Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия развития гуманитарной культуры курсантов высших военно-учебных заведений Мартыненко, Ольга Александровна

Педагогические условия развития гуманитарной культуры курсантов высших военно-учебных заведений
<
Педагогические условия развития гуманитарной культуры курсантов высших военно-учебных заведений Педагогические условия развития гуманитарной культуры курсантов высших военно-учебных заведений Педагогические условия развития гуманитарной культуры курсантов высших военно-учебных заведений Педагогические условия развития гуманитарной культуры курсантов высших военно-учебных заведений Педагогические условия развития гуманитарной культуры курсантов высших военно-учебных заведений
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мартыненко, Ольга Александровна. Педагогические условия развития гуманитарной культуры курсантов высших военно-учебных заведений : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Мартыненко Ольга Александровна; [Место защиты: Дальневост. гос. гуманитар. ун-т].- Хабаровск, 2011.- 199 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/1386

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития гуманитарной культуры курсантов высших воєнно-учебных завчений 16

1.1. Философско-психологические аспекты развития гуманитарной культуры личности 16

1.2. Развитие гуманитарной культуры будущих офицеров в педагогической теории и практике (исторический и современный аспекты) 34

1.3. Модель организации процесса развития гуманитарной культуры курсантов высших военно-учебных заведений 52

Выводы по первой главе 72

Глава 2- Опытно-экспериментальная работа по организации процесса развития гуманитарной культуры курсантов высших военно-учебных заведений 76

2.1. Эмпирическое исследование состояния развития гуманитарной культуры курсантов 76

2.2. Опытно-экспериментальная проверка педагогических условий ршшития гуманитарной культуры военнослужащих

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 130

выводы по второй главе 151

Заключение

Список использдванной литературы 160

Приложения

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Масштабные и глубинные социальные, экономические, политические преобразования в России, обострение вопросов войны и мира в международных отношениях, участившиеся случаи разрешения внутренних политических кризисов силовыми методами оказывают неоднозначное влияние на граждан. Ответом на эти вызовы должен стать человек, ориентированный на духовное развитие, на гуманистические ценности, на взаимодействие с окружающими, способный нести ответственность за собственную жизнь и разделять ответственность за судьбу своей страны.

Эти требования в еще большей степени относятся к представителям властных и силовых структур. Модернизация институтов власти, реформирование армии обусловливают необходимость формирования государственного служащего нового типа, чей профессиональный облик детерминирован как специфически-профессиональными, так и общими – гуманистическими – ценностями, составляющими основу гуманитарной культуры.

В истории становления системы военного образования России в XVIII – XIX веках существовала ориентация на гуманитарную подготовку воспитанников военно-учебных заведений (И.А. Алехин, И.М. Дугин, В.М. Коровин, А. Кривицкий и др.). На протяжении ряда столетий офицерский корпус считался одной из наиболее образованных и культурных групп общества (С.В. Волков, В.А. Золотарев, А.И. Каменев и др.). Российские военные, прежде всего офицеры, внесли неоценимый вклад в развитие гуманитарной культуры. Их деятельность проявилась в различных ее областях: живописи, музыке, кино, театре, художественной литературе.

Современная система высших военно-учебных заведений России готовит курсантов - будущих офицеров, командиров, деятельность которых имманентно содержит в себе амбивалентные характеристики. Будучи гуманитарной по своему характеру, содержанию, миссии, реализуемая в системе «человек-человек», она является в то же время жестко детерминированной, нормированной и обезличенной в силу военно-профессиональной специфики.

Офицер вынужден каждый раз в ситуациях взаимодействия с подчиненными находить оптимальную меру соотнесения личностного и ролевого: как совместить заботу о подчиненном с необходимостью подготовки его к напряженным условиям военной службы; готовность выполнять приказы со стремлением действовать, сообразуясь с собственными ценностными установками. Думающий офицер часто находится в ситуациях подобных дилемм. Именно поэтому мы говорим о развитии гуманитарной культуры курсантов высших военно-учебных заведений, о поиске таких условий, которые помогут сбалансировать военно-профессиональную и гуманитарную составляющие в деятельности будущих офицеров.

Личность офицера не ограничивается его профессиональной ролью, она богаче и сложнее. На личностное развитие военнослужащих влияет, с одной стороны, их профессиональная подготовка, и профессиональные отношения в этом смысле являются доминирующими, а с другой - все то, что можно определить как «внепрофессиональное»: отношения в семье и с семьей, с друзьями, хобби и многое другое.

Курсантский возраст – это время, когда многими осваиваются такие внепрофессиональные роли, как муж и отец. По-новому, на расстоянии, реализуются ролевые позиции сына, внука, друга и т.п. Наличие этих ролей в жизни каждого человека обеспечивает ему полноту жизни. От того, как курсанты реализуются в этих внепрофессиональных ролях, в значительной мере, на наш взгляд, зависит и успешность решения ими военно-профессиональных задач.

Следовательно, в образовательном процессе высших военно-учебных заведений необходимо усиление «человековедческой» подготовки курсантов, в основе которой – развитие их гуманитарной культуры.

Однако изучение образовательного процесса ряда высших военно-учебных заведений России позволило выявить недостаточную его ориентацию на создание условий, способствующих развитию гуманитарной культуры будущих офицеров. Результаты опросов курсантов показали, что уровень развития гуманитарной культуры лишь небольшого числа респондентов можно назвать высоким. Немногие из них владеют культурой устной и письменной речи, умеют грамотно выражать свои мысли, знают известные имена классиков русской литературы. Некоторые опрашиваемые говорили, что никогда не посещали театры, музеи, картинные галереи. Традиционные формы и содержание воспитательной работы с курсантами мало способствуют изменению данной ситуации.

Командиры курсантских подразделений и преподаватели признавали значимость гуманитарной культуры для личностного развития военнослужащих, однако отмечали недостаточность целенаправленной работы по ее развитию, а отсюда – и невысокую эффективность.

Одной из причин подобной ситуации является неразработанность теоретических и технологических вопросов развития гуманитарной культуры будущих специалистов, чья профессиональная деятельность связана с жестко-нормативными, иерархизированными структурами.

В то же время анализ философской, психологической и педагогической литературы показывает, что в каждой из этих наук накоплен богатый арсенал идей, которые могут стать теоретической основой для нашего исследования.

Так, работы, раскрывающие сущностные характеристики гуманитарной культуры, ее структуру, происхождение, роль и место в современном мире (А.С. Запесоцкий, И.М. Орешников, Н.Б. Крылова и др.), помогли нам понять гуманитарную культуру как социальный феномен.

Философские представления о становлении человека в культуре (Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, П.А. Флоренский), о саморазвитии личности посредством собственных усилий, как восхождении к «себе-лучшему» (М.М. Бахтин, В.С. Библер, М.К. Мамардашвили, С.Л. Рубинштейн) способствовали осмыслению феномена гуманитарной культуры как личностного образования.

Обращение к педагогическим исследованиям, посвященным процессу развития гуманитарной культуры определенных социальных групп (учителей - Е.Г. Врублевская, Е.А. Мажарова, Г.И. Никитина, Н.И. Элиасберг; студентов - Н.Н. Савельева, Е.И. Шулева; школьников - Е.Б. Горлова, Т.Н. Полякова), позволило нам увидеть в этом процессе общее и специфическое, обусловленное особенностями возрастной или профессиональной группы.

Таким образом, анализ общественных потребностей и ожиданий в отношении будущих офицеров, существующей практики их профессиональной подготовки в части соотношения военно-профессиональной и гуманитарной составляющих, имеющихся психолого-педагогических источников по проблемам развития гуманитарной культуры, позволил нам сформулировать ряд противоречий, требующих разрешения. Это противоречия между:

- объективной необходимостью в офицере как личности и профессионале, работающем в гуманитарной сфере, и недостаточным уровнем развития гуманитарной культуры офицеров;

- объективной необходимостью подготовки курсантов к полноценной жизнедеятельности, где гармонизировано «профессиональное» и «внепрофессиональное», и несбалансированностью военно-профессиональной и гуманитарной составляющих в образовательном процессе высших военно-учебных заведений;

- между необходимостью развития гуманитарной культуры курсантов и теоретико-технологической неразработанностью в педагогической науке данного вопроса с учетом специфики высших военно-учебных заведений.

В силу объективных причин, связанных со спецификой военно-профессиональной деятельности офицеров и подготовкой к этой деятельности курсантов, наша работа направлена непосредственно на разрешение третьего противоречия и лишь опосредовано - через него - на смягчение первых двух.

В рамках указанных противоречий мы сформулировали проблему исследования: отсутствие теоретического обоснования и технологического обеспечения процесса развития гуманитарной культуры курсантов, позволяющей гармонизировать военно-профессиональную и гуманитарную составляющие в их будущей профессиональной деятельности.

Выявленные противоречия, сформулированная на их основе проблема, а также личная заинтересованность автора в ее решении обусловили выбор темы исследования: «Педагогические условия развития гуманитарной культуры курсантов высших военно-учебных заведений».

Объектом исследования является личностное развитие курсантов в образовательном процессе высших военно-учебных заведений.

Предметом исследования выступают педагогические условия, способствующие развитию гуманитарной культуры будущих офицеров в образовательном процессе высших военно-учебных заведений.

Цель исследования заключается в выявлении педагогических условий и разработке модели организации процесса развития гуманитарной культуры курсантов в образовательном процессе высших военно-учебных заведений.

Для достижения цели предполагается решение следующих задач:

- исследовать роль и место гуманитарной культуры в личностном развитии курсантов в образовательном процессе высших военно-учебных заведений;

- определить теоретические основы развития гуманитарной культуры курсантов;

- выявить и обосновать педагогические условия, способствующие развитию гуманитарной культуры будущих офицеров в образовательном процессе высших военно-учебных заведений;

- разработать и опытно-экспериментальным путем апробировать модель организации процесса развития гуманитарной культуры курсантов высших военно-учебных заведений.

Гипотеза исследования. Личностное развитие курсантов в образовательном процессе высших военно-учебных заведений - это процесс становления и совершенствования их личностных и профессиональных качеств, освоения профессиональных и внепрофессиональных ролей.

Гуманитарная культура курсанта выступает как интегративное личностное образование, которое развивается и проявляется в усвоении социально-гуманитарного знания; в ориентации на гуманистические ценности; в руководстве этими ценностями в поведении, общении, взаимодействии с окружающими, при совершении поступков; в готовности к постоянному самосовершенствованию; и является механизмом гармонизации военно-профессиональной и гуманитарной (человековедческой) составляющих в будущей профессиональной деятельности военнослужащего.

В силу сложности структуры гуманитарной культуры, ее развитие происходит путем овладения всеми ее компонентами (когнитивным, аксиологическим, коммуникативным, деятельностным).

Развитию гуманитарной культуры курсантов в образовательном процессе высших военно-учебных заведений будет способствовать создание следующих педагогических условий:

- обогащение гуманитарным содержанием традиционно существующих видов и форм воспитательной работы с курсантами;

- расширение ценностно, интеллектуально и эмоционально насыщенного взаимодействия курсантов с различными социально-профессиональными группами;

- актуализация внепрофессиональных (межличностных) отношений наряду с профессиональными (ролевыми) отношениями в жизнедеятельности курсантов.

Методологическая основа исследования. Философские концепции, раскрывающие смыслы аксиологического (А.И. Арнольдов, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, В.П. Тугаринов, Н.З. Чавчавадзе), деятельностного (В.Е. Давидович, Л.Н. Коган, Э.С. Маркарян, М.К. Мамардашвили), личностного (В.С. Библер, Л.Н. Коган, В.М. Межуев, Э.В. Соколов) подходов к пониманию культуры, позволили увидеть сложную, многокомпонентную структуру феномена гуманитарной культуры, выделить в каждом из названных подходов соответствующий доминирующий компонент, определить направления деятельности и разработать систему критериев оценки эффективности развития гуманитарной культуры.

Основные положения психологической теории деятельности, раскрывающие взаимосвязь внешней и внутренней деятельности, объясняющие переход внешней предметной - во внутреннюю психическую деятельность (интериоризация), и внутренней - во внешнюю (экстериоризация) (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский); представления о развитии личности в деятельности и общении с другими людьми (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.В. Мудрик, С.Л. Рубинштейн); идеи возрастной психологии о сензитивных периодах, позволяющие утвердиться в том, что юношеский возраст - время обучения в высшем военно-учебном заведении - является благоприятным для личностно-профессионального и культурного развития (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон, В.А. Петровский, Д.И. Фельдштейн, Э. Шпрагнер, Э. Эриксон), послужили основой для выявления механизмов развития гуманитарной культуры личности, определения педагогических условий, способствующих «запуску» этих психологических механизмов.

Исторически сложившиеся идеи: о взаимосвязи культуры и образования, культуры и педагогики (С.И. Гессен, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег, И.Ф. Исаев, В.В. Краевский, Л.Н. Толстой и др.), о гуманистическом характере воспитания и образования (П.Ф. Каптерев, И.А. Колесникова, К.Д. Ушинский и др.), о становлении культуры личности в образовании (В.И. Андреев, Е.В. Бондаревская), о саморазвитии личности (О.С. Газман, Л.Н. Куликова) - помогли сформировать взгляд на гуманитарное образование как институт сохранения культурной преемственности поколений, обусловливающий становление личности в культуре и культуры личности, и привели к заключению о необходимости создания в высших военно-учебных заведениях условий, способствующих личностному и профессиональному развитию курсантов на принципах гуманизма.

Работы военных психологов и педагогов об особенностях личностного и профессионального развития военнослужащих (А.В. Барабанщиков, А.Л. Блондель, В.И. Вдовюк, В.П. Давыдов, О.В. Золотарев, В.П. Иванов, С.С. Муцынов, Я.В. Подоляк и др.); о значении гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса в высших военно-учебных заведениях (А.С. Кривенкова, А.М. Мамчур, И.Н.Смоляков, В.А.Удалов) явились базовыми для определения педагогических условий развития гуманитарной культуры курсантов в образовательном процессе высших военно-учебных заведений.

Однако, несмотря на наличие в науке интереса к обозначенной проблеме, следует отметить, что вышеуказанные авторы не ставили цель изучить процесс развития гуманитарной культуры курсантов высших военно-учебных заведений.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс исследовательских методов. Среди них - теоретические: анализ философской, культурологической, психологической, педагогической литературы по проблеме; моделирование; синтез; эмпирические: наблюдение (включенное, невключенное); беседа; письменные опросы (анкетирование, тестирование); изучение документов (учебно-воспитательных программ); изучение продуктов деятельности курсантов (самохарактеристик и др.); обобщение независимых характеристик; педагогический эксперимент.

Анализ данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, проводился на основе их математической обработки.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- уточнено представление о сущности и особенностях гуманитарной культуры курсантов как о многокомпонентном интегративном личностном образовании, выступающем механизмом гармонизации военно-профессиональной и гуманитарной (человековедческой) составляющих в будущей профессиональной деятельности военнослужащих;

- сформирован критериальный аппарат и диагностический инструментарий для выявления уровней развития гуманитарной культуры и ее динамики, основой которых служат выделенные компоненты гуманитарной культуры: когнитивный, аксиологический, коммуникативный, деятельностный;

- выявлены и экспериментально проверены педагогические условия, способствующие сбалансированному развитию компонентов гуманитарной культуры в процессе личностного развития курсантов высших военно-учебных заведений;

- теоретически разработана и опытно-экспериментальным путем апробирована модель организации процесса развития гуманитарной культуры курсантов, состоящая из целевого, диагностического, преобразующего и аналитико-корректировочного блоков, каждый из которых имеет свое содержание и способы реализации в рамках образовательного процесса высших военно-учебных заведений.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что совокупность полученных результатов:

- обогащает военную педагогику целевыми ориентирами на гармонизацию военно-профессиональной и гуманитарной составляющих в личности и будущей профессиональной деятельности курсантов;

- расширяет представления о возможностях развития гуманитарной культуры личности в жестко-нормированных системах;

- создает предпосылки для дальнейшей разработки целей, методов и форм гуманитарного воспитания будущих офицеров;

- дополняет базу сравнительных исследований гуманитарной культуры и процесса ее развития в разных социальных и профессиональных группах.

Практическая значимость исследования выражается в том, что:

- выявлены возможности развития гуманитарной культуры в рамках образовательного процесса высших военно-учебных заведений;

- экспериментально апробированная модель организации процесса развития гуманитарной культуры курсантов может быть использована в других высших военно-учебных заведениях для решения аналогичных задач, связанных с усилением гуманитарной подготовки будущих офицеров;

- подготовленные учебно-методические рекомендации могут применяться командирами курсантских подразделений и преподавателями как во внеучебной («воспитательной») работе с военнослужащими, так и при разработке факультативных курсов гуманитарной направленности.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на современные методологические подходы в науке; использованием совокупности теоретических и эмпирических методов, адекватных проблеме, объекту, предмету и задачам исследования; длительностью опытно-экспериментальной работы; обобщением и анализом значительного массива фактического материала; воспроизводимостью результатов исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Гуманитарная культура курсанта выступает как интегративное личностное образование, которое развивается и проявляется в усвоении социально-гуманитарного знания; в ориентации на гуманистические ценности; в руководстве этими ценностями в поведении, общении, взаимодействии с окружающими, при совершении поступков; в готовности к постоянному самосовершенствованию; и является механизмом гармонизации военно-профессиональной и гуманитарной (человековедческой) составляющих в будущей профессиональной деятельности военнослужащего.

2. Гуманитарная культура, как сложноструктурированный феномен, состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: когнитивного, аксиологического, коммуникативного и деятельностного. При стихийном развитии гуманитарной культуры между ними возникает существенный дисбаланс. Сбалансированному сочетанию этих компонентов способствует специальная организация процесса развития гуманитарной культуры курсантов.

3. Динамика этого процесса как перехода от низкого уровня развития гуманитарной культуры к высокому уровню оценивается в соответствии с разработанными критериями. Система критериев оценки уровней развития гуманитарной культуры построена на основе выделенных компонентов. Об уровне развития когнитивного компонента свидетельствует наличие у курсантов общекультурных знаний; аксиологического - содержание аксиосферы будущих офицеров; коммуникативного - характер общения молодых людей; деятельностного - характер деятельности и поведения курсантов.

4. Модель организации процесса развития гуманитарной культуры курсантов состоит из взаимосвязанных блоков: целевого (постановка цели комплексного развития всех компонентов гуманитарной культуры); диагностического (определение наличного уровня развития гуманитарной культуры в соответствии с выделенными критериями и показателями); преобразующего (создание педагогических условий, реализация принципов, подбор форм и методов работы, направленных на достижение цели); аналитико-корректировочного (анализ получаемого результата, его соотнесение с целью, внесение необходимых коррективов в любой из блоков модели).

5. Совокупность педагогических условий, способствующих развитию гуманитарной культуры курсантов, включает в себя: обогащение гуманитарным содержанием традиционно существующих видов и форм воспитательной работы с курсантами; расширение ценностно, интеллектуально и эмоционально насыщенного взаимодействия курсантов с различными социально-профессиональными группами; актуализацию внепрофессиональных (межличностных) отношений наряду с профессиональными (ролевыми) отношениями в жизнедеятельности курсантов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и научно-практические выводы диссертационного исследования нашли отражение в выступлениях в виде докладов и сообщений на международных, российских, региональных и межвузовских конференциях: «Пограничная безопасность Российской Федерации в современных условиях. Сущность, состояние и пути ее обеспечения» (Хабаровск, 2007), «Роль инноваций в современном обществе» (Петропавловск-Камчатский, 2007), «Актуальные проблемы формирования личности курсанта» (Калининград, 2008), «Философия Отечественного образования: история и современность» (Пенза, 2008), «Гуманитаризация профессионального образования: методология, теория, практика; исторический опыт, современные тенденции и перспективы» (Владивосток, 2008), «Наука-Творчество-Образование» (Ульяновск, 2009), «Общеобразовательная и профессиональная подготовка специалиста в вузе: проблемы интеграции» (Владимир, 2009), «Мозаика культур»: теория и практика поликультурного диалога в Азиатско-Тихоокеанском интеграционном поле» (Южно-Сахалинск, 2009); в сборнике научных статей адъюнктов и соискателей (Хабаровск, 2007), в журнале «Дальневосточный форпост» (Хабаровск, 2010); а также в публикациях в научных журналах, определенных перечнем ВАК: «Преподавание истории в школе» (Москва, 2008), «Мир образования – образование в мире» (Москва, 2009), «Инновации в образовании» (Москва, 2010), «Alma mater» (Москва, 2010); в авторском научно-методическом пособии «Развитие гуманитарной культуры курсантов высших военно-учебных заведений: теоретические основы и методическое обеспечение» (Хабаровск, 2010).

Отдельные методики определения уровней развития гуманитарной культуры были внедрены в Голицынском пограничном институте ФСБ России и Калининградском пограничном институте ФСБ России (далее по тексту - ГПИ ФСБ России и КПИ ФСБ России).

Организация и этапы исследования. Экспериментальной базой исследования стал Хабаровский пограничный институт ФСБ России (далее по тексту - ХПИ ФСБ России). Исследование проводилось с 2007 по 2011 год и включало следующие этапы.

На первом - теоретическом - этапе (2007-2008 гг.) на основе анализа теоретических источников проходило осмысление методологических, философских, психологических, педагогических оснований исследования; разрабатывался научный аппарат, формулировалась рабочая гипотеза, разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы; изучалось современное состояние исследуемого вопроса в образовательном процессе ряда высших военно-учебных заведений: ХПИ ФСБ России, ГПИ ФСБ России, КПИ ФСБ России. На базе данных учебных заведений проводилось пилотажное исследование по теме.

На втором - теоретико-экспериментальном - этапе (2008-2010 гг.) обосновывались теоретические положения, уточнялась концепция исследования; разрабатывалась модель организации процесса развития гуманитарной культуры курсантов; проводились констатирующий и преобразующий этапы опытно-экспериментальной работы; осуществлялась оценка эффективности предложенных педагогических условий; текущие результаты исследования обсуждались на заседаниях и семинарах кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ХПИ ФСБ России, а также в выступлениях на научно-практических конференциях и в сборниках научных трудов.

На третьем - заключительном - этапе (2010-2011гг.) подводились итоги преобразующего этапа опытно-экспериментальной работы; уточнялись теоретические и практические выводы; интерпретировались и обобщались полученные результаты; разрабатывались учебно-методические рекомендации для высших военно-учебных заведений; проходили апробация и обсуждение результатов исследования на научных конференциях, методических семинарах и заседаниях кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ХПИ ФСБ России; оформлялся текст диссертационного исследования.

Структура диссертации: диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (186), приложений (12). Работа иллюстрирована таблицами (12) и рисунками (2).

Философско-психологические аспекты развития гуманитарной культуры личности

Сегодня глубокую озабоченность вызывает состояние духовности особенно молодого поколения [31]. Происходит значительная переориентация молодежи с гуманистических духовных ценностей на ценности материального благополучия, когда меняемся отношение к профессии, труду, браку, семье, растет разочарование в демократических идеалах [59].

Происходящие изменения обусловлены, в том числе, и «дефицитом культуры в образовании» (В.П. Зинченко), его «гуманитарным голоданием» (Э.Д. Днепров), в результате чего происходит «обнищание души при обогащении информацией» (А.Н. Леонтьев}, а образование взращивает не культурного человека, а человека информировав юга. Однако «об образовании в подлинном смысле можно говорить только там, где есть культура» [141, с, 23]. По мысли СИ, Гессена} «нет человека образованного, но есть человек образующийся, становящийся в культуре» [40, с. 35].

Обращение к проблеме развития гуманитарной культуры курсантов связана с переоценкой ценностей и качества деятельности различных социально-профессиональных групп [59], Приоритетной остается задача сохранения и приумножения духовного потенциала, к том числе Вооруженных Сил России [104].

Военнослужащим сегодня все чаще приходится выполнять не только боевые задачи, но и миротворческие миссии, взаимодействовать с гражданским населением, исполняя гуманитарную роль [150]. Развитие гуманитарной культуры курсантов высших военно-учебных заведений в современных условиях реформирования армии соотносится с поиском новых подходов к личностному развитию военнослужащих [18].

Анализ состояния проблемі включает в себя изучение методологических и теоретических положений существующих в философии, психологии, культурологии подходов к ее разрешению и определение таких основных понятий темы, как «культура» и «гуманитарная культура».

В настоящее время существует огромное количество различных определений культуры. В конце XX в. американские культурологи А, Кребер и К. Клакхон обнаружили около трехсот дефиниций термина «культура» [185]. Такая многозначность обусловлена, прежде всего, сложностью и многосторонностью данного феномена.

Мы разделяем позицию, согласно которой понятие «гуманитарная культура» является «видовым по отношению к более общей, родовой категории — «культура» и частью общей культуры личности» [59, с. 12],

«Процессы интсриоризации, экстериоризации, персонализации в диаде «личность-культура» возможны благодаря тому гуманитарному ядру, которое входит в структуру любой из культур, обусловливая их развитие и подчеркивая истинно человеческую принадлежность» [140, с, 32].

Іісли на протяжении истории человечества культура выступала как фактор возвышения и облагораживания человека [10]; [31]; [43]- [82]; [119], то существующие представления о гуманитарной культуре как о «культуре человековедения и человекосозидания» [43, с. 10] соотносятся с «пробуждением человеческого в человеке» [там же].

Проблема гуманитарной культуры менее изучена и разработана по сравнению с вопросам общей теории и истории культуры. Однако в науке существуют исследования, раскрывающие сущность гуманитарной культуру, ее структурные особенности, происхождение, социальные функции, место и роль в современном мире, выявляющие способы формирования и развития [28]; [39]; [59]; [70], [93]; [97]; [118]; [119], [147]; [177].

Многие авторы связывают появление понятия «гуманитарная культура» с эпохой Возрождения [42]; [43]; [119]; [140] хотя идея гуманитарной культуры имеет многовековую историю [119]; [153]; [156]; [183], Гуманизм, как выражение человечности, человеколюбия, любви и уважения к людям, называют «основополагающим и ключевым принципом гуманитарной культуры» [И?, с. 28].

Гуманитарная культура существовала как сформированная доктрина знания, когда были основные предметы и главные темы для размышления, имеющие гуманитарную направленность, в отличие от менее важных, нсгу-манитарных по сути. В «эпоху іуманизма» гуманитарное образование стало представляться значительным для развития личности. Оно рассматривалось как метод воспитания образованного человека, как обучение приемам, позволяющим разбираться в событиях, сравнивая, соизмеряя, сопоставляя их друг с другом и отыскивая для них готовое место в арсенале своего ума (А Моль).

Мы склонны согласиться с мнением ряда исследователей (Н.Г. Сикорская, В.Н, Орлов), которые ставят иод сомнение вопрос о существовании негуманитарной культуры.

По мысли В.Н, Орлова, культура как целое всегда гуманитарна. «Она соотносится с человеком не только во внешних проявлениях, но и с его внутренним миром, с тем, что делает человека субъектом жизнедеятельности, со всем гуманитарным в человеке» [117, с. 29].

Английский исследователь Ч. Сноу в работе «Две культуры» говорит о противоречиях «научной» и «гуманитарной культуры», о извечной борьбе «физиков» и «лириков», считая, что «вражда двух культур может привести к гибели человеческой культуры, если не принять радикальных мер для реорганизации образовательной системы, прежде всеїч) культуры» [151, с, 9]. Тревога Ч. Сноу — это тревога о спасении, прежде всего, духовных ценностей. Гуманитарную культуру при этом автор соотносит с художественной культурой.

Развитие гуманитарной культуры будущих офицеров в педагогической теории и практике (исторический и современный аспекты)

Особое место педагогическая наука занимает в исследовании закономерностей обучения и воспитания военнослужащих, развития их общей культуры [64]; [68]; [79].

Мы разделяем позицию, согласно которой «для овладения военным мастерством требуется широкое общекультурное образование» [168, с. 56]. Курсантам высших военио-учебиых заведений как будущим офицерам, постоянная работа с людьми для которых является частью профессии, требуется глубокое понимание человеческих особенностей, мотивации, поведения, что обусловлено во многом их гуманитарной подготовкой [168].

На основе анализа литературы, в том числе и исторической, мы пришли к выводу1 что гуманитарному воспитанию и образованию в воєн по -учебных заведениях России в XVIII - ХЇХ веках уделялось много внимания [33]; [55]; [87]; [92]; [И 1], а гуманитарная подготовка выступает как важный фактор успешности профессиональной деятельности [38]; [47]; [54]; [59].

Обращение к историческому опыту, к традиции подготовки офицерских кадров в России связано с поиском теоретических положений, способствующих осмыслению особенностей развития гуманитарной культуры курсантов в современном образовательном процессе высших военно-учебных заведений. Обратимся к этому опыту как к источнику актуальных и сегодня идей.

В России существовали разнообразные военно-учебные заведения осуществлявшие гуманитарную подготовку воспитанников: дворянские школы, кадетские корпуса, военные гимназии, прогимназии, военные и гонкерские училища суворовские и нахимовские училища и другие [87]; [92].

Педагогической ОСНОЕЮЙ ДЛЯ развития военного образования послужило создание во второй половине XVIII века кадетских корпусов, обучение в которых впервые стало иметь планово-организационный характер [33]; [38]; [78],

Воспитанники этих воєнно-учебных заведений получали углубленную гуманитарную подготовку [50]; [94]; [169J; [170]. На изучение общеобразовательных и гуманитарных дисциплин в кадетских корпусах отводилось больше половины бюджета учебного времени [50], при этом считалось, что «низкий уровень гуманитарной подготовки не даст возможности кадетам в полном объеме и с высоким качеством освоить специальный курс» [там же, с. 32],

Обязательными предметами гуманитарного цикла в течение всего периода обучения были русский и иностранные языки (французский и немецкий), история, география, рисование [137].

Основой гуманитарной подготовки являлся русский язык. В документах, регламентирующих педагогический процесс того времени, указывалось, что «из предметов учения родной язык есть для русского юноши предмет самый важный» и, «если другие науки воспитанник должен знать удовлетворительно, то язык русский он должен знать в совершенстве..., во всем его грамматическом и литературном богатстве» [137, с. 25], Обязательным компонентом курса русского языка было изучение русской и переводной иностранной литературы. Заметим, что такой подход к углубленной і манитар-ной подготовке воспитанников сохранился в военном образовании до начала Первой мировой войны [87]; [94]. В соответствии с Педагогической программой, разработанной в 1776 г. И.И. Бецким, основной целью обучения кадетов была подготовка не только «исправных офицеров», но и «знатных граждан» [94, с, 73], а их учителям, офицерам-воспитателям вменялось в обязанность с учащимися «обходиться со всякою тихостью и учтивостью» [87, с. 70], уважать личность носпитанни-ка [551

Большое значение приданшюсь эстетическому образованию кадетов [65]; [78]. Считалось, что «эстетическое образование составляет неотъемлемый элемент правильного воспитания, а потому заведение, пользуясь зависящими от него средствами, должно содействовать возможному развитию в учащихся соответственно их возрасту вкус к прекрасному и возвышенному в природе и искусстве г,,» [71, с, 27]. Эти качества прививались на уроках рисование истории, музыки, танцев, русского языка и словесности, иностранных языков, географии. Для «развития чувств» воспитанников - чувства гуманности, человеколюбия устраивались праздники для бедных, когда кадеты помогали нищим и калекам, выслушивали рассказы старцев [65].

Работа в этом направлении проводилась также и во внеклассное время, когда организовывались различные вечера и балы, устраивались театрализованные представления, исполнялись песни и танцы, посещались художественные выставки, музеи, театры, организовывались встречи с художниками, писателями и композиторами того времени [55].

Изучив материалы «Педагогического вестника», мы пришли к заключению, что офицеры-вое питатели кадетов в дореволюционной России сами имели основательную обще культурную подготовку. Так, например, при обобщении опыта проведения этических бесед с воспитанниками на страницах журнала, автор статьи опирается на высказывания известных философов: Платона, Аристотеля, А. Шопенгауэра, и писателей: А.Н. Некрасова, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского [69].

В качестве широко используемой формы воспитательной работы с кадетами было коллективное чтение, проводившееся во внеурочное время Ак 37 туальныс вопроси организации коллективных чтений регулярно и обстоятельно обсуждались в журиале «Педагогический вестник».

Эмпирическое исследование состояния развития гуманитарной культуры курсантов

В ходе решения задач диссертационного исследования мы, проанализировав подходы к пониманию феномена гуманитарной культуры, выделив структурные компоненты, критерии показатели развития исследуемого нами. явления, описав уровни ( 1.3,, табл. 1), провели опытно-экспериментальную работу по оценке исходного состояния гуманитарной культуры курсантов (диагностический блок модели).

Онытно-з кс пери ментальная работа проводилась в естественных условиях обучения, без нарушения хода образовательного процесса. Собственно экспериментальная часть исследования состояла из трех этапов: констатирующего, преобразующего, заключительного.

Для получения репрезентативного материала на начальном этапе эксперимента были опрошены 239 курсантов первого курса. Среди них курсанты ХПИ ФСБ России - 105 человек, ГПИ ФСБ России - 91 человек, КПИ ФСБ России - 43 человека.

Кроме курсантоа в качестве респондентов выступили члены профессорско-преподавательского состава и командиры курсантских подразделений ХПИФСЕ России - 50 человек, а также преподаватели ГПИ ФСБ России -12 человек и преподаватели КПИ ФСБ России - 10 человек.

Задачами констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы было определение имеющихся у курсантов, преподавателей н командиров курсантских подразделений представлений о понятии «гуманитарная культура»; установление исходного состояния гуманитарной культуры курсантов на основе выделенных структурных компонентов (когнитивного, аксиологического, коммуникативного, деятельностного), качественная и количественная характеристика уровней их развития у курсантов,

В ходе проведения опытно-экспериментальной работы не обходи м о дать обоснование минимальной продолжительности эксперимента, С этой целью мы проанализировали предшествующий опыт проведения аналогичных экспериментов в высших военыо-учебных заведениях [91]; [150]; [160], в которых, как показала последующая практика, были сделаны корректные на-уч но-практические выводы,

Мы разделяем позицию Е.К Никитиной, что при исследовании влияния каких-либо педагогических условий или средств на развитие интеллекта, мышления, мотивационной сферы, активности, или воспитание каких-либо качеств личности, требуется от одного до трех лет [ЇІ6]. В нашем исследовании преобразующий эксперимент занял два года На перепроверку результата экспериментальной работы был затрачен еще один год. Общая продолжительность опытно-экспериментальной работы составила три года,

Для проведения работы на ее преобразующем этапе были выбраны четыре учебные группы курсантов первого курса ХПИ ФСБ России и выделены из них две контрольные и две экспериментальные группы. Мы обращали внимание на то, чтобы группы были типичными по наполняемости, уровням интеллектуальных способностей военнослужащих, успеваемости.

Общее количество курсантов контрольных групп составило 51 человек, а экспериментальных групп - 54 человека.

Экспериментальная работа началась с ознакомления с характеристиками курсантов контрольных и экспериментальных групп, с данными в личных делах, с проведения ознакомительных бесед с командирами курсантских подразделений. В каждой контрольной и экспериментальной іруппе были назначены ассистенты из числа наиболее подготовленных курсантов, которые в последующем оказывали помощь экспериментатору в проведении мероприятий. В ходе работы использовались качественные и количественные методы исследования. Количественные изменения фиксировались с помощью опросных методов (анкетирование, тестирование). Качественные — выявлялись в ходе включенного и не включенного наблюдения, индивидуальных и групповых бесед, изучения продуктов деятельности курсантов (самохарактеристи-ки)г изучения документации, экспертных оценок.

Диагностика уровней гуманитар]юй культуры военнослужащих и прогнозирование возможностей развития исследуемого феномена была основана на комплексе методик,

Для оценки когнитивного, аксиологического, коммуникативного и дея-тельностного компонентов гуманитарной культуры курсантов использовались методики: «Культурная эрудиция» (автор Й.И. Скрипюк), «Художественно-эстетическая потребность» (автор И.И. Скрипюк), методика на определение начитанности респондентов» знания классической мировой литературы (авторь: А.В, и В,А. Петровские); «Ценностные ориентации» (автор М. Рокич), (адаптированный вариант), «Пословицы» (автор СМ. Петрова), «Ваши жизненные ценности» (автор 3, Королева); методики на оценку уровня общительности и оценку коммуникативных умений (автор В.Ф. Ряхов-скнй); «Тест-анкета самооценки способностей к самообразованию и саморазвитию личности» (авторский вариант Л.Н. Куликовой), адаптированный вариант теста ОПИСУ am поведения, (автор К. Томас).

По каждому из компонентов применялись несколько методик с целью уточнения и перепроверки полученных результатов.

Во время бесед с курсантами, преподавателями, командирами курсантских подразделений мы определяли, какой смысл они вкладывают в понятие «гуманитарная культура», в чем видят ее проявления. Также нас интересовал вопрос, адресованный преподавателям и командирам курсантских подразделений, относительно целесообразности, с их точки зрения, развития гуманитарной культуры курсантов в образовательном процессе высших военно-учебных заведений. Как нам стало известно из бесед с курсантами но данному вопросу, большинство из ті их видят взаимосвязь гумаЕЕИтариой культуры с культурой речи, речевым этикетом, в том числе и с соблюдением норм военного этикета,

Некоторые определили гуманитарную культуру как культуру общечеловеческих ценностей. Гуманитарная культура ассоциируется у молодых людей с добротой, взаимопомощью. Ряд курсантов видели проявления гуманитарной культуры в глубоком знании гуманитарных предметов (история,, литература, искусство, философия, культурология, иностранные языки, право), в высоком уровне интеллекта, интеллигентности, Немногие из опрошенных посчитали, что гуманитарная культура — это способность человека творчески мыслить, нестандартно подходить к решению задач, в том числе и в профессиональной сфере. Однако были и такие курсанты, которые честно признались, что ничего не слышали о гуманитарной культуре, но хотели бы узнать, в чем она проявляется.

Опытно-экспериментальная проверка педагогических условий ршшития гуманитарной культуры военнослужащих

Преобразующий этап опытно-экспериментальной работы проводился на базе ХПИ ФСБ России в течение первых трех лет обучения курсантов,

В рамках: этого этапа с целью проверки выдвинутой гипотезы исследования осуществлялась апробация соответствующего (преобразующего) блока представленной в первой главе модели. Были специально созданы условия, способствующие развитию гуманитарной культуры курсантов высших военно-учебных заведений, а именно; обогащение гуманитарным содержанием традиционно существующих видов и форм воспитательной работы с курсантами; расширение ценностно» интеллектуально и эмоционально насыщенного взаимодействия курсантов с различными социально-профессиональными группами; актуализация в не профессиональных (межличностных) отношений наряду с профессиональными (ролевыми) отношениями в жизнедеятельности курсантов,

Указанные педагогические условия выступали как взаимозависимые и взаимосвязанные друг с другом. Их последовательное описание в работе является условным. Реализация первого условия гипотезы осуществлялась через: посещение мероприятий, проводимых согласно планам воспитательной работы с курсантами; участие в разработке этих планов, насыщение их тематики гуманитарным содержанием; а формы проведення — гуманитарными (диалоговыми) технологиям и

Методы и формы, при вносим ые нами в воспитательную деятельность, были достаточно разнообразными: работа с книгой (чтение, изучение, цитирование, изложение, составление плана, конспектирован не}, обсуждение книг, беседы (индивидуальные, групповые), дискуссии, диспуты, вечера-встречи (например, с работниками библиотеки), поэтические вечера, встречи-семинары, конференции, тренинги (тренинговые упражнения). Всех их объединял диалогичный характер технологии организации и проведения. Выбор данных методов и форм работы был обусловлен их сообразностью структурным компонентам гуманитарной культуры курсантов.

В каждом из проводимых мероприятий мы стремились к достижению двух целей: воспитательной и исследовательской.

Так, в экспериментальных группах был проведен диспут на тему «О значении дружбы и войскового товарищества в армии». Его воспитательная цель была связана с формированием у военнослужащих собственного понимания дружбы, войскового товарищества, осознания их значения, ценности для курсанта как будущего офицера и как человека. Исследовательская цель диспута заключалась в выявлении ценностных представлений молодых людей, в развитии содержательных характеристик аксиологического компонента их гуманитарной культуры.

Были зафиксированы ДЛЯ последующего анализа высказывания курсан-тов1 которые обосновывали свое понимание «дружбы» и «войскового товарищества». Приведем примеры некоторых из них: «в основе дружбы лежит равноправие, уважение, стремление понять, готовность прийти на помощь другу, доверие и преданность»; «товарищество проявляется, прежде всего, в уважении и внимании к сослуживцам»; «необходимо дорожить войсковым товариществом, выручать товарища из опасности, помогать и словом и делом, уважать честь и достоинство каждого, не допускать в. отношении товарища грубости и издевательства, удерживать его от недостойных поступков»,

Содержание этих высказываний позволяет сделать вывод о ценностных представлениях молодых людей, их высокой оценке значения дружбы, войскового товарищества, готовности в случае необходимости оказать помощь сослуживцу.

Накануне проведения мероприятий, посвященных празднованию сто девяносто пятой годовщины со дня рождения великого русского поэта VI.Ю. Лермонтова, был организован поэтический вечгер-встреча с курсантами экспериментальных группу названный «Военная судьба М.Ю. Лермонтова».

В содержании сценария вечера отражались некоторые значимые события жизни поэта, специфика его художественного таланта, особенности его военной биографии, Сотрудники библиотеки института помогли подобрать соответствующую литературу по теме вечера, подготовить выступления. Молодые люди предварительно выучили несколько стихотворений М.Ю. Лермонтова и выступили с ними на вечере. Мы использовали живое слово как главное средство раскрытия темы. Оно выполняло основную смысловую и познавательную функцию вечера. Ведущим вечера был выбран курсант, выступление которого во многом обеспечивало композиционное единство мероприятия.

Воспитательной целью этого мероприятия было обращение внимания военнослужащих ни значение русской классической литературы для личностного развития курсантов, расширение их познавательной сферы.

Исследовательская цель как возможность зафиксировать интерес молодых людей к теме вечера, их активность, характер высказываний и реплик была направлена на развитие когнитивного компонента гуманитарной куль 114 туры будущих офицеров. Курсанты узнали некоторые ранее неизвестные им факты ноенной биографии поэта, в частности, из армейской жизни М.Ю. Лермонтова на Кавказе.

Совместно с библиотекой мы принимали участие в мероприятиях, в ходе которых прозодялось обсуждение с курсантами прочитанных ими книг на военную и пограничную тематику по проблемам: «Воин и коллектив», «Армия и общество», «Война и армия», а также художественной литературы.

Посредством совместного изучения основных требований и принципов работы с книгой, рассмотрения приемов чтения и записи текста молодые люди обучались работе с книгой.

Первоначально курсанты умение читать книги видели как простое пропитывание и переписывание текста. Однако именно чтение книг, с нашей точки зрения, является основным источником гуманитарной самообразовательной деятельности.

При подготовке к занятиям военнослужащие опирались на специальную литературу, в которой давались полезные, конкретные советы в помощь тем, кто желает серьезно заняться гуманитарным самообразованием, научиться «правильно» читать книги. Молодые люди учились подбирать литературу по предложенной теме, критически и творчески читать книгу, «извлекать» из ее текста нужную информацию, основные идеи и мысли автора, определять свое отношение к прочитанному, давать общую характеристику и оценку книге, делать записи (конспектирование, составление тезисов, реферирование), вести дискуссию относительно содержания той или иной публи кация.

Похожие диссертации на Педагогические условия развития гуманитарной культуры курсантов высших военно-учебных заведений