Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические аспекты формирования нравственно-эстетической культуры студентов в условиях межнациональных отношений Крюкова Ирина Викторовна

Педагогические аспекты формирования нравственно-эстетической культуры студентов в условиях межнациональных отношений
<
Педагогические аспекты формирования нравственно-эстетической культуры студентов в условиях межнациональных отношений Педагогические аспекты формирования нравственно-эстетической культуры студентов в условиях межнациональных отношений Педагогические аспекты формирования нравственно-эстетической культуры студентов в условиях межнациональных отношений Педагогические аспекты формирования нравственно-эстетической культуры студентов в условиях межнациональных отношений Педагогические аспекты формирования нравственно-эстетической культуры студентов в условиях межнациональных отношений Педагогические аспекты формирования нравственно-эстетической культуры студентов в условиях межнациональных отношений Педагогические аспекты формирования нравственно-эстетической культуры студентов в условиях межнациональных отношений Педагогические аспекты формирования нравственно-эстетической культуры студентов в условиях межнациональных отношений Педагогические аспекты формирования нравственно-эстетической культуры студентов в условиях межнациональных отношений Педагогические аспекты формирования нравственно-эстетической культуры студентов в условиях межнациональных отношений Педагогические аспекты формирования нравственно-эстетической культуры студентов в условиях межнациональных отношений Педагогические аспекты формирования нравственно-эстетической культуры студентов в условиях межнациональных отношений
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Крюкова Ирина Викторовна. Педагогические аспекты формирования нравственно-эстетической культуры студентов в условиях межнациональных отношений : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Владикавказ, 2003 168 c. РГБ ОД, 61:04-13/963

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Нравственно-эстетическая культура личности как педагогическая проблема 16

1.1. Понятие нравственно-эстетической культуры личности 16

1.2. Зарубежный опыт формирования нравственно-эстетической культуры личности 24

1.3. Отечественный опыт формирования нравственно-эстетической культуры личности 32

1.4. Современное состояние проблемы нравственно-эстетической культуры личности 44

Выводы 54

ГЛАВА 2. Педагогические условия и технологии формирования нравственно-эстетической культуры студентов 58

2.1. Педагогические условия формирования нравственно-эстетической культуры личности студента 58

2.2. Факторы, влияющие на развитие высокого уровня нравственных и эстетических чувств студентов 71

2.3. Проблема оценивания эффективности воспитательного процесса 82

2.4. Высокий уровень нравственных и эстетических чувств как показатель социальной зрелости студентов 90

Выводы 119

Заключение 124

Список литературы 131

Приложения 141

Введение к работе

Один из императивов идеологии перестройки нашего общества -возведение общечеловеческих ценностей в статус приоритетов. Естественно, эти ценности, тем более нравственно-эстетические, не станут автоматически регуляторами поведения, общения, отношений и деятельности социальных групп, в том числе студенческих. Причина заторможенности этого процесса в том, что превращение общечеловеческих ценностей в основу морали всего общества и норму жизни каждого его молодого представителя — чрезвычайно противоречивый, болезненный и длительный путь. Причина заторможенности и в том, что ни философы, ни этики, ни педагоги-психологи еще не пересмотрели свои концепции нравственно-эстетического воспитания, развития и совершенствования личности в реформируемый период. Таким образом, фактически отсутствует прочный научный фундамент современной нравственно-эстетической педагогики. Отсюда - дезориентированная практика духовного формирования личности, рискующая двигаться вперед методом проб и ошибок, несостоятельность которого очевидна. Однако от проблемы не уйти ни одному учебно-воспитательному заведению. Эрозия общественной и индивидуальной нравственности в условиях современного вуза выражается, в частности, в том, что имеет место кризис трудовой морали. Ответственное отношение к труду (учебному, производственному, общественному и др.) как к основе морали всех и каждого уже не является ведущей жизненной ценностью, внутренней потребностью новых поколений будущих специалистов.

Актуальность исследования определяется тем сложным положением, в котором сегодня оказалась педагогика нравственно-эстетического воспитания будущих специалистов. Отсутствие у некоторой части студентов вуза трудолюбия, чувства долга перед родителями и преподавателями, активной гражданской позиции во многом можно считать следствием утраты веры в традиционные для старших поколений социальные и морально-эстетические ценности. Молодой человек не всегда способен найти достойную замену ценностям, которые исповедовались старшими поколениями в течение десятилетий. Поиски эквивалентов иногда аморальны и антиэстетичны. Особую тревогу вызывает, например, "омоложение" различных пороков - наркомании, проституции, преступности. В современной ситуации разномыслия, противоречивых баталий образовался духовный вакуум, негативно влияющий не только на детей, подростков и молодежь, но даже на старшие поколения. Утрата нравственно-эстетических ценностей, а также неспособность молодых сделать самостоятельный мировоззренческий выбор приводят к тому, что еще не окрепшие духовно личности теряют цель и надежду в жизни. Такое состояние социально опасно.

Актуальность настоящего диссертационного исследования подтверждается фактом резкого снижения духовности отдельных представителей студенческой молодежи за последние полтора-два десятилетия. Процесс выравнивания показателей их духовной культуры происходит, к сожалению, на фоне снижения духовного тонуса нашей страны. Вне нравственно-эстетического воспитания невозможно духовное развитие молодого человека.

Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования у студентов нравственно-эстетической культуры в условиях межнациональных отношений - одна из центральных забот специалистов разных профилей. Ощутимый вклад в разработку этих подходов внесли известные психологи: Б.С. Алякринский, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, И.С. Кон, Н.В. Кузьмина, А.Р. Лурия, К. Муздыбаев, Р.С. Немов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов, П.М. Якобсон и др. В психологической науке духовные установки личности рассматриваются как важнейшие нравственно-эстетические стандарты поведения, общения, отношений и деятельности. В этой связи моральные и художественные стандарты выполняют функции социальных норм, реализующихся в следующие роли: регулятивную, избирательную, систематизирующую, оценочную, стабилизирующую и фильтрующую. Таким образом, психологические исследования помогают педагогам

6 опираться на нормы, регламентирующие нравственно-эстетические отношения между людьми разных поколений, профессий, конфессий и национальностей.

Проблемами нравственно-эстетической культуры прямо или косвенно занимались и занимаются философы, социологи, этики, эстетики, педагоги-психологи. Своими разноплановыми подходами к решению специфичных задач обогащают педагогику нравственно-эстетического воспитания следующие исследователи: СМ. Бардин, З.К. Бербешкина, Б.Н. Бессонов, Е.А. Блажнов, А.А. Гусейнов, В.Г. Иванов, СН. Иконникова, М.С. Каган, Л.Н. Коган, А. Кураев, В.Т. Лисовский, С Л. Соловейчик, А.Г. Спиркин, Д.М. Угринович, Н.Е. Юшманова и др. С точки зрения большинства исследователей, нравственно-эстетическая культура личности выступает как сложнейшая программа, включающая освоенный молодым человеком опыт человечества, помогающий поступать правильно как в традиционных, так и в проблемных ситуациях.

Об актуальности избранной проблемы свидетельствует и тот бесспорный факт, что она непременно фигурировала в профессионально-педагогической деятельности и произведениях крупнейших представителей разных стран и эпох, среди которых, к примеру, А.И. Клизовский, Я. Корчак, Н.К. Крупская, А.С Макаренко, М. Монтень, М. Монтессори, Н.К. Рерих, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий и др. Их исследования ориентированы на следующую истину: "Моральная воспитанность состоит, в конце концов, в том, что человек стремится делать добро и не может делать зла" [121, 23].

Актуальность проблемы подтверждается и вниманием к ней со стороны современных российских учителей-новаторов, значительно обогативших так называемую "педагогику сотрудничества". Особо отметим Ю.П. Азарова, Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина и др. Педагогика нравственно-эстетического воспитания у учителей-новаторов базируется на оптимистической позиции: каждый может учиться победно [138,26]. Оптимистическая гипотеза лежит и в основе нашего исследования.

Региональный фактор, присутствующий в диссертационном материале, заставляет этот материал несколько этнопедагогизировать, ибо есть необходимость рассмотреть некоторые профессиональные и студенческие традиции в союзе с осетиноведческими, национальными элементами. В целесообразности такого подхода убеждает анализ трудов ученых Осетии, среди которых Р.С. Бзаров, К.И. Гостиев, Х.В. Дзуцев, Б.А. Калоев, З.К. Каргиева, Т.Б. Кодзаев, А.Х. Магометов, Б.А. Тахохов, М.С. Тотоев, Е.Е. Хатаев, Р.С. Чеджемов и др. Их отношение к обрядотворческой, традициеведческой проблеме пронизано гуманистическими позициями. "Новые обряды - в жизнь!" - вот ведущий девиз осетинских ученых, положенный нами в основу диссертации.

Поиск социопсихопедагогических аспектов формирования нравственно-эстетической культуры личности студента — это, в сущности, организация некой воспитательной системы, внутри которой взаимодействуют определенные функциональные компоненты. Значительную помощь диссертанту в этом поиске оказала методика системного педагогического исследования, разработанная Н.В. Кузьминой и локально примененная З.К. Каргиевой. Вслед за названными исследователями диссертант считает, что педагогические системы (детсад, школа, ПТУ, техникум, армия, вуз) представляют собой целостные образования, имеющие свою историю, собственные этапы развития, оригинальные традиции преемственность в работе, взаимодействие частей внутри системы. Причем, в педсистемах выделяются гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский компоненты [81,15-19].

Проблема формирования у современной молодежи нравственно-эстетической культуры в учебно-воспитательном процессе в последние полтора-два десятилетия привлекла внимание большого числа диссертантов, что также свидетельствует о востребованности, актуальности настоящего исследования. Диссертации по нравственно-эстетической тематике защитили: А.Я. Абсалямова, А.Г. Андреева, Л.А. Барановская, Н.К. Березкина, С.Г. Ваниева, В.Д. Гаичев, В.В. Григораш, Н.Д. Инцкирвели, Е.Р. Скртчян, Л.И. Пицхадзе, Н.А. Романченко, И.А. Уваров, Л.Н. Херувимова, А.В. Щеглов и др.

Анализ перечисленных исследований убеждает в актуальности избранной нами проблемы: понятие нравственно-эстетической культуры личности современного студента до конца не раскрыто, педагогические пути ее формирования в условиях межнациональных отношений намечены лишь фрагментарно.

В области современного нравственно-эстетического воспитания назрел ряд противоречий, а именно: і противоречия между интенсивным темпом научно-технического прогресса и задержкой развития духовной культуры студентов; противоречия между нравственно-эстетическими установками профессиональных педагогов-психологов и позициями масс-культуры, способствующими индоктринации студенческой молодежи; противоречия между тенденциями нравственно-эстетического развития современной студенческой молодежи и духовными традициями этноре-гиональной культуры.

С учетом названных противоречий логично вытекал выбор темы исследования: "Педагогические аспекты формирования нравственно-эстетической культуры студентов в условиях межнациональных отношений".

Проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия и технологии нравственно-эстетического воспитания студентов в современном вузе, развивающемся под влиянием этноре-гиональной культуры? Решение сформулированной проблемы составляет цель настоящей работы.

Цель исследования - рассмотрение педагогических аспектов процесса нравственно-эстетического формирования личности студента, уточнение категории нравственно-эстетической культуры на современном этапе и определение некоторых специфических особенностей Республики Северная Осетия — Алания, в условиях которой происходит духовное становление будущего отечественного специалиста.

Объектом исследования является система формирования нравственно-эстетической культуры студентов современных вузов,функционирующих в условиях межнационального общения. Имеется в виду процесс формирования у современных студентов потребности соблюдать кодексы профессиональной и национальной чести. В качестве ядра духовных ценностей современного студенческого коллектива должна выступать нравственно-эстетическая культура мира, России и коренного этноса.

Предмет исследования — нравственно-эстетическая культура студентов как показатель их социальной зрелости. В центре нашего внимания -духовная надежность личности будущего специалиста. Речь идет о культуре чувств, которая всегда выражается в этике и эстетике поведения, общения, отношений и деятельности. Данный контекст непременно включает проблемы нравственно-эстетического воспитания, самовоспитания и перевоспитания.

Задачи исследования:

1. Определить содержание понятия "современное вузовское нравственно-эстетическое воспитание" с философских, социологических, психологических и педагогических позиций.

В целях выявления тенденций развития современного вузовского нравственно-эстетического воспитания проанализировать и охарактеризовать прогрессивный зарубежный и отечественный опыт.

Описать педагогические условия и технологии, способствующие наиболее эффективному развитию процесса нравственно-эстетического воспитания студентов в условиях межнациональных отношений.

4. Охарактеризовать апробированную систему интерактивных организа ционных форм, проанализировать результаты педагогического эксперимента и смоделировать на их основе перспективы дальнейшего совершенствования процесса воспитания нравственно-эстетической культуры студентов в условиях межнациональных отношений.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что успешное развитие будущих специалистов станет возможным, если: выбор педагогический аспектов формирования нравственно-эстетической культуры осуществляется в вузе с учетом этнорегиональной специфики; - определена оптимальная система этнопедагогизированных форм орга низации нравственно-эстетического воспитания студентов; - разработаны критериальный аппарат и процедуры определения качества вузовского воспитательного процесса.

Общая методология исследования базируется на учениях о всестороннем развитии личности и коллектива, разработанных выдающимися педагогами и психологами, среди которых Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, СТ. Шацкий, К.Д. Ушинский и др. Положения классиков психолого-педагогической мысли лежат в основе разных аспектов избранной нами проблематики, ибо они определяют национальный тип российского духовно-нравственного и полихудожественного воспитания. Особое место вопросам формирования духовной культуры, ее социальных функций и будущности отведено в произведениях В.А. Сухомлинского, методологические позиции, педагогическая этика и эстетика которого имели для диссертанта решающее значение.

Теоретическими источниками исследования являются идеи народности, этнопедагогики, этики, эстетики, искусствоведения, заимствованные у исследователей всестороннего развития личности (М.М. Бахтин, Н.А. Дмитриева, М.О. Кнебель, К.С. Станиславский, В.А. Сухомлинский и др.). Основные подходы к реализации социопедагогической методики измерения

11 уровней нравственно-эстетической воспитанности респондентов были заимствованы у Н.И. Монахова и М.И. Шиловой.

Для решения сформулированных задач и проверки исходных положений нами использовался следующий комплекс методов исследования: теоретико-педагогический анализ; обсервационные методы (включенное и невключенное наблюдение); диагностические методы (профессионально-педагогические и этико-эстетические лекции, беседы, диспуты, конференции); - праксиметрические методы (анализ нравственно-эстетической деятельности профессиональных педагогов, студентов и их родителей); прогностические методы (психолого-педагогический консилиум, моделирование, программирование); социопедагогические методы измерения уровней нравственно-эстетической воспитанности респондентов.

Опытно-экспериментальная база исследования. В качестве таковой были избраны: учебный отдел Северо-Осетинского госуниверситета им. К.Л. Хетагурова, инспектором которого диссертант был в период 1994-1996 годов и Владикавказский институт управления, учебным отделом которого диссертант руководит с 1996 года до настоящего времени. Формирующим экспериментом было охвачено 160 студентов Владикавказского института управления, где обучаются 67% осетин и 33% представителей русской и других национальностей.

Этапы и логика исследования. Опытно-экспериментальная работа по формированию у студенческой молодежи нравственно-эстетической культуры в условиях межнациональных отношений содержит три этапа:

1) апробирование авторской программы нравственно-эстетического воспитания студентов и проверка полученных опытно-экспериментальных результатов в условиях Северо-Осетинского госуниверситета (1994-1996);

2) организация формирующего эксперимента и совершенствование авторской программы в условиях аудиторных и внеаудиторных занятий Владикавказского института управления (1996-2002);

3) осмысление и литературное оформление диссертационного материала (2002-2003).

Научная новизна исследования: - спроектирована теоретическая модель педагогической системы нравственно-эстетического воспитания студентов в условиях межнациональ ных отношений; апробированы интерактивные организационные формы нравственно-эстетического воспитания студенческой молодежи, среди которых лидирующее место занимает система ныхасов (советов) - педагогических, студенческих, родительских; вскрыты и педагогически обоснованы резервные возможности афсарма (осетинского этикета) как действенного фактора нравственной социализации личности в условиях межнациональных отношений; предложен и экспериментально апробирован тендерный подход к работе с родительской общественностью (выявлены организационно-педагогические возможности ныхасов отцов и ныхасов матерей); разработан инструментарий в целях диагностики и критериальной оценки качества учебно-воспитательного процесса, ориентированного на формирование нравственно-эстетической культуры в условиях межнациональных отношений.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем: определены ведущие принципы нравственно-эстетического воспитания - творческая инициатива, коллективизм и самостоятельность; созданы авторские программы нравственного и эстетического воспитания студентов, включающие элементы самовоспитания и перевоспитания; - доказана многокомпонентность процесса формирования духовной культуры студентов, слагающегося из интеллектуального, нравственного, эстетического и трудового элементов.

Теоретическая значимость исследования. В качестве ведущих теоретических ориентиров, имеющих перспективы последующего развития, выдвинуты следующие позиции: 1) нравственное воспитание есть процесс формирования высокого уровня духовной культуры; 2) нравственное воспитание является основой эстетического формирования личности. Иными словами, эстетическое воспитание есть нравственное воспитание в его высшей, предельной форме, когда активно функционируют художественно-эстетические элементы. Этическое - первично, эстетическое — вторично. Дальнейшее развитие этой формулы санкционируется известным утверждением A.M. Горького: "Эстетика - это этика будущего, когда прекрасное станет нормой поведения человека" (см.: Воронцов В.В. Служение музам. М.: Современник, 1981. С. 76).

Практическая значимость исследования подтверждается тем, что диссертационный материал содержит не только теоретико-методологические, но и научно-методические фрагменты, которые могут быть использованы профессиональными педагогами разных категорий. В частности, имеются в виду программы этико-эстетических бесед, диспутов, деловых игр, конференций, измерений уровней духовной воспитанности, другие научно-методические материалы, ориентированные на геронтотимию - северокавказскую традицию почитания старших, органично связанную с афсармом и ныхасом. Практическая значимость настоящего исследования определяется принципиальной возможностью творческого использования предлагаемых позиций и выводов.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью базисных параметров диссертационной работы, опирающихся на системодеятельностный подход и три его принципа - коллективизм, творческую самостоятельность и инициативу. Лонгитюдная верификация полученных результатов, их сравнимость с массовой нравственно-эстетической практикой — доказательство их достоверности и надежности.

На защиту выносятся следующие положения.

Нравственно-эстетическое воспитание представляет собой ту всеобщую сферу, то системообразующее и коллективообразующее двуединство, где реализуются все задачи и моменты сложного процесса всестороннего развития личности.

Высокий уровень нравственных и эстетических чувств студенческой молодежи составляет основу ее духовной воспитанности и является показателем ее социальной зрелости.

Этизация, этнизация и эстетизация среды в условиях Республики Северная Осетия - Алания наиболее эффективно реализуются средствами национальных традиций, к которым прежде всего следует отнести геронтотимию, афсарм и ныхас.

Развитие нравственно-эстетической культуры происходит интенсивнее, если приобретаемые в учебных и внеучебных условиях этические и художественные знания, умения и навыки становятся внутренней, духовной потребностью личности студента.

5. Действенность процесса формирования нравственно-эстетической культуры будущих специалистов в условиях межнациональных отношений зависит от совершенствования педагогического руководства коллективами студентов, преподавателей и родителей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Они обсуждались и получили одобрение на итоговых научно-практических конференциях Северо-Осетинского госуниверситета им. К.Л. Хетагурова и Владикавказского института управления в период 1997-2003 гг. Материалы исследования отражены в авторских программах нравственного и эстетического воспитания, в статьях, тезисах и тестах, общий объем которых составляет свыше 7 печатных листов. Основные идеи исследования внедряются в учебно-воспитательный процесс Владикавказского института управления.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений, включающих некоторые опытно-экспериментальные материалы.

Понятие нравственно-эстетической культуры личности

Ведущий тезис настоящего диссертационного исследования формулируется следующим образом: выявление основных закономерностей в структуре всестороннего воспитания вооружает практику нравственно-эстетического воспитания соответствующей организационной технологией, повсеместное использование которой по принципу целенаправленности приводит к формированию духовной культуры общества и личности.

Нравственно-эстетическая культура общества — неотъемлемое свойство, качественная характеристика его духовной культуры в целом. Более того, нравственно-эстетическая культура общества — это концентрированное выражение сути его морали, а потому эта разновидность культуры относится к всепронизывающим и универсальным духовным явлениям. Субъектами этой культуры являются личности, коллективы, а объектами — духовно-практические отношения людей. В нравственно-эстетической культуре общества сосредоточено все существенное, что произошло через моральное и художественное отношение и сознание людей, что составляет содержание их осмысленной деятельности.

Специалисты в области нравственно-эстетического воспитания рассматривают духовную культуру личности в четырех аспектах: гносеологическом, социологическом, аксиологическом и нормативно-воспитательном. Бессонов Б.Н. , Блажнов Е.А., Водзинский Д.И., Спиркин А.Г. и другие подчеркивают интегративное единство названных аспектов.

Гносеологический аспект нравственно-эстетической культуры связан с необходимостью изучать отражательные свойства духовного общества, закономерности ее познания с преобразовательной, реформаторской, созидательной целью. Из этого можно сделать вывод, что нравственно-эстетическая культура личности — это способ моральной и художественной деятельности, который присущ интеллектуально развитому человеку. В далеком прошлом достижения моральной и художественной культуры фиксировались в сказках, легендах, притчах, поучениях, пословицах, поговорках и других формах народной мудрости. Что касается современного мира, то здесь фиксируется более высокий уровень: духовная культура выражается преимущественно в различных этических и эстетических теориях.

Социологический аспект позволяет рассмотреть нравственно-эстетическую культуру как систему, обусловленную социально-экономическими отношениями, классовой борьбой. Этот аспект фиксирует регулятивную роль нравственности и художественного вкуса в жизни общества и личности, в развитии социальных процессов.

Аксиологический подход к нравственно-эстетической культуре общества и личности подчеркивает, что регулирование происходит не автоматически, а посредством ориентации на идеалы, моральные и художественные образцы, нормы, а в конечном счете - на духовные ценности.

Нормативно-воспитательный аспект нравственно-эстетической культуры связан с выяснением возможностей применения в тех или иных конкретных условиях норм, форм и методов приобщения личности к этой культуре. Здесь важно обратить внимание на персонификацию моральных ценностей общества и личности, на возрастную социализацию индивида, на формирование здоровых духовных потребностей и запросов молодежи.

На процесс формирования нравственно-эстетической культуры студенческой молодежи влияют новые факторы, которые следует принять во внимание при организации современного вузовского воспитания как целостной динамической системы. Назовем некоторые факторы: 1) расширяется сфера материально-производственной деятельности людей, очеловечевания природы, раскрытия сущностных сил человечества; 2) гуманизируются социально-нравственные последствия научно-технической революции; 3) возрастают возможности для общения в связи с миграционными процессами; 4) возрастает информационный аспект культуры (благодаря средствам массовой информации, развитию компьютеризации и т.д.); 5) возрастает необходимость в повышении уровня гражданской ответственности личности за результаты собственного труда.

В понятии "нравственно-эстетическое воспитание" ведущим является первый компонент. Следовательно, нравственная культура есть фундамент культуры эстетической. Пытаясь определить содержание понятия "нравственная культура", С.Д. Лаптенок пишет: "Показателем нравственной культуры личности служит единство высокого морального сознания, убеждений, гражданственности, человечности и благородных поступков" [67, 60]. Многие исследователи приходят к выводу, что главным критерием нравственно-эстетической воспитанности является гуманизм. А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, современные российские педагоги-новаторы подчеркивают, что обществу нужен не просто грамотный человек, а нравственно и художественно воспитанный, то есть чуткий, совестливый, соучастливый, справедливый, гуманный. В любом человеческом сообществе нет и не может быть, например, товарно-денежных, хозяйственных или политических решений без определенного нравственного, то есть гуманного, аспекта, как не может быть и моральной (гуманной) культуры без ориентации на совершенствование всей жизнедеятельности людей.

Зарубежный опыт формирования нравственно-эстетической культуры личности

Осмысливая нравственно-эстетическую культуру личности как проблему практически-духовного освоения мира, необходимо обратить внимание на некоторые историко-педагогические и морально-этические традиции.

Еще Аристотель, критикуя объективно-идеалистическую этику Платона, очень точно заметил, что нас интересует не вообще благо, а благо достижимое, что нравственность в отличие от науки говорит нам не о том, что представляют собой предметы, а о том, что следует человеку делать своим достоянием, а чего избегать. Нравственность, считал Аристотель, это не просто представления, которые умещаются в голове, но и намерения, реализуемые в поведении (Этика Аристотеля. СПб, 1908. С. 47).

Та концептуализация нравственно-эстетической культуры, которую мы встречаем у Аристотеля и в которой верно схвачено действительное своеобразие этого социального феномена, была с большей или меньшей последовательностью воспринята всей последующей педагогической мыслью. По Аристотелю, самая притягательная из всех деятельность — это созерцание истины, поскольку именно этому виду деятельности свойственна "самодостаточность". Созерцательная деятельность разума характеризуется значимостью и ценностью ради себя самой. Она не стремится к какой-либо внешней цели, в силу чего заключает в себе ей одной присущее эстетическое наслаждение, которое усиливает энергию. Нравственно-эстетический идеал Аристотеля - созерцание истины, которую философ Древнего мира провозглашал высшей доблестью. Главная добродетель, по Аристотелю, воплощается в прекрасном выполнении разумной деятельности. При этом философ подчеркивал, что добродетели - это не аффекты и не прирожденные способности, а приобретенные свойства. Кто в совершенстве владеет добродетелями, считал он, тот благородный человек.

Как бы то ни было, древняя этика обогащает педагогику нравственно-эстетического воспитания тем, что вычленяет исходную этическую проблему - проблему отношения индивидуальной жизнедеятельности людей к всеобщей необходимости. Другими словами, имеется в виду проблема отношения того, что люди делают на самом деле, к тому, что должны были бы делать как носители всеобщего. Для педагогики нравственно-эстетического воспитания существенное значение имеет то, что раннеантичная этика и эстетика вычленила соотношение должного и сущего, составляющее качественное своеобразие духовной регуляции. Должное есть образ всеобщей значимости человеческой деятельности, а сущее - образ ее частноэгоистической ориентированности. Они различаются как рационально осмысленная деятельность и поведение, в основе которого лежат удовольствия. Должное по своему ценностному статусу - это нечто более высокое, чем сущее. Нельзя не согласиться с древнеантичными этиками и эстетиками в том, что задача нравственно-эстетического воспитания - ориентировать реальное сознание и поведение молодых людей на осуществление идеала должного [32, 42].

Важно отметить, что первым, кто в античном мире обратился к внутренней, духовной культуре человека, был Демокрит. Он отличает мотив от действия: "Враг не тот, кто наносит обиду, а тот, кто делает это намеренно". При определении нравственно-эстетической ценности поступка он учитывает единство желания и действия: "Быть хорошим человеком значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого... Честный и бесчестный человек познается не только из того, что он делает, но и из того, что он желает". Стыд и убежденность Демокрит характеризует как силы, способные удержать человека от проступков: "Не говори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой. Учись гораздо больше стыдиться самого себя, чем других... В каждой душе должен быть начертан закон: "Не делай ничего непристойного". Истинно нравственным и красивым, считает Демокрит, является тот, кто действует по внутреннему убеждению: "Лучшим с точки зрения добродетели будет тот, кто побуждается к ней внутренним влечением... , чем тот, кто пробуждается к ней законом и силою. Ибо тот, кого удерживает от несправедливого поступка закон, способен тайно грешить, а тому, кто приводится к исполнению долга силою убеждения, не свойственно ни тайно, ни явно совершать что-нибудь преступное. Поэтому то всякий, кто поступает правильно, с разумением и сознанием, тот вместе с тем бывает мужественным и прямолинейным"[42, 135].

Возрастание интереса к нравственно-эстетической культуре личности, к исследованию духовной мотивации поведения, деятельности, общения и отношений прослеживается достаточно выразительно во взглядах французского просветителя Мишеля Монтеня (1533-1592). В своих "Опытах" он отразил оптимизм эпохи Возрождения. В центре его внимания -нравственно-эстетический идеал, заключающийся в том, чтобы жить согласно разуму, умеренности, воздержанности. Он призывает к умеренности в удовольствиях: "Невоздержанность — чума для наслаждения". По мнению Монтеня, основная цель нравственно-эстетического воспитания — формирование моральной личности, а не только подготовка узкого специалиста. "Пусть наш юноша научится не столько отвечать уроки, сколько претворять их в жизнь. Пусть он претворяет их в своих действиях. И тогда будет видно, лежит ли его благоразумение в основе его начинаний, проявляет ли он справедливость и доброту в своем поведении, ум и изящество в речах, стойкость в болезнях, скромность в забавах, умеренность в наслаждениях, неприхотливость в питье и пище..."[85, 142]. О любви к знаниям, к наукам Монтень писал: "...Самое главное - это прививать вкус и любовь к наукам, иначе мы воспитаем просто ослов, нагруженных книжной премудростью... Чтобы они были действительным благом, ...нужно ими проникнуться" [85, 154]. Педагогические воззрения Мишеля Монтеня, содержавшие оптимистическую гипотезу, оказали большое влияние на становление педагогики нравственно-эстетического воспитания и не потеряли актуальности до сих пор.

Педагогические условия формирования нравственно-эстетической культуры личности студента

На состояние современного вузовского нравственно-эстетического воспитания в условиях многонациональных отношений главное воздействие оказывает научно-техническая революция. Этому аспекту посвящают свои исследования Карпова Н.К., Киященко Н.И., Кулаев К.В., Новикова Л.И. и др. В группу наиболее употребляемых входят такие понятия, как цивилизация, культура и интеллигентность. Развитие цивилизации прямо связано с научно-техническим прогрессом и косвенно - с культурой и интеллигентностью. В любом случае все три понятия целесообразно рассматривать интегративно, причем, все они органично вплетаются в проблему формирования высокого уровня духовных чувств личности студента.

Рассматривая нравственно-эстетическое воспитание в качестве одного из важнейших факторов совершенствования образа жизни, системы отношений, общения и деятельности, современная психолого-педагогическая наука, объединяясь, в частности, с этикой и эстетикой, требует решительного поворота к практическим сферам ускоренного социально-экономического развития страны. Исследователи подчеркивают необходимость излагать теоретические проблемы вузовского нравственно-эстетического воспитания и духовной, внутренней культуры студенческой молодежи не умозрительно, не абстрактно, а конкретно, руководствуясь принципом деятельностного подхода.

Научно-техническая революция, изменяя характер труда и быт современного студента, оказывает одновременно и существенное влияние на развитие его духовного мира. Процесс гуманизации производства углубляется, а следствием этого становится постепенное сближение трудовой и художественной деятельности. Этот феномен выдвигает задачу изменения традиционного содержания всестороннего воспитания. Сегодня вузовское нравственно-эстетическое воспитание в условиях межнационального общения приобретает в нашем обществе практическую значимость, ибо его цели и задачи ориентированы, главным образом, на совершенствование трудовой деятельности, на развитие у студентов внутренней потребности и способности созидать по эстетическим законам. Формирование будущего творца прекрасных материальных ценностей или продуктов духовно-творческого труда невозможно без воспитания, которое призвано гармонизировать все сферы общественной жизни под влиянием нравственных и эстетических чувств.

Сегодня вузовское нравственно-эстетическое воспитание в условиях многонационального коллектива выступает в качестве действенного средства совершенствования всех общественных отношений, причем, в первую очередь это относится к трудовой деятельности самого человека. Изменение характера труда, способы повышения его производительности, развитие высокого уровня нравственных и эстетических чувств, духовное становление личности студента на этой основе - это органически взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы. Без эстетического отношения к труду, без ощущения трудового творческого подъема невозможны трудовая мораль и эстетика продукта труда.

Еще недавно нравственно-эстетическая культура личности студента трактовалась как отношение к миру вещей, природе и искусству, воспитание же выступало в роли "ваятеля" этих компонентов личности. Другими словами, оно понималось узко, а именно: как воспитание эстетических отношений и потребностей. Однако формирование всесторонне развитой личности будущего специалиста немыслимо вне трудовой и социальной практики. При этом сама эффективность эстетического отношения определяется качеством труда, социокультурной активностью молодого человека. Культура поведения, общения, отношений студентов должна подкрепляться их полезной деятельностью, их повседневной практической борьбой за высокую культуру производства и общежития в условиях многонационального коллектива.

Современные исследователи подчеркивают, что вузовское нравственно-эстетическое воспитание, развивающее высшие или духовные чувства, есть прежде всего формирование художника труда, способ приобщения личности студента к творчеству, воспитание эстетического отношения к природе, общественной деятельности, искусству. Такое понимание содержания современного вузовского нравственно-эстетического воспитания подсказано особенностями начала XXI столетия. Мы уже отмечали, что нравственно-эстетическое воспитание выполняет особую роль в процессе всестороннего развития личности. Современные исследователи специфики духовного формирования личности студента подчеркивают, что всесторонность — это не эклектическое сочетание составных компонентов процесса воспитания, а их гармоническое сочетание. Подчеркивается особая роль искусства, его жанрового разнообразия, его мировоззренческой направленности. Ставится вопрос о необходимости повсеместного преподавания в вузе эстетики, этики, культурологии, искусствоведения, причем, под пристальным вниманием оказался эстетический уровень преподавания названных и других учебных предметов.

В организации развития нравственных и эстетических чувств, считает К.В. Кулаев, значительное место отводится принципу преемственности. Современное вузовское нравственно-эстетическое воспитание только выиграет, если учтет заслуги таких выдающихся педагогов, как Шацкий, Макаренко или Сухомлинский. В основе их педагогических систем лежала задача развития творческого потенциала личности. Сегодня, в сложный период деграданса, важнейшая задача нравственно-эстетической педагогики — это не просто дать знания в области искусства, но сформировать у студенческой молодежи здоровые эмоции: бодрость, жизнерадостность, оптимизм.

Факторы, влияющие на развитие высокого уровня нравственных и эстетических чувств студентов

В массовой вузовской практике часто оценивают уровень воспитанности личности будущего специалиста по внешнему поведению, по поступкам, в худшем случае - по словам. Между тем, правильнее было бы оценивать качество личности студента по уровню его нравственных и эстетических чувств. К.Д. Ушинский писал, что в основе нашего знания о человеке лежат чувства. Следовательно, проблема нравственно-эстетической мотивации поведения будущих специалистов переходит в группу актуальнейших педагогических забот.

Для педагога, организующего нравственно-эстетическое воспитание студентов, всегда важна профессионально-психологическая характеристика высших или духовных чувств, ибо, как отмечалось выше, именно такой вид чувств лежит в основе гармонично развитой личности. В этом смысле полезно принять во внимание следующую закономерность: действие эстетического впечатления может оказаться очень различным, но оно обязательно сыграет роль творческого побудителя. Являясь творческими побудителями, нравственные и эстетические чувства студентов являются, следовательно, и регуляторами их общения, поведения, отношений и деятельности. В данном случае наше внимание концентрируется на действенности, стимулирующей функции нравственного или эстетического чувства. Педагогу чрезвычайно важно помнить, что так или иначе, но чувство это выльется в действие. Добавим: оно непременно реализуется в каком-либо творческом действии, которое, естественно, будет этически ценным и эстетически выразительным. Наличие у студенческой молодежи высоких нравственных и эстетических чувств позволяет предположить готовность к творческой деятельности. Речь идет о нравственно-эстетической деятельности, отличающейся особой выразительностью. ГТ.В. Симонов и П.М. Ершов об этом рассуждают так: "Только элементы творчества, интуиции... сообщают... труду привлекательность... А от "общения вообще", как и от "сопереживания вообще", пользы немного" [106, 146-147]. Следует отметить еще один важный момент: художественное творчество есть результат влияния эстетических чувств, а поскольку оно всегда имеет богатейшее жанровое разнообразие, педагогу-организатору будет особенно ценно единство в многообразии. Ясно, что, организуя коллективное нравственно-эстетическое творчество молодых людей, обладающих разными личностными характеристиками, мы добиваемся единства в многообразии, то есть желаемого системообразующего эффекта.

В сущности, речь идет о принципе креативности в нравственно-эстетическом воспитании студентов, причем, креативность определяется творческой природой высших или духовных чувств. Творческое назначение нравственных и эстетических чувств касается не только деятельности, но и отношений, общения, которые тоже обогащаются духовно-творческим началом. А следствие этого обогащения — созидание, преобразование действительности по законам меры, гармонии и ритма, то есть по законам красоты, эстетики. Эстетические чувства корректируют человеческие потребности. Ставя вопрос о необходимости постоянно заботиться о высоком уровне духовных чувств, о преобразовании потребностей личности, А.Н. Леонтьев призывал к "смещению потребностей на созидание, которое одно не знает границ" [70, 226]. Диссертант считает, что потребности студенческой молодежи можно назвать творческими при условии высокого уровня нравственных и эстетических чувств.

С высшими чувствами связана глубина духовного мира молодого человека. В.А. Сухомлинский писал: "Сфера духовной жизни человека - это развитие, формирование и удовлетворение его нравственных, интеллектуальных и эстетических запросов и интересов в процессе активной деятельности" [115, 6]. Совершенно очевидно, что духовные потребности молодого человека — один из важнейших факторов его всестороннего развития. Вслед за В.А. Сухомлинским мы считаем, что под духовными потребностями можно понимать синтез нравственных, интеллектуальных и эстетических запросов и интересов в процессе активной деятельности. Что имеется в виду под запросами и интересами? Ответ очевиден: чувства, выражающие "нас самих и наши отношения к миру" [128, 117].

Раз духовные потребности — мощный фактор всестороннего развития студенческой молодежи, появляется необходимость коснуться этой проблемы с психологических позиций. Так, П.М. Якобсон утверждает: "Эмоциональный отклик человека может выразиться и в сложном чувстве. Такими сложными, или высшими, чувствами мы называем нравственные, эстетические и праксические чувства" [150, 40]. Под нравственными чувствами он понимает, например, чувства долга, патриотизма, отвращения к предательству и т.п. Эстетические чувства он связывает с художественным наслаждением, возникающим при восприятии шедевров литературы и искусства, а также при созерцании горных вершин, бурного моря и т.д. Под праксическими чувствами разумеет переживание успеха или неудач в деятельности, при этом исследователь подчеркивает: "...Никакая область нашей жизни не порождает такого разнообразия чувств, как собственная деятельность человека - его труд, учеба, творческие занятия и т.п." (там же).

Процесс создания в современном многонациональном вузе благоприятной этнокультурной и социокультурной среды есть процесс создания комфортабельных психологических, эмоциональных условий. Благоприятная эмоциональная атмосфера — обязательная норма для коллективного творчества. Если эмоции связаны с инстинктами, потребностями и мотивами, то высший продукт развития эмоций человека - чувства. Психологи выделяют моральные, эстетические, интеллектуальные, праксические и другие чувства. Так, А.В. Петровский пишет: "Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и общении и иногда именуются высшими чувствами...

Похожие диссертации на Педагогические аспекты формирования нравственно-эстетической культуры студентов в условиях межнациональных отношений