Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия развития диалоговой культуры в учебно-познавательной деятельности студентов - будущих педагогов Коновалова Елена Викторовна

Педагогические условия развития диалоговой культуры в учебно-познавательной деятельности студентов - будущих педагогов
<
Педагогические условия развития диалоговой культуры в учебно-познавательной деятельности студентов - будущих педагогов Педагогические условия развития диалоговой культуры в учебно-познавательной деятельности студентов - будущих педагогов Педагогические условия развития диалоговой культуры в учебно-познавательной деятельности студентов - будущих педагогов Педагогические условия развития диалоговой культуры в учебно-познавательной деятельности студентов - будущих педагогов Педагогические условия развития диалоговой культуры в учебно-познавательной деятельности студентов - будущих педагогов Педагогические условия развития диалоговой культуры в учебно-познавательной деятельности студентов - будущих педагогов Педагогические условия развития диалоговой культуры в учебно-познавательной деятельности студентов - будущих педагогов Педагогические условия развития диалоговой культуры в учебно-познавательной деятельности студентов - будущих педагогов Педагогические условия развития диалоговой культуры в учебно-познавательной деятельности студентов - будущих педагогов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коновалова Елена Викторовна. Педагогические условия развития диалоговой культуры в учебно-познавательной деятельности студентов - будущих педагогов : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.01 Казань, 2007 227 с. РГБ ОД, 61:07-13/1791

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы развития диалоговой культуры студентов - будущих педагогов

1.1. Учебный диалог в контексте современных стратегий совершенствования образовательного процесса в вузе 13

1.2. Диалоговая культура студентов - будущих педагогов в структуре профессионально-педагогической культуры 39

1.3. Сущность диалога в учебно-познавательной деятельности студентов 60

Выводы по первой главе..73

Глава 2. Педагогический эксперимент по выявлению условий развития диалоговой культуры студентов - будущих педагогов

2.1. Педагогические условия развития диалоговой культуры студентов 75

2.2. Экспериментальная проверка эффективности педагогических условий развития диалоговой культуры студентов 94

Выводы по второй главе 130

Заключение 132

Список литературы... ..135

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования

Модернизация современного вузовского образования непосредственно связана с формированием культуры личности студента, где профессионально-коммуникативная компетентность, диалоговая культура будущего специалиста приобретает особое значение.

Образование в настоящее время делает акцент на процессе становления личности в поликультурной среде, которая является универсальным способом сохранения и развития культуры на основе воссоздания духовно-практического опыта поколений в личностном мире человека. На современном этапе развитие общества характеризуется взаимозависимостью мира, формированием единого мирового пространства с одновременным сохранением культурных сообществ. Интеграция различных культур способствует сближению народов, их духовному обогащению.

На сегодняшний момент актуальной становится подготовка студента -будущего педагога, готового к работе в поликультурном образовательном пространстве, способного к культурному, профессиональному и личностному общению с представителями других народов, выступающему посредником между культурами разных народов, обладающего толерантностью, гуманистической направленностью личности. Особое значение в связи с этим приобретает проблема межкультурного взаимодействия, проблема диалога.

Межкультурное взаимодействие (Н.В. Барышников, Т.В. Кузьмина, М.С. Сафина, Н.В. Смирнова и др.) есть процесс взаимодействия равноправных субъектов общения, в ходе которого происходит обмен культурной информацией, культурными ценностями, взаимообогащение культур.

Проблемы поликультурного образования затрагивались в работах В:П. Борисенкова, Г.Д. Дмитриева, М.Н. Кузьмина, З.А. Мальковой, ЛЛ. Супрновой, Л.М. Сухоруковой, Л.Т. Ткач и др.

Поликультурное образование определяется как двусторонний процесс взаимодействия его субъектов посредством диалога с целью развития субъектных качеств личности на основе приобщения к культуре [261]. Поликультурное образование представляет собой толерантный процесс взаимодействия в образовательном пространстве среды и основано на диалоге культур.

Диалог приобретает особое значение в современном поликультурном пространстве. Как показывают исследования, посвященные проблемам диалога, диалог это сложный многофункциональный феномен, особая форма общения людей, процесс . субъект-субъектного взаимодействия, средство развития личности, самореализации, формирования мышления, способ научного познания.

В философском аспекте идеи диалога затрагивались в работах B.C. Библера, М.М. Бахтина, М. Бубера и др., которые рассматривают диалог как основу человеческого взаимопонимания, как общение не только с Другим, но и с самим собой. «Личность становится личностью и познает себя как таковую только в соотнесенности с Другим» [36].

В психологических исследованиях диалог рассматривается как взаимодействие смысловых позиций, механизм работы сознания, встреча разных парадигм мышления, механизм личностного роста (М.С. Каган, А.Ф. Копьев, Г.М. Кучинский, Ю.М. Лотман, А.Ф. Лосев, A.M. Матюшкин, А.У. Хараш и др).

Обращение к педагогическим работам позволяет выделить различные научные направления, пути анализа диалога в культуре, различные способы деятельности в нем, условия и механизмы его реализации в учебном процессе. Диалог рассматривается как «спор нескольких образов мира» (СЮ. Курганов, И.М. Соломадин.и др) [148], [149]; «спор равноправных собеседников» (В.В. Сериков, Г.В. Левин и др.) [237]; «реализация партнерских оснований в деятельности» (Г.Г. Гранин, О.В. Соболева и др.) [75].

Под диалогом понимают не только форму обучения, но и метод исследования личности, возможность личностного становления, специальным образом организованную ситуацию общения. Сущность диалогического общения ученые видят в общении равноправных субъектов, связывая представления о диалоге с особой формой и целостной моделью совместной деятельности педагога и обучающихся (Н.В. Барышников, Г.Н. Прозументова, Е.Н. Ковалевская Т.В. Кузьмина, М.С. Сафина, Н.В. Смирнова и др.). Диалог требует определенной готовности субъектов, заинтересованности в диалоговом взаимодействии, владения определенными способами и культурой его ведения.

В связи с тем, что одной из ведущих современных тенденций совершенствования профессиональной подготовки студентов - будущих педагогов является гуманизация образования, то приоритетным в образовательном процессе становится ориентация на формирование новой культуры взаимодействия со студентами, диалоговой культуры, в основе которой лежат идеи личностного подхода. Идеи личностного подхода отражены в концепции личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, К. Роджерс, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.). Личностный подход подразумевает организацию такого взаимодействия, при котором каждый студент представляется как уникальная личность, как субъект собственного развития.

Значимость темы исследования обусловлена тем, что среда вуза представляет собой поликультурное пространство, в котором происходит профессионально-личностное развитие студентов - будущих педагогов. Диалоговое пространство в учебно-познавательной деятельности позволяет активизировать творческую самореализацию, саморазвитие будущих педагогов. В условиях диалогового общения «студент-педагог», «студент-студент», могут быть созданы наиболее благоприятные условия, где происходит развитие культуры мыследеятельности, коммуникативной культуры, обеспечивается развитие системы ценностных ориентации на познание, самопознание и др.

Особое значение в современных условиях приобретает формирование диалоговой культуры студентов - будущих педагогов. В современном поликультурном пространстве диалоговая культура предстает как профессиональная и личностная компетенция педагога. Анализ научных работ показал, что диалог в основном рассматривается с точки зрения общения, владения культурой речи (В.А. Канн-Калик, Я.Л. Коломинский, М.С. Каган, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.), поскольку общение является базовой категорией психологической науки.

Необходимость изучения условий формирования диалоговой культуры студентов - будущих педагогов в образовательном процессе обусловлена рядом причин:

- в диалоге . развиваются мотивационные, духовно-нравственные,
интеллектуальные, коммуникативные компоненты личности;

- в диалоге, в условиях современного культурологического пространства,
реализуется особый подход к личности студента, который дает возможность
сохранить ему свое «Я», оценить свой интеллектуальный, духовный,
культурный потенциал и обеспечить его системное, многомерное развитие;

диалог как субъект-субъектное взаимодействие, основанное на личностно-равноправных позициях, создает условия для развития конкурентоспособной личности в современном социокультурном пространстве.

Анализ образовательного процесса в вузе показал, что высшая школа недостаточно обращает внимание на формирование диалоговой культуры будущего специалиста.

Таким образом, имеется противоречие между необходимостью развития диалоговой культуры студентов - будущих педагогов в современном поликультурном пространстве, и недостаточностью разработанности педагогических условий, имеющих место в структуре их профессиональной . подготовки.

Актуальность обозначенной проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования -«Педагогические условия развития диалоговой культуры студентов -будущих педагогов в учебно-познавательной деятельности».

Цель исследования - выявить педагогические условия развития диалоговой культуры студентов - будущих педагогов.

Объект исследования - субъект-субъектное взаимодействие в познавательном диалоге в процессе общенаучной и профессионально-педагогической подготовки студентов.

Предмет исследования - педагогические условия развития диалоговой культуры студентов - будущих педагогов.

С учетом цели и проблемы исследования была выдвинута следующая гипотеза исследования:

Развитие диалоговой культуры студентов - будущих педагогов в учебно-познавательной деятельности будет более эффективным, если обеспечивается:

- развитие системы ценностных ориентации на творческое саморазвитие
и самореализацию, на формирование профессионального самосознания,
основанного на ценностном отношении к профессиональной деятельности;

- создание проблемно-поискового пространства диалога, атмосферы со
творчества, со-деятельности, способствующего личностному развитию
студентов - будущих педагогов, повышению уровня их методологической,
исследовательской, информационной культуры; развитию интеллектуальных и
коммуникативных умений;

интеграция принципов проблемности, вариативности в образовательном процессе вуза, моделирование и реализация учебно-познавательного диалога в условиях различных форм и методов обучения (проблемная лекция, диалог-микроисследование, бинарная лекция, семинар-диалог, лекция-дискуссия, Интернет-диалог и др.).

В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать теоретико-методологические основы развития
диалоговой культуры студентов в образовательном процессе вуза.

  1. Раскрыть и обосновать сущность диалоговой культуры студентов -будущих педагогов.

  2. Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия развития диалоговой культуры студентов.

4. Разработать программу спецкурса по развитию диалоговой культуры
студентов.

Методологической основой исследования являются важнейшие идеи философской и педагогической антропологии о социальной, деятельностной сущности человека, личностно-ориентированные и аксиологические подходы к изучению педагогических процессов, идеи формирования и становления личности, теория моделирования и проектирования содержания образования и учебно-воспитательного процесса.

Теоретической основой исследования являются:

философская концепция диалога (М. Бубер, М.М. Бахтин, B.C. Библер);

психологическая теория личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн);

социально-психологические теории соотношения общения и деятельности (Б.Г. Ананьев, Г.Н. Андреева, М.С. Каган, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.);

психолого-педагогические концепции взаимодействия в процессе обучения (И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, И.А. Зимняя, С.А. Смирнов);

исследование проблем культуры педагогического общения, коммуникативной компетентности педагога, пути повышения эффективности педагогической коммуникации (А.А. Бодалев, Н.В. Бордовская, И.Ф. Исаев, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик, А.А. Реан, В.А. Сластенин и др);

- идеи гуманистической личностно-ориентированной педагогики (Н.И.
Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская, К. Роджерс и

ДР)-

- теория творческого развития и саморазвития (В.И. Андреев).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы была использована совокупность следующих методов исследования:

Теоретический анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы и научно-педагогических исследований по проблемам педагогического взаимодействия и вопросам подготовки педагога; включенное .педагогическое наблюдение, за деятельностью и общением преподавателей и студентов; индивидуальные, групповые беседы со студентами, преподавателями; опытно-экспериментальная работа, включающая анализ деятельности студентов на всех этапах исследования; анкетирование, тестирование. "'

Опытно-экспериментальная база: исследование проводилось на базе Набережночелнинского Государственного педагогического института, г. Набережные Челны.

Организация и этапы исследования: исследование проводилось с 2000 по 2007 годы и состояло из следующих этапов:

1 этап (2000-2002)заключался в анализе философской, психологической и
педагогической литературы по теме, выявлении состояния разработанности
проблемы в теории и практике высшего образования, выделении исходных
теоретических положений, формулировке цели, задач и гипотезы исследования,
разработке программы исследования.

2 этап (2002-2004) посвящен уточнению задач экспериментального
исследования, выявлению педагогических условий, обеспечивающих
эффективность диалога в учебно-познавательной деятельности студентов -
будущих педагогов.

3 этап (2004-2007) связан с обобщением результатов констатирующего эксперимента, уточнением теоретико-экспериментальных выводов, обобщением, систематизацией полученных результатов, оформлением диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

- уточнена содержательно-процессуальная характеристика понятия
«диалоговая культура» студентов - будущих педагогов, в контексте
современных стратегических принципов модернизации их общенаучной и
профессионально-педагогической подготовки;

обосновано, что основу развития диалоговой культуры студентов в учебно-познавательной деятельности составляют методологическая, информационная, исследовательская культуры;

выявлена совокупность педагогических условий, обеспечивающих системное развитие диалоговой культуры;

теоретически и экспериментально доказана эффективность различных форм и методов учебного диалога (проблемная лекция, диалог-микроисследование, бинарная лекция, семинар-диалог, лекция-дискуссия, Интернет-диалог и др.);

- выявлены уровни сформированности диалоговой культуры студентов -будущих педагогов.

Практическая значимость исследования: состоит в выявлении и систематизации педагогических условий развития диалоговой культуры студентов - будущих педагогов в учебно-познавательной деятельности, которые могут быть реализованы в образовательно-воспитательном процессе в гуманитарных вузах; в разработке программы спецкурса «Диалоговая культура в учебно-познавательной деятельности» внедренного в учебный процесс Набережночелнинского пединститута, г. Набережные Челны.

Достоверность и обоснованность полученных результатов

обеспечивается применением теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету и задачам работы, организацией опытно-поисковой работы с целью проверки выдвигаемых в ходе исследования положений.

Апробация и внедрение результатов исследования: Основные положения и результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях:

-1 Международная научно-практическая конференция «Стимулирование мотивации творческого саморазвития личности» г. Набережные Челны, 2003.

- I Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы
самореализации, самосовершенствования личности: психолого-педагогические
аспекты» г. Набережные Челны, 2003.

II Международная научно-практическая конференция
«Самосовершенствование, самореализация личности: психолого-
педагогические аспекты» г. Набережные Челны, 2004.

- II Всероссийская научно-практическая конференция «Стимулирование
мотивации творческого саморазвития личности: психолого-педагогические
аспекты» г. Набережные Челны, 2005.

III Международная научно-практическая конференция
«Стимулирование мотивации творческого саморазвития личности: психолого-
педагогические аспекты» г. Набережные Челны, 2006.

- XIV Всероссийская научная конференция «Мониторинг качества
образования и творческого саморазвития конкурентноспособной личности» г.
Казань, 2006.

IV Международная научно-практическая конференция
«Самосовершенствование, самореализация личности: психолого-
педагогические аспекты» г. Набережные Челны, 2007.

защиту выносятся следующие положения:

  1. Диалоговая культура как составной компонент профессионально-педагогической культуры, представляет собой интеграцию методологической, информационной, исследовательской культур, проявляющихся в совокупности интеллектуальных и коммуникативных умений.

  2. Развитие диалоговой культуры - это многомерный процесс субъект-субъектного взаимодействия студентов и педагогов, где происходит интеграция ценностно-смыслового, информационно-коммуникативного, проблемно-исследовательского и рефлексивного компонентов.

  3. Педагогическими условиями развития диалоговой культуры студентов являются:

- развитие системы ценностных ориентации на творческое
саморазвитие и самореализацию, на формирование профессионального
самосознания, основанного на ценностном отношении к
профессиональной деятельности;

- создание проблемно-поискового пространства диалога, атмосферы
со-творчества, со-деятельности, способствующего личностному
развитию студентов - будущих педагогов, повышению уровня их
методологической, исследовательской, информационной культуры;
развитию интеллектуальных и коммуникативных умений;

интеграция принципов проблемности, вариативности в образовательном процессе вуза, моделирование и реализация учебно-познавательного диалога в условиях различных форм и методов обучения (проблемная лекция, диалог-микроисследование, бинарная лекция, семинар-диалог, лекция-дискуссия, Интернет-диалог и др.).

Учебный диалог в контексте современных стратегий совершенствования образовательного процесса в вузе

Изменения, происходящие в обществе, приводят к образованию поликультурного пространства, характеризующегося расширением взаимосвязи, взаимозависимости различных стран, народов и их культур. Мировая культура представлена широким спектром национальных культур, где активно происходит мировой интеграционный процесс, смешение различных этносов и этнических культур. Современное мировоззрение общества направлено на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного культурного обогащения. Все это, безусловно, приводит к тому, что человек в современной социокультурной ситуации находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности других людей.

Современное образовательное пространство основано на идеях культуросообразности и индивидуально-личностного развития. Эти тенденции способствовали тому, что культурологический подход, ориентирует систему образования на диалог с культурой человека как ее творца и субъекта, способного к культурному саморазвитию.

Диалог в поликультурном пространстве позволяет студенту усвоить, что в мире существует множество ценностей. Некоторые из этих ценностей отличаются от его собственных, любые ценности коренятся в традициях того или иного народа и являются закономерным плодом его опыта и исторического развития.

М.М.Бахтин отмечал, что только через диалог с другой культурой можно достигнуть определенного уровня самопознания, так как при диалогической встрече двух культур, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, одновременно обогащая другую.

В условиях современного поликультурного пространства диалоговая культура становится неотъемлемой частью педагогической культуры студентов - будущих педагогов. Педагогу в современных условиях приходится работать не в однородной социокультурной среде, и потому возникает необходимость учитывать особенности поликультурного пространства выделять и вносить в содержание образования идеи, отражающие культурное многообразие мира, а также умение организовать педагогический процесс как диалог носителей различных культур во времени и пространстве.

В процессе развития диалоговой культуры формируется такое личностное свойство как толерантность. Толерантность есть способность к установлению и поддержанию взаимодействия с людьми, терпимое отношение к чужому мнению, характеру, образу жизни, а также позиция людей, состоящая в том, чтобы предоставлять свободу в поведении другим.

«Целью образования в современном поликультурном пространстве является, в первую очередь, формирование человека культуры, обладающего толерантностью, чувством уважения других культур, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в поликультурной среде, умением общаться с людьми с другим менталитетом» [79, 7].

К проблеме поликультурного образования обращались Г.Д. Дмитриев, Н.М. Лебедева, З.А. Малькова, Л.М. Сухорукова, Л.Л. Супронова и др. Поликультурное образование, по мнению авторов, дает возможность глубже изучить и осознать многообразие народов, населяющих мир. Культурные различия, которые определяют принадлежность человека к той или иной группе, являются наиболее очевидным проявлением разнообразия ценностей и точек зрения. Эти различия отражены во вкусах людей, их предпочтениях и отношениях, стиле жизни и взглядах на мир и являются продуктом эволюции каждого народа. Поликультурное образовательное пространство характеризуется гуманистической направленностью, создает условия для формирования «человека культуры», принятия общечеловеческих культурных норм и ценностей. Поликультурное образование, основанное на диалоге культур, обуславливает толерантный характер взаимодействия представителей различных культур в образовательном пространстве. Человек в современной поликультурной ситуации находится на стыке культур, важным для взаимодействия с ними является умение вести диалог, понимание, уважение культурной идентичности других людей.

Современные поликультурные условия требуют изменения в содержании подготовки студентов - будущих педагогов к работе в поликультурном образовательном пространстве, способных в своей профессиональной деятельности обеспечить гуманизацию отношений в педагогическом процессе, владеющих навыками межличностного взаимодействия, способами, формами и культурой диалогового общения.

Культура представляет собой свод принятых правил в обществе для коллективного сосуществования, выработанная людьми система нормативных технологий и оценочных критериев по осуществлению социально значимых практических и интеллектуальных действий. В отличие от биологических свойств и потребностей человека нормы культуры не наследуются генетически, а усваиваются только методом научения.

Культура является родовым понятием и рассматривается философией, культурологией, психологией, педагогикой и другими науками.

В философском понимании «культура» (лат. Cultura) - есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов [139, 229].

ММ. Бахтин понимал культуру как форму общения людей разных культур, форму диалога [42].

. В культурологии культура предстает как духовная жизнь общества, творческая деятельность человечества, направленная на преобразование действительности, на выявление и развитие способностей человека [273, 3].

В психологии, культура понимается как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом и характеризующих определенный уровень его развития; как уровень, степень развития, достигнутая в некой области знания или деятельности; степень общественного или умственного развития присущая некому человеку [249,310].

В психолого-педагогической литературе многие ученые отмечают неразрывную связь культуры и образования (И.В. Бордовская, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, И.Ф. Исаев, А.А. Реан, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.). Е.В. Бондаревская называет образование, обращенное к человеку и ориентированное на культуру и личные смыслы культурологическим, личностно ориентированным. Его цель - человек, познающий и творящий культуру путем диалогичного общения, обменом смыслами, создания "произведений" индивидуального и коллективного творчества, реализующий себя в текстах (М.М.Бахтин), такое образование обеспечивает личностное смысловое развитие студентов, поддерживает индивидуальность, единственность и неповторимость каждой личности, ее способность к самоизменению и культурному саморазвитию.

Образование как особую сферу социокультурной практики, которая обеспечивает передачу (трансляцию) культуры от поколения к поколению, как компонент становления личности рассматривали Н.Н. Булынский, СВ. Борисов, С. Газман, И.А. Мазаева, Н.В. Парская, В.В. Соколова, Ю.Г. Фокин и др.

По мнению Н.В. Бордовской, А.А. Реана «культура выступает предпосылкой и результатом образования человека... Образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции» [53, 63].

Высшее образование - есть «социальный институт, обеспечивающий функцию наследования культуры народа» [264 , 77].

Философ и педагог СИ. Гессен утверждал, что образование есть не что иное, как культура индивида. «Задача всякого образования - приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного....Цел и образования - культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщен человек» [70, 36]. И.Ф. Исаев, рассматривая культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, специфический способ человеческой деятельности, процесс творческой самореализации личности, выявил две особенности: проблема культуры - это проблема взаимодействия людей, в процессе которого происходит их формирование; культура имеет личностно-творческую природу. «Результатом педагогического творчества выступает педагогическая культура» [126,15].

Диалоговая культура студентов - будущих педагогов в структуре профессионально-педагогической культуры

Исходя из основных стратегий современного образовательного процесса, опираясь на культурологический подход в качестве методологической основы педагогики, отметим, что главным системообразующим фактором становления педагога является формирование его профессионально-педагогической культуры.

Важным в современных условиях развития общества становится подготовка педагога, конкурентноспособного, владеющего не только специальными знаниями, технологиями обучения и воспитания, но и обладающего общей и профессионально-педагогической культурой, обеспечивающей личностное развитие, способность создавать и передавать ценности подрастающему поколению [112].

Анализируя научную литературу, отметим, что культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей (Ю.И. Ефимов, И.И. Громов, Т.Н. Пороховская, В.П. Тугаринов, Н.З. Чавчавадзе и др.); специфический способ человеческой деятельности (К.А. Абульханова Славская, А.Г. Асмолов, Ю.А.Жданов, М.С. Каган и др); процесс творческой самореализации личности (B.C. Библер, М.М. Бахтин, В.М. Межуев, Э.В. Соколов и др.). і

Понятие "педагогическая культура" в научной литературе имеет целостное теоретическое изучение (С.А. Абдулина, З.Ф. Абросимова, СИ. Архангельский, А.В. Барабанщиков, Е.П. Белозерцев, В.И. Загвязинский, Е.Ю. Захарченко, Т.В. Иванова, И.Ф. Исаев, А.Г. Качан, Б.В. Коротяев, B.C. Леднев, А.И. Мищенко, В.Н. Никитенко, Ш.З. Санатулов, В.А. Сластенин, Ю.В. Сенько, Е.Н. Шиянов, Н.Л. Шеховская, Г.И. Щукина и др.).

Проблема педагогической культуры, в связи с анализом особенностей педагогической деятельности, изучением педагогических способностей, педагогического мастерства учителя, преподавателя вуза изучалась в работах А.А. Деркача, З.Ф. Есаревой, Н:В. Кузьминой, и др.

В связи с активной разработкой культурологического подхода в образовании имеются исследования, посвященные вопросам педагогической культуры Е.В. Бондаревской, - Н.Д. Никандрова, А.В. Мудрика, В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, Е.Н. Шиянова и др.; представляющих педагогическую культуру как важную часть общей культуры учителя, выражающуюся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности.

Е.В. Бондаревская, Е.Ю. Захарченко, Г.Ф. Карпова, Н.Г. Пешкова и др. рассматривают педагогическую культуру как сложную самоорганизующуюся открытую систему, включающую в себя науку, искусство, религию, морально-нравственные постулаты общества и транслирующую подрастающему поколению духовно-нравственные, морально-этические ценности отдельной нации и всего человечества. ,

Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская определяют педагогическую культуру как «часть общей культуры, в которой в наибольшей степени отразились материальные и духовные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации личности. Методологической основой, по их мнению, является философская теория диалога культур B.C. Библера. Педагогическую культуру авторы рассматривают как «общение двух индивидов в различные моменты передачи человеческой культуры:

1. Феномен педагогической культуры в диалоге рассматривается как «Я» в «них» и «ты» в «Я» (взаимопроникновение). 2. Создание педагогического мира как среды духовного, эстетического и интеллектуального развития субъектов педагогического взаимодействия. 3. Открытие личности для себя в другой личности» [78,86].

На наш взгляд, сущность профессионально-педагогической культуры наиболее полно нашла свое отражение в работах В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, Е.Н. Шиянова. «Профессионально-педагогическая культура - это мера и способ творческой самореализации личности учителя в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение и создание педагогических ценностей и технологий» [246,34].

Для понимания сущности профессионально-педагогической культуры авторы раскрывают, ее специфические особенности, понимая профессионально-педагогическую культуру как универсальную характеристику педагогической реальности, проявляющуюся в разных формах существования; как интериоризированную общую культуру и выполняющую функцию специфического проектирования общей культуры в сферу педагогической деятельности; как системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющих собственную организацию и др. [246, 31]. Составляющими компонентами модели профессионально-педагогической культуры, по их мнению, являются: і

- Аксиологический профессионально-педагогической культуры образован совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включенных в целостный педагогический процесс на современном этапе развития образования. В процессе педагогической деятельности педагоги овладевают идеями и концепциями, приобретают знания и умения, составляющие гуманистическую технологию педагогической деятельности, и, в зависимости от степени их приложения в реальной жизни, оценивают их как более значимые. Знания, идеи, концепции, имеющие в настоящий момент большую значимость для общества и отдельной педагогической системы, выступают в качестве педагогических ценностей.

Педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, признавая педагогические ценности.

Технологический компонент профессионально-педагогической культуры включает в себя способы и приемы педагогической деятельности педагога. Ценности и достижения педагогической культуры осваиваются и создаются личностью в процессе деятельности, что подтверждает факт неразрывной связи культуры и деятельности. Гуманистическая направленность педагогической деятельности дает возможность исследовать механизм удовлетворения многообразных духовных потребностей личности. В частности, как, каким образом удовлетворяются потребности в общении, в получении новой информации, в передаче накопленного индивидуального опыта, т.е. всего того, что лежит в основе целостного образовательного процесса.

Педагогическая деятельность технологична. В этой связи требуется операциональный анализ педагогической деятельности, позволяющий рассматривать ее как решение многообразных педагогических задач. К их числу мы относим совокупность аналитико-рефлексивных, конструктивно прогностических, организационно-деятельностных, оценочно информационных, коррекционно-регулирующих задач, приемы и способы решения которых и составляют технологию профессионально-педагогической культуры преподавателя.

Педагогические условия развития диалоговой культуры студентов

Определяя важность диалога в современном поликультурном пространстве вуза и профессиональной подготовке студентов, необходимо выявить, при каких условиях развитие диалоговой культуры студентов -будущих педагогов, будет эффективным.

Использование диалоговых форм в учебно-познавательной деятельности способствует формированию всесторонне развитой личности студента, готового к творческой деятельности, с высоким уровнем творческих способностей, склонностей, ценностных ориентации на самопознание, творческое самоопределение, самореализацию и самосовершенствование.

Диалог позволяет моделировать ценностно-смысловое пространство взаимодействия, способствующее формированию системы ценностей у студентов, в первую очередь профессиональных: мотивационно-ценностное отношение к профессиональной деятельности, профессиональная готовность, профессиональное самосознание и мотивация, потребность в овладении педагогическим мастерством, в развитии педагогических способностей, которые оказывают решающее влияние на становление и развитие будущего специалиста.

Формирование у студентов профессионального самосознания, основанного на ценностном отношении к профессиональной деятельности одна из важнейших задач педагогического вуза. Под формированием профессионального самосознания понимается завершенность в осознанной оценке студентом своего профессионального знания, профессиональных интересов, идеалов, ценностей и мотивов профессиональной деятельности, целостную профессиональную оценку себя как профессионала.

Профессиональное самосознание делает будущего педагога способным к осознанию целей, задач своей деятельности, способным планировать и определять причины неудач, корректировать деятельность и себя как субъекта этой деятельности, тем самым, повышая уровень диалоговой культуры. Профессиональное самосознание включает в себя систему представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности, профессиональную самооценку, профессиональный идеал, осознание значимости профессиональной деятельности и формируется в результате проявления рефлексивных процессов.

Профессиональное самосознание - это осознание личностью себя в профессиональной деятельности, которое выступает, с одной стороны, отражением в сознании субъекта объективных условий профессиональной деятельности, своих потребностей и возможностей и регулированием на этой основе своих профессиональных действий, с другой - условием и важнейшим фактором профессионального становления, показателем успешности овладения данной профессиональной деятельностью [44]. В процессе становления профессионального самосознания происходит психологическая перестройка личности от профессионального самоопределения к самореализации в профессиональной деятельности. Изменения, происходящие в процессе обучения в вузе, оказывают определенное воздействие на становление личности студента как будущего специалиста и профессионала, на формирование его Я-концепции, как системы представлений о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Элементом самосознания является самооценка, оценивание самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения.

Таким образом, профессиональное самосознание - это и результат и предпосылка профессионального развития личности. С одной стороны, оно как бы фиксирует итог психического развития личности будущего педагога для него самого, с другой - выступает в качестве внутреннего регулятора деятельности и необходимых внутренних условий дальнейшего профессионального развития и саморазвития. Причем, с получением каждого нового знания о себе в самосознании личности происходит взаимодействие того, что уже стало «своим» (достижением на данном этапе профессионального развития), с тем, что должно быть усвоено и присоединено к «своему», т.е. идет постоянный процесс самосознания, самопроектирования будущим социальным педагогом самого себя, усвоения им того, что он считает нужным иметь в своем «Я -профессиональное». Я-концепция профессиональная складывается из того, как себя видит и оценивает педагог в настоящее время («актуальное Я»), того, каким бы хотел стать педагог («идеальное Я»), а также с точки зрения отношения других людей («рефлексивное Я»).

Одним из основных условий развития профессионального самосознания будущего педагога является формирование у студентов профессиональной мотивации. В самом общем плане мотив - это то, что определяет, стимулирует человека к совершению какого-либо действия. Мотивация представляет собой «сплав» движущих сил поведения в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов. Мотивация есть вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения. Организуя учебно-познавательную деятельность студентов, преподавателю важно создавать мотивационную среду как совокупность условий, определяющих направленность и величину усилий, прилагаемых для достижения целей деятельности. От организации мотивационной среды будет зависеть линия поведения студентов (инициативная, потребительская, отсутствующая и т.д.).

Мотивационная среда в стенах вуза должна ориентировать студента-будущего педагога на осознание профессиональной самореализации в открытом образовательном пространстве, развивать стремление в своей профессиональной деятельности соответствовать требованиям современного поликультурного информационного общества.

Таким образом, важнейшим условием развития диалоговой культуры студентов - будущих педагогов является проектирование ценностно-смыслового пространства, создание высококультурной среды, способствующей развитию системы ценностных ориентации на саморазвитие, самопознание, творческое самоопределение и самореализацию, на формирование профессионального самосознания, основанного на ценностном отношении к профессиональной деятельности.

Экспериментальная проверка эффективности педагогических условий развития диалоговой культуры студентов

Профессия педагога обладает огромной социальной значимостью, так как именно на педагога образовательного учреждения ложится большая ответственность за эффективность воспитательного и образовательного процесса, обеспечивающего развитие личности тех, кто в дальнейшем будет обеспечивать социально-экономическое и политическое будущее страны.

Методологической основой деятельности педагога служит педагогическое общение с учащимися. Именно общение является основным средством воспитания и образования подрастающего поколения. Во многом диалоговая культура педагога в этом отношении максимально позволит решить актуальные проблемы образования и общества в целом. Поэтому еще на этапе получения профессионального образования необходимо формировать диалоговую культуру будущих педагогов - студентов педагогического института.

Анализ государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования № 671 показывает, что развитие диалоговой культуры студентов в процессе обучения в вузе не входит в число обязательных компетенций преподавателя. Поэтому актуальность данной проблемы определили необходимость изучения и развития диалоговой культуры у студентов педагогического института. В предыдущей главе нами были определены на теоретическом уровне педагогические условия формирования диалоговой культуры студентов, вьщелены уровни диалоговой культуры студентов.

Эксперимент по формированию диалоговой культуры студентов педагогического института проходил в три этапа.

На первом констатирующем этапе эксперимента, исходя из разработанных нами педагогических условий формирования и уровней развития диалоговой культуры, был проведен анализ состояния диалоговой культуры студентов в целом и отдельных ее компонентов. При этом: - методологическая культура изучалась нами как совокупный показатель развития и проявления направленности личности педагога формирующий его методологическую компетентность, методологическую рефлексию и проявляющуюся через уровень культуры личности, поведения и самообразования в процессе учебной деятельности;

- информационная культура рассматривалась через способности и потребности находить источники информации, умении применять технологии поиска новой информации, сбора новой информации, анализа новой информации, представления информации, проявляется через уровень культуры общения и речи в процессе профессиональной педагогической деятельности;

- исследовательская культура изучалась как уровень знаний о самой исследовательской деятельности, мотивов и ценностных ориентации на исследовательскую деятельность, исследовательских умений, опыта исследовательской деятельности, проявляющаяся через уровень культуры мышления и интеллектуальной сферы педагога.

В эксперименте принимали участие три студентов. Всего в эксперименте приняло участие 192 студента - студенты 1 и 3 курса математического, географического и филологического факультета педагогического института (НГПИ); в каждой группе было по 64 человека, из них девушек 75%, юношей -25%. Эксперимент проходил с сентября 2003 года по май 2006 года. Первая группа была определена нами как контрольная группа, вторая и третья группы были определены нами как экспериментальные группы: во второй группе проводилось формирование диалоговой культуры в течение 2-х лет с опорой на разработанные нами педагогические условия. В третьей группе эксперимент проводился за более короткий период (в течение одного семестра).

В ходе констатирующего эксперимента среди студентов были выявлены уровни развития диалоговой культуры в целом и отдельных ее компонентов (методологической, информационной и исследовательской культуры).

Информационная культура студентов изучалась с помощью методик: 1) анкеты по изучению самооценки сформированности информационной культуры (М.В.Map данов); 2) опросника по оценке уровня общительности (тест В.Ф.Ряховского); 3) тест по оценке коммуникативных умений; 4) опросника оценки уровня конфликтности (В.И.Андреев).

Исследовательская культура студентов диагностировалась с помощью: 1) анкеты самооценки сформированности исследовательской культуры (Г.М. Бахаева); 2) опросника оценки творческого потенциала (В.И. Андреев); 3) опросника по изучению мотивации достижений; 4) особенности мыследеятельности таких, как глубина, самостоятельность, гибкость, критичность, быстрота мышления изучались с помощью методики Р. Амтхауэра (V, VI, VII, VIII, IX субтесты).

Изучение терминальных ценностей студентов показало, что в первой группе у 42%) студентов, во второй - у 36% и в третьей - у 38%) студентов доминируют в рейтинге предпочтений направленность на общегуманистические цели, такие как познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); творчество (возможность творческой деятельности); уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

В исследуемых группах средние арифметические значения оценки способности к саморазвитию и самообразованию показало, что в первой группе она выше, чем во второй и третьей группах; средние значения второй и третьей групп примерно равны между собой.

Похожие диссертации на Педагогические условия развития диалоговой культуры в учебно-познавательной деятельности студентов - будущих педагогов