают социально - экономические противоречия и становятся основным тормозом адаптации людей к новым экономическим условиям.

Переход Российской Федерации к рыночным отношением с особой остротой поставил вопрос о необходимости формирования у современной молодежи экономической культуры. Именно на ее базе может быть построено новое, глубоко осознанное ее отношение к происходящим в нашей стране переменам, стремление участвовать в совершенствовании экономических отношений, развивать предпринимательскую активность.

В образовательной системе сегодняшнего дня среди множества противоречий проявляется главная: между потребностью общества в гражданине, сочетающем черты творца и исполнителя, способном созидательно действовать, ставить цели, определять пути их достижения и нести ответственность за свой выбор с одной стороны, и методами формирования экономической культуры личности, вступающей профессиональную социально - экономическую деятельность, применяемыми в современном учебно-образовательном процессе - с другой. Выявленное противоречие обуславливает ряд частных противоречий между:

- включением в учебные планы вузов дисциплин, предназначенных для формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей и отсутствием теоретического обоснования принципов объединения этих дисциплин в единую образовательную область «экономика»;

- стратегией на профессионализацию, ориентированной на всестороннее развитие личности, и недостаточной разработанностью научно-методологических основ по ее реализации в учебно-образовательной практике;

- недостаточной связью между полученной в вузе системой знаний и тем, что требует практическая трудовая деятельность;

- наличием и углублением разрыва между состоянием подготовки специалистов в стране и за рубежом и др.

Попытки разрешения указанных противоречий в реализации новых концепций просматриваются в работах по формированию экономической культуры (А.Ф. Аменд, И.С. Липсиц, В.А. Райзберг, И.А. Сасова, Н.В. Силкина); принципов гуманизации образования (Н.И. Элиасберг); правовой культуры (С.С. Алексеев, А.Ф. Никитин); вопросы методологии и теории экономической культуры (В.Д. Попов, А.К. Уледов); социологические аспекты формирования экономической культуры (Л.П. Буева, И.Б. Иткина, Ж.Т. Тощенко); философские и практико-педагогические проблемы культурологического подхода к образованию и воспитанию (Ю.Г. Ершов, А.Ф. Лобова, В.Н. Судаков).

Анализ работ педагогов (П.Н. Андианов, Н.Я. Клепач, С.Н. Чистякова) и экономистов (Л.И. Абалкин, A.M. Бирман, О.Ю. Мамедов, В.К. Розова, К.А. Улыбина, В.П. Щетинин, С.С. Шаталин) показывает, что студенты неэкономических вузов не обладают суммой знаний, необходимой для формирования экономической культуры. Серьезное внимание к вопросам экономического образования уделяется в разработках зарубежных ученых (С. Брю, Ф. Котлер, К. Леви-Строс, А. Маслоу, К. Макконелл, П. Хейнеи и др.). Этот теоретико-учебный материал стал основой для наших попыток разрешить выявленные противоречия и определить проблему исследования: как должно реализовываться моделирование процесса формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей, чтобы формирование экономической культуры студентов стало эффективным педагогическим процессов.

Рецидивы сознания, формировавшегося в советскую эпоху, дают знать о себе и сегодня, спустя десятилетие после крушения советского режима. По свидетельству одного из ведущих российских экономистов Е.П. Ясина, только около 15% граждан нашей страны разделяют ценности либерализма, лежащие в основе современной рыночной экономики, хотя желают жить в стране с рыночной экономикой более 50% опрошенных. [174] Аналогичные результаты дало и исследование сформированности экономической культуры у студенческой молодежи, проведенное нами на неэкономических факультетах Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова.

Все это свидетельствует о серьезных изъянах в сфере школьного и вузовского образования, о недостаточном влиянии на процессы социализации современной молодежи внешней среды, отсутствии у нее элементарной экономической культуры.

Проблемы формирования экономической культуры молодежи лишь в последние годы стали привлекать к себе внимание исследователей. В работах, посвященных этой проблеме (Е.Н. Воронова, В.Ф. Любичева, К.Н. Панферов, Г.Н. Соколова) экономическая культура в основном рассматривается как философская, социологическая и культурологическая категория, и в гораздо меньшей степени как педагогическая проблема.

Актуальность задачи формирования у студенческой молодежи экономической культуры с одной стороны, и недостаточная научная разработанность этого вопроса, с другой стороны, обусловили выбор темы исследования: «Педагогические условия формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей вузов», и позволили сформулировать цель исследования - разработка и обоснование педагогических условий и модели процесса формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей в системе высшего учебного заведения с учетом региональных особенностей.

Научный аппарат исследования включает в себя:

Объект исследования — образовательно-воспитательный процесс в высшей школе.

Предмет исследования - содержание, формы, методы и средства формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей в системе университетского образования.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение, что процесс формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей вузов будет эффективным, если: он будет построен на глубоких и прочных знаниях основ современной экономической теории; моделирование данного процесса будет опираться на реальную хозяйственную практику, требующую от каждого гражданина сознательного участия в процессе рыночных преобразований; его содержание обеспечит взаимодействие мотивационной, интеллектуальной и поведенческой сфер личности студента; процесс приобщения студенчества к ценностям современной экономической культуры, как в учебное, так и во внеаудиторное время будет базироваться на разработанной и апробированной технологии экономического воспитания.

Цель, предмет и гипотеза исследования требуют решения следующих задач:

1. Осуществить анализ особенностей процесса формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей в условиях высшего учебного заведения.

2. Разработать концептуальные основы и модель данного процесса.

3. Обосновать и экспериментально проверить содержание, формы и методы формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей, сформулировать педагогические условия необходимые для их реализации.

4. Подготовить и внедрить в практику работы вуза научно-практические рекомендации, позволяющие формировать экономическую культуру студентов.

Методологической основой исследования являются философское положение о социальной обусловленности формирования личности, учение о приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми и национальными, о функциональном участии в процессе социализации молодых поколений различных социальных и экономических институтов общества, реализуемые через системный анализ исследуемой проблемы и деятельностный подход при использовании теоретических положений и эффективных педагогических технологий в подготовке специалистов в условиях высшей школы.

Теоретическую базу исследования составляют философские и педагогические идеи (Н.Я. Бердяев, В.И. Вернадский, В.В. Зеньковский, В.П. Зинченко, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский), научные труды отечественных и зарубежных ученых-представителей гуманистического направления в психологии и педагогике (В.В. Макаев, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Сатир, В.А. Сухомлинский); педагогические концепции профессионально-творческой деятельности специалиста (В.И. Андреев, З.К. Каргиева, Н.В. Кузьмина, А.Б. Орлов, Н.М. Таланчук); теоретические положения педагогического проектирования (В.П. Беспалько, Е.С. Заир-Бек, А.А. Кирсанов); научные положения о сущности, становлении и развитии воспитательной системы образовательного учреждения (С.Г. Ваниева, А.В. Гаврилин, И.А. Колесникова, Н.Л Селиванова); публикации о культурологическом подходе в педагогической практике (А.Ю. Белогуров, Е.В. Бондаревская, А.П. Валицкая, И.Б. Котова, В.В. Сериков, Б.А. Тахохов, Ю.И. Турчанинова, Е.Н. Шиянов); труды по теории воспитания и самоформирования личности на разных ступенях образовательного процесса (О.С. Гребенюк, Б.Т. Лихачев, М.И. Рожков, Л.И. Рувинский и др.).

В соответствии с целью, предметом и задачами исследования был использован комплекс взаимопроникающих и дополняющих друг друга методов исследования: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической, культурологической и методологической литературы; моделирование учебного процесса формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей; прогнозирование, наблюдение за педагогическим процессом; анкетирование, анализ письменных работ студентов и обработка полученных данных; экспертная оценка и самооценка уровня сформированности экономической культуры студентов; экспериментальная проверка основных положений и рекомендаций диссертации.

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе 12 неэкономических факультетов Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. В эксперименте участвовало 509 человек (49 преподавателя и 460 студентов).

Организация исследования. Исследование проводилось в период 2001-2005г.г. и включало три логически связанных этапа:

Проблемно-поисковый этап (2001-2002г.г.) — связан с определением исходных параметров исследования: проблемы, постановки цели, формулировки задач, обосновании методологических подходов к изучению теоретического и эмпирического материала, исследовательских методов. Разрабатывались общие подходы решения поставленных исследовательских задач и методика опытно-экспериментальной работы, проводился анализ научной литературы, изучалась современное состояние проблемы, обосновывались показатели и критерии сформированности экономической культуры студентов неэкономических специальностей.

Системообразующий этап (2003-2004г.г.) - связан с проведением опытно-экспериментальной работы, в ходе которой уточнялась гипотеза, подтверждалась актуальность работы, выявлялись и анализировались основные тенденции развития высшего образования, связанные с ними проблемы совершенствования вузовской воспитательной практики.

Обобщающий этап (2004-2005 г.г.) - связан с систематизацией и обобщением результатов исследования, уточнением теоретических положений и выводы исследования. Разрабатывались и внедрялись в учебный процесс методические рекомендации по формированию экономической культуры

студентов неэкономических специальностей. Полученные результаты, обобщаясь, были представлены в виде научных публикациях, послужили основой докладов, сделанных на всероссийских, региональных и межвузовских конференциях. На этом этапе завершено литературное оформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выявлены социально - экономические предпосылки, актуализирующие необходимость формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей вузов.

2. Систематизированы и обобщены современные подходы к понятию «экономическая культура», раскрыто его психолого-педагогическое содержание.

3. Доказано, что процесс формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей будет успешным если: будет разработана педагогическая модель, включающая методологический, психолого-педагогический и технологический блоки;

- эта модель учтет республиканские, союзные, мировые тенденции развития рыночных отношений; обеспечит психолого-педагогическое и методическое сопровождение процесса формирования экономической культуры студентов на всех этапах целостного образовательного маршрута; использует экономический потенциал всех изучаемых в вузе учебных дисциплин (общеобразовательных, специальных и др.), все формы обучения.

Теоретическая значимость исследования:

раскрыто и обосновано влияние уровня сформированности экономической культуры выпускников вузов на их дальнейшую социализацию и адаптацию, на решение проблем экономической и, как следствие, политической стабильности общества;

- разработана целенаправленная система формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей вуза, позволяющая сформулировать необходимые для этого педагогические условия;

- выявлены структура, критерии и уровни сформированности этой культуры, а также компоненты профессиональной подготовки студентов неэкономических специальностей в вузе;

- разработана и апробирована модель формирования у студентов неэкономических специальностей вуза экономической культуры, экспериментально доказана ее высокая эффективность.

Практическая значимость исследования:

Разработанная и апробированная на практике компонентная модель формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей в условиях Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова может быть широко использована в практике работы других высших учебных заведений. Авторские учебные программы, методические рекомендации по использованию приведенного в работе фактического материала, а также основные положения и выводы диссертации окажут помощь в практической работе преподавателям и студентам образовательных учреждений.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватностью им применяемых диагностических методик, репрезентативностью экспериментальной базы, качественным и количественным анализом, педагогической экспертизой, личным участием автора в экспериментальной работе.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Недостаточная сформированность экономической культуры у определенной части современной молодежи в значительной мере затрудняет успешное продвижение страны по пути рыночных преобразований, является следствием недостаточного внимания к данной проблеме со стороны общества в целом и высшей школы в частности.

2. Формирование современной экономической культуры будущего специалиста, способного не только мыслить экономическими категориями,

но и активно участвовать в социально-экономических преобразованиях, является важнейшим компонентом его подготовки в условиях вуза.

3. Эффективное формирование экономической культуры студентов неэкономических специальностей возможно лишь на основе обогащения содержания образовательного процесса, путем неформальной организации и внедрения в него необходимых для этого экономических дисциплин.

4. Интегративная структурно - логическая модель образовательно-воспитательного процесса по формированию у студентов экономической культуры, должна включать в себя следующие компоненты: цель, задачи, состав субъектов педагогического процесса, содержание, формы и методы средств формирования у них экономической культуры, педагогические условия реализации данного процесса, обеспечивающие системность и комплексность формирования качеств, составляющих понятие «экономическая культура индивида».

5. Совокупность организационно - педагогических условий, обеспечивающих приобщение студенческой молодежи к современным экономическим ценностям, должна включать в себя следующие компоненты: содержательные (вариативные учебные планы и программы, учитывающие задачи и специфику современного экономического образования и воспитания студенчества); кадровые (привлечение к процессу формирования у студентов экономической культуры преподавателей разного профиля); ресурсные (необходимые материально-технические и финансовые условия для организации данной работы).

Апробация и внедрение результатов исследования.

Ход и результаты исследования на различных этапах обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры педагогики, педагогики высшей школы, бухгалтерского учета и аудита, экономики Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова; докладывались на научно-методической конференции «Проблемы экономического образования» (Москва, 2002); X Международной научно-методической конференции «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании» (Пенза, 2003); межвузовской научно-методической конференции «X Рязанские педагогические чтения» (Рязань, 2004); научно-методических конференциях «Актуальные проблемы бухгалтерского учета и анализа в России» (Владикавказа, 2004) и «Налоговый механизм регулирования экономического роста» (Владикавказ, 2004). Теоретические положения и результаты исследования внедрены в практику работы Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова и Владикавказского института управления.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Во «Введении» охарактеризованы актуальность исследования, обоснован научный аппарат (объект, предмет, цель, гипотеза, методы), раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, определены положения и выводы, выносимые на защиту.

В первой главе — «Теоретико-методологические основы формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей вузов в современных условиях» рассматриваются понятие «экономическая культура», ее микроэлементы; социально-экономические преобразования в России и необходимость формирования новой экономической культуры студентов неэкономических специальностей. Содержится философско-культурологический и научно-педагогический анализ понятия «экономическая культура», и уточнены некоторые его характеристики, дан срез современного состояния экономической культуры студентов неэкономических специальностей, описаны методы и технология исследования.

Во второй главе — «Содержание, формы и методы формирования экономической культуры в процессе учебно-воспитательной работы вуза» - раскрывается сущность опытно-экспериментальной работы по формированию у студентов неэкономических специальностей современной педагогической культуры, педагогическая технология экономического воспитания студенчества, разработана модель формирования экономической культуры у студентов неэкономических специальностей с ее основными компонентами: цель, задачи, принципы, содержание, методы.

В «Заключении» подводятся общие итоги исследования, даются практические рекомендации, определяются перспективы дальнейшего изучения рассматриваемой в диссертации проблемы.

Социально-экономические преобразования в России и необходимость формирования новой экономической культуры

На протяжении 70 лет наша страна развивалась на основе административно - командной плановой системы, в условиях которой путь определяющими понятиями являлись «государственная собственность на средства производства», «плановое хозяйство», «взаимовыгодные торгово -экономические и валютно - финансовые связи социалистических стран» и др.

В условиях перехода к рыночной экономике изменились не только системы экономических отношений, но и само понимание целей и ценностей экономического развития. В результате 15-летних реформ, которые проводились по моделям западных экспертов и ученых, Россия оказалась очень далеко от цивилизованного рынка и цивилизованного капитализма; в стране полная неуправляемость экономикой; недоверие власти; криминализм; нарушение не только собственных законов, но и международных соглашений.

То, что реформы по цивилизованному пути не удалось провести, объясняется множеством причин: безнравственностью политиков и бизнесменов, которые пришли к власти; плохой экономической моделью; криминализацией общества; и, пожалуй, основная причина — неготовность жителей страны к рынку, к вступлению в новые экономические отношения, ориентированные на многообразие форм собственности, конкуренцию и деловую предприимчивость. [126]

Социально-экономические изменения, которые происходят в современном обществе, затрагивают и систему образования.

Процесс перехода к регулируемой рыночной экономике изменил требования, предъявляемые к подготовке современных специалистов различных уровней.

Вплоть до начала 1990-х годов школьные и вузовские курсы, в которых рассматривались экономические вопросы, были направлены на то, чтобы привить юным гражданам мысль о неоспоримом превосходстве советской экономической системы и неминуемом крахе капиталистического хозяйства. [155] Рецидивы сознания, формировавшегося в советскую эпоху, дают о себе знать и сегодня, спустя десятилетия после крушения советского режима.

Как показывают данные проведенного нами исследования, к числу тех, кто весьма слабо разбирается в сущности происходящих в стране экономических и социальных преобразований относится довольно значительная часть представителей студенческой молодежи, обучающейся по неэкономическим специальностям. Исследование проводилось в Северо-Осетинском государственном университете. Слабым оказалось степень сформированности современного экономического сознания у студентов. Анкетным опросом было охвачено 240 студентов 1-2 курсов гуманитарных факультетов. Он проводился весной 2002 года. Наряду с анкетированием в целях более точного установления пробела в современных экономических знаниях и определения степени сформированности экономического сознания, как базовых понятий экономической культуры личности, студентам были предложены сочинения на экономические темы.

В результате исследования выяснилось, что около 40% опрошенных не вполне понимают существенной разницы между рыночной экономикой и Советской государственно-плановой системой. Многим студентам мало знакомы такие понятия, как «конкуренция», «бизнес», «предпринимательство», «производительность труда», «государственная экономическая политика», «жизненный уровень» и другие. Результаты проведенного исследования свидетельствуют об отсутствии у большинства студентов современного экономического мышления, подчас элементарных представлений о том, как функционирует экономический механизм, откуда берутся жизненные блага, которыми мы пользуемся в повседневной жизни.

Настораживает тот факт, что у большинства опрошенных полностью отсутствует стремление иметь свое дело, заниматься предпринимательством. Значительная часть опрошенных студентов (68%) считает, что все заботы о гражданах должно нести государство и только 14% опрошенных отметили, что необходимо рассчитывать на собственные силы. Все это свидетельствует об отсутствии у студенческой молодежи элементарной экономической культуры.

Вопрос о том, что такое экономическая культура, каковы пути и средства ее формирования является одним из наименее разработанных в отечественной экономической, педагогической, культурологической и философской литературе. Об этом свидетельствует как сравнительно небольшое количество публикаций по данной проблематике, так и различное толкование понятия «экономическая культура». Так, например, К.Н. Панферов, автор монографии «Экономическая культура» рассматривает экономическую культуру в философском плане, трактует ее как «проекцию экономики на сферу культуры или культуры на экономику». [111]

В работах различных авторов экономическая культура выступает в нескольких аспектах — качествах: - как форма социальной памяти (Т.И. Заславская, В.П. Колеватов, Ю.А. Левада, Р.В. Рывкина и др.); - как мировоззренческое понятие (С.А. Андреев, Ф.В. Бурлаций, Т.И. Карягина, Г.С. Лисичкин, Б.А. Пинскер, Л.Я. Пияшева и др.); - как элемент в системе новой идеологии и комплексе экономико-социальных навыков, знаний, умений, привычек, стереотипов (Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян, П.Г. Бунич, В.П. Селюнин и др.); - как фактор взаимодействия культуры и экономики (Л.Н. Коган, Н.А. Дубинин, В.Т. Ефимов, В.М. Соколов, Ж.Т. Тощенко и др.); - как элемент связи между экономикой и поведением в экономической психологии (А.И. Китов), исследованиях уровня экономического сознания людей (Н.А. Аитов, В.В. Бовкун, Л.И. Гордон, Л.И. Лукьянов, Э.А. Саар, М.Х. Титма, О.И. Шкаратан, В.Я. Ядов и др.); - как фактор становления социально-экономических отношений и отражения их, например, в этнографии (Ю.В. Бромлей); - как комплекс элементов и явлений культуры, мотивов поведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни. [88]

Автор учебного пособия «Культурология» Б.И. Каверин рассматривает экономическую культуру, как «главный и ведущий, но не единственный элемент материальной культуры». [70] Разделяя экономическую культуру общества и личности, Б.И. Каверин пишет: «Экономическая культура общества в общем осмыслении означает, во-первых, меру и степень совершенства экономики, экономической жизни общества. Во-вторых, она содержит человеческое измерение. В-третьих, экономическая культура выражает некоторую гармонию природы и общества в их экономических взаимодействиях. В-четвертых, экономическая культура характеризует направленность экономической жизни общества на стабилизацию и укрепление мира, а не войну, на ее подготовку и ведение».

Резюмируя свои рассуждения, автор пишет: «Экономическую культуру общества можно определить как совокупность материальных ценностей, институтов, норм и принципов хозяйственно-производственной деятельности людей, характер производственных (экономических) отношений и процесс эффективного функционирования экономики страны, образующие способ и содержание жизнедеятельности людей в данной сфере.

Философско-культурологический анализ понятия «экономическая культура»

Ответы на непростые вопросы по проблемам культуры, давались давно, но особое значение они приобрели в середине XIX века, когда проблемы культуры, ее развития оказались тесно связанными с острыми политическими и социально-экономическими проблемами Западной Европы, претендующей в те времена на первенство в мире. Примерно в этот период выделились и определились две противоположных философских точки зрения на культуру, одна из которых рассматривает культуру как средство закалебания человека, превращения его в послушное орудие чуждых и враждебных человеку сил, а другая считает культуру средством облагораживания человека, превращая его в собственно человека, носителя цивилизованного начала, развивающего и общество и самого себя.

Английский философ Ф. Бекон вводит два понятия, имеющих важнейшее значение для концепций последующего развития культуры: «материальная культура» и «культура духа». [21] Это деление базируется на ведущей идее общественно - экономического прогресса общества.

Французский писатель и философ Ж.Ж. Руссо ущербность буржуазной культуры видит в существовании частной собственности, которая делает людей неравными. Не меньшим злом по мысли Руссо является наука и искусство, которые способствуют сохранению неравенства, не обеспечивая ни улучшения нравов, ни более счастливой и богатой жизни народа, т.е. он характеризует культуру как плод и источник неравенства и социально-экономического отчуждения человека от результатов труда. [142]

Немецкий философ И. Кант считает, что «человек - высшая культурная ценность и только свободный человек может сделаться личностью, и принижения личности экономическими и политическими соображениями -антикультурны и бесчеловечны». [72]

Немецкий философ Ф. Гегель характеризует культуру «как разум, возводимый в ранг фундаментальной силы исторического процесса». [142]

Известный немецкий философ Ф. Ницше считает, что «вопросы соотношения человека и существующего мира культуры решаются с позиций пессимизма». Человек по мысли Ницше, изначально антикультурен, он природное существо, а культура создана для подавления и порабощения человека. [142]

Австрийский врач и психолог 3. Фрейд, анализируя преобразования духовной культуры общества, подчеркивает, что индивидуальная свобода личности, налагаясь на культурные достижения, лежит в основе неукротимости и неудовлетворенности человеческого духа и спиралевидной формой ведет к развитию и совершенствованию общественных ценностей и идеалов. [163]

Немецкий философ М. Хайдеггер резко выступает против диктатуры безликости, заставляющей человека подчиняться тем или иным, внешним по отношению к человеку, обстоятельствам. Именно в этом подчинении человека к вещам, предметам, расхожим мнениям и заключается, по мысли Хайдеггера, главная беда западной культуры, ломающей личность, ее самобытность.

Французский философ Ж.П. Сартр считает, что «любая культура ведет человека к разрушению», так как главный тезис, которого он придерживался — «человек - это свобода» предполагает вечную проблему для человека — проблему выбора своего поступка, своей жизни, своей судьбы. [52]

Особое место в исследовании проблем культуры принадлежит русским мыслителям — писателям, ученым, общественным деятелям. Великий русский писатель-гуманист Ф.М. Достоевский критиковал буржуазную культуру за ее меркантильность, стремление к узкопонимаемой полезности, нацеленность на внешний, чаще просто финансовый успех, богатство в ущерб главному в человеке - его свободе, творчеству, самовыражению и саморазвитию.

Культура - многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово «cultura» обозначало возделывание земли, воспитание, образование, развитие, почитание. [48]

Поскольку культура - сложное социальное явление, то существует множество подходов к ее исследованию и множество ее понятий. Но по сей день не существует определения понятия «культура», которое можно было бы считать исчерпывающим.

Так, А.И. Арнольдов характеризует культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством. В.Е. Давидович и А.Ю. Жданов рассматривает культуру как специфический способ человеческой деятельности. B.C. Библер, Л.Н. Коган, В.М. Межуев и другие, определяют культуру, как процесс развития сущностных сил человека, его становление как творческой личности. Как систему формирующих начал деятельности определяют культуру М.С. Коган, Э.С. Маркарян, выделяя деятельный и личностно-творческий подход к исследованию многообразных явлений культуры.

Известный психолог В.П. Зинченко в своей книге «Живое знание» [66] дает метафорические трактовки понятия «культура» известных авторов: «Культура — это плодотворное существование» (Б. Пастернак), «Рост мира, есть культура» (А. Блок), «Культура — это язык, объединяющий человечество» (П. Флоринский), «Культура - это связь людей» (М. Пришвин), «Культура всегда больше себя самой на документальное сырое бытие» (О. Мендельштам). Приведенные понятия и метафоры, хотя не приближают нас к научному определению культуры, зато дают почувствовать, что самая верная защитница человека - это культура, а самый опасный враг — бескультурье.

«Сила культуры в ее преемственности, в непрерывности ее внутреннего существования и развития, в ее порождающих и творческих возможностях» [66]. Понятие «культура» трактуется в советском энциклопедическом словаре [123], как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самому себе.

Спиркин А.Г. в учебнике по философии дает следующее определение культуре [142]: совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет культуру.

Интересно представляется концепция B.C. Семенова. Указывая на неразрывность развития культуры и развития человека, он приходит к выводу, что культура играет особую специфическую роль во взаимоотношениях человека и мира: «С философской точки зрения культура есть особый деятельный способ овладения человеком мира, включая как весь внешний мир — природу и общество, так и внутренний мир самого человека в смысле его формирования и развития» [132]. Из сказанного следует, что человек в культуре присутствует не только как ее творец, но и как ее главный результат. Следовательно, творение человека, формирование и развитие его личности, его внутреннего мира является важнейшей целью духовной деятельности общества.

Культурным является человек, который в достаточной степени усвоил накопленный предшествующими и его собственным поколениями общественно значимый опыт, некультурным — тот, который к нему не приобщился. При этом важно подчеркнуть, что приобщение к культуре означает приобретение не столько знания, сколько умения. Мало знать, как нужно вести себя, нужно уметь вести себя соответствующим образом.

С понятием культуры теснейшим образом связаны, по крайней мере, еще три понятия [53]. Одно из них - понятие программы деятельности, поведения. Значение социально значимого опыта в том, что он выступает для каждого конкретного человека, овладевшего им, в качестве программы его поведения. Другим, теснейшим образом связанным с категорией культуры, является понятие преемственности. Культура есть опыт общества, который передается от одного поколения к другому. Она не только передается и усваивается, но и обогащается и развивается, однако никакого обогащения, никакого развития культуры невозможно без ее передачи от поколения к поколению. Культура всегда включает в себя как опыт, полученный от предшествующих поколений, т.е. традиции, так и собственный опыт нового поколения, т.е. инновации.

И еще мы сталкиваемся с одним понятием — накопления, аккумуляции. Социально значимый опыт, являющийся программой человеческой деятельности, не только передается, но и накапливается. Процесс развития культуры носит кумулятивный характер:

Моделирование процесса формирования основ экономической культуры студентов неэкономических специальностей вузов

Моделирование — одна из основных категорий теорий познания, «использует специально построенные и изучаемые модели для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов». [83] В энциклопедическом словаре под моделированием понимается исследование каких-либо явлений, процессов или систем путем построения и изучения их моделей (образец, эталон, стандарт). [123]

Моделирование обусловлено заранее поставленной целью и ориентировано на практическое применение результатов. В процессе моделирования используются также теоретические исследования, результаты которых представлены в этом параграфе.

С помощью модели можно определить: компоненты, составляющие систему; достаточно точно представить связи между компонентами; вопросы, на которые необходимо ответить.

Можно выделить следующие этапы моделирования: предварительный анализ процесса; обработка данных анализа, их обобщение и корректировка; построение и последующее изучение модели; перенос полученной информации на исследуемый процесс; анализ достоверности и эффективности модели; корректировка модели.

В нашем случае объектом моделирования является учебно-воспитательный процесс, способствующий формированию экономической культуры студентов неэкономических специальностей вузов. Мы опирались при разработке модели на работы В.Г. Афанасьева, А.А. Зиновьева, П.В. Копнина, Н.В. Кузьмина, B.C. Леднева, B.A. Полякова, B.B. Чавчанидзе, В.А. Штоффа и других [17, 65, 83, 89, 94, 116, 166, 169], и пришли к выводу, что общей проблемой для различных видов экономического знания остается проблема выбора модели экономического образования, которая позволила бы наиболее полно и творчески решить задачу стимулирования нравственной направленности поведения человека, преследующего свои экономические цели.

Формирование основ экономической культуры личности мы представляем как структурированную систему взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов, динамично изменяющуюся и активно развивающуюся во времени. К движущим силам развития и саморазвития личности психолого-педагогические науки относят: объективные противоречия; деятельность субъекта, создающая и разрешающая это противоречие, объективно-субъективные условия деятельности (поскольку лишь при наличии системы необходимых условий личность может осознать внутреннее противоречие и ощутить потребность в его разрешении). Сознательное разрешение внутренних противоречий - характерная черта личности. В данной интерпретации нас интересует развитие и саморазвитие процесса формирования основ экономической культуры личности студента неэкономического факультета вуза как системы и при каких условиях данных процесс будет эффективным и продуктивным. М.М. Левина [92] считает, что главными условиями формирования личностной культуры субъекта является актуализация ценностей и мотивации деятельности, участие в различных формах социальной деятельности, стимулирование воли.

В совокупности вышеизложенное позволяет осуществить моделирование исследуемого феномена, то есть опора на философско-культурологическую концепцию экономической культуры позволила нам разработать рабочую педагогическую модель сформированности экономической культуры студентов неэкономических специальностей вузов. Она может рассматриваться как теоретическое (или содержательное) обобщение [47], которое позволит свести к определенной теоретической конструкции компоненты и их связи. Модель логически и вероятно описывает взаимодействие этих компонентов между собой.

Предлагаемая нами модель охватывает процесс от приобретения экономических знаний, умений, развития экономически значимых качеств личности, потребностей, интересов, мотивов, ценностных ориентацией до проявления экономической культуры в поведении и деятельности. Такой подход вытекает из самого определения экономической культуры и является совершенно очевидным, так как экономическая культура может быть сформирована, если студент обладает как минимум определенной суммой экономических знаний. Определив уровень природных способностей студента к овладению экономическими знаниями, мы можем разработать систему мер их совершенствования с учетом познавательных, волевых и эмоциональных свойств личности, ее индивидуального своеобразия, психологического склада.

Мы акцентируем данное положение, поскольку экономическая культура представляет собой динамичный процесс, в котором человек не только создает и потребляет материальные и интеллектуальные ценности, но и саморазвивается как личность. Следовательно, будет правомерно определение явления экономической культуры как процесса развития способностей и возможностей человека.

Мы попытались определить общие требования к знаниям по экономике к студентам-неэкономистам: - знание основ экономической теории и может ли она принести конкретную пользу практикам российского бизнеса; - знание основ других экономических дисциплин, определений, систем экономических категорий, принципов и показателей; - знание основ рыночной системы, законов ее функционирования и как должен вести себя человек, попав в рыночную среду; - знание о деятельности фирм и как они функционируют в условиях слаборазвитого российского рынка; - знание о экономической роли Российского государства и каким должно быть само государство, чтобы эта роль была эффективна и для национальной экономики, и для отдельных граждан; - понимание и умение оперировать профессиональной терминологией; - владение экономическим инструментом — методами стратегического расчета и экономической графики; - умение составлять планы аналитических работ, бизнес-планы, сбор необходимого для них первичного материала; - умение анализировать, формализировать, корректировать и обобщать экономические данные; - умение представлять свою работу в виде доклада, реферата, курсовой, дипломной работы.

Приступая к моделированию, необходимо уточнить, каким требованиям должна отвечать проектируемая модель. В нашем исследовании исходное требование связано с конечной целью — разработке организационно-педагогических условий, способствующих формированию экономической культуры студентов неэкономических специальностей в целях совершенствования их профессиональной подготовки.

Образование и педагогическая система развития экономической культуры студентов

Компонентом экономической подготовки в процессе которого формируется экономическая культура является образование.

В процессе образования происходит развитие и становление личности. Образование — это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. То есть образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции. Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики и культуры), так и всего общего.

Анализируя историю культуры, можно сделать вывод, что экономический компонент лежал в основе воспитания и образования уже на самых начальных этапах становления цивилизации. Об этом свидетельствуют «экономические упражнения» древних школ, достаточная упорядоченная экономическая подготовка в средневековых учебных заведениях. Российский опыт в историческом аспекте, начиная с момента появления первых коммерческих училищ и торговых школ, в середине XVIII века достаточно изучен и свидетельствует о значительном внимании уделявшемуся предпринимательскому образованию. Российское предпринимательство еще в дореволюционное время строило свою деятельность на основе моральных принципов и системе экономических ценностей. Так, ВІ912 году российскими предпринимателями было выработано семь принципов честного и нравственного ведения дел в России. [146]

1. Уважай власть. Власть — необходимое условие для эффективного ведения дел. Во всем должен быть порядок. В связи с этим, проявляй уважение к блюстителям порядка в узаконенных эшелонах власти.

2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость — фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетелей — честности и правдивости.

3. Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство — основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.

4. Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске.

5. Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову. «Единожды солгавший, кто тебе поверит?» Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.

6. Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.

7. Будь целеустремленным. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.

Эти правила могут служить достойным образцом для следования в деятельности любого субъекта экономики в настоящее время. Овладение набором этих правил-ценностей означает продвижение к пониманию экономических процессов и своего места в системе новых рыночных отношений.

Российских педагогов, просветителей и экономистов также интересуют вопросы роли образования и экономической культуры в развитии общества. Ученый-педагог, публицист СИ. Гессен выделяет в культуре образованность, гражданственность, цивилизованность [42], отождествляя цели культуры и цели образования, и подчеркивая, что образование всей своей системой формирует культурную личность. По мысли известного ученого — педагога и просветителя девятнадцатого века П.Ф. Каптерева, целью образования является превращение природного человека в культурного.

В работах выдающихся российских ученых и мыслителей Н.И. Пирагова, К. Бестужева-Рюмина, Н.А. Вышнеградского излагались передовые для своего времени идеи развития образования и формирования его конкретных целей. Великий ученый К.Д. Ушинский подчеркивает, что ускоренное развитие экономики России диктует необходимость экономического обучения в реальных училищах. [153]

Советский экономист, статистик С.Г. Стумилин пришел к выводу, что затраты на образование оправдываются, они экономически выгодны, так как отдача вложенных средств происходит в виде увеличения объема национального дохода.

Соотношение образования и культуры можно рассматривать в разных аспектах: через формирование поликультурного образования; в условиях культурно-исторического типа образовательной системы (вуза, школы); как систему культурно-образовательных центров в рамках одной или разных стран; через анализ учебных дисциплин культурологической направленности; путей и способов развития культуры субъектов образования (педагогической и умственной культуры студентов); описания и прогнозирования образа культурного и образованного человека конкретной исторической эпохи; обобщения, сохранения и возрождения культурно-образовательных традиций народа, этноса, науки.

Анализируя многоаспектный подход к образованию Б.С. Герщунский определяет образование как результат грамотности, образованности, профессиональной компетентности, культуры и менталитета [41].

Современная ситуация в российском образовании свидетельствует о преобладании разрушительных, а не созидательных тенденций. Естественная для переходного периода переоценка ценностей в недостаточной мере соотносится с изменившимися потребностями человека и общества. Очевиден приоритет материальных ценностей над духовными, снижается уважение к отечественной экономике, культуре, истории, науке и технике. Одним из путей выхода из социального кризиса является образование, так как именно на него возлагается надежда в решении многих проблем человечества, в том числе возрождения духовности, экономической культуры.

Еще А. Дистервег писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщаться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением...» Поэтому самодеятельность — это средство и одновременно результат образования. Весьма глубокий смысл имеют слова выдающегося французского физика Паскаля: ученик — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь. [31]

Похожие диссертации на Педагогические условия формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей в вузе