Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогический менеджмент как фактор формирования креативности воспитанника в учреждении дополнительного образования детей Качан Людмила Викторовна

Педагогический менеджмент как фактор формирования креативности воспитанника в учреждении дополнительного образования детей
<
Педагогический менеджмент как фактор формирования креативности воспитанника в учреждении дополнительного образования детей Педагогический менеджмент как фактор формирования креативности воспитанника в учреждении дополнительного образования детей Педагогический менеджмент как фактор формирования креативности воспитанника в учреждении дополнительного образования детей Педагогический менеджмент как фактор формирования креативности воспитанника в учреждении дополнительного образования детей Педагогический менеджмент как фактор формирования креативности воспитанника в учреждении дополнительного образования детей Педагогический менеджмент как фактор формирования креативности воспитанника в учреждении дополнительного образования детей Педагогический менеджмент как фактор формирования креативности воспитанника в учреждении дополнительного образования детей Педагогический менеджмент как фактор формирования креативности воспитанника в учреждении дополнительного образования детей Педагогический менеджмент как фактор формирования креативности воспитанника в учреждении дополнительного образования детей
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Качан Людмила Викторовна. Педагогический менеджмент как фактор формирования креативности воспитанника в учреждении дополнительного образования детей : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Оренбург, 2006 195 с. РГБ ОД, 61:06-13/761

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические аспекты педагогического менеджмента как фактора формирования креативности воспитанника в учреждении дополнительного образования детей

1.1. Креативность воспитанника учреждения дополнительного образования как педагогическая проблема 14

1.2. Возможности педагогического менеджмента в формировании креативности воспитанника учреждения дополнительного образования 39

1.3. Логико-смысловая модель педагогического менеджмента как фактора формирования креативности воспитанника учреждения

дополнительного образования 71

ГЛАВА II. Опыт формирования креативности воспитанника средствами педагогического менеджмента в учреждении дополнительного образования детей

2.1. Логика и задачи опытно-поисковой работы 90

2.2. Реализация организационно-педагогических условий формирования креативности воспитанника средствами педагогического менеджмента в учреждении дополнительного образования детей 117

2.3. Динамика результатов опытно-поисковой работы по формированию креативности воспитанника посредством педагогического менеджмента 140

Заключение 160

Список литературы 162

Приложения 187

Введение к работе

Актуальность исследования. Общественно-политические, экономические и социокультурные изменения, происходящие в России, придают особую значимость дополнительному образованию детей, которое отличается многопрофильностью и рассматривается как пространство развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации, нацелено на удовлетворение индивидуальных потребностей ребенка, предоставляя ему право творческого поиска своего «Я», в процессе социализации. ,

Современное дополнительное образование детей развивается .на основе интегративнои концепции проектирования междисциплинарных исследований, практикоориентированых моделей педагогической деятельности, создания гибких, адаптированных к специфике регионов программ образовательной деятельности на основе педагогического менеджмента.

Педагогический менеджмент характеризуется как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повыт шение эффективности их функционирования и развития (В.П. Симонов), и позволяет перейти от вертикальной системы управления (субъект-объект) к горизонтальной системе организационно-управленческого сотрудничества (субъект-субъект), обеспечивая творческое развитие как личности воспитанника, так и личности педагога.

В научной литературе (К.Я. Вазина, Ю.А. Конаржевский, Ю.Н. Петров, В.П. Симонов и др.) выделяют два уровня педагогического менеджмента: 1 уровень руководитель - заместитель, 2 уровень - педагог - воспитанник. В нашем исследовании вводится ограничение и рассматривается второй уровень педагогического менеджмента в системе креативного образования - деятельность педагога дополнитель ного образования детей по управлению образовательным процессом, соуправление и педагогическое взаимодействие с воспитанниками.

Анализ состояния проблемы показал, что в научной литературе по педагогическому менеджменту управление рассматривается преимущественно в рамках общеобразовательных школ (Ю.В. Васильев, 10.А. Конаржевскии, П.И. Третьяков, Л.И. Фишман, Т.И. Шамова и др.), учреждений высшего и среднего профессионального образования (Г.В. Белая, В.А. Болотов, Л.А. Вербицкая, В.П. Зинченко, В.В. Коря-пина). Деятельность педагога учреждения дополнительного образования детей и воспитанника, их взаимодействие и соуправление в образовательном процессе, направленное на формирование креативности, потребности воспитанника в непрерывном творческом саморазвитии, в научной литературе не нашли должного отражения. Вместе с тем, в науке к настоящему времени имеются определенные теоретические предпосылки для решения исследуемой проблемы.

Аспекты управления образовательными учреждениями дополнительного образования рассматриваются в диссертационных исследованиях В.В. Абрауховой, А.Г. Андрейченко, В.А. Березиной, А.В. Золотаревой, П.Г. Крыловой, В.И. Семеновой, Е.П. Синдеевой, А.Б. Фомйт ной, Т.П. Щербаковой, А.И. Щетинской.

Педагогические условия совершенствования дополнительного образования рассматриваются в трудах Н.Л. Панченко, В.В. Попова, В.А. Шевченко.

Общетеоретические и методологические основы развития креативного начала в личности раскрыты в трудах В.И. Андреева, В.И. За-гвязинского, И.Г. Калошиной, В.В. Краевского, Л.Ф. Спирина, С.Н. Чистяковой.

Идея изучения творчества как механизма развития обоснована в трудах С.С. Гольдентрихт, Т.В. Кудрявцева, А.Я. Пономарева, А.П! Тряпицыной, структура и содержание творческой учебно-познава тельной деятельности охарактеризованы И.Я. Лернером, П.И. Пидка систым, рассмотрены вопросы развития личности, ее творческой самореализации в креативном образовании М.М. Зиновкиной, Г.Л.Ильиным, А.В.Морозовым, В.Г. Рындак, А.В. Хуторским, Д.В. Чернилевским.

В процессе анализа научной литературы и результатов практической деятельности педагогов учреждения дополнительного образования детей выявлены противоречия между:

объективной потребностью общества в конкурентоспособной, творчески инициативной, саморазвивающейся личности и отсутствием целенаправленного решения данной задачи в управленческой практике учреждения дополнительного образования детей;

потенциальными возможностями учреждения дополнительного образования детей в реализации педагогического менеджмента как фактора формирования креативности воспитанника и недостаточной обоснованностью эффективных организационно-педагогических условий осуществления образовательного процесса;

сложившейся традиционной субъектно-объектной системой управления образовательным процессом в учреждении дополнительного образования детей и необходимостью изменения взаимоотношений между участниками педагогического менеджмента на уровне субъ ект-но-субъектных отношений, обеспечивающих новый характер управления, направленного на развитие потребности воспитанника в творческом образе жизни.

Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске и обосновании подходов, принципов, методов и функций управления процессом формирования креативности воспитанника в учреждении дополнительного образования детей.

Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная прак тическая разработанность сформулированной проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования: Педагогический менеджмент как фактор формирования креативности воспитанника.

Цель исследования - обосновать логико-смысловую модель педагогического менеджмента как фактора формирования креативности воспитанника.

Объект исследования - образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей.

Предмет исследования - педагогический менеджмент в формировании креативности воспитанника учреждения дополнительного образования детей.

Гипотеза исследования: Формирование креативности воспитанника в учреждении дополнительного образования детей обеспечивает-? ся реализацией логико-смысловой модели педагогического менеджмента, эффективное функционирование которой возможно, если:

создана креативная среда, ориентированная на развитие мотивации к творческой деятельности, творческой активности и самореали-т зацию воспитанника;

в основе образовательного процесса - организация творческой деятельности, обеспечивающая создание совместного (педагога и воспитанника) креативного продукта;

эффективность взаимодействия педагога и воспитанника в образовательном процессе обусловлено готовностью педагога к педагогическому менеджменту и осуществляется на основе интеграции педагогических принципов и менеджмента: целенаправленности, гуманизации, педагогической поддержки, делегирования полномочий, сотрудничества и сотворчества, интеграции продуктивной, коммуникативной и организационно-управленческой деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой нами были сформулированы задачи исследования:

Раскрыть сущность понятия «креативность воспитанника учреждения дополнительного образования детей».

Выявить сущностные характеристики педагогического менеджмента как фактора формирования креативности воспитанника.

Обосновать организационно-педагогические условия реализации модели педагогического менеджмента в формировании креативности воспитанника в учреждении дополнительного образования детей.;.,

Разработать научно-методические рекомендации по формироі ванию креативности воспитанника в учреждении дополнительного образования посредством педагогического менеджмента.

Общую методологическую основу исследования составляют положения диалектики, основанные на принципах исторического и логического анализа, научной достоверности и объективности; системного и конкретного рассмотрения изучаемых документов, фактов и явлений.

Философский уровень исследования составляют положения 6 диалектике общего, особенного и единичного (Г.Ф. Гегель, Н.О. Лох ский, Н.К. Рерих); теория становления человека как субъекта собст1 венной жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская, И.С. Кон); общие закономерности социального управления и менеджмента (В.Г. Афанасьев, Д.М. Гвишиани, А.И. Пригожий, М. Альберт, М. Мескон, Ф. Хедоури).

Общенаучный уровень составляют концепция философии и методологии образования (М.В. Богуславский, В.В. Краевский, З.И. Рав-кин, А.А. Романов); современные отечественные и зарубежные концепции управления педагогическими системами (Д. Калувэ, Ю.А. Ко-наржевский, Е.Ю. Никитина, Г.Н. Сериков, В.П. Симонов, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова); теории средового подхода (Е.П. Белозерцев, Н.М. Борытко, В.А. Козырев, Т.В. Менг, И.Г. Полищук, М.Н. Скаткин, Н.Е. Щуркова); теория развития личности в деятельности (A.M. Баскаков, В.В. Давыдов, СЕ. Матушкин).

Конкретно-научный уровень исследования: концепция гуманизации процесса обучения (Л.В. Байбородова, Ф.Н. Ратнер, К.А. Торшина, М.А. Холодная, Ф. Янушкевич); теория креативного образования (В.И. Андреев, А.В. Морозов, В.Г. Рындак, А.В. Хуторской, Д.В. Чернилев-ский); личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская); деятельностный подход (Л.С. Выготский, Н.М. Борытко, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина).

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапо.в (2000-2006 гг.).;

На первом этапе (2000-2001 гг.)- проводилось исследование проблемы формирования креативности воспитанника средствами педагогического менеджмента в образовательном процессе учреждений дополнительного образования детей; изучалась философская, психолого-педагогическая литература. Сформулирована рабочая гипотеза, разработаны цели и задачи исследования, понятийный аппарат, намечены пути и средства разработки логико-смысловой модели педагогического менеджмента и выявления педагогических условий ее эффективной реализации, проведен констатирующий эксперимент. Методы исследования: теоретический анализ философской и педагогической литературы, учебных программ и планов; обобщение опыта практической деятельности в сфере педагогического менеджмента.

На втором этапе (2002-2003 гг.) осуществлялся поиск новых концептуальных подходов к исследуемой проблеме; проверялись компоненты логико-смысловой модели формирования креативности воспитанника средствами педагогического менеджмента в учреждении дополнительного образования детей. Были проведены поисковые эксперименты с целью апробации, проверки и уточнения научно-методических выводов, полученных в ходе эксперимента, проверялась оптимальность выявленных и созданных педагогических условий, проводилась оценка итогов, систематизация полученных результатов, со вершенствование и анализ результативности исследуемого процесса;

проводились прямые и косвенные наблюдения за образовательной дея7 телыюстыо воспитанников учреждения дополнительного образования. Методы исследования: системный анализ, моделирование, наблюдение, анкетирование, метод экспертных оценок и самооценок, математические и статические методы оценки результатов.

На третьем этапе (2003-2004 гг.) - разрабатывалась программа формирующего эксперимента, осуществлялась работа по обработке, анализу и систематизации полученных результатов, уточнению теоре7 тических и экспериментальных выводов, внедрению результатов, исследования в образовательный процесс учрелсдения дополнительного образования детей. Использовались следующие методы исследования:, анализ и синтез эмпирических данных, изучение и обобщение педагогического опыта, опросные методы, наблюдение, формирующий эксперимент.

На четвертом этапе (2004-2006 гг.) разрабатывались научно-методические рекомендации по реализации логико-смысловой модели педагогического менеджмента в образовательный процесс учреледения дополнительного образования детей; проводилось уточнение теоретико-экспериментальных выводов, обобщение, систематизация, описание полученных результатов исследования и их внедрение; оформление диссертационного исследования. На данном этапе применялись анализ и синтез полученных данных, интерпретация результатов, статистические методы (группировка данных, контент-анализ, параметрические методы).

Опытно-поисковой базой исследования являлся областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко г. Оренбурга. Исследованием было охвачено 270 воспитанников и 36 педагогов.

Научная новизна исследования:

Определена педагогическая сущность понятия «креативность воспитанника учреждения дополнительного образования детей» как интегративного личностного качества, включающего знания, умения и ценностные отношения, которые выражаются в способности создавать креативный продукт в процессе обучения.

Выявлены сущностные характеристики понятия «педагогический менеджмент учреждения дополнительного образования детей»,-состоящие в выявлении организационно-гуманистической компоненты, определяющей качественное содержание каждого структурного элемента образовательного процесса.

Обоснована совокупность организационно-педагогических условий реализации логико-смысловой модели педагогического менеджмента в формировании креативности воспитанника: создана креативная среда, способствующая творческой активности и самореализации воспитанника; основой образовательного процесса является организация творческой деятельности, обеспечивающая создание совместного (педагога и воспитанника) креативного продукта; взаимодействие педагога и воспитанника в образовательном процессе осуществляется на основе интеграции педагогических принципов и менеджмента: целенаправленности, гуманизации, педагогической поддержки, делегирования полномочий, сотрудничества и сотворчества, интеграции продукт тивной, коммуникативной и организационно-управленческой деятельности.

Теоретическая значимость результатов исследования:

Разработана и обоснована логико-смысловая модель педагогического менеджмента в формировании креативности воспитанника, включающая интегрированные педагогические и управленческие цели, принципы, методы и формы; компоненты креативности: когнитивный, эмотивный, деятельностно-творческий.

Выявлены и охарактеризованы особенности образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей, основой которого являются принципы и методы креативного образования: демократическое взаимодействие педагога и воспитанника; психологическая комфортность; ориентации на естественное выращивание индивидуальности, креативные вспышки.

Разработаны уровневые показатели сформированности креативности воспитанника посредством педагогического менеджмента; когнитивный, эмоционально-ценностный (эмотивный), деятельностно-творческий, которые одновременно являются основой разработки про-фессиограммы педагога учреждения дополнительного образования детей.

Практическая значимость результатов исследования:

Разработана программа цоэтапной диагностики и формирования креативности воспитанника, включающей методики диагностики творческого развития личности, диагностики творческого развития личности педагога, диагностики художественно-творческого развития личности.

Разработана система мониторинга результатов формирования креативности воспитанника средствами педагогического менеджмента в учреждении дополнительного образования детей.

Разработаны научно-методические рекомендации для педагогов дополнительного образования детей по формированию креативности воспитанника, включающие методики диагностики и развития креативных способностей детей; технологию поэтапного формирования креативности воспитанника; разработки учебных проектов художественно-эстетической направленности.

На защиту выносятся следующие положения:

Формирование креативности воспитанника является одной из приоритетных педагогических целей дополнительного образования детей и рассматривается как личностно-интегрированное качество, включающее знания, умения и ценностные отношения, которые выр.а7.

жаются в способности создавать креативный продукт в процессе обучения.

Педагогический менеджмент в учреждении дополнительного образования детей как динамическая система соуправления, обеспечивающая внешние и внутренние условия для творческого развития ИН-т дивида, реализует принципы и методы креативного образования: демократическое взаимодействие педагога и воспитанника; психологическую комфортность; ориентацию на естественное выращивание индивидуальности, креативные вспышки.

Формирование креативности воспитанника обеспечивается реализацией логико-смысловой модели, интегрирующей цели, принципы, методы, формы креативного образования и педагогического менеджмента, и состоит из этапов: диагностического, организационно-мотивирующего, деятельностно-развивающего, рефлексивно? творческого.

Эффективность реализации модели формирования креативно сти воспитанника обеспечивается совокупностью организационно-педагогических условий: созданием особой креативной среды, способствующей творческой активности и самореализации воспитанника; основой образовательного процесса является организация творческой деятельности, обеспечивающая создание совместного (педагога и воспитанника) креативного продукта; взаимодействие педагога и воспитанника в образовательном процессе осуществляется на основе инте-: грации педагогических принципов и менеджмента: целенаправленности, гуманизации, педагогической поддержки, делегирования полномочий, сотрудничества и сотворчества, интеграции продуктивной, коммуникативной и организационно-управленческой деятельности.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается методологической аргументированностью исходных теоретических положений; логической структурой построения иссле дования; использованием комплекса методов теоретического и эмпирического уровней, адекватных объекту, предмету, цели, задачам; данными математической статистики.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты проведенного исследования нашли отражение в научно-методических рекомендациях, образовательных программах и проектах, научных статьях и тезисах, в выступлениях на Всероссийских научно-практических конференциях: «Духовность, здоровье и творчеств во в системе мониторинга качества образования» (Казань-Йошкар-Ола, 2002 г.); «Модернизация системы дополнительного образования детей в регионе: опыт, проблемы, перспективы» (Саранск, 2003 г.); на Международной научно-практической конференции «Воспитание в XXI веке: новые подходы, преемственность традиций, перспективы» (Оренбург, 2004 г.).

Внедрение результатов осуществлялось в личной практической деятельности исследователя и педагогов театра музыки и танца «Щелкунчик» областного Дворца творчества детей и молодежи им. В.П. По-ляничко г. Оренбурга.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Кроме текстовых материалов в диссертацию включены рисунки и таблицы.

Креативность воспитанника учреждения дополнительного образования как педагогическая проблема

Феномен креативности является предметом изучения междисциплинарных направлений различных наук: психологии, психофизиологии, нейрофизиологии, искусствоведения, педагогики. Способность, соответствующую творческой деятельности, ученые предложили называть креативностью. До сих пор устойчивое внимание к проблеме креативности личности было преимущественно предметом психологии. Концепция креативности как универсальной способности к творчеству была введена в научный оборот Дж. Гилфордом в 1950 г. в опубликованной статье «Креативность», в которой он изложил новый подход к творчеству в терминах «креативной личности» и «креативной продуктивности». По мнению автора такой подход может обеспечить возможность выявления и формирования креативности (269).

В настоящее время термин получил широкое распространение в отечественной науке, почти вытеснив бытовавшее ранее определение

«творческие способности». Креативность (от англ. «creativity») в общем смысле трактуется как комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению (263; 270).

Анализ научной литературы по проблеме позволяет утверждать, что понятия «креативность» и «творческие способности» отнюдь не синонимичны: креативность правильнее определить не столько как некоторую творческую способность или совокупность таковых, а как способность к творчеству (данные понятия очень близкие, но не идентичные). В современных исследованиях понятия «творчество» и «креативность» разводятся, для чего используются две характеристики: предметно-результативная (для обозначения творчества) и процессуально-субъективная (для обозначения креативности) (198, с. 15).

Первое упоминание о природе научного творчества мы встречаем в трудах древних философов. Так, Аристотель в своей знаменитой силлогистике пытается выяснить возникновение новых знаний путем выстраивания алгоритма логических умозаключений. Платоном творчество было определено как созидательная деятельность. Исходные принципы творческой деятельности были обобщены И. Кантом, кото рый выявил специфику творчества при моральной автономии личности. Сущность творчества, по его мнению, проявляется в продуктив- ном воображении, которое выполняет функцию источника и средства получения нового знания (75). Л. Фейербах рассматривает творчество как синтез рационального и эмоционального, где раскрывается человеческая сущность, а основным содержанием творческой деятельности он считает личностное развитие человека во всей совокупности его сущностных сил.

Важным для нашего исследования являются представления французских экзистенциалистов Ж. Мокко, Ж.П. Сартра, Ж. Терье, О. Тибо о творчестве как о постоянном сотворении человеком самого себя, считающими самовоспитание главным фактором в развитии личности.

Особую роль в современном понимании творчества сыграли философские идеи Н.А. Бердяева, по мнению которого основы творчества заключаются в свободе, реализуемой в активных творческих актах (именно в этом проявляется духовность и индивидуальность человека). Дух и духовность творчески перерабатывают, преображают, просветляют природный и научный мир, вносят в него свободу и смысл (28, с.260-261).

По мнению философов креативность - это сущность, принадлежащая одновременно как самому субъекту, так и внешнему миру. С философской точки зрения креативность представляет собой созидательную форму знаний и является идеальным объектом исследования ее специальных внутренних законов. Исходя из них личность, осущё ствляя аксиологическую рефлексию, творит и создает мир. Философский взгляд на креативность с позиции преобразования мира обусловливается тем, что «если фундаментальное креативное отношение субъекта к миру и к самому себе действительно приемлемо, то оно включает также присоединимость к этому бытию (и знанию) некоего дополнения или восполнения сравнительно нового, небывалого результата» (80, с. 148).

Философские взгляды на подлинную креативность, которая, по мнению ученых, мотивирована не самооригинальностью, не стремлением к новизне ради новизны, а верностью первооригинальности (т.е! историческим и универсальным первоисточникам), являются для нашего исследования принципиальными. Подлинная креативность означает, что «...не деятельность порождает из всей сферы творчество, а, наоборот, собственно креативность как наддеятельностное отношение, в котором участвуют запороговые (подсознательные) содержания (потенциал) и самого субъекта, и внечеловеческого мира, порождает все

новую и новую деятельность, раскрывая субъекту прежде недоступные ему уровни бытия, сдвигая шаг за шагом порог распредмечиваемости. Восходя к своим предельным когнитивным потенциям, субъект не может оставаться только в них; он одновременно по необходимости выступает в креативное отношение к действительности, включая и запо-роговые слои своего бытия» (155, с. 153-157).

История изучения креативности связана с работами Уильяма Даффа (VIII в.), чьи идеи предвосхитили разделение стилей решения творческих проблем на адаптивные и инновативные, а самого мышления на дивергентное и конвергентное (241, с. 52). Долгое время сущность творческого процесса рассматривалась только как комбинирующая деятельность мышления, ничего нового не прибавляющая к содержанию знания. Одна из первых попыток дать психологический анализ процесса решения задач принадлежит ассоциативному направлению, рассматривающему ассоциацию идей и образов как основной механизм интеллектуальной деятельности. Т. Эббингауз определяет ин:-теллектуальную деятельность в процессе решения задачи как нечто среднее между навязчивой идеей и скачком идей. Возникшее направление бихевиоризма раскрывает интеллектуальные процессы, опираясь на теорию проб и ошибок (Торндайк). Ученые Вюрцбургекой школы изучают мышление опираясь на метод самонаблюдения. Отто Зельц исследует процесс мышления, исходя из предположения единства механизмов репродуктивной и продуктивной деятельности, рассматривая креативную деятельность как основанную на перекомбинировании прошлого опыта. С критикой указанных направлений выступает школа гештальтпеихологии - направление, внесшее большой вклад в исследование креативного процесса. Именно в этой научной школе впервые появляются понятия озарения и инсайта (241, с. 64).

Гештальтпсихологическая теория креативности в наиболее полом виде представлена в работе М. Вертхаймера «Продуктивное мышление», в которой рассматриваются основные механизмы продуктивного мышления в его отличии от нетворческого, репродуктивного. Центральным звеном креативности Вертхаймер считает появление инт сайта, внезапного озарения, схватывания элементов ситуации в тех связях и отношениях, которые обеспечивают решение задачи. Ученый выявляет основные этапы креативного процесса решения проблемы: ощущение неясности данной ситуации; желание достичь понимания проблемы и постановка некоторых вопросов; выделение значимых элементов, образующих фокус, или центр ситуации; все элементы ситуации связываются в определенное структурное целое - гешталыт.; создание основы для решения, внезапного видения ситуации и понимания проблемы. Инсайт выступает как качественный скачок, переход от одного видения ситуации к другому (240, с. 80).

Возможности педагогического менеджмента в формировании креативности воспитанника учреждения дополнительного образования

Динамичные изменения, происходящие в обществе, изменили парадигму дополнительного образования детей и вызвали необходимость перехода на адекватную ей инновационную систему креативного обра: зования. Его цель - формирование высокодуховной творческой личности воспитанника, готового не только глубоко и осознанно воспринимать учебную информацию, самостоятельно вести поиск нового знания, нестандартно подходить к решению жизненно важных задач, но и иметь потребность в творчестве, непрерывном творческом саморазвитии, потребности в творческом образе жизни, который позволит максимально эффективно, творчески самореализоваться в будущем.

Дополнительное образование, как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса всех типов образовательных учреждений, позволяет создавать разноуровневую и целостную образовательную систему, нацелено на удовлетворение индивидуальных потребностей ребенка, предоставляя ему право творческого поиска своего «Я» в процессе социализации.

Внешкольное дополнительное образование, по сравнению с другими образовательными сферами, имеет комплекс преимуществ, среди которых - вариативность образовательных областей и видов деятельности, направленность на творческое развитие личности, поливозраст-иой и полипрофессиональной характер занятий (5, с. 404).

Сегодня дополнительное образование детей развивается на основе интегративной концепции проектирования междисциплинарных исследований, практико-ориентированных моделей педагогической деятельности, создания гибких, адаптированных к специфике регионов программ образовательной деятельности по реализации педагогического менеджмента. Это открывает перспективы развития социально-педагогической теории и практики дополнительного образования, особенно в части их влияния на формирование самосозидающего типа личности, способного к самоорганизации пространства, в котором человек интегрирован как творческая индивидуальность.

Методологической базой современного внешкольного дополнительного образования детей, на наш взгляд, должна являться концепция креативного образования. В креативном образовании основанием выступает организация творческой деятельности, обеспечивающая создание креативного продукта, отличающегося субъективной или объективной новизной, характеризующейся оригинальностью, валид-ностью, уместностью. В креативном продукте творчество подчиненно прагматической цели. К основополагающим принципам креативного образования исследователи относят демократическое взаимодействие; психологическую комфортность; рефлексию; оперативность знаний учащихся; «Уча - учимся сами»; системное, междисциплинарное обобщение знаний; ориентацию на естественное выращивание индивидуальности; креативные вспышки. Креативное образование понимается как творческое и социальное взаимодействие преподавателя и воспитанника при решении проблем образовательного процесса, в ходе которого интересы и ценность личности являются доминирующей компонентой организации и смысла учебной деятельности (Г.Л. Ильин, А.В. Морозов, Д.В. Чернилев-ский). В.Г. Рындак, характеризуя креативное образование, акцентирует внимание на творческом и созидательном партнерстве обучаемого и обучающих, основанном на демократических ценностях и свободе, обеспечивающих креативный продукт (198, с. 42-51). Инструментом такого взаимодействия, партнерских отношений педагога и воспитанника в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей выступает педагогический менеджмент.

Намечающаяся тенденция синтеза наук, усиление роли межпредметных связей позволяют рассматривать педагогический менеджмент в образовательном процессе учреждений дополнительного образова-ния детей как фактор формирования креативности воспитанника. В контексте нашего исследования формирование креативности воспитанника рассматривается через призму деятельности педагога дополнительного образования по управлению данным процессом, соуправ-ления и педагогического взаимодействия с воспитанниками.

Педагог, являясь субъектом педагогического менеджмента, должен быть готов выполнять управленческие функции, принимать на себя ответственность за принятые решения, систематически и планомерно повышать свой профессиональный уровень. Данные качества характерны также для профессиональных управляющих - менеджеров, что дает право исследователям называть педагогов педагогами-менеджерами и рассматривать их деятельность через принципы управления педагогическими системами. Идеи менеджмента являются основой для управления всеми искусственно созданными социальными системами, к которым относятся и педагогические. Для нашего исследования актуальна идея интеграция педагогики с отечественной и зарубежной теорией управления, использование накопленного опыта управления всеми социальными системами.

Управление является неотъемлемым атрибутом любой системы биологической, технической, социальной, который обеспечивает ее сохранение, развитие, упорядочение структуры, достижение целей.

Идея совершенствования, упорядочения процессов и состояний в сложных динамических системах легла в основу формирования и определения понятия «управление» в том широком смысле слова, в котором оно наиболее часто используется в кибернетике как общей теории і управления машинами, живыми организмами и обществом.

Логика и задачи опытно-поисковой работы

В первой главе диссертации нами были рассмотрены теоретические аспекты проблемы формирования креативности воспитанника посредством педагогического менеджмента в учреждении дополнительного образования детей, предложена логико-смысловая модель. В данном параграфе мы раскрываем программу опытно-поисковой работы: цель, задачи, этапы исследования; принципы, и условия организации эксперимента. Цель опытно-поисковой работы - экспериментальным путем проверить эффективность организационно-педагогических условий реализации педагогического менеджмента как фактора формирования креативности воспитанника в учреждении дополнительного образования детей. Реализация программы исследования предусматривала решение следующих задач: разработать программу организации и проведения опытно-поисковой работы; обосновать систему отслеживания эффективности реализации педагогического менеджмента в учреждении дополнительного образования детей; реализовать выявленные организациогшо-педагогические условия; апробировать модель педагогического менеджмента как фактора формирования креативности воспитанника. Педагогический эксперимент соответствовал следующим этапам: аналитико-поисковому, констатирующему, формирующему, обобщающему (таблица 12). Опытно-поисковая работа проводилась в областном Дворце творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко. В нашем исследовании приняли участие 270 воспитанников и 36 педагогов. Для реализации задач исследования были сформированы две группы воспитанников, которые были выровнены по ряду оснований: возрасту (12-13 лет), количественному составу (по 63 человека в группе), продолжительности занятий (на начало опытно-поисковой работы подростки занимаются в коллективах Дворца не менее трех лет). В экспериментальную группу (Э) вошли воспитанники театра музыки и танца «Щелкунчик» (далее по тексту Театр), в составе контрольной группы (К) - воспитанники музыкальной студии Дворца (далее по тексту Студия). Диагностическую модель для подростков составили следующие методики: .1. Опросник мотивации (методика В.К.Тербачевского) (185). Цель: Исследование мотивационной структуры продуктивной, творческой деятельности подростков. 2. Ценностные ориентации подростков (методика Е.Б. Фанталовой) (229). Цель: изучение особенностей ценностного отношения подростков к жизненным сферам, связанным с эмоциональной насыщенностью и переживанием красоты природы и искусства, познания, творчества. 3. Эмоционально - ценностное отношение подростков к творческой деятельности (метод независимой экспертной оценки) В качестве независимых экспертов выступали все педагоги, рабо тающие с подростками творческих объединений. Для оценки выделены такие параметры, как эмоциональное отношение, заинтересованность, увлеченность творческой деятельностью, стремление совершенствоваться, развивать творческие способности. 4. Индекс активности воспитанника в творческих мероприятиях. :i Цель: изучение уровня активности воспитанника в публичном предъявлении результатов творческой деятельности. При определении уровня активности подростка анализировалась участие в творческих мероприятиях, который определялся по формуле: К = n/ N, где п - количество мероприятий, в которых воспитанник принимал активное участие; N — общее количество мероприятий. Кроме того, не менее трех раз в год изучалась и оценивалась успешность каждого воспитанника в освоении образовательной программы, а также анализировались и учитывались результаты участия в конкурсах разного уровня. Достоверность результатов обеспечивалась статистической обработкой данных с использованием Т-критерия Стьюдента для количественных и качественных признаков в двух группах участников исследования. Перейдем к рассмотрению результатов исследования мотивации творческой деятельности (опросник В.К. Гербачевского), представленных в таблице 13. В подростковом возрасте происходят глубокие преобразования в мотивационно - потребностной сфере, которая по своему строению начинает характеризоваться не рядоположностью мотивов, а их иерархической структурой, наличием определенной системы соподчинения различных мотивационных тенденций. С развитием процессов самосознания наблюдаются качественные изменения мотивов, ряд их характеризуется большей устойчивостью, многие интересы принимают характер стойкого увлечения, которое в дальнейшем определяет профессиональное и личностное самоопределение. Рассмотрим мотивацию продуктивной творческой деятельности воспитанников более подробно. Внутренний мотив выражает увлеченность заданием. В обеих группах респондентов преобладают показатели среднего уровня. Для 30,15% воспитанников экспериментальной и 27%) контрольной группы он достигает высокого уровня, тогда как у 20,65%) (группа Э) и 19,1% (группа К) обнаружен низкий уровень увлеченности. Гипотетически, тенденция к некоторому снижению внутренней мотивации может быть вызвана тем, что данный мотив, в большей степени, связан с процессом деятельности и наиболее полно реализуется в момент ее усвоения. К четвертому году обучения мотивация претерпевает некоторые изменения, увеличивается доля мотивов связанных с реализацией результата особенно в публичном его предъявлении (выступления на концертах, конкурсах, спектаклях и др.). Внутренний мотив достоверно коррелирует на 5 % уровне значимости с инициативностью, следовательно, чем более увлечен и заинтересован ребенок, тем более он способен сам ставить перед собой творческие задачи, проявлять инициативу.

Реализация организационно-педагогических условий формирования креативности воспитанника средствами педагогического менеджмента в учреждении дополнительного образования детей

Задача второго этапа опытно-поисковой работы заключалась в проверке эффективности выделенных организационно-педагогических условий, апробации логико-смысловой модели педагогического м.е неджмента как фактора формирования креативности воспитанника в учреждении дополнительного образования детей. Результаты констатирующего этапа послужили основой для организации экспериментальной работы, совершенствования содержания образовательного процесса, отбора инновационных технологий; и методов, обеспечивающих формирование исследуемого личностного качества.

На первом этапе формирующего эксперимента в соответствии с логико-смысловой моделью педагогического менеджмента и выделенными организационно-педагогическими условиями, необходимо было построить образовательную деятельность с учетом потребностей и интересов воспитанников. В психолого-педагогической литературе доказано, что, чем выше активность воспитанников в процессе обучения, тем успешнее идет процесс формирования знаний и выработки умений. Построение образовательного процесса в театре музыки и танца «Щелкунчик» базировалось на теоретических положениях, функциях, ценностных приоритетах педагогики дополнительного образования. Нами была разработана концептуальная программа деятельности театра, позволившая осмыслить и научно обосновать систему обучения, развития и воспитания детей в рассматриваемом аспекте. Театр как творческий коллектив, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Между тем театр - объе динение, которое может организовывать свою деятельность в ком:-плексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации. Синтез театра предполагал и синтез функций, которые он осуществляет. Из них важнейшими мы считали воспитательно-образовательную и эстетическую (художественную). Школа-студия при, а точнее, в Театре реализует первую функцию. Творец должен быть образован в этом качестве, и под «образованием» мы понимаем не придание.ему каких-то обязательных знаний, умений и навыков, а подлинное образование художественного деятеля из тех разнородных и вечно разрозненных компонен тов, которые он получил от природы и социального взаимодействия. В формально-организационном плане эта деятельность ориентирована на многоплановое и разноуровневое образование студийцев в сфере театральной хореографии и вокала. Вполне естественно, что так понимаемое образование неразрывно связано с воспитанием - формированием целостного человеческого облика: внутренней духовной структуры и гармонического (в предельном выражении) соотношения ее являющихся качеств, креативности, трудолюбия, дисциплинированности, целеустремленности, настойчивости в достижении цели, а, самое главное, нравственной осмысленности средств работы в этом направлении. Театр, как синтетическое единство, выявляет собственно художественный смысл своего существования - вдохновляющего, очищающего и облагораживающего «человека театра», которым является и сам деятель, и тот, кто его адекватно понимает, сопереживает, творя, при этом, себя. . - Эстетическая функция - незаменимая и специфическая способность искусства: 1) формировать эстетические вкусы и потребности человека, 2) мировоззренчески-ценностно ориентировать его в мире, 3) пробуждать дух творчества и сотворчества в желании и умении жить и преобразовывать жизнь «по законам искусства». Таким образом, эстетическая функция театрального действия, одновременно, индивидуализирует личность и социализирует ее человеческую сущность. Тем самым снимается важнейшая (и часто не преодолеваемая) антиномия художественного образования-воспитания и собственно художественной деятельности. Цели деятельности театра музыки и танца «Щелкунчик»: 1. Индивидуально-адекватное развитие творческого потенциала, формирование креативности детей методами вокально-хореографического искусства. 2. Художественное воздействие на зрительскую аудиторию и формирование ее полноценной эстетической компетенции. 3. Включение воспитанников театра в широкие социальные связи с эффективно-развивающей адаптацией к ним. Базовые задачи и принципы: I. Эстетические: 1. Принцип театрального синтеза музыки и хореографии. 2. Ориентация в репертуарной политике на соответствие сценического образа природной и художественной индивидуальности исполнителя. 3. Эмоциональное интонирование театрального исполнения. 4. Совмещение индивидуальных и ансамблевых начал художественного действия. II. Образовательно-воспитательные: 1. Максимально раннее выявление художественных способностей ребенка. 2. Использование наиболее адекватных методов и приемов для развития творческого потенциала воспитанников. 3. Ориентация на профессиональный уровень сложности содержания обучения с перспективой выхода на начальное профессиональное образование в области хореографии и вокала. 4. Формирование личностных качеств: трудолюбия, дисциплинированности, целеустремленности, настойчивости- коллективизма, здорового честолюбия (мотивации на достижение успех!.) Оршднтация на целостное духовно-эмоциональное развитие де тей посредством интерактивных методов обучения (воспитания), а также вовлечения родителей воспитанников в образовательный и ре лаксационный процессы. Важнейшим, эстетическим принципом деятельности МХТ «Щелкунчик» является принцип театрального синтеза музыки и хореографии. Он вытекает из единства сущностных компонентов художественного творчества, какими бы конкретными языками и методами они не выражались, а также из факта единства предмета искусства, каким является сама реальность в аспекте ее гуманистического («от человека и для человека») смысла: жизнь индивида и общества в ее эстетическом богатстве.

Похожие диссертации на Педагогический менеджмент как фактор формирования креативности воспитанника в учреждении дополнительного образования детей