Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия совершенствования подготовки учителя технологии и предпринимательства Гарт Марина Аарисовна

Педагогические условия совершенствования подготовки учителя технологии и предпринимательства
<
Педагогические условия совершенствования подготовки учителя технологии и предпринимательства Педагогические условия совершенствования подготовки учителя технологии и предпринимательства Педагогические условия совершенствования подготовки учителя технологии и предпринимательства Педагогические условия совершенствования подготовки учителя технологии и предпринимательства Педагогические условия совершенствования подготовки учителя технологии и предпринимательства Педагогические условия совершенствования подготовки учителя технологии и предпринимательства Педагогические условия совершенствования подготовки учителя технологии и предпринимательства Педагогические условия совершенствования подготовки учителя технологии и предпринимательства Педагогические условия совершенствования подготовки учителя технологии и предпринимательства
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гарт Марина Аарисовна. Педагогические условия совершенствования подготовки учителя технологии и предпринимательства : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01, 13.00.08 : Москва, 2001 113 c. РГБ ОД, 61:02-13/626-0

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы совершенствования подготовки учителя технологии средствами декоративно-отикладного искусства

1.1. Подготовка учителя технологии средствами декоративно- прикладного искусства как психолого-педагогическая проблема . 12

1.2. Анализ практики изучения декоративного искусства в педагогических институтах . 26

1.3. Культурные традиции мастеров Русского Севера как исторический пласт в содержании профессиональной подготовки учителя технологии . 35

ВЫВОДЫ 48

ГЛАВА 2. Педагогические условия влияния декоративного искусства на повышение- профессиональной квалификации учителя технологии

2.1. Введение теоретической подготовки учителя технологии по декоративно-прикладному искусству с учетом традиций региона 51

2.2. Разработка и экспериментальная апробация спецкурса «Специальное рисование» ... 66

2.3. Реализация знаний и умений по декоративному искусству в творческой деятельности студентов. 75

Выводы 86

Заключение 89

Список литературы 92

Приложение 100

Введение к работе

Актуальность исследования. Происходящие динамичные

преобразования в экономической и социальной жизни страны приводят к
кардинальным изменениям во всех сферах, в том числе и в системе
профессионального образования. В условиях, когда наблюдается спад
промышленного производства, происходит кардинальное

перераспределение кадров, в значительной степени возрастает роль и ответственность самого человека за успешность применения своих знаний, умений, опыта в определенной области профессиональной деятельности.

В условиях решения современных задач, образования одно из ведущих направлений - формирование творчески развитой личности. Закон Российской Федерации «Об образовании» /ст. 14, п.1/ ориентирует содержание образования на создание условий для развития и самореализации личности. Объективным фактором, определяющим актуальность совершенствования подготовки творчески активного учителя технологии, является введение в практику школ образовательной области «Технология», которая была включена в базисный учебный план школы с 1993 года.

Работа школы по обучению учащихся труду во многом зависит от подготовки учителя технологии, поэтому совершенствование учебного процесса - одна из задач высшей школы. И чем больше средств будет задействовано в процессе профессиональной подготовки, тем выше станет уровень его педагогического мастерства будуидего учителя. Школа нуждается в учителе - высокопрофессиональном специалисте, владеющем не только узкопрофессиональными знаниями и умениями, но и знаниями в области культуры и искусства, народных традиций. Он выступает в школе не только как учитель, но и как организатор творческих коллективов, как предприимчивая личность, способная организовать производство

конкурентоспособной продукции. Как показывает анализ практики преподавания технологии, овладение приемами художественной обработки материалов и знакомство с распространенными в регионе народными художественными промыслами позволяет учителю реализоваться и как педагогу, и как творческой предприимчивой личности. Как правило, ими оказываются выпускники худграфа, получившие специальную художественно-творческую подготовку. Что касается студентов специальности 03.06.00 - «учитель технологии и предпринимательства» - им этой подготовки, по их собственным отзывам, не хватает для организации творческого развития учащихся.

Таким образом, выявлено противоречие между потребностью общества и системы образования в воспитании творчески активной личности и недостаточной готовностью к решению этой задачи учителя технологии; между потребностью будущего учителя в реализации развивающих возможностей образовательной области «Технология» и отсутствием целенаправленной подготовки их в области художественного творчества.

Декоративно-прикладное искусство - одно из средств эстетического
воспитания. Анализ экспериментальных исследований показывает, что
декоративно-прикладное искусство является преобразующим,

художественно изменяющим материальную среду. Как и любой вид искусства, оно выполняет двойственную функцию. С одной стороны, является носителем духовной культуры, а с другой, развивает эстетический вкус, творческое воображение, фантазию, позволяет развивать приобретенные трудовые навыки, необходимые в материальной и духовной деятельности. Знакомство с ним студентов формирует такие качества личности будущего учителя технологии, как историческую память, национальное самосознание и творческую активность.

Задачи подготовки будущих учителей к организации творческой деятельности школьников на уроках и во внеклассной работе, на основе применения средства эстетического воспитания, рассматриваются в исследованиях П.Н. Андрианова, В.М. Быстрова, Ю.П. Желтоухова, Я.А. Пономарева, Д.М. Скильского, В.Д. Путилина и др.

Деятельность педагогических вузов по подготовке учителя технологии анализируется в работах А.Ф. Ахматова, О.И. Гогиашвили, А.С. Лынды, В. Д. Симоненко, В.Н. Худякова, Н.А. Шайденко и др.

Вопросам теории и методики, практики эстетического воспитания, формированию культуры подрастающего поколения средствами различных видов искусств посвящены труды А.И. Бурова, П.П. Блонского, И.И. Зарецкой, Б.Т. Лихачева, Н.И. Киященко, Н.Н. Ростовцева и др.

Исследованием проблемы преподавания в общеобразовательной школе дисциплин художественно-эстетического цикла, методики преподавания изобразительного искусства занимались А.Д. Алехин, Т.С. Комарова, B.C. Кузин, Н.Н. Ростовцев, А.С. Хвороетов, Т.Я. Шпикалова и др.

Изучению народного творчества посвятили свои исследования А.В. Бакушинский, И.Я. Богуславский, В.М. Василенко, М.А. Некрасова, СТ. Тимерин, Т.Я. Шпикалова и др.

Проблемой совершенствования подготовки учителей технологии и
предпринимательства заняты многие педагогические университеты и
институты. Накоплен ценный опыт в Московском педогагическом
государственном университете, Российском Государственном
педагогическом университете (г.Санкт-Петербург), Липецком
Государственном педагогическом институте, Волгоградском

Государственном педагогическом университете, Курском

Государственном педагогическом институте и др. Так, в Волгоградском Государственном педагогическом университете на кафедре

общетехнических дисциплин с 1994 года налажен выпуск

высококачественной продукции в виде сувениров и художественных изделий из дерева с росписью, при этом у студентов формируют специфические навыки в области экономики.

Декоративно-прикладное искусство для студентов специальности 030600 (учитель технологии и предпринимательства) преподается на предметах специализации, что позволяет улучшить качество подготовки учителей технологии. Однако данный аспект подготовки носил фрагментарный характер, приобретение знаний и умений проводилось на завершающем этапе и не позволяло реализовать их при выполнении выпускных и проектных работ.

Исходя из потребностей практики, выявленных противоречий и учитывая, что специальных исследований по развитию творческого потенциала учителя технологии и предпринимательства средствами ДПИ не проводилось, мы темой исследования избрали «Педагогические условия совершенствования подготовки учителя технологии и предпринимательства»:

Цель исследования - выявить условия, способствующие
совершенствованию подготовки учителя технологии и

предпринимательства средствами декоративно-прикладного искусства.

Объект исследования - процесс профессиональной подготовки студентов - будущих учителей технологии и предпринимательства.

Предмет исследования - педагогические условия, формы и методы совершенствования профессиональной подготовки студентов средствами декоративно-прикладного искусства.

Гипотеза исследования эффективность подготовки учителя

технологии повысится, если: - будут введены предметы специализации и курсы по выбору;

в содержании обучения будут учтены исторически сложившиеся традиции в области декоративно-прикладного искусства, стимулирующие творческую активность студентов;

при отборе объектов труда по специальности 030600 будут использованы традиционные региональные виды декоративно-прикладного искусства;

в содержании педагогической практики, тематике курсовых и дипломных работ будет предусмотрена возможность реализации знаний и умений в области ДПИ.

разработаны методические рекомендации по реализации полученных знаний и умений в школьной практике.

В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать научно-исследовательскую литературу и педагогический опыт по теме исследования.

  2. Изучить региональные особенности культурного наследия Вологодского края с целью определения общетехиических знаний и умений художественной обработки материалов, необходимых учителю технологии.

  1. Выявить педагогические условия раскрытия творческих способностей студентов в процессе освоения приемов декоративно-прикладного искусства.

  2. Разработать и экспериментально проверить содержание спецкурсов и практикумов, стимулирующих творческую деятельность.

  3. Разработать рекомендации для будущих учителей технологии в области декоративно-прикладного искусства.

При решении поставленных задач использовался комплекс методов исследования:

теоретический анализ философской, психологической и методической литературы по теме исследования, с целью выявления степени разработанности проблемы и путей ее дальнейшего решения;

изучение и обобщение опыта работы преподавателей вузов, учителей общеобразовательных школ и сотрудников учреждений дополнительного образования по обучению школьников приемам декоративной обработки материалов;

педагогическое наблюдение, анкетирование; анализ результатов деятельности педагогов-руководителей кружков технического творчества, продуктов творческой деятельности студентов; констатирующий и формирующий эксперимент; количественный и качественный анализ результатов эксперимента.

База исследования, Череповецкий государственный университет, кафедра технологии и предпринимательства с 1994 по 2001 год.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Этапы исследования: исследование проводилось поэтапно с 1994-2001 г.

На первом этапе (1994-1996 гг.) изучалась литература по теме исследования, позволившая осмыслить общее направление работы, наметить подходы к решению конкретных исследовательских задач.

На втором этапе (1996-1998 г.г.) продолжились поиски наиболее эффектных путей совершенствования системы подготовки будущих специалистов, осуществлялось уточнение рабочей гипотезы, целей, задач исследования, разрабатывалось содержание спецкурсов в подготовке учителей технологии, готовились материалы для проведения педагогического эксперимента и экспериментально апробировались теоретические модели процесса совершенствования подготовки студентов специальности 03.06.00.

На третьем этапе (1998-2001 г.г.) осуществлялись анализ и обобщение полученных результатов, формировались и уточнялись основные теоретические и экспериментальные выводы и практические рекомендации, оформлялась диссертация.

Научная новизна исследования состоит в следующем.
На основе изучения исторически сложившихся народных промыслов и
различных видов ДНИ, распространенных в регионе, определена
последовательность их изучения в педагогическом вузе. Выявлены
условия, способствующие повышению профессиональной компетентности
учителя технологии и предпринимательства в области декоративно-
прикладного искусства; обеспечение графической грамотности введением
курса «Специальное рисование» в содержание профессиональной
подготовки; стимулирование творческой активности студентов в процессе
изучения традиций народного декоративного искусства региона,
реализация полученных знаний и умений в области декоративного
искусства при выполнении проектных, дипломных работ и руководства
творческой деятельности школьников; а также разработаны и

экспериментально проверены содержания спецкурсов (специальное рисование, творчество и мастерство учителя технологии) и методика обучения студентов различным видам декоративно-прикладного искусства.

На защиту выносится: идея совершенствования подготовки учителя технологии и предпринимательства средствами декоративно-прикладного искусства с целью развития его творческого потенциала;

- принципы организации подготовки по декоративному

искусству: принцип последовательности от овладения графической грамотой - к освоению приемами народного декоративно-прикладного искусства - к организации творческой деятельности на основе реализации полученных знаний и умений, принцип индивидуализации на основе

предоставления студентам возможности выбора разновидности

декоративного искусства для освоения; принцип регионализации, предусматривающий опору на традиции мастеров Русского Севера, воспитание эстетической и духовной культуры педагога на близком его опыту материале.

Практическая значимость состоит в разработке программы и учебно-методических пособий для курсов специализации, научно-методических рекомендаций но внедрению их в практику вузов и школ, благодаря чему учитель технологии приобретет знания по тем видам ДПИ, которые издавна распространены на территории Русского Севера; знакомство с ними позволит более полно применить их как в работе с учащимися, как в кружковой работе, так и в организации производства и реализации конкурентоспособной продукции.

Конечной целью процесса подготовки учителя технологии, его завершением является формирование знаний и умений по основам декоративно-прикладного искусства, способствующие его более полной самореализации как в педагогической, так и индивидуальной ірудовой деятельности.

Апробация результатов исследования.

Материалы исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры «Дизайн и ДПИ» Череповецкого государственного университета (1995-2001 г.г.) и научно-практических конференциях: на региональной конференции «Развитие инновационных процессов в системе «Школа-ВУЗ»»; (ноябрь 1998 г., г. Череповец); конференции молодых ученых Гуманитарного института ЧГУ «Язык. Текст. Культура» (январь 1999 г.) при участии в днях искусств «Долина Лейстиоке» (июнь 1997 г., в Финляндии).

Внедрение результатов исследования. Внедрены в практику преподавания при участии в днях искусств «Долина Лейстиоке» (июнь

1997 г., в Финляндии) разработанные методические рекомендации для
студентов по специальности 030600 к спецкурсу «Специальное рисование»
(1994 г.), «Творчество и мастерство учителя технологии» (1999 г.);
опубликованные методические рекомендации для студентов
специальности 030600 по спецкурсу «Специальное рисование»,

методическое пособие «Народные промыслы Русского Севера»; разработанные лабораторно-практические задания по декоративно-прикладному исскуству и народным промыслам внедрены в практику преподавания ЧГУ.

Подготовка учителя технологии средствами декоративно- прикладного искусства как психолого-педагогическая проблема

В условиях конкуренции на рынке труда только высокий уровень владения профессиональной деятельностью, профессиональным мастерством является гарантией получения работы, материальной обеспеченности, возможности самореализации, творческого самосовершенствования, удовлетворенности личности профессиональным выбором и профессиональной деятельностью.

Студенческая молодежь, которой предстоит реализовать себя на рынке труда, испытывает на себе негативные последствия переходного процесса, так как она представляет собой специфическую, общественно-деятельную мобильную группу. Она формируется из представителей всех социальных общностей, характеризуется особыми условиями жизнедеятельности, относительно молодым возрастом, своеобразной ролью в обществе, заключающейся в подготовке к квалифицированному труду в различных сферах общественной жизни.

Вследствие социально-экономических изменений в стране определилась тенденция к изменению приоритетных целей школьною образования, и студенты, будущие учителя должны понимать, что на первый план выносится развитие личности учащегося на основе его внутреннего потенциала, с учетом технологических достижений и культурно-исторических традиций.

Культура неслучайно выходит на первый план общественного развития. Академик Лихачев Д.С. считал, что «... без культуры в обществе нет ... нравственности. Без элементарной нравственности не действуют ни социальные, ни экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука» (58, с 3 ).

Анализ философской, социологической, педагогической, психологической литературы свидетельствует о том, что общая культура специалиста как интегральный показатель поведения и деятельности должна рассматриваться в единстве и взаимодействии основных составляющих: кругозор личности характеризует ее интеллектуальный потенциал; диапазон интересов обеспечивает уровень духовных потребностей; умение и способность дают широту предметно-практического и теоретического опыта личности; принятые личностью нормы и освоенные методы деятельности регулируют поступки и действия; культура чувств показывает развитие и гуманистическую направленность эмоциональной сферы личности, определяет эмоциональную насыщенность ее поведения и деятельности. Формирование культуры будущего специалиста - сложный процесс обогащения индивидуальности.

Основной целью педагогического процесса в вузе является подготовка современного специалиста с высокой культурой, способного решать профессиональные и межличностные проблемы. Содержание процесса составляют изучение студентами программных дисциплин, производственная практика, педагогическая практика, подготовка рефератов, курсовых и выпускных работ, которые взаимосвязаны и взаимодействуют между собой.

Учебно-производственная и общественно-практическая деятельность обучающихся в вузе студентов относится к социально-педагогическим факторам. Использование социально-педагогических факторов связано в первую очередь с предъявлением к будущему специалисту требований общества, которое нуждается в специалистах нового типа. Они должны обладать новыми личностными качествами: способностями работать в условиях рыночной экономики, широкой эрудицией, личностной культурой. Уметь творчески применять знания и осуществлять самостоятельный выбор при решении учебно-производственных задач, «... формирование у обучающихся гражданских позиций, способности к труду и жизни в условиях современной демократии: сохранения и приумножения нравственных, культурных и научных ценностей общества; распространение знаний среди населения, повышение ее образовательного и культурного уровня» (96, с. 345).

Социально-педагогические факторы создают реальные предпосылки для реализации личностно-деятельного подхода к воспитанию личности будущего специалиста. «В деятельности человека и его делах, практических и теоретических, духовное развитие человека не только проявляется, но и совершенствуется» - отмечает Рубинштейн С.Л. ( 86, с. 37). Современные педагогические проблемы развития культуры специалиста стали отражением противоречия, возникающего между требованиями к качеству всесторонней подготовки и реальным состоянием культурного развития молодежи. Кроме того в педагогическом общении на студента действуют личностные качества преподавателя и его поступки, которые соотносятся студентом с его собственным идеалом, т.е. эффект влияния преподавателя на студента опосредуется их внутренними личностными качествами. Принципы гуманистического воспитания представляют собой сложный, деятельный, противоречивый процесс взаимоотношений личности преподавателя, студента и студенческою коллектива. К этому выводу приходит Вавилова Л.Я., исследуя формирование культурно-национальных ориентиров студентов в педагогическом процессе. (17, с. 14).

Анализ практики изучения декоративного искусства в педагогических институтах

В условиях возрастания социальной роли активности личности как носителя национальных традиций и художественной культуры активизируется задача эстетического образования школьников. Учитель через учебную и внеучебную деятельность прививает интерес к традициям народного и декоративно-прикладного искусства. Принимая во внимание его роль в приобщении подрастающего поколения к богатству культуры, а также возросший интерес учащихся городских и сельских школ к ДПИ и народным промыслам, педагогические вузы ведут специальную подготовку руководителей творческих объединений учащихся по техническому творчеству и декоративно-прикладному творчеству.

Отработана методика обучения студентов основам декоративно- прикладного искусства на факультетах, готовящих будущих учителей рисования и черчения. На кафедре «Дизайна и ДПИ» художественно- графического факультета Курского Государственного педагогического университета разработаны спецкурсы по ДПИ и апробированы в школах № 46, 44 г. Курска. Они состоят из постоянно усложняющихся творческих заданий по декоративно-прикладному искусству. Программа направлена на осознание студентами социально значимых целей профессионально педагогической и художественно-творческой деятельности, стимулирования субъективных факторов развития личности (интересы, потребности, идеалы, ценности).

Преподавателями института проанализированы результаты эксперимента по введению спецкурсов. Выявлена прямая зависимость между участием студентов в профессионально-педагогической деятельности и художественно-творческой активности, чем разнообразнее виды деятельности, в которых участвуют студенты, тем выше уровень их творческой активности.

Результаты опытно-экспериментальной работы в контрольных и экспериментальных группах позволили выделить прямую зависимость между уровнем творческой активности студентов и наличием знаний и умений, необходимых им для будущей педагогической деятельности: чем выше уровень активности студентов, тем разнообразнее знания, тем более развиты у них умения.

Практика студентов Курского педагогического университета подтвердила гипотетически выявленные условия, влияющие на формирование творческой активности студентов:

- приближение ДГ1И к условиям будущей профессиональной деятельности при максимальной педагогической направленности всех его видов;

- повышение информированности, требовательности и ответственности в выполнении студентами художественно-творческих работ в процессе овладения видами народного творчества в вузе;

- осуществление последовательного включения студентов в различные виды и формы профессиональной педагогической и профессионально творческой деятельности при постепенном усложнении их содержания от курса к курсу. К такому результату в своем диссертационном исследовании по проблеме подготовки учителя ИЗО средствами декоративно-прикладного искусства пришла Ибрагимова Р.Т.

Не случайно защищен ряд диссертаций, которые обосновали влияние декоративно-прикладного искусства на качество подготовки будущих учителей в основном учителей изобразительного искусства. Так, Крыловым В. П. разработана экспериментальная программа и опубликованы методические пособия по изучению народного ДНИ на примере орнаментальной композиции для факультетов ИЗО и народных ремесел педагогических университетов.

Введение теоретической подготовки учителя технологии по декоративно-прикладному искусству с учетом традиций региона

Анализируя работы различных исследователей, мы пришли к выводу, что в эксперименте по совершенствованию подготовки учителя технологии необходимо ввести теоретическое обучение их основам декоративно-прикладного искусства, учитывая при этом огромный пласт традиций региона.

Разрабатывая содержание эксперимента, мы предположили, что включение в содержание обучения знаний по декоративно-прикладному искусству и специальному рисованию, формирование умений в области эстетической деятельности на основе технической эстетики и народного декоративного искусства позволит создать дополнительные условия для совершенствования подготовки будущих учителей технологии.

Особое значение для решения этой задачи приобретает целенаправленный отбор содержания из названных областей знаний и создание педагогических условий для совершенствования подготовки учителя технологии.

За время эксперимента была проанализирована теоретическая и практическая подготовка пяти выпусков учителей технологии Череповецкого государственного университета с 1995 года.

Методами нашего исследования являлись: - теоретический анализ проблем, относящихся к содержанию исследования на основе изучения литературы по специальности, смежным областям знаний, а также на основе изучения и обобщения педагогического опыта учителя технологии; - изучение профессиональной деятельности художников декоративно-прикладного искусства, мастеров-дизайнеров, рабочих различных специальностей, которые создают художественные изделия, и определение последовательности обучения декоративно-прикладному искусству; - анкетирование и беседы со студентами, учителями школ, руководителями кружков в домах Творчества; - констатирующий и формирующий эксперимент.

Констатирующий эксперимент осуществлялся на основе как традиционных, так и специально разработанных заданий с целью выявления уровня знаний и умений по основам декоративно-прикладного искусства у студентов специальности: «учитель технологии и предпринимательства».

Формирующий - состоял в реализации условий для рационального обучения студентов основам декоративно-прикладного искусства с обязательным введением дополнительных, новых для студентов курсов «Рисование» и «Творчество и мастерство учителя технологии».

В первую очередь нами была изучена литература по методике обучения основам народного творчества и декоративно-прикладного искусства, тем более, что в нашей стране накоплен огромный теоретический материал по основам народного искусства, его сущности и значения как художественной системы. Это работы таких ведущих отечественных ученых, как А.Б.Бакушинский, И.Я.Богуславская, Г.К.Вагнер, В.С.Воронов, М.А.Некрасова, О.В.Рождественская, А.Б.Салтыков, Т.Я. Ш пи калова и другие. Также была изучена литература по истории края, народным промыслам, обобщался передовой опыт учителей технологии, мастеров производственного обучения и определены психолого-педагогические предпосылки совершенствования подготовки учителей технологии средствами декоративно-прикладного искусства.

Для изучения состояния дел, знакомство с инструментами, приемами работы, технологией изготовления и отделкой различных изделий народного искусства были совершены поездки в краеведческие музеи города Устюжны, Кириллова, Великого Устюга, регулярно посещались выставки технического и декоративно-прикладного творчества школьников и молодежи, ярмарок-продаж изделий народных промыслов с целью изучения спроса на произведения народных мастеров.

Первоначально требовалось определит круг народных промыслов, с которыми студенты будут ознакомлены. Для этого в период педагогической практики изучалось состояние материальной базы школ города и перечень объектов труда учащихся.

Помимо анализа экспериментальной программы «Технология», мы провели анкетирование с целью выяснить, насколько декоративно-прикладное искусство необходима в процессе обучения.

Опрос проводился на завершающем этапе вузовской подготовки среди студентов, которые опробовали свои силы, будучи трижды на педагогической практике как в школах города и района, так и в домах творчества.

Нас интересовало, в какой мере теоретический материал дисциплин по психолого-педагогической, общетехничесой и предметной специализации пригодился студентам в практической деятельности.

67% опрошенных студентов указали, что особенно востребованным оказались психолого-педагогические знания и предметы специализации (резьба по дереву, выжигание и гравюра, художественное оформление изделий и др.)

Разработка и экспериментальная апробация спецкурса «Специальное рисование»

Проведенный в течении 4-х лет эксперимент показал, что для ведения дисциплин по , декоративно-прикладному искусству необходимо осуществлять связь теоретических основ декоративно-прикладного искусства с графическими навыками, с тем, чтобы студенты могли успешно усваивать знания и реализовывать их на практике.

Основой для введения экспериментального курса было изучение преподавания декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в вузах на факультетах, готовящих учителей изобразительного искусства по специальности «Учитель ИЗО и декоративно-прикладного искусства».

По нашему предположению, включение в содержание процесса изучения основ народного искусства, основ графической грамоты для студентов факультета «Технологии и предпринимательства», позволит создать дополнительные условия для совершенствования подготовки студентов, их эстетического развития.

Особое значение в решении этой задачи имеет целенаправленный отбор сведений из области изобразительного искусства (графика) и создание педагогических условий для организации процесса подготовки студентов.

Успех обучения во многом зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от методов обучения. В нашей стране накоплен большой опыт методики преподавания изобразительного искусства. В её развитие много ценного внесли такие специалисты, как Алехин А.Д., Беда Г.В., Неменский В.М., Кузин B.C., Комарова Т.С, Ростовцев Н.Н., Сокольникова Н.М., Шорохов Е.В., Шпикалова Т.Я. и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по рисунку, живописи, композиции, народному и декоративно-прикладному искусству.

В начале исследования нами изучалась литература по избранной теме и обобщался опыт преподавания методики изобразительных искусств.

По результатам диссертационных исследований был проанализирован опыт работы художественно-графического факультета Курского педагогического университета, Липецкого Государственного педагогического , института, работа кафедр «Декоративно-прикладного искусства» Московского педагогического университета, Дагестанского Государственного педагогического института г. Махачкалы, где введена комплексная система подготовки будущих учителей изобразительного искусства по народным промыслам. Для нас был интересен результат исследований проведенных под руководством Т.Я. Шпикаловой в педагогических колледжах городов Тюмени, Ноябрьска, Ханты- Мансийска, где проходит обучение основам изобразительной грамоты и народного декоративно-прикладного искусства будущих учителей начальных классов. Был также изучен опыт работы факультета «Технологии и предпринимательства» Санкт-Петербурского педуниверситета имени А.И. Герцена, по материалам научно-практической конференции «Традиции в контексте русской культуры», проходившей в г. Череповце в 1998 г. Регулярно изучались экспозиции выставок народного творчества студии «Феникс» г. Череповца, опыт-работы художественно-графического факультета Череповецкого университета.

Далее нами были отобраны предметы и гипсовые модели геометрических тел, построение и передача формы и объема которых способствовала бы возможно более высокому уровню усвоения основ спецрисования.

На первом этапе 1995 г. определялся уровень графических умений в процессе подготовки зачетных работ и проектов, а также выпускных квалификационных работ. На основании полученных результатов далее шла работа по изучению и экспериментальному исследованию развивающих возможностей графики. Для этого мы изучили содержание занятий по изобразительному искусству в школе и методику их проведения. Был обобщен опыт работы учителей технологии и предпринимательства в центрах творчества молодежи, в школе № 40 г. Череповца, где на уроках технологии учащихся обучают народным промыслам (резьба по дереву, выжигание, выпиливание). На конференциях проводились беседы с учителями технологии и руководителями кружков.

В ходе констатирующего эксперимента нами выявлены основные недостатки, имеющие место в подготовке студентов факультетов технологии и предпринимательства. Основные из них следующие:

- при организации занятий по технологии с использованием декоративно-прикладного искусства учителя испытывают трудности, связанные с отсутствием графических навыков,

- учебная программа предполагает изготовление школьниками качественных объектов труда, требует от учителя грамотного изложения технологии выполнения при сопровождении графическими чертежами и набросками будущего изделия или элементов декора, что невозможно при отсутствии графических навыков.

- знания и умения учащихся в области декоративно-прикладного искусства незначительны, а материально-техническое обеспечение школ оставляет желать лучшего. В этих условиях целесообразно использовать отработанные веками технологии народных промыслов, доступные в изготовлении и позволяющие при минимальном выходе материала в брак выполнять творческие проекты.

Похожие диссертации на Педагогические условия совершенствования подготовки учителя технологии и предпринимательства