Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия художественно-музыкального развития детей 5-7 лет Исхакова Гульдар Тимербаевна

Педагогические условия художественно-музыкального развития детей 5-7 лет
<
Педагогические условия художественно-музыкального развития детей 5-7 лет Педагогические условия художественно-музыкального развития детей 5-7 лет Педагогические условия художественно-музыкального развития детей 5-7 лет Педагогические условия художественно-музыкального развития детей 5-7 лет Педагогические условия художественно-музыкального развития детей 5-7 лет Педагогические условия художественно-музыкального развития детей 5-7 лет Педагогические условия художественно-музыкального развития детей 5-7 лет Педагогические условия художественно-музыкального развития детей 5-7 лет Педагогические условия художественно-музыкального развития детей 5-7 лет
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Исхакова Гульдар Тимербаевна. Педагогические условия художественно-музыкального развития детей 5-7 лет : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Уфа, 2001 188 c. РГБ ОД, 61:01-13/1588-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Художественно-музыкальное развитие детей 5-7 лет в теории и практике образования

1.1. Исторический обзор проблемы способностей в системе наук 14

1.2. Возрастные особенности развития творческих и музыкальных способностей детей 5-7 лет 34

1.3. Обоснование педагогических условий художественно-музыкального развития детей 5-7 лет 52

Выводы по I главе 78

Глава II. Педагогические условия художественно -музыкального развития детей 5-7 лет

2.1. Содержание, формы и методы художественно-музыкального развития детей 5-7 лет 81

2.2. Организация и методика опытно-экспериментальной работы 100

2.3. Результаты исследования и их обсуждение 111

Выводы по II главе 133

Заключение 135

Библиография 142

Приложения 167

Введение к работе

Актуальность исследования. Качественные преобразования в социально-экономической и культурной жизни общества привели к гуманистическому обновлению ценностей и установок. Настоящие реалии, проверенные временем, подтверждают важность воспитания подрастающих поколений, способных к принятию самостоятельных решений и действиям вне заданных правил. Изучение проблемы способностей школьника и условий их проявления связано с требованиями современного общества в целом, с теоретическими и практическими запросами психолого-педагогической науки, в частности. В разнообразных областях науки раскрываются потенциальные возможности младшего школьника в учебной деятельности. Однако вопросы обучения и развития способностей детей в специальных видах деятельности, связанные с более ранними этапами возрастного развития, с учетом социальных изменений требуют своего изучения.

Существенное значение для разработки основных положений нашей диссертационной работы имели труды, раскрывающие вопросы методологии и методов педагогических исследований таких авторов, как Э.Б.Абдуллин, Э.Т.Ардаширова, П.Р.Атутов, К.Ш.Ахияров, Ю.К.Бабанский, Б.С.Гершунский, В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, Н.Д.Никандров.

Работы В.С.Леднева, И.Я.Лернера, М.И.Махмутова, В.Оконя, М.Н.Скаткина и др. содержат важные положения о дидактических основах обучения, обеспечивающих формирование личности творческого типа.

Значительный интерес имеет изучение особенностей и условий развития способностей детей на начальных возрастных этапах. Изучению данной проблемы посвящены работы ряда авторов (Андреев В.И.,

Аничкин С.А., Венгер Л.А., Веракса Н.Е., Волков И.П., Зимняя И.А., Климов Е.А., Поддъяков Н.Н. и др.).

Период детства в психолого-педагогической науке традиционно выделяется как возраст, имеющий особое значение для интенсивного развития качеств личности (Вахтеров В.П., Выготский Л.С, Гилфорд Дж., Занков Л.В., Коменский Я.А., ЛесгафтП.Ф., Сухомлин-ский В.А., Ушинский К.Д. и др.). Повышенная чувствительность и избирательность к внешним педагогическим воздействиям детей 5-7 лет является фактором их умственного роста. Чрезвычайная любознательность и яркость образных впечатлений выступают как возрастная характеристика продуктивности разных видов деятельности (Голубе-ва Э.А., Лейтес Н.С., Леонтьев А.Н., Теплов Б.М., Хрипкова А.Г.).

Природа творчества и творческих способностей подвергнута тщательному анализу в исследованиях как отечественных (Богоявленская Д.Б., Выготский Л.С, Матюшкин A.M., Назайкинский Е.В., Обухова Л.Ф., Пономарев Я.А.), так и зарубежных авторов (Айзенк X., Гилфорд Дж., Торранс П. и др.). Известна роль раннего опыта в формировании творческой личности. Предпосылки ее развития возникают еще в дошкольном возрасте. Достаточной надежностью обладают показатели высокого развития творческих слособностей для детей начиная с 5-летнего возраста. По мнению ряда авторов (Климов Е.А., Леонтьев А.Н., Макаренко А.С, Махлах Е.С. и др.), в значительной мере стимулированию их роста способствует игра, в природе которой заложены возможности для развития гибкости и оригинальности мышления. Посредством предполагаемого творческого развертывания игрового сюжета формируются способности, необходимые для перехода к учебной деятельности. Изучению проблемы развития творческого потенциала младшего школьника в различных видах учебной деятельности посвя-

щены диссертационные исследования Г.Х.Валеева, С.Г.Глуховой, Е.Н.Дорофеевой, Г.Н.Дубогрызовой, Т.В.Есиковой, Н.В.Шевченко и др.

Онтогенетический аспект изучения музыкальных способностей детей дошкольного возраста представлен главным образом в музыкально-педагогических работах (Ветлугина И.А., Кенеман А.В., Радынова О.П. и др.) и в небольшом количестве музыкально-психологических исследований (Бехтерев В.М., Тарасова К.В., Теплов Б.М. и др.). Методические вопросы музыкального воспитания школьников раскрываются в научно-методической литературе таких исследователей, как Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Л.П.Дуганова, Д.Б.Кабалевский, С.М.Кар-гапольцев, Г.С.Ригина, С.Ф.Сизикова, Л.В.Школяр и др.

Изучаемая нами проблема включает множество аспектов. Художественно-музыкальное развитие ребенка изначально связано с народным искусством. Элементы народной культуры органично входят в жизнь ребенка с момента его рождения и сопровождают его на протяжении всего дальнейшего развития. В период детства формируются те чувства и черты характера, которые связывают индивида со своим народом. Корни этой связи лежат в языке, песнях, играх народа, в нравах и обычаях людей, среди которых он живет. В связи с этим использование народного опыта воспитания в развитии качеств и способностей детей приобретает все большее значение. Данная проблема была предметом исследования ряда авторов (Ахияров К.Ш., Волков Г.Н., Гашимов А.Ш., Нигма-тов З.Г., Тайчинов М.Г., Ханбиков Я.И. и др.). Вопросы национального музыкального воспитания представлены диссертационными исследованиями М.Ю.Айбазовой, Л.М.Кашаповой, З.Д.Киекбаевой, Л.В.Кузнецовой, А.М.Петрова, С.И.Раимовой, Н.Х.Халитовой и др.

Известно, что эффективность учебно-воспитательной работы в общеобразовательной школе во многом определяется знанием закономерностей и

возрастной динамики развития индивидуально-типологических особенностей школьника. Изучение психофизиологических основ индивидуальных различий человека представлено фундаментальными трудами В.Д.Небыли-цина, Б.М.Теплова. Проблема соотношения общих и специальных способностей получила широкое освещение в теоретических исследованиях В.Н.Дружинина, С.Л.Рубинштейна, В.Д.Шадрикова и др.

Одной из современных мировых тенденций образования является усиление внимания к личности ученика, ее развитию. Различные аспекты гуманизации образования получили свое освещение в работах таких авторов, как Ш.А.Амонашвили, Э.Т.Ардашировой, С.М.Каргапольцева, Б.Т.Лихачева, Д.С.Лихачева, А.Ф.Павловского, В.В.Серикова, И.Т.Фролова, В.С.Хазиева и др.

Важное теоретическое значение в ходе исследовательской работы для нас имели труды отечественных ученых Ю.Б.Борева, В.П.Зинченко, М.С.Кагана, А.Ф.Лосева и др.

В связи с задачами реформирования школьного образования проблема педагогических условий художественно-музыкального развития детей 5-7 лет приобрела особую значимость. Исследование актуализируется тем, что в условиях непрерывного образования рассматриваемые возрастные периоды с учетом региональных особенностей мало изучены.

Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость обусловили выбор темы исследования: «Педагогические условия художественно-музыкального развития детей 5-7 лет».

Целью исследования явилось научное обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий художественно-музыкального развития детей 5-7 лет.

Объект исследования - творческое развитие детей 5-7 лет в непрерывной системе дошкольного и начального школьного музыкального образования.

Предмет исследования - педагогические условия художественно-музыкального развития детей 5-7 лет.

В исследовании мы исходили из гипотезы о том, что развитие творческих способностей детей 5-7 лет в условиях музыкальной деятельности будет более эффективным, если:

учебный процесс носит характер личностио-ориентированного обучения, где содержание образования согласуется с субъективным творческим опытом личности ребенка;

развитие художественно-музыкальных способностей обеспечивается выбором содержания, форм и методов обучения детей с учетом их возрастных и региональных особенностей;

процесс художественно-музыкального развития детей осуществляется на основе принципа преемственной связи между звеньями образовательной системы «детский сад - школа».

Исходя из указанной цели и выдвинутой гипотезы исследования определены следующие задачи:

  1. Изучить сущностные особенности проблемы развития творческих и музыкальных способностей детей 5-7 лет в историческом, онтогенетическом и психолого-педагогическом аспектах.

  2. Определить и экспериментально обосновать педагогические условия художественно-музыкального развития детей 5-7 лет с учетом преемственности дошкольного и школьного образования.

  1. Разработать и экспериментально проверить педагогически обоснованные методические рекомендации по художественно-музыкальному раз-

витиго детей 5-7 лет с учетом их возрастных и региональных особенностей в непрерывной системе образования.

Методологической основой исследования являются научно-теоретические исследования в области философии, педагогики, психологии, физиологии, теории искусства, в частности:

- личностно-ориентированный подход как воплощение гуманисти
ческой концепции образования;

теоретические положения о дидактических основах обучения, обеспечивающих формирование личности творческого типа;

музыкально-педагогическое учение о развитии творческих и музыкальных способностей в период детства;

теории и методики общего музыкального образования;

идеи народной педагогики и национального музыкального образования;

теоретические положения о диалектическом соотношении общих и специальных способностей;

концепция креативности.

В ходе опытно-экспериментальной работы для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

теоретический анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической, физиологической, учебно-методической литературы по проблеме исследования;

методы педагогического наблюдения и беседы с ученическим и педагогическим коллективами, родителями для определения реального состояния педагогического процесса;

проведение педагогического эксперимента в единстве его констатирующего, формирующего и контрольного этапов;

метод анализа продуктов деятельности детей;

- методы статистической обработки данных.

Исследование осуществлялось па базе общеобразовательных учреждений г.Бирска Республики Башкортостан, в котором принимали участие дети старшего дошкольного возраста детских садов №1 «Айгуль», №12 «Рябинушка», №15 «Родничок», а также учащиеся первых классов средней школы №9 в количестве 135 человек. Опытно-экспериментальной работой также были охвачены образовательные учреждения ряда городов и районов северного региона Республики Башкортостан.

Этапы исследования. Теоретико-экспериментальное исследование осуществлялось в три этапа:

На первом этапе (1995-1997гг.) изучалась научная и специальная литература по теме исследования, отражающая проблемы художественно-музыкального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста; проведен поисковый эксперимент по определению комплекса диагностических методик.

На втором этапе (1997-1998гг.) проводился констатирующий эксперимент, направленный на выявление реального состояния уровня сформированности творческих и музыкальных способностей детей 5-7 лет.

Третий этап (19.98-2001гг.) включал в себя формирующий и контрольный эксперименты по определению конечного состояния уровня художественно-музыкального развития и эффективности педагогических условий через обработку, интерпретацию, сравнительный анализ и обобщение полученных данных. Результаты и основные выводы исследования были оформлены в форме диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

на основе анализа музыкально-педагогической теории и практики, а также результатов экспериментальных исследований выявлены и обобщены сущностные характеристики художественно-музыкального развития детей 5-7 лет, проанализированы возрастные особенности их формирования и проявления в музыкально-творческой деятельности в условиях дошкольного и младшего школьного детства;

теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие развитие креативности и музыкальности детей 5-7 лет с учетом их возрастных и региональных особенностей;

-разработаны методические рекомендации по художественно-музыкальному развитию детей 5-7 лет в условиях преемственности современных дошкольных и школьных образовательных учреждений.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты данного исследования расширяют представления о возможностях музыкального искусства в формировании творческой личности на начальных ступенях развития и могут быть использованы при организации работы по развитию способностей детей в практической деятельности музыкальных руководителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, преподавателей музыки и учителей начальных классов. Методические рекомендации могут оказать помощь педагогам в проведении психолого-педагогической диагностики и контроле за ходом художественно-музыкального развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов.

Достоверность и обоснованность выводов диссертации обеспечиваются теоретическим анализом широкого круга литературных источников, основу которых составляют достижения философской, пси-

холого-педагогической, физиологической, искусствоведческой наук; опорой на обобщенные факты и материалы экспериментального изучения исследуемой проблемы; использованием эмпирических методов и методик, адекватных целям и задачам исследования; анализом научно-методической литературы; результатами опытно-экспериментальной работы; применением методов статистической обработки эмпирических данных.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Определяющая роль личностно-ориентированного обучения при руководстве художественно-музыкальным развитием детей 5-7 лет с учетом их возрастных и региональных особенностей.

  2. Комплекс педагогических условий развития творческих и музыкальных способностей детей.

  3. Преемственность систем дошкольного и школьного образования для формирования личности ребенка средствами искусства.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждены на заседаниях кафедры научных основ управления школой Башкирского государственного педагогического университета (1997-2000гт.). Материалы исследования доложены на ежегодных научно-практических конференциях молодых исследователей-педагогов Башкирского государственного педагогического университета (1998, 1999, 2000гг.), на межвузовской научно-практической конференции «Система непрерывного образования: школа — педучилище - педвуз» (Уфа, апрель 1998г.), на Российской научной конференции «Экология личности» (Москва-Санкт-Петербург, апрель 1999г.), на 2-й Международной научной конференции «Язык. Культура. Деятельность» (Нижний Новгород-Набережные Челны, август 1999г,), Всероссийской научно-практической конференции «Образование: от опыта прошлого к

перспективам будущего» (Уфа, октябрь 1999г.), VI Международной научно-практической конференции «Педагогическое образование: гуманистические традиции и новаторство» (Казань, октябрь 1999г.), Всероссийской научной конференции «Социальная психология в периоды кризиса общества» (Набережные Челны, август 2000г.), VII Международной научно-практической конференции «Этнопедагогические традиции формированил культуры межнациональных отношений» (Казань - Нижнекамск, октябрь 2000г.), в публикациях в виде статей (// Учитель Башкирии, 2000г.; // Агидель, 2000г.). Результаты исследования внедрены в практику работы дошкольных образовательных учреждений №1, 15 и средней общеобразовательной школы №9 г.Бирска. Основные положения диссертации были апробированы и подтверждены в работе образовательных учреждений северных районов и городов Республики Башкортостан.

Основное содержание работы отражено в 10 публикациях.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Работа иллюстрирована рисунками, схемами и таблицами.

Исторический обзор проблемы способностей в системе наук

Повышенное внимание к проблеме способностей отмечается с древних времен, однако теоретическое изучение и экспериментальные исследования стали возможными лишь во второй половине 19 века.

Античное и средневековое общество покоились на религиозной идеологии, что нашло отражение на объяснении природы способностей. Воззрения Аристотеля, оказавшие существенное влияние на философскую и педагогическую мысль античности и средневековья, базируются на признании способностей некоторыми скрытыми качествами в человеке, данными ему свыше и проявляющимися в различной степени у разных людей. Первостепенное значение в деле их развития Аристотель отводил государственному и домашнему воспитанию. Система семейного воспитания включала предварительное обучение с 5-летнего возраста (177; 211).

Взгляды основоположника педагогической науки Я.А.Коменского на развитие ребенка коренным образом отличались от средневековых представлений. Он полагал, что те способности, которыми дети обладают от рождения, развиваются только в процессе целенаправленного воспитания, и верил, что при умелом педагогическом подходе все дети могут стать воспитанными и образованными. Идеалом человека, по его мнению, является личность, способная «знать, действовать и говорить». В соответствии с вышесказанным, идея планомерного развития в детях как физических, так и духовных качеств, осуществляемого с позиции помощи взрослых в постоянном их совершенствовании, занимает в работах автора важное место. Я.А.Коменский отождествлял способности с «дарованиями» как врожденными силами человеческой души. В своем труде «О развитии природных дарований» он раскрывает сущность данного явления и определяет средства их развития (111). Именно способности как качества человека делают его способным к пониманию всех вещей, к выбору. Им было выделено четыре основных качества, определяющих общее развитие человека. Главнейшим из них он называет быстрый ум, который «... способностью понимания все покоряет,, способностью суждения все разграничивает и распределяет» (111, 8). Непременным условием развития человека, по мнению Я.А.Комен-ского, является усовершенствование своего природного дарования для достижения своих собственных целей и результативности начатого дела. Для этого необходимо приобрести способность обо многом мыслить и во все быстро вникать; различать доброе и злое; искусно выполнять дела; поучительно и мудро говорить. Данные способности отличают образованного человека от необразованного. Автор признавал ведущую роль обучения в развитии способностей. Среди основных средств их усовершенствования он называет систему семейного и общественного воспитания, а также самостоятельную деятельность в «упражнении мастерством».

Виднейшие французские просветители 18 века Д.Дидро, Ж.Далам-бер связывали способности, в частности высшую степень их проявления - талант и гениальность, - со своеобразными особенностями ума. Умственные способности обладают органами, хорошо приспособленными для занятий с теми вещами, которые они изучают. По их мнению, изящный ум и находчивость изобличают такие проявления, как намек, аллегория, сравнение. Существенным во взглядах данных ученых было признание природных задатков как потенциальных возможностей для развития, но их проявление целиком зависит от общественных факторов, в том числе и от воспитания. Однако, не отрицая значения воспитания, вместе с тем они считали, что воспитательному воздействию подвержено лишь то, что дано в зародыше природой (222). Примечательным и существенным моментом в концепции Д.Дидро является признание им роли педагога в формировании индивидуальности ребенка. Не вызывает сомнений правомерность его утверждения о равном характере наделения задатками всех людей, вне зависимости от происхождения и сословия. Д.Дидро пришел к выводу, что учитель не должен пренебрегать природными различиями детей. Такая постановка вопроса явилась актуальной для педагогической науки и на современном этапе (70).

Сквозной идеей концепции основоположника отечественной педагогики К.Д.Ушинского является мысль о том, что каждый ребенок от природы наделен рядом задатков и способностей, формирование и направление развития которых зависит от условий жизни и воспитания. Понятие «развитие ребенка», в частности его наклонностей, определяет взгляд на ребенка как на существо, непрерывно изменяющееся по определенным внутренним, присущим только ему законам. Именно возникающая еще в раннем возрасте потребность в развитии, по мнению автора, причинно обусловливает социализацию ребенка, вхождение его в общество. «Человек - один носитель сознательного духа во всей окружающей его бессознательной природе - не видит в ней ничего, подобного своему развивающемуся сознательному духу, и потому не может развивать его один с природой, но только с подобным себе существом -человеком, таким же носителем такого же сознательно развивающегося духа» (221, 39).

Возрастные особенности развития творческих и музыкальных способностей детей 5-7 лет

Воспитание в широком смысле подразумевает целенаправленно организованный процесс социализации воспитанника с целью формирования его личности. Данное положение является традиционным для отечественной педагогической науки (Бабанский Ю.К., Гаязов А.С, Ильина Т.А., Лихачев Б.Т. и др.).

Под музыкальным воспитанием мы понимаем целенаправленное формирование личности ребенка средствами музыки.

В современной педагогике художественное воспитание отождествляется с воспитанием средствами различных искусств (Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н., Лихачев Б.Т., Неменский Б.М. и др.). Мы связываем понятие художественно-музыкального воспитания с формированием креатива личности ребенка в процессе музыкальной деятельности.

Содержание понятия «развитие человека» определяется исследователями неоднозначно. Вероятно, это связано с выделением разных его показателей и критериев. Наиболее распространенной является следующая его формулировка: развитие есть процесс количественного и качественного изменения в человеке интеллектуального, личностного, деятельностного компонентов, обусловленного воздействием определенных факторов (Ананьев Б.Г., Выготский Л.С, Зимняя И.А. и др.).

Музыкальное развитие мы определяем как процесс и результат качественных изменений музыкальных способностей в процессе активной музыкальной деятельности. Процесс художественно-музыкального развития детей 5-7 лет представляется нам как целенаправленное и закономерное изменение структурных компонентов креативности и музыкальности дошкольников-школьников средствами музыки, обеспечивающих формирование творческой личности.

В нашей работе мы опираемся на положение, разработанное отечественной школой психологов (Выготский Л.С. и др.) и подтвержденное в трудах дидактов И.Я.Лернсра, М.И.Махмутова, В.Оконя, М.Н.Скат-кина и др., о ведущей роли обучения в развитии психики ребенка и рассматриваем обучение как основной путь и средство художественно-музыкального развития детей 5-7 лет, При этом важное значение придается обучению личностно-ориентированного характера. В частности, в концепции дошкольного воспитания определен новый подход к ребенку как главное направление государственной политики. В ней отмечается, что владение личностно-ориентированным общением не может быть полноценно реализовано без создания для ребенка предметно-пространственной среды, которая должна служить прежде всего его интересам и потребностям и обеспечивать развитие (74). На наш взгляд, решению этих задач может способствовать приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей, обогащение его духовного мира, насыщение его жизни яркими событиями, играми, встречами и т.д. Данная идея прослеживается в работах таких авторов, как Ш.А.Амонашвили, Э.Т.Ардаширова, Б.Т.Лихачев, Д.С.Лихачев, С.М.Каргапольцев и др. (31; 64; 171; 227; 231). При этом большое влияние приобретает искусство, в частности музыкальное, являющееся уникальным средством формирования как эмоциональной сферы, образного мышления, так и художественно-музыкальных способностей (97; 98). Под личностно-ориентированным обучением мы понимаем такое обучение, где приоритет имеют индивидуальность, самоценность и субъективный творческий опыт личности ребенка, где ребенок признается главным действующим лицом образовательного процесса. Оно предполагает ориентацию на личность, уважение и доверие к ней, ее достоинствам, принятие ее личных целей, запросов и интересов. Личностно-ориентированный подход к обучению связан с созданием условий для раскрытия и развития способностей как обучаемых, так и педагогов. Наша точка зрения согласуется с основными идеями таких исследователей, как В.И.Загвя-зинский, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др. (228; 241; 249).

Условием непрерывного развития, по мнению академика Г.Н.Волкова, является осуществление преемственной связи. Преемственность в воспитании автор определяет как единообразие в подходе к детям среди воспитателей, согласованность между домашним и общественным воспитанием, ступенями школьного воспитания. Преемственность включает педагогический оптимизм, предполагающий «...опору на достигнутые результаты в воспитании и обеспечение правильного соотношения между целями воспитания» (49, 36).

З.Г.Нигматов определяет преемственность как процесс сохранения и переноса из прошлого в настоящее и будущее необходимых элементов, обеспечивающих историческую связь развития (162). В данном контексте понятие преемственности означает, с одной стороны, историческую связь, с другой - основу развития.

Преемственность предполагает построение системы процесса обучения. «Система» определяется как целостность множественных элементов, находящихся друг с другом в отношениях и связях. Системный подход к решению задач вытекает из положения о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений окружающей действительности. Предста вителями данного подхода (Анохин П.К., Афанасьев В.Г. и др.) выделены характерные особенности системы: 1) целостность ее структурных элементов; 2) способность к самостоятельному функционированию; 3) обусловленность свойств и отношений ее местом и функциями; 4) знание ее внутреннего строения обеспечивает всестороннее познание системы (11; 19).

Содержание, формы и методы художественно-музыкального развития детей 5-7 лет

Для определения эффективности педагогических условий художественно-музыкального развития детей 5-7 лет в течение 1995-2001 годов была организована опытно-экспериментальная работа, осуществляемая на базе общеобразовательных учреждений г.Бирска Республики Башкортостан. Были обследованы дети старшего дошкольного возраста детских садов №1 «Айгуль», №12 «Рябинушка», №15 «Родничок», а также учащиеся 1-х классов средней школы №9 в количестве 135 человек. Основные положения диссертации также были апробированы и в практике дошкольных образовательных учреждений северных городов и районов Республики Башкортостан, в частности в д/с №6 «Солнышко» г.Дюртюли, №4 «Одуванчик» г.Нефтекамска, «Миляш» с.Москово Дюртюлинского района и «Колосок» с.Ташкиново Красно-камского района. Критерии отбора детей были равнозначными, то есть специальной предварительной диагностики и селекции при укомплектовании групп не производилось. Этим обеспечивается объективность нашего экспериментального исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в несколько этапов: I. 1995-1997гг. - подготовительный, в течение которого был проведен поисковый эксперимент, анализ научной и специальной литературы по теме исследования; определение целей, задач, содержания и методов художест венно-музыкального образования детей 5-7 лет; определение комплекса ди агностических методик. II. 1997-1998гг. - проведен констатирующий эксперимент, задачей ко торого было выявление исходного состояния уровня развития творческих и музыкальных способностей. 10) III. 1998-2001гг. - формирующий и контрольный эксперименты по определению конечного состояния уровня художественно-музыкального развития и эффективности педагогических условий через обработку, интерпретацию, сравнительный анализ и обобщение полученных экспериментальных данных.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить критерии эффективности обучения, на которые мы опираемся в своем исследовании. По мнению ряда авторов (88; 144), наряду со знаниями, умениями и навыками, существуют более глубинные, а следовательно, и более надежные критерии: изменение качеств ума, таких, как самостоятельность, гибкость и оригинальность; общее развитие. Мы руководствуемся критериями успешной творческой деятельности, предложенными Б.Т.Лихачевым: 1) увлеченность свободно избранной деятельностью; 2) развитие творческого мышления, способного отказаться от шаблонного решения в поисках оригинального; 3) способность самостимулирования, самоорганизации и самоопределения в решении творческой задачи; 4) удовлетворительные результаты творчества в виде изделий, художественных поделок, актерских ролей, хорового и вокально-инструментального исполнения, танцев (127, 122). Анализ структуры креативности позволил выделить показатели уровня ее сформированности: - оригинальность мыслительной деятельности; - гибкость и беглость мышления. 102 Анализ структурных компонентов музыкальности позволил нам выделить показатели уровня музыкального развития: мелодический слух; чувство ритма; музыкальное мышление; музыкальная память.

Для изучения и оценки особенностей художественно-музыкального развития был разработан комплекс диагностического обследования, включающий в себя следующие моменты: 1. Исследование продуктивности мыслительной деятельности. 2. Исследование уровня сформированности музыкальных способностей.

Среди многочисленных методик исследования таких качеств личности, как креативность и музыкальность, мы выделили и использовали известные и апробированные диагностические методики, разработанные в НИИ общей и педагогической психологии, НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (114; 217; 243): а) тест П.Торранса на диагностику невербальной креативности; б) методика К.В.Тарасовой определения музыкальных способно стей,

Как показывает психологическая практика, во время тестирования на детей младшего возраста в большей степени, чем на взрослых, оказывают влияние личностные особенности экспериментатора, его поведение. На результаты тестирования могут повлиять также некоторые ситуативные факторы, например, особенности помещения, в котором проводится обследование, присутствие других людей. В связи с этим при экспериментальном обследовании были учтены основные положения психологического тестирования: - создание комфортной психологической атмосферы, предусматривающей установление контакта и доверительных отношений с испытуемым; - индивидуальная форма работы; - учет возрастных психофизиологических особенностей детей; - фиксирование результатов с использованием технических средств и протокольных записей.

Организация и методика опытно-экспериментальной работы

Запомнилась детям встреча с кураистом нашей республики Рами-лем Гайзуллиным. Он появился перед детьми в ярком башкирском национальном костюме. Передвижение артиста по залу позволило рассмотреть предметы его костюма: елэн (верхняя одежда-накидка), сал-бар (брюки), билгау (пояс), кулдэк (рубашка), камзул, камсат бурек (мужская меховая шапка), итек (сапоги). С большим интересом слушали легенду о курае, его удивительное звучание. Замечательным в этой встрече было и то, что кураист играл на всех инструментах, которые показал и о которых рассказал. Он играл не только башкирские, русские, татарские, марийские напевы, но и мелодии других стран. С таким же успехом артист играл на губных инструментах (кубыз, курай, хайран, тукмак, агас кубыз и др.) других народов, которые ему подарили во время поездок. Эта встреча была запечатлена на интересном снимке, когда Р.Гайзуллин играл на нескольких дудочках одновременно. Его мы назвали «Человек - оркестр».

Активно дети откликались на проведенные нами национальные праздники «Сабантуй», «День независимости», спортивные праздники и развлечения, в содержание которых входят народные игры (Приложение № 6, 7). По мотивам проведенных мероприятий оформлялись стенды, выставки.

Наряду с башкирским фольклором изучалось народное творчество и других народов. В гостях у клуба «Ак тирмэ» бывают гости разных национальностей, которые приносят в подарок концертные номера на родном языке. С одинаковым интересом дети воспринимают искусство разных народов, с большим удовольствием изучают и исполняют.

Анализируя работу, исходя из бесед с педагогическим коллективом (на методических совещаниях и советах), по результатам анкетирования родителей, консультаций и личных встреч с ними, можно сделать предположение, что существуют положительные сдвиги в этой области: дети стали более информированными в вопросах национальной культуры, природы Башкортостана; они с удовольствием поют и танцуют народные песни и танцы, играют в национальные игры; с большим желанием рисуют на различные темы, создавая собственные варианты рисунков, поделок, музыкальных сочинений на основе полученных знаний,

Мы полагали, что обращение к вышеуказанным моментам должно способствовать решению задач художественно-музыкального развития детей 5-7 лет.

Обратимся к обсуждению результатов формирующего эксперимента. При определении уровней художественного и музыкального развития детей 5-7 лет мы руководствовались критериями эффективности обучения, предложенными Л.В.Занковым и Н.А.Менчинской (87; 144), а также критериями эффективности творческой деятельности;, разработанные Б.Т.Лихачевым (127). Подробная характеристика методики определения уровней развития креативности и музыкальности детей, включающая в себя совокупность критериев и показателей их сформированности, содержится в параграфе 2.2. Данные выполнения субтестов невербальной креативности показали, что число учащихся, относимых к низкому уровню развития данного качества, сократилось как в контрольных (до 7 человек - 20,6%), так и в экспериментальных группах (до 2 человек — 5,6%). Однако в экспериментальных группах их на 18,6% стало меньше, чем в контрольных. Параллельно увеличилось количество детей со средним уровнем сформированности творческих способностей: в контрольных группах оно составило 24 человека (70,6%), в экспериментальных 25 человек (69,4%). Значительные различия в сформированности исследуемого признака наблюдались у детей с высоким уровнем его развития.

Похожие диссертации на Педагогические условия художественно-музыкального развития детей 5-7 лет