Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Православная воскресная школа как воспитательная организация Никитская Екатерина Александровна

Православная воскресная школа как воспитательная организация
<
Православная воскресная школа как воспитательная организация Православная воскресная школа как воспитательная организация Православная воскресная школа как воспитательная организация Православная воскресная школа как воспитательная организация Православная воскресная школа как воспитательная организация Православная воскресная школа как воспитательная организация Православная воскресная школа как воспитательная организация Православная воскресная школа как воспитательная организация Православная воскресная школа как воспитательная организация Православная воскресная школа как воспитательная организация Православная воскресная школа как воспитательная организация Православная воскресная школа как воспитательная организация
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Никитская Екатерина Александровна. Православная воскресная школа как воспитательная организация : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Никитская Екатерина Александровна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2009.- 199 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1863

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы исследования православной воскресной школы как воспитательной организации 13

1.1 Русская Православная Церковь как социальный институт 13

1.2 Особенности православного воспитания 49

Глава II. Анализ социально-педагогических возможностей воскресной школы 87

2.1 Воскресная школа как феномен педагогической практики 87

2.2 Основные направления учебно-воспитательной работы в современных воскресных школах 123

2.3 Социально-педагогические условия совершенствования функционирования воскресной школы как воспитательной организации 151

Заключение

Список литературы Приложения

Введение к работе

Актуальность темы. Преобразования в общественной жизни, осуществляемые в российском государстве за последние десятилетия, существенно меняют объективные условия социализации подрастающих поколений, на фоне чего происходит актуализация роли и функций различных социальных институтов и организаций, ставящих перед собой цели изменения социокультурной среды в соответствии с транслируемыми ими ценностями.

Особое место в системе социальных институтов, оказывающих влияние на развитие личности и целенаправленно создающих условия для духовно- ценностной ориентации человека, занимает возрождаемое сегодня религиозное воспитание. В связи с этим В.А.Сластенин отмечает необходимость осмысления религиозного воспитания в контексте сохранения лучших традиций отечественного образования.

В отечественной науке в силу известных причин долгое время не уделялось должного внимания изучению Православной Церкви как социального института, да и в последние годы появилось всего несколько работ, посвященных изучению социализирующего потенциала Церкви (А.С.Ананичев, И.Н.Андреева, В.Г.Безрогов, И.М.Бочарова, В.М.Кларин, Н.В.Маслов, А.В.Мудрик, А.О.Сергеев, Т.В.Склярова, Э.А.Чурсина), в которых исследуется специфика христианского воспитания как в России, так и за рубежом. Вопросу духовно-нравственного развития личности уделяют особое внимание в своих исследованиях Б.Г.Бобылев, С.Ю.Дивногорцева, архимандрит Зиновий (А.А.Корзинкин), А.И.Запесоцкий, А.А.Корольков и другие.

Однако, несмотря на определенный интерес исследователей к изучению влияния религиозных организаций на социализацию человека, остается малоизученным, а зачастую и вовсе неисследованным большой пласт проблем (религиозного образования, аспектов развития православной семьи, взаимодействия со светскими организациями и пр.), касающихся развития человека в условиях приходов как структурных единиц микросоциума. В ряд этих проблем относится и проблема воскресной школы как организации, реализующей учебно-воспитательные, т.е. собственно педагогические функции.

В последние годы в педагогике проведен ряд исследований, посвященных рассмотрению тех или иных аспектов феномена воскресной школы: их роль в контексте духовного воспитания (О.Л.Янушкявичене); работа воскресной школы с детьми в контексте диалога отечественных светской и церковной образовательных традиций (Ю.Т.Антипенко); формирование духовной культуры подростков в воскресной школе (Л.А.Марченко); развитие воскресных школ в конце XIX - начале ХХв. (М.В.Попинова). Однако мы не встретили исследований, в которых православная воскресная школа рассматривалась бы как самостоятельная воспитательная организация, выполняющая специфические функции. При этом иные воспитательные организации в той или иной мере исследовались: общеобразовательная школа (М.В.Шакурова), сельская школа (В.А.Ясницкая), учреждения дополнительного образования (Б.В.Куприянов), детские и юношеские общественные организации (И.А.Евлешина), военизированные образовательные учреждения (М.В.Воропаев), спортивные школы (Г.П.Бобылев), малочисленные детские дома (Д.Н.Грибков), оздоровительная школа-интернат (Т.В.Сурнина).

Отсутствие теоретических исследований и методических разработок применительно к специфике функционирования православных воскресных школ заметно осложняет не только восприятие воскресных школ как социально-педагогического явления, но и в известном смысле препятствует заинтересованным в развитии этих школ субъектам профессионально (т.е. целенаправленно и планомерно) организовать собственно педагогический процесс в них, придать этому процессу максимально возможную эффективность, а также нивелировать проблемные составляющие педагогической деятельности.

Практическая востребованность и недостаточная теоретическая разработанность обусловили выбор темы настоящего исследования «Православная воскресная школа как воспитательная организация», проблема которого сформулирована следующим образом: каковы социально-педагогические возможности православной воскресной школы как воспитательной организации?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — современная православная воскресная школа.

Предмет исследования — воспитательные возможности православной воскресной школы.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

охарактеризовать Церковь как социальный институт;

раскрыть особенности религиозного (православного) воспитания;

рассмотреть воскресную школу как феномен педагогической практики в историческом и современном контекстах;

выделить и охарактеризовать основные направления учебно- воспитательной работы в современных воскресных школах;

определить и обосновать ключевые проблемы и социально- педагогические условия совершенствования функционирования воскресной школы как воспитательной организации.

В исследовании была выдвинута следующая гипотеза: православная воскресная школа обладает рядом черт и оригинальных характеристик, определяющих ее как специфический вид воспитательной организаций. Использование социально-педагогического потенциала воскресной школы для позитивной социализации воспитанников будет более эффективным, если:

\

в основу функционирования и решения конкретных педагогических задач воскресной школы положены четкие представления организаторов педагогического процесса в ней о структуре православного воспитания (цели, содержании, среде и методах), а также направлениях учебно-воспитательной работы;

реализация учебно-воспитательных задач в воскресной школе происходит в рамках четко разработанной концепции организации педагогического процесса;

в ней последовательно решаются задачи кадрового, организационно- педагогического, контингентного и материально-технического обеспечения педагогического процесса.

Методологическую основу исследования составляют общенаучный системный подход; идеи философской, христианской и педагогической антропологии; положения о культурологическом и деятельностном подходах к познанию социальных процессов, о диалектическом взаимодействии и взаимосвязи объективных и субъективных факторов в формировании и развитии личности.

Теоретической основой исследования послужили: учение о целостном педагогическом процессе и закономерностях развития учебно- воспитательных систем (В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, М.М.Левина и др.); концепции социализации личности (Г.М.Андреева, И.С.Кон, А.В.Мудрик, В.С.Мухина, А.В.Петровский) и социального воспитания (В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов, Е.А.Леванова, А.В.Мудрик, М.М.Плоткин, В.Д.Семенов и др.); теория гуманистических воспитательных систем (А.В.Гаврилин, В.А.Караковский, А.Т.Куракин, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова,

    1. М.Сидоркин и др.); теория управления образовательными системами (П.И.Третьяков, Т.И.Шамова), исследования особенностей конфессиональной педагогики (Т.Н.Мельников, Т.И.Петракова, Т.В.Склярова, И.В.Метлик), фундаментальные исследования духовных основ воспитания в российской культурной традиции (С.С.Аверинцев, Н.А.Бердяев, С.И.Гессен,

    2. В.Зеньковский, И.А.Ильин, А.Ф.Лосев, П.А.Флоренский и др.), а также учение Православной Церкви о человеке и его воспитании.

    Для решения поставленных задач в исследовании использовался комплекс методов: теоретические — анализ педагогической, философской, социологической, богословской литературы по проблемам религиозного воспитания; анализ документов, в том числе изучение законодательных актов и уставных документов, касающихся деятельности Православной Церкви, анализ статистических данных, анализ Интернет-ресурсов; эмпирические - изучение и анализ опыта работы воскресных школ через интегрирование в педагогическую деятельность, экспертиза и консультирование программ учебно- воспитательной работы, экспертное участие в реализации и анализе составляющих педагогического процесса; участие в работе педагогических советов; включенное наблюдение, методы интервью и беседы.

    Базой исследования стали: приход храма Софии Премудрости Божией на Лубянке (г.Москва), воскресная школа при Тихвинском Соборе г.Данкова Липецкой области, ряд воскресных школ Московской епархии (при храме Богоявления в Китай-городе, при храме Живоначальной Троицы в Хорошеве, при храме Пресвятой Богородице на Городне, при храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно и др.) и Епархиальный Отдел церковно-приходских школ (г.Екатеринбург).

    Исследование проводилось в несколько этапов:

    На первом этапе (2004-2007гг.) проводилось теоретическое исследование состояния проблемы как в общеметодологическом, так и в практическом (на уровне анализа реального состояния объекта исследования) плане; изучалась Церковь как социальный институт; осуществлялся выбор и изучение воскресных школ в качестве приемлемых баз исследования; формулировались цель, задачи и гипотеза исследования.

    На втором этапе (2006-2008гг.) проводился углубленный анализ феномена воскресной школы в историческом и современном педагогических контекстах; были проанализированы особенности религиозного (православного) воспитания; осуществлено изучение социально-педагогического опыта функционирования ряда воскресных школ Московской и других епархий Русской Православной Церкви, в том числе на уровне фактической экспертизы составляющих педагогического процесса в них; выявлены виды современных воскресных школ и их отличия; определены основные направления учебно- воспитательной работы в современных воскресных школах.

    На третьем этапе (2008-2009гг.) сделаны теоретические выводы, проанализированы педагогические возможности православной воскресной школы как воспитательной организации; определены социально-педагогические условия совершенствования учебно-воспитательной работы в современных воскресных школах; апробированы и внедрены основные результаты исследования, завершено литературное оформление диссертации.

    Научная новизна исследования:

    православная воскресная школа изучена как воспитательная организация;

    раскрыты особенности религиозного (православного) воспитания на современном этапе развития общества;

    дана характеристика Православной Церкви как организации, реализующей различные функции, в том числе воспитательную;

    православная воскресная школа изучена в историческом и современном контекстах;

    выделены виды современных воскресных школ, обозначены их содержательные особенности;

    определены основные направления учебно-воспитательной работы в современных воскресных школах;

    выделены и обоснованы социально-педагогические условия совершенствования функционирования воскресных школ.

    Теоретическая значимость исследования:

    Русская Православная Церковь охарактеризована в качестве социокультурного и социально-педагогического феномена через раскрытие институциональных признаков;

    характеристика воскресной школы как воспитательной организации и ее социально-педагогического потенциала дополняет концепции социализации, религиозного и социального воспитания подрастающих поколений;

    конкретизированы понятие и содержание религиозного воспитания в социально-педагогическом контексте;

    современная воскресная школа представлена в качестве социально- педагогического феномена, реализующая цели религиозного воспитания.

    Практическая значимость исследования определяется тем, что в нем выявлены условия совершенствования педагогической деятельности в воскресных школах, актуализирующие (при их реализации) социально- педагогический потенциал воскресной школы как воспитательной организации. Полученные в исследовании материалы и сделанные на их основе выводы используются педагогами воскресных школ; в научно-исследовательской и организационно-управленческой социально-педагогической деятельности, а также в преподавании спецкурсов в педагогических вузах и в конфессиональных учебных заведениях (академиях и семинариях) при подготовке педагогов-психологов и социальных педагогов, в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

    Достоверность и надежность полученных научных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечиваются обоснованностью исходных методологических положений, совокупностью методов, адекватных цели, задачам и предмету исследования, привлечением и анализом необходимого и достаточного объема теоретического и эмпирического материала, экспертными оценками, а также широкой апробацией результатов исследования.

    На защиту выносятся следующие положения:

    Православная Церковь, являясь самостоятельным социальным институтом, решает круг конкретных задач социально-педагогического характера: духовного просвещения, трансляции обществу идеалов нравственности и этических норм, укрепления семьи и традиций семейного воспитания, сохранения, распространения и развития национальной культуры, попечительской заботы о представителях социально незащищенных слоев общества.

    Воспитательная функция является специфической для Православной Церкви и заключается в осуществлении взращивания человека по канонам веры с привитием ему религиозных знаний и навыков поведения и принятии им нравственных принципов, предлагаемых Православной Церковью.

    Специфические особенности православного воспитания обнаруживаются при анализе таких существенных категорий как г/ель (нравственное совершенствование и умственное развитие человека во имя служения людям и Богу), содержание (телесный, душевный и духовный аспекты) среда (семья, храм, религиозные и светские организации), формы (посещение святых мест, участие в богослужениях, проповедь, социальное служение, собственно учебно-воспитательный процесс и пр.) и методы (упражнение или приучение к послушанию, аккуратности и дисциплине, положительный пример исполнения заповедей, наставление в канонах веры и пр.). Эти категории характеризуются стабильностью в христианской Церкви на протяжении всей ее истории.

    Современная воскресная школа представляет собой оригинальный педагогический феномен, отвечающий социально-педагогическим характеристикам воспитательной организации, и, входя в общую систему образования Российской Федерации в качестве элемента негосударственной системы дополнительного образования, является воспитательно-образовательным учреждением Русской Православной Церкви, имеющим главным целевым предназначением начальную форму духовно-нравственного воспитания и православного религиозного образования. В настоящее время существуют три вида православных воскресных школ: воскресные школы для взрослых, семейные воскресные школы и детские воскресные школы.

    Основными направлениями учебно-воспитательной работы в современных воскресных школах являются просветительское (катехизическое), социальное служение, культурно-образовательное и военно-спортивное. Катехизическое направление преследует главную цель - воспитание в вере, включающее в себя обучение христианскому вероучению и евангельской нравственности; социальное служение — способствует взращиванию в воспитанниках христианских качеств (милосердия, жертвенности, терпения и др.);

    культурно-просветительское направление — интегрирует в себе просветительскую работу, эстетическое и, в конечном итоге, духовно-нравственное развитие детей; военно-спортивное направление — способствует морально- волевому и физическому развитию.

    - Совершенствованию функционирования воскресной школы как воспитательной организации способствует соблюдение ряда социально- педагогических условий, а именно: разработка и внедрение оптимального воспитательно-образовательного стандарта на основе общей концепции организации и развития педагогического процесса; решение комплексного вопроса кадрового обеспечения воспитательно-образовательного процесса; постановка на уровень приоритетных и обязательных к реализации контингент- но-возрастных аспектов организации воспитательной работы воскресной школы (подразделения воспитанников на группы по половозрастному критерию, определение их духовно-нравственного состояния и степени воцерков- ленности и пр.); нахождение возможностей стабильного материально- технического и финансового обеспечения педагогической деятельности воскресной школ.

    Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования доложены и получили одобрение на ежегодных научных сессиях и конференциях МПГУ (2006-2009 гг.), ежегодных Межвузовских конференциях молодых ученых по результатам исследований в области психологии, педагогики, социокультурной антропологии. (Москва, МПГУ, 2006-2009 гг.), научно-практической конференции молодых ученых «Теория и практика педагогической деятельности в условиях инновационного развития системы образования» (Москва, МПГУ НИИ КПНПО, 2008г.), Межвузовской научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание в ВУЗах» (Москва, РГСУ, 2008 г.), ежегодных Международных Рождественских образовательных чтениях (г.Москва, 2007г., 2008г.), обсуждены на кафедре педагогики высшей школы МПГУ. Результаты исследования использованы в ходе реализации проекта Российского Государственного

    Научного Фонда (№08-06-00319а, «Феноменологическая характеристика воспитательных организаций в контексте социального воспитания учащихся»).

    Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

    Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования, характеризуются база и методы исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту, их новизна, теоретическая и практическая значимость.

    В первой главе «Теоретические основы исследования воскресной школы как воспитательной организации» дана характеристика Православной Церкви как социального института, выделены её специфические особенности как «организованной социальной системы», а также раскрыты основные особенности религиозного (православного) воспитания как в историческом, так и в современном контекстах.

    Во второй главе «Анализ социально-педагогических возможностей воскресной школы» рассматривается воскресная школа как исторический и современный феномен педагогической практики, функционирующий как воспитательная организация; выявляются виды современных воскресных школ; представляются и анализируются наиболее эффективные направления учебно-воспитательной работы в них, а также раскрывается ряд социально- педагогических условий совершенствования функционирования воскресной школы как воспитательной организации.

    В заключении подведены общие итоги работы, приведены основные выводы, подтверждающие гипотезу, определены направления дальнейших исследований проблемы.

    Русская Православная Церковь как социальный институт

    За прошедший XX век наша страна пережила значительные изменения государственного устройства и общественного бытия: от Российской империи к Советскому Союзу, завершив XX век в новых границах Российской Федерации. Но, пожалуй, ни в один из периодов наше государство не нуждалось так остро в укреплении своих духовных устоев, и никогда раньше столь явно не обозначалась задача сохранения его традиций и культуры.

    Сложные процессы, происходящие сегодня в нашей стране, по своему характеру не только социально-экономические, но и духовно-нравственные. Особую актуальность в связи с этим приобретает вопрос о воспитании подрастающих поколений. Сегодня граждане России всерьез заинтересованы проблемой пересмотра подходов и принципов в воспитании и образовании, поскольку они находятся в качественно изменившихся условиях жизни. Современная семья часто ориентирована на приобретение материальных благ, а не на нравственное воспитание подрастающего поколения: по свидетельству социологических опросов, только для 7% семей нравственные ценности являются приоритетными в воспитании . При этом данные ВЦИОМ свидетельствуют о 55% молодых людей 18-24 лет, для которых не стоит проблема переступать через этические нормы для того, чтобы добиться успеха в жизни, поскольку «многие моральные принципы устарели» .

    В связи с этим растет значимость проверенных временем социальных институтов и их деятельности по сохранению и культивированию просоци- альных ценностей. К таковым институтам можно отнести Русскую Православную Церковь, которая, кроме прочего, призвана хранить традиции христианского воспитания. В этом контексте под традицией понимается не столько повторение привычных форм просветительского процесса, сколько создание новых форм и методов воспитательной деятельности, соответствующих содержанию и ценностным ориентирам, предлагаемых Церковью.

    Логика настоящего исследования требует рассмотрения понятия «социальный институт» и правомерности его применения к Православной Церкви.

    Анализ социально-педагогической, философской и социологической литературы позволяет выделить различные, но вместе с тем комплиментарные определения понятия «социальный институт» (латлпБЙтинп - установление).

    Универсально, социальные институты — исторически сложившиеся устойчивые формы совместной деятельности членов общества по использованию общественных ресурсов для удовлетворения тех или иных социальных потребностей (экономических, политических, культурных, религиозных) .

    Вместе с тем, в философской литературе явно выделяется два подхода к определению понятия «социальный институт». Первый, так называемый «расширительный», представляющий собой наполнение содержания понятия разноуровневыми составляющими, такими как субъект и предмет деятельности, функции, средства и результаты. Второй, связан с выделением в определении приоритетного компонента, характеризующего данное понятие как социальный институт (этот подход можно назвать «компонентным»). То есть, в логике данного подхода, социальный институт представляется исследователями как «стандартизация общественных связей и отношений, а также как организованная группа людей, организация, стабильное образование, форма социальности, функциональная система учреждений» .

    Во многом такая трактовка понятия «социальный институт» проистекает из философского анализа в целом понятия «института». Так, немецкий философ А.Гелен, анализируя последнее, рассматривает его как стереотипную структуру, сложившуюся модель человеческого поведения, упорядочивающую жизнедеятельность людей в семье, церкви, государстве. Философ считает, что институты не только обеспечивают стабильность общества, но и выполняют компенсаторную роль, то есть выполняют то, чего бы человек не мог достичь из-за своей недостаточной инстинктивной оснащенности. Так, если животным стабильные жизненные структуры обеспечивает природа, то человек получает это посредством институтов . В историко-философских исследованиях И.М.Бочаровой делается вывод о том, что социальный институт как «организованная социальная система» характеризуется: - стабильностью структуры, взаимосвязанностью элементов; - наличием ценностей, идеалов, образцов деятельности и поведения людей, их интернализацией личностью с формированием собственной системы потребностей, ценностных ориентаций и ожиданий; - организационным оформлением (лица, учреждения, имеющие материальные средства, выполняющие социальную функцию) . Данные параметры являются важными и при определении понятия «социальный институт» социологической наукой. Так, Я.Щепаньский предлагает трехсмысловую трактовку понятия «социальный институт», и считает, что социальный институт - это: 1) определенная группа лиц, выполняющая общественные функции; 2) совокупность учреждений, удовлетворяющих групповые потребности; 3) социальные роли, особенно важные для жизни людей . О том же говорит Г.П.Зинченко, считая, что социальный институт представляет собой систему учреждений, где полномочный круг лиц выполняет определенные функции для удовлетворения общественных потребностей . С.С.Фролов считает, что социальный институт — это форма человеческой деятельности, основанная на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле над их исполнением . Достаточно полно раскрывает понятие социального института А.Л.Маршак. С его точки зрения, социальный институт - это «устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в социальную систему» \ Важным предложением социологии является типизация социальных институтов в зависимости от их социально-функциональной (по содержанию - социально-регулятивной) роли. По последнему основанию социологи выделяют следующие социальные институты.

    Особенности православного воспитания

    Сегодня в Православной Церкви широкое распространение получили такие формы передачи религиозной информации как аудио видеоматериалы, представленные в форматах VHS, DVD, CD, а также, но уже в значительно меньших объемах, аудиокассеты. Одними из самых крупных реализаторов данной продукции являются магазин Издательского Отдела РПЦ, «Сретенье», «Православное Слово» и другие. Кроме того, в Православно-просветительском центре при храме Благовещения Пресвятой Богородицы создано крупное мультимедийное издательство «Деоника». Данное издательство специализируется на производстве и распространении аудиокниг (дисков в формате МРЗ и CD) религиозного содержания под общим названием «Цветник духовный» .

    Со всё более увеличивающимися в современном мире возможностями средств массовой коммуникации расширились возможности несения своего слова и для Церкви. По мнению протоиерея Дмитрия Смирнова, Церковь обязательно должна использовать возможности СМК как наиболее мощных средств доведения истин христианской веры до сознания и сердец людей . Очевидно, данное мнение продиктовано пониманием того, что часто первому шагу на пути в храм и последующему воцерковлению способствуют именно СМИ, транслируя информацию о Церкви, ее устройстве, особенностях богослужения в своих телепередачах, радиопрограммах, печатных СМИ. К последним можно отнести Общественный православный телеканал «Спас», православные спутниковые каналы «Благовест» и «Союз», телевизионные передачи: «Слово пастыря» (ОРТ), «Библейский сюжет», «Православная энциклопедия» (ТВ Центр), «Дорога к храму» («Столица»), «Русский взгляд» (ТВ Центр), радиоканалы: «Радонеж», «Народное радио», а также печатные издания: журналы «Журнал Московской патриархии», «Православное образование», «Нескучный сад», «Фома», «Воскресная школа», «Альфа и Омега» и др., газеты «Православная Москва», «Церковный вестник», «Десятина», «Возглас» и другие.

    Исследование церковных СМИ показало, что руководством РПЦ целесообразным признается необходимость наличия у каждой епархии своего издания или телевизионной программы. По мнению протоиерея Дмитрия Смирнова, «растет необходимость наличия у каждой епархии РПЦ своего рода пресс-центров, где трудились бы люди православные, образованные, имеющие опыт работы в СМИ, знающие специфический язык» . Интересно отметить, что в ноябре 2004 года в Зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Патриарха Алексия II состоялся первый фестиваль православных СМИ «Вера и слово». В итоговом документе участниками фестиваля были выдвинуты, во-первых, цель православной журналистики, которая заключается в «свидетельствовании об Истине Христовой», то есть в миссионерском служении на благо общества и государства; во-вторых, основная задача: «обеспечение связи поколений, передача знаний и традиций..., создание условий для целостного духовного, интеллектуального и культурного развития как личности, так и общества в целом» .

    ИНТЕРНЕТ. Наряду с общим развитием сети Интернет, развиваются и православные сайты в нем. Судя по всему, православный Интернет так же, как и иные СМК, призван удовлетворить потребность православных христиан в получении необходимой информации, касающейся духовно- нравственного развития. Интернет считают «находкой для православного миссионерства» в силу того, что количество информации, полезной для христиан, а также православного общения в Интернете, существенно больше по сравнению с телевидением и печатной продукцией. При этом, по мнению заместителя руководителя Отдела внешних церковных связей протоиерея Всеволода Чаплина, «единственный способ обеспечить церковный авторитет в сети - качество работы тех, кто делает церковные интернет-ресурсы .

    По данным, опубликованным на Интернет-секции XIV Международных Рождественских Образовательных Чтений (2006 год), за год только в русскоязычном секторе православного Интернета появляется в среднем 500 новых православных сайтов. Как показало исследование, одними из наиболее востребованных Интернет-проектов на протяжении последних лет остаются «Православный календарь», «Православие.Ки» и официальный сайт Русской Православной Церкви (версия ОВЦС). Стоит также отметить сайты, вошедшие в первую десятку самых посещаемых православными пользователями Интернета: «KypaeB.Ru», «Русская линия», «Православное христианство.Яи», «Православие и современность», «Радонеж», «Седмица.Ки» и «Православие и мир». Вообще статистические данные свидетельствуют, что всего в православном Интернете насчитывается около 7000 сайтов, причем 40% православных сайтов составляют сайты приходов .

    Признак V: Исполнение как специфических функций, так и функций, схожих по характеристикам с другими социальными институтами

    Русская Православная Церковь как социальный институт реализует ряд взаимосвязанных функций, рассмотрение которых наблюдается в ряде работ и исследований . В результате анализа этих работ, а также с учетом собственных наблюдений, стало возможным выделить следующие специфические функции Православной Церкви как социального института.

    1. Ценностно-ориентационная функция церкви связана с организацией системы мировоззрения и верований человека, его понимания мира (взглядов на человека, природу, общество), самоощущения и самореализации в нем. «Жизнь в Церкви, к которой призывается каждый человек, - пишется в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, - есть непрестанное служение Богу и людям». При этом церковь призывает к активному участию в общественной жизни, которое должно основываться на нравственных принципах. Реализация ценностно-ориентационной функции осуществляется как в процессе богослужений и проповедей, так и через организацию разного рода мероприятий (в том числе во взаимодействии с государством) социального, культурного, просветительского плана, направленных на улучшение духовно-нравственного и материального состояния окружающего мира.

    2. Регулятивная функция состоит в том, что деятельность церкви как социального института обеспечивает, с одной стороны, внутреннюю стандарти- зированность поведения воцерковленного человека посредством принятых религиозных (православных) ценностных установок, с другой, поддерживает одобренные обществом стандарты и нормы. Помимо регулирования отношений среди верующих, с помощью наказания или поощрения за то или иное действие, Церковь осуществляет влияние на нецерковную общественность посредством самих верующих, которые являются носителями ценностных и морально-этических установок. Таким образом, данную функцию можно считать и регулятором общественного поведения.

    3. Интегративная функция (или функция сплочения) заключается в объединении верующих и присоединении к церкви воцерковляющихся людей с целью осуществления более успешной координации деятельности членов церкви и, самое главное, избегания их грехопадения и преуспевания в духовно-нравственном совершенствовании.

    Основные направления учебно-воспитательной работы в современных воскресных школах

    В течение известного периода прошлого столетия, когда идеология нашего государства имела ярко выраженный атеистический характер, и когда школа и педагогика в целом были отделены от религии, у граждан нашей страны практически не оставалось возможностей для осуществления религиозных воспитания и образования. В конце 80-х начале 90-х годов XX века, когда такие возможности стали появляться, Православная Церковь оказалась перед необходимостью возрождения институтов религиозного воспитания и образования и, в частности, так называемых, воскресных школ.

    Как показало изучение литературы по проблематике религиозного воспитания, в нашей стране первые воскресные школы (по крайней мере, в таком звучании), появились в середине XIX века по инициативе представителей демократически настроенной интеллигенции, и связаны прежде всего с именами Н.И.Пирогова и К.Д.Ушинского. Изначальной целью таких школ было обучение всех желающих грамоте, а в связи с тем, что немалая часть населения России не умело ни читать, ни писать, потребность в получении хотя бы элементарных знаний была велика. Основанные как учебные заведения для взрослых и детей, воскресные школы являлись ранней формой образования.

    Первая воскресная школа была открыта в 1859 году в Киеве известным российским врачом и педагогом Н.И.Пироговым. Под его руководством студенты Киевского университета стали проводить по воскресным дням занятия с населением. Н.И.Пирогов отмечал тогда «разительное различие между этой воскресной школой и обычными казенными школами и в их приемах, и в их способах учения, и в обхождении учителя с учениками . Рассуждая необходимости этих школ, ученый подчеркивал, что «...у нас воскресные школы важны не столько потому, что распространяют грамотность путем самым надежным, - т.е. путем частной инициативы и благотворительности, - сколько тем, что заохочивают к учению ремесленный и рабочий класс народа, отвлекая их, вместе с тем, от праздности и разгула» .

    Программа воскресной школы, по мнению Н.И.Пирогова, должна была состоять из обучения письменности и осмысленной грамоте, обучения счету и некоторым техническим предметам. Что касается изменения программы воскресных школ с целью увеличения числа предметов, то здесь Н.И.Пирогов был непреклонен: «Другой программы для простых, народных воскресных школ не может и не должно быть... Чем ограниченнее и определеннее будет цель, тем вернее результаты. А цель народных воскресных школ и должна состоять в распространении осмысленной грамотности» . Из статьи Н.И.Пирогова «О Воскресных школах» следует, что занятия в воскресной школе проходили раз в неделю по воскресеньям с продолжительностью в два часа. Здесь учили грамоте, письму, счету и все это «с необычным педагогическим тактом», что значительно влияло на успехи учеников.

    Воскресная школа как своего рода новый педагогический феномен стала пользоваться большой популярностью среди населения, поскольку имела существенные положительные отличия от казенных школ XIX века. Такая школа стала привлекать все большее число учащихся и уже не могла вмещать всех желающих учиться. Данное обстоятельство вынудило учредителей открыть еще ряд подобных школ, и к началу 60-х годов XIX века они были организованы не только в столичных и губернских городах, но также и в уездных и даже в селах, количественно приближаясь к трем сотням . В Москве же первая воскресная школа была учреждена 12 июня 1860 года. При этом, как и в Киеве, большая роль в открытии этих школ принадлежала студенчеству. В сентябре того же года Министерство народного просвещения, учитывая быстрый рост числа воскресных школ в Петербурге, издало распоряжение о предоставлении им в качестве помещений всех столичных зданий, принадлежавших гимназиям, уездным и приходским училищам.

    Важность воскресных школ была оценена с самого начала их появления в России ярчайшим деятелем педагогической науки К.Д.Ушинским, заботившимся об образовании российского народа. Его активная работа по организации воскресной школы при Смольном институте, а также ряда других школ в Петербурге свидетельствует о его приверженности идее укрепления христианского и нравственного компонентов в педагогическом процессе. Интересно заметить, что посещение недавно образованных воскресных школ, произвели на К.Д.Ушинского весьма положительное впечатление. О людях, которых он встретил в этих учебных заведениях, он пишет даже с некоторым восторгом: «Видно, что все эти люди ... собрались сюда не шутку шутить, не из пустого любопытства, а собрались дело делать, и что это дело, для которого они пожертвовали несколькими часами единственного свободного дня своей трудовой недели, кажется им не только делом полезным, серьезным, но каким-то святым, каким-то религиозным делом». И далее: «...Я был поражен той напряженностью внимания, без всяких усилий со стороны наставников, которую заметил в учениках воскресных школ» .

    Статья К.Д.Ушинского «Воскресные школы», впервые изданная в 1861 году в «Журнале Министерства народного просвещения», обобщила и систематизировала знания об этом новом явлении в российской педагогике XIX века. Автор акцентирует внимание на воспитательной стороне педагогического процесса в воскресных школах. Так, рассуждая о внешнем устройстве воскресной школы, Ушинский выделил основные параметры, на которые, по его мнению, следует ориентироваться при создании воскресной школы. Во- первых, воскресная школа должна строиться на обоюдном и свободном желании - с одной стороны, учиться, с другой - учить. Во-вторых, воскресные школы следует разделить на мужские и женские, причем, как пишет автор, «значительную пользу школе может принести участие женщин в педагогическом процессе, так как в женском характере есть удивительно размягчающий элемент, съедающий нечувствительно ту грубую кору, облекающую сердце, которая так упорно мешает развитию мальчика, заброшенного в детстве» . По мнению К.Д.Ушинского, преподаватель в воскресной школе, обучая и воспитывая своих учеников, «постоянно должен держать в голове две цели: первая - формальная - представляет собой развитие умственных способностей учащихся, памяти, воображения, фантазии и т.д.. При этом задача учителя в большей мере заключается в развитии в ученике желания и способности добывать знания самостоятельно». Для достижения второй цели — так называемой, реальной — необходим разумный выбор предметов для наблюдений, представлений и соображений. И, как считает ученый, эта задача не менее, а даже более важна, чем первая .

    Социально-педагогические условия совершенствования функционирования воскресной школы как воспитательной организации

    В течение известного периода прошлого столетия, когда идеология нашего государства имела ярко выраженный атеистический характер, и когда школа и педагогика в целом были отделены от религии, у граждан нашей страны практически не оставалось возможностей для осуществления религиозных воспитания и образования. В конце 80-х начале 90-х годов XX века, когда такие возможности стали появляться, Православная Церковь оказалась перед необходимостью возрождения институтов религиозного воспитания и образования и, в частности, так называемых, воскресных школ.

    Как показало изучение литературы по проблематике религиозного воспитания, в нашей стране первые воскресные школы (по крайней мере, в таком звучании), появились в середине XIX века по инициативе представителей демократически настроенной интеллигенции, и связаны прежде всего с именами Н.И.Пирогова и К.Д.Ушинского. Изначальной целью таких школ было обучение всех желающих грамоте, а в связи с тем, что немалая часть населения России не умело ни читать, ни писать, потребность в получении хотя бы элементарных знаний была велика. Основанные как учебные заведения для взрослых и детей, воскресные школы являлись ранней формой образования.

    Первая воскресная школа была открыта в 1859 году в Киеве известным российским врачом и педагогом Н.И.Пироговым. Под его руководством студенты Киевского университета стали проводить по воскресным дням занятия с населением. Н.И.Пирогов отмечал тогда «разительное различие между этой воскресной школой и обычными казенными школами и в их приемах, и в их способах учения, и в обхождении учителя с учениками . Рассуждая необходимости этих школ, ученый подчеркивал, что «...у нас воскресные школы важны не столько потому, что распространяют грамотность путем самым надежным, - т.е. путем частной инициативы и благотворительности, - сколько тем, что заохочивают к учению ремесленный и рабочий класс народа, отвлекая их, вместе с тем, от праздности и разгула» .

    Программа воскресной школы, по мнению Н.И.Пирогова, должна была состоять из обучения письменности и осмысленной грамоте, обучения счету и некоторым техническим предметам. Что касается изменения программы воскресных школ с целью увеличения числа предметов, то здесь Н.И.Пирогов был непреклонен: «Другой программы для простых, народных воскресных школ не может и не должно быть... Чем ограниченнее и определеннее будет цель, тем вернее результаты. А цель народных воскресных школ и должна состоять в распространении осмысленной грамотности» . Из статьи Н.И.Пирогова «О Воскресных школах» следует, что занятия в воскресной школе проходили раз в неделю по воскресеньям с продолжительностью в два часа. Здесь учили грамоте, письму, счету и все это «с необычным педагогическим тактом», что значительно влияло на успехи учеников.

    Воскресная школа как своего рода новый педагогический феномен стала пользоваться большой популярностью среди населения, поскольку имела существенные положительные отличия от казенных школ XIX века. Такая школа стала привлекать все большее число учащихся и уже не могла вмещать всех желающих учиться. Данное обстоятельство вынудило учредителей открыть еще ряд подобных школ, и к началу 60-х годов XIX века они были организованы не только в столичных и губернских городах, но также и в уездных и даже в селах, количественно приближаясь к трем сотням . В Москве же первая воскресная школа была учреждена 12 июня 1860 года. При этом, как и в Киеве, большая роль в открытии этих школ принадлежала студенчеству. В сентябре того же года Министерство народного просвещения, учитывая быстрый рост числа воскресных школ в Петербурге, издало распоряжение о предоставлении им в качестве помещений всех столичных зданий, принадлежавших гимназиям, уездным и приходским училищам.

    Важность воскресных школ была оценена с самого начала их появления в России ярчайшим деятелем педагогической науки К.Д.Ушинским, заботившимся об образовании российского народа. Его активная работа по организации воскресной школы при Смольном институте, а также ряда других школ в Петербурге свидетельствует о его приверженности идее укрепления христианского и нравственного компонентов в педагогическом процессе. Интересно заметить, что посещение недавно образованных воскресных школ, произвели на К.Д.Ушинского весьма положительное впечатление. О людях, которых он встретил в этих учебных заведениях, он пишет даже с некоторым восторгом: «Видно, что все эти люди ... собрались сюда не шутку шутить, не из пустого любопытства, а собрались дело делать, и что это дело, для которого они пожертвовали несколькими часами единственного свободного дня своей трудовой недели, кажется им не только делом полезным, серьезным, но каким-то святым, каким-то религиозным делом». И далее: «...Я был поражен той напряженностью внимания, без всяких усилий со стороны наставников, которую заметил в учениках воскресных школ» .

    Статья К.Д.Ушинского «Воскресные школы», впервые изданная в 1861 году в «Журнале Министерства народного просвещения», обобщила и систематизировала знания об этом новом явлении в российской педагогике XIX века. Автор акцентирует внимание на воспитательной стороне педагогического процесса в воскресных школах. Так, рассуждая о внешнем устройстве воскресной школы, Ушинский выделил основные параметры, на которые, по его мнению, следует ориентироваться при создании воскресной школы. Во- первых, воскресная школа должна строиться на обоюдном и свободном желании - с одной стороны, учиться, с другой - учить. Во-вторых, воскресные школы следует разделить на мужские и женские, причем, как пишет автор, «значительную пользу школе может принести участие женщин в педагогическом процессе, так как в женском характере есть удивительно размягчающий элемент, съедающий нечувствительно ту грубую кору, облекающую сердце, которая так упорно мешает развитию мальчика, заброшенного в детстве» . По мнению К.Д.Ушинского, преподаватель в воскресной школе, обучая и воспитывая своих учеников, «постоянно должен держать в голове две цели: первая - формальная - представляет собой развитие умственных способностей учащихся, памяти, воображения, фантазии и т.д.. При этом задача учителя в большей мере заключается в развитии в ученике желания и способности добывать знания самостоятельно». Для достижения второй цели — так называемой, реальной — необходим разумный выбор предметов для наблюдений, представлений и соображений. И, как считает ученый, эта задача не менее, а даже более важна, чем первая . К.Д.Ушинский формулирует и важнейшие задачи, которые ставит перед собой воскресная школа: «пробудить умственные способности учеников к самодеятельности и сообщить им привычку к ней, указывая, где следует, дорогу, но не таская их на помочах», а также «направить сознательный взгляд ученика на то занятие, которое долж

    Похожие диссертации на Православная воскресная школа как воспитательная организация