Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия и механизмы формирования гуманных взаимоотношений школьников в поликультурной образовательной среде Максименко Олеся Олеговна

Педагогические условия и механизмы формирования гуманных взаимоотношений школьников в поликультурной образовательной среде
<
Педагогические условия и механизмы формирования гуманных взаимоотношений школьников в поликультурной образовательной среде Педагогические условия и механизмы формирования гуманных взаимоотношений школьников в поликультурной образовательной среде Педагогические условия и механизмы формирования гуманных взаимоотношений школьников в поликультурной образовательной среде Педагогические условия и механизмы формирования гуманных взаимоотношений школьников в поликультурной образовательной среде Педагогические условия и механизмы формирования гуманных взаимоотношений школьников в поликультурной образовательной среде Педагогические условия и механизмы формирования гуманных взаимоотношений школьников в поликультурной образовательной среде Педагогические условия и механизмы формирования гуманных взаимоотношений школьников в поликультурной образовательной среде Педагогические условия и механизмы формирования гуманных взаимоотношений школьников в поликультурной образовательной среде Педагогические условия и механизмы формирования гуманных взаимоотношений школьников в поликультурной образовательной среде Педагогические условия и механизмы формирования гуманных взаимоотношений школьников в поликультурной образовательной среде Педагогические условия и механизмы формирования гуманных взаимоотношений школьников в поликультурной образовательной среде Педагогические условия и механизмы формирования гуманных взаимоотношений школьников в поликультурной образовательной среде
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Максименко Олеся Олеговна. Педагогические условия и механизмы формирования гуманных взаимоотношений школьников в поликультурной образовательной среде : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Максименко Олеся Олеговна; [Место защиты: Ун-т рос. акад. образования].- Москва, 2010.- 222 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/683

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Гуманистические ценности в условиях поликультурного образовательного пространства как социально-педагогическая проблема 16

1. Культурно-образовательная среда и гуманистические ценности в традиция отечественной педагогической мысли 16

2. Нравственное воспитание молодежи в условиях поликультурной среды России 27

3. Единство образования, культуры и менталитета как основа преобразования культуросообразных ценностей учащихся школы 45

Выводы по главе 1 58

Глава 2. Педагогические основы формирования системы ценностей учащихся в поликультурной образовательной среде школы 64

1. Методологические посылы к самореализации учащихся в условиях культурологической направленности содержания образования 64

2. Механизмы развития ценностной сферы личности учащегося в поликультурной образовательной среде 84

3. Культурологический характер обучения иностранному языку как путь развития ценностной сферы личности школьника 101

Выводы по главе 2 111

Глава 3. Практика реализации системы ценностей в поликультурной образовательной среде общеобразовательного учреждения 118

1. Практика формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах школьников общеобразовательных учреждений 118

2. Роль педагога в формировании культуросообразных ценностей учащихся в условиях поликультурной образовательной среды 133

3.Опытно-экспериментальное исследование духовности и толерантности учащихся в иноязычной культурно-образовательной среде школы 146

Выводы по главе 3 156

Заключение 164

Список литературы 189

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Воспитание у подрастающих поколений гуманности, формирование гуманных отношений между людьми — одна из важнейших задач педагогической науки сегодня. Чтобы ее решить в русле мировых общечеловеческих традиций, необходимо учесть всю специфику многонациональной среды России, в условиях демократизации ее жизни, гуманизации образования и, в то же время, в условиях усиления национальной напряженности в отдельных «горячих точках» нашей страны.

Формирование гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах школьников приобретает особо важную роль в дни усиленной миграции населения, роста количества жителей в городах и соответственно удельного веса многонациональных коллективов учащихся в системе образования. Актуальность этой задачи обусловлена также и ростом национального самосознания народов нашей страны в условиях демократизации общественной жизни и в то же время усилением, в ряде территорий, национальных противоречий.

В решении этой задачи особенно велика роль общеобразовательной школы. Именно в школе на базе результатов, достигнутых в развитии личности, развертывается интенсивный процесс формирования нравственного облика подрастающего поколения, всего спектра отношений молодежи к действительности. Важную роль в данном контексте приобретает необходимость подготовки высококультурных, образованных и гуманных членов общества, которые могут жить и успешно работать в полиэтнической среде, людей знающих и уважающих не только свою культуру, но и культуру других народов, способных сочетать национальные и интернациональные интересы.

В нашем понимании суть принципа гуманизма в признании человека высшей ценностью, в поддержке его права на свободу, счастье, справедливость, на развитие и проявление им своих способностей. Гуманность — это интегральное качество личности, обобщенная характеристика ее поведения, в котором реализуется принцип гуманизма. Для понимания сущности понятия гуманности важное значение имеют те подходы, которые выработаны в науке к пониманию нравственных качеств личности.

В этой связи перед педагогической наукой встала задача формирования личности, способной успешно взаимодействовать и функционировать в поликультурной образовательной среде.

Степень разработанности проблемы. В теоретическое осмысление данного направления исследований, рассматриваемых в контексте гуманных отношений человека с социальной средой, внесли свой вклад ученые В.Г. Бочарова, В.З. Вульфов, В.Н. Гуров, И.В. Ермакова, С.А. Лисицын, Ю.С. Мануйлов, В.В. Рубцов, Н.И. Поливанова [48; 71; 91; 109; 223]. Интерес представляют работы И.А. Баевой, С.Д. Дерябо, Н.Б. Крыловой, В.А. Петровского, В.И. Слободчикова, И.М. Улановской, В.А. Левина поскольку раскрывают роль образовательной среды в становлении личности [21; 101; 145; 146; 201; 237; 276; 304].

Рядом исследователей гуманность личности в связи с разнообразием культур рассматривается как проявление единства сознания, чувств и воли человека, его поведения (Л.М. Архангельский, А.Ф. Шишкин и др.) [12; 299], психологами - как единство определенных мотивов и способов поведения (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович и др.) [221; 40]; некоторые ученые видят в нем укоренившееся отношение личности к действительности, соотносящееся с ее взглядами, убеждениями, мировоззрением (Б.Г. Ананьев, М.Н. Берулава А.Н. Леонтьев, Ю.А.Самарин и др.) [5; 26; 27; 34; 155].

Особый интерес для исследуемой проблемы представляют этнопедаго-гические работы, рассматривающие обучение, воспитание и социализацию подрастающих поколений (К.Ш. Ахияров, Г.Н. Волков, Э.И. Сокольникова, Е.Е. Хатаева, А.Н. Яковлева и пр.) [17; 66; 67; 239; 241; 286]. Значимыми для нашего исследования стали работы, отражающие ведущие положения организации поликультурного образования, разработанные Е.В. Бондаревской, В.П. Борисенковым, Г.Д. Дмитриевым, А.Н. Джуринским, Л.В. Колобовой,

М.В. Кузнецова, З.А. Мальковой, Г.В. Палаткиной, Л.Л. Супруновой, В.К. Шаповаловым [42; 45; 105; 138; 163; 199; 295]. Вопросы поликультурного образования как механизм передачи социального опыта, как новая информационная среда отражены в исследованиях Б.С. Гершунского, Т.Г. Грушевиц-кой, А.Я. Данилюка [80; 82; 89; 93]. Отдельные аспекты образования в поликультурной среде представлены в работах по воспитанию толерантности А.Г. Асмолова, П.В. Степанова и др. [14]; особенности работы педагогов с детьми-мигрантами - в работах З.Б. Богатовой, О.В. Гукаленко, В.И. Матис и пр.[38; 90; 172; 173].

Как видим, аспекты, под углом зрения которых исследуется образование в поликультурной среде, достаточно многообразны. Опыт показывает, данной проблеме уделяют много внимания не только теоретики, но и педагоги-практики. Своеобразие сложившейся исторической и культурно-образовательной ситуации в стране инициирует обращение к такого рода проблемам, ставит новые цели и задачи перед общеобразовательной школой. В целом не смотря на разработанность различных сторон поликультурного, национально-регионального образования, в научной литературе недостаточно встречается специальных исследований, связанных с рассмотрением путей и условий формирования гуманных взаимоотношений школьников в поликультурной образовательной среде.

Анализ проведенных исследований и образовательной практики позволил выделить объективно существующие противоречия между: наличием многообразия и богатства национальных культур, в том числе народного педагогического опыта обучения, воспитания и социализации личности и широким внедрением его в систему поликультурного образования; потребностью общества в раскрытии имеющегося в поликультурной образовательной среде потенциала и его недостаточным использованием учреждениями образования сегодня; потребностью взаимодействия учреждений общего, дополнительного образования и общественных институтов в ходе комплексного решения проблемы формирования гуманных взаимоотношений у учащихся в условиях поликультурной среды школы и отсутствием разработанных условий и механизмов реализации таких взаимоотношений; необходимостью становления готовности школьников к гуманным взаимоотношениям с представителями иных культур и недостаточной разработанностью научно-методического сопровождения данного материала в общеобразовательной школе; необходимостью создания условий для формирования гуманных взаимоотношений и недостаточной компетентностью педагогов в вопросе формирования этих навыков.

В свете такой постановки вопроса, названных противоречий и сформулирована проблема нашего исследования — каковы условия формирования поликультурного восприятия мира, становления гуманных взаимоотношений учащихся в образовательной среде школы.

Недостаточная научная разработанность проблемы, социально-педагогическая ее значимость, необходимость, целесообразность ее разработки и определили тему нашего исследования: «Педагогические условия и механизмы формирования гуманных взаимоотношений школьников в поликультурной образовательной среде».

Объект исследования - образовательный процесс в учреждениях общего образования.

Предмет исследования - процесс формирования поликультурного восприятия мира, гуманных взаимоотношений учащихся в образовательной среде школы.

Цель исследования: разработать модель формирования гуманных взаимоотношений школьников в поликультурной образовательной среде и определить эффективные условия и механизмы ее реализации в условиях общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования заключается в том, что образовательный процесс в школе, ориентированный на формирование гуманных взаимоотношений школьников в поликультурной образовательной среде, толерантности и согласия через инновационные образовательные программы и проектно-исследовательскую деятельность, может быть эффективным если: на основе всестороннего анализа нравственного развития школьников выявить специфику формирования социально-нравственных ценностей, как основы гуманных взаимоотношений у старшеклассников в поликультурной образовательной среде; разработать системную модель процесса формирования гуманных взаимоотношений школьников в поликультурной образовательной среде; выделить направления культурологической подготовки, определить педагогические условия и механизмы реализации модели формирования гуманных взаимоотношений учащихся в поликультурной образовательной среде; определить необходимый уровень культуролого-педагогической направленности содержания школьного образования, способствующего формированию поликультурного восприятия мира, становлению гуманных взаимоотношений учащихся в образовательной среде школы; разработать и реализовать программу (цели, задачи, принципы) формирования поликультурного восприятия мира школьниками.

Вышеназванные цель, объект, предмет и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи исследования:

На основе всестороннего анализа нравственного развития школьников сегодня выявить специфику формирования социально-нравственных ценностей, как основы гуманных взаимоотношений старшеклассников в поликультурной образовательной среде.

Разработать системную модель процесса формирования гуманных взаимоотношений школьников в поликультурной образовательной среде.

Выделить направления культурологической подготовки, определить педагогические условия и механизмы реализации модели формирования гуманных взаимоотношений учащихся в поликультурной образовательной среде.

Выявить интегральный результат культуролого-педагогической направленности содержания школьного образования, способствующего формированию поликультурного восприятия мира, становлению гуманных взаимоотношений учащихся в образовательной среде школы.

Разработать и провести апробацию программы (цели, задачи, принципы) формирования поликультурного восприятия мира школьниками.

Методологическую основу исследования составили: философские принципы единства и развития мира, детерминизма, системности; положения диалектико-материалистического учения о факторах развития личности, положение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, в частности о взаимосвязи происходящих социально-экономических изменений в стране и обновлении содержания образования; принципы единства исторического и логического в педагогическом познании; теория содержания образования и педагогической системы; теории системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов, нашедшие свое отражение в работах ведущих отечественных и зарубежных ученых в области педагогики, психологии, социологии.

При рассмотрении исследуемых педагогических явлений с позиции системного и целостного подходов в контексте взаимосвязи и взаимообусловленности процессов обучения и развития мы опирались на работы ряда ученых (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.Д. Никандров, Д.Б. Эльконин) [72; 74; 94; 155; 190; 192; 193]; психолого-педагогических положений о факторах развития личности (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Л.В. Занков, А.С. Макаренко, Т.К. Селевко, В.В. Сериков, В.А. Сухомлин-ский,) [4; 43; 114; 160; 161; 229; 232; 233; 258]; концептуальных основ поликультурного образования (Е.В. Бондаревская, Г.Н. Волков, А.Н. Джуринский,

Л.В. Колобова, Л.В. Кузнецова, З.А. Малькова, СЮ. Сенатор) [42; 43; 66; 105; 138; 230; 231].

Методы, источники и база исследования.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, социологической, учебно-методической литературы, разных видов официальных документов; изучение отчетов, документов совещаний, конференций, публикаций в периодической печати; использовались при этом методы обобщения, сравнения, системно-структурного подхода, анализа, синтеза, моделирования, прогностики, наблюдения, изучения результатов деятельности.

Экспериментальной базой исследования являлись общеобразовательные школы города Москвы № 1086, № 535, № 2042.

Эмпирический материал собирался по ряду аспектов, характеризующих процесс формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах школьников, механизмы и условия развития ценностной сферы личности учащегося в поликультурной образовательной среде. В рамках каждого из указанных аспектов использовались такие методы исследования, как беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование обследуемого контингента, изучение личных дел и т.п.

Личное участие соискателя состояло в теоретической разработке основных идей и положений по теме «Формирование поликультурного восприятия мира, толерантности и согласия через инновационные образовательные программы и проектно-исследовательскую деятельность», в непосредственном осуществлении и руководстве проведением опытно-экспериментальной работы в качестве преподавателя школы, методиста-консультанта комиссий по адаптации обучающихся к изменяющейся образовательной среде общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования.

Организация и этапы исследования.

Диссертация выполнена в реализацию Закона Российской Федерации «Об образовании», Федеральной программы развития образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и других федеральных и региональных нормативно-правовых документов России, определяющих основные требования к системе управления образованием.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

1 этап (2005 - 2006 гг.)

Изучение литературных источников. Раскрытие историографии и современного состояния исследуемой проблемы. Определение исходных параметров исследования. Формирование библиографической базы.

2 этап (2006 - 2007 гг.)

Уточнение основных направлений исследования на основе систематизации полученных материалов. Уточнение категориально-понятийного аппарата исследования. Определение основных подходов к моделированию учебного процесса в школе на пути формирования гуманных взаимоотношений школьников в поликультурной образовательной среде. Разработка и внедрение модели формирования гуманных взаимоотношений школьников в поликультурной образовательной среде. Подготовка публикаций к печати.

3 этап (2008 - 2009 гг.)

Систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, обоснование теоретических положений исследования. Формулирование выводов и рекомендаций исследования. Подготовка автореферата и диссертации к защите.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что: на основе анализа аксиологического и психологического аспектов нравственного развития школьников выявлена специфика формирования социально-нравственных ценностей как основы гуманных взаимоотношений у старшеклассников в поликультурной образовательной среде: свободное развитие позитивно значимой ценностной ориентации; глубокое осмысление осознаваемой ценностной ориентации; широкое соотнесение ценностной ориентации со всей системой ценностей; перенос значимых ценностных ориентации на различные жизненные ситуации; самостоятельный поиск новых личностно привлекательных ценностей; разработана системная модель процесса формирования гуманных взаимоотношений школьников в поликультурной образовательной среде (направленность содержания обучения; принципы; механизмы; программа); определен интегральный результат поликультурной направленности содержания школьного образования, способствующего формированию поликультурного восприятия мира, который состоит в становлении личности учащегося, уважающего себя и представителей других культур, готового к гуманистически ориентированному выбору, обладающего компетентностью в культурном плане, которая позволит ему самостоятельно решать проблемы учебы и повседневной жизни в поликультурном образовательном пространстве; выявлены механизмы формирования духовно-нравственных ценностей учащихся как основы гуманных взаимоотношений в условиях поликультурного образовательного пространства школы: механизм диалога; механизм единства традиций и новаций; механизм созидательной межкультурной коммуникации. выделены направления культурологической подготовки, определены условия реализации модели формирования гуманных взаимоотношений учащихся в поликультурной образовательной среде; разработана и реализована программа (цели, задачи, принципы) формирования поликультурного восприятия мира школьниками через: становление общей культуры личности в рамках восприятия культуры мира (поликультурное воспитание); социально-языковую адаптацию учащихся -мультилингвистическое и поликультурное восприятие мира; мотивацию осознанного выбора и освоение профессиональных и общеобразовательных знаний и навыков.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что в нем показана возможность решения проблемы формирования поликультурного восприятия мира, становления гуманных взаимоотношений учащихся в образовательной среде школы, посредством инноваций в направленности содержания обучения школьников, внедрения механизмов и программы (цели, задачи, принципы), что формирует гуманные взаимоотношения учащихся в поликультурной образовательной среде и обогащает теорию педагогических систем в части обеспечения процессуальной составляющей педагогической системы. Разработанная на основе авторской модели программа вносит вклад в теорию учебного процесса в части использования форм, методов и средств в школьном обучении.

Предложенные механизмы, условия формирования гуманных взаимот-ношений учащихся в поликультурной образовательной среде могут быть использованы в исследованиях, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе сегодня.

Достоверность результатов исследования обеспечивается непротиворечивостью теоретико-методологических позиций, методологической обоснованностью положений исследования, опирающихся на устоявшиеся и общепринятые идеи, законы и принципы философии и педагогики; общей методологией проектировочной деятельности; полнотой и системностью рассмотрения предмета исследования; соответствием выбранных методов - цели и содержанию исследования, разнообразием привлеченных источников, успешным апробированием основных научных положений, качественным и количественным анализом экспериментальных данных.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем выводы и рекомендации могут быть использованы для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе с многонациональным составом учащихся, а также совершенствования системы формирования гуманных взаимоотношений учащихся в поликультурной образовательной среде. Разработаны, научно обоснованы и внедрены модель и программа формирования поликультурного восприятия мира, который состоит в становлении личности учащегося, уважающего себя и представителей других культур, готового к гуманистически ориентированному выбору, обладающего компетентностью в культурном плане, которая позволит ему самостоятельно решать проблемы учебы и повседневной жизни в поликультурном образовательном пространстве.

На защиту выносятся следующие положения:

Системная модель процесса формирования гуманных взаимоотношений школьников в поликультурной образовательной среде (направленность содержания обучения; принципы; механизмы; программа).

Особенности построения содержания школьного образования поликультурной направленности, способствующего формированию поликультурного восприятия мира, состоящего в становлении личности учащегося, уважающей себя и представителей других культур, готовой к гуманистически ориентированному выбору, самостоятельно решающей проблемы учебы и повседневной жизни в поликультурном образовательном пространстве.

Механизмы формирования духовно-нравственных ценностей учащихся как основы гуманных взаимоотношений в условиях поликультурного образовательного пространства школы: механизм диалога; механизм единства традиций и новаций; механизм созидательной межкультурной коммуникации.

Совокупность педагогических условий реализации модели формирования гуманных взаимоотношений учащихся в поликультурной образовательной среде: общие условия эффективности целостного учебно-воспитательного процесса: а) организация коллектива школьников, его последовательное сплочение, доступный уровень самоуправления; б) обеспечение успешности учения и высокого уровня обученности школьников; в) сочетание обучения с разнообразной внеучебной деятельностью. частные условия: а) систематическая работа по формированию системы гуманистических представлений и понятий у школьников; б) организация практического проявления гуманных взаимоотношений учащихся в учебной и внеучебной деятельности; в) развитие гуманных взаимоотношений между учителем и детьми, между учащимися; специфические условия формирования гуманных взаимоотношений: а) знакомство школьников с культурой народов нашей страны и других на родов, воспитание между учениками разных национальностей дружелюбия; б) использование в деятельности многонационального коллектива школьни ков традиционно-национальных игровых моментов, через практическое при менение совокупности игр разных народов связанных с формированием их гуманных взаимоотношений; в) содружество педагогов и семьи в формиро вании гуманных взаимоотношений школьников.

5. Программа (цели, задачи, принципы) формирования поликультурного восприятия мира школьниками через: становление общей культуры личности в рамках восприятия культуры мира (поликультурное воспитание); социально-языковую адаптацию учащихся - мультилингвистическое и поликультурное восприятие мира; мотивацию осознанного выбора и освоение профессиональных и общеобразовательных знаний и навыков.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Ход и результаты исследования на различных этапах докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии Университета РАО, на научно-методических семинарах и совещаниях, на заседаниях педагогических советов школ г. Москвы и Московской области, на научно-практических конференциях в МосГУ, МГОУ, УРАО, семинарах и симпозиумах (Москва, Московская область).

Результаты исследования используются методическими службами и педагогами общеобразовательных школ и учреждений системы дополнительного образования г. Москвы при организации деятельности по формиро- ванию гуманных взаимоотношений школьников в поликультурной образовательной среде.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Культурно-образовательная среда и гуманистические ценности в традиция отечественной педагогической мысли

Наше общество сегодня переживает исторический перелом, который своим подходом, трактовкой мира, закономерностей становления правового демократического общества и его приоритетов формирует определенный взгляд педагогической и научной общественности на национальные и духовные ценности как ориентиры развития отечественной педагогической науки в процессе образования и воспитания молодого поколения.

Мы считаем, что в этой связи предстоит решить новый уровень задач по формированию гуманистических ценностей у подрастающего поколения. В педагогической системе они должны занимать доминирующее положение, выступая в роли стабилизирующего элемента, его социальной роли и т.д.

Одной из актуальных проблем этого процесса является формирование у студентов ценностных ориентации. Под ценностными ориентациями, как известно, в философско-аксиологической литературе, педагогике понимается избирательное отношение индивида к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженных в поведении. Процесс этот перманентный и осуществляется в течение всех их лет обучения [255, 233].

Анализ научно-педагогической литературы, а также практики работы российских вузов показывают, что в центре системы образования - личность, ее стремление к познанию целостной картины мира, культуры, к формированию системного мышления, обеспечивающего единство непрерывного общекультурного, социально-нравственного развития, с учетом общественных по требностей и личных запросов, а также общечеловеческих и национальных духовных ценностей. На наш взгляд, это обуславливает особую важность реализации деятельностного подхода как стратегии гуманизации технологий обучения и воспитания сегодня.

В связи с этим, сегодня необычайно актуализируется гуманистическая парадигма педагогического образования. Она задается самой гуманистической природой и сущностью педагогической деятельности. Гуманистические ценности этой деятельности, имеющие общечеловеческое и национальное значение, являются вечными ориентирами преподавателя и воспитателя.

В этой связи среди гуманистических ценностей функционирования и развития системы образования и воспитания выделяется главное - ориентация на развитие личности обучаемого. При этом, чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное его развитие, тем более свободным и зрелым становится он в реализации гуманистических ценностей в обществе. Именно в этом смысле гуманизация и рассматривается как фактор гармонического развития молодого человека [256, 229-231].

Следовательно, гуманизация характеризует ценностные аспекты образования как общественного явления [27]. Вместе с тем, гуманизация образования есть по праву сердцевина его национальных и общечеловеческих ценностей. В истории отечественной педагогики в вопросах гуманизации уделяли внимание следующим идеям: человечности (К.Н. Вентцель) [59]; общечеловеческого воспитания (Е.В. Бондаревская ) [43], О.С. Газман, В.А. Кара-ковский [75; 126], А.С. Макаренко [160], В.А. Сухомлинский [258], Н.М. Та-ланчук [261] ; воспитания в духе гуманизма (Б.П. Битинас, П.Ф. Каптерев, В.А. Караковский, В.А. Сухомлинский и др.) [31; 124; 126; 258]; народности воспитания (И.М. Ильинский, М.Г. Тайчинов, Н.М. Таланчук) [121; 262; 263; 266; 267]; духовного совершенствования (П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, Т.И. Петракова, В.А. Сухомлинский) и др. [125; 160; 203; 258].

Для нашего исследования вызывает интерес предложенная СВ. Девя-товой и В.И. Купцовым концепция гуманизации и гуманитаризации образо вания, где определяются ее основные направления реализации: демократизация, гуманитаризация, фундаментализация, интеграция, компьютеризация [95].

Необходимо отметить, что социализация подрастающего поколения в современном обществе происходит в условиях ценностно-нормативной неопределенности, общей нестабильности, социального нигилизма, поэтому с такой остротой встают вопросы духовно-нравственного воспитания обучающегося.

Считаем, что современный учебно-воспитательный процесс в учреждениях образования должен быть основан на духовно-нравственных началах культуры, потому что истинно творческая и свободная личность обучающегося не вырастает на почве псевдокультуры, политического и нравственного цинизма.

В конце 80-х - начале 90-х гг. возник поворот в сторону приоритета общечеловеческих ценностей над всеми остальными, а в качестве цели высшего образования и воспитания стало выступать стремление сохранить свое значение и духовную ценность, идею всестороннего развития личности, ее интеллектуальную и духовно-нравственную самореализацию. Этот сложившийся идеал сегодня, по нашему мнению, является высшей человеческой ценностью. Сама по себе ценность предусматривает правила, определяющие поведение, а также духовные и душевные качества, необходимые молодому человеку в обществе.

Мы разделяем точку зрения на то, что нравственные ценности в обществе подразделяются на «общечеловеческие» и «национальные».

Под общечеловеческими ценностями нами понимаются: ценность человеческой жизни, гуманизм, благородная целеустремленность, свобода, верность прогрессивным идеалам воспитания подрастающего поколения, культурные традиции, научный потенциал и т.д. Одной из приоритетных задач сегодня является гуманистическое воспитание подрастающего поколения с опорой на общечеловеческие и национальные ценности. Среди национальных ценностей необходимо выделить патриотизм, беззаветное служение Родине, чувства национального достоинства, гражданственность, духовность, прогрессивные народные традиции и обычаи, честь и благородство, героизм, мужество, совесть и порядочность, милосердие, миротворчество, бескорыстие, культура межнационального общения и т.д.

Таким образом, под уровнем национальных ценностей мы понимаем систему приоритетов, с помощью которых государство и общество осуществляют социализацию обучающихся в соответствии с историческими условиями и национальными традициями.

Нравственное воспитание молодежи в условиях поликультурной среды России

Итак, нравственные аспекты становления личности пронизывают все стороны образования и воспитания подрастающего поколения: их направленность, содержание, формы и методы осуществления. Нравственное воспитание взаимодействует с системой общественных отношений в самых многообразных зависимостях и проявлениях. Рассмотрим проблему нравственного воспитания молодежи в условиях многонациональной России в историческом аспекте.

Идея о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалась и ставилась в педагогике с давних времен. В своем трактате «Наставление нравов» Я.А. Коменский (1592-1670) приводит изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он цитировал и другое известное изречение в педагогике: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».

Большую роль отводил нравственному воспитанию швейцарский педагог -демократ Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827). Нравственное воспитание он считал главной задачей любого воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.

Разрабатывая вопросы педагогики с позиций интересов германского бюргерства, большое внимание нравственному воспитанию придавал немецкий педагог Иоганн Герберт (1776-1841). Примечательно, что, ратуя за насаждение в детях покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти, он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность» [79, 133.]. Большое значение нравственному воспитанию придавал Л.Н. Толстой (1828 - 1910), основатель Яснополянской школы, проповедавший теорию свободного воспитания, имевшей широкую известность в России. Л.Н. Толстой отмечал, что из всех наук, которые должен знать человек главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

Из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский (1824 — 1871). В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химий или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой. Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями» [202, 429-430].

Проблемы формирования нравственного воспитания как целостной системы нашли научное отражение в философии и педагогических исследованиях ученых XIX века. Существовала концепция органического развития, которая базировалась на законе развития, на идее природосообразности и принципе целостности личности. В основе второй концепции - нравственной деятельности - лежали идеи самодеятельности, нравственной свободы и ответственности. Предмет теории и практики нравственного воспитания был одинаковым: нравственная деятельность человека по отношению к другим людям и окружающему миру [59].

На рубеже веков, конце XIX начале XX века, в педагогической литературе выделяется три научных подхода к пониманию нравственности, которые условно можно назвать как прогрессивный, философский и религиозный.

Согласно прогрессивному подходу нравственность трактовалась как личностная характеристика человека, как уровень развития его самосознания. Внутреннее нравственное состояние человека, отражающее развитие ума, чувства и воли, выражалось в отношениях и поступках личности (К.Н. Вент-цель, П.Ф. Каптерев) [59; 124; 125].

Анализ педагогических исследований конца XIX века позволил выделить преобладавшие в то время направления в формулировании целей нравственного воспитания, которые можно назвать основными, так как они превалировали над остальными, прослеживались с большей или меньшей повторяемостью и соответствовали трем важнейшим социальным институтам: государству, семье, церкви, что характерно и для настоящего времени. Среди множества направлений исследования нравственного воспитания личности наиболее рельефно прослеживаются три основных: научное, «житейское», религиозное. Научное направление характеризовалось разработкой целей нравственного воспитания детей различного возраста с точки зрения педагогической науки и воплотило в себе этапы ее развития.

На первом этапе, примерно с середины XIX в., наиболее последовательно разрабатывалась цель воспитания, сформулированная еще Н.И. Пиро-говым (1810- 1881). По смыслу и по форме она отражала насущную потребность не только того времени, но и настоящего: «Быть человеком». Это означало, что приоритетными в воспитании нравственности должны стать нематериальные свойства людей, способствующие раскрытию в них дарований на благо общества и самих себя. По мнению идеологов этой концепции, следовало, что смысл жизни заключается вовсе не в погоне за роскошью, деньгами, властью, а в чем-то большем - Истине, Радости, Любви и Красоте, т. е. духовности в ее светском понимании. Под общей целью подразумевалось благо всего общества. Под целью воспитания - максимальное приготовление таких людей, которых «можно было бы назвать нормальными», т. е. истинными, разумными, добродетельными, нравственными [130].

На втором этапе, примерно с начала 70-х гг. XIX в., цель воспитания в соответствии с научным направлением формулировалась на основе ведущих положений новейшей, рациональной педагогики. В основу закладывалось соблюдение принципа природосообразности, сформулированного в XVIII в. Ж. Ж. Руссо (1712 - 1778), а в 90-е гг. XIX в. - Л. Н. Толстым. Это деятельно-стный подход в формулировке цели воспитания. Под ним понимается внутренняя и внешняя активность личности, направленная на осуществление нравственного поведения на основе нравственных чувств, самоопределения и самоуправления в процессе жизнедеятельности.

Методологические посылы к самореализации учащихся в условиях культурологической направленности содержания образования

Идеалами культуры человек устремляется к высокой мыслительной жизни, а не к насилию. С общественной точки зрения, культура противопоставляется промышленным занятиям на основе различий в качестве их работы [291, т. IV, 60].

Первым исследователем, осуществившим попытку систематического обоснования общей теории культуры, был известный американский культу-рантрополог Лесли Уайт (XX в). Свою теорию Уайт назвал культурологией, которая выражает отношение между человеческим организмом и экстрасоматической традицией. Понятие «культура», по Уайту, не методологическая абстракция, - это научная категория, выражающая особую область действительности, присущую лишь человеческому обществу и имеющую свои собственные законы функционирования и развития.

Одним из первых исследователей, который в советской литературе предложил функциональное основание деления материальной и духовной культуры, стал Б.М. Соколов [248].

Важнейшим для нашего времени является требование культурного плюрализма, т.е. умения превзойти групповой интерес, поскольку человек стоит перед альтернативой гибели или развития цивилизации и культуры. Современный цивилизованный человек ориентирован на неприятие тоталитаризма во всех его формах, для него характерен отказ от обогащения любыми средствами, включая бесчестные и спекулятивные, он признает правомерность существования всех культур, ему чуждо рабское поведение, ему присуще безусловное уважение свободы и прав человека.

Принципиальный интерес для нашего исследования имеет положение о диалогической природе гуманитарного знания. Актуальность диалогизма обусловливается общим кризисным состоянием всей нашей духовной жизни. В культуре «диалогического типа» личность изначально ориентирована на «чужое» сознание с признанием лишь относительной автономности собственного внутреннего мира.

Понимание культуры как специфического способа человеческой деятельности и ее связь с различными сферами социально-управленческой практики (в нашем случае с воспитанием личности) дает нам возможность перейти к рассмотрению духовной культуры, к разработке концептуальных основ и понятийного аппарата духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи в условиях полиэтнического и поликультурного общества.

Сегодня проблема нравственного возрождения личности, развития её нравственного сознания, позволяющего ей активно, творчески включиться в общественную жизнь на пороге третьего тысячелетия вызывает тревогу воспитателей, педагогов, психологов. Нынешнее состояние нравственного сознания личности характеризуется неустойчивостью и противоречивостью. Это находит отражение, прежде всего, в выборе человеком ценностных ориентации и идеалов.

В российском обществе, об этом уже говорилось, сложилась социально-психологическая ситуация, которая характеризуется своеобразным кризисом личности (её духовности, нравственности), возникшим вследствие утраты человеком ценностей базовой культуры. Сложившаяся ситуация послужила толчком к изучению психологической природы нравственного сознания личности, т. к. именно нравственное сознание предопределяет характер нравственных отношений человека, его нравственную позицию, поступки и поведение в целом. Без сформированности понятий о добре и зле, долге, совести, справедливости, чести и достоинстве, свободе и ответственности, счастье и смысле жизни, а также представлений о нравственном идеале невозможно ни подлинное взаимодействие человека с миром, ни само подлинное развитие человека.

Ведущий российский психолог А. Г. Асмолов считает, что в настоящее время рождается иное мышление, мышление неклассической психологии, за которым стоят фигуры В.И. Вернадского и Б.Спинозы. Сбывается пророчество В.И. Вернадского о том, что психозоиская эра настала. Психозоиская эра - психология как формообразование бытия. Психологией сегодня полностью пронизано образование, она входит в политику, экономику, искусство, математику. А.Г. Асмолов напоминает нам также и о завещании А.Н. Леонтьева [155, 277].

Он в своих записях о будущем психологии венчает этику и психологию. Неожиданным с точки зрения деятельностного подхода является суждение А.Н. Леонтьева о губительности для человеческой души последствий "бюрократизации" выполняемых человеком функций. Ситуация конвейера уже понята, а эту еще предстоит понять, но она много опаснее с точки зрения сдвига ценностей, который на одном полюсе дает такие явления, как "потребительская психология", а на другом - пункты леваков, хиппи и т.д. И то и другое - обнищание души при обогащении информацией [156, 5].

Слова А.Н. Леонтьева - это этическая диагностика безликого накопления знаний. По существу это приговор безличным системам образования в XX столетии. Говоря о связи этики и психологии, аксиологии и психологии, А.Н. Леонтьев фокусирует внимание на вершинных проблемах психологии — проблемах развития личности и образования, которое должно порождать личность, а не быть фабрикой общества сделанных голов.

Проявление нравственного сознания личности в условиях поликультурной среды образовательного учреждения осуществляется в деятельности, поведении человека и его отношениях с другими людьми через комплекс взаимосвязанных компонентов: нравственные способности, нравственные потребности, нравственные качества личности, а также посредством мотивов, целей и средств их достижения.

Формируется нравственное сознание, которое определяется как интегральное личностное образование, включающее в себя эмоционально-чувственную, рациональную и волевую сферы, отражающее с позиций добра и зла мир моральных ценностей, регулирующее поведение человека на основе общепринятых и интериоризованных им моральных норм с помощью долга и совести, обладающее свойствами цепеполагания, направленности, рефлексивности, активности, ориентирующее индивида на гуманное отношение к людям, способствующее свободному и ответственному выбору субъектом своих поступков, подвергающим их анализу и оценке.

Хорошо развитый механизм оценивания, стрессоустойчивость, стойкость, реалистический подход помогают личности гибко выбирать разные стратегии в меняющихся обстоятельствах. Личности свойственно справляться с трудными ситуациями, присуща вера в свои силы, чувство ответственности за свои поступки и действия других людей, чувство смелости и стойкости, верность принципам, высокий уровень самоорганизации [10, 114].

Важным посылом изучения нравственности и духовности является изучение ситуативных и личностных факторов, способствующих возникновению у человека духовных состояний. Духовное состояние — это психологический феномен, характеризующийся тем, что человек временно «не замечает внешнего мира», не ощущает своих органических функций, своей телесности, а сосредоточивается на осмыслении и переживании духовных ценностей, т.е. познавательных, этических или эстетических аспектов человеческого бытия.

Практика формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах школьников общеобразовательных учреждений

Воспитание у подрастающих поколений гуманности, формирование гуманных отношений между людьми — одна из важнейших задач педагогов России. Ее решение, имея общечеловеческое содержание, приобретает неизбежно свою специфику в многонациональной среде нашей страны, в условиях демократизации ее жизни, гуманизации образования и в то же время усиления национальной напряженности в отдельных «горячих точках» нашей страны. Формирование гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах школьников приобретает особое значение в наши дни усиленной миграции населения, роста количества жителей в городах и соответственно удельного веса многонациональных коллективов учащихся в системе образования.

Актуальность этой задачи обусловлена также и ростом национального самосознания народов нашей страны в условиях демократизации общественной жизни и в то же время усилением в ряде мест страны национальных противоречий. В её решении особенно велика роль общеобразовательной школы. Именно в ней на базе результатов достигнутых в развитии личности, развертывается интенсивный процесс формирования нравственного ее облика, всего спектра ее отношений к действительности.

Изучение литературы по теме исследования показывает, что вопросы формирования у школьников гуманности, гуманных отношений исследованы довольно широко, достаточно всесторонне и на разных уровнях.

В нашем понимании гуманизм - это принцип морали как совокупность норм поведения, принятых в обществе. Суть этого принципа в признании человека высшей ценностью, его права на свободу, счастье, справедливость, на развитие и проявление им своих способностей. Гуманность — это интегральное качество личности, обобщенная характеристика ее поведения, в котором реализуется принцип гуманизма. Для понимания сущности понятия гуманности важное значение имеют те подходы, которые выработаны в науке к пониманию нравственных качеств личности.

Мы считаем, что гуманность, будучи сложным интегральным нравственным качеством личности, формируется и проявляется в сфере гуманных взаимоотношений. Под отношениями мы понимаем отношения учителя с учениками, учащегося со сверстниками, другими людьми и предметами, в ходе реализации которых осуществляются их взаимодействия и происходит усвоение школьниками тех или иных элементов социального опыта, культуры.

Мы считаем, что в зависимости от того, с чем или с кем включается школьник в отношения, можно выделить следующую классификацию видов отношений: а) взаимоотношения - отношения школьников со взрослыми, сверстниками, и другими детьми. По характеру взаимодействия эти отношения могут быть различны. В одних случаях учащиеся только аккумулируют взаимодействия других, в других - выступают в более активной роли, в качестве субъектов взаимодействия; б) предметные отношения - отношения школьников с предметами материальной культуры. Активной стороной в этом виде воспитательных отношений выступают воспитанники. Пользуясь предметами, действуя ими или действуя за них, учащиеся усваивают овеществленный в предметах опыт предшествующих поколений; в) отношения к самому себе — в ходе реализации этого вида отношений личность осуществляет самоанализ и самооценку, осмысление своего опыта, самовнушение, самоприказ и другие виды воспитательного самовоздействия.

В ходе воспитания школьник включается в отношения с людьми и предметами, в них и происходит их физическое и духовное развитие.

Гуманные взаимоотношения являются видом нравственных отношений к людям пронизанные духом доброжелательности, заботы и уважения человека, проявляющиеся в доверии, сочувствии и сопереживании другому, непримиримости и несправедливости, злу, жестокости. Эти взаимоотношения выражаются как мотив положительного нравственного поступка личности школьника и отражают высокий уровень его морального сознания, убеждений, чувств, проявляемых в социально-значимой деятельности, непримиримости к равнодушию, унижению.

Мы считаем, что положительный опыт гуманных взаимоотношений воспитанников формируется и проявляется только в условиях классного, школьного коллективов, и становится достоянием не только отдельной личности, но и всего коллектива.

Как показывают исследования ряда ученых [230; 231; 251; 263], и эти положения подтверждаются нашим исследованием - для развития гуманных взаимоотношений воспитанников важно не любое коллективное взаимодействие, а лишь такое, которое направлено на оказание взаимопомощи, моральной поддержки, творение радости, заботы друг о друге. Если такое содержание пронизывает практические взаимоотношения детей, у них накапливается опыт эмпатийных переживаний, играющий важную роль в развитии гуманных потребностей. Гуманные взаимоотношения как показало наше исследование, обеспечиваются при реализации фундаментальной потребности воспитанника в самоутверждении, в признании окружающих. Возможность самовыражения укрепляет в воспитанниках чувство собственного достоинства, потребность в коллективной жизни. Напротив, невозможность утвердить свое достоинство на основе коллективной деятельности отчуждает воспитан ников от коллектива, приводя его подчас в группы детей с ассоциативным поведением.

В свете изложенного можно утверждать что, гуманные взаимоотношения - это такой вид отношений между членами коллектива, которые наиболее полно характеризует нравственную ценность воспитанника и предполагает проявление таких гуманных качеств, как доброжелательность, отзывчивость, заботливость, чуткость, дружелюбие, внимательность к другим людям, непримиримость к злу и жестокости. Они обеспечивают общественно значимую мотивацию и ориентацию личности воспитанника в разнообразных жизненных ситуациях, определяют его поведение, деятельность в коллективе.

Мы считаем, что одним из путей формирования гуманных взаимоотношений воспитанников является этнопедагогизация воспитания в общеобразовательных учреждениях.

Под этнопедагогизацией жизни того или иного народа и общества в целом мы понимаем разумное, социально и педагогически целесообразное внедрение во все сферы жизни и, прежде всего, в область воспитания подрастающего поколения идей и традиций народной педагогики, других ее духовных богатств.

В этнопедагогизации воспитания как широкого социального процесса, происходящего под воздействием всех сторон жизни общества, в качестве главных ее объектов выступает образовательная система народа и семья в их постоянном взаимодействии.

Одним их путей возрождения и развития гуманных качеств человека: доброта, милосердие, уважение к страшим и др. является народная педагогика. Именно народная педагогика, отражая определенный уровень развития педагогических знаний, конкретный исторический опыт духовного развития человечества, служит той основой, на которой возникла, развивалась и развивается сама педагогическая наука.

Как справедливо подчеркивает академик Г.Н. Волков, этнопедагогика выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целесообразность формирования новых обычаев, содействующих воспитанию нового человека. Она делает достоянием педагогов интернациональный опыт трудящихся многих народов и стран, содействуя превращению эмпирики в коллективный эксперимент, в коллективную мысль, в науку (сравнительный анализ педагогических достижений позволяет выделять наиболее рациональное, наиболее объективное и ценное для педагогической теории и практики) [66; 67; 68]. Таким образом, этнопедагогика обращена лицом к практике, она служит ей, вооружая учителей руководством к использованию в работе с детьми народных педагогических средств, проверенных многовековой воспитательной практикой, знакомя родителей с опытом эффективной «педагогизации» семейного быта, а подрастающее поколение - с общечеловеческим опытом самовоспитания.

Похожие диссертации на Педагогические условия и механизмы формирования гуманных взаимоотношений школьников в поликультурной образовательной среде