Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия формирования толерантных отношений старшеклассников на основе развития коммуникативной культуры Мисходжева, Фатимат Адамеевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мисходжева, Фатимат Адамеевна. Педагогические условия формирования толерантных отношений старшеклассников на основе развития коммуникативной культуры : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Мисходжева Фатимат Адамеевна; [Место защиты: Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова].- Владикавказ, 2012.- 231 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/1868

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Роль коммуникативной культуры старшеклассников в формировании толерантных отношений 18

1.1. Понятия «коммуникативная культура», «коммуникативная компетентность», «педагогика ненасилия», «национальные ценности», «толерантность» и «толерантные отношения» в современной психологической, педагогической и философской науках 18

1.2. Влияние коммуникативной культуры на формирование толерантных отношений у старшеклассников 47

1.3. Состояние и специфические особенности организации учебно-воспитательного процесса как основы формирования коммуникативной культуры и толерантных отношений обучающихся 70

Выводы по главе 98

Глава II. Совершенствование учебно-воспитательного процесса как условие оптимизации процесса формирования толерантных отношений старшеклассников на основе повышения коммуникативной культуры 104

2.1. Педагогические условия и модель формирования коммуникативной культуры у старшеклассников как основы готовности к позитивной межкультурной коммуникации и толерантным отношениям 104

2.2. Повышение профессиональной культуры и коммуникативной компетентности учителей как условие совершенствования учебно-воспитательной работы по формированию готовности к позитивной межкультурной коммуникации и толерантным отношениям у старшеклассников 124

2.3. Реализация программы формирующего эксперимента, анализ и интерпретация результатов и содержательные характеристики этапов опытно-экспериментальной работы 144

Выводы по главе 169

Заключение 172

Библиографический список использованной литературы 177

Приложения 200

Введение к работе

Актуальность исследования. Процесс формирования толерантности в социальных институтах на сегодняшний день испытывает затруднения из-за ряда объективных и субъективных причин, требует оптимизации. Возникает необходимость определения уровня сформированном^ коммуникативной культуры обучающихся, непосредственно влияющей на развитие толерантных отношений, изучения психолого-педагогических аспектов данного процесса.

Анализ и обобщение состояния толерантных отношений показывает, что человек не может оказаться вне многостороннего взаимодействия и общения с людьми, прежде всего, сверстниками. Именно его неумение общаться лежит в основе различных конфликтных ситуаций. Проблема культуры общения - одна из самых актуальных как в учебных заведениях, так и в обществе в целом: не все люди готовы вступать в диалог, слышать и понимать друг друга. Необходимо наличие при этом готовности личности к позитивной межкультурной коммуникации - основе толерантных отношений. Развитие коммуникативной культуры и толерантность - понятия, без которых невозможны перемены в российской системе образования.

Проблемы толерантности в общеметодологическом плане в разных формах присутствуют в классических работах Ф. Аквинского, Д. Алигьери, Вольтера, Г. Гегеля, Т. Гоббса, И. Канта, Г. Лейбница, Дж. Локка, Н. Маккиавелли, У Оккама, М. Падуан- ского, Ж.-Ж. Руссо, Б. Спинозы.

В современном обществе толерантность выступает, прежде всего, как воспитанность, предполагающая терпимость и уважение во взаимоотношениях. Толерантность - умение находить путь общения с людьми иной культуры, национальности, религии или социальной сферы.

Анализ научно-теоретической литературы по проблемам, связанными с позитивной межкультурной коммуникацией, общением, коммуникативной компетентностью личности, позволяет утверждать, что структура, функции, генезис общения и отношений межличностного взаимодействия достаточно изучены и детально освещены в теоретических трудах философов (В.С. Библер, Л.П. Буева, Р.Р. Валитова, М.С. Каган, Б.Д. Парыгин, В.М. Соковнин и др.), психологов (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.В. Рыжов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, И.М. Юсупов, В.Я. Якунин и др.), социальных психологов (Е.С. Кузьмин, Ю.Н. Емельянов, А.А. Налчаджян, Л.А. Петровская и др.), педагогов (Л.В. Байбородова, В.И. Гинецинский, Н.В. Кузьмина, Г.И. Михалевская, Г.С. Трофимова и др.), социальных педагогов (Б.З. Вульфов, Г.А. Кудрявцева, Ф.А. Мустаева, В.А. Фокин и др.), филологов (Т.Н. Астафурова, И.Э. Клюканов, А.П. Оконешникова, С.Г. Тер-Минасова и др.). Проблема коммуникативной компетентности исследовалась С.Л.Братченко, Ю.Н. Емельяновым, Г.А. Кудрявцевой, О.П. Санниковой, Г.С. Трофимовой, В.Д. Ширшовым и др.

Как известно, гуманизация учебно-воспитательного процесса предполагает гуманизацию отношений педагога и воспитанника, учащихся между собой, научение их позитивному общению. Данная идея имеет две стороны: методолого-теоретическую (научное обоснование этой идеи) и практическую ( реализация гуманистических отношений в непосредственной педагогической деятельности).

Методолого-теоретическая сторона идеи гуманизации общения опирается на методологические позиции разных ученых: признание уникальности, неповторимости и самоценности каждого человека (М.М. Бахтин, Ф. Ницше, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, С.Л. Франк, Э. Фромм); безусловное принятие человека таким, какой он есть, со всеми присущими ему качествами и свойствами (Г.С. Батищев, А.Б. Орлов, К. Роджерс); восприятие человека в любом возрасте и независимо от национальности и конфессиональной принадлежности как личность и признание за ним права на потребности, желания, интересы, на свой обособленный мир (В.В. Зеньковский, А. Маслоу, Э. Фромм); формирование достаточно высокого уровня самопринятия (А. Адлер, Э. Эриксон).

Практическая реализация идеи гуманистического общения предполагает умение педагога адекватно воспринимать человека, понимать его внутренние свойства и особенности, готовность к сопереживанию, умение управлять собой и процессом общения, транслировать доброжелательность на вербальном уровне, соблюдать педагогический такт и этикет, выстраивать общение в горизонтальной плоскости, устранять возникающие в процессе общения барьеры. Подобным требованиям для равноправного ведения диалога должно отвечать и поведение школьника.

Научный аспект исследования проблемы состоит в том, что, несмотря на достаточную разработанность проблематики толерантности в зарубежной психолого-педагогической науке (J. Akennia, R.W. Brislin, S. Віаік, T. Koks, G. Ollport, A. Zimbuli и др.) и повышение интереса к изучению толерантных характеристик личности, степени сформированности ценностных ориентаций на толерантность среди отечественных психологов и педагогов (А.Г. Асмолов, В.В. Бойко, Е.В. Бондаревская, Г.У. Солдато- ва, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова и др.), принципов ненасилия (И. Ганди, М. Ганди, М.Л. Кинг, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров и др.), до сих пор обсуждение способности к межэтническому общению, а, следовательно, влияние сформированности коммуникативной культуры на формирование толерантности остается чрезвычайно актуальным.

Проблемы формирования коммуникативной культуры отражены в трудах таких отечественных ученых, как Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов, Т.А. Флоренская, Б.Б. Ярмахов и зарубежных - M.R. Singer, L.A. Samovar, R.E. Porter, W.D. Gudykunst, Y.Y. Kim, A.L. Kroeber, C. Kluckhon, R. Wiseman, J. Koester, которые придают ей большое значение как основе готовности к позитивной коммуникации и толерантным отношениям.

Наряду с многообразием исследований толерантности, посвященных изучению религиозной толерантности (Ю.А. Гаврилова, А.Г. Шевченко и др.), этнической толерантности (Е.М. Аджиева, С.К. Бондырева, Е.В. Брянцева, Б.А. Тахохов, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова и др.), толерантности как «этической проблемы» (Р.Р. Валитова, З.К. Каргиева и др.), политической толерантности (В.А. Лекторский, М.П. Мчедлов и др.), педагогической толерантности (Г.В. Безюлева, П.В. Степанов, Г.М. Шеламова и др.), толерантности как принципа функционирования культуры (А.Г. Асмолов, В.В. Горбунов, В.М. Золотухин, С.Р. Чеджемов и др.), остается недостаточно изученной проблема влияния формирования коммуникативной культуры и готовности к позитивной межэтнической коммуникации на развитие толерантности.

В современной педагогической деятельности существует ряд трудностей, связанных с противоречиями, наблюдающимися в обществе, между:

требованиями к формированию коммуникативной культуры старшеклассников как основы толерантности и реальными профессиональными (прежде всего коммуникативными) компетенциями педагога;

необходимостью осознания старшеклассниками роли и значимости развития своей коммуникативной культуры и недостаточным социальным опытом и уровнем их научных знаний по данному вопросу;

потребностью в формировании у старшеклассников в учебно-воспитательном процессе коммуникативной культуры как основы толерантности и отсутствием разработанных методик, педагогических технологий, адаптированных к конкретным условиям обучения и воспитания в полиэтническом регионе.

Все это наряду с современными социокультурными реалиями указывает на необходимость ориентации образовательного процесса на гуманизацию межличностных отношений, формирование коммуникативной культуры и коммуникативной компетентности у подрастающего поколения, способности у него к межкультурному взаимодействию - основе толерантных отношений.

Вышеуказанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия формирования толерантных отношений у старшеклассников на основе повышения коммуникативной культуры?

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия формирования готовности к толерантным отношениям у старшеклассников на основе повышения уровня коммуникативной культуры обучающихся в школе.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс средней общеобразовательной школы.

Предмет исследования - педагогические условия формирования толерантных отношений старшеклассников на основе развития коммуникативной культуры обучающихся.

Гипотеза исследования: процесс формирования толерантных отношений у старшеклассников на основе развития коммуникативной культуры будет наиболее эффективным при реализации следующего комплекса педагогических условий:

содержание этого процесса будет включать в себя совокупность развиваемых компонентов коммуникативной культуры: личностного, когнитивного, эмоционального и поведенческого; его реализация будет обеспечена высокой профессиональной компетентностью учителя, его нравственной готовностью, умениями, знаниями, способностью к прогнозированию, проектированию и к педагогической рефлексии;

процесс формирования коммуникативной культуры будет дидактически обеспечен адекватными средствами: методическими материалами, помогающими внедрению в учебно-воспитательный процесс активных методов обучения, новых педагогических технологий, включающих различные педагогические инновации - формы организации учебной и внеучебной работы - уроки толерантности, позитивной межкультурной коммуникации, милосердия и доброты, сюжетно-ролевые и деловые игры, тренинги, акции солидарности и др.;

будут разработаны концепция, модель, критерии и показатели сформированно- сти коммуникативной культуры старшеклассников;

- в учебно-воспитательный процесс в рамках специально разработанной программы опытно-экспериментальной работы и педагогических условий формирования коммуникативной культуры у старшеклассников как основы готовности к толерантным отношениям будут введены факультативные курсы «Коммуникативная культура», «Азбука толерантности»; в рамках курсов повышения квалификации учителей реализована программа «Толерантность - основа взаимопонимания между народами».

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены задачи исследования:

    1. Осуществить анализ сложившегося понимания коммуникативной культуры и толерантных отношений в трудах отечественных и зарубежных ученых, выявить теоретико-методологические основы изучаемой проблемы и концептуально определить пути их реализации в практике работы школы.

    2. Раскрыть основные подходы, закономерности, принципы и предпосылки формирования толерантных отношений на основе формирования коммуникативной культуры как многофункционального явления.

    3. Спроектировать и внедрить модель формирования коммуникативной культуры у старшеклассников как основы готовности к толерантным отношениям.

    4. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования готовности к толерантным отношениям на основе развития коммуникативной культуры старшеклассников в ходе обучения и воспитания.

    5. Разработать и апробировать программу повышения уровня профессиональной и нравственной готовности педагога к формированию толерантных отношений учащихся.

    Методологическую основу исследования составляют личностный (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.В. Мудрик, В.Н. Мясищев и др.), деятельностный (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.), задачный (Н.В. Кузьмина и др.), аксиологический (Е.В. Бондаревская, Б.З. Вульфов, М.С. Каган, А.В. Кирьякова, А.С. Койчуева, Н.Д. Никандров, и др.), культурологический (С.Ф. Анисимов, B.C. Библер, Г.М. Гогиберидзе, Э.С. Маркарян и др.), интегративный (А.П. Беляева, Г.А. Монахова, И.П. Раченко, М.М. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.), средовый (В.Я. Барышников, Р.А. Кассина, Ю.С. Мануйлов и др.) подходы; современные идеи диалектики общего, особенного и единичного при формировании коммуникативной культуры и коммуникативной компетентности; понимание образовательного процесса как коммуникативного (Г.И. Михалевская, А.А. Реан, В.А. Якунин и др.).

    Теоретической основой исследования явились концепция формирования коммуникативной культуры и компетентности обучаемых (Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, Н.Л. Грейдина, Т.Г. Грушевицкая, А.А. Сусоколов, Г.С. Трофимова, Т.А. Флоренская, Б.Б. Ярмахов и др.); теории формирования опыта личности как системы отношений (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.); идеи деятель- ностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), общефилософские и социокультурные вопросы толерантности (Р.В. Валитова, В.М. Золотухин, Н.В. Круглова, В.А. Лекторский, Г. Олпорт и др.); проблемы формирования толерантности в рамках анализа процесса межличностного общения и коммуникативной культуры (Г.А. Асмо- лов, С.Л. Братченко, Г.С. Кожухарь, Г.У Солдатова и др.); научные труды и положения, затрагивающие проблемы нового глобального мышления и воспитания толерантности (В.С. Агеев, Г.М. Андреева, Ю.В. Арутюнян, А.Г. Асмолов, А.В. Бабаян, В.С. Библер, С.К. Бондырева, Е.В. Брянцева, Р.Р. Валитова, А.А. Егизарьянц, А.В. Макарчук, В.Г. Маралов, Г. Маркузе, Н.В. Мольденгауэр, Л.И. Науменко, Т.Ю. Прокофьева, Д. Радьяр, Ж. Семлен, Н.Ю. Синягина, В.А. Ситаров, Г.У Солдатова, Э. Фромм, В.Г. Цогоев и др.); представления о принципах и подходах к поликультурному образованию (З.А. Малькова, В.В. Макаев, Л.Л. Супрунова, М.Г. Тайчинов и др.); роли этнической культуры в формировании толерантных отношений (И.А. Арабов, К.И. Бузаров, З.К. Каргиева, А.С. Койчуева, В.К. Кочисов, Б.А. Тахохов, С.Б. Узденова, Е.Е. Хатаев, С.Р. Чеджемов, И.А. Шоров и др.); теория социального взросления и этнической социализации личности (Е.П. Белинская, А.В. Брушлинский, Б.А. Вяткин, М.Р. Гинзбург, В.С. Саблин, Д.И. Фельдштейн и др.); вопросы использования педагогического мониторинга личностного продвижения в процессе формирования толерантных отношений у старшеклассников (А.А. Саркисян, Л.А. Саркисян, А.А. Погодина и др.).

    Источниковую базу исследования составили нормативные документы, исследовательские и теоретические материалы (специальные труды отечественных и зарубежных авторов), учебно-методические пособия, диссертационные исследования и другие работы по различным аспектам рассматриваемой проблемы.

    Для проверки гипотезы исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

        1. Теоретические: анализ научной литературы по педагогике, психологии и другим смежным областям знаний относительно исследуемой проблематики.

        2. Эмпирические: наблюдение социально и личностно значимых ситуаций, анкетирование, тестирование, педагогические беседы (индивидуальные и групповые), анализ результатов деятельности старшеклассников.

        3. Тесты В.Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности»; методика исследования уровня эмпатии, разработанная И.М. Юсуповым; многофакторный опросник личности Р.Б.Кэттелла; методика диагностики уровня толерантности личности, разработанная В.С. Магуном. При обработке экспериментальных данных применялись методы количественной и качественной обработки, а именно: факторный анализ - метод главных компонент, t - критерий Стьюдента.

        4. Педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий).

        Определяющим для данной работы является системный анализ с элементами

        структурно-функционального подхода, который позволяет раскрыть взаимосвязь исследуемого явления с основными социальными процессами общества.

        Экспериментальная база исследования: МОУ СОШ №16, №17 (г.Черкесск) и №6 (г.Карачаевск). Экспериментом было охвачено 414 учащихся старших классов экспериментальных групп, 182 учащихся контрольных классов МОУ СОШ Карачаево-Черкесской республики и 49 учителей-предметников.

        Основные этапы исследования. Исследование проходило с 2006 г. по 2012 г. и включало три взаимосвязанных этапа:

        На I этапе (2006-2008 гг.), поисково-констатирующем, изучалась философская, психолого-педагогическая литература, материалы диссертационных исследований по проблемам коммуникативной культуры и формированию толерантности в образовательной среде, осуществлялось эмпирическое исследование констатирующего характера. Это позволило уточнить научный аппарат, сформулировать рабочую гипотезу, определить цели и задачи исследования, наметить пути их решения.

        На II этапе (2009-2010 гг.), коррекционно-формирующем, осуществлялся выбор методов и методики исследования; проводились аналитико-диагностические процедуры по выявлению критериев, показателей, уровней сформированности коммуникативной культуры и толерантных отношений, знаний, умений, социально-личностных характеристик старшеклассников. Осуществлялась координационная деятельность семьи, школы, общественности.

        На III этапе (2011-2012 гг.), заключительном, осуществлялись систематизация результатов опытно-экспериментальной работы; обработка и обобщение полученных данных, их количественный и качественный анализ; проверка выводов и результатов исследования; уточнение отдельных теоретических положений; подготовка текста диссертации.

        Научная новизна исследования:

        1. определены концептуальные положения формирования коммуникативной культуры как основы толерантных отношений, определены пути оптимизации процесса подготовки к позитивной межкультурной коммуникации и толерантным отношениям у старшеклассников через комплексную программу развития компонентов коммуникативной культуры: личностного, когнитивного, эмоционального, поведенческого;

        2. разработана и экспериментально проверена модель научно-методического обеспечения процесса формирования коммуникативной культуры, спроектированная на основе модульно-блочной технологии, определены ее структурные компоненты (организационно-целевой, содержательно-деятельностный, оценочно- результативный), в которых отражены теоретико-методологические подходы, методика, средства и формы организации учебной и внеучебной работы, результаты; уточнены пути оптимизации процесса подготовки к позитивной межкультурной коммуникации и толерантным отношениям у старшеклассников;

        3. обосновано, что сформированность коммуникативной культуры, в структуре которой выявлены основные компоненты: личностный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий, позволяет оптимизировать толерантные отношения, являющиеся результатом социализации и саморазвития личности;

        4. выявлено, что по сравнению с традиционной в современной модели культуры общения личности актуализируются расширение и обновление когнитивной подструктуры; личностный выбор ценностных приоритетов в аксиологической подструктуре; творческое начало в поведенческой подструктуре; эффективность опытно- экспериментальной работы обеспечивается высокопрофессиональными педагогами, ориентирующими обучающихся на позитивную коммуникацию, выступающую основой толерантных отношений.

        Теоретическая значимость работы:

        1. Конкретизированы концептуальные подходы к формированию коммуникативной культуры и толерантных отношений у старшеклассников (личностный, деятель- ностный, задачный, средовый, культурологический, интегративный, аксиологический) и их влияние на развитие компонентов коммуникативной культуры: личностного, когнитивного, эмоционального, поведенческого, которые обеспечивают готовность к позитивной межкультурной коммуникации и толерантным отношениям.

          1. Уточнены представления о роли коммуникативной культуры в формировании толерантных отношений, определены место и роль коммуникативного компонента в процессе формирования коммуникативной культуры у старшеклассников как основы готовности к толерантным отношениям.

          2. Обоснованы теоретические основы и специфика процесса формирования коммуникативной культуры, которая на основе сформированности таких компонентов, как личностный, выражающий отношение к иноязычной культуре, позитивной межкультурной коммуникации, социокультурному окружению в процессе общения; когнитивный, определяющий уровень знаний о языковой культурной традиции, умений по ее применению, ориентированных на учет специфики общения в иноязычной среде, реализуемых в позитивной межкультурной коммуникации; эмоциональный, выражающий отношение к межкультурной коммуникации, ее особенностям; поведенческий, являющийся следствием усвоения знаний по культуре общения и отношения к ним, уровня развития коммуникативной культуры, определяющий мобильность поведения, оптимизирует готовность к позитивной межкультурной коммуникации, повышению коммуникативной культуры и толерантным отношениям старшеклассников.

          3. Разработаны критерии, показатели, уровни сформированности коммуникативной культуры, которые позволяют оптимизировать толерантные отношения старшеклассников.

          Практическая значимость исследования состоит в разработанности технологического обеспечения процесса формирования коммуникативной культуры в условиях традиционного обучения. Представленная модель способствует эффективному формированию коммуникативной культуры и готовности к позитивной межкультурной коммуникации как основе воспитания толерантности в учебное и внеучебное время. Теоретически смоделированы и внедрены в практику общеобразовательных школ факультативные курсы «Коммуникативная культура», «Азбука толерантности», способствующие воспитанию активной нравственной позиции и психологической готовности старшеклассников к толерантному взаимодействию с людьми иных культур, конфессий, взглядов, позиций и образа жизни. Разработаны и научно обоснованы конкретные рекомендации по формированию толерантного отношения старшеклассников к сверстникам в процессе внеклассной работы.

          Результаты исследования могут быть использованы при чтении спецкурсов, а программа для подготовки учителей к опытно-экспериментальной работе «Толерантность - основа взаимопонимания между народами» - в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров, будут полезны школьным психологам и социальным педагогам.

          Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены исходными теоретическими и методологическими позициями, комплексом методов исследования, адекватных его целям и задачам, репрезентативностью и статистической обработкой эмпирических данных, их развернутой качественной интерпретацией, а также контрольным сопоставлением с реальным педагогическим опытом; длительностью исследования. Повышению надежности результатов способствовали объем и разнородность выборки, разнообразие используемых диагностических методик, использование методов математической статистики.

          На защиту выносятся следующие положения:

              1. Толерантность - личностная характеристика, включающая в себя средний уровень тревожности, низкий уровень агрессивности и враждебности, эмоциональную устойчивость, умеренную психическую ригидность, высокий уровень общительности и эмпатии, ориентация на которые усложняется в период старшего школьного возраста. Она детерминируется социокультурными условиями образовательной среды и требованиями к толерантному поведению подростков, предъявляемыми семьей, школой, общественностью.

              2. Толерантные отношения старшеклассников выражаются в активной осознанной жизненной позиции, основанной на уважительном отношении к другой национальной и конфессиональной культуре, индивидуальным и этнопсихологическим особенностям, мировоззренческим позициям, убеждениям, образу жизни, выраженном стремлении к сотрудничеству, бесконфликтному типу взаимоотношений у старшеклассников, главным компонентом которого является развитая коммуникативная культура, позволяющая строить отношения со сверстниками на гуманной, диалоговой основе, что предполагает наличие высокого уровня сформированности знаний, умений, навыков, формируемых через комплексную программу развития компонентов коммуникативной культуры: личностного, когнитивного, эмоционального и поведенческого.

              3. Разработанная на основе совокупности научных подходов (личностный, деятель- ностный, задачный, средовый, культурологический, интегративный, аксиологический) модель формирования коммуникативной культуры старшеклассников отражает цель, методологическую базу, содержание, методы, формы, средства, критерии, уровневые показатели и предполагаемый результат; она состоит из блоков (организационно- целевой, содержательно-деятельностный, оценочно-результативный), обеспечивающих мотивацию и направленность на подготовку к позитивной межкультурной коммуникации и формированию толерантных отношений. Основой реализации модели служит решение педагогических задач на основе знаниевого компонента и конкретных технологий коммуникативного и социального взаимодействия.

              4. Эффективны следующие педагогические условия формирования толерантных отношений у старшеклассников: использование в формировании толерантных отношений совокупности развиваемых компонентов коммуникативной культуры: личностного, когнитивного, эмоционального, конативного; обеспечение процесса формирования коммуникативной культуры дидактически адекватными средствами; введение в учебный процесс активных форм и методов обучения, новых педагогических технологий, включающих различные педагогические инновации; разработка концепции, модели, критериев и показателей сформированности коммуникативной культуры старшеклассников; разработка факультативных курсов «Коммуникативная культура», «Азбука толерантности» и их внедрение в учебно-воспитательный процесс учителями, прошедшими подготовку в ходе реализации программы «Толерантность - основа взаимопонимания между народами».

              Апробация работы и внедрение основных результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на кафедре педагогики и педагогических технологий ГОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д.Алиева»; докладывались на Международных научно-практических конференциях «Современные проблемы развития фундаментального образования в национальных регионах России» (пос. Нижний Архыз, 2008), «Инновационные подходы к совершенствованию воспитательной работы в учреждениях образования» (пос. Нижний Архыз, 2010), «Теоретико-методологические основы и практика современного воспитательного процесса в учреждениях образования» (Черкесск, 2011); Первом Международном научном форуме «Толерантное пространство современности: экономика - право - мораль» (Кисловодск, 2008); Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, докторантов «Молодежь и наука: проблемы, поиски, решения» (Омск, 2008); Всероссийских научно-практических конференциях «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования (Челябинск, 2010), «Языковая ситуация в многоязычной поликультурной среде и проблемы сохранения и развития языков и литератур народов Северного Кавказа» (Карачаевск, 2011) и «Воспитание нравственной личности в условиях поликультурного образовательного пространства» (Майкоп, 2012); региональной научно-практической конференции «Рациональные пути решения социально-экономических и научно-технических проблем региона» (Черкесск, 2008, 2009, 2011).

              Диссертантом внедрены в практику работы общеобразовательных школ и вузов региона авторские спецкурсы для старшеклассников «Коммуникативная культура» и «Азбука толерантности», программа повышения квалификации для учителей «Толерантность - основа взаимопонимания между народами».

              Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (299 наименований), приложений; содержит 4 таблицы, 1 рисунок, 3 диаграммы.

              Понятия «коммуникативная культура», «коммуникативная компетентность», «педагогика ненасилия», «национальные ценности», «толерантность» и «толерантные отношения» в современной психологической, педагогической и философской науках

              Вопрос о содержании и сущностной характеристике понятия толерантность и ее производных в полиэтническом мире становится все более актуальным как для самой личности, так и для этнических групп и народов, для государства и общества в целом. В Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 г., написано: «Толерантность - это то, что делает возможным достижения мира и ведет от культуры войны к культуре мира». Там же понятие толерантности определено как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности; отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждения норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека; не уступка, снисхождение и потворство, а прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека; привилегия сильных и умных, не сомневающихся в своих способностях продвигаться по пути к истине через диалог и разнообразие мнений и позиций [62].

              Этимологию понятия «толерантность» можно проследить на примере любых языков мира. Например, в немецком языке глагол «терпеть» и существительное «терпимость» - это слова разного происхождения. При этом понятие «терпимость» в этом языке употребляется только в отношении человека к человеку [230; 231]. В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова дается пояснение, что в русском языке аналогом слова «толерантность» является существительное терпимость, под которым понимается умение человека без вражды, миролюбиво относиться к чужому мнению, характеру и т.п. В этом значении оно уже давно признано в различных науках [170, 707].

              В кратком энциклопедическом психологическом словаре толерантность трактуется как способность переносить трудности, пониженная чувствительность к неблагоприятным воздействиям, повышенный порыв эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, способность переносить неблагоприятные условия без снижения эффективности деятельности [111, 193].

              Наиболее обобщенный взгляд на понятие «толерантность» представлен в философии. Понимая толерантность как терпимое отношение к чужим мнениям, поведению, вере и т.п., А.И.Ильин считал, что в традициях русской Православной церкви всегда присутствовала высокая толерантность по отношению к людям другой веры. Российское государство создавалось как традиционно многоконфессиональное. В нем исторически сложился опыт толерантного отношения к свободе совести [76, 255-256].

              Существуют медицинские и психологические определения толерантности. В частности, в медицине рассматривается иммунологическая толерантность - утрата или ослабление способности организма к иммунному ответу на данный антиген в результате предшествующего контакта с тем же антигеном; в фармакологии лекарств или токсического эффектов [180, 36].

              Что касается психологической дефиниции понятия «толерантность», то с точки зрения А.В.Петровского и В.В.Юрчука, толерантность можно определить как психологическую устойчивость при наличии фрустаторов или стрессоров, сформировавшуюся в результате снижения чувствительности к их повторяющемуся воздействию [180]. В качестве психологической установки толерантность должна быть выражена через добровольный индивиду альный выбор, т.е. она не навязывается, а приобретается через воспитание, получение информации и жизненного опыта.

              Как действие толерантность - это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, это добровольное согласие на взаимную терпимость разных и противостоящих в несогласии субъектов.

              Как видно из вышеизложенного, позиция образования должна быть выражена через когнитивный компонент учебно-воспитательного процесса, когда информация о целесообразности и необходимости толерантного поведения должна привести к определению поведенческих стереотипов личности с учетом ведущих идей как традиционной педагогической культуры, так и требований мирового сообщества к полилогу в мультикультурном мире, при этом не теряя своей самоценности. Это можно продемонстрировать, исходя из определения Е.В.Бондаревской, которая под толерантностью понимает личностную характеристику, отражающую самоценность, самоуважение личности, способность быть автономной, независимой, стремящейся к выбору, рефлексии и саморегуляции [32, 50-56].

              И.П.Иванов, известный своей методикой воспитания в коллективе, также подчеркивает, что толерантность - это личностное качество, стимулирующее активную творческую жизнь человека с целью собственного развития и улучшения окружающей среды, заботы о близких и далеких людях [75, 80].

              Г.У.Солдатова считает, что толерантность - это или интуитивное восприятие единства человечества, взаимозависимости всех от каждого или каждого от всех, и состоит толерантность в уважении прав другого (в том числе права быть другим), а также воздержании от причинения вреда для всех и для самого себя [208].

              Взаимосвязь толерантности и социокультурных явлений раскрывается в определениях толерантности как условия сотрудничества и реализация системного, личностного и деятельного подходов [169]; основы опыта социаль но-значимой деятельности для других людей, для себя, для общества [39]; основы терпимости «других».

              Толерантность - это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существовании «другого» [10].

              О.А.Донцов считает, что толерантность — это терпение и снисходительное отношение к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам, идеям [65]. В главном соглашаясь с этим автором, О.А.Тигина подчеркивает, что толерантность не только терпимость, но и солидарность, патриотизм, интернационализм и ответственность [65].

              На наш взгляд, толерантность - это проявление лучших моральных качеств и социальной зрелости человеческой личности. Толерантность - это показатель социальной зрелости человеческой личности, сформированности духовно-нравственных качеств, обеспечивающих адекватное отношение к социокультурным реалиям окружающего мира.

              Р.Брислин рассматривает толерантность как черту, значимую для успеха адаптации и противопоставляет ее стереотипности и авторитаризму. При этом он выделяет две ее стороны: толерантность к другим — убеждение в том, что другие могут иметь свою позицию, способность видеть вещи с разных точек зрения, учитывая разные факторы; толерантность к неопределенности -способность размышлять над проблемой, даже если не известны все факторы и возможные последствия принятого решения [271].

              Теоретической анализ научной литературы [12; 17; 28; 43; 47; 123; 155; 160; 177] привел нас к выводу о том, что в структуре толерантности можно выделить пять компонентов: аксиологический (признание приоритетными ценности человеческого достоинства и неприкосновенности: уважение, свобода, равенство, справедливость, чуткость, гуманизм и т.д.); личностный (совокупность личностных качеств, позволяющих строить взаимодействие на принципах толерантности); когнитивный (осознание многообразия и само ценности культур, права других на собственные убеждения, на свободное выражение своих взглядов и т.д.); эмоционально-волевой (заинтересованное отношение к другому, желание прочувствовать его мироощущение, понять мотивы поведения, самоконтроль, саморегуляция, преодоление раздражительности и т.д.); конативный (проявление активности в выборе оптимальных способов взаимодействия с людьми иной этнокультурной, религиозной, социальной среды на основе взаимопонимания, диалога, сотрудничества; толерантное поведение в ситуациях конфликта, при различии в точках зрениях, столкновении мнений, оценок и т.п.).

              В целом толерантность можно рассматривать на четырех уровнях: гностическом (познание и признание своего «Я»); конструктивном (определение тактики поведения и диалога с другими); деятелъностном (взаимодействие с другими при абсолютной автономии); аналитико-резулътативном (анализ результатов взаимодействия).

              Состояние и специфические особенности организации учебно-воспитательного процесса как основы формирования коммуникативной культуры и толерантных отношений обучающихся

              На основании анализа научной литературы выявлено, что имеющиеся в отечественной психолого-педагогической науке исследования недостаточно полно раскрывают особенности формирования толерантных отношений, его содержание и механизмы, а также факторы, оказывающие влияние на их возникновение и развитие.

              Анализ содержания имеющихся в психологии и педагогике определений толерантности и их содержания (Л.С.Асейкина, Г.Л.Бардиер, В.В.Бойко, И.В.Брянцева, И.Б.Гриншпун, Н.В.Недорезова, Н.Л.Оконешникова, Г.Оллпорт, А.В.Орлова, А.А.Погодина, Г.У.Солдатова, А.Г.Фадина, Л.А.Шайгерова, О.Д.Шарова и др.) позволил дать характеристику толерантности как психологического и социально-психологического явления.

              Опираясь на основание субъекта-объекта воздействия, психологами была выделена психофизиологическая (индивидная), межличностная, межгрупповая (социальная) и аутотолерантность [19, 9-11]. Термин «толерантность», принятый как предмет изучения в ряде научных дисциплин, при переводе с иностранных языков в русском языке употребляется в значении терпимости. Поэтому в общепринятом значении (А.В.Петровский, В.А.Тишков, М.Г.Ярошевский) толерантность означает отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.

              Мы пришли к выводу, что при формировании толерантных отношений среди молодежи необходимо использовать как возможности учебно-воспитательного процесса, учитывающего принципы, закономерности, опыт интегративного подхода, имеющийся в отечественном и зарубежном воспитании, так и опыт позитивной межкультурной коммуникации.

              К закономерностям формирования толерантных отношений мы относим:

              - детерминированность развития толерантных отношений личности от особенностей социокультурного окружения, этнокультурного и социального опыта, семейного воспитания, личностных качеств, организации воспита-тельной и учебной среды, применяемых средств и способов педагогического воздействия на личность обучающихся;

              - процесс формирования толерантных отношений у учащихся обусловлен потребностями общества в формировании личности, имеющей высокую коммуникативную культуру, готовность к позитивной коммуникации, гуманность в общении и межличностном взаимодействии с представителями иной национальности, культуры и религии; - соответствие основных задач формирования толерантных отношений возрастным и индивидуальным особенностям старшеклассников, отношениям в семье, состоянию социокультурного окружения, сформированности коммуникативной культуры старшеклассников;

              - оптимизация процесса формирования толерантных отношений старшеклассников зависит от компетентности педагога и его профессиональной готовности к реализации программы толерантно ориентированной коммуникативной образовательной стратегии и межкультурной коммуникации.

              Для нашего исследования значимо понятие межличностной толерантности, которое рассматривается как одно из социально-психологических свойств личности, особый способ взаимоотношения и межличностного взаимодействия, общения с другими, в том числе - «иными». В этом виде толерантности наиболее ярко проявляются основные проблемные аспекты межгрупповой толерантности, так как межличностная толерантность - это готовность человека выйти за пределы ограниченного круга «своих» (отличных от «других» по любому признаку - по национальности, вере, социальному происхождению, возрасту и т.д.). Межличностная толерантность является базовым, эмпирическим уровнем для формирования коммуникативного содержания основных видов толерантности [19, 9-11].

              Межличностная толерантность рассматривается нами в рамках следующих подходов: традиционного, который рассматривает толерантность межличностных отношений в русле терпимости (В.В.Бойко, Е.Ю.Клепцова, В.Д.Менделевич, Н.В.Недорезова).

              Авторы второго подхода (А.Г.Асмолов, Г.Л.Бардиер, Г.У.Солдатова, О.А.Спицына, Л.А.Шайгерова) противопоставляют понятия «толерантность» и «терпимость», полагая, что толерантность в отличие от терпимости не пассивна, она предполагает расширение круга личных ценностных ориентации за счет межличностного позитивного взаимодействия с другими субъектами общения. Третий подход, так называемый «структурный», «интегральный» (Г.Г.Абдулкаримов, Р.Г.Апресян, А.Г.Асмолов, Н.А.Асташова, А.М.Байбаков, Е.Г.Виноградова, Т.Б.Загоруля, Ю.П.Ивкова, М.С.Мириманова, Г.Оллпорт, Г.М.Шеламова, П.В.Степанов, К.Уэйн), рассматривает межличностную толерантность как сложное, многоаспектное, многогранное, многокомпонентное качество личности, включающее как терпимость, так и качества личности, выражающие позитивное отношение к иному. Данный подход является менее противоречивым и позволяет рассматривать межличностную толерантность как социально-психологическое явление, проявляемое в процессе межличностного общения, взаимодействии на различных уровнях, от отстраненно-смиренного отношения, безразличия до сознательного принятия, восторженного одобрения (В.А.Лекторский, М.Уолцер).

              Анализ работ С.Л.Братченко, О.А.Спицыной, А.А.Шабановой, Г.Л.Бардиер, А.Г.Фадиной, Е.И.Касьяновой позволил выделить основные компоненты толерантности в системе межличностных отношений: мотива-ционно-ценностный, коммуникативный, когнитивный, аффективный (эмоциональный) и поведенческий (деятельностный) [19,9-11].

              Остановимся на коммуникативном компоненте, т.к. проблема коммуникативной культуры и поведения старшеклассников - одна из самых острых в школе и в обществе в целом. Большинство старшеклассников не обладают искусством общения. Современные школьники не умеют слушать, понимать, не проявляют терпимость по отношению друг к другу. По сравнению с ценностными ориентациями старшеклассников 70-80-х гг. XX в. для современных учеников характерна смена содержания ценностных приоритетов, изменение понимания смысла определенных ценностей. Основными путями оптимизации коммуникативного поведения старшеклассников могут быть привлечение учеников к ценностно-насыщенному учебно-воспитательному процессу; разъяснение учащимся социально одобрительного поведения; обеспечение их четкими жизненными ориентирами; выявление возрастных и инди видуальных особенностей учащихся, которые влияют на процесс коммуникативного поведения старшеклассников; коррекция коммуникативных деформаций у участников диалога [17, 398].

              Если в классе учатся представители не одной, а нескольких национальностей, то актуализируется значение этнопсихологических особенностей общения. В многонациональном коллективе наблюдается большое количество форм межличностных отношений по национальной принадлежности. Педагогу следует создать такую атмосферу в классе, которая бы способствовала адекватному восприятию одноклассника другой национальности.

              На основе анализа этнопсихологического своеобразия отношений и общения старшеклассников в классе можно развивать нетрадиционные подходы к организации учебно-воспитательной работы и устанавливать приоритетность тех путей, которые необходимы для развития коммуникативной культуры старшеклассников в многонациональном коллективе. Это очень кропотливая работа, но она чрезвычайно важна, поскольку незнание и неучет национально-психологических особенностей членов группы может привести к межнациональным трениям, взаимной отчужденности. В связи с этим важным элементом в работе с многонациональным коллективом является формирование культуры межнационального общения. В процессе учебы в коллективе могут возникать и иные конфликты, которые приводят к возникновению негативных эмоций и сказываются на учебной деятельности старшеклассника. В процессе совместной деятельности причинами конфликтов становятся два вида детерминант: предметно-деловые разногласия и различия личностно-прагматических интересов [190].

              Педагогические условия и модель формирования коммуникативной культуры у старшеклассников как основы готовности к позитивной межкультурной коммуникации и толерантным отношениям

              Определяя педагогические условия формирования готовности к позитивной межкультурной коммуникации и толерантности на основе коммуникативной культуры у старшеклассников, мы поставили перед собой задачу проанализировать работу по формированию толерантных отношений в условиях полиэтничности населения, ее зависимость от культуры коммуникантов и условий межкультурной коммуникации.

              Анализ научной литературы показал, что на формирование толерантных отношений оказывают большое влияние ряд направлений педагогического воздействия на личность, среди которых:

              - аксиологическое, обеспечивающее формирование мотивационно ценностного отношения учащихся к модели толерантного взаимодействия;

              - культурологическое - использование воспитательного потенциала эт-нокультуры и этикета в воспитательной практике для формирования готовности к позитивной межэтнической коммуникации и толерантным отношениям;

              - организационное - создание психологически комфортной среды для позитивной межкультурной коммуникации;

              - социальное - использование возможностей среды, социальных институтов, облегчающих социальное взаимодействие;

              - создание в условиях учебно-воспитательного процесса школы толерантно ориентированной коммуникативно образовательной среды,

              - создание условий для формирования позиции автономности и идентичности («Я» как ценность и «Я» как часть группы);

              - создание в школе условий, где сочетаются традиционные и активные формы обучения, формирование инструментальных навыков (навыков готовности к позитивной межэтнической коммуникации и толерантного общения через повышение коммуникативной культуры);

              - социально-педагогическое - соотнесенность получения установок и навыков толерантного взаимодействия с реальными социальными ситуациями на практике, через включение учащихся в социальную деятельность;

              - использование коллективных форм деятельности в приобретении толерантного опыта, совершенствование социальных навыков через рефлексивно-смысловую сферу личности учащихся;

              - использование педагогического мониторинга личностного продвижения в процессе формирования культуры толерантности у учащихся;

              - методическое - включение педагогов, которые сами предварительно осознали и умеют применять принципы культуры толерантности, обладают методологий и методикой формирования коммуникативной культуры, в процесс педагогического сопровождения по формированию толерантных отношений у учащихся.

              Работа по разработке программы формирующего эксперимента позволила нам определить следующие направления психолого-педагогического воздействия по формированию толерантных отношений старшеклассников: опора на мотивационную, ценностную и целевую сферу личности.

              Мы проанализировали мнение старшеклассников о состоянии их толерантных отношений. Нами были предложены старшеклассникам ряд опросников, адаптированных к теме нашего исследования, в которых был ряд вопросов, касающихся взаимоотношений в классном коллективе, а также межличностных отношений.

              Были задействованы опросник Р.Б.Кэттела (приложение 1), из которого выбран коммуникативный блок и факторы: открытость, замкнутость; смелость; отношение к людям; степень доминирования - подчиненности; зависимость от группы; динамичность. Учитывая, что группу коммуникативных свойств образуют следующие факторы: А - общительность, Н - смелость, Е -доминантность, L - подозрительность, N - дипломатичность, Q2 — самостоятельность, а сочетание факторов А и Н отражает потребность личности в общении, умении общаться, нами были предложены вопросы для выявления дровней коммуникативной культуры. Опросник И.М.Юсупова «Исследование уровня эмпатийных тенденций» (приложение 2) и экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е.Хухлаев, Л.А.Шайгерова) (приложение 3), вопросы, адаптированные к проблеме нашего исследования из вопросника В.С.Магуна, использованные нами для определения предпосылок развития толерантных взаимоотношений, позволили провести диагностику взаимосвязи уровня коммуникативной культуры и толерантных взаимоотношений. Также нами были составлены вопросы, которые могли выявить уровень мировосприятия старшеклассников.

              Так, на первый вопрос, представители каких национальностей учатся в классе, правильно ответили 92% учащихся. На вопрос о религиозной принадлежности представителей разных народов правильный ответ дали 55%. Но лишь одна треть обучающихся смогла объяснить, чем религии отличаются друг от друга. На третий вопрос, знают ли ученики традиции одноклассников другой национальности, положительный ответ дали 30% старшеклассников. На четвертый вопрос о том, какие традиции являются религиозными, какие светскими, правильные ответы дали четверть опрошенных старшеклассников. Также ребята показали достаточно низкие результаты по вопросам коммуникативной культуры. На вопрос о знании основ коммуникативного этикета других народов положительный ответ дали 30% старшеклассников.

              Нами было определено, что процесс формирования толерантных отношений у старшеклассников будет эффективным при реализации следующего комплекса педагогических условий:

              1. Введение в содержание процесса формирования толерантных отношений совокупности развиваемых компонентов коммуникативной культуры: личностного, когнитивного, эмоционального, конативного.

              2. Подготовка по специально разработанной программе учителей с высокой профессиональной компетентностью, нравственной готовностью, умениями, знаниями, способностью к прогнозированию, проектированию и к педагогической рефлексии для формирования в школе толерантной коммуникативной среды и толерантных отношений.

              3. Обеспечение процесса формирования коммуникативной культуры дидактически адекватными средствами: методическими материалами, способствующими внедрению в учебно-воспитательный процесс новых форм и методов работы.

              4. Введение в учебный процесс активных форм и методов обучения, новых педагогических технологий, включающих различные педагогические инновации - формы организации учебной и внеучебной работы - уроки толерантности, уроки позитивной межкультурной коммуникации, уроки милосердия и доброты, сюжетно-ролевые игры, деловые игры, тренинги, акции солидарности и др.

              5. Выработка концепции, проектирование модели, определение критериев и показателей сформированности коммуникативной культуры старшеклассников.

              6. Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс в рамках специально организованной программы опытно-экспериментальной работы спецкурсов «Коммуникативная культура», «Азбука толерантности».

              На основе научных подходов и методологической базы исследования было определено, что опытно-экспериментальная работа должна базироваться на основе:

              1) аксиологического подхода, признающего человека высшей ценностью и самоцелью общественного развития; позволившего раскрыть значение социально-значимых ценностных ориентации как стержня личности, обеспечивающего формирование высоконравственной толерантной личности, ориентированной на ценности национальной, общероссийской и мировой культуры, которая сможет сохранить ценностное отношение к формируемым ценностям в процессе своей жизни и деятельности (А.Г.Асмолов, С.Ф.Анисимов, А.Г.Здравомыслов, Д.А.Леонтьев, В.С.Братусь и др.);

              2) культурологического подхода, рассматривающего культуру как основной источник и средство социальной и духовной преемственности поколений, предполагающего, что освоение человеком культуры дает ему возможность творить ее новые элементы, помогающие осмыслить значение усвоения этнопедагогическои, соционормативнои и религиозной культуры и развитие на этой основе творчества (креативности) педагогов в ходе подготовки к ценностно-ориентированной деятельности (М.С.Каган, Э.С.Маркарян, В.С.Библер, Л.Н.Коган, В.М.Межуев, В.А.Сластенин и др.)

              Реализация программы формирующего эксперимента, анализ и интерпретация результатов и содержательные характеристики этапов опытно-экспериментальной работы

              Образовательный процесс для учащихся экспериментальных и контрольных групп был организован по единым учебным планам и программам, при этом в экспериментальных классах велись факультативные курсы «Коммуникативная культура», «Азбука толерантности», направленные на формирование ценностных ориентации старшеклассников на толерантные отношения на базе социальных и нравственных ориентиров. Нами анализировалось содержание процесса формирования коммуникативной культуры в экспериментальной группе. На всех этапах опытно-экспериментальной работы фиксировались отличия процесса и результатов в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.

              В экспериментальных классах нами была проведена беседа «Преодоление языковых барьеров и формирование коммуникативной культуры», в ходе которой приводились данные по межкультурной коммуникации в стране и за рубежом, акцентировалось внимание старшеклассников на необходимости преодоления языковых барьеров и национальной отчужденности.

              Особое внимание на уроках английского языка стало уделяться страноведению и культуре речи. Так, в экспериментальных классах наряду с прохождением материала по программе, давались задания по административному делению, национальному составу, существующих межнациональных и межконфессиональных проблемах изучаемой страны. Затем подготовленные учащимися материалы обсуждались в классе, приводились многочисленные примеры конфликтов и их последствий, обсуждались и прогнозировались политические события, проблемы культуры общения.

              В результате анкетирования старшеклассников выяснилось, что подавляющее большинство учащихся выступают за развитие коммуникативной культуры (около 68%), а 79% считают высокую коммуникативную культуру средством избегания межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Вместе с тем, свыше 70% учащихся показали низкую готовность к позитивной коммуникации и толерантным отношениям.

              Содержание факультативов «Коммуникативная культура» и «Азбука толерантности» включало использование методики коммуникативного тренинга и предполагало овладение знаниями о специфике внутриэтнической и ме-жэтнической коммуникации, продуктивными коммуникативными умениями, навыками субъект-субъектного взаимодействия; развитие системы ценностных ориентации на толерантность как ценность, психологических качеств личности, важных для коммуникативной деятельности.

              Оценочно-аналитический этап включал подведение итогов эксперимента, анализ результатов и их интерпретацию.

              Содержание спецкурсов «Коммуникативная культура» и «Азбука толерантного формирования» выражены в модулях.

              Модуль 1. Понятие миротворчества, толерантности, коммуникативной культуры, культуры общения.

              Цель модуля: ознакомить участников с понятиями «коммуникативная культура как основа миротворчества», «миролюбие», «толерантность»; созздать открытую, непринужденную атмосферу, ситуацию психологии комфорта и рабочий настрой участников.

              Вводная часть: Объяснение и принятие правил работы группы (10-15 минут). На этом этапе ведущий объясняет участникам, что им предстоит долгая совместная работа и для лучшего ее выполнения надо принять правила работы группы. Это, во-первых, правила хорошего тона, которыми руководствуются в общении воспитанные люди. Желательно стимулировать группу к самостоятельной выработки правил, для чего ведущим было предложено обсудить вопрос: какое поведение других людей мешает, а какое способствует свободному высказыванию вашей точки зрения? В результате обсуждения участники группы приходят к выводу, что необходимы определенные правила, которых следует придерживаться в группе.

              Были обсуждены и приняты следующие правила работы группы:

              - искренность в общении: открытое выражение чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе, никто ни обижается на высказывание других участников группы;

              - определение сильных сторон личности коммуникантов: во время занятий каждый участник стремится подчеркнуть положительные качества другого участника, с которым вместе работает;

              - активное участие в работе группы: стремление общаться со всеми членами группы, независимо от симпатий, не замыкаться в себе, даже если узнали о себе что-то неприятное;

              - уважение к говорящему: когда высказывается кто-либо из членов группы, все участники коммуникации его внимательно слушают, дают возможность сказать то, что хочет, не перебивают до тех пор, пока он не заканчивает говорить, и лишь после этого задают свои вопросы, благодарят его или спорят с ним, исключение делают для ведущего, при затянувшемся выступлении он может вмешаться;

              - конфиденциальность: все, о чем говорят в группе относительно конкретных участков, не должно стать достоянием третьих лиц (за исключением случаев, когда разглашение информации требуется для благополучия участника);

              - принцип добровольного участия в процессе коммуникаций: члены группы могут не принимать участия в тех или иных упражнениях;

              - принцип толерантности, т.е. создание доброжелательной, открытой атмосферы: без агрессии в действиях и словах, высказываниях участников по отношению друг к другу. Члены группы могут говорить о своих чувствах, но не должны давать негативной оценки поведению и высказываниям других, чтобы не вызвать ответной реакции.

              Как правило, по отзывам учителей, этот этап знакомства обучающихся с правилами работы в группах и первоначального общения друг с другом помогал наладить позитивные взаимоотношения в коллективе и, по оценкам учителей, вносил позитив в межкультурную коммуникацию.

              Знакомство (5-10 минут)

              Упражнение «Презентация участников, либо самопрезентация»

              Цель упражнения: создание непринужденной обстановки, способствующей свободному общению и установлению контакта участников друг с другом.

              Ведущий дает характеристику качеств участников мероприятия, либо участники по очереди называют свое имя и качество, которое, по их мнению, им присуще и которое начинается на ту же букву, что и их имя. Например: Костя - коммуникабельный, Валентин - веселый, Лена - ласковая, Мусса -мудрый, Ася - активная и т.п. Выбирать надо качество или признак, наиболее характерный и запоминающийся. Каждый участник, прежде чем назвать свое имя и качество, повторяет по кругу имена и качества всех других участников, начиная с первого. Труднее всего последнему участнику, которому необходимо запомнить, повторить все, что было сказано до него. Если группа большая (10-12 чел.), можно ограничиться повторением того, что было сказано тремя предыдущими участниками.

              Можно использовать вариант 2 знакомства.

              Каждый участник представляется и показывает какой-то характерный для него жест или движение и говорит: «Меня зовут.., я люблю делать вот так... (показывает движение)». Следующий за ним по кругу участник повторяет имя и жест предыдущего: «Его зовут... (называет имя), он любит делать так... (показывает жест)» и только потом говорит о себе.

              Введение в проблему Г15-20 минут)

              Ведущий рассказывает участникам о том, что такое «коммуникативная культура», «миротворчество», «миролюбие», «толерантность». Лекция может быть подготовлена тренером или учителем самостоятельно, а может быть составлена на основе материала, рекомендованного нами. При составлении лекции мы учитывали возрастные особенности старшеклассников. Следует стремиться к тому, чтобы лекция включала и элементы диалога, беседы с участниками. Рассказывая, можно задавать вопросы, побуждая участников делать свои дополнения, уточнения.

              Упражнение «Воспитай в себе толерантность» (20 минут)

              Цель: ознакомить участников с основными чертами толерантной личности и способами ее формирования; дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности.

              Похожие диссертации на Педагогические условия формирования толерантных отношений старшеклассников на основе развития коммуникативной культуры