Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия развития творческой активности учащихся в системе дополнительного образования Карманчиков Александр Иванович

Педагогические условия развития творческой активности учащихся в системе дополнительного образования
<
Педагогические условия развития творческой активности учащихся в системе дополнительного образования Педагогические условия развития творческой активности учащихся в системе дополнительного образования Педагогические условия развития творческой активности учащихся в системе дополнительного образования Педагогические условия развития творческой активности учащихся в системе дополнительного образования Педагогические условия развития творческой активности учащихся в системе дополнительного образования Педагогические условия развития творческой активности учащихся в системе дополнительного образования Педагогические условия развития творческой активности учащихся в системе дополнительного образования Педагогические условия развития творческой активности учащихся в системе дополнительного образования Педагогические условия развития творческой активности учащихся в системе дополнительного образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Карманчиков Александр Иванович. Педагогические условия развития творческой активности учащихся в системе дополнительного образования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Ижевск, 2004 175 c. РГБ ОД, 61:04-13/2197

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Развитие творческой активности учащихся как педагогическая проблема

1.1. Содержание понятия творческой активности 16

1.2. Характеристика педагогических условий развития творческой активности учащихся 49

1.3. Педагогические возможности индивидуального подхода как средства выявления типа мышления учащихся и развития творческой активности...68

1.4. Возможности методов технического творчества в формировании и развитии творческой активности учащихся 80

Глава 2 Развитие творческой активности учащихся в системе дополнительного образования

2.1. Структура взаимодействия учащихся в процессе поиска решения проблем 92

2.2. Дополнительное образование как среда становления и развития творческой активности учащихся 100

2.3. Индивидуальный подход в формировании и развитии творческой активности учащихся в системе дополнительного образования 111

2.4. Результаты эксперимента по развитию творческой активности 122

Заключение 153

Библиография 156

Приложения 167

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования.

Продуктивность мыслительной и особенно творческой активности учащихся, их творческой деятельности, к сожалению, остается далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения. Сегодня актуальна проблема формирования творчески активной личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реали-зовывать цели, выходящие за рамки, предписанные стандартными требованиями, анализировать свою деятельность. Творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении творческих задач.

Ориентация на формирование в большей мере эмпирического, репродуктивного мышления приводит к тому, что многие из завтрашних специалистов, знающих школьную программу, не в состоянии использовать эти знания в нестандартной обстановке, не владеют творческим мышлением, а опираются в основном на свою эрудицию, память, затрудняются при ответах на проблемные вопросы даже в тех случаях, когда имеют в руках учебники и учебные пособия. Они мало подготовлены к такого рода общению, к творческому анализу. Там, где ведется самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, проявляется подлинно творческая активность учащихся. Главная ориентация на усвоение знаний учащимися, перегрузка содержанием и жесткие требования учебных программ, а также ограниченность учебного времени приводят к тому, что наблюдается снижение активности и творчества учащихся.

Получивший наиболее широкое распространение в современной школе объяснительно-иллюстративный тип обучения имеет наряду с положительными сторонами ряд недостатков. Среди существенных недостатков этого типа обучения - крайне низкая познавательная активность учащихся, стерео типность мышления. Что же касается элементов творчества, поиска, исследования, то они сведены к минимуму. Между тем, известно, что только то становится действительно прочным достоянием учащегося, что прошло через его самостоятельную мысль и самостоятельную деятельность.

Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, самостоятельности учащихся, познавательной и творческой активности. В одних случаях этот процесс носит характер подражательный, репродуктивный, в других - поисковый, а иногда и творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат — уровень приобретенных знаний, умений и навыков, творческой активности и навыков творческой деятельности.

Развитию творческих способностей, творческой активности учащихся пока не уделено должного внимания в теории и практике обучения. Не сформулирован целостный комплекс показателей, отражающих многообразие понятия «творческие способности», «творческая активность» и, как следствие, -недостаточно разработаны диагностические методики оценки их уровня. Это тормозит широкое внедрение идей развивающего обучения в практику - общеобразовательной школы и систему дополнительного образования.

Решение проблемы развития творческих способностей учащихся предполагает учет и введение в обиход системы образования специальных развивающих средств, так как уровень развития творческой активности учащихся зависит от содержания и методов обучения.

Развитие творческой активности и творческих способностей учащихся будет происходить при постановке и решении самых разнообразных задач. Задача - это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли, проявляется поисковый азарт и, как следствие, творческая активность. Важную роль в поддержании высокого интереса к самому процессу обучения играет уровень сложности задач.

Однако анализ учебной литературы по различным школьным предметам, методических пособий для руководителей различных кружков в системе дополнительного образования, наблюдение за работой педагогов и учащихся зачастую показывают, что в широкой практике обучения в большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие ученика на однозначные ответы, не активизирующие его мыслительной деятельности и тем более, творческой активности. По данным исследований Н.К.Винокуровой [32], лишь 10% задач сенсорные продуктивные процессы, например, творческого видения, самостоятельного наблюдения, обращения внимания, быстроты схватывания. Среди них и те задачи, которые стимулируют познавательную активность учащихся, содержат элементы неизвестности, противоречия, направлены на выяснение причин и взаимосвязей явлений, то есть задачи творческого уровня, задачи, формирующие творческое отношение к самому процессу поиска решения.

Как правило, вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, часто ставят учащихся в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Между тем ещё немецкий педагог А. Дистервег (1790-1866) писал, что больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов с одной стороны. Он считал творческую активность и самостоятельность важнейшими чертами личности учащихся и поэтому конечную цель образования видел в развитии этих черт. Ценность любого метода обучения немецкий педагог видел в том, насколько этот метод побуждает ученика к самостоятельности и творческой активности.

Разумеется, увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как ты видел раньше, - очень не простая задача, даже для многих преподавателей. Но этому можно и нужно научить, если направить процесс обучения на развитие и усовершенствование творческих способностей учащихся. С.Л.Рубинштейн [148] писал о творчестве как о «строительстве человека».

Как правило, в традиционном обучении собственно творческие задачи являются средством диагностики уже сформированных творческих способностей учащихся. Нас же интересует, прежде всего, система целенаправленного, управляемого со стороны педагога развития этих способностей, творческой активности учащихся при помощи специальных познавательных программ обучения, задач, при решении которых у школьников должен проявляться интерес не только к знаниям, но и к способам их приобретения, к методам поиска нового. Как правильно заметил А.Сент-Экзюпери: «Слишком много в мире людей, которым никто не помог пробудиться». Поэтому мы считаем развитие познавательной активности, творческой активности является насущной задачей истинной педагогики.

Учащиеся соприкасаются также и с эстетической стороной умственного труда, когда они учатся сравнивать несколько способов решения одной и той же задачи, как по правильности, рациональности, так и по «красоте» -простоте, изяществу, лаконизму. Найденное самостоятельно, без посторонней помощи решение сложной задачи дает огромный эмоциональный заряд, укрепляет уверенность в своих силах, подтверждает личные творческие способности, повышает значимость личности в глазах окружающих, это важная победа над собой. Постепенно возрастающий уровень сложности решаемых задач дает эмоциональную закалку, укрепляет веру в собственные силы.

Анализ работ, раскрывающих различные аспекты построения учебного материала и подбора методов его изучения, показал, что они, преимущественно, посвящены либо общим методическим подходам (В.И.Белозерцев, Э.де Боно, Е.А.Брагина, Дж.Брунер, Т.А.Ильина, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин и др.) [14,15,16,17,18,20,21], либо выполнены на материале узкой специализации (Г.С.Альтшуллер, Г.А.Буш, А.А.Мирошниченко, Н.Г. Салмина и др.) [3,4,23, 123] и, как правило, для специалистов определенного профиля.

Развитие творческого мышления и творческой деятельности во внеурочной, внешкольной деятельности, а также в кружковой работе и в учреж дениях дополнительного образования исследовали В.А.Горский, В.К.Гришин, И.Ф.Карпенко, Г.А.Коровкина, С.А.Новоселов, В.В.Огузов, А.Л.Соломин, Ю.С.Столяров, А.М.Федоров, В.М. Яворский и другие [39,40,42, 67,68, 122,124,157,148,169,183,190,191,194].

Возможности применения конкретных методов активизации творческого мышления в процессе развития творчества учащихся исследовали Г.С.Альтшуллер, Г.А.Буш, В.Н.Данченко, Б.Л.Злотин, А.В.Злотин, А.В.Зусман, Т.В.Кудрявцев, Д.И.Ландо, А.П.Ляликов, С.А.Новоселов, В.М.Одрин, А.Е.Падалко, В.П.Пархоменко, А.И.Половинкин, А.В.Чус [3,4,23,24,90,122,125,130].

Проблему развития творческого мышления и творческой деятельности в раннем возрасте, в учреждениях дошкольного образования и в младшей школе исследовали И.П.Волков, М.А.Галагузова, А.И.Живицкая, А.В.Игнатьева, А.А.Кириллова, И.Лаунер, Л.В.Орлова, М.Ю.Пустовит, В.Ф.Шашкова [49,55,70,126,140,179]. Развитию учебно-творческой деятельности, технического творчества в среднем и старшем школьном возрасте, взаимосвязи трудового обучения и технического творчества посвятили свои работы П.Н.Андрианов, И.И.Бака, Ф.Бугдаль, Г.Д.Бухарова, В.Н.Веденский, Х.Лехнер, Д.И.Пеннер, В.Д.Путилин, В.А.Пятков, В.Г.Разумовский, В.И.Речицкий, Н.Н.Тулькибаева, В.Штейнхефел и др [27,141,].

А.М.Василевская, А.П.Зверик, Э.Ф.Зеер, Т.В.Кудрявцев, А.Н.Лук, А.М.Матюшкин [90,101,108,144], рассмотрели различные аспекты развития творческого мышления и технического творческого мышления, диагностики и развития способностей к творчеству, психологическую структуру, динамику и развитие творческой деятельности. Дж.Брунер, Д.Б.Богоявленская, Ф.Кликс, Х.Клейн, Г.М.Лисовская, Г.Нойнер, Х.Г.Мельхорн [21,15,16,145] исследовали соотношение рационального и интуитивного мышления в ходе обучения и развития творческой деятельности. Е.Н.Яковлева рассматривала развитие творческого потенциала личности школьника, педагогические воз можности теории решения изобретательских задач в развитии творческой активности учащихся [187,188]. А.Анастази, В.И.Андреев, Э.Боно, Г.Вицлак, Дж.Гилфорд, Г.Е.Журавлев, Е.П.Торранс [18,19,165] анализировали принципиальные возможности обучения творчеству и разрабатывали системы тестов для изучения продуктивного мышления и творческих способностей.

Многие вопросы, в частности, касающиеся развития творческой активности, формирования творческих групп с учетом психологических особенностей каждой личности, входящей в состав этой группы, построение учебного процесса по развитию творческих способностей с учетом индивидуальных психологических особенностей учащихся, не получили должного освещения в научной и педагогической литературе и требуют более углубленных педагогических исследований. Происходящие социальные изменения оказывают влияние на педагогические условия обучения и воспитания, и требуют конкретизации отдельных положений педагогической науки.

Огромное значение в профессиональной ориентации, в формировании и развитии творческой активности учащихся имеет система дополнительного образования. Работа в кружках технического творчества стала важным формирующим и определяющим этапом жизни для многих выдающихся специалистов нашей страны.

Как правило, деятельность человека связана с творческим преобразованием действительности. Усвоение школьником тех или иных знаний в процессе учебной деятельности начинается с творческого преобразования усваиваемого им учебного материала, в приобретении опыта творческой деятельности. Поэтому педагогическая проблема заключается в создании педагогических условий для становления и развития позитивной творческой активности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Основное противоречие проявляется в том, что для создания нового результата творческой деятельности необходимо освоить огромный массив знаний, который снижает творческий потенциал личности, накладывает негативный отпечаток на твор ческую активность учащихся. Опыт решения репродуктивных задач вырабатывает стереотипность мышления учащихся, что существенно снижает уровень их творческой активности в поиске оригинальных эффективных решений.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития творческой активности учащихся на занятиях в технических кружках в системе дополнительного образования в современных условиях.

Объект исследования - процесс обучения в системе дополнительного образования.

Предмет исследования - педагогические условия развития творческой активности учащихся в процессе обучения.

Для проведения исследования была сформулирована гипотеза: развитие творческой активности учащихся на занятиях в системе дополнительного образования в современных условиях будет более эффективно, если:

1) общение участников педагогического процесса формируется на основе увлеченности совместной творческой деятельностью,

2) становление опыта творческой деятельности учащихся осуществляется с учетом индивидуальных особенностей их мышления,

3) поиск решения учебных и практических задач организуется с использованием методов технического творчества.

Из сформулированной выше цели и гипотезы исследования вытекают следующие задачи. 1. Провести сравнительную характеристику педагогических условий развития творческой активности учащихся в различные образовательные периоды и конкретизировать понятие творческой активности учащихся в современный период.

Выявить педагогические условия, повышающие эффективность развития творческой активности учащихся, с учетом их индивидуальных особенностей и структуры взаимодействия в процессе обучения и воспитания.

Обосновать эффективность использования методов технического творчества, способствующих становлению творческой активности учащихся.

Разработать критерии развития творческой активности учащихся в системе дополнительного образования.

Экспериментально проверить эффективность использования предлагаемых педагогических условий развития творческой активности учащихся.

Методологической основой исследования являются теоретические идеи развивающей и креативной педагогики, идеи таких педагогов как Л.К.Веретенникова, В.А.Горский, Н.Ю.Ерофеева, А.М.Матюшкин, С.А.Новоселов, В.Д.Путилин, Г.П.Скамницкая, Г.А.Ушаков, В.МЯворский, Е.Н.Яковлева; теория когнитивного развития Ж.Пиаже, теория типологии личности (К.Г.Юнг, В.В.Гуленко, Майерс-Бригтс, Л.Н.Собчик), теория множественности интеллекта (М.А.Холодная, В.Н.Дружинин), теория развития технических систем (Г.С.Альтшуллер).

Теоретической основой исследования являются работы, раскрывающие различные аспекты построения учебного материала и подбора методов его изучения, исследования посвященные общим методологическим подходам (Т.А.Ильина, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин и др), и исследования, выпол-неные на материале узкой специализации (Г.С.Альтшуллер, Г.А.Буш, А.А.Мирошниченко, Н.Г. Салмина и др.).

Развитие творческого мышления и творческой деятельности во внеурочной, внешкольной деятельности, в кружковой работе и в учреждениях дополнительного образования исследовали Л.К.Веретенникова, В.А.Горский, В.К.Гришин, И.Ф.Карпенко, Г.А.Коровкина, С.А.Новоселов, В.В.Огузов, А.Л.Соломин, Ю.С.Столяров, А.М.Федоров, В.М. Яворский и другие.

Возможности применения конкретных методов активизации творческого мышления в процессе развития творчества учащихся исследовали Г.С.Альтшуллер, Г.А.Буш, В.Н.Данченко, Б.Л.Злотин, А.В.Злотин, А.В.Зусман, Т.В.Кудрявцев, Д.И.Ландо, А.П.Ляликов, С.А.Новоселов, В.М.Одрин, А.Е.Падалко, В.П.Пархоменко, А.И.Половинкин, А.В.Чус, Е.Н.Яковлева.

А.М.Василевская, А.П.Зверик, Э.Ф.Зеер, Т.В.Кудрявцев, А.Н.Лук, А.М.Матюшкин, рассмотрели различные аспекты развития творческого мышления и технического творческого мышления, диагностики и развития способностей к творчеству, психологическую структуру, динамику и развитие творческой деятельности. Дж.Брунер, Д.Б.Богоявленская, Ф.Кликс, Х.Клейн, Г.М.Лисовская, Г.Нойнер, Х.Г.Мельхорн исследовали соотношение рационального и интуитивного мышления в ходе обучения и развития творческой деятельности. А.Анастази, В.И.Андреев, Э.Боно, Г.Вицлак, Дж.Гилфорд, Г.Е.Журавлев, Е.Торранс анализировали принципиальные возможности обучения творчеству и разрабатывали системы тестов для изучения продуктивного мышления и творческих способностей.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:

теоретические: анализ научной литературы по философии, педагогике, возрастной и педагогической психологии, изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогическое моделирование и конструирование;

эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, беседы (индивидуальные и групповые) со школьниками и педагогами, анкетирование, тестирование, качественный и количественный анализ экспериментальных данных, метод экспертной оценки, анализ продуктов творческой деятельности, методы математической статистики и проверки достоверности результатов;

экспериментальные: установочный, констатирующий и формирующий эксперименты.

Организация исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования явилась станция юных техников «Механик» Первомайского района г.Ижевска и школы района, где проводились занятия в кружках технического творчества.

Этапы исследования. Исследование выполнялось в 1998 - 2004 гг.

Первый этап (1998-1999 гг.) Определены направление и проблемы исследования, проанализирована научно-исследовательская литература и передовой педагогический опыт. Осуществлена разработка понятийного аппарата исследования. Проведен пробный констатирующий эксперимент.

Второй этап (2000-2002 гг.) Осуществлен констатирующий и формирующий эксперимент. Выявлены и систематизированы педагогические условия формирования и развития творческой активности учащихся в системе дополнительного образования. Разработана структура взаимодействия педагога и учащегося в системе дополнительного образования. Определена структура взаимодействия учащихся в процессе поиска решения проблем. Выявлены типы мышления учащихся, оптимальное индивидуальное соответствие методов технического творчества особенностям стиля мышления личности учащихся. Отработаны формы и методы педагогического эксперимента.

Третий этап (2003-2004г.) Отработаны и проверены теоретическая и практическая идеи исследования. Проведена обработка экспериментальных данных, сформулированы выводы, завершено оформление работы.

Научная новизна данного исследования состоит в том, что:

• проведена сравнительная характеристика педагогических условий развития творческой активности учащихся в советский и современный образовательные периоды,

• определены педагогические условия формирования и развития творческой активности учащихся в системе дополнительного образования на современном этапе,

• создана методика определения оптимального с учетом индивидуальных особенностей учащегося стиля обучения и наиболее эффективного метода технического творчества при решении исследовательских и творческих задач.

• определены критерии формирования и развития творческой активности учащихся на занятиях в технических кружках

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что:

• на основе анализа современного состояния педагогической науки выявлены и обосновываны педагогические условия развития творческой активности учащегося как интегральной характеристики личности, свидетельствующей о ее возможностях создавать новое, оригинальное, неповторимое,

• конкретизировано понятие творческой активности учащихся,

• обоснованы педагогические условия развития творческой активности во взаимосвязи с психологическими особенностями учащихся.

• модифицирована и расширена модель процесса поиска решений проблемы

Практическая значимость работы находит свое подтверждение в следующем.

Результаты диссертационного исследования используются педагогами дополнительного образования в своей практической работе. Подготовлены методические рекомендации руководителям кружков и преподавателям технологии. Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики формирует серию теоретических и практических занятий по основам технического творчества для педагогов дополнительного образования, подготовлен пакет учебно-методических пособий.

На основании результатов данного исследования разработана программа «Основы технического творчества», на базе которой разработаны учебно методические пособия и другие программы для занятий с учащимися 5-7 классов.

Авторские разработки успешно используются педагогами станции юных техников «Механик» Первомайского района г. Ижевска.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Понятие творческой активности учащихся в современных условиях как интегративной характеристики личности, единство ее познавательной потребности мотивации и способности к целенаправленной саморегуляции интеллектуальной деятельности.

2. Педагогические условия, повышающие эффективность развития творческой активности учащихся, основным из которых является индивидуальный и коллективный опыт интеллектуальной, творческой деятельности учащихся в процессе решения учебных и практических задач с помощью методов технического творчества.

3. Особенности развития творческой активности учащихся с учетом их психологической индивидуальности, стиля мышления: интуитивного, логического, стратегического и эмоционального. Эффективность педагогического процесса возрастает, если педагог учитывает субъективную составляющую восприятия и переработки информации. В ходе творческого решения задачи происходит резонансный отклик, всплеск творческой активности тех учащихся, стиль мышления которых восстребован для решения проблемы на определенном этапе.

4. Критерии и способы определения уровня развития творческой активности учащихся на занятиях в технических кружках в системе дополнительного образования

Достоверность результатов исследования и обоснованность научных положений и выводов обеспечиваются последовательной реализацией методологической основы процесса исследования на всех его этапах; соответствием теоретических и эмпирических методов исследования предмету иссле дования и поставленным задачам; соответствием полученных данных положениям педагогической теории и практики в области современного образования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций, докладов и выступлений на различного уровня научно-практических семинарах, совещаниях и конференциях: международных (Москва - 2002г., 2003г., Луганск - 2004г.), всероссийских (Санкт Петербург - 2002г., Ижевск - 2003г.), межвузовских (Ижевск - 1998г., 1999г., 2000г., 2001г., 2004г.), а также посредством лекций, проведения практических занятий с педагогами и учащимися станций юных техников Первомайского и Ленинского районов г. Ижевска, со слушателями института повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики, с педагогами и учащимися школы 91г. Ижевска и школы 49 г. Луганска.

Содержание понятия творческой активности

Рассматривая понятие творческой активности, важно отметить, что активность является фундаментальным свойством всего живого на Земле и является предметом рассмотрения многих наук, каждая из которых исследует специфические для нее закономерности возникновения, сохранения, развития, динамику активности.

В различных исследовательских работах, литературных источниках и в быту встречаются разнообразные определения активности: эмоциональная, физическая, социальная, социально-политическая, электоративная, интеллектуальная, умственная, познавательная, творческая, психическая, ориентировочно-исследовательская и другие. Три основных аспекта активности личности выделены М.В.Будановым [187]: - индивидуальный темп совершения действия, - потребность в напряженной деятельности, - стремление к разнообразной деятельности. Понятие активность рассматривается М.И. Лисиной [97] в трех аспектах: - как вид деятельности, - состояние противоположное пассивности, - инициативность, явление противоположное реактивности. Г.С. Батищев [32] выделил семь распространенных точек зрения на понимание сущности активности. 1. Общее естественнонаучное понятие активности. 2. Общественная (жизненная) активность. 3. Активность как эквивалент внутреннего самоопределения и самовоспитания, включая саморегуляцию и психологическую самоорганизацию. 4. Активность в гносеологическом смысле. 5. Активность субъекта в этическом и эстетическом смысле. 6. Активность в онтологическом смысле. 7. Активность как «эпитет», который подменяет энергичную дееспособность - шумной суетливостью, надежную исполнительность - слепой напористостью, зоркую сосредоточенность - тупым фанатизмом, осознанную необходимость - хорезматическим энтуазизмом и т.п. Д.Б. Богоявленская [16] выделяет педагогические условия, способствующие развитию творческой активности учащихся: формирование потребности в творческой деятельности, интереса к ней; овладение учащимися способами творческой деятельности, развитие воображения, диалектического и системного мышления; формирование умения осуществлять планирование, самоконтроль и самооценку деятельности; отношения между участниками образовательного процесса, основанные на взаимоуважении и доверии друг к другу. Д.Б.Богоявленская [16] говорит и о требованиях к учителю и к образовательному учреждению для развития творческой активности учащихся: - направленность образовательного учреждения на реализацию творческого потенциала учащихся и педагогов; - личная заинтересованность учителя в проведении такой работы; - системность; - межпредметный, открытый характер решаемых проблем; - стимулирование и поощрение детского творчества.

По справедливому замечанию А.М.Матюшкина [144], который считает потребности как «внутренний источник активности», - «в работах Д.Б.Богоявленской остаются скрытыми генетически первичные условия, породившие тот или иной тип активности, тот или иной ее уровень. Исследователю остается только задача диагностического выявления творческой активности».

Глубокому и всестороннему исследованию интеллектуальной активности посвящены работы Д.Б.Богоявленской [15,16], она выделяет три уровня активности учащихся в зависимости от характера познавательной деятельности: - репродуктивный уровень активности, - эвристический уровень, - креативный уровень. На первом уровне ученикам присуща пассивность, инертность, отсутствие интеллектуальной активности. Ученик остается в основном в рамках первоначально найденного способа действия. Эвристический уровень характеризуется стремлением усовершенствовать данную деятельность, готовностью искать новые способы решения. Креативный уровень характеризуется инициативой в постановке задач, в стремлении выяснить причиные связи и зависимости, переходить к теоретическим обобщениям. Исследования активности Г.И. Щукиной, Т.И. Шамовой [176] показывают о наличии так же трех уровней активности в зависимости от характера познавательной деятельности. Оба исследователя утверждают, что высшим уровнем активности является творческая активность, где проявляется не просто проникновение в сущность проблемы, глубокое ее понимание, а и осуществляется поиск новых, нестандартных путей ее решения.

Е.В. Коротяева [81], в целом придерживаясь позиции Г.И. Щукиной и Т.И.Шамовой, выделяет нулевой уровень активности, когда ученик пассивен, не проявляет инициативы, желания работать самостоятельно, предпочитает подчиняться требованиям учителя. Н.А. Менчинская [111] справедливо отмечает, что там, где на уроках стимулируется активное мышление, возникает и положительное отношение к учебе, формируется познавательный интерес.

В конкретной учебной ситуации правомерно говорить о доминировании определенного уровня познавательной активности. Однако возможно преобладание в структуре личностных качеств одного из уровней познавательной активности и огромную роль в этом играют усилия педагога. Правильная и своевременная оценка продуктивной активности позволит избежать всевозможных проблем в процессе обучения. Непродуктивная активность может быть вызвана всевозможными отклонениями в психическом развитии, это могут быть различные виды акцентуации характера. Иногда своевременная диагностика таких пограничных состояний позволяет провести эффективную коррекционную работу и предупредить конфликтные ситуации во взаимоотношениях учитель-ученик, ученик-ученик и ученик-ученики. Нулевой уровень или снижение уровня активности учащегося может быть вызвано нарушениями в физического здоровья, различными болезненными состояниями.

Характеристика педагогических условий развития творческой активности учащихся

Учитывая социальные изменения в обществе, наблюдая различные индивидуально-психологические особенности характера, поведения учащихся, отмечая индивидуальные особенности мышления личности, особенности восприятия учебного материала конкретным учащимся, педагог может добиться высокой эффективности всего педагогического процесса. Если позитивные изменения учащегося наблюдаются и используются педагогом, то уровень познавательной, интеллектуальной, творческой активности будет повышаться, будет развиваться творческая активность.

Анализируя исследования педагогов и психологов, можно выделить следующие педагогические условия развития творческой активности. 1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления. 2. Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности. 3. Поощрение высказывания оригинальных идей. 4. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивиргентного типа применительно к самым разнообразным областям. 5. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем. 6. Предоставление учащимся возможности активно задавать вопросы. 7. Знание индивидуальных психологических особенностей каждого учащегося. 8. Использование в процессе поиска решений сильных сторон индивидуального типа мышления каждого учащегося. 9. Использование коллективных форм работы, с участием учащихся с различными типами мышления. Ю.Формулирование педагогом дополнительных вопросов, помогающих переключить, расширить поле поиска решений.

Творчески совершенствуя мир вокруг себя, человек совершенствуется и сам. Наблюдается определенная зависимость между творческой деятельностью и развитием личности человека. Л.С.Выготский [15] пишет: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает, нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума и чувства, живущими и обнаруживающимися только в самом человеке». Л.С.Выготский считает, что, созидая конкретные объекты, творческая деятельность ведет к созиданию самой личности. В этот момент идет внутренняя перестройка личности, формирование человека-творца.

Психологи называют творчество условием развития личности, что, конечно, является основной задачей педагогического процесса.

Новые педагогические технологии должны учитывать результаты исследователей психологии творчества, механизмов протекания акта творчест ва как субъективного акта индивида. Психологические исследования творчества обнаруживают его сложное строение, включающее как интеллектуальные, так и эмоционально-мотивационные, волевые факторы в самых разных сочетаниях и соотношениях. Творческий процесс совершенствования объектов техники аналогичен процессу обучения и совершенствования личности учащихся.

Творческий процесс имеет определенную структурированность, сложной, многофакторной является и личность учащегося, поэтому для достижения необходимых положительных результатов необходимо учитывать не только объективную, но и субъективную составляющую. То есть учитывать в педагогическом процессе структуру личности учащегося.

Американский психолог А.Г. Маслоу [195] утверждает, что потребность в творчестве и самовыражении заложена в самой природе человека, с этим утверждением трудно не согласиться. В любом виде деятельности человек не может пользоваться только готовыми способами. Как правило, успешным становится тот человек, который творчески подходит к выполнению даже самой простой и рутинной работы.

Готовность учащихся включиться в процесс поиска новых способов решения нестандартных учебных проблем, инициативность в постановке новых задач, стремление проникнуть в сущность явлений характеризует творческую активность учащихся. Следует подчеркнуть, что уровень творческой активности имеет широкий диапазон индивидуальных различий, индивидуальных особенностей.

Существует множество способов классификации личности. Можно выделить два основных подхода в описании индивидуальных особенностей личности: факторный и типологический. Факторный подход - это фиксированный набор черт, качеств или факторов, сформированный на основании степени их выраженности. Если единицей целостного описания личности является определенный тип - это типологический подход. Начало факторному подходу положили исследования Олпорта и Од-берта. Они выделили из общей массы слов около 4500 слов, ясно обозначающих черты личности, а также важные и устойчивые характеристики поведения. Р.Кэттелл [69] осуществил дальнейший анализ этих характеристик личности и выделил совокупность черт, чаще всего сочетающихся друг с другом. Он выделил 36 таких совокупностей характеристик, внутри которых находились высоко коррелирующие характеристики. Все они содержали пары членов, имеющие высокие отрицательные корреляции, например: разговорчивый - молчаливый, веселый - печальный, активный - пассивный и т.д. Последовательно применяя метод факторного анализа Р.Кэттеллу [69] удалось свести первоначальные 36 свойств к 16 факторам, на которых в дальнейшем был построен тест 16 PF.

Структура взаимодействия учащихся в процессе поиска решения проблем

Если мы что-то делаем руками, естественным является использование правой и левой руки. Когда перед нами какая-то проблема, для ее решения естественным будет использование возможностей правого и левого полушарий нашего мозга. Эффективность работы зависит от нашего умения использовать возможности каждой руки, а иногда необходима помощь рук других людей.

Взаимодействие индивида и общества осуществляется по определенной схеме. Упрощенное, двухполярное взаимодействие хаоса и порядка. Процесс носит непрерывный, взаимосвязанный характер, постоянное влияние, активное воздействие одной стороны на другую. Однако, прослеживается определенная последовательность действий в процессе поиска решения проблемы. Одну из моделей эффективного подхода к решению проблемы предлагают П. Д. Тигер и Б.Бэррон-Тигер [164]:

1). «Сенсорика - Выяснить, в чем проблема. Собрать все факты вплоть до мелких подробностей и деталей. Реально смотреть на вещи. 2). Интуиция - Выработать альтернативные варианты. Составить список вариантов. Включить свое воображение, фантазию.

3). Рациональность - Составить план по пунктам для каждого варианта. Выписать возможные последствия каждого варианта. Призвать на помощь логику.

4). Иррациональность - Предусмотреть последствия каждого варианта решения для себя и других. Сопоставить все это со своими ценностями. Уметь поставить себя на место других». Наш опыт работы говорит о том, что эта модель может быть дополнена другими шагами и этапами, изменена их последовательность, и, прежде всего, необходимо повысить значимость интуитивной компоненты. Знания не бесконечны. Совершенствуя мыслительный аппарат, важно помнить, что он включает в себя две составляющие: сознательную и бессознательную. Выход на новые задачи, столкновение с новыми условиями часто ставит человека перед непреодолимыми с логической точки зрения трудностями. «Если не грешить против здравого смысла, нельзя вообще ни к чему прийти», - пишет А.Энштейн. Известно множество задач, в которых нет логически обоснованного и однозначного решения. Например, задача про двух связанных осликов, которые стоят на одинаковом расстоянии от двух стогов сена. Спрашивается, к какому из этих стогов они подойдут, если один ослик тянет к одному стогу, а другой стремится к другому стогу.

Показателен и эксперимент, который проделал Гордон Сью — американский специалист в области принятия решений. Он поместил в бутылку равное количество мух и пчел. Расположил бутылку горизонтально донышком к окну и обнаружил, что мухи через некоторое время вылетели, а пчелы настойчиво бьются о донышко, надеясь найти выход там, где больше света. И первый, и второй случай (и ослики, и пчелы) приводит к гибели, если они упорствуют в слишком логичном поведении.

Если рассмотреть шире порядок взаимодействия конкретного человека с другими людьми в процессе поиска решения конкретной проблемы, то схема может быть разделена на 4 этапа, которые условно можно назвать: магия, логика, вера и культура.

Почти все выдающиеся открытия человечества начинались с интуитивного предчувствия направления поиска (магия творчества, идеальное начало). Затем уже учитываются конкретные условия, планируется эксперимент, учитываются объективные причины, конкретные факты (логика творчества, материальное продолжение). Далее происходит убеждение себя и окружающих в правоте своих идей (вера творчества, субъективно идеальное). Субъективные причины получают объективную реализацию, плоды творчества одного человека или небольшой группы людей становятся достоянием других людей, достоянием культуры (культура творчества, объективное материальное).

Такое разделение может быть справедливо и в процессе индивидуальной работы над проблемой. Важность, значимость каждого из этапов можно обозначить условно, это потребует дополнительных исследований по определению первичности и вторичности каждого этапа. Первостепенное значение имеет уже сама последовательность этапов. В левой и правой части данной схемы отражена характеристика психологического типа, по типологии Майерс-Бриггс (Индикатор типов, 1980г.) соответственно INFP и ESTJ. Правая часть - это те качества личности, которые востребованы в большей степени обществом (социальная составляющая). А левая часть - качества присущие конкретной личности (субъективная составляющая). Например, человек интуитивный мысленно часто нахо дится «где-то и когда-то», вместо того, чтобы быть «здесь и сейчас», как это нужно другим членам общества. Психотип личности с характеристиками отраженными в правой части схемы более востребован социумом, его характеристики более отвечают потребностям общества. Однако, процессы развития, совершенствования общества требуют иногда определенного интуитивного прорыва, а для этого необходимы качества интуитивной личности.

Началом этого процесса следует считать интуитивное понимание проблемы и хода её решения. За редким исключением, все великие открытия в науке были сделаны интуитивно, в результате мысленных экспериментов. Интуитивность проявляется уже на этапе формирования проблемы. Проблема формируется и развивается объективно независимо от конкретного человека, который предчувствует возможное направление поиска решения стоящей перед ним проблемы и тогда начинается сбор объективной информации о проблеме. То есть первичным шагом является интуиция. Часто в начале высказывается возможный вариант решения, затем происходит ее теоретическое обоснование опирающееся на конкретные факты и аргументы.

Иллюстрацией этого может служить разработка теории электромагнитных полей и силовых линий. Английский ученый, изобретатель Майкл Фарадей «отличался абсолютной математической невинностью... - удивляется Айзек Азимов в «Истории физики». - Он разработал свою теорию силовых линий удивительно незамысловатым способом, представив их как резиновые ленты». Только на интуитивном уровне возможны такие сопоставления несовместимых вещей. Джеймс Максвел впоследствии описал теорию Фарадея математически, на сенсорном уровне.

Дополнительное образование как среда становления и развития творческой активности учащихся

Формальный подход к процессу обучения будет бесполезным и даже вредным в процессе формирования, воспитания и развития творческой личности. Кроме большой любви к детям, необходим педагог не только излагающий и оценивающий, а и воспринимающий, понимающий, помогающий, вдохновляющий. В системе дополнительного образования происходит «естественный» отбор. У педагога, не проявляющего необходимых качеств, посещаемость кружка падает, и он вынужден искать другую работу. Как правило, в системе дополнительного образования работают опытные специалисты, педагоги школ и вузов.

Много внимания исследователями было уделено изучению процесса творчества. Исследование таких определяющих категорий творчества как новизна, оригинальность, полезность, позволяет глубже понять природу творческой деятельности. Это позволяет выработать педагогические приемы формирования творческой активности учащихся и развития творческой личности ученика, навыков и умений, необходимых в процессе творчества.

Одной из задач данного педагогического исследования явилось выявление условий формирования навыков и умений творческой личности. Формирование творческой активности учащихся это хорошая основа продуктивной творческой деятельности в будущем. Нами выделено семь этапов формирования творческой личности в условиях личностно-ориентированного обучения. 1. Выявление осознанных и неосознанных устремлений учащегося. 2. Диагностика индивидуальных особенностей личности ученика. 3. Создание свободной зоны творчества ученика. 4. Сотрудничество педагога и ученика в процессе поиска решения. 5. Целенаправление или выбор индивидуально оптимального направления деятельности ученика. 6. Разработка индивидуальной стратегии творчества. 7. Формирование у ученика устойчивой мотивации к творчеству. Рассмотрим эти этапы более подробно и отметим основные педагоги ческие приемы на каждом этапе. 1. Выявление осознанных и неосознанных устремлений учащегося. Задача педагога на этом этапе заметить интуитивные, еще неосознанные устремления учащегося, желания заниматься чем-либо, заинтересовать, увлечь и не оттолкнуть уже увлеченных и заинтересованных. Выявление истинных потребностей, тех потребностей, знаний, навыков и умений, которые в ближайшее время будут востребованы, желаний проводить исследования, желаний досконально изучить что-то. Основными педагогическими приемами на этом этапе являются:

создание информационного поля, позволяющего сделать учащемуся необходимый выбор (например, приемы ММонтессори), дни открытых дверей, экскурсии,

осуществление наблюдения за деятельностью учащегося в новом информационном поле, как учащийся реагирует, как действует, с каким интересом и как тщательно выполняются различные действия,

проведение собеседования, важно услышать и выявить субъективную составляющую факторов, повлиявших на выбор учащегося, беседа с родителями.

2. Диагностика. Этот этап характеризуется необходимостью выявления желаний и возможностей конкретной личности. Беседа с родителями, индивидуальное собеседование с психологом, с преподавателем, общение с другими ребятами - все это позволяет достаточно точно выявить индивидуальные психологические особенности, способности и устремления. Такие формы педагогической деятельности как объективный анализ поведения и деятельности учащегося, результатов собеседования с ним, выявленных индивидуально-психологических особенностей личности позволяют избежать многих проблем в понимании поведенческой и познавательной деятельности учащегося, позволяет разработать индивидуальную стратегию творческого развития, осознанно выбрать сферу будущей деятельности.

3. Свободная зона творчества. Основной задачей на этом этапе является предоставление возможности учащемуся проявить себя. Педагог системы дополнительного образования создает условия, при которых проявляются индивидуальные способности, знания, умения, навыки. Задача педагога создать широкое поле возможных направлений деятельности для того, чтобы произошел действительно свободный, может быть интуитивный, выбор сферы деятельности. Формируется своеобразный инкубационный период для формирования и развития творческой активности, творческих способностей. Важным педагогическим приемом на данном этапе является создание атмосферы понимания и доброжелательности, позволяющей избежать излишних ограничений деятельности учащегося.

4. Сотрудничество. Основная задача на этом этапе - присоединение, понимание, поддержка и совместная деятельность. Совместное добывание знаний, использование возможностей своих и тех, кто рядом, конечно, прежде всего, знаний и умений педагога. Мягкое, ненавязчивое формирование определенной умственной культуры, которая предполагает активность мыслительной деятельности, практическое владение такими методами активации творческого мышления, как анализ и синтез, инверсия, эмпатия, мозговой штурм, морфологический анализ и другие методы и приемы повышающие эффективность творческой деятельности. Важно обучить тому приему, к которому ученик внутренне готов, предрасполагают его особенности индивидуального способа мышления. Сотрудничество исключает превосходство одной из сторон. Опыт, знания и умения педагога могут быть дополнены интуицией и творческим воображением целеустремленного ученика.

Похожие диссертации на Педагогические условия развития творческой активности учащихся в системе дополнительного образования